Реферат по предмету "Экономика"


Государственная поддержка как основа повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса

Государственная поддержка как основа повышения конкурентоспособностипредприятий АПК

Можно смело утверждать,что агропромышленный комплекс производит жизненно важную для обществапродукцию, кроме того, в нем сосредоточен огромный экономический потенциал, чтоделает АПК важнейшей составной частью экономики. Следовательно, развитиеагропромышленного комплекса, в значительной мере, определяет состояние всегонароднохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасностигосударства и социально-экономическую обстановку в обществе.
Сельское хозяйствоявляется важнейшим звеном агропромышленного комплекса. Оно по праву занимаетособое место не только в агропромышленном комплексе, но и во всем народномхозяйстве, так как спрос населения на товары народного потребления примерно на75 % покрывается за счет сельского хозяйства. Другими словами, чем выше эффективностьфункционирования сельского хозяйства, тем стабильнее экономика страны в целом.
Факторы, определяющиеэффективность агропромышленного комплекса, подразделяются на две группы:внешние и внутренние.
К внешним факторамотносятся факторы, не зависящие от хозяйственной деятельности предприятия,такие как кредитование, ценообразование, налогообложение, субсидирование,инфляционные процессы, аграрное законодательство и др.
К внутренним факторамотносится урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных,себестоимость продукции, специализация, технология и организация производства ит. д.
Эффективностьсельскохозяйственною производства во многом зависит от факторов первой группы.
Следовательно, говоритьоб уровне экономической эффективности можно только при условии отлаженного экономическогомеханизма в целом. Остановимся более подробно на одном из составляющих первойгруппы факторов, а именно на субсидировании. Данный выбор обусловленсущественными отличиями сельскохозяйственного производства от других секторовэкономики и заключается в том, что сельское хозяйство менее эффективно посравнению с ними.
Это объясняется тем, чтовложенный в него капитал приносит меньшую прибыль, и поэтому сельское хозяйствоне в состоянии на равных, по сравнению с промышленностью, участвовать вмежотраслевой конкуренции без внешней поддержки.
Кроме того, в силу своихособенностей сельское хозяйство не в состоянии оперативно реагировать наизменения рынка. При повышении спроса на сельхозпродукцию хозяйства не могутбыстро отреагировать на изменения рынка и увеличить выпуск продукции, так каксуществует ряд ограничений по увеличению темпов роста сельхозпроизводства.Нельзя быстро увеличить площадь обрабатываемых земель, даже при условииувеличения инвестиций.
Также не возможенмгновенный рост поголовья скота, особенного маточкою, который связан с довольнодлительным сроком выращивания. Ситуация аналогична и при падении спроса напродукцию сельского хозяйства. Так. например, невозможно сократить площади ипроизводство сельскохозяйственных культур, если уже произведены посевныеработы, без ущерба для хозяйства.
Или существенно сократитьпроизводство молока и мяса без сокращения поголовья скота. Следовательно,сельскохозяйственное производство сможет отреагировать на изменения рынкатолько через определенный промежуток времени.
Кроме того, из-заописанных особенностей сельское хозяйство теряет привлекательность дляинвесторов.
Сезонный характерпроизводства и высокая фондоемкость: зависимость от природно-климатическихусловий: нестабильность в получении доходов; неновая не эластичность спроса на многиепродукты сельского хозяйства; разница во времени между произведенными затратамии получением продукции и другие особенности приводят к не конкурентоспособностиотраслей АПК. Указанные особенности сельского хозяйства еще раз подтверждаютнеобходимость постоянного вмешательства и поддержки государства.
Результатыгосударственной поддержки проявляются в повышении рентабельности, продуктивности,эффективности сельского хозяйства.
Действующая политика государственнойподдержки снижает конкурентоспособность сельского хозяйства. Чтобы правильно понятьпроисходящее в аграрном секторе, нужно различить понятия «агропромышленныйкомплекс» и «сельское хозяйство». С точки зрения рынка,агропромышленный комплекс состоит из производства сельскохозяйственного сырья ипредприятий, его перерабатывающих.
Особенности АПК таковы,что сегодня не менее 90% сельскохозяйственного сырья подвергается промышленнойпереработке. Доля чистой продукции сельского хозяйства не превышает 10—15%стоимости конечного продовольствия, а остальная ее часть создается в несельскохозяйственныхсекторах.
В развитых странах миранаблюдается схожая тенденция, причем именно от перерабатывающих предприятийзависит функционирование сельского хозяйства и рациональное использование егопродукции.
Перерабатывающиепредприятия являются более конкурентоспособными на мировых рынках, чем сырьевыепроизводства. Перерабатывающий сектор в Украине — это сложившийся конкурентныйрынок. У нас насчитываются сотни предприятий пищевой переработки, которыеактивно борются за рынок. Сельское хозяйство же — более монолитно и менееобеспокоено рынком сбыта.
Конкуренция между предприятиямисектора отсутствует, поскольку зачастую продукция, выращиваемаясельскохозяйственной отраслью, если не покупается перерабатывающимипредприятиями и торговыми посредниками, то скупается государством.
Сельское хозяйствоУкраины является технически и технологически отсталым. Следовательно, чеготочно нельзя допустить — так это того, чтобы государственная поддержкаконсервировала данное состояние.
Украинское государствопревратило сельское хозяйство в одно из главных направлений социальнойподдержки населения, и вывело его за рамки политики экономического роста. Государствоотносится к сельскому хозяйству как к заведомо убыточной деятельности. Нобизнес в сельском хозяйстве может давать большую прибыль. Есть немало примеровуспешных предприятий.
Однако их отличительнымихарактеристиками являются наличие частных инвестиций и новые технологиипроизводства и управления. Эти хозяйства появляются как успешная частнаяинициатива, но не как прямое следствие государственной поддержки. В ЕвропейскомСоюзе субсидии ориентированы на развитие, у нас — на консервацию отсталости.
Сельское хозяйство — этотехническая и технологическая отсталость. Аграрным предприятиям не хватаетсовременной сельскохозяйственной техники. Изношенность сельскохозяйственныхмашин велика. Но у предприятий отрасли нет денег на ее обновление, а существующаясистема кредитования не приспособлена к финансированию развития сельхозеектора.
Все, что сейчас есть усельскохозяйственных предприятий, — это урожай будущего года; другаясобственность с высокой залоговой стоимостью практически отсутствует. А кредитына развитие требуют многолетнего срока погашения. Следует отметить, чтогосударство не ставило задачу создания условий для долгосрочного кредитованиясельскохозяйственных предприятий.
И аграрии, иправительство всегда были ориентированы на обеспечение текущих посевной иуборочной; отсюда и появилась схема кредитования под будущий урожай. Внастоящее время в Украине основная доля бюджетных расходов на АПК приходится наподдержку текущей деятельности хозяйств. Такая структура поддержки резкоотличается от практики подавляющего большинства членов ЕС, где значительная долязатрат на сельское хозяйствоприходится на развитие и поддержку рыночнойинфраструктуры, аграрной науки и служб консалтинга и внедрения. А в Украине приотсутствии реструктуризации хозяйств бюджетная поддержка попросту «проедается».Поэтому необходима переориентация программ бюджетной поддержки с текущей надолгосрочную поддержку сельского хозяйства. Приостановление инвестиционногопроцесса в сельском хозяйстве Украины, возникшее из-за дефицита средств вначале девяностых годов прошлого столетья обусловило катастрофическоеуменьшение объемов основных производственных фондов. Часть аграрного сектора восновных средствах народного хозяйства уменьшилась от 22,3% в 1993 году до 8,8%в 2003 г. До сих пор продолжается процесс интенсивной деиндустриализациипроизводства. Особенно ухудшилось состояние обеспеченности основными фондами впоследние пять лет (табл. 1)[20].
Таблица 1 Парк тракторов, зерноуборочных комбайнов и грузовыхавтомобилей аграрных предприятий Луганской области, штНаименование Годы Отношение, % 1990 2000 5601 2002 2003 2004 2005 2005 г от 1990 г. 2005 г от 2004 г. Трактора 16467 11904 11765 11669 11569 11592 7307 44,1 63,0 Зерноуборочны е комбайны 3511 1973 1931 1842 1838 1790 1550 44,1 86,6 Грузовые автомобили 10085 6201 5531 5103 4774 4687 4057 40,2 86,6
Темпы ежегодного списанияизношенной техники в несколько раз превышают темпы ее обновления, вследствиечего нагрузки на машины увеличиваются более чем в три раза. Это приводит кзначительному увеличению сроков выполнения полевых работ, потерям урожая изначительному увеличению себестоимости продукции, и как следствие к снижениюэффективности аграрного производства.

Таблица 2 Производство продукции сельского хозяйства аграрнымипредприятиями Луганской области, в сопоставимых ценах 2000 г., млн. грн. Годы Отношение, % Показатели 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2005 г от 1990 г. 2005 г от 2004 г Продукция растениеводства 1518 803,9 895,2 921,3 827,8 1067,5 1371,5 90,3 128,5 Продукция животноводства 1968,2 630 606 681.2 697,4 703,4 763,5 38,8 108,5 Всего 3486,2 1433,9 1501,2 1602,5 1525,2 1770,9 2135 61,2 102,6
Как видим, парк машин,задействованных в сельскохозяйственном производстве Луганской области сдевяностого года уменьшился более, чем в два раза. И эта тенденция отразиласьна производстве сельскохозяйственной продукции (табл. 2).
Ныне организацияаграрного бизнеса и рынка на Украине не соответствует мировой практикерасширенного воспроизводства. При этом современное состояние государственногорегулирования аграрного рынка не адекватно экономическим реалиям — сельскоехозяйство, как отмечалось утратило покупательскую способность. Его техническоеоснащение достигло критических норм. Поэтому, при нынешних условиях рынокматериально- технических ресурсов должен формироваться в условиях поддержания доходности     иплатежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и создания единой схемы финансирования процесса формированиянеобходимого количества средств, ресурсов и услуг для АПК.
Государство должновыполнить свои функции — создать такой экономический механизм межотраслевыхэкономических отношений, при котором были бы обеспечены условия дляфункционирования всех составляющих аграрного рынка, а для его основногосегмента – сельского хозяйства возможности получения прибыли на авансированныйкапитал с учетом стоимости земли и срока оборачиваемости капитала. Это возможноосуществить двумя путями: первый — совершенствование ценообразования, прикотором наряду со свободным ценообразованием предприятия учитывают затраты иприбыли в пределах нормы, которая существует в стране; второй -поддержкадоходов отраслей, которые получают прибыли, при норме, ниже, чем в среднем понародному хозяйству страны, для чего должен быть создан специальныйгосударственный фонд.
Современная экономическаятеория и практика исходит из концепции, что основными механизмами, на основаниикоторых осуществляется регулирование цен, является действие экономическихзаконов:
закона стоимости, которыйучитывает цену производства;
закона поддержания нормыприбыли (в ЕС максимальный процент прибыли не может превышать 21%; в Японии — 19%);
законы нормыэксплуатации, который регулирует уровень заработной платы.
Большое значение вразвитых странах уделяется и вопросам регулирования распределения прибыли междуотраслями народного хозяйства. К примеру, по японской модели рыночной экономикираспределение прибыли является следующим: банки имеют менее 1% прибылипромышленности и сельскохозяйственных производителей: коммерческие структуры — около 4% производители — 92-95%, из них 70-85% направляется на стимулированиепроцессов расширенного воспроизводства. Подобная картина характерна и длябольшинства развитых стран мира. В то же время в Украине за периодреформирования экономики в направлении рыночных отношений наблюдается противоположнаяситуация, касающаяся государственного регулирования рыночных механизмов.
В период с 2002 по 2005 годы прибыль банков икоммерческих структур с 36,5% увеличилась до 90%, сельское хозяйство ипромышленность на данный момент имеют лишь 12-15% прибыли. В таких условия трудоемкимотраслям с длительным сроком оборачиваемости оборотных средств, как сельскоехозяйство, невозможно даже мечтать об эффективном развитии.
Таким образом, показательнормы прибыльности (доходности) в должен ежегодно устанавливаться и приниматьсяза основу в системе регулирования цен, распределительных отношений.
Результаты хозяйственнойдеятельности в значительной мере зависят не только от состояния дел впроизводстве, но и от развитости сферы обращения аграрного рынка гдескладывается широкий участок для инновационной составляющей в хозяйственнойдеятельности.
В регионе действуетагропромышленная товарная биржа. Объемы реализации зерновых и масличных культурурожая 2005 года через биржевой рынок составили по внутренним соглашениям 23 тыс.т на сумму 12,1 млн. грн (221% по сравнению с 2004 годом), по экспортным — 319тис. тонн на 159,7 млн. грн. (219%). В Луганской области действуют 18агроторговых домов, через которые реализовано продукции на сумму 12 млн. грн.Проводится постоянный мониторинг биржевых цен и тарифов, которые публикуются вобластной газете «Биржевая неделя».
Средневзвешенные биржевыецены на сельскохозяйственную продукцию, которые сложились в результате торгов сиюня 2005 г. по январь 2006 г. представлены в табл. 3.
Таблица 3 Средневзвешенные биржевые цены на сельскохозяйственнуюпродукциюПродукция Цена, грн./ц Пшеница мягкая Зкл. 690 Пшеница мягкая 4кл. 540 ДНнсница мягкая бкл. 422,79 Рожь 4кл. 302 Ячмень Зкл. 540 Кукуруза Зкл. 398,14 Овес 4кл. 378 1 орох 3 кл. 545 Семена подсолнечника 1кл. 1200

В 2005 году проведены 134выставки-ярмарки разных уровней, работает 15 сельскохозяйственных обслуживающихкооперативов.
Продолжается работа поформированию сети пунктов по заготовке сельскохозяйственной продукции, которыхсоздано 528, из них 434 специализируются на заготовке молока, 53 — навыращивании живого скота и птицы. В области работают 566 фирменных магазина, изних открыто 108 вновь созданными агроформированиями.
Для обеспечения доступасельхозяйственных товаропроизводителей к финансовым ресурсам в сельскойместности действует 15 кредитных союзов, которые объединяют 14 тыс. граждан иимеют в активе более 12,5 млн.грн.
В 2005 году отмечаетсяувеличение объемов продаж зерновых культур в целом по области в сравнении с 2004 г. на 46,8%.
Как видим по основным(для сельхозпроизводителей Луганской области) видам продукции — зерновыекультуры и подсолнечник в 2005 г. произошло снижение средних цен реализации посравнению с 2004 годом соответственно на 18,9 и 15,7% (табл. 4 — 5).
Все попыткигосударственного регулирования ситуации на аграрном рынке оказалисьдекларативными. Это подтверждается и тем, что на биржевом рынке цены насельскохозяйственную продукцию значительно выше, чем средние сложившиеся попредприятиям области.
Примером может бытьреализация семян подсолнечника, по которой на бирже цена в 2005 году сложиласьна уровне 1200 грн. за тонну, что на 26,1% больше, чем фактическая средняя ценареализации, сложившаяся по предприятиям области.

Таблица 4 Средняя цена, на продукцию, реализованнуюсельскохозяйственными предприятиями, грн./т
/>
Таблица 5 Рентабельность производства основных сельскохозяйственныхкультур, %Культуры Годы Отклонения 1990 2002 2005 2005гот 1990 г., % 2005г. от 2002 г., % Зерно 277,1 16,7 -3,4 -280,5 -20,1 Семена подсолнечника 193,2 86,2 24.1 -161,1 -62.1 Картофель -18,9 9 -46,4 -27,5 -37,0 Овощи открытого грунта -2,2 11,3 -9,0 -6,8 -20,3

Литература
1. Агропромисловийкомплекс України: стан та перспективи розвитку – Інформаційно аналітичнийзбірник (випуск 5) – К. АЕН УААН – 2009 р.
2. АндрійчукВ.С. – Економіка аграрних підприємств — К. 2006 р.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальный контроль в современных условиях
Реферат Непоименованные в Гражданском Кодексе Российской Федерации способы обеспечения исполнения обязательств
Реферат Автор у хронологічній послідовності зібрав І упорядкував документи про події в Закерзонні у 40-х роках XX ст. Показано, хто був винний у винищенні українського населення. Наведено історію цього регіону
Реферат Анализ финансового состояния и оценка вероятности наступления банкротства ОАО СК Трест 21
Реферат Социальная политика в государственном и муниципальном управлении
Реферат Анализ материальных ресурсов предприятия 5
Реферат Повесть Владимира Крупина "Дурдом"
Реферат От водного колеса до турбины
Реферат Фазовые диаграммы как средство описания взаимодействия различных материалов Основные фазовые
Реферат Роберт Оуэн
Реферат Издательская деятельность А.Ф. Маркса
Реферат Uploadng Your Brain Essay Research Paper UPLOADING
Реферат Порядок возложения юридической ответственности
Реферат Cols=2 gutter=94> ббк 67. 5ІЯ73 Рекомендовано Міністерством освіти І науки України І
Реферат Восстановление и развитие средств связи после гражданской войны