Реферат по предмету "Экономика"


Доходы населения и принципы их распределения в РБ

--PAGE_BREAK--
  — Уравнительноераспределение. Оно имеет место тогда, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характе­рен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм». В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда неизбежно порождает ситуацию, когда «один сажает виноградник, а другой ест его плоды».

  — Рыночное распределение
предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) пол­учает разный доход — в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладат­елям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).

  — Распределение по накопленному имуществу
.Он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

  — Привилегированное распределение
особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом.

     Там правители самоуправно перераспреде­ляют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы. Монтень прав: «не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность».  В реальности все четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются.[15]

     Например, в СССР для «трудящихся масс» преобладала уравниловка, а для верхушки компартии (КПСС) и госаппарата существовали многообразные привилегии. В то время как «массы» испытывали на себе тяготы низких доходов, товарных дефицитов, перенаселенных коммунальных квартир, общежитий, подвалов и пр., номенклатурная элита имела высокие доходы, шикарные квартиры, машины, дачи, прекрасные питание и быт. Однако, какая бы система распределения ни была, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.[16]


2. Проблемы в распределении доходов и социальные ориентиры в экономике

2.1. Проблема неравенства в распределении доходов

     Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Еще Вольтер напоминал, что мы уже давно не жи­вем в том «золотом веке, когда люди рождались равноправными и получали одинаковую долю со­чных плодов невозделанной земли». И дей­ствительно, в условиях развитого рынка существо­вание неравенства объективно задано тем, что рыночная система — это бесстрастный и жесткий механизм, который не знает благотво­рительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково.

      И это абсолютно нормально, что рынок через свою систему дифференцированного вознаграждения объективно выявляет разные возможности людей, определяя, «кому быть врачом или адвокатом, кому собирать мусор и подметать улицы». Самое нелепое и вредное для человечества, говорит Форд, — утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только из человеческого труда». Благотворительности в оплате труда места нет. Ка­ждый получает ровно столько, сколько заслужил.

     Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономиче­ское.

Сущность социального неравенства заключатся в неодинаковом досту­пе различных категорий населения к социально-значимым благам, дефицит­ным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью нацио­нального богатства.[17]Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80% созданного ВВП присваивается 20% населения, а оставшиеся 20% распределяются между 80% населения, причем соотношение 80:20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.[18]

     Чрезмерное неравенство в доходах может угрожать политической стабиль­ности в стране. Когда большое число людей не удовлетворено своим положени­ем в обществе, труднодостижимы политические компромиссы между богатыми и бедными. Политическая нестабильность наносит огромный ущерб перспективам экономического развития страны, увеличивая риск инвестирования в экономику страны, отпугивая потенциальных инвесторов.

     Высокий уровень неравенства в доходах ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики, таких, как повышение цен или обложение налогами и штрафами. Например, суще­ственное повышение коммунальных платежей могло бы стать решающим способом повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства, однако в условиях острого неравенства доходов такие меры могут привести к неприемлемым лишениям среди беднейших слоев населения.

      Hеравенство в доходах может также отрицательно сказы­ваться на моральных нормах поведения участников экономических процессов, препятствовать возникновению отношений доверия и приверженности выпол­нению принятых на себя обязательств. В результате существенно затрудняется всякая деловая активность. С другой стороны, из опыта СССР известно, что слишком равномерное распределение доходов отрицательно влияет на эффективность экономики. Минимальные различия в доходах (при искусственно выравненных уровнях оплаты труда разной сложности) не создают достаточных материальных сти­мулов к активному участию людей в экономической деятельности, к добросо­вестному труду. Чрезмерное неравенство в доходах отрицательно влияет также на каче­ство жизни людей, обусловливает относительно большую долю бедняков в со­ставе населения страны.[19]
2.2. Кривая Лоренца  и коэффициент Джини

      Кривые Лоренца – это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.

     Методика построения кривых Лоренца следующая. Прежде всего, «ранжируются» граждане или домохозяйства в соответствии с уровнем полученного ими годового дохода. Граждане или домохозяйства подразделяются либо на пять так называемых квинтильных групп (по двадцать процентов в каждой группе) либо на десять детильных групп (по десять процентов в каждой группе). Далее подсчитывается годовой доход каждой такой группы и выражается в процентах от общей суммы доходов населения или домохозяйств. Затем подсчитываются доли доходов, которые  выделенные группы граждан или домохозяйств получают кумулятивно, т.е. «нарастающим» итогом.  На график сначала наносится точка, показывающая долю доходов беднейшей группы, затем – точка, показывающая долю суммарного дохода беднейшей и последующей за ней группы и т.д., вплоть до населения последней точки, соответствующей доли суммарного дохода (100 %) всего населения или домохозяйств (тоже 100%). Соединив все точки на графике линией, начинающейся из точки, соответствующей нулю процентов доходов и нулю процентов населения, а заканчивающейся точкой, соответствующей 100%доходов и 100%населения, получается кривая Лоренца, характеризующая распределение доходов в стране. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца, тем менее равномерным является распределение доходов в стране. Кривая Лоренца абсолютного равенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает форму прямой линии в случае, когда первая группа, например, первые 20%населения, получают ровно 20% всех доходов, 40% населения, соответственно, 40% всех доходов и т.д. Чем болбше кривая Лоренца, построенная  по данным распределения доходов в той или иной стране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее в этой стране неравенство в распределении доходов между различними группами населения.

     Индекс Джини показывает, какую долю между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об “абсолютном неравенстве”. Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактичкское значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше 100%, и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране. [20]

      Более простым способом определения неравенства в доходах населения является определение соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например, между «верхней» и «нижней» квинтильными группами населения или домохозяйств.[21]
2.3. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики

     На первом плане социальной политики находятся: преодоление бедно­сти; осуществление адресной социальной помощи малообеспеченных семей и граждан; создание условий, обеспечивающих новым поколениям адекват­ную профессиональную и общеобразовательную подготовку к трудовой дея­тельности; улучшение медицинского обслуживания граждан; обеспечение эффективной занятости. При этом по отношению к большей части населения стоят задачи, с одной стороны, достижения соответствия материальной обес­печенности людей приемлемому прожиточному стандарту; с другой — спо­собствования активной жизненной позиции людей путем создания условий для более полной реализации их стремления к самоутверждению и достиже­нию большего материального достатка.

      Таким образом, социальная политика решает проблему сочетания тре­бований социальной целесообразности и экономической эффективности, увязывая социальные цели и рациональные экономические пути их достиже­ния. Вопросы экономической эффективности во многом могут быть решены путем формирования и использования рыночных принципов и рычагов. Од­нако социальная сфера в силу ее особой значимости не может быть полно­стью подчинена требованиям рынка и его механизмов. В социальной сфере воспроизводится главный потенциал страны — квалификация, здоровье и духовный настрой ее населения. Поэтому она является сложным объектом госу­дарственного регулирования. Основная проблема здесь состоит в том, чтобы найти средства для оказания социальной помощи тем группам населения, кото­рые не могут без нее выжить, и при этом поддержать те направления, без кото­рых невозможно будущее развитие любого государства — образование, науку, культуру, доступную медицинскую помощь, информационное обеспечение.

     Безусловно, в условиях ограниченных возможностей бюджета на ре­шение всех этих проблем государственных средств не хватает. В связи с этим весьма актуальной является проблема финансового обеспечения социальной сферы. Без такого обеспечения социальная политика останется нереализованной. У этой проблемы есть два аспекта: необходимость увеличения госу­дарственных ассигнований и такая же настоятельная необходимость более рационального их использования. Это обусловлено тем, что социальная сфе­ра, с одной стороны, выступает важным фактором развития экономики, а с другой — чем больше расходы на социальные нужды, тем сложнее обеспе­чить экономический рост.

     Эффективная социальная политика в современных условиях предполагает создание принципиально новых механизмов функционирования социально-трудовых отношений: перераспределение доходов населения; сокращение дотирования и льготного кредитования различных отраслей; реструктуризацию рынка труда; проведение реформы оплаты труда; создание благоприятных условий для активной экономической деятельности всех членов общества.

     В зависимости от целей социальных преобразований, объема расходов государства на социальные нужды, методов управления социальной сферой можно выделить несколько типов моделей социальной политики. В их осно­ве лежат различные подходы к обеспечению перераспределительных процес­сов и роли государства в социальном развитии.

     Наиболее известная попытка классификации социальной политики свя­зана с именем английского исследователя Р. Титмуса, которым выделено три модели. В основе первой модели лежит положение о преобладающем значении двух «естественных» каналов, через которые удовлетворяются потребности индивида. К ним относятся частный рынок и семья. И только в том случае, если эти институты перестают выполнять свои социальные функции адекват­ным образом, в действие вступают государственные институты и то лишь на временной основе — пока «естественные» каналы не станут действовать эф­фективно. В такой модели основной акцент социальной политики делается на благотворительность, общественное вспомоществование, а социальные меры государства адресуются главным образом так называемым «истинно нуждаю­щимся».

     В качестве целевого принципа во второй модели присутствует пере­распределение экономических ресурсов от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным. Особенность данной модели заключается в том, что во главу ее функционирования поставлена задача предупреждения, профилак­тики случаев утраты индивидом социальной стабильности. Это активный и конструктивный тип социальной политики. Объектом социальной политики Iэтой модели выступает все население. В ней нет прямой зависимости между правом на социальную защиту и специальными выплатами. Социальная за­щита предусматривает предоставление материальной помощи на уровно нормального жизненного стандарта.

     Объектом третьей модели выступает занятая на производстве часть трудоспособного населения. Гарантии социальной защиты предоставляются в этой модели главным образом через страхование работников. Утрата зара­ботка влечет за собой выплату компенсации, которая частично возмещает утраченный доход. Величина социальных выплат прямо пропорциональна количеству и размерам социальных взносов, выплачиваемых в государствен­ные (бюджетные и внебюджетные) фонды. Эта модель имеет более широкий диапазон социальной политики, чем первая, но в отличие от второй модели является преимущественно пассивной, прямо не нацеленной на профилакти­ку социальных болезней.

      Классификацией социальной политики занимались многие исследова­тели. Среди них, в частности, шведский ученый Г. Эспинг-Андерсен. Основу классификации этого исследователя составляют концептуаль­ные подходы к роли государства в социальной сфере. Так, например, Эспинг выделяет три «чистых» типа государства благосостояния, осуществляющих различную социальную политику.

Первый — либеральный. При таком типе государства доминирующее зна­чение придается логике рынка. Выплачиваемые пособия очень незначительны по своим размерам, поскольку их предоставление в соответствии с осуществ­ляемой социальной политикой не должно подавлять «склонность» к труду.

Второй — консервативно-корпоратистский. При этом типе государства система благосостояния играет важную роль в обеспечении социальных га­рантий. Частичное страхование и предоставление социальных услуг являют­ся «минимальными», поэтому перераспределительный эффект государства незначителен, а социальные права основаны на существующих социальных и статусных различиях.

Третий тип — социал-демократический. Он характеризуется отрицанием рынка в социальной сфере. Государство выступает важным инструментом реализации социальных прав граждан, оно рассматривается как наиболее эффективное орудие «создания равенства по наивысшим стандартам, а не ра­венства по минимальным потребностям».

     Cуществуют определенные страновые особенности реализации социальной политики. Рассмотрим особенности социальной политики в США, Швеции, Германии и Японии.

     Социальная политика США может быть отнесена к либеральной модели. Она основана на частной собственности и свободе предпринимательства; высокий уровень жизни населения при этом обеспечивается в основном за счет 2 источников: трудовых доходов и доходов от собственности. В США действуют тысяти различных социальных программ, которые осуществляются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, имеет возможность получать социальную помощь одновременно по нескольким программам и тем самым улучшить свое благосостояние.

     Социальная политика Швецииможет быть отнесена к социал-демократической модели, поскольку характеризуется высокой степенью вмешательства государства в социальные и экономические процессы посредством перераспределения доходов всех слоев населения в соответствии с принципом социальной справедливости. Проводимая в Швеции социальная политика нацелена на обеспечение полноценной занятости и равноправия в области оплаты труда, стимулирование мобильности трудовых ресурсов. Высокие социальные расходы Шведского государства обеспечивают всему населению государственные гарантии социального страхования, доступное медицинское обслуживание и образование.

     В основе социальной политики Германии лежит формирование такой экономической среды, которая благоприятствовала бы активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере и гарантировала бы ему достаточный уровень стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Социальная политика Германии может быть отнесена к консервативной модели, так как ее особенностью является ориентация мер социальной защиты, прежде всего, на трудоактивное население. Она гарантирует высокий уровень социального обеспечения тем, кто в течение ряда лет трудовой деятельности делает взносы в страховые фонды.

     Спецификой социальной политики Японии является то, что она способствует укреплению и повышению благополучия, прежде всего, коллектива, а не отдельного его члена, как в США, или всего населения, как в Швеции. Модель социальной политики Японии, таким образом, является корпоратистской.

     Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики ока­зывают материальные основы общественной жизни. Так, например, разные страны имеют различную демографическую структуру населения, которая определяет коэффициент нагрузки. При этом нагрузка на трудоспособное на­селение может увеличиваться как со стороны детей, так и со стороны пожилых людей. За счет этих факторов расходы на социальные программы будут иметь разную структуру. Существенное влияние на социальные программы оказывает экономическая и политическая обстановка (например, войны, бло­кады, эмбарго). Для формирования социальной политики нужно ясно пред­ставлять как социальную стратификацию общества, так и цели социально-экономических преобразований.

     Наряду с этим большое значение имеет и характеристика субъектного фактора. Поскольку поведение людей, обладающих определенными интере­сами, возможностями, социальной активностью, мобильностью, типом куль­туры, формирует социальную сферу, поэтому для социального управления, выбора модели социальной политики необходимо иметь четкое представле­ние о стимулах, предпочтениях, особенностях различных социальных групп, традициях населения страны.

     И так, социальная политика государства и представляет собой управление общественным выбором с целью сбалансирования противоречивых интере­сов представителей различных социальных групп, недопущения социальных конфликтов, достижения согласия в обществе.[22]
3. Государственная политика в области                                    формирования и регулирования доходов

3.1. Государственное регулирование доходов. Социальная помощь и защита населения

Под социальной помощью понимается предоставление социальных благ и услуг уязвимым группам населения, доходы которых ниже черты бедности. Социальная помощь должна обеспечивать минимальный гарантированный доход. Финансирование социальной помощи осуществляется как за счет государственного бюджета (обязательная составляющая), так и за счет средств благотворительных организаций (дополнительная составляющая). [23]

Социальная помощь в Республике Беларусь включает в себя ряд государственных программ по оказанию материальной поддержки отдельным категориям населения (категориальный подход):

— пособия инвалидам с рождения;

— ежемесячные пособия на детей (Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»);

— пособия на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным семьям;

— помощь пострадавшим от стихийных бедствий, например, пособия и льготы «чернобыльцам».

В целом, социальная помощь (пособия, льготы и т. п.) охватывала свыше 200 категорий семей. Общее число лиц, имеющих права на льготы, равнялось 5,6 млн. человек. Существовало более 1000 законодательных актов (100 законов, 11 декретов, 70 указов Президента Республики Беларусь, 900 постановлений правительств СССР, БССР, РБ, примерно 50 нормативных документов министерств и 60 решений местных органов власти. Льготы были сокращены и упразднены Указами Президента Республики Беларусь № 349 от 1 сентября 1995 г. «Об упорядочении некоторых льгот для отдельных категорий граждан». Замена категориального подхода адресным потребует реализации процедур проверки нуждаемости.

     Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. Наиболее пристальное внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходах семей, и в доходах бюджета.

     Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения.

Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки. В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовомуукреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».

     В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др.

     Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности). В 2008 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет вырос на 18%. В течение 2008 года дважды пересматривались размеры стипендий учащейся молодежи. С начала 2009 года существенно расширены критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимся гражданам государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий.

       Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной, инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта.

    Следовательно, государство стремится постепенно повышать общественное благосостояние, улучшать уровень и качество жизни населения. В официальном послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г. Глава государства отметил, что «социальное самочувствие предопределяется развитием тех сфер, которые формируют среду жизнедеятельности человека, –трудовая занятость, уровень оплаты труда, иные социальные гарантии. Они затрагивают каждого человека и все общество в целом, поэтому именно в этих сферах граждане ожидают активной роли государства, более энергичных подвижек к лучшему».[24]


          
 


       3.2.  Доходы населения и заработная плата в Беларуси

     В 2001–2008 гг. денежные доходы населения, скорректированные на рост потребительских цен, возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата – в 2,9, реальный размер пенсии – в 2,7 раза. Высокие темпы роста доходов белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность малообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м – только 6,1%.

Реальные денежные доходы населения Беларуси за 2007 год увеличились на 14,7%. Денежные доходы населения Беларуси в 2006 году составили Br59 трлн. Как сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве статистики и анализа, по сравнению с 2006 годом они увеличились на 24,4% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 8,4%.
Прогнозируемый рост этого показателя на 2007 год - на 7,5-8,5%. Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов) увеличились на 14,9%. По данным Министерства статистики денежные доходы в расчете на душу населения составили Br506,7 тыс. в месяц. Соотношение среднедушевых денежных доходов к минимальному потребительскому бюджету достигло 178,1%, к бюджету прожиточного минимума - 275%. Эти показатели за 2006 год были соответственно 158,3% и 244,4%, а денежные доходы на душу населения составляли Br406,1 тыс. в месяц. В декабре 2007 года среднедушевые денежные доходы населения составили Br661,5 тыс. и увеличились по сравнению с декабрем 2006 года в реальном выражении на 11,8%, превысив бюджет прожиточного минимума в 3,3 раза. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, которые в 2007 году составили 77,4% от общей суммы денежных доходов. В частности, на оплату труда работников приходилось Br33 трлн. 901,6 млрд. - 57,5% денежных доходов населения (в 2006 году - 57,5%). Трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т. д.) составили  Br11 трлн. 769,4 млрд. - 19,9% денежных доходов населения (против 21% за 2006 год).
По данным статистического ведомства, денежные расходы и сбережения составили Br58,7 трлн. Из них на покупку товаров и оплату услуг жители республики израсходовали Br47,7 трлн., на оплату налогов, добровольных взносов и прочих платежей - Br9,1 трлн., на сбережения - Br4,4 трлн. Величина изменения задолженности населения по кредитам составила Вr2,5 трлн.[25]

     Денежные доходы населения Беларуси в январе-мае 2008 года составили Br27,9 трлн. Как сообщили в Министерстве статистики и анализа, по сравнению с январем-маем 2007 года они увеличились на 27% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 13,9%. В результате, как отметили в статистическом ведомстве, реальные денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен) и реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов) возросли на 11,5%.  В январе-мае 2008 года денежные доходы в расчете на душу населения составили Br576,5 тыс. в месяц. Они увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в реальном выражении на 11,8%. Соотношение среднедушевых денежных доходов к минимальному потребительскому бюджету достигло за пять месяцев 2008  года 177,5%, к бюджету прожиточного минимума — 274,9%. Эти показатели за аналогичный прошлогодний период были соответственно 165,4% и 255,5%, а денежные доходы на душу населения составляли Br452,7 тыс. в расчете на душу населения. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, которые в январе-мае 2008 года составили 79,3% от общей суммы денежных доходов. В частности, на оплату труда работников приходилось Br16 трлн. 178,1 млрд. — 58% денежных доходов населения (в январе-мае прошлого года — 59%). Трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.д.) составили за пять месяцев текущего года Br5 трлн. 955,1 млрд. — 21,3% денежных доходов населения (против 21,4% в январе-мае 2007 года). [26]

     Доходы населения Беларуси увеличились на 17%  в 2009 году. Денежные доходы в расчете на душу населения в Беларуси составили в январе — сентябре 2009 года 739,7 тыс. рублей в месяц и по сравнению с январем — сентябрем 2008 г. увеличились на 17,3%. В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) — на 3%, сообщает Белстат.В целом в январе — сентябре 2009 г. объем денежных доходов населения составил 64,3 трлн рублей и увеличился по сравнению с январем — сентябрем 2008 г. на 17,1%. Индекс потребительских цен на товары и услуги за этот период составил 113,9%. В результате реальные денежные доходы населения увеличились на 2,8%.В общем объеме денежных доходов населения снизился удельный вес оплаты труда — с 57,8 до 56,2%, и трансфертов населению (пенсии, пособия, стипендии)-  с 20,4 до 19,4%, увеличился удельный вес доходов от собственности — с 1,9 до 2,6%, прочих доходов (поступления от продажи сельхозпродукции, от предпринимательской и иной деятельности) — с 19,9 до 21,8%.Максимальный доход на душу населения пришелся на Минск (1 млн 160 тыс. рублей), минимальный — на Гомельскую область (599,3 тыс.). В Брестской области этот показатель составил 605,5 тыс. рублей, Витебской — 646,5 тыс., Гродненской — 694,5 тыс., Минской — 679,7 тыс., Могилевской — 627,4 тыс. рублей.[27] В январе 2010 г. объем денежных доходов населения составил 6,9 трлн. рублей и по сравнению с январем 2009 г. увеличился на 11,8% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 6,6%.В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 4,9%.  Динамика денежных доходов населения представлена в таблице 1, а реальные денежные доходы населения в графиках 1, 2. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с минимальным потребительским бюджетом составило 1,8 раза, с бюджетом прожиточного минимума – 2,8 раза.Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе 2010 г. составил 81,2%.Структура денежных доходов населения представлена данными в таблице 2.Денежные расходы и сбережениянаселения в январе 2010 г. составили 7,5 трлн. рублей, из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало 5,9 трлн. рублей (78,8% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), на оплату налогов, взносов и других платежей –1,2 трлн. рублей (16,6%), на сбережения – 561 млрд. рублей (7,5%). Величина изменения задолженности населения по кредитам банков в январе 2010 г.составила 218 млрд. рублей и по сравнению с январем 2009 г. снизилась на 71,8%. Структура использования денежных доходов характеризуется данными из таблицы 3.[28]
      В 2008 году среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб. В декабре 2008 г. она достигла 1 млн. руб. Реальная заработная плата выросла на 9,9% (прогноз – 8,5%). В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда – в г. Минске (1 178 тыс. руб.), самый низкий – в Брестской (775 тыс. руб.) и Могилевской (795 тыс. руб.) областях. Начисленная средняя заработная плата работников республики в феврале 2010 г. составила 1016,4 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с февралем 2009 г. на 12,0%. Номинальная величина заработной платы в феврале 2010 г. по сравнению с январем 2010 г. увеличилась на 1,6%. Реальная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, в феврале 2010 г. по сравнению с февралем 2009 г. увеличилась на 5,8%, по сравнению с январем 2010 г. – на 1,1%. В январе 2010 г. объем денежных доходов населения составил 6,9 трлн. рублей и по сравнению с январем 2009 г. увеличился на 11,8% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 6,6%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 4,9%.

     Основные социально–экономические показатели уровня жизни населения представлены в таблице 5. Денежные доходы в расчете на душу населения в январе 2010 г. увеличились по сравнению с январем 2009 г. в реальном выражении на 5,1%. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с минимальным потребительским бюджетом составило 1,8 раза, с бюджетом прожиточного минимума – 2,8 раза.

     По данным выборочного обследования домашних хозяйств в 2009 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 1,6 млн. рублей в месяц. В городах и поселках городского типа они превысили средний уровень по республике на 7,3%, в сельской местности были на 19,4% ниже.

     Удельный вес населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) снизился с 6,1% в 2008 году до 5,4% в 2009 году. В городах и поселках городского типа – с 4,4% до 4%, в сельской местности – с 9,7% до 9,5%. [29] Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республикив январе 2010 г. составила 1000 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с декабрем 2009 г. на 8,5%, или на 93,1 тыс. рублей. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. увеличилась на 1,9%, по сравнению с декабрем 2009 г. –уменьшилась на 9,2%. Данные об изменении номинальной начисленной и реальной заработной платы приведены в таблице4. В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе 2010 г. составила 798,2 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2009 г. уменьшилась на 5%, или на 42,4 тыс. рублей.Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. увеличилась на 5,4%, в январе 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. – уменьшилась на 5,8%. Среднюю заработную плату в январе 2010 по отдельным отраслям представляет диаграмма 1. На промышленных предприятиях средняя заработная плата в январе 2010 г. составила 1139,1 тыс. рублей, что на 13,9% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности — 2422 тыс. рублей,химической – 2075 тыс., черной металлургии – 1620,5 тыс. рублей, что в 2,1–1,4 раза выше, чем в среднем по промышленности. На предприятиях швейной промышленности средняя заработная плата составила 620,1 тыс. рублей,текстильной – 677,3 тыс., лесозаготовительной – 694,2 тыс., кожевенной,меховой, обувной – 780,7 тыс., деревообрабатывающей – 856,6 тыс. рублей, или на 46–25% ниже, чем в среднем по промышленности. В строительных организациях в январе 2010 г. средняя заработная плата составила 1240,1 тыс. рублей, что на 24% выше, чем в среднем по республике. В организациях транспорта средняя заработная плата в январе 2010 г. сложилась в размере 1153,6 тыс. рублей, в том числе авиационного –1725,5 тыс., трубопроводного – 1682,1 тыс., железнодорожного – 1274,3 тыс., автомобильного – 963,6 тыс. рублей. В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в январе 2010 г. составила 628,6 тыс. рублей, что на 37,1% ниже, чем в среднем по республике. В учреждениях здравоохранения заработная плата сложилась в размере 795,5 тыс. рублей, в учреждениях образования – 723,3 тыс., культуры и искусства – 776,8 тыс., в организациях науки и научного обслуживания –1381,8 тыс., в том числе в учреждениях, ведущих научно-исследовательские работы — 1353,6 тыс. рублей (из них в НАН Беларуси — 1241 тыс. рублей).По данным государственной статистической отчетности на 1 марта 2010 г.просроченная задолженность по заработной плате в Республике Беларусь по

перечню обследуемых организаций составила 409 млн. рублей, или 0,01% от фонда заработной платы по республике за январь 2010 г.




   
3.3. Текущие задачи в области доходов населения

    В настоящее время на социально-экономическое развитие страны влияют последствия мирового финансово-экономического кризиса.

Вместе с тем в начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился. Финансовые потрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.

     Министерством экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля проведены проверки экономической обоснованности значительного повышения цен у 375 субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В  214 случаях установлены факты завышения цен от 5% до 95% – на продовольственные товары (рыбу, подсолнечное масло, цитрусовые, чай, кофе, детское питание и др.) и непродовольственные (обои, паркет, газовые плиты, электротехника).


Принятые меры позволили сбить волну спекулятивного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.


     В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.

     Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 100 расширены возможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права на льготное кредитование. Организации застройщиков будут формироваться из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, без учета их права на государственную поддержку (льготные кредиты). При этом смягчен критерий для получения льготного жилищного кредита: если раньше среднедушевой доход не должен был превышать двух минимальных потребительских бюджетов, то сейчас – трех (не более 1 089 тыс. руб.).

     В настоящее время в республике принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Глава государства поставил задачу перед Правительством и местными органами власти проводить более активную работу с подотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.

     Созданы рабочие группы в Совмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особое внимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий.
Начата работа по реализации плана совместных действий с Россией по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

Аналогичный план совместных действий планируется подписать и с Украиной. Это будет способствовать активизации товарооборота между странами.

     Стабилизации экономической ситуации в республике как основы поддержания доходов населения будет способствовать либерализация условий хозяйственной деятельности, включаялиберализацию политики оплаты труда. Целью данной меры является прежде всего снятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективную работу.

     Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения на себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации в целом.

     Указом Президента Республик Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» закреплено право руководителей коммерческих организаций независимо от формы собственности ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам, обеспечивающим реализацию продукции и снижение запасов готовой продукции. Руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, могут устанавливаться персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).

     Постановлением Совета Министров от 28 января 2009 г. № 103сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.

     Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта. Таким образом, необходимым условием дальнейшего роста заработной платы является проявление инициативы и предприимчивости на предприятиях. [30]
                                       Заключение

     На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, так как они являются главным источником удовлетворения многочисленных и неограниченных потребностей всех людей. Доходы населения оказываются фактором многих социальных явлений: они влияют на занятость, на профессионально — трудовую карьеру, на качество жизни, социальные отношения, поведение и соз­нание людей. Так, имея достаточные средства, человек может сменить одну работу па другую, получить образование и сделать профессиональную карье­ру, приобрести средства производства и стать собственником, предпринимателем или самостоятельно занятым работником. Уровень доходов членов  общества  является  важнейшим  показателем  их благосостояния, так  как  определяет  возможности  материальной  и  духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования,  поддержания  здоровья, удовлетворения   насущных   потребностей.  

     Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой РБ целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в России должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

Динамика доходов и система их распределения является важным фактором, влияющим на положение в социальной сфере, на социальную ориентацию экономического развития страны. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что государство должно стремиться улучшить качество и уровень жизни, совершенствовать систему распределения доходов и обеспечить социальную защиту населению.
                  Список использованной литературы

1. Макроэкономика: учебное пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова и др. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415с.

2. Макроэкономика: учебное пособие / И. В. Новикова, А. П. Морова, А. О. Тихонов и др.; под редакцией И. В. Новиковой и Ю. М. Ясинского. – Мн.: Академия упр. При Президенте РБ, 2006. – 343с.

3.Доходы и занятость населения: мотивационный аспект. /  А. П.  Волгин, В. И. Плакся,  – М., 1994. – 343с.

4. Экономика предприятия: учебно – методический комплекс / А. С. Головачев и др.; под общ. ред. В. И. Кудашова. – Минск: Изд-во МИУ, 2007. – 338 с.

5. Экономический словарь / Л. Н.  Баранова.– справочник, 1988 – 565 с.

6. Современная экономика: учебное пособие /  О.Ю. Мамедов -  Ростов-на-Дону. Феникс. 1999г.

7.Экономика: учебное пособие/  А.С.  Булатов, под редакцией А.С. Булатова –  М.:  Издательство -  БЕК, 1999. — 547 c.

8. Курс экономической теории: учебное пособие/ М.Н. Чепурина, Е.А. Киселева– Киров: Издательство АСА, 1998. – 454с.

9. Современная экономика. Общедоступный курс: учебное пособие/ под ред.  О.Ю. Мамедова. – Москва:  «Феникс», 2000. – 426с.

10. Хрестоматия по экономической теории: учебно-практическое пособие/ Е.Ф. Борисов. -  Минск, 1997. – 415с.

11. Экономическая теория: учебное пособие/  Видяпин В. И. – Москва, ИНФРА-М, 2005. – 672с.

12.Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика/ Л. И. Якобсон – Москва, 2000. – 464 с.

13.Макроэкономика: учебное пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова и др. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415с.

14.Экономическая теория: учебное пособие/ Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2004. – 637с.

15.Антонович И.В. Доходы населения и их статистика/ Бел. Думка/ 2008.-№ 3, с. 68.

16.Статистика доходов населения, Официальный интернет-портал Президента РБ, режим доступа: http: //www.president.gov.by.

17.Ю. В. Говрильчик, Доходы населения Беларуси, Брестская газета, 2010 год -№4, с.14.

18.Денежные доходы населения: Официальная национальная статистика Республики Беларусь, режим доступа: http://www.belstat.gov.by.

19.Располагаемые ресурсы и денежные доходы: Федерация профсоюзов Беларуси, режим доступа: http://www.fpb.by/ru/menu_left/social_part/income_of_population

20.Текущие поставленные задачи в области доходов населения: Официальный сайт Президента Р Б, режим доступа: http://www.bragin.gomel-region.by/ru/infoday/politika.

21. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н.Шимов и др.; под редакцией В.Н.Шимова. – 3-е издание. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

22. Распределение доходов: структура, формы, равенство, неравенство, бедность: учебно-методическое пособие / Э.А. Лутохина. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2001. – 31с.

                           Приложения

       Таблица 1

       Динамика денежных доходов населения


Примечание – Источник: [ 18, с. 32 ].
                Таблица 2



Примечание – Источник: [  18, с. 32 ].
           Таблица 3.



Примечание – Источник: [ 18, с. 32 ].
Таблица 4.

Изменения номинальной и реальной заработной платы.




Примечание – Источник: [ 18, с. 32 ].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.