Реферат по предмету "Экономика"


Интеллектуальный ресурс современной экономики

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра экономики и управления бизнесом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Интеллектуальный ресурс
 современной экономики»
студентки III курса дистанционного обучения
Специальность «Менеджмент»
 
 
Вариант III
 
 
 
 
Проверил
преподаватель
МИНСК
2006

СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1………………………………………………………………………………3
Задание 2………………………………………………………………………………5
Задание 3………………………………………………………………………………5
Задание 4………………………………………………………………………………7
Задание 5………………………………………………………………………………8
Задание 6………………………………………………………………………………9
Задание 7……………………………………………………………………………..10
Литература…………………………………………………………………………...11
Дайте сравнительную характеристику трех стадий развития общества.
Доиндустриальноеобщество.
 Эта стадия соответствуетпервобытнообщинной и рабовладельческой формациям у Маркса. Ее также принятоназывать традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие видыхозяйственной деятельности – земледелие, рыболовство, добыча полезныхископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90%) занято в сельскомхозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевыхпродуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная изтрех стадий, и ее история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадииразвития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки иЮго-Восточной Азии. Эти страны обеспечивают продовольствием США, Европу идругие индустриальные и постиндустриальные страны, позволяя им тем самымнаходиться на более высокой ступени развития.
В доиндустриальномобществе основным производителем является не человек, а природа.
Индустриальноеобщество.
Термин впервые прозвучалв работах А. Сен-Симона на рубеже XVIII-XIX веков, и примерно в то же времяучение об индустриальной системе было развито А. Смитом. Широкоераспространение концепция индустриального общества получила в 50 — 60-х гг. XX века в США (Р. Арон, У. Ростоу, Д.Белл и другие), когда с помощью нее решались даже прикладные задачи –организация на предприятиях и решение трудовых конфликтов.
В индустриальном обществевсе силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимыеобществу товары. Промышленный переворот принес свои плоды – теперь главнаязадача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы простопрокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию,ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве,производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить все общество.
Формированиеиндустриального общества связано с распространением крупного машинногопроизводства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждениемрыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей(буржуазия) и наемных работников (пролетариат). Переход к индустриальномуобществу происходит на базе индустриализации – развития крупногомашинного производства. В конце XXвека индустриальное общество переходит к постиндустриальному.
Постиндустриальноеобщество.
Основателем концепциипостиндустриального общества стал выдающийся американский социолог Даниэл Белл.Однако сам термин “постиндустриальное общество” появился в США еще в 50-ыегоды.
Рост производства вызвалрасширение корпораций. Если в начале века корпорации занимались лишь крупнымипроизводством (железными дорогами, добычей и переработкой нефти), то во второйполовине века они захватили даже те секторы экономики, в которые традиционнозанимали частные собственники или мелкие фирмы. Также стали появлятьсякрупнейшие транснациональные корпорации. В то же время техника, используемая впроизводстве, все более усложнялась, что вызвало потребность вквалифицированных кадрах и увеличило ценность научного знания.
С конца 60-х термин“постиндустриальное общество” наполняется новым содержанием – возрастаетпрестиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов,менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенноначинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активноиспользуются научные знания.
Переход к новому типуобщества – постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Обществоуже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаютсяразличные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний.А в результате научно-технической революции произошло превращение науки внепосредственную производительную силу, которая стала главным фактором иразвития общества, и его самосохранения. Что представляет собой объект собственности современных интеллектуальных работников?
Сегодняв западной литературе развернулась дискуссия о том, что же именно являетсяобъектом собственности современных работников интеллектуальной сферы. Согласноразным мнениям, в качестве такового могут выступать как готовый продукт ихтворческой деятельности — знания или информация, так и организационный процесс,предложенный тем или иным менеджером, и даже сама деятельность, обладающаяуникальными характеристиками. Предпринимаются попытки ввести в научный обороттакие экзотические понятия, как «внутренняя собственность»,неотделимая от самой личности, или «не-собственность», говорится отом, что собственность вообще утрачивает какое-либо значение перед лицом знанийи информации, права владения которыми могут быть лишь весьма ограниченными иусловными. Укрепляется мнение о том, что личная собственность, в отличие отчастной, в ходе использования обогащает работника, формируя его новыенеотчуждаемые способности, и служит более мощным побудительным мотивом, чемлюбой иной вид собственности. В основе личной собственности лежит неоспоримаяпринадлежность человеку его личных качеств и продуктов его деятельности, арезультатом выступает преодоление свойственного индустриальной эпохе отчуждениячеловека от общества.Как защищаются авторские и смежные права в РБ?
За  защитой  своего  авторского  права  или смежных прав правообладатели обращаются в установленном порядке в судебные и другие  органы  в соответствии с их компетенцией.
Правообладатели вправе требовать:
ü признания авторского или смежных прав;
ü восстановления  положения,  существовавшего  до  нарушения  авторского   или смежных прав;
ü пресечения  действий,  нарушающих  авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения;
ü возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
ü взыскания дохода, полученного нарушителем  вследствие  нарушения  авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;
ü выплаты  компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом,  вместо  возмещения  убытков  или  взыскания  дохода  с  учетом  существа правонарушения; (абзац 7  части  1  пункта  2  статьи  40  в  ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З)
ü принятия  иных  предусмотренных законодательными  актами  мер,  связанных  с защитой авторского или смежных прав.
Контрафактные экземпляры произведений,  записанных исполнений, фонограмм, передач  организаций  эфирного  или  кабельного  вещания  подлежат  обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела  о  защите авторского права и смежных прав.
Суд  вправе  вынести  решение  о  конфискации  любых  материалов   и  любого оборудования,  в  том числе любых устройств, незаконно  используемых  для  изготовления  и воспроизведения  экземпляров  произведений,  записанных  исполнений,  фонограмм, передач организаций эфирного или  кабельного  вещания  с  обращением  их в доход государства.
Контрафактные   экземпляры   произведения,   записанного   исполнения, фонограммы,  передачи  организации  эфирного  или  кабельного вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию.
Не  востребованные  обладателями  авторского  права   и   смежных   прав контрафактные   экземпляры  произведения,  записанного  исполнения,  фонограммы, передачи организации  эфирного  или  кабельного вещания подлежат уничтожению или переработке с обращением в доход государства.
 Что такое креативная корпорация?
Развитие“новой экономики” привело к широкому распространению мелких компаний, которыемогут быть организованы с минимальными инвестициями и основным достояниемкоторых являются интеллект и таланты их основателей. Развитие подобных структуртребует партнерства творческих личностей, а не отношений руководства иподчинения; их цели приобретают ярко выраженную неэкономическую составляющую.
Такиеобъединения представляют новый тип – креативные корпорации. Ониявляются уже не столько элементами общества, сколько общностями. Данныеобразования организуют деятельность не на основе приказов руководителя, решениябольшинства и даже консенсуса, а на базе внутренней согласованности ориентирови стремлений сотрудников. Впервые мотивы деятельности оказываются выше еестимулов. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностныхустановок ее членов, управлении знаниями, сменяющем прежнее научное управлениеиндустриальной эпохи, становится наиболее гармоничной и динамичной формойпроизводственного сообщества.
Креативнаякорпорация отличается от других типов корпораций по целому ряду параметров:
ü ее деятельность в первуюочередь отвечает внутренним устремлениям и идеалам создателей и выходит зарамки экономической целесообразности. Превалирует, как правило, ихстремление реализовать свой творческий потенциал, накопленный ранее, –разработать и организовать производство принципиально новой услуги, продукции,информации или знания. По мере развития компании этот весьма сильный мотивдополняется желанием самореализации в качестве ее создателя как социальнойструктуры;
ü она строится вокругтворческой личности, гарантирующей ее устойчивость и процветание.Успехвладельцев здесь обусловлен не контролем над большей частью капитала своихкомпаний, а тем, что они как основатели бизнеса, ставшего главным проявлениемих творческих возможностей, несут за него ответственность, олицетворяя в глазахобщества в первую очередь созданный ими социально-производственный организм.Для таких предпринимателей характерно отношение к бизнесу как к своему творениюи, следовательно, приверженность целям организации оказывается болееустойчивой, чем та, что базируется на отношении к ней как к своейсобственности;
ü такие хозяйственныеобразования чаще всего не следуют текущей хозяйственной конъюнктуре, аформируют ее.Их продукцию обычно составляют качественно новые товарыили услуги. Креативные корпорации в большинстве случаев не принимают формудиверсифицированных фирм и конгломератов, сохраняя ту узкую специализацию,которая была предусмотрена при их создании. Радикально изменяя обликсовременного бизнеса, они тем не менее не отрицают прежних организационныхформ. Причем они видоизменяют реальность деловой жизни, привнося в нее невполне экономические элементы, основанные на возрастающей свободе индивидов ипорождающие дальнейшее ее упрочение и развитие;
ü они не только способныразвиваться, используя внутренние источники, но и обнаруживают возможностьпостоянно преобразовываться, давая жизнь все новым и новым компаниям.Действительно, в условиях, когда отдельные работники в некотором смыслеперсонифицируют определенные элементы производственного процесса, не существуетсерьезных препятствий для выделения из той или иной структуры данного типановых самостоятельных элементов.
Отсюда можносделать вывод, что в наступившем столетии роль креативных корпораций усилится.Именно этот факт отражает реальный масштаб и значение современной технологическойреволюции.Что такое инфраструктурные активы и в чем их значимость?
Инфраструктурныеактивы — это те технологии, методы, методики и процессы, которые делают работупредприятия вообще возможной. Например, корпоративная культура, методы оценкириска, методы управления торговым персоналом, финансовая структура, базы данныхпо рынку в целом и отдельным покупателям, коммуникационные системы. Значимостьинфраструктурных активов заключается в том, что они позволяют предприятию функционироватьболее упорядочение, надёжно, исправно и качественно, формируя среду, в которойсотрудники предприятия работают и общаются друг с другом. Каковы формы проявления постэкономической мотивации?
Когда материальные потребности людейудовлетворяются на приемлемом для них уровне без перенапряжения их физическихили нравственных сил, простая прибавка к заработной плате означает меньше, чемвозможность располагать свободным временем или разнообразить свою активность.Однако самореализация за пределами производственного процесса всегда страдаетизвестной ограниченностью, так как профессиональная деятельность любогочеловека остается основным содержанием его жизни, и если неудовлетворенность еювызывает необходимость искать более привлекательное дело в свободное время,человек вряд ли способен достичь подлинного душевного равновесия. Поэтомуусовершенствование активности людей на их рабочих местах с учетом изменившихсяценностей должно было стать следующим неизбежным шагом на пути формированияновой мотивационной системы. Проявления нематериалистически обусловленнойдеятельности в рамках производства стали обращать на себя внимание в 60-е и70-е годы, в эпоху перехода от индустриального общества к постиндустриальному.В то время мотив самореализации не мог еще доминировать в самомпроизводственном процессе — индустриальная система хозяйства, способнаяответить на любые запросы человека-потребителя, была не в состоянии адекватноудовлетворить потребности творческой личности. В этот период первое место на шкалеценностей заняли элементы социального и коллективного признания тех илииных достижений работника. Они не обязательно должны были сопровождатьсяповышением его заработной платы или продвижением по служебной лестнице;возрастающий авторитет человека и его влияние на происходящие в организациипроцессы, как правило, совпадали по времени с упрощением организационнойструктуры компаний и уменьшением количества должностных градаций. Заметноепроявление поистине неэкономических мотивов в масштабах всего общественногопроизводства началось в 80-е годы, когда в результате информационной революциистали сокращаться рутинные операции, и расширилось поле приложения творческихспособностей каждого работника. В это же время производство стало выходить запределы собственно завода или института. Еще в конце 50-х годов отмечалось, что«профессионалы, руководящий персонал, лица с высоким уровнем образованияимеют тенденцию активно заниматься профессиональной деятельностью вне границрабочего дня». В современных же условиях грань между свободным и рабочимвременем, между рабочим местом и рекреационным пространством в известнойстепени стирается. К началу 80-х годов около 30 процентов производственнойдеятельности менеджеров, конструкторского персонала и информационных работниковосуществлялось за пределами нормированного рабочего дня.
      Таким образом, с одной стороны, человек все глубже втягивается впроизводственные процессы, с другой — деятельность на рабочем месте во всебольшей степени предполагает потребление информации и усвоение знаний,полученных другими людьми. В результате происходит размывание границ междупроизводительным и непроизводительным трудом, между производственнойдеятельностью и досугом, и в конечном счете — между производством ипотреблением. Возникает переход от «чистого» производства к процессу,в котором важную роль играет потребление, от «чистого» потребления — к производительной деятельности, воспринимаемой в качестве своеобразногодосуга. Выберите из нижеприведенного перечня те географические указания, которые также можно считать наименованиями мест происхождения.
а) виноБордо;                                     г)шампанское;                           
б) сырАтлет;                                       д) сталь Шеффилд;
в) сыр Рокфор;                                    е)сделано в Японии.
          
Я считаю, чтонаименованиями мест происхождения можно считать вино Бордо, шампанское, и стальШеффилд.

ЛИТЕРАТУРА:
1.  ЗаконРеспублики Беларусь от 16.05.1996 N 370-XIII (ред. от 04.01.2003) «ОБАВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ».
2.  Иноземцев В. Л. Современноепостиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М., 2000.
3.  Иноземцев В. Л.Цели и структуры корпорации как основы ее конкурентоспособности. // Проблемы теориии практики управления.
4.  Историясоциологии: учебное пособие. – Мн. «Вышэйшая школа», 1997.
5.  www.cis2000.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.