Реферат по предмету "Экономика"


Вклад учёных в развитие экономической теории

МосковскийГосударственный Технический Университет
ГражданскойАвиации
Кафедрагуманитарных и социально-политических наук
Контрольнаяработа № 1
по дисциплине«Экономика»
Вклад учёныхв развитие экономической теории
Храпов Владимир Алексеевич
Москва 2009

План
Введение
Основные этапыразвития экономической теории
Меркантилизм
Физиократизм
Классическая политическая экономия
Марксизм
Историческая школа и маржинализм
Неоклассическая экономическая теория
Кейнсианство
Монетаризм
Теория экономики предложения
Неолиберализм
Институционализм
Неоклассический синтез
Заключение
Литература и источники, используемые при подготовке в контрольной работе

/>/>Введение
Развитие обществанеразрывно связано с реализацией духовных и материальных потребностей людей.Удовлетворение потребностей – главный мотив участия людей в производстве,основа развития экономики.
На основе системымногообразных потребностей возникают экономические интересы человека, которыеявляются важнейшим мотивом его деятельности. Совершенствование производстваувеличивает количество потребностей, дающих, в свою очередь, толчок развитиюэкономики.
Деятельность людей попроизводству товаров и услуг осуществляется с помощьюобщественно-организационного механизма, называемого экономической системой.Ограниченность экономических ресурсов не позволяет достигнуть удовлетворенияпотребностей всех членов общества. Однако человеческая цивилизация стремится кэтому как к идеалу, вырабатывая различные средства достижения цели. Одним изних является экономическая теория.
Первые элементыэкономического мышления учёные находят в папирусах Древнего Египта идревнеиндийских трактатах. Ценные экономические заповеди содержатся в Библии.Экономическая теория как наука начинает формироваться в трудах древнегреческихмыслителей, таких как Ксенофонт, Платон, Аристотель. Именно они назвали учениеоб организации домашнего хозяйства в условиях рабовладения, основанного наэлементах рынка и натурального хозяйства «экономия» (от древнегреч. ойкос – дом,хозяйство; номос – правило, закон).
Развитие человеческогообщества сопровождалось формированием экономического мышления. Это одна изхарактеристик поведения человека, выделяющих его из мира живых существ.Основной признак, по которому разграничивают человека и животное, даётэкономика.
Одновременно сформированием человека шёл процесс развития общества, в котором при помощиобмена, удлинявшего путь каждого отдельного продукта, сокращалось времяполучения людьми всех созданных ими продуктов.
Возникновение косвенногоспособа приобретения продуктов при помощи обмена дало толчок развитиюматериального производства.
Изменения ванатомическом, физиологическом, психическом строении человека стимулировалипостоянное возникновение новых потребностей. Противоречие между ограниченностьюресурсов для производства тех или иных жизненно важных продуктов и постояннымвозрастанием потребностей является движущей силой экономического развития.
Возвышение потребностейпредполагает экономическое развитие общества. Прогресс связан с развитиемматериального производства, освоением новых ресурсов и сил природы.
Из внутреннихзакономерностей производства возникает тенденция его иерархической организации.Человек нужен для такой формы хозяйства как мыслящий профессионал, способныйэкономить ограниченные ресурсы, находить пути их наиболее выгодногоиспользования. Новой производительной силой выступают экономические отношениямежду людьми, воплощённые в разделении и кооперации труда. Но экономическоемышление индивида ограничено. Рынок служит местом, где он предъявляет спрос нанеобходимый, заранее известный товар. И наоборот, натуральный производитель нерассматривает рынок как самостоятельную, имеющую свои экономические законысферу деятельности.
Целью данной контрольнойработы я вижу коротко — насколько это будет возможно в объёме данной работы –показать этапы развития экономического мышления человека. Коротко — в видетезисов и коротких выдержек программ учёных экономистов — обрисовать суть техили иных экономических теорий отечественных и зарубежных учёных-экономистов,которые были рождены в различных исторических эпохах, показать имеющиеся плюсыи минусы в каждой теории. Возможно, зная историю формирования экономическойтеории, мы сможем понять современное экономическое мышление. Возможно, этопоможет более строго и более компетентно подходить к суждениям современных намполитиков в области экономики.

Основные этапы развития экономической теории
 
Меркантилизм
Времена менялись, а вместес ними не только менялся смысл слов, но и появлялись новые термины. Развитиеобщественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральнойзамкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того илииного государства. Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всейстраны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен (1575-1621)публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводитьэкономическую политику всемирного поощрения торговли, доказывает, что последняяявляется главной целью производства. Работа А. Монкетьена дала названиенарождавшейся тогда науке, которая сохранилась и по сей день – искусствоуправления государственным, общественным хозяйством. Экономисты размышляли надтекущими хозяйственными проблемами и предлагали решения, призванные увеличитьдоход государства и монарха.
Вэтот период основным направлением экономической мысли был меркантилизм –концепция, которая видела основу национального процветания в накопленииблагородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формамибогатства. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести ужеупоминавшегося выше А. Монкретьена, английского экономиста Томас Мэна(1571-1641), французского экономиста и политика Жана Батиста Кольбера (1619-1683),российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726). Вцелом меркантилизм для своей эпохи был прогрессивной экономической теорией,впервые вскрывшей основную цель развития капиталистического способапроизводства.
Недостаткамимеркантилизма были:
·         во-первых,неправильная трактовка источника богатства, прибыли и их основных форм;
·         во-вторых,ошибочное определение собственной стоимости денег (меркантилисты считали, чтоэта стоимость обусловлена природными свойствами золота и серебра);
·         в-третьих,рекомендации ранних меркантилистов запретить вывоз денег из страны, ограничитьимпорт сдерживали развитие торговли;
·         в-четвертых,предметом политической экономии они считали отношения в сфере обращения.
Поскольку эта школаотражала в основном интересы торговой буржуазии, то уже в конце XVI — в началеXVII в. ее идеи вошли в противоречие с интересами промышленной буржуазии.
Физиократизм
Французские учёные ФранцуаКенэ (1694-1726) и Анн Тюгро (1727-1781) явились основателями школы физиократов,представители которой считали, что только земля продуктивна и что только трудсельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход,превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля)являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, неувеличивая их количество.
·         Свои доходы, помнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».
·         С точки зренияфизиократов — экономистов Ф. Кене, Ж. Тюрго и других, капитал — один изфакторов производства, а прибыль — форма дохода с капитала.
·         Они ввели внаучный оборот категорию «чистый продукт», в качестве которого рассматривалистоимость произведенной сельскохозяйственной продукции за вычетом всех затрат.
·         В этой связиисточником богатства было названо превышение производства сельскохозяйственногопродукта над его потреблением.
·         Они полагали, чтоэкономическая политика должна осуществляться в соответствии с принципом«разрешайте делать, что хочется, и идти, куда хочется».
·         Ф. Кенеразработал экономическую таблицу, в которой впервые предпринял попыткуколичественного макроэкономического анализа натуральных и денежных потоковматериальных ценностей в народном хозяйстве. Эта таблица стала прообразомметодов анализа системы «затраты — выпуск», использующихся и в XX в., в которыхраскрываются связи межотраслевого баланса.
·         Эта школасформулировала требование – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция,не ограниченная вмешательством государства.
Классическая политическая экономия
В формировании и развитииполитической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие учёные, как уженазванный нами Франсуа Кенэ (1694-1774), английские экономисты Уильям Пети (1623-1687),Адам Смит (1723-1790), Давид Риккардо (1772-1823), Джон Стюарт Миль(1806-1873), французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832). Несмотря наразличие их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикамполитической экономии. Классиков объединял ряд общих предпосылок, который,несмотря на расхождения по многим отдельным вопросам, был присущ всем названнымавторам.
·         Прежде всего,классики – сторонники экономического либерализма, суть которого не редковыражается словами «laissez faire» (буквально – «оставьте делать» — фр.).Принцип «laissez faire» — политическое требование, сформулированное ещё школойфизиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, неограниченная вмешательством государства.
·         Классическаяшкола рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Егостремление к максимизации своего богатства ведёт к приумножению богатства всегообщества.
·         Классики внеслиогромный вклад в создание аппарата экономической науки, который в дальнейшемиспользовался и совершенствовался в трудах других представителей мировойэкономической мысли.
·         А. Смит и егопоследователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежалаконцепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создаётся не толькоземледелием, но и трудом всех других классов, все нации в целом.
Классическойполитической экономии принадлежит ряд важных научных открытий.
·         Она сосредоточилавнимание на анализе отношений материального производства и изучении объективныхзакономерностей его функционирования и развития.
·         Классики,создавшие основы трудовой теории стоимости, исследовали доходы основных классовбуржуазного общества, механизм конкуренции, кредита, денежного обращения.
·         Классическаяполитическая экономия впервые поставила задачу изучения экономических законов,признавая их объективный характер, исследовала механизм действия, обосноваланеобходимость учета и использования этих законов в хозяйственной практике иэкономической политике.
·         Источникстоимости классики усматривали в различных формах производительного труда. А.Смит четко разграничивал валовой продукт и чистый национальный доход, основнойи оборотный капиталы.
·         Рыночнуюэкономику представители классической политэкономии рассматривали каксаморегулирующуюся систему, наиболее эффективно распределяющую ресурсы.Согласно выводу А. Смита, рыночной экономике необходима наибольшаяэкономическая свобода.
·         Заинтересованностьв прибыли в условиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех. Помнению А. Смита, государство не должно вмешиваться в процесс развития рыночнойэкономики, но оно должно защитить конкуренцию от самих предпринимателей, недопуская её ограничения, а также создать общие условия производства, развиватьобразование, строить дороги, мосты, обеспечивать связь.
·         Он утверждал, чтопринятие государством законов только мешает экономической системе. Принципсвободной конкуренции, по мнению А. Смита, наиболее полно реализуется в процессесвободного перемещения рабочей силы, свободной купли-продажи земли, свободнойторговли и отмены государственных регламентации функционирования промышленностии внутренней торговли.
·         Д. Рикардо был сформулированзакон обратно пропорциональной зависимости между величиной заработной платы иприбылью, выяснен механизм дифференциальной ренты и др.
Основныенедостатки классической школы политической экономии заключаются в следующем:
·         А. Смит,анализируя процесс воспроизводства общественного капитала, стоимостьсовокупного общественного продукта свел только к величине заработной платы иприбыли;
·         Д. Рикардоопределял стоимость товара через механизм спроса и предложения;
·         классики несмогли научно обосновать стоимость товара рабочая сила;
·         А. Смит и Д.Рикардо понятие «капитал» свели лишь к его вещному содержанию — средствампроизводства, отождествив его с последними;
·         классикам неудалось выделить наиболее абстрактную и наиболее общую форму стоимостипродуктов труда;
·         Д. Рикардоотождествлял формы проявления закона стоимости с самим законом, собственноесодержание стоимости с ее компонентными формами (например, средней прибылью,ценой производства), а прибавочную стоимость — с такими формами ее проявления,как прибыль, рента;
·         предметомполитической экономии представители этой школы считали изучение природыбогатства, хотя в трудах Д. Рикардо заметны попытки отойти от такого пониманияпредмета политической экономии;
·         капиталистическийспособ производства они считали вечным строем, то есть не учитывали при егорассмотрении принцип историзма;
·         игнорировали илисущественно недооценивали роль государства в хозяйственной жизни, что былоестественным в тот период.
Марксизм
Наоснове теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818-1883)создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Марксиспользовал термин «капитализм»):
·         Только труднаёмных рабочих создаёт богатство общества. Прибыль капиталистов представляетсобой неоплаченный труд рабочего класса.
·         К. Маркс довел доуровня научной теории идею классиков политической экономии о двойственномхарактере труда (в их работах не было четкого разделения потребительнойстоимости и стоимости, абстрактного и конкретного труда).
·         Он установил, чтообмен является существенным условием превращения продукта труда в товар,определения стоимости товара, его реализации.
·         К. Маркс выделилпонятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены подвлиянием спроса и предложения.
·         К. Маркспо-новому определил предмет политической экономии, которая должна изучать нетолько законы распределения произведенного продукта (как считал Д. Рикардо), нои непосредственного производства, обмена и потребления, исследоватьпроизводственные отношения между людьми во всех сферах и фазах общественноговоспроизводства во взаимодействии с развитием производственных сил.
·         Он отметилпрогрессивную роль акционерной собственности.
·         К. Марксэкономически доказал объективно преходящий характер современного ему общества,обусловленный прежде всего прогрессом производительных сил, обобществлениемпроизводства и труда.
·         Он доказал такжепреимущества коллективных форм производства над индивидуальными, частными,обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий и процессвозникновения монополий, а также рост экономической роли государства в условияхкапитализма.
·         Вместе с Ф.Энгельсом К. Маркс раскрыл диалектику форм собственности (индивидуальной,акционерной, государственной), возрождение индивидуального присвоения на основеколлективного труда.
·         К. Маркс создалтеорию экономических кризисов, схемы воспроизводства, а также учение обобщественно-экономической формации, причинах их смены на основе развитиявнутренних, противоречий.
·         К. Маркс раскрылсущность абсолютной ренты, обосновал теорию цены производства и дал общуюхарактеристику капиталистической эксплуатации.
Однакомарксистское экономическое учение не лишено недостатков:
·         К ним относится,прежде всего, непоследовательное, в значительной мере, одностороннее применениезакона единства и борьбы противоположностей к отношениям между двумя основнымиклассами буржуазного общества — основоположники марксизма-ленинизма делалиакцент только на борьбе, отмечая, что разрешение противоречия между основнымиклассами буржуазного общества возможно лишь вследствие уничтожения одногокласса другим.
·         Кроме того,марксисты недооценили роль частной трудовой собственности в реализациисущностных сил человека. Их развитие они считали несовместимым с существованиемчастной собственности.
·         Марксистскаятеория переоценивает роль крупного производства в экономике общества, значениепроцесса вытеснения мелкого производства крупным. В ней также необоснованноабсолютизируется роль государственной собственности в строительстве новогостроя.
·         К. Маркс ошибочносчитал, что социализм несовместим с товарно-денежными отношениями.
·         Маркс и Энгельснедостаточно внимания уделяли закону спроса и предложения, влиянию субъективныхоценок потребителей, в том числе поведения потребителей, на процессценообразования.
·         К. Маркснеобоснованно считал источником стоимости лишь труд наемных работников,игнорируя при этом труд предпринимателей.
Нельзяотрицать, что советской экономической наукой догматически объяснялись некоторыеположения теории К. Маркса, игнорировались ее многие конструктивные выводы.
Однаков целом множествоидей, положений, теорий и методология К. Маркса имеют огромную эвристическуюценность, выдержали проверку временем и используются ведущими экономистамимногих стран мира. Вследствие жизненности многих выводов и положениймарксистской политической экономии она остается и сейчас одним из важнейшихнаправлений экономической теории.
Историческая школа и маржинализм
Причинамивозникновения исторической школы и маржинализма были недостаткимарксистской экономической теории, классической школы политической экономии, атакже процесс вульгаризации политической экономии, обусловленный углублениемпротиворечий капиталистического способа производства, стремлениемпредставителей данных направлений найти пути решения названных проблемэволюционным путем в границах капиталистического способа производства.
Историческаяшкола — одно изнаправлений западной экономической мысли. Возникла в Германии в середине XIX в.Название получила от своеобразного определения предмета политической экономии иисторического метода исследования, в соответствии с которым данная наука неизучает экономические законы, а описывает конкретно-исторические формыэкономической жизни в той или иной стране. — экономические явления, по мнениюпредставителей исторической школы, обусловлены исторической обстановкой.
Самымиизвестными представителями исторической школы были немецкие экономисты В.Рошер, В. Гильдебранд, В. Зомбарт, М. Вебер и др., справедливо полагавшие, чтополитическая экономия должна изучать не отношение людей к вещам, а отношениямежду людьми.
·         Считая, что рынокне способен обеспечить устойчивое равновесие экономической системы, этиэкономисты выступали за активное вмешательство государства в экономику,рассматривая такое вмешательство как единственное условие ее эффективногофункционирования.
·         Для выживанияобщества, по их мнению, необходимо предоставлять бедным слоям населения большеблаг, созданных благодаря прогрессу.
·         Они считали, чтопсихологические и исторические факторы не менее важны, чем экономические,отстаивали целесообразность широкого подхода к изучению экономической исоциальной жизни.
·         В. Зомбарт уделялбольшое внимание организационным и технологическим факторам, но смешивалэкономические и юридические аспекты исследуемых явлений.
·         М. Веберутверждал, что социализм приведет к усилению бюрократизации общественной жизни.
·         Некоторыепредставители исторической школы выступали за централизованное управлениеэкономикой, внедрение планирования, законодательное регулирование, полагали,что государственные финансы могут стать эффективным орудием достижениясоциальной справедливости, отстаивали необходимость социальных реформ.
Основнымитеоретико-методологическими недостатками исторической школы являются:
·         игнорированиеобъективного характера экономической жизни,
·         изъятие изпредмета политической экономии экономических законов,
·         переоценканациональных особенностей развития экономики,
·         вольное трактованиепринципа историзма,
·         антиисторическийподход к капиталистическому способу производства,
·         субъективистскаятрактовка ценностей (стоимости) и т. д.
Всередине XIX в. возникает и получает распространение в 70-е гг. новоенаправление политической экономии — маржинализм (от фр. «marginal» —предельный), ставший одновременно и методологическим принципом западнойэкономической науки. Его основателями были австрийский экономист К. Менгер,английский экономист У. Джевонс, швейцарский ученый Л. Вальрас. По мнению У.Джевонса, сфера изучения экономики — чистая теория, обоснование универсальныхзакономерностей. В связи с этим он заменяет понятие «политическая экономия»термином экономике (экономическая теория).
Основоймаржинализма является теория предельной полезности, согласно которойрыночная цена товара определяется не общественно необходимыми затратами труда,а степенью насыщения потребности в нем, полезностью последней единицы запасаопределенного вида товара.
Кположительным сторонам маржинализма относятся:
·         детальный анализфункционирования рынка,
·         выяснениезакономерностей ценообразования, денежного оборота, спроса,
·         стремлениеисследовать вопрос оптимального распределения и использования ресурсов.
Кнегативным:
·         преобладаниесубъективной мотивации, субъективной оценки экономического поведения людей,
·         абстрагированиеот изучения социально-экономической сущности общественного строя производства.
·         На первое местосторонники маржинализма ставили не отношения между людьми в различных сферах общественноговоспроизводства, а отношение человека к вещи.
·         Ошибочным был ихтезис о возможности достижения равновесия экономической системы на основевзаимодействия спроса и предложения, без участия государства.
Во второй половине 19 в.центр тяжести в экономическом развитии постепенно переносится сгосударственного уровня на уровень фабрики, предприятия. Это находит отражениев общем изменении направления экономических взглядов.
Качественныйэкономический анализ заменяется количественным, исследования концентрируютсявсё в большей мере на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов,выработке соответствующих практических рекомендаций. Учёные всё чаще стремятсяк исследованию проблем оптимизации ограниченных ресурсов, широко применяя дляэтих целей аппарат предельных величин, математические методы. Вслед за этимменяется и название самой науки. Термин political economy(«политическаяэкономия») вытесняется новым названием – economics («экономическая теория»).
Неоклассическая экономическая теория
В последней трети XIX в.с развитием внутренних экономических и социальных противоречий капитализманачинается стадия, характеризующаяся возникновением монополий и активнымвмешательством государства в развитие экономики, ее огосударствлением. Этастадия неоднозначно трактовалась представителями различных направлений и школэкономической теории.
Своё новое имяэкономическая наука получила в вышедшей в 1890 г книге выдающегося английскогоэкономиста, основоположника неоклассического направления, главы«кембриджской школы» Альфреда Маршалла (1842-1924). Называлась она «Принципыэкономической науки».
·         Объектисследования неоклассической экономической теории — поведение Homo economicus —«человека экономического», который в качестве продавца рабочей силы,потребителя или предпринимателя пытается максимизировать свой доход, свести кминимуму затраты (или усилия).
·         Основнойкатегорией анализа сторонники неоклассической экономической теории считаютпредельную полезность, противопоставляя ее теории трудовой стоимости.
·         Стоимость товараони определяют полезностью последнего, наименее необходимого предметапотребления, то есть предельной полезностью.
·         Дальнейшееразвитие неоклассическая теория получила в трудах английских экономистов А. Маршаллаи А. Пигу.
·         А. Маршалл, вчастности, дал определение «эластичности спроса» и «цены равновесия», развилтеорию цены, согласно которой стоимость определяется затратами различныхфакторов, прежде всего, земли, труда и капитала.
·         По мнению А. Маршалла,цена, по которой покупатель приобретает товар или услугу, определяется степеньюих полезности, а цена, которую назначает продавец — издержками производства. Впроцессе покупки товара происходит взаимный компромисс между покупателем ипродавцом, в котором проявляется механизм действия закона спроса и предложения.
·         Представителинеоклассической школы выступают за нормативный характер экономической науки, тоесть за нацеленность ее на разработку экономической политики, конкретныхпрактических мер и рекомендаций.
·         В центре вниманияпредставителей неоклассического направления находился анализ условий, прикоторых потребители и производители максимизируют свое благосостояние.
Созданные неоклассикамиинструменты анализа и сегодня составляют «золотой фонд» мировой экономическойнауки. Это — эластичность спроса, предельный анализ, различие между коротким идлительным периодами при учете временных воздействий на хозяйственнуюдеятельность, анализ внутренней и внешней производственной экономии в теориифирмы, взаимозависимость рынков и др.
Кейнсианство
Между тем, кризисныеявления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920-х годов (попрогнозам неоклассиков, они вот-вот должны были рассосаться), вылились вграндиозный по своим масштабам и глубине мировой экономический кризис («Великуюдепрессию») 1929-1933 гг. Вместе с кризисом хозяйства наступил кризис имикроэкономической теории, в частности, неоклассического направления как еесердцевины.
На авансценуэкономической мысли поднимается новое направление научного анализа — кейнсианство,поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г. книгавыдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) «Общаятеория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию вэкономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли бытьрешены в рамках только микроэкономического анализа.
·         Двигателемэкономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно онвыступаем решающим фактором развития производства и предложения.
·         Для повышениясовокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную икредитно-денежную политику государства.
·         Кейнс одним изпервых в западной экономической науке обосновал макроэкономический подход канализу социально-экономических процессов, оперируя такими глобальнымикатегориями, как национальный доход, совокупные инвестиции, потребление,занятость, накопление и др., которые рассматривал в их взаимодействии ивзаимосвязи.
·         Он такжеисследовал количественными методами функциональные аспекты и закономерностирасширенного воспроизводства, опираясь при этом на отдельные положения теориивоспроизводства К. Маркса.
·         Кейнс утверждал,что равновесие экономической системы — исключительно редкое явление вследствиедействия механизма свободной конкуренции, подвижности капитала и т.д.
·         Обоснованнойкритике им был подвергнут закон Сэя. Чтобы приблизиться к равновесию,необходимо, прежде всего, регулировать спрос путем повышения эффективностиинвестиционных процессов со стороны предприятий и государства («эффектмультипликатора») и тем самым воздействовать на производство.
·         Расширениефункций государства, по мнению Кейнса, необходимо для рациональногоиспользования трудовых ресурсов, борьбы с ростом безработицы, кризисами. С этойцелью он предлагал увеличивать государственные закупки товаров, государственныерасходы на общественные работы и даже на военные цели.
·         Увеличение объемачастных инвестиций государство должно стимулировать удешевлением кредита. Отобщей суммы инвестиций зависит объем национального дохода, уровень занятости,соотношение спроса и предложения.
Такимобразом, в его теории решающая роль отводилась инвестициям, от прибыльности иразмеров которых зависят темпы экономического роста, масштабы производства.
 
Монетаризм
 
Монетаризм(от англ. money — деньги) — экономическая теория,согласно которой денежная масса в обращении играет определяющую роль вформировании экономической конъюнктуры и установлении причинноследственныхсвязей между изменением количества денег и величиной валового национальногопродукта, а также в развитии производства. Монетаризм возник в середине 50-хгг. XX в. в США.
Его лидер — руководительчикагской школы политической экономии М. Фридмен — выступает против активного иширокомасштабного вмешательства государства в экономику, против государственныхмер стимулирования спроса.
·         Рыночноехозяйство он считает наиболее рациональным, а возникающие в нем диспропорции —следствием внешнего (государственного) вмешательства.
·         Он, в частности,выступает против налогового и бюджетного регулирования. Посколькугосударственное регулирование экономики, как утверждает М. Фридмен,малоэффективно, а между динамиками денежной массы и национального доходаимеется тесная корреляционная связь, его следует заменить автоматическимприростом денежной массы в обращении на уровне 4—5 % в год, или ограничитьконтролем над денежным обращением.
·         Средствамирегулирования экономики монетаристы считают также достижение сбалансованностигосударственного бюджета, установление высоких процентных ставок.
Положительной стороноймонетаризма являетсявсеобщий анализ механизма действия денег на рынок товаров, обоснование влияниямонетарной политики на развитие экономики.
Негативными сторонами:
·         необоснованнаяабсолютизация роли денежной массы как определяющего звена хозяйственногомеханизма
·         выражая интересысамых консервативных кругов монополистического капитала, монетаристы пытаютсяликвидировать или существенно урезать социальные программы государства
·         выступают замассовую безработицу как за средство борьбы с инфляцией
Рецепты монетаристскойшколы воплощены в программах Международного валютного фонда. Навязывая ихгосударствам — бывшим республикам СССР — в качестве условия предоставлениякредитов, эксперты фонда (как и других международных организаций) обосновываютпути выхода этих стран из глубокого экономического кризиса, не учитываянациональной специфики каждой из них, их исторических традиций. Монетаристскимрецептам МВФ пытались следовать правительства России и Украины, действовавшиепосле провозглашения независимости, руководители национальных банков,вследствие чего народное хозяйство этих стран было отброшено на несколькодесятилетий назад.
Теория экономики предложения
Еще одним важнымнаправлением современного экономического анализа является теория экономикипредложения, завоевавшая популярность в 1970-1980-е гг. Виднейшим еепредставителем является американский экономист Артур Лаффер. Появление теорииэкономики предложения было обусловлено серьезным кризисом государственногорегулирования рыночной экономики на основе кейнсианских рецептов, который сполной силой проявился в начале 70-х гг.
·         В самом названиитеории — «экономика предложения» — авторы противопоставляют ее кейнсианству,которое главное внимание уделяет регулированию спроса. С их точки зрениярешающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение.
·         Один из основныхпостулатов теории «экономики предложения» -уменьшение вмешательства государствав экономические процессы и стимулирование частной инициативы ипредпринимательства.
·         Особая роль приэтом отводилась государственным финансам: уменьшению налогов, сокращениюгосударственных расходов, уменьшению количества денег вобращении, с помощьюсоответствующей политики в области государственного кредита.
Положенияи выводы теоретиков экономики предложения стали одним из важных элементовполитики «рейганомики» в США в 80-егоды, в рамках которой произошло резкоеуменьшение ставок подоходного налога.
Неолиберализм
Вцелом взгляды неоклассической школы политической экономии с различнымитечениями и направлениями получили в литературе название «либерализм» (от лат.«liberalis» — свободный). В экономической науке либерализм — этосовокупность взглядов, основным содержанием которых является отрицаниенеобходимости вмешательства государства в экономическую жизнь и пониманиемеханизма саморегулирующегося рынка как единственного эффективного регуляторахозяйственных процессов. За государством остается функция охраны существующейсистемы.
·         Идеиэкономического либерализма основательно разработал А. Смит, выступавший заотмену остатков регламентации промышленности и торговли государством.
·         Положительнойстороной либерализма была его направленность против феодальных порядков,чрезмерной цеховой регламентации.
·         Ярче всего идеиэкономического либерализма сформулированы Ж.Б. Сэем в законе, гласящем, чтопредложение порождает собственный спрос, а капитализм способен безвмешательства государства стихийно и автоматически восстанавливатьэкономическое равновесие.
·         Методологическойосновой либерализма является принцип индивидуализма, согласно которому вобществе должна существовать естественная свобода человека, его независимостьот социума, а отстаивание своих интересов отдельными индивидуумами ведет кудовлетворению общественных интересов, к общественному благополучию.
·         Современныепоследователи экономического либерализма — американские ученые-неолибералы Л.Мизес и Ф. Хайек выступают за минимальное вмешательство государства вэкономику, за предоставление максимальной свободы предпринимателям и торговцам.
·         Л. Мизесабсолютными основами цивилизации называл частную собственность, свободный обмени разделение труда, на котором основывается такой обмен.
·         Ф. Хайек активноотстаивал идею максимальной свободы человека, преимущества рыночной системы надсмешанной, считал капитал вечной категорией. По его мнению, регулированиехозяйственной деятельности разрушает механизм передачи информации.
Некоторыеотечественные экономисты-«реформаторы» активно поддерживают идею воплощениямодели социально ориентированной рыночной экономики. Однако нечеткое пониманиесути теории социальной рыночной экономики и некомпетентная реализация ихрекомендаций привели к развалу государственного управления экономикой и нанеслинародному хозяйству огромный ущерб.
Институционализм
 
Институционализм (от лат. «institutum» — учреждение)— одно из направлений западной экономической мысли, которое возникло в концеXIX — в начале XX в. Основоположниками институционализма являлись американскиеученые Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Гамильтон, английский экономист А. Гобсон и др
·         К институтампредставители данного направления относят конкуренцию, профсоюзы, налоги,государство, монополии (корпорации), устойчивый образ мышления, юридическиенормы и др.
·         Экономику онирассматривают как систему отношений между хозяйствующими субъектами, которыеформируются под влиянием экономических и неэкономических факторов. Широкийсоциологический подход к предмету экономической теории сближает их систорической школой.
·         Институционализмотрицает обусловленность развития человеческого общества Производственнымиотношениями (отношениями собственности), движущей силой общественного развитиясчитает психологические, политические, социально-правовые факторы.
·         По мнениюинституционалистов, в ходе развития общества идет процесс естественного отбораинститутов, система которых создает своеобразную культуру и определяет типцивилизации. Сами институты являются особыми формами жизни (в том числехозяйственной), человеческих связей и отношений, которые носят устойчивыйхарактер, формируют в обществе духовные качества и свойства.
·         Представителиинституционализма выступили с резкой критикой маржинализма, неоклассическойтеории рыночного равновесия с ее базовыми категориями предельной полезности ипроизводительности, в которых видели лишь формализованные абстракции с идеейограничения рынка и рыночного равновесия как универсального механизмараспределения ограниченных ресурсов.
·         Они утверждали,что концепция классического общества свободной конкуренции XIX в. пересталаотвечать реалиям современности, а рынок стал одним из многочисленныхэкономических институтов, таких, как корпорация, государство и др. Рынокспособствует обогащению только крупных монополизированных предприятий,навязывающих свои товары и услуги потребителю.
·         Корпорация, вкоторой происходит отделение собственности от управления и осуществляетсяпланомерное развитие в единстве со стихией мелкого и среднегопредпринимательства, представляет собой качественно новый элемент экономическихинститутов.
·         При этом ключевымэкономическим институтом, основой современного им общества и будущейобщественной системы представители институционализма считали государство,которое проводит активную социальную политику, применяет индикативноепланирование и регулирование хозяйственной жизни.
·         Идеаломобщественного устройства они провозгласили государство социальногоблагоденствия, а условием его построения — действенный социальный контроль.
·         В теорииобщественного выбораисследуются взаимозависимости политических и экономических явлений. Особенностьподхода этой теории заключается в том, что частный интерес рассматривается какосновной побудительный мотив деятельности не только индивида и фирмы,встречающихся на рынке, но и в общественной жизни людей. В общественной жизнилюди ведут себя, исходя исключительно из частных интересов, что в итоге невсегда приводит к результату, отвечающему интересам общества в целом.
В целом же можноотметить, что характерный для неоинституционализма междисциплинарный подход крассмотрению экономической жизни с привлечением данных социологии, права,политологии, этнографии и других наук оказался весьма плодотворным. Вместе сэволюционным принципом при анализе экономических процессов, неоинституционализмпоказывает, что современная экономическая наука обнаруживает все новые резервысвоего развития и способна давать ответы на вопросы, возникающие приисследовании различных экономических систем.
Неоклассический синтез
 
Неоклассическийсинтез — обобщающая экономическая концепция,в которой объединяются рациональные элементы теории ценообразования ираспределения доходов неоклассицизма и кейнсианской теории роста национальногодохода.
·         Согласно этойконцепции, в зависимости от состояния экономики, следует применять либокейнсианские, либо неоклассические рецепты воздействия на нее, но, преждевсего, денежно-кредитные методы и по мере усложнения экономической системынеобходимо всемерно совершенствовать методы государственного регулированияэкономики.
·         Сторонникинеоклассического синтеза рассматривают теорию общего экономического равновесиякак идеальную модель функционирования экономической системы. Его наиболееизвестными представителями являются американские экономисты Е. Хансен, П.Самуэльсон, Дж. Хикс, которых считают авторами теории доходов — расходовкак ортодоксальной версии кейнсианской доктрины. По мнению П. Самуэльсона,решение ключевых проблем денежной и финансовой политики с помощью теории доходапридает законную силу классическим истинам.
·         В противовескейнсианской модели Дж. Хикс предложил модель IS—LM, показывающую с помощьюсоответствующего научного аппарата отличие между законом Сэя, согласно которомупредложение порождает спрос, и законом Вальраса, определяющем, что суммапредложения, то есть сумма доходов и расходов в обществе совпадают. При этом вдоходы включаются и денежные сбережения, их определенный объем находит своепроявление в спросе и предложении данного товара (т.е. денег), что, в своюочередь, влияет на равновесие экономической системы. Анализ совокупного спросаосуществляется Хиксом в производственном (реальном) и денежном секторах.Главным условием равновесия в первом из них он называет равенство инвестиций исбережений, во втором — равенство спроса на ликвидность и денежной массы.

Заключение
Наэтом я закончу данную работу, не включив в неё экономических теорий,разработанных отечественными учёными, поскольку объёмы данной работы этого непозволяют.
Историяэкономической науки, несомненно, на этом не заканчивается, она творилась ибудет твориться непрерывно. Теории будут сменять одну другую, какая-то из нихоправдает свою практичность в применении к нынешним реалиям экономики, какая-тонет. Однако, жизнь продолжается, а теоретическая и, так называемая, прикладнаяэкономика обогащает человечество новыми знаниями и достижениями.
Важностьэкономической науки трудно недооценить – поскольку как и раньше, экономическиеотношения не только внутри государства, но и выше, играют существенную роль вжизни каждого человека. О возрастающей важности экономической науки свидетельствуети привлечение экспертов в этой области для выработки новых стратегий в условияхсложившегося мирового экономического кризиса.

Литература и источники, используемые при подготовке вконтрольной работе
1. Курс экономики: Учебник. Под ред.Б.А. Райзберга. М., 1997.
2. ru.wikipedia.org/wiki/Экономические_школы
3. Панфёров. К.Н. Учебное пособиеЭкономика, МГТУ ГА, Москва, 2001г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.