Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики предпринимательстваи права

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «экономика иуправление внешнеэкономической деятельностью
на тему: Государственноерегулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь
Слушатель
ФП КТЦПЭВ М. Ч. Кругленя
РуководительА. И. Курадовец
Минск – 2010

РЕФЕРАТЛИСТ
Курсовая работа: 42с., 18 источник.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЛИЦЕНЗИИ, КВОТЫ, ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, ВАЛЮТНОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ.
Объектами исследования выступают — внешнеторговая деятельность, тарифныемеры государственного регулирования внешнеторговой деятельности, нетарифныемеры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Предмет исследования: государственное регулирование внешнеторговой деятельностиРеспублики Беларусь.
Целью настоящего исследования является анализ государственного регулированиявнешнеторговой деятельности в Республике Беларусь.
При выполнении работы были использованы методы исследования:
теоретический анализ научной литературы, законодательной базы РеспубликиБеларусь изучение выборки из полученных данных по наиболее популярным,современным приемам развития внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь,проанализировано состояние внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь ивнесены предложения по улучшению работы в данном направлении.
Областью возможного практического применения являются предприятияРеспублики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материалправильно и объективно подтверждает состояние исследуемого процесса, а всезаимствованные из литературы и других источников теоретические, методологическиеи методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИСИСТЕМА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1 Тарифныемеры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности
1.2 Нетарифныемеры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности
2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОАНИЕ КАК МЕТОДГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Внешнеторговаядеятельность становится все более важным фактором экономического развития РеспубликиБеларусь. Сейчас практически нет ни одной отрасли промышленности, которая былабы не вовлечена в сферу внешнеторговой деятельности. Мировой опытсвидетельствует, что даже в промышленных странах существует объективнаянеобходимость государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государствопризвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать мерыдля увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций,сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования и, что особенноважно, принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществлениявнешнеторговой деятельности, и контролировать их неукоснительное соблюдение.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности одна из важнейших исамых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованнаяполитика в области внешнеторговой деятельности — важнейший фактор успешногоразвития экономики любой страны.
Объект — механизмгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь.
Предмет – рольгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности Республики Беларусь.
В науке административногоправа понятие «государственное регулирование» рассматривается в широком и узкомсмыслах. В первом случае государственное регулирование заключается вустановлении государством общих правил поведения участников общественныхотношений и приведении их в соответствие с изменяющимися условиями. Егосубъектами являются органы законодательной, исполнительной и, в определеннойстепени, судебной власти. Во втором случае государственное регулированиепредставляет собой одну из функций государственного управления, котораявыражается в правовом регулировании, т.е. в установлении определенных правил(норм) поведения субъектов хозяйствования. В каком бы смысле не рассматривалосьгосударственное регулирование, оно проявляется, прежде всего, через активнуюдеятельность (которая включает в себя такие элементы, как субъект, объект,цель, средства и формы ее достижения и сам процесс) и в этой связи не можетопределяться через «систему мер», как это сделано в Законе о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности. Таким образом, государственноерегулирование внешнеторговой деятельности, являясь по своей сути публичной деятельностью,основывается на функциональной заданности цели (например, обеспечениеэкономической безопасности Республики Беларусь), средств ее достижения (наличиепредусмотренных нормативными правовыми актами приемов, способов воздействия наобъект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования(изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объектимеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота,лицензия), процесса ее осуществления (предусмотренные нормативными правовымиактами).
Целью настоящегоисследования является анализ (роль и значение) государственного регулированиявнешнеторговой деятельности в Республике Беларусь.
Исходя из поставленнойцели, выделим следующие задачи:
1.Изучить понятие исистему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РеспубликеБеларусь;
2.Проанализироватьзаконодательные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность;
3.Рассмотреть основныенаправления совершенствования государственного регулирования внешнеторговойдеятельности в Республике Беларусь.
При написании курсовойработы использовались следующие методы исследования: теоретический анализнаучной литературы, законодательной базы Республики Беларусь, изучение выборкииз полученных данных по наиболее популярным современным приемам развитиявнешнеторговой деятельности в Республике Беларусь, проанализировано состояниевнешнеторговой деятельности в Республике Беларусь и внесены предложения поулучшению работы в данном направлении.
Исследовательской базойнаписания данной курсовой работы послужили законодательные и нормативные актыРеспублики Беларусь, научные труды, монографии отечественных и зарубежныхавторов по проблеме исследования, публикации в СМИ, а так же интернет ресурсы.

1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМАМЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СУБЪЕКТОВХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Государственноерегулирование внешнеторговой деятельности – это система мер, устанавливаемыхгосударством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных наиспользовании экономических и административных методов в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь.
ЗаконодательствоРеспублики Беларусь допускает применение двух методов государственногорегулирования внешнеторговой деятельности – таможенно-тарифного и нетарифного.Использование обоих этих методов отвечает общемировой практике. В странах срыночной экономикой в большей мере используются экономические инструментырегулирования внешней торговли, воздействующие на ввоз и вывоз товаров и наформирование внутреннего рынка товаров через механизм таможенных пошлин. Приприменении этих инструментов за покупателями товаров сохраняется полная свободавыбора между импортными и схожими с ними товарами отечественного производства,что является одним из важнейших условий функционирования нормальных рыночныхотношений. Эффективность такого механизма во многом зависит от номенклатурыимпортируемых товаров, спроса на внутреннем рынке и предложения производителейконкурирующей отечественной продукции и регулируется в основном путем повышенияили понижения ставок таможенных пошлин и в зависимости от конъюнктуры рынка.
Однако использование вчистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, невсегда дает желаемый положительный результат, а во-вторых, экономические мерыне одинаково воздействуют на поставку в страну товаров крупными и малымипартиями, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому вбольшинстве стран, наряду с экономическими мерами, широко применяются такжеадминистративные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающиеимпорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортныхпоставок, так и от возможности возникновения дефицита отечественных товаров.При этом правда, покупатель ограничивается в праве свободного выбора между отечественнымии импортными товарами.
 
1.1 Тарифные меры всистеме государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Главным инструментом вруках государства при регулировании внешней торговли является использованиетарифного регулирования. Тарифное регулирование – форма государственногорегулирования внешнеторговой деятельности, применяемая в целях регулированияимпорта и экспорта, с помощью, которой, государство реализует свое исключительноеправо на установление таможенного тарифа на товары, перемещаемые через границуРеспублики Беларусь.
Одним из основныхэлементов, проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переходот административных мер управления к экономическим является усиление ролитаможенно – тарифного регулирования внешней торговли.
Таможенно – тарифные мерыэто совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий,осуществляемых в установленном законодательством порядке государственнымиорганами и направленных на регулирование внешнеторговой деятельности. В основереализации таможенно – тарифного регулирования лежит применение таможенноготарифа.
Таможенный тариф –наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешнейторговли, действующий через механизм ценообразования.
Среди основных функцийтаможенного тарифа особо выделяются фискальная и протекционистская функции.
Фискальная функциятаможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания пошлин вдоходную часть страны.
Протекционистская функциясвязана с защитой отечественных производителей. Взимание таможенных пошлин симпортных товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынкестраны и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров,производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Таможенный тариф в рядеслучаев может быть использован для развития национального экспорта путемодностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок вотношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.
Таможенный тарифРеспублики Беларусь — свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа),применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РеспубликиБеларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ст. 2 Закона «Отаможенном тарифе»).
Основные цели таможенноготарифа Республики Беларусь:
рационализация товарнойструктуры ввоза товаров в Республику Беларусь;
поддержание рациональногосоотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территорииРеспублики Беларусь;
создание условий дляпрогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров вРеспублике Беларусь;
защита экономикиРеспублики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
обеспечение условий дляэффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.
В соответствии со ст. 242Таможенного кодекса РБ при перемещении через таможенную границу РБ и в другихслучаях, установленных ТК РБ, уплачиваются следующие таможенные платежи:
таможенная пошлина;
налог на добавленнуюстоимость;
акцизы;
таможенные сборы;
другие налоги и сборы,предусмотренные законодательством РБ.
Таможенная пошлина – обязательныйвзнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территориюили вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такоговвоза или вывоза.( )
Ставки таможенных пошлинявляются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающихтовары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и другихфакторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Ставки таможенныхпошлин устанавливаются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, еслииное не установлено Президентом Республики Беларусь. В отношении товаров,происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми непредусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо странапроисхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлинувеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РБ тарифных льгот(тарифных преференций).
В Республике Беларусьприменяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
адвалорные, начисляемые впроцентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические,начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;
комбинированные,сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Сумма таможенных пошлинопределяется как произведение налоговой базы и соответствующей ставки.
Сумма таможенных пошлинпо товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, определяется поформуле:
С = Н x П, где (1.1)
С — сумма таможеннойпошлины;
Н — налоговая база(таможенная стоимость);
П — адвалорная ставкатаможенной пошлины.
Сумма таможенных пошлинпо товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, определяетсяпо формуле:
С = К x П, где (1.2.)
С — сумма таможеннойпошлины;
К — налоговая база(количество (объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении);
П — специфическая ставкатаможенной пошлины.
При применениикомбинированной ставки таможенной пошлины «ставка в процентах оттаможенной стоимости, но не менее ставки в евро за единицу измерениятоваров» сумма таможенной пошлины равна наибольшей из сумм, исчисленных поадвалорной и специфической ставкам таможенной пошлины. При применениикомбинированной ставки таможенной пошлины «ставка в процентах оттаможенной стоимости плюс ставка в евро за единицу измерения товаров» сумматаможенной пошлины равна сумме, исчисленной по адвалорной и специфическойставкам таможенной пошлины.
В целях защитыэкономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут временноприменяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные и компенсационные.
Антидемпинговые пошлиныприменяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусьтоваров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза вмомент этого вывоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальныйущерб отечественным производителям подобных товаров, или препятствуеторганизации или расширению производства подобных товаров на территорииРеспублики Беларусь.
Специальные пошлиныприменяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможеннуютерриторию Республики Беларусь в количестве и на условиях, наносящих илиугрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных илинепосредственно конкурирующих товаров, как ответная мера на дискриминационные ииные действия, ущемляющие интересы республики, со стороны других государств илииных союзов.
Компенсационные пошлиныприменяются при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, припроизводстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, еслитакой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественнымпроизводителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширениюпроизводства подобных товаров в Республике Беларусь.
Применению особых видовпошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь по инициативе органов государственногоуправления Республики Беларусь. Ставки соответствующих пошлин устанавливаютсяпо итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая и их размердолжен быть соотносим с величиной установленного расследованием занижения цен,субсидий и выявленного ущерба.
В соответствии со ст.111 Особеннойчасти Налогового кодекса Республики Беларусь подакцизными товарами считаются:
спирт этиловый ректификованныйтехнический;
алкогольная продукция: этиловыйспирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка,ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другиенапитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);
непищевая спиртосодержащая продукцияв виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этиловогоспирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
пиво;
слабоалкогольные напитки с объемнойдолей этилового спирта от 2 до 7 процентов;
табачные изделия;
автомобильные бензины;
дизельное и биодизельное топливо;
судовое топливо;
газ углеводородный сжиженный и газприродный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильноготоплива;
масло для дизельных и (или)карбюраторных (инжекторных) двигателей;
микроавтобусы и автомобили легковые,в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуревнешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704).
Так же следует отметить,что одним из основных видов таможенных платежей являются сборы за таможенноеоформление. Таможенные сборы взимаются до или в момент принятия таможеннойдекларации к оформлению. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных сборов затаможенное оформление и оказание таможенных услуг не предоставляется.
 
1.2 Нетарифные меры всистеме государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Нетарифные мерыгосударственного регулирования внешней торговли, лишая покупателя свободноговыбора товаров и тем самым ослабляя конкуренцию отечественных товаров синостранными, казалось бы, должны подрывать рыночный механизм. Но это не так,ибо такие меры применяются в отношении поставок сравнительно небольшой группытоваров либо в течение ограниченного срока и предназначены для решенияопределенных экономических и социальных проблем, требующих оперативноговмешательства государства. Таким образом, нетарифные меры не разрушаютвнутренний рынок страны, а, наоборот, содействуют его нормальномуфункционированию.
Применение мернетарифного регулирования в условиях самостоятельного осуществления большимчислом компаний внешнеторговых операций позволяет влиять на роствнешнеторгового дефицита, выравнивать торговый и платежный балансы, болеерационально распоряжаться иностранной валютой при острой ее нехватке длязакупки за рубежом наиболее необходимых в стране товаров, мобилизовать валютныерезервы для обслуживания внешнего долга Беларуси.
Существует ряд форм стимулированияи поощрения экспорта или финансовых методов торговой политики, к ним относятся:
субсидии – это денежнаявыплата, направленная на поддержку отечественных производителей и косвенная дискриминацииимпорта. По характеру выплат они делятся на косвенные и прямые. Косвенные – этоскрытое датирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов,льготные условия страхования, возврат импортных пошлин, займов по ставке нижерыночных. Прямые – это непосредственные выплаты экспортера после совершения имэкспортной сделки на сумму разницы его издержек и полученного дохода.
кредитование – этоскрытое субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государствомразвития экспорта отечественными предприятиями;
демпинг – этот методзаключается в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортныхцен ниже нормального уровня цен существующих в этих странах;
технические барьеры – этоскрытый метод торговой политики возникший в силу того, что отечественныетехнически-административные и другие нормы и правила построены так, чтобыпрепятствовать ввозу товаров из-за рубежа.
На сегодняшний деньгосударством установлены следующие меры нетарифного регулирования перемещениятоваров через таможенную границу:
1) квотирование;
2) лицензирование;
3) выдача разрешений иустановление запретов;
4) сертификация;
5) фитосанитарный иветеринарный контроль;
6) установление предельныхминимальных цен;
7) применение акцизныхмарок.
Они устанавливаютсяисходя из соображений государственной безопасности, защиты общественногопорядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защитыисторического и археологического достояния народов Беларуси и зарубежных стран,в том числе объектов интеллектуальной собственности, защиты интересовбелорусских потребителей ввозимых товаров.
Все нетарифные меры можноразделить на 2 группы. Первая группа связана с перемещением товаров через таможеннуюграницу, вторая применяется только при помещении товаров под определенныйтаможенный режим.
Квотирование как мераэкономической политики представляет собой введение количественных и стоимостныхограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видамтоваров, странам или группам стран. Квотирование применяется для защитывнутреннего потребительского рынка и защиты интересов государства при вывозе /ввозе некоторых видов товаров из / в Республику Беларусь. Квоты — этоколичественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимостьперемещаемых через таможенную границу товаров.
В основном квотированиеэкспорта использовалось для ограничения вывоза товаров народного потребления,сырьевых ресурсов и предполагало при этом систему жесткого лицензирования.Квоты делились на две группы: квоты, распределяемые в административном порядке,и квоты для аукционной продажи. В первую были включены квоты, предоставляемыедля выполнения международных обязательств государства, региональные квоты,квоты отдельных предприятий. Во вторую группу включены квоты, предназначенныедля продажи на аукционе, а также нереализованные квоты регионов и предприятий.Распределение квот на конкурсной основе через биржевые торги обеспечивало открытостьих получения и определенные гарантии их практической реализации. Такой порядокэкспорта отдельных видов товаров был необходим в условиях бурной либерализациивнешнеэкономической деятельности в стране, перехода ее экономики на условиярыночных отношений. В настоящее время квотирование экспорта не применяется,хотя может вводиться Правительством Республики Беларусь в исключительныхслучаях (для обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь).
Квотирование импортаподразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных идругих ограничений поставок в страну импортных товаров. Индивидуальные квотыпредполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров постранам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме приболее благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этогообъема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактическогозапрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенноевремя года — в период пика производства внутри страны аналогичных товаров (какправило, это касается сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты,являющиеся основным видом применяемых в мировой практике квот, устанавливаютразмер общего импорта какого-либо товара без распределения его междустранами-поставщиками, что дает иностранному импортеру полную свободу выборастраны-поставщика. Имеются также случаи установления импортных квот в процентахот величины экспорта либо закупок конкретного товара на внутреннем рынке сцелью поощрения национального производителя.
Лицензированиезаключается в выдаче компетентным органом государственного управления лицензии.Лицензия дает право на ввоз / вывоз товаров, перемещение которых черезтаможенную границу Республики Беларусь ограничено. В зависимости от конкретныхусловий поставки лицензии бывают:
1)разовые (выдаются наодин контракт (договор), срок действия которого не превышает 12 месяцев, а припоставке квотируемых товаров — в пределах календарного года);
2)генеральные (выдаются насрок не более 12 месяцев, при реализации квотируемого товара — в пределахтекущего календарного года);
3)специальные (выдаютсязаявителю, экспортирующему текстильные изделия в страны Европейского союза иТурцию).
4)автоматические представляетсобой контроль уполномоченного государственного органа за количественнымипоказателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями,сопровождаемый обязанностью участников внешнеторговой деятельностиинформировать в соответствии с законодательством уполномоченный государственныйорган о совершаемых внешнеторговых операциях. Автоматическое лицензированиеустанавливается как временная мера и не может преследовать цели количественногоограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импортатоваров.
Лицензии выдаются всоответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009№ 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли», а такжеСоглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли от 09.06.2009г.уполномоченными на то государственными органами. После получения лицензии еенеобходимо поставить на контроль в таможенных органах до начала таможенногооформления лицензируемых товаров. Это делается с целью учета количества(объемов) экспорта или импорта указанных в ней товаров или контроля квот. Нетребуется постановка на контроль в таможне только специальных лицензий образцаЕвропейского союза для торговли текстильными изделиями.
Разрешение на ввоз и(или) вывоз ограниченных к перемещению товаров — это документ, выданныйкомпетентным органом государственного управления, который дает правоосуществить ввоз / вывоз ограниченных к перемещению товаров через таможеннуюграницу Республики Беларусь либо помещать товар под таможенный режим, которыйтребует наличия такого разрешения. Система выдачи разрешений на ввоз в странуили вывоз из нее отдельных товаров является более либеральной по сравнению слицензированием, как мерой нетарифного регулирования внешнеторговойдеятельности, и основана, как уже упомянуто, на получении разрешений наперемещение через таможенную границу товаров в соответствующих министерствах иведомствах, контролирующих оборот в стране этих товаров. Приведем ряд примеров.
В Республике Беларусьдействует единый режим экспортно-импортных операций с лекарственными средствамина основе соответствующих разрешений, выдаваемых Министерством здравоохраненияРеспублики Беларусь, зарегистрированным на белорусской территории хозяйствующимсубъектом, независимо от их форм собственности без права передачи этих лицензийдругим лицам. Обязательными условиями при этом являются наличие у лица лицензиина право заниматься коммерческой деятельностью по реализации лекарственныхпрепаратов, устава, в котором оговорен данный вид деятельности, а такжеподписанного или парафированного контракта. Разрешение оформляется на каждыйвид товара независимо от его количества по представленному контракту(исключение — несколько видов товаров, входящих в единую товарную позицию ТНВЭД Республики Беларусь).
Экспорт и импортнаркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируются всоответствии с требованиями действующих конвенций ООН, в частности КонвенциейОрганизации Объединенных Наций от 20.12.1988 «О борьбе против незаконногооборота наркотических средств и психотропных веществ», ратифицированнойпостановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 28.07.1990 № 218-XII «Оратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотическихсредств и психотропных веществ». Закупка за границей и ввоз в РеспубликуБеларусь радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств допускаются приналичии соответствующих разрешений Госсвязьнадзора Республики Беларусь. На перемещениечерез границу оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему разрешениявыдает Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Химические средствазащиты растений подлежат пропуску через таможенную границу только припредставлении в таможенный орган соответствующего разрешения Министерствасельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Внешнеторговый обороткультурных ценностей осуществляется по разрешению Министерства культурыРеспублики Беларусь. Существует еще ряд товаров, перемещение которых черезтаможенную границу требует соответствующего разрешения Государственнойинспекции по карантину растений, Департамента ветеринарии и других компетентныхорганов.
Разрешения отличаются отлицензий еще и тем, что используются, как правило, только для однократноговвоза / вывоза отдельных, ограниченных к перемещению товаров через таможеннуюграницу Республики Беларусь. Лицензии же выдаются на неопределенный срок длянеоднократного перемещения ограниченных к такому перемещению товаров.
В соответствии сдействующим белорусским законодательством также запрещены к вывозу изРеспублики Беларусь:
— оружие огнестрельноевсех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинскоеснаряжение;
— наркотические,психотропные, радиоактивные, взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся идругие опасные вещества;
— белорусская ииностранная валюта сверх установленных сумм, иные валютные ценности (ценныебумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни);
— облигациигосударственных займов и лотерейные билеты Республики Беларусь, аннулированные ценныебумаги;
-печатные иаудиовизуальные материалы, а также иная изобразительная продукция, могущаяпричинить вред интересам государства, а также правам граждан;
— камнесамоцветное сырье,минералы, горная порода и т.п. (за исключением сувениров, продаваемых врозничной торговой сети);
— представители флоры ифауны, занесенные в Красную книгу;
— непроявленныефоточувствительные материалы;
— произведения искусстваи другие предметы, представляющие художественную, историческую, научную илииную культурную ценность.
Запрет на перемещениечерез таможенную границу указанных товаров не является абсолютным, и такоеперемещение в ряде случаев возможно с разрешения соответствующихгосударственных органов. О таких случаях будет сказано ниже при рассмотренииразрешительной системы ввоза и вывоза отдельных товаров как меры нетарифногорегулирования внешнеэкономической деятельности.
Сертификация заключаетсяв проверке соответствия товаров нормам и требованиям, действующим в РеспубликеБеларусь. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, установленсовместным постановлением Государственного таможенного комитета РеспубликиБеларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при СоветеМинистров Республики Беларусь от 08.06.2005 № 38/25 «Об условиях помещения подтаможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия».
Сертификаты соответствиямогут выдаваться на партию товара и на сертификацию производства каких-либотоваров. Во втором случае не требуется постоянного получения сертификата приввозе товаров.
Разрешительная системаорганов фитосанитарного контроля и ветеринарного контроля направлена нанедопущение ввоза в Республику Беларусь товаров, которые могут нанести вредокружающей среде, жизни и здоровью граждан Республики Беларусь.
Совместным постановлениемГосударственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерствасельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 05.07.2002 № 54/19 «Обусловиях помещения под таможенные режимы товаров, подконтрольныхгосударственному учреждению «Главная государственная инспекция посеменоводству, карантину и защите растений» (далее — Постановление) утвержденаНоменклатура товаров, подконтрольных Государственному учреждению «Главнаягосударственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».
Установление предельныхминимальных цен направлено на защиту экономических интересов РеспубликиБеларусь от необоснованного занижения цен при экспорте отдельных категорийтоваров.
В соответствии спостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 № 1091 «Онекоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспортаотдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь» субъектыхозяйствования при заключении договоров на экспорт товаров, на которыеустановлены предельные минимальные цены, должны устанавливать на эти товарыцены не ниже утвержденных на них предельных минимальных цен. Предельныеминимальные цены установлены, например, на продукцию лесозаготовительной идеревообрабатывающей промышленности, продукцию пищевой промышленности и пр.
Реализация за пределамиРеспублики Беларусь товаров по ценам ниже утвержденных на них предельныхминимальных цен является нарушением законодательства. Нарушитель выплачиваетразницу между предполагаемой выручкой от реализации товаров по предельнымминимальным ценам и фактической выручкой, полученной от их реализации, а такжештраф в том же размере.
Одним из элементов мернетарифного регулирования перемещения товаров через таможенную границу выступаетприменение акцизных марок.
В силу действующегозаконодательства Республики Беларусь подакцизные товары, предназначенные дляреализации, подлежат маркировке акцизными марками. Указ Президента РеспубликиБеларусь от 13.12.2007 №636 «О ставках акцизов на подакцизные товары»регулирует применение размеров ставок на подакцизные товары. Лица, приобретшиеакцизные марки, одновременно с документами, подтверждающими факт уплатыакцизов, представляют таможенному органу расчеты акцизов, подлежащих уплате, заисключением случаев ввоза табачных изделий государственными организациями иорганизациями потребительской кооперации.
При ввозе табачныхизделий государственными организациями и организациями потребительскойкооперации лицо, приобретшее акцизные марки, представляет таможенному органурасчет акцизов, подлежащих уплате, одновременно с подачей таможенной декларации,либо в случае их ввоза с территории государств, с которыми отсутствуюттаможенный контроль и таможенное оформление, — расчет акцизов, подлежащихуплате, одновременно с передачей таможенным органом данному лицу табачныхизделий для дальнейшего распоряжения после контроля за выполнением правил ихмаркировки и иных требований, установленных законодательством.
При подведении итоговследует обратить внимание и на новации в сфере применения мер нетарифногорегулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь, которые началидействовать с 1 января 2010г.
По решениюМежгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №19 «О едином нетарифномрегулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан иРоссийской Федерации» с 1 января 2010г. вступили в силу ряд Соглашений:
— Соглашение о единыхмерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008. ДанноеСоглашение устанавливает, что в отношении торговли с третьими странами наединой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования(ст. 2). Под мерами нетарифного регулирования следует понимать комплекс меррегулирования внешней торговли товарами, осуществляемыми введенияколичественных и иных запретов и ограничений экономического характера (ст.1).Решения о применении таких мер принимаются Комиссией таможенного союза (ст.9).Соглашением определены принципы применения таких мер нетарифного регулирование,как запреты, введенные на ограничение экспорта или импорта, исключительное правона экспорт или импорт, лицензирование в сфере внешнеторговой деятельности, атак же вопросы применения мер затрагивающих внешнюю торговлю и вводимых исходяиз национальных интересов.
— Соглашение о порядкевведения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, инойтаможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009. Данноесоглашение определяет порядок введения и применения на единой таможеннойтерритории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования; мер,затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальныхинтересов государств-сторон, а также особых видов запретов ограничений внешнейторговли товарами. Этим Соглашением установлено, что к мерам, затрагивающимвнешнюю торговлю товарами и вводимым исходя из национальных интересовгосударств-сторон, относятся меры регулирования неэкономического характера, вт.ч. запрет ввоза и (или) вывоза, количественные ограничения ввоза и (или)вывоза, предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз,разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза и другие меры регулирования. Такиемеры могут вводиться Комиссией таможенного союза. Особые виды запретов иограничений внешней торговли применяются по решении Комиссии таможенного союза,если это необходимо для защиты внешнего финансового положения и поддержанияравновесия платежного баланса. Единые меры нетарифного регулирования; меры,затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальныхинтересов государств-сторон, а также особые виды запретов ограничений внешнейторговли товарами помещаются в единый перечень товаров, к которым применяютсязапреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенногосоюза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Такой переченьутверждается Комиссией таможенного союза от даты наделения ее соответствующимиполномочиями.
— Соглашение о правилахлицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009. Данноесоглашение определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или)импорт товаров помещенных в Единый перечень товаров, к которым применяютсязапреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенногосоюза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Этим Соглашениемпредусмотрена выдача разовых, генеральных и исключительных лицензий.Разрешением является разрешительный документ, выдаваемый участникувнешнеторговой сделки на основании внешнеторговой сделки, предметом которойявляется товар, в отношении которого установлено наблюдение за экспортом и(или) импортом в определенном количестве (ст.1).
Запреты и ограничения ктоварам, включенным в вышеуказанный Единый перечень, предписано применять вторговле с третьими странами с 01.01.2010 (п.1 решения КТС от 27.11.2009 №132).
Таким образом, подводяитог всему сказанному мы видим, что меры экономической политики представляютсобой ограничения на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров итранспортных средств, установленные исходя из экономических интересов Беларуси,либо в силу ее международных обязательств, либо в качестве ответной меры надискриминационные или другие ущемляющие интересы общественных лиц акциииностранных государств и союзов.
Меры экономической политики- это меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности,главным образом административного характера, которые могут включать в себяколичественные и стоимостные ограничения, квотирование, лицензирование,получение разрешений органов государственной власти на определенные видывнешнеэкономической деятельности, а также так называемые технические барьеры(соответствие товара определенным нормам, качественным характеристикам и т.д.).

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
государственныйвнешнеторговый таможенный валютный
В ноябре 2004 г.Национальным собранием Республики Беларусь принят один из основополагающихнормативных правовых актов в области правового регулирования экспортных сделок- Закон „О государственном регулировании внешнеторговойдеятельности“. Данный акт ориентирован на создание правовой основыгосударственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии стребованиями ВТО, а также обязательствами Республики Беларусь в рамках Союзногогосударства. Вместе с тем необходимо признать, что процесс перехода на правилаи принципы ВТО идет медленно, многие проблемы в области правового регулированияэкспорта Беларуси остаются неразрешенными.
Для целей Закона „Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности“ применяютсяследующие основные понятия:
1)белорусский заказчикуслуг (работ) (далее — услуги) — резидент Республики Беларусь, заказавшийуслуги или пользующийся ими;
2)белорусский исполнительуслуг — резидент Республики Беларусь, оказывающий услуги;
3)внешнеторговаядеятельность — деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или)услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности;
4)внешняя торговляинформацией — внешняя торговля товарами, если получение информациинепосредственно связано с передачей этих товаров, или внешняя торговляобъектами интеллектуальной собственности, если информация передается какследствие полной или частичной передачи исключительных прав на эти объекты наосновании возмездных сделок, а в иных случаях — внешняя торговля услугами;
5)внешняя торговляобъектами интеллектуальной собственности — полная или частичная передачаисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности резидентомРеспублики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь или нерезидентом РеспубликиБеларусь резиденту Республики Беларусь на основании возмездных сделок;
6)внешняя торговлятоварами — импорт и (или) экспорт товаров;
7)внешняя торговляуслугами — оказание услуг, осуществляемое способами, предусмотренными настоящимЗаконом;
8)водные биологическиересурсы — товары, относящиеся к водным биологическим ресурсам в соответствии сТоварной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь;
9)зона свободной торговли- таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором содним или несколькими государствами (группами государств) не применяютсятаможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами вотношении всей или значительной части торговли товарами, происходящими с данныхтаможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимоститаких мер на основе норм международных договоров. При этом участники зонысвободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации между собойв отношении применения таможенных пошлин и иных мер регулирования внешнейторговли товарами с третьими странами;
10)импорт товара — ввозтовара на таможенную территорию Республики Беларусь для использования натерритории Республики Беларусь и реализация этого товара на территорииРеспублики Беларусь;
11)иностранный заказчикуслуг — нерезидент Республики Беларусь, заказавший услуги или пользующийся ими;
12)иностранныйисполнитель услуг — нерезидент Республики Беларусь, оказывающий услуги;
13)коммерческоеприсутствие — любая допускаемая законодательством Республики Беларусь,международным или иностранным правом форма организации предпринимательскойдеятельности нерезидентов Республики Беларусь на территории Республики Беларусьили резидентов Республики Беларусь на территории иностранного государства вцелях оказания услуг;
14)лицензирование внешнейторговли — выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий навнешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесениеизменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление действиялицензий, их аннулирование;
15)национальный режимвнешней торговли товарами (услугами) — режим, заключающийся в предоставлениитоварам (услугам), происходящим с территорий иностранных государств (группиностранных государств), равного режима в отношении продажи товаров (оказанияуслуг), предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения илииспользования на внутреннем рынке Республики Беларусь с режимом,предоставляемым аналогичным или непосредственно конкурирующим товарам(услугам), происходящим с территории Республики Беларусь;
16)нерезиденты РеспубликиБеларусь:
физические лица, имеющиепостоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числевременно находящиеся в Республике Беларусь;
юридические лица иорганизации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения запределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств;
международныеорганизации;
17)нетарифноерегулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами,осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограниченийи иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличныхот мер таможенно-тарифного регулирования;
18)продукты животногопроисхождения — товары, относящиеся к продуктам животного происхождения всоответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельностиРеспублики Беларусь;
19)режим внешней торговли- национальный режим, режим предоставления тарифных преференций, иные режимы,устанавливаемые при осуществлении внешней торговли в соответствии сзаконодательством и нормами международного права;
20)нерезиденты РеспубликиБеларусь:
физические лица, имеющиепостоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временнонаходящиеся за пределами Республики Беларусь;
юридические лица иорганизации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения вРеспублике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь;
21)сельскохозяйственныйтовар — товар, относящийся к сельскохозяйственным товарам в соответствии склассификацией Всемирной торговой организации;
22)таможенно-тарифноерегулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами,осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действиятаможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РеспубликиБеларусь;
23)таможенный союз — объединение государств на основе международного договора, в соответствии скоторым создается единая таможенная территория, включающая таможенныетерритории таких государств, на которой не применяются таможенные пошлины,налоги, сборы и иные ограничения внешней торговли между составляющими еетаможенными территориями в отношении всей или значительной части торговлитоварами или в отношении всей или значительной части торговли товарами,происходящими с этих составляющих таможенных территорий, за исключениемвозможности применения при необходимости ограничений на основе норм международныхдоговоров. При этом каждое государство — участник таможенного союза применяет,как правило, одинаковые таможенные пошлины, налоги, сборы и иные ограничениявнешней торговли товарами с третьими странами;
24)товар — имущество,реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установленотаможенным законодательством;
25)экспорт товара — вывозтовара с таможенной территории Республики Беларусь в целях реализации за еепределами.
Понятия „аналогичныйтовар“, „работы“, „услуги“ применяются соответственнов значениях, определенных в пункте 2 статьи 29 и статье 30 Общей частиНалогового кодекса Республики Беларусь.
Данный Закон применяетсяк отношениям в области государственного регулирования внешнеторговойдеятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такойдеятельностью.
Положения данного Закона,касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, неприменяются:
— к услугам, оказываемымпри выполнении функций государственных органов Республики Беларусь не накоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькимибелорусскими и (или) иностранными исполнителями услуг;
— к услугам, оказываемымпри осуществлении деятельности Национального банка Республики Беларусь в целяхвыполнения функций, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
— к финансовым услугам,оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним илинесколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению идеятельности под государственные гарантии (гарантии Республики Беларусь,гарантии Правительства Республики Беларусь) или с использованиемгосударственных финансовых ресурсов.
По вопросу, касающемусяправовых основ деятельности государственных органов, юридических и физическихлиц Республики Беларусь в области экспортного контроля и порядка регулированияотношений, возникающих в связи с перемещением через таможенную границуРеспублики Беларусь и использованием объектов экспортного контроля, см. ЗаконРеспублики Беларусь от 06.01.1998 № 130-З.
С 1 апреля 2009г. вРеспублике Беларусь изменились правила проведения внешнеторговых операций. Этосвязано со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от19.02.2009 №104, которым внесены изменения и дополнения в Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 27.03.2008 №178 «О порядке проведения и контролявнешнеторговых операций». Внесенные изменения существенно упростили условияосуществления внешней торговли за счет упрощения или отмены отдельных процедуррегистрации, декларирования и выведения из-под сферы государственногорегулирования ряда внешнеторговых операций. Одновременно Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 19.02.2009№104 предусматривает и более гибкий механизмоперативного регулирования условий проведения субъектами предпринимательскойдеятельности внешнеторговых операций, поскольку Национальному банку РеспубликиБеларусь предоставлено право осуществлять текущее регулирование соответствующихопераций, устанавливать особенности прекращения обязательств по ним, выдаватьразрешения на совершение отдельных внешнеторговых договоров, а также разъяснятьвопросы применения Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 №178.Данный Указ устанавливает требования к содержанию, заключению и исполнениювнешнеторгового договора в целом, а также к внешнеторговым операциям,проводимым в рамках этого договора. Под внешнеторговой операцией в рамкахданного Указа понимается каждая экспортная отгрузка товаров по отдельнойтаможенной декларации, каждый этап выполнения работ (оказания услуг, получения илипередачи охраняемой информации, исключительных прав на результатыинтеллектуальной собственности), оформленный отдельным актом о приемке сдачевыполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации,исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности) либо инымдокументом, предусмотренным законодательством, подтверждающим факт исполненияобязательства по внешнеторговой операции, а также каждый проведенный(полученный) по этим операциям платеж, которые должны быть завершены способами,предусмотренными данным Указом.
Закон „Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности“ нераспространяется на отношения, возникающие при осуществлении внешнеторговойдеятельности с объектами экспортного контроля, а также на отношения, возникающиепри осуществлении контроля за поступлением в Республику Беларусь денежныхсредств либо товаров, оказанием услуг при проведении внешнеторговых операций.Иные изъятия из сферы действия настоящего Закона, изменения его правил могутустанавливаться в соответствии с Конституцией Республики Беларусь ПрезидентомРеспублики Беларусь, законами о внесении изменений и дополнений в настоящийЗакон и нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь.
Если нормамимеждународных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иныенормы, чем те, которые предусмотрены Законом „О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности“, то применяются нормымеждународных договоров, если иное не определено нормами международного права.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
В целях развития иповышения эффективности внешнеторговой деятельности на территории РеспубликиБеларусь действует система сбора, обработки, хранения и распространениявнешнеторговой информации.
Порядок сбора, обработки,хранения и распространения внешнеторговой информации, а также источники ипорядок финансирования системы внешнеторговой информации определяются всоответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь, если иноене установлено Президентом Республики Беларусь.
Внешнеторговая информациясодержит сведения:
1) о программе развитиявнешнеторговой деятельности;
2) о резидентах инерезидентах Республики Беларусь, осуществляющих внешнеторговую деятельность натерритории Республики Беларусь;
3) о праве РеспубликиБеларусь, международном и иностранном праве в сфере внешнеторговойдеятельности;
4)об обязательствах,касающихся вопросов внешнеторговой деятельности, принятых Республикой Беларусьпо международным договорам;
5)о деятельностибелорусских банков, страховых и других организаций, предоставляющих услуги покредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;
6) о внешнеторговойстатистике Республики Беларусь;
7) о конъюнктуре нарынках других государств (групп государств) по основным товарным группам;
8)о перечне товаров,запрещенных для ввоза на территорию Республики Беларусь и вывоза с еетерритории;
9) иные сведения вобласти внешнеторговой деятельности.
Участники внешнеторговойдеятельности имеют право на получение в соответствии с законодательствоминформации, необходимой для осуществления этой деятельности, при условии, чтотакая информация не содержит сведений, составляющих государственные секреты,или иных охраняемых законодательством сведений.
Правительство РеспубликиБеларусь в целях обеспечения экономических интересов Республики Беларусь,создания благоприятных условий для доступа резидентов Республики Беларусь нарынки других государств и в соответствии с обязательствами, принятымиРеспубликой Беларусь по международным договорам, осуществляет мероприятия,содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе:
-разработку программразвития внешнеторговой деятельности;
-принятие мер пообеспечению кредитования участников внешнеторговой деятельности;
-обеспечениефункционирования систем гарантий и страхования рисков, связанных сосуществлением внешнеторговой деятельности;
-организацию торговыхвыставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие вних;
— организацию рекламныхкампаний и кампаний по развитию внешней торговли товарами, услугами и объектамиинтеллектуальной собственности;
-создание и обеспечениеразвития системы внешнеторговой информации и информационно-консультационныхслужб;
-ведение государственнойсистемы каталогизации продукции;
-реализацию различныхформ стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности.
Участники внешнеторговойдеятельности могут в соответствии с законодательством на добровольной основеобразовывать на территории Республики Беларусь объединения по отраслевому,территориальному или иным принципам.
Объединения участниковвнешнеторговой деятельности создаются для обеспечения защиты интересов членовобъединения, представления их общих интересов, повышения эффективности иупорядочения внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальнойсобственности, избежание недобросовестной конкуренции, развития и укреплениявнешнеторговых связей с нерезидентами Республики Беларусь и их объединениями.
Не допускаютсяиспользование данных объединений для монополизации и раздела внутреннего рынка,ограничения условий конкуренции для участников внешнеторговой деятельности, невходящих в эти объединения, дискриминация в любой форме резидентов инерезидентов Республики Беларусь в зависимости от участия в объединениях,использование таких объединений для ограничения деловой практики на внутреннеми внешнем рынках, а также в других случаях, предусмотренных законодательствомРеспублики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В процессе исследованиятеоретических источников по проблеме государственного регулированиявнешнеторговой деятельности Республики Беларусь было определено:
Государственноерегулирование внешнеторговой деятельности – это система мер, устанавливаемыхгосударством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных наиспользовании экономических и административных методов в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь.
ЗаконодательствоРеспублики Беларусь допускает применение двух методов государственногорегулирования внешнеторговой деятельности – таможенно — тарифного инетарифного.
В ноябре 2004г.Национальным собранием Республики Беларусь принят один из основополагающихнормативных правовых актов в области правового регулирования экспортных сделок- Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Данныйакт ориентирован на создание правовой основы государственного регулированиявнешнеторговых связей в соответствии с требованиями ВТО, а также обязательствамиРеспублики Беларусь в рамках Союзного государства. Вместе с тем необходимопризнать, что процесс перехода на правила и принципы ВТО идет медленно, многиепроблемы в области правового регулирования экспорта Беларуси остаютсянеразрешенными.
В целях созданияблагоприятных условий для развития и повышения эффективности внешнеторговойдеятельности на территории Республики Беларусь действует система сбора,обработки, хранения и распространения внешнеторговой информации. Принят рядзаконодательных актов стимулирующих и поощряющих отечественных производителей.Упрощены процедуры получения разрешающих документов для перемещения товаровчерез таможенную территорию Республики Беларусь.
Участники внешнеторговойдеятельности имеют право на получение в соответствии с законодательствоминформации, необходимой для осуществления этой деятельности, при условии, чтотакая информация не содержит сведений, составляющих государственные секреты,или иных охраняемых законодательством сведений.
Правительство Республики Беларусь вцелях обеспечения экономических интересов Республики Беларусь, созданияблагоприятных условий для доступа резидентов Республики Беларусь на рынкидругих государств и в соответствии с обязательствами, принятыми РеспубликойБеларусь по международным договорам, осуществляет мероприятия, содействующиеразвитию внешнеторговой деятельности. в том числе:
разработку программ развитиявнешнеторговой деятельности;
принятие мер по обеспечениюкредитования участников внешнеторговой деятельности;
обеспечение функционирования системгарантий и страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеторговойдеятельности;
организацию торговых выставок иярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
организацию рекламных кампаний икампаний по развитию внешней торговли товарами, услугами и объектамиинтеллектуальной собственности;
создание и обеспечение развитиясистемы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб;
ведение государственной системыкаталогизации продукции;
реализацию различных формстимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности.
В целях развития и повышенияэффективности внешнеторговой деятельности на территории Республики Беларусьдействует система сбора, обработки, хранения и распространения внешнеторговойинформации.
2. Порядок сбора, обработки,хранения и распространения внешнеторговой информации, а также источники ипорядок финансирования системы внешнеторговой информации определяются всоответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь, если иноене установлено Президентом Республики Беларусь.
/>3. Внешнеторговая информациясодержит сведения:
3.1. о программе развитиявнешнеторговой деятельности;
3.2. о резидентах и нерезидентахРеспублики Беларусь, осуществляющих внешнеторговую деятельность на территорииРеспублики Беларусь;
3.3. о праве РеспубликиБеларусь, международном и иностранном праве в сфере внешнеторговойдеятельности;
3.4. об обязательствах,касающихся вопросов внешнеторговой деятельности, принятых Республикой Беларусьпо международным договорам;
3.5. о деятельности белорусскихбанков, страховых и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованиюи страхованию в области внешнеторговой деятельности;
3.6. о внешнеторговой статистикеРеспублики Беларусь;
3.7. о конъюнктуре на рынкахдругих государств (групп государств) по основным товарным группам;
3.8. о перечне товаров,запрещенных для ввоза на территорию Республики Беларусь и вывоза с еетерритории;
3.9. иные сведения в областивнешнеторговой деятельности.
/>4. Участники внешнеторговойдеятельности имеют право на получение в соответствии с законодательствоминформации, необходимой для осуществления этой деятельности, при условии, чтотакая информация не содержит сведений, составляющих государственные секреты,или иных охраняемых законодательством сведений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Игнатюк, А.З. Курс таможенногоправа Республики Беларусь: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-ра юрид. наук,проф. И.И.Басецкого. — Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2002. — 299 с.
2.Игнатюк, А.З., Яцута, И.С.Таможенное правонарушения (Правовая характеристика). — Мн.: ГТК РеспубликиБеларусь, Минская центральная таможня, 2000.
3.Марков, Л.Л. Таможенное право СССР:Учеб. Пособие. — Иркутск, 1973.
4.О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. N 193. 2/1096.
5. Основы таможенного дела. Правовоерегулирование таможенного дела / Автор вып. Ю.А.Воробьев. — М., 1995. — Вып. 4.
8. Чмель, Г.Н. Малая таможеннаяэнциклопедия. — М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.