Реферат по предмету "Экономика"


Инновационное предпринимательство малых предприятий

Российскийгосударственный социальный университет
Факультетсоциального страхования, экономики и социологии труда
инновационныйпредпринимательство организационный управление
Курсовая работа
По дисциплине «Организацияисследований и разработок»
На тему: «Инновационноепредпринимательство малых предприятий»
Работу выполнила студентка 4 курса
Группы: «ЭУП-Д-4-1»
Хисямова Камила Маратовна
Работу проверил преподаватель
Хрусталева Наталья Александровна
Москва, 2010

Содержание
Введение
1.Понятие«инновационное предпринимательство»
1.1Модели инновационного предпринимательства
1.2Организационные формы, по которым осуществляется инновационноепредпринимательство
2.Малыеинновационные предприятия (МИП)
2.1Общий порядок создания нового МИП
2.2Признаки МИП
2.3Слабые и сильные стороны МИП
2.4Организация деятельности МИП
Заключение
Списоклитературы
Введение
Активнымфактором экономического развития страны, коммерциализации инноваций (факторэкономического роста), творческой деятельности разработчиков новой техники в условияхрыночной экономики становится инновационное предпринимательство. Подинновационным предпринимательством понимается особый вид коммерческойдеятельности, имеющей целью получение прибыли путем создания и активногораспространения инноваций во всех сферах народного хозяйства. В отличие отклассического, репродуктивного предпринимательства инновационное основываетсяна поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции,технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового,инновационно-ориентированного предприятия. Понятие инновационногопредпринимательства не отражает какой-либо определенной организационно-правовойформы инновационной деятельности, регламентированной действующим в странеГражданским кодексом РФ.
Актуальность темыисследования: в настоящее время инновационное предпринимательство в Россииприобретает всё большее внимание. Исследование сущности, содержания ифункциональных возможностей инновационного предпринимательства, даетвозможность определить уровень развития технико-экономических процессов и, вобщем, роли инноваций.
Цель работы: раскрытьсущность инновационного предпринимательства малых предприятий.
В соответствии споставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Определитьвиды инновационного предпринимательства и организационные формы, в которых оноосуществляется.
2. Установитьсущность МИП (малые инновационные предприятия), их признаки, фазы жизненногоцикла, стадии создания, слабые и сильные стороны.
3. Выявить,что лежит в основе каждого МИП.
4. Определитькакие разновидности организационных структур управления могут использоваться наМИП.
Объектисследования: малые инновационные фирмы как основа предпринимательства.
Предметисследования: МИП, с точки зрения влияния на экономику страны в целом, так и наудовлетворение потребностей создателей инноваций.
Приисследовании использовались труды российских и зарубежных ученых в областинаучно-инновационной сферы: Миндели Л. Э., Фатхутдинова Р.А., Казанцева А.К.,Ковалева Г.Д., Оголевой Л.Н., Плайтнера Ханса Йобста, Херберта Нойбауэра и др.

1. Понятие«инновационное предпринимательство»
Под инновационнымпредпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использованиятехнико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательскойдеятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющеесоздать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служатспецифическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами посебе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность наних предпринимательских структур. Таким образом, задачапредпринимателя-новатора — реформировать и революционизировать способпроизводства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — черезиспользование новых технологических возможностей для производства принципиальноновых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаряоткрытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть дореорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
Инновационноепредпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового,процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новыхвозможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностьюпредпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта илиулучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную исоциальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательствоможно определить как общественный технический экономический процесс, приводящийк созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологийпутем практического использования нововведений.
Объектинновационного предпринимательства – это интеллектуальный продукт, произведенныйпосредством интеллектуальной деятельности:
· научно-техническаяпродукция
· продукцияинформатики
· продуктыкультуры
Субъектыинновационного предпринимательства:
· НИИ
· производственно-конструкторскиеинституты (ПКИ)
· ВУЗы
· предприятия
· венчурныефирмы (рисковые)
· изобретатели,конструкторы, технологи и научные работники
В экономическойлитературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
1)инновацияпродукции:
2)инновация технологии;
3)социальныеинновации.
Первый видинновационного предпринимательства — инновация продукции — представляет собойпроцесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающийвыживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли нарынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышениепрестижа, создание новых рабочих мест и т. д. Второй вид — инновация технологии— это процесс обновления производственного потенциала, направленный наповышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов,что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы,усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защитеокружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационныесистемы. Последний вид инновационного предпринимательства— социальные инновации— представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферыпредприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынкерабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей,укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками иобществом в целом.
1.1 Моделиинновационного предпринимательства
На основе способаорганизации инновационного процесса в фирме можно выделить три моделиинновационного предпринимательства:
1)инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когдаинновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированнымиподразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия поинновационному проекту:
2)инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощиконтрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещаетсямежду сторонними организациями:
3)инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощивенчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерниевенчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
Наиболее частоиспользуемой является вторая модель инновационного предпринимательства — фирмаразмещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (нена основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»).Относительная редкость использования нерпой модели объясняется недостаточнымпотенциалом «заводской науки».
В основе всех видовинновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видовпродукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемоев самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такогопредпринимательства является создание и производство научно-техническойпродукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей,подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям. 1.2Организационные формы, по которым осуществляется инновационноепредпринимательство
Т.к.наша страна обладает мощным научно-техническим потенциалом для создания малогопредпринимательства в инновационной сфере, то возникает необходимость вустановлении характеристических признаков малых инновационных предприятий (МИП)как особой формы организации инновационной деятельности. Инновационное предпринимательствоосуществляется в двух принципиально различных организационных формах:
•в форме индивидуального предпринимательства (ИДП) без создания
предприятиякак самостоятельного юридического лица;
•путем создания самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица справом осуществления всей хозяйственной деятельности от его имени.
Впервом случае предприниматель, являясь основой инновационной деятельности какфизическое лицо, несет полную персональную имущественную ответственность зарезультаты осуществляемого бизнеса. Во втором случае имущественнаяответственность за ведение инновационной предпринимательской деятельностипереносится на создаваемое новое юридическое лицо. Участники МИП солидарнонесут ответственность за результаты деятельности в зависимости от егоорганизационно-правовой формы и степени своего личного участия. Каждая из этихдвух форм малого инновационного предпринимательства имеет свои достоинства инедостатки. Инновационное ИДП используется, как правило, в качестве исходной,переходной формы начала предпринимательской деятельности. В практике оно чащевсего связано с созданием и использованием гражданами (физическими лицами)инновационных объектов в виде приобретений, полезных моделей или промышленныхобразцов.
Нередков качестве индивидуального предпринимателя выступает автор, т.е. физическоелицо, творческим трудом которого создан новый объект промышленнойсобственности, или даже патентообладатель, т.е. физическое лицо, которому всоответствии с законодательством выданы патент на изобретение, промышленныйобразец или свидетельство на новую полезную модель. В качестве индивидуальногопредпринимателя в инновационной сфере может выступать и лицензиат, т.е.физическое лицо, получившее право на использование объекта промышленнойсобственности в соответствии с заключенным с патентообладателем лицензионнымдоговором. Индивидуальный предприниматель имеет право привлекать для своейинновационной деятельности других физических лиц и организации. Однакопрактические возможности расширения инновационной деятельности индивидуальногопредпринимателя всегда ограничены. В табл. 1 перечислены основные преимуществаи недостатки инновационного ИДП по сравнению с МИП.
Таблица 1. Основные преимущества и недостаткииндивидуального инновационного предпринимательства.
/>

Наиболеесущественные различия в механизмах хозяйствования ИДП и МИП:
•порядок и условия государственной регистрации и ликвидации;
•состав и условия налоговых и других социальных платежей;
•наличие и условия пользования специальными льготами для малого бизнеса;
•состав отчетности и налоговой ответственности.
Привыборе формы малой инновационной предпринимательской деятельности следуетпринимать во внимание наличие различий в формальных процедурах их организациипри открытии бизнеса. Начало инновационного предпринимательства обязательносвязывается с государственной регистрацией открываемой деятельности. В табл.2представлены основные различия в процедурах и условиях обязательнойгосударственной регистрации инновационной деятельности. Основные требования кпорядку государственной регистрации ИДП и юридических лиц определеныГражданским кодексом РФ.
Таблица 2. Различия в условиях государственной регистрацииИДП и МИП
/>

Наиболеесущественной для развития экономики и эффективной формой инновационногопредпринимательства следует считать создание МИП как самостоятельногоюридического лица. Прошедшее государственную регистрацию МИП может иметьразнообразные организационно-правовые формы из числа предусмотренныхГражданским кодексом РФ. Их выбор зависит от характера, масштабов, научнотехнических направлений и других особенностей осуш; ествляемой инновационнойдеятельности. Независимо от выбранной организационно-правовой формы предприятиеможет обладать статусом малого и инновационного при наличии рядахарактеристических признаков. Принадлежность предприятия к категории инновационныхорганизаций необходимо связывать с характером осуществляемых услуг и работ,составом реализуемой продукции, а также характером используемых материальных итрудовых ресурсов.
 

2. Малые инновационные предприятия(МИП)
Малые инновационныефирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отрасляхэкономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства,повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самымспособствующие формированию новых технологических укладов.
К сильным сторонаммалых инновационных предприятий относятся следующие:
· оперативноепринятие управленческий решений, позволяющее сократить длительностьинновационного цикла;
· низкийуровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;
· отсутствиебюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческойиерархии предприятий
Учредителям малыхинновационных предприятий свойственна высокая мотивация предпринимательскойдеятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в условияхкоммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можноотнести:
· возможностьреализации собственных творческих проектов;
· высокаястепень самостоятельности и свободы в принятии решений;
· утверждениевысокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.
КаждоеМИП в своей жизни проходит различные стадии развития хозяйственной иинновационной деятельности. Период времени между граничными точками возникновенияи прекращения деятельности МИП принято называть его жизненным циклом. Несмотряна большое разнообразие форм и видов ИП, определенные фазы в их жизненном циклеявляются достаточно общими и включают фазы возникновения, развития, роста,зрелости и затухания. Для МИП характерна циклическая повторяемость этих фаз,связанная каждый раз с освоением инноваций. Для каждой фазы хозяйственной жизниМИП характерны определенные организационно-экономические условия, выражающиесяв типичных формах финансирования, характере выбираемой отрасли, ценовойполитике, поведении на рынках, организационной структуры, масштабахдеятельности, глубине специализации и пр. Поэтому для каждого МИП очень важноидентифицировать фазу своего развития, определить наиболее адекватные формыхозяйствования в каждом периоде своего жизненного цикла.
Составосновных фаз жизненного цикла МИП и характер основных мероприятий пообеспечению успеха инновационной деятельности представлен на рис. 1.
/>
Рисунок 1. Основные меры по обеспечению успеха деятельностиМИП на разных стадиях его жизненного цикла.
 
2.1 Общий порядок создания нового МИП
Созданиенового МИП составляет содержание первой фазы его жизненного цикла. От качестваи глубины проработки принимаемых на этой стадии решений зависит его успех. Измеждународной практики известно, что половина создаваемых МИП прекращает своюдеятельность в первые четыре года из-за неправильных решений, принятых при егосоздании. Наиболее распространенными причинами закрытия молодых МИП являются:отсутствие предпринимательского опыта и экономических знаний у инноватора;неправильная коммерческая оценка инновационной цели; ошибки в оценке рынка илиповедении на нем; неправильная оценка конкурентоспособности идеи,научно-технического уровня инновационного продукта; ошибки в планированиитребующихся инвестиций, в финансовом учете; переоценка собственныхвозможностей; ошибки в подборе персонала; нехватка собственных средств,невозможность получения (погашения) кредита; высокие затраты на управление исодержание персонала; неправильная организация, устаревшее оборудование.
Взависимости от характера возникновения и уровня проработки инновационной идеи вмеждународной практике выделяют три типа создания МИП: системный, итеративный испонтанный.
Наиболееперспективным и конкурентоспособным считается системный тип создания МИП,который отличается идеальной проработанностью проекта объективной оценкойрисков и шансов, детальной проектной проработкой организации деятельности,финансовых источников и денежных средств. Этот тип базируется на техническомили производственном ноу-хау, патенте или приобретенной лицензии ихарактеризуется высоким профессионализмом. Он ориентирован на долговременныецели.
Итеративныйтип возникновенияМИП характеризуется поступательным развитием предпринимательской концепции. Он,как правило, связан с недостаточно определенной инновационной идеей, имеющейразличные аспекты коммерческого использования. Предпринимательская концепцияпостоянно уточняется, изменяется по мере возникновения новых условий, уяснениярыночной ситуации и приобретения хозяйственного опыта предпринимателя. Этот типсвязан с повышением затрат и более рискованными решениями.
Наиболееопасным, рискованным и дорогостоящим признается спонтанный тип МИП, созданногопо принципу: «главное начать, а успех придет с опытом». Повышенныезатраты в этом случае связаны не только с ошибочными решениями, но и снеобходимостью исправления их последствий. Для успешного функционирования МИПтребуется системная проработка множества взаимосвязанных вопросов.
Общийпорядок создания нового МИП включает обычно три основные стадии: подготовительную,учредительную и организационную (рис. 2).
/>
Рисунок 2. Состав стадий создания МИП
Оценкарыночной ситуации является главным фактором, определяющим и структурупроизводственной программы МИП и масштабы его деятельности.
Выборорганизационно-правовой формы МИП имеет важное значение для построения системыуправления, порядка принятия стратегических решений, способов распределенияприбыли, характера материальной ответственности учредителей, мотивационныхрычагов и многих других факторов деятельности предприятия. Составорганизационно-правовых форм предприятий, регламентируемый Гражданским кодексомРФ, приведенна рис. 3.
/>
Рисунок 3. Организационно-правовые формы малыхинновационных организаций

Приих сравнении и выборе следует иметь в виду прежде всего следующие критерии:
•ограничения в управлении (процесс принятия решений должен быть ясным и быстрым,контроль — по конечным результатам);
•распределение прибыли (по возможности под собственную ответственностьинноватора) в соответствии с целями МИП;
•налоговое давление (максимально простое и благоприятное для предпринимательскихцелей);
•маркетинговая ответственность (по возможности лишь имуществом МИП);
•инвестиционные возможности (возможно более широкие).
Оценкукаждого из перечисленных критериев при выборе организационно- правовой формыМИП учредитель-инноватор делает из планируемых масштабов деятельности,потребности в инвестициях и сложности осуществляемых производственныхпроцессов.
МестоположениеМИП не должно связываться только с местом проживания предпринимателя-инноватора.Оно определяется двумя группами факторов: факторами, определяющими выборюридического адреса МИП; факторами, определяющимигеографическое расположение МИП и его структурных единиц.
Перваягруппа факторов, определяющая место государственной регистрации предприятия, ориентируетна поиск регионов с наиболее благоприятными условиями предпринимательской деятельности(уровень налогов, наличие государственной или региональной поддержки, таможенныеи прочие льготы и т.п.).
Приопределении географического места расположения МИП должны учитываться следующиеего характеристики:
•характер инновационного продукта, условия его транспортировки;
•характер технологического процесса и его пространственные условия;
•состав рынков реализации продукции и их географическое расположение;
•состав поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и ихгеографическое расположение;
•логистические характеристики МИП (внешние материальные потоки, ихинтенсивность, ритмичность, сезонность);
•сравнительные оценки энергетических, экономических, демографических, социальных,климатических и прочих условий в возможных местах расположения МИП.
Выборнаиболее благоприятного места расположения МИП с учетом перечисленных факторовосуществляется, как правило, исходя из критерия минимизации издержек и сроковудовлетворения заказа потребителя.
Подготовительнаястадия создания МИП должна завершаться разработкой предпринимательскойконцепции нового МИП. Предпринимательская концепция является абсолютнообязательным элементом процесса создания МИП, необходимым как для внутренних,так и для внешних целей. Как внутренний документ она используется в формесводного обоснования инновационного проекта на стадии создания МИП и какинструмент контроля при оценке развития предприятия. Как внешний документпредпринимательская концепция используется для целей получения внешнего кредитаинвестиций, создания различных хозяйственных объединений и союзов, дляполучения государственного или регионального заказа, международного контракта.Наиболее распространенной и принятой в международной практике формой подготовкипредпринимательской концепции МИП является составление бизнес-планов.

 
2.2 Признаки МИП
Дляосуществляемых научно-производственных процессов МИП характерны следующиепризнаки:
•разработка и продвижение на рынки новых продуктов и передовых технологий;
•высокая доля НИОКР для создания новых конкурентоспособных продуктов и услуг;
•масштабное влияние инноваций, новых изделий и передовых технологий на прибыль иоборот МИП;
•высокая доля инвестиций в НИОКР и связанное с ними обновление производства вобщей инвестиционной политике МИП;
•значительная часть научных и инженерно-технических работников в общейчисленности персонала МИП;
•значительная доля научного, лабораторного и испытательного оборудования восновных фондах МИП;
•высокий уровень риска, связанного с осуществлением инновационных проектов.
Перечисленныепризнаки не имеют строгих нормативных характеристик, а инновационный характердеятельности МИП не связывается с конкретными льготами и формамифинансирования. Принципиальное значение для деятельности МИП имеетпринадлежность его к категории малых для получения определенных налоговых идругих льгот соответствующими нормативными и законодательными актами.
Разнообразиевидов МИП характеризуют две группы признаков, имеющих существенное значение дляпостроения системы менеджмента: признаки, отражающие целевые функции ИП, ипризнаки, влияющие на организационные формы предприятия (рис.4).
Количествособственников (индивидуальное или коллективное МИП) часто зависит от исходнойпотребности в инвестициях или сложности научно-производственных процессов. Оносущественно влияет на выбор организационно-правовой формы МИП, построениямеханизма хозяйствования. Продуктово-тематический профиль делит МИП наспециализированные и диверсифицированные (многопрофильные) предприятия. МолодыеМИП чаще всего представляют собой узкоспециализированные структуры, появлениекоторых связывается первоначально с одной определенной инновационной идеей илипродуктом. Пространственная организация МИП определяется характеромосуществляемых процессов, составом контрагентов, кооперацией, разделениемтрудовых процессов, структурой поставщиков. Расположение МИП и его структурныхзвеньев влияет на построение коммуникационных систем и структуры управленияМИП.
/>
Рисунок 4. Классификация видов МИП.

2.3Слабые и сильные стороны МИП
МИПпредставляют собой специфическую организационную форму инновационной деятельности,имеющую большое значение как для развития экономики страны в целом, так и дляудовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков новой техники, создателейинноваций, авторов изобретений и открытий.
Именнос этих двух позиций — общественных и индивидуальных — необходимо оцениватьслабые и сильные стороны МИП. С народнохозяйственной точки зрения МИП являетсяэффективным инструментом постоянного обновления всех элементов производственныхпроцессов, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции, работ и услуг.Они способны очень динамично и гибко реагировать как на изменения потребительскогоспроса, так и на новые предложения и перспективы, открывающиеся на базерезультатов НИОКР. МИП осуществляют инновации, как правило, не требующиезначительных инвестиций и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетическихресурсов. В то же время МИП способны в наибольшей степени снижать социальнуюнеопределенность в кризисных ситуациях, в условиях реструктуризации отраслевыхпроизводств, предоставляя рабочие места для квалифицированных специалистов ирабочих.
ВГермании, например, функционирует около 3 млн малых и средних предприятий и объединенийлиц свободных профессий. Они составляют 99,6% всех фирм, облагаемых налогом соборота, обеспечивают почти половину валового национального продукта и примерно50% валовых инвестиций страны, 2/3 общего числа рабочих мест и большую часть ихприроста. На них приходится сегодня 75% выдаваемых патентов. С народнохозяйственнойточки зрения слабые и сильные стороны МИП проявляются при их сравнении свозможной альтернативной формой инновационной деятельности крупных ИП. В табл. 3представлены наиболее важные достоинства и недостатки МИП в сравнении скрупными ИП.
Таблица 3. Сравнительная характеристика сильных и слабыхсторон МИП по отношению к крупным ИП.
/>
Анализслабых и сильных сторон малого предпринимательства объективно свидетельствует отом, что наиболее результативно сильные стороны его проявляются винновационно-ориентированных сферах деятельности в связи с созданием иосвоением новых изделий, технологий, материалов, систем менеджмента и егоэлементов, а также продвижением и освоением новых рынков.
Несмотряна высокую степень риска, связанного с вероятностным характером самихинноваций, МИП имеют по сравнению с крупными ИП достаточно высокие шансы напредпринимательский успех при выполнении следующих условий:
•использование стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;
•отсутствие жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;
•невысокая капиталоемкость производства и продвижения на рынок;
•использование результатов базисных, пионерных исследований и разработок илидостижений в граничных областях науки и техники;
•возможности прямых контактов с потребителями;
•вхождение в бизнес на ранних фазах жизненного цикла инновации;
•возможности многовариантного использования результатов выполненных разработок,приложение их к различным условиям, сферам, потребностям;
•относительная стабильность экономических условий деятельности и устойчивостьцен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и т.п.
Уровеньриска малого инновационного бизнеса резко возрастает при:
•использовании стратегии, ориентированной на масштабные производства;
•наличии жесткой конкуренции на уже освоенных рынках, требующей значительныхзатрат на рекламу и продвижение инноваций;
•необходимости значительных начальных инвестиций в производство;
•ориентации на сложные технические системы;
•наличии сложных и длительных процедур испытания, апробации, лицензирования илисертификации инновационного продукта;
•узкой специализации в определенной сфере и невозможности ее расширения на базеимеющихся достижений;
•необходимости проведения масштабных и дорогостоящих НИОКР;
•сложности и высокой неопределенности сметных расчетов и экономическихобоснований при составлении бизнес-плана, невозможности оценки или низкойвероятности технического, производственного или экономического успеха.
Воснове деятельности каждого МИП лежит инициатива его учредителей, стремящихся ксамостоятельной предпринимательской деятельности и удовлетворению с ее помощьюсобственных интересов и потребностей.
Присоздании МИП его учредители должны объективно оценивать достоинства инедостатки собственной предпринимательской деятельности по сравнению с другимиформами использования инноваций (табл. 4).
Таблица 4. Достоинства и недостатки собственного МИП
/>
Средидругих возможностей творческий работник может рассматривать различные вариантыпередачи права на использование собственной разработки другими лицами илиорганизациями. Недооценка сложностей предпринимательской инновационнойдеятельности в рамках МИП или переоценка собственных возможностей учредителяможет служить причиной коммерческого краха учредителя.
2.4Организациядеятельности МИП
Организациядеятельности МИП как одна из основных функций менеджмента представляет собойсовокупность правил и управленческих решений, направленных на формирование иобеспечение эффективного протекания инновационных процессов.
Специалистыразличают пространственную и временною организацию предприятия. Временная организацияустанавливает календарную последовательность и сроки выполнения отдельных заданий,загрузку исполнителей.
Пространственнаяорганизация выражается через разделение заданий на отдельныечасти, задачи, объединение их в однородные группы или комплексы и закреплениеза определенными специально создаваемыми структурными элементами МИП. Такимобразом, пространственная организация инновационных процессов выражается черезорганизационную структуру МИП. Понятие организационной структуры достаточноемкое и включает совокупность рабочих мест, должностей, производственныхподразделений и органов управления, обеспечивающих достижение стратегическихцелей МИП.
Организационнаяструктура МИП формируется из требований обеспечения его конкурентоспособности,экономической эффективности, целесообразности и рациональной кооперации. Важноезначение для построения организационной структуры МИП имеют инновационнаянаправленность его деятельности и индивидуальные особенности руководства.
Врамках организационной структуры МИП независимо от его размеров и инновационнойнаправленности необходимо выделять две составляющие: структуру управления инаучно-производственную структуру.
Организационнаяструктура управления представляет собой состав органовуправления МИП, характер их специализации, т.е. состав закрепленных за нимифункций и задач управления и формы координации их деятельности. Обычноструктура управления МИП формально закрепляется уставом предприятия идокументально оформляется специальными положениями об отделах и службах, атакже должностными инструкциями.
Наформирование структуры управления МИП существенное влияние оказываетиспользуемый на МИП тип системы принятия управленческих решений: авторитарныйили коллегиальный. В зависимости от этого признака на МИП могут использоватьсятри разновидности организационных структур управления: линейная,линейно-штабная и многолинейная (функциональная) системы. Схематическоепредставление различных структур управления МИП и их основные характеристикиприведены на рис.5. Линейная структура управления как наиболее авторитарная, нопростая и экономная используется преимущественно в узкоспециализированных МИП,без развитой инфраструктуры, с ограниченной численностью сотрудников.
/>
Рисунок 5. Характеристика структур управления МИП
Линейно-штабнаяструктура приемлема в большей степени для МИП, в которыхзначительный удельный вес составляет НИОКР. Для прогнозирования, выработкистратегии, разработки и оценки отдельных проектов в них, например, можетсоздаваться специальный «штабной» орган в форме научно-техническогоотдела, ответственного за принятие важнейших инновационных решений. Многолинейная,или смешанная, структура управления используется для многопрофильных,диверсифицированных МИП со сложной внешней инфраструктурой. При выборе типаструктуры управления необходимо помнить о том, что она по своей природевторична и в значительной степени зависит от характера принятия на МИП егонаучно производственной структуры. Научно-производственная структура МИПпредставляет состав основных научных и производственных звеньев МИП и формы ихкооперации при осуществлении инновационных процессов. В зависимости отхарактера закрепляемых за подразделениями и службами заданий, т.е. взависимости от их специализации, выделяют четыре классических типа структурМИП: дивизиональную, функциональную, матричную и проектную. На практике чащевсего используются смешанные типы организационных структур МИП, формируемыеисходя из объективных условий их деятельности. Основными инструментамиформирования организационных структур МИП являются следующие:
•анализ и дифференциация (разделение) управленческих и инновационных процессовна отдельные составляющие, функции, задания;
•группирование заданий в однородные группы, достаточно устойчивые на протяжениидлительного периода деятельности МИП;
•создание специализированных подразделений, служб с закреплением за ними однородныхгрупп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования;
•разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах,подразделениях для документального фиксирования принятой организационнойструктуры.

 Заключение
На основе проведенныхисследований мы можем сказать, что малые инновационные предприятия – этоорганизации, разрабатывающие научно-технические решения и осваивающие выпусккачественно новой продукции с применением новых технологий. В настоящий моментони играют весьма значимую роль во всеобщем экономическом развитии. Зарубежныйопыт показывает, что именно МИП очень динамичны, требуют малыхкапиталовложений, и многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадииразвития относились к малым фирмам. Именно малое предпринимательство, какправило, берется реализовывать новые рискованные идеи, кроме того, ономассовое, т.е. ему нужно много разных идей. Наконец, в малом бизнесе оченьчасто именно производитель знания становится участником инновационногопревращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайшийинновационный цикл. Таким образом, малые инновационные предприятия могут статьне только важным источником инноваций, но и тем необходимым звеном в процессевоспроизводства инноваций, которое обеспечивает доведение разработок до«товарного» вида и внедрение их в производство, способствуетпрогрессивной структурной перестройке народнохозяйственного комплекса.
Малый инновационныйбизнес может сыграть существенную роль в переходе на инновационную стадиюразвития экономики страны. И в связи с этим, дальнейшим направлением висследовании данного вопроса, может стать поиск финансирования в поддержкуразвития малого предпринимательства в научно-технической сфере.

 Список литературы
1. ФатхутдиновР.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов, 6-е изд., СПб: Питер, 2008. — 443с.
2. ОголеваЛ.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие, ИНФРА-М, 2004. — 238с.
3. Основыинновационного менеджмента. Теория и практика: учебник под ред. Казанцева А.К.,Миндели Л.Э., М.: Экономика, 2004. – 518с.
4. Основыинновационного предпринимательства. Кирьяков А.Г., Максимов В.А., М.: Феникс,2002.
5. ЗавлинП.Н. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебное пособие длявузов. М.: Экономика, 2000. – 475с.
6. Инновационнаядеятельность на малых и средних предприятиях // www.bizeducation.ru/library/management/innov/8/noibauer.htm
7. Статьяжурнала БОСС: www.bossmag.ru/view.php?id=3556
8. Оподдержке малых инновационных предприятий // www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=884321


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.