Реферат по предмету "Экономика"


Инвалиды на рынке труда

--PAGE_BREAK--
1.3 Необходимость занятости инвалидов сегоня.
Переход от индустриального к социально-ориентированному постиндустриальному обществу, в продвижении человечества в социальной и экономических областях и гармоничной интеграции его в окружающую среду, предполагает возрастающую роль социальной составляющей в поступательном развитии общества и неразделимую связь экономических, политических и социальных проблем, стоящих перед ним.

В социальном измерении фокусируются и взаимодействуют последствия различных процессов, происходящих в обществе, а социальное развитие последнего зависит от степени решенности проблем, с которыми сталкивается население, в том числе и в области занятости инвалидов.

В современном обществе пересматривается отношение к инвалидам. Анализ истории развития проблем инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепции привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции в общественную жизнь лиц с ограниченной трудоспособностью. В связи с этим возникает подход к проблеме инвалидности не как к проблеме «неполноценных людей», а как проблеме, затрагивающее  общество в решении экономических и социальных задач в совокупности.

 В связи с этим, процесс социальной интеграции, к необходимости которой пришли развитые страны, позволяет осуществить переход от ограниченного взгляда на социальную политику, как на рефлекторный ответ общества, как реакцию его на определенные экономические трансформации, связанные с зашитой уровня жизни и права граждан на труд, — к развитию новых аспектов социальной политики, связанных с устойчивым развитием всего государства.

Теперь социальная политика рассматривается гораздо шире, чем это было принято ранее, когда она действительно сводилась в основном к решению вопросов условий и оплаты труда, профессиональной подготовки, пенсионного обеспечения и системы пособий. Ныне такие понятия, как социальное пространство, социальная база, людские ресурсы, социальные технологии отражают возросшую роль социальной политики.

Становится очевидным, что лишь социальная политика, нацеленная на защиту человека, обеспечение его комфортного существования и предоставляющая каждому перспективы для реализации активной роли в обществе, может быть востребована в XXI веке.

Одним из таких приоритетов социальной политики стран Европейского союза стала интеграция в общественное производство и в общество людей с высоким риском отчуждения от гражданских и социальных прав. Необходимым условием, по мнению ряда авторов, решением этой задачи выступает гарантия права на труд в достойных условиях, позволяющего достигнуть социального равенства.

На рубеже XXI века именно занятость становится приоритетом социальной политики, не только в развитых странах, но и в России.

В   России   обеспечение   занятости   инвалидов   как   приоритетное

направление формируется гораздо медленнее, но на начало 21 века все же

наблюдается  складывающийся  новый  подход к социальной политике 66

государства, который предполагает не только решение традиционных проблем человека, связанных с жизнедеятельностью человека, но и учитывает новые явления и тенденции, когда гарантия занятости инвалидов становится составной частью общего процесса гуманизации трудовых отношений.

В связи с этим, в условиях становления современной социальной политики, назрела необходимость более плательного рассмотрения и решения   таких   первостепенно   важных   проблем   для   человека,   как

Для справки. *В России государственная политика в отношении инвалидов  имеет многолетнюю историю. Начало формирования системы социальной помощь инвалидом з Российской Федерации положено 1 ноября 1917г. В 1990г. Верховным Советом СССР была принята концепция Государственной политики в отношении инвалидов и Закон «Об основных: началах социальной защищенности инвалидов СССР». Несмотря на свою декларативность, эти документы содержали весьма прогрессивные идеи, главная из которых — перенос центра шести с пассивных форм поддержки на реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество. В случае реализации эти подходы могли бы существенно изменить положение инвалидов. Однако они не сыти ратифицированы в РСФСР, а дальнейшие события 1991г. резко изменили социально-экономическое и политическое положение России. В 1993г. была осуществлена попытка принять российский закон о социальной защите инвалидов, однако вновь в сил}' известны-: политических событий лот проект закона был рассмотрен только во втором чтении Верховным Советом РСФСР и окончательно не принят Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995г. \s59 «О Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов» указанная программа быта }утверждена. Кардинальные изменения в государственной политике в отношении ннбэлнлоз предполагались в связи с принятием в 1995г. федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной зашиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданским. экономических, политических и других прав и свобод, пред ус миренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права  и международными  договорами Российской Федеральный Закон 1995г. вобрал в себя все прогрессивные нормы социальных законов зарубежных: стран и международных документов. В Законе сформулирована принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов. сформулированы новые понятия инвалида и реабилитации инвалидов внесены  изменения в конституциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, з обеспечение инвалидам равны-: с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политически?: и других прав и свобод, предусмотренные: Конституцией РФ. На практике государству, которое в течение нескольких десятков лет руководствовалось иными принципами в отношении инвалидов, чрезвычайно трудно перейти от объявления новой политической парадигмы политики к ее реализации, хотя, безусловно, новое законодательство стимулирует определенные изменен;!? з этой политике. С одной стороны новый закон об инвалидах повлек изменения в обшей системе российского законодательства, касающегося инвалидов. 3 частности, поправкой к закону о занятости от 20 апреля 1996г. фактически сняты ограничения по трудоустройству инвалидов второй и первой трупп инвалидности. С другой стороны, законодательное оформление новой политики в отношении инвалидов привело к парадоксу  российской действительности, а именно — к огромной дистанции между формально провозглашаемыми целями открытого обшества для инвалидов. максимального вовлечения инвалидов во все сферы жизнедеятельности, и реального сокращения участия инвалидов в общественном труде и общественной жизни.*

При этом необходимость занятости инвалидов рассматривается с нескольких позиций:

• реализация в сфере труда возможностей человека;

• влияние занятости на все стороны жизни общества, в том числе и политическую;

• интересы всех категорий взрослого населения удовлетворяются только посредством занятости (независимо от возраста, пола, профессии и др.);

• занятость — это основа развития экономической демократии и демократии вообще;

• степень решения проблемы занятости определяет потенциал общества

68

и его перспективы.

Обеспечение интеграции инвалидов в сферу занятости происходит и на наднациональном уровне, и на уровне отдельных государств. Однако проблемы занятости инвалидов, еше не решены не только в России, но и в других даже самых благополучных странах Европы. При сравнении уровня занятости инвалидов необходимо учитывать разницу в стандартах трудоспособности в различных странах, которые зависят от пенсионного возраста и определяются национальным законодательством по-разному. Общая тенденция такова — чем выше возраст выхода на пенсию, тем больше доля инвалидов трудоспособного возраста. Несмотря на нехватку надежной статистики, существует общее мнение, что эта группа лиц имеет низкий показатель участия в трудовой деятельности

Таблица 1

Занятость инвалидов в странах ЕС п в России (по данным 2003г)

Страна

Инвалиды, в % ко всему населению

В т.ч. трудоспособные, %

Из них занятые, %

Великобритания

12%

7,3%

50%

Германия

3,6%

4,8%

нет данных

Италия

5%

1,6%

55%

Швеция

12,1%“

8,5%

60,1%

Россия

19,51%

53%

9,2%»

По данным таблицы видно, что, по сравнению с другими странами значительная часть человеческого потенциала населения современной России не участвует в материальном и социально-культурном производстве. В России занятость инвалидов остается неоправданно низкой, что определяет необходимость повышения степени использования труда инвалидов.

Проблема необходимости занятости инвалидов ставилась еще в период плановой экономики, так, в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» указывалось, что необходимо «полнее использовать возможности для более широкого участия пенсионеров и инвалидов в общественном труде». Отмечалось, также что « занятость имеет большую социальную значимость для населения — повышает благосостояние, сохраняет здоровье, укрепляет положение в семье и обществе»74 В современных условиях эта проблема становится актуальнее.

Создание мошной конкурентоспособной России с высоким уровнем и качеством жизни является приоритетным направлением государства, поэтому

в качестве основы развития конкурентоспособной экономики России выступает обеспечение более полной и эффективной занятости как необходимой предпосылки реализации прав граждан на труд и достижении достойных условий жизни.

Необходимость включения инвалидов в сферу занятости вызвана так же и тем. что в Российской Федерации численность данной категории населения велика. Ежегодно в России признаются инвалидами около 3.5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек — впервые. Во многом этот рост обусловлен высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помогли и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами. Основную долю в обшей численности инвалидов составляют инвалиды П группы — 64 %. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 %. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453.7 тыс. человек в 1995 году до 613 тыс. человек в 2004 году.

Необходимость обеспечения занятости инвалидов созрела давно и с каждым годом она возрастает. Данные, полученные при освидетельствовании инвалидов в учреждениях службы медико-социальной экспертизы, показали, что в профессиональной реабилитации нуждаются свыше 62 % от общего числа инвалидов, в том числе:

— потребность в профессиональной ориентации отмечена у 10 % инвалидов;

— в профессиональном образовании нуждается от 5 до 15 % инвалидов в зависимости от возраста и характера патологии;

— потребность в обеспечении занятости (как показали профессиональное консультирование, профессиональный подбор. содействие в трудоустройстве) имеется у 54 % инвалидов;

— в профессионально-производственной адаптации нуждается от 30 до 90 % инвалидов.

Увеличение числа трудоспособных граждан позволит решить не только проблемы этой социальной группы, но и проблемы социально-экономической политики государства в целом.


Глава 2 Анализ статистических данных.Общие выводы.
2.1 Приведение данных в таблицах и графиках.Анализ данных.
А) Динамика численности занятых инвалидов в России

Показатели

1992

1998

1999

2001

2002

2004

2005

2006

2010 прогноз

2015 прогноз

Численность

экономически

активного

населения

страны, (млн.

чел.)

74,9

67,3

72,2

71,0

71,2

73,8

72,0

74,1





Обшая численность инвалидов (млн. чел)

3,98

8.9

10.3

10,7

10,99

14,4

14,9

15,1

17,9

24,1

Доля

инвалидов   в обшей численности населения   в целом, %

5,31

13,22

14,27

15,07

15,44

19,51

20,69

21,0





Занятые инвалиды,   в

% от всех инвалидов

25,0-28,0

15.3

н.о

9,5

10,0

9.2

8,0

7.9




    продолжение
--PAGE_BREAK--


Как мы видим из этой таблицы динамика численности инвалидов расширенная. Тоесть их количество будет только увеличиваться и будет явно свыше 21% к 2015 году. Учитывая что количество занятых инвалидов неуклонно снижается, и даже если в том же 2015-м году будет примерно 8% занятых инвалидов, то государство понесёт экономические потери от безработицы будут в виде 22 млн. человек выведенных с рынка труда. Что в общей численности экономически-активного населения будет равняться каждому третьему работнику.



Б) Данные с просторов интернета

·                   С 1993 по 2002 гг. численность инвалидов в России выросла с 4,8 млн чел. до 10,8 млн чел. (около 8% населения страны); В 2009-м году их численность была порядка 14.6 млн.чел.

·                   С 1992 по 2000 гг. численность инвалидов трудоспособного возраста увеличилась с 2,5 до 4 млн чел. (около 40% всей численности инвалидов; около 4,6% от населения трудоспособных возрастов)

В) Данные соц. опроса

·                   Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (НОБУС), май 2003

·                   Респонденты трудоспособного возраста (16-54/59 лет), N=70351 чел.

·                   Доля инвалидов – 3,8%

·                   Доля не инвалидов, проживающих с инвалидами – 9,9%



Социально-демографические характеристики



показатель (% от
N
)

инвалид

не инвалид

в среднем по выборке

из д/х с инвалидами

из д/х без инвалидов

N

3126

6074

61151

70351

доля мужчин

55,4%

47,6%

47,8%

48,1%

возраст:

 16-24

13,0%

29,3%

25,3%

25,2%

 25-34

12,8%

20,6%

22,0%

21,5%

 35-44

23,4%

22,7%

25,4%

25,0%

 45-59

50,9%

27,5%

27,3%

28,3%

тип поселения:

 1 млн чел. и более

10,7%

14,8%

16,9%

16,5%

 100 тыс. — 1 млн

27,4%

30,1%

29,7%

29,7%

 20-100 тыс.

18,0%

17,4%

17,0%

17,1%

 до 20 тыс. чел.

14,4%

12,5%

12,2%

12,3%

 село

29,5%

25,2%

24,2%

24,5%




Г)Образование инвалидов и не инвалидов.



уровень образования

инвалид

не инвалид

в среднем по выборке

из д/х с инвалидами

из д/х без инвалидов

N    (100%)

3126

6074

61151

70351

начальное и ниже

8,7%

1,5%

1,3%

1,6%

основное общее

16,6%

16,2%

12,1%

12,7%

среднее общее

27,0%

22,9%

22,9%

23,1%

начальное профессиональное

12,0%

11,7%

12,1%

12,1%

среднее профессиональное

25,1%

26,0%

28,6%

28,3%

неполное высшее, высшее и послевузовское

10,6%

21,8%

23,0%

22,4%


Как мы видим уровень образования инвалидов ниже чем уровень образования не инвалидов. Это обусловлено отсутствием необходимой инфраструктуры в нашей стране,  слабой системы реабилитации инвалидов и отсутствия условий для получения ими более качественного образования и соответственно возможности более полной реализации своего потенциала на рынке труда.

Д) Образование респондентов 16-24 лет






Положение на рынке труда



статус на рынке труда

инвалид

не инвалид

в среднем по выборке

из д/х с инвалидами

из д/х без инвалидов

занятый за последние 3 мес.

27,9%

65,7%

72,7%

70,3%

в течение недели, предшествовавшей опросу:

занятый

27,1%

62,6%

70,5%

68,1%

безработный (МОТ)

3,8%

7,1%

4,2%

4,4%

неактивный

69,2%

30,4%

25,3%

27,5%

 зарегистрированы в качестве безработного

19,7%

1,7%

1,4%

1,4%


Доля занятых не по найму




Тип найма



 

инвалиды

не инвалиды

в среднем по выборке

из д/х с инвалидами

из д/х без инвалидов

«стабильная» занятость

96,3%

93,5%

94,7%

94,7%

«нестабильная» занятость

3,8%

6,5%

5,2%

5,4%



Как мы видим из работающих инвалидов больший процент имеет стабильную занятость, это свидетельствует об наличии государственных  программы помощи инвалидам и квотировании рабочих мест для них. Эти программы помогают тем немногим инвалидам что работают сохранять за собой рабочие места.
Е) Оплата труда
(только наемные работники)

 

инвалиды

не инвалиды

в среднем по выборке

из д/х с инвалидами

из д/х без инвалидов

доля респондентов с задолженностью по зарплате

20,5%

15,3%

14,6%

14,7%

среднее число месяцев задолженности

 4,06
(7,966)

 5,85
(13,952)

 3,68
(8,054)

 3,89
(8,807)

средняя зарплата (руб.)

 2341,847
(1887,969)

 3147,999
(2624,322)

 3785,468
(3860,151)

 3705,049
(3749,107)




.Заработная плата по уровню образования




Как мы видим инвалиды получают меньше, это связано с более низкой производительностью труда. Задача государство состоит в том чтобы путём соц. Выплат приблизительно(в среднем) сравнять уровень доходов инвалидов и не инвалидов, чтобы стимулировать потребление и дать инвалидам возможность жить достойно и пользоваться теми же благами, которыми пользуются  здоровые люди.





2.2 Человеческий капитал. Россия и мир. Пути решения
По опенкам Всемирного оценке, проведенным по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16% национального богатств, природного капитала — 20%, человеческого — 64%. Для России эта пропорция иная — соответственно 14%, 72% и 14%, то есть в нашей стране роль природных богатств является доминирующей. В таких промышленно развитых странах, как Германия, Япония и Швеция, доля человеческого капитала достигла 80%. Значит необходимо использование и повышение человеческого капитала и инвалидов.

Таким образом, главным компонентом национального богатства в современных условиях должен быть человеческий капитал, а условием его накопления является высокое и неуклонно повышающееся качество жизни, так как:

1. Вложения в человеческий капитал превращаются в экономические выгодные проекты на национальном и корпоративном уровнях, а рост ценности человеческого труда становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и предпосылкой эффективных модернизационных проектов.

2. В России необходимость расширения занятости инвалидов вызвана рядом причин экономического, социального, психологического и другого характера.

3. Решение проблем занятости, в том числе и инвалидов, обеспечивающих защиту интересов целых слоев или групп населения, позволит на макроуровне укрепить национальную и международную безопасность, обеспечить социальную стабильность обшества, снизить социальную   напряженность   обшества.    Решение    этих   проблем   на микроуровне позволит повысить уровень благосостояния инвалидов, обеспечить их профессиональный рост, образование, комфортное проживание и адаптацию в обшестве и т. д., что, в конечном счете, является целью социально-экономической политики государства. Таким образом, необходимость занятости инвалидов с экономической стороны связана, прежде всего, с обеспеченностью народного хозяйства рабочей силой и наличием или созданием рабочих мест, адекватных характеру использования труда инвалидов, снижением иждивенцев, финансирующихся из бюджета государства.

Занятость инвалидов понимается и применяется в том смысле, что труд необходим как источник средств существования, учитывая то, что инвалиды как особая социально-демографическая группа занимает важнейшее место среди недостаточно защищенных слоев населения.

Социологические исследования свидетельствуют о том, что почти у 90% инвалидов размеры пенсии недостаточны для покупки одежды и обуви.

у 60% — не хватает пенсии для приобретения необходимых лекарств. Все это вызывает необходимость со стороны инвалида обеспечить себе дополнительный доход. По опенкам Министерства экономического развития России, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, куда входят и инвалиды, составляет 22,6 млн. человек, на коней 2005 года 15,8% от обшей численности населения, в 2006 году прогнозируется увеличение до 14,2 млн. человек (13,5%). По данным ВЦУЖ, в России к категории бедных и малоимущих относятся 62 млн. человек, или 39,5% населения. Распространение бедности среди инвалидов связано с утратой здоровья и потерей основного источника благосостояния -работы сегодня приобретает масштабный характер. Согласно официальной статистики, в настоящее время более 50% российских бедных являются трудоспособными, но не имеют работы.

В конечном итоге, низкий уровень доходов инвалидов крайне угнетающе воздействуют на их психологическое состояние, что является причиной серьезных стрессов, социальной апатии, а зачастую и психологических срывов людей, переживающих подобные изменения в своем образе жизни.




Заключение
В результате исследования выявлено экономическое содержание занятости инвалидов, которое раскрывается через понятие занятости инвалидов. Занятость инвалидов выступает как сложная, динамичная и поддающаяся регулированию извне, система социально-экономических отношений по поводу: включения инвалидов в сферу общественного производства в соответствии с наличием у каждого гражданина объективной возможности участвовать в общественно полезном труде в соответствии со своими возможностями и потребностями, а также использования труда инвалидов в сфере общественного производства, соединения их со средствами производства на определенных рабочих местах, приемлемых хтя данной категории и позволяющих эффективно использовать и приумножать трудовой потенциал инвалида.

Занятость инвалидов — это многофакторная проблема, которая требует хорошо организованного мониторинга и отбора критериев оценки профессиональной активности людей с инвалидностью. При характеристике отношений занятости необходимо учитывать и изменения в самом труде (процессы интеллектуализации труда), отношения занятости, изменяющиеся под влияниям развития самого человека, его способности к труду, качества его рабочей силы.

Среди факторов выделены внутренние (личностно-индивидуальные) которые напрямую связаны с индивидом, с его индивидуальными особенностями, предполагающие рассмотрение инвалида на рынке труда как работника, исходя из его потенциальных способностей к труду и возможностей. В целом такие факторы представляют собой физическую и психологическую готовность самих инвалидов заниматься трудовой деятельностью.

Для характеристики занятости инвалидов выделены три аспекта ее анализа: со стороны потребности (удовлетворение потребности в рабочих местах), со стороны производства его потребностей (замещение рабочих мест), со стороны соответствия между потребностями работников в труде и рабочими местами. Поэтому внешние факторы, влияющие на занятость инвалидов рассмотрены как производственные и непроизводственные.

Внешние производственные факторы предполагают предоставление необходимых инвалиду условий, характера работы, позволяющих осуществлять трудовую деятельность, комфортно работать, увеличивать производительность труда и профессионально расти. Под внешними непроизводственными факторами понимается система мер, принимаемых государством для стимулирования трудовой занятости инвалидов, возможности трудоустройства и повышения их конкурентоспособности на рынке труда: расширение средств научно-технического прогресса, совершенствование деятельности МСЭ, обеспечение доступа к социальной инфраструктуре, а также отношение общества к данной социальной группе.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.