Реферат по предмету "Экономика"


Монетаризм как экономическая доктрина

Министерство образования РеспубликиБеларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственныйтехнический университет имени П.О. Сухого»
Кафедра «Экономическая теория»
Курсовая работа
по макроэкономике
«Монетаризм как экономическаядоктрина»
Гомель 2009

Содержание
Введение
1. Количественная теория денег как основа монетарнойконцепции
2. Монетаристский подход к решению макроэкономических проблем
Заключение
Список литературы

Введение
В данной курсовой работерассматривается тема под названием: «Монетаризм как экономическая доктрина».Эта тема весьма актуальна и важна. Ведь к заслугам монетаризма можно отнестимножество достижений в области денежно-кредитного регулирования: преодолениедепрессии и структурные преобразования в ряде развивающихся стран, преодолениефинансового кризиса 1970-х годов, денежное оздоровление Израиля, борьба сгиперинфляцией в развивающихся странах, модернизация на рыночных рельсах странЮго-Восточной Азии, Восточной Европы. В Венгрии, Чехии, Польши были созданыстартовые условия для экономического соревнования.
Можно сказать, чтомонетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Этотеория, обосновывающая специфические методы регулирования экономики с помощьюденежно-кредитных инструментов.
Монетаризм представляетсобой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке,относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явленияхозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих всфере денежного обращения.
Термин «монетаризм»был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской),утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние наизменение денежной массы.
Значительное влияние наформирование монетаристской теории оказали американские экономисты 20-40-хгодов Г. Саймонс, И. Фишер, Ф. Найт; а также П. Самуэльсон, Ф. Модильяни, Р.Солоу и др.
Они придавали большоезначение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооцениваликейнсианцы. Именно поэтому одной из заслуг монетаристов ряд западныхисследователей считает «реабилитацию» денег в системе экономическихкатегорий. Определенную респектабельность монетаризму придают ссылки на А. Смитаи основоположников количественной теории денег Д. Рикардо, Д. Юма, Р.Кантилона, Г. Тортона.
Интеллектуальным лидероммонетаристской школы является М. Фридмен, который положил начало эмпирическим итеоретическим исследованиям, показывающим, что деньги играют важную роль вопределении уровня экономической активности и цен.
Цель монетаризма –обеспечение стабильности путем оздоровления денежного обращения, освобождениярыночных сил от пут регулирования, создание атмосферы, в которой человекобретет экономическую свободу, а предприниматель будет стремиться ккапиталовложениям, новациям, риску.
Монетаристская доктринапринята на вооружение такими международными организациями, как, например, МВФ.Теперь МВФ осуществляет экономические сопоставления на основе так называемых «естественных»обменных курсов, предложенных М. Фридменом.
Монетаризм такженеобходим при валютном прогнозировании, т.к. он учит привлекать к анализумножество факторов, учитывать накопленный опыт, в особенности бесславный опытвалютных интервенций. Повысить профессиональные знания в сфере открытойэкономики позволяют исследования в области «переливов капитальных активов»,приобретших у нас форму бегства капиталов и вероятной их репатриации, проникновенияв тайну «импортируемой инфляции».
Данная тема достаточноизучена в науке и широко освещена в публикуемых изданиях. На мой взгляд,наиболее удачные издания по данной теме из используемой мной литературыпринадлежат таким авторам, как Бункина М.К., Бартнев С.А., Титова Е.Н.
Целью данной работыявляется:
1. Показать, что являетсяосновой монетаризма;
2. Показать, какмонетаризм подходит к решению макроэкономических проблем (стабильность цен,полная занятость, рост ВВП и другие).
Для того чтобы раскрытьэти цели и показать сущность монетаризма в курсовой работе представленыследующие главы:
1. Количественная теорияденег как основа монетаристской концепции;
2. Монетаристский подходк решению макроэкономических проблем.
На основании данных главможно проследить процесс развития монетарной теории и внедрения еезакономерностей на практике.

1. Количественная теорияденег как основа монетарной концепции
В основе монетаризмалежит ряд теоретических и методологических предпосылок: количественная теория денег,теория относительной цены А. Маршала, теория рыночного равновесия Л. Вальраса,краткосрочный вариант концепции кривых Филипса, кейнсианские модели ИСТД(инвестиции – сбереженья – труд — деньги), неопозитивизм как основа методологииисследования экономических процессов.
В конце 60-х годов М.Фридман реформировал количественную теорию денег, основываясь на существующихразработках (транзакционном варианте И. Фишера, кембриджской версии наличныхостатков, доходном варианте И. Фишера и К. Снайдера). Ее основная идея состоитв признании непосредственного влияния изменений денежной массы на уровень цен.По мнению Фридмана, «деньги имеют значение для динамики цен», и, чтоважно, «именно количество денег, а не процентные ставки, влияют насостояние денежного рынка или условия выдачи кредитов».
Монетаристский вариантколичественной теории можно свести к следующим положениям:
·         количественнаятеория есть, прежде всего, теория спроса на деньги, она не является теориейпроизводства, денежного дохода или уровня цен;
·         для экономическихагентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов активов,формой владения богатством;
·         анализ спроса наденьги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса напотребительские услуги.
Такая трактовкасвидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий между деньгами каккапиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокупностьденежных активов.
В монетаристском вариантеколичественной теории денег важное место отводится ожидаемым изменениям уровняцен как фактора, действующего на размеры кассовых денежных резервов и другихфинансовых активов, находящихся в распоряжении экономических агентов.Основываясь на собственном варианте количественной теории, монетаристы связываютее с производством. Поскольку динамика денежной массы имеет у нихпервостепенное значение для объяснения колебаний процесса производства, тоделается вывод о том, что кредитно-денежная политика – это наиболее эффективныйинструмент регулирования экономики.
Одно из ключевыхположений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариантобъяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительноважную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают,что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом ростаноминального дохода, а при быстром росте денежной массы также быстро растетноминальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние какна уровень цен, так и на объем производства (в рамках ограниченного периода).Отсюда следует, что монетаристский вариант количественно теории денег выполняетфункцию управления денежным спросом, а через него – хозяйственными процессами.Основываясь на положении об экстраординарной роли денег и утверждая, чтокапиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную засчет саморегулирования достигать состояния равновесия, монетаристы выстраиваютсвою модель экономического цикла, в которой определяющую роль играют измененияденежной массы. Основными элементами монетаристской теории экономического циклаявляются следующие: модернизированный вариант количественной теории денег,концепция номинального дохода, передаточный механизм, разработанный с целью иллюстрациивоздействия денег на хозяйственные процессы.
Как отмечают Т. Майер иК. Брунер, в модели передаточного механизма превалирующую роль играют «монетарныесилы», они считают деньги и цены. Монетаристская система функционируетследующим образом. Величина спроса на деньги является результатом оптимизацииразличных альтернативных вложений в капитал и зависит от существующих илиожидаемых относительных цен различных активов. Когда величина предельныхдоходов на все из возможных объектов вложений капитала становятся равными,тогда достигается оптимум. В том случае, когда величины предельных доходов неравны, экономические агенты меняют структуру своих активов путем увеличениядоли активов, способных принести большой доход, либо за счет сокращения менеедоходных объектов вложения. Следовательно, колебания экономической конъюнктурыприводят к изменению относительных цен, т.е. цен на товары, рассматриваемые поотношению к ценам на другие товары, и выгодности вложений капитала в различныеактивы.
Важнейшим детерминантомспроса на деньги в этой схеме считается величина номинального дохода,зависящего в свою очередь от спроса и предложения денег. Для того чтобы схемана этом не замкнулась, предполагается, что величина предложения денегопределяется за рамками модели. Основываясь на одном из важнейших положениймонетарной теории номинального дохода о «полном и мгновенномприспособлении предполагаемого количества денег к требуемому», а, такжеиспользуя неоклассическую модель равновесия Л. Вальса, монетаристы делают выводо том, что величина номинального дохода зависит от скорости обращения денег;обусловленной изменениями спроса на деньги от определяемого экзогенногопредложения денег. На основании этого делается еще один вывод о том, что посредствам изменения денежной массы можно добиться желаемого измененияноминального дохода. [4]
Изменения номинальногоколичества денег, устанавливаемого Федеральной резервной системы, считает М.Фридман, оказывает значительный эффект на объем производства и занятость вкраткосрочном периоде, а на цены – в долгосрочном. В книге «Монетарнаясистема Соединенных штатов. 1867-1960» М. Фридман и А. Шварц отмечаютвысокую стабильность отношения между изменениями денежной массы и циклическимиколебаниями экономической активности. [7]
Монетаристскую схемудействия «передаточного механизма», элементами которой являются деньи цены, достаточно точно описал английский экономист П. Браунин. Исходя изпредположения, что заработная плата определяется соотношением спроса ипредложения на рабочую силу на рынке, экономические агенты с целью повлиять наобъем производства, приспосабливают свой спрос на деньги к их предложению.Величина дохода также ставится в зависимость от спроса и предложения денег.Занятость определяется уровнем реальной заработной платы, а абсолютный уровеньцен не зависит от денежной массы. Полная занятость в этой схеме, отмечает П.Браунин, может быть достигнута только за счет снижения заработной платы.Следовательно, все экономические процессы у монетаристов связаны с колебаниями денежноймассы. Любое отклонение объема производства от равновесия в данной схемеустраняется корректировкой спроса на деньги и их предложения, поэтому очевиднойявляется приверженность монетаристов к денежному регулированию.
Монетаристскиепредставления уходят корнями в количественную теорию денег, опираются наисследования экономистов XX в., прежде всего И. Фишера и А. Лигу. Однако началособственно монетаристской концепции, по-видимому, можно датировать 1956 г., когда вышла в свет фундаментальная работа «Исследование в области количественной теорииденег», подводящая итог эмпирическим и теоретическим исследованиямденежного обращения за несколько десятилетий. В этой работе были сформулированыосновные положения «новейшей количественной теории денег». [1]
М. Фридмен определилновейшую количественную теорию как теорию спроса на деньги, а не теориювыпуска, номинальных доходов или цен.
В конце 60-х — начале70-х годов произошли важные для монетаризма изменения. Они были связаны как сразвитием собственно концепции, так и с событиями в реальной экономике.Усиление инфляции при одновременном росте безработицы и неудачные попыткисправиться с ситуацией методами фискальной политики в духе кейнсианскихрецептов, усиление нестабильности валютной системы в результате отказа отконвертации доллара и краха системы фиксированных валютных курсов — все этоспособствовало повышению интереса исследователей к проблемам, которымитрадиционно занимались монетаристы, и одновременно заставило практиков болеевнимательно отнестись к предлагаемым ими рекомендациям.
На фоне драматическихсобытий в экономике и экономической политике важные изменения произошли и всамом монетаризме.
1. Сформировалось новоенаправление — так называемый глобальный монетаризм.
2. Эмпирическиеисследования вышли на новый рубеж — были созданы большие эконометрическиемодели, позволяющие установить статистические характеристики важнейшихмакроэкономических зависимостей, прежде всего тех, которые в той или иной формеотражали влияние денег на экономику. Наиболее известной моделью такого рода,построенной в соответствии с монетаристскими представлениями о характеревзаимосвязей между денежной массой, объемом производства, ценами, процентнымиставками и т.д., была так называемая сент-луисская модель.
3. Фридмен предложилмодель номинального дохода, которая стала теоретической основой монетаризма.
4. Американскиеэкономисты К. Брунер и А. Мелцер отказались от использования моделей вприведенной форме и обратились к структурным моделям с целью более детальногоизучения механизма трансмиссии — последовательности воздействия измененияденежной массы на экономику. При этом они особое внимание уделили процессузамещения активов различных типов в портфеле экономических субъектов в ответ наизменение процентных ставок.
5. Были предпринятыпопытки, используя гипотезу об адаптивных ожиданиях, соединить фридменовскуюгипотезу о естественной норме безработицы с кривой Филлипса.
6. Был поставлен вопрос офакторах, определяющих естественную норму безработицы, и о способах воздействияна нее, а также о наилучшей стратегии борьбы с инфляцией. В ходе обсужденияэтих вопросов выявилась специфическая позиция ряда экономистов, которыепредставляют особое крыло монетаризма, так называемый неортодоксальный, илианглийский, монетаризм. [2]
Глобальный монетаризм. Воснове глобального монетаризма лежит следующее положение. Инфляция — чистоденежный феномен, но денежная система понимается более широко, в глобальномсмысле — как мировая валютно-финансовая система. Это было естественной реакциейна интернационализацию процесса инфляции.
Усиление инфляциимонетаристы объясняли ростом неустойчивости финансовой системы после отказа отконвертируемости доллара в 1971 г. и краха системы фиксированных валютныхкурсов. Последовавшее за этим резкое увеличение стоимости золотых резервовцентральных банков привело к усилению нестабильности внутреннего денежногообращения и валютных курсов. [3]
Эконометрическиеисследования. В 1970 г. в журнале, издающемся Федеральным банком г. Сент-Луиса,была опубликована статья, в которой излагалась эконометрическая модель,описывающая воздействие кредитно-денежной политики на экономику в духемонетаризма. Эта модель противостояла построенной примерно в то же времясовместными усилиями экономистов из Совета управляющих Федеральной резервнойсистемы и Массачусетсского технологического института эконометрической моделиFRS-MIT, которая отражала кейнсианское видение механизма воздействия денег наэкономику.
Сент-луисская модельпредставляла систему из восьми приведенных уравнений. Экзогенные переменныемодели: масса денег в обращении, правительственные расходы на поддержаниезанятости, потенциальный уровень производства, прошлые темпы инфляции;эндогенные — изменение совокупных расходов, избыточный спрос, изменения уровняпроизводства, текущий темп инфляции (зависит от величины избыточного спроса),ожидаемые изменения уровня цен (задаются как адаптивные ожидания), расхождениямежду достигнутым и потенциальным обменом производства, уровень безработицы,процентные ставки (зависят от изменений массы денег, цен и их ожиданий). [21]
Модель номинальногодохода. Параллельно с эконометрическими исследованиями создавалась итеоретическая основа монетаризма — модель номинального дохода Фридмена.
Принципиальное значение вмодели имеют два механизма: воздействия денег на процент, а через него наожидаемое изменение номинального дохода, и адаптации, отражающий способностьсистемы адаптироваться к отклонениям номинального дохода от ожидаемого егоуровня. Оба эти механизма во взаимодействии и определяют траекториюкраткосрочного движения.
Модель ничего не говорито влиянии денег на цены и уровень производства в отдельности. Этот аспект былрассмотрен в рамках так называемой теоремы об ускорении, которая явиласьобобщением модели номинального дохода.
Фридмен ввел функции,описывающие изменения цен и реального дохода. Переменными этих функцийявлялись: изменения номинального дохода, ожидаемых цен и ожидаемого реальногодохода, а также реального дохода и его ожидаемого значения.
При некоторых упрощающихпредположениях можно ожидать, что данная система будет описывать затухающийколебательный процесс, т.е. когда воздействие одноразового увеличения денежноймассы прекращается, через некоторое время экономика возвращается на траекториюустойчивого роста. Колебания возобновляются, когда системе сообщается новыйимпульс в виде ускоренного роста денежной массы.
Иными словами, для тогочтобы денежная политика влияла на реальное производство, необходимо увеличиватьмассу денег возрастающим темпом. В этом и состоит теорема об ускорении. [20]
Попытка структурногоподхода. Ограниченность модели номинального дохода, по мнению некоторыхмонетаристов, связана, прежде всего, с тем, что эта модель не учитываетструктурные сдвиги на рынке ссудного капитала, которые неизбежны при проведениикредитно-денежных мероприятий. Речь идет, прежде всего, о влиянии этихмероприятий на структуру процентных ставок, а через них — на совокупные расходыи их структуру.
Особое внимание этойпроблеме уделено в модели Бруннера-Мелцера. В этой модели авторы исследовалиэффект роста правительственных расходов в зависимости от того, как онфинансируется: через увеличение предложения денег или выпуск облигаций.
Согласно этой модели ростправительственных расходов, осуществляемый через банковскую систему, т.е.посредством эмиссии, вызывает увеличение реальных кассовых остатков, что ведетк росту расходов и номинальных доходов. В коротком периоде рост номинальныхдоходов приводит к увеличению реальных доходов, а впоследствии — к росту цен ипроцентных ставок.
Если расходыфинансируются за счет выпуска облигаций, рыночная стоимость ценных бумагпонижается, процентные ставки растут и изменяется их структура, происходитизменение стоимости активов, находящихся у экономических субъектов, аследовательно, изменяется их спрос, однако уже через эффект богатства, а нереальных кассовых остатков, как в первом случае. Теоретически оба способафинансирования правительственных расходов одинаково действенны. Однакопроведенные Мелцером и Бруннером расчеты показали, что в первом случае эффектзначительнее. [2]
Кривая Филлипса и ееинтерпретация монетаристами. Важной геометрической интерпретацией теоремы обускорении стала гипотеза о сдвигающихся кривых Филлипса, выражающая зависимостьмежду темпом инфляции и уровнем безработицы.
Кривая Филлипса – этокривая, отражающая взаимосвязь между уровнем инфляции и уровнем безработицы:высокая инфляция сопровождается низким уровнем безработицы, и наоборот.Использовалась политиками в 60-х годах как основа для выбора их экономическойстратегии. Начиная с 70-х годов кривая Филлипса в её «раннем» видеперестала отражать реальность. Разновидностью её является график, отражающийвзаимосвязь между тремя факторами: уровнем инфляции, уровнем безработицы игодовым процентом роста заработной платы. [9]
С помощью гипотезы осдвигающейся кривой Филлипса Фридмен хотел показать возможность отклонениявеличины безработицы от естественного уровня и одновременно продемонстрироватьвременный характер такой ситуации. Эта гипотеза давала ему также возможностьобъяснить одновременное существование инфляции и безработицы. Он опирался надва положения: о естественном уровне занятости (безработицы), который не зависитот проводимой денежной политики (от изменения массы денег), и об адаптивномхарактере ожиданий. Неортодоксальный монетаризм. Реальные проблемы 70-х годовпобудили экономистов внимательнее подойти к вопросу о том, что определяетестественное состояние безработицы и каковы факторы, его обусловливающие. Срединих были названы: производительность труда, структура занятости, условиямеждународной торговли и т.д., а также социально-психологические факторы,которые определяют претензии людей, их нежелание признать новую ситуацию и т.д.[15]

2. Монетаристский подходк решению макроэкономических проблем
Монетарная политика — политика, проводимая центральным банкомили правительством в области денежно-кредитных и валютных отношений. Санглийского языка monetaryозначает монетарный, денежный, валютный. Поэтомучасто происходит смешение понятий валютной политики и денежно-кредитной.Обычно, как у зарубежных экономистов, так и у отечественных ученых,использующих определение монетарный, под монетарной политикой понимаетсясовокупность регулирования денежной и валютной сферы, т.е. совместнаяреализация денежно-кредитной и валютной политики.
Предоставление денег для ежедневного использования являетсяобщеизвестной функцией правительств уже на протяжении более двух тысяч лет. Стечением времени большинство правительств создало специальные институты —центральные банки — и передали им эту функцию. Шведский Риксбанк был основан в1668 г., Банк Англии — в 1694 г., Банк Франции — в 1800 г., Банк Нидерландов — в 1814 г., Федеральная резервная система США — в 1914 г. В 1900 г. существовало лишь 18 стран с центральными банками. В 1999 г. эта цифра достигла 172. В начале XX в. внеконтинентальной Европы лишь у Японии и Индонезии были центральные банки.
Выделяют следующие основные цели монетарной политики:стабильность цен (снижение уровня инфляции), полная занятость, рост ВВП.
Недавний опыт показал, что теория монетарной политикидемонстрирует отсутствие возможности одновременного достижения всех трехпоставленных целей. Ярким доказательством тому является допущение существования«естественного уровня безработицы» и согласно кривой Филлипса —отсутствие долгосрочной корреляции между уровнем инфляции и безработицей. Другимисловами, монетарная политика, нацеленная на достижение низкого показателябезработицы, приведет к росту инфляции и возврату безработицы обратно на свой«естественный» уровень.
Центральный банк обычно не возлагает на себя обязательствагасить инфляцию, которая была порождена немонетарными источниками. Этосоответствует точке зрения, согласно которой монетарная политика (центральныйбанк) должна быть направлена на обеспечение ценовой стабильности, в то времякак фискальная (бюджетно-налоговая) политика (правительство) должна смягчитьструктурную слабость экономики.
Среди основных особенностей реализации монетарной политикинеобходимо выделить следующие:
Спрос на обязательства центрального банка, который существуетчастично по причине убеждения, частично — по букве закона, и участникигосударственного нефинансового сектора экономики нуждаются в держанииопределенного количества требований к центральному банку, которые обычно носятназвание «денежной массы» государства.
Монополия центрального банка. Центральный банк обладаетабсолютным монопольным правом эмиссии денежной массы в стране и удовлетворенияспроса на деньги. Наиболее часто встречаемой процедурой для реализации этогоправа являются операции на открытом рынке, т.е. покупка и продажа ценных бумаг(обычно долговые облигации). Норма обязательных резервов, которую коммерческиебанки должны держать в центральном банке в зависимости от депозитов — частьмонополии монетарной власти государства. Понижая норму, снижают спрос нарезервы, повышая — повышают. Кредитование Центробанком любого коммерческогобанка также является способом влияния на денежную массу.
Воздействие на нефинансовый сектор экономики. Для достиженияосновных целей монетарной политики можно путем изменения краткосрочнойпроцентной ставки повлиять на ВВП и занятость, или на цены и зарплату, или нато и другое.
Экономическая теория наравне с эмпирическими исследованиямипредлагает ряд путей для реализации механизма трансмиссии.
В ряде приоритетных задач реализации монетарной политикивыделяют: поддержание определенного обменного курса, контроля за размерамиденежных агрегатов, достижение оптимального уровня инфляции, которыевыполняются путем выбора одного из режимов монетарной политики.
Таргетирование обменного курса — это режим валютной политикис длинной историей. Оно может принимать форму фиксации стоимости местной валютык товару (якорю — такому, как золото, при функционировании золотого стандарта).До недавнего времени фиксированные обменные курсы использовались для фиксации квалюте страны с меньшим уровнем инфляции. Другой альтернативой (вместо жесткойфиксации к стоимости валюты страны с более низкой инфляцией, когда показательинфляции будет колебаться вокруг уровня инфляции той страны, к валюте которойзафиксировали курс) некоторые страны используют ползущую привязку, при которойвалюте позволено девальвироваться в установленных пределах. Таким образом,инфляция внутри страны будет несколько выше, чем в стране, к валюте которойзафиксирован курс.
У таргетирования обменного курса есть ряд преимуществ.Во-первых, номинальный якорь фиксирует показатель инфляции на товары, которыеучаствуют в международной торговле, и таким образом напрямую поддерживает инфляциюпод контролем. Во-вторых, если таргетирование надежно, то происходит фиксация ик инфляционным ожиданиям в стране, к валюте которой происходит привязка.В-третьих, таргетирование обменного курса обеспечивается автоматическиммеханизмом избегания монетарных проблем. Оно заставляет ужесточить монетарнуюполитику, когда появляется тенденция к обесценению местной валюты, или ослабитьее при переоценке валютного курса. В-четвертых, есть преимущество простоты иясности для населения. «Звуковая валюта» — легко понимаемая мерамонетарной политики (была важна во Франции для оправдания перед общественностьюжесткой монетарной политики «франк форт» («franc fort»)).
С учетом представленных преимуществ неудивительно, чтотаргетирование обменного курса широко использовалось в высоко развитыхиндустриальных странах для контроля инфляции. Франция и Великобритания успешноиспользовали данную политику при привязке своих валют к немецкой марке. В 1987 г., когда Франция впервые зафиксировала свой валютный курс к марке, инфляция составляла 3 %,т.е. на 2 % выше, чем в Германии. К 1992 г. уровень инфляции упал до 2 %, и был даже ниже, чем в Германии. К 1996 г. инфляция в Германии и Франции былаконвертирована до 2 %. Аналогично после привязки к немецкой марке в 1990 г. Великобритании удалось понизить инфляцию с 10 % до 3 % к 1992 г., когда она была вынуждена покинуть европейский механизм обменных курсов (ЕМОК) [16, с.85].
Но наряду с явными преимуществами существуют значительныенедостатки этой политики. Во-первых, таргетирование обменного курсаспособствует потере монетарной независимости. При открытом рынке капиталатаргетирование обменного курса приводит к привязке местных процентных ставок кставкам страны-донора. К тому же валютные потрясения в стране-доноре мгновенноперенесутся в государство, которое проводит рассматриваемую политику. Подтверждающимпримером может быть объединение Германии в 1990 г. Инфляционное давление, возникшее после воссоединения, и фискальная экспансия привели к ростудолгосрочных ставок в феврале 1991 г, и краткосрочных в декабре 1991 г. Все это отразилось на странах — участницах ЕМОК. Во-вторых, серьезной проблемой являетсяподверженность государств с политикой валютного таргетирования кдестабилизирующему эффекту спекуляции. Последствия воссоединения Германии выразилисьв кризисе сентября 1992 г. Обменные курсы французского франка, испанскойпесеты, шведской кроны, итальянской лиры и британского фунта могли двигатьсялишь в сторону обесценения против марки. Продавая свои валюты, страны предоставилиспекулянтам превосходную возможность обогатиться с минимальным риском. ТолькоФранции в тот период удалось удержать курс. Англия, Испания, Италия и Швецияприняли решение о девальвации. К тому же Великобритания покинула ЕМОК и сталаиспользовать политику таргетирования уровня инфляции. Для развивающихся странпотеря монетарной независимости не играет столь значительной роли, как дляиндустриальных, по причине исторически сложившейся зависимости от развитыхстран и больших потерь от самостоятельности, чем выгод. Следовательно, им прощесвязать свою политику с монетарной политикой развитых стран. В-третьих,недостатком для развивающихся стран в реализации политики таргетированиявалютного курса можно выделить ослабление всей финансовой системы и повышеннуювероятность возникновения структурного финансового кризиса. Из-за отсутствиядоверия к собственной валюте местные предприниматели, банки и правительствоинвестируют свои капиталы в долговые инструменты, номинированные в иностраннойвалюте. Такое поведение стало предпосылкой возникновения кризисов в Чили в 1982 г., в Мексике — в 1994 г. и странах Юго-Восточной Азии — в 1997 г. В-четвертых, для развивающихся стран наряду с преимуществом валютного таргетирования вснижении инфляции, к примеру, в Мексике со 100 % в 1988 г. до однозначного показателя в 1994 г., существует опасность возрождения инфляции при успешнойспекуляции. После кризиса в 1994 г, в Мексике инфляция достигла среднегодовогоуровня в 50 % в 1995 г[16, с.85].
Путем решения указанных проблем и достижения прозрачностимонетарной политики может стать использование механизма валютного совета, попримеру Аргентины, Болгарии, Гонконга, Литвы и Эстонии. Наряду с общимиположительными аспектами валютного таргетирования данные страны обладаютдополнительными преимуществами: в странах с механизмом валютного совета валютане может быть девальвирована. Это получило подтверждение во время кризиса вМексике, когда утекающие капиталы из экономики латиноамериканских стран оказаливлияние на курс их валют, но не на курс аргентинского песо. В Аргентине,проводившей политику валютного совета, изъятие депозитов и вложение денег вналичные доллары не имело смысла, а поскольку наличный доллар является активомс нулевой доходностью, по сравнению с банковскими депозитами,«бегство» капиталов из банков быстро сменилось их притоком. Таким образом,валютное правление повышает инвестиционную привлекательность экономики, чтоувеличивает вероятность роста чистых иностранных активов банковской системы.Однако применение механизма валютного совета может иметь и отрицательныестороны, поэтому его применение рекомендуется лишь при угрозе гиперинфляции иглубоко валютного кризиса.
Монетарная политика является приоритетом государственногорегулирования экономических процессов в большинстве зарубежных стран.Особенностью Республики Беларусь является то, что у нас акцентируется вниманиена денежно-кредитной и валютной политике по отдельности, монетарная сфера нерассматривается в качестве комплексного объекта регулирования. В результатецелевым показателем монетарных властей становится отнюдь не уровень инфляции, атакие параметры, как денежная масса и валютный курс.
Монетарную политику в Беларуси можно охарактеризовать какрежим таргетирования валютного курса. Однако, в отличие от мировой практики, внашей республике таргетирование проводится не для импортирования низкойинфляции, а ради самого процесса таргетирования. Скорее всего, монетарнуюполитику Беларуси можно назвать политикой обменного курса, который являетсяприоритетом денежно-кредитного и валютного регулирования. Монетарная политикаРеспублики Беларусь тесно связана с экономической политикой государства,поэтому ее конечной целью является обеспечение экономического роста. Кпромежуточным ориентирам монетарного регулирования Беларуси, которые позволяютдостичь запланированного прироста реального ВВП, можно отнести:
1. валютный курс;
2. кредитование реального сектора экономики и правительства;
3. процентную политику;
4. платежную систему.
Среди основных проблем монетарной политики Беларусинеобходимо отметить две. Во-первых, реальный доход значительно (в несколькораз) превышает производство, что в итоге приводит к росту импорта и давлению наобменный курс. Во-вторых, по-прежнему затруднено решение проблемы привлеченияинвестиций, особенно прямых иностранных инвестиций. Несмотря на их относительныйрост в абсолютном выражении, они не обеспечивают потребностей белорусскойэкономики.
Монетарная политика Республики Беларусь до приобретениясовременных очертаний прошла несколько этапов, которые послужили для неесерьезными уроками. В 1991г. на территории республики продолжала обращатьсяденежная единица несуществующего государства – советский рубль. На протяжении1992-1993гг. монетарные власти Беларуси активно использовали валютныеограничения, применяя множественность валютных курсов. В 1994г. наступила относительнаястабилизация, когда Национальный банк стал проводить режим «управляемогоплавания». Фиксация курса белорусского рубля к доллару в 1995г. привела кнеобходимости возврата к множественности валютных курсов в 1996г.,просуществовавшей до сентября 2000г. В этот период количество валютных курсов вБеларуси иногда достигало восьми. Либерализация монетарного регулирования в2000г., отмена административного валютного режима и введение «скользящей»фиксации, действующей до сих пор, придали Национальному банку статус локомотиваэкономических реформ в Республике Беларусь.
Стабильность цен является второй по значимости цельюмонетарной политики в Республике Беларусь. Определяющие факторы, которыевыбрали монетарные власти для сдерживания роста цен – интенсивность увеличенияспроса экономики на деньги, а также соответствие денежного предложения темпамэкономического роста и денежных доходов населения.
Итак, монетарная политика Республики Беларусь демонстрируетважное противоречие, при котором таргетирование валютного курса направлено нена снижение инфляции, а на стабильность национальной валюты. В свою очередь,сам уровень инфляции выступает в Беларуси промежуточным целевым показателем.Выходом из сложившейся ситуации, который позволит направить монетарную политикуна решение именно монетарных, а не валютных проблем, является таргетированиеинфляции. Практика инфляционного таргетирования, действующая уже на протяжениитринадцати лет, продемонстрировала способность противостоять инфляционномудавлению.
Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономикенезависимой Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности «победымонетаризма» в условиях централизованного управления, если к тому жемонетарная политика не всегда взаимоувязывается с другими стоимостными блокамихозяйственного механизма. В связи с этим можно констатировать: вырванная измонетаристской схемы оздоровления экономики (прежде всего это относится кэкономике, основанной на рыночных отношениях) либерализация цен (с элементамисдерживания в отдельные годы роста денежной массы) не привела к такомуположению, при котором в классической модели реформирования обесцененныеденежные средства предприятий и спад производства должны были неизбежнотормозить рост доходов работников реального сектора экономики. И поскольку вомногих отраслях этого не произошло, тем самым не были созданы серьезныепредпосылки для структурной перестройки производства.
Гипотетически в условиях либерализованных цен можно сохранитьжесткость монетарной политики, расширяя денежную массу по мере роста реальныхстоимостных объемов производства. Но тогда физический спад производства долженбыл бы дойти до предела весьма ограниченного потребительского спроса, жестколимитированного высокими ценами и умеренным ростом денежной массы. Только вэтом случае субъекты хозяйствования, ориентирующиеся на реальный конечныйспрос, могут сбалансировать производство и избавится от острой потребности вкредитах. Но наиболее болезненно в 1994-1995 годах жесткость денежно-кредитнойполитики Национального банка почувствовали отрасли с регулируемыми ценами,находящиеся в начале производственной цепочки.
Из вышеизложенного следует, что денежно-кредитная политика,как составная часть общеэкономической политики государства, является важнейшиминструментом регулирования экономики. Поэтому нарушение денежно-кредитногомеханизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Так,избыточная масса денег ведет к инфляции, снижению покупательной способностиденежной единицы, обесценению капитала. И наоборот, нехватка платежных средствограничивает возможность экономического роста, ведет к возникновению такназываемого кризиса неплатежей.
Однако объяснение механизма инфляции должно основываться нетолько на недостатках денежного обращения (безусловно, очень важных, но неединственных), но и базироваться на учете закономерностей и специфическихособенностей воспроизводства ВВП, натурально-вещественных и стоимостныхпропорциях общественного воспроизводства. Именно поэтому инфляция представляетсобой народнохозяйственное явление, и ее основную причину следует искать всамом процессе расширенного воспроизводства. Такой причиной является устойчивыйдисбаланс, возникающий в ходе воспроизводства ВВП. Этот дисбаланс обусловленпревышением общей суммы всех денежных доходов, выплаченных физическим лицам порезультатам производственной, социальной и любой другой общественно-полезнойдеятельности, над созданной в процессе производства суммой стоимости товарноймассы потребительского назначения и платных услуг за такой же период. Такоепревышение может быть большим или меньшим, а, следовательно, большим илименьшим окажется инфляционное давление в экономике.
В свою очередь, нарушения в воспроизводстве ВВП зависят отприменяемых методов хозяйствования. Если последние основаны на волюнтаристскомиспользовании объективно действующих экономических законов, то это приводит вконечном счете к нарушению оптимальности между натурально-вещественными истоимостными пропорциями общественного производства. Таким образом, инфляцию порождаютне только наличие лишних денег в обращении, но и методы хозяйствования,основанные на расточительном использовании ресурсов. В данном случае наличиелишних денег в обращении является следствием неверной экономической политикигосударства, обусловливающей возникновение в обращении лишних денег.
Для решения таких задач как обеспечение стабилизациипокупательной способности и обменного курса рубля; снижения процентных ставок;разрешения платежного кризиса требуется замещение во внутреннем (и частично во внешнеторговом)обороте иностранной валюты и денежных суррогатов рублевой денежной массой. Ееувеличение необходимо также для перехода от бартерных и клиринговых формрасчетов к безналично-денежным, от коммерческого кредитования предприятиямипотребителей к использованию банковского кредита.
Для снижения роста инфляции денежная эмиссия должна бытьограничена Национальным банком. Этого можно добиться за счет полногоиспользования всех основных рычагов регулирования денежно-кредитной сферы:установления учетной ставки Национального банка; проведения операций наоткрытом рынке; регулирования норм обязательного резервирования пассивовкоммерческих банков.
Учетная ставка в настоящее время запредельно высока. То естьобычные монетарные методы регулирования экономики в республике показадействованы недостаточно. Вместо них в основном применяется прямоеограничение рублевой денежной массы. В результате происходит долларизацияэкономики, расширяется бартер, ведутся клиринговые расчеты, растут неплатежи,возрастают процентные ставки. Для регулирования процентных ставок рекомендуетсяуправлять как спросом на ссуды, так и их предложением.
До настоящего времени государство регулировало в основномпредложение кредитных ресурсов, проводя рестриктивную денежно-кредитную политикус использованием инструментов монетарного регулирования. Регулирование спросана кредитные ресурсы практически не осуществлялось, а предоставление льготныхцентрализованных кредитов для развития АПК не соответствовало принципамгосударственного регулирования развитой рыночной экономики, поскольку такиекредиты предоставлялись без учета эффективности их использования, без гарантиивозвратности.
Рассмотрим подробнее монетарные рычаги ограничения спроса.
Монетарные рычаги включают дифференцирование нормативовстраховых отчислений при предоставлении кредитов заемщикам разной категорииплатежеспособности.
При большом спросе на кредиты со стороны неплатежеспособныхзаемщиков предлагается ввести персональную ответственность руководителейпредприятий за исполнение договорных обязательств, так как они готовы братьссуды на любой срок, под любые проценты и во многих банках. В преддвериибанкротства руководители многих предприятий проводят кредитную экспансию,поскольку персональной (имущественной и уголовной) ответственности заисполнение договорных обязательств пока не несут.
Целесообразно ввести жесткий механизм контроляплатежеспособности заемщиков, ужесточить государственный контроль уровнязадолженности и исполнения обязательств предприятий. В качестве критерия дляоценки правомочности руководителя привлекать и предоставлять ему кредитырекомендуется принять показатели платежеспособности предприятий и уровень ихзадолженности относительно налогооблагаемой и чистой прибыли, налогооблагаемогоимущества и собственного капитала, чистых активов без учета дебиторскойзадолженности.
Для предприятий, допускающих высокий уровень просроченнойкредиторской задолженности или высокий уровень задолженности в целом,целесообразно ввести особые санкции. Прежде всего целесообразно строгонормировать размеры оплаты труда руководителей и работников предприятий, фондапотребления и непроизводственных расходов.
При постоянном нарушении нормативов предлагается ввести длянеплатежеспособных предприятий неполную форму банкротства. Ее суть заключаетсяв том, что она предусматривает: управление предприятием со стороны комитетакредиторов; запрет на использование форм расчетов, уменьшающих поступлениевыручки на расчетный счет; увольнение руководителей предприятия до завершениясанации или ликвидации предприятия, с применением при необходимости санкций.
Управление предприятием комитетом кредиторов преследует цельустановления единых цен и условий поставок продукции, исключающих использованиетрансфертных цен для расхищения имущества предприятия его руководителями. Этимеры позволят резко снизить спрос на кредитные ресурсы со сторонынеплатежеспособных заемщиков и, соответственно, уменьшить процентные ставки.Если выяснится, что долги предприятия превышают не только ликвидные, но и всеактивы, то в таких случаях потребуется немедленная санация предприятия спереоценкой его долгов и активов, включая дебиторскую задолженность.
Для предприятий всех форм собственности предлагается:
1. Ввести систему экономических нормативов для коммерческихбанков, лимитирующих уровень кредиторской задолженности предприятий, в томчисле просроченной относительно собственного капитала, налогооблагаемогоимущества, валовой и налогооблагаемой прибыли;
2. Установить размер выплачиваемых дивидендов относительноваловой и чистой прибыли, фонда заработной платы и фонда потребления, расходовна управление; размеры и структуру дебиторской задолженности.
Следует использовать более жесткие нормативы для просроченнойкредиторской задолженности. В случае отказа руководителя неплатежеспособногопредприятия от сотрудничества с кредиторами или сокрытия им ликвидных активов(а также при применении трансферта средств предприятия в подставные фирмы)рекомендуется инициировать процедуру банкротства в форме реорганизации, а вкрайнем случае – и ликвидации предприятия-должника.
Иными словами, меры в сфере непосредственно монетарнойполитики и связанных с ней составляющих могут и должны сыграть не последнююроль в обеспечении условий развития экономики, однако они не только не являютсясамодостаточными, но и не способны доминировать в процессе создания такихусловий. Более того, даже в рамках узкой проблематики развития системыкредитования банками реального сектора экономики меры монетарной политики такжене играют решающей роли. Данная проблема является практическим примеромзначения точной настройки и координации всех звеньев экономической политики. Иэто закономерно, поскольку экономика представляет собой систему. Система можетбыть естественной (рыночной), т.е. базирующейся на экономическом понуждениисубъектов, или искусственной, базирующейся на разного рода внеэкономическихформах принуждения. Соответственно, экономическая система как таковая можетфункционировать более или менее гладко, более или менее эффективно. Переход отодной экономической системы к другой, т.е. состояние общества, когдаэкономическая система глобально не функционирует, когда новая система рождаетсяиз старой или на развалинах старой, требует особо жесткой координации всехсоставляющих экономической политики. Отсюда требования согласования властныхусилий, необходимость единой управляющей воли. Выделение в этих условиях одногоэлемента экономики и экономической политики и их добросовестная либоконъюнктурная фетишизация способны породить в самом благоприятном случае экономическийпустоцвет. Но и такая «удача» выпадает нечасто.

Заключение
 
Суммируя вышеизложенноеможно заключить, что монетаризм – это одно из направлений экономической мысли20-ого столетия. Монетаризм создавался как альтернатива кейнсианскому подходу вэкономике. Вот его основные положения:
1)Существует «последовательная, хотя и не абсолютно точная связь» междутемпом роста количества денег и темпом роста номинального дохода;
2)Изменения номинального дохода следуют за изменениями денежной массы с отсрочкойв 6—9 месяцев. В краткосрочном периоде сдвиги оказывают влияние главным образомна производство, а в долговременном—на цены;
3)Инфляция «всегда и везде представляет собой денежное явление», будучисвязана с опережающим ростом денег по сравнению с производством. При этом ростгосударственных расходов может иметь или не иметь инфляционных последствий взависимости от того, покрываются ли они за счет дополнительного выпуска денег;
4)«Передаточный механизм» влияния денежных сдвигов на величинуноминального дохода связан с изменением относительных цен обширного кругаактивов, а не только с изменениями нормы процента; эти изменения служат«обманчивым и ненадежным» ориентиром денежно-кредитной политики.
Монетаристы открыли новыезакономерности в макроэкономике. Это зависимость ВНП от денежной массы,инфляционные ожидания населения, зависимость инфляции от уровня эмиссии. Былообнаружено, что отказ от фискализма может иметь очень хорошие результаты(рейганомика).
Современные экономистысейчас уже не придерживаются определенных позиций, таких как кейнсианство илимонетаризм. На практике используются модели, которые более соответствуютстатистике. Мир много сложнее, чем модель, которую предлагают монетаристы. Темне менее, эта модель удачно применяется некоторыми странами для решенияэкономических вопросов.
В странах СНГ в начале90-х годов была предпринята попытка решать экономические проблемы денежнымисредствами. Была увеличена эмиссия денег, но это не привело к ожидаемымрезультатам, а как раз наоборот. Как, оказалось, сперва было необходимопроводить приватизацию, а потом уже либерализацию цен, чтобы привести экономикук рыночной. Как показал опыт Югославии, раздувание денежной массы можетпривести еще к более плачевным результатам, чем были у нас. Увеличиваяколичество денежной массы получаем эффект уменьшения коэффициента монетизации.А это означает уменьшение реального ВВП.
 

Список использованнойлитературы
1.        Андрианов В., Государствоили рынок? Кейнсианство или монетаризм? // Общество и экономика. – 2008. — №10/11.– с. 129-146
2.        Бартнев С.А.,История экономических учений. – Москва: Юрист, 2001
3.        Бартнев С.А.,Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – Москва:Издательство БЕК, 1996
4.        Бункина М.К., «Монетаризм».– Москва: АО «ДИС», 1994
5.        Гусейнов В.Н.,История экономических учений. — Новосибирск: СибУПК, 1997
6.        Жук, И., Рудый,К., Современные аспекты монетарной политики (теория и практика зарубежныхстран) // Веснiк БДЭУ. – 2001. — №6. – с. 82-86
7.        Историяэкономических учений. – Москва: Издательство МГУ, 1994.
8.        Историяэкономических учений. Учебник для экономических ВУЗов. – Москва: Норма-М, 1998.
9.        Калашников, В.А., Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь. –Москва: «Маркетинг», 1998.
10.      Каллаур П.В.,Обеспечение монетарной и финансовой стабильности: конфликт или гармония целей?// Банкаускi веснiк. 2007. — №19. – с. 4-7.
11.      Каллаур П.В.,Экономические аспекты монетарной интеграции //Белорусский экономический журнал.– 2000. — №3. – с. 4-11.
12.      Комков В.,Монетарная политика и енежная масс: итоги десятилетней эволюции // Банкаускiвеснiк. 2006. — №16. – с. 5-15
13.      Криворотов Д.Анализ применимости основных режимов монетарной политики в Беларуси. //Финансы: учет, аудит. – 2001. — №1
14.      Мазур В.,Монетаризм и монетарное таргетирование // Банкаускi веснiк. 2005. — №7. – с.24-28
15.      Макроэкономика.Учебное пособие. /Под редакцией Бункиной М.К. – Москва: ООО «Хатбер»,1998
16.      Маневич В.Монетарная динамическая модель Тобина и анализ российской экономики.
17.      Мирончик Н.Монетарный анализ равновесия и циклов: применение фильтра Камана // Банкаускiвеснiк. 2006. — №26. – с. 32-37
18.      Моисеев С.Неизвестный Фрдмен: вклад великого моетариста в развл Бреттон-Вудса // Вопросыэкономики. — 2005. — №3. – с.83-99
19.      Мойсейчик Г.,Воздействие денежно-кредитной политики на финансовые потоки в реальном сектореэкономики. // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2003. — №22
20.      Титова Е.Н.,История экономических учений. – Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,1997
21.      Фридмен М.,Шварц, А., История монетаризма в США. 1867-1960. – Москва: Тетра-Систем, 1999
22.      Экономическаятеория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Базылев Н., ГуркоС., Базылева, М. и др.; Под редакцией Базылева Н., Гурко С. – 2-е издание,стереотип. – Мн.: Интерпрессервис; Экопреспектива. — 2002. – с. 151-163


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Character Of Beowulf Essay Research Paper The
Реферат Будова та функції кровоносних судин лімфатична система
Реферат Шпаргалка по общей теории права
Реферат История сюрреализма
Реферат Занятость населения и безработица в России
Реферат Проектування засобів обчислювальної техніки в САПР PCAD 2008 (схема управління освітленням з будь-якого пульту ДУ)
Реферат The Gothic Age Essay Research Paper The
Реферат Кронштадский мятеж
Реферат Нові комп’ютерні технології обробки та класифікації інформації у контрольно-аудиторському процесі
Реферат Крестьянские войны
Реферат Мировой опыт и российская практика функционирования фондовых бирж
Реферат Анализ учебно-воспитательной работы маоу богандинской сош №1 Тюменского муниципального района за 2010-2011 учебный год
Реферат Цивилизация
Реферат Виконання спеціального завдання з попередження чи розкриття злочинної діяльності організованої г
Реферат Комерційний банк Ліквідні кошти