Реферат по предмету "Экономика"


Инновационная деятельность на предприятии

Содержание
 
Введение
1.Инновационная деятельность
1.1Инновации, их экономическая сущность и значение
1.2Инновационный процесс как объект управления
1.3Структура инновационного процесса
1.4Классификация инноваций
2.Инновационная деятельность на примере ТОО ХКБ « Аксай»
2.1Характеристика ТОО ХБК «Аксай»
2.2Создание новой системы мотивации персонала ТОО ХБК «Аксай»
2.3Анализ потенциала предлагаемого проекта
2.4Итоговая оценка предложенного инновационного проекта
Заключение
Списоклитературы

Введение
 
Возможные пути создания благоприятного инновационного климатав казахстанской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распадаСоветского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы“внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационнаяактивность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудованияпостоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет. С тех пор был принятряд государственных
Концепций регулирования и стимулирования инновационнойдеятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, созданряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая созданиеинфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остаетсяразорванность связей между основными участниками инновационного процесса(разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность ипоэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.Вофициальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечныерезультаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового илиусовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса или способа производства(передачи) услуг, используемых в практической деятельности.
От того, какое определение инноваций используется, зависятвсе формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единогоподхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и непроводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовалисьбы инновации.
Существующие оценки инновационной деятельности основываютсяна выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняетсянередкое противоречие их результатов. Инновационным является такое предприятие,которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, ктобыл автором инновации — работники данной организации или внешние агенты(внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органоввласти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другиепредприятия). Таким образом цель этой работы — дать представление обинновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основныезадачи — понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотретьвлияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующийсубъект, а предметом — инновационная деятельность. При изучении инновационнойдеятельности предприятия использовались сравнительный анализ и метод сбораданных.
инновационный процесс нововведения

1. Инновационная деятельность
 
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение
 
Следует различать термины «нововведения» и «инновации».Инновация более широкое понятие, чем нововведение.
Инновация — это развивающийся комплексный процесс создания,распространения и использования новой идеи, которая способствует повышениюэффективности работы предприятия. При этом инновация — это не просто объект,внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль врезультате проведенного научного исследования или сделанного открытия,качественно отличный от предшествующего аналога.
Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать какпроцесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее — впроизводство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этомконтексте можно выделить два под — хода к научно-техническому нововведению.
Первый подход отражает в основном продуктовую ориентациюнововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпускаготовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позициипотребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себепродукты — не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей.Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведениярассматривается как передача научного или технического знания непосредственно всферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителятехнологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологиии удовлетворяемой потребности.
Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночнуюструктуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновациявсегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического,так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновацииакцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование.В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный,технический или экологический эффект.
Инновационный процесс — это процесс преобразования научногознания в инновацию, который можно представить как последовательную цепьсобытий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта,технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов,технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: егонаправленность, темпы, цели зависят от социально — экономической среды, вкоторой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развитиявозможен подъем экономики.
Инновационная деятельность — это деятельность, направлена наиспользование и коммерциализацию результатов научных исследоваемой и разработокдля расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемойпродукции, совершенствования технологии их изготовления с последующимвнедрением и эффективным реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.
Инновация может быть рассмотрена как:
— процесс;
— система;
— изменение;
— результат.
Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результатприкладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс,который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.
Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы,продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как илюбого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов.Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форморганизации инновационных процессов определяют три фактора:
— состояние внешней среды (политическая и экономическаяситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практикагосударственно-монополистического регулирования и т.д.);
— состояние внутренней среды данной хозяйственной системы(наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые иматериально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаясяорганизационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешнейсредой и т.д.);
— специфика самого инновационного процесса как объектауправления.
Инновационные процессы рассматриваются как процессы,пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговуюдеятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные наудовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации являетсяналичие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложитьмаксимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, которыйнашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок,взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.
Новшества формируют рынок новаций, инвестиции — рыноккапитала, инновации — рынок конкуренции инноваций. Инновационный процессобеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуальногопотенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальныйприрост добавленной стоимости.
 
1.2 Инновационный процесс как объект управления
 
Инновационный процесс может рассматриваться как относительнообособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессыи структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо ихсущественного изменения (пример — выпуск некоторого технического изделия, незаменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их).Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделениюресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов кучастию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.
Признание полезности новой концепции или идеи конечнымпотребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция — этоотличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеютсоциальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации.Вторичное внедрение относится уже к обновлению.
Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого родаотносятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производствоинноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые изцентрализованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения,ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинкиуже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны длявсех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они ужечаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.
Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из такихкритериев, как уникальность и новизна; а имитатор — из таких критериев, какжизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.
Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, еслиперсонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками вданной промышленной сфере. Инновации крайне важны для таких организаций,которые продают лицензии.
Под воздействием современных изменений, тенденций и процессовкак в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые немогут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей.Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новыхсредств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационнойдеятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.
 
1.3 Структура инновационного процесса
 
В динамическом плане, т.е. во времени, структуруинновационного процесса можно представить в следующем виде:
1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);
2) формулировка целей инновации;
3) анализ существующего положения (диагностика проблемыорганизации или отдельного ее элемента);
4) принятие решения о целесообразности разработки инновацииопределенного вида;
5) разработка (проектирование) инновации;
6) согласование и утверждение проекта инновации;
7) подготовка объекта к инновации;
8) внедрение инновации;
9) оценка фактической эффективности инновации;
10) устаревание.
Контроль перехода от одной операции инновационного процесса кдругой является действенным инструментом управления процессом внедренияинновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степеньюбеспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на ихстыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделенийпри переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованностиорганизаций, выполняющих соответствующие операции.
Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом,а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования,которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффектав основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесьреализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.
Заключительная фаза жизненного цикла инновации — ееустаревание.
 
1.4 Классификация инноваций
 
Для получения более высокой отдачи от инновационнойдеятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимостьклассификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или инымпризнакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объектаинновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всюпоследующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышениеэффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и ростее объемов.
Классификация инноваций на соответствующие группыосуществляется с помощью следующих признаков.
По признаку возникновения инноваций выделяются две группы:защитные и стратегические.
Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровеньконкурентоспособности производства и продукции на основе внедрениясоответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.
Стратегическая формирует перспективные преимущества вконкурентной борьбе.
По предмету и сфере приложения инноваций происходит делениенововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферыиспользования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках),процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).
По степени новизны инноваций выделяют:
-нестандартные группы инноваций, включающие новый товар,произведенный на основе впервые разработанного технического решения, неимеющего аналога;
-улучшающие — новые товары или технологические процессы,разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса иобеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнениис действующими аналогами;
модификационные нововведения, расширяющие эксплуатационныевозможности товара или технологического процесса.
По характеру удовлетворения потребностей инновационные группыопределяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новыепотребности.
По масштабам распространения инновации могут быть базовымидля молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми вовсех отраслях промышленного производства.
Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрениеявляется весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существуетмножество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационногопредпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.
Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные,улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь,подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) инетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах).Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша,посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее — кпсевдоинновациям.
Детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И.Пригожиным. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств(материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления,особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборотзамещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные,диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия«инновация» и «новшество». Новшество, по мнению А.И.Пригожина, — это предмет инновации; новшество и инновация имеют различныежизненные циклы; новшество — это разработка, проектирование, изготовление,использование, устаревание. Инновация же — это зарождение, диффузия,рутинизация (стадия, когда инновация «реализуется в стабильных, постояннофункционирующих элементах соответствующих объектов»).
— крупнейшие (базисные) инновации — реализуют крупнейшиеизобретения и становятся основой революционных переворотов в технике,формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновациитребуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но затообеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект,однако происходят они не каждый год;
— крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений)- формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Ониреализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие(базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективностисравнительно меньше;
— средние инновации реализуют такого же уровня изобретения ислужат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколениятехники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферуприменения этого поколения;
— мелкие инновации — улучшают отдельные производственные илипотребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использованиямелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этихмоделей, либо повышению эффективности их использования.
М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости отстепени использования в них научных знаний и широкого применения:
1) основанные на использовании фундаментальных научных знанийи широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности (например, ЭВМи др.);
2) также использующие научные исследования, но имеющиеограниченную область применения (например, измерительные приборы дляхимического производства);
3) разработанные с использованием уже существующихтехнических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новыйтип смесителя для сыпучих материалов);
4) входящие в комбинации различных типов знаний в одномпродукте;
5) использующие один продукт в различных областях;
6) технически сложные новшества, появившиеся как побочныйрезультат крупной исследовательской программы (например, керамическая кастрюля,созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космическойпрограммы);
7) использующие уже известную технику или методы в новойобласти.
Обобщенная классификация инноваций по признакам. Признак классификации Виды инноваций С точки зрения цикличного развития
— Крупнейшие
— Крупные
— Средние
— Мелкие В зависимости от степени использования научных знаний
Основанные на:
— фундаментальных научных знаниях
— научных исследованиях с ограниченной областью применения
— существующих технических знаниях
— комбинации различных типов знаний
— использовании одного продукта в различных областях
— побочных результатах крупных программ
— уже известной технологии С точки зрения структурной характеристики
— На входе
— На выходе
— Нововведения структуры предприятия С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности
— Технологические
— Производственные
— Экономические
— Торговые
— Социальные В области управления
— Инновации продукции
— Инновации процессов (технологических)
— Инновации рабочей силы
— Инновации управленческой деятельности С точки зрения назначения
— Для потребления в качестве товара массового спроса
— Для промышленного потребления в гражданских отраслях
— Для потребления в оборонном комплексе По способу
— Экспериментальные
— Прямые По стадии жизненного цикла
Инновации, внедряемые на стадии:
— стратегического маркетинга
— НИОКР
— организационно-технологической подготовки производства
— производства
— сбыта
— сервиса В зависимости от размера экономического эффекта
— Обнаружение новых областей применения (повышает эффективность в 10-100 и более раз)
— Использование новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз)
— Создание новых конструктивных решений (повышает эффективность на 10-50%)
— Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%) По уровню управления
— Федеральные
— Отраслевые
— Территориальные
— Первичного звена управления По срокам управления
— 20 и более лет
— 10-15 лет
— 5-10 лет
— до 5 лет По степени охвата жизненного цикла
— НИОКР
— Освоение и применение НИОКР По объему
— Точечные
— Системные
— Стратегические По отношению к предыдущему состоянию процесса (системы)
— Заменяющие
— Отменяющие
— Открывающие
— Ретронововведения По назначению
Направленные на:
— эффективность
— улучшение условий труда
— повышение качества продукции По источнику планирования
— Централизованные
— Локальные
— Спонтанные По результативности
— Внедренные и полностью используемые
— Внедренные и слабо используемые По уровню новизны
— Радикальные и изменяющие или создающие вновь целые отрасли
— Системные
— Модифицирующие
Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей,но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязанымежду собой.
Классификация дает специалистам базу для выявлениямаксимального количества способов реализации инноваций, тем самым создаваявариантность выбора решений.

2. Инновационная деятельность на примере предприятия
 
2.1 Характеристика ТОО ХБК «Аксай»
 
ТОО ХБК «Аксай" является крупнейшим предприятиемхлебопекарной отрасли в Казахстане. Ежедневно завод производит более 150 тоннхлебобулочных, бараночных, сухарных и кондитерских изделий.
В период «становления» комбината было ряд сложностей. Врезультате переоснащения производства и формирования сильной командыпрофессионалов, нам удалось осуществить успешный пересмотр ассортиментной исбытовой политики, что позволило получить явные конкурентные преимущества и занятьлидирующее положение на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий.
Рост выпуска продукции и заметное повышение ее качестваобусловили необходимость в яркой и запоминающейся торговой марке. Так возниклаторговая марка «Аксай -нан», которая сегодня является признанным брендом вКазахстане. В настоящий момент под этой маркой выпускается более 200наименований продукции.
Этапы развития предприятия
1987 г. — Комбинат построен и сдан в эксплуатацию;
1988 г. — Освоение производственных мощностей. В сентябре1988 г заработали все 12 поточно-механизированных линии. Город узнал новогопроизводителя хлеба и бараночных изделий.
1998 г. — Создание булочного цеха, освоение выпускамелкоштучных булочных и сдобных изделий;
1991 г. — Создание кондитерского цеха. Освоение выпускакондитерских изделий на базе линии по производству пирожных типа «эклер». Ксегодняшнему дню – это солидное производство широкого ассортимента тортов,пирожных, кексов, рулетов, сдобного печенья;
1994 г. — Освоение выпуска батонов;
2000 г. — Освоение выпуска пряников и овсяного печенья.Сегодня это высокомеханизированная линия мощностью 8 т/сутки;
2002 г. — Освоение выпуска закусочных сухариков и первыйупаковочный аппарат для сушек;
2004 г. — Проведение первого в Казахстане «Праздника хлеба»;
2004 г. — Открытие супермаркета «Аксай — нан»;
2004 г. — Открытие филиалов в г. Кокчетав и г. Оскемен(Усть-Каменогорск);
2005 г. — Сертификация системы менеджмента качества насоответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000;
2007 г. — Построение интегрированной системы менеджментакачества на основе ИСО 9001:2000, 14001:2004 и 22000:2005;
2007 г. — Запуск новой поточно-механизированной линии длябородинского хлеба. Первая линия в г. Алматы, по нарезке и упаковке хлеба в пакеты;
2007 г. — По итогам конкурса Quality Award 2007 компанияотмечена медалью и дипломом в номинации: лучшая система управления и высокийвклад в развитии качества.
2008 г. — Первое место на региональном конкурсе-выставке«Алтын Сапа» в номинации «Лучшие продовольственные товары».
2008 г. — Запуск цеха мелкоштучных изделий.
2008 г. — Аттестация микробиологической лаборатории.
2008 г. — Ресертификация системы менеджмента качества ИСО9001 с принципами КазССР!
2008 г. — Запуск Булко хлебочного комбината.
2008 г. — Запуск линии по производству подовогоржано-пшеничного хлеба «Юбилейный».
2008 г. — Первое место на республиканском конкурсе«Алтын Сапа».
2008 г. — Вручении Премии Президента РК за достижения вобласти качества.

2.2 Создание новой системы мотивации инновационного персонала(рабочих и специалистов) ТОО ХБК «Аксай»
 
Создание новой системы мотивации персонала ТОО ХБК «Аксай»
Основное внимание в «Положении о системе оплаты истимулирования труда персонала» на предприятии было уделено материальнымметодам стимулирования, которые, на самом деле, были малоэффективны и не вполной мере качественно разработаны. Они наиболее типичны для Российскихпредприятий вообще. В соответствии с Трудовым Кодексом предприятиесамостоятельно устанавливает вид системы оплаты труда, размеры тарифных ставоки должностных окладов, а также формы материального поощрения.
На основе анализа литературы и проведенных исследований былапредложена новая система мотивации инновационных работников:
— меры по материальной мотивации:
1) Организация стимулирования творчества, то есть поощрениерационализаторских предложений, которые находят применение. Если предложениепринимается, его автор получает 25% общей суммы экономии на себестоимости додвух лет после внедрения усовершенствования. Можно осуществлять финансовуюподдержку деятельности новаторов по двум направлениям: свобода в использованиидо 15% своего рабочего времени; обеспечение существенной ресурсной поддержки(система грантов и субсидий).
2) Организация «оплаты за квалификацию» для широкопрофильныхспециалистов, успевших внести некоторый вклад в научно-техническое развитиепредприятия. При освоении каждой новой специальности исполнитель получаетприбавку к заработной плате, при этом приобретенные знания должны в той или иноймере использоваться в работе. Эта система включает понятие «единицаквалификации», определяющее сумму знаний, умений, навыков, необходимых длявыполнения новой, дополнительной работы и получения очередной надбавки.
3) Можно также последовать зарубежному опыту. Например, фирма«Хьюлит Паккард» привязывает зарплату некоторых менеджеров к количествупредставленных ими новых продуктов. На крупных машиностроительных предприятияхтакой метод стимулирования можно применять по отношению к работникам, внесшим вкладв улучшение конструкции выпускаемых изделий или совершенствованиетехнологических процессов.
4) Также можно премировать сотрудников в зависимости отсложности и рискованности предложенных изобретений. Тогда расчет вознагражденияза изобретение можно представить следующим образом:
Вознаграждение за изобретение = Оклад работника x Ктн xКважн,
где Кважн — коэффициент важности (табл. 1),
 Ктн — коэффициент технической новизны (табл. 2).
Таблица 1
Определение коэффициента важностиПризнак важности результатов изобретательской и рационализаторской деятельности для предприятия Значение коэффициента важности изобретения / рационализаторского предложения Неважно Сомнительная важность (неявная) 0,5 Не вносит конструктивных изменений в изделие 1,1 Изобретение / предложение для организации имеет определенную важность 1,5 Изобретение / предложение очень важно для предприятия и в дальнейшем поможет ему завоевать более прочную позицию на рынке 2

Таблица 2
Данные для коэффициента технической новизныПризнаки неочевидности получения положительных результатов Значение коэффициента технической новизны Техническое решение заключается в применении известных средств 1,0 Техническое решение заключается в новой совокупности известных технических решений, создающих положительный эффект 1,2 Техническое решение, имеющее прототип, совпадающий с новым решением по большинству основных признаков 1,5 Техническое решение, имеющее прототип, совпадающий с новым решением по половине основных признаков 2,0 Техническое решение, имеющее прототип, совпадающий с новым решением по меньшинству основных признаков 2,5 Техническое решение, характеризующееся совокупностью существенных отличий, не имеющих прототипа 3,0
— нематериальные методы мотивации:
Средством мотивации, как известно, может служить все, чтоспособствует укреплению у человека чувства самоуважения.
1) Можно посоветовать использовать банки отпусков, которыеобъединяют оплаченные дни отпусков, больничные дни. Когда работнику требуетсядополнительно взять какой-либо день (или несколько дней) для своих нужд, онможет пользоваться запасом дней из банка отпусков, «выкупить» какое-то их числов счет будущих отпускных или взять в обмен на другие льготы.
Льготы и выплаты социального плана не фигурируютнепосредственно в платежных ведомостях, но существенно влияют на уровеньдоходов работников. Они служат социальной защитой трудящихся и позволяютпредприятиям привлекать и закреплять квалифицированных работников.
2) Не следует ограничивать конструкторам сферупрофессиональной деятельности рамками отдельного предприятия, даже предоставляяим весомый пакет материальных льгот. Ведь нереализованные научные и социальныеамбиции способны снизить мотивацию работника. Для этого следует ввести льготныйрабочий режим для ведущих специалистов, чтобы они могли параллельно продолжатьнаучную карьеру: вести преподавательскую деятельность, выступать нанаучно-практических конференциях, защищать диссертации по материаламвнутрифирменных разработок. Основным творческим сотрудникам до 15% рабочеговремени стоит позволить заниматься своими проектами.
3) При наличии у предприятия средств оправданно посылатьведущих работников в зарубежные командировки, на стажировки, краткосрочныекурсы для повышения знаний ведущих работников.
4) Можно предоставлять определенную организационную свободуведущим сотрудникам, по возможности переходить с ними на виртуальные способыкоммуникации: общение с помощью компьютера или мобильного телефона.Инициативные и творческие люди способны сами организовать рабочий день, ориентируясьне на выработку «человеко-часов», а на конечный результат — наукоемкий продукт.
5) Можно ввести на предприятии систему конкурсов.Победителям: нужно обеспечить повышение в должности, грамоты, повышениезарплаты и выплаты премий до следующего конкурса.
Для стимулирования победителей можно создать фондпремирования и стимулировать новаторов премиями по убывающей шкале взависимости от прибыли, получаемой с внедрения инновации на рынок, публичноеразмещение рейтинга новаторов (авторов изобретений), публичные благодарности,вручение дипломов, грамот и подарков, присвоение более яркого названиязанимаемой должности; включение авторов идей на какой-то срок в составкоординационного совета (группы) по обеспечению качества как почетныхноваторов-экспертов.
И моральное, и материальное стимулирование должны бытьзакреплены в специальных документах на предприятии. Моральное поощрение недолжно отрываться от материального.
Служба управления персоналом должна работать сруководителями. Ведь инновационный потенциал сотрудника может проявляться вразличных формах, но во власти руководителя направить его в нужное русло.Инновационный руководитель должен стать наставником персонала./>
 
2.3 Анализ потенциала предлагаемого проекта/>
 
Данный проект подразумевает внедрение нового отдела ворганизационную структуру предприятия, а так же создание единой системы базыданных по сбору и обработке инновационных идей и предложений сотрудников.
Все введенные инновационные технологии окажут ТОО ХБК «Аксай»наиболее положительные результаты, связанные с финансово-экономическойдеятельностью, сформируют более уверенный имидж предприятия, дадут толчок дляинновационного развития предприятия.
Данная инновационная деятельность будет ориентирована, преждевсего, на рынок. Ее внедрение позволит привлечь большее число клиентов,повысить материально-технический оборот продукции, увеличит прибыль.
Главной целью ТОО ХБК «Аксай» является внедрение технологий,с целью повышения прибыли, дальнейшее совершенствование с помощью новыхинновационных внедрений.
Благодаря данному проекту, на заводе будут развиваться новыетехнологии, будет совершенствоваться работа цехов,появится новое оборудование.
Оценка параметров проекта
1. Совместимость проекта с текущей стратегией предприятия, накотором предполагается внедрение. Этот параметр оценивается в 10 баллов, таккак в полном объеме совпадает с текущей стратегией предприятия.
2. Представление сотрудников о предприятии полностьюсовпадает с предлагаемым проектом. Параметр оценивается в десять баллов.
Риск при реализации данного проекта состоит в том, чтофинансирование предлагаемых инновационных мероприятий может оказатьсущественное влияние на развитие других отделов, так как данный проект являетсякрупномасштабным и представляет для предприятия большую ответственность.Параметр можно оценить в шесть баллов.
3.По мере коммерциализации проекта риск будет снижаться, таккак основные затраты будут уменьшаться, а эффект от внедрения новыхинновационных мероприятий проявиться в увеличении всех показателейэкономической деятельности. Этот параметр можно оценить в девять баллов.
4.Оценка доли рынка. Проект, в случае его внедрения займет неочень значительную долю рынка, однако, учитывая общую величину рынка, объемыреализации продукта с помощью новейших технологий могут быть значительны. Вцелом этот параметр можно оценить в пять баллов.
5.Соответствует ли проект инновационной стратегиипредприятия. Инновационной стратегией предприятия является развитиепредприятия, достижение максимального эффекта, который будет выражать вмаксимизации прибыли, улучшении всех финансово-экономических показателейкомпании. Данный проект можно рассматривать как конкретное направлениеповышения уровня развития предприятия. По этому параметру проект можно оценитьна десять баллов.
6.Вероятность технического успеха. Для осуществления проектапредполагается использовать широко распространенные технические средства,системы, оборудование. Таким образом, с технической стороны проектгарантирован. Оценка проекта по этому параметру может быть десять.
7.Стоимость и время разработки проекта. Представленный проектнеобходимо основательно финансировать. Для его реализации потребуются затратына заработную плату сотрудников отдела по инновационному развитию, затемпредстоит производить закупки нового оборудования, приведение оборудование всостояние готовности, проведение монтажа, дополнительных услуг, связанных свнедрением новых систем и технологий. Времени на отработку технологиипотребуется много. По этому параметру проект может быть оценен на 4 балла.
8.Наличие научно-технических ресурсов. Для реализации проектатребуется проводить научные исследования. Параметр может быть оценен на шесть.
9.Предлагаемый проект будет использоваться в будущем во всевозрастающем объеме и с последующей проработкой изменений. По этому параметрупроект можно оценить на пять только потому, что информационные технологии имеютспособность устаревать, при этом предприятию необходимо будет переоснащение.
10.Представленный проект требует вложения капитала, покупкиоборудования, затрат как капитальных, так и текущих. Проект не противоречитдругим инновациям в программе предприятия. По этому параметру проект может бытьоценен на семь баллов.
11.Наличие вредных воздействий услуг и процесса егопроизводства на окружающую среду. Вредного воздействия нет. По этому параметруможно оценить проект на десять.
12.Стоимость НИОКР. Стоимость НИОКР сводится к разработкеданных систем, технологий, приобретение основных средств, и организациирабочего места, проведении некоторых экспериментов. Также на предприятиирекомендуется обязательное внедрение отдела инновационного развития, которыйнепосредственно окажет значительное влияние на всю организационную структуру,потребует проведение различных исследований. По этому параметру можно проектможно оценить в пять баллов.
13.Стоимость маркетинговых исследований. Дополнительныемаркетинговые исследования потребуются для выявления мнения как потребителей,так и сотрудников предприятия о введении новых технологических и информационныхсистем. Их величина будет не высокой. По этому параметру проект можно оценитьна восемь.
14.Согласованность с финансированием других проектовпредприятия. Проект требует большого количества ресурсов. Может оказать влияниена финансирование других инновационных проектов. По этому параметру проектможно оценить на пять.
15.Соответствие проекта критериям финансовой эффективностипринятым на предприятии. Внедрение инновационных мероприятий позволит улучшитьпоказатели финансово-экономической деятельности предприятия. Данный показательможно оценить в девять баллов.
16.Наличие на предприятии персонала необходимой квалификации.Как уже говорилось, на предприятии рекомендуется внедрение в существующуюорганизационную структуру отдела инновационного развития. По этой причиненеобходимо будет принять на работу персонал, специализирующийся именно в даннойсфере, имеющий умения и навыки инновационного менеджмента. Для реализациипроекта потребуется персонал высокой квалификации. По этому параметру проектможно оценить на семь баллов.
17.Согласованность проекта с имеющимися мощностямипредприятия. Проект предполагает использовать новое оборудование. Необходимопроизвести закупки основного оборудования, систем, информационных технологий.Таким образом полностью произойдет переоснащение предприятия новымоборудованием. По этому параметру можно оценить проект на пять баллов.
18.Издержки производства. К ним относят: расходы насодержание и эксплуатацию оборудования, амортизация оборудования и транспортныхсредств, текущий уход и ремонт оборудования, энергетические затраты наоборудование, услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования ирабочих мест, заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих,обслуживающих оборудование, расходы на перевозку материалов, готовой продукции,прочие расходы, связанные с использованием оборудования.
Также к издержкам производства относят общецеховые расходы науправление:
расходы по производственному управлению,
затраты, связанные с подготовкой и организацией производства,
содержание отдела инновационного развития,
содержание инвентаря,
затраты на обеспечение нормальных условий работы,
затраты на профориентацию и подготовку кадров.
Таким образом, в совокупности затраты на производствосоставляют большую часть, тем более в начальный период оснащенияпроизводственно-технологических мощностей. По этому параметру можно оценитьпроект лишь в четыре балла.
19.Уровень безопасности производства. Проект не содержитопераций с повышенной опасностью. По этому параметру проект можно оценить надесять.
20.Данный проект позволит специалистам и рабочим заводараскрыть свой инновационный потенциал. По этому параметру проект можно оценитьна десять.
Таким образом, мы произвели оценку инновационного потенциалаТОО ХБК «Аксай». Все полученные показатели (оценки) следует отразить в своднойтаблице, проанализировать и с помощью небольших и нетрудных математическихвычислений, сделать соответствующий вывод по предлагаемому проекту внедренияинновационных технологий. Сводная таблица 3 называется «Оценка инновационногопотенциала проекта».
Таблица 3
Оценка инновационного потенциала проекта  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 1. Цели, стратегия и ценности предприятия 1. Совместимость проекта с текущей стратегией предприятия, на котором предполагается внедрение.                     2. Согласованность проекта с представлением потребителей о предприятии.                     3. Временной аспект риска.                     2. Маркетинг 4. Оценка доли рынка.                     3. НИОКР 5. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия.                     6. Вероятность технического успеха.                     7. Стоимость и время разработки проекта.                     8. Наличие научно-технических ресурсов.                     8. Наличие научно-технических ресурсов.                     9. Возможность будущих разработок данного проекта и дальнейшее применение внедряемой технологии.                     10.Согласованность с другими инновационными проектами предприятия.                     11. Наличие вредных воздействий процесса его производства на окружающую среду.                     4. Финансы 12. Стоимость НИОКР.                     13. Стоимость маркетинговых исследований.                     14. Согласованность с финансированием других проектов предприятия.                     15. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятым на предприятии.                     5. Производство 16. Наличие на предприятии персонала необходимой квалификации для реализации проекта.                     17. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия.                     18. Издержки производства.                     19. Уровень безопасности производства. 20. Влияние проекта на инновационный потенциал сотрудников. ОЦЕНКИ: 10. – очень высокая (хорошо)                      1. – очень низкая оценка (плохо)                    
Вычисление: 10×7 + 9×2 + 8×1 + 7×2 +6×1 + 5×5 + 4×2 + 3×0 + 2×0+ 1×0 = 149 / 20≈ 7,45/>

2.4 Итоговая оценка предложенного инновационного проекта
 
Итоговая оценка инновационного проекта составляет 7,45, чтовыше среднего значения. На основании этой оценки можно сделать вывод, чтопроект жизнеспособен, будет давать прибыль, повысит имидж иконкурентоспособность предприятия, а так же данный проект создаст условия дляинновационной деятельности на предприятии.
Внедрение мероприятий, направленных на развитие инновационнойдеятельности на самом деле, позволит:
Существенно снизить финансовые затраты и сроки на сбор,первичную обработку, экспертизу и отбор наиболее перспективных предложенийсотрудников за счет автоматизации большинства рутинных операций.
Снизить трудозатраты экспертов на обработку предложений засчет проведения первичной оценки предложения автоматизированными способами ивыявления заведомо бесперспективных на текущий момент предложений отспециалистов и рабочих завода.
Снизить риск принятия неверного решения за счет вовлеченияширокого круга компетентных специалистов в процесс первичной оценки предложенийи использования суждений коллектива.
Увеличить число специалистов и рабочих, вовлеченных винновационный процесс предприятия.
Увеличить поток предложений сотрудников за счет использованияметодов коллективного поиска идей, используемых при мозговых штурмах.
Выявить круг наиболее активных «генераторов идей» напредприятии.
Увеличить число горизонтальных связей между специалистамиразличных подразделений предприятия.
Осуществить обмен знаниями и опытом между сотрудникамиразличных подразделений предприятия.
Формирование коллективов, нацеленных на решение конкретныхзадач.
Создание новой системы мотивации персонала повыситпродуктивность работы специалистов и рабочих./>

Заключение
 
В данной главе мы рассмотрели нововведения на предприятии.
Итак, нововведения нужно начинать с малого, то есть такимобразом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы большие вложения финансовыхи людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой илиограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени,необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.
Сложность развития инновационной сферы заключается внеприспособленности старой системы управления инновациями к новым условиямхозяйствования.
В заключение следует сказать, что поддержка инновационногопредпринимательства является одним из приоритетных направлений государственнойнаучно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночнойэкономикой.
Одной из причин снижения эффективности инноваций являетсяслабость правовой базы в области инновационного предпринимательства инедостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий.Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки истимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощьюкоторых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства.
Роль инноваций в развитии предприятия.
Инновационная деятельность предприятия направлена преждевсего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).
Конкурентоспособность — это характеристика товара (услуги),отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствияконкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющимиконкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаровсвязаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха илинеудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламнаядеятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большуюпривлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можнопредставить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечиватьоптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия нарешение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержекпроизводства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
По существу, основа современной «философии успеха»заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбытаконкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация надолговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматриваютвопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции,конкурентоспособности.
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив егосбыта, выбора стратегии продаж используется концепция «жизненного циклатовара.
Одновременная рабата с товарами, находящимися на различныхстадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмывынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих»амплуа":
* фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросаминововведений;
* инжиниринговая: фирма, разрабатывающая оригинальныемодификации товара и его дизайн;
* узкоспециализированный изготовитель — чаще всегосубпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
* производитель традиционных изделий (услуг) высокогокачества.
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активнодействуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и уходас него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой напроизводство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи длянее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
Обеспечение конкурентоспособности товара требуетноваторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск иреализация инноваций.
В этой связи интересно отметить, что один из классиковэкономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство кореннымсвойством, главной чертой рыночной экономики.
Главной предпосылкой инновационной стратегии являетсяморальное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждыетри года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий,технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналыраспределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограммабизнеса.
План реализации предлагаемого проекта
Необходимым условием успешной реализации инновационногопроекта является контроль со стороны руководителя предприятия, главногоинженера и отдела по инновационному развитию, т.е. внутренний контрольинноваций. Проект обязательно должен быть наблюдаем и управляем. При этомнаблюдаемость подразумевает, что выделены некоторые характеристики, по которымможно проконтролировать ход выполнения проекта. Контролером по внедрениюмероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности, на ТОО ХБК«Аксай» является руководитель организации и главный инженер завода, за которымбудет закреплен отдел по инновационному развитию. В результате внутреннийконтроль, обеспечит возможность принятия эффективных управленческих решений.

Список литературы
 
1) ЗавлинаП.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Наука,2000.
2) ГрузиновВ.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы истатистика, 2001.
3) ИльенковаС.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1997.
4) ФатхутдиновР.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2002.
5)Егоршин А.П. Управление персоналом. — Н.Новгород, 2001
5)Ламанов А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе
6)Отчет ХБК «Аксай» за 2008-2009 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Joseph Heller Essay Research Paper Joseph HellerBoth
Реферат Разработка средств оценки эффективности алгоритмов поиска и обнаружения целей прицельных радиоэлектронных комплексов
Реферат Стихотворение А. А. Фета «Еще весны душистой нега…»
Реферат Принцип свободы совести и его реализация в различных сферах жизнедеятельности общества
Реферат Что было непонятно Базарову
Реферат © Отто Эскин Перевод с английского Павла Руднева
Реферат Политический кризис в Таиланде 2008 2010
Реферат Надо ли быть компетентным, если пишешь книгу, или "не все то золото, что блестит"
Реферат Book Review Artemis Fowl The Arctic Incident
Реферат Field Of Dreams Essay Research Paper A
Реферат Психиатрия. Синдромы
Реферат История криптографии
Реферат Маркетинг на предприятиях туристической сферы
Реферат Прекрасная дама в лирике А. А. Блока
Реферат Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»