Реферат по предмету "Экономика"


Концепция и построение бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Концепция и сущность бизнеса
2.Построение бизнеса
Заключение
Списокиспользованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Корни бизнеса уходят в XIX век. В этот период возникли первые торговые дома ипромышленные объекты предпринимательского типа. Кооперативное движение как однаиз форм бизнеса в России зародилось в начале XIX века и приобрело массовый характер. К началу 1917года в России в кооперативах участвовало уже более половины населения страны.
В период нэпа в 1925 году в промышленности действовало до 2млн. мелких частных и кустарных предприятий. Нэп не только позволилликвидировать дефицит, но и оказал общее оздоровляющее влияние на экономику.При ликвидации нэпа погибло и частнособственническое предпринимательство.Предпринимательство в качестве официально признанной деятельности все последующиегоды у нас не допускалось. Кроме этого, направленная на получение прибыли илиличного дохода частная инициатива строго пресекалась и являлась уголовнонаказуемой[1].
Начиная с конца 80-х годов в СССР, а затем и в Россиипроисходило бурное развитие бизнеса.

1.КОНЦЕПЦИЯ И СУЩНОСТЬ БИЗНЕСА
 
В экономическойлитературе имеется несколько понятий термина «бизнес». Так, Алан Хоскинг, автор«Business studies» – одного из многих систематических изданий Холборнскогоколледжа (Лондон), дал следующее определение: «Бизнес – это деятельность,осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечениюприродных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказаниюуслуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгодезаинтересованных лиц или организаций»[2]. Бизнес, как процесс,предполагает определенные функции: ведение финансов и учета, кадровое иматериально-техническое обеспечение, производственную, маркетинг,научно-исследовательские и проектные работы.
Другие экономистырассматривают бизнес как вид конкретной экономической деятельности,организованной в рамках определенной структуры, целью и результатом которойявляется получение дохода.
Любой бизнес, такимобразом, имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия.Предприятие, стремясь выделиться на рынке из среды подобных, создает ирегистрирует свои отличия в виде фирменного названия и атрибутов. Здесь понятиебизнеса шире: бизнес рассматривается не только, как процесс деятельности, но икак объект собственности, который можно продать, заложить, застраховать,завещать. В этом случае бизнес становится объектом сделки, товаром.
Бизнес – это совокупностьделовых отношений предприимчивых людей в целях удовлетворения спросапотребителей и получение прибыли.
Прибыль – это деньги илиматериальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-нибудь родадеятельности. Договор о выполнении подобной деятельности – сделка. Те денежные(или материальные) средства, которые идут на обеспечение такой деятельностипринято называть расходом, издержками или затратами. Под прибылью понимаетсяположительная разница между доходом и расходом. Отрицательная разницаназывается убытком. Таким образом, предпринимательскую деятельность можносчитать бизнесом, если она отвечает трем основным параметрам:
Результат такойдеятельности всегда реальная прибыль.
Получение прибыли должнобыть стабильным: бизнес – это продолжительная деятельность, а не однократнаясделка.
Это законнаядеятельность: незаконное получение любого дохода не может считаться бизнесом.
Эта деятельность должнаприносить пользу обществу или его элементам.
Сама идея бизнесаоснована на создании добавленной стоимости, т.е. создании некой дополнительнойценности для потребителя (клиента), за которою он готов и будет платить деньги(или иные ценности)[3].
Бизнес, как товар, имеетряд особенностей:
– это товаринвестиционный, то есть товар, вложения в который осуществляются с целью отдачив будущем;
– бизнес являетсясистемой, но продаваться может как вся система в целом, так и ее части(элементы);
– потребность в этомтоваре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так иво внешней среде;
– необходимость участиягосударства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и вформировании рыночных цен на бизнес (это связано с особым значениемустойчивости бизнеса для стабильности в обществе)[4].
Концепция бизнесаопределена следующими областями деятельности:
– деятельность натоварных рынках (купля-продажа в интересах материально-технического снабженияпроизводства и сбыта изготовленной продукции);
– деятельность на рынкесредств производства (купля-продажа, аренда и лизинг предприятий, недвижимого идвижимого имущества);
– внешнеторговаядеятельность;
– деятельность на рынкеценных бумаг (эмиссия и купля-продажа акций, облигаций и других ценных бумаг, втом числе в интересах поглощения других компаний, приобретения дочернихпредприятий и финансирования внутреннего роста);
– деятельность всвободных экономических зонах;
– посредническаядеятельность, приносящая прибыль.
Существуют несколькоосновных видов бизнеса.
Производство – создание добавленной стоимостиосновано на переработке ресурсов в качественно новое состояние. Производствоможет быть материальное (автомобиль, книга, хлеб и т.д.), либо нематериальное(компьютерные программы и т.п.)
Коммерческий – добавленная стоимость создается засчет повышения удобства приобретения и потребления, при этом сам продукт неизменяется. Различают два принципиально различных вида торговли:
1) арбитраж – созданиедобавленной потребительской стоимости путем изменения места и ассортиментатоваров («здесь купил – там продал»); и спекуляция – путем отсрочки временипотребления (использования) («сегодня купил – завтра продал»);
2) оказание услуг –создание добавленной стоимости за счет проведения работ, удовлетворяющиепотребности потребителя (клиента).
Все услуги можно условноразделить на:
– потребительские – гдеклиентами выступают люди – конечные потребители, например: парикмахерские,туристические, переводческие и т.п.;
– деловые – клиенты – какправило – организации, заинтересованные в обеспечении и сопровождении своейдеятельности, например: бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые и т.п.[5]
Некоторые виды услуг(например, юридические, брокерские) могут быть оказаны как частным лицам, так иорганизациям.
Результат создания добавленнойпотребительской стоимости – товар или услугу – в бизнесе называется продуктом.
Финансовый –купля-продажа денег, валют, ценных бумаг. Предполагает собой анализ валютногорынка, рынка ценных бумаг, проведение маркетингового исследования. Финансовыйбизнес нуждается в наличии хорошо поставленной информации, в обеспечениисовременной вычислительной и организационной техникой[6].
Будучи относительносамостоятельными, указанные виды деятельности могут быть составными частями идополнять друг друга. Протекание бизнеса как деятельности зависит от множествафакторов и условий, как внутри, так и вне пределов деловой организации.
2.ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕСА
 
Бизнес представляет собойсистему, охватывающую всех бизнесменов и интегрирующую их деятельность в единоецелое. Человек, занимающийся бизнесом, является бизнесменом.
Бизнес можно определитькак систему производства, направленную на удовлетворение разнообразныхобщественных потребностей.
Бизнес включает в себясубъекты деловых отношений, инфраструктуру бизнеса, системы управления(менеджмента), изучения контрагентов (маркетинг), оценки деятельности (деньги)и обладает собственными внутренними импульсами развития (конкуренция).
Субъектами бизнесавыступают: предприниматели, потребители, работники по найму, государственныеструктуры. Основой их взаимодействия является принцип взаимовыгодности сторон.
В зависимости отмасштабов деятельности различают малый, средний и крупный бизнес. В качествекритерия отнесения предприятия к одной из вышеперечисленных категорий обычноиспользуют численность работающих:
·         малое –предприятие с численностью работающих до 100 человек;
·         среднее – от 100до 500;
·         крупное – более500 человек.
Основным субъектомпредпринимательской деятельности является предприниматель. Основупредпринимательского бизнеса составляет частная собственность на средствапроизводства. Предпринимательский бизнес многообразен: производство продукции(товаров, работ, услуг), коммерция (торговля), коммерческое посредничество ит.д.
В законе РФ «Опредприятиях и предпринимательской деятельности» отмечается, что«предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собойинициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленнуюна получение прибыли»[7]. Предпринимательскаядеятельность в этом законе взаимосвязана в деятельность предприятия, вследствиечего «статус предпринимателя приобретается посредством регистрациипредприятия», этот закон не применяется по отношению к юридическим лицам,гражданам и их объединениям, занимающимися деятельностью, не преследующейполучение прибыли. Однако в ГК РФ предусматривается индивидуальнаяпредпринимательская деятельность без образования юридического лица, котораяосуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующихдеятельность юридических лиц. В связи с этим, понятие бизнеса гораздо болееширокое, чем понятие предпринимательства.
Во взаимоотношенияхпредпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активногосубъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализестороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикаторапредпринимательского процесса. Поэтому все то, что составляет предметдеятельности бизнесмена, имеет право на реализацию только в случае позитивной(положительной) экспертной оценки потребителя. Бизнесмен, при планировании иорганизации своей деятельности, никоим образом не может игнорироватьнастроения, интересы, ожидания, оценки потребителя.
Таким образом, цельюпредпринимателя выступает необходимость «завоевать» клиента, создать кругсобственных клиентов.
В сферепредпринимательской деятельности весьма существенное значение должнопридаваться отношениям с клиентами. В данном случае клиентом называетсяпредприятие, организация либо отдельный гражданин, являющийся постояннымзаказчиком или покупателем товаров или пользующийся услугами предпринимателя.Следует знать, что клиент, кого бы он ни представлял: организацию, предприятиеили самого себя, – это, прежде всего, человек, который приходит кпредпринимателю со своими конкретными проблемами. Суть бизнеса – завоевать иудержать клиента. Для этого любой предприниматель, как частное лицо, так ипредприятие, должен свою работу ориентировать в первую очередь на клиента,исходить из его пожеланий. Всем людям приятно ощущать внимание к себе. Следуетпостоянно придерживаться народной пословицы, которая гласит: «Ничто не стоиттак дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Наемный работник какреализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов бизнеса.Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательскойидеи. Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны своисобственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, точасть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата), ачасть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересованв высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаяхстороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем, исоставляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательскогопроцесса.
Роль государства каксубъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости отобщественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, итех целей, какие ставит перед собой государство[8].
В зависимости отконкретной ситуации государство может быть:
– тормозом развитиябизнеса, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развитияпредпринимательства или даже запрещает его;
– постороннимнаблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию бизнеса, нов то же время и не способствует этому развитию;
– ускорителемпредпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активныйпоиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономическихагентов.
Роль государственнойподдержки предпринимательства чрезвычайно велика. Она состоит в формированиинеобходимой инфраструктуры, управленческих, информационных услуг для новогобизнеса.
Ведущие промышленноразвитые страны оказывают активную помощь мелким фирмам, особенно связанным синновационной деятельностью. Это займы и субсидии, налоговая политика,содействие в разработке новой продукции, участие в подготовке кадров и т. д.
Государственная политикафинансовой поддержки предпринимательства должна быть основана на максимальномпривлечении местных средств и ресурсов, строиться таким образом, чтобыкоординировать ресурсы банков, государственных органов и крупных фирм в делеоказания помощи нуждающимся предпринимателям[9].
Для нормальногофункционирования бизнеса необходима соответствующая инфраструктура.
Инфраструктура бизнеса –это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение деловыхотношений и увязывающих эти отношения в единое целое. Элементами инфраструктурыбизнеса в современной рыночной экономике являются: кредитная система икоммерческие банки; организационно оформленное посредничество на товарных,сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и т.д.; биржи труда;информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система;страховые компании; рекламные, информационные агентства и СМИ; таможеннаясистема и др. В целом инфраструктура современного бизнеса представленасовокупностью элементов, обеспечивающих свободный обмен и перелив различногорода ресурсов: финансовых, товарных, трудовых и информационных и увязывающихэто движение в единое целое.
Инфраструктурасовременного бизнеса – неотъемлемый компонент деловых отношений. Благодаряналичию названных в ней элементов бизнес является цивилизованной формойотношений между людьми.
Важным вопросом в бизнесекак системном явлении является партнерство, которое может осуществляться всфере производства, товарообмена, торговли и финансов. В условиях рынка отбизнесмена требуется умение – и даже предрасположенность – действовать в союзес другими бизнесменами и вести постоянный поиск наиболее эффективныхпартнерских связей, в ходе которых бизнесмен осуществляет переориентацию своейдеятельности.
В свою очередь, каждый изпартнеров должен способствовать развитию предприятия, привносить свой опыт иопределенные навыки.
Следующей составнойчастью бизнеса как системы является выбор системы управления (менеджмент).Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главнымкритерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работыпредприятия. Менеджмент определяется как система принципов, методов, средств формуправления, направленная на рациональное использование всех ресурсовпредприятия во имя достижения поставленных целей.
В современном бизнесе длядостижения успеха необходимо постоянное изучение контрагентов, т.е. проведениемаркетинговых исследований. По своему экономическому содержанию маркетинг – этокомплексная организация производственно-сбытовой деятельности предприятия,направленная на обеспечение оптимальной реализации продукции, на бесперебойнойдвижение товара от производителя к потребителю с целью увеличения прибыли.Маркетинг (в переводе с англ.) – «деятельность, связанная с рынком»[10].
Конкуренция наряду сдругими элементами бизнеса в целом характеризует сущность рыночной экономики.Конкуренция – с состязательность хозяйствующих субъектов, когда ихсамостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из ниходносторонне воздействовать на общие условия обращения товаров насоответствующем товарном рынке[11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свойства современногобизнеса – его системный характер, наличие в современном предпринимательствеособых системных качеств, закономерный характер эволюции деловых отношений, атакже соответствие многообразных способов проявления предпринимательства встранах с рыночно ориентированной экономикой общемировой тенденции развитияпредпринимательского бизнеса. «Концепция бизнеса» – это одна из основныхнаучных категорий во всей современной теории предпринимательства[12].
Под концепцией принятопонимать совокупность неразрывно связанных между собой элементов единогоцелого. Элементы того или иного построения бизнеса могут иметь место только –внутри данной системы – именно там они оказываются неразрывно связанными междусобой, составляя единое целое. Одни элементы системы не могут существовать бездругих элементов этой же системы, и наоборот. Они неотделимы друг от друга.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Грибов В.Д. Основы бизнеса. – М.:Финансы и статистика, 2005.
2. Дятлов А.Н. Современный бизнес. — М.: ВШЭ, 2003.
3. Круглова Н.Ю. Коммерческое право.Учебник для вузов. – М.: Издательство РДЛ, 2003.
2. Маховикова Г. Ф. Основы бизнеса. –М.: Вектор, 2005.
4. Оценка бизнеса. Учебник. / Подред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2000.
5. Хоскинг А. Курспредпринимательства. Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993.
6. Закон РФ «О предприятиях ипредпринимательской деятельности» от 07.02.1995 г.
7. Комментарий части первойГражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. / Ред. В.Кузнецов, Т. Брагинская. – М.: Фонд «Правовая культура», 1995.
8. Комментарий части второйГражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. / Ред. Т.Брагинская, В. Кузнецов, Л. Синюхина. – М.: Фонд «Правовая культура», 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.