Реферат по предмету "Экономика"


Комплексный анализ изменения структуры занятости в России

ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда занимает ведущее положение среди структурных элементоврыночной экономики, поскольку непосредственно связан с функционированиемчеловеческого капитала. Изменения на рынке труда происходят под влияниемтрансформации экономики России в пореформенный период. Формирование нового типарынка труда в Российской Федерации происходит в условиях институциональныхпреобразований в обществе, которые не вполне адаптированы к национальнойэкономике. Вследствие этого автоматически запускаются неконтролируемыемеханизмы «подстройки» рынка труда, что влечет за собой искажение реальнойситуации на данном рынке. Недостаточная теоретическая проработка природы,характера и направленности изменений на рынках труда, несовершенствометодологического обеспечения негативно влияют на результативность политикизанятости населения.
За годы реформ в стране произошла существенная трансформациясоциально-демографических процессов, что привело к изменению количественных икачественных характеристик трудового потенциала страны, которое выражается в следующихтенденциях: сокращение доли молодых людей в общей численности населения;ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи; падениеобразовательного и профессионального уровня молодых кадров; снижениевозможностей участия молодежи в общественном производстве и экономическомразвитии, и как следствие — ухудшение качества трудовых ресурсов, нарастаниемасштабов безработицы на рынке труда.
Таким образом, становится очевидной цель исследования данной курсовойработы – комплексный анализ изменения структуры занятости страны, вызванныетрансформационными процессами в национальной экономике.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующихзадач:
· дать определение рынку труда, определить его сущность испецифику;
· выявить структуру рынка труда;
· охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
· произвести комплексный анализ российского рынка труда;
· рассмотреть рынок труда в условиях кризиса и в периодтрансформационной экономики;
· обозначить основы государственного регулирования рынка трудаи т.д.
Объектом исследования является структура занятости на российском рынкетруда и происходящие в нем изменения.
Предметом исследования выступают процессы формирования и развития рынкатруда в России в период трансофрмационных преобразований в экономике страны.
Теоретической и методологической базой исследования послужилифундаментальные научные труды и прикладные исследования современныхотечественных и зарубежных специалистов в области рынка труда: Аверина А.Н.,Автономова В.С., Борисова Е.Ф., Булатова А.С., Колесникова Н.Е., Павленко В.А.и др.
В ходе работы над исследуемой темой использовался анализ нормативныхактов федерального значения, регламентирующих рынок труда Российской Федерации,научных статей по заданной теме, а также ресурсов сети Интернет о рынке трудаРФ, о показателях занятости населения Тюменской области.

ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1.  Рынок труда: понятие, специфика и егосущность
Рыночная система представляет собой совокупность взаимосвязанныхрынков, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности. [1]Этирынки взаимодействуют между собой на основе цен, которые формируются на них подвоздействием спроса и предложения, конкуренции и т.д. Рыночные цены являютсятой информацией, что позволяет поставщикам и потребителям ресурсов приниматьнеобходимые экономические решения и согласовывать их. Составляющими рыночнойсистемы являются: рынок товаров (сырья, материалов, топлива, готовых изделий,проектных работ, научных исследований, услуг, жилья), рынок капитала(инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов)) и рынок труда.
Рынок труда — это, прежде всего, система общественныхотношений, связанных с куплей и продажей товара «рабочая сила». Кроме того,рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложенияна рабочую силу. Его можно трактовать и как механизм, обеспечивающийсогласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Рынок труда является важным элементом рыночной экономикинаряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучиобъектом государственного регулирования, приобретает характерэкономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических иправовых отношений, связанных cобеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса ипредложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработныеграждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особыеинтересы.
Рынок труда — особая экономическая категория, охватывающаяоплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и всезанятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущихнатуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда.
Как экономическая категория рынок труда представляет собойсложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к трудуна фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, иразмещения работников в системе общественного разделения труда по законамтоварного производства и обращения.
Рынок труда в узком понимании рассматривается кaк один из механизмов согласованияспроса на рабочие руки со стороны работодателей и предложения рабочей силы состороны лиц, готовых работать по найму. Другой возможный механизм согласования- плановое регулирование.
Человек, кaксубъект рынка труда заинтересован выгоднее продать свою рабочую силу, чтостимулирует повышение профессионализма, создает мощную мотивацию работника кдвижению за лучшие условия труда. Другим стимулом роста профессиональныхкачеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служитконкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы.Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическаясостязательность их между собой за привлечение лучших работников.
В ходе найма работников c учетом соотношения спроса на рабочую силу и имеющегося еепредложения создаются определенные предпосылки для согласования интересов, какработодателей, так и наемных работников.
Для нормального функционирования рынка труда важно, чтобысобственник рабочей силы был вправе решать вопросы об участии или неучастии вобщественном труде, самостоятельно выбирать сферу труда в любом сектореэкономики (по признаку собственности), территориальное место приложения труда.
Важнейшей категорией рыночной экономики является труд. Труд — наиболее сложный в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другойресурс, труд продается, покупается и, естественно, имеет цену, которая отражаетособенности и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения.
Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цельреализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы.Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществленияпроизводственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государствовыступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора,способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению иупрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) иработодателями — будущими субъектами трудовых отношений. При этом государствопреследует цель не только обеспечения всемерного роста производства, но ивзимания соответствующих налогов с работодателей и работников.[2]
Необходимо иметь в виду,что рынок труда может быть представлен и как правовое пространство, гдеработодатели и граждане (наемные работники) заключают трудовые договоры,вступают в трудовые правоотношения и правоотношения по профессиональнойподготовке и переподготовке кадров. В России таким правовым пространствомвыступает территория РФ и ее субъектов, территория посольств и представительствРФ в других государствах, но чаще всего это территория конкретных организаций,где осуществляется прием граждан на работу и их профессиональная подготовка.

1.2.  Структура рынка труда
Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта поразным признакам в зависимости от целей анализа. В данном пункте мы рассмотримстроение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых длявозникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда вшироком смысле.
По выбранному нами критерию можно выделить следующиекомпоненты:
1) субъекты рынка труда;
2) экономические программы, решения и юридические нормы,принятые субъектами;
3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, ценарабочей силы, конкуренция);
4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
5) рыночная инфраструктура.[3]
Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточныдля того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современныхусловиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов.
Субъекты рынка труда – наемные работники (и их объединения –профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и егоорганы.
Наемные работники – это участники общественного производства,продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организаторупроизводства – менеджеру (который сам может быть наемным управляющим усобственника средств производства, например, в акционерном обществе).
Наемные работники различаются по полу, возрасту, состояниюздоровья, уровню образования и профессиональной подготовки. Для защитыинтересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовыеорганизации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общностисоциально-экономических интересов.
Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, ипостоянно нанимающий на работу одного и более человек.[4]На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средствпроизводства. В крупных компаниях, а также на государственных предприятияхработодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства.Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный составработодателей. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер(управляющий). Он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. Нагосударственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствамипроизводства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают иувольняют персонал от имени акционеров и государства.
Государство как субъект рыночных отношений представленофедеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления иместным самоуправлением. В качестве субъекта рынка рабочей силы оно выполняетследующие функции:
– социально-экономическая, связанная с обеспечением полнойзанятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всехсекторах экономики;
– законодательная, связанная с разработкой основныхюридических норм и правил;
– регулирование рынка труда косвенными методами;
– защита прав всех субъектов рынка труда;
– многогранная ролевая функция работодателя нагосударственных предприятиях.
Степень выполнения указанных функций зависит от многихфакторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания втом или ином историческом периоде.
Второй компонент – экономические программы, решения июридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормальногофункционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которыерегулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы ихправа, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всехучастников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование наслучай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции РоссийскойФедерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в РоссийскойФедерации» (1991г.) (с изменениями и дополнениями, внесенными ФедеральнымЗаконом от 27 декабря 2009г.), других законах. Они конкретизируются в указахПрезидента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевыхсоглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорахпредприятий.
Успешное функционирование рынка также невозможно без созданиясоответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведенияактивной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной ирегиональных программ содействия занятости населения, программ подготовки ипереподготовки высвобождаемых работников и т.д.
Законодательные нормы и экономические программы создаютоснову для более полного и цивилизованного действия рыночного механизма, т.е.взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее какреакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции.Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее.
Безработица и социальные выплаты, связанные c ней, – необходимый компонентсовременного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождениючасти работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемыйперсонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки иповторного вовлечения в трудовой процесс, федеральным законом «O занятости населения в РоссийскойФедерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций приувольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во времяучебы и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная безработица возникала еще вначале XIX в., a социальныевыплаты появились лишь в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за своиправа.[5]
Рыночная инфраструктура представляет собой совокупностьинститутов содействия занятости, профориентации, профподготовки ипереподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости(бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.
Основным элементом инфраструктуры рынка труда являетсягосударственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления:общегосударственного, регионального и местного. Наряду c ней развиваются негосударственные структуры занятости.
Фонд занятости, так же государственная служба занятости,структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется за счетобязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов c заработка работающих (занятыхиндивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служатассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенциивышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещениясредств фонда занятости в учреждения Центрального банка РФ, добровольные взносыпредприятий и граждан.
Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечиваютповышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в составзанятого населения.
Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечиваютсбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей натруд и свободный выбор вида деятельности, a также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействиевсех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание балансаинтересов всех субъектов рынка труда.
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизниобщества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. Сэкономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс, т.к. безнего невозможно существование ни одной фирмы или государства, невозможен сампроизводственный процесс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынкатруда:[6]
· Социальнаяфункция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояниялюдей, нормального уровня воспроизводства производительных способностейработников.
· Экономическаяфункция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулированиии использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективнуюфункции.
· Размещающаяфункция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии соспросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынкатруда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельнымпредприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения являетсяосновой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Это означает, чтоэффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходитпроцесс функционирования системы рынка труда. В основном данная функцияпроявляется на региональном и макро-региональном уровнях.
· Селективнаяфункция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а такжеисходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболеесущественно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне.
· Стимулирующаяфункция способствует развертыванию конкуренции между его участниками, повышениюзаинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и переменыпрофессии.
1.3.  Классификация рынков труда
Классификация рынков труда осуществляется на основе самыхразличных критериев. По критерию пространственной сферы рынка труда можноразличать (применительно к федеральному типу построения государства иадминистративному делению России) федеральный, республиканский, краевой,областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов(Москвы, Санкт-Петербурга и др.). На уровне межгосударственныхсоциально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынкитруда межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский,среднеазиатский, стран СНГ).
По критерию временных параметров выделяются перспективный,прогнозный и текущий рынки труда.
По критерию соотношения спроса и предложения труда —равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) иизбыточный (предложение превышает спрос) рынки труда.
По критерию этапности выделяют формирующийся рынок, рынокпереходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда.
По критерию социальной группы различают рынки преимущественнофизического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественнотворческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т.д.
В границах указанных социальных групп выделяются рынки трудаквалификации. Так, среди рабочих можно выделить высококвалифицированные,квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы.Сегментация рынков труда носит динамичный и противоречивый характер.
Основными элементами механизма функционирования рынка трудаявляются:[7]
· Спрос на труд. Спрос на труд определяетсяпотребностями работодателей в найме определенного количества работниковнеобходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупногоспроса. Кривая спроса на труд имеет отрицательный угол: с ростом общего уровнязаработной платы спрос на труд падает.
· Предложениетруда. Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособноговозраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержаниидостаточного уровня благосостояния, а поэтому оно, так же как и спрос, зависитот величины заработной платы. Но зависимость здесь другая. Кривая предложениятруда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платыпредложение труда увеличивается. Рыночное предложение труда для определенноговида труда при данной заработной плате есть сумма объемов предложения всехработников. Общее предложение труда в экономике зависит от численностиработников, готовых продавать рабочую силу работодателям. Численность такихработников зависит от уровней рождаемости, смертности и миграции населения,физической способности быть производительным работником, доступности другихисточников существования (кроме зарплаты), личного выбора между работой идосугом, альтернативной стоимости наемного труда. Другие источникисуществования включают в себя пенсии, пособия, субсидии, проценты с вложенногокапитала, дивиденды и любые другие доходы, для получения которых нетнеобходимости непосредственно работать.
· Цена труда. При изменении заработной платы навыбор работника оказывают влияние эффект дохода и эффект замещения. Доопределенного момента рост заработной платы увеличивает предложение труда.После же достижения максимального уровня по мере дальнейшего роста заработнойплаты предложение труда (количество отработанного времени) начинаетсокращаться, так как высокие доходы стимулируют более разнообразный идлительный досуг, а не труд. Одна и та же причина, а именно — увеличениезаработной платы — приводит и к росту, и к сокращению предложения труда.

ГЛАВА II. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОДРАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1.  Эволюция российского рынка труда
Важнейшей составной частью программы перехода к рыночной экономикеявляется разработка и обеспечение механизма эффективного формирования рынкатруда. Рынок найма представляет собой систему социально-экономических отношениймежду свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися вработе по найму, и физическими или юридическими владельцами средствпроизводства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения,перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественногопроизводства. Таким образом, рынок найма охватывает преимущественно системураспределительных и обменных отношений в процессе воспроизводства рабочей силы,хотя некоторые моменты как производства, так и использования рабочей силы такженаходятся в сфере рыночного регулирования.
В становлении российскогорынка труда выделяют два этапа:[8]
Первый (1991-1998г.г.)стал отражением глубокой трансформационной рецессии, растянувшейся почти нацелое десятилетие и обусловившей сокращение занятости, рост открытойбезработицы, снижение продолжительности рабочего времени, резкое падениереальной зарплаты.
Второй (1999-2005г.г.)связан с энергичным постранформационным подъемом, сопровождавшимсяположительной динамикой базовых индикаторов рынка труда.
Рынок рабочейсилы в Российской Федерации как органическая часть рыночной экономикиформируется в беспрецедентной обстановке — после длительного историческогопериода приостановки действия рыночного механизма регулирования экономики врезультате перехода к плановой централизованно управляемой системе хозяйства, вкоторой факторы производства (средства производства и рабочая силы) не являлисьпродуктом. Адекватная этой системе практика общественной организации труда итрудоустроенности не может быть одномоментно ликвидирована или приспособлена ктребованиям рыночного механизма регулирования пропорций производства изанятости населения, заменена одной из привлекательных моделей западного мира,являющихся логическим следствием длительной эволюции системы рыночногохозяйства в условиях цикличности его развития.
Наформирование рынка труда в Российской Федерации оказывают влияние следующиемакрофакторы сущностного характера:[9]
·  становление и развитие системы рыночных отношений - осуществление разгосударствления, приватизация собственности, развитие новых формхозяйствования, сферы частного и индивидуального бизнеса в условиях кризисасоциально-экономической и политической независимости;
·  развертывание структурнойперестройки(конверсия военного производства, изменение структуры хозяйства всвязи с интеграцией Российской Федерации в международный рынок, предстоящиеизменения технического бизнеса, освоение современных технологий);
·  нынешний курс экономической политикиправительства Российской Федерации, направленный на либерализацию экономики,финансовую стабилизацию, ликвидацию бюджетного дефицита, стабилизация обменногокурса валюты РФ и т.д. Развитие этих процессов сопровождаетсякризисом финансовой системы, жесткой кредитной политикой, ростом цен, инфляцией,падением жизненного уровня, спадом в экономике производства.
Несмотря на глубокий трансформационныйкризис, российской экономике удалось избежать масштабного сокращения рабочей силыи занятости, которое наблюдалось во многих странах ЦВЕ (наиболее яркий пример –Венгрия).[10]
 Первоначальное падение уровнязанятости с 67 до 53% сменилось последующим его восстановлением до 60%.[11]Такая « нечувствительность» занятости была отчасти следствием распространения еенестандартных форм, таких, как:
· непостоянная (временная)занятость;
· неполная занятость;
· недозанятость;
· сверхзанятость;
· самостоятельная занятость;
· неформальная занятость;
· занятость в домашниххозяйствах населения
В различных сегментах экономическийпроцесс общего сокращения занятости протекал крайне неравномерно. В период реформ«ядро» и «периферия» демонстрировали совершенно разную динамику.
Кардинальные изменения произошлив отраслевой структуре российской занятости. В период реформ доля работающих в сфереуслуг достигла 60% общей численности занятых (один из самых высоких показателейсреди всех стран с переходной экономикой).
«Визитной» карточкой российскогорынка труда стали разнообразные «античные» способы адаптации- работа в режиме неполногорабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятостьв неформальном секторе, задержки зарплаты и теневая оплата труда, натуральная оплатаи производство товаров и услуг в домашних хозяйствах населения.
Несвоевременная и скрытаяоплата труда, неполная и вторичная занятость обусловливали персонализацию отношениймежду работниками и работодателями, вследствие чего явные трудовые контракты уступалиместо неявным.
На протяжении большей частипереходного периода российский рынок труда регулировался законодательством, унаследованнымот советских времен. Вплоть до конца 2001 года в стране действовал Кодекс законово труде (КЗоТ), принятый еще в 1971 году. Таким образом, на наибольшем тяжелом,начальном этапе реформирования российской экономики сохранялось законодательство,соответствовавшее особенностям планового хозяйства.
С точки зрения регулированияформ занятости КЗоТ существенно ограничивал выход за рамки стандартного трудовогодоговора. Создать условия для эффективного функционирования рынка труда в новойрыночной среде был призван Трудовой кодекс (ТК), одобренный в конце 2001г. (вступилв действие в феврале 2002г.). [12] Новое законодательство отруде стало итогом компромисса между различными политическими силами.
Резюмируя сказанное, можноконстатировать, что российский рынок труда характеризовался относительно небольшимипотерями в занятости, гибкостью рабочего времени и сверхгибкостью зарплаты, повсеместнымраспространением «атипичных» трудовых отношений, наконец, высокой формальной зарегулированностьюи низкой эффективностью механизмов инфорсмента. В результате он оказался хорошоприспособленным к тому, чтобы амортизировать многочисленные негативные шоки, сопровождающиепроцесс системной трансформации.
Цивилизованный рынок труда в России находится в стадии становления. В советскийпериод его развитие сдерживалось, с одной стороны, высокой монополизацией экономики,жестким государственным регулированием заработной платы, с небольшой ее дифференциациейв зависимости от результатов труда, отсутствием рынка жилья, административными ограничениямина переезд в другие города.
С другой стороны, работников привязывало к предприятиямвысокая доля услуг, льгот, получаемых за счет социальных фондов предприятий, которыев первую очередь предоставлялись лицам, имевшим большой стаж работы на данном предприятии.В частности, работники крупных предприятий получали жилье, могли устроить своихдетей в детский сад, лагерь, получить бесплатные или льготные путевки в дома отдыха,профилактории, санатории и т.д.
Вместе с тем политика, государства на планомерное распределение и перемещениеработников, не исключала стихийной миграции, скажем переезде людей из районов ДальнегоВостока и Севера в более обустроенную Европейскую часть бывшего Советского Союза.
В результате радикальных реформ 90-х годов в России была разрушена плановаясистема движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы,установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакогоотношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциацияоплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничиваютмобильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдельных городов,в первую очередь Москвы.
Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие завершение формированияобщероссийского рынка труда. К ним относятся:
· затяжной спад и депрессия производства, вызванные общим кризисом;
· несовершенство законодательной базы;
· рост скрытой безработицы;
· малоэффективная конверсия оборонного производства;
· неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между странамиСНГ;
· недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методоврегулирования занятости;
· отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания.
В России еще сохранился большой государственный сектор в экономике, преобладаетсеть государственных учебных заведений всех типов, готовящая кадры специалистови квалифицированных рабочих для всех секторов экономики. Это серьезная база дляразвития внешнего (общенационального) рынка труда. Разукрупнение предприятий, появлениемножества мелких фирм также стимулирует формирование внешнего рынка, передача социальныхобъектов предприятий в собственность муниципальных органов самоуправления укрепляетпозиции внешнего рынка. Но наряду с ним формируется внутренний рынок. Возникло иувеличивается число частных учебных заведений, хотя учащихся в них немного, сохраняетсяеще база для подготовки рабочей силы на предприятиях. Они создают основу для развитиявнутреннего рынка. Но можно с уверенностью сказать, что доминирующим будет внешнийрынок.
2.2 Регулирование рынка трудав России. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Применительно к рыночной экономикеидеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства государства в экономикунаиболее полно обосновал А. Смит в своем труде “Исследование о природе и причинахбогатства”.[13] Согласно его трактовке, рыночнаясистема способна к саморегулированию, в основе которого лежит “невидимая рука” –личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепцияне является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма ирациональных ожиданий.
Применительно к сегодняшнимроссийским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться напоиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияниегосударства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности,которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников.Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранениемизлишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребностинаселения в рабочих местах и т.п.
Достижение оптимально высокой,структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости– неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимуламиэтого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственнойполитики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастуюрешатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в Россиидля этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализованолишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличенииресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимоэффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов длясогласования путей решения проблем занятости.
Перспективы занятости определяютсядинамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональноеиспользование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранениемсуществующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этогочисла безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношенияхэффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.
Для обеспечения экономическогороста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:[14]
· появление рыночноориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственникапроизводственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;
· привлечение внутреннихи иностранных инвестиций;
· обеспечение условийдля материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширенияинфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровнятрудящихся уровню материально-технической базы.
Реализация этих требованийвозможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизмав сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо совершенствованиетерриториальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развитияпроизводительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полноеиспользование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала,устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Дляэтого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенногорегулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионоврабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнемпроживания.
Возможности федерального центрав улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значениедля этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала,деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.
Для обеспечения занятостинаселения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественноодно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствиядейственной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения,отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующихпрофессий.
Значительно снижают трудовуюмотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так ив новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата.Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников.Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительнок новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда,стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязкизаработка различных категорий работников с рентабельностью производства.
Условием решения этих задачявляется не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста,но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношенияк данным проблемам.
Главная функциягосударства на рынке труда — обеспечение его цивилизованной формы. Это достигаетсяв настоящее время главным образом деятельностью Федеральной государственной службызанятости населения, находящейся в ведении Минтруда РФ.
Правовые, экономическиеи организационные условия обеспечения трудоустроенности и поручительства реализацииправа граждан на труд определяются и современным законодательством.
Эти положенияв общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятостинаселения и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулированиеправовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантийреализации права граждан на труд определяются в настоящее время не ТК РФ, а текущимзаконодательством.
Среди этого законодательстваследует выделить, прежде всего, ФедеральныйЗакон «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениямии дополнениями (последние изменения от 27.12.2009г.).[15]Особое место занимает также Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда»от 19.06.2000 г. (в ред. 24.07.2009 г.), который в частности и регулирует ту минимальнуюоплату за труд, на которую может рассчитывать работник.[16]На сегодняшний день минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей. Однако,с 1 июня 2011 года размер МРОТ проиндексируют на 6,5 %.
Среди прав, составляющихсодержание правового статуса гражданина в сфере занятости населения, важнейшим следуетпризнать их право на выбор места работы (ст. 9 закона о трудоустроенности). Этосвое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю — организации,обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательствомили нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдномусогласию сторон заключается трудовой контракт. Наряду с этим право на выбор местаработы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятостинаселения или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения(п. 1 ст. 8 закона о трудоустроенности).
В обеих формахреализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правовогорегулирования рынка труда — принцип свободы трудового договора.
Современное содержаниепринципа свободы трудового договора характеризуется деловым сотрудничеством сторонв процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективныхсредств повышения эффективности труда, улучшения качества продукции, экономногоиспользования сырья, энергии и т. п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовымсвязям, основанным на договорах подряда и ренты,которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народногохозяйства Российской Федерации. Эти договоры в отличие от обычных трудовых договоров(контрактов) выступают не только в роли регуляторов отношений по применению труда,но и в роли организационно-правовых актов. Они обеспечивают большую самостоятельностьи свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей,развитии предприимчивости и воспитании чувства ответственности за судьбу производства.Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться также и на организационно-управленческиеотношения в сфере труда. распространяться также и на организационно-управленческиеотношения в сфере труда.
В соответствиисо ст. 9 закона о занятости населения граждане имеют право на бесплатную консультациюи бесплатное получение информации в органах службы трудоустроенности в целях выборасферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
При этом важноподчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют правона бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятостив целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. [17]Гражданеимеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку,переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятостинаселения.
С позиций эффективнойтрудоустроенности мы полагаем целесообразным ставить на учет в службе занятостинаселения и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетвореныхарактером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованныйхарактер стихийному движению рабочей силы.
Впервые в нашемзаконодательстве (ст. 10 закона о трудоустроенности) легализуется право гражданна профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также правона самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаютсямежгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков,их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободноговыезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, томожно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграцияв нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействиязанятости РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционныхи иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.
Правовое положениеграждан на рынке труда и в сфере занятости гарантируется установленным ст. 11 законао занятости населения правом граждан на обжалование решений, действий или бездействияорганов службы трудоустроенности и их должностных лиц. Это право реализуется посредствомобращения в вышестоящий орган службы занятости населения, а также в суд в порядке,установленном законодательством РФ. При этом важно подчеркнуть, что в вышестоящийорган службы занятости гражданин вправе обратиться с жалобой в любых случаях нарушенияего правового положения органами и должностными лицами службы трудоустроенности.Что касается обращения с жалобой в суд (к мировому судье), то ее рассмотрение зависитот того, находится ли ее рассмотрение в компетенции (подведомственности, подсудности)суда (мирового судьи).
К мировому судьекак органу первой инстанции гражданин вправе обратиться в случаях отказа работодателязаключить с ним трудовой контракт по направлению органов службы занятости населения(на квотированные рабочие места).
Условием решенияэтих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономическогороста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественногоотношения к данным проблемам.
2.2 Особенности российскогорынка труда в период трансформационной экономики
За годы реформв экономике России наблюдаются серьезные структурные трансформации. Произошло резкоеповышение доли услуг в структуре ВВП (до 58%), которое можно было бы расценить какпризнак приближения России к уровню развитых стран по структуре общественного производства.[18]Но рост данного сектора в российской экономике в реальности произошел не за счетразвития информационных, медицинских и образовательных услуг, а из-за непомерногороста торгово-посреднической деятельности. Расширение пятого технологического уклада,ключевым фактором которого является микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительнаяоптоволоконная техника, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги,в России носит имитационный характер и происходит на импортной технологической базе,что позволяет передовым странам получать сверхприбыль от присвоения интеллектуальнойренты как собственникам наиболее передовых технологий.
Экономическиетрансформации явились определяющим фактором формирования российского рынка трудав пореформенный период. Численность экономически активного населения в возрасте15-72 года по абсолютным показателям увеличилась с 1992 по 2008 гг. на 0,2 млн.человек, но число экономически активного населения в трудоспособном возрасте сократилосьна 0,2 млн. человек, что свидетельствует о том, что рост численности данной категориинаселения обеспечен возрастной группой моложе и старше трудоспособного возраста.[19]
Численность занятых,в том числе занятых в трудоспособном возрасте сократилась за аналогичный периодна 0,3 и 0,7 млн.чел. Уровень занятости снизился на 3,5 п.п., уровень занятоститрудоспособного населения снизился еще более значительно – на 6,1 п.п. Значительноувеличилась численность безработных среди населения в трудоспособном возрасте –на 1,3 млн.чел. Уровень безработицы в 2008 году превышает аналогичный показатель1992 года на 2,2 п.п. По существу, основные количественные показатели экономическойактивности населения по итогам 2008 года не достигли уровня периода начала экономическихреформ, но с 2000 года, несомненно, прослеживается положительная динамика анализируемыхпоказателей, что вполне объяснимо наметившимся с 2000 г. экономическим ростом. [20]
Гендерная структураэкономически активного населения страны также претерпела изменения. Анализ статистическихданных показал сокращение абсолютных и относительных показателей численности мужчинв составе экономически активного населения за период с 1992 по 2008 гг. Так, численностьмужчин и удельный вес мужчин в составе экономически активного населения сократиласьна 1,7 млн.чел. и 1,8 п.п. соответственно. Численность женщин и их доля в экономическиактивном населении увеличилась за аналогичный период на 1,3 млн.чел. и 1,8 п.п.соответственно. На протяжении всего анализируемого периода уровень экономическойактивности мужчин снижался и к 2008 году сокращение составило 5,4 п.п. Уровень экономическойактивности женщин также снизился, но в меньшей степени – на 1,2 п.п. Уровень занятостимужчин и женщин с 1995 года имеет положительную динамику, но по отношению к 1992году уровень мужской занятости снизился в 4 раза больше, чем уровень занятости женщин.Сравнительный анализ уровня безработицы среди мужчин и женщин показал, что на протяжениивсего анализируемого периода уровень «мужской» безработицы выше уровня «женской».Статистически значимая положительная динамика экономической активности женщин вполнеобъяснима изменениями в структуре общественного производства. Так, значительноесокращение доли промышленного сектора в структуре ВВП сопровождается значительнымсокращением традиционно «мужских» рабочих мест, а увеличение доли сектора услуг,соответственно, ростом числа «женских» рабочих мест.
За анализируемыйпериод значительные изменения претерпела образовательная структура экономическиактивного населения. Так, доля экономически активного населения с высшим и начальнымпрофессиональным образованиям увеличилась более чем на 7,0 п.п. каждая, на 7,8 п.п.сократилось предложение рабочей силы со стороны лиц, имеющих среднее профессиональноеобразование, более чем в 2 раза сократилась численность экономически активного населениясо средним (полным) общим и основным общим образованием.
Изменилась и квалификационнаяструктура занятого населения. За исследуемый период доля руководителей от общегочисла занятого населения увеличилась на 56,2 п.п., специалистов высшего уровня квалификации– на 61,2 п.п. Сохраняется относительно постоянная численность специалистов среднегоуровня квалификации и квалифицированных рабочих. Численность неквалифицированныхработников сократилась на 27,2 п.п. Таким образом, значительно увеличилась долянаиболее квалифицированной профессиональной группы. Сокращение неквалифицированнойгруппы вполне объяснимо тем, что данная профессиональная группа представлена в основномнелегальными мигрантами из ближнего зарубежья, статистический учет которых практическиневозможен.
Повышение образовательногои квалификационного уровней в структуре экономически активного населения можно былобы объяснить возросшими требованиями к качеству рабочей силы в связи с модернизациейпроизводства. Однако данные показывают, что образовательный и квалификационный уровеньзанятого населения растет опережающими темпами в сравнении с темпами и качествомэкономического роста. Высокий уровень безработицы за период с 1992 по 2000 гг. побудилищущих работу и уже занятых в экономике приобретать высшее образование как конкурентноепреимущество и гарантию сохранения рабочего места. В свою очередь, коммерциализациявысшего образования обеспечила его доступность для населения даже отдаленных регионовстраны, удовлетворяя спрос на приобретение необходимого конкурентного преимущества.
Так число высшихучебных заведений с 1992 по 2008 гг. увеличилось на 107,1 п.п. из них 40,6% приходитсяна негосударственные высшие школы. Число студентов ВУЗов за аналогичный период возрослос 2613 тыс.чел. до 7461 тыс.чел., что составляет 186,0 п.п. прироста. Число образовательныхучреждений начального профессионального образования и численность их выпускниковза анализируемый период сократилось на 25,8 п.п. и 29,3 п.п. соответственно, новакансии, предоставляемые работодателями в службу занятости, указывают на возросшийспрос на рабочие специальности.
Определяющим факторомколичественных параметров экономически активного населения является демографический.Так, за период с 1992 по 2008 гг. численность постоянного населения в стране сократиласьна 6,5 млн.чел. Значительно сократилось население моложе трудоспособного возрастакак по абсолютному (на 13,4 млн.чел.) так и по относительному показателям ( на 8,4п.п.). Численность населения старше трудоспособного возраста сократилась на 1,7млн.чел., что объяснимо ростом смертности в данной возрастной группе, но удельныйвес населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения страныувеличился на 2,0 п.п.[21]
С 1990 года по1995 естественная убыль населения возросла в 4 раза, и на протяжении всего исследуемогопериода анализируемый показатель продолжал увеличиваться, а к 2008 году стал сокращатьсяза счет роста рождаемости и сокращения смертности, хотя смертность все еще болеечем в 1,3 раза превышает аналогичный показатель 1990 года. Таким образом, сохраняетсятенденция снижения общей численности населения, в том числе населения моложе трудоспособноговозраста на фоне низкой рождаемости и высокой смертности, что влечет за собой старениенаселения страны.
Значительный миграционныйприток населения в 90-х г.г. положительно сказался на численности населения страны,но не обеспечил стабилизации демографической ситуации. Анализ статистических показателейза период с 1992 по 2008гг. показал, что миграционное движение населения на территорииРФ в основном осуществлялось в направлении из села в город внутри одного региона,причем, к 2008 году отток сельских жителей в города увеличился на 20,0 п.п., создаваядополнительную нагрузку на рынок труда крупных городов. Дефицит жилья, «дикий» рыноксъемного жилья, ограничения по регистрации, отсутствие оперативной информации оналичии вакансий – это далеко не полный перечень причин, значительно ограничивающийвнутреннюю мобильность рабочей силы, что препятствует наиболее эффективному использованиюимеющегося трудового потенциала.
Положительныйопыт командно-административной системы хозяйствования дореформенной России в решениипроблем региональной несбалансированности рынка труда вполне может быть и сегоднядейственным механизмом. К мероприятиям, регулирующим миграцию можно отнести: правительственныепрограммы по межрегиональной и внутрирегиональной миграции; обеспечение ведомственнымжильем; формирование и регулирование рынка арендованного жилья; льготное кредитованиечастного строительства в трудодефицитных регионах; формирование материальных и нематериальныхособых преимуществ миграции, таких как доплаты, бонусы, более ранний выход на пенсиюи т.д.
В настоящее времяпрограммы быстрой переподготовки, повышения квалификации, освоение смежных специальностейосуществляются на базе центров занятости. Менее широкое распространение получилиформы корпоративного образования и формирование учебных центров на базе предприятий.Учебные центры на предприятиях имеют готовую производственную базу, и работникимогут пройти практику и стажировку в цехах предприятия. На наш взгляд, правильнобыло бы объединить усилия государства и бизнеса по подготовке квалифицированныхспециалистов посредством долевого финансирования образовательных программ. Такимобразом, теоретический анализ позволил сформулировать следующие выводы:[22]
· во-первых, наблюдаетсяустойчивая отрицательная динамика демографических показателей, что является следствиемдепопуляционных процессов. В условиях актуальности проблемы социальных гарантийнаселения, низкого уровня жизни, зачастую вынужденного активного участия женщинвпроцессе общественного производства, ставится под сомнение возможность в ближайшеевремя решить демографическую проблему;
· во-вторых, несмотряна рост численности населения в трудоспособном возрасте, уровень экономической активностии уровень занятости данной возрастной группы значительно снизился. При довольно«скромной» социальной поддержке, разнонаправленную динамику указанных показателейможно объяснить высоким уровнем теневой занятости;
· в-третьих, наблюдаетсязначительно возросший, но не востребованный образовательный и квалификационный уровеньнаселения страны на фоне глубокого экономического спада. Данный факт говорит о том,что образовательные и экономические реформы осуществляются независимо друг от друга.
трансформационный рыноктруд российский

ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯРЫНКА ТРУДА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЭКОНОМИКИ
3.1 Перспективы развития рынкатруда России
Основываясь напринципе преемственности стратегической цели, государственная политика в областирегулирования рынка труда в 2008 — 2010 годах направлена на создание правовых, экономическихи институциональных условий для повышения эффективности занятости.[23]
Основными задачамигосударственной политики в области регулирования рынка труда являются:[24]
· содействие в реализацииправ граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойныйтруд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
· обеспечение реализацииправ граждан на защиту от безработицы;
· обеспечение соблюденияправ в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений правтрудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
· содействие обеспечениюработодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Решение задачпо содействию занятости и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированнымитрудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционированиярынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан России.
С этой целью предполагаетсяпроведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынкетруда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в областисодействия трудоустроенности.
Приоритетныминаправлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:[25]
· совершенствованиезаконодательства России в области содействия занятости;
· совершенствованиесистемы мониторинга и прогнозирования коньюнктуры труда;
· обеспечение сбалансированностипрофессионального образования и спроса на рабочую силу;
· развитие региональныхрынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
· развитие кадровогопотенциала;
· оптимизация привлеченияиностранной рабочей силы;
· стимулирование экономическойактивности населения;
· повышение качестварабочих мест.
Совершенствованиезаконодательства России в области содействия трудоустроенности должно отвечать современнымтенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержаниитруда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификациейпроизводства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичныхпроизводств и объектов инфраструктуры.
Расширение гибкихформ организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформальногосектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечениюсоблюдения законодательных норм.
Совершенствованиезаконодательства России в области содействия трудоустроенности будет осуществлятьсяпо следующим приоритетным направлениям:[26]
— гармонизациязаконодательства России в области содействия занятости с международными нормами;
— совершенствованиезаконодательства России в целях повышения гибкости российского рынка труда, включаязаконодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;
— совершенствованиеразграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органамигосударственной власти, органами государственнойвласти субъектов России и органами местного самоуправления;
— совершенствованиемеханизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан,обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудностипри трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;
— нормативно-правовоеобеспечение внедрения профессиональных стандартов;
— реформированиесистемы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулированияих к активному поиску работы.
С учетом прогнозовспроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлятьпланирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулированиярынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовыхресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и плановразвития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентациинаселения.

3.2 Анализ рынка труда Тюменскойобласти и перспективы его развития
Ситуация на рынке труда Тюменскойобласти в 2010 году формировалась в условиях положительной динамики большинствапоказателей социально-экономического развития.
Индекс промышленного производствав январе — декабре составил 128,2% к уровню показателя соответствующего периодапредыдущего года, объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности«строительство» -103,0%, грузооборот автомобильного транспорта — 121,5%.[27]
Денежные доходы населенияувеличились по сравнению с 2009 годом на 5,2%, среднемесячная начисленная заработнаяплата одного работника номинальная составила 22346 рублей и увеличилась по сравнениюс предыдущим годом на 7,7%, реальная — на 3,4%.
Уменьшились масштабы неполнойзанятости работников, чему способствовала реализация мероприятий программы по содействиюзанятости населения и снижению напряженности на рынке труда. Так, численность работниковсписочного состава, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателяи численность работников, находившихся в простое по вине работодателя в декабрепо сравнению с началом года уменьшилась в 2,3 раза.
По данным еженедельного мониторингарынка труда с 1 октября 2008 года по 29 декабря 2010 года в 287 организациях областипредполагалось увольнение 7509 работников, из них в 2010 году – 3163 человека. Сначала высвобождения уволено 6920 человек, из них в 2010 году – 2574 человека. Посостоянию на конец года центрами занятости населения получена информация о высвобождениив 2011 году 364 работников предприятий.
По оценке Тюменьстата в декабречисленность экономически активного населения в области составила 688,4 тыс. человекили 50,8% от общей численности населения, что на 5,2 тыс. человек или 0,8% выше,чем в начале года.
Из численности экономическиактивного населения 643,3 тыс. человек (93,4%) заняты в экономике области, 45,1тыс. человек (6,6%) в соответствии с методологией Международной Организации Труда(МОТ) классифицировались как безработные. В январе 2010 года эти показатели соответственносоставляли 629,3 тыс. человек (92,1%) и 53,9 тыс. человек (7,9%), т.е. в течениегода наблюдался рост численности граждан, занятых экономической деятельностью иснижение общей численности безработных граждан (по МОТ).
Ситуация на рынке труда характеризоваласьснижением численности зарегистрированных в органах службы занятости безработныхграждан и напряженности на рынке рабочей силы.
В результате предпринимаемыхорганами службы занятости мер снизилась продолжительность безработицы с 5,2 месяцевв 2009 году до 4,7 месяцев в 2010 году. Почти на 17% снизилась численность безработныхграждан, состоящих на учете более года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда — это такая экономическая среда или пространство,на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизмспроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплатытруда. Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с куплей и продажейтовара «рабочая сила».
Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собоймногослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разнуюфункциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервоврабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производстваи положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделитьна «открытый» и «скрытый».
Для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становлениеи развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда, что же касаетсябиржи труда, то она занимается в большей своей части лишь сбором информации о наличиирабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработицеи т.п.
Нынешний экономический кризис, поразивший российскую экономикуеще во второй половине 2008 года, нанес сильнейший удар по всем основным сегментамделового сектора российской экономики. Очень сильно от этого пострадал рынок труда,что привело к увеличению числа безработных в стране.
С началом кризиса стало ясно, что развитие российского рынка трудаподошло к институциональной развилке: удастся ли прежней модели подтвердить своюжизнеспособность или же она будет вытеснена какой-то иной моделью с иным, более«стандартным» алгоритмом функционирования? В конечном счете, ответ наэтот вопрос будет зависеть от соотношения между альтернативными способами адаптации.Преобладание методов «ценовой» и временной подстройки будет свидетельствоватьоб устойчивости сложившейся ранее модели, преобладание методов «количественной»подстройки – о ее сломе и постепенном преодолении. И то, как поведет себя российскийрынок труда в нынешних «шоковых» условиях, во многом предопределит траекториюего последующей эволюции.
На рубеже 2008-2010 годов государство приняло целый ряд важныхрешений, связанных с регулированием рынка труда. Одни были разработаны и намеченык принятию еще в период быстрого экономического роста, другие стали непосредственнойреакцией на начавшийся кризис. Неожиданно высокая активность, проявленная государствомвпервые кризисные месяцы, вполне могла изменить привычный ход работы российскогорынка труда, направив его реакцию по иному руслу, чем прежде.
Правительством была разработана и принята специальная антикризиснаяпрограмма дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Определенычетыре основных направления ее реализации: организация опережающего обучения работников,находящихся под риском увольнения; организация общественных работ и создание временныхрабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения; содействие переездуработников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в другихрегионах; содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных.
Изменение экономической обстановки в России и в мире качественноизменит рынок труда через 15 лет. В 2020 году компании будут, как никогда, ценитьв работниках интеллект, способность творить и уживаться в коллективе. Как прогнозируютэксперты, выжить в конкурентной борьбе смогут только те компании, персонал которыхбудет адаптирован к новым условиям. Чтобы быть успешными, компании должны будутбольше инвестировать в человеческие ресурсы и новые технологии, полагают исследователи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовыеакты
1.1. Конституция РоссийскойФедерации (с внесенными в нее поправками от 30.12.2008). // СЗ РФ. — 2009.- №4.- 445 с.;
1.2. Трудовой Кодекс РоссийскойФедерации с изменениями и дополнениями от 25 марта 2011 года // М.: — Эксмо. – 2011.– 256 с.;
1.3. Федеральный законот 19 апреля 1991 года (ред. От 27.12.2009) № 1032-1 «О занятости населения в РФ»//СЗ РФ. – 2010. — № 3. – 3265 с.;
1.4. Федеральный законот 19 июня 2000 года (ред. 24.07.2009) №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»//СЗ РФ. – 2010. — № 3. – 1532 с.;
1.5. Постановление Правительства Тюменской области от 31 декабря 2009 г.№ 382-п «О мерах по реализации Программы Тюменской области по содействию занятостинаселения и снижению напряженности на рынке труда в 2010 году» // [Электронный ресурс].Режим доступа: trud.admtyumen.ru/zan_to/law.htm
1.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011«О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетамсубъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленныхна снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» // [Электронныйресурс]. Режим доступа: trud.admtyumen.ru/zan_to/law.htm
1.7. Закон Тюменской области от 24 июня 2003 года № 155 «О регулированиитрудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: trud.admtyumen.ru/zan_to/law.htm
2. Научная и учебнаялитература
2.1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика ворганизации// А. Аверин//Учеб. пособие. — М.: РАГС, — 2009. — 221 с.;
2.2. Автономов В.С. Введение в экономику//В.С. Автоном// — М.: Вита — пресс,2007. – 431с.;
2.3. Амосов А. Проблемызанятости, оплаты труда и регулирования цен //А. Амосов// Экономист. – 2006. — №4 – с. 66-70;
2.4. Баринова М. Стратегическаялиния: перенос акцента с выплат пособий на активное содействие занятости //М. Баринова//Человек и труд. – 2007. — № 6. – с. 18-22;
2.5. Борисов Е. Ф. Макроэкономика // Борисов Е. Ф. Экономическая теория:учеб. для вузов // Моск. гос. юрид. акад. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2007.— 632 с.;
2.6. Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//В. Бреев//Проблемы прогнозирования.–2008.–№2 – с. 23-29;
2.7. Булатов А.С. Экономика // А.С. Булатов// — М.: Юристъ, 2009. – 372с.;
2.8. Башкатов Б.И. Международнаястатистика труда. // Б.И. Башкатов// М.: Финансы и статистика — 2006. — 264с.;
2.9. Дикаpева А.А. Социологиятруда // А. Дикарева// M.: ИНФРА-М, 2005. 226с.;
2.10. Зоткина Н.С. Экономикаи социология труда //Н. Зоткина// СПб.: Издательство СПбГЭиФ, 2006. — 164с.;
2.11. Казначеева Н.Л. Занятостьв условиях новой хозяйственной система Н. Казначеева// — Новосибирск: НГАЭиУ, 2006.– 134с.;
2.12. Кашепов А. Об оценкеэффективности политики на рынке труда // А. Кашепов// Общество и Экономика. – 2005.- № 6 – с. 55-81;
2.13. Колесников Н.Е. Социально-трудовыеотношения: современные проблемы теории и практики //Н. Колесников // — СПб.: ИСЭПРАН, — 2006. – 121 с.;
2.14. Котляр А. Возможностиминимизации безработицы в России. // А. Котляр// Человек и труд. — 2006. — № 9.- с.42-44;
2.15. Мацкуляк И.Д. Стратегиязанятости: предотвращение безработицы. // И. Мацкуляк// М.: Экономика, 2006. — 182с.;
2.16. Павленко В.А. Рыноктруда.// В. Павленко // М.: Экономист, 2006. — 284с.;
2.17. Пухова Е.Л. Государственноерегулирование рынка труда в нестабильной экономике // Е. Пухова //. – СПб.: — 2008.– 112с.;
2.18. Слагода В.Г. Экономическая теория.// В. Слагода //. – М.: ФОРУМ,2008. – 368с.;
2.19. Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.// А. Смит //. М.: ЭКСМО – 2007. – 960 с.;
2.20. Чернейко Д. Рынкутруда необходим действенный регулирующий механизм // Д. Чернейко // Человек и труд.– 2006. – с. 20-26;
2.21. Четвертина Т. Социальнаязащищенность наемных работников в новом частном секторе: мифы и реальность // Т.Четвертина// Вопросы экономики. – 2007. — № 9. – с. 101-112;
2.22. Официальный сайт Занятостьнаселения Тюменской области // [Электронный ресурс]. Режим доступа: trud.admtyumen.ru/
2.23. Российский статистическийежегодник // Статистический сборник//. – М.: Росстат, — 2010. – 813 с.;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат College Application Essay Research Paper PerseveranceThere goes
Реферат О действовавших регулируемых ценах (тарифах) в 2009 году и их влиянии на динамику социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики
Реферат Minnesota Vikkings Are Better Than The Packers
Реферат Новонароджена дитина рефлекси стани режим годування проблеми
Реферат Управління активами підприємства на прикладі ВАТ Інтерпайп Ніжньодніпровський трубопрокатни
Реферат THE MENO Essay Research Paper The Meno
Реферат Социально экономические права и свободы в РФ
Реферат Анализ экономического состояния СПК "Дружба"
Реферат Изображение повседневной жизни в произведениях АП Чехова
Реферат Love And Friendship Essay Research Paper Two
Реферат Рекламное обращение - построение и использование уникального торгового предложения
Реферат Разработка рекламной кампании по формированию имиджа туристской фирмы
Реферат A Different Race Essay Research Paper Trish
Реферат Байбак европейский
Реферат Русская «Антология» от романтизма до авангарда