Реферат по предмету "Экономика"


Монополия: сущность, виды, влияние на экономику

Автономнаянекоммерческая организация
Высшегопрофессионального обучения
ЦентросоюзаРоссийской Федерации
Российскийуниверситет кооперации
Кафедраэкономической теории
Курсовая работа поэкономической теории
Монополия:сущность, виды, влияние на экономику

Содержание
 
Введение
1. Сущность, причинысуществования монополий в экономике. Формы монополий
1.1 Сущность монополий
1.2 Причины монополий
1.3 Формы монополий
2. Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста
3. Общественные издержкирыночной власти монополии. Необходимость и формы антимонопольной политики
3.1 Общественные издержки монопольной власти
3.2 Необходимость антимонопольной политики
4 Антимонопольная политика и особенностидемонополизации российской экономики
Заключение

Введение
Одной из главных задач, которые решает государство в рыночнойэкономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда – важное условие развитиярыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителямимешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированногорынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.
Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономикив настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В Россиибольшинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслях. Влияние этихотраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.
Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлениидля российской экономической науки определяет отсутствие единых подходов к формированиюкомплексной модели регулирования монополий, которая бы адекватно соответствовалаформирующимся экономическим отношениям.
Цель данной работы – наиболее полно осветить и проанализироватьважнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними иособенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.

1. Сущность, причины существования монополий в экономике.Формы монополий
 
1.1 Сущность монополий
Монополия– это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавцапродукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) илииным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительноеправо распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителейи общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого полученияприбылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственногомонополизма.
Влитературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономическихструктур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются нарядусо словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняямонополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такаяситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенноважных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногихпоставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно«монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное.
Можно выделить характерныечерты чисто монополистического рынка:
1. Нарынке существует только один продавец (mono–один, poleo–продавец – греч.).
2. Продуктфирмы уникален, у него не существует близких заменителей. Поэтому у покупателейнет выбора продавца.
3. Продавецконтролирует цену, диктует её рынку. Он может сохранить и даже увеличить цену ипри падении спроса, уменьшив объём производства.
4. Дляпроникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне трудно преодолимые барьеры.
По мнению И.В. Липсица существуеттри типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентови изменению там ситуации к лучшему для покупателей:
· Юридические барьеры.Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивалисьсебе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственныхмонополий. Однако государство рождает монополию и тогда, когда выгоды от этого достаютсяпреимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям. Такиемонополии представлены в виде лицензий и патентов на изобретения и научно-техническиеразработки.
· Естественные барьеры.В некоторых случаях рождение монополии становится неизбежным по сугубо объективнымпричинам. Барьеры, порождающие их естественны, т.е. закономерно присущи определённомурынку. Например, монополистом может стать фирма, купившая землю с месторождениемполезных ископаемых. Закон защищает права собственника, даже если в итоге он сталмонополистом. Также существуют монополии, возникновение которых обусловлено техническимиили экономическими причинами. К примеру, технически почти невозможно создание вгороде двух сетей канализации, подвода газа.
· Экономические барьеры.Такие барьеры возводятся самими фирмами монополистами или являются следствием неблагоприятнойобщеэкономической ситуации в стране. Почти 90% промышленного потенциала страны сосредоточенона крупнейших предприятиях. Добиться снижения этой гипермонополизации российскойэкономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих появлениюновых фирм. Такими причинами могут быть высокие налоги, дорогая цена оборудованияи т.д.
Первоначально монополизацияохватила промышленное производство, а затем и остальные сферы экономической деятельности.Таким образом, классические капиталистические монополии возникли из среды мелкихтоваропроизводителей.
Уровень концентрации производстванеизбежно ведёт к монополизации рынков товаров и услуг путём концентрации объёмовпродаж сравнительно небольшим количеством товаропроизводителей. Эти хозяйствующиесубъекты обладают рыночной и в целом экономической властью.
В России, как и в другихстранах, задолго до Октябрьской революции 1917 г. сформировались крупные монополистическиеструктуры в сфере производства и обращения.
Если капиталистические монополиивозникли “снизу”, из среды конкурирующих товаропроизводителей, то социалистическиемонополии создавались “сверху”, государством. Второе отличие состоит в том, чтов условиях острой конкуренции монополистом на рынке может стать лишь предприятиес лучшими качественными параметрами производимой продукции, что достигается наличиеммощного научно-технического потенциала. В условиях же тотального монополизма производствоопределённых видов продукции может быть организовано на предприятиях с отсталойтехнической базой. Для того чтобы получить прибыль монополисту достаточно установитьмонопольно высокие цены и навязать их потребителям.
Следующая отличительнаяособенность состоит в том, что плановая монополизированная система привела к хроническомудефициту, тогда как рыночная экономика избавлена от подобного явления. Плановоераспределение ресурсов и подавляющего вида произведенных продуктов не способствовалоудовлетворению потребностей общества. К началу 90-х гг. в стране возник дефицитпрактически всех товаров как потребительских, так и производственно-техническогоназначения. К этому следует добавить, что продукция отечественных товаропроизводителейвсе больше и больше становилась неконкурентоспособной, весьма далекой от аналоговзарубежных фирм.
Отличительной чертой выступаетреакция экономики, да и государства на возникновение и развитие монополизма. Рыночнаяэкономика фактически отвергла монополию. Опасность монополизации экономики быланамечена давно. Но только мировые кризисные потрясения 20 – 30-х гг. нашего столетияпоказали разрушительные последствия деятельности монополий. Страны рыночной экономики,пережив экономическое и политическое потрясение, используя закономерности развитиярынка, государственное регулирование, сумели переломить монополистические тенденции,твердо встали на путь защиты рыночной конкуренции, перешли от монопольных структурв экономике к конкурентным.
В отечественной экономике,к сожалению, все шло наоборот. Продолжались усилия по наращиванию концентрации нетолько производства и потребления, но и распределения и обмена. В конце концов,наша система превратилась в огромную организационную сверхмонополию.
1.2 Причины Монополий
Существует несколько возможныхпричин появления монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которыхмонополии делят условно на естественные и искусственные.
Естественной монополиейназывается ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благос более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.
Причиной такого положенияможет быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем нижесредние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшиесредние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может бытьниже, чем у маленькой фирмы.
Эта экономия от масштабаможет объясняться особенностями технологических условий производства.Однимиз лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые извидов транспорта требуют существования определенных «линий» (совокупностирельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирамиили грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы.Самавозможность существования такой «дорогой» фирмы, как метрополитен, объясняетсябольшим потоком пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большомколичестве пассажиров этой платы хватает на покрытие затрат.
Искусственной монополиейназывается ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отраслисуществует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получаетконтроль над всей отраслью.
Причины этого могут бытьфинансовые = если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью)скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителяданного продукта.
Причиной может быть обладаниеуникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственнымисточником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этогоблага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимогодля производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретоммогут быть разными = фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительноеправо у ее изобретателя.
В любом случае при естественнойили искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственнаяфирма в отрасли является полным хозяином положения.
1.3Формымонополий
Различают пять основныхформ монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественноговоспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистическихобъединений – картели и синдикаты.
Картель– это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которогосохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственнуюи коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объемепроизводства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат– это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которогосохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенныйпродукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Болеесложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизациираспространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляетсятакая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест– это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности,участники которого теряют собственность на средства производства и произведенныйпродукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяютсяпроизводство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственникиотдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участиев управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевойконцерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности,транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производстваи произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединенияфинансовый контроль.

2. Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста
/>
Рис.1
Посуществу выбор монополиста сводится к выбору точки на кривой спроса на его продукт.Предположим, что на рис. 1 изображена кривая спроса на продукт монополиста. Монополистможет выбрать точки А, Б, В или любую другую точку на кривой спроса. Точки, лежащиенад кривой спроса, ему недоступны. Почему он не выбирает точки, лежащую под кривойспроса? Конечно, он может выбрать такую точку = например, точку Г = производитьколичество Q1 и продавать его по цене Р1. Но это будет противоречить его желаниюполучить максимум прибыли = ведь он может запросто поднять цену до значения Р2 иувеличить свою выручку на величину площади заштрихованного прямоугольника. Какоебы количество продукта ни решил монополист выставить на рынок, он попытается назначитьна него максимально возможную цену.
Следовательно,если монополист хочет получить максимальную прибыль, то он должен выбрать одну източек на кривой спроса.
Акакую точку?
Ответна этот вопрос зависит от формы кривой спроса и формы кривой средних затрат монополиста.
Предположимдля простоты, что кривая спроса на продукцию монополиста является прямой линией(см. рис. 1). Предположим также, что мы имеем дело с искусственной монополией, котораяобразовалась следующим образом. В спичечной отрасли существовала конкуренция несколькихдесятков примерно одинаковых фирм, которые имели одинаковые средние затраты на производствокоробки спичек. В отрасли существовало равновесие длительного периода, при которомвсе заводы производили 1 млн. коробков, продавали по цене, равной средним затратам,и экономическая прибыль всех фирм была равна нулю. Неожиданно некий предпринимательскупил все фирмы в этой отрасли и стал монополистом.
Средниезатраты производства спичек монополиста в этом случае можно считать одинаковымидля любого выпуска, так как для изменения выпуска он будет просто закрывать отдельныезаводы, оставляя другие работать в «нормальном» режиме.
Чтобыопределить цену и объем выпуска, которые принесут ему наибольшую прибыль, монополистдолжен перебрать все точки на кривой спроса, рассчитать прибыль в каждой из нихи выбрать точку, в которой прибыль максимальна.
/>
Рис.2

Еслимонополист начнет понемногу уменьшать выпуск, он обнаружит, что это увеличиваетприбыль. Например, выпуск 800 тысяч коробок в неделю он сможет продать по болеевысокой цене 15 рублей за коробку (точка Д на графике). Его выручка составит такимобразом 12 млн., средние затраты 8 млн., а прибыль вырастет с нуля до 4 млн. рублей!
Еслимонополист решит уменьшить выпуск еще немного = до 600=тысяч коробок в неделю, онсможет повысить цену до 20 рублей за коробку (переход в точку Г) и его прибыль составитуже 6=млн. рублей.
Ноесли он уменьшит свой выпуск еще на 200 тысяч коробков и перейдет в точку В, онобнаружит, что прибыль его не изменилась, даже несмотря на повышение цены коробкадо 25==рублей. А если он еще уменьшит выпуск и перейдет в точку Б, то он обнаружит,что его прибыль уменьшилась до 4 млн. рублей.
Еслимонополист решит уменьшить выпуск еще немного = до 600=тысяч коробок в неделю, онсможет повысить цену до 20 рублей за коробку (переход в точку Г) и его прибыль составитуже 6=млн рублей.
Ноесли он уменьшит свой выпуск еще на 200 тысяч коробков и перейдет в точку В, онобнаружит, что прибыль его не изменилась, даже несмотря на повышение цены коробкадо 25==рублей. А если он еще уменьшит выпуск и перейдет в точку Б, то он обнаружит,что его прибыль уменьшилась до 4 млн. рублей.
/>
Рис.3

Таким образом, монополистуневыгодно выходить за пределы отрезка ВГ и следует искать оптимальную точку внутринего. Перебрав все возможные варианты он обнаружит, что максимальная прибыль достигаетсяв точке M и равна 6,25 млн рублей. Любая соседняя точка будет означать уменьшениеприбыли. Так как точка М является самой выгодной для монополиста, он установит выпуск500 тысяч коробков в неделю и будет продавать их по цене 22,5 рубля.
Прибыль монополиста в этойточке равна площади заштрихованного прямоугольника (произведению выпуска Q и разностиP=v=AC). И монополист мог бы решать эту задачу «геометрическим способом»= для этого ему нужно просто найти прямоугольник с наибольшей площадью, вписанныйв фигуру, образуемую кривой D, кривой АС и вертикальной осью координат.
А может ли монополист уменьшитьвыпуск легко, чтобы не изменились его средние затраты? В нашем случае при искусственноймонополии, возникшей в результате объединения множества мелких фирм, монополистпросто закрывает часть заводов, оставляя другие работать в оптимальном режиме, дающемминимум средних затрат. Поэтому сокращение выпуска с 1 миллиона до 500 тысяч коробковв неделю = это просто закрытие половины заводов.
Можно заметить, что подобноеповышение цены коробка спичек более чем в 2 раза (с 10 до 22,5 рублей) совершенноневыгодно потребителям, которые в результате вынуждены наполовину сократить потреблениеэтого блага.
Поскольку монополист сократилвыпуск отрасли в 2 раза, это означает уменьшение в 2 раза объема спроса этой отраслина все ресурсы, которые она приобретает для производства спичек (сырье, оборудование,труд рабочих). А это не выгодно поставщикам этих ресурсов = производители промежуточныхблаг оказываются не в состоянии продать продукцию, рабочие вынуждены искать новоеместо работы.
Таким образом, искусственнаямонополия действует противоположно интересам практически всего хозяйства (можетбыть, за исключением производителей зажигалок или других заменителей блага «спички»,на продукцию которых может возрасти спрос).
Всегда ли монополисту будетвыгодно сильно сокращать выпуск и поднимать цену? Это зависит от формы кривой спросаи формы кривой средних затрат.
Если, например, кривая спросаочень неэластична (рис. 3.6.5), то монополисту будет действительно выгодно сильносократить выпуск и поднять цену, так как увеличение цены будет сопровождаться незначительнымувеличением объема спроса. Наибольшую площадь под такой кривой спроса будет иметьпрямоугольник с небольшим основанием и длинными боковыми сторонами (заштрихованна рис. 3.6.5)
/>
Рис. 4
Если же спрос на продуктмонополиста высокоэластичный и кривая спроса имеет пологий вид (рис. 3.6.6), монополистуне выгодно будет значительно повышать цену, так как это очень сильно сократит объемспроса, а сокращение объема спроса уничтожит всю выгоду от увеличения цены. В этомслучае монополист выберет точку А (именно эта точка соответствует прямоугольникупод кривой спроса, имеющему максимальную площадь). Цена при этом вырастает оченьнезначительно (на графике = всего на 20 или 30%).
А как устанавливается равновесиев случае естественной монополии, когда фирма-монополист не является объединениеммножества маленьких фирм?
В этой ситуации фирма такжеможет воспользоваться возможностью выбрать и цену своего продукта, и объем всегорыночного предложения, чтобы увеличить свою прибыль. Правда, от предыдущего примераэта ситуация отличается тем, что средние затраты фирмы при увеличении выпуска постоянноснижаются и кривая средних затрат имеет отрицательный наклон. Но принципов действиямонополиста это не меняет.
Предположим, что на рис.3.6.7 изображены спрос на «троллейбус» в зависимости от цены билета (криваяD) и средние затраты на перевозку одного паcсажира (кривая AC). Обратите внимание,что, в принципе, этот троллейбусный парк может обслуживать 12=000 пассажиров в деньпри цене 10 рублей за поездку и это будет покрывать его затраты.
/>
Рис. 5
Но монополист заинтересованне в обслуживании максимального количества пассажиров при наименьшей цене билета,а в получении наибольшей прибыли. Как и в предыдущем случае, монополист может перебратьвсе точки на кривой спроса и определить, в какой из них он получает максимальнуюприбыль. На нашем рисунке это точка М = в ней монополист получает прибыль 138 тысячрублей (в остальных точках прибыль меньше этого значения). При этом цена возрастаетдо 40 рублей, и количество пассажиров в троллейбусах уменьшается в два раза.

3. Общественные издержки рыночной власти монополии. Необходимостьи формы антимонопольной политики
 
3.1 Общественные издержки монопольной власти
На конкурентном рынке ценаравна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышаетпредельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшениюобъемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителейи увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояниеобщества в целом?
/>
Рис. 6
Мы можем ответить на этотвопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентногои монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободнойконкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рис.6 показывает кривыесреднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизироватьприбыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доходравен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены какРm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентныецена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой Среднегодохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек.
Теперь посмотрим, как меняетсяизлишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольнымцене Рm и количеству продукции Qm.
При монополии цена вышеи потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители,которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители,которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряютизлишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительскогоизлишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначеннуюпрямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка,обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которуюпроизводители получают от продажи (QC — Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя,следовательно, составит А — С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибылипроизводителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убыткиот монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределеныв пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объемпроизводства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки- это общественные издержки такой неэффективности.
Могут возникнуть и дополнительныеобщественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убыткив треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позицийнепродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это можетбыть связано с расходами на рекламу, созданием своего «лобби» и юридическимипопытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства.Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственныхмощностей, с тем чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновенияна монопольный рынок.
Экономический стимул этихиздержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольнойвласти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая частьизлишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественныеиздержки монополии.
Проблемами общественныхиздержек монопольной власти занимается государство. В следующей главе рассматриваютсяметоды регулирования деятельности монополий со стороны государственных органов.
3.2 Необходимость антимонопольной политики.
Действие рыночной конкуренции,свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентнойборьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточенияэкономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса.Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствуетизвлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали,что крупные фирмы, обладающие значительной властью, — это желательное явление вэкономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающиемонопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобызащитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечиваютвыгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, чтомонополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, таккак монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожаетих прибыли.
Антимонопольная политика — одно из направленийгосударственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственныхмер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация,разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятийи пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающихразвитие конкуренции среди товаропроизводителей.
Антимонопольное законодательство — законодательнозакрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов,органов государственной власти и управления.
Государство не стремится сделать все рынкисовершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создаетсреду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведениявыгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструментадминистративного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономическогоравновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
· охрана и поощрение конкуренции;
· контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
· контроль над ценами;
· защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.
Пока существуют монопольные рынки, их нельзяоставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этойситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольноеповедение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить дваее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которыхсостоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацеленына то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся мерыпо снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционногоклимата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственноговоздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушенияантимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольноерегулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постояннойполитикой государства.
Государство стремится не допустить превращениякрупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производстваи капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из нихпризнается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основецентрализации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство.Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, апредотвращение ухудшения условий конкуренции.
Противоречивость такого явления, как монополизмотражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное законодательствонаправлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрациипроизводства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-техническогопрогресса и условиями конкуренции на мировых рынках.

4. Антимонопольная политика и особенностидемонополизации российской экономики
Весной1994г. была утверждена Государственная программа демонополизации экономики. Онаопределила сферы для первоочередных мероприятий по демонополизации: торговля, строительство,отрасли связи, транспортно-дорожный комплекс (исключая железнодорожный транспорт),машиностроение. Вместе с тем данная программа имеет общий характер и не содержитдейственных мер по развитию конкуренции. Отраслевые и региональные программы демонополизации,разрабатываемые министерствами и региональными органами власти в рамках
Государственнойпрограммы, зачастую консервируют сложившиеся организационные структуры и также несодержат мероприятий по преобразованию монопольных отраслевых структур.
Здесьже заметим, что исключение железнодорожного транспорта из перечня отраслей для первоочереднойдемонополизации может создавать препятствия для изменения структуры данной отрасли,чрезвычайно перегруженной вспомогательными службами и производствами. Например,выделение предприятий по ремонту путей и подвижного состава из состава Министерствапутей сообщения могло бы привести к появлению конкуренции на рынках соответствующихуслуг.
Вдекабре 1993г. был издан Указ Президента РФ N2096, который стал правовой основойдля появления официально зарегистрированных финансово-промышленных групп (ФПГ).В качестве цели создания ФПГ предполагалось усиление конкурентоспособности российскойпродукции на внешних рынках посредством аккумулирования научно-технических достиженийкрупными производственными структурами с участием банковского капитала. Указ предполагалкак добровольное, так и директивное (в случае государственной собственности) объединениепредприятий, банков, научных учреждений.
Ксередине 1996г. более 30 ФПГ прошли официальную регистрацию в Госкомпроме России.Первыми ФПГ стали Уральские заводы, Сокол, Драгоценности Урала, Русхим, Сибирь,Объединенный горно-металлургический комплекс, Скоростной флот, Интеррос, позднеек ним присоединились Менатеп, Инкомбанк, Альфа, Алкор и другие. ФПГ создаются наоснове принципов как вертикальной, так и горизонтальной интеграции.
Существуюттакже крупные структуры, не прошедшие регистрацию как ФПГ, но по сути выполняющиеаналогичные функции. Так в ходе приватизации государственных предприятий был создан,например, многопрофильный концерн Гермес; другие крупные экономические структуры(Газпром, Лукойл), созданные на основе решений президента и правительства, такжеимеют тенденцию к развитию в структуры типа ФПГ.
СозданиеФПГ вызывает беспокойство у независимых экспертов по нескольким причинам.
Во-первых,ФПГ могут препятствовать развитию конкуренции. Хотя в документах об образованииФПГ декларируется положение о том, что ими не будет создаваться угроза для конкуренциина рынке, соответствующие проекты не проходят антимонопольной экспертизы в полномобъеме, и угроза конкуренции может возникать если и не напрямую (объединение субъектов,поставляющих товары на один рынок), то косвенно, например, через поглощение ФПГисточников сырья или сетей распределения для производителей одноименной продукции.
Во-вторых,некоторые предприятия и финансовые организации стремятся использовать институт ФПГдля получения финансовой помощи от государства через налоговые льготы, субсидиии т.п. Известны даже попытки создания псевдо-ФПГ, за которыми не стояли реальныепромышленные проекты.
В-третьих,формирование ФПГ снизу не вызывает возражений при отсутствии стремления к монополизациитоварных рынков. Вместе с тем широкомасштабное принудительное создание ФПГ под опекойгосударства в стране, где административно-командная экономика господствовала в течениемногих десятилетий, может достаточно быстро привести к формированию закрытой экономикис высоким уровнем монополизации производства.
16января 1995г. Правительством была утверждена Программа содействия формированию финансово-промышленныхгрупп. В программе декларируется необходимость учета антимонопольных требованийпри создании ФПГ, в частности недопущение приобретения ими монопольного влиянияна местных товарных рынках и ограничения доступа на них других субъектов, включаяиностранных. Однако программа не содержит конкретных мер и процедур, которые бымогли предотвратить монополизацию товарных рынков отдельными ФПГ.
До1994г. на основе целого ряда правительственных постановлений осуществлялось декларированиецен и регулирование рентабельности по отношению к себестоимости для предприятий,включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов. Регулирование монополийв 1992-1993гг. в целом не имело успеха в России. Это произошло по ряду причин. Во-первых,регулирование осуществлялось на основе реестра, который был составлен произвольно(без обоснования доминирующего положения предприятий) и в спешке (несколько тысячпредприятий за два-три месяца) и включал в себя чрезмерно большое число предприятий,значительно превосходившее масштабы сферы естественных монополий. Во-вторых, методы,применявшиеся при регулировании, плохо работали в условиях ускоренной инфляции.Регулируемые предприятия завышали издержки, стремясь уложиться в заданные границырентабельности, или тратили впустую время, ежемесячно декларируя свободные ценыв комитетах по ценам.
Регулированиемонополистов создавало препятствия и для развития конкуренции, так как предприятияне стремились начинать производство новых для них товаров, цены которых подвергалисьрегулированию.
Сначала 1994г. регулирование предприятий-монополистов было прекращено и реестр сталлишь списком предприятий, доминирующее положение которых на рынке определяет необходимостьотслеживания ГКАП и его региональными органами возможных проявлений монополизма.
Существеннойпроблемой, особенно в первые годы реформы, было административное закрытие региональныхрынков. Регулирование цен на многие товары приводило к тому, что предприятия стремилисьпродавать их в других регионах. Региональные органы власти запрещали вывоз товаров- происходила регионализация рынков. Следует заметить, что в ряде случаев региональныеорганы ГКАП эффективно противодействовали подобным решениям органов власти.
Врегионах могут появляться новые проблемы для конкуренции в связи с тем, что, защищаяинтересы слабых местных производителей, органы власти будут прибегать уже к запрещениюне вывоза, а ввоза товаров из других регионов.
Такимобразом, развивающаяся конкуренция может наталкиваться на новые препятствия на региональномуровне.
Вначале 1995г. регулирование цен на федеральном уровне было практически прекращено.Некоторые исключения, в том числе цены и тарифы на продукцию и услуги отраслей естественныхмонополий, нашли отражение в специальном правительственном постановлении. Одновременноэтим же постановлением было разрешено региональное регулирование цен на некоторыевиды товаров.
Вотраслях-естественных монополиях (электроэнергетика, газовая
промышленность,нефтепроводный транспорт, железнодорожный транспорт, отрасли связи) в 1993-1995гг.наблюдался более быстрый рост цен и тарифов по сравнению с индексом роста оптовыхцен в промышленности. В результате цены и тарифы для промышленных потребителей насоответствующие товары и услуги в ряде случаев достигли или превзошли среднемировойуровень.
Начинаясо второй половины 1995г. рост цен в этих отраслях несколько
замедлилсяпо сравнению с предшествующими годами реформы, что в значительной мере объясняетсяпопулистской ориентацией экономической политики перед парламентскими и президентскимивыборами. В четвертом квартале 1995г. цены и тарифы в отраслях-естественных монополияхбыли заморожены. В первом полугодии 1996г. ежемесячное индексирование цен и тарифовна природный газ, электрическую и тепловую энергию, грузовые железнодорожные перевозкибыло ограничено 80%, а для транспортировки нефти — 100% от прироста оптовых ценпроизводителей промышленной продукции. Таким образом, контроль за издержками естественныхмонополий в этих условиях потерял смысл, так как процедуры индексирования тарифовбыли механически привязаны к индексам инфляции.
Вовсех отраслях-естественных монополиях в том или ином виде присутствовала дифференциациятарифов в зависимости от расстояния транспортировки.
Исключениемдо сих пор остается газовая промышленность, где продолжает действовать единая оптоваяцена на газ независимо от местоположения потребителя. При отсутствии централизованногопланирования независимые экономические субъекты не имеют правильных ценовых сигналов,которые бы позволяли им принимать эффективные решения: краткосрочные — о виде используемоготоплива, загрузке мощностей электростанций и т.д.; и долгосрочные — о территориальномразмещении новых предприятий, потребляющих природный газ. Любые варианты территориальнойдифференциации оптовых цен на природный газ вызывали противодействие РАО Газпром,которое обосновывало невозможность данного мероприятия его значительным негативнымвоздействием на потребителей природного газа в Европейской части России.
Практическиво всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителейза счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировалисьза счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспортеубытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.
Общаядля экономики России проблема неплатежей особенно остро стояла в отраслях ТЭК ина железнодорожном транспорте. Проблема неплатежей обострилась в связи c принятиемправительственного постановления, запрещающего отключение потребителей энергоресурсовдо мая 1996г. Действие данного постановления было отменено 1апреля, но трудно предположить,что до президентских выборов предприятия смогут широко пользоваться подобной мерой.
Впервые годы экономической реформы были проведены акционирование и приватизация отраслей-естественныхмонополий (кроме железнодорожного транспорта). Вместе с тем приватизация не сопровождаласьизменением отраслевых структур. Производственные подразделения, которые при определенныхусловиях могли бы конкурировать между собой и с независимыми производителями, небыли отделены от транспортных предприятий, сетевая структура которых предопределяетнеобходимость организации эффективного регулирования.
Исключениемявляется нефтяная промышленность, где были образованы конкурирующие компании в областидобычи и переработки нефти и отдельная компания Транснефть для транспортировки нефти.Последняя компания включила в себя подотрасль, которая должна регулироваться какестественная монополия.
Отрасли-естественныемонополии продолжали нести бремя финансирования объектов социальной инфраструктуры(учебных заведений, учреждений здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.). КакМПС, так и РАО Газпром владеют многочисленными неэффективными сельскохозяйственнымипредприятиями. РАО Газпром, РАО ЕЭС России, Министерство путей сообщения проявлялиактивность не только в сферах газовой промышленности, электроэнергетики и железнодорожныхперевозок, но и в других сферах, во многих случаях не связанных с основной деятельностью.Так, РАО Газпром приобрел 50% акций предприятия, монопольно производящего минеральнуюводу Нарзан. Огромные размеры организационных структур, включивших в себя отрасли-естественные
монополии,предоставляют им широкие возможности для влияния не только на экономическую, нои на политическую ситуацию в России.
Допоследнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительнойстепени за счет внутренних источников (инвестиционные фонды, формируемые за счетсебестоимости), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы. Вместе с тем при благоприятномразвитии политических событий в будущем возможно широкое привлечение в высокоприбыльныеи перспективные отрасли внешних источников инвестиций (как зарубежных, так и отечественных).Под давлением МВФ были ликвидированы внебюджетные фонды в отраслях ТЭК, и РАО Газпромлишился основных налоговых льгот.
Сдерживаниероста тарифов и отмена стабилизационных фондов, по мнению отраслевых специалистов,привели к резкому ухудшению финансового состояния отраслей-естественных монополий.Однако в условиях закрытости финансовой информации и без проведения независимогоаудита соответствующих предприятий трудно поддержать или опровергнуть такие выводы.Тем не менее заработная плата и социальные выплаты в отраслях-естественных монополияхстабильно превосходили средние показатели по экономике.

Заключение
 
Внастоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущностьмонополии как крайней формы несовершенной конкуренции. Монополия представляет собойи самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. В то жевремя крупное производство в силу эффекта масштаба оказывается более выгодным, хотяи негативно влияет на рациональное использование факторов производства.
Главнойцелью монополиста является получение максимальной прибыли. Для этого предприятиедействует исключительно в своих интересах, поэтому государственное регулирование монополий является одним из главных факторов,обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Бесспорно, в некоторых случаяхсуществование монополий является оправданным и необходимым, но за этими процессамидолжен устанавливаться контроль по недопущению злоупотребления монопольным положением.
Наибольшее распространение получили естественные монополии.В частности, российские естественные монополии по своим характеристикам находятсяна уровне лучших мировых стандартов. Их реформирование должно быть продуманным,с объективной оценкой последствий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополизм представляетсобой серьезную проблему рыночной экономики и требует незамедлительного контролясо стороны государства. Опираясь на существующие законы и принимая новые, действительноработающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующиесозданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику,возможно решение проблемы монополизма.

Список литературы
1. Войтов А.Г. Экономика.Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг»,1999.
2. КнязеваИ.В. Антимонопольная политика в России/ И. В. Князева – М: Издательство «Омега-Л»,2007.
3. Колесов А.И., ИсаенкоА.В. Рынок и антимонопольное регулирование/ А.И. Колесов, А.В. Исаенко — Белгород:Изд. белгородского университета потребительской кооперации, 1999.
4. Макконелл К.Р., БрюС.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с
англ.11-го изд. К., Хагар-Демос, 1993
5. Основы рыночной экономики.Часть I./ В.М. Колтунов – Н. Новгород, Изд. Волго-Вятскойакадемии государственной службы, 1996.
6. Пиндайк Роберт С.,Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М.:
Дело,2000
7. Санько Г.Г. Монополизми антимонопольное регулирование. — Мн.: БГЭУ, 1997г
8. Экономика/ П.Э. Самуэльсон,В.Д. Нордхаус — М.: Издательский дом “Вильяс”, 2003.
9. Экономика: учебник./Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 1998.
10. Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ,2005
11. РАО «ЕЭС». URL: ru.wikipedia.org/wiki/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.