Реферат по предмету "Экономика"


Задачи и перспективы развития экономики Республики Казахстан

Содержание
Введение   
Глава 1. Теоретические основы стратегииэкономического
развития  Республики Казахстан   
1.1     Экономическая политика вКазахстане  
1.2    Проблемыобеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы «Казахстан 2030»1.3    Кустойчивому развитию в рамках послания   Президента к народу Казахстана 2007года  
Глава 2. Экономический рост как основаэкономической
стратегии  Республики Казахстан  
2.1      Обзормакроэкономических  показателей экономического
роста Республики Казахстан
2.2      Перспективы обеспечения устойчивого экономического
роста Казахстана         
Заключение        
Списоклитературы
Введение
Выйдя из Союза, Казахстан унаследовал монополизированную, милитаризованную,центрально управляемую экономику. Среди важнейших задач на сегодняшний моментявляется отказ от жесткого административного регулирования и демилитаризацияэкономики, ее структурная перестройка на началах приоритетности производствасоциально значимой продукции.
Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенноизменяться в пользу первого, но все таки предстоит длительный период ихсосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями будетнеизбежен в течение довольно долгого срока.
Хотя попытки смоделировать новую парадигму казахстанской экономики наоснове смешанной экономики и социально ориентированного рыночного хозяйстваможно признать некоторым нарушением классического подхода, такое обвинение нампросто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояниепостсоциалистической экономики никогда не переживали. Наши же соседи по бывшемусоциалистическому содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантныеспособы переустройства экономики, что предлагаемый вариант представляется чутьли не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения моделиэкономического развития являются настолько динамичными и быстротрансформирующимися,что зачастую в стадии своей зрелости весьма отдаленно напоминают исходноесостояние.
Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практикирынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду прежде всеготак называемый социально ориентированный рынок. Представляется, что “подкрышей” этого определения уже сегодня успешно уживаются модифицированныенеолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное хозяйство и смешаннаяэкономика.
Именно социально ориентированный рынок сможет, с одной стороны,“удержать” казахстанскую экономику в русле общецивилизационных закономерностейрынка, а с другой — оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.
За эти годы проведены коренные преобразования в экономике, обеспечившиестановление рыночных отношений и последовательную интеграцию страны в мировуюэкономику. Казахстан стал одним из лидеров в СНГ и Восточной Европе попривлечению иностранных инвестиций. Идет процесс реформирования социальнойсферы, осуществлена пенсионная реформа.
Республика располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширнымисельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительнымпромышленным потенциалом.
В настоящее время выпуск промышленной продукции осуществляют более 2700предприятий, где трудится 812 тысяч человек, или около трети всех занятых всфере материального производства.
К числу ведущих отраслей промышленности относятся цветная и чернаяметаллургия. Благодаря своему высокому уровню качества пользуются спросом иконкурентоспособны на мировом рынке казахстанская медь, свинец, цинк и кадмий.
Казахстан является крупным топливно-энергетическим регионом. Развитиеэлектроэнергетической отрасли предусматривает достижение в ближайшие 5-10 летэкономически обоснованного уровня энергетической независимости Казахстана иопережающего развития собственных генерирующих мощностей.
По запасам нефти Казахстан опережает многие нефтедобывающие страны. В республикесейчас имеются 172 нефтяных, 42 конденсатных и 94 газовых месторождения сразведанными извлекаемыми запасами нефти и кондентсата 2,8 млрд.тонн, газа — 1,9 трлн.кубических метров.
Ускорение развития нефте- и газопроводных систем с целью обеспеченияреспубликанских нефтеперерабатывающих заводов казахстанской нефтью, крупныхпромышленных и административных центров газом, строительство экспортныхнефтепроводов для создания возможности экспорта казахстанской нефти на мировойрынок позволит увеличить производство нефти с 20 млн.тонн в 1995 году до почти40 млн. тонн в 2003 году и 120-170 млн.тонн в 2014 году.
Рост объемов производства наблюдается в 7 регионах республики:Западно-Казахстанской (106,6%), Карагандинской (106,5%), Мангистауской(102,9%), Кызылординской (102,1%), Южно-Казахстанской (101,4%), Атырауской(101,1%), областях и г.Алматы (100,1%).
В переработке сельскохозяйственных продуктов обеспечен рост производствамясных консервов (в 6,4 раза), мяса птицы (в 3,4 раза), масла растительного (в 2,1раза), фруктовых и овощных соков (в 1,7 раза), сыра и творога (в 1,4 раза),молока и сливок (на 14,5%), кондитерских изделий (на 10,6%), сливочного масла(на 9,2%), маргарина (на 6,8%), минеральной воды (на 3,1%).
В текстильной и швейной промышленности в этот же период возрослопроизводство шерстяной пряжи (в 4,9 раза), предметов одежды из меха (в1,5раза).
В химической промышленности возобновлен выпуск кислоты фосфорной,полимеров стирола, увеличено производство фосфорных (в 2 раза) и азотных (в 1,2раза) удобрений, лаков и красок (в 1,2 раза).
В строительной индустрии обеспечен рост производства кирпича — в 2 раза,камня для строительства — в 1,6 раза, стеклотекстолита — в 1,4 раза, трубасбестовых — в 1,2 раза.
В металлургической промышленности и обработке металлов произошел ростпроизводства ферросплавов на 34,2%, слитков из нержавеющей стали на 29,7%,чугуна на 19%, плоского проката из железа и стали на 5,9%.
В цветной металлургии увеличен выпуск сплавов на основе меди и олова в1,9 раза, свинца необработанного на 17,1%, аффинированной меди на 5,7%,черновой меди на 3,4% цинка на 4,8%.
В производстве машин и оборудования увеличился выпуск жаток рядковых в3,4 раза, огнетушителей в 1,4 раза.
В производстве электрического и электронного оборудования наблюдаетсярост производства электродвигателей малой мощности в 3,5 раза, электрическихаккумуляторов в 1,6 раза, светильников и осветительных устройств в 1,3 раза.
Целью данной работы является анализ стратегии экономического развитияКазахстана как суверенного государства.
Структура работы составлена в соответствии с поставленными задачами.Работа состоит из введения, трех глав, заключения исписка                                                                                                                                             использованной литературы и приложений.
В ходе написания работы использовались нормативные акты РК,статистические данные, работы зарубежных и отечественных авторов, специальныеисследования в данной области.

Глава1. Теоретические основы стратегии экономического
развития Республики Казахстан
 
1.1   Экономическаяполитика в Казахстане
Системные  экономические преобразования вКазахстане за го­ды независимости можно объе­динить в несколько этапов.
Первый этап охватывает пе­риод с 1992г. по ноябрь 1993г., — началокоренной трансформа­ции экономических отношений в условиях отсутствиясобственной валюты. Экономика республики в этот период во многом зависе­ла отрешений, принимаемых в России, Правительство Казахста­на практически не имелорыча­гов влияния на макроэкономи­ческую политику. Высоких тем­пов достиглаинфляция. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составлял вконце 1992г. 3060%, 1993г. — 2265%.
Второй этап рыночных пре­образований в страненачался с введения в ноябре 1993г. нацио­нальной валюты и формирова­ниясобственной макроэкономи­ческой политики. Он характери­зовался созданиемнормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогооб­ложения,бюджетной и банков­ской сферах, внешнеэкономиче­ской деятельности, в том числепривлечения иностранного капитала и таможенного дела, разви­тия рынков ирыночной инфра­структуры. В результате прове­дения достаточно жесткой анти­инфляционнойполитики уда­лось добиться первых сущест­венных результатов по финансо­войстабилизации, довести ин­декс потребительских цен (к де­кабрю предыдущего года)до 1258% в 1994г., 160,3% — в 1995г. и 128,7% — в 1996г., отно­сительноукрепить валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и не­сколькооживить производство в ряде экспортоориентированных отраслей промышленности.
Главным результатом второго этапа реформ сталапринципи­ально новая экономическая си­туация, в результате которой процесстрансформации адми­нистративно-командной эконо­мики в рыночную принял нео­братимыйхарактер на основе    ключевых системных преобразо­ваний. К их числу можноотнести следующие.                  
Было осуществлено сокращение форм государственнойрегла­ментации хозяйственной жизни наряду со все более расширив­шимсяиспользованием рыноч­ных регуляторов социально-эко­номических процессов, либера­лизациейвнешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала,обеспечением относительно ста­бильного валютного режима, развитием биржевойторговли. Началась практическая реализация принципов свободного це­нообразованияс использовани­ем механизма государственного регулирования по весьма огра­ниченномукругу продукции, ра­бот и услуг.
Изменилась общая экономичес­кая среда, началисоздаваться условия для развития рыночно ориентированных хозяйственныхструктур, становления и расши­рения основ многоукладной эко­номики,формирования эффек­тивных и ответственных собст­венников, путем проведенияширокомасштабной приватиза­ции. Также происходило разви­тие предпринимательства,мало­го и среднего бизнеса, в респуб­лике формировалась среда здо­ровойрыночной конкуренции.
За короткий срок в экономике республики сформи­роваласьоснова рыночной ин­фраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и стра­ховыхкомпаний, бирж, ауди­торских фирм и других объек­тов, призванных обслуживатьхозяйствующие субъекты, помо­гать им в сбыте произведенной продукции, повышениинадеж­ности  функционирования  и уменьшении коммерческих рис­ков. Расширялось исовершенст­вовалось законодательство, ре­гулирующее отношения на рын­ках труда,капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных и других институтоврыночной экономики обуслови­ло соответствующие сдвиги в структуре производствавалово­го внутреннего продукта (ВВП) страны, где последовательно рос удельныйвес стоимости услуг.
Трансформация экономической системы позволила вдостаточно короткий срок сба­лансировать спрос и предложе­ние и достигнутьопределенного равновесия на потребительском рынке. На рынке товаров потре­бительскогоназначения обеспе­чено необходимое насыщение.
Успехом завершились предпри­нятые государством мерыпо до­стижению финансовой стабили­зации, что нашло отражение в снижении темповинфляции и процентных ставок финансового рынка (в течение 1995г. ставкарефинансирования Националь­ного банка снизилась в 3 раза, составив к концу года52,5%), динамично увеличивались золо­товалютные резервы государст­ва,продемонстрировал относи­тельную устойчивость курс наци­ональной валюты.Положитель­ные тенденции развития эконо­мики нашли отражение в пока­зателяхсальдо внешнеторгового оборота и дефицита государст­венного бюджета,финансирова­ние которого стало осуществ­ляться неинфляционными мето­дами.Наметились тенденции стабилизации производства в ряде отраслей промышленности.
Второй этап реформирования экономики, ввидуосуществлен­ных коренных институциональ­ных преобразований, заложил основу длястабилизации и фор­мирования положительных тен­денций в развитиисоциально-экономических процессов наци­ональной экономики.
Третий этап экономических преобразований (1998-2003гг.) характеризуетсяотносительной стабильностью положительной динамики основных макроэко­номическихпоказателей (увели­чение ВВП, объемов промыш­ленного производства, инвести­ций).В то же время мировой и российский финансовый кризис 1998-1999гг. оказалнегативное влияние на поступательное раз­витие экономики Казахстана.Вследствие   неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстан­скуюпродукцию в 1999г. было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002г. национальнаявалюта подверглась существенной де­вальвации. Со всей очевиднос­тью проявиласьзависимость экономики республики от коле­баний цен на мировых товарно-сырьевыхрынках и экономичес­кой ситуации в других государ­ствах. Актуализировались про­блемыразвития обрабатываю­щей промышленности, поддерж­ки отечественных товаропроиз­водителейи малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных напреодоление сырьевой ориента­ции хозяйственного комплекса.
Решение данных проблем на­шло свое выражение всущест­венном углублении институцио­нальных преобразований на третьем этапереформ. Значи­тельно расширилась норматив­но-правовая база экономичес­кихпроцессов, был принят ряд программных документов, спо­собствующих развитиюнаиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по прибли­жениюхозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, однойиз первых среди республик бывше­го СССР, стали осуществляться структурныепреобразования от­дельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном пла­не,сфер экономики:
— создание принципиально новой пенсионной системы,ориентированной на персонализацию  пенсионных  средств граждан в системенакопитель­ных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальныхинвестиционных институтов;
— переход на рыночные меха­низмы в сфережилищно-коммунального хозяйства с полной оп­латой потребителями стоимостиуслуг, наряду с совершенствова­нием системы государственной поддержкималообеспеченных граждан;
— внедрение рыночных меха­низмов в здравоохранениии образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;
совершенствование про­цессов приватизации и управле­ниягосударственной собствен­ностью;
— принятие комплекса мер по поддержке отечественныхтова­ропроизводителей и развитию импортозамещения, что позво­лило начатьвосстановление предприятий обрабатывающей промышленности;
— углубление реформ в фи­нансовой сфере,направленное на дальнейшее укрепление оте­чественного банковского сектора ивовлечение в инвестиционные процессы средств населения (со­здание фондагарантирования вкладов в банках второго уров­ня, реформы на страховом рын­ке);
— решение о формировании Национального фондаРеспубли­ки Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны отнеблагоприятных изменений це­новой конъюнктуры мировых рынков;
— создание Банка развития с целью расширенияпрактики долгосрочного кредитования ин­вестиционных проектов;
— принятие нового Налогово­го кодекса, которыйформирует налоговую систему, направлен­ную на стимулирование отечест­венныхпроизводителей и ожив­ление экономики.
 
1.2   Проблемы обеспечения экономического роставрамках долгосрочнойпрограммы «Казахстан 2030»
Работа Президента нашей страны Н.А. Назарбаева«Казахстан 2030» опубликованная  в октябре 1997 года вызвала большойрезонанс в нашем обществе.
В Послании были даны наметки научного анализареальных шагов углубления рыночных преобразований с учетом  того, что историческиКазахстан является сердцевиной Евразийского континента. Нам предоставленасудьбой задач огромной важности — возродить древнее государство казахов тесномсодружестве со всеми представителями наций народностей, населяющих территориюКазахстана, и использовать  геополитические позиции Казахстана для динамичного экономического роста, духовного возрождения народа.
В Послании Главы государства отмечены не толькоцелесообразность средства достижения ближайших задач, но и конкретно указанийстратегические направления развития Казахстана на будущее столетие. Нам представляется,что, консолидируя все группы населения Казахстана в определении общественногосознания   практической деятельности по выполнению стратегических планов развития цивилизованного общества по пути рыночных преобразований, в Посланииопределены основные идеи направления, пути и средства их достижения. В этойсвязи перед творческой интеллигенцией Казахстана стоят огромные задачиподготовке кадров и переподготовке профессиональных специалистов на основемировых стандартов образования. Для этого в Казахстане есть богатейшийэкономический потенциал и, прежде всего, научно-техническая интеллигенция икадры рабочих.
Среди идей Послания хотелось бы отметить и проблемугосударственного управления рыночными преобразованиями Общеизвестно, что успехивсяких реформ в конечном итоге решаются сформированной системой кадровуправления  (менеджеров) и институциональных звеньев государственногоуправления. В этом смысле в Президентском Послании отмечены пути рационализацииГосударственного управления, достижения сбалансированности всех ветвей власти.Исходя из идеи народовластия и государственности Казахстана и в Президентском Послании намечены контуры дальнейшего укрепления правовым основ, ответственностигосударственных органов перед народом.
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаеввыделяет следующие долгосрочные приоритеты:
1.        Национальная безопасность.
 Обеспечить развитие Казахстана как независимогосуверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
2.        Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.
 Сохранить и укрепить  внутриполитическуюстабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить вжизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетии.
3.        Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высокимуровнем иностранных инвестиции и внутренних сбережений.
 Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темповэкономического роста.
4  Здоровье, образование и благополучие гражданКазахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование ивозможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.
5. Энергетические ресурсы. Эффективно использоватьэнергетические ресурсы  Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспортанефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствоватьустойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
6. Инфраструктура, в особенности транспорт исвязь.  Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствоватьукреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическомуросту.
7. Профессиональное государство. Создатьэффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданныхделу и способных выступать представителями народа в достижении нашихприоритетных целей.
Для каждого из этих долгосрочных приоритетов мыдолжны разработать и последовательно реализовывать стратегию, концентрируяусилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех-, а затем пятилетнихпланах,
Эти долгосрочные приоритеты должны служить дляконцентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев приформировании бюджета страны и кадровой политики.1.3   К устойчивому развитию в рамках посланияПрезидента к народу Казахстана 2007 года
Дальнейшееразвитие рыночной инфрастуктуры в Казахстане будет тесно связано с реализацийпослания президента Н.Назарбаева «Стратегия«Казахстан-2030» на Новом этапе развития Казахстана»от 2007 года.
ЧтобыКазахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынковтоваров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, помнению Президента мы должны решить десять главных задач.
Перваязадача — не простообеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять её ростом.
Нампотребуется выработка и реализация целостной стратегии для обеспеченияустойчивого характера конкурентоспособности экономики, а также жёсткий контрольеё исполнения. Эта стратегия должна исходить из конкретных конкурентныхпреимуществ отдельных секторов и производств нашей экономики и учитыватьтенденции мирового развития и конъюнктуры внешних рынков.
Втораязадача — достичькачественно новых успехов в региональной экономике и обеспечить полноправноеучастие в глобальной экономике.
Нам нужноиметь программу-минимум и программу-максимум по поиску и освоению реальных казахстанских“ниш” в системе мирового хозяйства, участию в крупных передовых проектах сзарубежными партнёрами, а также — всесторонней и ответственной поддержкиучастников нашей экономики, в том числе, через оказание им качественныхинфраструктурных услуг.
При этомосновное внимание надо сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии,Каспийского и Черноморского регионов.
Экономическаяинтеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС остаётся главным ориентиром в торговле.
Третьязадача — повыситьэффективность добывающего сектора. Мы намерены и далее проводить ответственную и взаимовыгоднуюэнергетическую политику.
Четвёртаязадача — особенноважно обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификациюэкономики. УПравительства должна быть своя генеральная стратегия реализации “прорывных”инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики.
Настала порас учётом новых экономических условий и приоритетов оценить эффективностьреализации Стратегии индустриально-инновационного развития.
Пятаязадача — развиватьсовременную инфраструктуру в соответствии с нашей новой ролью в региональной иглобальной экономике. Мыдолжны отчётливо представлять перспективы развития стратегическойинфраструктуры и существенно повысить качество управления в этой сфере,учитывая, в первую очередь, конкурентность наших отечественных компаний — потребителей инфраструктурных услуг, а также интересы нашей международнойэкономической интеграции.
Шестаязадача — современноеобразование и профессиональная переподготовка, формирование основ “умнойэкономики”, использование новых технологий, идей и подходов, развитиеинновационной экономики.
Седьмаязадача — адреснаясоциальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах.
Восьмаязадача — модернизация политической системы в соответствии с логикой нового этапа нашегоразвития.
В 2007 году мы приступаем к реализации дальнейшихсистемных демократических реформ. Госкомиссия по разработке и конкретизациипрограммы демократических реформ, обобщив рекомендации политических партий,общественных объединений, экспертов, мнения граждан страны, подготовилаконкретные предложения по дальнейшим политическим преобразованиям вгосударстве.
Важно, чтоэти предложения не являются копированием чужого опыта или абстрактных теорий. Они учитывают потребности нашегообщества, казахстанские реалии. У нас формируется своя модель политических реформ,свой “казахстанский путь” политического транзита. Его особенности и характерныечерты – сохранение президентской формы правления, поэтапность реформ,сбалансированность принимаемых решений, общенациональный диалог и консолидацияосновных политических сил.
Девятаязадача — ускоренноепроведение административной реформы с учётом международной практики.
Мывыстраиваем качественно новую модель государственного управления на принципахкорпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчётностиобществу.
Десятаязадача — продвижениедостижений и возможностей нового Казахстана в центрально-азиатском регионе и вмировом сообществе.
Сегодня мысотрудничаем с другими странами в решении широкого круга актуальных проблем.Это и обеспечение энергетической безопасности, и решение жизненно важныхсоциально-экономических вопросов, и борьба с терроризмом, и борьба с эпидемиямии экологическими бедствиями[1].

Глава2. Экономический рост как основа экономической стратегии  Республики Казахстан
 
2.1      Обзор макроэкономических  показателей экономическогороста Республики Казахстан
 
В 2006 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие иустойчивые темпы роста экономики. Причем в 2006 году экономика развиваласьболее ускоренными темпами, чем в 2005 году.
Нет сомнений, в последние годы в Казахстане сложились исключительнохорошие экономические условия. Республику признают одним из лидеров помакроэкономическим параметрам роста не только среди государств СНГ, но и средистран, в которых осуществляется системная трансформация экономических систем.
Действительно, ВВП в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на9,4%, а кумулятивный экономический рост, произошедший после финансового кризиса1998 года, составил 63,9% (дигр. 1, табл. 1).
/>
Диаграмма 1. Динамика ВВП в Казахстане,1990-2006 гг.[2]
По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан,  в 2006 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с  2005 годом увеличилось на 10,6%.
Таблица 1. Макроэкономическиепараметры развития Казахстана, 2002-2006 гг.[3]
2002
2003
2004
2005
2006 ВВП, млрд долларов США 22,152 24,637 30,832 40,754 56,088 Индекс физического объема, в процентах к предыдущему году 113,5 109,8 109,2 109,4 109,4 ВВП на душу населения, в долларах США 1491,3 1658,5 2045,4 2703,6 3703,0 Инфляция 8,4 5,9 6,4 6,9 7,9 Биржевой обменный курс KZT/USD 153,49 149,45 135,92 125,54 122,88
В 2006 году наблюдалась положительная динамика во всех сферах экономики.
Рост объемов промышленного производства в 2006 году по сравнению с 2005годом составил 7%. Наиболее ускоренные темпыразвития в реальном секторе демонстрировала обрабатывающая промышленность, гдерост производства составил 7,3%. Объем производства вгорнодобывающей промышленности вырос на 7%.
Прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2006 году к 2005году составил 7%.
Существенный вклад в рост экономики внесли строительство и услуги. За 2006 год объем строительных работ увеличился  по сравнению с 2005годом в 1,2раза. Услуги транспортав 2006 году возросли по сравнению с 2005 годом на 5%, услуги связи  -  на 20,4%.
Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В 2006 годуотносительно 2005 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%.
Существенно выросли показатели внешней торговли. За январь-декабрь 2006года экспорт товаров достиг 38,3 млрд.долл. США и увеличился по сравнению сянварем-декабрем 2005 года на 37,3%, импорт составил 23,7 млрд.долл.США ивозрос на 36,4%. Положительное сальдо торгового баланса составило 14,6 млрд.долл.США.
 
/>
Диаграмма 2. Индексы физического объема по отраслям экономики
в 2005-2006 гг. (в % к соответствующему периоду прошлого года)[4]
Источник: Агентство Республики Казахстан  постатистике.
Уровень инфляции в среднем за 2006 год сложился на уровне 8,6%, что на1,0% превысило среднегодовой показатель 2005 года (7,6%) и незначительно (на0,1%) — верхнюю границу запланированного на 2006 год коридора 6,9–8,5% всоответствии с прогнозом Среднесрочного плана социально-экономического развитиястраны на 2007-2009 годы.
Росту инфляции в 2006 году способствовали избыточная ликвидностьбанковской системы, сопровождающаяся ускоренными темпами роста кредитованияэкономики, рост потребительского спроса со стороны населения, импорт инфляции,рост тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы, низкая развитостьконкуренции на рынках, несбалансированность отдельных товарных рынков. В целомдля сдерживания роста инфляции Правительством совместно с Национальным Банкомпроводилась комплексная антиинфляционная политика в соответствии с Планоммероприятий по регулированию инфляционных процессов в Республике Казахстан на2005-2006 годы.
Цены предприятий-производителей промышленнойпродукции в 2006 году повысились по сравнению с 2005 годом на 18,4%.
Одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики являлсяфинансовый сектор, обеспечивающий эффективное перераспределение потоковкапитала в соответствии с предложением и спросом отраслей и субъектовэкономики.
Кредитный рынок в 2006 году оставался одним из самых динамичноразвивающихся сегментов финансового рынка и характеризовался ускоренным ростомбанковского кредитования экономики. Общий объем основного долга по кредитамбанков экономике за 12 месяцев 2006 года увеличился на 82,7% и составил 4735,7млрд. тенге. Кредиты в национальной валюте за 12 месяцев 2006 года выросли на95,9% и составили 2460 млрд. тенге, а кредиты в иностранной валюте — на 70,3%,составив 2275,6 млрд. тенге. В результате удельный вес тенговых кредитов посравнению с декабрем 2005 года повысился с 48,5% до 51,9%.
Наблюдается тенденция роста долгосрочных кредитов. Так, долгосрочныекредиты за январь-декабрь выросли более чем 2 раза до 3448,9 млрд. тенге,удельный вес долгосрочных кредитов повысился с 66,5% до 72,8%.
Кредиты банков субъектам малого предпринимательства за январь-декабрь2006 года увеличились на 83,3%, составив 861,7 млрд. тенге.
Развитие депозитного рынка также характеризовалось ростом объемадепозитов. Депозиты в депозитных организациях на 1 января 2007 года составили3115,2 млрд. тенге, превысив уровень 1 января 2006 года на 88,4%. Вкладынаселения (с учетом нерезидентов) в банках за 12 месяцев 2006 года увеличилисьна 76,8% до 1055,2 млрд. тенге.
Средневзвешенный биржевой обменный курс тенге к доллару США в среднем за2006 год составил 126,0 тенге, укрепившись за год в номинальном выражении на5,06%.
Активы Национального фонда на конец 2006 года составили более 14,1  млрд. долл. США, увеличившись сначала 2006 года на 74,5%.
Ситуация на рынке труда республики характеризуется стабильным снижением уровня безработицы  за счет роста числа трудоустроенных граждан на вновьсоздаваемых рабочих местах, увеличения экономической активности населения,обусловленных экономическим ростом. В 2006 году в экономике республики былозанято 7,4 млн. человек (предварительные данные), что на 2% больше, чем в 2005году. Численность безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизиласьна 2,4%. Уровень безработицы в 2006 году сложился на уровне 7,8% (в 2005 году –8,1%).
Реальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2006 года каналогичному периоду 2005 года выросли на 10,8%, реальная заработная плата – на10,6%.
В целом, совместными действиями Правительства и Национального Банкаудается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетомнакопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета,платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденциюпостепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.
Кроме того, об этом свидетельствует улучшение субиндекса Казахстана в2006 году по сравнению с 2005 годом по макроэкономическим параметрам в системепоказателей по глобальному индексу конкурентоспособности, а именно перемещениес 26 на 10 место.
В июне 2006 года международным рейтинговым агентством Moody’sInvestors Service инвестиционный кредитный рейтинг Республики Казахстан былповышен с уровня «Ваа3» по долгосрочным государственным облигациям виностранной валюте до «Ваа2», с уровня «Ваа1» до «А2» по долгосрочнымоблигациям и нотам в иностранной валюте. По краткосрочным  облигациям и нотам виностранной валюте уровень кредитного рейтинга поднят с «P-2» до «P-1», в связис чем, Казахстан достиг максимально возможного уровня по данному рейтингу. Былподтвержден уровень «Ваа1» по долгосрочным государственным облигациям внациональной валюте, а также уровень «Ва1/NP» по долгосрочным и краткосрочнымбанковским депозитам в иностранной валюте соответственно. По всем рейтингампрогноз «стабильный».
В ноябре 2006 года международное рейтинговое агентствоStandard&Poor’s повысило долгосрочный суверенный рейтинг РеспубликиКазахстан по обязательствам в иностранной валюте с «ВВВ-» до «ВВВ»,долгосрочный суверенный рейтинг по обязательствам в национальной валюте с «ВВВ»до «ВВВ+» и краткосрочный суверенный рейтинг Республики Казахстан пообязательствам в национальной валюте с «А-3» до «А-2». Краткосрочный суверенныйкредитный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте «А-3» и суверенныйрейтинг «kzAAA» по национальной шкале были подтверждены. Прогноз всех рейтингов- «Стабильный».
/>             
Диаграмма 3. Индексы физического объема промышленнойпродукции  в 2005- 2006 гг.      (в % к соответствующему периодупрошлого года)[5]
В декабре 2006 года Fitch Rating’s Ltd информировало оповышении прогноза суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан виностранной и местной валютах со «стабильного» до «позитивного» и подтвердилоинвестиционный кредитный рейтинг страны на уровне «ВВВ» по долгосрочнымоблигациям в иностранной валюте, «ВВВ+» по долгосрочным облигациям внациональной валюте, «F3» по краткосрочным облигациям в иностранной валюте.
Объемпромышленного производства в январе-декабре 2006 года возрос на 7% по сравнениюс соответствующим периодом 2005 года.
В горнодобывающей промышленности вянваре-декабре 2006г. произведено продукции на 3726,9 млрд. тенге, что на 7% выше уровня января-декабря 2005г. за счет увеличения добычируд железной агломерированной (на 24,5%), свинцово-цинковой (на 18,2%) имарганцевой (на 13%); окатышей железорудных (на 13,1%); угля каменного (на 11,5%); нефти сырой (на 6,8%); лигнита (на6,1%); газа природного (естественного) (на 2,8%); конденсата газового (на0,4%). Вместе с тем, сокращена добыча руд медно-цинковой (на 17,5%),золотосодержащей (на 14,9%), железной неагломерированной (на 8%), хромовой (на6%) и медной (на 0,8%).
Нефтегазовая промышленность. В целом по республике в2006 году добыто 64,8 млн. тонн нефти и газового конденсата (105,5% — к 2005году). Экспортировано 57,1 млн. тонн нефти, в т.ч. по нефтепроводу КТК– 24,4млн.тонн, по нефтепроводу Атырау-Самара – 15,6 млн. тонн в дальнее зарубежье;по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу — 2,2 млн. тонн; порт Актау – 9,9 млн. тонн;Оренбург – 2,4 млн. тонн, поставка на ПНХЗ – 3.9 млн.тонн.
Нефтеперерабатывающими заводами республики в 2006 году переработано11,7 млн. тонн нефти (104,6% к  2005 году).
В сентябре 2006 года завершена реконструкция Атыраускогонефтеперерабатывающего завода, которая позволила производить автобензин идизельное топливо, соответствующие современным европейским стандартам ЕВРО-3 побензину, ЕВРО-4 по дизельному топливу.
Газовая промышленность. Деятельность в этой сфереосуществляется в соответствии с Программой развития газовой отрасли РеспубликиКазахстан на 2004-2010 годы.
В республике действует три газоперерабатывающих заводас общей проектной мощностью переработки порядка 8 млрд. куб. м газа в год,газотранспортная система  протяженностью более 10 тыс. км с годовой пропускнойспособностью порядка 150 млрд. куб. м, три подземных хранилища газа (ПХГ) собщей мощностью порядка 4 млрд. куб. м газа.
В обрабатывающей промышленности вянваре-декабре 2006 года к соответствующему уровню 2005 года объемпромышленного производства возрос на 7,3 %.
2.2         Перспективы обеспечения устойчивого экономического
роста Казахстана
В части обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоитрешить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования,бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора,регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции ипредпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.
Повышение эффективностиэкономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления,ориентированной на результаты.
Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности иэффективности государственных, отраслевых (секторальных), региональных ибюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будетнаправлена система планирования, координации и контроля.
Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективнофункционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений,повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельностьгосударственных органов на достижение стратегических целей.
Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового иинвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижениюадминистративных барьеров, повышению производительности экономики. 
Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономикис акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развитиябизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципахпартнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять мерыпо укреплению института частной собственности как основы гарантий прав и свободграждан.
Государственное планирование будет направлено на сопровождение иуправление процессами по обеспечению роста конкурентоспособности страны.
В связи с этим будут разработаны Стратегия  устойчивого ростаконкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных правовыхактов по государственному планированию, регламентирующих вопросыстратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга,контроля и ответственности всех субъектов планирования, направлениядеятельности органов государственного управления на конечные результаты.
Будут  изменены  требования  к  содержанию,  процедурам  разработки  и утверждения,  реализации  государственных, отраслевых  (секторальных), региональных  и бюджетных программ.
Будут приняты нормативные правовые акты по:
внедрению стратегического планирования в государственных органах;
оценке деятельности государственных органов на предмет достиженияконечных результатов;
совершенствованию системы государственной статистики, позволяющейосуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых(секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижениистратегических целей государства, исключению дублирования государственнойстатистической отчетности[6].
Будет усовершенствована методология разработки  экономических прогнозов. 
Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния предлагаемыхгосударственными органами решений на уровень конкурентоспособности экономики.
Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетногопланирования.
Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетногопланирования, ориентированной на результаты.
Такая система позволит оценивать качество предоставления государственныхуслуг,  степень  достижения  стратегических  целей  и  задач, а также будетиспользована как инструмент повышения производительности работы государственныхорганов.
Это предполагает  поэтапный  переход к  бюджету,  ориентированному нарезультаты,  а  также  внедрение  контрактных  обязательств по модели«заказчик-исполнитель», в первую очередь, с  администраторами  бюджетных программ.  Будут приняты меры по предоставлению большей самостоятельностиадминистраторам бюджетных программ в использовании бюджетных средств.
Будет  внедрена  система  отчетности,  открытая  для  общества,  а также  налажена  система  внутреннего  и  внешнего  контроля.
Направления расходования бюджетных средств будут взаимоувязаны состратегическими (программными) документами страны и иметь четкие приоритеты подиверсификации и повышению конкурентоспособности экономики. Неэффективныерасходы будут сокращены.
Будет внедрена методика оценки и мониторинга инвестиционных проектов,финансируемых за счет бюджетных средств, усилены требования к их подготовке.
Для проведения взвешенной фискальной и денежно-кредитной политики темпыроста расходов государственного бюджета будут взаимоувязаны с темпами ростаэкономики.
В целях снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и сокращенияненефтяного дефицита бюджета предстоит усовершенствовать механизм формированияи использования средств Национального фонда.
При определении объемов бюджетных средств на планируемый период будутучитываться степень достижения установленных  индикаторов  и эффективность исполнения  бюджетных  программ.
Внимание будет уделено также совершенствованию межбюджетных отношений. 
Основными  положениями  проекта  новой системы межбюджетных отношений  в среднесрочном  периоде  станет  определение показателей,  позволяющих рассчитать  объективные  потребности  регионов  в  финансировании с  учетом предоставления  равнозначного  объема  и    качества  услуг по всей стране.
Фискальной политикой предусмотрено эффективное применениеналогово-бюджетных инструментов в условиях повышения конкурентоспособностиэкономики страны, прежде всего, для решения приоритетных задачсоциально-экономического развития.
Правительство продолжит работу по совершенствованию налоговогоадминистрирования.
Налоговая политика будет направлена на стимулированиеиндустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности,сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговойнагрузки в экономике. Предстоит провести  глубокий  анализ  по  налоговым  льготам, оценить степень  их  влияния на  эффективность  экономики.
Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового бремени сдоходов юридических лиц на доходы физических лиц, а также  изучен вопросвнедрения всеобщего декларирования доходов и расходов населения.
Проводимая в целом взвешенная фискальная политика  направлена наобеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовыхобязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направлениягосударственной политики.
В сфере государственных закупок будет сформирована система, учитывающаяинтересы государства и бизнеса и  способствующая эффективности  и  гибкостирасходования государственных средств.
В области денежно-кредитной политики и развития финансового сектораосновные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированиюи надзору финансового рынка и финансовых организаций будут направлены наповышение эффективности регулирования инфляционных процессов и обеспечениестабильности развития финансового сектора.
Денежно-кредитная политика сориентирована нарешение таких задач, как повышение эффективности мер денежно-кредитной политикидля поддержания прогнозируемого уровня инфляции, обеспечение валютногорегулирования и контроля, функционирование платежных систем на высокомтехнологическом уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системыв целом.
Продолжится работа по дальнейшему усилению влиянияпринимаемых мер на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различнымвидам инструментов денежно-кредитной политики. При этом основными инструментамирегулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизацииизбыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банковвторого уровня в Национальном Банке.
В условиях полной конвертируемости тенге по текущими капитальным операциям будет значительно расширен мониторинг ситуации навалютном и финансовом рынках, а также продолжены работы по совершенствованиюинформационной базы по внешнеэкономическим операциям.
С целью поддержания эффективного функционированияплатежных систем особое внимание будет уделено развитию Национальной системыплатежных карточек и созданию нового Резервного центра для платежных систем.

Заключение
Казахстанский рынок должен опираться с одной стороны, на смешаннуюэкономику с ее сильной государственной распределительной политикой,обеспечивающей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а сдругой стороны — на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливовыраженной антитоталитарной направленностью. Достичь таких целей возможно лишьв том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих намэкономических моделей. Разработанная модель рынка должна сочетать условия дляразвития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономическогорегулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритетэкономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частнойсобственности и относительно длительное сосуществование основанных на нейхозяйственных форм с мощным государственным сектором.
Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусматривалапостроение социально ориентированной рыночной экономики на фундаментепостсоциалистической.
Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в том, чтосмешанная экономика представляет собой не какое-то хаотическое нагромождение напрактике и эклектичное соединение в теории сугубо “капиталистических” и“социалистических” форм, а предстает в виде диалектического единства формсобственности и способов ведения хозяйства, выдержавших проверку мировойпрактикой на конкурентоспособность.
    Другими словами, смешанная экономика представляет собой объективнообусловленный и исторически закономерный этап эволюции рыночных отношений,характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности ихозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей социальнойзащищенностью людей.
    Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагаетнеобходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, тоесть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства.Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административнымиметодами. Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя изтого, в какой мере административное регулирование отвечает требованиямобъективного развития, нынешнего состояния экономики и др. В итогевырисовываются такие контуры модели рыночной экономики Казахстана.
Во-первых, это должен быть социально ориентированный рынок, гармоничносочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование смешанной экономики.
Во-вторых, новая модель экономики должна предусматривать, с однойстороны, относительно продолжительное сосуществование сильного государственногои нарождающегося частного сектора экономики. При этом превалирование на первомэтапе государственного сектора не должно означать каких либо особых льгот,преимуществ или исключительных прав, которыми пользовались предприятия этогосектора. Вместе с тем, курс на скорейшее становление частного сектора не долженозначать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, ихнемедленную поголовную передачу в частные руки. Такие проблемы должны решатьсяпостепенно и с помощью механизмов конкуренции, разгосударствления,приватизации, банкротства, слияний, поглощений и других трансформаций.
В-третьих, и в ближайшем будущем экономика Казахстана не может быть ничеминым, кроме как двойственной экономикой, одним из главных критериевуправляемости которой будет противоречивое единство достаточно жесткогорегулирования экономики и рыночного саморегулирования. Причем ослабление исужение сферы макрорегулирования должно происходить только по мере становленияи нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.
В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфереэкономики должно происходить на фоне аналогичного усиления роли государства всоциальной сфере.
В-пятых, в сложившейся политико-экономической ситуации экономикаКазахстана должна представлять собой не сепаратистскую, а унитарнуюконструкцию, с существенными элементами регионального самохозяйствования.

Список литературы
 
1.   Аубакиров Я.Н.Экономические проблемы стратегии Казахстана.- Алматы, 1997.
2.   Валовой Д.В. Рыночная экономика.Возникновение, эволюция и сущность. — М.: ИНФРА — М, 2005.
3.   Введение в рыночную экономику / Подред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2003.
4.   Гамарник Г.Н.  Управлениеэкономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.- Алматы. – 2002.
5.   Жанкина Д.К.  Иностранныеинвестиции в РК: плюсы и минусы.-   //Казахстан на пути к новой моделиразвития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.84.
6.   Казахстан1991-2006 годы. Информационно-аналитический сборник под ред. А.А. Смаилова,Астана, 2007 г.
7.   Казахстан на пути к новоймодели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. – Алматы.-2001.   
8.   Камаев В. Д. Учебник по основамэкономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 2001. –384с.
9.   Камшибаев Р.А. Экономическаябезопасность Казахстана: стратегия, система факторов.- //Казахстан на пути к новой моделиразвития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1.– Алматы.-2001.- с.102.
10.            Кулекеев Ж.А.Республика Казахстан: этапы реформ на пути долгосрочного роста.-//Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивыроста. Ч.1. – Алматы.-2001.- с.3.
11.            Мамыров Н.К.,Саханова  А.Н. и др.  Государство, предпринимательство и общество. Кн.1.2.3.:Учебник.- Алматы.- 2002.                        
12.            МауленоваС-Ж с.  Условия ифакторы экономического развития Казахстана. — //Казахстан на пути к новой моделиразвития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1.  – Алматы.-2001.-с.180.
13.            МедухановаЛ.А. Глобализация экономики: сущность и основные черты. //Казахстан на пути к новой моделиразвития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.46.
14.            Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшениеблагосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана// Казахстанская правда, 11 октября, 1997.
15.            НугмановаА.Ш.  Развитие ипотечного кредитования в РК. //Казахстан на пути к новой моделиразвития: тенденции, потенциал и императивы роста. / Материалы международной научно-практической конференции/ Ч.7-Алматы.-2005.- с.89.  
16.              Нурланова Н.К.Проблемы эффективности использования инвестиционного потенциала региональныхсистем.-    //Көне және қазіргі Тараз.- Тараз, 2002.- с.196.                                                                               
17.            Основыэкономической безопасности и независимости РК.- //Поиск. Науч.журналМин.Образ.и науки.-2004.-№ 6-с.160.  
18.            ПосланиеПрезидента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Стратегиявхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии // Казахстанскаяправда, 1 марта 2006 года.
19.            Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаеванароду Казахстана: Стратегия «Казахстан-2030» на Новом этапе развитияКазахстана. 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики (Астана,28 февраля 2007 года)
20.            Райзберг Б. А.Курс экономики  М.: «ИНФРА – М», 2005. – 634с.
21.            Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Материалы конференции.-Алматы: Казак университеты, 1997.
22.            Стратегия развития Казахстана и реформирование национальныхпроизводительных сил // Институт экономики.- Алматы, 1998.
23.            ЭкономикаКазахстана на пороге  XXIвека .- Алматы, -1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.