Реферат по предмету "Экономика"


Налогообложение на Украине

Краматорскийэкономико-гуманитарный институт
Кафедра экономикиКУРСОВАЯРАБОТА
по основам экономической теории
на тему “Налогообложение на Украине” ЭП – 00 – 2д   Разработал
студ.________________________ Шрам Сергей Алексеевич   (группы)
____________________________
(Ф.И.О.)
____________________________
(подпись) Ефремов Борис Григорьевич   Руководитель работы
____________________________
(Ф.И.О.)
Работадопущена к защите “_____”___________________        г.Работа защищена “____”____________________      г.
Оценкой________                                                                     ________________
(подпись руководителя)
 
 
 Краматорск
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1.  Понятие налоговойсистемы.
2.  Принципы налогообложения Украины.
3.  Функции налогов.
4.  Система налогообложения Украины.
5.  Основные задачи совершенствования  налоговой системыУкраины.
6.  Заключение.
Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ.
    Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, других обязательныхплатежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие вустановленном  законом порядке. Сущность, структура и роль системыналогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительнымправом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя иззадач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовыесанкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частьюсистемы налогообложения, государство  предъявляет единые требования кэффективному ведению хозяйства в стране.
    Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе смомента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. Всовременном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходовгосударства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизмиспользуется для экономического воздействия государства на общественноепроизводство, его динамику и структуру, на состояние научно-техническогопрогресса. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации.Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
     В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­литьтри крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до началасредних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбораналогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, асбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо­щиоткупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стра­не возникает сетьгосударственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет частьфункций на себя: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбораналогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Рольоткупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на­конец, третий, современный,этап — государство берет в свои ру­ки все функции установления и взиманияналогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти,местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степеньсамостоятельности. В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­литьтри крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до началасредних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбораналогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, асбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо­щиоткупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стра­не возникает сетьгосударственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет частьфункций на себя: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбораналогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Рольоткупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на­конец, третий,современный, этап — государство берет в свои ру­ки все функции установления ивзимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональныеорганы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту илииную степень самостоятельности.
    Система налогообложения Украины представляет собой совокупность налогов,сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственныецелевые фонды, взимаемые в установленном порядке. Ее сегодняшнее состояниеможно охарактеризовать как создание основ.
     Осуществляя воздействие на экономику, государство, какправило, преследует следующие основные цели:
• достижение постоянного устойчивого экономического роста;
• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
• обеспечение определенного минимального уровня доходовнаселения;
• создание системы социальной защищенности граждан, в первуюочередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
• равновесие во внешнеэкономической деятельности.
    Достичь этих целей одновременно практически невозможно.Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономическойполитике государства.
Основным инструментом государственного регулированияявляется налоговая политика и финансовое воздействие на частноепредпринимательство.
     При помощи сугубо экономических регуляторов, свойствен­ныхрыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, ин­вестирования,государство побуждает принимать желаемые ва­рианты хозяйственной деятельности,удовлетворяющие общест­венные потребности.
    Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности иответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения,государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства вУкраине.
            

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
   Налоги — обязательные платежи в бюджет,  осуществляемые юридическими ифизическими лицами. К общегосударственнымналогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог наприбыль предприятий и организаций, таможенный сбор, государственный сбор, налогна доходы граждан, плата за землю, налог с собственников транспортных средств,налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата заспециальное использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающейприродной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержаниеавтомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствийЧернобыльской катастрофы, в Фонд содействия занятости  населения, в Фонд социальногострахования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен Законом Украины " Осистеме налогообложения" (редакция от 02.02.94 г.).
Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
1)объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению;
2)субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3)источник  налога  — т.е.  доход из которого выплачивается налог;
4)ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;
5)налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налогимогут взиматься следующими способами:
1)кадастровый  -  (от слова кадастр — таблица,  справочник), когда объект налогадифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и ихпризнаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установленаиндивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налогане зависит от доходности объекта.
 Примером такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортныхсредств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортногосредства, не зависимо от того, используется это транспортное средство илипростаивает.
2) наоснове декларации:
Декларация- документ,  в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога снего. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата  налогапроизводится после получения дохода и лицом получающим доход.
Примеромможет служить налог на прибыль.
3) yисточника:
Этотналог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому, оплата налога  производитсядо получения дохода,  причем получатель дохода получает его уменьшенным насумму налога.
Например,подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием илиорганизацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например,заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет.Остальная сумма выплачивается работнику.
    Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
Вшедyлярной налоговой системе весь доход,  получаемый налогоплательщиком,делится на  части  -  шедyлы.  Каждая  из  этих частей облагается налогомособым образом.  Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки,льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
     Вглобальной налоговой системе все доходы физических и  юридических лиц облагаются  одинаково.  Такая  система  облегчает расчет налогов и упрощаетпланирование  финансового  резyльтата для предпринимателей.
Глобальнаяналоговая система широко применяется  в  Западных государствах..
     Cреди налогов,поступающих в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямые устанавливаютсянепосредственно относительно плательщиков. Их размер зависит от объектаналогообложения, а непрямые включаются в цену товаров и  услуг. Дляотдельного плательщика их размер прямо не зависит от его доходов.
Ставканалога — важный элемент налога, которыйопределяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода,единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают,твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1.Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2.Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налогабез учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .
3.Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по меревозрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщиквыплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4.Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере ростадохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может ине приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
Вобщих чертах видно,  что прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которыхнаиболее сильно  давит на лиц с большими  доходами, регрессивные налогинаиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающимнезначительными доходами.
 

Налогибывают:
Снатуральной базой обложения:
    - по домовые налоги;
    - по душевые налоги;
    - специфические таможенные пошлины;
 
Состоимостной базой обложения:
а)налоги на базе валового дохода:
    - акцизы;
    - налоги с оборота;
    - таможенные пошлины;
    - налоги на имущество, капиталы и т.д.;
    - налоги на проценты, дивиденды и т.д.;
б)налоги на базе очищенного дохода:
    - корпорационный налог;
    - налог на индивидуальные доходы;
    - налог на добавленную стоимость;
    - налог на наследства.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УКРАИНЫ
     Правовой основой налоговой системы служат Законы Украины «О внесенииизменений и дополнений в Закон Украинской ССР „О системеналогообложения“ и „О внесении изменений и дополнений в  ЗаконУкраины “О государственной налоговой службе в Украине», принятыеВерховным Советом Украины. В новом Законе Украины «О системе налогообложения»предусмотрено, что при   определении налогов, сборов и обязательных платежей, атакже установлении обязанностей и ответственности плетельщиков эта системастроится на следующих принципах.
     Во-первых, обязательность исполнения законодательства о налогах всемисубъектами налогообложения, что означает  равно напряженность для предприятийвсех форм собственности в формировании общегосударственного и местных бюджетов.В рамках целостности экономической системы все хозяйственные субъекты и гражданедолжны находиться в примерно одинаковых налоговых условиях. Как свидетельствуетмировой опыт, отступление от этого принципа означало бы разрушение единогорынка, нарушение нормального перемещения финансовых  и трудовых ресурсов.
    Во-вторых, социальная справедливость в отношении всех субъектов налогообложенияв вопросах об источнике уплаты налогов, о трудоемкости получения доходов(прибыли), и в том числе — о предоставлении определенных льгот.
    В-третьих, сочетание интересов государства, регионов, предприятий и граждан иобеспечение поступления средств в бюджеты соответствующих уровней игосударственные целевые фонды.
    Обязанности и ответственность в системе налогообложения обусловлены такжедействием двух взаимосвязанных  принципов  системы — стабильности  и  гибкости.Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивыйхарактер при определении нормативных  ставок налогов и порядка исчисленияналоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципаявляется одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионев отдельности обстановки общей  экономической  стабильности,  повышения эффективности производственной и финансовой деятельности  и т. д. В ЗаконеУкраины «О системе налогообложения» также  предусматривается, что ставки  налогов  и  размер других обязательных платежей не должны меняться   напротяжении бюджетного года, если иное не предусмотрено 3законодательствомУкраины. В условиях рынка такая стабильность требуется на более длительноевремя.
    В целях стабилизации налоговых отношений установлено, что закон,предусматривающий изменение размеров налогов и других обязательных платежей,обратной силы не имеет (за исключением случаев, когда он улучшает положениелица или снимает с него ответственность). Никто не может нести ответственностьза действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением.
    Под гибкостью налогового законодательства понимается способность налоговойсистемы быстро перестраиваться для эффективного  решения  разнообразныхвопросов, возникающих в налоговой политике государства, без нарушениястабильности системы налогообложения. Исходя из требований налоговой политикиУкраины в современных условиях, в новом налоговом законодательстве государствоотказалось от не оправдавших себя крайне жестких ставок налогов на предприятия,установило финансовую ответственность банков и других кредитных учреждений занарушение законов о налогах, устранило уравниловку  в примененииадминистративного штрафа к должностным лицам предприятий и гражданам, болеечетко регламентировало права, обязанности и ответственность государственныхналоговых инспекций с учетом действующего законодательства Украины.
    Принцип гибкости обеспечивается наличием комплекса налоговых льгот,устанавливающего полное или частичное освобождение юридических или физическихот обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей, что, вочередь, создает предварительные условия для развития наиболее необходимыхприоритетных для общества направлений деятельности субъектов хозяйствования.Гибкость налоговой системы в условиях рыночных отношений выступает необходимойпредпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов в целяхэкономического и правового регулирования социальных процессов, стимулированияразвития производства и др.
    Современная налоговая система регламентирует основные  обязанностиплательщиков: вести бухгалтерский учет, составлять отчетность офинансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее сохранность; в сроки,установленные законодательством, подавать в государственные налоговые инспекциии другие государственные органы бухгалтерскую отчетность и другие документы исведения, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;своевременно и в полном размере уплачивать налоговые суммы и осуществлятьдругие  обязательные платежи, допускать служебных лиц налоговых инспекций дляобследования помещений, которые используются с целью получения доходов илисвязаны с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок повопросам исчисления налогов и других обязательных платежей; выполнять другиеобязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательныхплатежей.
    Среди мер ответственности в налоговом законодательстве особое место занимаютсанкции как эффективный инструмент государственного экономического иадминистративного воздействия на плательщиков налогов и должностных лиц, несоблюдающих действующего законодательства.
    Санкции предусматривают взыскание с нарушителя определенной денежной суммы вбюджет и призваны усилить экономическую ответственность за эффективностьхозяйственной деятельности, а также за исполнение законов о налогообложении.Наиболее существенные изменения и дополнения к законодательству,регламентирующие порядок определения размера и применения штрафных санкций кпредприятиям, должностным лицам и гражданам, внесены в Закон Украины «Огосударственной налоговой службе в Украине». Размер финансовых санкций,применяемых к предприятиям, значительно уменьшен. До принятия нового законафинансовые санкции применялись к предприятию в виде штрафа в двух кратном (200%), а при повторном нарушении в течение года — в десятикратном (1000 %) размереот суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода); за отсутствие учета прибыли(дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а такжеза непредставление налоговой декларации, отчетов, расчетов и других документовдля исчисления и уплаты налогов и других обязательных  платежей в бюджетвзыскивался дополнительный штраф в размере 50 % положенной  суммы налога илидругих обязательных платежей. В новом законе размер основного штрафа вназванных случаях сократился до 500 % (в 2 раза), в дополнительного — до 10 %(в 5 раз). Кроме того, дополнительный штраф не применяется к предприятиям занарушения бухгалтерского учета, связанного с налогообложением) а имущественнаяответственность в подобных случаях возлагается на должностных лиц предприятий,виновных в этих нарушениях. В результате усиливается персональнаяответственность работников за финансовую деятельность предприятия.
    Принципиальные изменения в законодательстве объясняются следующими основнымипричинами. Во-первых, ранее принятые законы о налогах исходили из неправильнойпосылки о том, что, чем выше размер  штрафа, тем больше денежных  средствпоступает в бюджет, и в связи с этим главной цепью финансовых санкций былососредоточение на фискальной функции  налогообложения — пополнении  доходнойчасти государственного и местного бюджетов. Приведем данные о финансовыхсанкциях, применяемых к предприятиям по действующим законодательствам Украины иРоссии. В РФ при сокрытии (занижении) дохода (прибыли) взыскиваются вся суммане доплат и штраф в размере этой суммы, при повторном нарушении — штраф в двухкратном размере указанной суммы (ее пятикратный размер взимается только приумышленном сокрытии доходов, установленном судом). За отсутствие учета объектовналогообложения и за ведение такого учета с нарушением установленного порядка, повлекшееза собой сокрытие или занижение дохода за проверенный период, взыскиваетсядополнительный штраф в размере 10 % денежной суммы налога. Как видим, по новомуЗакону Украины, размер финансовых санкций, применяемых к предприятиям,приближается к размерам, установленным законодательством Российской Федерации,чем намечается интеграция налоговых систем обеих стран.
     Для создания оптимальных налогов наиболее важными  являются следующиетребования:
а)налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики сцелью стабилизации, оздоровления и подъема экономики страны;
б)налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольноготолкования, быть понятной налогоплательщикам;
в)налоги должны по возможности не влиять на принятие различными лицамиэкономических решений или такое влияние должно быть минимальным;
г)сокращение издержек налогами на содержание администрации и соблюдениеналогового законодательства;
д)использование налоговой политики для достижения социально-экономической целинеобходимо свести к минимуму;
е)ставки налогов не должны превышать аналогичные ставки в соседних странах;
ж)система налогов должна иметь минимум необоснованных льгот, быть увязанной собщей политикой ценообразования и ростом заработной платы;
з)налоги должны предоставлять больше свободы предпринимательству, инвестициям,научно-техническому прогрессу.
    Налоговая система может преследовать различные цели, которые не обязательномогут согласовываться  между собой. Возникают противоречия, поэтому инеобходимо добиваться временного компромисса. Например, принцип равенстваналогообложения требует усложнения административной системы  и ведет кнарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция налогов может нарушитьпринцип равенства и справедливости.
    Существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости.Первый  — основывается на принципе выгоды для налогоплательщиков. Справедливойналоговой системой считается та, при которой налоги, уплачиваемыеплательщиками, соответствуют пользе, получаемой от услуг государства, или,прямо говоря, справедливость налоговой системы зависит от структурыгосударственных расходов.
    Второй подход основан на принципе способности платить, в соответствии с которымналоговая проблема рассматривается сама по себе независимо от политикигосударственных расходов, то есть при данной потребности в налоговыхпоступлениях каждый налогоплательщик должен внести свою долю в зависимости отспособности платить. Оба подхода имеют мак свои преимущества, так и недостатки.Каждая из налоговых систем содержит элементы двух подходов.
    При построении налоговой системы следует также принять во внимание следующиенаблюдения:
а)универсальный налог на потребление не влияет на выбор товаров, а акцизы влияют;
б)подоходный налог влияет на выбор между нынешним и будущим потреблением, ауниверсальный не оказывает такого воздействия на потребление;
в)частичный налог на доходы капиталов нарушает инвестиционный процесс;
г)при росте налоговых ставок эффективность налоговой системы сначала повышается идостигает своего максимума, а потом начинает снижаться;
д)расходы прогрессивного подоходного налогообложения значительно  вышепропорционального.
Общиепринципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общихэлементах налогов, вмещающих субъект, объект, источник, единицуналогообложения, льготы и налоговую ставку.
    Субъекты налога выступают или в виде налогоносителя, или конечногоналогоплательщика, формально не несущего юридической ответственности, нофактически являющегося плательщиком через законодательно установленную системупереложения налога.
   Объектом или предметом налогообложения выступают различные виды доходов,товаров и услуг, а также разные формы накопленного богатства или имущества.Отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, рента, процент) имеютсамостоятельное значение и поэтому предмет налогообложения и источник налога невсегда совпадают. Принцип равенства и справедливости распределения налоговогобремени, составляющий базу теории конкретного построения налогов, лежит воснове  построения налоговых ставок или величины налога на единицуналогообложения.
    В зависимости от принципа и характера предмета налогообложения налоговыеставки  могут  быть твердыми (абсолютная сумма на единицу налогообложения) илипроцентными. Процентные ставки, в свою очередь, могут быть пропорциональными ипрогрессивными. Налоговая политика в Украине должна содействовать, преждевсего, росту объемов накопления, созданию условий, облегчающих предприятиямобновление основного капитала.
    Предприятиям и предпринимателям,  занимающимся  торгово-посредническойдеятельностью, необходимо установить налоги в размере 35-40 %, а налог надобавленную стоимость — 18-20 %.
    Налоги — наиболее адекватный свободе хозяйственной деятельности методвзаимоотношений государства как с предприятиями, так и с населением, наиболеедемократичный способ экономического регулирования. Новая налоговая системадолжна учитывать принципиальные изменения в жизни страны. Следовательно,необходимо создать более разветвленную, квалифицированную налоговую службу дняконтроля и своевременной уплаты налогов, с возможностями (в случаях нарушениязаконодательства) вести следствие, обеспечить безопасность деятельности ееработников.

ФУНКЦИИ  НАЛОГОВ
                                                  Регулирующая
    Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
— регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образомв определении «правил  игры»,  то  есть разработка законов,нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и  наемных рабочих. К нимотносятся законы, постановления, инструкции государственных органов,регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей,деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговыхдомов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращенияценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка непосредственно с налогами не связано;
— регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства вусловиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим  вобществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодномобществу направлении.
    Таким образом, развитие рыночной экономики регулируетсяфинансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системыналогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками,выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок иосуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этомкомплексе экономических методов занимают налоги.
    Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия дляускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решениюактуальных для общества проблем. 
                                                       
                                                  Стимулирующая
    С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа рабочих мест,  капитальные вложения в расширениепроизводства и др.  Стимулирование технического прогресса с помощью налоговпроявляется прежде всего в том,  что сумма прибыли, направленная натехническое  перевооружение,  реконструкцию, расширение  производства  товаров народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда  других освобождается от налогообложения.
  
                                                  Распределительная
    Или, вернее, пере распределительная. Посредством  налогов  в  государственномбюджете концентрируются средства, направляемые затем на решениенароднохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др.
    С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий ипредпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие производственной  и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и капиталоемкие ифондоемкие отрасли  с  длительными сроками окупаемости затрат: железные дорогии автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др. 
    Пере распределительная функция  налоговой  системы носит ярко выраженныйсоциальный характер. соответствующим образом построенная налоговая  система позволяет  придать рыночной экономике социальную направленность,  как этосделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путемустановления прогрессивных ставок  налогообложения,   направления  значительной части бюджета  средств  на социальные нужды населения,  полногоили частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальнойзащите.
                                                 Фискальная
    Наконец, последняя функция  налогов  — фискальная, изъятие частидоходов   предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата, обороны  станы  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеетсобственных источников доходов (многие учреждения культуры — библиотеки, архивы и  др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития- фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
   Указанное разграничение  функций  налоговой  системы   носит условныйхарактер,  так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. 

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯУКРАИНЫ
    
     Системаналогообложения Украины представляет собой совокупность налогов, сборов, другихобязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды,взимаемые в установленном порядке. Ее сегодняшнее состояние можноохарактеризовать как создание основ.
    Исторически налоги являются наиболее давней формой финансовых отношений междугосударством и членами общества с целью создания общегосударственногоцентрализованного фонда денежных ресурсов, необходимых для выполнениягосударством его функций. Кроме налогов существуют и другие виды платежей вгосударственный бюджет, плата за использование ресурсов и отчисления в целевыефонды.
     В нашей стране взимается общегосударственные налоги и другие обязательныеплатежи, а также местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.
    К первой группе относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налогна прибыль предприятий и организаций, таможенный сбор, государственный сбор,налог на доходы граждан, плата за землю, налог с собственников транспортныхсредств, налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата заспециальное использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающейприродной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержаниеавтомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствийЧернобыльской катастрофы, в Фонд содействия занятости  населения, в Фондсоциального страхования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен ЗакономУкраины " О системе налогообложения".
    Среди налогов, поступающих в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямыеустанавливаются непосредственно относительно плательщиков. Их размер зависит отобъекта налогообложения, а непрямые включаются в цену товаров и  услуг. Дляотдельного плательщика их размер прямо не зависит от его доходов.
    Второй составляющей налоговой системы является система непрямогоналогообложения. В Украине применятся два вида непрямых налогов: универсальныеи специфические акцизы, а также пошлины. С точки зрения выполнения фискальныхфункций они более эффективны, чем прямые, поскольку их база налогообложенияменее чувствительна к изменениям тенденций экономического развития страны.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ                                                   НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  УКРАИНЫ
    Для облегчения ситуации необходимо достигнуть стабильности налоговогозаконодательства, которое обеспечило бы: введение в действие законодательныхактов по вопросам налогообложения не раньше чем через год с момента ихпринятия; неизменность ставок льгот и правил налогообложения в течение минимум3 лет с момента введения в действие актов налогового законодательства, а такженалогового законодательства относительно платников, которые берут участие вцелевых государственных инвестиционных программ в течении всего времени ихдействия.
  Государство должно научиться грамотно руководить доходами и отказаться отдействующей ныне жестокой зарегулированности экономики, которая толкаетпредпринимателя в “тень”. Иначе говоря, необходимо достигнутьсбалансированности интересов бюджета и конкретного предпринимателя.
  Для этого следует обеспечить гибкость налоговой системы, приспособить её  к внешней и внутренней экономической коньюнктуре. Прежде всего речь идёт оделегировании налоговым органам права дать отсрочки, рассрочки по оплатеналогов, взимание пени, и введение штрафных санкций в зависимости отфинансового положения налогоплательщика и перспектив его развития с соблюдениемединого условия – в конце определённого отчётного периода налогоплательщикобязан полностью оплатить всю сумму задолженности. При такой схеме, возможно,использовать и уже опробованную систему налоговых кредитов.
    Необходимо также учитывать фактор сезонности работы плательщика и особенностиотдельных областей промышленности и сельского хозяйства.
    Правительство разных государств могут быть в каких угодно отношениях, однакопредприниматели стремятся и будут стремиться к сотрудничеству, если оно взаимновыгодно. В случае если в налоговом законодательстве не будет учтён этот фактор,то не только государство, а и предприниматели потеряют большие доходы.
    Например. После введения Украиной налога на добавленную стоимость на продукцию,которая импортируется, Россия ввела аналогичный налог на товары, которые поступаютс Украины. Вследствие этого Украина потеряла российский рынок сбыта сахара, таккак его экспорт стал невыгодным. В настоящее время обеими сторонами этот налоготменён.
    Поэтому достижение согласованности внутренней налоговой системы с налоговыми системамисмежных государств, которые являются основными экономическими партнёрамиУкраины – важный вопрос сегодняшнего дня. Создание совершенной налоговойсистемы внутри одной отдельно взятой страны не решает полностью решение всехпроблем.
    Необходимо до минимума довести негативное влияние на экономику страны теневогобизнеса. Анализ ситуации, которая сложилась, свидетельствует о том, что теневаядеятельность причиняет убытки одинаковой мерой как государству, так и каждомулегально работающему предпринимателю. Правда, риск, на который сознательно идуттеневики, не всегда оправдывается прибылью, которую они получают.
    Теневая экономика не безопасна ещё и тем, что активно привлекает к своей сферевсё новых и новых субъектов предпринимательской деятельности. Например,коммерческие банки, к сожалению, необычайно заинтересованы в активнойсовместной работе с фиктивными предприятиями. Только в одном из проверенныхналоговой инспекцией коммерческих банков из 1000 действующих расчетных счетов294 использовались фиктивными предприятиями.
    Главная задача, которую ставят перед налоговой полицией, не распылять силы нанескончаемые проверки лотков и киосков, а систематически отрабатывать наиболеезначительные факты уклонения от уплаты налогов, предупреждать массовыенарушения налогового законодательства. Можно привести только две цифры:содержание всей налоговой полицией обходится государству в 13 млн. гривен вгод,  тогда как за пол года бюджет пополнился на 190 млн. гривен благодарядействию налоговой полиции.
    Я считаю, что само понятие налоговой реформы включает в себя не толькоизменение законодательства, которое регулирует размеры и процесс сбора налогов,а и модернизацию самой налоговой службы, приведение её в соответствие с ужесуществующими рыночными нововведениями, которая могла бы на достаточном уровнеобеспечивать доходы в бюджет.
     Все понимают, что при желании, за год или два нельзя создать идеальнуюналоговую систему. Но сейчас, прежде всего, нужно думать о финансовой системепереходного периода. Налоговая система в отрыве от экономики существовать неможет. С выздоровлением экономики будет совершенствоваться и налоговая система.Но при этом налоги должны не сдерживать развитие экономики, а напротив –стимулировать её.
    Японимаю, что всё время налоговые органы, как органы фискальные, есть и будутодними из наиболее непопулярных государственных институтов в стране. Но хочуподчеркнуть, что налоги – это плата за цивилизацию, и исполнятся они должныцивилизованно. Надеюсь, что в недалёком будущем Украина выйдет на такойуровень.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
   Сегодня Украина находится на стадии формирования налоговой системы, главноезадание которой – создать условия для развития предпринимательства и на этойоснове обеспечить полное удовлетворение государственных и социальныхпотребностей.
        Сегодня уже можно подвести некоторые итоги годовой работы ГНА Украины. За этовремя ещё острее встали все проблемы налогового поля Украины, ещё нагляднеестали для разрешения вопроса, связанные с выплатой налогов. Увеличился процентвыявления нарушений налогового законодательства. Например, в прошлом годунарушения налогового законодательства были обнаружены у 52% проверенныхпредприятий, а за результатами 9 месяцев текущего года — уже у 56%.
    Понять непосредственную связь между бюджетом страны и благосостоянием каждогогражданина, в том числе и предпринимателя, долженкаждый.                                           
    Недоплачивая налоги в бюджет, каждый из нас прямо или косвенно обворовывает самсебя. Представьте себе удачливого и богатого предпринимателя, в офисе которого(а сейчас нередко и дома) систематично выключают электроэнергию и воду, неработает отопление. Даже самые современные модификации автомобилей становятсябеспомощными на наших неосвещённых дорогах, покрытых ямами. Как бы это ни былогрустно, но это реальность нашей жизни, как при всём этом некоторые особынередко восхищаются тем, что они каким-то образом отклонились от уплатыналогов. Тогда позвольте спросить: выигрывают ли они от этого?  На первыйвзгляд (с учётом одномоментной выгоды в денежном выражении), может быть, и так,но если посмотреть глубже – ни в коем случае. Государство, которое не имеетдостаточно средств, становится беспомощным в деле защиты своих граждан, как в социальном,так и в общегосударственном плане. Вывод простой: отношения между государствоми предпринимателем должны строиться на основах паритетности и взаимовыгоды, арегулироваться могут только через сбалансированную налоговую систему.
    Принимая во внимание вышесказанное, хотел бы остановиться на одной изособенностей экономической ситуации, которая сложилась на Украине. Существующаяналоговая база способна обеспечить наполнение бюджета и даже больше.Одновременно безсистемное предоставление льгот плательщикам и массовоеуклонение субъектов предпринимательской деятельности от выплаты налоговпринуждает государство расширять налоговую базу и ввести более жесткую систему взыскания налогов. Создается парадоксальная ситуация чем больше налоговпытаемся собрать, тем меньше платников их выплачивает.
    На мой взгляд, построение  такой налоговой системы, которая б обеспечиласоздание благоприятного налогового климата на Украине, невозможна без внедренияцелого комплекса мер, которые в корне изменили б сам подход к выплате налогов,как необходимого атрибута государства.

Литература:
1.  Бобров В.Я. Основи ринкової економіки: Підручник.-К.: Либідь, 1995.-320с.
2.  Булатова А.С.Экономика: Учебник/Под ред.А.С.Булатова.2-е изд., перераб.и доп.-М: ИздательствоБЕК, 1999-816с.
3.   Климко Г.Н. Основиекономічної теорії: політекономічний аспект: Підручник  /Г.Н.Климко,В.П.Нестеренко, Л.О. Каніщенко та ін. 2-ге вид., перероб. і допов. –К:  Вищашк.-Знання, 1997-743с.
4.   Медведев В.А.Политическая экономия: Учебник для вузов /МедведевВ.А.., Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др.-М.: Политиздат,1990-735с.
5.   Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономическихзнаний, Учебное пособие.-М: Междунар.отношения, 1999-400с.
6.   Ніколенко Ю.В. Основиекономічної теорії за редакцією проф.Ю.В.Ніколенка, 2-ге вид.К.: “Либідь”,1998–270с.
7.   Пруссова Л.Г. О снови ринковоїекономіки: Виробничо-практичне видання.-К.: РВО “Поліграфкнига”, 1993-304с.
8.   Соболев В.М.Макроэкономика. Учебное пособие для студентов эконом. вузов и факультетов .-Харьков: НВФ  “Студцентр”, 1997-224с.
9.  Коровяковская Е. Экспортное возмещение по НДС // Баланс — 2000. — №37. — с. 52 — 54.
10.      Папинова О.Налогооблажение // Баланс — 2000. — №43 с. 54 — 55
11.      Нормативная база«Налог на прибыль, валовые расходы» //Баланс — клуб 2000.
12.      Закон  Украины «О налогена добавленную стоимость» // Негоциант — 1997. -№ 42 — 43


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.