Реферат по предмету "Экономика"


Занятость и трудовые отношения

/>/>Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы регулирования занятости и трудовыхотношений. 4
1.1Политика государства на рынке труда по улучшению занятости и снижению безработицы… 4
1.2Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне  7
2. Муниципальное регулирование занятости и трудовыхотношений. 13
2.1Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости  13
2.2Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений. 16
3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на рынке
труда. 21
3.1Муниципальная политика в области занятости. 21
3.2Совершенствование политики в области занятости в г. Липецке. 25
Заключение. 28
Библиографический список. 30
Введение
В современныхусловиях рыночного реформирования российской экономики занятость и еерегулирование на муниципальном уровне представляются исключительно важной иактуальной проблемой. Это объясняется, прежде всего, тем, что обеспечениеполной и эффективной занятости, рассматриваемое как главная цель и средстводостижения достойного уровня жизни населения в социально-ориентированнойэкономике, возможно лишь при эффективном целенаправленном регулированиипроцессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения.
Совершенствованиеформ, методов и практики государственного регулирования занятости населения вмуниципальных образованиях может способствовать постепенному уменьшению ростабезработицы, повышению эффективности реализации основных направлений политикизанятости, обеспечению социальной защищенности различныхсоциально-демографических групп населения в процессе адаптации к рыночным отношениям.
Предметисследования – процесс муниципального регулирования занятости и трудовыхотношений.
Объектисследования ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация».
Цель работы –исследование муниципального регулирования занятости и трудовых отношений.
Задачи работы– исследовать основы особенности муниципального регулирования занятости итрудовых отношений, рассмотреть государственную политику и разграничениеполномочий в сфере занятости; показать роль и значение местного самоуправленияв сфере занятости и трудовых процессов, предложить рекомендации посовершенствованию политики в области занятости.
1. Теоретические основы регулирования занятости и трудовыхотношений/>1.1 Политика государства на рынке труда по улучшениюзанятости и снижению безработицы
Во всехстранах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда,поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективноеиспользование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работникови работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельныхкатегорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированностьработников о специфике рабочих мест. Сферами государственного регулированияявляются [15, c.56]:
– законодательноеоформление и защита прав трудящихся;
– защитауязвимых групп населения (национальных меньшинств, мигрантов, инвалидов и др.);
– подготовкаи переподготовка трудящихся;
– обеспечениеминимальной оплаты труда;
– гарантированиеприемлемых условий труда;
– обеспечениестабильного дохода и социальное страхование работников.
         На функционирование рынка труда существенное значение оказываютгосударственные меры по борьбе с инфляцией, созданию новых рабочих мест,налоговая политика.
Не следует,однако, обольщаться относительно эффективности государственного регулированиятрудовых отношений. Так, в странах с развитой рыночной экономикойустанавливаемая государством минимальная заработная плата зачастую оказываетсявыше равновесной цены труда. В результате возникает «безработица ожидания»,поскольку предложение труда возрастает, а спрос на него падает (рис. 1).

/>
Рисунок 1 – Минимальнаязаработная плата и «безработица ожидания»
К тем жепоследствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда, когдапрофсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновеснымуровнем.
Иногдагосударство путем стимулирования совокупного спроса пытается добиться того,чтобы безработица оказалась ниже ее естественного уровня. Обычно этот делаетсянакануне выборов в политических целях. Но такие попытки дают лишькратковременный эффект. Вначале, правда, производство обычно растет, а безработицападает. Но при этом фактический ВВП начинает превышать потенциальный ВВП, т.е.экономика работает с перегрузкой. Поэтому очень скоро экономика сталкивается сростом цен, увеличившееся было производство вновь сокращается, а безработицавозвращается к своему естественному уровню [6, c. 98].
Зачастуюгосударственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишьотносительно благополучной категории работников «формального» сектора за счетограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такоепроисходит всякий раз, когда установленные государством стандарты заметноопережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием длягибкости рынка труда.
В Россиигосударственное регулирование рынка труда имеет особую специфику и играетважную роль в построении рыночной экономики. Главная идея совместных действийправительства и Государственной Думы состоит сегодня в принятии комплексазаконов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовойфундамент эффективного рынка, обеспечить полный и окончательный демонтажсоциалистического наследия. Уменьшается фискальное бремя при ликвидацииналоговых льгот, принятие нового Трудового кодекса ведет к отказу отнереализуемых в современных условиях гарантий, пенсионная реформа направлена нато, чтобы пенсии не были одинаковы для всех, но зависели от заработной платы.
Повышаяэффективность экономики, либеральная политика ведет к росту доходов работниковкак рыночной, так и бюджетной сфер, позволяя одновременно решать острыесоциальные проблемы защиты уязвимых членов общества, помощи тем, кто хочет иможет трудиться [10, c. 45].
Регулированиебезработицы являлось на протяжении всего периода реформ основной сферойгосударственной политики регулирования рынка труда. При этом основной акценттрадиционно делался на социальной составляющей – поддержке доходов лиц,оставшихся без работы, – а не на активных мерах борьбы с безработицей (таких,как посредничество в трудоустройстве, программы профессионального обучения,переподготовки и профессиональной ориентации, политика создания рабочих мест).
Российскоезаконодательство обеспечивает всем безработным (независимо от риска перехода встатус длительно безработных) доступ к программам, проводимым службамизанятости. Это, с одной стороны, ведет к распылению и без того скудныхфинансовых ресурсов, и, с другой стороны, делает активные программы «социальнымубежищем» для безработных, имеющих мало шансов получить работу и стремящихсяпутем получения новой квалификации повторно получить право на получениепособия.
Обеспечитьустойчиво высокие темпы экономического роста невозможно без развития гибкогорынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест.
Для этогоследует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областяхэкономики, и в том числе, развитие эффективных трудовых отношений.1.2Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне
Мерысоциально-экономического регулирования рынка труда и занятости населения вмуниципальных образованиях, которые, имеют первостепенное значение, содержатдва блока: активные направления (содействие в трудоустройстве, обучение,поддержку рабочих мест, организацию рабочих мест, регулирование миграционныхпроцессов) и пассивные направления (выплату пособий, социальную поддержкусоциально-уязвимых категорий граждан, обеспечение досрочного выхода на пенсию)[13, c.76].
Предложенныемеры позволяют наиболее полно охватить рынок труда муниципального образования,разработать дифференцированный подход ко всем категориям слабо защищенныхграждан и определить дальнейшую работу службы занятости населения. Онибазируются на уже существующих мероприятиях, проводимых службой занятости, ипредполагают их расширение в соответствии с потребностями основных субъектоврынка труда, наемных работников и работодателей.
При этомпроведенный анализ деятельности службы занятости в муниципальных образованияхРоссии в разрезе предложенных направлений показал, что:
1. Мероприятияактивной политики занятости сокращаются, а те, что проводятся, малоэффективны,поскольку они разрабатываются на основании происходящих событий, т.е.«постфактум», когда проблема уже возникла, и не учитывают тенденции развитиягорода в долгосрочной перспективе.
2. Используемыеметоды и технологии регулирования рынка труда не решают накопившихся проблем всфере занятости, что требует их пересмотра и переоценки, методическогообоснования и совершенствования.
Дляреализации основных направлений региональной политики занятости необходиморганизационный механизм регулирования рынка труда, который представляет собойсовокупность органов (субъектов) управления, средств и методов, с помощьюкоторых они воздействуют на объекты управления для наиболее эффективногодостижения целей, стоящих перед конкретной социально-экономической системой.Таким образом, сам механизм регулирования рынка труда муниципальногообразования правомерно рассматривать как весьма сложную социально-экономическуюсистему, включающую в себя ряд подсистем (объект управления, субъект управленияи др.), которые в процессе функционирования непрерывно взаимодействуют какмежду собой, так и с окружающей средой с целью обеспечения позитивного развитиясистемы в целом (рис. 1).
Предлагаемыйорганизационный механизм регулирования рынка труда муниципального образованиявключает три уровня субъектов, отвечающих за разработку направленийрегулирования рынка труда муниципального образования.
Независимо отразмера и уровня развития муниципального образования, применительно к которомуосуществляется разработка организационного механизма регулирования рынка труда,главная цель его функционирования формулируется одинаково, а именно:обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения, находящегося нарынке труда муниципального образования.
Впредлагаемом механизме воздействие субъекта управления на объект управленияпредполагает формирование определенного комплекса мотивов поведенияуправляемого объекта в соответствии с целями, стоящими перед управляющейподсистемой. Поэтому для эффективного функционирования такого механизманеобходимо соблюдение ряда требований [12, c. 77].
Необходимо,чтобы цели и задачи, стоящие перед социально-экономической системой в целом (тоесть рынком труда), формировались с предельной точностью и детализацией идоводились до каждого ее составного элемента (подсистемы). С этой цельюнеобходимо создание информационной системы регулирования рынка труда. Важноезначение имеет постоянное взаимодействие субъектов управления (местных органоввласти и самоуправления, подразделений федеральных органов власти натерритории, региональных и местных органов федеральной службы занятости и т.д.)между собой с целью выработки единых подходов к регулированию процессовзанятости населения конкретного города.
Весьмаактуален непрерывный мониторинг за изменением ситуации на рынке труда в разрезеразличных категорий населения, отраслей и т.д. с целью концентрации имеющихсяфинансовых и материальных ресурсов на наиболее напряженных, с точки зрениязанятости, группах населения, подсистемах общей системы регулирования рынкатруда города. Предлагаемый организационный механизм регулирования рынка трудапозволяет комплексно и эффективно контролировать и обеспечивать реализацию всепроцессов, связанных с формированием и использованием трудового потенциаламуниципального образования и повышением уровня занятости населения. Безусловно,что специфика социально-экономического развития того или иного муниципальногообразования требует своеобразия в содержании, структуре и функционировании этогомеханизма. Однако в любом случае его эффективное функционирование предполагаеттесную взаимосвязь работы органов федеральной службы занятости населения спредприятиями
В настоящеевремя регулирование рынка труда должно происходить путем разработки и реализациипрограмм занятости населения ориентированных на цели развития рынка трудамуниципального образования, т.е. на основе применения программно-целевогометода регулирования рынка труда конкретного муниципального образования. Данныйметод позволяет на основе скоординированных действий всех субъектов рынка трударазработать в едином документе – целевой комплексной программе – комплекс мер,способствующих улучшению ситуации на местном рынке труда.
Таблица 1 – Декомпозицияглавной цели регулирования рынка труда (I–III уровни)Уровень цели и подцелей Шифр подцелей Наименование цели и подцелей Главная цель Обеспечение эффективной занятости населения, находящегося на рынке труда города Подцели первого уровня 1.1. Содействие занятости лиц, находящихся на городском рынке труда 1.2. Осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников с предприятий Подцели второго уровня 2.1.1.1.
Повышение эффективности использования наличного трудового потенциала предприятий
Организация работы по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест 2.1.1.2. 2.1.1.3. Организация опережающего переобучения и переподготовки персонала, находящегося под риском увольнения 2.1.1.4. Содействие развитию предпринимательства, малого бизнеса и самозанятости 2.1.1.5. Создание автоматизированных банков вакансий 2.1.1.6. Усиление взаимодействия субъектов управления рынком труда по вопросам финансирования мероприятий превентивного характера Подцели третьего уровня 3.1.2.1. Прогнозирование структуры и масштабов рынка труда города 3.1.2.2. Выявление категорий граждан с критической ситуацией на рынке труда 3.1.2.3. Разработка и реализация комплекса мер селективного характера 3.1.2.4. Организация подготовки и переподготовки безработных 3.1.2.5. Обеспечение социальных гарантий и защиты для безработных и временно не занятых в хозяйственном комплексе города

Таблица 2 – Основныеблоки программы содействия занятости населения муниципального образования
Блоки программы
Содержание блоков Цель программы Обеспечение эффективной занятости населения муниципального образования Основные направления регулирования рынка труда муниципального образования (достижение эффективной занятости населения)
1.          Создание новых рабочих мест
2.          Поддержка развития предпринимательства и самозанятости
3.          Опережающая подготовка и переподготовка граждан
4.          Использование маятниковой миграции
5.          Организация общественных работ
6.          Обеспечение рабочими местами социально уязвимых категорий граждан
7.          Информационное обеспечение содействия занятости населения Участники программы
1.          Органы местного самоуправления
2.          Служба занятости города
3.          Общественные организации
4.          Органы управления предприятий и организаций
5.          Законодательные и административные органы региона
6.          Ассоциации и союзы работодателей
7.          Образовательные учреждения Средства финансирования
1.          Государственные средства
2.          Финансовые институты
3.          Средства фондов поддержки малого бизнеса
4.          Средства спонсоров, благотворительных организаций
5.          Средства города
6.          Средства субъектов хозяйствующей деятельности Основные механизмы
1.          Правовое обеспечение
2.          Налогово-бюджетная политика
3.          Финансово-кредитное стимулирование
4.          Земельные и рентные отношения
5.          Общественная поддержка
Важнейшимэлементом предлагаемого алгоритма является оценка программ – периодический,независимый и объективный мониторинг программ с целью определения с учетомтекущих условий их соответствие поставленным целям, результатам. Оценкапрограмм призвана выявить их рациональность, влияние на целевые группы, финансовуюэффективность в сравнении с альтернативными возможностями. Она позволяетсистематически анализировать как результаты программ в контексте внешней средыи обстоятельств, так и саму обоснованность, целесообразность программ. 
2.Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений
 />2.1 Государственная политика и разграничениеполномочий в сфере занятости
Занятость – этосовокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечениемтрудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственнойдеятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших длямуниципального образования. В поселениях, находящихся на стадии стагнации иупадка, безработица – главная социальная проблема. Кроме собственно занятостикак наличия рабочего места, у нее есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровеньи регулярность выдачи заработной платы, определяющие уровень материальногоблагосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и,во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействиена состояние здоровья и продолжительность жизни человека.
Сложностьмуниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основноеправовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального ирегионального законодательства и реализуется через территориальные; структурыФедеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособногонаселения, проживающего на территории муниципального образования, работает напредприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможностивлияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения междуработниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример – такназываемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживаетна территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территориидругого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособийбезработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местногосамоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессызанятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может бытьсформирована муниципальная политика в данной сфере.
Государственнаяполитика и разграничение полномочий в сфере занятости
Таблица 3 – Функциифедеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятостиФедеральный уровень Уровень субъектов РФ Разработка и реализация государственной политики в сфере занятости, ее нормативно-правовое обеспечение Разработка региональной политики занятости на основе государственной политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение
Разработка и финансирование федеральных программ содействия занятости.
Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы по труду и занятости с региональными и местными органами Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы по труду и занятости Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами
Проблемазанятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда региональногои местного уровня, предполагающих определенные отношения между нанимателями(работодателями) и наемными работниками по поводу купли – продажи рабочей силы,а также отношения работодателей друг с другом и работников между собой. Рыноктруда обеспечивает под влиянием спроса и предложения отток рабочей силы изодних секторов экономики в другие, сокращение издержек производства и обращенияи в конечном счете – повышение эффективности экономики и уровня жизнинаселения.
Основыгосударственной и муниципальной политики в сфере занятости формируются нафедеральном уровне. Приняты Закон РФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации», Трудовой кодекс РФ, другие законодательные акты.
К ведениюфедеральных органов относятся выработка и реализация основных направленийгосударственной политики в области занятости населения на территории страны,координация деятельности органов власти и управления всех уровней по вопросамзанятости населения, определение минимальных и обязательных для всех нормативовсоциальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственнойполитики разрабатывают и реализую, региональную политику в сфере занятости,учитывающую местную специфику и местные условия. Основные функции федеральных ирегиональных органов, государственной власти в сфере занятости представлены втабл. 3.
Федеральныйзакон 2003 года не возлагает на органы местного самоуправления каких-либофункций и полномочий в сфере занятости. Однако муниципальные органы не могутоставаться безразличными к этим вопросам. Многие из них разрабатывают иреализуют совместно с государственными органами муниципальные программызанятости, населения, поддержки малого бизнеса, индивидуального предпринимательстваи т.п., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами.

2.2 Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовыхотношений
Роль органовместного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений можетзаключаться в следующем:
– разработкаи реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросызанятости, местного рынка труда и трудовых отношений;
– координацияи контроль деятельности в этой области управляющих структур муниципалитета,предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости)муниципальной службы занятости;
– оказаниеинформационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащихпредложения работодателей; публикация вакансий, информация о ярмарках рабочихмест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубовбезработных и т.п.);
– формированиемуниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
– формированиезаказа на общественные работы на территории муниципального образования;
– созданиецентра социально-психологической адаптации (психологическая поддержканезанятого населения и безработных; психологический тренинг начинающихпредпринимателей и т.п.);
– организациямуниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей;
– образованиемуниципального учебно-методического центра переподготовки взрослого населенияпо профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
– созданиемуниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведенийначального и среднего профессионального образования;
– созданиемуниципального попечительского совета для содействия в трудоустройствевыпускников школ и профессиональных учебных заведений,
– включающегопредставителей последних, работодателей, профсоюзов, администрациимуниципального образования;
– организацияи проведение исследовании рынка труда с целью прогнозирования отраслевой ипрофессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.
В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образованийспектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширенили сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровнемуниципального образования должны стать:
– содействиезанятости выпускников школ и профессиональных учебных; ведений;
– оказаниеадресной материальной и психологической поддержки лицам, либо нуждающимся всоциальной защите;
– развитиеновых форм взаимодействия с работодателями;
– повышениеконкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовкии повышения квалификации занятого населения муниципального образования).
Хорошозарекомендовавшей себя формой содействия занятости населению являются ярмаркивакансий. На них посетители имеют возможность решить, как правило, три основныезадачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросамтрудового законодательства, выбрать при необходимости; учебное учреждение дляпрофессиональной переподготовки. Поэтому состав; участников ярмарок вакансийвключает ведущие предприятия и организации, действующие на территориимуниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры попрофессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы иконсультации; представителей территориальный органов службы по труду изанятости.
Одним издейственных механизмов реального содействия занятости населения на уровнемуниципального образования является организация общественных работ. Подоплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовойдеятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональнойподготовки, имеющие социально полезную направленность и opганизуемые дляобеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
Новойактивной формой содействия занятости населения муниципальных образованийявляются клубы ищущих работу. Основные задачи – оказание помощи гражданам,ищущим работу, в сокращении сроков поиска подходящей вакансии, приобретениинавыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, ликвидации стрессовыхсостояний, приобретении минимума правовых знаний.
Длясодействия предпринимательской инициативе безработных может быть организованмуниципальный бизнес-инкубатор – коллективный офис для начинающихпредпринимателей. В рамках его деятельности могут реализовываться; программыпсихологического тренинга по развитию качеств, способствующихпредпринимательской активности населения муниципального образования.
На уровнемуниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимсяв социальной защите. К ним относятся молодежь, инвалиды, женщины, лица,уволенные из рядов российской армии, и т.д. Механизмом содействия занятостиэтих групп населения являются законы о квтировании рабочих мест. Их принятиеотнесено к ведению субъектов РФ, о, контроль их исполнения может осуществлятьсясовместно отделениями Федеральной службы по труду и занятости и органамиисполнительной власти муниципальных образований.
Муниципальныеорганы регулирования вопросов занятости и трудовых отношений
Дляреализации указанных функций в местной администрации может быть созданоструктурное подразделение по вопросам занятости и трудовых отношений. Еговозможные функции могут быть следующими:
– разработкапредложений по регулированию местного рынка труда, совершенствованиюфедеральных, региональных и муниципальных нормативных актов по вопросам труда изанятости;
– разработкапредложений по основным направлениям деятельности администрации всоциально-трудовой сфере;
– анализи оценка доходов и уровня жизни населения, рынка труда и другихсоциально-трудовых показателей развития территории;
– приемграждан, рассмотрение их заявлений, жалоб, предложений по вопросам, отнесеннымк компетенции органов по труду и занятости;
– контрольобеспечения государственных гарантий по оплате труда;
– разработкапредложений о размерах тарифных ставок и должностных окладов работниковбюджетной сферы, муниципальных предприятий и учреждений;
– участиев коллективных переговорах между работодателями и работниками, уведомительнаярегистрация коллективных договоров и соглашений, контроль их выполнения;
– участиев предотвращении и разрешении трудовых споров;
– участиев решении социально-трудовых проблем в процессе разгосударствления иприватизации предприятий;
участие впроведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на соответствиетребованиям охраны труда;
– участиев расследовании несчастных случаев со смертельным исходом;
– контрольпредоставления высвобождаемым работникам гарантий и компенсаций,предусмотренных законодательством о труде;
– подготовкамероприятий по приостановке массового увольнения работников на предприятиях,расположенных на территории муниципального образования, развитию системырабочих мест, организации общественных работ за счет средств местного бюджета;
– участиев разработке и реализации системы профессионального обучения и развитияперсонала на предприятиях, расположенных на территории муниципальногообразования. 
3.Рекомендации по совершенствованию политики занятости на рынке труда
 />3.1 Муниципальная политика в области занятости
Дляформирования гибкого рынка труда необходимо:
– обеспечитьсовершенствование трудового законодательства;
– развиватьтерриториальную мобильность рабочей силы;
– повышатькачество занятости;
– повышатькачество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.
В настоящеевремя существуют законодательные ограничения, связанные с гибкостью найма,увольнения работников, использованием рабочего времени, совершенствованиемсистемы охраны труда, развитием социального партнерства, которые препятствуютестественному и оперативному изменению структуры занятости на отдельныхпредприятиях и между отраслями.
Основными направлениямисовершенствования трудового законодательства для достижения рациональнойзанятости, возможности создания новых рабочих мест являются:
– повышениегибкости использования рабочей силы;
– развитиесистемы социального партнерства на уровне регионов и отдельных предприятий;
– изменениесистемы предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опаснымиусловиями труда, а также совершенствование государственной экспертизы условийтруда.
В РоссийскойФедерации существует целый ряд административных и экономических препятствий дляразвития трудовой миграции. Это сдерживает переток рабочей силы изтрудоизбыточных регионов в трудонедостаточные. Для повышения мобильностирабочей силы необходимо в среднесрочной перспективе направить усилия на:
– снятиеадминистративных ограничений для перемещения рабочей силы внутри страны;
– созданиеэффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройствав различных регионах Российской Федерации;
– формированиеэкономических условий, содействующих свободному переливу рабочей силы;
– развитиеэкономических механизмов, обеспечивающих доступность найма и приобретения жилья(что во многом решается с помощью использования ипотечных механизмов и другихинструментов, направленных на обеспечение доступности жилья).
В сложившихсяусловиях низкий уровень заработной платы способствует сохранению экономическинеэффективных рабочих мест, развитию бедности, ограничивает рост внутреннегопотребительского спроса, не стимулирует внедрение эффективных и современныхтехнологий. Сохраняющийся низкий уровень заработанной платы деформирует системуспроса и предложения на рабочую силу.
Необходимо втечение трех лет повысить заработную плату работников бюджетной сферы вреальном выражении не менее чем в 1,5 раза.
В то же времяпростого повышения заработной платы для решения проблем бюджетного секторанедостаточно. Назрела необходимость в таких финансовых решениях и механизмах,которые способны мотивировать к достижению эффективных результатов самиучреждения бюджетной сферы.
Одновременнос модернизацией системы учреждений бюджетной сферы, в том числе переходом частиучреждений на новые организационно правовые формы, необходимо проведениереформирования системы оплаты труда, направленное на повышение стимулированияработников к оказанию качественных услуг.
Новые системыоплаты труда будут учитывать специфику каждой из бюджетных отраслей,построенных на единых основополагающих принципах. При их внедрении повышениеобщего уровня оплаты труда помимо увеличения расходов федерального бюджета,будет также осуществляться за счет оптимизации структуры занятости в бюджетнойсфере и реструктуризации сети бюджетных учреждений.
Значительныйрост оплаты труда в бюджетном секторе и повышение производительности трудаповлечет изменения в структуре занятости. Увеличение оплаты труда работниковбюджетной сферы предусматривает повышение качества занятости, ликвидациюнеэффективных рабочих мест. Вместе с тем возможности работников, занятых вбюджетных отраслях, перейти во внебюджетный сектор пока ограничены, чтосдерживает переток рабочей силы.
В современнойэкономике условия труда становятся существенным фактором, влияющим на качествозанятости и конкурентоспособность продукции отечественных предприятий. Около 20%от общего количества рабочих мест в российской экономике связано с опасными ивредными условиями труда. Наличие непрестижных рабочих мест (60% рабочих мест свредными условиями труда приходится на бюджетообразующие отрасли экономики)ограничивает выбор работы гражданами, увеличивает непроизводительныекомпенсационные издержки на медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших отпроизводственных травм, а также социальную адаптацию граждан, не имеющих работыв течение длительного периода времени.
Производственныйтравматизм увеличивает численность граждан с ограниченной трудоспособностью,подбор нового рабочего места для которых затруднен. Государственные издержки пореабилитации инвалидов растут.
Для созданияусловий экономической заинтересованности работодателей в повышении качествапроизводственной среды необходимо сосредоточить усилия на следующих шагах:
– развитиеорганизационных форм проведения экспертизы условий труда, включая привлечениедля этих целей негосударственных организаций;
– совершенствованиесистемы обязательного социального страхования от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний.
В настоящеевремя только треть безработных граждан обращается к услугам органов службызанятости населения. Основными клиентами службы занятости населения являютсяграждане с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающие трудностипри трудоустройстве, в том числе выпускники общеобразовательных учреждений, неимеющие опыта работы, граждане, имеющие длительный перерыв в работе,малоквалифицированные работники. В условиях более динамичных изменений наотраслевых и региональных рынках труда в среднесрочной перспективе повышаютсятребования работодателей к качеству рабочей силы с учетом предполагаемого ростазаработной платы. Необходимо принять меры для того, чтобы органы службызанятости стали важным инструментом перераспределения рабочей силы.
В этой связиосновными направлениями совершенствования качества услуг в сфере содействиязанятости являются:
– качественноеулучшение системы информирования населения о состоянии рынка труда ивозможностях трудоустройства в различных отраслях экономики;
– повышениеэффективности и уровня охвата граждан (в первую очередь учащихсяобщеобразовательных и среднеспециальных учреждений) государственными услугами вобласти профориентации;
– реализацияпревентивных мер содействия занятости граждан, внедрение эффективных механизмовпрофилирования безработных граждан;
– совершенствованиепрофессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан,ищущих работу;
– расширениеноменклатуры и разработка стандартов услуг государственной службы занятости./>/>3.2 Совершенствование политики в области занятости вг. Липецке
Выделяютследующие основные направления совершенствования политики в области занятости вг. Липецке.
1.Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству:
– обеспечениегармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюденииосновных трудовых и социальных прав работников;
– совершенствованиемониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда,организация проведения научных исследований по проблемам занятости;
– повышениесбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижениенеконтролируемого роста безработицы;
– внедрениеэффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработкасоответствующих мероприятий по их трудоустройству;
– защитатерриториального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочейсилы).
2.Специальные мероприятия содействия занятости населения:
– временноетрудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите,путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда(организация занятости выпускников образовательных учреждений, многодетных иодиноких родителей, инвалидов, длительно безработных граждан и лицпредпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы и членов ихсемей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
– совершенствованиеорганизации общественных и временных работ на основе повышения их социальногостатуса с учетом ситуации на рынке труда, запросов граждан и потребностейработодателей;
– содействиепредпринимательству посредством финансовой и организационно-методическойподдержки безработных граждан, решивших создать собственное дело; участие вразработке целевых программ содействия развитию предпринимательской инициативынаселения города и поддержки малого предпринимательства.
3. Повышениекачества рабочей силы:
– совершенствованиесистемы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения, втом числе безработных граждан и незанятого населения, с целью повышения ихконкурентоспособности на рынке труда;
– повышениемотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активнойпозиции, ориентированной на самостоятельный поиск работы;
– усилениевлияния на сохранение и укрепление кадрового потенциала организаций города вусловиях их реформирования и реструктуризации; применение как традиционных, таки новых форм работы, повышающих статус профессионального обучения как одного изосновных направлений активной политики занятости.
4. Социальнаяподдержка граждан при безработице:
– своевременноеначисление пособий по безработице;
– оказаниематериальной и иной помощи безработным и членам их семей;
– обеспечениеоформления и выплаты досрочных пенсий безработным гражданам предпенсионноговозраста, получившим право выхода на досрочную пенсию при отсутствиивозможности их трудоустройства;
– обеспечениевыплаты стипендий гражданам, обучающимся по направлению службы занятости.
5.Обеспечение функционирования службы занятости:
– совершенствованиеструктуры службы занятости, методов управления, повышение профессиональногоуровня ее персонала;
– обеспечениефункционирования программно-технических средств, каналов обмена информацией,локальных вычислительных сетей.
В ближайшембудущем нужно более активно работать в таких направлениях как: освещение всредствах массовой информации проблемы трудовой занятости населения,целесообразно вести специальную рубрику в изданиях, посвященную безработице ипроблемам, связанным с ней; увеличения количества методической литературы, повопросам организации трудоустройства населения, в том числе юридическойлитературы;
Такжесуществует потребность в полноценной и объективно предоставляемой информации,которая диктует необходимость в упорядочивании информационных потоков исоздании систематизированных баз данных. Существует необходимость ввыстраивании высокоэффективной схемы взаимодействия между всеми ведомствами,заинтересованными в проведении правильной и целенаправленной политикизанятости.
Политиказанятости является областью экономического и социального регулирования, целикоторого выходят далеко за рамки простого смягчения последствий безработицы – трудоустройствабезработных, их профессиональной ориентации, переобучения, выплаты, им пособий.Ведущую, системообразующую роль достижения целей политики занятости играетгосударство. Проведение государственной политики занятости требует координациидеятельности целого ряда органов государственного управления – службызанятости, органов управления профессиональным образованием, общественныхорганизаций, включая профсоюзы, государственных и коммерческих предприятий,учреждений, фирм.
Заключение
Развитиебезработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировыхзакономерностей. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный веснаселения в возрасте моложе трудоспособного сокращается. Это приводит кнеобратимым изменениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: снижаетсямобильность трудовых ресурсов, людям в зрелом возрасте труднее сменитьквалификацию; доля лиц пожилого возраста составляет больше 30%; обостряетсяпроблема занятости среди молодежи, так как в настоящее время трудоспособноенаселение пополняется многочисленным поколением 80-х.
В миренакоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынкатруда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Государственная политиказанятости должна иметь предупреждающий характер, включать целый комплекс мергосударственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход взастойную форму и опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Сегоднярезультативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынкатруда и устранять те препятствия, которые могут увеличить безработицу. Основнаяцель такой политики – снижение безработицы уже в среднесрочном периоде.
На основепроведенного анализа можно выделить следующие проблемы в сфере занятости и нарынке труда:
– достаточновысокий уровень «женской» и «молодежной» безработицы;
– несоответствиеспроса и предложения на рынке труда;
– ростчисленности граждан, увольняющихся по собственному желанию;
– трудностив обеспечении занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите(инвалиды, молодежь до 18 лет, женщины, имеющие малолетних детей, лица,освобожденные из МЛС, и др.);
– непредоставлениеработодателями полной и достоверной информации о потребности в кадрах, особенновакансий для специалистов и служащих;
– сокращениесферы приложения женского труда;
– наличие«скрытой» безработицы.
Основнымизадачами в области занятости в ближайшее время будут совершенствование нормативно-правовойбазы в сфере занятости населения, усиление роли центров занятости населения восуществлении активных мер на рынке труда, улучшение кадрового потенциала черезсистему профориентации и профобучения и реализация специальных мероприятий по профилированиюбезработных граждан в целях повышения эффективности представляемых им услуг.
Дляформирования гибкого рынка труда необходимо: обеспечить совершенствованиетрудового законодательства; развивать территориальную мобильность рабочей силы;повышать качество занятости; повышать качество оказания государственных услуг всфере содействия занятости населения.
Библиографический список
1.   Конституция РФ[Электронный ресурс]: принята 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании //Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
2.   Гражданский кодексРоссийской Федерации [Электронный ресурс]: части первая от 30 ноября 1994 г.№51-ФЗ, вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ и третья от 26 ноября 2001 г.№146-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
3.   Федеральный закон[Текст]: от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
4.   Бутов, В.И., Игнатов, В.Г.,Кетова, Н.П. Основы региональной экономики. [Текст]: учебник / В.Н. Бутови др. – Ростов н/Д: МарТ, 2007. – 320 с.
5.   Воронин, А.Г. Муниципальноехозяйствование и управление: проблемы теории и практики [Текст]: учебник / А.Г. Воронин.– М.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.
6.   Демидова, Л.А. Путиповышения эффективности государственного сектора [Текст] / Л.А. Демидова //Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №4. – С. 25.
7.   Зотов, В.Б. Территориальноеуправление [Текст]: учебник / В.Б. Зотов. – М.: Информ, 2006. – 460 с.
8.   Иванов, В.В., Коробова, А.Н. Муниципальныйменеджмент [Текст]: справочное посоБие / В.В. Иванов и др. – М.: ИНФРА-М.,2005. – 324 с.
9.   Овчинников, О.Г. Государственноерегулирование аграрного сектора [Текст]: учебник / О.Г. Овчинников. – М.:Эксмо, 2005. – 314 с.
10.     Ореховский,П.А. Муниципальный менеджмент [Текст]: учебник / П.А. Ореховский. – М.:МОНФ, 2007. – 450 с.
11.     Радченко,А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход[Текст]: учебник / А.И. Радченко. – Р-н/Д.: РостИздаТ, 2007. – 350 с.
12.     Системагосударственного и муниципального управления [Текст] / Под ред. О.М. Рой –СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
13.     Уткин,Э.А., Денисов, А.Ф. Государственное и региональное управление [Текст]:учебник / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов– М.: ИКФ «ЭКМОС», 2006. – 88 с.
14.     Чиркин,В.Е. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебник / В.Е. Чиркин– М: Юрист, 2005. – 214 с.
15.     Эффективностьгосударственного управления / Пер. с англ. [Текст] / Под ред. С.А. Батчиковаи С.Ю. Глазьева. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», АО«Консалтбанкир», 2005. – 165 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Показатели вариации, выборочное наблюдение
Реферат Половое развитие
Реферат Верховный суд Российской Федерации 3
Реферат Журналістика - творчість чи ремесло
Реферат Автоматизация измерений контроля и испытаний
Реферат Проблемы развития и планирования работы Львовской железной дороги и хозяйство района ее обслуживания
Реферат 27006, Москва, Успенский пер., д. 10, стр. 1, тел. +7 (495) 950 – 54 82
Реферат Сретение Господне - история духовный смысл и богослужебные особенности праздника
Реферат Law Does Not Drive Us Reason Does
Реферат Охрана труда несовершеннолетних по российскому трудовому законодательству
Реферат Депортация немцев в СССР
Реферат Расчеты с использованием банковских пластиковых карточек перспективы их развития в Республике Беларусь
Реферат Civil War Essay Research Paper Fatoorechi ShivaPer
Реферат Перспективы развития автомобильных двигателей работающих на водороде
Реферат Grandpa planted a turnip. The turnip grew bigger and bigger. Grandpa came to pick the turnip, pulled and pulled but couldn't pull it up! Grandpa called Grandma