Реферат по предмету "Экономика"


Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ
Проблема инфляциизанимает важное место в экономической науке, так как её показатели исоциально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизниобщества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны имирового хозяйства.
Инфляция – повышениеобщего уровня цен; обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении(падение их покупательной способности, которое проявляется в повышении цен навсе товары и услуги).
Инфляция представляетсобой весьма сложное явление, которое связано с изменением денежной массы и зарождаетсяна денежном рынке. Проблема инфляции сложна и многогранна. Инфляционныепроцессы приводят к широкому спектру негативных последствий.
Сейчас инфляцияпредставляет собой одну из наиболее острых проблем современного развитияэкономики во многих странах мира.
В Республике Беларусь,как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционныетенденции. Экономическая политика в Республике Беларусь направлена на снижениеинфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля.Приоритетной задачей является защита и обеспечение устойчивости белорусскогорубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению киностранным валютам.
Все экономисты мира признают, что инфляция тормозит естественноерасширение производственной активности экономики. А долговременная инфляция ивовсе губительна для экономики.
Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран спереходной экономикой, такой как Республика Беларусь, где можно обнаружитьодновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурнуюинфляцию, а также их подвиды.
Исходя изсформулированной актуальности темы, определим цели и задачи исследования:
Цель данной работы:попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь,а также антиинфляционную политику Беларуси.
Задачи: исследоватьособенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.

1.        ИНФЛЯЦИЯ ВБЕЛАРУСИ
1.1     Кейнсианская имонетаристская теории инфляции
Кейнсианская теория инфляции- вызвана избыточным спросом. Представители этой теории (Дж. М. Кейнс и Б.Хансен) исходят из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влиянияих на увеличение спроса. Они считают, что увеличение спроса со стороныгосударства и предпринимателей приводит к росту производства и занятости. В тоже время увеличение спроса населения, поскольку он (спрос) носитнепроизводительный характер, ведет к инфляции. В связи с этим они рекомендуютстимулировать частные и государственные инвестиции, но ограничивать заработнуюплату трудящихся. В данной концепции активную роль играет, по словам Кейнса, «эффективный»,или денежный, спрос, который, якобы, и создает денежную массу. Причем Кейнсрассматривает два вида инфляции:
— полуинфляция(умеренная, или ползучая), т.е. такой рост денежной массы в условияхбезработицы, который не представляет опасности, так как не столько приводит кросту цен, сколько способствует втягиванию безработных в процесс производства;
— подлинная инфляция(галопирующая) — она возможна при достижении полной занятости, когда ростденежной массы целиком проявляется в росте цен на товары и услуги.
В связи с этим в своейработе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Кейнсрекомендовал проводить снижение не номинальной, или «денежной»,заработной платы, которая, по его словам, является «неподатливой» всилу упорного сопротивления трудящихся, а осуществлять «гибкую,инфляционную денежную политику», ведущую в конечном счете к снижениюреальной заработной платы.
Монетаристская концепцияинфляции. Представители данного направления (М. Фридмен и др.) рассматриваютинфляцию как денежный феномен, т.е. результат избыточного количества денег вобращении. С этой целью они сопоставляют индексы денежной массы и физическогообъема ВНП. Здесь деньги играют активную роль, т.е. денежная масса «создает»спрос.
Монетаристы выступаютпротив неокейнсианских мер антициклического регулирования, рассматриваяразвитие промышленного цикла как смену инфляции (подъем) и дефляции (кризис).Отсюда они делают вывод; поскольку инфляция вызывает подъем промышленногопроизводства, ее следует поддерживать в умеренных размерах.
Монетаристская теорияинфляции связана с исследованием денежной сферы экономики. На начальной стадиипроисходит увеличение объема производства в результате увеличения количестваденег в обращении. Увеличение массы денег в обращении приводит к ускорениюплатежного оборота и инвестированию дополнительного капитала. При этом темпыповышения цен меньше по сравнению с темпами роста количества денег, имеющихся вобращении.
На второй стадии процессаинфляции цены начинают расти быстрее, чем количество денег, находящихся вобращении. Отсюда оборачиваемость денег (скорость их обращения) повышаетсябыстрее, чем их количество в обращении. Все стремятся избавиться от денег. Всвязи с этим появляется понятие «горячие деньги». Постепенноприближается так называемая «критическая точка инфляции», для которойхарактерно понижение покупательной способности денег, находящихся в обращении.И начиная с некоторого момента на определенную сумму денег можно приобрести всеменьше и меньше товаров, несмотря на увеличение этой суммы

1.2 Особенности инфляциив Республике Беларусь
В Республике Беларусь,как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционныетенденции.
Предпосылки ростаинфляции в Беларуси к началу 90-х гг. ХХ в. были заложены в диспропорциональнойструктуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- итранспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевыеэнергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризацииэкономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпускомпотребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитостьсферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условияхлиберализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционнымифакторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику схарактерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам.Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не толькокак при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80% состояла из дефицитных товаров.
В начале экономическихреформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имеласледующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскимистранами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляцияспроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структурыэкономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной намировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.
Процесс нарастанияинфляционной спирали представлен в таблице 1
 

 
Таблица 1 Индекс потребительских цен за год(соответствующий период предыдущего года = 100 %), %Год 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 ИПЦ 104,7 194 1071 1290 2321 809 153 164 173 394 Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 ИПЦ 269 161 143 128 118 108 106 102,4 101,2 104,1
В Беларуси ИПЦрассчитывается по фиксированному набору из 314 потребительских товаров, групптоваров и платных услуг. Фиксированный набор потребительских товаров и услугостается в течение определенного периода неизменным (применительно к условиямБеларуси – в течение года).
Расчет ИПЦ осуществляетсяМинистерством статистики и анализа по специальной компьютерной программе.
Нарастание инфляционныхпроцессов снизило число платежеспосо6ных предприятий, возросло количествоубыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике. [6,с.71].
Исследование феноменаинфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных еепричин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие:
1) кризис в сферепроизводства, носивший характер дефицита и обусловленный технологическойотсталостью и хроническими неплатежами;
2) монопольный характербелорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурнойперестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя;
3) режим малоговзаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутреннихпроизводителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики, иотечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-занизкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднегокачества и высокой цены предлагаемых товаров;
4) «импортируемая’,прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах вреспублике играет именно раскручивание спирали „цены на сырье (особенно наэнергоресурсы) — общий уровень цен“.
С начала кардинальныхэкономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую вее развитии отчетливо прослеживаются 5 периодов, имеющие качественныехарактеристики:
1) 1991—1994 гг. —снижение всех макроэкономических показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция свыраженным инфляционным скачком цен);
2) 1995 —1996 гг. —период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов(приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицитагосбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %); м
3)1997— 1999 гг. — новыйвиток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);
4) 2000—2001 гг. — периодснижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темповсоциально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %).
5) 2002 – 2009 гг. Следующийэтап развития экономики РБ можно назвать как межкризисный. В данный период мывидим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г.наблюдается рост инфляции (рис. 1).

/>
Рисунок 1. Инфляция вБеларуси 2000 – 2009 гг.
Разбивка на периодыобусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2009гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных еевидов:
1. Высокий рост потребительскихцен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение исдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политикипоследующих лет. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышенияцен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовыедиспропорции, отражающие деформированность структуры экономики. Из-заобвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спросапредприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить пообязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующегоспроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности.В экономике республики возник кризис неплатежей, другим важным факторомвозникновения инфляции были огромные бесконтрольные государственные затраты.Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло нане всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которыедолжны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличениемонетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработнойплаты, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы врезультате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров иуслуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной итоварной массы способствовал также эффект ожидания инфляции. [6, с.72].
Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции в республике становится инфляция издержек. Причинами ее явилисьповышение цен на российское сырье и энергию до мирового уровня, значительныйрост издержек производства, доходов населения в результате увеличенияминимальной заработной платы и т.д. Наряду с инфляцией разворачиваются процессырецессии.
2. Значительное снижениеинфляции в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Этосвидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусскихпроизводителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные,финансовые и т.д. — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представляласьнаиболее простым и доступным средством поддержания экономики.
Начало стабилизацииэкономического положения страны и роста по важнейшим макроэкономическимпараметрам было положено в 1996—2000гг. Изменилось сальдо внешнеторговогооборота — с -4,4% в 1995г. до -1,5% в 2000г:
3. 1997—1999 гг. —доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающийрост индекса потребительских цен над индексом цен производителей промышленнойпродукции.
Причиной обостренияинфляционных процессов в 1998—1999 гг. является ДКП (денежно-кредитнаяполитика), связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственныхпрограмм в области жилищного строительства, а также последствиями финансовогокризиса в России. [6, С.73].
4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественноопределяться „инфляцией издержек“ (примерно на 75 %), что обусловленоростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдаетсятенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства — уровнярентабельности реализованной продукции, работ и услуг, который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1 % — в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившаяснижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы.Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизациярыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированностиспроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениямв национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвацияофициального курса белорусского рубля по отношению к доллару США в сентябре2000 г. привела к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисномпятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный весдобавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6%) в основномза счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократиласьдоля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению вструктуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Этообъясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.
5. Причинойпослужил высокий экономический рост и мягкая денежно-кредитная политика. Однимиз основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие на общеесостояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильногокурса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, впоследние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля поотношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицитаплатежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций.В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса напродукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютнойвыручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20%девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США.
Сначала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населенияболее чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г.был выше, чем в среднем по СНГ.
Темппотребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.
Темне менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции (Рис. 2).
/>
Рисунок 2. Ставкарефинансирования и ИПЦ
Таким образом, в период2002–2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, чтоозначало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь стало предпосылкойэкономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост весьмазатруднителен, поэтому инфляция все же была довольно высока. В 2009 г. припадении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.
Специфика инфляцииопределяется условиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Из-заотсутствия внутреннего стабилизационного механизма динамика инфляционногопроцесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями.Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и способствует формированиюинститутов, собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусскойэкономики, вписывающейся в международное разделение труда.
Наряду с причинамиинфляции, вытекающими из структуры народнохозяйственного комплекса республики,есть причины и условия развития инфляции, лежащие в „монетарной сфере“.Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики(ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах.
В этих условиях требуетсянаучно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всегокомплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в областифинансовой стабилизации и укрепления денежной системы. [6, С.74].1.3Причины инфляции в современной Беларуси
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
1.  Дефицитгосударственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег вналичной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитованиясверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства.
2.  Ограничениеконкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которыесамостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. ВБеларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли(например: „Белоруськалий“), так и в остальных производствах (ОАО „Атлант“,РУПП „Витязь“, ОАО „Белтрансгаз“, ОАО „Амкодор“ ит.д.).
3.  Долларизацияэкономики. Долларизацияпредставляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдойвалютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степенивыполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средствасбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купиловалюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.
4.  Мировой кризис.Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировуюэкономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина пораженияэкономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, отэкономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронулапозже и в меньшей степени, чем наших соседей. Ведьдо недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, вкоторой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксированоснижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %.Например, в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украинепоказатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. Встранах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемыпадения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А всеэти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такиерезультаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.
Вышеперечисленные причиныявляются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционныепроцессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен наимпортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играюттак называемые „инфляционные ожидания“, когда население начинаетзапасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование икомплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешниедолги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года долг составил22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.
Таким образом,совокупность всех этих экономических факторов в большей или меньшей степенивлияет на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержатьв рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен встране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккуратмежду верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного посравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году.

2.        АНТИИНФЛЯЦИОННАЯПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Антиинфляционнаяполитика
 
В рыночной экономике, каксвидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однакоможно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государствопроводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанныхмероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен. Антиинфляционнаяполитика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования. [1,c.142]. Так как окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночнаяэкономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулированиясостоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренногоуровня. Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен толькотогда, когда определены ее основные причины. Как известно, инфляция вызываетсянарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращениемпредложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. Встранах СНГ они действуют одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией.Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на двегруппы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса,а к другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства.[3, с.30]. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждаютправительства разных стран проводить определенную экономическую политику — экспансии или сдерживания. Суть политики экспансии заключается в том, чтогосударство стремится повысить совокупный спрос путем увеличениягосударственных расходов или снижения налогов. Рост государственных расходовповышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объемспроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налоговдействует в принципе таким же образом. Воздействовать на совокупный спрос можнопосредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставкипроцента, что делает кредит на расширение производства более дешевым. Политикасдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательнойспособности населения путем урезания государственных расходов или повышенияналогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживанияинвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса. [1, c.180-181].
2.2 Основные направленияи методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь
Развитие инфляционногопроцесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамкахкоторой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Наиболее вероятными вусловиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государствоми руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены накомпенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.
Государство при выбореметодов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системымер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальнойполитики. [9].
Первоочередная важностьпроблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основныхнаправлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних летснижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная политика),проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственногоуправления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мереданную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции иустановления полного контроля над инфляционными процессами в стране.
Инфляцию, развивающуюся вмасштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать однойиз закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любойантиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализацияусловий ее возникновения и развития.
В контексте детализациисистемных причин инфляция и стратегического курса на их подавлениецелесообразно выделить ряд факторов:
·         Удорожаниеимпортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любыхимпортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
·         Рост оплаты трудаработников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
·         Увеличениеналогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
·         Повышениевзимаемых налогов на производство в одной отрасли или уменьшение субсидированияотдельных отраслей;
·         Снижениеобменного курса национальной валюты;
·         Удорожаниеотечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. [9].
Перечень системныхфакторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в нашихусловиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционнойполитики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианскиерецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционныхпроцессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможностиперенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночнойэкономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с ихинфраструктурой еще не имеют законченных форм.
В связи с возникновениемхронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономическихреформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективнуюантиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования,прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующееделовую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить купрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должностать развитие малого и среднего бизнеса.
Подавление инфляции вдолгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма,поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции такжезависят от текущих темпов инфляции.
Основы долгосрочногобезинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия,здоровое, в финансовом отношении, предприятие способное адекватно реагироватьна колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитиепроизводства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. Внастоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большиеэкономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровеньрентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкойпокупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынкисбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострениипроблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферыв функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровлениефинансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.
В целях оздоровленияфинансового состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмовответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектовхозяйствования — предпочтительнее использовать имущественную, а неадминистративную ответственность. Но это возможно лишь при проведениинадлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействованиипроцедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определеннойстепени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципаиндивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальныйподход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий сориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будетавтоматически нести и большой антиинфляционный заряд. [6, С.75-76].
Развитие инфляционногопроцесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики.Усилениеинфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валютыв сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации,государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционногоимпульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров,а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимостьотечественной продукции, при производстве которой используется импортируемыесырье и комплектующие. [9]. Для того чтобыпостроить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективноуправлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторысовременной инфляция.
Все многообразие причин,вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические —внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета,платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояниемировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных ипрочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству);психологические (инфляционные ожидания).
Из перечисленных факторовтолько внешние политические и глобальные экономические не поддаютсярегулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевогонорматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести ктрем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом,антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничениюмонетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка. В общем виде основной причиной инфляции выступаетнесоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будетэффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будутскоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического ростав стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена наэффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должнасодействовать развитию производства. Модель,взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволитсоздать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынкапродукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебанийвнешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.
В период действияуказанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществленодальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе методацелевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.
Основным направлениемрешения проблем социально-экономического развития Беларуси должно статьсочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, ролькоторого возрастает в смешанной экономике. [6, С.76].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С проблемой высокойинфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этойпроблемы использовала свои методы и пути ее решения.
Тема инфляции актуальна влюбое время и для любой страны. В курсовой работе было рассмотрено особенностиинфляции и антиинфляционные методы регулирования в Республике Беларусь.Инфляция это явление, не только связанное с движением денег, а является сложнымсоциально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельностигосударства.
Также более подробно былирассмотрены основные причины инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционныемеры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране. Всевышеперечисленные мною ранее причины являются основными, но не единственными,которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем миреу нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционногорегулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезоквремени.
Избавиться от инфляцииневозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-подконтроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплексотрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег вобращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливаетсоциальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов иобесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителейзаинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличиваетсявыпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевыхтоваров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно упредставителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих,студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
Но кроме негативныхпоследствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономистыпридерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при ежегодномповышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы,способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что ростмассы денег в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствуетактивизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди,взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит долженучитывать инфляционный рост цен.
Таким образом, реализациямер по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участиегосударства в регулировании экономики, согласованное действие различныхгосударственных структур.

ЛИТЕРАТУРА
1.        Базылев Н.И.,Бондарь А.В., Гурко С.П. и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко/Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ – Мн.: БГЭУ, 1997. –550с.
2.        Бондарь [и др.] /Макроэкономика: учебное пособие – Мн.: БГЭУ, 2009. – 415 с.
3.        Елисеев А.С.Современная экономика: Учебное пособие. – 3-е издание – М.:Издательско-торговая корпорация „Дамков и Ко“, 2007 – 504с.
4.        Заико Л.Ф.Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн.: Б.И., 1998.-53 с.
5.        Ивашковский С. Н.Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. — 472 с
6.        Козаченко Л.Д.Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективностирегулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. — №2.-с.71-77
7.        Козаченко Л.Д.Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Козаченко// ВестникБГЭУ – 2007. — №2.-с.53-59
8.        Криворотов Д.Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочнойперспективе / Банкаўскi веснiк. –– 2007. — №1. – с.25-31.
9.        Лемешевский И. М.Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие длястудентов экономических специальностей вузов — 3-е изд. — Минск, 2009г. — 440с.
10.     Плотницкий М.И.,Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. \Макроэкономика; Учеб. Пособие Под ред.М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.
11.     Шимов В.Н.Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы.Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2003. – 229с.
12.     www.bdg.by
13.     www.belarus.regnum.ru
14.     www.soyuz.by/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.