Реферат по предмету "Экономика"


Использование материальных ресурсов

Содержание
1. Понятие и составматериальных ресурсов
2. Сырьевая базапромышленности РБ (понятие, показатели)
3. Методы рациональногоиспользования сырьевых ресурсов и их эффективность
4. Система показателейиспользования материальных ресурсов
Задача
Список использованныхисточников

1. Понятиеи состав материальных ресурсов
В процессепроизводства участвуют три элемента: живой труд, орудия труда и предметы труда.В качестве предметов труда выступают как природные ресурсы в добывающихотраслях (полезные ископаемые, растительный и животный мир), так и материальныересурсы (сырье, материалы, топливо, энергия и т.п.) в обрабатывающихпроизводствах.
Материальныересурсы — это потребляемые в процессе производства предметы труда, к которымотносятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующиеизделия, топливо и энергия на технологические нужды.
Для пониманиясущности, состава и классификации материальных ресурсов необходимо рассмотретьнекоторые теоретические и методические аспекты, подчеркивающие актуальность проблемырационального и экономного их использования.
Не следуетотождествлять понятия рационального и экономного использования материальныхресурсов. Они неоднозначны и характеризуют два различных процесса управленияматериалопотреблением.
Экономноеиспользование материальных ресурсов предполагает систему сознательно осуществляемыхмероприятий, направленных на сокращение материальных затрат общественногопроизводства, на устранение различного рода потерь.
Категорияэкономии в отличие от категории бережливости отражает измеряемую,количественную сторону явления. Причем бережливость может служить средством илиметодом достижения экономии. Таким образом, экономия материальных ресурсовпредставляет собой совокупность мероприятий (внутрипроизводственных,отраслевых, реже народнохозяйственных), направленных на сокращение расходаматериальных затрат на единицу или объем продукции при обеспечении заданногоуровня качества или его улучшении, а также соблюдении требований социального иэкологического характера.
Рациональноеиспользование материальных ресурсов предусматривает их усовершенствование ипоиск наиболее целесообразных методов их производства и переработки.Рациональное использование материальных ресурсов предусматривает комплексмероприятий, направленных на повышение и более полное использованиепотребительских свойств продукции, технико-экономического и организационногоуровня ее производства и потребления. Причем процесс рационализации потребленияматериалов основан на мероприятиях межотраслевого и народнохозяйственного, режеотраслевого и внутрипроизводственного уровней.
Следовательно,рациональное использование материальных ресурсов — это разумное, целесообразноес народнохозяйственной точки зрения, максимальное использование всех полезныхсоставляющих материальных ресурсов, не всегда сопровождающееся снижениемматериалоемкости продукции, но всегда означающее экономию затрат совокупногообщественного труда и рост его производительности.
Повышениеэффективности использования материальных ресурсов имеет большое значение какдля экономики отдельного предприятия, так и для государства в целом.
Каким образомэкономия и рациональное использование материальных ресурсов влияют наэффективность работы предприятия в современных условиях хозяйствования? Можнопроследить четкую взаимосвязь экономии материальных ресурсов с повышением эффективностипроизводства.
Первичнымкритерием экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицузатрат при высоком качестве продукции, а наиболее значимыми источникамиувеличения прибыли являются рост объема продаж (реализации) и снижение издержекпроизводства и реализации. В структуре издержек производства и реализациимногих отраслей народнохозяйственного и промышленного комплекса наибольшийудельный вес имеют материальные затраты. Таким образом, экономия материальныхресурсов — важнейший источник снижения издержек, а значит, наиболеесущественный источник роста прибыли и повышения рентабельности производства.
Другой аспект- факторы конкурентоспособности продукции. С одной стороны,конкурентоспособность продукции зависит от ее качества и стоимости, формируемойна основе затрат. С другой стороны, в последние годы обострились экологическиепроблемы, что способствовало выдвижению в качестве приоритетных вопросовресурсосбережения и охраны окружающей среды. Поэтому нередко уровеньконкурентоспособности продукции во многом формируется под влиянием такихфакторов, как материалоемкость, металлоемкость, энергоемкость продукции,обеспечение экологической безопасности и других показателей ресурсоемкостипроизводства.
Повышениеэффективности использования материальных ресурсов обеспечивает увеличениеобъемов производимой продукции при тех же размерах материальных затрат.
Номенклатураи качество сырья и материалов определяют величину производственной мощности истепень ее использования, уровень отдачи основных факторов и увеличения производительноститруда.
Повышениеэффективности использования материальных ресурсов способствует экономиифинансовых ресурсов в добывающих отраслях промышленности. Помимо того чтодобывающие отрасли являются довольно капиталоемкими, высок уровень их фондоемкостии трудоемкости. Следовательно, рациональное материалопотребление способствуетэффективному использованию трудовых ресурсов и производственных фондов вдобывающих отраслях.
Материальныересурсы являются предметами овеществленного труда, то есть аккумулируют в себезатраты труда и топливно-энергетических ресурсов, связанные с производством,добычей и эксплуатацией материальных ресурсов.
Наконец,существуют понятия абсолютной и относительной ограниченности материальныхресурсов. Относительная ограниченность ресурсов связана с превышением темповроста их потребления над темпами роста их производства или воспроизводства.Значительная часть материальных ресурсов поступает из невозобновляемыхисточников. Это связано как с реальной угрозой истощения традиционных видовсырья, так и с опасными масштабами загрязнения окружающей среды присуществующих в настоящее время способах их добычи и утилизации.
Всематериальные ресурсы, используемые в народнохозяйственном комплексе в качествепредметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.
Сырьевыересурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда,которые используются непосредственно для производства различной, к примерупромышленной, продукции.
Под сырьем(сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу и производствокоторого затрачен труд и который в процессе переработки изменяет своюнатуральную форму, приобретая все новые качественные свойства.
Существуютразличные группировки сырьевых ресурсов.
1. По характеруучастия в изготовлении продукции, то есть в зависимости от той функции, которуювыполняет в создании продукции, сырье делится на основное и вспомогательное. Косновным видам сырья относятся те, которые составляют основу производимойпродукции; вспомогательное сырье участвует в изготовлении продукции, не являясьее материальной основой, а лишь придает ей определенные свойства, качества,например, улучшает потребительские свойства, товарный вид и т.д.
2. Похарактеру и размерам затрат труда сырье делится на первичное и вторичное. Кпоследнему относят отходы производства и потребления, которые могут бытьповторно вовлечены в производство в качестве исходного сырья.
3. Покритерию происхождения сырье может быть промышленным и сельскохозяйственным.Промышленное, в свою очередь, делится на сырье, получаемое в добывающей иобрабатывающей промышленности. Сельскохозяйственное сырье — это продукцияотраслей сельского хозяйства и продукция отраслей обрабатывающейпромышленности, полученная в результате переработки сельскохозяйственногосырья.
4. Похарактеру образования сырье делится на минеральное, органическое и химическое.
5. По степенивоспроизводимости сырьевые ресурсы могут быть невоспроизводимыми ивоспроизводимыми (это в большей мере касается природных ресурсов).
Все сырьевыересурсы классифицируются по следующим качественным признакам:
— содержаниюосновных полезных компонентов;
— глубинезалегания;
— сортам;
— длине ипрочности волокон;
— породе ит.д.
Качественныехарактеристики сырья определяют применяемую технику, оборудование, технологию,объемы производства, конкурентоспособность продукции, предопределяют всетехнико-экономические показатели производства, а следовательно, влияют науровень эффективности производства.
Подматериалами понимаются продукты труда, прошедшие одну или несколько стадийпредварительной обработки и предназначенные для дальнейшей переработки впроцессе изготовления готовой продукции. К материалам как составному элементуматериальных ресурсов относятся предметы труда, на получение и производствокоторых затрачен труд в добывающих и обрабатывающих отраслях.
Классификацияматериалов аналогична классификации сырьевых ресурсов.
К сырьюобычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок,щебень) и сельскохозяйственную продукцию (зерно, картофель, свекла), а кматериалам — продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы,цемент, мука, пряжа).
Различаютосновные и вспомогательные материалы.
Основныминазываются материалы, которые в натуральной форме входят в солгав готовогопродукта, составляя его материальную основу.
Вспомогательныематериалы в состав готовой продукции не входят, а только способствуют ееформированию.
Топливо иэлектроэнергия являются материальными ресурсами особого рода.
По характеруучастия в производственном процессе топливо относится к вспомогательному сырью,но в силу существенной значимости в экономике оно выделяется в самостоятельнуюгруппу. Топливо содействует процессу производства готовой продукции в форметепловой энергии, используется в качестве технологического сырья.
Выделениюэлектроэнергии в самостоятельный элемент способствовали случаи технологическогоиспользования и непосредственного воздействия его на предметы труда в качествеорудий труда (электросварка, электроискровая обработка, лучи лазера).
Различаютпотенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР).
ПотенциальныеТЭР — это объем запасов всех видов топлива и энергии, которыми располагает тотили иной экономический район, страна в целом.
Реальные ТЭРв широком смысле — это совокупность всех видов энергии, используемых вэкономике страны.
В более«узком» смысле под ТЭР понимаются:
1) природныеТЭР (природное топливо) — уголь, сланец, торф, газ природный и полезный, газподземной газификации, дрова; природная механическая энергия воды, ветра,атомная энергия; топливо природных источников — солнца, подземного пара итермальных вод;
2) продуктыпереработки топлива — кокс, брикеты, нефтепродукты, искусственные газы,обогащенный уголь, его отсевы и т. д.;
3) вторичныеэнергетические ресурсы, получаемые в основном технологическом процессе — топливные отходы, горючие и горячие газы, отработанный газ, физическое теплопродуктов производства и т. д.
Все видысырья, потребляемые в народном хозяйстве, с экономической точки зренияразделяются на две группы:
I — промышленное сырье,которое добывается и производится в промышленности и потребляется главнымобразом в тяжелой индустрии;
II — сельскохозяйственноесырье, которое производится в отраслях сельского хозяйства и потребляетсяглавным образом в легкой и пищевой промышленности.
Промышленноесырье, в свою очередь, делится на две подгруппы:
— сырьеминерального происхождения (минеральное сырье), то есть сырье, получаемое изнедр земли;
— искусственное сырье, то есть сырье, материалы, получаемые искусственным путем.
Наиболеемногочисленна группа природного сырья минерального происхождения. Онасоставляет минерально-сырьевую базу промышленности и определяет развитие такихключевых ее отраслей, как черная и цветная металлургия, топливная,электроэнергетика и др.
Подматериальными затратами понимаются потребленные в процессе производстваматериальные ресурсы. В официальной статистике в состав материальных затрат,включаемых в себестоимость продукции, относят следующие элементы: сырье и основныематериалы, за вычетом отходов, покупные изделия и полуфабрикаты,вспомогательные материалы, топливо и энергия.
2.Сырьевая база промышленности РБ (понятие, показатели)
Для Беларуси,не обеспеченной собственной сырьевой базой для промышленности, крайне важно недопустить потери крайне выгодного рынка автоперевозок — валютные поступления внациональный бюджет с него занимают третье место. Автоперевозки легкопереориентируются с одного региона на другой, рабочие места в отрасли создаютсяочень быстро и не требуют огромного количества площадей и ресурсов, не слишкоммного проблем с поставщиками и со сбытом. Проблемы у транспортников начинаютсятам, где заканчивается производство и начинается государственная опека.
Во временаСССР в ведении собственно Министерства транспорта и коммуникаций было не более10-15 процентов от общего подвижного состава страны, подавляющая его массанаходилась на балансе промышленных, сельскохозяйственных и прочих министерств иорганизаций. Разумеется, возникали не только управленческие проблемы, трудностипри обучении и переподготовке кадров. Впрочем, есть доля вины и самихтранспортников в том, что к концу 80-х подвижной состав Минтранса практическине работал ни в торговле, ни в промышленности, ни во многих других сферах.Работал только на перевозке инертных грузов. А все потому, что не могобеспечить весь комплекс транспортных услуг, и промышленным, торговым и прочиморганизациям было выгодно содержать свой транспорт. А с резким сокращениеминвестиций в строительство и иные масштабные производственные комплексысоответственно оказался не у дел и транспорт крупных автохозяйств. Ему срочнонужно было переквалифицироваться. Так возник бум международных автомобильныхперевозок. И мы хорошо продвинулись на внешний рынок автоперевозок. Но в самойБеларуси потеряно все, что было, и главное — система организации внутреннихгрузоперевозок, лучшая в бывшем Союзе. Теперь нашим автопредприятиям предстоитнаучиться комплексному обслуживанию не только какой-то одной отрасли, но любогоклиента.
Рынок, как быон ни развивался, требует регулирования через лицензирование, сертификациютранспортных средств, тендеры и другие методы. Тем более, что вообще трудноговорить о единой транспортной политике, если в подчинении того же Минтрансанаходится всего около 5 процентов общего подвижного состава РБ. Дает о себезнать и разрозненность действий различных госорганов, когда, например,Таможенный комитет не знает о решениях налоговых органов, и наоборот. Одной изосновных проблем остается и отсутствие законодательной базы. До сих пор, как ниудивительно, на наших транспортников распространяются советские уставы икодексы еще 60-70-х годов.
Сейчас вНациональном собрании продолжается разработка закона «Об основах транспортнойдеятельности», который станет базой при регулировании транспортной деятельностикак таковой, безотносительно к виду перевозок и форме хозяйствования. Ведьпорядка двух третей перевозок у нас комбинированные — авиа-, железнодорожным,водным и автомобильным транспортом. Впоследствии законодательство включит всебя и отдельные акты по конкретным видам транспорта.
Транспортнаяинфраструктура обладает ярко выраженным межотраслевым эффектом, результат ееработы только на 10 процентов проявляется внутри самой отрасли, в основном же — в тех отраслях, которые она обслуживает. Вообще, уже технологически в перевозкизакладываются самые разные критерии, от специфики подвижного состава до формысобственности автопредприятия. На Западе существует принцип just in time, т.е.не раньше и не позже, а точно вовремя, что и определяется теми сферамиэкономики, которые обслуживает транспорт. Поэтому и транспортная политикаформируется и во многом определяется теми органами управления, которыепрограммируют эти сферы. Но в еще в большей степени она определяется общейполитикой государства, связанной с отношением к транспорту как таковому привыработке общей экономической политики выхода из кризиса.
В настоящеевремя наша сфера международных перевозок представляет собой поле конкурентнойборьбы, рост автоперевозок обусловлен их доступностью, в том числе приполучении лицензии, приобретения подвижного состава и т.д. В предыдущие годынаблюдался массовый приток на транспортный рынок всех, кто имеет деньги и,соответственно, возможность купить автомобиль. Однако уже сегодня заметноперенасыщение рынка, например, частных пассажирских перевозок на такси илимикроавтобусах. Мы постепенно приходим к тому, что и рынок международныхгрузоперевозок должен быть отрегулирован, получить более профессиональногохозсубъекта, предоставляющего более качественные услуги. Конкуренция создаетсостязательность и определяет качество.
Еслигосударство не на словах поймет, что занимает уникальное географическоеместоположение, что через РБ идут основные потоки, и возьмет на себя всюорганизацию товаропродвижения, оно будет получать огромный и стабильных доход.Пока же мы распоряжаемся своим потенциалом неэффективно и даже на внутреннемрынке не работаем на равных условиях с иностранными конкурентами.
Дляболее-менее массового внедрения подобных логистических технологий нужны деньги.Получить их можно с уже существующих видов деятельности, в данном случае смеждународных перевозок, поскольку на иных не заработаешь. Здесь встает вопрос:кто контролирует этот рынок и кто получает с него наибольший доход? Ужепоставлены на грань выживания такие некогда мощные белорусские компании как “МинскИнтертранс”.
Самое главноездесь — научиться находить и поддерживать баланс интересов всех сторон,занимающихся данным видом деятельности на нашем и международном рынках. Но приусловии, что национальные интересы всегда должны доминировать. Возвращаясьнедавно из Чехии, сама могла убедиться, что из ста машин на нашей границепорядка двух третей принадлежали компаниям Fiximer и Villi Betz. Разумеется,это ненормальная ситуация, когда отечественные компании не в состоянииконкурировать с этими фирмами, чей капитал — в виде техники — сегоднябеспрепятственно работает на рынке РБ, а завтра уйдет, что несомненно.Сравнивая СП «Белфиксимер» или «Белавтогаз», на базекоторого оно расположено, и «МинскИнтертранс», традиционноспециализирующийся в РБ на международных перевозках, нельзя забывать, чтоналогов дышащий на ладан «МинскИнтертранс» дает в нашу казну втри-четыре раза больше! И это при том, что у обеих компаний примерно равныйподвижной состав, только у «Фиксимера» он более новый, и при томтакже, что «Фиксимер» как заинтересованная сторона всегда обеспечитсвоему СП попутную загрузку в Европе. И как тут можно говорить о равныхусловиях?
Государственнаяполитика должна быть направлена на то, чтобы любой хозсубъект, желающийработать в РБ и привлекающий подвижной состав, имел определенные гарантии направительственном уровне. Могу привести в пример целый ряд предприятий, которыевзяли технику в оперативный лизинг, полностью ее оплатили, но только потому,что у них не было средств для оплаты таможенных пошлин, вынуждены были отдатьэту технику обратно. Кто выиграл — страна, отечественный перевозчик?
Во-первых,должен быть положен конец налоговой дискриминации транспорта даже по сравнениюс остальными отраслями. Транспорт как сфера услуг потому и эффективен, чтоимеет короткий оборот средств. Многие же налоги в РБ формируются от зарплаты.Коль скоро доля зарплаты у транспортников большая, то и налоговое бремя намногобольше, чем в других отраслях. Но ведь государство сегодня не в состояниипомочь госпредприятиям, оказать им содействие в переоснащении основного фонда,подвижного состава, изменить саму структуру парка в пользу наиболее эффективныхнаправлений, вроде международных перевозок. Проблема же лизинга современнойтехники для отечественных перевозчиков по-прежнему далека от разрешения. И дажекогда ее решают сами перевозчики на свой страх и риск, возникают проблемы,просто неуместные с точки зрения любой эффективной экономики. А все претензии,которые предъявляются к нашему законодательству, относятся не столько даже кего качеству, сколько к стабильности.
Берет,например, «Белмагистральавтотранс» транспорт в лизинг под собственныегарантии, а через некоторое время утверждается ряд таможенных нововведений,которые приходится вносить в договор о лизинге уже после того, как нашиперевозчики вступили в эти отношения. В результате транспорт сегодня почти недает отдачи. Хотя оговорюсь, что свою роль в подобных неприятностях играет инедостаточный у наших перевозчиков опыт формирования контрактов. В договоредолжны быть заранее оговорены определенные обязательства всех сторон на всеслучаи жизни. Ныне же полученный по лизингу транспорт фактически дотируется засчет машин, уже находящихся в собственности предприятия.
С помощью БСТуже разработано несколько бизнес-планов с учетом необходимости налоговых льготна несколько лет, потому что иначе при нашем законодательстве нашимперевозчикам просто невозможно найти схему безубыточной работы, не говоря ужеоб обновлении подвижного состава и внедрении новых технологий перевозок.Проблему с налогами и тарифами необходимо решать в самое ближайшее время,поскольку все транспортные предприятия, вышедшие на рынок международныхперевозок, «тянут» за собой не только собственнуюпроизводственно-техническую базу, но и ряд других сфер, которым такженеобходимо сохранить свои рабочие места.
Если при МАЗеи других крупнейших белорусских производителях автотехники будут созданысильные лизинговые компании, способные предоставлять ее нашим перевозчикам наприемлемых условиях, то не только исчезнет необходимость в импортной технике,но появится перспектива для развития всей транспортной, в том числе сервисной,инфраструктуры на унифицированной базе отечественных моделей. В этом случае инеобходимость организации национальных логистических центров станет очевидной.Разумеется, для этого не нужно не только объединиться самим транспортникам, нои разработать реальную государственную программу.
3. Методырационального использования сырьевых ресурсов и их эффективность
Материальныересурсы являются одним из основных факторов производства. Они формируютвещественный состав выпускаемой продукции, а также в той или иной степениобеспечивают производственный процесс. В свою очередь, продукция удовлетворяетнужды и потребности общества. Поэтому благосостояние общества зависит от того,как используются материальные ресурсы, насколько эффективен процесспроизводства с точки зрения материалопотребления. Переход от экстенсивного кинтенсивному типу хозяйствования неизбежно ставит проблему рационального иэкономного потребления материальных ресурсов перед экономикой любого государства.
К основнымнаправлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетическихресурсов можно отнести:
• улучшениеструктуры топливного и топливно-энергетического баланса;
• болеетщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственномуиспользованию на промышленных предприятиях;
• правильнуюорганизацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь иснижения качества;
• комплексноеиспользование сырья;
• химизациюпроизводства;
•использование отходов производства;
• вторичноеиспользование сырья.
Используемыев промышленности различные виды минерального и органического сырья, какправило, требуют соответствующей подготовки. С этой целью применяются разныевиды первичной обработки сырья, которые имеют свои особенности в каждой отраслипромышленности.
К числуосновных видов первичной обработки сырья относятся:
• обогащениесырья (руды в черной и цветной металлургии, угля в коксохимическомпроизводстве);
•предварительная очистка и стандартизация сырья (хлопок, шерсть в текстильнойпромышленности);
•консервирование (мясо, рыба, плоды, овощи в пищевой промышленности);
• сушка,выдержка (древесина в деревообрабатывающей промышленности).
Обогащение — это вид первичной обработки сырья, заключающийся в выделении продуктов,пригодных для дальнейшей технически возможной и экономически целесообразнойпереработки или использования. Обогащение позволяет:
• повыситьсодержание полезного компонента в природном ископаемом;
• удалить изнего вредные примеси;
• отделитьминералы друг от друга.
В результатеобогащения сырья получаются два основных продукта: концентрат и отходы(хвосты). В настоящее время более 95 % добываемых цветных и редких металлов,большая часть железных руд, почти все фосфориты, асбестовые и гранитные руды,более 40 % угля идут на обогащение.
Экономическаяцелесообразность обогащения заключается в следующем:
• расширяетсясырьевая база промышленности;
•удешевляется последующая переработка сырья в готовый продукт;
•обеспечивается повышение качества готовой продукции;
• сокращаютсятранспортные расходы на перевозку сырья от места добычи к месту егопереработки;
• уменьшаетсяпотребность в транспортных средствах и повышается эффективность ихиспользования.
Динамикаэффективности материалопотребления и уровень материалоемкости продукцииформируется под воздействием многочисленных факторов, движущих сил, причин тогоили иного процесса, которые и определяют его характер.
В основу ихклассификации положена группировка на внешние и внутренние(внутрипроизводственные) факторы, а также деление на факторы технического,технологического, организационного и экономического характера. Внешние факторывключают:
1.Государственное регулирование ресурсосбережения — государственноепрограммирование; налоговая система; система ценообразования; амортизационнаяполитика; финансово-кредитная политика; стандартизация. Значительную роль вреализации государственной ресурсосберегающей политики играют программытехнического развития отраслей и производств, создания и внедрения мало- ибезотходных технологий и т. п. Для их осуществления и стимулирования предприятийк рациональному использованию материальных ресурсов государство использует определенныефинансовые рычаги. Важное место также принадлежит закреплению в стандартахпредельных значений материалоемкости продукции.
2.Конъюнктура рынка — предложение и цены на материальные ресурсы (играют важнуюроль в формировании производственной программы предприятия); спрос и цены напродукцию предприятия (предопределяют ассортимент выпускаемой продукции);уровень транспортно-заготовительных расходов (влияет на выбор поставщиков);конкуренция (оказывает влияние при принятии решений в области ассортимента,качества, ценовой политики и т.д.).
3.Научно-техническое развитие — выражается в появлении новых материалов (прокатас заданными свойствами, новых конструкционных материалов и т.д.); новыхтехнологий (безотходных, замкнутого производственного цикла и т.д.); новойтехники (с повышенными коэффициентами использования материалов); новыхисточников энергии; новых знаний.
4.Общеэкономические факторы — влияют на стратегию деятельности предприятия вцелом и, как следствие, на процесс использования материальных ресурсов. Этоэкономическая ситуация в стране; государственное регулирование экономики целом;состояние инфраструктуры народного хозяйства и т.д.
5. Прочиефакторы — экологические (загрязнение окружающей среды, исчерпание запасов полезныхископаемых); природно-климатические (влияние температурного режима, влажностина расход материальных ресурсов при строительстве зданий и сооружений, расходтопливно-энергетических ресурсов; необходимость защиты от неблагоприятныхвоздействий окружающей среды); политические и т. д.
Внутренниефакторы являются не чем иным, как реакцией на воздействие внешних факторов.Однако именно внутренние факторы определяют непосредственный уровень использованияматериальных ресурсов на предприятии.
Техническиефакторы проявляются на стадии проектирования и оказывают воздействие науменьшение расхода отдельных видов материальных ресурсов на единицу продукции иповышение качества и технических характеристик изделий. В данную группу мывключаем факторы, связанные с совершенствованием конструкций уже имеющейся вассортименте предприятия продукции:
• снижениеабсолютной и (или) удельной массы изделия — выбор прогрессивного типа машин;совершенствование кинематических схем машин; повышение единичной мощности,производительности и т.п. машин и оборудования; выбор наиболее рациональногоматериала деталей; установление оптимальных запасов прочности; выбор наиболеерационального типа заготовок; определение оптимальной геометрии деталей, заменасложных конфигураций более простыми; применение унифицированных деталей и узлов;повышение качества, надежности и долговечности машин;
• повышениекачества потребляемых материалов — применение высокопрочных марок материалов,низколегированных сталей, экономичных профилей проката, сварных конструкций изпроката, сортового холоднотянутого металла, проката из вакуумированной стали ит.п.;
• заменадорогостоящих и дефицитных материалов — замена проката черных металловалюминиевыми, магниевыми и другими легкими сплавами; замена цветных и черныхметаллов и сплавов пластмассами; замена цветных металлов и сплавовметаллокерамикой; применение древопластов, стеклопластиков и другихзаменителей; использование вторичных ресурсов.
Технологическиефакторы действуют на стадии изготовления продукции, обусловливая снижениеотходов и потерь материалов. К ним относятся:
• внедрениенового оборудования с улучшенными техническими характеристиками, модернизация иреконструкция существующего, направленные на повышение коэффициентов использованияматериалов, сокращение отходов и потерь и т.п.;
• внедрениепрогрессивных материалосберегающих технологий — применение методов точноголитья (вместо изготовления из проката), горячей штамповки (вместо свободной ковки),холодной и горячей высадки (вместо снятия стружки), изготовление заготовок идеталей методом порошковой металлургии и т.п.;
• внедрениеметодов упрочняющей технологии — поверхностная закалка; прогрессивные методынанесения покрытий (лакокрасочных, металлических, пластмассовых и др.);
•совершенствование методов изготовления и обработки деталей — рациональныйраскрой материалов (применение фотооптической разметки, использование кратных имерных материалов и заготовок); приближение заготовок к форме и размерамготовых деталей; уменьшение припусков на обработку;
• повышениеуровня механизации и автоматизации производства.
Многиеорганизационные и экономические факторы воздействуют на уровень потребленияматериальных ресурсов не прямо, а посредством конструктивных, технологических иинновационных факторов, то есть могут проявляться как в процессеконструирования, так и в процессе производства продукции.
Организационныефакторы направлены на совершенствование структуры и организации производства сцелью повышения эффективности материалопотребления. Они включают:
•совершенствование организации производства — повышение уровня специализации,кооперации и комбинирования; комплексное использование сырья; организациясбора, сортировки и использования отходов;
• совершенствованиесистемы нормирования расхода материальных ресурсов;
•совершенствование учета фактического использования материальных ресурсов;
•совершенствование системы обеспечения материальными ресурсами — совершенствование методов расчета потребности в материальных ресурсах, нормзапаса и т.д.; контроль качества материалов, комплектности поставок и т.п.;устранение потерь при транспортировке; рациональная организация складскогохозяйства и устранение потерь материальных ресурсов при хранении; обеспечениебесперебойности производственного процесса;
•совершенствование контроля качества заготовок и продукции с цельюпредотвращения брака;
• структурныесдвиги в выпуске продукции;
• состав, движениеи квалификация персонала.
Экономическиефакторы обусловливают создание условий, способствующих рационализации процессаиспользования материальных ресурсов на предприятии. Фактически это условияуспешной реализации конструктивных, технологических, инновационных иорганизационных факторов.
Кэкономическим факторам относятся:
• системаэкономического (морального и материального) стимулирования работников — стимулирование проектировщиков и конструкторов за разработку прогрессивныхмоделей машин, снижение их веса, повышение качества и эксплуатационныххарактеристик, использование заменителей дефицитных материалов и т.п.;стимулирование основных и вспомогательных рабочих, обслуживающего иадминистративного персонала за экономию материалов и топливно-энергетическихресурсов; стимулирование работников к увеличению использования отходов ивторичных ресурсов;
• системаэкономической ответственности за нерациональное использование материальныхресурсов — повышение материальной ответственности исполнителей за перерасходсырья, материалов, топлива, энергии, воды, за нарушение технологическогопроцесса, допущение брака в работе и т.п.;
•экономическое состояние предприятия — в условиях, когда предприятиясамостоятельно распоряжаются получаемой прибылью, важным фактором повышенияэффективности материалопотребления является результативность деятельностипредприятия. Успешная производственно-хозяйственная деятельность позволяетпредприятию уделять достаточно внимания и средств рациональному и экономномуиспользованию материальных ресурсов (проведение НИОКР, закупка новой техники,совершенствование технологий, материальное стимулирование и т.п.).
Действия,направленные на повышение эффективности материалопотребления, должныпредприниматься, прежде всего, в первичном производственном звене — напредприятии. Более экономное и рациональное использование материалов наконкретных предприятиях приведет в итоге к необходимому результату и на уровненародного хозяйства.
Важнымусловием повышения эффективности использования сырья и материалов, топлива иэнергии является наличие действенного хозяйственного механизмаресурсосбережения. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, чтонаибольших результатов в области рационального и экономногоматериалопотребления достигли те из них, где ресурсосберегающая политикаявляется одним из приоритетов деятельности государства.
Разумеется,переход к ресурсосберегающему воспроизводству требует комплекснойрационализации использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых,интеллектуальных, информационных), структурной перестройки производства с учетомреальных потребностей внутреннего и внешнего рынков, внедрения достиженийнаучно-технического прогресса, новейших методов управления, анализа ипрогнозирования, сочетания государственно-административных и рыночных методовхозяйствования, государственной и муниципальной поддержки и регулированияресурсосбережения при использовании законодательно установленных стимулов исанкций.

4. Системапоказателей использования материальных ресурсов
Материальныересурсы как экономическая категория имеют качественную определенность (понятие,состав) и количественную характеристику (показатели).
Для оценкиуровня и эффективности использования материальных ресурсов применяютсямногочисленные показатели. В экономической литературе существуют различные ихгруппировки и каждая из них имеет свое обоснование.
Наиболееприемлемой для восприятия всего многообразия индикаторов является системапоказателей использования материальных ресурсов, которая включает группыобобщающих и единичных (частных, локальных) показателей, а также научнообоснованные нормы расхода материальных ресурсов.
К обобщающимпоказателям относятся материалоемкость производства и продукции,материалоотдача, показатели абсолютного и относительного изменения объемаматериальных затрат, показатели интенсификации использования материальныхресурсов, показатели структуры потребления материальных ресурсов и др.
В группеединичных показателей выделяются: показатели полезного использованияматериальных ресурсов и показатели, характеризующие долю отходов, потерь материальныхресурсов и степень вовлечения их в производство.
Следуетразличать категории материалоемкости производства и материалоемкости продукции.
Материалоемкостьпроизводства характеризует уровень и эффективность использования материальныхресурсов в целом по производству, независимо от конкретных видов производимойпродукции.
Материалоемкостьпроизводства (Me) может быть исчислена на различных уровнях (народноехозяйство, отрасль, предприятие). По характеризуемому объекту различают:народнохозяйственную материалоемкость производства; региональную; отраслевую;предприятия.
Посколькуматериальные затраты представляют собой многоаспектную, синтетическуюкатегорию, в систему показателей должны быть включены такие параметры, как энергоемкость,металлоемкость и топливо емкость производства.
Наиболеераспространенными в практике учета и статистики являются энерго- иметаллоемкость валового внутреннего продукта.
Отраслеваяматериалоемкость рассчитывается по отраслям народного хозяйства как отношениеобъема материальных затрат на производство продукции к объему их валовой илитоварной продукции.
Материалоемкостьпредприятия рассчитывается аналогично отраслевой, но конкретно по каждомусубъекту хозяйствования.
На уровнеотрасли и предприятия рассчитываются также специфические показателиресурсоемкости (металло-, энергоемкость и т.д.).
Различаютследующие показатели материалоемкости продукции.
— общая — характеризует стоимость всех материальных затрат либо на изделие, либо наединицу стоимости произведенной продукции:
/>,                                                   (1)
где МЗ — материальные затраты на производство продукции (работ, услуг), руб.;
ВП — выпускпродукции (работ, услуг) в отпускных ценах предприятия, руб.
Данныйпоказатель позволяет дать обобщенную стоимостную оценку материалоемкости повсей совокупности материальных затрат:
• абсолютная- определяет величину расхода материальных затрат или отдельных их видов наединицу конкретной продукции, например расход металла или топлива на агрегат идр. Данный показатель может быть применен лишь в условиях однотипностипроизводимой продукции. Он используется, прежде всего, для определенияпотребности в материальных ресурсах, а также для исследования эффективности ихиспользования;
• удельная — характеризует расход определенного вида материальных ресурсов на единицуэксплуатационной или технической характеристики изделия, например расходметалла или электроэнергии на единицу мощности агрегата, на единицу надежности,долговечности, грузоподъемности и т.д. Показатель характеризует прогрессивностьконструкции производимой продукции и может быть применен в условияхмногономенклатурного производства;
•относительная — представляет собой долю материальных затрат и их отдельныхэлементов в структуре затрат на производство и реализацию продукции.
Показателиматериалоотдачи производства и продукции являются обратными материалоемкости ирассчитываются как отношение объема произведенной продукции к величине всехматериальных затрат.
На уровненародного хозяйства, отрасли и предприятия к числу обобщающих относятсяпоказатели объемов и структуры потребления материальных ресурсов, к примеру,удельные веса потребляемых прогрессивных видов материалов (конструкционных,химических и др.).
К группечастных, локальных или единичных показателей следует отнести показателиполезного использования материальных ресурсов. Они многочисленны и различаютсяв зависимости от отраслевой специфики. Показатели полезного расхода и уровняпотерь могут быть различными при одинаковой материалоемкости продукции. Кданной группе показателей относятся различные коэффициенты извлечения полезногокомпонента из исходного сырья, коэффициенты выхода продукции или полуфабрикатовиз исходного сырья либо материала, коэффициенты использования материала,коэффициенты раскроя, а также различные расходные коэффициенты.
Например, вчерной, в цветной металлургии и других отраслях, сопряженных с извлечением полезноговещества из сырья, используются коэффициенты извлечения продукта из исходногосырья (Кизв), которые рассчитываются как отношение веса (объема) запланированноголибо фактически извлеченного продукта (Визв) к весу или объему этогопродукта, содержащегося в исходном сырье (Всод):
/>.                                                 (2)
В некоторыхотраслях легкой, пищевой промышленности, в деревообработке, в промышленностистроительных материалов, в черной и цветной металлургии, в отраслях первичнойобработки сырья используется показатель выхода продукции (полуфабриката) изисходного сырья (Квых). Он рассчитывается как отношение количества(планового или фактического) произведенной продукции или полуфабриката (В) кколичеству израсходованного сырья (Всыр):
/>.                                                (3)
В отрасляхобрабатывающей промышленности, связанных с механической обработкой предметовтруда, к примеру в машиностроении и металлообработке, применяются коэффициенты использованияматериала (Кисп). Они рассчитываются как отношение чистого весаизделия или деталей (Вч) к норме расхода материалов на егоизготовление (Нр):
/>.                                                 (4)

Коэффициентыраскроя рассчитываются как отношение площадей раскроенных заготовок к площадираскраиваемого материала (при раскрое тканей, кожи, листового металла, пиломатериалови др.).
Расходныйкоэффициент (Красх) — показатель, обратный коэффициентуиспользования и коэффициенту раскроя. Он рассчитывается как отношение нормырасхода материальных ресурсов (Нр) к полезному их расходу (Рпол):
/>.                                                (5)
Поскольку вобъем материальных затрат помимо полезного расхода включаются и потери, тонеобходимы показатели, характеризующие уровень образования отходов и потерь, атакже степень их использования в производстве. Это, прежде всего, коэффициентотходов и потерь (Ко):
/>,                                        (6)
где Р — общийрасход материальных ресурсов;
Рпол — полезный расход материальных ресурсов;
Рп — величина отходов и потерь;
Рнорм — нормативный расход материальных ресурсов;
Пп.и — показатель полезного использования материальных ресурсов.
Целесообразнорассчитывать показатели, отражающие только долю отходов или только долюбезвозвратных потерь (угаров и т.п.), как отношение их абсолютной величины кобщему расходу материальных ресурсов; долю вторичных материальных ресурсов всырьевом балансе и др. В самостоятельную группу целесообразно выделить нормы инормативы расхода материальных ресурсов. Норма расхода материала на производствоединицы продукции (Нр) рассчитывается по следующей формуле:
/>,                                          (7)
где Рполi — полезный расход материала, ед.;
ТПi — минимально неизбежныетехнологические потери, ед.;
ОПi — минимально неизбежныеорганизационные потери, ед.;
i — вид материала.
Рассмотренныепоказатели отличаются простотой расчета, доступностью, а также представляютвозможность анализа процесса материалопотребления на предприятии в различныхаспектах (абсолютного расхода, рациональности использования и экономииматериальных ресурсов). Приведенная выше система показателей позволяет оценитьуровень эффективности использования материальных ресурсов по отдельнымотраслям, предприятиям и производственным подразделениям в целом и по отдельнымих составляющим (сырье, топливо и др.), а также учесть отраслевую специфику.
Задача
Дляизготовления 1000 единиц товаров народного потребления из металла требуется 835кг оцинкованной жести. В соответствии с действующими нормативами техпроцессаотходы составляют 10,6 %. В результате усовершенствования технологическогопроцесса предусмотрено снижение отходов жести на 6,5 %.
Объемпроизводства продукции составляет 650 тыс. единиц в год.
Определитьгодовой размер экономии металла.
Решение:
Определим:
1) количествометала (Q1), необходимое для производства продукции, если отходы составляют10,6 %:
Q1 = 650 × 835 кг +650 × 835 кг × 10,6 % / 100 % = 600281,5 кг
2) количествометала (Q2), необходимое для производства продукции, если отходы составляют4,1 % (10,6 % — 6,5 %):
Q2 = 650 × 835 кг +650 × 835 кг × 4,1 % / 100 % = 565002,75 кг
3) годовойразмер экономии металла (Эг):
Эг= Q2 — Q1 = 565002,75 кг — 600281,5 кг = -35278,75 кг
Такимобразом, годовой размер экономии металла составит 35278,75 кг.

Списокиспользованных источников
1. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.:Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576 с.
2. Золотогоров В.Г.Организация и планирование производства. Практическое пособие. — Мн.:ФУАинформ, 2001. – 528 с.
3. Ильин А.И., Синица Л.М.Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: ООО «Новоезнание», 2000. – 728 с.
4. Прогнозирование ипланирование экономики: Учебник / В. И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н.Кандауров и др.; Под общ. ред. В. И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.:Современная школа, 2005. – 476 с.
5. Раицкий К.А. Экономикапредприятия: Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К»,2002. – 1012 с.
6. Савицкая Г.В.Экономический анализ: Учеб. — 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 640с.
7. Хрипач В.Я. и др.Экономика предприятия. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.