Реферат по предмету "Экономика"


Исторический аспект иностранных инвестиций в России

ПЛАН.
 
1. ВВЕДЕНИЕ… 3
2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ВЦАРСКОЙ РОССИИ… 5
3. МЕСТО ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА ВСССР… 10
4. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ 90-Х ГОДОВ… 15
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 23
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 24
7. ПРИЛОЖЕНИЕ… 25
1.  ВВЕДЕНИЕ.
Капитал является одним из факторов производства –ресурсом, который необходимо затратить, чтобы произвести товар, и представляетсобой весь накопленный запас средств в производительной, денежной и товарнойформах, необходимых для создания материальных благ. Международное движениекапитала основано на его международном разделении как одного из факторовпроизводства – исторически сложившемся или приобретенном сосредоточениикапитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.Международное разделение капитала выражается не только в различнойобеспеченности стран накопленными запасами материальных средств, необходимыхдля  производства товаров, но и в различиях исторических традиций и опытапроизводства, уровней развития товарного производства и рыночных механизмов, атакже просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточныхсбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой дляинвестиций и расширения производства. Зарубежные инвестиции играют особую рольсреди форм международного движения капитала. При переходе товарногопроизводства от стадии мирового рынка к стадии мирового хозяйства возникаетмеждународное перемещение уже не  только товара, но и факторов егопроизводства, прежде всего капитала в форме прямых инвестиций, которые имеютцелью не только приобретение долгосрочного экономического интереса в странеприложения капитала, но и обеспечение контроля инвестора над объектомразмещения капитала. Итак, по финансовому определению, инвестиции – это всевиды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность  в целяхполучения дохода. Экономическое же определение инвестиций можно сформулироватьследующим образом: инвестиции – это расходы  на создание, расширение,реконструкцию и техническое перевооружение, а также на связанные с этимизменения оборотного капитала.
На наш взгляд, приток иностранных инвестиций жизненно важен для достижения  средне и долгосрочных целей – выхода изсовременного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения  качества жизни россиян. При этом необходимо иметьввиду, что интересу российского общества, с одной стороны,  и  иностранныхинвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована ввосстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщениипотребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии иструктурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортнойполитики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры.Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме дляполучения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природныхбогатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижении отечественнойнауки и техники и даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашимгосударством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в странуиностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерамэкономического регулирования на достижение общественных целей. На примереданной курсовой работы нам бы хотелось осветить важность вопроса о ролииностранных инвестиций в экономике нашей страны сквозь призму историческихсобытий. На наш  взгляд, изучение исторического опыта позволяет по рядуключевых вопросов — характер стимулов, побудивших предпринимателей изпромышленно развитых стран создавать производственные единицы на территориирассматриваемой страны, влияние инвестиций на динамику внешнеторговых потоков,технологический уровень вновь созданных предприятий, а также степень контроляправительством действий инвесторов провести параллели прошлым и современнойситуацией.2. ИНОСТРАННЫЕИНВЕСТИЦИИ В ЦАРСКОЙ РОССИИ.
К концу XIXРоссия представляла  собой классический пример державы, вставшей на путь «догоняющего» хозяйственного развития, во многом уступающейпромышленно развитым странам по технологическомууровню и квалификации рабочей силы, державы, которой только предстояло пройтипроцесс индустриализации и вступить на капиталистический путь развития. Однакомощный приток иностранного капитала, направленный в значительной мере в тяжелуюпромышленность, многократно ускорил этот процесс и из страны, в 1877 годуввозившей обыкновенные мешки, в 1913 году Россия превратилась в страну на 56%удовлетворяющую свои потребности в станках и оборудовании за счет внутреннегопроизводства.
Каковы же стимулы, побудившие предпринимателей из промышленно развитыхстран создавать производственные единицы на территории России и позволившие ейпроскочить «ситцевый» этап и сразу же вступить в «железный век» капиталистическогопроизводства. Первый и самый, на наш взгляд, важный, это то, что от политики«растворенных настежь ворот», при которой дешевая европейская продукциябеспошлинно проникала в Россию, правительство перешло к политикепротекционизма, покровительственной по отношению к своей промышленности изапретной для товаров иностранного производства, что было достигнуто благодарявведению в 1877 году «золотых пошлин» (взимание пошлин по прежней ставке, но взолотой валюте, вследствие чего ввиду низкого курса бумажного рубля размерпошлин увеличился на 50 %), последующее повышение пошлин на 10 % в 1881 году ина 20% в 1885 году.    
 Пример 1. Увеличение в 1876—1877 гг. таможенных пошлин на ввоз стали, чугуна иугля, направленное на поощрение развития отечественной металлургии, привело ксозданию во Франции ряда акционерных обществ, в цели которых входилопереоборудование и строительство российских металлообрабатывающих заводов,начало производственной деятельности немецких химических компаний на территорииРоссии также было связано с возведением тарифных барьеров.
Вторым стимулом квкладыванию денег в России была высокая норма прибыли в ее промышленности,которая гарантировалась отсутствием практически всякой конкуренции со стороныиностранных товаров: даже если они и пробивались на российский рынок, то ихцена, включающая огромные пошлины, была такова, что не знавшие этого бремениотечественные товары, создаваемые на совместных предприятиях, моглиреализоваться быстро и выгодно.
Пример 2. Швейцарское«Общество химической промышленности в Базеле» открыло производство в Россиииз-за лучшего учета специфических особенностей рынка, более быстрогообслуживания потребителей, ускоренного реагирования на наличные тенденцииконъюнктуры и моды, меньшие расходы на рабочую силу, меньшие транспортныерасходы при подвозе сырья и устранение высоких таможенных барьеров.
В качестве третьегостимула к повышению рентабельности капиталовложений можно назвать такой фактор,как более дешевая рабочая сила по сравнению с Западной Европой. Однако этотфактор имел и еще одну положительную сторону для российской промышленности:«дешевизна рабочей силы» привела к углублению процесса автоматизации и ростузаработной платы.
Пример 3. РуководствоПодольской фабрики швейных машин, построенной известнойамериканской компанией «Зингер»столкнулось спроблемой низкого уровня квалификации рабочих и невозможностью использования ихпри выполнении технологически сложных операций. Выход был найден в массовомзамещении труда техникой, обслуживать которую под контролем иностранных специалистовмогли и неквалифицированные рабочие. Другой путь решения проблемы заключался впривлечении на завод наиболее квалифицированных рабочихпутем выплаты им повышенного трудового вознаграждения.
Одной из причин, сдерживавших притокиностранных капиталов в форме прямых инвестиций в промышленность России, быланеупорядоченность ее финансов: курс рублевой ассигнации снизился к 1879 году до62 копеек золотом. Однако в российском Министерстве Финансов были предпринятызначительные усилия для решения этой проблемы. В течение 1880-90 годов шлоактивное накопление золотого запаса, что позволило в декабре 1895 года поднятькурс бумажного рубля до 1,5 рублей ассигнациями за 1 золотой рубль, причем этоткурс был окончательно зафиксирован и назван неизменным, что также повлияло надинамику прилива иностранных капиталов в Россию (см. табл. 1).
Однако импортозамещение было лишьпромежуточной целью протекционной политики российского правительства, которое вконечном итоге преследовало цель увеличения объемов национального производстваи выхода на внешний рынок.
Пример 4. Становлению нефтяногоэкспорта в немалой степени способствовала деятельность торговых,нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, контролируемых английскимкапиталом. Развитие экспорта шло не в ущерб потреблению на национальном рынке.В 1913 г., к примеру, объем экспорта составлял лишь 12% от объема производстванефтепродуктов, экспортировались только лишь«излишки». Интересно, что в туэпоху, в отличие от сегодняшнего дня, из страны вывозилась не сырая нефть, апродукты ее переработки.
Аналогичная картина наблюдалась и вдругих отраслях добывающей промышленности, что говорить о том, что иностранные инвестиции в добывающие отрасли способствовали не превращению России всырьевой придаток Европы, а обеспечивали надежную базу развития обрабатывающей промышленности страныи преодолевали достаточно парадоксальнойситуации, когда Россия — вплоть до 1890-х гг. —вынуждена была ввозить не только готовую продукцию, но исырье (железо, каменный уголь и т.д.), которое в изобилии могло добываться нанациональной территории.
Что касаетсятехнологического уровня создаваемых совместных предприятий, то здесь можноговорить о высоком уровне и использовании современных методов производства, т.к. отраслевая структура инвестиций, осуществлявшихся предпринимателями иззарубежных государств, четко отражала фактор технологического лидерства этихгосударств в тех или иных отраслях производства. Так, в отраслевой структуре германских инвестиций доминировали компанииэлектротехнической и химической промышленности, вструктуре бельгийских инвестиций — компании, специализирующиеся на металлургиии металлообработке. Деятельность на российской территории активно развертывалиамериканские компании, производящие швейные и сельскохозяйственные машины,швейцарские предприниматели — часовщики и сыроделы. Английские капиталы активно действовали в текстильной и тяжелойпромышленности.
Пример 5. При создании в1889 г. Каменского завода Южно-Русского Днепровского общества, созданного приучастии бельгийской фирмы «Коккрилл», был заложен очень высокий техническийуровень, а сооруженные в 1904 г. бессемеровские печи «поставили обществовпереди всех металлургических предприятий».
В разрезе с сегодняшней ситуацией,строительство иностранными инвесторами новых предприятий и совершенствованиеуже существующих заводов и фабрик внесли очень значительный вклад в повышениетехнологического потенциала российской промышленности, что вполне разделялось российским правительством. Излагая свое мнение в Комитете министров в октябре 1888г., министр финансов И.А. Вышнеградский указывал:«Привлечение иностранных капиталов представляетсяодним из необходимых условий для развития отечественной промышленности, внося усовершенствования в различные отрасли производства испособствуя распространениюв рабочем населении полезных технических знаний, безкоторыхмногие отрасли фабрично-заводской деятельности оставались бы для нас малодоступными...».
Особоговнимания, на наш взгляд, заслуживает вопрос о роли правительства, которую оносыграло в вопросе контроля за действиями иностранных инвесторов. В отличие отдня сегодняшнего, российскому правительству, представлявшему мощныйорганизованный аппарат, удалось создать условия, при которых иностранныекапиталы не вытесняли отечественные, а служили дополнением к ним. Политикаправительства была направлена против ограбления России иностранным капиталом.Нередко деятельность иностранных компаний, прибегавших к грязным методамведения своих операций, пресекалась правительством под влиянием протестовобщественности и российских предпринимателей.
Пример 6. Будучиучреждена для «разведки и добычи полезных ископаемых, морского и речногопромыслов в бассейнах Камчатского и Охотского морей», она занималась,
главнымобразом, скупкой за водку пушнины и беспошлинным ее вывозом в США. Решающуюроль в ликвидации «Общества» в 1912 г. сыграли русские мехоторговцы,интересы которых серьезно страдали от его хищнической деятельности.
Правительствомполностью пресекалась и исключалась возможность решающей роли иностранцев вхозяйственном развитии России, в результате чего российский капитал активноотстаивал свои позиции, причем во многих случаях ему удавалось даже установитьконтроль над компаниями, основанными иностранными инвесторами.
Пример 7. В 1911 ганглийская золотодобывающая компания «Лена Голдфилдс»,перешла. под контроль российских акционеров, а Таганрогское металлургическоеобщество под контроль Азовско-Донской банка.  
Кроме того,правительство следило и за тем, чтобы деятельность иностранных компаний вбольшинствеслучаеввела не к монополизации, а, наоборот,к повышению конкурентности российскогорынка, создавая условия для снижения цен на рядвидов продукции.
Пример 8. В первойполовине 1890-х гг. развернувшаяся междуроссийскими и иностранными фирмами конкуренция за получение правительственныхзаказов на паровозы привела к тому, что их цены упали до уровня примерно 128%от аналогичных цен в Бельгии.
 Таким образом,из всего вышесказанного видно, что в условиях, сложившихся в конце прошлогостолетия в России, откажись она от использования заграничных инвестиций и уйдиона в «блестящую изоляцию», ей пришлось бы повторить путь европейскогопромышленного развития: крохоборческое собирание третьим сословием копеек,гривенников, затем рублей, чтобы открыть сначала мелкую лавочку или мануфактуруи затем, десятилетиями экономии, сколотить сколько-нибудь значительный капитал,но этот путь развития измерялся бы веками. России же удалось благодаря сильномупритоку иностранного капитала совершить гигантский скачок в промышленномразвитии, при этом избежав какой – либо экономической зависимости отиностранных инвесторов и заставив иностранные капиталы в российской невытеснять отечественные, а служить дополнением к ним. Происшедший же 25 октября1917 года в жизни России переворот был столь глубоким и радикальным, что многимстало казаться, будто «распалась связь времен». И это действительноподтвердилось на практике, такт как Россия оказалась откинутой назад в своемэкономическом развитии и вновь встала перед проблемой накопления капитала дляподнятия собственной промышленности.3.  МЕСТОИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В СССР.
Россиястремилась к «блестящей изоляции», к самопротивопоставлению окружающему еенесоциалистическому миру, хотя ее экономика, несмотря на политическийпереворот, в своей материальной ипостаси и в октябре, и в дальнейшем оставаласьтой же, что и до революции, сохраняя все свои основные черты, в том числе ихронический голод на капиталы. Советское правительство встало перед дилеммой ввопросе о необходимости «собрать массы капитала для разворачивания потушеннойпромышленности». Предлагалось два варианта решения. Первый включал в себявведение обязательной трудовой повинности и ударности и позволял мобилизоватьрабочую силу, принуждая ее к труду внеэкономическими методами. Второй былнаправлен на всемерное привлечение иностранного капитала в виде концессий.Предпочтение в этом случае отдавалось так называемым «чистым концессиям», таккак они считались государственным имуществом, сданным в аренду, что несоздавало право собственности для иностранцев, кроме того, они не требовалирасходования скудных тогда государственных средств на оплату советской частисовместного капитала. «Концессия, — говорил Ленин, — есть своего рода арендныйдоговор. Капиталист становится арендатором части государственной собственностипо договору на определенный срок, но не становиться собственником.Собственность остается за государством. Без малейшей денационализации мыпередаем рудники, леса, нефтяные источники иностранным капиталистам, чтобыполучить от них продукты промышленности, машины и т. д.». Но даже при такихжестких условиях, часть советского правительства была не согласна снеобходимостью привлекать иностранные капиталы в СССР поэтому решение за период20-х годов склонялось то к одному, то к другому варианту. Так, вплоть до 1922года правительством во главе с Лениным вопросу о концессиях придавалось оченьбольшое значение, а 23 ноября 1920 года был подписан Декрет о концессиях.Политика привлечения иностранных инвестиций планировалась Лениным широко инадолго. В данном документе он даже выдвинул тезис об экономическом единствемира, который разделялся также английским премьер-министром Ллойд Джорджем ирейхсканцлером Германии Виртом: «Европа нуждается в том, что Россия можетпроизвести: пшеница, лес, марганец, рожь, сало…Россия же нуждается в капитале»…
Однако уже в1923 году советское правительство отошло от второго варианта и перешло кпервому, сбросив концессии со счетов после того как на Генуэзской конференцииРоссии было отказано в восстановлении ее в правах члена международногоэкономического сообщества до тех пор пока она не покается в грехенационализации иностранной собственности и аннулировании долгов, и после тогокак к 1923-24 годам, когда тяжелые тучи господствавшие ранее мрачных прогнозово невозможности восстановления страны собственными силами стали рассеиваться иобнаружилось, что царская Россия оставила Советской власти не такое уж малоепромышленное наследство и не так уж оно сильно пострадало в годы гражданскойвойны, как могло показаться раньше. Однако конец 1924 года ознаменовалсячастичным неурожаем хлеба сближением внутренних цен на него с ценами мировогорынка. Если раньше доходы от хлебоэкспорта позволяли закупать за границейоборудование и сырье для нужд восстановления, то теперь промышленность садиласьна урезанный паек, нельзя было более рассматривать российское крестьянство каквнутреннюю колонию социализма и строить новое общество за счет выжиманияпоследних соков из деревни. Таким образом, в 1925 году партия вновь оказаласьперед дилеммой: широкая помощь извне либо наивысшая мобилизация внутренних силв военно-коммунистическом духе. Однако на этот раз был принят ряд мер,предназначавшихся для того, чтобы поставить концессионную работу в СССР нановый уровень. Так, в 1925-26 годах органы государственного управлениядемонстрировали весьма благожелательное отношение к концессионерам, в рядеслучаев шли навстречу их пожеланиям и оказывали определенную помощь. Данноеулучшение инвестиционного климата в СССР способствовало росту интереса к советскойэкономике за границей, о чем ясно свидетельствует табл. 2, из которой мы видим,что пик притока иностранных инвестиций приходится как раз на конец 20-х годов,а в 1928 году подписываются Основные положения по привлечению иностранногокапитала в народное хозяйство СССР, где говориться, что государствозаинтересовано в максимально возможном увеличении размера вкладываемыхкапиталов, создании концессионерами в СССР импортозамещающего производстваполуфабрикатов и материалов, направлении средств прежде всего на добычу цветныхметаллов, в машиностроение, бумажную и некоторые другие отрасли промышленности,кроме того в малоосвоенные районы страны. Со своей стороны государство обещалоустранить основные препятствия административного и экономического порядка, былапредусмотрена возможность предоставления концессионерам таможенных, налоговых ииных льгот. Но данное потепление инвестиционного климата было недолгим и уже в1930 году быстрый переход к военно-коммунистичнской системе предрешил судьбукак концессионной политики, так и уже существовавших в СССР концессий –началась ускоренная их ликвидация, а параллельно свертывалась и концессионнаяполитика.
Таким образом,как мы успели заметить, несмотря на то, что зарубежным инвестициям отводиласьпо плану Ленина роль одного из главных двигателей советской промышленности, имвсе же пришлось покинуть Россию, несмотря на все старания сторонников этогоплана. Но этот шаг мы должны признать закономерным, так как советскоеправительство, в отличие от царского, не приложило никаких усилий для созданияопределенных стимулов для иностранных инвесторов.   Так, вместопротекционистской политики по отношению только к промышленным товарам в царскоевремя, мы видели высокие  таможенные тарифы на все товары в советское время,вместо увеличения нормы прибыли – низкую производительность труда, отсутствиесырья и полуфабрикатов необходимого качества и их дороговизна, большие расходыпо оплате рабочей силы вместо дешевой рабочей силы в предреволюционнойэкономике. Кроме того, царскому правительству удалось повысить золотой запас истабилизировать русский рубль, в то время как курс советской валюты – червонцаоказался завышенным и перестал котироваться на Лондонской бирже, так какнесмотря на то, что золотом он «весил» столько же, сколько и николаевскаязолотая десятка, по своей покупательной способности он был на несколькопорядков ниже, чем английская валюта, а на бирже Советское правительствопыталось поставить его  выше фунта стерлинга, в результате чего рубль был вовсеизгнан с Лондонской биржи.  Если в царское время иностранные предприниматели,вкладывая капиталы в российскую промышленность, старались выйти намеждународные рынки, то в советской экономике все выглядело иначе:концессионеры, должны были работать на внешние рынки и конкурировать спредприятиями «благополучных» стран, почувствовали, что на скудных советских«харчах» эта задача им будет не по плечу, и ушли из этих концессий.
Пример 9. Одним изкрупных инвесторов в советское народное хозяйство были лесные концессионныепредприятия: «Русанглолес», «Русголландлес», «Руснорвеголес», которые синтузиазмом взялись за работу и в первый же год-полтора затратили значительныесредства на пуск лесопильных заводов, устройство лесных бирж и т. д., но ужевскоре после начала деятельности они столкнулись с серьезными трудностями вреализации своей продукции за границей, связанными с кризисным состояниемевропейского рынка лесоматериалов, но главная причина неуспехов заключалась всложных условиях работы в СССР, что подорвало их конкурентоспособность ивынудило в 1928-1929 годах «сойти с дистанции». 
Иное положение было у тех концессионных предприятий, которые работали навнутренний советский рынок – они работали в условиях монопольного положения нарынке при неограниченном спросе и высоких ценах, практически не встречаяконкуренции со стороны отечественных производителей, что было в принципеисключено при царском режиме.
Пример 10. В легкойпромышленности размеры концессионной деятельности жестко ограничивалисьгосударством, поскольку свою продукцию текстильные и иные концессииреализовывали на внутрисоюзном рынке в условиях высоких цен, осуществляя вывозприбылей в основном в денежной форме.
Если дореволюции всячески приветствовался ввоз в Россию новейшей техники, станков иоборудования для совместных предприятий, то в советское время картина оказаласьследующей: импорт сырья и оборудования допускался лишь в том случае, есликонцессионеру удавалось доказать невозможность их приобретения в СССР, т.е.импорт более качественного оборудования для поднятия технического уровняпредприятий Советским правительством не приветствовался, как неприветствовалось и усовершенствование отдельных отраслей.
Пример11. В 1928 году «Форд» и «Дженерал Моторз» обратились с предложениемналадить в Советском Союзе ежегодное производство соответственно 100 тыс. и 50тыс. грузовых автомобилей. Эти предложения были отклонены вследствие«отсутствия перспектив сбыта автомобилей и невозможности обеспечить заказчикамипроизводство».
Для иностранного капитала в советской России особое значение имел абсолютныйконтроль со стороны государства в силу его монополии на внешнюю торговлю ивалютные операции. Этот контроль создавал огромные технические трудности длядеятельности концессионера и ставил его благополучие в полную зависимость отдоброй воли советских органов, коммерческий успех и концессионный договоротнюдь не гарантировал концессиям выживания, единственной гарантиейсуществования концессии в СССР была заинтересованность в ней самогогосударства, как только эта заинтересованность исчезала, концессия былаобречена. Абсолютно противоположную картину наблюдали мы в случае с государственнымконтролем предприятий в царской России, где государство выполняло функцииподдержки предприятий и защиты прав иностранных предприятий. Административно-командноенасилие над концессиями, их эксплуатация и правовая незащищенность иусугублявшие ситуацию трудности в народном хозяйстве СССР, а также отсутствиеполитической воли привели в конечном итоге к исчезновению концессий,свертыванию концессионной политики, уходу иностранного капитала из России и«блестящей изоляции» советской экономики вплоть до начала 90 –х годов. 4. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ 90-Х ГОДОВ.
В наследство от советской экономикиРоссии досталась достаточно неблагоприятная тенденция — свойственная ей высокаянорма накопления, искусственно поддерживавшаяся за счет “зажатия” потребленияне отвечала хозяйственной системе рыночного типа, черты которой все болееприобретала советская экономика, в результате чего доля чистого накопленияосновного капитала понизилась с 12% ВВП в 1989 году до 9% в 1996 году. В этихусловиях единственным способом предотвращения дальнейшего снижения объемаиспользуемого в народном хозяйстве капитала явилась мобилизация внешних егоисточников — прежде всего иностранных инвестиций. Российскую экономику, как мызнаем, и раньше открывали для иностранных инвесторов — царским правительством впериод промышленной революции конца XIX начала XX, затем правительствомСоветской России в период НЭПа, сейчас же страна вступила в период “третьейволны” иностранных инвестиций, отличительной чертой которой явился тот факт,что изменилась сама структура ввозимого в страну капитала: помимо прямыхинвестиций появились портфельные и прочие, динамика которых, как видно изтаблицы 3 постоянно изменялась.
В начале 90-х годов основная частьиностранных инвестиций была представлена в виде прямых инвестиций, т. е.инвестиций, поступивших от физических и юридических лиц, которые полностьювладеют предприятием или контролируют не менее 10% их акций, взносов в уставнойфонд и др. Однако уже в 1994-1997 годах доля прямых инвестиций снизилась: вобщем объеме поступивших в 1996 году иностранных инвестиций доля прямыхсоставила лишь 32,1% в то время как в 1995 году была 67,1%, хотя уже в 1997году выросла до 37,1%. Этим фактом и объясняется спад темпов создания иразвития в эти годы совместных предприятий по сравнению с началом 90-х годов.
Доля портфельных инвестиций (вложенийв покупку акций, не дающих права вкладчикам влиять на функционированиепредприятий и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале предприятия,а также в облигации, векселя и другие долговые обязательства) оставаласьнизкой. Так, в общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в Россию в 1994году, портфельных инвестиций не было, в 1995 году их доля равнялась 1,1%, а в1996 году уменьшилась до 0,7%. Однако уже в 1997 году она увеличилась до 3,3%,что связано с либерализацией доступа иностранного капитала на рынок государственныхценных бумаг. Кроме того, увеличению портфельных инвестиций способствовалвыпуск Правительством РФ и крупными акционерными компаниями ( РАО “ЕЭС”, РАО“Газпром” и др.) еврооблигаций. В конце 1996 года крупнейшие рейтинговые агентствамира объявили о присвоении России кредитных рейтингов, и она стала размещатьсвои облигации на международных рынках. А в 1996 году Правительство РФ икрупные российские промышленные компании осуществили долгосрочный заем намировом рынке частного капитала. Происходил также приток иностранных инвестицийи в облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Украткосрочного капитала есть вполне определенная функция — функция гибкогоперераспределения финансовых средств в международном масштабе, укрепляющегопозиции стран и отраслей, оказавшихся в сложившейся конъюнктурной ситуации“центрами роста” мировых рынков. Проблемы начинаются тогда, когда от негоначинают ожидать чего-то большего — например, содействия развитию национальнойэкономики в долгосрочной перспективе, и перестают ожидать того, что имманентноприсуще данной форме движения капиталов — мобильности и оперативной обратимостивозникающих на международных финансовых рынках тенденций.
Объемы прочих инвестиций,значительную часть которых составляют кредиты международных организаций,торговые кредиты и банковские вклады, в 1992-1997 годах постепенноувеличивались. Однако доля прочих инвестиций колеблется по годам, в связи стем, что кредитные поступления связаны в основном с заключениемправительственных соглашений и осуществляются единовременно крупными порциями,что оказывает существенное влияние на их динамику. Однако и прочие инвестициине являются решением финансовых проблем России в долгосрочной перспективе, т.к. Курс на повышение роли внешних заимствований ведет к росту внешнего долга ирасходов по его обслуживанию, что отвлекает валютные ресурсы от реализацииинвестиционных проектов.
В условиях захлестнувшего странуинвестиционного кризиса, на наш взгляд, дискуссии о необходимости илинедопустимости притока иностранных инвестиций носят вполне праздный характер.Сами по себе иностранные инвестиции не хороши и не плохи — важно то, в какоймере ожидаемый от них эффект соответствует реалиям объективной ситуации. Еслиот притока краткосрочного капитала ожидают решения финансовых и инвестиционныхпроблем в долгосрочном периоде, его эффект будет минимальным, т. к. этопривилегия долгосрочного капитала и прямых инвестиций в реальный секторэкономики. Но, к сожалению, проведенный анализ показывает, что начавшийся в1987 году процесс создания совместных предприятий на территории нашей страны ивплоть до 90-х годов характеризовавшийся высокими темпами, сменился очевиднымспадом масштабов нового совместного предпринимательства. Каковы же тенеблагоприятные факторы, которые повлияли на снижение деловой активностииностранного капитала?
Прежде всего надо отметить такиепроблемы нашей экономики, как несовершенство законодательной базы инеспособность правительства обеспечить объективное законодательноерегулирование. Характерным примером может служить судьба проекта закона “Оперечне участков недр, пользование которыми может быть представлено на условияхраздела продукции”:
Пример 12. Первоначально в этом законефигурировало 250 месторождений; в марте 1997 года правительство, внося проект вГосударственную Думу, сократило его до 49 месторождений. В результатетрехмесячного обсуждения перечня в меж фракционной комиссии ГосударственнойДумы в нем осталось лишь 7 участков недр. Однако и такой “усеченный” список несмог получить статус закона. В результате всех этих проволочек Россия, ксожалению, пропустила наиболее благоприятное время для привлечения инвестицийна базе закона о СРП. На смену пику ценовой конъюнктуры на рынкахэнергоносителей, характерному для 1996 года (когда мировые цены наэнергоносители достигли наивысшего уровня за весь период войны в Персидскомзаливе), в конце 1997 года пришел ценовой кризис, концу которому пока не видно.Как следствие, привлекательность в топливном секторе резко снизилась.
Объясняется эта ситуация тем, чтопринятый 11 января “Закон о СРП” и имеющий немаловажных преимуществ с точкизрения российской экономики (помощь западных инвесторов при освоении новыхместорождений, обновлении старых и т. д.), не может создать прочную юридическуюоснову для распространения практики осуществления инвестиционных проектов наоснове раздела продукции, т. к. ряд статей Закона идут в разрез с налоговымзаконодательством.
Не стоит забывать и о влиянии такойсвязки факторов, как “политические риски — коррупция” на динамику иностранныхинвестиций. Так, согласно результатам исследования, проведенного британскойкомпанией Merchant International Group в 1996 году, иностранные инвесторысчитали Россию в политическом отношении наиболее рискованным местом осуществленияинвестиций. В аналогичном исследовании, проведенном в 1993 году печальнуюпальму первенства держала Нигерия, однако за два года она вообще выбыла изсписка стран, привлекательных для иностранных инвестиций, и уступила“лидерство” России. К, счастью, Россия не последовала примеру Нигерии изначительно улучшила свой инвестиционный имидж. Однако, не стоит забывать, чтоуже через год в России разгорится очередная предвыборная лихорадка. Помимозатруднений с принятием законодательных актов, регулирующих иностранныекапиталовложения, она может принести и новое нарастание неопределенности винвестиционной сфере, отпугивающее как “впечатлительных” инвесторов,действующих на рынках краткосрочного капитала, так и компании, нацеленные наосуществление долгосрочных проектов прямых инвестиций. Другая же сторонапроблемы — уровень неопределенности в экономической системе, обусловленныйналичием двойной системы регулирования, первый этаж которой составляютофициальные правила и процедуры,  а второй — “теневые” методы: коррупция,умышленное затягивание принятия  и выполнения решений органами государственнойвласти под влияниям лоббирования со стороны национальных компаний,“параллельное налогообложение” в виде поборов мафиозных структур, фактор личныхсвязей в регулирующих органах и т. д. — в целом это то представление, котороескладывается за рубежом относительно уровня криминализации российскойхозяйственной среды.
Пример 13. Любопытным указанием на серьезностьпроблемы является промелькнувшее в прессе сообщение со ссылкой на словадиректора ФСБ Н. Ковалева о готовности германских предпринимателей дожить вроссийскую экономику порядка 8,7 млрд. долл.в том случае, если им будутпредоставлены гарантии непосредственно со стороны ФСБ, в структуре которойфункционирует специальное подразделение по защите иностранных инвестиций ииностранных инвесторов.
Однако проблемы, связанные синостранными инвестициями в России, существуют не только с точки зренияинвесторов, неблагоприятные факторы складываются и для России как для принимающейстороны.
В условиях промышленной революции XIX-XX веков царскому правительству удалось создать в целом благоприятные условиядля развития инвестиционного процесса в стране. Сделав ставку на протекционизм,запретив ввоз промышленных товаров в страну, они тем самым обеспечили притокинвестиций в критически важные отрасли промышленности. Наше же правительствоизначально пошло не тем путем. Заинтересованные прежде всего в привлеченииинвестиций, а не создании инвестиционного климата, они допустили с однойстороны широкий наплыв импортных товаров, а с другой — путем предоставленияльгот иностранным инвесторам, попытались привлечь их в отрасли национальнойэкономики. В результате национальным производителям многих видов продукции,прежде всего потребительского назначения, пришлось капитулировать перединостранными компаниями (см. табл. 4), а иностранные инвесторы в свою очередьобратили внимание далеко не на стратегически важные отрасли промышленности, какрассчитывало правительство. По нашему мнению, основанием для предоставленияльгот иностранным инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, чтоэти льготы позволяют обеспечить приток инвестиций в критически важные отраслиэкономики. Теми же самыми льготами должны пользоваться и национальные производители,если они могут успешно конкурировать, а еще лучше — сотрудничать с иностраннымипредпринимателями в сфере осуществления инвестиционных проектов на российскойтерритории. Оптимальный вариант в этом случае предлагает российскаяавтомобильная промышленность.
Пример 14. На получение льгот могли быпретендовать 4 проекта с участием иностранных инвестиций — проекты выпускаавтомобилей “Хендай” в Ижевске, “Фаатов” на ГАЗе, “Опелей” на АвтоВАЗе, а такжепроект компании “Форд Моторз” по выпуску автомобилей этой компании в г.Всеволжске Ленинградской области.
Конечно, иметь в России новыеавтомобилестроительные предприятия — даже если “Опели” или “Форды” российскойсборки будут отставать по качеству от машин, произведенных за рубежом, — гораздо лучше, чем не иметь их вообще: все несовершенное рано или поздно можносделать более совершенным, но то, чего нет, улучшить невозможно.
Показательно также то, что царскомуправительству удалось использовать иностранный капитал в собственных целях — онбыл отправлен на развитии стратегически важных для России отраслейпромышленности, что происходило под полным контролем государства: из странывывозилась лишь готовая продукция, а не сырье, часть полученной инвесторамиприбыли реинвестировалась, совместные предприятия создавались лишь в техотраслях, в которых была заинтересована наша экономика. В России же 90-х годовситуация складывается прямо противоположным образом: условия здесь диктуютсяиностранными инвесторами, преследующими цель скорейшего о купания затраченныхсредств, получения как можно большей прибыли и быстрого “умывания рук”, т. к.они не заинтересованы в долгосрочных проектах. Наиболее привлекательными дляних являются пищевая промышленность, топливные отрасли, финансово-кредитнаядеятельность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность,торговля и общественное питание, машиностроение, транспорт и связь,металлургия. Таким образом, вложения иностранных инвесторов направляются всырьевые отрасли, а также в обеспеченные гарантированным спросом внутри Россиии в отрасли с низкой степенью обработки, продукция которых пользуется спросомна внешнем рынке.
Кроме того, существует еще однанеблагоприятная тенденция — иностранные инвесторы стремятся вкладывать капиталыв крупные региональные центры с развитой финансовой инфраструктурой, болеевысоким платежеспособным спросом населения, а также сырьевые регионы.Зарубежный капитал предпочитает регионы, в которых власти предоставляют набольшой срок землю  в бесплатное пользование или долгосрочную аренду, а такжеобеспечивают инвесторов полной и точной информацией (см. табл. 5), что совсемне свойственно царской России, т. к. правительство прежде всего имело цельюразвитие новых отраслей при помощи иностранного капитала.
Одним из достижений экономикидореволюционной России являлось то, что ей удалось  увеличить золотой запасстраны, стабилизировав рубль, сделав его общепризнанной конвертируемой валютой.В наше время, характеризующееся угрозой полной долларизации экономики, об этомне может быть и речи, тем более, что ситуация усугубляется тем фактом, что врезультате международного финансового кризиса в июле 1997 года давление нафинансовую систему страны и национальную валюту, вызванное оттоком средствнерезидентов, заставило ЦБ РФ принять экстраординарные меры для предотвращениядевальвации рубля — золотовалютные ресурсы ЦБ сократились с 25 длрд. долл. до14 длрд. долл. в мае 1998 года.
Но есть в экономике России отдельныефакторы, которые присутствовали и присутствуют в ней в любое время, независимоот сложившегося общественно-политического строя и которые относятся к числутех, которые привлекали и привлекают иностранных инвесторов: баснословнодешевая рабочая сила, исключительно выгодные в сравнении с мировыми цены насырье, топливо и конструкционные материалы и возможность освоения новогогигантского рынка сбыта товаров. Частично благодаря этим фактом, а частичновследствие того, что многие крупнейшие компании — от автомобильных дофармацевтических — инвестируют в России настолько крупные средства, что это заставляетих заглядывать дальше сегодняшних проблем на рынке России. В финансовый кризисавгуста 1998 года оказались вовлечены практически все иностранные фирмы икорпорации, работающие в стране, что заставило многие из них сократить персонали урезать заработную плату.
Пример 15. “МФК-Ренессанс”, по данным газетыNew-York Times, в сентябре 1998 года уволил почти треть персонала, другаяинвестиционная фирма United Financial Group также сократила штат и урезалазарплату на 30%, а руководству — на50%.
Тем не менее стратегические западныеинвесторы не покидают российский рынок, в доказательство чему можно привестимножество примеров.
Пример 16.  Московский представитель «GeneralMotors» заявил, что немногие компании откажутся от планов строительствапредприятий в России из-за нынешнего кризиса. «General Motors» имеет совместноепредприятие в Татарстане, которое выпускает «Chevrolet Blazer», ведутсяпереговоры о совместном предприятии с «АвтоВАЗом».
Пример 17. Новые инвестиции итальянской группы«Parmalat» в России составляют 5 млн. долл. и будут вложены в строительствозавода по производству молока и молочных продуктов в г. Нижний Новгород.
Пример 18.Германский химико-фармацевтическийконцерн «Bayer» и РАН подписали договор о сотрудничестве в научныхисследованиях в области фармацевтики и химии.
Пример 19.Японская компания “Matsushita DenkiSagyo” намерена до 2000 г. Открыть свои представительства в пяти городах Россиии стран СНГ. Компания считает, что до 2000 г. Объем продаж электроприборовбытового назначения в России и СНГ возрастет до 5 млрд. долл.
Пример 20.Новый завод по разливубезалкогольных напитков открыла компания «ПепсиКо» в Солнечногорском районеМосковской области. В перспективе планируется установить линию по разливунапитков а алюминиевые банки. Стоимость проекта – 66 млн. долл. На заводеработают 130 россиян, впоследствии число рабочих мест планируется увеличить до300.
Таким образом, как мы видим, изприведенных выше примеров, ситуация иностранных компаний на российском рынке нетак уж плоха, наоборот, несмотря на сложившиеся в российской экономике тяжелыеусловия, эти компании продолжают функционировать, а некоторые планируют дажерасширяться. Но, как уже было отмечено ранее, факторы, которые способствовалиопределению столь оптимистического прогноза, являются незначительными посравнению с теми неблагоприятными особенностями российской экономики, которые,напротив, препятствуют привлечению иностранного капитала в Россию. Многиеиностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятнымиз-за политической и экономической нестабильности, неотработанностизаконодательства, обременительной налоговой системы, неразвитостиинфраструктуры. Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу ибыстро меняющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранныхинвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельнымиорганизациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как правособственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранныеинвесторы не получают однозначных ответов. Налоговая система не стимулируетинвестиционную активность. Недостаток коммерческой информации о рынке России,региональных и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационнойсистемах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестированияв экономику России.   5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом,как видно из всего вышесказанного, в настоящее время для  России открываютсяновые перспективы притока иностранных инвестиций, выгоды которых не приходитсяставить под сомнение – они должны дать не  только серьезный импульсоздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхождению в мировуюэкономику, как это было осуществлено  в царской России. Используя в полной мереисторический опыт и практику привлечения иностранных инвестиций, современноеправительство должно принять конкретные практические  меры по улучшению работыс иностранными инвесторами – в области законодательства, кредитно-финансовой иналоговой политики, в организационной и информационной сферах, т. к.привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономикупреследует долговременные стратегические цели создания в Россиицивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегосявысоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика,предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных формсобственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. 
                     
 
 6.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.   Афонцев С. Иностранное предпринимательство в России: штрихи к историческомуобразу страны/ Россия: общественно-политический и научный журнал № 1-2 1998.
2.   Афонцев С. Иностранные инвестиции – надежды и реалии/ Россия: общественно-политическийи научный журнал № 5-6 1998.
3.   Гончаров А. Инвестиционный климат для иностранцев начинает улучшаться/Финансовые известия 8.05.95.
4.   Донгаров А. Г. Иностранный капитал в России и СССР, М., Международныеотношения 1990.
5.   Привлечение иностранных инвестиций в экономику России/ БИКИ №2 8.01.98.
6.   Рубцов А. Иностранный капитал ждет когда Россия подготовит для него почву/Финансовые известия 11.07.95.
7.   Иностранные инвестиции в России/ БИКИ № 3-4 13.01.98.
8.   Иностранные компании на российском рынке/ БИКИ № 114 26.09.98.
9.   Уринсон Я. Инвестиционный климат в России и привлечение иностранныхинвестиций/ Вопросы экономики № 8 1994.
10. Фельзенбаум В. Иностранные инвестиции в России/ Вопросы экономики № 71995.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.