Реферат по предмету "Экономика"


Государственная внешнеторговая политика 2

ПЛАН
Введение………………………………………………………………………… 2

Количественные ограничения внешней торговли: квотирование

и лицензирование…………………………………………………………….4

Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и

неэкономические методы регулирования внешней торговли……………13

Аргументы «за и «против» протекционизма………………………….....28

Заключение…………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………34
Введение
Курсовая работа написана на тему: Государственная внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования».

Внешнеторговая политика является важным направлением го­сударственного регулирования экономики, поскольку в условиях глобализации страна становится все более открытой для импорта товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В условиях усиления международной конкуренции значимость внешнеторгового регу­лирования возрастает.

Главной задачей курсовой работы раскрыть основные направления государственного нетарифного регулирования политики, раскрыть какие другие виды торговой политики есть и какие аргументы «за» и «против» протекционизма существуют.

Тема внешнеторговой политики весьма актуальна, так как степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны.

Целью курсовой работы показать, что внешнеторговая политика это развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения им­порта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющих­ся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы бан­ковской системы, снижать затраты на производство и реали­зацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспо­собности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.

Особое значение для реализации внешнеторговой полити­ки приобретает формирование и функционирование инфра­структуры внешней торговли.

Актуальным является также создание единой нацио­нальной системы внешнеэкономической информации, поз­воляющей осуществить выбор рынка, ознакомиться с ним получить информацию о состоянии конъюнктуры на продук­цию, партнерах, конкурентах, правилах проведения экспор­тно-импортных операций, мерах таможенно-тарифного ре­гулирования, особенностях налогообложения, лицензирова­ния и пр.

Над вопросами внешнеторговой политики работают ученые во многих странах мира это такие как: Т. А. Агапова, А.П. Киреев, П.Р. Кругман, П.Х. Линдерт, Н.А. Миклашевская, С.Ю. Кричевский, М.И. Плотницкий, Г.В. Турбан, Д.Р. Сальваторе.

Количественные ограничения внешней торговли: квотирование

и лицензирование
Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономичес­ких интересов страны и ее субъектов, предотвращению вывоза остродефицитных сырьевых товаров, сокращению дефицита платежного баланса. Для этих целей применяются нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий (ВЭД) предприятий, т.е. все методы регу­лирования ВЭД, за исключением тарифных, включая любые распоряжения властей; методы реализации законов, постанов­лений и иных нормативных актов, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру, цены, конкурентоспособность), а также на порядок перемещения то­варов через таможенную границу.

Нетарифные ограничения широко используются во всех стра­нах мира, однако отношение к ним неоднозначно. В рамках ВТО наблюдается тенденция к гармонизации и тарификации нетарифных барьеров, т.е. к замене их таможенными пошли­нами (тарифным эквивалентом). Вместе с тем страны полностью не отказываются от применения нетариф­ных барьеров, а, напротив, иногда даже ужесточают их.

Основу нетарифного регулирования в Республике Беларусь составляют Таможенный кодекс Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 06.01.1998 г. № 133-3 с изменениями и дополнениями), Закон Республики Беларусь № 223-3 от 29.12.1998 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и постановление Совета Министров Республики Беларусь № 440 от 08.04.2002 г. «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров».

К наиболее распространенным нетарифным мерам относятся следующие:

Количественные методы нетарифного регулирования — административные методы нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешен­ных к экспорту или импорту.

Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующим торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. [7. С. 233]

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельностью через решения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах и в определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввести или вывезти товар в рамках полученной квоты, во-втором приобретает ряд конкретных форм.

Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление внешнеторговой сделки;

Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз товара в течении одного года без ограничений количества сделок;

Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися для целей государственного регулирования импорта.

Развитые страны чаще всего используют документ подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.[2. С. 238]

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (рис.1.1, где Dd — спрос на зерно в данной стране, a Sd— внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw. При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет Do — So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене равной мировой возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Рd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до Sd но одновременно спрос сокращается до D .

/>

Можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область a+b+c+d+e). Отечественным производителям ведение квоты выгодно — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + с, то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояние идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.[6. С. 78]

Республика Беларусь также применяет квоты (на срок до одного календарного года), Распределение квот и выдача лицензий на торговлю в пределах квот на мине­ральные удобрения, лом и отходы черных и цветных металлов, алкогольные изделия и спирт этиловый из пищевого сырья осу­ществляется путем проведения конкурса.[7. С. 235]

Государство может предпочесть квоты тарифным огра­ничениям по нескольким причинам. Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают водить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса. [6. С. 78]

При анализе воздействия импортных квот на благосостояние выяс­няется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, а при определен­ных обстоятельствах и вреднее для страны в целом, чем тариф. Для их сопоставления рассмотрим импортную квоту и эквивалентный тариф, т.е. тариф, обеспечивающий тот же объем поступающего в страну им­порта.

Влияние квоты на импорт велосипедов изображено на рис. 1.2. Предполагается, что независимо от наличия или отсутствия импортной квоты отечественная велосипедная промышленность не монополизиро­вана. Квота сокращает размер импорта по сравнению с внутренним пла­тежеспособным спросом на него, предъявляемым при уровне цен миро­вого рынка. Отечественным потребителям при уровне цен выше миро­вых противостоит кривая предложения, равная отечественной кривой предложения плюс фиксированный размер квоты. Невозможность удовлетворить весь спрос по цене мирового рынка приводит к повыше­нию уровня внутренних цен на велосипеды, в данном случае до 220 долл.

В условиях свободной конкуренции результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. На рис. 1.2 квота при­вела к росту отечественного производства с уровня S0до S1; во что это обошлось стране, показывает область b, поскольку предельные издер­жки производства отечественных велосипедов возросли при этом до 220 долл., а в отсутствие квоты этот товар мог быть приобретен за границей по цене 200 долл. В то же время потребители терпят ущерб, равный пло­щади области d, которая не выражает чьего-либо выигрыша. Наценка на разрешенный импорт (или фигура с) есть внутреннее перераспределе­ние доходов от потребителей в пользу тех, кто так или иначе ведает лицензиями. Таким образом, чистый национальный ущерб составится из областей b и d.

Импортная квота наиболее привлекательна в условиях свободной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноценным тарифом. Однако при соблюдении даже одного из нижеследующих условий она становится опасной: 1) если квота провоцирует монопольную власть или 2) если импортные лицензии размещаются неэффективно. Рас­смотрим по порядку оба этих случая. Сравнительный анализ квоты и тарифа в условиях монополизации Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный та­риф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка. А это действительно может произойти. Доминирующая фирма в отече­ственной промышленности (например, «Швинн» в американском велосипедостроении) не может обрести монопольную власть от введения не запрещающего тарифа, поскольку ей противостоит эластичное кон­курирующее предложение по цене, равной мировому уровню, плюс та­риф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные при­были в результате установления высоких цен. Таким образом, провоци­рующая монопольную ситуацию на внутреннем рынке квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены, к сниже­нию выпуска продукции и имеет следствием больший национальный ущерб, чем от тарифа.

А. Американский рынок велосипедов

Цена (долл.) велосипедов


/>

Sd
Б. Американский рынок импортных велосипедов

Квота

/>


220 Внутренняя цена с учетом квоты

b+d

200 Мировая цена


Dm = Dd -Sd'


0 M0Количество велосипедов в год

Рисунок 1.2. Импортная квота в условиях свободой конкуренции: два одинаковых подхода.[5. С. 152]

Воздействие импортных квот на национальное благосостояние за­висит и от того, каким образом власти распределяют права на импорт. В случае бесплатного их обретения счастливец становится обладателем выигрыша, представленного областью с на рис. 1.2. и образованного за счет потребительских потерь.

Вот основные способы распределения импортных лицензий: аукцион на конкурентной основе, система явных предпочтений, распределение лицензий по «затратному методу»

Из всех трех перечисленных способов аукцион на конкурентной ос­нове — самый дешевый и справедливый, тогда как третий способ, ско­рее всего, самый дорогой.

Импортные лицензии могут продаваться государством либо на от­крытом аукционе, либо негласно. На аукционе должна установиться та­кая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равнялась бы разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Возвратись к рис. 1.2, заметим, что эта цена будет стремиться к 20 долл. за лицензию на один импортный велосипед, поскольку именно с такой наценкой обла­дателями импортных лицензий могут быть перепроданы на внутреннем рынке все иностранные велосипеды. При подобном открытом аукционе квота обходится стране в ту же сумму, что и эквивалентный тариф. Вы­рученная от квоты сумма (область с на рис. 1.2) равняется размеру пере­распределяемого внутри страны дохода: это тот доход, который изыма­ется у потребителей, уплачивающих более высокую цену за велосипе­ды, и используется государством либо для снижения отдельных видов налогов, либо для других социальных программ. Таким образом, доходы от открытого аукциона ничем не отличаются от тарифных, только носят другое название. Однако, несмотря на то что открытые аукционы явля­ются самым дешевым способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.

Несколько большее распространение имеет другой вариант аукци­она на конкурентной основе. В условиях коррумпированности государ­ственных властей на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес. В этом случае обладателями импорт­ных лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку. Подоб­ный вариант влечет за собой общественные издержки. Принявшая по­стоянный характер откровенная коррупция такого рода может иметь следствием превращение талантливых служащих экономических ве­домств в коррумпированных бюрократов. [5. С. 152]

Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системы явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицен­зии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борь­бы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предо­ставляются наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответ­ствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Последний из перечисляемых нами способов заключается в рас­пределении импортных лицензий по «затратному методу». В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на нецено­вой основе. Одним из общепринятых, но в то же время бестолковых ва­риантов этой политики является предоставление лицензий по принци­пу «раньше пришел — раньше получил». Это заставляет соискателей тратить драгоценное время на простаивание в очередях, отрывая его от производительного труда. Другим распространенным способом распре­деления лицензий на импорт промышленного сырья является выдача их тем фирмам, которые имеют большее количество производственных мощностей. Это также приводит к потере ресурсов в результате избы­точного инвестирования в неиспользуемое оборудование, с надеждой на получение большего количества лицензий. Любая подобная проце­дура, требующая от претендентов демонстрации обоснованности своих претензий, приводит к разбазариванию времени и денег на установле­ние контактов с государственными ответственными лицами, а также на оплату труда дополнительных государственных служащих, занятых на ниве распределения импортных лицензий.[5. С. 152]

В соответствии с постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь № 440 от 08.04.2002 г. «О мерах по совершенство­ванию регулирования экспорта и импорта товаров» Министер­ство торговли Республики Беларусь выдает разовые (на одну сделку), генеральные (на несколько сделок по одному виду то­вара с указанием его количества и стоимости без определения покупателя и продавца) и специальные (на экспорт текстильных изделий в страны ЕС и Турцию) лицензии на экспорт и импорт товаров. При этом при составлении внешнеторговых контрак­тов следует обязательно учитывать, что лицензии выдаются на срок не более 12 месяцев, а для квотируемых товаров — в пре­делах календарного года.

Лицензированию подлежит экспорт товаров, ограниченных в количестве, являющихся стратегическим сырьем или пред­ставляющих особую ценность, Лицензированию подлежит импорт промышленных отходов, химических средств защиты растений, лекарств, медицинского оборудования, а также товаров, не явля­ющихся предметами первой необходимости или «критическим импортом» (шины, ковры, пиво). Кроме того, в республике уста­новлены особые правила лицензирования экспорта-импорта: драгоценных металлов, лома и отходов из них; драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, янтаря и изделий из них; оружия, военной техники и комплектующих, сырья и материа­лов для производства такой продукции; взрывчатых веществ; ядов, наркотических и психотропных средств. [7. С. 236]

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделии и т д главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами о ДЭО составляет величину Q (см. рисунок 1.3), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d). Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке 1.3). Рw — мировая цена, Рt — внутренняя цена с учетом тарифа, Рd — внутренняя цена после введения ДЭО). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f+g).

/>

Добровольные ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограниченной деловой практики, направленного на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике ДЭО применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЭО к 2000 г.[6. С. 94]

Вывод: В этой главе мы узнали, что такое количественные ограничения и что ни являются основным нетарифным методам торговой политики и включают квотирование, лицензирование и добровольное экспортное ограничение. Что квота определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или к импорту, а экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Добровольное экспортное ограничение представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством .[2. С. 260]

Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и

неэкономические методы регулирования внешней торговли

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничить импорт или экспорт. В из числе:

Технические барьеры — комплекс мер по обеспечению соответствия импортных товаров установленным законодатель­ством требованиям стандартизации и сертификации, требова­ниям к упаковке и маркировке, экологическим, медицинским и санитарно-ветеринарным нормам. Подтверждают соответствие такие документы, как сертификаты соответствия, гигиеничес­кие заключения, ветеринарные свидетельства, фитосанитарные сертификаты.

Хотя технические барьеры предназначены для защиты здо­ровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных и ра­стений, охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты прав потребителей, они представляют собой эффективный инструмент ограничения импорта.

Соглашение стран ВТО по техническим барьерам требует, чтобы их не использовали в целях дискриминации партнеров, создания излишних препятствий в торговле, а также соблюдали режим наибольшего благоприятствования и национальный режим при их применении. Национальные органы должны регулярно публиковать действующие и готовящиеся к введению стандарты, а также ориентироваться преимущественно на меж­дународные стандарты, отступая от них только в том случае, если они отсутствуют или их требования недостаточны в сло­жившихся в стране условиях. Страны ВТО договорились, что будут действовать в направлении унификации стандартов и технических требований, а также расширять сферы, на которые распространяется взаимное признание сертификатов и резуль­татов проверок.

Несмотря на достигнутый высокий уровень интеграции и вза­имное признание результатов тестирования и сертификации национальными лабораториями, между странами ЕС до сих пор сохраняются различия в системах стандартов, тестов и серти­фикации, задерживается распространение гармонизированного законодательства в этой области. Неудобства третьим странам создают требования ЕС, осно­ванные на санитарных и экологических нормах, на нормах бе­зопасности. В некоторых случаях требования ЕС представля­ются необоснованными с научной, медицинской или экологи­ческой точек зрения и создают впечатление мер, направленных на вытеснение с внутреннего рынка конкурентов. Дискриминация производителей из третьих стран также происходит на основании стандартов и требований ЕС к технологии производства продукции, например, в производстве вина. [7. С. 243]

В Республике Беларусь государственный контроль за приме­нением технических норм, правил и требований осуществляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, за применением медицинских, фармацевтических, санитарных норм, правил и требований — Министерство здравоохранения, за применением ветеринарных и фитосанитарных норм, пра­вил и требований — Министерство сельского хозяйства и про­довольствия. За недопущение ввоза товаров, которые не соот­ветствуют требованиям, действующим на территории Респуб­лики Беларусь, отвечает Государственный таможенный комитет.

Политика в рамках государственных закупок — метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у нацио­нальных фирм. Для стран — членов ВТО, присоединившихся к Соглашению о правительственных закупках, подобное ограничение недопус­тимо.

Для проведения государственной закупки товаров, работ и услуг страна должна объявлять открытый тендер для компа­ний стран — членов ВТО и обеспечивать равные права иност­ранным и отечественным компаниям на участие в этом тен­дере. Вместе с тем многие страны, присоединившиеся к ВТО, изыс­кивают возможности, чтобы использовать такой метод поддер­жки национальных производителей. В ЕС, например, регулярно применяется практика государственных закупок и заказов в области водоснабжения, транспорта, энергетики и телекоммуникационных услуг, что вызывает нарекания со стороны третьих стран, особенно США. В 1990 г. была принята директива, требовавшая проведения открытых конкурсов и торгов, допускавшая дискриминацию поставщиков, в продукции которых содержа­ние компонентов, произведенных в ЕС, менее 50%. Постепенно законодательство о госзакупках менялось в сторону обеспечения равных прав поставщикам из ЕС и третьих стран, однако рынок госзакупок телекоммуникационного оборудования остается относительно закрытым, в ряде государств сохранилось очевидное предпочтение своих фирм или фирм из других стран ЕС (Австрия, Греция, Италия, Франция), гармонизация национальных законодательств в этой области идет медленно.

В США в 1933 г. был принят закон «покупай американское», позволяющийся государственной преференцией в отношении правительственных закупок. Его действие не распространяется лишь на торговлю с теми странами, с которыми США заключили «меморандумы о взаимопонимании». Этим законом прямо запрещается некоторым государственным учреждениям закупать товары и услуги за границей, устанавливаются нормы о содержании местных компонентов, предоставляются ценовые преференции отечественным компаниям. [7. С. 243]

В Республике Беларусь ежегодно утверждается перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд. Закупки импортных товаров, работ и услуг согласно перечню, утвержденному по­становлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2003 г. № 1629 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров по тендерам и внесении изменений в поста­новление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382», осуществляются на тендерной основе по согла­сованию такой закупки с Комиссией по повышению конкурен­тоспособности экономики.

Требование о содержании местных компонентов – ме­тод, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производи­телями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Этот метод тесно связан с госузакупками.

В Республике Беларусь примером применения требований о содержании местных компонентов являются нормы Закона Республики Беларусь № 213-3 от 07.12.1998 г. «О свободных экономических зонах» и постановления Совета Министров Рес­публики Беларусь № 1627 от 15.12.2003 г. «Об определении происхождения товара с территории свободной экономической зоны, вывозимого за пределы Республики Беларусь, на который установлена вывозная таможенная пошлина и (или) применя­ются меры экономической политики». [7. С. 244]

Происхождение товара из СЭЗ и его принадлежность к про­дукции собственного производства удостоверяется соответству­ющими сертификатами, выдаваемыми Белорусской торгово-про­мышленной палатой.

В Республике Беларусь ежегодно утверждается перечень особо важных государственных программ для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки из республиканского бюджета в виде прямых субсидий и средств на финансирование капитальных вложений. Косвенные и специфические субсидии также широко применяются для поддержки отечественных производителей.

Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торго­вой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара (налог на добавленную стоимость с импорта, с оборота, с продаж, акцизный сбор, транзитный налог и т.д.).

Взимание косвенных налогов во взаимной торговле стран осуществляется по принципу страны назначения (освобождение от налога экспортируемых товаров и взимание налога по им­портируемым товарам) или по принципу страны назначения(налогообложение экспортируемых товаров и освобождение от налогообложения импортируемых товаров).

В Республике Беларусь объектом налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость ввозимых товаров, " скорректированная на таможенную пошлину, сборы за таможенное оформление и акциз (для подакцизных товаров) по ставкам 18 и 10% (при ввозе продовольственных товаров и товаров для детей перечню, определяемому Советом Министров). Экспорт товаров с территории Республики Беларусь облагается по ставке 0%. Взимание косвенных налогов во внешней торговле осуществляется по принципу страны назначения товара со всеми гранами дальнего зарубежья и странами СНГ.

Ставки акцизов устанавливаются как твердые (специфические) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения продакцизных товаров или как адвалорные — в процентах от стоимости товаров.

Акцизы вводятся, как правило, на товары массового потреб­ления, ограниченного потребления, монопольные товары, предметы роскоши, отдельные культурные, транспортные и коммунальные услуги. В Беларуси подакцизной продукцией являются: спиртосодержащая и алкогольная продукция, табачная продукция, нефть и нефтепродукты, ювелирные изделия, микроавтобусы автомобили легковые. Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимым за пределы Республики Беларусь, положение не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые в страны СНГ (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения). Сумма акцизов, подлежащая оплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий стран СНГ, уменьшается на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. [7. С. 246]

Большая часть скрытых методов торговой политики плохо поддается количественной оценке и, следовательно, экономической интерпретации. Рассмотрим их экономический эффект на примере требования о содержании местных компонентов (Рис. 2.1, а)


/>

/>

Рисунок 2.1 Экономический эффект требова­ния о содержании местных компонентов

Допустим, что предложение то­вара в стране составляет Sd, а спрос — D. Предложение товара из-за рубежа в условиях свободы торговли составляет S, по цене Рг Поскольку себестоимость производства внутри данной страны выше, чем за рубежом, постольку цена, по которой в ней предлагается товар, всегда выше цены его предложения из-за рубежа. Если сложить количество товара, предлагаемое местными произ­водителями, с количеством, предлагае­мым из-за рубежа, по каждой цене, то получится прямая совокупного предло­жения (местными и иностранными про­изводителями) товара на рынок данной страны Sr Внутренний спрос сравнива­ется с совокупным предложением в точ­ке равновесия А, в которой будет про­дано Q6 единиц товара по цене Р1 причем Q1 товара будет продано мес­тными компаниями и Q5 — иностран­ными.

Правительство решает защитить мес­тных производителей и вводит требова­ние о содержании местных компонен­тов в готовой продукции. Чтобы не попасть под ограничение, иностранные компании перемещают свое производ­ство в данную страну, что увеличивает их издержки. В результате роста издер­жек продукция становится дороже и прямая предложения из-за рубежа S1 перемещается на уровень S3. Это, в свою очередь, ведет к перемещению прямой совокупного предложения S2 на уровень S4 и балансирует рынок в точке В, в которой цена за товар повысилась до Р2, а объем продаж сократился до Q. Из этого количества Q2 штук товара производится национальными компани­ями и Q3 штук – иностранны-ми, расположенными внутри данной стра­ны.

В результате того, что в соответствии с требованием о закупке более дорогих, чем иностранные, местных компонен­тов увеличились издержки производст­ва, цена на товар возросла на Р1Р2, а потеря излишка потребления составила для страны сегменты a+b+c+d+e (рис.2.1.б). Как и в случае тарифа, сег­мент а — эффект передела (суммы, пе­рераспределяемые в пользу местных производителей), b— эффект защиты (потери в связи с более низкой эффективностью местного производст­ва по сравнению с зарубежным), d – эффект потребления (потери в размерах потребления из-за роста цен). Сегмент с+е представляет собой эффект дохо­дов (дополнительная прибыль инос­транных производителей из-за роста цен), в котором подсегмент с достается иностранным производителям, расположившимся на территории данной стра­ны, а подсегмент е — представляет возросшие издержки производства. Со­вокупные экономические потери стра­ны составляют b+e+d.

Ограничительное воздействие этой меры на импорт очевидно, так же как и экономические издержки, которые пе­рекладываются на потребителей. По­могая сохранить рабочие места, требова­ние о содержании местных компонентов приводит к снижению эффективности экономики в целом.[2. С. 245]

Итак, методы скрытого протекцио­низма представляют собой разнообраз­ные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органа­ми центральной государственной и даже местной власти. В их число входят тех­нические барьеры – требования о соб­людении национальных стандартов, о получении сертификатов качества им­портной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о со­блюдении определенных санитарно-ги­гиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущес­твенно местной продукции и дискрими­нация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы под­держать занятость и ограничить импорт.

Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей или экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии, кредитование, демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делят на:

Прямые – непосредственно выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на рынок. .[2. С.248]

Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, как и производителям товаров которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им прави­тельством, а не вычитается из их при­были.


/>

Внутренняя субсидия — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финасирование

Рисунок 2.2 Экономический эффект внутренних субсидий

производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортны­ми.

Допустим, что в малой стране внут­реннее предложение товара составляет Sd, а спрос – Dd (рис. 2.2). Предложе­ние того же товара из-за рубежа неогра­ниченно и составляет Sw по цене Pw. В этой ситуации внутреннее производст­во товара составит Q1 потребление – Q3, импорт товара – Q3Q1 Чтобы под­держать местных производителей това­ров, конкурирующих с импортом, пра­вительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субси­дируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвига­ется на уровень Ss. Внутреннее произ­водство возрастает до Q2, а импорт сокращается до Q3Q1 При объеме внут­реннего производства Q2 производитель получает за свой товар цену Ps, которая состоит из цены, которую платит пот­ребитель Pw, и субсидии, получаемой от правительства PWPS. Расходы пра­вительства на выплату субсидии сос­тавляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при получении субсидии, то есть PwPsQ2. [2. С.250]

На рисунке 2.2 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет 430 долл. После на­чала торговли при мировой цене на то­вар в 400 долл. страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, им­портирует 12. После введения субсидии в 25 долл. на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц. Протекционистское воз­действие субсидирования местного про­изводства на импорт очевидно. Прави­тельство платит из бюджета 175 долл. ($25 × 7=$175) в виде субсидий. При по­лучении субсидии местный производи­тель получает за каждую единицу товара 400 долл. от покупателя и 25 долл. от правительства, всего 425 долл. Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособ­ности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамеща­ющего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспе­чивают производителю несколько мень­ший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рын­ке в отсутствие импорта (430 долл.).

В результате предоставления субси­дии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных на­циональных производителей данного товара в форме излишка производителя — сегмент а. Эффект защиты b, пред­ставляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически бо­лее предпочтительным методом ограни­чения импорта по сравнению с импорт­ным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает экономический эф­фект потребления, выражающийся в по­тере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обес­печивает ограничение импорта, срав­нимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной эко­номики. Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование им­порта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана прежде всего от­меной директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные ва­лютные курсы резко упали, сделав им­порт многих товаров, которые необхо­димы для поддержания экономического развития страны, невозможным, пос­кольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финан­сировать часть импорта за счет госу­дарственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субси­дии экспортерам.

Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматриваю­щий бюджетные выплаты националь­ным экспортерам, что позволяет прода­вать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутрен­нем рынке, и форсировать тем самым экспорт. .[2. С.251]


/>


Рисунок 2.3. Экономический эффект экспорт­ных субсидий

Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубеж­ной страной в данную страну) составля­ет Sw, а спрос внутри данной страны — Dd (рис. 2.3). В этой ситуации рыноч­ное равновесие достигается в точке Е — покупатели в импортирующей стране купят Ql товара по цене Pw. Что­бы поддержать экспортеров, иностран­ное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. В результате снижения экспортной цены предложе­ние товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень Ss, а рыночное равновесие — в точку F. В результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня Р, то есть условия торговли экспорти­рующего государства ухудшились. Но из-за снижения экспортной цены уве­личивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q1 Поскольку из-за роста экспорта мень­ше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увели­чивается до Pd. Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напря­мую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенси­ровать потери, возникшие из-за ухуд­шения условий торговли, то есть сни­жения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплатель­щики, в размере количества товара, экспортированного после введения суб­сидии, умноженного на размер субси­дии (четырехугольник ABFD).

На рисунке 2.3 экспортирующая страна продает, а импортирующая по­купает 1 млн. штук товара по цене 100 долл. за штуку. Правительство экспор­тирующей страны решает помочь эк­спортерам и дает им субсидию в разме­ре 50 долл. за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл. дохода от экспорта. После введе­ния субсидии – $75х1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на паде­ние цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Но при этом бюджету и налогоплательщи­кам экспортная субсидия обошлась в $50х1,5 = 75 млн. долл.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидировани­ем экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что им­портный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относи­тельное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновре­менно снижая спрос на импорт. Эк­спортная субсидия, вводимая большой страной «ухудшает ее условия торговли, увеличи­вая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Им­портный тариф улучшает условия тор­говли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой поли­тики оказывают искажающее воздейст­вие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использую­щей. [2. С.252]

Нередко скрытое субсидирование эк­спорта осуществляется через экспорт­ное кредитование.

Экспортное кредитование — метод финансовой не­тарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое сти­мулирование государством развития эк­спорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

субсидированных кредитов наци­ональным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банка­ми под ставку процента ниже рыноч­ной;

государственных кредитов инос­транным импортерам при обязатель­ном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспо­собность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяю­щие импортеру выполнить свои обяза­тельства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитова­ния экспорта машин и оборудования;

долгосрочными — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Организационная форма предостав­ления экспортных кредитов, так же как и взаимоотношения между агентствами по экспортному кредитованию и госу­дарствами, весьма сложна. Такое аген­тство может быть департаментом внут­ри правительственного министерства, самостоятельной организацией на пра­вах министерства и даже частной фирмой, работающей под контролем правительства. Нередко национальные агентства по экспортному кредито­ванию вступают в договорные отноше­ния друг с другом для финансирова­ния экспорта из более чем одной стра­ны, координации политики и обмена информацией о заемщиках.

Бернский союз – Международ­ный союз страхования кредитов и инвестиций – со­вещательный орган агентств по экс­портному кредитованию, служащий местом обмена информацией в области краткосрочного экспортного кредито­вания.

Экспортные кредиты иногда рассмат­ривают как разновидность внешней по­мощи другим государствам. Размеры субсидирования через льготное кредитование рассчитываются как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей рыноч­ной процентной ставкой. В банковской практике процентные ставки по эк­спортным кредитам обычно существен­но ниже ставок по другим видам креди­тов и нередко являются предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений. Кроме того, существуют многочисленные неподдаю­щиеся количественной оценке способы стимулирования экспорта через экспор­тные кредиты, так же как перенесение сроков первых платежей по кредитам на более дальний период, оплата креди­тов в валюте покупателя или в форме товарных поставок, государственное льготное страхование экспортных кре­дитов и т.д .[2. С.252]
Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обостре­ния конкурентной борьбы может при­нимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытесне­ние их с рынка.[2. С.252]

В Беларуси кредиты экспортерам, например, выдаются из Фонда поддержки экспорта, созданного согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.1997 г. № 1429. Часть средств этого фонда формируется за счет ассигнований из государственного бюджета и средств министерств. [7. С.250 ]

Демпинг – метод фи­нансовой нетарифной торговой полити­ки, заключаю-щийся в продвижении то­вара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нор­мального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стре­мящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет го­сударственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг мо­жет приобретать одну из следующих форм:

Спорадический демпинг — эпизодическая продажа из­лишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

Преднамеренный демпинг — временное умышлен­ное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и пос­ледующего установления монопольных цен.

Постоянный демпинг — постоянный экспорт това­ров по цене ниже справедливой.

Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встреча­ется крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний кур­сов валют.

• Взаимный — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по зани­женным ценам. Встречается также ред­ко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного това­ра в каждой из стран.

В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой элас­тичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это поз­воляет фирмам, имеющим относитель­но монопольное положение на внутрен­нем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше. Допус­тим, что в экспортирующей стране I рынок данного товара относительно неэластичен по цене, тогда как в им­портирующей стране II его эластичность выше (рис. 2.4). Пусть DI: и DII — спрос на товар в странах I и II, соот­ветственно, а предельный уровень дохо­дов — изменение доходов фирмы в результате продажи одной дополнитель­ной единицы товара — составляет MRI и MRII. На рисунке 2.4 в совокупного рынка стран I и II совокупный предель­ный уровень доходов составляет сумму предельного уровня доходов на каждом из рынков или MRI+II. Пусть предельные издержки — величина прироста сово­купных издержек фирмы в результате производства одной дополнительной единицы товара — будут равны у про­изводителя МС. Как известно из тео­рии макроэкономики, оптимальный объем производства, необходимый для максимизации прибыли, предполагает равенство предельных доходов предель­ным издержкам и составит QI+II.

Если у фирмы есть выбор, где прода­вать товар — внутри страны или за рубе­жом, то в целях максимизации прибыли предельный уровень доходов должен быть равен предельным издержкам на каждом из рынков.


/>

Рисунок 2.4. Дискриминация в ценах через демпинг

Исходя из этого, если известен оптимальный объем производства на совокупном рынке, можно определить оптимальный объем производства на каждом из рынков. Для рынка и страны I, и страны II справедливо то же правило, что и для совокупного рынка предельный уровень доходов должен быть равен предельному уровню издержек. Поэтому, построив прямую от оптимального уровня предельных издержек в точке Е на графике совокупного рынка, можно найти точки А и С, показывающие предельный уровень доходов MRI и MRII в каждой из стран при оптимальном уровне предельных издержек Точки А и С определяют, что для максимизации прибыли производителю вы годно продать Q1 товара по более высокой цене Р на внутреннем, менее эластичном рынке и QII товара по более низкой цене РII на внешнем, для него более эластичном рынке страны II. В результате возникает ценовая дискриминация местных потребителей, которые вынуждены покупать товар по более высоким ценам, и зарубежных производителей, которые сталкиваются с нечестной конкуренцией со стороны импортных товаров. Производитель, осуществляющий такую ценовую дискриминацию, может быть обвинен в демпинге. В числовом выражении выгодность демпинга нетрудно доказать.

Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:

• различия в эластичности спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубе­жом;

ситуация несовершенной конку­ренции, которая позволяла бы произ­водителю устанавливать и диктовать цены;

сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает то­вар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более ни­зким ценам. Обычно этому способству­ют высокие транспортные расходы и ус­тановленные государством торговые барьеры.

Демпинг запрещен как международ­ными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми за­конами многих стран, которые позво­ляют применять антидемпинговые пош­лины в случае обнаружения факта демпинга. Большие сложности возникают при определении справедли­вого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предпола­гаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определен­ного предшествующего периода в стра­не, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издер­жек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить од­носторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговая пошлина — временный сбор в раз­мере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рын­ках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных пос­ледствий нечестной ценовой конкурен­ции на основе демпинга.

Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют одним из следую­щих способов:

Как разницу в цене, по которой товар реально продается на рынке эк­спортирующей страны и на рынке им­портирующей. Если товар производит­ся только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-им­портера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны. [2. С.259]

В числе нетарифных средств регулирования международной торгов­ли находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучают­ся международным правом, но тесно связаны с международной экономи­кой.

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регу­лируются с помощью торговых догово­ров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполни­тельной власти (между правительства­ми) и подлежат ратификации законода­тельной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5–10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании — вид межгосударственных договоров, ус­танавливающий принципы и режим двусторонней торговли.

Основополагающим принципом меж­дународного права является то, что каж­дое государство обладает исключитель­ной юрисдикцией над своей терри­торией и все юридические и физичес­кие лица, находящиеся на этой терри­тории, подпадают под его юрисдикцию. Поэтому для оценки торговых догово­ров вопросом принципиальной важнос­ти является режим, который предос­тавляется на территории данного госу­дарства иностранным товарам, услугам и капиталу.

В практике регулирования междуна­родной торговли наиболее часто ис­пользуются следующие режимы:

Режим наибольшего благоприят­ствования — РНБ — условие, закреплен­ное в международных торговых со­глашениях, предусматривающее пре­доставление договаривающимися сторо­нами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или бу­дет пользоваться любое третье государ­ство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания не­дискриминационного режима в между­народной торговле.

Национальный режим — режим экономических отно­шений между государствами, при кото­ром одно государство предоставляет иностранным физическим и юридичес­ким лицам режим не менее благоприят­ный, чем режим для своих юридичес­ких и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и приме­нительно к вывозу капитала. .[2. С.259]

В практике международных экономи­ческих организаций системы ООН иногда используется понятие справед­ливого и недискриминационного режи­ма, который не имеет четкого опреде­ления и используется в основном как напоминание о совершаемой неспра­ведливости в торговой или иной эконо­мической сфере. В большинстве торго­вых договоров, подписываемых страна­ми на двусторонней основе, содержится положение о применении РНБ, кото­рый стал универсальным правилом и поддерживается ВТО.

Из РНБ существуют изъятия, но толь­ко в следующих рамках:

Изъятия для соседних стран с целью облегчить приграничную торгов­лю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятия, распространяющиеся на нее, не оказы­вают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом.

Изъятия и преимущества, выте­кающие из соглашений о создании та­моженных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торгов­ли. Страны, предоставившие опреде­ленные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принци­па РНБ, искажающее влияние соглаше­ний о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.

• Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы префе­ренций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предос­тавляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены или значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.[2. С.259]

Вывод: Другие виды торговой политики – это технические барьеры, политика в рамках государственных закупок, требование о содержании местных компонентов.

Скрытые методы торго­вой политики – это внутренние налоги и сборы направленные на повышение внутренней цены импортного товара

Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии, кредитование, демпинг.

На двустороннем уровне торго­вые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями.

Аргументы «за и «против» протекционизма

Экономические последствия применения рассмотрены лишь в некоторых основных инструментах внешнеторговой политики. На практике их используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

Несмотря на то, что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, с одной стороны, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных (и влиятельныx) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давление на государство в пользу ограничения торговли, и такое давление часто приносит свои плоды, тем более, что и самому государству таможенный тариф и некоторые нетарифные меры протекционизма приносят немалый доход.

С другой стороны, проведенный выше анализ базировался лишь на количественной оценке изменения благосостояния в отдельной отрасли и только в краткосрочном периоде. Однако как сторонники, так и противники протекционизма используют целый ряд дополнительных аргументов, которые не всегда поддаются простой количественной проверке.

Аргументы в пользу протекционизма Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости. [5. С.90]

Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (ввязанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным Обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 3.1 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители поолучают субсидию, то увеличение отечественного производства досчитается без повышения цен, и следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затраты государства на субсидию — область (а + b) = (b + с + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят область b, тогда как потери от введения тарифа больше и составляют область (b + е).

/>

Рисунок 3.1

Часто приводится аргумент, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.

Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм. [6. С.91]

Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.

Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (например, субсидиями). [6. С.91]

Дополнительные аргументы против протекционизма. Аргументы в пользу протекционизма являются по меньшей мере небесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.

Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительности далеко не редок.

Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономическое последствия
Вывод: Аргументы в пользу протекционизма: стимулирование производства и увеличение занятости, защита молодых отраслей, увеличение доходов государственного бюджета, обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргументы против протекционизма: обострение межгосударственных противоречий, сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса.
Заключение
В Республике Беларусь внешнеторговая политика стро­ится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию фор­мирования экспортоориентированного и импортозамещаю­щего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики и идет по пути дого­няющего развития.

Государства используют нетарифные методы торговой политики. В политическом плане нетарифные мето­ды торговой политики зачастую счита­ются предпочтительными для прави­тельств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на на­селение.

В первом вопросе курсовой работы раскрыли, что такое количественные ограничения и что они являются основным нетарифным мето­дом торговой политики и включают в себя квотирование, лицензирование и «до­бровольное» ограничение экспорта. Что квота определяет количество и номен­клатуру товаров, разрешенных к эк­спорту или импорту. Какое экономическое различие между тарифом и квотой, что оно заключается в разном содержании пе­рераспределительного эффекта и в раз­ной силе ограничительного воздейст­вия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Показали что, лицензирование может яв­ляться составной частью процесса кво­тирования или быть самостоятельным инструментом государственного регули­рования внешней торговли. Они бывают разовые, генеральные, глобаль­ные и автоматические, а их распределе­ние между экспортерами или импорте­рами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе.

Во втором вопросе раскрыли другие виды торговой политики – это добровольное ограничение экспорта и оно представля­ет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую пра­вительством экспортирующей страны под политическим давлением со сторо­ны импортера.

Так же методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. В их число входят тех­нические барьеры – это требования о со­блюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества им­портной продукции; государственные закупки пре­имущественно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных ком­понентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и огра­ничить импорт.

Фи­нансовыми методами торговой полити­ки являются субсидии, кредитование и демпинг. Субсидии – это денежные вып­латы, направленные на поддержку на­циональных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта, они бывают внутренние и экспортные. Крайним случаем субсидирования экспорта выступает демпинг – это продвижение товара на внешний рынок за счет снижения эк­спортных цен ниже нормального уров­ня цен, существующего в этих странах. Для защиты от преднамеренного дем­пинга страны используют антидемпин­говые пошлины.

На двустороннем уровне торговые отношения между странами регули­руются двусторонними торговыми дого­ворами и соглашениями, устанавливаю­щими юридическую базу осуществле­ния торговли, включая режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, который предос­тавляется в стране иностранным то­варам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам.

В третьем вопросе показаны аргументы за и против протекционизма. Аргументы в пользу протекционизма – это стимулирование производства и увеличение занятости, защита молодых отраслей, увеличение доходов государственного бюджета, обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргументы против протекционизма – обострение межгосударственных противоречий, сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса.
ЛИТЕРАТУРА

Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина; под общ. ред. проф. А. В. Сидоровича. 8-е изд. М.: Дело и Сервис, 2007. 496 с.

Киреев, А.П. Международная экономика: учебник. В 2 ч. /А. Киреев. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Междунар. отношения, 2000. 416 с.

Кругман, П.Р. Международная экономика. Теория и политика: учебник для вузов / П. Р. Кругман, М. Обстфельд; пер. с англ. под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. М.: Юнити, 1997. 831 с.

Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чепурин [и др.]; под общ. ред. М.Н. Чепурина. 5-е изд. Киров: АСА, 2006. 832 с.

Линдерт, П.Х. Экономика мирохозяйственных связей / П.Х. Линдерт: под. общ. ред. О.В. Ивановой; пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. 520 с.

Миклашевская, Н.А. Международная экономика: учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов; под ред. проф. А.В. Сидоровича. 2-е изд., доп. М.: Дело и Сервис, 2000. 352 с.

Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / С.Ю. Кричевский, М.И. Плотницкий, Г.В. Турбан [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого, Г.В. Турбан. Минск: ООО «Современная школа», 2006. 664 с.

Носова, С.С. Экономическая теория. Элементарный курс: учеб. пособие / С.С. Носова. М.: КНОРУС, 2008. 520 с.

Носова, С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. М.: ВЛАДОС, 2003. 560 с.

Сальваторе, Д.Р. Международная экономика / Д.Р. Сальваторе; под ред. проф. Г.Н. Котова, пер. с англ. М.: 1998. 618 с.

Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 688 с.

Самуэльсон, П. Экономика: учеб. пособие / П. Самуэльсон, В. Нордхаус; пер. с англ. 16-е изд., М.: Изд. Дом «Вильямс», 2000. 585 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.