Реферат по предмету "Экономика"


МВД и векселя

ВЕКСЕЛЬНАЯ ФОРМАРАСЧЁТОВ
Углубляющийся экономическийкризис как в стране, так и в УИС МВД России вынуждает изыскивать новые методы исредства смягчения последствий от него и хозяйствования в новых, не привычныхдля всей страны условиях. Одним из таких инструментов могут стать расчёты повекселям.
В последнее время всё большеераспространение в расчётных операциях между партнёрами начинает применятьсявексель (простой в. и переводной в.). Сам статус этой ценной бумагипредполагает надёжность. Вексель — это долговое обязательство векселедателявыплатить в установленный срок определённую сумму предъявителю векселя илилицу, указанному в векселе. Это единственный вид ценных бумаг, обязательный кприёму по цене выше номинала с гарантированным начислением значительныхпроцентов за сравнительно короткий срок. В международной торговле вексель — одно из основных средств оформления кредитно-расчётных операций. Быстраяоборачиваемость при относительно большом инвестировании заёмщиками впользующиеся постоянным спросом предметы и производства сделают в перспективе иу нас в стране данную форму расчётов одной из основных.
Если векселя промышленныхпредприятий (коммерческие векселя) представлены пока ещё слабо, то рынокбанковских векселей является се­годня одним из наиболее динамично развивающихсясегментов финансового рынка. Известия о выпуске банками новых векселейпоявляются достаточно регулярно: в частности — ЛЛД банк, Тверьуниверсалбанк,Инкомбанк и пр.
Говоря академическим языком,вексель — это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательствовекселедателя (должника) уплатить по наступлении оговоренного срокаопределённую сумму векселедержателю. Однако на практике банковский вексельимеет гораздо более широкое применение, нежели простая долговая расписка.
Во-первых, банковский вексельможет использоваться в качестве срочного депозита. При этом сроки, на которыевыпускаются векселя, составляют достаточно широкий диапазон (от 1 недели до 1года), что позволяет их потенциальным покупателям не только оперативно управлятьсвободными денежными средствами, но и формировать разнообразные портфели извекселей разных сроков погашения. Одно из основных преимуществ векселя переддепозитом заключается в возможности снизить размер взимаемого налога. Следуетотметить, что доход по процентным векселям облагается налогом по ставке 15% (подепозитам — 38%). Дело в том, что такой порядок налогообложенияраспространяется только на процентные векселя (доход по ним образуется за счётпроцентов, начисляемых к номиналу векселя). На дисконтные векселя (векселя,реализуемые ниже номинала, а оплачиваемые по номиналу) такой порядок нераспространяется: их владельцы уплачивают налог по обычной ставке (со второгоквартала — 38%). Следовательно, процентные векселя при эквивалентной доходностиоказываются для клиентов более предпочтительными. Не удивительно поэтому, чтомногие эмитенты дисконтных векселей (в частности, Эмиссионный синдикат) вначале 1994 года приступили и к выпуску их процентных аналогов, и, по всейвидимости, дисконтные векселя будут постепенно вытесняться процентными.
Во-вторых, векселя могутиспользоваться их владельцами в качестве залога при получении кредита в банке.Причём это средство залога ока­зывается иногда предпочтительнее других. Большаядоступность кредита под вексель объясняется, например, тем, что его нельзязаложить дважды (т.е. нет необходимости в дополнительной проверке прав назакладываемое имущество) и легко обеспечить его сохранность.
Наконец, векселя непосредственномогут использоваться в качестве кредита. В этом случае на сумму кредитногодоговора клиент получает от банка не «живые» деньги, а пакет векселейс соответствующим сроком погашения. Эта функция векселя тесно связана с другимего достоинством — возможностью выступать в качестве средства оплаты и гарантиипо товарным сделкам. Выгодная взаимосвязь этих функций векселя очевидна. Полу­чивот банка в кредит переводной вексель, его владелец расплачивается им со своимконтрагентом (путём оформления передаточной надписи), тот, в свою очередь,использует этот же вексель для оплаты со своим партнёром и т.д. Последний жевекселедержатель получает «живые» деньги в банке при окончании срокаобращения векселя.
Такая схема предполагаетопределённые выгоды каждому из участников. Векселедержатель получаетвозможность избавиться от предоплаты и практически исключить риск отсрочки илиневыполнения своим контрагентом обязательств по поставке товаров — оплатапроизводится «на месте» против предъявления сопроводительныхдокументов. С другой стороны, контрагенту по этой сделке, принимающему вексельв качестве оплаты, не приходится ждать поступления денег.
Среди всей массы обращающихся нарынке банковских векселей особое положение занимают валютные векселя. Дело втом, что помимо средства получения доходов, такие векселя являются эффективныминструментом обхода некоторых пунктов действующего российскогозаконодательства. В частности, валютные векселя активно используются в расчётахмежду предприятиями-резидентами и нерезидентами России. В результатенерезиденты имеют возможность оплатить российским гражданам стоимость работ илиуслуг, что даёт последним официальную возможность получать доход в иностраннойвалюте. С помощью векселей удаётся обойти даже действующие запреты на расчёты ввалюте между резидентами. Весьма оригинальную схему обхода этих ограниченийразработал Инкомбанк. Выпущенный в оборот его «антиинфляционный»вексель позволяет покупателю приобрести за рубли вексель с валютным номиналом(не менее $ 50.000). Покупка и погашение векселей осуществляется по действующемув этот день курсу ММВБ. Однако доход по ним начисляется как по валютномувекселю — 8 — 20% годовых в зависимости от суммы и срока обращения. Прирасчётах между российскими предприятиями (вексель могут приобрести толькоюридические лица) может использоваться валютный номинал, но с точки зрениязаконодательства нарушения не произойдёт, т.к. приобретается и погашаетсявексель за рубли. Не менее привлекателен «антиинфляционный» вексель идля организаций, не имеющих валютного счёта, но желающих перевести рублёвые активыв валюту без оформления каких-либо дополнительных бумаг.
Среди векселей особое местозанимает вексельная книжка Инкомбанка, сочетающая в себе функции доходногобанковского векселя и чековой книжки. Предприятие-владелец книжки принеобходимости расплатиться за товары или услуги «открывает» вексельна нужную сумму (остающаяся часть средств может дробиться в любой пропорции и влюбое время) и передаёт её своему контрагенту по сделке. Тот, в свою очередь,также может использовать его в качестве платёжного средства или получить«живые» деньги в любом филиале Инкомбанка или в банке-корреспонденте,с которым имеется договор о взаимном учёте векселей (сейчас эти операциипроводят около 50 российских банков).
В отличие от чековой книжки навексельную начисляется процент, и доход по ней облагается лишь 15-ти процентнымналогом. Причём расчёт и начисление процентов производится ступенчато, т.е. взависимости от срока использования и суммы векселей. Скажем, часть средств навексельной книжке оставалась невостребованной в течение месяца, а оставшаяся — в течение 3 месяцев. Соответственно и проценты начисляются по каждой сумме вотдельности.
Приведённые примеры наглядноиллюстрируют процесс расширения функций, который в настоящее время происходит свекселями российских коммерческих банков. Ещё недавно банковские векселярассматривались
лишь как эффективное средствополучения доходов и снижения размера налогов. Однако в последнее время банкивсё активнее пропагандируют новые качества векселей — возможность их использованияпрежде всего для расчётов между предприятиями. Кроме того, векселя постепенновытесняют из обращения более замкнутые финансовые инструменты. В частностиполтора-два года назад достаточно массовой практикой был выпуск банкамидепозитных сертификатов. В настоящее время они практически уступили своё местовекселям, как более многопрофильным финансовым инструментам.
Относительно применения даннойформы расчёта в кредитно-денежных операциях предприятий учреждений УИС и ГУИНМВД России в целом,- эта форма расчётов между партнёрами, не затрачиваяопределённых капитальных вложений и материальных затрат, могла бы быть напервых порах одним из Основных источников образования и пополнения каквнебюджетных фондов, так и оборотных средств. Стартовой суммой предприятийучреждений для начала расчётов по векселям могла бы стать возможностьпользоваться Законом «О залоге» (от 25 мая 1992 года N 2872-1), ГУИНМВД России — возможность пользоваться частью централизованного фонда. Предметомзалога, в соответствии с п.2 Статьи 4 вышеуказанного Закона, могут быть вещи,ценные бумаги, иное имущество и имущественные права. Вкладывая эти средства вприобретение веселей на определённые сроки, по предварительным расчётам, можнобыло бы иметь дополнительных доходов (после возвращения денежных средств зазаложенное имущество) от нескольких сот миллионов до нескольких миллиардоврублей в целом по УИС (в зависимости от суммы приобретения векселей и сроков ихпогашения) в течение минимального срока (3 месяца) на момент его предъявления,вследствие чего увеличились бы и поступления денежных средств вцентрализованный фонд.
Например, предприятие, имеющееопределённую массу товаров на складе, обращается в какое-либо кредитноеучреждение с просьбой выдать некоторую сумму денежных средств под залог своегоимущества. Теперь (в случае получения денежных средств) использование кредитаможно было бы использовать по двум направлениям:
1. Часть средств — направить напополнение СОС и не отвечать перед кредитными учреждениями частью заложенногоимущества (но это может подорвать доверие со стороны кредитных институтов) ивозложить на них проблемы по реализации произведённой предприятиями УИСпродукции. Другую часть средств — на приобретение векселей и других ценныхбумаг.
2. Предприятие определяет (возможнос помощью ГУИН) потенциальных партнёров, которые произвели эмиссию векселей изакупает некоторую часть из них (или все). По наступлении срока платежа повекселям предприятие возвращает заложенную сумму кредитному учреждению, аразницу между заложенной суммой и полученными в результате данных мероприятийпроцентов, направляет на ликвидацию задолженностей, пополнение собственныхоборотных средств и др.
Основанием для начала такихопераций является Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п.4 ПостановленияПрезидиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года N 1451-1 «Оприменении векселя в хозяйственном обороте РСФСР», разрешающийпредприятиям, учреждениям и предпринимателям осуществлять поставку продукции(выполнять работы, оказывать услуги) в кредит с взиманием с покупателей(потребителей, заказчиков) процентов, используя для оформления таких сделоквекселя.
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК ИНЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
Негосударственные пенсионныефонды являются одним из ключевых видов финансовых посредников, действующих наденежном (или, в более общем плане, — на финансовом) рынке. Они занимают наэтом рынке сектор длинных денег (инвестиции, срок окупаемости которыхдостаточно велик), который в развитой экономике имеет не меньшее значение, чемсектор коротких денег и сектор средних денег.
Относительная значимостьперечисленных секторов денежного рынка во многом зависит от темпа инфляции. Чемвыше уровень инфляции, тем больше значимость сектора коротких денег. При оченьсильной инфляции, когда её темп превышает 30% в месяц, весь денежный рыноксводится до размеров сектора коротких денег. Напротив, при слабой инфляции,уровень которой не превышает 7-8% в год, сектор коротких денег имеет обычно вспомогательноезначение, а основную роль на рынке играют сектора средних и длинных денег.Соотношение между ними зависит от вида инвестирования в экономике.
Общее правило таково: чем большеинвестиции ориентированы на использование достижений НТП в производстве, темвыше значимость сектора длинных денег. Понятно также, что, чем значимее сектордлинных денег, тем весомее роль пенсионных фондов как финансовых посредниковденежного рынка.
Проблема темпов инфляции важнадля пенсионных фондов ещё в одном отношении, которое на первый взгляд являетсячисто техническим, но на самом деле весьма значительным. Дело в том, что вовсех актуарных расчётах, составляющих теоретическую основу деятельностипенсионного фонда на перспективу, следует принимать во внимание не толькономинальные, но и реальные денежные величины. Если М — номинальное количестводенег, то реальными деньгами является величина М/Р, где Р — средний индекс цен.
В условиях России, где темпинфляции остаётся ещё значительным, расчёты в реальных денежных величинахнеизбежны. В качестве предварительной гипотезы можно принять следующее: в1994г. средний темп инфляции в России не будет превышать 7-8% в месяц, в 2000темп инфляции не превысит 20% в год. В период от 1994 года к 2000 г. уменьшениетемпа инфляции будет постепенным и плавным.
Зарубежный опыт. Удельный вес лицстарше 65 лет превышает на Западе 13% и постоянно растёт. В связи с этим нагосударство ложится огромная социальная и финансовая нагрузки, поэтому оновсячески поощряет деятельность частных пенсионных фондов. В частности, вГермании особое развитие получило частное страхование по обеспечению старости вформе заключения договоров о страховании жизни.
Сегодня около 80%  всехгерманских семей в активном трудовом возрасте
имеют такие договоры (они весьмапривлекательны в налоговом отношении). В 1992 году доля страховых компанийсоставляла 30% частных сбережений. Необходимо отметить, что страхователь неимеет права в одностороннем порядке изменить или расторгнуть договор.Застрахованный сам может назначать размеры страховки, однако от этой величины(а также от пола, возраста и состояния здоровья) зависит величина её взносов.
В Великобритании  в 1988 годучастное страхование по возрасту перестало быть обязательным, и это открылодорогу быстрому росту частного страхования жизни по возрасту (аналог выплатыпенсий).
В Италии с 1995 годаинвестиционная деятельность частных пенсионных фондов не будет облагатьсяналогами. Сходная ситуация во Франции.
На счетах пенсионных фондовВеликобритании, Голландии и Швейцарии сегодня находится 1 трлн.$. Фондыпомещают свои средства в акции и недвижимость, в том числе за рубежом. Ониактивно участвуют в венчурном финансировании (когда кредиты выдаются не подпроценты, а под часть прироста капитала или под долю в акционерном капиталебудущей акционерной компании). Согласно прогнозу, в 2000 году в Западной Европечастные пенсионные фонды удвоят свои активы по сравнению с 1993 г.
Для США эта картина выглядитследующим образом:
год                          1950       1955       1960       1975       1980       1985       1989
размер активов ПФ
в млрд.$                12           30           57           285         633         1100       1700
Таким образом, частные пенсионныефонды контролируют сегодня в США капитал в 1,7 трлн.$ (для сравнения — госбюджет США составляет 1 трлн.$). Неудивительно поэтому, что еслигосударственная пенсия составляет в США 300-600 $, то средние ежемесячныевыплаты из частных пенсионных фондов дают 3-4 тыс.$. Это обстоятельство вомногом определяет относительно спокойный социальный климат в США.
Интерес представляет и структураинвестиционных вложений пенсион­ных фондов США:
в акции корпораций          33%
в недвижимость  20%
в облигации         28%
в виде денег         4%
На конец 1993 года пенсионныефонды США владели 22% рынка акций и 16% рынка облигаций.
Для России представляют такжеинтерес специфические структурные особенности западных пенсионных фондов иосуществляемых ими видов пенсионных выплат.
Все пенсионные фондыподразделяются на фонды с установленными размерами выплат и фонды сустановленными размерами взносов.
Фонды первого типа подразделяютсяна три разновидности:
— устанавливает твёрдый размервыплат за каждый год (месяц, квартал), в течение которого вносились платежи впенсионный фонд;
— ставит размер выплат взависимость от числа лет и среднего заработка;
— отличается от второго толькотем, что средняя заработная плата рассчитывается не за весь период, а только запоследние несколько лет.
Фонды с установленными размерамивзносов также делятся на три типа:
— накопительные фонды:работодатель делает отчисления в виде определённого процента от заработнойплаты каждого работника. Последний может также делать дополнительные взносы;
— выплаты из прибыли: частьприбыли, на которую работник имеет право, передаётся ему, а часть (в видеденежной формы или в ви­де акций) передаётся пенсионному фонду. Эта часть необлагается налогом до начала выплат.
— сберегательные фонды: работниксам отчисляет часть заработной платы в пенсионный фонд, а работодатель вноситдополнительную сумму (обычно 30-50%).
В социально-экономическойструктуре западных стран частные пенсионные фонды выполняют две основные функции:они играют роль социального стабилизатора и основного источника длинных денег,способных финансировать долгосрочные инвестиции.
Начало деятельности российскихнегосударственных пенсионных фон­дов было положено указом президента России«О негосударственных пенси­онных фондах» N 1077 от 16.09.92г.
Негосударственный пенсионный фонд(НПФ) формируется как некоммерческая организация, аккумулирующая пенсионныевзносы и производящая пенсионные выплаты в соответствии с условиями договора.Для умножения собранных средств фонд передаёт их специальной компании поуправлению активами пенсионного фонда (КУАПФ). За исключением заранееоговоренной доли в виде комиссионных весь получаемый компанией доходиспользуется исключительно на определённые уставом фонда цели (в основном навыпла­ту пенсий). Собственно в этом и проявляется некоммерческий характернегосударственного пенсионного фонда.
Российские негосударственныепенсионные фонды уже сегодня применяют многочисленные схемы последующихпенсионных выплат. Самые типичные из них:
— пожизненная пенсия;
— пенсионные выплаты в течениеоговоренного ряда лет, но не менее пяти;
— единовременная выплата частипенсионной суммы и гарантированный размер пенсионных выплат в течениеоговоренного ряда лет.
Эта картина по некоторым НПФ Россиив настоящее время выглядит следующим образом: Н А К О П И Т Е Л Ь Н Ы Е  П Е Н С И О Н Н Ы Е В З Н О С Ы     | НПФ
|Возраст уча-
|стника Накопитель ный срок
|Размер пенсион-
|ного взноса Пенсия пожизнен-| ная |
Сберфонд
Сберфонд
Сберфонд
Сберфонд
Сберфонд
«Интер-
рос-Дос-
тоинство
»Интер-
рос-Дос-
тоинство
|муж.  30 лет
|муж.  30 лет
|жен.  50 лет
|жен.  45 лет
|муж.  45 лет
|
|
|муж.  30 лет
|
|
|жен.  30 лет
3 года
3 года
5 лет
10 лет
15 лет
3 года
5 лет
|ежемесячно $10
|ежемесячно $50
|ежемесячно $100
|ежемесячно $100
|ежемесячно $100
|
|
|ежекварт.$636
|
|
|ежекварт.$534
ежегодно $400   |
ежегодно $2130  |
ежемесячно $76  |
ежемесячно $189 |
ежемесячно $397 |
|
|
ежемесячно $100 |
|
|
ежемесячно $200 |
Из приведённой таблицы видно,что, чем моложе клиент фонда, тем «дешевле» обойдётся ему пенсия.Причём, женщинам пенсия обойдётся чуть дороже, поскольку считается, что ониживут дольше, а на пенсию выходят на 5 лет раньше мужчин. Поэтому в каждомфонде мужчины и женщины идут по разным «тарифным ставкам».
Кроме того, используются вариантыс наследованием пенсионных сумм. При том принято считать, что в Россииединственно возможной в условиях 1994 года является схема с установленнымразмером взносов (накопительная). Лишь при особо благоприятных условиях и притщательных актуарных расчётах возможны схемы с установленными размерамипенсионных выплат. В определённом смысле это мнение справедливо, но верно идругое: в выигрыше окажутся те негосударственные пенсионные фонды, которыеначнут выплаты раньше других, а для определённых категорий своих клиентовначнут выплаты в установленных заранее размерах в самое ближайшее время(например с 1995 года).
КУАПФ может представлять собойТОО или АО. Учредители либо параллельно создают НПФ и КУАПФ (и получают прибыльот доходов компании, а не фонда), либо они сначала создают АО, которое затемучреждает НПФ. Второй путь предпочтительнее с коммерческой точки зрения ипотому получил значительное распространение в странах, где НПФ имеют пока ещёнебольшую историю существования. В Чили, например, НПФ низведены к ролиформального юридического лица, а регистрацию вкладчиков, расчёт выплат,начисление инвестиционного дохода и саму выплату пенсий осу­ществляетуправляющая компания.
Когда НПФ и КУАПФ уже созданы,между ними заключается договор об управлении активами. Размер вознагражденияКУАПФ зависит от суммы переданных в управление активов, от величины приращённойстоимости, от превышения средней нормы дохода по банковским депозитам. Чембольше переданные активы, тем относительно меньше процент комиссионных.С этойточки зрения большие НПФ имеют преимущество перед малыми.
КУАПФ действует как обычныйинвестиционный институт. Часть полученных активов держится в высоколиквиднойформе для беспрепятственного покрытия (выполнения) текущих обязательств (в т.ч.обязательств НПФ перед вкладчиками). Сами вложения КУАПФ страхуются, т.к. поуставу пенсионные фонды имеют право вкладывать средства только в застрахованныеинвестиционные программы. Инвестиции должны быть организованы по портфельномупринципу и состоят частично из депозитных вкладов в банки, а частично из прямыхинвестиций. При этом доля рисковых вложений не должна превышать 30%. Двадцатьпять процентов от общей суммы средств должны резервироваться. В числе КУАПФ немогут быть ни банки, ни страховые компании.
Считается, что инвестиционнаяполитика должна строиться на принципах диверсификации, минимального риска идолгосрочных вложений. Высокая инфляция, однако, вносит свои коррективы. Когдапрактически возникает дилемма «прокручивать» деньги или вкладывать ихв долгосрочные программы, инфляция подталкивает к первой из этих альтернатив.Тогда как «пенсионные деньги» должны формировать новый финансовыйрынок, а не отдаваться на откуп сиюминутной конъюнктуре. В то же время следуетотметить, что для долгосрочных вложений необходимо накопить значительный повеличине стартовый капитал. Поэтому преимущества крупных НПФ перед мелкимибудут проявляться всё сильнее.
Выгодно ли для КУАПФ иметь дело сНПФ? Если судить по небольшой величине комиссионных, то ответ должен бытьотрицательным, т.к. первоначально КУАПФ получает небольшую прибыль. Однако ужена втором году инвестиционная компания, если число вкладчиков НПФ растёт,получает в своё распоряжение значительные средства, причём на длительный срок.Никаким другим путём при нынешней экономической ситуации в России получитьденьги на таких условиях нельзя, если исключить льготные кредиты государства(которых становится всё меньше).
Имеется предельная нормасбережений, показывающая, какую часть совокупных денежных доходов семейныехозяйства сберегают. Эта часть обычно устойчива. Сбережения семейных хозяйств S= sy, где s — предельная норма сбережений, y — совокупный денежный доходграждан. Для условий современной России s = 0,15-0,20. Так, в 1993 годусовокупные денежные доходы населения России составили 18 трлн.рублей. Из них наразличные виды сбережений было направлено 5 трлн.рублей.
Для быстрого накопления средстввновь создаваемый НПФ начинает не столько с физических лиц, сколько спредприятий. Поэтому важное значение (сравнимое по значимости с рекламой) имеетотработка процедуры заключения коллективных договоров на пенсионноеобслуживание с предприятиями, а также технологии втягивания в сферу своеговлияния мелких НПФ, создаваемых обычно на отдельных предприятиях. При этомдолжна использоваться различная тактика для рентабельных и убыточныхпредприятий (банкротов).
Взнос представляет собойопределённый процент от фонда оплаты труда предприятия, а выплачивается он изприбыли. В результате пенсионный фонд получает сразу значительные накопления, вто же время это выгодно и для клиентов — не страдает их заработная плата. Вперспективе выгодными сферами вложений активов служат жильё, недвижимость,высокие технологии и человеческий капитал (здоровье, образование,переквалификация, трудоустройство и пр.). НПФ России должны выполнять следующиене свойственные им функции:
— приобретение в пользу клиентафонда акций предприятий и предос­тавление ему для этого беспроцентной ссуды;
— выдача беспроцентных ссуд наприобретение недвижимости (дачи, квартиры и пр.);
— повышение защищённости клиентаот безработицы;
— открытие и содержаниеспециальных магазинов для пожилых и малоимущих  клиентов,  ведущих продажу посниженным ценам.
Но НПФ не может выполнять все этифункции непосредственно, поскольку он должен оставаться некоммерческойорганизацией. Возникает своеобразное противоречие: чтобы не прогореть иприумножить свои средства, пенсионный фонд должен выполнять функции, какие оннепосредственно выполнять не может. Разрешение этого противоречия лежит вусложнении структуры пенсионного фонда. Простая линейная структура НПФ — КУАПФдолжна быть заменена многозвенной двухэтажной  структурой. Её первый этажупрощённо можно считать из: одной или нескольких крупных корпораций,осуществляющих масштабные вложения средств в не быстроокупаемые проекты,нуждающиеся в значительных по размерам заёмных средс­твах в виде длинных денег.
Не менее важен второй этаж,включающий страховую компанию, банк, структуру для спекуляций короткимиденьгами, реализующую торгово-посреднические операции, а также инвестиционныйфонд для осуществления прибыльных среднесрочных вложений. Средства именно этогофонда могут вкладываться в недвижимость, жильё и человеческий капитал.
Особо следует отметить роль банкав этой двухэтажной структуре. В этой структуре НПФ он играет одну из ключевыхролей:
— проведение расчётных операцийдля фонда;
— хранение обязательных денежныхрезервов фонда;
— кредитование и иные формыбанковского обслуживания мелких пенсионных фондов, втянутых или втягиваемых всферу влияния ведущего НПФ;
— прямое открытие личныхпенсионных счетов граждан, особенно в регионах, где деятельность некоммерческихорганизаций законом ещё не определена;
— спекуляция в интересах фондакороткими деньгами и ценными бумагами. В то же время, самостоятельно банк можетосвоить только рынок коротких и средних денег, а пенсионный фонд в автономномрежиме — только рынок длинных денег. Совместно они могут играть на всёмденежном рынке, что значительно повышает эффективность каждого из них;
— оказание различных банковскихуслуг вкладчикам пенсионного фон­да, выдача им целевых льготных ссуд;
— открытие сложногоинвестиционного счёта, в котором вкладчик сам или с помощью финансовогоменеджера определяет, какую часть сбережений он отдаёт:
а) на накопление
б) в пенсионный фонд
в) на страхование
г) на иные цели,  в т.ч.наприобретение различных ценных бумаг;
— открытие зарубежного филиала,вложение средств фонда в различные зарубежные активы, облегчение прямыхиностранных инвестиций в предприятия, являющиеся клиентами фонда.
Главным обобщённым показателемразвития пенсионного дела в России
служит размер активов (а невеличина уставного капитала). Основным динамическим показателем является периодудвоения величины фондов. Представление о темпах их роста даёт следующаятаблица:
Время    число НПФ
ноябрь   1991                       1
январь   1993                      20
июль      1993                      45
декабрь 1993                      85
июль      1994                     500
По прогнозам темпы роста НПФ вРоссии будут увеличиваться. В их создании заинтересованы большиефинансово-промышленные группы, страховые компании и отдельные промышленныепредприятия. Для них «свои» пенсионные фонды — источник относительнолегкодоступных длинных денег. Три четверти вновь созданных пенсионных фондовнаходятся в провинции.
Интерес предприятий к этим фондамустойчивый и серьёзный. Благодаря им предприятия могут получить значительныеналоговые льготы, решить проблему закрепления кадров, получить необходимыефинансовые средства для развития собственного производства. Если, положим,предприятие поможет фонду сформировать актив в 20 млн.$, то фонд может привлечьвалютные кредиты этому предприятию под небольшие проценты (Бундесбанк,например, готов выдавать их под 6-8% годовых). И эти деньги могут бытьнаправлены на развитие производства партнёров фонда.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Фирма «Пенсионные иактуарные консультации»
«Известия» (Экспертиза)от 28.12.94г. N 249
I. Правовое регулирование
Процесс образования НПФ приняллавинообразный характер. Одной из основных проблем, препятствующихцивилизованному развитию рынка допол­нительного пенсионного обеспечения,созданию действенных механизмов социальной защиты будущих пенсионеров, являетсяотсутствие нормативной
базы, порядка лицензирования иналогообложения НПФ.
Правовая неопределённость наноситущерб не только государству, но и пенсионным фондам. Государство теряетвозможность организовать и контролировать новый социально-финансовый институтличных сбережений и долгосрочных инвестиций, разгружая действующую системусоциального обеспечения. Пенсионные фонды не могут брать на себя долгосрочныеобя­зательства перед участниками, так как трудно определить пути развитиязаконодательства в контексте грядущей реформы пенсионного обеспечения.
НПФ испытывают серьёзныезатруднения в общении с государственными контролирующими органами из-запротиворечивости и неопределённости действующих нормативных актов и ихнеоднозначного толкования.
Существуют несколько команд поподготовке проекта закона о него­сударственных пенсионных фондах. В том числерабочая группа в аппарате правительства (Юрий Яров), Комитета по труду исоциальной поддержке (Эмма Памфилова), группа экспертов из Великобритании(David Kolland), группа экспертов при ГКИ и другие. Основные положения всехвариантов законопроекта базируются на документах, разработанных рабочей группойпри Министерстве соцзащиты (Михаил Алёхин).
II. Анализ деятельности НПФ
Количество НПФ достигло 479. Онизарегистрированы и действуют в 80 из 90 регионов Российской Федерации. Однакопо-прежнему между фак­том регистрации и реальным началом работы с вкладчикамипроходит нес­колько месяцев. Можно предположить, что вообще зарегистрированныхфон­дов, в том числе не прошедших «лицензирование» в Минсоцзащиты,дости­гает 800-900.
Регионы-лидеры по числузарегистрированных НПФ:
Москва             188             — 39%
Санкт-Петербург     32     -  7%
Екатеринбург        13         - 3%
Кемерово            11             - 2%
Красноярск          11           - 2%
Пермь               11                - 2%
В отличие от западных стран, гдепенсионные фонды стали элементом многоуровневой системы социальной защиты, вРоссии основным мотивом
создания НПФ является интерес кдолгосрочному инвестированию  активов.
По числу действующих фондовРоссия сильно опережает страны бывшего восточного блока, однако там в рядестран либо приняты, либо обсуждаются законы, регулирующие деятельность НПФ.
В основном учредителями НПФ сталикоммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, инвестиционные фонды ипромышленные предприятия.  Фонды стали хорошим инструментом первоначальныхдействий по соз­данию промышленно-финансовых групп и холдингов, устанавливаютсятесные связи между промышленниками и финансовыми кругами, на предприятихпенсионные программы помогают решать социально-производственные проблемы.
Быстрый рост числа пенсионныхфондов уже привёл к определённому насыщению рынка. Это особенно заметно нарегиональном уровне. Появление новых источников финансовых ресурсов, которыемогут быть использованы для инвестиций в регионе, позволяет предположить, чтоместные администрации издадут протекционистские распоряжения, ограничивающиеактивность фондов (в основном московских и межрегиональных), перекачивающихсредства из региона в центр.
Активность центральных пенсионныхфондов, действующих по хорошо налаженным каналам старойадминистративно-ведомственной системы, заставляет задуматься руководителейпредприятий. Действуя под девизом возрождения отрасли и реинвестированияпенсионных активов в производство, используя личные и административные связи, атакже знание местных условий и проблем, корпоративные (отраслевые) фонды имеютнекоторое преимущество. Оно может быть реализовано в наиболееконкурентоспособные пенсионные схемы и программы, приемлемые для работников ируководителей предприятий.
По мнению ряда экспертов,конкуренция пенсионных фондов приведёт к совершенствованию продуктов,предлагаемых НПФ потребителям, и выра­зится в улучшении показателей финансовойотчётности.
Следуя мировой практике, в Россииучреждено Российское общество актуариев, призванное объединить практиков иучёных, занимающихся актуарной математикой. Отсутствие профессионалов в этойобласти не позволяет говорить о введении в страховое и пенсионное законодательствоинститута независимых актуариев. Между тем, заключение независимого актуария,подтверждающее обоснованность пенсионных обязательств, должно стать равнымаудиторскому заключению, подтверждающему достоверность финансовой отчётностикомпании.
III. Активы фондов
Отсутствие налоговых льгот вотношении пенсионных взносов, существующее практически во всём мире, незатормозило развитие российского рынка дополнительного пенсионногообеспечения.Активы НПФ на октябрь 1994 года оценивались на сумму от 100 до 200миллиардов рублей (в январе 1993 года — 216 миллионов рублей).
По некоторым оценкам, среднийинвестиционный доход за 1994 год, объявленный пенсионными фондами, составит100-120% годовых в рублях, что позволяет оценить размер пенсионных активов наянварь 1995 года в 400-500 миллиардов рублей.
Наиболее актуальной проблемой вскором времени станет оценка результатов деятельности НПФ и КУАПФ. С однойстороны, пенсионный фонд является консервативным инвестором и вкладываетсредства только в надёжные проекты и направления. С другой — фонд обязан даватьреальную положительную ставку доходности, превышающую показатели инфляции.Возникает вопрос о средневзвешенных индикаторах, позволяющих по единой методикесравнивать НПФ. Это особенно важно с развитием концепции перемещения участников(вкладчиков) между фондами.
Наибольшее развитие НПФ в Россииполучат, когда:
— темп инфляции уменьшится идолгосрочные вложения капитала на основе современных достижений НТП станутприбыльными;
— процесс обновления постоянногокапитала в России будет производиться за счёт национальных, а не только за счётиностранных инвестиций;
— начнётся массовая выплатапенсий;
— появятся серьёзные налоговыельготы для предприятий, переводящих часть средств в пенсионные фонды;
— совокупные активы НПФ станутсравнимыми с совокупными активами коммерческих банков.
ИНСПЕКЦИЯ НПФ ПОДВЕЛА ИТОГИ ЗА1995 ГОД
(Финансовые известия N 49 (283)от 14.05.96г.)
По оценке инспекциинегосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защитынаселения Российской Федерации, на сегодняшний день существуют около 950 НПФ.Регитсрацию учредительных документов в инспекции прошло 418 фондов, а лицензиюна право заниматься негосударственным пенсионным обеспечением получили  118 фондов  и  29 компаний по управлению активами.
Суммарные активы НПФ составилиоколо 1500-1700 млрд. рублей, в т.ч. фондов, получивших лицензию,- 1133 млрд.рублей. Пенсионные фонды, сформированные в основном за счёт взносов вкладчиков- 658,7 млрд. рублей (87% взносов юридических лиц и 13% — взносы граждан) иинвестиционного дохода — 335,9 млрд. рублей. Размер собственных средств фондов- 138,3 млрд. рублей, в том числе уставной капитал составляет 69,1 млрд.рублей, или 48,9%.
По сравнению с 1994 годомсовокупные активы пенсионных фондов увеличились более чем в три раза. Если в1994 году число вкладчиков НПФ составляло 300-350 предприятий и организаций, ток началу этого года стало уже около 2000 юридических лиц и свыше 300 тысяччастных лиц. По прогнозу экспертов, в 1997 году эти цифры составятсоответственно свыше 5000 юридических лиц и свыше 1 млн. граждан.
Сумма пенсионных выплат в прошломгоду составила 36 млрд. рублей (в 1994 году — только 3 млрд. рублей).Дополнительную пенсию получили 76 тысяч граждан, а ее средний размер составилоколо 40 тыс. рублей в месяц.
В целом в структуреинвестиционного портфеля НПФ преобладают вложения в государственные ценныебумаги (68,1%), акции промышленных предприятий и банков (12,2%) и депозиты(13,8%). Доля вложений в недвижимость составляет лишь 1,5%, в валютные ценности- 0,5% и в ценные бумаги субъектов Федерации — 0,4%. На расчетных счетах фондовнаходится только 2,9% всех средств НПФ. Выборочный анализ портфелей московскихНПФ показал, что доля государственных ценных бумаг составила 45,3%, а в Санкт-Петербурге- до 60% портфеля сформированы из муници­пальных ценных бумаг.
Незначительная доля долгосрочныхфинансовых вложений показывает, что НПФ, которые по сути своей должны являтьсядолгосрочным и консер­вативным типом инвестора, пока не являются таковыми. Этаситуация прежде всего обусловлена нестабильностью экономики, а такжеотсутствием законодательной базы.(Евгений Якушев — президент консултационнойфирмы «Пенсионные и актуарные консультации» и ЕвгенияПисьменная,«Фин.известия»).
ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ ОСАТЮТСЯ ВЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ВАКУУМЕ
НПФ существуют в правовомвакууме, поскольку единственным правовы актом остаётся указ Президента «Онегосударственных пенсионных фондах» N 1977 от 16.09.92г.Задержка спринятием федерального законодательства привела в усилению законотворческойинициативы в регионах, тем более что в Конституции РФ вопросы законодательногорегулирования в сфере социальной защиты граждан находятся в совместнойкомпетенции РФ и субъекта Федерации.
Впервые наиболее полная модельрегионального регулирования и стимулирования деятельности НПФ была разработанаи принята в Волгоградской области. Система региональных законодательных инормативных актов Волгоградской области определяет порядок создания ирегистрации, принципа организации и деятельности, систему государственногорегулирования (через создание региональной Инспекции НПФ) и механизмыгосударственного стимулирования негосударственных пенсионных фондов,действующих на территории Волгоградской области (региональные налоговыельготы).
Губернатор Тульской области 18марта 1996 года утвердил комплексную программу развития негосударственногопенсионного обеспечения жителей области. Концепция законодательногорегулирования НПФ предусматривает преимущественное стимулированиепрофессиональных пенсионных схем (планов) предприятий, разработанных с учётоминтересов и специфики региона. Таким образом, Тульская область стала первымрегионом России, где предприняты практические меры по реализации постановленияправительства РФ № 790 от 7 августа 1995 года «О мерах по реализацииконцепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
Действующее налоговоезаконодательство тормозит развитие негосударственного пенсионного обеспечения,а введение стимулирующего налогового режима для субъектов дополнительногопенсионного обеспечения (ДПО) остаётся пустой декларацией. Реально налоговыельготы в части сумм, зачисляемых в бюджет субъекта Федерации введены в Пермскойи Волгоградской областях, в Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). ВТульской и Иркутской областях будут введены не ранее 1997 года, послеутверждения соответствующих законов областными законодательными органами.
Анализ сложившейся  практики регулирования  деятельности  НПФ на уровне субъектов Федерации и Администрацийгородов позволяет  выделить следующие уровни и механизмы регулирования:
— определение порядкагосударственной регистрации НПФ на территории города или региона;
— определение основных принциповдеятельности НПФ, требования к учредительным и внутренним нормативным документамНПФ;
— предоставление налоговых льготдля предприятий-вкладчиков, НПФ и Компаний по управлению активами (КУАПФ);
— создание территориальныхрегулирующих органов, региональных Инспекций НПФ;
— контроль и координацияинвестиционной деятельности НПФ, определение уровня реинвестиций в регион;
— региональные пенсионныепрограммы развития негосударственного пенсионного обеспечения жителей данногорайона.
Государственной Думе необходимоучесть сложившуюся практику и мнение регионов при разработке федеральногозаконодательства. В противном случае региональные власти будут просто вынужденыпродолжить своё законотворчество, определив дополнительные требования кдеятельности НПФ на своей территории (каждый на свой лад), а это, в своюочередь, будет означать различные правила игры для НПФ и соответственно для ихучастников, осуществляющих свою деятельность в различных регионах России.
Законодательная базасуществования НПФ крайне необходима как для государственных органов,осуществляющих контроль и регламентацию их деятельности, так и для участниковНПФ, требующих гарантии сохранности средств и выплаты дополнительных пенсий вбудущем. В последнее время появилось значительное количество противоречащихдруг другу законопроектов, разработанных как депутатами, так и различнымиминистерствами и ведомствами.
Проект закона «Онегосударственных пенсионных фондах», разработанный в соответствии свышеуказанным указом Президента, предлагает, что дополнительное пенсионноеобеспечение будет осуществляться преимущественно через специализированныеинституты — негосударственные пенсионные фонды. НПФ как институты упоминаются впосланиях Президента Госдуме, правительство в 1994-1995 годах утвердилоПоложение об Инс­пекции НПФ и Положение о порядке лицензирования НПФ и КУАПФ,что поз­воляет говорить о некоторой последовательной политике государственногорегулирования именно НПФ.
Проект закона «Онегосударственном пенсионном обеспечении», разработанный Федеральнойкомиссией по ценным бумагам и Фондовым биржам (ФКЦБ), предполагает новый подходк регулированию дополнительного пен­сионного обеспечения, относя его к одномуиз видов коллективных инвес­тиций, при этом единицей организации пенсионногообеспечения считается пенсионная схема. Законопроект подготовлен в развитиеУказа Президента «О комплексной программе защиты вкладчиков иакционеров» No 408 от 21 марта 1996 года, который предполагает усилениегосударственного контроля за всеми коллективными инвесторами (включая НПФ) ипередачу ФКЦБ соответствующих депертаментов и подразделений из других ведомств.
Подобная противоречивостьгосударственных решений вызвана отсутствием единого подхода к негосударственнымпенсионным фондам в правительстве. Либо НПФ — это специалищированные институты,осуществляющие социальные функции по формированию и выплате дополнительныхпенсий, либо пенсионные фонды — разновидность финансового института,аккумулирующего и инвестирующего денежные средства населения. Посколькупенсионные фонды объединяют в себе обе функции и являются специализированнымсоциально-финансовым институтом, то, по-видимому, необходимо более чёткоопределить место НПФ на финансовом рынке и в реформируемой пенсионнойсистеме.(материалы фирмы «Калланд консалтинг» и «Пенсионные иактуарные консультации»).
ШАГИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КНАКОПИТЕЛЬНОЙ
ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ
(фин.известия № 78 (429)16.10.97г.)
В скором времени (конец октября1997 года) правительство РФ должно рассмотреть концепцию реформированияпенсионной системы, подготовленной межведомственной рабочей группой, которуювозглавляет первый заместитель министра труда и социального развитияМ.Дмиитриев. Сегодняшнее формирование смешанной пенсионной системы предполагаетдлительный поэтапный переход от распределительных к накопительным принципамфинансирования трудовых пенсий. Поэтому только лет через 30 её плодами смогутвоспользоваться те, кто сегодня ещё относительно молод. В интересах нынешнихпенсионеров, а также тех, кому за сорок, будет параллельно проводитьсяреформирование уже существующей пенсионной системы, направленное на созданиемеханизма осовременивания размеров пенсий с более жёсткой их увязкой с трудовымвкладом каждого участника распределительной пенсионной системы.
Затянувшийся кризис пенсионнойсистемы России лишь доказывает то, что в период перехода к рыночной экономикераспределительный принцип её построения не срабатывает. На фоне ухудшенияэкономической ситуации в стране и соответственного спада производства выявиласьнесостоятельность финансирования пенсионных выплат за счёт текущих доходовработающих.
Сегодня демографическая ситуациятакова (на два пенсионера приходится три работника), что вряд ли она позволит,считает М.Дмитриев, сохранить существующую пенсионную систему внеприкосновенности. Со временем система может оказаться финансовонедееспособной. Она слишком перегружена разного рода льготами. Повышение женалогового бремени может отрицательно сказаться на общем состоянии экономикистраны.
К тому же число пенсионеров вРоссии прибилизилось к 37 млн.чело­век. Выплаты из федерального бюджета попенсиям и льготам в 1996 году составили 145 трлн.рублей (в 1995 году — 85трлн.рублей). А сумма налогов, перечисленных в Пенсионный фонд, равна 124трлн.рублей. (86 трлн.рублей). Расходы на пенсионные нужды составили 6,4% ВВП.Из них 25-30% ушли на льготы по досрочному выходу на пенсию.
Накопительная система существенноотличается от распределительной тем, что она менее чувствительна в проблемамстарения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут не навыплату пенсии другому, а на индивидуальный счёт.
Переход на накопительный принципсвязан с определёнными расходами, поскольку часть пенсионных взносовнаправляется работодателями на именные счета. Соответственно нужно возместитьфинансовые потери Пенсионного фонда по выплатам существующих пенсий. Исходя изфинансовых возможностей, по подсчётам расзработчиков концепции, минимальные рас­ходыв первый год можно свести к 2,5 трлн.рублей путём ограничения возрастныхкатегорий работников, которым будет позволено переёти на накопительнуюпенсионную систему, например до 29 лет. На первом этапе для покрытия издержекпредлагается ввести дополнительный налог, связанный с реформированием системыдосрочного выхода на пенсию. Величина налога будет установлена в размере, непревышающего 5% от уровня заработной платы предприятия, но в зависимости оттого, сколько работников этого предприятия имеют право на досрочный выход напенсию. По подсчё­там специалистов, это составит 15 трлн.рублей, или 0,6% ВВП.Тем не менее, Налоговым кодексом предусмотрено снижение общего уровняналогообложения фонда заработной платы с 75 до 35%.  Поэтому у тех предприятий,у которых нет таких работников, снижение будет ощутимее.
Через 30 лет сбережения пенионера(перечисленные работодателем взносы в размере 11% от заработной платы плюсинвестиционный доход) сформируют основу пожизненной пенсии, размер которойнапрямую будет зависить от суммы именного пенсионного счёта. Организациявопросов перечисления, открытия именных пенсионных счетов, инвестированияпенсионных резервов и перечисление инвестиционных доходов на именные счетаподлежит дальнейшей детализации и изучению. Предпогагается открыть именныесчета в Сбербанке (он имеет 37000 отделений по стране) и СБС-АГРО (большоеколичество филиалов в сельской местности). Банки будут осуществлять функциютолько по обслуживанию и ведению именных счетов. Для инвестирования будетсоздан (пока система не отлажена) специализированный государственный пенсионныйфонд, который будет осуществлять на конкурсной основе управляющих компаний.После того, как ситема заработает, будут привлекаться и другиенегосударственные пенсионные фонды.
Для граждан в возрасте от 30 до40 лет изучается возможность предоставления им права выбота на пенсию вдействующей системе или частичным переходом в накопительную систему со ставкойвзносов 5% и правом на получение к накопительной пенсии государственной 15-20%средней заработной платы.
Для всех остальных, неподпадающих под новую накопительную систему, с 1 января 1998 года будет введёниндивидуальный трудовой коэффициент пенсионера. Он позволит упростить методисчисления пенсии, с одной стороны, и обеспечить более жёсткую увязку выплатыпенсии с размером средней заработной платы, с другой. Пенсионный фонд Россииуже внедряет систему персонифицированных взносов.
В перспективе предусматриваетсяснятие существенной нагрузки на фонд заработной платы предприятий. Посколькуработники будут заинтересованы в пополнении своих именных счетов, это будетспособствовать также легализации и формализации трудовых отношений в России.Сегодня присутствует большой удельный вес неформального сектора,незарегистрированной занятости. Это связано с несовершенством трудовогозаконодательства. Для сокращения неформальных трудовых отношений и легализацииих Министерством труда и социального развития рассматривается вопрос о повсеместномвведении элементов контрактности в отношениях между нанимателем и работником.
Начало перехода на новуюнакопительную систему запланировано на 1 января 1999 года.
РОССИЙСКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ НЕ ТЕРЯЮТНАДЕЖДЫ НА
ОБЕСПЕЧЕННУЮ СТАРОСТЬ
В Российской Федерациинасчитывается свыше 37 млн. пенсионеров, и ежегодно на пенсию выходят ещё около2,5 млн. человек. Средняя пенсия составляет 35-40% от средней заработной платы,что приводит к резкому снижению уровня дохода после выхода людей на пенсию и,соответственно, необходимости продолжать трудиться. В среднем каждый пятыйпенсионер вынужден продолжать трудовую деятельность. Работающие пенсионеры (11%от занятых в экономике) составляют серьёзную конкуренцию на рынке труда. Приэтом уровень занятости пенсионеров-женщин в возрасте до 55 лет составляет 47% и51% для мужчин-пенсионеров в возрасте до 60 лет, для пенсионеров-женщин (55-59)и мужчин (60-65) уровень занятости составляет 43% и 32% соответственно.
Из-за регулярных индексаций икомпенсаций средний размер пенсий увеличился в 43 раза за период с 1992 по 1995год, значительно отставая от индексации цен, который увеличился в 720 раз заэтот же период времени. В результате пропала связь между трудовым вкладом(размером заработка и стажем работы) и размером пенсии. Директор и уборщицаполучают одинаковую пенсию, размер которой законодательно ограничен сверху. Длятого, чтобы получить максимальную пенсию (не более трёх минимальных размеровпенсии), необходимо иметь заработок в размере 60-70% от средней зарплаты по стране.Остальная часть зарплаты практически не учитывается при расчёте размера пенсии.Пенсионный кризис является одним из следствий экономического спада, поразившегонашу страну при переходе к рыночным отношениям. Спад в экономике вызвалсокращение рабочих мест и снижение доли оплаты труда в структуре денежныхдоходов населения. Сократилась база для взимания обязательных отчислений вПенсионный фонд России, а неплатежи и задолженности предприятий окончательноподорвали финансы пенсионного обеспечения.
Утверждённая правительствомРоссийской Федерации концепция пенсионной реформы предполагает значительноеувеличение роли дополнительного пенсионного обеспечения граждан, однаконеобходимо понимать, что на ближайшие 10-15 лет основу пенсионного обеспеченияпо-прежнему будут составлять государственные пенсии.
Государственное пенсионноеобеспечение осуществляется на принципах солидарности поколений и регионов ифинансируется за счёт обязательных отчислений, и, следовательно, являетсянаиболее устойчивой конструкцией. Реформа государственного пенсионногообеспечения в конечном итоге сводится к изменению принципов учёта взносов,назначения пенсий и к большей дифференциации размеров пенсии, отражающихреальный трудовой вклад работника, а также к сокращению расходов за счётпостепенного перевода льготных пенсий в профессиональные пенсионные системы.Однако изменение принципов перераспределения ресурсов не повлияет на общийуровень пенсионного обеспечения в России, а с точки зрения современныхплательщиков взносов практически не окажет влияния на уровень их будущихдоходов.
Проблемы реформированияпенсионного обеспечения необходимо рассматривать на макро-и микроуровнях. Намакроуровне стабильность пенсионной системы напрямую зависит от состоянияэкономики, поэтому улучшение материального положения нынешних пенсионероввозможно только после выхода страны из экономического кризиса. С другойстороны, на микроу­ровне для отдельного гражданина или работников конкретногопредприятия пенсионная реформа даёт возможность формировать пенсионныенакопления за счёт собственных средств и средств работодателя. Так какнакопление
— процесс достаточнодолговременный, то негосударственное пенсионное обеспечение будет оказыватьреальное влияние на экономику и общий уро­вень жизни пенсионеров лишь через10-15 лет, хотя при это отдельные граждане смогут получать дополнительныепенсии уже через несколько лет.
В ходе реформы к действующейпенсионной системе присоединятся профессиональные (отраслевые), региональные имуниципальные пенсионные системы. Граждане получают возможность формироватьпенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах, страховыхкомпаниях и, возможно, на специальных пенсионных банковских счетах.Государственные пенсии будут составлять от 40 до 60% от уровня последней зарплаты,а негосударственные (профессиональные, региональные, муниципальные и частные)пенсии будут обеспечивать ещё до 20-40% уровня доходов пенси­онеров.
За 70-летний периодгосударственной пенсионной монополии сформи­ровался стереотип, что нашу пенсиюобеспечивает государство. Государс­тво в нынешних сложных условиях не всостоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров. Переход к рыночнымотношениям ведёт и к из
менению менталитета общества:ответственность за будущий уровень пенсионного обеспечения несут и государство,и работодатель, и сам гражданин. Для трудоспособных граждан уже реально заранееопределить желательный уровень жизни на пенсии, а размер будущих дополнительныхпенсий зависит уже от сегодняшних отчислений.
Если не учитывать постепенноемикровлияние негосударственного пенсионного обеспечения на повышение общегоуровня пенсионного обеспечения, то в целях обеспечения устойчивостигосударственной пенсионной системы и повышения размеров государственных пенсий,возможно, придётся пойти на такие непопулярные меры, как увеличение пенсионноговозраста, отказ от выплаты льготных пенсий и пенсий работающим пенсионерам.Подобные решения вызовут серьёзный социальный протест в обществе.
С другой стороны, можно попытаться увеличить нагрузку напредприятия, и в 1995 году уже обсуждался вопрос об увеличении тарифаобязательных отчислений в Пенсионный фонд РФ, однако принято было более«мягкое» решение о расширении базы для взносов. Теперь взносы в ПФРвзимаются не только с заработной платы, но и практически со всех видовматериальной поддержки, оказываемых предприятиями своим работникам.Складывается парадоксальная ситуация, когда целевые взносы предприятий наименные пенсионные счета работников в негосударственных пенсионных фондах,направленные на формирование дополнительной пенсии от предпри­ятия, облагаютсяподоходным налогом и обязательными отчислениями в ПФР как текущий доход. Болеетого, эти суммы не учитываются при расчёте пенсии данному работнику, чтопротиворечит действующему пенсионному законодательству.
К сожалению, противоречивыедействия министерств и ведомств вызваны в первую очередь, отсутствиемполноценного законодательства, учитывающего специфику и значимостьнегосударственного пенсионного обеспечения. Для успешного хода пенсионных реформнеобходимо разработать и принять закон «Об основах пенсионного обеспеченияв РФ», определяющего основные принципы и механизмы государственного инегосударственного пенсионного обеспечения. Новый закон «О государственныхпенсиях» должен учесть основные идеи и положения утверждённойправительством концепции пенсионной реформы, а закон «О негосударственномпенсионном обспечении» может определить институты и механизмы организациидополнительного пенсионного обеспечения. Закон «О негосударственныхпенсионных фондах, разработанный депутатами Государственной Думы, позволитнаконец определить специфику и социальную направленность этого института, атакже механизмы контроля и гарантии соблюдения прав участников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Україно-польські суперечності та їх вплив на етнологичну ситуацію Правобережної України перша
Реферат On The Left Side Essay Research Paper
Реферат Пищевая аллергия
Реферат Особенности работы с файловым менеджером FreeCommander
Реферат Природопользование Свердловской области и его оптимизация
Реферат Шпора по Истории зарубежного кино
Реферат А. И. Яковлев Политическая социология Учебное пособие
Реферат Международное частное право и права человека
Реферат Товароведная оценка качества колбас полукопченых, реализуемых в розничной торговой сети г. Красноярска
Реферат Http://buket ck ua/index php?name=Pages&op=page&pid=163
Реферат Аудит оплаты труда 4
Реферат Александр бельский н. М. Карамзин и орловский край энциклопедический словарь
Реферат Природно-ресурсный потенциал Краснодарского края
Реферат Судьба человека по рассказам М.А. Шолохова Судьба человека и А.И. Солженицына Матренин двор
Реферат Формы государственной власти правления и государственного устройства 2