Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование сферы обращения в западных странах и Российской Федерации

--PAGE_BREAK--         Кризис                                                      Бум       точка

                                     

         Депрессия           Оживление                                          Кризис
                     Нижняя

поворотная

                                   точка

                                                                                     t       

Рис.1. Общая модель хозяйственных циклов в развитых странах.
Цикличность сохранилась в «размытом» виде с выраженными подъемами по 2–4% прироста ВВП в год и рецессиями.

Государство как регулятор стало бороться с перегревом экономики и при повышении темпов экономического развития начало увеличивать учетные ставки, сдерживать инвестиции, сбивая этот темп. Тем самым перестали создаваться предпосылки для глубокого падения производства. И, напротив, при начале рецессии учетная ставка резко снижалась, деньги дешевели. Это способствовало менее болезненному выходу из рецессии и организации вслед за рецессией оживления, вместо того чтобы эта рецессия переросла в длительную депрессию, как это бывало раньше.

         Сегодняшний финансовый кризис – всесторонний, достаточно глубокий и острый сразу сказался на предприятиях и организациях народного хозяйства. Им стало труднее кредитоваться из-за кризиса ликвидности, возвращать долги за ранее взятые кредиты. Некоторые из них стали неплатежеспособными. Государство было вынуждено вмешаться, прежде всего, чтобы поддержать финансовые организации, особенно банки, а также ипотеку. Для этого в основном использовались бюджетные деньги. Это резко увеличило дефициты бюджетов, привело к сокращению других бюджетных расходов. В результате сократился платежеспособный спрос на различную продукцию, на многие товары стали снижаться цены, а с ними – сокращаться прибыль многих предприятий и организаций.

Следующая таблица характеризует прогнозные показатели кризиса – сокращение прироста валового внутреннего продукта по группам стран.



Население в период кризиса не склонно приобретать жилье, автомашины, другие дорогие товары, спрос на которые резко упал. Сокращение жилищного строительства на 30–40 %, автомобилестроения на 20–30 % по цепочке вызвало резкое снижение производства у поставщиков материалов, металла, необходимых изделий. Так финансовый кризис перерос в общеэкономический, и довольно дружно в развитых странах началась рецессия – сокращение производства.

Первыми рецессию официально признали в Европейском союзе, где во втором и третьем кварталах 2008 г. произошло сокращение производства в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Затем, Национальное бюро экономических исследований США – орган, который официально уполномочен объявлять рецессию, – в ноябре 2008 г. объявил о том, что экономика США находится в состоянии рецессии.

С сокращением потребления снижаются и объемы торговли. К тому же торговля всегда жила на непрерывно возобновляемых кредитах, и кризис ликвидности на торговле отражается, может быть, даже раньше, чем на других отраслях. Во всяком случае, в России именно торговые сети, можно сказать, первыми оказались в трудном положении. И Сбербанку, как государственному банку, пришлось в первую очередь их обеспечивать кредитами. Иначе могло бы быть нарушено бесперебойное обеспечение населения, в том числе, товарами первой необходимости.

В США при президенте Б.Обама выработана дополнительная антикризисная программа стоимостью более 800 млрд. долларов, что увеличит антикризисный пакет средств до 10 % валового внутреннего продукта США. В Европе сумма выделенных антикризисных средств уже достигла 2 трлн. долларов при совокупном валовом внутреннем продукте европейских стран около 15 млрд. долларов, так что это около 13 % ВВП.
1.     Сертификация продукции и услуг.
Закон «О сертификации продукции и услуг» установил правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

         Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом России) определена номенклатура продукции и услуг, подлежащие обязательной сертификации в РФ. Этот документ включает в себя различные товарные группы: машиностроительного комплекса, электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности; сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности; легкой промышленности и др.

         В соответствии с этим законом изготовители продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории России, обязаны, «реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата выданного или признанного уполномоченным на то органом»

         Те же самые требования распространяются и на продукцию, ввозимую из-за рубежа. В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система предварительного лицензирования производства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией.
5.     Государственная защита прав потребителей.

5.1. Движение в защиту прав потребителей в США.
Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль, как в бизнесе, так и в политике. Термин «консюмеризм» означает «движение в защиту прав потребителей».

В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган – сенатскую Комиссию по торговле между штатами.

В начале ХХ века идет борьба вокруг законодательства о надзоре за качеством пищевых продуктов и медикаментов, активисты этой компании получили название «разгребатели грязи». В 1899 году появляется Национальная лига потребителей, которая принимала активное участие в компании по «разгребанию грязи». 1935 году создается Союз потребителей.

В 60-е годы ХХ века происходит заметный рост активности потребительских организаций. Это было связано с деятельностью Ралфа Нэйдера. Его стратегия предусматривает прямое правительственное регулирование тех областей экономики и социальной сферы, где рыночные силы не имеют полной возможности обеспечивать охрану окружающей среды, безопасность работника на рабочем месте. Вместе со своими многочисленными последователями, прозванными «десантом Нэйдера», он добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковке пищевых продуктов, о контроле радиационной обстановки и запрещении использования ДДТ в качестве пестицида.

В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели – координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.

Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний публикуются отдельными изданиями стенографические отчеты.

В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.
5.2. Защита прав потребителей в Германии.
Союз потребителей Германии объединяет 30 организаций, занимается защитой прав потребителей в средствах массовой информации на федеральной, европейской и международной арене. Правительство оказывает большую финансовую помощь Союзу: примерно 2/3 его расходов покрываются за счет правительственных субсидий. Во второй половине 70-х годов ХХ века была создана организацию по тестированию товаров «Штифтунг Варентест», занимающаяся сравнительными потребительскими испытаниями товаров и услуг. Ежемесячно эта организация выпускает журнал «Тест», в котором представлены результаты исследования товаров и услуг, осуществляемых в независимых лабораториях. К этому журналу имеется специальное приложение, посвященное финансовым услугам – «Финанс тест». «Тест» один из крупнейших потребительских журналов в Европе – его тираж составляет более 1 млн. экземпляров. Сама организация «Штифтунг Варентест» не проводит испытаний, а размещает заказы на них в компетентных лабораториях по всей Европе. Однако программы испытаний товаров и услуг разрабатывает сама организация и предъявляет к их качеству очень высокие требования. Кроме этого журнала, выпускаются специальные тематические подборки по конкретным товарам или услугам, например, по бытовой технике, автомобилям и т. д. Сведениями из этих изданий пользуются около 80 % жителей Германии.

В стране приняты дополнения к законам, касающимся продовольствия, на основе этого усилена инспекция продовольственных товаров. Экологически чистые и качественные продукты, награждаются особой премией, присуждаемой комиссией при министерстве окружающей среды.
5.3. Государственная защита прав потребителей в РФ
Государственная защита прав потребителей закреплена Законом РФ «О защите прав потребителей». Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения, при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах; гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определил механизм реализации этих прав.

         В ст. 4 определено понятие качества товара, предусмотрены права и обязанности изготовителя по установлению срока службы, годности, гарантийного срока использования. В ст. 5 подчеркнуто: «продажа товара  по истечению установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, службы, но он не установлен, запрещается».

         Предусмотрена ответственность продавца (изготовителя) за вред, причиненный, жизни, здоровью, или имуществу потребителя. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной настоящим Законом или договором. Уплата неустойки не освобождает продавца от исполнения обязательств в натуре перед потребителем.

         Потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товаров в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю. Эти недостатки должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления потребителем требований. Замена товара должна быть удовлетворена в 7 дней, а если имеется необходимость в дополнительной экспертизе качества товара – 20 дней.
6. Экономические методы государственного регулирования товарного обращения

6.1. Регулирование товарного обращения на западе.
         Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координации экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики. Государственное регулирование товарного обращения осуществляется разнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы: правовые нормы; финансово-экономические рычаги; защита прав потребителей; регулирование торговой практики.

Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг. Особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке. Совокупность правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила название антимонопольного (антитрестовского) законодательства.

Антимонопольное законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам. В современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограничительной деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. п.

В системе финансово-экономических рычагов одной из центральных проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами обычно разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен на некоторые товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулирования цен. Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Государственное регулирование цен сочетается с финансово-кредитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).

Особую группу методов государственного регулирования товарного обращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно преследует следующие основные цели:

— предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли;

— информировать предприятия о том, что запрещено;

— стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного обращения.

Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались и применяются разнообразные методы экономического и неэкономического воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в конечном счете, подчинены триединой цели — обеспечить:

— производителю – свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;

— потребителю – свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления;

— третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании – учет интересов.

Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения определяются в каждый данный момент конкретной экономической и социальной ситуацией в стране.

Опыт регулирования рынка в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвенного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю.

Особого внимания заслуживает зарубежный опыт развития информационной деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной деятельности, повышения эффективности торговых компаний, развития малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах считается существенным критерием уровня организации регулируемого рынка. Такая информация необходима:

— предпринимателям – при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;

— покупателям – для свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.

Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это, прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Такой политикой обеспечивается улучшение качества и разнообразие товаров, предотвращение дороговизны, а, следовательно, повышение жизненного уровня населения и качества жизни. Конкуренция делает то, что никогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методы управления. Конституционный строй, обязывающий поддерживать ее, – наилучший союзник экономического прогресса.

Помимо сказанного в западной научной литературе выделяются различные виды государственного регулирования в зависимости от функций предпринимательской деятельности. Среди них:

–регулирование, связанное с «входом и выходом на рыночные отношения» (установление юридического лица, разрешение на виды предпринимательской деятельности, закрытие предприятий);

–регулирование процесса строительства заводов, фабрик и т.д.;

–регулирование производственной деятельности (производственное оборудование и производственный процесс, объем производства, технология производства, цена, показатель качества и упаковка продукта);

–регулирование торговых операций (цена, количество, условия ликвидации задолженностей, торговые партнеры, район торговых опе­раций, метод торговых операций и т.д.);

–регулирование транспортировки и хранения товаров;

– регулирование, связанное с управлением кадрами и трудом (занятость, зарплата, благосостояние, обучение и переподготовка кадров и др.);

–регулирование, связанное с управлением финансами (создание фондов, использование фондов, управление финансами и налоговая деятельность, управление регистрацией на бирже ценных бумаг, и др.).
6.2. Методы регулирования товарного обращения в Российской Федерации.
В России в период перехода к рынку не удалось сформировать настоящей конкурентной среды. Она существует только в нескольких областях – пищевой промышленности, сотовой телефонной связи и некоторых других. Но во многих отраслях сохраняется высокая монополизация, и отрасли, часто при попустительстве государства, поддерживают завышенные цены, слабо реагируют или реагируют позднее при снижении издержек.

Анализ сложившихся структур сферы товарного обращения показал, что новые системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходного периода при отсутствии адекватного хозяйственного механизма, способного в достаточной мере обеспечить взаимоувязку интересов товаропроизводителей, предприятии оптовой и розничной торговли, потребителей товаров. В силу функциональных возможностей и экономико-правового статуса они не в состоянии решить задачи, возложенные на них обществом.

Поддержка государством конкуренции – лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция – самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Она тем эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма, особенно государственного. Конкуренция помогает выявить весь потенциал человеческой энергии и инициативы, на первый взгляд кажется, что она оттесняет государство от экономики, но на самом деле – требует от него поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает монополизация.

Необходимость государственного регулирования на рынке потребительских товаров определяется следующими факторами:

— отсутствие адекватного рыночного механизма при ликвидации системы централизованного доведения товаров до потребителей;

— различный уровень развития рыночных отношений в сфере производства и сфере обращения;

— значительная дифференциация потребительского рынка, связанная с резким социальным расслоением населения;

— требование координации формирования и распределения товарных ресурсов в связи со значительными объемами их завоза из стран СНГ и по импорту;

— незаинтересованность коммерческих структур в обеспечении потребности рынка в товарах, как по объему, так и по ассортименту.

Непосредственная форма воздействия связана с определением некоторых элементов рынка. В настоящее время это касается в основном формирования товарных ресурсов (прежде всего по социально значимым товарам первой необходимости и товарам массового спроса).

Прямое воздействие государства на формирование товарного обращения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности, и обеспечения некоторых объемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровня потребления товаров населением.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г. для осуществления деятельности по образованию федеральных продовольственных фондов Указом Президента и постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются объемы и ассортимент поставок продовольствия; министерства и ведомства, ответственные за закупку и поставку товаров по федеральным фондам и выступающие в качестве госзаказчика, а также категории потребителей.

Указанные фонды создаются по основным продовольственным товарам (зерно, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыбопродукты, сахар, растительное масло, картофель и овощи) для удовлетворения потребностей военных и приравненных к ним категорий потребителей, снабжения районов Крайнего Севера, экологически загрязненных районов и приравненных к ним местностей, частично Москвы и Санкт-Петербурга и на другие государственные нужды. В этой связи стоит отметить, что относительная стабилизация рынка продовольственных товаров, особенно в 1993—1994 гг., была во многом обусловлена формированием федеральных продовольственных фондов.

Государство принимает непосредственное участие в установлении хозяйственных связей, а также сохраняет в собственности ряд предприятий сферы товарного обращения, обеспечивающих общегосударственные интересы (например, оптовые предприятия, обеспечивающие товародвижение продукции, имеющей стратегическое значение: накопительные склады для снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, холодильники и объекты складского хозяйства для формирования федеральных фондов, оптовые предприятия, осуществляющие хранение мобилизационных запасов и резервов правительства, и др.).

Государство в лице уполномоченных на это органов координирует деятельность по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке, в частности поставки товаров федеральным фондам и фондам для иных государственных нужд; завоз товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ; закупки по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств. Осуществление и координация деятельности по поставкам товаров для государственных нужд осуществляются на основе соглашений, которые определяют механизм взаимодействия государства и коммерческих структур различных форм собственности и сфер деятельности по выполнению целевых государственных программ, а также разграничивают функции и определяют права и обязанности сторон по деятельности на рынках определенных групп товаров.

Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит посредством применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги (например, на перевозку грузов), влияния на ценовую политику предприятий. К участию в реализации социально значимых программ привлекаются предприятия с обеспечением им финансовой поддержки через предоставление целевых или льготных кредитов, а также налоговых льгот, направленных на пополнение собственных оборотных средств.

В то же время оптимальное сочетание экономических, административных и организационных методов регулирования товарного обращения определяется на региональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектов системы. Местные органы власти могут решать вопросы предоставления целевых кредитов и формирования заказа на товары массового спроса и социально значимые товары; освобождения от уплаты налога на прибыль, зачисляемую в местный бюджет; местных налогов и сборов, коммунальных платежей при закупках, накоплении и реализации этих товаров. Возможно установление обязательного ассортиментного перечня для оптовых и розничных предприятий, действующих в регионе, а также определение основных условий деятельности предприятий при выдаче лицензий на оптовую и розничную торговлю. При этом обязательно осуществление контроля качества товаров, ассортимента, соблюдение правил торговли, условий договоров и норм законодательных актов с применением установленных законами санкций к предприятиям-нарушителям.
6.3. Статистика по отрасли и направления совершенствования государственного регулирования в Российской Федерации

                

Мировой экономический кризис внес свои коррективы в развитие торговли в России. По данным Росстата, за январь–октябрь 2009 г. розничный товарооборот сократился на 5,7% к соответствующему периоду 2008 г. В структуре ВВП в первом полугодии 2009г. доля оптовой и розничной торговли (без учета косвенных налогов) составила 20,7%. Необходимо отметить вклад отрасли в пополнение бюджета страны. За первое полугодие 2009г. поступления по виду экономической деятельности оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования составили 316,3 млрд руб., или 10,9% (рис. 2).

При этом оборот розничной торговли непродовольственными товарами падал опережающими темпами по сравнению с продовольствием. За данный период оборот розничной торговли пищевыми продуктами (включая напитки) и табачными изделиями сократился на 4%, а оборот торговли непродовольственными товарами – на 12,5% к аналогичному периоду 2008 г. (рис. 3)
Рис.2. Место торговой деятельности в структуре российского ВВП.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :