Реферат по предмету "Философия"


Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и направления

Основныепринципы философской мысли Древней Индии,ее основныешколы и направления.Религиозныесистемы Индии - если сравнить их с ближневосточно- средиземноморскимимонотеистическими - в ряде факторов, особенно в связи с проблемами онтогенеза,изначального единства макро- и микромира, природы и человека т.п представляется более глубокими и философски насыщенными.Важнаяособенность индийских религий - их интровертивность, т.е. явственнаяобращенность вовнутрь, акцент

на индивидуальный поиск, на стремление и возможностьличности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пустькаждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако этапесчинка, ее внутреннее я , ее духовная субстанция очищенная от вульгарнойтелесной оболочки столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но испособна к трансформации потенциально она имеет шансы стать рядом с наиболеемогущественными силами мировоздания, богами и буддами.

Отсюда акцент на том,что каждый - кузнец своего счастья.Основырелигиозных систем Индии были результатом синтеза примитивных верованийпротоиндийцев. Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалыжертвоприношений в честь богов и на связанные с этим культовые отправления.Сложная и со временем все усложнявшаяся практика жертвенного ритуала была темимпульсом, который вызвал к жизни священные тексты ариев, оформленные вканонической форме в виде

вед. Со временем религия вед заменяется брахманизмом.Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовойпрактики - прямой наследник ведической религии. В брахманах-коментариях делалсяакцент на существование прямой связи между долголетием и бесмертием, с однойстороны, и количеством и качеством жертв - с другой жертвенная еда - это иесть пища бесмертия. Был разработан обряд дикши, цель которого - разделитьиндивида на материальную оболочку

и духовную, бесмертную субстанцию. Считалось,что тот, кто совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. Вкоментариях-брахманах наряду с описаниями обрядов и магических символов немалоеместо занимали умозрительные абстракции, элементы философского анализа. Ещебольше такого рода абстракций содержалось в примыкавших к брахманам араньяках лесных книгах , текстах для отшельников-аскетов.Араньяки былитем истоком, с которого началась литература упанишад - философских

текстовДревней Индии. О каких же проблемах шла речь в упанишадах? В первую очередь, опроблеме жизни и смерти, о мировоздании и космогонии, о тесных взаимосвязях человекаи космоса, людей и богов. Что есть носитель жизни? Вода, без вечногокругооборота которой нет и не может быть живого? Пища, без которой живое неможет существовать. Огонь, тепло, являющиеся условием жизни? Или, наконец,дыхание, прана - ведь без него нельзя обойтись

ни минуты? В упанишадахсерьезное внимание уделялось проблеме сна, причем состояние глубокого снарассматривалось как нечто вроде грани между жизнью и смертью. На этой гранижизненное начало человека джива и достигает самого себя и освобождается отутомления , а духовная субстанция человека, его душа как бы отделяется от него.А что же по ту сторону жизни, там, где душа окончательно покидает бренныеостанки некогда живущего человека? Что такое смерть?Идея вечногокруговорота жизни, жизненного начала подтолкнула, видимо, древнеиндийскихфилософов

к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека вчастности. Суть этой концепции в том, что смерть - это не конец и тем болеедостижение блаженства или успокоения. Это просто некий разрыв непрерывности,элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно следует новаяжизнь.Религиознаяфилософия упанишад в середине I тысячелетия до н.э. как бы определила основныепараметры мировосприятия всей системы ценностей, духовной

ориентации в рамкахтрадиционной индийской цивилизации. Широкое массовое восприятие идей упанишадсо временем породило тот индуизм, который стал широко распространенной религиейв Средневековой Индии. Однако до возникновения индуизма индийская религиозно-философскаямысль прошла через переходные этапы, характеризовавшиеся существованиемразличных систем. Речь идет о шести системах - даршанах. Три из них ньяя -логика вайшешика - космология миманса - ритуал

второстепенны. Другие триоказали немалое влияние на развитие религиозно-культурных традиций Индии.Санкхья - однаиз этих трех. В центре системы - два безначальных активно взаимодействующихначала пракрити первичный материальный субстракт, материя, энергия и пуруша духовное начало . Пуруша состоит из мириадов индивидуальных душ, этосознательное, но инертное начало. Пуруша воздействует на пракрити, лишеннуюсознания материю, придает ей форму и духовную субстанцию.

Этовзаимодействие согласно системе санкхья,и является первопричиной возникновения и существования всего феноменальногомира. Цель, основной смысл философии санкхьи сводится к тому, чтобы помочьпуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары земнойжизни и перерождений , покинуть тела, в которых он заключен, и обрестисостояние блаженства и освобождения.К числуметодов и способов, которые позволяют достичь этой цели, относятся и те, чтовпоследствии получили

разработку в рамках другой системы - йога. Основная цельта же, что и в системе санкхья отделить пурушу от пракрити и тем самымдобиться освобождения. Потому-то и весь характер йоги - в отличии от санкхьи -направлен не столько в область спекулятивных абстракций, туманных рассуждений ослиянии и реализации, сколько в область практической реализации поставленнойцели. Главное в системе йоги - практика, методы, упражнения, конечный смыслкоторых в том, чтобы индивид научился

подавлять и контролировать свое обыденноесознание, свои чувства, ощущения, свою физическую и вообще жизненную активностьи таким образом подготовить себя к встрече с Пурушей.Третьейсистемой является веданта, принадлежащей к числу наиболее философски насыщенныхи емких. Смысл системы вкратце сводится к следующему.Источник всегосущего, феноменального и иллюзорного мира - Асолютная Реальность, Брахман,являющийся высшим духовным единством, и

Тот - невыразимое, высшее блаженство .Этот источник - вне качеств и атрибутов, он един и неделим. А коль так, то идуховное Я каждого индивида, его Атман, тождественно ему. В то же время этодуховное Я в веданте не противостоит телу, ибо в отличии от санкхьи ведантаотрицает дуальность мира, не видит различий между пурушей и пракрити. Здесь всеедино, все - Брахман. Тело же и даже мысль, как и весь материальныйфеноменальный мир, мнимы,

иллюзорны.Итак, Брахман- единственная реальность. Материальная реальность мнима, она являетсярезультатом действия майи, эманации Брахмана. Для реализации конечногоотождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен нравственно иматериально очищаться, отказываться от желаний и страстей и быть готовымотринуть все во имя великой цели.

Познав свой Атман, человек достигал покоя его внутреннее Я отождествлялось с Брахманом.Системаведанта сыграла очень важную роль в истории индийской религиозно-философскоймысли. Ее построения были восприняты в национальной традиции Индии, повлияли наоблик индуизма и даже являлись одной из духовных основ в период возрождениядревних традиций, в эпоху критического переосмысления основ индийскойцивилизации.

Литература ВасильевЛ.С. История религии Востока 86.3я73, В19.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.