Реферат по предмету "Экономика"


Комплексный экономический анализ производства и реализации продукции

Федеральное агентствопо образованию
Глазовский инженерно-экономическийинститут (филиал)
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
Ижевский государственныйтехнический университет
Кафедра Бухгалтерский учёт и аудит
Курсоваяработа
Комплексныйэкономический анализ производства и реализации продукции

Глазов, 2010 г.

Содержание
Введение
1. Задачи иинформационное обеспечение анализа
2. Анализ динамикии выполнения плана производства и реализации продукции
3. Анализассортимента и структуры продукции
4. Анализ качествапроизведенной продукции
5. Анализритмичности работы предприятия
6. Анализ факторови резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Список литературы
экономический анализ продукция         
Введение
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективностипроизводства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достиженийнаучно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством,преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельностисубъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развитияпредприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контрольза их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваютсярезультаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владетьсовременными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономическогоанализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатовхозяйственной деятельности.
Объем производства и реализации продукцииявляются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственныхвозможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производствапродукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяетобъем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственнойпрограммы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которыеоно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализациипродукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыльи рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значениена любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.

1.Задачи и информационное обеспечение анализа
К основным задачам анализа производстваи реализации продукции относятся:
— оценка степени выполнения плана и динамикипроизводства и реализации продукции;
— определение влияния факторов на изменениевеличины этих показателей;
— выявление внутрихозяйственных резервовувеличения выпуска и реализации продукции;
— разработка мероприятий по освоению выявленныхрезервов.
/>

Источникамиинформации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия,оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) «Отчет по продукции», ф.№1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения)о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф.№ 1-п (месячная) «Срочнаяотчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф.№ 2 «Отчет оприбылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»и др.
2. Анализ динамики и выполнения плана производстваи реализации продукции
Объем производства и реализации промышленнойпродукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостныхизмерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощьюстоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная иваловая продукция.
Валовая продукция — это стоимость всейпроизведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовойтем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственныйоборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной,если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяетсяили по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражатьсяв сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этотпоказатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующимзвеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какойспрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполненияпроизводственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства иреализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемовпроизводства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как истоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции,например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условныхбанок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности— условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используютсятакже для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условияхмногономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральныеили условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамикивыпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста(табл. 2.1).Таблица 2.1 — Динамика производства и реализации продукциив сопоставимых ценахГод Объем производства продукции, млн руб. Темпы роста, % Объем реализации, млн. руб. Темпы роста, % базисные цепные базисные цепные ххх1 90000 100 100 89500 100 100
/>ххх2 хххЗ 92400 95800 102,7 106,4 102,7 103,6
92600
94300 103,4 103,4 105,4 101,8 ххх4 94 100 104,5 98,2 93500 104,4 99,2 ххх5 100800 112 107,1 96600 107,9 103,0
Из таблицы видно, что за пять лет объемпроизводства возрос на 12 %, а объем реализации — на 7,9 %. Если за предыдущие годытемпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпыроста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствуето накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченнойпокупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпускаи реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметическойвзвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической:
/>/>
/>
/>
В приведенном примере среднегодовой темпприроста выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции — 1,92 %.
Для большей наглядности динамику производстваи реализации продукции можно изобразить графически (рис. 2.1).
/>

Рис. 2.1. — Динамика производства и реализациипродукции за период с ххх1 по ххх5 год
Оценка выполнения плана по производствуи реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится поданным, приведенным в табл. 18.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план повыпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации — только на 1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Таблица 2.2Изделие Объем производства продукции, млн. руб. Реализация продукции, млн. руб. план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану А 28800 25200 -3600 -12,5 28500 24250 -4250 -14,9 B 33600 33264 -336 -1,0 33600 31800 -1800 -5,35 C 19200 22176 +2976 +15,5 18900 21350 +2450 +13,0 D 14400 20160 +5760 +40,0 14250 19200 +4950 +34,7 И т.д. Итого 96000 100800 +4800 +5,0 952500 96600 +1350 +1,42
Оперативный анализ производства и отгрузкипродукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактическиесведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день,нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 2.3).Таблица 2.3 — Оперативный анализ выполнения плана План 02.01.20__г. 03.01
Вид
продукции на сутки на месяц План с начала месяца
Фактический
Объем Отклонение от плана и т.д. за сутки
с начала
месяца
Изделие А:
выпуск
отгрузка
Изделие В:
выпуск
отгрузка
80
82
125
126
1600
1640
2500
2520
80
82
125
126
82
78
124
128
82
78
124
128
+2
-4
-1
+2
Итого:
выпуск
отгрузка
330
333
6600
6660
330
333
329
330
329
330
-1
-3
Анализ реализации продукции тесно связанс анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнениеплана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатойштрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерятьрынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятияимеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантируетпредприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитами т.д.
В процессе анализа определяется выполнениеплана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезеотдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения планаи дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 2.4).Таблица 2.4 — Анализ выполнения договорных обязательствпо отгрузке продукции за март, млн. руб.Изделие Потребитель План поставки по договору Фактически отгружено Недопоставка продукции Зачетный объем в пределах плана
А
В
И т.д.
1
2
3
1
2
800
800
600
500
1200
850
750
700
500
1050
-50
-150
800
750
600
500
1050 Итого 8000 8500 -800 7200
Процент выполнения договорных обязательстврассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам(/>) и его недовыполнением(/>) на плановыйобъем (/>):

/>/> или 90%
Из табл. 2.4 видно, что за отчетный месяцнедопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целомза год -на 5 % (табл. 2.5).
Таблица 2.5 — Анализ выполнения договорныхобязательств за год. млн. руб.Месяц План поставки продукции Недопоставка продукции Выполнение, % за месяц с начала года за месяц с начала года за месяц с начала года январь
Февраль
Март
……
Декабрь
7500
7800
8000
9500
7500
15300
23300
95850
-300
-100
-800
-
-300
-400
-1200
-4800
96,0
98,7
90,0
100,0
96,0
97,4
94,8
95,0
Недопоставка продукции отрицательно влияетне только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций,предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особоевнимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированнымпоставкам и по экспорту продукции.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственнойдеятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализациипродукции.
При формировании ассортимента и структурывыпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данныевиды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых,технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
— определение текущих и перспективныхпотребностей покупателей;
— оценку уровня конкурентоспособностивыпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
— изучение жизненного цикла изделий ипринятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукциии изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективныхизделий;
-оценку экономической эффективности истепени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортиментупродукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитываетсяпутем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение планапо ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверхплана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).Из табл. 3.1 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92 064/ 96 000 х 100) .
Таблица 3.1 — Выполнение плана по ассортименту продукцииИзделие
Объем производства
продукции в плановых ценах,
млн. руб.
Процент
выполнения
плана
Объем продукции,
зачтенный в выполнение
плана по ассортименту
А
В
С
D
28800
33600
19200
14400
25200
33264
22176
20160
87,5
99,0
115,5
140,0
25200
33 264
19200
14400 Итого 9600 100800 105,0 92064

Причины недовыполнения плана по ассортиментумогут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка,изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-техническогообеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятияпо независящим от него причинам. Внутренние причины — недостатки в организации производства,плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии,низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации)по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры,т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре— значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельныхее видов.
Изменение структуры производства оказываетбольшое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке,материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Еслиувеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостномвыражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличенииудельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельнойпродукции.
Расчет влияния структуры производствана уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки(табл. 3.2), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структурыпродукции:
/>= 100800 млн. руб.
/>= 98500 млн. руб.
/>= 100 800-98 500 = +2300 млн. руб.
Таблица 3.2 — Анализ структуры товарной продукцииИзделие
Оптовая
цена
за 1 туб, тыс. руб.
Объем
производства продукции,
туб* Товарная продукция в ценах плана, млн. руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб. план факт план
Фактически
при плановой
структуре факт
А
В
С
D
5000
6000
7000
7500
5760
5600
2743
1920
5040
5544
3168
2688
28800
33600
19200
14400
29550
34 475
19 700
14755
25200
33264
22 176
20 160
-4350
-1211
+2476
+5385 Итого - 16023 16440 96000 98500 100800 +2300
* туб — тысяч условных банок.
Данные графы 5 получены умножением показателяграфы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукциив целом по предприятию в условно-натуральных единицах (/>):
/>= 16 440 / 16 023 = 1,026025.
Если бы план производства был равномерноперевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированнаяструктура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб.При фактической структуре он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что увеличиласьдоля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и болеепростым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность междукоэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основаниистоимостных (/>) и условно-натуральных показателей(можно в нормо — часах) (/>) умножим на запланированный выпускваловой продукции в стоимостном выражении):
/> (1,05 — 1,026025) х 96 000 млн. руб.= +2300 млн. руб.
Таблица 3.3 — Расчет изменения средней цены1туб за счет структурного фактораИзделие
Оптовая цена
1 туб, тыс. руб. Структура продукции, %
Изменение
средней цены за счет структуры, тыс. руб. план факт +,- тыс. руб.
А
В
С
D
5000
6000
7000
7500
35,95
34,95
17,12
11,98
30,66
33,72
19,27
16,35
-5,28
-1,23
+2,15
+4,36
-264,0
-73,8
+150,5
+327,3 Итого - 100 100 -. +140,0
Для расчета влияния структурного факторана объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать такжеспособ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровеньцены 1 туб (/>)за счет структуры (табл. 3.3):
/>
Затем, умножая полученный результат наобщий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении,узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
/> 140 тыс. руб. х 16 440 туб = +2300млн. руб.
Расчет влияния структурного фактора наизменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощьюсредневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяетсясредневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановойи разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукциив условно-натуральном выражении:
/>
/>6131 тыс. руб.
/>5991 тыс. руб.
/> +140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн.руб.
Аналогичным образом определяется влияниеструктуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 3.4).
Приведенные данные показывают, что засчет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделийС и D в общем объеме продаж.

          Таблица 3.4 — Расчет влиянияструктуры реализованной продукции на сумму выручкиИзделие Оптовая цена 1 туб, млн. руб. Объем реализации продукции, туб Выручка по плановым ценам, млн. руб. Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб. план факт план Факт при план структуре факт
A
B
C
D
5,0
6,0
7,0
7,5
5700
5600
2700
1900
4850
5300
3050
2560
28500
33600
18900
14250
28250
33305
18735
14125
24250
31800
21350
19200
-4000
-1505
+2615
+5075 Итого - 15900 15760 95250 94415 96600 +2185
Используя описанные выше приемы, можноопределить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия:трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность идругие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективностьассортиментной и структурной политики предприятия.
          4.Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем деятельности промышленныхпредприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентнойборьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукцииспособствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не толькоза счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции — понятие, котороехарактеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические,дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежностьи долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качествапродукции.
Обобщающие показатели характеризуют качествовсей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общемее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категориикачества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованнойпродукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующеймировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции,в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показателикачества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольностьугля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказностьв работе);
в) технологичность, т.е. эффективностьконструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественнуюпродукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированнойпродукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа — изучить динамикуперечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения идать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Как видно из табл. 4.1, за отчетный годна предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышенииее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукциивысшей категории качества и экспортируемой продукции.
Таблица 4.1 — Анализ обобщающих показателей качествапродукцииПоказатель Прошлый год Отчетный год план факт
Средневзвешенный балл качества продукции
Удельный вес, %:
продукции высшей категории качества;
экспортируемой продукции; забракованной продукции; зарекламированной продукции;
Потери от брака, млн руб.
0,70
75
12,5
0,55
0,30
450
0,75
76
15,6
0,40
0,25
350
0,74
78
15,7
0,50
0,20
420
По продукции, качество которой характеризуетсясортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общемобъеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделияв сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическуюдолю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучениядинамики качества — с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определитьдвумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношениемстоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 4.2):
/>
Отсюда коэффициент сортности: по плану- 0,833 (28 800/ /34 560), фактически — 0,908 (27 468/30 240). Выполнение планапо качеству — 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану — 500 тыс. руб.,фактически — 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.
Таблица 4.2 — Анализ качества продукцииСорт продукции Цена за 1 туб, тыс. руб. Выпуск продукции.туб Стоимость выпуска, млн руб. план факт план факт по цене I сорта План факт
I
II
III
6000
5000
2500
2880
1728
1152
3528
1008
504
17280 8640
2880
21168 5040
1260 17280 10368 6912 21168 6048 3024 Итого 5000 5760 5040 28800 27468 34560 30 240
Вторая задача анализа — определение влияниякачества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарнойпродукции (/>),выручку от реализации продукции (/>) и прибыль (/>). Расчет производится следующимобразом:
/>
/>
/>
где /> и /> - соответственно цена изделия до ипосле изменения качества;
/> и /> - соответственно уровень себестоимостиизделия до и после изменения качества;
/> - количество произведенной продукцииповышенного качества;
/> - объем реализации продукции повышенногокачества.
Если предприятие выпускает продукцию посортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать,как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции,а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпусктоварной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Средневзвешенная цена рассчитывается следующимобразом:
/>
/>
Расчет влияния сортового состава продукциина объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четыремспособам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структурыпроизводства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 4.3).
Таблица 4.3 — Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделияА в стоимостном выражении
Сорт
продукции
Оптовая цена
1 туб, тыс. руб. Структура продукции, %
Изменение средней
цены за счет
структуры, тыс. руб. план факт +, -
1
2
3
6000
5000
2500
50
30
20
70
20
10
+20
-10
-10
+1200
-500
-250 Итого 5000 100 100 X +450
В связи с улучшением качества продукции(увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукцииII и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс.руб., а стоимость всего фактического выпуска — на 2268 млн руб.(450 тыс. руб. х5040 туб).
Аналогичные расчеты делают по всем видампродукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.
Косвенным показателем качества продукцииявляется брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный напредприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышениюсебестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижениюприбыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику бракапо абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции;
определяют потери от брака:
млн. руб.
1. Себестоимость забракованной продукции500
2. Расходы по исправлению брака 80
3. Стоимость брака по цене возможногоиспользования 150
4. Сумма удержаний с виновных лиц 10
5. Потери от брака (п.1 + п.2 — п.З — п.4) 420
Для определения потерь товарной продукциинеобходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость товарнойпродукции в действующих ценах составляет 104 300 млн руб., а ее себестоимость — 84 168 млн руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300-84168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимостипродукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = 520,4 млнруб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.
Затем изучаются причины понижения качестваи допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственностии разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качествапродукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организациипроизводства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.
          5.Анализ ритмичности работы предприятия
При изучении деятельности предприятияважен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность — равномерныйвыпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренныхпланом.
Ритмичная работа является основным условиемсвоевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономическиепоказатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производстваи сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляетсяоборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платитштрафы за несвоевременную отгрузку продукции;
несвоевременно поступает выручка; перерасходуетсяфонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои,а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции,уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичностииспользуются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели — коэффициент ритмичности,коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукцииза каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукцииза каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждыйквартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первуюдекаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности — наличиедоплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта,потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции,наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукциина складах.
Один из наиболее распространенных показателей- коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактическихудельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
Критм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %.Таблица 5.1 — Ритмичность выпуска продукции по декадамДекада Выпуск продукции за год, млн руб. Удельный вес продукции, % Выполнение плана, коэффициент Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % план факт план факт
Первая
Вторая Третья
32000
32000 32000
30240
34272 36288
33,3
33,3
33,4
30
34
36
0,945
1,071
1,134
30,0
33,33
33,34 Всего за год 96000 100800 100 100 1,05 96,67
Коэффициент вариации (/>) определяется как отношениесреднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал)к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановомувыпуску продукции:
/>
где х2 — квадратическое отклонение отсреднедекадного задания;
п — число суммируемых плановых заданий;
х — среднедекадное задание по графику.
В нашем примере коэффициент вариации составляет0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднемна 9,4 %.
Для оценки ритмичности производства напредприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительныхи отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю,декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.В нашем примере (табл. 18.13) он равен
Каритм = 0,055 + 0,071 + 0,134 = 0,26.
Если известны причины недовыполнения (перевыполнения)плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показательаритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции поданной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на100. Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 млн. руб., илина 3 %, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 млн. руб., или 2,5 %,по причине неисправности оборудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общегопоказателя аритмичности составляет 11,5 % (0,03 / 0,26 х 100), а второго — 9,6 %(0,025 / 0,26 х 100).
Внутренние причины аритмичности — тяжелоефинансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-техническогообеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние — несвоевременнаяпоставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятияи др.
В процессе анализа необходимо подсчитатьупущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходяиз наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100 800 — 36 288 х 3 = 8064 млн. руб.).
Аналогичным образом анализируется ритмичностьотгрузки и реализации продукции. В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятияпо устранению причин неритмичной работы.

6. Анализ факторов и резервов увеличениявыпуска и реализации продукции
 
Изучив динамику и выполнение плана пореализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторыизменения ее объема (Рис. 6.1)
/>
Рис. 6.1 — Схема факторнойсистемы объема реализации продукции

Возможны два варианта методики анализареализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарнойпродукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
/>
Отсюда />
Если выручка определяется после оплатыотгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
/>
Отсюда />
где />,/> — соответственно остатки готовой продукциина складах на начало и конец периода;
ТП — стоимость выпуска товарной продукции;
РП — объем реализации продукции за отчетныйпериод;
/>, /> - остатки отгруженной продукции наначало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объемреализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателейс плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Дляизучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 6.1).

Таблица 6.1 — Анализ факторов измененияобъема реализации продукцииПоказатель Сумма в плановых ценах, млн. руб. план факт +, - 1. Остаток готовой продукции на начало года 2000 2000 — 2. Выпуск товарной продукции 96000 100800 +4800 3. Остаток готовой продукции на конец года 2200 3545 +1345 4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З) 95800 99255 +3455
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:
5.1. на начало года
5.2. на конец года
4450
5000 4500 7155 +50 +2155 6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) 95250 96600 +1350
Из таблицы видно, что план реализациипродукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров,отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказалиследующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия,а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступилаеще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснитьпричины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукциипокупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукциии получению выручки.
Особое внимание уделяется изучению влиянияфакторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовымиресурсами и эффективность их использования:
ВП = ЧР х ГВ,
РП = ЧР х ГВ х Дв,

2) обеспеченность предприятия основнымипроизводственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ х ФО,
РП = ОПФ х ФО х Дв,
3) обеспеченность производства сырьеми материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ х МО,
РП = МЗ х МО х Дв,
где Дв ~ доля реализованной продукции(выручки) в общем объеме валовой продукции.
Расчет влияния данных факторов на объем,валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированногофакторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала,фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукциипутем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно нафактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основныхпроизводственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Основные источники резервов увеличениявыпуска и реализации продукции показаны на рис. 6.2
/>

6/> /> /> /> /> /> /> /> />
Рис. 6.2 Источники резервов увеличения объема и реализациипродукции
Определение величины резервов по первойгруппе производится следующим образом:
/>
/>
/>
где />,/>,/> — резерв роста валовой продукции соответственноза счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи ссокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;
РКР — резерв увеличения количества рабочихмест;
РФРВ — резерв увеличения фонда рабочеговремени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
РЧВ — резерв роста среднечасовой выработкиза счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочейсилы;
/> - возможный фонд рабочего временис учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производствапродукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ)и выпуска продукции за один машинно-час (РЧВ) рассчитываются по формуле:
/>
/>
/>
По третьей группе резервы увеличения выпускапродукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество i -го материаладелится на норму его расхода на единицу i-го видапродукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируютсяпо всем видам продукции:
/>
б) сверхплановые отходы материалов делятсяна норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаютсяна плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученныерезультаты суммируются:
/>
в) планируемое сокращение нормы расходаi-го ресурса на единицу i-го видапродукций умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расходаи умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая суммарезерва валовой продукции:
/>
В заключение анализа обобщают выявленныерезервы увеличения производства и реализации продукции (табл. 6.2).
Таблица 6.2 — Резервы увеличениявыпуска продукцииИсточник резервов Резервы увеличения выпуска продукции за счет трудовых ресурсов cредств труда предметов труда
Увеличение количества ресурсов
Более полное использование рабочего времени
Повышение производительности труда Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов
Снижение норм расхода сырья и материалов
-
5268
505
-
-
-
8345
-
-
-
3215
-
-
323
1912 Итого 5773 8345 5450

Резервы увеличения выпуска продукции должныбыть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленныйпо одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервыв таком же размере и по другим группам ресурсов.
На данном предприятии резерв увеличениявыпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 5450 млн. руб.Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудованияможет быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов насумму 2572 млн. руб. (8345-5773) и по материальным ресурсам — на сумму 2895 млнруб. (8345-5450).
При определении резервов увеличения реализациипродукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовойпродукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитыватьспрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.
план производство резерв продукция

Список литературы
1 Баканов М.И., ШереметА.Д. Теория экономического анализа: учебник. –М.: Финансы и статистика, 2005 г.
2 Ковалев В.В. Финансовыйанализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: — Финансыи статистика, 2006 г.
3 Крейнина М.Н. Финансовоесостояние предприятия. Методы оценки. М.:- ИКЦ «ДИС», 2003 г.
4 Савицкая Г.В. Анализхозяйственной деятельности предприятия. Минск: -ИП «Экоперспектива», 2008 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование и развитее коммуникативных качеств учащихся образовательных учреждений в условиях туристско
Реферат Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии, Баскаков Владимир
Реферат Формирование морально волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового
Реферат Ценностно-смысловое развитие студентов
Реферат Функції та структура спілкування
Реферат Формирование впечатлений и агрессии
Реферат Функціоналізм: заключна форма
Реферат Хромосомные аномалии, ведущие к антисоциальности
Реферат Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе чтения и анализа бухгалтерской отчетности
Реферат Приемы и средства личностно-ориентированного обучения иностранному языку в средней школе
Реферат Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности
Реферат Формування класного колективу старшокласників
Реферат Формирование личностных качеств откуда и как появляются у человека личностные качества
Реферат Цветология цвет и характер
Реферат Экономический механизм государственного регулирования сельскохозяйственного производства