Реферат по предмету "Экономика"


Концепция регионального развития

Уткин Э. А. Денисов А. Ф.
Целью создания концепции развития является созданиемеханизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные измененияситуации в обществе, то есть стратегия должна адаптировать развитие к внешнимизменениям. Внутренние процессы должны ориентироваться на цели концепции, а нена решение текущих местных задач. Для реализации концепции выделяютсяопределенные этапы развития и специфические задачи с точки зрения созданиянеобходимых предпосылок для дальнейшего развития. Концепция должна бытьориентирована не на простое наращивание потребления ресурсов, но и на повышениеэффективности использования существующего потенциала.
Можно выделить четыре основных этапа созданияконцепции развития.
Анализ проблем:
— выявление системных диспропорций и вызывающих ихфакторов;
— анализ механизмов возникновения и воспроизводствадиспропорций;
— установление связей и взаимозависимостей междупроблемами территории;
— выявление ключевых проблем, деление проблем навнешние, характерные для всей страны, и внутренние, присущие только даннойконкретной территории;
— сформулировать границы возможного вмешательствавластей данного уровня управления для решения возникших проблем;
— определить факторы, воздействуя на которые можноразрешить проблемы;
— установить время, необходимое для решения той илииной проблемы;
— если в результате анализа выявлены проблемы,возникшие из-за диспропорций во внешних по отношению к данному территориальномууровню механизмах, то они фиксируются и с кратким анализом передаются навышестоящие уровни, вместе со своим видением оптимального разрешения.
Формулирование целей и стратегий:
— на основе произведенного анализа внутренних проблемпроизводится формирование множества целей развития;
— осуществляется проверка сформулированных целей напредмет непротиворечивости друг другу, а также целям развития вышестоящихуровней;
— производится выработка максимального числанаправлений, на которых возможно достижение поставленных целей;
— осуществляется анализ альтернативных источниковресурсов, хозяйственных рычагов, структурных сдвигов, экономических и иныхстимулов и.д., их возможное комбинирование и последовательность использованиядля достижения целей.
Таким образом, одновременно с разработкой возможныхнаправлений достижения каждой цели формируются и обосновываются требования к еереализационным механизмам. Общая цель данного этапа — выделение наиболеесущественных мер и обеспечение достаточной концентрации ресурсов наприоритетных направлениях, предотвращая их распыление.
Оценка возможных последствий
На данном этапе производится анализ стратегий спозиции:
— достижения ранее сформулированных целей;
— изменения состояния решаемых проблем территории;
— возможного возникновения новых проблем и обострениясуществующих.
Оценка последствий предполагает выявление возможнойреакции всех элементов системы данного уровня на оказываемые стратегическиевоздействия. Данный процесс может быть оптимизирован с помощью всестороннегомоделирования последствий реализации различных стратегий. При моделированииситуации целесообразно учитывать возможную реакцию не только внутреннихэлементов системы, но и возможную реакцию вышестоящих и соседних и органовуправления. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы,нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегии илиизменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множествадопустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям покачеству последствий.
Выбор оптимальной стратегии
Производится сопоставительный анализ всех отобранныхдопустимых стратегий. Выбор осуществляется с помощью системы критериев,отражающих:
— эффективность использования ресурсов;
— универсальность стратегии, т.е. возможностьадаптации к изменениям во внешней среде;
— комплексность развития;
— реализуемость основных функций данного уровня.
На данном этапе необходимо предусмотреть несколькосценариев реализации стратегии, которые применяются в зависимости отпрогнозируемых изменений внешних условий в тех или иных границах. Следуетпровести оценку вероятности и размера подобных изменений во внешней среде исоответственно предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе еереализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется вдействительности. Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы,обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможныенеблагоприятные изменения внешней среды. Кроме того, следует сформулироватьвозможные события, наступление которых будет означать необходимость полногопересмотра концепции развития.
Принятая стратегия должна служить основой дляразработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению развитиемтерритории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов ее реализации иосновные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе.
В целом, концепция развития должна содержать стратегиюдолгосрочного развития и ее краткое обоснование. Примерная структура документатакова:
Введение
— Краткая историческая справка о регионе.
— Характеристика достигнутого уровня экономического исоциального развития. Описание существующего и желаемого жизнестроя, образажизни населения.
— Темпы развития по отраслям промышленногопроизводства и социальной инфраструктуры, а также иные показатели развития,включая демографические.
— Основные направления специализации входящих в составтерриторий.
— Проблемы, их взаимосвязанность и актуальностьрешения.
— Основные цели, задачи и направления развития напланируемый период.
— В введении суммируются результаты анализа иопределяются исходные рубежи, с которых начнутся планомерные изменения,формулируются задачи социально-экономического развития региона.
Экономическое развитие региона :
— Развитие промышленности.
— Транспортная инфраструктура, оптовые базы и склады.
— Капитальное строительство объектов промышленности иинфраструктуры.
— Основные источники материально-техническогоснабжения предприятий региона и направления вывоза и потребления продукциипредприятий региона.
— Влияние научно-технического прогресса на экономикурегиона.
— Финансовый сектор в экономике региона.
Социальное развитие региона
— Изменения социально-демографической структуры иструктуры занятости населения региона.
— Повышение жизненного уровня населения.
— Жилищное строительство и строительство объектовсоциальной инфраструктуры.
— Коммунальное обслуживание.
— Развитие образования.
— Развитие медицины.
— Охрана общественного порядка.
— Экология.
— Культура.
— Религия.
— Сбытовая и торговая инфрастуктура региона (магазины,рынки, мелкооптовые базы и склады).
— Инфраструктура сферы услуг.
— Основные пассажиропотоки и транспорт.
— Средства массовой информации.
По каждому из пунктов блока экономического развития иблока социального развития должны формулироваться цели и стратегии развития, втом числе определение целей и основных направлений их достижения, обоснованиенаиболее существенных мер по каждому из направлений, выявленные последствияреализации стратегий, определение критериев сопоставления стратегий ирезультата их применения, основные характеристики выбранной стратегии —пропорции в развитии различных подсистем, эффективность их функционирования,этапы реализации стратегии.
Органы государственной власти могут определятьдополнительные составляющие и дополнительные требования к плану развитиягосударственного сектора экономики. Исполнительные органы власти субъектовФедерации могут разрабатывать долгосрочные целевые программы, которые подлежатутверждению соответствующим представительным органом власти. Переченьдолгосрочных целевых программ формируется в соответствии с приоритетами,определяемыми прогнозами социально-экономического развития.
Долгосрочная целевая программа, предлагаемая кутверждению и финансированию за счет бюджетных средств, должна содержатьтехнико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов реализациипрограммы, наименование органа местного самоуправления — заказчика указаннойпрограммы, сведения о распределении объемов и источников финансирования погодам, а также другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.
Грамотно разработанная концепция развития существеннооблегчает разработку и принятие конкретных целевых программ развития региона.Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям исрокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских,производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных идругих мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач в областигосударственного, экономического, социального и культурного развития.
Для эффективного использования инструмента концепцийразвития в масштабах всей страны необходимо, чтобы концепции развития былиединообразны по структуре и методологии подготовки. Такой подход существеннооблегчит вышестоящим уровням управления написание концепций развития и улучшитих качество. Вышестоящие уровни власти смогут запрашивать концепции развитияподчиненных территорий и на их основе составлять обобщенные концепции развитиядля более крупных территориальных образований. В настоящее время отдельныесубъекты Федерации подготовили концепции развития. Однако существенные различияв их структуре и содержании не позволяют проводить их объективное сопоставление.Кроме того, не все регионы могут позволить себе проводить научные изыскания исамостоятельно решать методологические вопросы.
Для того, чтобы решить возникшую проблему, необходимона федеральном уровне разработать и утвердить типовые, рамочные концепцииразвития для федерального уровня, уровня федеральных округов, уровня субъектовФедерации, уровня муниципальных образований. Концепции развития должныутверждаться соответствующим представительным органом власти, но вступать всилу только после согласования с вышестоящим уровнем управления. Согласованиенеобходимо для того, чтобы цели, заложенные в концепции отдельногоадминистративно-территориального образования, не вступали в противоречие сцелями развития соседних образований и всей территории в целом.
Так, два соседних субъекта Федерации могут принятьрешение о строительстве на своей территории крупных речных портов. При этом длястраны в целом строительство двух портов экономически нецелесообразно. В связис этим необходимо, чтобы вышестоящий уровень управления, проведя согласования собоими регионами, нашел вариант решения возникшей проблемы развития. Вчастности, можно провести сравнительный многофакторный анализ обоих проектов ипо его итогам выбрать один, более эффективный.
Единый подход к подготовке и обязательность примененияконцепций развития по всей стране позволит значительно улучшить управляемостьпроцессов территориального развития.
В качестве одного из вариантов организации процессастратегического планирования приведем организацию данного процесса в городеЕкатеринбурге (см. схему).
Основой построения программы социально-экономическогоразвития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетныйпроцесс. Анализ состояния бюджетного процесса позволяет структурировать финансовыеисточники формирования бюджета, выделить предприятия, формирующие налоговыедоходы регионального бюджета, развитие которых должно обеспечиваться поддержкойорганов власти. Бюджетное планирование позволяет управлять бюджетным процессом,а не надеяться на его стихийное формирование. Методически и организационно этотвопрос достаточно проработан. Планирование и прогнозирование региональногобюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программи планирования их ресурсной обеспеченности. Анализ региональных финансов ибюджета дает возможность создать оптимальную систему налоговых льгот и отсрочекдля предприятий, значимых для бюджета и социальной сферы региона.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалыс сайта www.i-u.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мария Фёдоровна жена Павла I
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины Оценка управленческой деятельности Цели и задачи дисциплины
Реферат Термодинамические основы термоупругости
Реферат 1. Наклоняйте голову вправо, влево, вперед и назад выполняйте наклоны без особого напряжения
Реферат Основные теории конкуренции
Реферат Хабаров Ерофей Павлович
Реферат Анализ и прогнозирование режимных параметров и характеристик для субъектов розничного рынка электроэнергии на базе технологий искусственного интеллекта
Реферат Personal Injuries Essay Research Paper Security Committee
Реферат Суспільство держава і право
Реферат Судебный прецедент право на существование в качестве источника уголовного права
Реферат Международный рынок маркетинговых исследований
Реферат Правовая организация трудоустройства
Реферат Основной капитал предприятия Анализ использования основного капита
Реферат Федеральный бюджет РФ
Реферат Итальянская война 1536 1538