Реферат по предмету "Экономика"


Кредитно-денежная политика как один из методов государственного регулирования экономики

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕНЕЖНАЯ МАССА КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
1.1 Понятие “денежная масса” и структурные компоненты денежноймассы
1.2 Оптимальное соотношение между товарной и денежной массой
1.3 Воздействие изменений объема и структуры денежной массына экономический рост, занятость, инфляцию
2. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Понятие, цели, виды и инструменты монетарной политики
2.2 Состояние денежной сферы иреализация денежно-кредитной политики в первом полугодии 2009 года
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕНЕЖНОЙ МАССОЙ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Насамом деле большинство из нас знает о денежной массе крайне мало. И этонеудивительно: мир этот представляет собой один из сложнейших экономическихмеханизмов цивилизации. Все его законы ведомы только профессионалам — ученым,банкирам, финансистам.
Ночтобы не делать досадных ошибок, необходимо знать о законах денежного миракаждому. Этот факт иопределяет актуальность темы курсовой работы.
Деньги представляют собойфинансовый актив, который служит для совершения сделок, покупки товаров иуслуг. Они отличаются от других видов финансовых активов тем, что только деньгимогут обслуживать сделки и являются платежным средством обращения. Нельзякупить хлеб в булочной, отдав взамен акцию или облигацию.
Переходнашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемыденежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях пореконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотряна оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы,актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционныхпроцессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильнойденежной политики.
Какпоказывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношениясопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов.Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношенияпричиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранееинфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно,что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживанияинфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятиирешений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляютимеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опытмногих стран показал, что длительное функционирование централизованногопланирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальныхи денежных потоков.
Объектом исследованияслужит кредитно-денежная политика государства, предметом — денежная масса.
Целью курсовой работыявляется комплексный анализ влияния денежной массы на экономику страны.
Обозначенная цельструктурируется в решении следующих основных задач:
— общие понятия денежноймассы и ее структурные компоненты;
— проанализироватьоптимальное соотношение между товарной и денежной массой и воздействияизменений объема и структуры денежной массы на экономический рост;
— рассмотреть сущность,цели, виды и инструменты монетарной политики, как способов регулированияденежной массой;
— рассмотреть состояниеденежной сферы и реализацию монетарной политики в 2009 году;
— выявить и наметить эффективные меры по управлению денежноймассы России.
В числе доминирующих методов, на которые опирается автор всвоем исследовании, выделяются такие как системный, статистический, методсравнений и аналогий, метод обобщения и другие.
В процессе исследования мы опирались на анализ таких базовыхэкономических источников как И. Фишер, Т.Ю. Матвеева, Л.Н. Красавина, В.Д. Камаев, П.М. Корявцев,информационные сайты, освещающие тему денежной массы, а такжеиспользовали данные с сайта ЦБР и другие.

1.ДЕНЕЖНАЯ МАССА КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
 
1.1Понятие “денежная масса” и структурные компоненты денежной массы
Важнейшимколичественным показателем денежного обращения является денежная масса,представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств,обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиями государству.
Денежнаямасса — это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежныхсредств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которымрасполагают частные лица, институциональные собственники и государство. Вструктуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятсяденежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивнаячасть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциальномогут служить расчетными средствами.
Такимобразом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает состереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающегоденьгами, прежде всего наличные средства — бумажные деньги и мелкую разменочнуюмонету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%),а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже врозничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путемиспользования банковских счетов. В результате наступила эра банковскихденег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Этиинструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т. е.безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек иликредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своегодепозита на счет продавца или выдать ему наличные.
Дляанализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенныйпериод, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста иобъем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).
Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значениепри выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики.Динамика денежных агрегатов в период с 2002-2008 гг. отображена на рис. 1.1.
Посравнению с первыми девятью месяцами 2007 года темп прироста денежного агрегатаМ2 за январь-сентябрь 2008 года снизился более чем в 3 раза – с 27,8 до 8,3%, агодовой темп его прироста (на 1 октября по отношению к той же дате предыдущегогода) – с 48,3 до 25,0%.
Однако,несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста денежноймассы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полуторалет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса вэкономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007-2008 годах.
/>
Рис. 1.1Динамика денежных агрегатов (к соответствующей дате предыдущего года, %)

В разных странахколичество денежных агрегатов разное, что обусловлено, прежде всего,национальными особенностями и значимостью различных видов депозитов. Однакопринципы построения системы денежных агрегатов во всех странах одинаковые.Каждый следующий агрегат:
— включает в себяпредыдущий;
— является менееликвидным, чем предыдущий;
— является болеедоходным, чем предыдущий.
Длярасчета совокупной денежной массы в обращении в Российской Федерациипредусмотрены следующие денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3.
1) М0 — наличные деньги в обращении;
2) Ml = М0 +средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций +средства страховых компаний + депозиты населения до востребования в Сбербанке ив коммерческих банках;
3) М2 = Ml +срочные вклады населения в Сбербанке;
4) МЗ = М2 +сертификаты и облигации госзайма.
Денежныеагрегаты отличаются по степени ликвидности, под которой понимается«возможность быстрой конвертации актива в наличность без каких-либо потерьего стоимости».
Самой высокойликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидность Mlниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны бытьвозвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в течение всегосрока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются вкладчику поистечении этого срока.
Денежнаямасса М2 определяется движением наличных денег и безналичных средств, которые,в свою очередь, находятся в прямой зависимости от сбережений населения иостатков средств на счетах юридических лиц. Отсюда следует, что если процесссбережений населения идет интенсивно, население доверяет банкам и держит своиденьги на их счетах, то Центральный банк имеет большие возможности увеличитьденежную массу. Сбережения населения выполняют как бы функцию обеспечения новыхденег.
Вместес тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзянепосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речьидет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах вкоммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитныхсертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства тольков краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компонентыденежного обращения получили общее название “квази-деньги” (quazi-money). Квази-деньгипредставляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуреденежного обращения. Квази-деньги представляют собой разницу между денежнымагрегатом М1 и М2:
/>
Экономистыназывают квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либоимущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность ихобращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвиднымвидом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятсязолото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведенияискусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.
Характеристикаденежных агрегатов будет неполной без разъяснения понятия “денежная база”.Денежная база является самостоятельным компонентом денежной массы в России. Онавключает агрегат М0 плюс денежные средства в кассах коммерческих банков,депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов.
Эти деньги нетолько имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность ЦБ, еговозможности выполнять свои обязательства. Некоторые экономисты называют ихсильными деньгами, поскольку эта категория может прямо контролироваться ЦБ,чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы. Например,количество и сумма банковских вкладов зависит не только от эффективностиполитики ЦБ, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют лиони банкам или не доверяют.
Дляобоснования пределов роста денежной массы (М2) используется денежныймультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы безотрицательных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяетсякак отношение М2 к денежной массе.
Учитывая, чтов денежную базу и в М2 входят наличные деньги, мультипликатор отражаетувеличение вкладов населения и остатков средств юридических лиц. Если доля этихэлементов в составе М2 увеличивается, то это означает, что основная часть денежноймассы может увеличиваться в соответствии с величиной мультипликатора.
Существеннойспецификой денежного обращения в России является широкое использованиеиностранной валюты, как для оплаты внешнеэкономических контрактов, так и вцелях сохранности сбережений населения, сокращения потерь доходов от инфляции.В этой связи для анализа и прогнозирования спроса на деньги, изменения курсарубля, устойчивости финансово-экономической системы, процессов долларизации ибегства капиталов используется показатель широких денег, который включаетагрегат М2 и депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковскойсистеме.
Использованиеразличных показателей денежной массы позволяют дифференцированно подойти канализу состояния денежного обращения.
Величина предложенияденег определяется экономическим поведение:
— центрального банка,который обеспечивает и контролирует наличные деньги;
— коммерческих банков(банковского сектора экономики), которые хранят средства на своих счетах;
— населения (домохозяйстви фирм – небанковского сектора экономики), которое принимает решения, в какомсоотношении разделить денежные средства наличными деньгами и средствами набанковских счетах.
Денежныеагрегаты рассматриваются как эффективные инструменты в западных странах, гдеуровень монетизации доходит до 80-95% ВВП, влияния на реальные величины вэкономике в краткосрочной перспективе. Например, через снижение базовойпроцентной ставки страна стремится дать стимул для увеличения инвестиций, исоответственно, для повышения производства и экономического роста. То есть, вситуации, когда происходят неожиданные шоки в экономике, которые приводят кнежелательным колебаниям реального уровня производства, денежные агрегаты могутбыть использованы для оперативной стабилизации темпов производства.
Вдолгосрочной же перспективе эффект использования денежных агрегатовнеоднозначен. Но в целом принято считать, что стабилизация реального ростаэкономики в краткосрочной перспективе посредством денежных агрегатов, скореевсего, осуществляется в ущерб ценовой стабильности: в долгосрочной перспективеможет дать эффект в виде роста общего уровня цен (или, как например, в Японии ввиде дефляции).
Необходимоучесть и еще один аспект. Уровень монетизации можно в определенной мерерассматривать как уровень доверия экономике. Коэффициент монетизации экономики(уровень монетизации) — это отношение денежной массы (М2) к ВВП. Если денежнаямасса растет, то часть «новых» денег попадает на фондовый рынок,вызывая его оживление: начинается спекулятивная игра, индексы уходят в рост. Вслучае сокращения денежной массы происходит массовый возврат кредитов,финансовый рынок начинает испытывать дефицит денег, объемы торгов ценнымибумагами сокращаются.
Считается,что переходные экономики должны иметь уровень монетизации экономики не менее70-80%. Это позволит им, с одной стороны, поддерживать адекватный рост своихэкономик, а с другой — установить некий баланс между инфляцией и экономическимростом.
Однако доэтого показателя развивающиеся страны не дотягивают. Так, низкий уровеньмонетизации является болезненным вопросом для всех экономик стран СНГ. Проблемавозникла во многом из-за гиперинфляции, которую страны пережили в начале 1990-хгодов. Тогда они были вынуждены ужесточать денежно-кредитную политику и сокращатьденежную массу.
Высокийуровень монетизации присущ лишь странам с высокоразвитой экономикой. Среднийуровень монетизации экономики в странах еврозоны за 10 лет (начиная с 1998года) вырос от уровня 72,5% от ВВП до 89,2%.
Экономики свысоким уровнем монетизации ассоциируются с присутствием долгосрочных кредитов,в то время в экономиках с низкой монетизацией преобладает краткосрочныйкапитал.
1.2Оптимальное соотношение между товарной и денежной массой
Денежноеобращение является важным составным элементом экономического механизма, а егоустойчивость — необходимым условием общехозяйственной сбалансированности.Длительное нарушение устойчивости денежного обращения негативно влияет наразвитие экономики, затрагивая в той или иной степени практически все экономическиепроцессы.
Устойчивостьденежного обращения проявляется в относительной стабильности покупательнойспособности денег, что выражается в постоянстве или росте количествапользующихся спросом товаров и услуг, которые можно приобрести на денежную единицу.
Исходя изэтого обычно выделяют следующие необходимые условия стабильности покупательнойспособности денег:
— поддержаниеэкономически обоснованного соотношения между денежной массой в обращении имассой реализуемых товаров, определяемого в соответствии с законами денежногообращения. Это означает, что объем обращающихся денег должен соответствоватьдействительной потребности общественного хозяйства в орудиях обращения исредствах платежа, а имеющемуся денежному предложению должно противостоять соответствующееколичество товаров;
— обеспечениеэластичности денежного обращения, то есть способности денежной массырасширяться и сокращаться в зависимости от потребностей товарного оборота,динамики развития общественного хозяйства;
— обеспечениестабильности курса национальной валюты.
Дляподдержания устойчивости денежной единицы очень важно правильно определитьоптимальный объем денежной массы в обращении, то есть обеспечить соответствиеденежного предложения обоснованной потребности общественного хозяйства вденьгах. Динамика денежной массы прямо или косвенно влияет на достижениеосновных целей развития национальной экономики — экономического роста, высокогоуровня занятости, стабильности цен, сбалансированности платежного баланса ит.д.
Количестводенег, необходимых для обращения, определяется общим законом денежногообращения, который действует в любых типах денежных систем и требуетобязательного сбалансирования денежной и товарной масс. Однако формы денег,эмиссионный механизм, а также условия формирования спроса на деньги в процессеэкономического развития претерпевали значительные изменения, что оказывалосущественное воздействие на механизм реализации этого требования.
Большоезначение имеет соблюдение основных воспроизводственных пропорций, к которымобычно относят соотношения между:
— сферойматериального производства и непроизводственной сферой;
— I и IIподразделениями общественного производства;
— фондомнакопления и фондом потребления в национальном доходе;
— отдельнымистадиями процесса воспроизводства — производством, распределением, обменом ипотреблением;
— темпамироста производительности труда и средней заработной платы;
— темпамироста денежных доходов населения и производства предметов потребления иоказания услуг и т.д.
Например,недостаточное развитие непроизводственной сферы приводит к возникновениюнеудовлетворенного платежеспособного спроса на услуги, ухудшает воспроизводстворабочей силы, уменьшает возможности создания новых рабочих мест.
Несоблюдениеэкономически обоснованного соотношения между I и II подразделениямиобщественного производства препятствует полной реализации общественногопродукта, в частности, затрудняет сбалансированный обмен между ними средствамипроизводства и предметами потребления, а также удовлетворение потребностейотраслей непроизводственной сферы.
Соотношениемежду фондом накопления и фондом потребления в национальном доходе оказываетзначительное воздействие на экономику: от величины производственного накопленияво многом зависят темпы экономического роста и структура общественноговоспроизводства. Однако и перенакопление сверх реальных потребностейпроизводства, выражающееся в чрезмерных инвестициях, также нарушаеттоварно-денежную сбалансированность, ограничивает ресурсы потребления и,соответственно, платежеспособный спрос.
Такимобразом, несоблюдение рассмотренных и других воспроизводственных пропорцийведет к нарушению соответствия между натурально-вещественной и денежной формамиобщественного продукта, а значит, создает возможность нарушения устойчивости денежногообращения.
Важноезначение имеет также соблюдение отраслевых пропорций, к которым относятсясоотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями, межотраслевые ивнутриотраслевые пропорции. В качестве обеспечения денег могут выступать толькотовары, пользующиеся спросом, а отраслевые пропорции производства как раз иопределяют структуру товарного предложения, ее соответствие или несоответствиепотребностям общественного хозяйства и населения.
Следует такжеотметить влияние на устойчивость денежного обращения территориальных пропорций.Несбалансированность производства и потребления в экономических районахвызывает миграцию денег, которая может выступить дестабилизирующим фактором нарегиональных товарных и денежных рынках.
Системапропорций общественного производства постоянно изменяется под влиянием ростаобщественных потребностей и НТП, а также развития международного разделениятруда и мировых товарных рынков. В современных условиях активное воздействие наструктуру общественного воспроизводства оказывает государство, используя дляэтого государственные заказы, инвестиции из госбюджета, государственные закупкитоваров, предоставление кредитов, субсидий, налоговых льгот, поддержку новыхотраслей промышленности, систему ускоренной амортизации основного капитала ит.п.
Пропорцииобщественного производства взаимосвязаны, представляют собой единую систему. Ихоснову составляет взаимодействие производства и потребления, рыночнымвыражением которого является соотношение платежеспособного спроса на товары иих предложения. В связи с этим нарушения пропорций общественного производствапроявляются на рынке в форме диспропорции между спросом и предложением. Однакосоотношение спроса и предложения стремится к состоянию равновесия, поэтому ононе только пассивно реагирует на возникающие дисбалансы, но и выступает какрегулирующий фактор, способствующий пропорциональному развитию. Регулирующаяфункция спроса и предложения реализуется через воздействие их соотношения науровень рыночных цен.
Хотя спрос ипредложение тесно связаны между собой, они выступают как самостоятельныеэлементы рыночных отношений, обладают относительной независимостью развития.Предложение может некоторое время возрастать без увеличения спроса, а развитиеспроса — опережать предложение или не совпадать с ним по направлению. Вконечном счете, эти процессы могут сами по себе вызвать диспропорцию междуспросом и предложением и привести к развитию инфляции.
1.3Воздействие изменений объема и структуры денежной массы на
экономический рост, занятость, инфляцию
Регулирование объема иструктуры денежной массы необходимо для предотвращения роста инфляции,безработицы и поддержания устойчивого роста экономики.
Механизм воздействияизменения предложения денег на экономику носит название «механизма денежнойтрансмиссии» или «денежного передаточного механизма» («money transmissionmechanism»). Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменениепредложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменениереального объема выпуска (ситуацию на реальном рынке, т.е. рынке товаров иуслуг), а следовательно на инфляционные процессы и занятость населения.
Этот механизм может бытьпредставлен следующей логической цепочкой событий. Если в экономике спад, тоцентральный банк покупает государственные ценные бумаги → кредитныевозможности коммерческих банков увеличиваются → банки выдают большекредитов → предложение денег мультипликативно увеличивается →ставка процента (цена кредита) падает → фирмы с удовольствием берут болеедешевые кредиты → инвестиционные расходы растут → совокупный спросувеличивается → объем производства мультипликативно растет. (Следуетиметь в виду, что на изменение ставки процента реагируют не только фирмы,изменяя величину инвестиционных расходов, но и домохозяйства, которыепользуются потребительским кредитом и при его удешевлении увеличиваютпотребительские расходы, а также иностранный сектор, увеличивающий расходы начистый экспорт при снижении ставки процента, поскольку это ведет к снижениюкурса национальной валюты данной страны и делает ее товары относительно болеедешевыми и привлекательными для иностранцев).
Поскольку воздействиестабилизационной политики происходит в краткосрочном периоде, то графическивлияние стимулирующей монетарной политики на экономику можно изобразитьследующим образом (рис. 2.1).
а)                                   б)                                  в)
Денежный рынок                  Функцияинвестиций   Рынок товаров и услуг
/>
Рис. 2.2 Механизмденежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике (политика “дешевыхденег”)

Эта политика,используемая в период спада, носит название политики «дешевых денег».
Соответственно политика,проводимая центральным банком в период бума («перегрева») и нацеленная наснижение деловой активности, называется «политикой дорогих денег». Графическиэтот вид монетарной политики изображен на (рис. 2.5) и может быть представленаследующим образом:
Центральный банк продаетгосударственные ценные бумаги → кредитные возможности коммерческих банковуменьшаются → предложение денег мультипликативно сокращается →ставка процента (цена кредита) растет → спрос на дорогие кредиты состороны фирм падает → инвестиционные расходы сокращаются →совокупный спрос уменьшается → объем производства падает.
а)                                   б)                                  в)
Денежный рынок          Функцияинвестиций Рынок товаров и услуг
/>
Рис. 3.5 Механизмденежной трансмиссии по сдержанной монетарной политике (политика “дорогихденег”)
И в том, и в другом случаеэкономика стабилизируется.
В результате многолетнейдискуссии о природе инфляции в отечественной экономической науке сформировалсявоспроизводственный подход к понятию инфляции как многофакторногосоциально-экономического процесса (один из основных авторов этой концепции Л.Н. Красавина). Общеизвестно, что инфляция – это денежный феномен, так какпорождается избытком денежной массы в обращении и проявляется в обесцененииденег.
УтвержденныйПравительством комплекс антиинфляционных мер предусматривает проведениеконсервативной денежной и бюджетной политики. Поставлена задача замедленияроста денежного предложения (по денежному агрегату М2). Это важное направлениенейтрализации избыточного денежного предложения в количественном аспектецелесообразно дополнить с учетом качественных критериев оценки формированияденежной массы в обращении.
Целесообразнаустановка не на замедление, а на регулирование денежного предложения всоответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимостиот величины ВВП. Для анализа функциональных связей денежного предложения испроса предприятий, населения, бюджета, финансового рынка, банков применяютсяразличные формулы[1].
Научноеобъяснение связи экономических показателей – денежной массы (ДМ), суммы центоваров и услуг (СЦТ), товаров, проданных в кредит (К), поступивших платежей пообязательствам (П), взаимных безналичных платежей (ВП), скорости обращенияденег (С) – отражено в формуле, основанной на законе денежного обращения:
/>,
Из этогозакона вытекает принцип регулирования денежного предложения в соответствии спотребностями хозяйственного спроса. Поскольку эти потребности подчиняютсявероятностно-хозяйственным закономерностям, то требуется многофакторный анализспроса участников рыночной экономики, государства и населения на деньги какпокупательное, платежное средство и средство сбережений и накоплений.
В Россиичасто ссылаются на уравнение обмена И. Фишера MV=PQ, где М – денежная масса вобращении, V – скорость обращения денег, Р – уровень цен, Q – национальныйпродукт (общий объем операций) для объяснения динамики цен[2].Сам И. Фишер признавал ограниченность такого математического обоснованияколичественной теории денег. А. М. Косой отмечает нелогичность его уравненияобмена, так как номинальный денежный оборот (сумма всех денежных платежей вэкономике (MV) и номинальный национальный продукт или ВВП – несопоставимыевеличины и не включают сумму номинальных доходов, перераспределяемых черезбюджет и финансовый рынок. В этой связи заслуживает внимания предлагаемая имформула определения денежной массы в обращении:
/>,
где М –денежная масса,
ВВП –номинальный ВВП;
D –номинальный перераспределенный доход;
V –скорость обращения денежной массы.
Вкомплексе антиинфляционных мер сделан акцент на необходимость замедленияскорости обращения денег с 4,2 оборота в год в 2005 г. до 2,8 – 3 оборотов в 2009 г. Это важно, так как ускорение оборота денег равносильно ихдополнительной эмиссии при прочих равных условиях. Однако целесообразноуточнение официальной позиции российской статистики, которая, исходя из формулыИ. Фишера, рассчитывает скорость обращения денежной массы как отношение ВВП кденежному агрегату М2. При этом не учитываются другие компоненты денежной массы– частные деньги, выпускаемые финансово-кредитными учреждениями, денежныесуррогаты, иностранная валюта. В этой связи сохраняет актуальность проблемасовершенствования структуры денежной массы по линии регулирования эмиссиичастных денег, вытеснения денежных суррогатов и снижения «долларизации» и«евроизации» российской экономики. Введенный в 2006 г. запрет употребления «условных единиц» (у. е.) для измерения цен товаров и услуг вряд лиощутимо повлияет на масштаб использования доллара и евро как средстваобращения, платежа и накоплений.
Реальныйпуть – сделать более привлекательным рубль. Этот процесс начался в условияхповышения его курса по отношению к иностранным валютам, но это временныйфактор.Взаимосвязьинфляции и безработицы выражает кривая Филлипса. Их зависимость проявляется вцикличности экономического развития страны. На фазе спада, когда начинаетсяпадение пен, уровень безработицы увеличивается. А на фазе подъема увеличиватьсяначинает инфляция, в то время как оезраоотица сокращается. Предельный уровеньинфляции и безработицы достигается соответственно в самой верхней и в самойнижней точке экономического цикла. Так, на пике экономической активностиуровень инфляции является самым высоким, а уровень безработицы — самым низким.На дне цикла, наоборот, самым высоким будет уровень безработицы, а самым низким- уровень инфляции.Зависимостьизменения уровней инфляции, точнее темпа прироста заработной платы, ибезработицы исследовал О. Филлипс (рис. 2.6).
/>
Рис. 2.6 Кривая Филлипса
Погоризонтальной оси Филлипс отложил уровень безработицы (U unemployment). Повертикальной оси теми роста заработной платы (Р). Гак, на фазе подъеманаблюдался высокий темп прироста заработной платы и низкий уровень безработицы.На фазе спада, наоборот, — низкий темп прироста заработной платы и высокийуровень безработицы.Среднееположение кривой отражает ситуацию Устойчивого экономического развития, когдасоотношение темпов прироста заработной платы и безработицы оптимальное.То естьодновременно достигнуты минимальные уровни обоих показателей.Кривая Филлипса впредставленном виде отражает связь безработицы и инфляции в краткосрочномпериоде, но не может быть использована для оценки долгосрочных изменений.Экономическая политика, направленная на сокращение безработицы черезстимулирование совокупного спроса, эффективна лишь до тех пор, покаэкономические агенты не меняют своих инфляционных ожиданий, например, нетребуют повышения номинальной заработной платы в связи с ростом цен, вызванным стимулирующейполитикой государства, скажем, увеличением государственных расходов или ростомденежной массы.

2.МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
 
2.1 Понятие, цели, виды и инструментымонетарной политики
Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собойодин из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду сфискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной насглаживание экономических колебаний.
Возможные цели стабилизационной монетарной, как любойстабилизационной политики государства является обеспечение:
1) стабильного экономического роста,
2) полной занятости ресурсов,
3) стабильности уровня цен,
4) Стабильность процентных ставок;
5) Стабильность финансовых рынков
Монетарная политика оказывает влияние на экономическуюконъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступаетденежный рынок и, прежде всего, денежная масса.
Монетарную политику определяет и осуществляет центральныйбанк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результатеопераций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а такжерешений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политикицентрального банка могут выступать:
1) контроль за предложением денег (денежной массы);
2) контроль за уровнем ставки процента;
3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы(национальной валюты).
Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредствомвоздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как DМ = multден х DН. На уровне банковской системы этовоздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностейкоммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).
В современных условиях регулирование предложения денегцентральным банком происходит путем воздействия на величину банковскихрезервов.
Фактический объем денежной массы является результатом операцийкоммерческих банков по приему депозитов к выдаче кредитов.
Различают два видамонетарной политики:
1) стимулирующая;
2) сдерживающая.
Стимулирующая монетарнаяполитика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики,стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицейСдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена наснижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Стимулирующая монетарнаяполитика заключается в проведении центральным банком мер по увеличениюпредложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервныхтребований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка центральным банкомгосударственных ценных бумаг.
Сдерживающая(ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральнымбанком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормырезервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажацентральным банком государственных ценных бумаг.
К инструментам монетарной политики, дающим возможностьцентральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:
1) изменение нормыобязательных резервов
2) изменение учетнойставки процента (ставки рефинансирования)
3) операции на открытомрынке
Первым инструментоммонетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормырезервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательныерезервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую онидолжны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если встране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величинаобязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательныхрезервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и можетбыть рассчитана по формуле:
 
R обяз. = Dх rr,
где R обяз. –сумма обязательных резервов;
D – общая суммадепозитов;
rr – норма обязательныхрезервов (в процентах).
Для каждого видадепозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своянорма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, темвыше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательныхрезервов более высокая, чем для срочных.
Если центральный банкповышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двумпричинам.
Во-первых, сокращаютсякредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдатьв кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу междусуммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормыобязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк неимеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы),увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается.Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитныевозможности составят DК= DD – DR обяз. = D D – (DD х rr) = 1000 –1000 х 0.1 = 900, а при норме обязательных резервов, равной 20%
DК= 1000 – 1000 х 0.2 =800.
Во-вторых, нормаобязательных резервов определяет величину банковского (депозитного)мультипликатора: mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов.
Рост нормы обязательныхрезервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10(1/0.1) до 5 (1/0.2). Таким образом, изменение нормы обязательных резервовоказывает влияние на денежную массу по двум каналам:
1) через изменениекредитных возможностей коммерческих банков;
2) через изменениевеличины банковского мультипликатора.Изменение величиныкредитных возможностей (т.е. резервов)коммерческих банковведет к изменению величины денежной базы (вспомним, что денежная база (Н) =наличность (С) + резервы (R)), а изменение величины банковского мультипликатора(1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].
В результате даженезначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести ксущественным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при нормеобязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковскойсистемой DМ1 = DК1 х mult1 = 900 х 10 = 9000,а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег DМ2= DК2 х mult2 = 800 х 5 = 4000.
Кроме того, стабильностьнормы резервных требований служит основой для спокойного ведения делкоммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целейтекущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервовпроисходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добитьсязначительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этотинструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).
К тому же, начиная с 1980 г. процедура пересмотра этого показателя стала очень громоздкой и технически сложной, поэтому онперестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.
Вторым инструментоммонетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента(ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – этоставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческимбанкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если онинеожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или длявыхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банквыступает в качестве кредитора последней инстанции.
Денежные средства,полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетнойставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основудля мультипликативного увеличения денежной массы.
Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк можетвоздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетнуюставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетнаяставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньшийобъем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитныевозможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процентаснижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центральногобанка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются,увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличенияденежной массы (на уровне банков DM = multбанк х DК или на уровнеэкономики DM = multден x DH).
Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложениеденег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процентавлияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков исоответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтомуденежного) мультипликатора.
Изменение учетной ставкитакже не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики.Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа уцентрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковскихрезервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкамзлоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляетсредства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительнонуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.
Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается какинформационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка.Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводитьсдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело втом, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установлениямежбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческиебанки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которойкоммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики(домохозяйствам и фирмам).
Ставка процентов, выступающая ценой денег формируется наденежном рынке по соотношению спроса на деньги (Мb) и предложения денег (М5) (рис. 2.1). Кривая предложенияденег вертикальна, поскольку денежную массу контролирует центральный банк ипредложение денег не зависит от ставки процента – чем выше ставка процента,т.е. чем дороже кредиты, тем меньше спрос на них предъявляют экономическиеагенты. Равновесная ставка процента – это ставка, при которой спрос на деньгиравен предложению денег. Графически ее величина определяется в точкепересечения кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.
Когда центральный банк повышает учетную ставку процента,денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от /> до />), а рыночная ставкапроцента растет (от R1 до R2) (рис. 2.1а).
а) Уменьшение денежной               б) Увеличение денежной
массы                                              массы
/>
Рис. 2.1 Воздействие изменения предложения денег на ставку процента
Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетнойставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся«дорогими», и денежная масса сокращается.
Наиболее важным иоперативным средством контроля за денежной массой выступают операции наоткрытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынкепредставляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценныхбумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичныхрынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций наоткрытом рынке служат преимущественно:
1) краткосрочныегосударственные облигации;
2) казначейские векселя.
Отличие государственныхоблигаций от векселей Казначейства состоит в том, что облигации приносят доходв виде процента (percent income), а доход по казначейскимвекселям представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банкпродает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и болеевысокой, определяемой в момент продажи, ценой обратного выкупа, т.е. это посути capital gain.
Государственные ценныебумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупкацентральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случаеувеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги укоммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральномбанке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системывозрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному(мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставкипроцента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег,лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков исоответственно денежную базу. (Изменение величины банковского, а поэтому ивеличины денежного мультипликатора не происходит).
Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения(домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центральногобанка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческогобанка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и вслучае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако состоит втом, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервыувеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то времякак, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущихсчетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше,поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составитобязательные резервы банка. Так, например, если центральный банк покупаетценные бумаги у коммерческого банка на 1000 долл., то кредитные возможностибанка увеличатся на всю сумму в 1000 долл… А если покупателем выступит частноелицо, то при норме резервных требований, равной 20%, кредитные возможностикоммерческого банка возрастут лишь на 800 долл., поскольку на 200 долл. должныбыть увеличены обязательные резервы.
Покупка ценных бумагцентральным банком используется как средство оперативного воздействия наэкономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», тоцентральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Этосущественно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая ихрезервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатиюденежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровнеэкономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытомрынке (bonds – B):
DK = B x multбанкили DН = В х multден
Это оказываетсдерживающее влияние на экономическую активность.
Возможность проведения операций на открытом рынке обусловленатем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банкавыгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигациии ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банкпокупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к ростуих цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (икоммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку,поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой,по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capitalgain). И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценныеоблигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставкипроцента, делая выгодным их покупку.
Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, иизъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценныхбумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко,чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынкепредставляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способвоздействия на величину предложения денег.
2.2 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитнойполитики в первом полугодии 2009 года
В первомполугодии 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитныхпоказателей находились под влиянием продолжающегося мировогофинансово-экономического кризиса.
Темпы приростаденежных агрегатов отображены графически на рис. 3.1, 3.2.[3]
/>
Рис. 3.1 Темпы прироста основных денежныхагрегатов, %

Денежнаямасса М2 за январь—июнь 2009 г. сократилась на 2,5% (за январь—июнь 2008 г. — увеличилась на 7,3%). В годовом выражении на 1.07.2009 денежная масса М2сократилась на 7,6%, тогда как на 1.07.2008 ее годовые темпы приростасоставляли 31,2%. Соотношение темпов роста потребительских цен и денежногоагрегата М2 обусловило уменьшение рублевой денежной массы в реальном выраженииза январь—июнь 2009 г. на 9,2% (за январь—июнь 2008 г. она сократилась на 1,3%).
/>
Рис. 3.2 Темпы прироста денежногоагрегата М2, %
Денежныйагрегат М0 заянварь—июнь 2009 г. уменьшился на 7,2% (за аналогичный период 2008 г. — возрос на 0,6%). За II квартал 2009 г. объем наличных денег в обращении увеличился на 7,4%, однако это не компенсировало его сокращения заI квартал 2009 г. (на 13,6%). За период с 1.07.2008 по 1.07.2009денежный агрегат М0 снизился на 5,4% (на 1.07.2008 годовые темпы егоприроста составили 23,0%).
В первомполугодии 2009 г. в условиях складывающейся курсовой динамики существенноевлияние на изменение денежного агрегата М0 оказал спрос населения на наличнуюиностранную валюту. На фоне некоторой стабилизации и постепенного укреплениярубля к доллару США и евро резко сократились объемы продажи банками наличнойиностранной валюты населению при росте объемов покупок по сравнению с началомгода. В марте—мае 2009 г. имели место нетто-покупки у населенияналичной иностранной валюты общим объемом 2,5 млрд. долл. США.В целом в январе—июне 2009 г. нетто-продажи банками наличнойиностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам составили8,4 млрд. долл. США, что меньше, чем в январе—июне 2008 г. (11,4 млрд. долл. США).
Безналичнаясоставляющая денежной массы М2 за январь—июнь 2009 г. уменьшилась на 0,6% (за январь—июнь 2008 г. она возросла на 9,9%). В целом за первое полугодие 2009 г. средства юридических лиц на рублевых счетах уменьшились на 5,8%, средства физических лицувеличились на 5,6% (за январь—июнь 2008 г. темпы их прироста составили 9,1 и 10,8% соответственно). При этом во II квартале 2009 г. депозиты предприятий выросли на 8,1%, а депозиты населения — на 10,2%, тогда как вI квартале наблюдалось их сокращение.
На фонеснижения темпов экономического роста депозиты «до востребования» заянварь—июнь 2009 г. уменьшились на 3,9% (за аналогичный период 2008 г. — возросли на 3,3%). Вместе с тем в апреле—июне темпы их прироста составили 11,3%,а в январе—марте трансакционные депозиты сокращались более высокими темпами,чем срочные депозиты. В целом за период с 1.07.2008 по 1.07.2009 объемдепозитов «до востребования» сократился на 15,3% (на1.07.2008 годовые темпы их прироста составляли 21,0%).
В результатезначительного увеличения срочных рублевых депозитов нефинансовых организаций инаселения в апреле—июне (7,7%) после их абсолютного сокращения в январе—марте вцелом за первое полугодие 2009 г. они возросли на 1,6% (за аналогичныйпериод 2008 г. — на 15,3%). Более предсказуемая курсовая динамика ирост процентных ставок по депозитам обусловили увеличение во II кварталесрочных вкладов в национальной валюте. Вместе с тем рост в апреле—июне срочныхвкладов нефинансовых организаций не компенсировал их сокращения в январе—марте,и в итоге за первое полугодие они сократились на 6,4%. В то же времясрочные рублевые вклады населения выросли за первое полугодие на 6,9%. Срочныедепозиты нефинансовых организаций и населения в целом сократились на 1.07.2009по сравнению с 1.07.2008 на 3,4% (на 1.07.2008 годовые темпы их приростасоставляли 46,0%).
В структурерублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.07.2009уменьшилась относительно 1.01.2009 на 1,4 процентного пункта (до 26,8%),удельный вес депозитов «до востребования» снизился на0,4 процентного пункта (до 28,5%), а доля срочных депозитов возросла на1,8 процентного пункта (до 44,7%).
/>
Рис. 3.3 Скорость обращения денег,рассчитанная по денежному агрегаты М2
Скоростьобращения денег, рассчитаннаяпо денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, за первое полугодие 2009 г. возросла на 0,1% (за аналогичный период 2008 г. — сократилась на 3,0%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый периодне изменился и составил 32,7%.
Несмотря нато что в феврале—июне 2009 г. в условиях изменившейся курсовой динамики ежемесячныетемпы прироста вкладов в иностранной валюте в долларовом выражении снизились посравнению с последним кварталом 2008 г. и январем, доля депозитов в иностранной валюте в общем объеме депозитов банковской системы значительно возрослаи на 1.07.2009 составила 28,8% (на 1.07.2008 — 13,8%), а в структуреширокой денежной массы увеличилась до 22,8% (с 10,6% на 1.07.2008).
Широкаяденежная масса(включающаядепозиты в иностранной валюте) за январь—июнь 2009 г. увеличилась на 1,7%, в то время как за январь—июнь 2008 г. темпы ее прироста составили 8,8%. Годовые темпы прироста широкой денежной массы воII квартале 2009 г. продолжали снижаться и на 1.07.2009 составили7,1% против 32,4% на соответствующую дату предыдущего года.
За первоеполугодие 2009 г. темп прироста чистых иностранных активов банковскойсистемы составил 6,9%, темп прироста внутренних требований — 4,1% (зааналогичный период предыдущего года — 13,7 и 5,2% соответственно). Приэтом существенный вклад в прирост внутренних требований внесло увеличениечистого кредита органам государственного управления и требований к другимсекторам экономики.
/>
Рис. 3.4 Основные источники измененияширокой денежной массы в 2008-2009 гг.
/>
Рис. 3.5 Кредиты нефинансовыморганизациям и физическим лицам в рублях и иностранной валюте, %

ВоII квартале 2009 г. происходило дальнейшее снижение годовых темповприроста кредитов экономике, обусловленное сохраняющейся высокой стоимостьюзаимствований на внутреннем рынке, а также снижением спроса на кредиты вусловиях общего спада экономической активности. Значительное уменьшение темповроста депозитной базы, а также продолжающееся сокращение поступлений средств,привлекаемых на международных финансовых рынках, существенно ограничивалипредложение кредитов со стороны российской банковской системы. ВоII квартале 2009 г. продолжился рост просроченной задолженности покредитам нефинансовым организациям и населению, что стало дополнительнымфактором, обусловившим ограничение предложения кредитов.
В результатетемпы прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях ииностранной валюте (в рублевом выражении) за январь—июнь 2009 г. значительно снизились — до 2,6% против 19,4% за первое полугодие 2008 года.Годовой темп прироста этого показателя на 1.07.2009 составил 15,3% (насоответствующую дату 2008 г. — 51,2%). Задолженность по кредитам,предоставленным физическим лицам в рублях и иностранной валюте (в рублевомвыражении), за рассматриваемый период сократилась на 7,9% против 20,8% заянварь—июнь 2008 года. Годовой темп прироста кредитов физическим лицам на1.07.2009 составил 3,0% (на 1.07.2008 — 53,5%).
Денежная базав широком определенииза первое полугодие 2009 г. сократилась на 11,0% (за январь—июнь 2008 г. — на 1,6%). В структуре денежной базы в широком определении доля наличныхденег возросла с 78,4% на 1.01.2009 до 78,7% на 1.07.2009, средств кредитныхорганизаций на счетах обязательных резервов — с 0,5 до 1,2%, на депозитныхсчетах — с 2,5 до 10,2%, в облигациях Банка России — с 0,2 до 0,4% насоответствующие даты. Удельный вес средств кредитных организаций накорреспондентских счетах снизился с 18,4% на 1.01.2009 до 9,5% на 1.07.2009.
Совокупныебанковские резервы(без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за апрель—июнь 2009 г. возросли на 65,3%, их средний дневной объем во II квартале был равен819,3 млрд. руб. (в I квартале — 629,3 млрд. руб.).При этом требования Банка России к кредитным организациям по инструментамрефинансирования за апрель—июнь 2009 г. сократились с 2,7 до 1,4 трлн. руб., их средний дневной объем составил более 2 трлн. руб.(в I квартале — 2,8 трлн. руб.).
Средствакредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России заапрель—июнь 2009 г. выросли на 9,2%. Их средний дневной объем заII квартал 2009 г. составил 407,0 млрд. руб., что меньше, чем вI квартале (445,4 млрд. руб.).
/>
Рис. 3.6 Ставки по основным операциямБанка России и ставка MIACR
ВоII квартале 2009 г. ситуация на российском денежном рынке постепенностабилизировалась: снижался уровень ставок по межбанковским кредитам (МБК) иуменьшалась их волатильность. Этому способствовали укрепление номинальногокурса рубля по отношению к ведущим мировым валютам, наблюдавшееся на протяжениибольшей части квартала, снижение процентных ставок по операциям Банка России ирост объема ликвидных рублевых средств кредитных организаций. Средняя ставка поразмещенным российскими банками рублевым МБК сроком на 1 день понизилась с11,6% годовых в I квартале 2009 г. до 7,7% годовых во II квартале. Значение ставки MIACR[4] по однодневным рублевымМБК во II квартале 2009 г. изменялось от 6,3 до 11,0% годовых (в I квартале 2009 г. — от 5,6 до 28,0% годовых).
В началеII квартала 2009 г. ситуация на российском денежном рынке быласравнительно неустойчивой. Это проявлялось в сохранении достаточно высокогоуровня межбанковских кредитных ставок (среднемесячная ставка MIACR пооднодневным рублевым кредитам в апреле составила 8,6% годовых против 8,7%годовых в марте). Внутримесячная динамика ставок отличалась выраженнойцикличностью; в связи с проведением обязательных платежей банками и ихклиентами 29 апреля 2009 г. зафиксировано максимальное заII квартал значение ставки MIACR по однодневным МБК в рублях.
В дальнейшемконъюнктура российского денежного рынка характеризовалась большейстабильностью. Среднемесячная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам вмае составила 7,1% годовых, в июне — 6,8% годовых. Волатильность ставокМБК также понизилась. На протяжении названных месяцев ставка MIACR пооднодневным рублевым МБК изменялась в сравнительно узком диапазоне — от6,3 до 8,2% годовых. Локальные пики ставок, связанные с проведениемобязательных платежей банками и их клиентами, были слабо выражены, и дажеослабление номинального курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам вовторой половине июня не привело к существенному росту ставок по рублевым МБК.

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕНЕЖНОЙМАССОЙ В РОССИИ
В примерэффективных государственных мер по управлению денежной массы страны, рассмотрими выявим эффективные инструменты монетарной политики на примере того же первогополугодия 2009 года.
В первомполугодии 2009 г. на фоне продолжающегося мирового финансового кризисаБанк России стремился поддерживать уровень ликвидности банковского сектора,достаточный для обеспечения его устойчивого функционирования. Реализациякомплекса мер, направленных на решение этой задачи, позволила снизитьволатильность[5] процентных ставок намежбанковском рынке и нормализовать ситуацию с ликвидностью банковскогосектора. В значительной степени этому способствовала стабилизациявнутреннего валютного рынка.
В течениевсего первого полугодия 2009 г. Банк России совершенствовал существующиеинструменты рефинансирования и неоднократно корректировал процентные ставки посвоим операциям.
По состояниюна 1.07.2009 количество кредитных организаций, заключивших с Банком России генеральныекредитные договоры на предоставление кредитов, обеспеченных залогом(блокировкой) ценных бумаг, составило 454 в 60 регионах России.
Средиинструментов рефинансирования наиболее востребованными были внутридневныекредиты.Их объем за январь—июнь 2009 г. составил 11,3 трлн. руб. (за II квартал — 5,7 трлн. руб.), увеличившись по сравнению ссоответствующим периодом 2008 г. на 4,0 трлн. рублей.
Объем кредитовБанка Россииза январь—июнь 2009 г. составил 1149,1 млрд. руб., в том числе кредитов, обеспеченных поручительствами кредитныхорганизаций, — 401,3 млрд. рублей. Средневзвешенная процентная ставкапо кредитам, предоставленным в соответствии с Положением Банка России№ 312-П, составила за отчетный период 12,43% годовых (в первомполугодии 2008 г. указанные кредиты не предоставлялись).
Банк Россиитакже предоставлял кредитным организациям кредиты овернайтдлязавершения операционного дня. Объем таких кредитов, предоставленных БанкомРоссии, за первое полугодие 2009 г. увеличился по сравнению ссоответствующим периодом 2008 г. на 109,5 млрд. руб. и составил194 млрд. руб. (за II квартал — 45,8 млрд. руб.).
В январе—июне 2009 г. Банк России корректировал границы коридора процентных ставок пооперациям Банка России, в связи, с чем трижды была снижена ставкарефинансирования, как и процентная ставка, по кредитам овернайт (на 1.07.2009они составляли 11,5% годовых). Одновременно были снижены процентные ставки подругим операциям Банка России.
За первоеполугодие 2009 г. общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардныхкредитовсоставил 165,6 млрд. руб. (за II квартал —59,8 млрд. руб.), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. в 8,8 раза. Из них основную часть — 90,5 млрд. руб. (или 54,6%) составилиломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до30 календарных дней, в том числе 6,1 млрд. руб. предоставлено черезСЭТ ММВБ.
За первоеполугодие 2009 г. пять раз изменялась процентная ставка по ломбарднымкредитам Банка России. Со 2.02.2009 процентная ставка по ломбарднымкредитам на срок 1, 7, 30 календарных дней была установлена на уровне11,0% годовых, с 10.02.2009 — 12,0% годовых, с 24.04.2009 — 11,5%годовых, с 14.05.2009 — 11,0% годовых, с 5.06.2009 — 10,5% годовых.
По кредитамБанка России, обеспеченным активами или поручительствами, процентная ставкаизменялась несколько раз и устанавливалась на уровне 11,25; 12,0; 11,5; 11,0;10,5% годовых по кредитам на срок до 90 календарных дней, 12,5; 12,0;11,5; 11,0% годовых — по кредитам на срок от 91 до 180 календарныхдней, 13,0; 12,5; 12,0; 11,5% годовых — по кредитам на срок от 181 до365 календарных дней.
Средневзвешеннаяпроцентная ставка по ломбардным кредитам за январь—июнь 2009 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 4,22 процентного пункта и составила 11,93% годовых.
Уровеньпроцентных ставок по ломбардным кредитам Банка России, предоставленным запервое полугодие 2009 г. по фиксированным процентным ставкам, сроком на7 календарных дней составил 10,67% годовых (в соответствующий период 2008 г. — 7,75% годовых), сроком на 30 календарных дней — 11,30% годовых. Уровеньпроцентных ставок по ломбардным кредитам Банка России, предоставленным нааукционной основе сроком на 2 недели, составил 11,53% годовых.Средневзвешенные процентные ставки по вновь совершаемым операциям ломбардногокредитования на аукционной основе составили соответственно: сроком на3 месяца — 11,31% годовых, сроком на 6 месяцев — 12,15%годовых, сроком на 12 месяцев — 12,32% годовых.
Обеспечениемломбардных кредитов Банка России являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардныйсписок Банка России.По состоянию на 1.07.2009 рыночная стоимостьзаблокированных кредитными организациями ценных бумаг, кроме ценных бумаг,находящихся в залоге, составила 324 млрд. руб., увеличившись за шестьмесяцев 2009 г. на 129,1 млрд. руб. (или на 66,2%). В структурепортфеля ценных бумаг, заблокированных кредитными организациями на 1.07.2009,59% составили облигации Российской Федерации, остальную часть —корпоративные облигации, облигации Банка России, облигации субъектов РоссийскойФедерации, ипотечные ценные бумаги, облигации ипотечных агентств, облигациимеждународных финансовых организаций.
В 2009 г. Банк России по-прежнему использовал в качестве инструментов рефинансирования операции попредоставлению кредитов без обеспечения, введенные в действие с октября2008 года. За первое полугодие 2009 г. объем предоставленных кредитов без обеспечения на сроки от 5 недель до 1 года составил 2,23 трлн.рублей. Первый кредитный аукцион на срок 1 год был проведен 8.06.2009. Поего итогам было предоставлено 47,7 млрд. рублей. Задолженность банковскогосектора по беззалоговым кредитам за апрель—июнь сократилась на 59% и на1.07.2009 составила 0,68 трлн. рублей.
Одним изосновных рыночных инструментов рефинансирования в 2009 г. оставались операции прямого РЕПОБанка России[6]. За первое полугодие 2009 г. посредством данных операций было предоставлено 20,1 трлн. руб. (за аналогичныйпериод 2008 г. — 2,4 трлн. руб.). Средний объем задолженностикредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО воII квартале сократился на 56,3%, составив 190,1 млрд. руб. против435,0 млрд. руб. в январе—марте 2009 года.
В рамкахмероприятий, направленных на расширение спектра инструментов рефинансирования,Банк России с 15.06.2009 приступил к проведению на регулярной основе аукционовпрямого РЕПО на сроки 3; 6 и 12 месяцев.
Объемопераций «валютный своп» во II квартале 2009 г. составил 0,1 трлн. руб., за первое полугодие 2009 г. — 0,5 трлн. рублей.
Операции по покупкеи продаже облигаций федерального займа из собственного портфеля Банком Россииво II квартале 2009 г. не осуществлялись.
В этот периодна фоне стабилизации ситуации с банковской ликвидностью спрос на облигацииБанка России со стороны участников рынка несколько возрос. Объем средств,привлеченных на аукционах по размещению облигаций на первичном рынке, составилв апреле 2,9 млрд. руб., в мае — 1,4 млрд. руб., в июне —6,3 млрд. руб. (с учетом обмена).
В первомполугодии 2009 г. Банк России проводил депозитные операциискредитными организациями — резидентами в валюте Российской Федерации пофиксированным процентным ставкам на стандартных условиях: «том-некст»[7],«спот-некст»[8], «довостребования», «1 неделя», «спот-неделя», атакже по процентным ставкам, определяемым на аукционной основе со срокамипривлечения средств в депозиты на 4 недели и на 3 месяца. Общий объемзаключенных Банком России депозитных сделок за первое полугодие 2009 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,5 трлн.руб. и составил 8,9 трлн. рублей.
В течениерассматриваемого периода Банк России четыре раза принимал решение об изменениипроцентных ставок по депозитным операциям. Фиксированные процентные ставки былиустановлены: с 10.02.2009 по депозитным операциям «том-некст»,«спот-некст» и «до востребования» на уровне 7,75% годовых,по депозитным операциям «1 неделя» и«спот-неделя» — 8,25% годовых; с 24.04.2009 — 7,25% годовыхи 7,75% годовых; с 14.05.2009 — 6,75% годовых и 7,25% годовых, с5.06.2009 — 6,25% годовых и 6,75% годовых соответственно.
Уровеньсредневзвешенной процентной ставки по депозитным операциям за первое полугодие 2009 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 3,84 процентного пункта и составил 7,28% годовых. По депозитным операциям,проводимым Банком России на аукционной основе, средневзвешенная процентнаяставка за январь—июнь 2009 г. составила 8,51%.
В целяхсмягчения последствий мирового финансового кризиса в январе 2009 г. Банком России было принято решение о переносе ранее установленных сроков поэтапногоувеличения нормативов обязательных резервовс 1 февраля и1 марта 2009 г. на 1 мая и 1 июня 2009 г. соответственно и о сохранении значений нормативов в размере 0,5% по каждой категориирезервируемых обязательств до 1 мая 2009 года.
В апреле 2009 г. в целях снижения нагрузки на кредитные организации по отчислениям в обязательные резервыБанк России принял решение о повышении нормативов обязательных резервов вчетыре этапа (а не в два, как предусматривалось ранее) — на0,5 процентного пункта на каждом этапе. Нормативы были установлены покаждой категории резервируемых обязательств в следующем размере: с 1 мая 2009 г. — 1,0%, с 1 июня 2009 г. — 1,5%, с 1 июля 2009 г. — 2,0%, с 1 августа 2009 г. — 2,5%.
В целяхподдержания ликвидности кредитных организаций в условиях финансового кризисаБанк России до 1 марта 2010 г. предоставил возможность использованияусреднения обязательных резервов, то есть поддержания части обязательныхрезервов на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в БанкеРоссии (без «замораживания» их на отдельных счетах обязательныхрезервов, открытых в Банке России), кредитным организациям независимо отклассификационных групп, присваиваемых им в результате оценки экономическогоположения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов БанкаРоссии.
Дляподдержания ликвидности кредитных организаций, осуществляющих мероприятия попредупреждению банкротства с участием государственной корпорации«Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) БанкРоссии предоставил таким кредитным организациям право до 1 марта 2010 г. при расчете суммы обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России, невключать в состав резервируемых обязательств обязательства перед Агентствоми(или) обязательства перед инвесторами, не являющимися кредитнымиорганизациями, возникающие в рамках оказания финансовой помощи по планамучастия Агентства в предупреждении банкротства в соответствии с Федеральнымзаконом «О дополнительных мерах для укрепления стабильностибанковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
Кредитныеорганизации активно использовали усреднение обязательных резервов, поддерживаячасть обязательных резервов в качестве соответствующего среднемесячного остаткана корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах), открытых в БанкеРоссии. При этом подавляющее большинство кредитных организаций (95,9% от числадействующих кредитных организаций) использовали максимальное значениекоэффициента усреднения обязательных резервов, установленное Банком России(0,6), что позволяло им поддерживать на корреспондентских счетах(корреспондентских субсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей величиныобязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России. Усредненнаявеличина обязательных резервов возросла с 37 млрд. руб. в начале 2009 г. до 78,8 млрд. руб. в июне.
Суммаобязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах вБанке России, по состоянию на 1 июля 2009 г. составила 61,8 млрд. руб. (в результате первого этапа повышения нормативовобязательных резервов она увеличилась на 30,3 млрд. руб.), в том числе пообязательствам в валюте Российской Федерации — 32,5 млрд. руб.(увеличение на 16,7 млрд. руб.), по обязательствам в иностраннойвалюте — 29,3 млрд. руб. (увеличение на 13,6 млрд. рублей).
Макроэкономические успехиочевидны. Сильные инфляционные ожидания в начале года, связанные с девальвациейрубля, как мы и предполагали, оказались завышены. По результатам августаприрост потребительских цен составил лишь 0,7%. Мы ожидали 0,9%, а большинствоэкспертов, в том числе МЭРТ, 1%-1,3%. Очевиден понижательный тренд инфляции.Согласно нашим прогнозам годовой уровень потребительской инфляции составит10-11%. На начало августа индекс потребительских цен в годовом исчислениисоставил чуть более 13%.
Дальнейшее снижениеинфляции при сохранении ревальвационного тренда по курсу рубля позволитЦентробанку провести очередное снижение ставки рефинансирования.
На рынке бытует мнение,что данный инструмент не влияет на отечественную экономику. Но когда около 12%пассивов банковской системы формируется за счёт государственных финансовыхинструментов (ЦБ, Минфин, госфонды), доходность по которым тем или иным образомзависит от ставки рефинансирования ЦБ, то это утверждение, мягко говоря, теряетактуальность. Кроме того, растёт популярность кредитов попадающих под программыгосударственного субсидирования процентной ставки, а это не маловажныймакроэкономический фактор, который уже давно активно используется в сельскомхозяйстве. И действительно если за счёт инфляции бюджет получает так называемый«инфляционный налог», то почему бы государству не субсидировать кредитнуюставку, стимулируя экономическую активность не только в сельском хозяйстве иавтомобилестроении, но и в строительстве, инвестиционной деятельности и т.д.
Так что экономика РФзаинтересована в как можно большем снижении ставки рефинансирования, которое,конечно же, должно быть обосновано соответствующим снижением инфляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На данномэтапе преобразования российского общество в смешанную систему, в основе которойлежит социально ориентированная рыночная экономика, означает, что на сменугосударственной экономике пришла многосекторная смешанная экономика. Этопривело к принципиально новым подходам, к роли и функциям государства в такойэкономической системе.
Одним изключевых элементов государственного регулирования экономики являетсяденежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулированиеденежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственногогосударственного воздействия или воздействия через центральный банк страны.Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежнойсистемы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так ина цены.
Кредитно-денежнаяполитика ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективностифункционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятостии экономического роста, главное, стабилизации денежного обращения иориентирована в основном на денежную массу.
Соответственнои целевые задачи кредитно-денежной политики обладают своеобразием. Это — стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательнойспособности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках,обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен,регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковскойсистемы.
Хочетсянадеяться, что реализация правительственной программы по осуществлениюденежно-кредитной политики явится тем условием, которое сможет обеспечитькачественный и стабильный рост отечественной экономики.
Одним из важнейших проявлений устойчивости экономики являетсяустойчивость зависимости между массой денег в обращении и важнейшимиэкономическими показателями. Функция, выражающая эту зависимость, являетсяважнейшим инструментом анализа воздействия денежной политики на экономику.
Поддержание стабильного уровня цен — главная цельэкономической политики. Она достигается, если обеспечена стабильность денежногообращения. Последнее в свою очередь достигается, если выполняется следующееправило: масса денег растет постоянным умеренным темпом, который зависит отсоотношения долгосрочного темпа роста производства и скорости обращения денег.Политика «точной настройки», предполагающая активное реагирование на текущуюситуацию, исключается как неэффективная и не отвечающая целям поддержания стабильностиэкономического развития.
Объем денежной массы находится под контролем центральногобанка, непосредственно воздействующего на величину денежной базы, которая иявляется основным индикатором денежной политики и ее главным инструментом.
Банк РФ рассчитываетденежную массу по состоянию на 1-е число месяца на основании данных сводногобаланса банковской системы. Ориентиры роста денежной массы определяются наоснове таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемыйрост цен в предполагаемом периоде. В условиях долларизации отечественнойэкономики при прогнозировании рублевой денежной массы следует учитыватьвозможное движение средств по валютным счетам всех участников рынка.
Мы считаем,что целевая функция денежно-кредитной политики должна определять четкиеориентиры стратегической политики Центрального банка, направленной на решениепроблем и создание условий, предпосылок формирования сбережений субъектамиэкономики и последующей их трансформации в реальный сектор экономики. Поэтомустратегия денежно-кредитной политики должна обеспечивать долгосрочныйэкономический рост на базе структурной перестройки экономики, модернизациипроизводственной базы и развития инфраструктуры. Несомненно, необходимоподдерживать контроль над темпом роста цен и курсом национальной валюты, чтобыобеспечить условия для развития национального производства. Для этогопромежуточные цели денежно-кредитной политики должны находиться в теснейшейсвязи с конечными ориентирами экономической политики государства.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. О порядке предоставления Банком России кредитныморганизациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами: ПоложениемБанка России от 12.11.2007 № 312-П
2. О дополнительных мерах для укрепления стабильностибанковской системы в период до 31 декабря 2011 года: Федеральныйзакон от 27.10.2008 № 175-ФЗ
3. Аналитические данные с сайта Центрального Банка России-http://www.cbr.ru/analytics/
4. Вечканов Г.С.,Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – Изд.: Питер, 2008, 228 с.
5. Всемирный банк.Макроэкономические факторы послекризисного роста / Вопросы экономики, 2009. — №5.
6. Голуб А. Факторы ростаРоссийской экономики и перспективы технического обновления// Вопросы экономики,2009. — № 6.
7. Зелтынь А.С.Государственная промышленная политика в рыночных экономиках / ЭКО, 2008. — №7.
8. Информационно-аналитический портал Индустрии управленияактивами фондов — www.fundshub.ru
9. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткийкурс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – М.: КНОРУС,2007. — 384 с.
10. Казанская Ю. Финансыи кредит: Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическимзанятиям (в вопросах и ответах).
Таганрог: ЮФУ, 2007. – 240 с.
11. Косой А.М. Платежный оборот: исследования и рекомендации.– М.: Финансы и статистика, 2005.
12. Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономикиРоссии: через десять лет. СПб., 2007. — 320 с.
13. Красавина Л.Н., Пищик В.Я.Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика. – М.: Финансы истатистика, 2008. – 312 с.
14. Ларионов И.К., Щербаков В.Н.,Герасин А.Н. Экономическая теория. – М.: Сфера, 2008. – 373 с.
15. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие.5-е изд. – М.: ГУ ВЩЭ, 2007. – 511 с.
16. Основные направления единой государственнойденежно-кредитной политики на 2009 // Деньги и кредит. – 2004. – № 11.
17. Стратегия развитияРоссии до 2010 года (концепция) / Российская газета, 2007. — № 56.
18. Фишер И. Покупательная сила денег, 1925. переиздание –М.: Дело, 2008. – 320 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.