Реферат по предмету "Экономика"


Евро – новая международная валюта, ее роль в мирохозяйственных связях

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему
«Евро – новая международнаявалюта,
ее роль в мирохозяйственныхсвязях»
Курсовую работу выполнила
студентка      3      курса
группы      736   .
Телешова Елизавета Викторовна  .
 
Научный руководитель:
Новокшенова Людмила Васильевна,
заведующийкафедрой                    .
НИЖНИЙНОВГОРОД
2001 год.

Содержание
Введение… 3
1.  Изменения в современной мировой валютной системе… 5
1.1 Ямайская валютная система, несостоятельность предыдущих… 5
1.2 Европейская валютная система… 8
1.3 Проблемы, связанные с развитием ЕВС… 12
1.4. Анализ результатов работы зоны евро за 1999 – 2001 г… 19
2. Последствия принятия евро для России… 22
2.1 Рубль между долларом и евро… 22
2.2 Попытки создания экономического и валютного союза в
       рамках СНГ… 24
2.3.Европейский валютный союз и белорусско-российскаяинтеграция 28
Заключение… 30
Список литературы… 33
/>/>/>/> Введение.
Финансы имеют большую историю. Нотолько Х1Х в. можно считать началом первого этапа курсообразования, так какименно тогда была официально оформлена первая валютная система. Одна и та жевалютная система со своими стандартами не может существовать долго, так как ееразвитие начинает отставать от развития экономики. Результатом возникающихпротиворечий становятся кризис. При кризисе мировой валютной системы нарушаетсядействие ее структурных принципов и резко обостряются валютные противоречия,существующая валютная система заменяется на новую. В истории валютных отношенийбыло несколько валютных систем.
Интернационализация и глобализация мировой экономикиспособствуют развитию торгово-экономического обмена, расширению валютныхотношений между странами. С середины XX столетия международные валютныеотношения получают новый импульс развития. Проблемы устойчивости валют,допустимых границ их колебаний по отношению друг к другу и резервным валютамстановятся важнейшими проблемами мирового хозяйственного развития. Созданиеэффективного валютного механизма для бесперебойного осуществления мировыххозяйственных связей становится центральной задачей международной финансовой системы.
Международные валютные отношения представляютсовокупность экономических отношений, связанных функционированием денег как мировыхденег. Деньги, как мировые деньги, обслуживают внешнюю торговлю и услуги,миграцию капитала, перевод прибылей на инвестиции предоставление займов исубсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные денежныепереводы.
Валютные отношения осуществляются на национальном имеждународном уровнях. На национальном уровне они охватывают сферу национальнойвалютной системы (НВС). НВС представляет часть денежной системы страны.Национальная валютная система — это форма организации валютных отношенийстраны, определяемая ее валютным законодательством. Особенности НВСопределяются степенью развития и специфики экономики, а такжевнешнеэкономических связей той или иной страны.
Национальная валютная система включает следующиеосновные составляющие:
• национальную денежную единицу (национальная валюта);
• состав официальных золотовалютных резервов;
• паритет национальной валюты и механизм формированиявалютного курса;
• условия обратимости национальной валюты;
• наличие или отсутствие валютных ограничений;
• порядок осуществления международных расчетов стран;
• режим национального валютного рынка и рынка золота;
• национальные органы обслуживания и регламентирующиевалютные отношения страны.
Связующим звеном между национальными валютнымисистемами является паритет и валютный курс. Здесь необходимо пояснить, что жеэто такое.
Паритет — это соотношение валют, соответствующее ихзолотому содержанию. Паритет лежит в основе курса валют. Но курс валют почтиникогда не совпадает с паритетом.
Валютный курс представляет собой соотношение междувалютами отдельных стран или «цену» валюты данной страны, выраженнуюв валютах других стран.
Международная валютная система (МВС) является формойорганизации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она возникла врезультате эволюции мирового капиталистического хозяйства и юридическизакреплена межгосударственными соглашениями.Основными элементами международной валютнойсистемы являются:
• национальные и коллективные резервные валютныеединицы;
• состав и структура международных ликвидных активов;
• механизм валютных паритетов и курсов;
• условия взаимной обратимости валют;
• формы международных расчетов;
• режим международных валютных рынков и мировых рынковзолота;
• межгосударственные организации, регулирующиевалютно-финансовые отношения (МВФ, МБРР и др.). Международная валютная системавключает и комплекс международно-договорных и государственных правовых норм,обеспечивающих функционирование валютных инструментов.
Главная задача международнойвалютной системы —регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивогоэкономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесиявнешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. МВС являетсяодним из важнейших механизмов, который может содействовать расширению или,наоборот, ограничению международных экономических отношений, а также взначительной мере влиять на внутреннее денежное обращение.
Международная валютная система –динамичная развивающаяся система. Она постоянно меняется, эволюционирует.Направление эволюции МВС определяется ведущими тенденциями трансформацииэкономики стран Запада, изменения ими условий и потребностей мирового хозяйствав целом.
В своем развитии международнаявалютная система прошла четыре этапа, которые представляют четыре международныевалютные системы.
/>/>1.  Изменения в современной мировойвалютной системе.
Еще в раздробленной средневековой Европе неоднократнопредпринимались попытки ввести общую валюту: например, в 1392 г. ганзейскиегорода заключили валютный союз и начали чеканить общую монету. В XIX веке идеисоздания общеевропейских денег выдвигали Наполеон Бонапарт и Виктор Гюго,предвидевший появление единой континентальной валюты на всей территории Европыи создание Соединенных Штатов Европы. Иногда эти идеи реализовывались назначительной части континента. Наиболее известным примером стал Латинскийвалютный союз, в который в 1865 г. вошли Франция, Бельгия, Швейцария, Италия, авпоследствии и Греция. Затем к нему хотели присоединиться также Дания и Швеция,но им помешала разразившаяся франко-прусская война, и эти страны в 1873 г.пошли на заключение собственного Скандинавского валютного союза (в то время всостав Швеции входила и территория нынешней Норвегии)./>/>1.1 Ямайская валютная система,несостоятельность предыдущих
Первая мировая валютная система стихийносформировалась в XIX в. в форме золотомонетного стандарта. Юридически она былаоформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г.,которое признало золото единственной формой мировых денег.
После валютного хаоса, возникшего в результате первоймировой войны, был установлен золото-девизный стандарт, основанный на золоте иведущих валютах, конвертируемых в золото. Платежные средства в иностраннойвалюте, предназначенные для международных расчетов, стали называться девизами.Вторая мировая валютная система была юридически оформлена межгосударственнымсоглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференциив 1922 г. Ее основой явились золото и девизы — иностранные валюты.
После первой мировой войны валютно-финансовый центрпереместился из Западной Европы в США. Это было обусловлено следующим.
Значительно возрос валютно-экономический потенциалСША, увеличился экспорт капитала. США стали ведущим торговым партнеромбольшинства стран, а Нью-Йорк превратился в мировой финансовый центр.
В 1924 г. произошло перераспределение официальныхзолотых резервов: 46% золотых запасов капиталистических стран сосредоточились вСША. США развернули борьбу за гегемонию доллара. Достигнутая валютная стабилизациябыла взорвана мировым кризисом 30-х годов.
В период второй мировой войны  были развернутывалютные ограничения, которые ввели как воюющие, так и нейтральные страны, чтобыло обусловлено следующим.
Во-первых, США отказались от предоставления кредитов ипредпочли военные поставки по ленд-лизу, то есть в аренду.
Во-вторых, источником оплаты импорта предметовгражданского потребления служил долгосрочный кредит.
В-третьих, в качестве валюты платежа использоваласьобычно валюта страны-должника без права конверсии еев золото ииностранные валюты.
В-четвертых, в военных условиях повышалось значениезолота в качестве мировых денег.
Разработка проекта новой мировой валютной системыначалась еще в апреле 1942 г., так как страны опасались потрясений, подобныхвалютному кризису после первой мировой войны в 30-х годах.
На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе(США) в 1944 г. были установлены правила организации мировой торговли, валютных,кредитных и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система.Принятыми на конференции соглашениями (устав МВФ) вводился золото-девизныйстандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах -долларе США и фунтестерлингов.
Бреттон-вудское соглашение предусматривало следующиеформы использования золота как основы мировой валютной системы:
а)сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ;
б) золото продолжало использоваться как международноеплатежное и резервное средство;
в)опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал и золотой запас, СШАприравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты;
Странам предоставлено право выбора любого режима валютногокурса.
Однако, требование Бреттон-вудской системы об обменедоллара на золото оказалось обременительным для США, поскольку диктовалась необходимостьподдерживать низкие цены на золото за счет собственных резервов. Золотаяликвидность фактически не обеспечивалась. В начале 70-х годов Бреттон-вудскаясистема фактически развалилась. США отказались об обмене золота по официальнойцене. Цена на золото резко подскочила. Сохранять систему твердых валютныхкурсов практически стало невозможным.
С начала 1973 г. для международной валютной системыстановиться характерным постоянное изменение обменных курсов различных валют.Большинство промышленно развитых стран использует систему плавающих валютныхкурсов. Развивающиеся страны сохраняют фиксированные курсы своих денежныхединиц относительно доллара, либо других ведущих стабильных валют.
Энергетический кризис 1973 – 1974гг. «добил»Бреттон-вудскую валютную систему. Золото начинает продаваться по ценам,складывающихся на «золотых» биржах. Цена на золото перестала оказыватьнепосредственное влияние на международную валютную систему.
В 1976 г. на очередном совещании МВФ в Кингстоне(Ямайка) были определены основы новой мировой валютной системыкапиталистического мира. Международная валютная жизнь по-прежнемурегламентировалась Уставом МВФ. Сам Устав исправлялся два раза — в 1969 г.(создание СДР) и поправкой, предусмотренной Ямайскими соглашениями.
Основные составляющие современного международноговалютного механизма сводятся к следующему:
1. Функция золота в качестве меры стоимости и точкиотсчета валютных курсов упразднялась. Золото утрачивает денежные функции и становитсяобычным товаром со свободной ценой на него. В то же время оно остается особымтоварным ликвидным активом. В случае необходимости золото может быть продано, аполученная валюта использована для платежа.
2. Странам предоставлялось право выбора любого режимавалютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на«плавающих» курсах их национальных денежных единиц. Колебания курсовобусловлены двумя основными факторами:
а) реальными стоимостнымисоотношениями, покупательной способностью валют на внутренних рынках стран;
б) соотношением спроса и предложениянациональных валют на международных рынках.
К началу 90-х годов в связи с реализацией системы«плавающих» курсов возникла довольно сложная схема организации МВС наоснове следующих элементов:
а) подбираются главные опорныеединицы, с которыми отдельные национальные валюты сохраняют свои отношения,точнее, свой валютный курс;
б) степень колебания валютных курсовнеодинакова, диапазон колебаний широк. При этом поддерживается валютный курслишь в отношении некоторых валют в рамках определенного диапазона, в отношенииже остальных валют он свободно меняется.
На практике объявленные странами валютные режимывесьма различны. В 1988 году 58 стран приняли решение об установлении курса своихвалют по отношению к валюте одного из их основных партнеров: американскомудоллару (39), французскому франку (14 стран зоны франка) или к другим валютам(5). Другие страны привязали свою валюту к СДР (17) или к другой корзине валют(29), кроме того, 4 страны высказались за режим ограниченнойгибкости по отношению к единственной валюте, учредили для себя механизмывалютного сотрудничества, стабилизируя свои валютные курсы. 19 странвысказались за режим независимого плавания, в том числе США, Канада,Великобритания, Япония.
3. Вводится стандарт СДР – «специальных правзаимствования» (specialdrawing rights) с целью сделать ихосновным резервным авуаром и уменьшить роль резервных валют.
Поначалу СДР выступали как простоекредитное средство. Однако затем Международным валютным фондом была поставленазадача превратить их в «главный резервный актив международной валютнойсистемы». СДР предназначались для регулирования сальдо платежных балансов,пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ, соизмерения стоимостинациональных валют.
Единица СДР является условной. ВыпускСДР происходит в виде кредитовых записей на счетах МВФ пропорционально квотамстран-участниц. Эти квоты используются ими для закупки конвертируемой валютыили для погашения дефицита платежного баланса. Однако их доля в общихвалютных резервах капиталистического мира невелика — около 3%.
Итак, Ямайская валютная система закрепила долларовый(бумажно-денежный) стандарт вместо золотого и уникальные сугубо односторонниеполитические преимущества доллара, как единственной резервной валюты мира,мировых денег вместо золота, «лучше» золота и стоящих над золотом.
Однако, политические противоречия Ямайской валютной системыуже обусловили серию мировых финансовых кризисов, произошедших после 1976 года.Доллар США находится в объективном противоречии: с одной стороны — этонациональная валюта США, но с другой стороны — это теперь единственная мироваярезервная валюта, выполняющая функцию мировых денег. И всякий раз, когдаполитические интересы США приходят в противоречие с интересами всего остальногомира, конфликт решается одним и тем же способом — весь мир остается в минусе, ав плюсе всегда только США, обеспечивающие свою финансовую национальнуюбезопасность в первую очередь за счет интересов всего остального мира. Имеянаселение всего примерно в 300 млн. человек, США потребляют не менее 50% всехдобываемых на земле энергоресурсов и поэтому США не могут (даже если бы ихотели) принципиально и объективно вести себя иначе, не утратив при этомрешающие преимущества и гегемонию над всем остальным человечеством (теорияоднополюсного мира).
По мере возможности США искусственно ограничивают (сдерживают)развитие всего остального мира за пределами США только своими национальнымипотребностями и это США легко удается.1.2 Европейскаявалютная система
Ужепосле второй мировой войны — в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, вкоторый вошли 17 западноевропейских государств. Его целью стали борьба сжесточайшей нехваткой долларов и восстановление разрушенной войнойвалютно-финансовой системы региона.
Реальная попытка ввести единую европейскую валюту былапредпринята в 1970 г. Воодушевленные первыми успехами интеграции страны Общегорынка решили, что настало время перейти к валютному союзу. Разработка программыбыла поручена тогдашнему премьер-министру Люксембурга Пьеру Вернеру, поэтомувесь проект получил название «план Вернера». В соответствии с ним к1980 г. участники союза должны были ввести полную взаимную обратимость валют,твердо зафиксировать обменные курсы и в конечном итоге перейти к единой валюте.
Однакопочти сразу стало ясно, что задуманному не суждено сбыться. В 1971 г. долларперестал размениваться на золото, и начался затяжной кризис международнойвалютной системы. Вслед за ним последовал взлет цен на нефть, спровоцировавшийдолговременный спад в западных экономиках. Хотя внешние потрясения стали лишьдополнительным фактором провала «плана Вернера», основная причинанеудачи была внутреннего свойства. В то время страны ЕС имели оченьнеоднородную динамику хозяйственного развития, в том числе и разные темпыинфляции, что не позволило бы удержать их валюты в одной «упряжке», какимбы эффективным ни был механизм валютной интеграции.
В конце 70-х гг. в Западной Европе появились признакивыхода из стагнации, многие страны провели структурную перестройку и уменьшилизависимость от импорта нефти из стран ОПЕК. В марте 1979 г. начала действоватьЕвропейская валютная система (ЕВС), существующая и по сей день. В ее основубыли положены коллективная европейская единица – ЭКЮ (European Currency Unit) и механизм регулирования обменных курсов с жесткими нормативамидопустимых отклонений.
Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютнойкорзины, включающей валюты всех 12 стран ЕС. Это следующие валюты: немецкаямарка, французский франк, английский фунт, итальянская лира, голландскийгульден, бельгийский франк, испанская песета, датская крона, ирландский фунт, португальскийэскудо, греческая драхма и люксембургский франк.
В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтскимдоговором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако относительный весколеблется в зависимости от рыночного курса. Так, в октябре 1993 г. доля маркиФРГ равнялась 32,6%, французского франка — 19,9%, фунта стерлингов — 11,5%;итальянской лиры — 8,1%, датской кроны — 2,7% и т. д.
В качестве реальных резервных активов ЕВС используетзолото. Во-первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этойцелью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальныхзолотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного сотрудничества(ЕФВС).
Режим валютных курсов основан на совместном плаваниивалют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимныхколебаний.
Предел колебаний курсов валют стран ЕЭС между собойдопускался от ±1,125% до ±4,5% в разные годы.В графическом изображении  «змея» означала узкие пределы колебаний курсов валют6 стран ЕЭС (Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга)между собой. Если курс валюты страны опускался ниже допускаемого предела, центральныйбанк должен был скупать национальную валюту на иностранную.
Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитиеЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полномсмысле; режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах;относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются ихкурсовые соотношения; объединение 20% официальных золото-долларовых резервов;развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.
Новыйэтап в развитии западноевропейской интеграции начался с Единого европейскогоакта, принятого в 1987 г., и с программы создания валютного и экономическогосоюза, разработанной комитетом Ж. Делора в апреле 1989 г. На основании «планаДелора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейскомсоюзе. Договор подписан 12 странами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Договор предусматриваетпоэтапное формирование валютно-экономического союза.
Первый этап фактически начался в июле 1990 г.,одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС.
Второй этап (январь 1994 г. — декабрь 1998 г.) начался созданиемЕвропейского валютного института во Франкфурте-на-Майне (вместо ЕФВС) в составеуправляющих центральными банками стран-членов. Его задача — подготовка корганизации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот в ЭКЮ. Дляэтого ведется разработка юридической базы и процедур Европейской системыцентральных банков. На втором этапе идея общей валюты ЭКЮ была заменена наЕВРО. На этом этапе Европейский совет вынесет решение, какая из стран нынешнегосообщества, выразивших желание войти в новый Валютно-экономический совет (ВЭС),внутри которого и будет использоваться ЕВРО, сможет это действительно сделать.В него должно войти не менее половины членов ЕС.
ЕВРО «стартовала» 1 января 1999 г.,и процесс займет около 3,5 лет.
Третий этап (январь 1999 г. — 30 июня 2002 г.) предусматривает преобразованиеЕвропейского валютного института в Европейский центральный банк. Планируется,что первоначально ЕВРО будет использоваться лишь в безналичных расчетах икотироваться на мировых биржах. Какого-либо принуждения к использованию ЕВРО небудет. Но уже с 1 января 2002 г. предусматривается введение ЕВРО в наличныйоборот, которое должно завершиться за полгода. И, по самым оптимистическимпрогнозам, с лета 2002 г. национальные валюты стран — участниц ВЭС уйдут в историю,уступив место новым деньгам — ЕВРО.
Функция регулирования рынка ЕВРОбудет возложена на Европейский центральный банк (ЕЦБ). В основу его организацииположены принципы и устав Бундес-банка Германии, а национальные банки станут подразделениямиЕЦБ. «Три кита» Маастрихтского договора, на которых будет держаться ЕС, — этоценовая стабильность, независимость от правительств, запрет на государственноефинансирование.
Путь к ЕВРО довольно труден. Длявступления в ВЭС необходимо соответствовать четырем «критериям конвергенции» — постулатам, выработанным в Маастрихте:
1) стабильность цен; инфляция недолжна превышать более чем на 1,5% темпы роста цен в трех странах с самымнизким уровнем инфляции;
2) дефицит государственного бюджетане должен быть больше 3% от стоимости валового внутреннего продукта (ВВП);
3) общий государственный долг — неболее 60% ВВП;
4) номинальная долгосрочная ставкапроцента не может превышать среднюю ставку трех стран с самыми низкими темпамиинфляции более чем на 20%.
В настоящее время этим критериямсоответствует только одна страна ЕЭС – Люксембург.
В начале 1996 г. выполнениекритериевконвергенциинекоторыми европейскими странами выгляделоследующим образом:
Таблица 1[1]
Страна
Темп прироста инфляции
Дефицит государственного бюджета
Государственный долг
Ставка процента Германия 1,8 -3,6 59,3 6,8 Франция 1,8 -5,0 51,2 7,5 Люксембург 2,0 +1,4 7,6 7,5 Италия 5,4 -7,3 122,7 12,2
Наиболее сложной остается проблема сокращениягосударственного долга и дефицита бюджета. Для придания большей прочностибудущему ЕВС министр финансов Германии предложил «пакт стабильности», которыйбыл одобрен на общеевропейской встрече в декабре 1996 г. в Дублине. Пактпредполагает ряд политических и финансовых мероприятий, автоматически вводящихсанкции для стран, нарушающих критерии конвергенции. После подписания «пактастабильности» на мировых финансовых рынках воцарилась уверенность, что ЕВРО всеже появится, и появится вовремя./>/>1.3 Проблемы,связанные с развитием ЕВС
Одним из основных рисков для евро как новой международнойвалюты является то, что за ним стоит не единое государство с четко выраженнымиинтересами и целями, а несколько государств, различающихся по экономическому иполитическому весу, по культурным и правовым традициям. Созданныенаднациональные институты имеют ограниченные полномочия, делегированныенациональными государствами. Как известно, в экономическом и валютном союзеважнейшие решения в области денежно-кредитной, валютной и финансовой политикипринимаются разными институтами на основе сложного механизма, который не можетконкурировать с эффективной централизованной валютной политикой США. Реализацияполитики внутри ЭВС часто затруднена институциональными и процедурнымисложностями, которые при возникновении кризисных ситуаций могут сыгратьотрицательную роль. Прежде всего, речь идет о координации действий между ЕЦБ,отвечающим за денежно-кредитную и валютную политику. Советом ЭКОФИН, которыйформирует финансовую политику всех государств ЕС, Советом евро-11, отвечающимза экономическую и финансовую политику одиннадцати государств-членов ЭВС, инациональными правительствами, в ведении которых осталось немало оперативныхвопросов.Главная проблема состоит в том, что регулированием денежного обращенияи кредитных отношений занимается ЕЦБ, а финансовая политика находится в рукахминистров экономики и финансов государств-членов ЕС. Правовые рамкиденежно-кредитной и валютной политики в ЭВС ограничивают возможности проведенияактивной политики на международных валютных рынках. Общая денежно-кредитная политикаи даже единая валюта не устраняют специфики отдельных государств внутривалютного союза, которая потенциально чревата столкновением интересов.Например, слабый евро наносит больший ущерб интересам наиболее крупных иразвитых стран, а в случае чрезмерного укрепления евро неизбежны снижениетемпов экономического роста и социальные издержки в менее развитых странах.Кроме того, ориентация ЕЦБ прежде всего на поддержание стабильности цен ижесткий контроль за денежной массой евро не способствует экспансии на мировыхвалютных рынках. По этим причинам, несмотря на наличие общих стратегическихцелей и экономическую конвергенцию, сохраняются противоречия между национальнымиприоритетами и требованиями всего валютного союза.
Согласно теории оптимальных валютных зон профессора Р.Манделла, нынешние одиннадцать государств-членов ЭВС не образуют такую«оптимальную валютную зону», а решение о создании валютного союзаимело не экономический, а прежде всего политический характер. Для многих из них(например, Франции, Италии, Испании, Португалии, Финляндии) до недавнеговремени была характерна значительная асинхронность экономического цикла,поэтому в принципе нельзя исключать вероятность возникновения так называемых«асимметричных шоков», т. е. экономических потрясений, затрагивающихтолько отдельные страны валютного союза. Несмотря на выполнение показателейэкономической конвергенции, сохраняется неоднородность состава и темповразвития участников валютного союза: так, при средних по ЕС темпахэкономического роста 3% в начале 2000 г. в Ирландии рост составлял 7,5, а вИталии — всего 1,3; уровень инфляции в среднем по ЕС составлял 1,1%, в то времякак в Испании — 1,8, а во Франции -0,6% .
Вообще, Р. Манделл рассматривал оптимальную валютнуюзону как образованный рядом стран валютный союз с высокой степенью мобильноститрудовых ресурсов для поддержания уровня занятости в случае принятия«асимметричных шоковых мер» одной или несколькими странами-членамисоюза.
При обострении ситуации наличие единых учетных ставокбудет устраивать далеко не все государства ЭВС, поскольку правительства болееслабых стран не смогут потребовать от Европейского центрального банка измененияставок для девальвации своих валют. Передача валютной и денежно-кредитнойполитики в ведение ЕЦБ фактически лишает национальные государства главныхсредств оперативного регулирования, а валютный союз по определению не можетприспосабливать свою политику к текущим потребностям отдельных стран. Посколькувнутри зоны евро динамика экономического развития существенно различается постранам, установление единой процентной ставки не может отвечать интересам всехстран. Выгоды от использования евро сопоставимы с убытками от потери важнейшихэкономических рычагов, в частности независимой денежно-кредитной политики ивозможности изменения валютного курса. При появлении «асимметричныхшоков» их потеря будет особенно чувствительна. Таким образом, утратафинансовой самостоятельности и отсутствие возможности девальвации валюты иманипуляции процентными ставками могут создать немало проблем. В такой ситуациитеория оптимальных валютных зон предлагает следующие варианты решений:мобильность трудовых ресурсов, гибкость системы цен и заработной платы, наличиеэффективного механизма перевода бюджетных трансфертов в подвергшиеся«асимметричным шокам» страны или регионы. В соответствии с этой теорией,для успешной работы валютного союза необходимо, чтобы «асимметричныешоки» были редкими, а участники союза находились в близких фазахэкономического цикла. Единая финансовая политика должна влиять на все составныечасти союза одинаково и исключать языковые, культурные, юридические препятствиядля перемещения трудовых ресурсов через его внутренние границы.
Неоднородность состава валютного союза создает большиетрудности и для проведения единообразной денежно-кредитной политики ЕЦБ натерритории валютного союза, что в конечном счете может снизить ее эффективность.Так, в феврале 2000 г. было признано, что при общем росте инфляции в странахЭВС с 1,5% в ноябре 1999 г. до 1,7 в декабре, а ее уровень во Франции,Германии, Испании и Ирландии был выше, чем планировалось. По прогнозам вближайшие 10 лет уровень инфляции в Италии, Испании и Португалии будетзначительно выше, чем в других странах ЭВС. Само создание валютного союзапорождает экономические и политические проблемы для государств ЕС: речь идет нетолько о вероятных шоковых воздействиях, но и асимметрии в реакции государствана эти воздействия. Например, в начале 2000 г. четко проявились расхождения повопросам о повышении процентных ставок и курсе евро между Германией, которую впринципе устраивал сложившийся паритет доллара и евро, и Францией, выступавшейза укрепление единой европейской валюты. В принципе валютный союз может успешнофункционировать только тогда, когда экономическая ситуация во всех странах зоныевро длительное время будет стабильной.
Теория оптимальных валютных зон в качестве основныхпроблем развития валютного союза рассматривает сложности поддержания стабильнойзанятости в условиях, когда изменения спроса или иные последствия«асимметричных шоков» приведут к снижению реальной заработной платы вконкретном регионе. В этой связи особую важность для преодоления экономическихпотрясений имеет поддержание высокой мобильности трудовых ресурсов.Действительно, географическая и социальная мобильность трудовых ресурсовявляется одним из наиболее эффективных средств борьбы с экономическимикризисами, однако в ЕС она весьма низка по сравнению с США, в первую очередьввиду наличия языковых и культурных различий. Несмотря на снятие формальныхюридических и иных барьеров на пути свободного передвижения трудовых ресурсов,внутри Европейского союза в 1998 г. при населении 370 миллионов человекпереехали на работу в другую странуЕС всего 740 тысяч граждан. Повышениемобильности трудовых ресурсов блокируется и высоким уровнем хроническойбезработицы во многих странах ЕС. В результате в условиях валютного союзациклические и иные спады производства в отдельных странах могут стать болеечастыми и продолжительными.
Трудно предвидеть все последствия свободногоперемещения трудовых ресурсов внутри ЭВС после появления евро. Например, в 1998г. наиболее динамично растущей экономикой являлась ирландская, где темпы ростасоставляли 8%, в то время как Германия, до недавнего времени имевшая самуюстабильную валюту в Европе, фактически имела минимальный рост. Тем не менее этаситуация не привела к массовому оттоку рабочей силы из Германии в Ирландию.Кстати, согласно последнему докладу экспертов ООН по проблемам народонаселения,в недалеком будущем ЕС столкнется с трудным выбором между переходом клиберальной иммиграционной политике и снижением уровня жизни вследствие уменьшенияобщей численности населения ЕС и особенно доли трудоспособного населения. По ихрасчетам, низкая рождаемость в ЕС приведет к тому, что к 2050 г. долятрудоспособного населения в Италии сократится с 39 до 22 миллионов, в Германии- с 56 до 43 миллионов. Избежать кризиса можно, по мнению экспертов, толькодвумя способами: либо пересмотреть систему социального обеспечения, либооткрыть границы для иммигрантов. В последнем случае в ближайшие 25 лет длясохранения нынешней пропорции между работающими и иждивенцами странам ЕС(прежде всего Испании, Португалии, Греции, Италии, Австрии, Германии и Швеции)придется принять до 160 миллионов иммигрантов, в частности ФРГ понадобитсяприглашать ежегодно по 3,4 миллиона человек, Италии — 2,2 миллиона.
Крайне неоднородна и ситуация по уровню безработицывнутри стран зоны евро. Например, в декабре 1999 г., при среднем по странам ЭВСуровне безработицы в 9,6%, его показатели значительно варьировались — от 2,6% вНидерландах и Люксембурге до 15,0% в Испании (см. табл. 2).
Одна из главных проблем заключается в том, что внутризоны евро существуют значительные различия и по уровню производительности труда.По данным американского инвестиционного банка «Голдмэн Сакс»[3],в 1990 г. производительность труда в Италии была на 33% ниже, чем в ФРГ, вИспании — на 42, в Португалии — на 80%. За последние 10 лет ситуация измениласьнезначительно: соответствующие цифры в 1999 г. составили в Италии — 25%,Испании — 35, Португалии — 76, в то время как в других странах зоны евроаналогичный показатель не превышал 10%. При сохранении этих темпов роста длятого, чтобы догнать остальные страны ЭВС, Италии понадобится 18 лет, Испании — 34, Португалии — 74 года.
Табл. 2.[2]
Уровень безработицы в отдельных странах ЕС в ноябре — декабре 1999 г.
Страна
Ноябрь 1999г.
Декабрь 1999 г.
Страны ЭВС Австрия 4,2 4,2 Бельгия 8,7 8,7 Германия 9,1 9,0 Ирландия 5,9 5,8 Испания 15,4 15,0 Люксембург 2,6 2,6 Нидерланды 2,6 2,6 Португалия 4,3 4,4 Финляндия 9,9 9,9 Франция 10,5 10,4
Другие страны ЕС Дания 4,1 4,1
Швеция 6,6 6,6
В среднем по ЭВС 9,8 9,6
В среднем по ЕС 9,0 8,8
А по отдельным демографическим группам уровеньбезработицы еще выше: в 1999 г. среди молодежи до 25 лет доля безработныхсоставляла в Италии 32,5%, в Испании — 28,4, во Франции — 24,4%. Абсолютноечисло безработных в странах валютного союза в сентябре 1999 г. достигло 12,8миллиона человек, причем 40% из них не имели работу в течение длительногопериода времени (в США — 11%).
Государствам-членам ЭВС все труднее обеспечиватьсвоему населению надежные гарантии занятости, короткую рабочую неделю и приэтом высокий уровень заработной платы. Наличие валютного союза оказываетсянесовместимым с щедрыми пособиями по безработице, высокими налогами,значительными ограничениями для работодателей в трудовом законодательстве. Длямногих становится очевидным, что появление евро, который облегчает анализфинансово-экономического положения европейских компаний, оказалоськатализатором дальнейшей концентрации капитала. Этот процесс, уже набравшийвысокие темпы в условиях глобализации, приобрел еще более ярко выраженныйхарактер.
В то же время трудно установить четкую взаимосвязь междусозданием валютного союза и уровнем безработицы. Например, данные, опубликованныев феврале 2000 г., говорят о том, что за первый год после введения евро уровеньбезработицы в целом по странам ЭВС снизился (до 9,6%). Высокий уровеньбезработицы, сохраняющийся в отдельных государствах и регионах ЕС, определяетсячаще всего внутренними структурными факторами, а не введением евро. Более того,макроэкономическая стабильность, потенциально заложенная в валютном союзе,является незаменимой для поддержания экономического роста на уровне,достаточном для создания новых рабочих мест.
Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, чтов ЕС входят 15 государств – Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция,Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия,Франция и Швеция.
За пределами ЭВС остаются ряд западноевропейскихгосударств-членов Евросоюза: Великобритания, Дания и Швеция, которые с моментасоздания ЭВС, предпочли не участвовать в нем, а также Греция, хотя и желающаявступить, но дока не удовлетворяющая некоторым критериям конвергенции.
Фактическое разделение ЕС на страны, входящие(инсайдеры) и не входящие (аутсайдеры) в ЭВС, несет в себе серьезныеэкономические и политические проблемы. Вступление в валютный союз представляетсобой достаточно рискованный шаг со стороны европейских государств и оченьвелика связанная с ним неопределенность: в этой ситуации страны, проявившиеосторожность и решившие подождать, вряд ли можно рассматривать как отстающие напути европейской интеграции. В связи с этим формирование отношений сгосударствами-аутсайдерами является одной из наиболее важных задач, стоящих передЭВС.
С одной стороны, члены ЕС, оставшиеся вне зоны евро,не без оснований опасаются, что они могут потерять влияние в принятии экономическихи политических решений, касающихся ЕС в целом: по поводу единого внутреннегорынка, бюджетно-налоговой политики и др. Хотя все экономические решения, некасающиеся единой кредитно-денежной политики, принимаются официальным органом —Советом министров финансов и экономики стран ЕС, но на практике введение единойвалюты может привести к более тесной координации экономической,бюджетно-налоговой, социальной политики стран-членов ЭВС. Например, страны зоныевро могут прибегнуть к таким средствам, как общая бюджетно-налоговая политикаи усиление гармонизации в налоговой сфере и в экономическом законодательстве. ВСовете министров финансов и экономики стран ЕС государства ЭВС также будутсоставлять большинство, что может отрицательно отразиться на интересахаутсайдеров в случае разногласий.
Более того, статус аутсайдеров может привести кнегативным экономическим последствиям: ослаблению конкурентоспособности фирмэтих стран на товарных рынках и привлекательности для иностранных инвесторов,снижению кредитного рейтинга правительств и частных компаний на финансовыхрынках.
Положение аутсайдеров обладает и рядом ценныхпреимуществ. Они сохранят возможность самостоятельного проведениякредитно-денежной и валютной политики. Одним из главных преимуществ аутсайдеровбудет свобода установления валютного курса, в частности возможность проведения«конкурентных девальваций» в отношении евро. Например, если евробудет укрепляться относительно других европейских валют, конкурентоспособностьстран зоны евро неизбежно снизится, тогда страны-аутсайдеры получатконкурентное преимущество. Негативный эффект для стран-инсайдеров усилится,если это будет сопровождаться снижением экономического роста в зоне евро иростом производства в остальных странах ЕС. Другим преимуществом являетсясвобода проведения кредитно-денежной политики, особенно в сфере учетных ставок,что дает возможность привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа, в том числе иззоны евро. Таким образом, аутсайдеры получат в свои руки сильное средство конкурентнойборьбы, которое могут использовать в случае расхождения экономических интересовс государствами валютного союза.
Страны ЭВС заинтересованы в том, чтобы уменьшитьрасхождения экономических интересов среди стран ЕС в целом, создать условия длякооперации с аутсайдерами, особенно в кредитно-денежной сфере, поскольку ичлены ЭВС, и страны-аутсайдеры являются участниками единого внутреннего рынка ивынуждены поддерживать разумную экономическую дисциплину.
Причины, по которым ряд европейских государств пока неучаствует в ЭВС, различны. Из стран ЕС, не присоединившихся к ЭВС, лишь Грецияне смогла вступить из-за невыполнения Маастрихтских критериев, но она ужедобилась значительных успехов на пути макроэкономической конвергенции сгосударствами ЭВС. Она заявила о своем намерении привязать драхму к евро врамках нового МОК и вступить в валютный союз в 2001 г. Это, однако, потребуетпоследовательного проведения жесткой кредитно-денежной и валютной политики встране для того, чтобы соответствовать критериям конвергенции и поддерживатьстабильность валютного курса.
Дания, Швеция и Великобритания в 1997 г. выполняликритерии конвергенции в области инфляции и процентных ставок и ни одна из нихне имела излишнего бюджетного дефицита. (Однако шведская крона и фунтстерлингов не участвовали в МОК со времени кризиса 1992 г. и находились врежиме свободного плавания.) Несмотря на это, все три государства сочли нужнымвоздержаться от присоединения к ЭВС, по крайней мере на первом этапе,воспользовавшись таким правом по Маастрихтскому договору. Эти решения былипродиктованы не только политическими соображениями, но и серьезнымэкономическим анализом.
В случае Швеции эксперты пришли к выводу, чтопотенциальные издержки участия в ЭВС могут быть значительными, особенно в областистабилизации, где утрата рычагов антициклической и структурной политики можетпривести к негативным последствиям. (Неясен также эффект ЭВС в областисреднесрочных сравнительных издержек, процентных ставок, конкуренции,инфляции.) Шведская позиция во многом определялась и текущими экономическими иполитическими проблемами страны, в том числе высоким уровнем безработицы,хрупкостью государственных финансов, а также недостаточной поддержкойнаселения. Но поскольку стратегические интересы Швеции связаны с ЕвропейскимСоюзом, участие Швеции в ЭВС очень вероятно. Кроме того, шведскиемежнациональные корпорации, имеющие значительный объем продаж в странах зоныевро, также заинтересованы в присоединении к валютному союзу.
Аналогичную политику по отношению к ЭВС проводит иДания. Датская крона уже была некоторое время привязана к немецкой марке врамках МОК и, видимо, будет привязана к евро в рамках нового МОК. Валютнаяполитика этой страны направлена на поддержание стабильности обменного курса,что предполагает поддержание темпов инфляции на уровне других европейских стран— членов ЭВС.
Единственной страной-аутсайдером, которая можетсоздать серьезные проблемы для ЭВС, является Великобритания. Важнейшим аргументомбританских противников валютного союза является потеря независимости вкредитно-денежной политике и отказ от своей валюты. Усиление интеграции сЕвропой может означать для Великобритании потерю тех преимуществ, которые былидостигнуты в экономике за последние двадцать лет. Кроме того, потеря гибкости ввалютной политике в случае падения курса доллара по отношению к евро можетнегативно сказаться на конкурентоспособности высокотехнологичных отраслейпромышленности Великобритании. Ведь несмотря на то, что британскаяпромышленность во многом интегрирована в экономику Западной Европы, онасохраняет и более глобальную ориентацию (в отличие от стран континентальнойЕвропы) благодаря более тесной связи курса фунта стерлингов с долларом./>/>1.4. Анализ результатов работы зоны евроза 1999 – 2001 г.
Итак, период с 1999 по 2001 гг. показал, что вопрекипервоначальным прогнозам руководства ЕС курс евро по отношению к важнейшиммировым валютам постоянно падал, экономика стран ЭВС в первой половине года недавала оснований для прогнозирования стабильного роста, европейские финансовыерынки находились в весьма неустойчивом состоянии. В результате доллар СШАполностью сохранил роль бесспорного лидера в международных финансах. Расчетыруководства ЕС на то, что после введения евро тенденция снижения доли доллара вмировой торговле, расчетах и резервах значительно укрепится, в целом неоправдались. С другой стороны, к достижениям евро можно отнести снижение уровняинфляции и стабильность цен внутри ЭВС, создание интегрированного европейскогорынка капитала, выход евро на первое место на международных рынках облигаций.Таким образом, евро завершил год, потеряв значительную часть своей«внешней» стоимости, но относительно успешно работая на«внутреннюю» европейскую экономику.
Анализ экономических аспектов перехода на единую валютупоказал, что его эффективность не столь велика, как прогнозировали официальныеисточники. Например, если исходить из расчетов Комиссии ЕС, то экономия наиздержках конвертирования должна была составить 1% ВВП ЕС, однако независимыеэкономисты оценивают ее положительный эффект в пределах от 0,2 до 0,5% ВВП.Влияние евро на протекционистские барьеры в торговле членов Э8С с третьимистранами оказалось неоднозначным: с одной стороны, внешнеторговые режимы сталивыравниваться в соответствии с общей тенденцией к либерализации, с другой — торговые партнеры стран зоны евро оказались ограниченными в выборе внешнеторговойстратегии ввиду прозрачности условий контрактов.
Как было показано, курс евро по отношению к доллару напротяжении всего периода неизменно снижался и к декабрю 2000 года достиг паритетас долларом, потеряв в итоге до 16% своей первоначальной стоимости к доллару и23% — по отношению к иене.
Можно говорить о разных аспектах оценки обменногосоотношения курсов евро и доллара: экономических, финансовых, политических,психологических.
В экономическом и финансовом плане плавное снижениекурса евро не представляет больших проблем для стран ЭВС. Напротив, слишкомсильный евро способен подорвать европейский экспорт, дефляционные тенденциимогут негативно отразиться на темпах экономического роста и повысить уровеньбезработицы, поэтому ЕЦБ не заинтересован в чрезмерном укреплении евро и резкомослаблении доллара. Поскольку ЕС экспортирует своих товаров намного больше, чемимпортирует, и тем, кто приобретает европейские товары, выгодно расплачиватьсяболее дешевой валютой, ЕЦБ долгое время спокойно относился к падению курсаевро. Более того, при желании ЕЦБ, располагающий долларовыми резервами вразмере 350 миллиардов, не раз мог остановить эту тенденцию — например, с помощьюдолларовых интервенций или повышения процентных ставок по вкладам в евро(ставка по долларовым вкладам в конце 1999 г. составляла 4,5%, а по вкладам вевро — всего 2,25%). Анализ действий банка в те непродолжительные периоды,когда наблюдался рост курса евро, позволяет предположить, что руководство банкапришло к выводу, что оптимальным для курса евро является коридор $1,05 — $1,08,и как только он превышал эти параметры, один из руководителей ЕЦБ делалзаявление, после которого начиналось снижение курса.
Руководством ЕЦБ было признано, что курс евро с самогоначала был завышен. В начале 1999 г. этому способствовали и внешние факторы:финансовый кризис в России способствовал падению курса доллара относительноиены и соответственно «синтетическому» росту евро против доллара.Однако трижды проведенное снижение ставок ФРС США полностью изменило ситуацию ипривело к быстрому укреплению доллара против евро.
В первой половине периода 1999 – 2001 гг. на курс евровлияли главным образом экономические и отчасти политические факторы: преждевсего мощный и непрерывный с 1992 г. экономический подъем в США, создавший заэти годы 22 миллиона рабочих мест; длительный застой в экономике Германии,Италии и неблагоприятный прогноз экономической конъюнктуры в ЕС в целом;полугодовой кризис, связанный со скандальной отставкой Комиссии ЕС; военныедействия в Югославии; подъем японской экономики и соответствующее укреплениеиены; значительная разница между уровнем процентных ставок в ЭВС и США.
Во второй половине этого периода курс евро сильнеереагировал на косвенные признаки, игнорируя прямые показатели улучшения экономическойконъюнктуры в ЕС. Анализ сложившейся в тот период ситуации на валютном рынкепозволяет сделать вывод о преобладании спекулятивных операций, практически несвязанных с фундаментальными процессами. Если в начале, когда экономическийрост в ЕС был незначителен, снижение курса евро могло считаться приемлемым, тово затем слабый евро перестал способствовать ускорению экономического роста ивызвал повышение процентных ставок в ноябре. Рост доходности государственных облигацийи низкий курс евро ухудшали перспективы экономического роста в ЕС. Посколькупрочность валюты на внешних рынках неотделима от ее стабильности на рынкевнутреннем, дальнейшее падение евро на мировых биржах ниже паритета с долларомнеизбежно приведет к росту цен в ЕС.
Однако в политическом и психологическом планепостоянное снижение курса евро по отношению к доллару неизбежно вызывает вЕвропе беспокойство политиков и общественности, особенно в тех странах, гдепоявление единой валюты было воспринято неоднозначно (прежде всего в Германии).К середине периода нервничать стали не только европейцы, но и их партнеры,сделавшие ставку на евро. Возникли разногласия и внутри валютного союза:например, президент ЕЦБ В. Дуйзенберг возложил ответственность за сложившеесяположение на Германию (по его мнению, именно снижение темпов экономическогороста в этой стране в первой половине года и высокая безработицадискредитировали евро), а правительство ФРГ, в свою очередь, обвинило егосамого в подрыве евро подобными заявлениями и нанесении ущерба экономическойрепутации страны. По мнению экспертов Института мировой экономики ФРГ,продолжение игры на понижение евро с целью стимулирования экспорта оказалосьстратегическим просчетом ЕЦБ и неизбежно приведет к конфликтным ситуациям вмеждународном разделении труда и на финансовых рынках, вызвав ответную реакциюсо стороны США и других стран.
Впрочем, реакция США не была пассивной с самого началавведения евро. Американцы старались сузить рынки сбыта произведенных в ЕС товаров(постоянные торговые войны между ЕС и США ведутся в основном вокруг биржевыхтоваров, объемы продаж которых влияют на перелив капитала). Используя своевлияние в международных финансовых организациях, они начали кампанию поприравниванию еврооблигаций к остальным видам долгов (хотя они не имеютнациональной принадлежности, для исполнения платежей по ним привлекаютсяевропейские банки). Инициированные Соединенными Штатами военные действия наБалканах и последующие программы восстановления этого региона также внесли свойвклад в падение курса евро и вывели из европейских бюджетов немало средств,которые моглибы пойти на увеличение внутренних инвестиций и обеспечитьрост экономики.
На этапе становления ЭВС международная стратегия ЕЦБбыла преимущественно оборонительной. Это объясняется тем, что реальные возможностицеленаправленного использования преимуществ евро в конкурентных целях намировой арене пока ограничены, а вероятность повышения международной роли евров результате действия объективных макроэкономических факторов в краткосрочнойперспективе оказалась не столь высокой, как это прогнозировалось.
/>/>2. Последствия принятия евро дляРоссии/>/>2.1 Рубль между долларом и евро
В мире геофинансов Россия занимает важное положение всвязи с обладанием большими запасами долларов: например, по некоторым оценкам,объем имеющихся у нее наличных долларов вполне сопоставим с объемом этой валютыв самих США. С другой стороны, ее важнейшим экономическим партнером являетсяперешедший на евро Европейский союз. Поэтому исход будущей глобальнойконкуренции доллара и евро будет зависеть и оттого, какое место и как скороновая европейская валюта займет в России. Основу Европейского валютного союзасоставляет Германия, экономика которой во многом зависит от российскихэнергоносителей (достаточно вспомнить, что ресурсы природного газа Германии на32% сформированы Россией и в ближайшие 10 лет эта величина останется безсущественных изменений). Прежде всего по этой причине цена стабильности вРоссии для стран ЕС остается высокой, что наглядно демонстрирует и зависимостькурса евро от развития российских событий. Вообще состояние экономик крупныхсоседей зоны евро — очень важный фактор прочности валютного союза, и любаядестабилизация в регионе создает угрозу для всего проекта ЭВС в целом, поменьшей мере снижая спрос на евро со стороны третьих стран.
Российский финансовый кризис 1998 г. принесзначительные убытки всем европейским банкам и концернам в России, что ударилопо их положению на национальных и международных рынках и вынудило срочномобилизовать дополнительные резервы в целях удержания котировок собственныхценных бумаг и кредитных рейтингов. На первый взгляд, понесенные убытки,ощутимые для отдельных корпораций (например, потери только трех крупнейшихнемецких банков составили около 1,5 миллиарда долларов), в масштабах ЕС нестоль и значительны. Однако с геополитической точки зрения гораздо болееощутимый удар был нанесен по стратегическим планам ЕС в рамках глобальнойконкуренции за финансовые и сырьевые ресурсы как раз накануне введения единой европейскойвалюты.
Как известно, нынешняя валютная политика России имеетярко выраженный продолларовый характер: так, в 1998 г. удельный вес операций сдолларомСША на ее валютном рынке составлял 99,3% против 95,3% в 1997 г. Именнодоллар в настоящее время обслуживает в России 75% внешнеторговых сделок(несмотря на то что более 60% ее торгового оборота приходится на стра­ныЕвропы), долларовый рынок является наиболее емким для частных заим­ствований, вдолларах заключаются контракты и устанавливаются цены на торговлю сырьем.
Табл. 3. [3]
ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998г., %

ЕС
США
/>Внешнеторговый оборот 33 8
Прямые иностранные инвестиции (накопленный объем) 38 41
Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. 44 35
Иностранные инвестиции в 1998 г. 64 19
Монополия доллара в России обусловленацелым рядом факторов: высокой степенью долларизации экономики (68% в 1999 г,),использованием доллара в качестве валюты платежа во внешней торговле и вкачестве номинального якоря в процессе финансовой стабилизации, преимущественнодолларовым выражением значительного внешнего долга страны. Однако долларизацияэкономики приводит к тому, что Россия ежегодно фактически кредитует ФРС США надесятки миллиардов долларов, что сопоставимо с размером российского внешнегодолга. В принципе, долларизация не только противоречит ее национальныминтересам как европейской державы, но и приходит в противоречие с ведущимитенденциями мировой валютной конъюнктуры: в мире идет постепенный отход от использованиядоллара, поскольку 45% обслуживаемого им мирового экономического оборота несоответствует доле США в 19,6 % в мировом ВВП и в 15% в обороте мировойторговли (см. табл. 4).
Табл. 4. [4]Доллар США в мировой и российской экономике, %
Мир, 1995 г.
Россия, 1998 г.
Внешнеторговые контракты 48 80
Банковские депозиты в иностранной валюте 65 90
Официальные валютные резервы 65 65
Государственный долг развивающихся стран 50 67
Очевидно несоответствие междугеографическим распределением внешней торговли России и валютным выражением еевнешних финансовых обязательств. Учитывая, что доля США во внешней торговлестраны составляет не более 4%, можно констатировать, что российский рубль привязанк наиболее экономически удаленной от него валюте и экономике страны, с которойу него существует минимум взаимодополняемости.
Соединенные Штаты лишь косвенно зависятот развития ситуации в России, в то время как ЕС и Россия взаимосвязанынепосредственно: их объединяют не только тесные внешнеэкономические связи, но исовместные транспортные сети, научно-технические проекты, культурные связи.Географическая близость заставляет их совместно решать также проблемы экологии,миграции населения и многие другие
Обсуждение этих вопросов в банковских инаучных кругах выявило две противоположные точки зрения. Согласно одной из них,Россия, особенно после финансового кризиса, слишком далека от мировой экономики,чтобы евро мог что-либо изменить в ее внешнеэкономических связях, и поэтомупоявление евро не потребует никаких специальных мер. Сторонники другой точкизрения, напротив, увидели в единой европейской валюте эффективное средствовывода России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международныхпозиций. Сразу после введения евро оживленная дискуссия развернулась и всредствах массовой информации, в ходе которой высказывались самые разные точкизрения, в том числе предлагались варианты «дедолларизации черезевроизацию» российской экономики. Аргументы сторонников этой идеисводились к тому, что в виде стабильного евро под российскую экономикуподводится прочная база, дающая надежду на избавление от долларизации идефолта. Принятие этой концепции потребовало бы перевода в евро значительнойчасти валютных резервов, реденоминации в евро всех долгов европейским странам ибанкам, а также долгов стран СНГ, перевода крупных экспортных корпораций сучастием государства на режим заключения контрактов в евро в качестве валютыцены и валюты платежа. По их мнению, все эти меры могли бы сделать структурувалютного рынка России более адекватной структуре потоков, формирующих ееплатежный баланс, вывести из оборота до 20 миллиардов долларов и еще на 15-17миллиардов долларов в год снизить собственный спрос на доллары, утвердив Россиюв качестве европейской державы./>/>2.2 Попытки создания экономического ивалютного союза в рамках СНГ
Введение евро не только затрагивает интересы странСНГ, но и имеет непосредственное отношение к перспективам развитияинтеграционных процессов на постсоветском пространстве. Государствам, ориентирующимсяна экономическую и валютную интеграцию, предстоит пройти длинный путьреформирования экономики, упрочения банковских систем, совершенствованиявалютной политики.
В принципе, интерес стран СНГ к Европейскомуэкономическому и валютному союзу не противоречит их стремлению развиватьвзаимовыгодное экономическое сотрудничество и постепенно формировать свойсобственный экономический и валютный союз. Так, статья 7 четырехстороннегодоговора между Россией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией от 29 марта 1996 г.предусматривает возможность создания этими странами союза, в определенной мереаналогичного ЭВС. Конечными целями такого валютного союза, определяемого какдобровольное объединение группы государств с близким уровнем экономическогоразвития на основе общей валюты, также являются свободное движение товаров,услуг, капиталов и людей, коллективная защита от дестабилизирующихвнешнеэкономических факторов, взаимная поддержка на мировом и внутреннихрынках, ограничение зависимости национальных экономик от финансовой помощитретьих стран, устойчивые темпы развития национальных экономик всехстран-членов. В этом контексте следует напомнить о результатах усилий посозданию аналога валютного союза в странах СНГ.
Как известно, в 1991 г. советский рубль из денежнойединицы одной страны в одночасье превратился в общую валюту пятнадцатинезависимых государств. До середины 1993 г. эмиссией наличных рублей занималсяисключительно Банк России, а центральные банки бывших союзных республиквыпускали своего рода денежные суррогаты, курс которых был жестко привязан крублю в соотношении 1:1. Кредитную эмиссию рублей могло осуществлять любое изгосударств, но в пределах согласованного лимита. Однако те страны, которые былине в состоянии покрыть потребности в импортных товарах счет экспортныхпоступлений и соответственно испытывали отток рублей, решали проблему путемнелимитированной эмиссии. На протяжении 1992 г. к ней прибегали практически всеучастники «рублевой зоны», и в итоге за первый год ее существованиякурс рубля по отношению к доллару упал в четыре раза.
В октябре 1992 г. восемь стран СНГ (Армения, Беларусь,Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина) заключили соглашениео единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. однакоэта идея не была реализована, и в условиях дальнейшего расхождения в темпах иметодах реформирования экономики государства СНГ стали форсированно вводитьнациональные валюты.
После появления в июле 1993 г. нового российскогорубля Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан заключилисоглашение о мерах по созданию рублевой зоны, базирующейся на российском рублес предоставлением ЦБ России полномочий определять денежно-кредитную и эмиссионнуюполитику в рамках всей «рублевой зоны». Но глубокий системой кризисне позволил ни одному из этих государств отказаться от столь мощного рычагамакроэкономического регулирования, как денежно-кредитная политика. Такимобразом, и эта попытка также окончилась неудачей.
Тогда в сентябре 1993 г. все страны СНГ подписалиДоговор о создании экономического союза, который во многом копировал модель экономическойинтеграции в ЕС. Этот документ предполагал, в частности, поэтапное продвижениегосударств-участников СНГ от одной стадии интеграции к другой: зона свободнойторговли —> таможенный союз —> платежныйсоюз —> общий рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы —>валютный союз. Однако реальные экономические условия в этих странах былисовершенно неадекватны данной программе: их экономики сильно отличались друг отдруга и по уровню развития, и по отраслевой структуре, и по методам управления,поэтому на практике развитие интеграции по этому пути не пошло. Например,подписанное 15 апреля 1994 г. странами СНГ Соглашение о создании зоны свободнойторговли до сих пор ратифицировано не всеми государствами.
Параллельно Межгосударственным экономическим комитетомв 1995 г. разрабатывалась «Концепция сотрудничества и координации деятельностив области валютной политики государств СНГ», реализация которой былапризвана увеличить долю стран СНГ в общемировом ВВП с 3,7% в 1995 г. до б в2005 г. и 11% в 2020 г. Для реализации поставленной цели предусматривалосьпоследовательное завершение шести этапов интеграции. В течение первых двухэтапов, которые рассматривались как подготовительные, участники должны былизавершить создание национальных банковских и валютных систем и выбратьинструментарий для согласованного поддержания валютных курсов. На третьем этапепредполагался переход к совместному регулированию валютных курсов по принципу известнойевропейской «валютной змеи», т. е. согласованного движения валютныхкурсов стран-участниц вслед за головной (резервной) валютой в пределахустановленного валютного коридора. Постепенно планировалось осуществлятьунификацию валютного, таможенного, налогового, гражданского законодательства иформировать единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. На четвертоми пятом этапах валютная интеграция должна была дополниться единой макроэкономическойполитикой, и, наконец, на шестом предполагалось создать реальные условия длявведения единой валюты СНГ. Однако и эта общая концептуальная схема, созданнаяпо европейским образцам, потребовала не только детальной проработки, но исущественной корректировки применительно к конкретным условиям бывших советскихреспублик.
Как известно, переход к единой валюте можетосуществляться либо путем использования в качестве общей денежной единицынациональной валюты страны — явного лидера (не менее 50% совокупного ВВП изолотовалютных резервов), либо через создание новой денежной единицы, и в зависимостиот избранного варианта должна проводиться вся система мер по введению единойвалюты. В принципе, подобная схема формирования валютного союза на постсоветскомпространстве возможна: государства СНГ постепенно приходят к пониманию, что дляуспешного продвижения товаров и услуг на внешние рынки потребуются, наряду смногими другими факторами, огромные инвестиции и длительный период. Поэтому помере накопления частным национальным капиталом определенного потенциаларазвитие общего емкого внутреннего рынка становится для этих государствжизненной необходимостью. Например, в январе 2000 г. тринадцать бирж из девятистран СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Россия,Таджикистан, Узбекистан, Украина) объявили о планах создания единоговалютно-фондового рынка на всем постсоветском пространстве.
Основой валютного рынка государств СНГ остаетсяорганизованный биржевой валютный рынок, наряду с которым развиваетсямежбанковский рынок. В последние годы в их экономике наметились позитивныеизменения: обозначился экономический рост, существенно замедлилась инфляция,сформировались национальные валютные рынки на базе внутренней обратимостинациональных валют; формирование курсов происходит на основе спроса ипредложения. Вместе с тем уровень их экономического взаимодействия несоответствует новым реалиям национальных экономик. Незначительная долявзаимного товарооборота, обслуживаемого национальными валютами, сдерживаетвозможности реализации товаров на рынках соседей. Рынки национальных валютпо-прежнему развиты очень слабо, а объемы операций с ними сокращаются.Отсутствие необходимой информации делает рынки этих стран обособленными изамкнутыми, что противоречит мировым тенденциям: опыт мирового развитиясвидетельствует о том, что эффективное развитие валютного рынка возможно лишьво взаимосвязи с фондовым рынком. Только наличие такой связи может создатьоснову устойчивости национальной валюты и экономики в целом.
Состоявшееся в январе 2000 г. совещание представителейцентральных банков и валютно-фондовых бирж СНГ поддержало идею консолидациивалютных и фондовых рынков этих стран и разработало меры по ее реализации. Вчастности, был сформирован Координационный совет, который взял на себяинициативу создания единой информационной базы о состоянии и развитии рынковэтих стран, о принимаемых нормативных актах поих регулированию, опрактике использования национальных валют как средства платежа во внешнеторговыхконтрактах. В апреле 2000 г. процессинговые компании стран СНГ приступили ксозданию единой платежной системы на основе технологий «Юнион Кард».
В настоящее время биржевые институты государств СНГиграют ключевую роль в обслуживании финансового оборота и являются многофункциональнымиинститутами рынка, обеспечивая операции с валютой, государственными ценнымибумагами, акциями предприятий. Они наделены властными полномочиями и способныпринимать решения, обязательные к исполнению профессиональными участникамирынка. Эффективность сотрудничества бирж будет напрямую зависеть от решениятаких вопросов, как:
— восстановление взаимного товарооборота;
— повышение надежности национальных банковскихсистем;
— взаимный допуск нерезидентов к непосредственномусовершению операций на биржах;
— создание условий для обращения денежных средств внациональных валютах между странами СНГ;
— внедрение международных стандартов рынка ценныхбумаг и взаимное признание регистрации эмиссии ценных бумаг;
— внедрение международных стандартов бухгалтерскойотчетности экспортеров и импортеров.
В условияхусиления конкуренции на мировых рынках валютные рынки стран СНГ стоят передвыбором: либо превратиться в технические узлы связи, обеспечивающие возможностидля западных организаторов и участников торговли совершать операции сфинансовыми инструментами своих стран, либо объединить усилия и предложитьзападным институтам сотрудничество на взаимоприемлемых условиях. Объединениеусилий институтов рынка и развитие инфраструктуры рынков СНГ не означает обособленияот мировых процессов. Оно должно содействовать решению общих проблем этих стран- стимулировать развитие взаимных торгово-экономических отношений,активизировать процессы концентрации капитала, проведение структурныхпреобразований. Такое сотрудничество будет способствовать также интеграциирынков стран СНГ в систему мировых финансовых связей.
На наш взгляд, приоритетными направлениями интеграциистран СНГ в настоящее время следует считать создание единого механизмафункционирования зоны свободной торговли, взаимодействие в банковской сфере,создание общего аграрного рынка, совместной инфраструктуры систем коммуникаций,в первую очередь в энергетической и транспортной отраслях. Однако по рядупричин не все государства готовы к столь тесной форме сближения, поэтомунеизбежным стал переход к модели разноскоростной интеграции, принятой вЗападной Европе. В странах СНГ в последние годы наблюдается тенденция переходаименно к такой модели интеграции.
Так, в январе 1995 г. Беларусь и Россиязаключили Договор о таможенном союзе, к которому впоследствии присоединилисьКазахстан, Киргизия и Таджикистан. Согласно этому договору, между этимистранами отменяются тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле,таможенный контроль на границах, устанавливаются единые таможенные пошлины вторговле с третьими странами. />/>2.3.Европейский валютный союз ибелорусско-российская интеграция
ПоявлениеЕвропейского экономического и валютного союза оказывает определенное влияние ина белорусско-российскую интеграцию, новый виток которой мы наблюдаем сейчас.Поскольку оба государства заинтересованы в широком торгово-экономическомсотрудничестве с Европейским союзом, в их правовые системы постепенновключаются европейские нормы и стандарты в экономике, праве, банковском деле идругих сферах, что в перспективе будет способствовать более быстрому совместномувыходу на европейские рынки.
Многие направленияэкономического сотрудничества России с ЕС представляют особый интерес дляБеларуси.
Осенью 1999 г. введена вэксплуатацию первая очередь нового трансконтинентального газопровода «Ямал- Западная Европа» через территорию Беларуси, который позволит Россииосуществлять дальнейшую интеграцию в европейскую газовую систему,диверсифицировать транспортные потоки и обеспечить большую гибкость в поставкахгаза европейским потребителям. Его появление увеличит транзит газа из России встраны ЕС в четыре раза. Помимо экспорта в Германию, он будет использоваться идля поставок газа на перспективный рынок Великобритании (белорусский вариантявляется для этих целей самым коротким и мобильным маршрутом).
 К сожалению, влияниеЕвропейского экономического и валютного союза на Россию и Беларусь будетнеодинаковым и роль евро в международных расчетах Беларуси и России будетразличной, что объясняется отличиями в структуре внешней торговли и рядомдругих факторов. В перспективе евро будет играть в Беларуси более заметнуюроль, чем в России. Этому будут способствовать значительно большая открытостьэкономики, большая доля готовой продукции в экспорте и наличие протяженных границсо странами-кандидатами ЕС.
Привыборе стратегического курса относительно евро будет учитываться спецификакаждой страны и выделяться наиболее актуальные вопросы, требующие решения до2002 г. Очевидно, необходимо координировать усилия государственных органов иделовых кругов, поскольку отсутствие четких правил может создать проблемы вовнешнеэкономической сфере. Неизбежна и координация курсовой политики Россииприменительно к евро. Например, в условиях постоянного падения курса евро поотношению к доллару в 1999 г. проблем в этом отношении не возникало, но вбудущем, когда неизбежно будут наблюдаться и периоды его роста, Россия, имеющаяосновные валютные поступления в долларах, может понести немалые потери при возвратеэтих средств в евро.
СоюзРоссии и Белоруссии позволяет России выйти на европейский рынок и добиться тампризнания и завоевать в нем свою нишу.
/>/>Заключение.
Накануне XXI векаЕвропейский экономический и валютный союз стал реальным фактором мировойполитики. Его создание — результат полувекового развития европейской интеграциии значительных усилий всех стран-участниц. В более широком контексте егообусловили столетия европейской истории и потребности развития мировойэкономики.
Масштабный проект формированияЭВС имеет прежде всего политическую основу. Объективно он меняет границыгеополитического влияния в современном мире, а Европейское сообществопостепенно превращается из экономического объединения в военно-политическийсоюз. Евро как международная валюта является важным инструментом укрепленияроли Европейского союза, который де-факто уже имеет многие черты федеративногогосударства: единый внутренний рынок, общие границы, единую валюту, общуюинституциональную систему и символику, общее полицейское ведомство,формирующуюся общую внешнюю политику и политику безопасности. Как показываютпоследние события, при общем внешнеполитическом курсе позиция ЕС может статьтолько более твердой, что значительно повышает роль ЕС как субъекта мировойполитики.
Оценки будущего единойевропейской валюты неоднозначны.
Идеологи еврозоны и евро(среди них и председатель Еврокомиссии Романо Проди [  ]) ссылаются на мнение профессора Роберта Манделла,создателя теории «оптимальных валютных зон». Согласно его теории, некиегосударства принимают решение создать экономический союз, которыйсоответственно подразумевает наряду с общим таможенным тарифом и свободойдвижения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономическойполитики и унификацию законодательств в таких областях как валютная, бюджетная,денежная. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и темсамым уступают часть государственного суверенитета в пользу некихнадгосударственных органов (в рамках ЕС – это комиссия ЕС) [  ].
Далее Р. Манделлрассматривает валютную зону как образованный рядом стран валютный союз свысокой степенью мобильности трудовых ресурсов, низким уровнем безработицы и,что немаловажно, высокой устойчивостью к «ассиметричным шокам». Однако, какдоказала практика профессор Манделл не совсем прав, или вернее прав, но поотношению к тем валютным союзам, в основе которых лежали предпосылки экономическогохарактера, а не политического, как в случае Европейского Союза. Ведь ни длякого не секрет, что он создавался в противовес США, в противовес доллару.
В России очень многоэкономистов поддавшихся евроэйфории, в частности Д. Н. Курочкин [  ] в своей книге пытается доказать, чтона этапе становления Европейской Валютной Системы стратегия ЕЦБ была оборонительной,что совершенно естественно так как возможности целенаправленного использованияевро пока ограничены. Кроме того, российские приверженцы евро справедливонадеются на то, что евро поможет рублю избавиться от долларовой зависимости,игнорируя тот факт, что долларовая зависимость может сменитьсяеврозависимостью.
Вернемся к тому, что воснове решения образования ЕС лежат предпосылки политического характера, именнона этот факт указывают противники евро. Они подмечают явное противоречие теорииР. Манделла и реальности, а именно: уровень безработицы составил в 2000г. всреднем по странам ЭВС 9,6%, это более чем 12,8 миллиона человек, причем 40%из них не имели работу в течении длительного периода времени (в США – 11%);особой мобильности трудовых ресурсов тоже не замечено и я не буду упоминать обольшом риске «ассиметричных шоков», в следствии неоднородного составаучастников ЕС.
Евромечтателейтеснят евроскептики, наиболее известным из которых является лауреат Нобелевской премиииМилтон Фридман. О введении евро в наличное обращение он говорит: «По моемумнению это большая ошибка. … В истории не существует примера, когда единая валютасоздавалась путем «собирания» национальных валют.» [  ]. По его мнению, евро, вместотого, чтобы объединить, будет являться источником разногласий, поводом к войне.На это замечание откликнулся еврократ, сам известный экономист Романо Проди, оннамекнул на американскую предвзятость Фридмана и заметил: “Когда создавалсяевро, ключи от двери назад были выброшены.” Да, теперь этот процесс нельзя повернуть вспять, поэтомуследует забыть все крайние позиции и быть просто еврореалистами.
Первый год практическойработы ЭВС, в течение которого евро потерял значительную часть своей«внешней» стоимости, но успешно работал на «внутреннюю»европейскую экономику, одновременно сбил волну эйфории энтузиастов евро и лишилкатегоричности заявления скептиков. В целом первые результаты можноохарактеризовать как успешные, поскольку была обеспечена главная цельденежно-кредитной политики Европейского центрального банка: стабильность ценвнутри зоны евро. При этом единая европейская валюта вышла на первое место намеждународных рынках облигаций, оттеснив доллар. В то же время у многих инвестороввызывает озабоченность тенденция к падению курса евро по отношению к ведущиммировым валютам и более низкие темпы экономического роста стран ЕС по сравнениюс США. С февраля 2000 г. начали открыто выражать обеспокоенность низким курсомевро и европейские финансовые власти. Оценки будущего единой европейской валютыв кратко- и среднесрочной перспективе также неоднозначны.
Дальнейшееразвитие ЭВС, несомненно, будут сопровождать риски и опасности. Финансовымвластям зоны евро придется постоянно балансировать между опасностьюполитического раскола внутри ЕС и экономическими рисками, вызванныминеоднородностью состава участников. Чтобы возможности, появившиеся вместе сединой валютой, были эффективно реализованы для резкого рывка в глобальнойконкуренции с США и Японией, ЕС вынужден будет осуществить структурныеэкономические реформы, трансформировать систему институтов Сообщества, повыситьмобильность трудовых ресурсов, уменьшить отставание от США в области высокихтехнологий, фактически снять языковые, юридические и иные барьеры на всейтерритории валютного союза и при этом значительно снизить уровень безработицы.К тому же ситуация с евро будет определяться множеством внешних факторов,прежде всего, расстановкой сил в мировой экономике и международнойвалютно-финансовой системе.
В ближайшие годы в состав валютногосоюза войдут новые члены -сначала Греция, затем Дания и Швеция, а вперспективе, возможно, и Великобритания. С нетерпением ожидают этого времени имногие государства Центральной и Восточной Европы. Отдельные западноевропейскиегосударства, остающиеся вне валютного союза, проводят экономическую политику собязательным учетом динамики его развития. Новый импульс развитию придастгрядущий 2002 год, когда появятся монеты и банкноты евро, и, таким образом,новая валюта обретет осязаемую ценность для миллионов людей не только в Европе,но и во всем мире.
Возникновениевалютного союза в Европе отражается на экономических и политических отношенияхгосударств  ЕС с Россией, и интенсивность этого влияния в ближайшие годы будетвозрастать. В связи с появлением выбора между мировыми валютами возникаетнеобходимость разработки самостоятельной стратегии, анализа мировой конъюнктурыи перспективной оценки последствий собственной экономической и валютнойполитики. Что касается наших западных соседей, то они уже сейчас, будучи кандидатамина вступление в ЕС, вынуждены корректировать свой внешнеэкономический курс сучетом общей линии Европейского союза, а их предстоящее вхождение в его составприведет к образованию протяженных границ между Европейским союзом и Россией.Появление валютного союза во многом меняет условия, в которых проходитинтеграция нашей страны в мировую экономику, и осознание динамики происходящихпроцессов позволит выбрать современные модели взаимодействия не только с нашимизападными, но и с восточными соседями.
/>/>Список литературы.
1.  Авдокушин Е.В.,Международные экономические отношения, М.: 2000
2.  Бондин В.В.,Новокшонова Л.В., Жизнь денег, Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995
3.  Курочкин Д.Н.,Евро – новая валюта для старого света, Минск: Европейский гуманитарныйуниверситет, 2000
4.  Стрыгин А.В.Мировая экономика, М.: Экзамен, 2001
5.  Трифонов Ю.В.,Новокшонова Л.В., Мировое хозяйство, М.: Юристъ, 2000
6.  Буторина О.В.,Евро в России: итоги первого года // Деньги и кредит, 2000, №3
7.   Буторина О.В., Создание экономическогои валютного союза – новая ступень европейской интеграции // Деньги и кредит, 1998, №11
8.   Буторина О.В., Хосе Мария ГонсалесАлкон, Новая единая европейская валюта // Экономист, 1998, №10
9.   Жуков Н.И., Из истории мировыхвалютных систем // ЭКО, 1997, №7
10.      Масленников А.А., Евро: новые возможности для России // Деньги и кредит, 2001, №3
11.       Маликов Ю., Вожидании евро //Эксперт, сентябрь, 2000,№35
12.       Отец чикагскойшколы против евро // Эксперт,сентябрь, 2001, №32
13.       Пищик В.Я.Процесс становления евро, проблемы и перспективы // Деньги и кредит, 2001, №6
14.       Проблемывалютной  интеграции в ЕЭС // Экономикаи управление в зарубежных странах. Информационный бюллетень, 2000, №8
15.       Проблемы единойЕвропы // Экономика и управление в зарубежныхстранах. Информационный бюллетень, 2001, №4
16.       Усик М.В., Внезоны евро: последствия европейской валютно-финансовой интеграции // Вестник МГУ, 1999, №6
17.       EMU // The Economist,1998, April, #11th


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.