Реферат по предмету "Экономика"


Диверсификация производства на предприятиях химической отрасли

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспектыдиверсификации производства на предприятиях
1.1 Понятие диверсификации, причиныдиверсификации производства
1.2 Виды стратегий диверсификациипроизводства
Глава 2. Практическое применениеметодов стратегии диверсификации на примере химической промышленности РФ
2.1 Проблемы диверсификациипроизводства в промышленности РФ
2.2 Диверсификация производства напредприятиях химической отрасли
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В настоящее время в различных социально-экономическихсистемах особую важность приобретают теоретические и практические решения задачдальнейшего развития «новой экономики», в которой роль основного факторапроизводства играют знания и информация, позволяющие достичь качественно болеевысоких социально-экономических результатов. Как определяет С.Валентей:«Экономика инноваций приходит на смену традиционному типу общественноговоспроизводства». Переход национальных экономик на инновационный путь развитияпредопределяет динамику экономического роста и уровень конкурентоспособностипредприятий внутри отрасли и в мировом хозяйстве.
В то же время, в последнее десятилетие наблюдается активноеиспользование принципов рыночного хозяйствования во всех сферах и отрасляхнациональной экономики. Преобладающая роль конкурентных отношений, в решенииактуальных проблем социально-экономической действительности, неодинакововоздействует на устойчивость работы многих крупных промышленных предприятий, втом числе химического комплекса, функционирующих на основе законоволигополистического рынка.
В условиях трансформации экономики глубокий анализ и широкоеобсуждение вопросов, связанных с взаимодействием инновационных и конкурентныхотношений будет, несомненно, полезным для принятия стратегических решений науровне различных отраслей и предприятий. Тем более одной из важнейших задачгосударственного регулирования в рыночной экономике является объективнаяколичественная и качественная оценка, мобилизация и использованиеинновационно-конкурентного потенциала хозяйствующих субъектов.
Инновационно-конкурентная стратегия любого предприятияопределяется особенностями его развития в предыдущие периоды, инновационнымпотенциалом, местом и ролью в системе взаимоотношений с конкурентами,потребителями, поставщиками и т.д. В частности, на крупных предприятиях,сданных в эксплуатацию до переходного периода, использование инновационныхдостижений связано, прежде всего, с решением задач упорядочения сложившейсяорганизационной и управленческой структур внутриотраслевых подразделений, тогдакак на новых предприятиях – в первую очередь с необходимостью использованиякрупных финансовых средств на проведение научно-исследовательских работ.Технико-технологические, экономические, организационные и нормативные методырегулирования конкурентно-инновационного процесса способствуют активизациипроизводственной деятельности любого предприятия в условиях рыночной экономики.
На практике существуют различные способы реализацииинновационных стратегий. Одной из них является стратегия диверсификацияпроизводства на предприятиях. Существуют различные методы диверсификациипроизводства.
Актуальность диверсификации производства в отечественнойпрактике обусловлена тем, что данная стратегия обеспечивает предприятияконкурентными преимуществами в конкурентной борьбе c внутренними и внешними производителями, позволяетпредприятию интегрироваться в рыночное пространство.
Таким образом, основной целью нашего курсового исследованияявляется изучение опыта диверсификации производства в России на примере химическойотрасли.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнитьследующие задачи:
- дать определениепонятию «диверсификация»;
- выявить причиныдиверсификации производства на предприятии;
- рассмотретьосновные стратегии диверсификации производства;
- выявитьособенности, проблемы и задачи диверсификации производства в российскойпромышленности;
- рассмотретьособенности процессов диверсификации на предприятиях химической отрасли.
Объектом исследованияявляются предприятиях химической отрасли республики Татарстан.
Предметом исследованияявляются экономические отношения, возникающие в процессе стратегическогоуправления предприятием между предприятием, потребителями и поставщиками.

Глава 1.Теоретические аспекты диверсификации производства на предприятиях
 
1.1Понятие диверсификации, причины диверсификации производства
Вхозяйственной практике могут быть предложены разнообразные стратегическиеальтернативы развития и роста компании. Одна из таких альтернатив –диверсификация.
Вэкономической литературе встречается множество определений понятия диверсификация.Нам представляется, что сложность такого определения заключается в том, чтодиверсификация является, такой экономической категорией, которой нельзя датьоднозначное определение. Разные люди подразумевают под ней весьма различныепроцессы. Поэтому важным моментом является способность распознать и истолковатьэту категорию применительно к конкретным обстоятельствам. Тем не менее, можнодать и достаточно общее, широкое определение диверсификации, но с некоторымизамечаниями. Такой подход дает основу для проведения дальнейшего анализапроцесса диверсификации.
Диверсификацияпредставляет собой в самомобщем виде расширение номенклатуры, товаров, производимых отдельнымипредприятиями и объединениями. Она связана с использованием накопленийпредприятия не только на производство основной продукции или установлениеконтроля над каким-то этапом производства, но и для организации новых видовпроизводства, проникновения в другие отрасли. Таким образом, в отечественнойэкономической литературе под диверсификацией понимают «проникновение капиталаданной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой еедеятельности»[1].
Бизнес-словариопределяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанныхдруг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий,расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимаетсяпроизводство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продажпо сравнению с другими видами выпускаемой продукции[2].
Вусловиях конкуренции любая компания стремится упрочить свое положение на рынкеи пытается своевременно реагировать на изменение конъюнктуры. При помощистратегии диверсификации специализированные фирмы превращаются вмногоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют междусобой функциональных связей.
Исходяиз вышесказанного, видно, что, с экономической точки зрения, диверсификация –это развитие производства или прирост его объемов за счет выпускадополнительной новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции наних[3].Такое определение почти всегда оправдывает себя. Однако оно не учитывает другиеаспекты явления, которые имеют место в деятельности современных предприятий.Среди них – способность фирмы «упорядочить» свой капитал и трудовой потенциал,когда необходимы кардинальные изменения в ее деятельности, в условияхконкуренции, а также иметь возможность огромного поля деятельности дляуправленцев и достаточно перспектив для дальнейшего роста.
Диверсификация– это вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она вноситболее эффективный менеджмент либо новый способ управления деятельностью фирмы.Конечно же, цель диверсификации – добиться в будущем повышения показателейэффективности при полном использовании ресурсов[4].
Общееопределение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделившим большое вниманиеэтой проблеме, выглядит следующим образом: «Диверсификация – это термин,применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данномпредприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих».
Дополним данноеопределение двумя замечаниями. Во-первых, этот процесс касается перехода нановые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имелоникакого отношения, кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна бытьтакже совершенно новой, требующей новых финансовых инвестиций. Во-вторых,диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемыхкомпанией, и делает эффективность ее функционирования независимой от жизненногоцикла отдельного продукта, решая при этом не столько задачи выживания компании,сколько обеспечения ее устойчивого поступательного роста. Причем если продуктыкомпании имеют узкое применение, то она не является специализированной, еслиони находят разнообразное применение, то это диверсифицированная компания.
Рассмотримтеперь подробнее вопрос о причинах, побуждающих предприятие диверсифицироватьсвое производство.
Необходимостьдиверсификации может быть выявлена в результате сравнения желаемого ивозможного уровней производительности и того уровня, который был достигнут врезультате деятельности предприятия. Для менее успешно работающих предприятий –компаний, которые не планируют (или не могут спланировать) свои действия вбудущем, первым признаком такого разрыва показателей производительностиявляются сокращение портфеля заказов либо незанятые в производстве мощности.
Средиосновных причин диверсификации, очевидно, можно назвать следующие[5]:
- выживаемость – меры по противодействиюнеблагоприятному рыночному, производственному или материальному воздействию;
- стабильность – задействование производственногобаланса в циклическом производстве;
- производственнаяутилизация ресурсов;
- адаптация кизменению потребностей покупателя;
- рост.
Таковыосновные причины диверсификации, они вызваны необходимостью повыситьэффективность деятельности предприятия не только в данный момент времени или вближайшем будущем, но и на длительную перспективу, т. е. связаны с принятиемстратегических решений.
И.Ансофф выделяет следующие причины диверсификации производства[6].
1. Фирмыдиверсифицируются, когда они не могут достичь поставленных целей в рамкахимеющегося бизнес-портфеля. Если говорить о ближайших целях и долгосрочнойрентабельности, причинами диверсификации могут стать насыщенность рынка, общееуменьшение спроса, конкуренция или устаревание продуктов фирмы. Обычныесимптомы этого – уменьшение нормы возврата инвестиций, «высыхание» потока новыхвозможностей.
Еслиговорить о гибкости, причиной диверсификации может быть непропорциональнобольшая часть объема продаж, приходящаяся на одного покупателя, узкий рынок илиограниченная технологическая база, появление новых технологий.
2.Даже если компания имеет привлекательные возможности для расширенияпроизводства, успешно движется к поставленным целям, она может принять решениео диверсификации, если сумма остающейся у нее прибыли недостаточна длявыполнения планов по расширению текущей деятельности.
3.Даже если достигаются текущие цели, компания может принять решение одиверсификации в случае, если это позволяет ей получать большую прибыль, нежелипростое расширение производства. Такая ситуация может быть в случаях:
- когда возможностидиверсификации настолько привлекательны, что покрывают неизбежный в такихслучаях малый синергизм;
- когда отделисследований и разработок разработал перспективные новые продукты;
- когда руководствоне придает особого значения синергизму и, следовательно, синергетическиепреимущества, которыми обладает расширение перед диверсификацией, несущественны. Это особенно характерно для конгломератов.
4.Компаниинередко страдают синдромом «хорошо там, где нас нет». Не обладая достаточнонадежной информацией об альтернативах диверсификации, такие компании вместотщательного сравнения возможностей переходят к немедленным практическимдействиям. Гораздо более дешевой и оправданной является заблаговременная покупканадежной информации.
Однаконам представляется, что, несмотря на бесспорность приведенных выводов, основы причиндиверсификации производства более сложны и многообразны. На наш взгляд,движущими мотивами диверсификации производства выступают три рассмотренныхфактора: цели высшего руководства предприятия, динамика деловой внешней среды иресурсные возможности предприятия (фирмы). Данные факторы определяют трикритерия диверсификации – критерий привлекательности, критерий «затраты навхождение» и критерий дополнительных выгод.
Отрасли,которые выбираются для осуществления диверсификации, должны быть привлекательнымис точки зрения их структуры или должны быть потенциально способны обеспечитьтакую привлекательность. Часто компании игнорируют критерий привлекательностииз-за слишком высокого барьера входа. Пока наилучшее соответствие структуры необеспечит конкурентного преимущества, диверсификация не приведет к высокимприбылям. Так, нефтяные компании пытались внедрить диверсификацию, связанную спокупкой химических предприятий, однако недостатки структуры в химическойотрасли превзошли преимущества от вертикальной интеграции и удачныхтехнологических решений.
Критерий«затраты на вхождение» означает, что затраты на вхождение в новую отрасль недолжны быть такими высокими, чтобы «обескровить» предприятие, подорвать еголиквидность и поставить под сомнение устойчивость потенциала предприятия.
Критерийдополнительных выгод означает, что вхождение в новую сферу бизнеса обеспечиваетувеличение стабильности функционирования предприятия, т. е. увеличивает егоприспосабливаемость к изменениям внешней деловой окружающей среды. Этоозначает, что новый вид деятельности должен обеспечить определенный потенциалдля поддержания конкурентного преимущества в текущих сферах бизнесапредприятия.
Прирассмотрении проблемы диверсификации следует выделить два вида диверсификации[7]:
- косвенная, при которой общие факторы ограниченыфинансами и управлением коммерческими предприятиями. Ситуация характерна дляинвестиционных компаний и промышленных холдинговых групп;
- прямая, когда существуют дополнительные общиефакторы, такие как технологическое ноу-хау, маркетинговые или экспертныеуслуги.
Наоснове такого деления можно выделить три процесса (мотива) диверсификации.
- Замена – этот процесс используется дляимеющейся комбинации продукт–рынок, которая утратила свою жизнеспособность всилу либо «морального» износа, либо жесткой конкуренции.
- Дополнение – данный процесс целесообразноприменять для существующей комбинации продукт–рынок, которая достигла стадиизрелости и насыщения, когда рост потенциала не оправдывает применениядопустимых средств и ресурсов.
- Страхование – этот процесс может использоватьсядля преодоления условий спада либо возможного перенасыщения рынка. Оносуществляется преимущественно путем распределения инвестиций и величины рискана все сферы производства.
Влитературе также выделяют следующие три типа диверсификации.
1.Вертикальная диверсификация, характеризующаяся поглощением поставщиков и потребителей(включая систему торговли). Преимуществом данной формы диверсификации являетсяконтроль над всей цепочкой производства – от сырья до готового продукта. Чащевсего вертикальная диверсификация связана с переработкой какого-либо основополагающегоресурса (например, нефти).
2.Горизонтальная диверсификация, характеризующаяся осуществлением своего развития за счетпоглощения системы продукт/рынок внутри своей отрасли или смежных отраслей.Например, в условиях конверсии производства предприятия военно-промышленногокомплекса достаточно легко и устойчиво могут войти на соответствующий рынокгражданской продукции.
3.Побочная или конгломеративная диверсификация, характеризующаяся проникновениемпредприятия в другие отрасли безотносительно его технологической и сбытовойсвязности. Она предполагает приобретение принципиально новых для данногопредприятия производств, обеспечивающих быстрый рост и получение большойприбыли. Побочная диверсификация может привести как к повышению стабильностифункционирования предприятия, так и к возможности больших финансовых потерь вслучае неудачи. Для успешной деятельности здесь требуется аккумуляцияфинансовых ресурсов, наличие независимых схем управления, а общая стратегияможет касаться только финансовой политики.

1.2 Виды стратегий диверсификации производства
Стратегияразвития процессов диверсификации предполагает разработку долгосрочныхкомплексных мер по ее обеспечению с разграничением и взаимоувязкой даннойстратегии на различных уровнях деятельности хозяйствующих субъектов. На мега- имакроуровнях стратегия развития диверсификации осуществляется как отдельными, восновном крупными, хозяйствующими субъектами, их объединениями, так и поинициативе государства и под его контролем.
Важнойтеоретической и практической проблемой являются стратегии диверсификациихозяйственных систем на микроуровне. Изучению и исследованию стратегийдиверсификации микрохозяйственных систем посвящено множество научных работ иисследований. Причем разные авторы по-своему рассматривают данные стратегии.
Р.Леманделает вывод о том, что в основу разработки диверсификационной политики, азначит, и диверсификационной стратегии, должен быть положен принцип ключевойкомпетенции, согласно которому фирме необходимо расширять свою деятельность нате отрасли, где она может в наибольшей мере применить и реализовать опыт изнания, накопленные и полученные в основном и ключевом бизнесе. Так, ОАО«Нижнекамскнефтехим» успешно и последовательно расширяло и использовало своюключевую компетенцию в области химической и нефтехимической промышленности, врезультате чего оно производит и является крупнейшим российским и европейскимпоставщиком всего спектра продукции данной отрасли[8].
Г.Немченковыделяет два направления микродиверсификации. При первой стратегиидиверсификация осуществляется на базе основного вида деятельности, под которымпонимается деятельность, положенная в основу создания фирмы. При второйстратегии диверсификация необязательно связана с главным производством. Причем,по мнению данного автора, выбор того или иного варианта стратегии зависит отфинансового состояния предприятия и возможных дальнейших направлений развития.Развитие предприятия по мере накопления средств и исчерпания возможностей ростав традиционной области происходит от связанной к автономной[9].
М.Паскье,ставя во главу угла вопрос об эффективности, делит предприятия на двекатегории: специализированные предприятия, принимающие решение одиверсификации, и уже диверсифицированные[10]. В зависимости от того,к какой группе относится предприятие, для него будут разные диверсификационныестратегии. В основу разработки первой группы диверсификационных стратегийдолжна быть положена проверка двух гипотез: оказывает ли диверсификацияположительное воздействие на экономическое и финансовое положение предприятия;выбор направления диверсификации. М.Паскье выделяет вертикальную интеграцию,диверсификацию на базе существующих видов деятельности, конгломеративнуюдиверсификацию. При этом наиболее удачной оказывалась связанная диверсификация.М.Паскье на основании обобщения большого эмпирического материала делает вывод,что стратегии диверсификации претерпели эволюцию целей: от роста предприятий,снижения риска и внутрифирменного распределения капитала к достижениюсинергетического эффекта различных видов деятельности, повышениюконкурентоспособности.
Разработкавторой группы диверсификационных стратегий, по мнению М.Паскье, должна учитывать:реальный синергетический эффект; взаимосвязь между рекламой и другимимероприятиями по продвижению на рынок одного товара и сбыту других; финансоваяпроработка данной стратегии; обеспечение возможности ускоренного и агрессивногопроникновения на новые рынки.
Наиболееразработанной и систематизированной представляется классификация стратегийдиверсификации, предложенная А.Стриклендом и А.Томпсоном[11].Они выделяют шесть стратегий диверсификации: стратегия внедрения в новыеотрасли; приобретение, создание новой компании и совместное предприятие;стратегии родственной диверсификации; стратегии неродственной диверсификации;стратегии исключения и ликвидации; стратегии обновления компании, сокращения иреструктуризации; стратегии многонациональной диверсификации.
ПричемА.Томпсон и А.Стрикленд, так же, как и М.Паскье, делят данные стратегии на двегруппы: для предприятий, принимающих решение о диверсификации (1-3), для ужедиверсифицированных предприятий (4-6). Очевидно, что во многом данноеразделение также условно. Например, стратегия многонациональной диверсификации,стратегия внедрения в новые отрасли, стратегия приобретения, создания новойкомпании и совместного предприятия; стратегии родственной и неродственнойдиверсификации могут быть использованы как для диверсифицированных, так и длясобирающихся диверсифицироваться предприятий. Стратегии исключения и ликвидациинельзя назвать диверсификационными, так как они нацелены не на диверсификацию,то есть расширение диапазона экономической деятельности, а на его сужение. Тоесть это своего рода «антидиверсификационные» стратегии, которые могут бытьприменены к диверсифицированным компаниям для сужения диапазона ихдеятельности. Единственными стратегиями, исключительно ориентированными на ужедиверсифицированные предприятия, на наш взгляд, можно назвать стратегииобновления, сокращения и реструктуризации компании, когда крупныйдиверсифицированный комплекс производит «перегруппировку» видов деятельности,одни заменяет другими с целью повышения эффективности и достижениясинергетического эффекта.
Вомногом сходной, но в то же время существенно отличной классификациейдиверсификационных стратегий является классификация, предложенная И.Ансоффом[12].Он делит стратегии диверсификации на синергетические и конгломератные. Причемсинергетическая диверсификация предполагает связь нового с существующимбизнесом, выраженную в удовлетворении прежних потребностей при помощи новыхтехнологий (синергетическая диверсификация, связанная с обслуживаниемтрадиционного рынка, то есть заключающаяся в удовлетворении прежнихпотребностей) или при использовании старой технологии для удовлетворения новыхпотребностей (синергетическая диверсификация, связанная с обслуживанием новогорынка при помощи старой технологии). Конгломератная диверсификация, по классификацииИ.Ансоффа, ничем не связана с прежним бизнесом. Он утверждает, чтосинергетическую диверсификацию, связанную с потребностями, легче всегоосуществить с помощью слияний и поглощений компаний-целей, так как развитие иразработка новой технологии своими силами – процесс трудоемкий, длительный изатратный. Диверсификацию, связанную с технологией, можно осуществить и спомощью слияний и поглощений, и с помощью внутреннего развития, так как в этомслучае нет необходимости разрабатывать технологию производства. Конгломератнаядиверсификация, как правило, осуществляется с помощью слияний и поглощений,поскольку фирма некомпетентна в данной области бизнеса, в которую она хочетвойти. Кроме того, И.Ансофф разделяет диверсификацию, связанную с текущей географией,и интернационализацию, связанную с новой географией.
Уязвимостьпредложенной классификации диверсификационных стратегий И.Ансоффом заключаетсяв том, что недостаточно подробно рассмотрены все виды и подвидыдиверсификационных стратегий. Фактически, в основу классификации связаннойдиверсификации положено лишь два элемента – технология и потребности (старые,новые). По мнению И.Ансоффа, есть только два вида связанной диверсификации, прикоторых используется старая технология для удовлетворения новых потребностейили новая технология для удовлетворения старых потребностей. Кроме того,представляется весьма спорным, что достижение синергетического эффекта отсвязанной диверсификации на основе потребностей лучше осуществлять путемслияний/поглощений. Автор не учитывает тот факт, что вместе с компанией-цельюон получает и систему сложившихся внутрикорпоративных связей, отношений междусотрудниками, клиентами, контрагентами, что неизбежно вызовет трудности дляинтеграции этой компании в диверсифицированный комплекс. Данное обстоятельствоможет не только не улучшить синергетический эффект, но и вообще свести его «нанет».
И.Ансофф,рассматривая международную диверсификацию, называет ее интернационализацией.Причем, по его мнению, она включает связанную диверсификацию (связанную спотребностями, технологиями), конгломератную диверсификацию, экспансиютрадиционной деятельности. То есть фактически интернационализация, поклассификации И.Ансоффа, по своему смыслу шире международной диверсификации(если не рассматривать международную диверсификацию и как манипулированиенабором стран в процессе традиционной экономической деятельности).
Существуети ряд других теоретических концепций и практических разработок по стратегиидиверсификации деятельности хозяйствующих субъектов. Обобщая этот опыт,необходимо отметить, что под диверсификацией понимается разнообразиеэкономической, хозяйственной деятельности предприятия, то есть это основнойактивно-направленный процесс деятельности компании, ориентированный наполучение экономической выгоды. Если бы предприятие разнообразило своюдеятельность введением нового подразделения, производящего комплектующие иматериалы, то оно бы пошло по пути вертикальной интеграции или, как обозначаютданное явление некоторые авторы, связанной вертикальной диверсификации.Например, если узкоспециализированное предприятие имеет несколько поставщиковсырья и материалов, то это никак не разнообразит его деятельность: какпредприятие производило определенный узкоспециализированный вид продукции, используяэто сырье, так и будет производить. То же можно сказать о финансовойдиверсификации, так как разнообразие источников финансирования само по себе незначит расширение диапазона экономической деятельности предприятия, поскольку,имея несколько источников финансирования, оно может производитьузкоспециализированную продукцию[13].
О.Виханскийотносит диверсификационные стратегии к третьей группе эталонных стратегий[14].По его мнению, фирма прибегает к данной стратегии в случае невозможностиразвиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Онвыделяет стратегии центрированной диверсификации, горизонтальнойдиверсификации, конгломеративной диверсификации. При стратегии центрированнойдиверсификации фирма остается в рамках основного стержневого бизнеса и ищетдополнительные возможности производства новых продуктов, заключенные всуществующем бизнесе. Эти возможности могут заключаться в освоенном рынке,используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционированияфирмы. Стратегия горизонтальной диверсификации – поиск возможностей роста насуществующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии. Главноеотличие от центрированной диверсификации, по О.Виханскому, — новая технология.Стратегия конгломеративной диверсификации заключается в расширении фирмы засчет производства технологически несвязанных с уже производимыми новыхпродуктов, которые реализуются на новых рынках.
То естьв основе своей классификации диверсификационных стратегий О.Виханский положилтри фактора: товар, технология, рынок. Центрированной диверсификациисоответствуют новый товар, старый рынок, старая (улучшенная) технология;горизонтальной диверсификации – новый товар, новая технология, старый рынок;конгломеративной диверсификации – новый товар, новая технология, новый рынок.
А.Н.Петроввыделяет следующие программы по проведению диверсификации могут включать одиниз нижеперечисленных методов[15]:
1.Адаптация. Весьсуществующий персонал, а также оборудование должны использоваться длядостижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот методвполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований.
2.Экспансия (расширение). Повышение производительности происходит за счет увеличения количестваоборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличениюассортимента продукции.
3.Поглощение. Фирма,занятая в определенной сфере деятельности, поглощается путем покупки либо заналичные, либо за акции, либо за их комбинацию. Центральные корпоративныефункции распространяются и на новый отдел, и на навыки и опыт управленияпоглощенной компании и начинают работать в целом на вновь образовавшуюсякомпанию. Поглощение существующей компании – наиболее часто встречающаяся формадиверсификации. Ее преимуществом считается быстрое проникновение на целевыерынки.
4.Слияние. Объединениекомпаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности.
5.Присоединение. Заинтересованностьв какой-либо компании, которая проявляется либо как непосредственное участие,либо как контроль над другой компанией. Однако присоединившая компанияпродолжает функционировать как независимая структура.
Такимобразом, на основании изученного теоретического и практического материала можносделать вывод, что существуют стратегии родственной, неродственной и смешаннойдиверсификации с соответствующими ее подвидами.

Глава 2. Практическое применение методов стратегии диверсификации напримере химической промышленности РФ
 
2.1 Проблемы диверсификации производства в промышленности РФ
 
Экономическийрост в России начался 8-9 лет назад в условиях исключительной слабости рубля,низкой стоимости рабочей силы, заниженных цен на энергоносители и огромногоизбытка производственных мощностей. С учетом радикального измененияотносительных цен в последующие годы вполне естественно, что многие видыдеятельности и предприятия сейчас могут испытывать все большие трудности. Вотсутствие стабильных экономических условий, особенно актуальных на сегодняшнийдень, трудно говорить о явных конкурентных преимуществах российскихпредприятий, за исключением нескольких ресурсоориентированных видовдеятельности. Ввиду того, что оптовые цены на энергоносители в периодглобального экономического кризиса уже близки к минимальному уровню, платежныйбаланс, по оценкам многих специалистов, должен демонстрировать дальнейшееотклонение от равновесного состояния. Поэтому можно предположить ухудшениеобщих условий для развития промышленного сектора экономики и снижение темпов диверсификациипромышленного производства. При этом экономический курс, проводимыйправительством Российской Федерации в последние месяцы, ориентированный надевальвацию национальной валюты, формирует особые условия к появлению на рынке«лидеров», успешно использующих относительные конкурентные преимущества внестабильных макроэкономических условиях. В дальнейшем это может стать основой диверсифицированногороста[16].
Историческисложившийся высокий уровень специализации базисных отраслей российскойэкономики в настоящее время не является серьезным сдерживающим факторомэкономического роста. Тем не менее, средне- и долгосрочные целиструктурирования национальной промышленности, очевидно, должны бытьориентированы на развитие эффективных и устойчивых рыночных производственныхструктур, способных обеспечить поступательный рост благосостояния общества в условияхглобального перераспределения производительных сил. В этой связи стратегиядиверсификации должна стать одной из доминирующих базовых стратегий развитияреального сектора экономики нашей страны.
Косновным предпосылкам развития процесса диверсификации экономики России можноотнести: конкурентное развитие рынка и рост потребностей, необходимостьинтенсификации использования производственных и финансовых ресурсов, стремлениек сглаживанию конъюнктурных колебаний на рынке, усиление неравномерности распределенияинвестиционного капитала между отраслями и комплексами, гармонизациягосударственных регуляторов экономического (и, в частности, промышленного)развития в соответствии с нормами ВТО; ускоренный чистый приток иностранныхинвестиций и превращение российской промышленности в нетто – получателяинвестиционных ресурсов.
Нетребует доказательств тот факт, что сегодняшний этап становления рыночныхотношений в России характеризуется развитием лишь отдельных секторов экономики:производства строительных материалов, пищевой промышленности и других, чтосвязано в первую очередь с особенностями ведения и развития бизнеса.Большинство отраслей народного хозяйства по-прежнему испытывают рядэкономических и финансовых проблем. В частности в настоящее время сократиласьдоля высокотехнологичных отраслей. Сравнение показателей деятельности отдельныхотраслей экономики России, показывает, что индекс промышленного производства,например, в отрасли высокотехнологичного станкостроения в 2008 году посравнению с уровнем 2007 года снизился на 5%, в химической отрасли – снизилсяна 3,2%, в приборостроительной отрасли – на 15,8 %.[17]
Россия ужедобилась определенных успехов в создании основ для диверсификации промышленногороста (рис. 1). В последние годы некоторые из этих достижений стали менеезаметными вследствие бума цен на сырье, который, по понятным причинам,способствовал смещению акцента в сторону ресурсоориентированных секторовэкономики. Более высокие цены на нефть и газ обеспечили увеличение доходовэкспортеров углеводородного сырья и при этом вызвали повышение реальногообменного курса, что увеличило конкурентное давление на обрабатывающие(рыночные) отрасли.
/>
Рис. 1Динамика коэффициента продуктовой диверсификациипромышленногопроизводства в России[18]
Коэффициентпродуктовой диверсификации – величина, обратная индексу Герфиндаля-Гиршмана,рассчитанного по показателю долей отдельных товарных групп.
Однако,несмотря на позитивную динамику диверсифицированного промышленного роста,абсолютный уровень диверсификации производства и экспорта все еще остаетсявесьма низким.
Попоказателям диверсификации экспорта наблюдается многократное отставание нетолько от стран с развитой рыночной экономикой, но и от большинства стран спереходной экономикой. Отставание имеет место даже по сравнению со странами спреимущественно сырьевой экспортной специализацией (рис. 2).
/>
Рис.2Сравнительный уровень диверсификации экспортаРоссии и отдельныхстран и регионов в 2007 г[19]
Проблемысохраняющейся инерционности структуры российского отраслевого портфеля и ееслабой диверсифицированности в товарном и географическом отношении в условияхглобализации мировой экономики, когда обостряется международная конкуренция иглобализируются стратегии и масштабы бизнеса, приобретает особую остроту. Всвязи с этим, необходим уход от структуры экономики, основанной, главнымобразом, на добывающих отраслях, и развитие направлений прогрессивной диверсификации,ориентиром которой служит расширение круга отраслей и производств, с высокойдолей добавленной стоимости в выпускаемой продукции[20].
Важнойпроблемой для развития российского бизнеса в условиях глобализации мировогохозяйства является проблема дополнения отраслевой (видовой) диверсификациитоваров и услуг географической диверсификацией (распространением на новые для нихсегменты мирового рынка, с постоянным отслеживанием при этом появления новых«ниш» как внутри страны так и на мировом рынке). Здесь в целом ряде сегментовроссийского реального сектора экономики имеются значительные неиспользованныевозможности (образовательные услуги, консалтинговые, информационные, услуги вобласти здравоохранения). Принципиальным стратегическим направлением при этомдолжна стать «интеллектуализация» производства товаров и услуг и их экспорта.
Такимобразом, анализируя возможные направления диверсификации российскогоотраслевого портфеля, можно прийти к заключению, что наиболее оптимальнойстратегией диверсификации промышленности будет сочетание вертикальной,горизонтальной и географической диверсификации. Такой подход предполагает одновременнуюи параллельную реализацию трех названных видов диверсификации в их«пересечении» и взаимодействии. Речь идет по существу о реализацииресурсно-инновационного направления развития.
С нашейточки зрения, в качестве перспективных целей стратегии диверсификации развитияроссийской промышленности следует рассматривать организационно-технологическиеприоритеты: технологическую модернизацию перерабатывающих отраслейпромышленности за счет привлечения инвестиционных ресурсов из центров развития;формирование новых инновационных центров; обновление основного капиталапромышленности и снижение уровня его физического и морального износа;обеспечение необходимого уровня качества промышленной продукции; модернизациюинфраструктуры промышленного комплекса[21].
Предложенныевыше преобразования должны иметь в своей основе реализацию высокоэффективныхпроектов на базе критических технологий федерального уровня и способствоватьразвитию таких отраслей как химическая индустрия, машиностроение, медицинскаяпромышленность, биотехнология, решить экологические проблемы транспорта,энергетики (повышение эффективности использования топливно-энергетическихресурсов и снижение экологического ущерба), коммунального хозяйства исоциальной сферы, создать научный задел для устойчивого развития народногохозяйства на базе принципиально новых материалов и продуктов.
Большоезначение для российской экономики может иметь осуществление специальныхгосударственных программ, обеспечивающих поддержку и ускорение такого развития.Однако, как показывает международный опыт, такие программы могут быть болееэффективными, если они активно используют преимущества, уже выявленные рынком(например, содействие развитию экспорта), а также общие источникиконкурентоспособности (например, образование и человеческий капитал), а непытаются спасти слабые отрасли или оказывать содействие развитию совершенноновых видов деятельности. Это имеет особое значение для России, где дляформирования конкурентоспособной обрабатывающей промышленности по-прежнемунеобходима серьезная макрореструктуризация в виде перераспределения рабочейсилы и капитала, которые сейчас находятся в малоэффективных отраслях промышленности,регионах или предприятиях, в пользу видов деятельности, способных статьдвигателями дальнейшего диверсифицированного роста.
Одним изосновных источников роста в России были улучшенные экономические стимулы ирадикальные институциональные преобразования. Они являются следствиемэффективной макроэкономической политики и продуманной комплексной экономическойпрограммы правительства, которая осуществляется, начиная с 2000 г., и содержит основополагающие обязательства, касающиеся улучшения условий для частногопредпринимательства и инвестиций. Тем не менее, начиная с середины 2003 г., увеличение неопределенности в отношениях между государством и бизнесом (что усиливает беспокойствопо поводу возможного произвольного вмешательства государства в экономику),оказывает неблагоприятное воздействие на инвестиционный климат России. Этодосадно, поскольку весьма благоприятная макроэкономическая ситуация, котораясложилась в России в последние годы, за исключением, последних месяцев,«окаймленых» всемирным финансовым кризисом, давало государству возможностьсущественно увеличить объем частных инвестиций. Если бы правительство заявило иподтвердило свое намерение поддерживать стабильные и благоприятныеэкономические условия для рыночного сектора экономики, особенно промышленностии проводить некоторые важнейшие структурные реформы, это могло бы оказатьсильное воздействие на объем частных инвестиций в экономику. Эти инвестицииявляются одним из ключевых факторов диверсифицированного роста, поскольку онибудут поступать не только в ресурсоориентированные производства (где они такжекрайне необходимы), но и в обрабатывающую промышленность и сферу услуг, гдесегодня возникают конкурентные преимущества. Кроме того, успешное диверсифицированноеразвитие России будет зависеть от продолжения структурных реформ, направленныхна усиление рыночных институтов в таких областях как судебная система,государственное управление, фискальный федерализм, налоговое администрированиеи продвижение конкуренции. Кроме того к отдельным элементам экономическойполитики, стимулирующей темпы диверсифицированного роста производства вусловиях глобального экономического кризиса необходимо отнести:[22]
- налоговуюполитику (перераспределение в бюджет «сырьевой ренты», низкое налогообложениеприбыли, и др.);
- активнуютаможенную политику (минимизация ставок ввозных таможенных пошлин по широкойноменклатуре производственного оборудования);
- реструктуризацию,консолидацию и стимулирование развития стратегических секторов, с опорой научастие государства в капиталах компаний (например, авиационная промышленность,машиностроение, судостроение и др.)
- формированиекомплекса отраслевых и секторальных стратегий развития;
- активизациярегиональной промышленной политики, в рамках диалога между регионами ифедеральным центром;
- расширение государственныхинвестиций в стратегические и социально приоритетные сферы.
 
2.2 Диверсификация производства на предприятиях химической отрасли
Химическаяпромышленность – отрасль промышленности, включающая производство продукции изуглеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки
Поданным за 2007 год в структуре промышленности по объему товарной продукцииудельный вес химической и нефтехимической промышленности составляет 5,4%. Вотрасли сосредоточено 4,5% основных фондов промышленности страны. Предприятияобеспечивают 4,7% общероссийского объема валютной выручки.
Нафункционирование химического комплекса значительное влияние оказываютвертикально интегрированные структуры (ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нефтехим», холдинг«ФосАгро», ОАО «МХК „ЕвроХим“, ОАО»Сибур-Холдинг", ОАО «Нижнекамскнефтехим», Группа«Амтел-Фредештайн» и др.), которые производят значительную частьвнутреннего валового продукта. Эти корпорации также располагают возможностямидля осуществления технологических процессов от сырья до выпуска конечнойнаукоемкой продукции и занимают лидирующее положение на рынке химикатов России.Если соотнести химический комплекс России с мировым химическим производством,то на нашу долю приходится около 1,1% мирового объема химической продукции.
Существеннона росте химической промышленности сказался мировой кризис.
Индекс химическогопроизводства в 2008г. по сравнению с 2007г. составил 95,8%. На рисунке 3показана динамика химического производства в России.
/>
Рис.3Динамика химического производства[23]
Объемпроизводства в химической промышленности в РФ за 9 месяцев 2009 года сократилсяна 13% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Такие данные приводятся вдокладе Минэкономразвития об итогах социально-экономического развития РФ вянваре-сентябре 2009 года.
Прибыльэффективно работающих крупных и средних предприятий химического комплекса доналогообложения в январе-июле 2009 года составила 69,1 млрд. руб., 32,5%соответствующему периоду 2008 года. При этом убытки неэффективно работающихкрупных и средних предприятий химического комплекса увеличились на 50,4 млрд.руб. (в 7,2 раза) и составили 58,5 млрд. руб.
Доляубыточно работающих предприятий в общем количестве крупных и среднихпредприятий химического комплекса увеличилась с 24,5% в январе–июле 2008 годадо 34,6% в январе–июле 2009 года, в химическом производстве соответственно с28,5% до 33,6%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий с 19,8% до35,7%[24].
Исходяиз этих данных, можно сделать вывод, что химическая отрасль находится в упадке.
Возникаетвопрос, каким образом диверсификации производства поможет отечественнымпредприятиям нивелировать последствия мирового кризиса.
Еслирассматривать опыт деятельности татарстанских предприятий химическихпроизводителей, то мы видим реализацию всех трех стратегий диверсификациипроизводства, которые мы рассматривали в пункте 2.1.
Рассмотримпример горизонтальной диверсификации на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим».
ОАО«Нижнекамскнефтехим» – динамично развивающееся, высокотехнологичноенефтехимическое предприятие. Производственный комплекс компании включает в себя10 заводов основного производства, 7 центров (в т.ч. научно-технологический ипроектно-конструкторский), а также вспомогательные цеха и управления.
ОАО«Нижнекамскнефтехим» осуществляет масштабную инвестиционную программу,обусловленную стратегией предприятия, которая заключается в[25]:
- укреплениипозиций компании, как производителя широкого спектра каучуков, на внутреннем ивнешнем рынках;
- становлениипредприятия крупным игроком на рынках России и СНГ в области производства ипродаж широкого спектра пластиков.
Стратегическаяпрограмма развития компании разработана в интеграции с основными направлениямиПрезидентской программы развития нефтегазохимического комплекса РеспубликиТатарстан и полностью соответствует ее целям и задачам. Она такжекорреспондируется со Стратегией развития химической и нефтехимическойпромышленности России на период до 2015 года, реализацию которой осуществляетМинистерство промышленности и торговли РФ.
В рамкахперспективной программы развития в ОАО «Нижнекамскнефтехим» реализован рядпроектов по организации производств новых для республики продуктов, таких какполистирол и полипропилен. С пуском летом 2008 года третьей очередипроизводства полистиролов «Нижнекамскнефтехим» стал крупнейшим вРоссии производителем данного продукта.
Такжеведутся работы по наращиванию мощностей базовых мономеров (этилена и пропилена)и каучуков (СКД, БК, ГБК). В конце 2007 года был получен первый брикетполибутадиенового каучука на литиевом катализаторе (СКД-Л), в 2008 годуначалось серийное его производство. Теперь компания может предложитьпотребителям комплексный пакет из 6 видов каучуков, применяемых в производствешин и уникальных пластиков.
В периоддо 2008 г. предприятие диверсифицировало сырьевую базу: завершило поэтапнуюмодернизацию завода «Этилен» (модернизация печей пиролиза, установокпервичного фракционирования, газоразделения и компремирования, производствабензола) с доведением годовой мощности по производству этилена — до 600тыс.тонн, пропилена — до 253 тыс.тонн, бутадиена — до 67 тыс.тонн, бензола — до220 тыс.тонн.
Такжепредприятие создало новые производства и освоила новые виды продукции:организация производства новых видов синтетических каучуков (галобутилкаучуков,бутадиенового каучука СКД, дивинил-стирольного каучука ДССК), совершенствованиеи расширение производства этилен-пропиленового каучука СКЭПТ; созданиепроизводств полипропилена, полиэтилена, АБС-пластиков вспенивающегосяполистирола, наращивание мощностей производства полистиролов общего назначенияи ударопрочного; организация выпуска основы для моющих средств на базеальфа-олефинов (ЛАБ)[26].
В конце2008 года в ОАО «Нижнекамскнефтехим» завершено строительство производстваполиэтилена. В феврале 2009 года получен первый товарный продукт.
Вперспективе в акционерном обществе планируется организация выпускавспенивающегося полистирола, акрилонитрил-бутадиенстирольных пластиков(АБС-пластиков).
Крометого, компания осуществляет детальную проработку вариантов дальнейшего развития– на период до 2012-2013 годов, в основу которого положено созданиекрупнотоннажных производств базовых мономеров и широкой гаммы продукцииглубоких переделов.
Нижнекамскнефтехим,благодаря программе диверсификации и модернизации, действующей с 2000 года смогувеличить выручку более чем в 7 раз. В случае успешной реализации всех этаповновой инвестиционной программы компания сможет увеличить выручку более чем на30% к 2012 году по сравнению с результатами 2007 года.
Такимобразом, мы видим, что предприятие активно использует стратегию горизонтальнойдиверсификации, которая заключается в расширении смежных производств,увеличения ассортимента продукции. Такая же ситуация характерна для многихдругих предприятий (ОАО «Казаньоргсинтез», «Химпром», г.Новочебоксарск, ОАО«Нэфис-Косметикс» и другие).
Стратегиявертикальной интеграции заключается в поглощении поставщиков, потребителей,создания единой цепочки движения продукции. Так например, ранее предприятия ОАО«Казаньоргсинтез» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» работали в паре. Треть своегоэтилена нижнекамский комбинат прокачивал по трубопроводу на КОС, посколькусобственного производства тому не хватает. Сейчас акционеры ТАИФа, которыйуправляет этими предприятия, стремятся обособить оба предприятия.
Стратегиягеографической диверсификации заключается в расширении рынков сбыта. Так,например, тот же «Нижнекамскнефтехим» большую часть продукции экспортирует: 55%каучука, 31% изопрена и 32% бутилкаучука.
Стратегияконгломеративной диверсификации характерна для предприятий, имеющихзначительный финансовый капитал. Например, ОАО «Нэфис Косметикс».
ОАО«Нэфис Косметикс» — высокотехнологичное современное предприятие, динамичноразвивающееся в своей отрасли и обладающее самым современным в РоссийскойФедерации оборудованием по выпуску стиральных порошков, мыла, жидких моющихсредств. Принадлежащие предприятию торговые марки являются одними из самыхизвестных в России брендов бытовой химии (BiMax, Sorti, АОS, Биолан и другие). Приэтом конкурентные преимущества продукции производства ОАО «Нэфис Косметикс» — высокая моющая способность, экономичность, приемлемая для потребителя цена –позволяют в наибольшей степени соответствовать всем требованиям, предъявляемымк данной продукции ее конечным потребителем[27].
Посколькуосновная продукция предприятия – бытовая химия – товары повседневного спроса,значительных изменений в объеме и структуре потребления данной продукции всвязи с экономическим кризисом не наблюдается.
Помимо этого, предприятие проводит конгломеративнаяю диверсификациюпроизводства. Так например, компания запустила Казанский маслоэкстракционныйзавод, который первым в России будет ориентирован на переработку рапса.
К строительству маслоэкстракционного завода группа «Нэфис»приступила в августе 2005 года. Генеральным подрядчиком выступила английскаякомпания «Европа Краун», построившая основную часть МЭЗов в Канаде – там, гдерапс является основной масличной культурой. Казанский МЭЗ — первый завод,построенный этой компанией в России.
Ежегодно завод способен перерабатывать порядка 300 тысяч тоннмаслосемян с получением порядка 135 тысяч тонн нерафинированного масла и 150тысяч тонн шрота – основы для высокобелковых комбикормов. В планах компании — расширение мощности завода до 600-800 тысяч тонн маслосемян в год.
Основная часть масла будет использоваться для выпускаконечной продукции на Казанском жировом комбинате — бутилированногорастительного масла, майонеза и кетчупа. Для этого группа «Нэфис» осуществиламасштабную инвестиционную программу на комбинате. После строительства новогоцеха рафинации его мощности по переработке масла увеличились вчетверо — с 45 до185 тысяч тонн в год. Также часть масла в виде сырья пойдет на Нэфис Косметикси другие химические предприятия[28].
С новым заводом группа «Нэфис» планирует занять порядка 10процентов российского рынка бутилированного растительного масла. Важнейшимконкурентным преимуществом группы при этом станет месторасположение МЭЗа.Территориальная близость одновременно и к источникам сырья, и к наиболее емкимрынкам сбыта позволит существенно снизить транспортные издержки и продаватьпродукцию по более доступной цене.
Такимобразом, можно отметить, что в рамках отечественной химической промышленностимы видим примеры реализации различных видов стратегий диверсификациипроизводства, что позволяет предприятиям решать стратегические задачи:повышение доли на рынке, выход на новый рынки, регионы, стабилизация финансовыхпотоков, рост выручки и т.д.

Заключение
 
Наосновании проделанного курсового исследования мы пришли к следующим выводам.
Диверсификацияпонимается как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видовдеятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширениеактивности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производствотоваров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнениюс другими видами выпускаемой продукции.
Диверсификация– это процесс перераспределения ресурсов, которые существуют на данномпредприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся отпредыдущих.
Цельдиверсификации – добиться в будущем повышения показателей эффективности приполном использовании ресурсов.
Косновным причинам реализации диверсификационных стратегий можно отнести: росткомпании, выживаемость (что актуально в современных условиях), эффективноеиспользование всех ресурсов.
Навозможность реализации стратегии влияют ряд факторов, а именно цели высшегоруководства предприятия, динамика деловой внешней среды и ресурсные возможностипредприятия (фирмы). Данные факторы определяют три критерия диверсификации –критерий привлекательности, критерий «затраты на вхождение» и критерийдополнительных выгод.
Косновным видам стратегии диверсификации можно отнести вертикальнуюдиверсификацию, горизонтальную и конгломеративную. Разные исследователи такжевыделяют свои виды стратегий, в основе которых лежат различные аспектыдеятельности предприятия, например, стадия жизненного цикла предприятия,особенности рынка, продукта, технологии.
В Россиипроблемам диверсификации уделяется повышенное внимание, поскольку эта стратегияпозволяет увеличить конкурентные преимущества компании, выйти на новые рынки ит.д. Однако наряду с несомненными преимуществами данной стратегии, существуетряд проблем, которые не позволяют в эффективной степени использовать ее вотечественных условиях. К таким проблемам можно отнести высокая зависимость отэкспортно-ориентированных нефтяных компаний, диспропорции в экономике страны,неравномерное развитие отраслей, технологическое отставание, изношенностьосновных фондов.
Косновным целям диверсификации производства можно отнести технологическуюмодернизацию перерабатывающих отраслей промышленности за счет привлеченияинвестиционных ресурсов из центров развития; формирование новых инновационныхцентров; обновление основного капитала промышленности и снижение уровня егофизического и морального износа; обеспечение необходимого уровня качествапромышленной продукции; модернизацию инфраструктуры промышленного комплекса.
В работемы рассмотрели примеры реализации различных стратегий на предприятияххимической отрасли. Как видно из примеров, применяются различные стратегии взависимости от финансового положения компаний, ее ресурсов, потенциала,накопленного опыта.
Такимобразом, мы считаем, что в России созданы условия для диверсификациипроизводства, и при помощи государственной поддержки многие предприятия могутреализовывать стратегии диверсификации, и улучшать эффективность своейдеятельности.

Список использованной литературы
 
1. Ансофф И. Новаякорпоративная стратегия / И.Ансофф. — СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
2. Балагуров А.В.Основные тенденции и прогноз развития химической промышленности России //Экономический вестник РТ. – 2008. – №5. – С.14-20.
3. Беркович М.И.,Харченко А.А., Смирнов Д.А. Концентрация и диверсификация производства вотраслях промышленности. – 2006. – 241 с.
4. Валеев А.Р.Диверсификация промышленного производства в России: тенденции и перспективы //Экономический вестник РТ. – 2009. – №1 – С.14-17.
5. Виханский О.С.Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. – М.: Экономистъ, 2006. –296 с.
6. Григорьев С.А.Финансовые исследования стратегии диверсификации на развитых и растущих рынкахкапитала // Журнал «Корпоративные финансы». – №1. – 2007. – С.111-144.
7. ДокладМинэкономразвития об итогах социально-экономического развития РФ вянваре-сентябре 2009 года.
8. Жулина Е.Г.,Мягкова Т.Л., Кацуба О.Б. Диверсификация деятельности предприятия. – М.: ООО«Журнал «Управление персоналом», 2006. – 176 с.
9. Заболотский С.А.Новые стартовые условия для химической промышленности России // ЭКО. – 2009. –№9. – С.41-57.
10. Ибатуллова Ю.Т.Стратегии диверсификации деятельности хозяйствующих субъектов: вопросы теории ипрактики // Вестник ТИСБИ. – 2008.
11. Ковальчук А.К.Современные проблемы диверсификации экспорта Российской Федерации: Дис. канд.экон. наук: 08.00.14 — Москва, 2006.
12. Леман Р.Диверсификация на базе профиля фирмы / Р.Леман // Проблемы теории и практикиуправления. – 2007. — № 1. — С. 89-95.
13. Немченко Г.Диверсификация производства: цели и направления деятельности / Г.Немченко,С.Донецкая, К.Дьяконов // Проблемы теории и практики управления. – 2008. — № 1.– С. 107-113.
14. Паскье М.Диверсификация и эффективность / М.Паскье // Проблемы теории и практикиуправления. – 2007. — № 3. – С. 79-82
15. Петров А.Н.Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
16. Томпсон А.А.Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / А.А.Томпсон, А.Д. Стрикленд: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – ХХ. – 412 с.
17. Финансово-кредитныйсловарь / Под ред. проф. Грязновой А.Г. М.: Финансы и статистика, 2002.
18. ОАО«Нижнекамснефтехим» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nknk.ru/about_company.asp
19. ОАО «НэфисКосметикс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nefco.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.