Реферат по предмету "Экономика"


Лизинговые услуги как традиционная форма партнерства

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Лизинг и его сущность
1.1 Понятие лизинга
1.2 Объекты и субъекты лизинга
1.3 Виды лизинга и механизм лизинговых сделок
1.4 Существенные условия договора лизинга
2. Характер партнерства с лизинговой компанией ипреимущества лизинга
3. Развитие лизинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ВВЕДЕНИЕ
В современной теориипредпринимательства выделяются следующие традиционные формы партнерства: франчайзинг,лизинг, малый бизнес и интрапренерство. В данном ряду, на мой взгляд, лизингзанимает особое место. Лизинговые отношения возникли как явление, явновыпадающее из привычных рамок традиционной аренды и купли-продажи. Но, несмотряна это, уже в 70-х годах во всем прогрессивном мире лизинг стал вполнераспространенным финансовым инструментом.
В отношении нашей страныможно сказать, что на сегодняшний день большинство российских организацийработает в условиях дефицита свободных денежных средств. Несмотря на крайнююнеобходимость модернизации производственных фондов, фирмы, как правило, немогут без отрицательных последствий изъять из оборота средства. В связи с этим,на взгляд многих специалистов, лизинг является наиболее удобным и экономическиоправданным средством.
Так, возможна ситуация,когда компания решает обновить свои основные фонды, однако свободных денег вобороте немного. В этой ситуации она может прибегнуть к банковскому кредиту илиприобрести имущество по договору лизинга. Путь определяется экономической выгодойсделки.
Как мы видим,проблематика лизинга является актуальной темой для российской экономики, особеннов рамках попыток государства поддерживать малые предприятия. Так, спрактической стороны легко увидеть, что для предприятий малого и среднегобизнеса привлекательность лизинговых услуг в России явно возрастает. Сами этиуслуги постепенно становятся все более доступными, а с ними – доступными иресурсы, которые никак, кроме как в лизинг, небольшим предприятиям не получить.
В данном исследовании мыставим целью подробное рассмотрение лизинговых услуг как традиционной формыпартнерства.1. Лизинги его сущность 1.1 Понятие лизинга
Основным источникомполучения информации об основах лизинга в России является Федеральный закон от29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Так, согласно статье 2 данногоправового акта:
Лизинг – совокупностьэкономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договорализинга, в том числе приобретением предмета лизинга.[1]
Более развернуто можносказать, что лизинг – это комплекс имущественных и экономических отношений,возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующейсдачей его во временное пользование за определенную плату.
В той же ст. 2 указанногоФедерального закона можно найти определение договора лизинга: договор лизинга –договор, в соответствии с которым арендодатель (далее – лизингодатель)обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее – лизингополучатель)имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю этоимущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга можетбыть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляетсялизингодателем;
В то же время, обращаяськ статье 665 ГК РФ, обнаружим, что: «По договору финансовой аренды (договорулизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанноеарендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору этоимущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательскихцелей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предметааренды и продавца»[2].
Как мы видим, определениялизингового договора отличны лишь в плане строки об ответственностиарендодателя (лизингодателя). Однако, дело в том, что в Законе №164-ФЗ вопросыответственности сторон выделены в отдельную статью 10, которая называется – «Праваи обязанности участников договора лизинга».
Классический лизинг носиттрехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель,продавец (поставщик) имущества, а лизинговая операция осуществляется последующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, дляприобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находитлизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, иобращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласноэтой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемымимуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передаетлизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизингаплату. По окончании договора в зависимости от его условий имуществовозвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.
В случае реализациидорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило,происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источниковфинансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.п.).
С точки зренияимущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанныхсоставляющих: отношений по купле-продаже и отношений, связанных с временнымиспользованием имущества. С точки зрения обязательственного права эти отношениямогут быть реализованы с помощью двух видов договора: купли-продажи и лизинга(передачи имущества во временное пользование).
В случае если в договорелизинга предусмотрена продажа имущества после окончания срока договора, тоотношения по временному использованию переходят в отношения купли-продажи,только теперь между лизингодателем и пользователем имущества.
Все этапы лизинговогопроцесса тесно связаны между собой.[3] Так, отношения повременному использованию имущества (договор лизинга) возникают только послереализации договора купли-продажи. Можно сказать, что в лизинговой сделкеисполнение одного договора дает толчок к возникновению следующей сделки, аучастники лизингового процесса тесно взаимодействуют между собой на разныхэтапах.
На первом этапеизготовитель оборудования и лизингодатель, заключая договор купли-продажи,выступают как продавец и покупатель. При этом пользователь имущества,юридически не участвуя в договоре купли-продажи, является активным участникомэтой сделки, выбирая оборудование и конкретного поставщика.
Все технические вопросыреализации договора о купли-продажи (комплектность, сроки и место поставки,гарантийные обязательства, порядок приемки и т.п.) решаются между изготовителеми лизингополучателем, на лизингодателя ложится обязанность финансовогообеспечения сделки.
На втором этапепокупатель имущества сдает его во временное пользование, выступая каклизингодатель. Однако отношения по второму договору не замыкаются междупользователем и лизингодателем. Продавец имущества, хотя и заключает договоркупли-продажи с лизингодателем, несет ответственность за качество оборудованияперед пользователем.
Если оценивать важность иглавенствующую роль отдельных составляющих комплекса лизинговых отношений, тоопределяющими, конечно же, являются отношения по передаче имущества вовременное пользование. Отношениям по купле-продаже отводится второстепеннаяроль.
Основные черты иособенности, присущие лизингу, состоят в следующем:[4]
·  преимущественное право выбораимущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю;
·  продавец имущества знает, чтоимущество специально приобретается для сдачи его в лизинг;
·  имущество непосредственнопоставляется пользователю, минуя собственника, и принимается в эксплуатациюпользователем;
·  пользователь имущества в случаеобнаружения дефектов направляет свои претензии не собственнику, анепосредственно продавцу, с которым никакими отношениями не связан;
·  лизингодатель приобретает имуществоне для собственного использования, а специально для передачи его во временноепользование;
·  весь срок договора лизинга имуществоостается собственностью лизингодателя;
·  собственник имущества за передачу егово временное пользование получает вознаграждение;
·  пользователь имущества досрочно илипосле окончания срока договора имеет право на приобретение его в собственность.
Следующим важным вопросомявляется четкое определение объектов и субъектов лизинга. 
1.2 Объекты и субъекты лизинга
Объектом лизинга можетбыть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующейклассификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободномуобращению на рынке. В зависимости от объекта лизинга различают лизингоборудования и лизинг недвижимого имущества.
В силу высокой стоимости,сложности осуществления, большого срока подготовки лизинг недвижимого имуществавряд ли найдет широкое применение в нашей стране. В первую очередь интересенлизинг оборудования. Это подтверждается и зарубежной практикой, где на долюлизинга оборудования приходится основная часть всех лизинговых платежей.[5]
Субъектами лизингаявляются:[6]
1. собственникимущества (лизингодатель) – лицо, которое специально приобретает имущество длясдачи его во временное пользование;
2. пользовательимущества (лизингополучатель) – лицо, получающее имущество во временноепользование;
3. продавецимущества – лицо, продающее имущество, являющееся объектом лизинга.
Лизингодателем может бытьюридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу влизинг по договору специально приобретенного для этого имущества, илигражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, не имеющимиобразования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуальногопредпринимателя.
В качестве юридическоголица могут выступать:
·  банки и другие кредитные учреждения,в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность (согласно закону «Обанках и банковской деятельности в РФ»);
·  лизинговые компании – финансовые,специализирующиеся только на финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные,оказывающие не только финансовые, но и другие виды услуг, связанные среализацией лизинговых операций, например техническое обслуживание, обучение,консультации и т.п.;
·  любая фирма, в учредительныхдокументах которой предусмотрена лизинговая деятельность, имеющая достаточноеколичество финансовых средств.
Согласно постановлениюПравительства России от 24.12.1994 г. №1418, лизинговая деятельность требуетлицензирования в Министерстве экономики России. Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации №167 было утверждено «Положение о лицензированиилизинговой деятельности в Российской Федерации». В нем определены порядок иусловия выдачи лицензии, срок ее действия (максимум пять лет).
Лицензию надо получатьтолько для осуществления деятельности в области финансового лизинга. Лизинговаядеятельность для компании должна быть основной и давать не менее 40% дохода поитогам хозяйственной деятельности. Лицензирование не касается банков,лизинговая деятельность которых предусмотрена законом «О банках и банковскойдеятельности в РФ».
Лизингополучателем можетбыть юридическое лицо в любой организационно-правовой форме, осуществляющеепредпринимательскую деятельность, а также гражданин, занимающийся предпринимательскойдеятельностью, без образования юридического лица и зарегистрированный в качествеиндивидуального предпринимателя.
Продавцом лизинговогоимущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другоеюридическое лицо, а также гражданин, продающие имущество, являющееся объектомлизинга.
Субъектами лизинга могутбыть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие своюдеятельность в соответствии с законом РФ «Об иностранных инвестициях в РФ».  1.3 Виды лизинга и механизм лизинговыхсделок
Основными видами лизинга,признанными во всем мире, являются финансовый лизинг и оперативный лизинг, акритериями для такого разграничения служат срок использования оборудования иобъем обязанностей лизингодателя.[7]
Оперативный лизингхарактеризуется тем, что срок лизинга короче, чем нормативный срок службыимущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества.Поэтому лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколькораз, так как для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимостиобъекта лизинга. В связи с этим при прочих равных условиях размеры лизинговыхплатежей в случае оперативного лизинга выше, чем при финансовом лизинге.
Финансовый лизингпредставляет собой лизинг имущества с полной выплатой стоимости имущества ихарактеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временноепользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизациивсей или большей части стоимости имущества. В течение срока договорализингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимостьимущества и получает прибыль от лизинговой сделки. При финансовом лизинге, какправило, обязанность по техническому обслуживанию и страхованию ложится на лизингополучателя.Этот вид лизинга является наиболее распространенным и содержит в себе множестворазличных форм, которые получили самостоятельное название.
Существуют и другиекритерии классификации лизинговых услуг. Так, по объему обслуживанияпередаваемого имущества лизинг подразделяется на чистый и «мокрый» лизинг.[8]
Чистый лизинг – это отношения,при которых все обслуживание имущества берет на себя арендатор. Поэтому вданном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговыеплатежи. Данный вид лизинга, как было указано выше, характерен для финансовоголизинга.
«Мокрый» лизингпредполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт,страхование и другие операции, которые лежат на лизингодателе. Кроме этихуслуг, по желанию арендатора арендодатель может взять на себя обязанности поподготовке квалифицированного персонала, маркетингу и рекламе готовойпродукции, поставке сырья и т.п. Можно сказать, что «мокрый» лизинг характерендля оперативного лизинга.
Прямой лизинг. В данномслучае производитель оборудования самостоятельно сдает объект в лизинг. Тем самымпоставщик и лизингодатель выступают в одном лице. Имеет место двухсторонняясделка. В таком виде двухсторонние лизинговые сделки не нашли широкогораспространения, так как при увеличении лизинговых операций производитель, какправило, создает свою лизинговую компанию.
Возвратный лизинг.Возвратный лизинг, являясь разновидностью двухсторонней лизинговой сделки,нашел более широкое применение. Его идея состоит в следующем. Предприятие(будущий лизингополучатель) имеет оборудование, но ему не хватает средств дляпроизводственной деятельности. Тогда это предприятие находит лизинговуюкомпанию и продает ей свое имущество. В свою очередь, лизинговая компания сдаетего в лизинг этому же предприятию. Таким образом, у предприятия появляютсяденежные средства, которые могут быть направлены, например, на пополнениеоборотных средств. Причем договор составляется так, что после окончания срокаего действия предприятие имеет право выкупа оборудования и тем самым восстанавливаетна него право собственности.
Этот вид лизинга в первуюочередь должен заинтересовать предприятия, испытывающие трудности с финансовымиресурсами. Таким предприятиям выгодно продать имущество лизинговой компании,одновременно заключить с ней лизинговый договор и продолжить пользоватьсяимуществом.
Раздельный лизинг, илилизинг с дополнительным привлечением финансовых средств. Это наиболее сложнаяразновидность лизинга, так как она связана с многоканальным финансированием ииспользуется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов. Его отличительнойчертой является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает изсвоих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет вссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компанияпродолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полнойстоимости имущества.
Еще одной особенностьюэтого вида лизинга является то, что лизингодатель берет ссуду на определенныхусловиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитныхотношений. Заемщик-лизингодатель не является ответственным перед кредиторами завозврат ссуды, она погашается из сумм лизинговых платежей. Поэтому, какправило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество допогашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей всчет погашения ссуды.
Таким образом, основнойриск по сделке несут кредиторы – банки, страховые компании, инвестиционныефонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служаттолько лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество.
На Западе более 85%лизинговых сделок построено на основе раздельного лизинга. По причиненеразвитости лизингового бизнеса и финансовой слабости лизинговых компаний внашей стране имеется хорошая почва для развития раздельного лизинга.
Револьверный лизинг, илилизинг с последовательной заменой имущества. Потребность в таком виде лизингаможет возникнуть, когда лизингополучателю по технологии последовательнотребуется различное оборудование. В этих случаях в соответствии с условиямилизингового договора лизингополучатель приобретает право по истеченииопределенного срока обменять арендуемое имущество на другой объект лизинга.
Часто лизингосуществляется не напрямую, а через посредника. При этом в договорепредусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротствапосредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю.Подобные сделки получили название «сублизинг»[9].
Использованиесублизинговых сделок выгодно в целях технического перевооружения предприятий,входящих в холдинг, концерн и т.п. Например, головное предприятие не желаетнепосредственно кредитовать свои дочерние фирмы для покупки оборудования, таккак не уверено в правильности расходования денежных средств. Тогда это головноепредприятие создает лизинговую компанию, которая по заявкам заводов покупаеттребуемое оборудование и поставляет его заказчикам. В дальнейшем она следит засвоевременностью поступления лизинговых платежей, аккумулирует их и перечисляетосновному лизингодателю, осуществляет надзор за использованием оборудования, апри оговоренных в лизинговом соглашении случаях – техническое обслуживание.
В международной сфересублизинговые сделки, получившие название «дабл дип», используют комбинациюналоговых выгод в двух и более странах.[10] Например, в начале 90-хгодов по данной схеме было налажено приобретение самолетов для США черезВеликобританию. Эффективность данной сделки была связана с тем, что выгоды отналоговых льгот в Великобритании больше, если лизингодатель имеет правособственности, а в США – если лизингодатель имеет право владения.
Лизинговая компания вВеликобритании покупала самолеты и отдавала их в лизинг американской лизинговойкомпании, которая в свою очередь передавала их в лизинг местным авиакомпаниям.Часто лизинговые компании в налоговых целях открывают свои филиалы в местах сльготным налогообложением (оффшорных зонах).  1.4 Существенные условия договора лизинга
На основании пункта 3статьи 15 Закона №164-ФЗ, существенным условием договора лизинга являетсяусловие о предмете лизинга. В договоре должны быть указаны данные, позволяющиеопределенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю вкачестве предмета лизинга.
В соответствии с пунктом4 статьи 15 Закона №164-ФЗ, на основании договора лизинга лизингодательобязуется приобрести у определенного продавца в собственность определенноеимущество для того, чтобы передать его за определенную плату на определенныйсрок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю,выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.
Имущество, котороеявляется предметом лизинга, лизингодатель обязан предоставить в состоянии,соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества (пункт1 статьи 17 Закона №164-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 15Закона №164-ФЗ установлены основные обязанности лизингополучателя.
Во-первых,лизингополучатель обязан принять предмет лизинга в порядке, предусмотренномуказанным договором лизинга.
Во-вторых, главнойобязанностью лизингополучателя по договору выступает обязанность выплатитьлизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотреныдоговором лизинга.
Под лизинговыми платежамипонимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю запредоставленное ему право пользоваться имуществом – предметом лизинга.Лизинговые платежи уплачиваются в виде отдельных взносов.
При заключении договорастороны устанавливают общую сумму лизинговых платежей, форму, метод начисления,периодичность и суммы лизингового платежа, как вознаграждения лизингодателя,периодичность и суммы уплаты взносов, а также способы их уплаты.
В-третьих, по окончаниисрока действия договора лизинга, лизингополучатель обязан возвратить предметлизинга, если иное не предусмотрено указанным договором, или приобрести предметлизинга в собственность на основании договора купли-продажи.
В четвертых, выполнитьдругие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга. К их числуотносятся обязанность внесения авансового платежа либо залогового денежногодепозита, обязанность заключить договор страхования предмета лизинга в пользулизингодателя.
Договор лизинга такжеможет предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга ссохранением или изменением условий договора лизинга (пункт 7 статьи 15№164-ФЗ).2.Характер партнерства с лизинговой компанией и преимущества лизинга
Экономическуюцелесообразность лизинга для производственного предприятия можно рассматриватьв двух вариантах взаимоотношений с лизинговой компанией:[11]
1. Вариант родственныхотношений. Понятие «родственность» не означает юридическую зависимостьпартнеров, а предполагает, что обе стороны стремятся к единой экономическойвыгоде. В этом случае фирма и лизинговая компания объединяют свои интересы сцелью минимизации затрат, связанных с приобретением оборудования. При такихотношениях лизингодатель не ставит перед собой цель получить прибыль, котораяпревышает размер, необходимый для оплаты обязательных платежей.
2. Вариант отношенийравного партнерства. В этом случае лизинговая компания приобретает для фирмыпроизводственные фонды исходя из своих собственных возможностей по привлечениюзаемных средств и оценки приемлемого уровня вознаграждения. Фирма, оценивэкономическую целесообразность, принимает решение о привлекательности илинепривлекательности условий. При этом альтернативой является реальнаявозможность организации самостоятельно привлечь заемные средства на такой жепериод времени.
В такой форме партнерствафирме несложно оценить, выгоден ли для нее лизинг. Если суммарные затратыпредприятия по приобретению имущества в случае самостоятельного привлечениякредита превышают стоимость лизингового договора и сопутствующих затрат, толизинговая сделка экономически выгодна для предприятия.
В качестве затратоценивают:
– суммарные платежи повозврату кредитных средств, которые делятся на две категории: платежи за счеттекущих или накопленных амортизационных отчислений (Ка); платежи за счетприбыли предприятия (Кп);
– суммарные затраты поуплате процентов за пользование кредитными средствами на протяжении всегопериода возврата кредита (К%);
– налог на прибыль в тойчасти, которая приходится на кредитные платежи, выплачиваемые за счет прибылипредприятия (НПк);
– налог на имущество завесь период сделки (НИ);
– прочие затраты, связанныес привлечением и обслуживанием кредита (ПЗк);
– суммарные лизинговыеплатежи за весь срок лизингового договора (ЛП);
– прочие затраты,связанные с обслуживанием лизинговой сделки (ПЗл);
– разницу по прочимналогам, если она возникает по сравнению с лизинговой схемой (DН).
Кроме того, следуетоценить различие затрат и денежных притоков предприятия, которые связаны сприобретением и эксплуатацией имущества, за пределами кредитной и лизинговойоперации. Это амортизационные отчисления по рассматриваемому имуществу – Апкили Апл и затраты по уплате налога на имущество в течение всего срока егоиспользования до момента полной амортизации – НИпк или НИпл, а также затраты повыкупу имущества по окончании лизинговой сделки (Зв).
Таким образом, лизинговаясделка представляется выгодной для фирмы, если:
(Ка + Кп + К% + НПк + НИ+ ПЗк +/– DН – (Апк + НИпк)) > (ЛП + ПЗл + Зв – (Апл + НИпл)).
Такова общая постановкакритерия привлекательности лизинга. В зависимости от конкретных условийпредлагаемой сделки организация может ее упростить.
Таким образом, фирмаможет обновить основные фонды, воспользовавшись денежными средствами изнескольких источников. Это могут быть собственные финансы или привлеченные состороны средства.
Если компания решилаприобрести в рассрочку имущество, перед ней встает дилемма: привлечь банковскийкредит или воспользоваться финансовым лизингом.
При оплате основногосредства за счет собственных источников предприятию нужно изъять средства изчистой прибыли. Однако зачастую руководство фирмы может принять решение о том,что оптимальную величину прибыли менять нецелесообразно. Для того чтобыдостигнуть сбалансированного и равномерного использования прибыли, фирме лучшеприобрести оборудование с отсрочкой платежа.
В этом случае компанияможет использовать заемные средства, например кредит, или воспользоватьсялизингом. Однако в последнее время использование заемных источников становитсяменее выгодно. Это связано с тем, что сложившаяся арбитражная практика непозволяет получать к вычету НДС по оборудованию, приобретенному на кредитныесредства до тех пор, пока компания не погасит кредит. При этом организации надобудет с приобретенного основного средства уплачивать налог на имущество.Поэтому сейчас многие фирмы приобретают оборудование в лизинг.
При этом существует рядочевидных преимуществ:[12]
– возможность применять кобъекту лизинга ускоренную амортизацию с коэффициентом ускорения до 3существенно сказывается на выплатах по налогу на прибыль и на имущество;
– лизинговый платежотносят на затраты, которые учитывают при расчете налога на прибыль;
– дополнительные затраты,например монтаж, доставка, страхование имущества, при лизинге можно учесть вплатежах по договору лизинга (при кредите это надо самостоятельнофинансировать, например из собственных средств);
– когда имуществосамортизируется, предприятие покупает его по остаточной стоимости, величинакоторой, как правило, невелика. Фирма ставит его на баланс и получаетвозможность платить минимальный налог на имущество;
– как правило, лизинговыекомпании функционируют в составе финансовых групп, благодаря чему некоторыетехнические вопросы при заключении и оформлении кредитных договоров могут бытьрешены в более короткие сроки.
Однако если руководствофирмы решает прибегнуть к лизингу, следует объективно оценить и негативныестороны этой сделки.
Иногда лизинг имуществапо абсолютной величине расходов является достаточно дорогим для фирмы вариантомпокупки. В качестве лизинговых платежей последняя компенсирует лизингодателю нетолько стоимость имущества и налогов на него. Также в размер платежей включаютсумму банковских процентов за пользование кредитом, к которому прибеглализинговая компания, для того чтобы приобрести объект. Как правило, компанияпогашает кредит медленными темпами, по мере поступления лизинговых платежей.Поэтому проценты, начисляемые на остаток ссудной задолженности, могут составитьзначительную величину.
Фирме, руководствокоторой приняло решение воспользоваться лизингом, следует учесть такжеследующее. Применение коэффициента ускоренной амортизации в соответствии сналоговым законодательством позволяет списать стоимость объекта лизинга назатраты в более короткие сроки. Однако это не всегда экономически оправданно.На практике может сложиться ситуация, когда ускоренное списание насебестоимость, наоборот, приведет к неблагоприятным налоговым последствиям.Приобретенное по лизингу имущество в первые годы может функционировать не в полнуюсилу. Таким образом, имущество приносит лизингополучателю на начальной стадии относительноневысокие доходы, в то время как амортизационные отчисления по данномуоборудованию максимальны. В результате этой диспропорции финансовый результатлизингополучателя может существенно колебаться; в начале срока фирма признает вучете убыток, а в дальнейшем – относительно высокую прибыль. Возможен и такойвариант развития ситуации, когда, получив оборудование по лизингу и ускоренносписав его стоимость на уменьшение налогооблагаемой прибыли, лизингополучательреально начнет получать доход от использования объекта лизинговой сделки лишьпосле окончания срока договора.
3.Развитие лизинга в России
Объемы лизинговыхопераций в развитых странах сегодня составляют от 25% до 30% от общей суммыпрямых инвестиций. У нас же – максимум 3-5% от объема ВВП, российскийлизинговый рынок оценивается в 5 миллиардов долларов.[13]Высокий объем инвестиций, осуществляемых в форме лизинга, в развитых экономикахобусловлен соответствующей долей предприятий среднего и малого бизнеса и ихактивностью. В России же эти услуги в полном объеме доступны пока, скорее,«середнякам», чем «малым». Так что, простор для развития есть.
Резкий рост интереса клизингу в России связан не только с тем, что это «выгодно» или «удобно».Проблема в том, что износ оборудования на большинстве российских предприятийдостиг критической отметки. А это значит, что уже сейчас огромной, не слишкомплатежеспособной армии требуется масса нового и подчас довольно дорогогооборудования. Нередко у готовых идти по пути модернизации основных фондов предприятийесть все: внятный менеджмент, выстраданная стратегия развития, бизнес-планы и необходимыекадровые ресурсы. Нет только одного – денег. Ни своих, ни заемных. Да чтоговорить, если только в агропромышленном комплексе проблему нехватки уборочнойтехники уже именовали «проблемой 2008 года». Лизинг в таких условиях считаетсясегодня едва ли не единственной возможностью получить новое оборудование безпотерь времени.
В связи с этим можносказать, что определенное движение рынка лизинговых услуг есть. В 2008 годусовокупный объем лизинговых платежей (следует отличать этот показатель от общегообъема рынка) составил около одного миллиона ста сорока двух тысяч долларов. Иэто уже почти вдвое больше, чем в 2007 году (649 514 долларов).
По оценкам руководителябанковского направления «Эксперт РА» Василия Кашкина, быстрый рост рынкализинга в стране вызван несколькими причинами.[14] Прежде всего, этопозитивные изменения в «лизинговом» законодательстве. Была принята новаяредакция Закона «О лизинге», а налоговые льготы по капиталовложениям дляпредприятий, из-за которой компании, приобретая основные фонды за счетсобственных средств, утратили право относить часть затрат на уменьшениеналогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль, были отменены. На их местопришел полноценный механизм лизинга при приобретении основных фондов,позволяющий относить лизинговые платежи на себестоимость продукции в полномобъеме.
Благоприятное влияние нарынок оказали общая динамика российской экономики и рост доверия к российскимлизинговым компаниям со стороны как местных, так и зарубежных инвесторов. Непоследнюю роль в развитии лизинга в промышленности и сельском хозяйстве (самыхсложных и «неподъемных» отраслях) сыграла и определенная государственнаяподдержка, в том числе в виде инвестирования бюджетных средств черезгосударственные лизинговые компании, такие как «Росагролизинг». Изменилась игеография лизинга. Игроки рынка медленно, но верно охватывают регионы, в товремя как концентрация компаний в столице постепенно снижается. Скажем, если в2007 году в Москве было сконцентрировано 56% лизинговых компаний, а вСанкт-Петербурге – 5%, то в 2008 году в Москве было сосредоточено уже 51%,тогда как постепенно увеличивается доля лизинговых компаний в европейской частиРоссии и Сибири.
Сегодня все компании,активно действующие на российском рынке лизинга (таких около двух сотен),делятся на четыре вида. Это фирмы, созданные производителями для продвижениясвоей продукции на внутреннем рынке; компании, существующие в рамкахфинансово-промышленных групп; государственные и «рыночные» лизинговые компании.
Зачем и в связи с чем всеони возникают на нашем рынке? Здесь у каждого инвестора свои причины. Основныммотивом финансово-промышленных групп, как правило, является оптимизацияналогообложения через лизинговых «дочек». Банки используют лизинг какдополнительную услугу и инструмент финансирования, для удобства создаваяаффилированные компании. Производители и оптовые продавцы техники находят в лизингедополнительный механизм стимулирования сбыта (в этом смысле очень показательнымявляется рынок автотранспорта). Для государства финансирование лизинговыхкомпаний – разумный шаг поддержки отдельных стратегических отраслей(транспорта, авиации, сельского хозяйства).
Кстати, по оценкамгенерального директора ОАО «Номос-лизинг» Дмитрия Шабалина, огромноепреимущество на российском рынке получают именно «дочки» зарубежных банков(наиболее известный участник рынка – «Райффайзен-Лизинг»), поскольку имеютдоступ к западным капиталам. Впрочем, российские рыночные компании сегодня ужеспособны конкурировать с ними благодаря внутренним резервам. «Мы не можемпозволить себе быть закостенелыми, мы должны постоянно приспосабливаться, уметь«лизинговать» все что угодно», – говорит Шабалин.
Появление новыхлизинговых компаний в России – реально. «Создание собственной лизинговойкомпании иногда необходимо, часто очень выгодно, а порой и несложно», – уверяетЕлена Вукха, старший юрист Norr Stifenhofer Lutz. Были бы, как говорится,возможности.
На стадии создания новогопредприятия справедливы те же требования, что и для регистрации любых другихкомпаний. Минимальный уставный капитал для ООО и ЗАО должен составлять 10 тысячрублей, государственная регистрация – в течение 5 дней. «Однако есть испецифические для этого сегмента требования, в частности уведомлениеантимонопольного органа о создании лизинговой компании в течение не положенных45, а 30 дней», – поясняет Елена Вукха. Еще одна операция, обязательная длястартующих лизинговых компаний, – постановка на учет в Федеральной службе пофинансовому мониторингу. На стадии регистрации многие компании используют вкладимущества в ООО, которое дает собственные средства для развития, и формируютуставный капитал на уровне 5 миллионов рублей, затем увеличивая его, – такпроще избежать сложностей с антимонопольными органами. В список дополнительныхобязанностей новоиспеченных лизингодателей входит введение карты учета:нотариальное заверение подписи руководителя и оттиска печати, назначениеответственных за контроль лиц; согласование внутренних правил контроля заоперациями; сбор и предоставление информации об отдельных лизинговых операциях.
Стартовые условия,возможности финансирования у игроков на этом рынке очень различны. И зависятони от того, «с помощью» кого существует та или иная компания.
Традиционно источниковфинансирования у лизинговых компаний три: это собственные средства (25% в 2008году), средства, привлеченные через учредителей (20%), и самостоятельнопривлеченные средства (доля последних превалирует и составляет порядка 55%).
Источник финансированиянапрямую влияет на выбор сегмента деятельности лизинговой компании. Несмотря нато, что очень привлекательных ниш немало, многим игрокам путь в них заказан(например, рынок недвижимости – из-за неурегулированных прав собственности наземлю). В общем, либо ноша тяжела, либо среда не стабильна. Есть отрасли,открытые для всех, а есть – закрытые, узко сегментированные. Впрочем,«открытость» тех или иных сегментов, по мнению экспертов, – всего лишь вопросвремени.
Наиболее популярнымиотраслями, где используется лизинг оборудования, традиционно являютсятелекоммуникации, транспорт и дорожные перевозки, сельское хозяйство и пищеваяпромышленность. Следом идут машиностроение и деревообработка. Стоимость текущихсделок по телекоммуникационному оборудованию составляет сегодня в России ужеболее миллиарда долларов. Значительно отстают авиационная техника (716миллионов) и сегмент сельскохозяйственной техники (713 миллионов) – здесь всилу отраслевой специфики поле делят между собой государственные лизинговые компании«Росагролизинг» и «Росагроснаб».
Несмотря на то, чтосельское хозяйство как никогда нуждается в обновлении парка машин и привлеченииинвестиций любыми способами, лизинг сельхозтехники не доступен для большинствакоммерческих лизинговых компаний. Каковы причины этого факта?Кредитоспособность сельхозпроизводителей низка, а их финансовое положение оченьнеустойчиво. При этом лизинговые ставки слишком высоки, потому без господдержкине обойтись. Да и рынок как таковой не слишком устойчив (рентабельность скачетс 20% до 200% и обратно, в зависимости от урожайности), он не может существоватьбез государственной поддержки. Капиталоемкость отрасли настолько велика, чтопроведение сделок вряд ли будет под силу небольшим лизинговым компаниям. А еслимы говорим об инвестировании в лизинг 14 миллиардов рублей, то эта сумманичтожна в масштабах отрасли.
Другая проблемасельхозсегмента – «менталитет клиентуры». По свидетельствам руководства«Росагролизинг» требовался год на старте, чтобы доказать: лизинг – не дотация,а возвратный финансовый механизм.
Тем временем чуть ли нетрадиционной услугой становится лизинг железнодорожных вагонов. Связано это среформой РЖД и неплохой ликвидностью сделки. В авиации, где сроки окупаемостипроекта составляют как минимум 10-15 лет, лизинг вряд ли имеет альтернативу какфинансовый инструмент. Грузовой и пассажирский автотранспорт пользуются почтиодинаковым спросом, а компании – участники рынка считают этот сегмент чуть лине самым лакомым. Зато лизинг автотранспорта – наиболее массовый (в силувысокой ликвидности). Высокие темпы роста показывает лизинг оборудования дляпищевой промышленности. Предпринимателей снова привлекает высокая ликвидностьна вторичном рынке, ведь, как и автотранспорт, производственную линию можнопродать. К тому же покупка оборудования порой успешно решает проблемырасширения производства.
Большинство экспертовуверены: в 2008 году лизинг наконец-то закрепился на российском рынке уже какработающий инструмент финансирования. Заметно удлинились и сроки лизинговыхсделок (что важно в первую очередь для потребителей услуг) – до пяти лет. Кстати,на Западе 3-4-летний лизинг считается краткосрочным. У нас же такие «длинные»контракты рискуют заключать только сильные компании, да и то с равноценнымипартнерами и – на стабильных рынках, а сделки на 6-8 лет – это до сих пор единичныеслучаи.
Отчего так случилось? Длябольшинства потребителей лизинг – действенный инструмент привлеченияинвестиций, «живых» денег, пусть и «зашитых» в лизинговую сделку. И все же лизингсегодня доступен для основной массы предпринимателей. В отличие, например, откредитов свыше года, которые трудно получить из-за слабых активов и ихдисконтирования большинству компаний, лизинг возможен сегодня на три года. Но,главное, приобрести ресурсы в лизинг много проще, чем кредит. В результатесделки развивающаяся компания получает новое оборудование, которое может, в случаеисполнения условий договора, стать собственным. А новое оборудование даетощутимые конкурентные преимущества: снижение затрат, возможность участвовать втендерах, рост доли рынка за счет расширения производства.
Тем не менее, для тогочтобы заключить заветную сделку и получить в свое распоряжение новенькое (илине новенькое, но желанное) оборудование, средним и малым предприятиямприходится проходить сквозь массу обязательных процедур. Так, укомпаний-лизингодателей сформировались следующие критерии отборализингополучателей: это ликвидность предмета лизинга (наивысшей ликвидностьюпринято считать автомобили западного производства), место эксплуатацииимущества, а также соответствие лизинговой заявки установленным лизинговойкомпанией лимитам финансирования (у каждой свои пределы). Очень тщательноизучается репутация потенциального клиента – кредитная история, проверяютсябазовые финансовые показатели (размер активов, величина собственных средств,объем продаж, прибыльность). Сведение всех показателей воедино, разумеется,требует времени. Поэтому немаловажным фактором при выборе лизинговой компаниисегодня для предпринимателей становится ее оперативность и умение упрощатьпрохождение процедур оформления, а также способность оказывать комплексныеуслуги («растаможка», оформление предмета лизинга, сервисное обслуживание).Кстати, еще один мотив в пользу лизинга малые предприниматели видят в теснойсвязке с поставщиком оборудования через договор лизинга.
Несмотря на явный перевесспроса по сравнению с предложением, некоторые подвижки все-таки есть. Рыночныелизинговые компании действуют в конкурентной среде, а основным преимуществом нарынке лизинга становится гибкость. Вот из этой-то гибкости потребитель и можетизвлечь массу преимуществ.
И все же, несмотря нарастущую конкуренцию, среду, в которой развивается российский лизинг,благоприятной можно назвать лишь с большой натяжкой. Да, пока процент дефолтов,по данным самих компаний, составляет всего 0,3% от общей стоимости лизинговогопортфеля, а это очень низкий показатель. Процент невозвратов ничтожно мал.Поэтому создается впечатление, что риски – низкие. Но то, что компании до сихпор не сталкивались с проблемами, еще не значит, что они отсутствуют. Прощеговоря, стоит паровозу замедлить ход, а экономическому росту – снизиться, какпоявятся типичные для рынка проблемы: и дефолты, и невозвраты. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы лизингаосвещаются во многих специализированных изданиях. Это совершенно естественно –ведь именно с помощью лизинга приобретаются все большее количество основныхсредств. Лизинг сегодня доступен всем – от транснациональных корпораций дочастных предпринимателей. Но растущая популярность и простота – это не одно ито же. Лишь немногие лизингополучатели по-настоящему понимают его сущность, разбираютсяв особенностях и знают, какие преимущества и недостатки имеет этот вид финансирования.
Лизинг действует на стыкесразу нескольких экономических конструкций, и по-прежнему остается «продуктомвысоких финансовых технологий». Фактически лизинг является синтезом сразу трехвидов сделок: купли-продажи, долгосрочной аренды и кредитования. Именно в такомединстве: «кредит-аренда-покупка» и становятся понятны основные закономерностилизинга.
Многие, кто пыталсяполучить банковский кредит на покупку техники, столкнулся с неожиданнымисложностями. Для физических лиц могут потребоваться поручители, справка одоходах с постоянного места работы; банк может предложить сумму кредита,недостаточную для запланированной покупки. Для юридических лиц проблемой можетстать состояние бухгалтерского баланса, небольшой период работы компании и т.д.и т.п. Все эти проблемы с помощью лизинга преодолимы.
Согласно приведенным намисведениям рынок лизинговых услуг в России развивается. Однако данному развитию,помимо потенциальных рисков, препятствуют традиционные российские беды:«дорогие» деньги и несовершенство законодательства. А несовершенствоарбитражной практики значительно затрудняет процедуру изъятия объекта лизинга унеплатежеспособных получателей. Дополнительная проблема – неразвитость системыимущественного страхования объектов лизинговых сделок, поскольку в правилахстрахования отсутствуют специальные условия для предметов лизинга. Да и самилизинговые компании пока не слишком мобильны.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Российскаягазета. – 1996. – №23-27.
2. Федеральный законот 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // Российская газета. –1998. – №211.
3. Боровицкая М.А.Определение и сущность лизинга [Электронный ресурс] / М.А. Боровицкая. – Режимдоступа: www.cfin.ru/management/finance/capital/whats_leasing.shtml
4. Егорушков С.Лизинг как альтернатива кредита [Электронный ресурс] / С. Егорушков. – Режимдоступа: www.credit.ru/publication/211
5. Лизинговоелекарство от безденежья [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.leasingforum.ru/article.php?id=27
6. Основы лизинга[Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.globus-leasing.ru/spb/leasing/articles/basis/
7. Правовоерегулирование лизинга в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a69/43415.html
8. Суслова Н.В.Лизинг: предметный разговор / Н.В. Суслова // Спецавтотехника. – 2008. – №5.
9. Суслова Н.В.Преимущества и недостатки лизинга / Н.В. Суслова // Основные средства. – 2008.– №8.
10. Суслова Н.В.Сублизинг: для знатоков и любителей / Н.В. Суслова // Коммерческие автомобили.– 2008. – №9.
11. Тэпман Л.Н.Предпринимательское управление: Зарубежный опыт / Л.Н. Тэпман. – М.: ЮНИТИ,2008.
12. Чинарова Е.Лизинг: рынок полутонов [Электронный ресурс] / Е. Чинарова. – Режим доступа:www.leasinginfo.ru/news/content/1127733793.html?page=5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Быт и нравы Москвы XV в. в Песне про царя Михаила Лермонтова
Реферат Особенности процесса снабжения
Реферат Отличительные особенности технологии производства коньяка и бренди
Реферат Отчет по товароведно-торговой практике в магазине "Трусовский хлеб"
Реферат Процесс маркетинговых исследований в Казахстане
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины наименование дисциплины «Молодая семья: объект молодёжной политики»
Реферат Производство, реализация и монтаж бассейнов для частных домов
Реферат Понятие мезологистики
Реферат Открытие студии загара "Sun Time"
Реферат Отбор целевых рынков. Емкость рынка. Сегментирование рынка
Реферат Особенности хорошей рекламы
Реферат Отчет по дисциплине «Практический маркетинг»
Реферат Шпоры к ГОСам (теория государства и права)
Реферат Открытие развлекательного центра "Империал" в городе Николаевск-на-Амуре
Реферат Особенности персональной продажи