Реферат по предмету "Экономика"


Бухгалтерский учет 17

--PAGE_BREAK--
2 Основная часть

2.1 Учёт кассовых операций.
      Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет
кассу. Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и
открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.
  Получение и расходование наличных денег из кассы организации считаются
кассовыми операциями, оформление которых регламентируется нормативным актом ЦБ РФ 40 от 22.09.1993г. «Порядок ведения кассовых операций в РФ» [33]
      В соответствии с этим документом организации независимо от
организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
      Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими
организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичньих расчетов, устанавливаемые банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для осуществления расчётов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
      Правила работы с наличными деньгами установлены Инструкцией ЦБ РФ
«Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации»от 04.10 93 г. № 18 [35]
Инструкция предписывает:
— хранение всех денежных средств в учреждениях банков РФ;
— расходование наличных денег, получаемых из банков, на цели, указанные в чеке;
— хранение наличных денег в кассе предприятия в пределах лимитов, установленных учреждениями банков.
— порядок приема, выдачи наличных денег и оформления кассовых документов;

— рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке;
— порядок оборудования помещений касс предприятия.
Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несёт полную
материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. Принимая кассира на работу, руководитель организации должен ознакомить его с порядком ведения кассовых операций и заключить и ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Если обязанности кассира выполняет главный бухгалтер, то договор заключают с ним. Если кассир (главный бухгалтер) подписал договор о полной индивидуальной материальной ответственности, то сумму недостачи наличных денег в кассе можно взыскать с него в полном объёме. Договор составляют в двух экземплярах: один экземпляр остаётся у кассира, второй передают в кадровую службу или бухгалтерию [5]
       В кассе можно хранить небольшие денежные суммы, в соответствии с
«Порядком введения кассовых операций в РФ» Инструкция ЦБ РФ от 04.1 0.93 г. № 18.[35] Наличные денежные средства предприятия в кассе хранятся в пределах лимита, необходимого для оплаты неотложных платежей.
       Лимит устанавливается предприятию банком на основании
представленного расчета. Деньги сверх установленного лимита сдаются, а банк зачисляет их на расчетный счет организации.
       Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и впоследствии указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
         При оформлении кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учётных регистров:
— Приходные кассовые ордера — форма КО- 1 (приложение 1).
— Расходные кассовые ордера — форма КО- 2 (приложение 1).
— Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
форма КО- З (приложение2)
— Кассовая книга- форма КО.
— Книга учёта принятых и выданных кассиром денежных средств — форма КО-5.
Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. )№ 88 по согласованию с Минфином России и введены в действие с 1 января ‚ 1999г.
         Прием наличных денег в кассу ведется по приходным кассовым ордерам, а выдача — по расходным кассовым ордерам, расчётно-платёжными и платёжными ведомостями на выдачу аванса, зарплаты, заявлением о произведённых расходах с приложением чеков на этих документах штампа с реквизитами расходного ордера. К ним прилагаются документы, на основе, которых получены или выданы деньги.
Теперь помимо расходного кассового ордера нужно выдать и кассовый чек. Итак, получив деньги от другой организации, должны обязательно пробить полученную сумму на кассовом аппарате. Чек передайте представителю организации, которая внесла наличные. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» [19]
Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер или лицо, им
уполномоченное, а расходные — руководитель организации и главный бухгалтер или

лица, ими уполномоченные. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна[2]
        Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами или шариковыми ручками или выписаны на пишущей
(вычислительной) машине. Подчистки, помарки или исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.
        Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем
организации и главным бухгалтером. На ОАО»Приаргунском маслозаводе». при получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Когда деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении денег кассир уК3ыват: По доверенности Доверенность остается в документах дня как приложение к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.
       Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов кассир веден Книгу учета принятых и выданных кассиром денег. Выдача и возврат денег и оплаченных документов оформляются подписями.
       По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:
а) в платежной (расчётно — платёжной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»;

б) составить реестр депонированньих сумм;
в) в конце платежной (расчётно-платёжной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью.
г ) записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер №_» .
         Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассиром в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
        Депонированные суммы сдают в банк и на сданные суммы составляют один общий расходный кассовый ордер [33]
        В соответствии с Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и обязательных платежей» от 23 мая 1994 г. № 1006 [32] при
несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:
— за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных
предельных сумм — штраф в 2 — кратном размере суммы произведенного платежа;
— за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — штраф в З — кратном размере неоприходованной суммы;
— за несоблюдением действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штраф в 3- кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.


      На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50
кратном установленном законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда.
  Указанием Центрального банка РФ от 14.11.01 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установлен новый предел расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Теперь он составляет 60 000 рублей по одной сделке. Норматив применяется к расчетам наличными деньгами одного юридического лица с другим за приобретенные товарно-материальные ценности в один день. Причем не имеет значения, как производятся расчеты — по одному или нескольким денежным документам.
     Вновь утвержденный лимит значительно превышает действовавший ранее. Прежняя норма была установлена указанием Центрального банка РФ от 07.10.98 № 375-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами». Расчеты наличными в один день между юридическими лицами не должны были превышать 10 000 рублей, для предприятий потребкооперации и для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний МВД России при закупке товаров у юридических лиц — 15 000 рублей.
      Указанием Центрального банка РФ №1050-У установлен предельный размер расчетов наличными только для юридических лиц. Таким образом, расчеты с участием физических лиц, связанные с осуществлением ими
предпринимательской деятельности, могут производиться наличными денежными средствами без ограничения суммы платежа.
     Бухгалтер должен помнить, что за расчеты наличными денежными средствами сверх установленных лимитов предусмотрен штраф. Он равен двукратному размеру суммы произведенного платежа. На руководителя предприятия
налагается штраф в пятидесятикратном размере МРОТ (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»; в редакции от 25 .07.2000 № 1358).
      Штрафные санкции применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица (письмо Банка России от 24.11.94 № 14-4/3 08). То есть штраф налагается только на покупателя.
       Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы по передаче в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (приложение2). Расходные кассовые ордера оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируются после их выдачи.
      Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники [3].При этом в машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.
      Главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям (главному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
      Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир
записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя организации и
главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.
      При условии обеспечения полной сохранности документов кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги»Одновременно формируется машинограмма «Отчет кассира» . Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
      Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
      В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги, а за календарный год — общее количество листов кассовой книги за год.
      Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и  «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.                                                                                      В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы
«Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости ) машинораммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруют в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера организации и книгу опечатывают. На ОАО «Приаргунском маслозаводе» учёт ведётся вручную, с помощью простых вычислительных машин. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Руководители организации обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции — запреты с внутренней стороны. доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношение к ее работе, воспрещается. Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей организаций. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты ее фиксируются в акте. При обнаружении утраты ключа руководитель организации сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.

      Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.
      В организации должна регулярно проводиться инвентаризация наличных денег. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель.
Однако есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Так, в обязательном порядке инвентаризация проводится:
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
— при смене кассира;
— если были выявлены факты хищения наличных денег;
— если наличные деньги были частично или полностью уничтожены из-за
стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.
      Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя.
      В организации могут также проводиться внезапные ревизии кассы. Такая ревизия возможна:
по инициативе руководителя организации;
по требованию налоговой инспекции.
      Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего).
      В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии и других специалистов (например, старших кассиров, специалистов по контрольно-кассовым машинам и т.д.).
      В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.), так же проводится ревизия кассы, находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.

      В организациях, имеющих большое количество подразделений или обслуживаемых центральными бухгалтериями, оплата труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий могут производиться по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению) другими, кроме кассиров, лицами, с которыми заключается договор о материальной ответственности и на которых распространяются все права и обязанности, установленные настоящим Порядком для кассиров [13].
      В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.
      В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге, для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.
      Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица , виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют Банки (не реже одного раза в два года).[16]
В Приложении 1 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации 1993 г. изложены признаки и правила определения платежности банковских билетов ( банкнот) и монет Банка России ( признаки платежности, допустимые повреждения платежных банкнот, порядок обмена банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков, которыми должны руководствоваться

кассиры при осуществлении кассовых операций с банковскими билетами и монетами Банка России [33]
      Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном
синтетическом счете 50 «Касса», В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит- выбытие денежных средств из кассы.
К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
50-1 «Касса организации»;
50-2 «Операционная касса»;
50-3 «Денежные документы» и др.
      На субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе, Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
      На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.
      На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы. Денежные документы оформляются аналогично денежным средствам в кассе организации по приходным и расходным кассовым ордерам, на основе которых составляется отчёт о движении денежных документов. Денежные документы учитывают на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на их приобретение.
      Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные кассовых ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов. Аналитический учет денежных документов ведут по
их видам. Один-два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет по поступившим и выбывшим документам. [6]
      Синтетический учет денежных документов осуществляется в журнале-ордере 3. По окончании отчетного периода остатки по журналу-ордеру сверяют с данными книги движения денежных документов.
Учёт оформляется следующими типовыми проводками:
Д 50-З К 60(50-1)
оприходованы приобретенные денежные документы
Д 50-3 К91-1
оприходованы излишки денежных документов
Д94К50-3
списана недостача денежных документов
Д 20, 26, 44 К 50-3
списаны использованные марки госпошлины, почтовые марки
Д 91-2 К 50-3
выданы путёвки работникам организации
В ОАО «Приаргунский маслозавод» можно выделить такие наиболее важные моменты работы с кассовыми документами:
1. Все документы оформляются в день движения (прихода или расхода) наличных.
2. Основные документы — приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журналы регистрации, кассовая книга.
3. Лицу, вносящему наличные в кассу, на руки выдается квитанция от
приходного кассового ордера. Никакие другие кассовые документы на руки не выдаются.
4. Итог по кассовой книге подводится каждый день.
5. Копия листа кассовой книги являются отчетом кассира или лица, выполняющего функции кассира. К копии листа кассовой книги
прикладываются документы, подтверждающие приход или оправдывающие расход наличных.
6. Движение наличности необходимо анализировать, помня об официальных ограничениях по расчетам наличными.
Регистрами учета, в которых отражают кассовые операции при журнально-ордерной форме учета, является Ж-О К 1 по кредиту счета 50 «Касса» и ведомость № 1а по дебету счета 50 «Касса». Записи в журнале-ордере производят итогами за день на основании расходной части отчетов кассира с приложенными первичными документами.
В ведомости № 1а накапливаются в разрезе корреспондирующих счетов дебетовые обороты по счету 50 «Касса». Записи в ведомость делают на основании отчетов кассира с предварительной группировкой документов по
корреспондирующим счетам.
Ж-О № 1 и ведомость 1а являются регистрами годичного обращения.
Таблицы
— инвестиционная деятельность;

— финансовая деятельность.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2
Учёт операций по расчётному счёту, безналичная форма расчётов.

      Свободные денежные средства организаций хранятся на их расчетных и других счетах в банках. Это способствует ускорению денежного оборота в народном хозяйстве, предотвращению инфляции, эффективному осуществлению кредитных, расчетных и кассовых операций, обеспечению сохранности денежных средств. Его наличие свидетельствует о независимой обособленности организации в распоряжении собственными денежными средствами. Количество расчетных счетов, необходимое для осуществления расчетов, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995 года № 291 определяется самим предприятием [32] По своему усмотрению предприятие выбирает и банки для их открытия. С любого из них предприятие как владелец счета может производить все виды расчетных, кредитных и кассовых операций. Указанные расчеты осуществляются безналичными платежами, т.е. перечислением денежных средств через отделения банка с расчетного счет плательщика насчет получателя.
      Указом Президента РФ от 23. 05. 94г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» установлено, что  банки и иные кредитные учреждения открывают расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а иные счета, включая валютные, ссудные, депозитные и другие, — при предъявлении ими документа (справки), удостоверяющего уведомление налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета, и в пятидневный срок сообщают в этот налоговый орган об открытии налогоплательщику вышеуказанных счетов. В случае выявления органами Государственной налоговой службы РФ фактов открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и др.) счетов без уведомления налогового органа, на руководителей предприятий, организаций

учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагаются административные штрафы в размере
стократного установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной месячной оплаты труда.
      ОАО «Приаргунский маслозавод» имеет хозяйственные связи с поставщиками материалов, покупателями продукции и находится с ними в расчетных отношениях. Расчетные отношения основаны на обязательствах покупателей оплатить стоимость полученных материальных ценностей, выполненных работ и услуг в установленные сроки, а также на праве поставщика востребовать платеж от покупателя.
      Расчетные отношения возникают также с бюджетом страны, с органами, осуществляющими социальное страхование и обеспечение и т. д.
      Четкая организация расчетов способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, позволяет предприятию избежать оплаты пени и неустоек в случаях просрочки платежей.
      Для того чтобы открыть расчетный счет предприятие обязано предоставить в отделение банка следующие документы:
— заявление на открытие счета установленного образца;
— нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора
и регистрационного свидетельства;
— справку налогового органа о регистрации организации в качестве
налогоплательщика;
— копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионньий фонд
Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования;
— карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и
главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально. [1]
      В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.

      В государственных организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.
На расчетный счет ОАО «Приаргунский маслозавод» поступает выручка за реализованную продукцию, авансовые платежи, ссуды банка, дебиторская задолженность, наличные деньги из кассы и т.д.
      С расчетного счета производятся безналичные платежи, выдаются наличные деньги на выплату заработной платы, командировочные, хозяйственные и
представительские расходы. Выдача наличных денег производится согласно квартальному кассовому плану, который сдается в банк.
      Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчетного счета банк
осуществляет, как правило, на основании приказов владельца расчетного счета или с его согласия на оплату (акцепта).
      Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков), объявлений на взнос денег наличными, (платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключение составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов.
      Для определения ежедневной нормы выдачи средств на неотложные нужды
за каждый квартал ОАО «Приаргунский маслозавод» представляет в обслуживающий банк по месту нахождения расчетного счета до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о поступлении на этот счет средств от реализации поступления на это счет средств от реализации продукции за истекший квартал.
Размер среднедневного поступления средств определяется юридическим лицом самостоятельно путем деления суммы поступлений за истекший квартал на число рабочих дней того же периода.
      В исключительных случаях банк производит принудительное списание денежных средств с расчетного счета. В бесспорном порядке со счетов

организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций [11] Расходы по оплате услуг банка относятся на затраты предприятия, плата банка за использование ими временно свободных средств предприятия — во внереализационные доходы.
      Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетном счете, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетный счет» В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит — уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним
оправдательными документами.
      Первичными документами, на основе которых производятся операции на расчетном счете, являются платежные поручения, чеки объявления на вэнос наличными.
      Денежный чек является приказом банку, о выдаче с расчетного счета указанной в нем суммы наличных денег, в котором указываются цели данной операции: выдача зарплаты, пособий, на хозяйственные нужды и др.               Денежный чек подписывается руководителем организации и главным бухгалтером, его реквизиты полностью повторяются в корешке, который остаётся для подтверждения записей по кассовым операциям в учетных регистрах. Чеки содержаться в специальной чековой книжке, которая выдается по заявлению владельца счёта. Чековые книжки являются бланками строгой отчётности и хранятся в сейфе предприятия. Чтобы получить чековую книжку, следует заполнить соответствующее заявление, в котором указывается фамилия, имя и отчество получателя и дается образец его подписи. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия. Чтобы снять наличные деньги со своего расчетного счета в банке, бухгалтер

заполняет денежный чек, подписывает его вместе с руководителем и передает кассиру. Сумма прописью в чеке пишется с начала строки обязательно с большой буквы. Кассир предварительно (как правило за 1-2 дня) заказывает требуемую сумму в банке, а затем получает ее по чеку. Чеки действительны в течении 10 дней со дня их выписки, не учитывая день выписки, без исправлений даты. Различают чеки из лимитированных и не лимитированных чековых книжек. Расчеты чеками из лимитированных книжек производятся за товары и услуги транспорта и связи. В книжке указывается сумма лимита и срок, на который она установлена.[20]
      Чеки из не лимитированных книжек получают в банке те предприятия, которые используются кредитом под расчетные документы в пути. Сумма по
ним не лимитируется. Они выписываются по мере сдачи продукции станции железной дороги на сумму железнодорожного тарифа за перевозку грузов от станции отправления до станции назначения.
      Для получения расчетной чековой книжки оформляется заявление той же формы, что и для получения денежной чековой книжки..[15]Платежное поручение служит для списания указанной в нем суммы с расчетного счета предприятия на расчетный счет получателя. Оно действительно в течении 10-ти дней со дня его выписки и оформляется в трёх-пяти экземпляра. В нем указываются реквизиты плательщика и его банка, получателя и его банка, сумма и назначение платежа. Работник банка, принимая платежное поручение к исполнению, на последний экземпляр его ставит штамп и возвращает бухгалтеру для отражения этой операции в учете.
      В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, на предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя предприятия и обязательным заключением договора о полной материальной ответственности.
Наличные деньги, полученные с расчетного счета в кассу, расходуются по строго целевому назначению. Неизрасходованный остаток сдается в кассу банка.
Сдаются на расчетный счет деньги, принятые в кассу в счет взноса в уставный капитал, выручка от реализации продукции, оплаченная покупателем наличными. ОАО «Приаргунский маслозавод» имеет один расчётный счёт:
№ р/с 40725678120000000321
Списание средств с расчетного счета организации производится в порядке календарной очередности поступления расчетно-платежных документов. При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ
1) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
2) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
3) по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования;
4) по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;
5) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
6) по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Сдача денег на расчетный счет оформляется расходным кассовым ордером.
В банке кассир, сдающий деньги, заполняет — Объявление на взнос наличными. Объявление на взнос наличными выписывается банком при сдаче наличных денег из кассы на расчетный счет. Используется оно при сдаче выручки на расчётный

счет, оплате банковских услуг наличными деньгами, при взносе уставного капитала в соответствии с учредительными документами, при внесении депонентских сумм и других операциях.
      Он состоит из трех частей. Верхняя часть остается в банке, средняя часть (квитанция) передается кассиру. Нижняя часть объявления (ордер) тоже возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской.
      На каждой из трех частей проставляются: дата, от кого приняты деньги, банк получателя и получатель, назначение взноса. В правом верхнем углу первой и второй части проставляем номер нашего расчетного счета и сумму цифрами. Та же сумма записывается прописью в следующем порядке.    Начинать запись надо вплотную к началу отведенного для нее поля с заглавной буквы. Оставшиеся на поле места следует прочеркнуть горизонтальной линией.
Третья часть заполняется несколько иначе. В ордере нужно указать код банка- получателя и сумму по кредиту (у нас на расчетном счете эта сумма пройдет по дебету, а в банке — по кредиту). [3]
      Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал —ордер №2. Обороты по дебиту этого счета записываются в разных журналах — ордерах и, кроме того, контролируется показателями ведомости № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.
      Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал — ордер и в ведомость итогами.
Обязательное условие для заполнения регистров синтетического учёта — использование одной строки для каждой выписки независимо от того за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала — ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале —ордере № 2, так и в ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитов счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный

день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет организации,
контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей, разрабатываемому организацией.
      Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.
      Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.
      Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т. п. Их учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары
отгруженные» и др.
      К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
      Товарные операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежными требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, чеками, в порядке плановых платежей, с использованием векселей, основанных на зачете взаимных платежей. [З] В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные)
Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах, а одногородними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте. Формы безналичных расчётов:
Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ (8):
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по инкассо;
в) расчеты по аккредитиву;
г) расчеты чеками.
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в Договорах, заключаемых организациями с банками, В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Основные формы иногородних расчетов — расчеты платежными
поручениями-требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы; одногородних — расчеты в порядке плановых платежей, платежными поручениями-требованиями, платежными поручениями и расчетными чеками. С 1 июня 2003г. Вводится новая форма платёжного поручения. Её должны будут заполнять все предприятия и индивидуальные предприниматели. Изменения в форму платежного поручения были внесены указаниями ЦБ РФ от 3 марта 2003г. №1256-У. Главное нововведение — графы, в которых бухгалтер, перечисляющий налоги, таможенные или другие сборы, указывает реквизиты этих платежей. Также в новой форме для ИНН и КПП отведены отдельные поля, далее нужно обратить на ряд ячеек, которые появились в новой форме и расположены над полем «Назначение платежа». Их придётся заполнять, уплачивая налоги, таможенные платежи.
      Платёжные требования используются организациями для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального страхования и др. Их можно применять в одногородних и иногородних расчетах. Платежное требование представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм. [12]
      Платежное требование передается в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты счетов поставщиков. Под предварительной оплатой понимают оплату товаров или оказанных услуг, готовых к отгрузке (оказанию), получателем немедленно после получения платежа и отгружаемых (оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа.
Платежные требования оформляют, как правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету.
      Аккредитив — это поручение отделения банка покупателя отделению банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы.    Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя. Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
      Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товаров. [9]

Вторая таблица
правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.[15]
      Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается
на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки» с
кредита счетов 51 «Расчетный счет», 66 «Краткосрочные кредиты и займы»и
других подобных счетов.
      Расчёты по инкассо. Расчеты по инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.
      Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.[3]
      Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
      Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее пяти рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считаются пять рабочих дней.
      Расчеты в порядке плановых платежей производятся в тех случаях, когда между поставщиками и покупателями сложились устойчивые хозяйственные и расчетные отношения, а поставки носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что покупатель оплачивает поступающий товар равными суммами в сроки, установленные соглашением между поставщиками и покупателями (как правило, не реже чем через 5 дней). Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как



Первичны документы

Журнал ордер

 
Главная книга

 
Выписка банка

Баланс

 получателем платежные поручения-требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 или 15 дней, но не реже чем через 30 дней.
Взаимные расчеты могут быть разовыми и постоянными, между двумя организациями или их группой. Сроки и порядок расчетов устанавливаются соглашением сторон между организациями и по согласованию с учреждениями банка. Схема последовательности записи по счёту 51:

    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3 Учёт денежных средств на специальных счетах в банке и операций по ним.

На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в
аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 в дополнение к определенным в Плане счетов бухгалтерского учета
при необходимости открываются следующие субсчета:
55-1
55-2 «Чековые книжки»;
55-3 «Депозитные счета»;
55-4 «Финансирование капитальных вложений».
Остаток средств на указанных субсчетах свидетельствует о суммах, не израсходованных по целевому назначению. Оборот по дебету — пополнение

средств, по кредиту — использование по целевому назначению или перечисление остатка на расчетный счет организации.
      Поскольку организации необходимо приобретать путевки в дома отдыха и санатории, проездные документы, собственные акции у акционеров, почтовые марки, марки государственной пошлины и т.п., необходим учет наличия денежных документов. Все денежные документы имеют номинальную стоимость или цену приобретения.[20]
      Учет поступления денежных документов и их списание оформляются выпиской приходных и расходных кассовых ордеров. Бухгалтерия открывает книгу движения денежных документов, которая является регистром
аналитического учета и ведется кассиром. Отчет по поступившим и выбывшим документам составляется кассиром в кассовой книге один — два раза в месяц.
      Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется Центральным банком РФ.
      По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.
      Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 55-1 ведут по каждому выставленному аккредитиву.
      На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком. Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55 субсчет 2, и кредиту счетов 51,52, 66 и других подобных счетов. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком, остаются на счете 55-2.

      Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов. Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.
На субсчете 55-З «депозитные счета» учитывают движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.
Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету счета 55 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производят обратные бухгалтерские записи.
Аналогический учет по субсчету 55-З «Депозитные счета» ведут по каждому
вкладу.
      На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования: средств, поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и других источников; средств на финансирование капитальных вложений; субсидии правительственных органов и т.д. Наличие и движение средств в иностранных валютах учитывают на счете 55 обособленно.
Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
Синтетический учёт при мемориально-ордерной форме учёта ведётся по данным первичных и накопительных документов, по которым составляются мемориальные ордера, далее они записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу.
      Синтетический учёт при журнально-ордерной форме учёта совмещается с аналитическим, например, по счетам 66, 99 и др., причём расположение данных аналитического учёта обеспечивает получение необходимых показателей для составления периодической и годовой бухгалтерской отчётности без дополнительных выборок и группировок. Самостоятельный аналитический учёт
ведётся при данной форме учёта лишь по тем синтетическим счетам, в развитие которых открывается большое количество аналитических счетов, например по учёту материалов, основных средств, готовой продукции и т.д.
Синтетический учёт при автоматизированной форме учета ведётся с использованием ЭВМ, которые позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных учётных регистрах и на машинных носителях информации. Можно использовать два вида учётных регистров — Книгу учёта хозяйственных операций (регистр синтетического учёта) и ведомости учёта соответствующих объектов, являющихся регистрами аналитического учёта. Запись в учётные регистры производят на основании оформленных бухгалтерских документов.
2.4 Учёт прочих денежных средств, расчётов по пластиковым картам.

5.1. Учёт операций по счёту 52 «Валютные счета», 57 «Переводы в пути».
К прочим денежным средствам относятся:
52 «Валютный счет»
57 «Переводы в пути»;
Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь должны правильно оформлять операции, связанные с движением валюты, т.е. операции на валютном счете.
для правильного учета таких операций, согласно Плану счетов, открываем
счёт 52, который имеет такие субсчета:
52-1 — «Валютные счета внутри страны»
52-2 — «Валютные счета за рубежом»
к этим субсчетам открываем счета второго порядка:
52-1-1 — «Текущий валютный счет»
52-1-2 — «Транзитный валютный счет»
52-1-3 — «Специальный транзитный счет»
движение валютных средств и проведение операций в иностранной валюте регулируется государством. для того, чтобы ответить на вопрос о том, какие операции подлежат валютному контролю и регулированию, необходимо обратиться к двум основным документам, действующим в настоящее время:
Закону РФ от 7.07.2003г.№116-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [29] и приказу Банка России от 24.04.96 № 02-94 «Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций».[28]
В этих документах определены основные субъекты и операции, связанные с движением валютных средств.
Порядок осуществления платежей в иностранной валюте между резидентами Российской Федерации устанавливается Банком России.
Всем организациям, которые проводят перечисления за рубеж или получают валюту из-за рубежа, открываются валютные счета.

для открытия валютного счета в банке нужно предоставить:
— заявление об открытии валютного счета;
— нотариально заверенные копии учредительных документов и
свидетельства о государственной регистрации организации;
— карточку с образцами подписей руководителя (1), гл. бухгалтера (2), оттиск печатей в 2-х экземплярах, причем один заверить нотариально;
— справку о постановке организации на учет в налоговой инспекции;
— копию справки о присвоении организации статистических кодов;
— справку из банка, в которой открыт ваш расчетный счет.
На ОАО «Приаргунском маслозаводе» данный счет не применяется. Количество
валютных. счетов, которое может быть открыто, не ограничено и зависит, в основном, от видов валют.
Основным первичным документом, на основании которого зачисляют или снимают валюту со счета, является заявление на перевод, а обо всех
произведенных операциях банк сообщает организации в выписках банка с валютного счета. Обычно совершенные операции показывают в выписках в двух валютах (иностранной валюте и ее рублевом эквиваленте). Некоторые банки представляют своим клиентам выписки только в иностранной валюте. В таком случае бухгалтер обязан сам отразить каждую операцию не только в валюте, но и в рублях по курсу Банка России на дату совершения операции. Получив выписку, бухгалтер должен обработать ее, т.е. к ней должны быть подобраны все документы, подтверждающие зачисление или снятие валюты, и проставлена корреспонденция счетов. При этом и в бухгалтерском учете каждая хозяйственная операция отражается в двух оценках в валюте платежа и в ее рубленом эквиваленте.[17]
Поскольку курс рубля по отношению к другим валютам постоянно меняется, организации обязаны ежемесячно производить пересчет остатков на валютных счетах по курсу, действующему на последний день месяца. Возникающая курсовая разница списывается в соответствии с законодательством. При этом

необходимо отметить, что порядок налогообложения курсовых разниц неоднократно менялся.
      Однако требования государственного валютного контроля к операциям по
расчетам с импортерами экспортной продукции (товаров, работ, услуг) или с
экспортерами импортируемой продукции (товаров, работ, услуг) приводят к
необходимости открывать большее количество субсчетов.[1 0] Инструкция № 7 Банка России от 29.06.92№ 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» требует, чтобы организации продавали часть поступающих на их счета валютных поступлений. В упомянутой Инструкции определены порядок и виды валютных поступлений, подлежащих обязательной продаже. В настоящее время уполномоченный банк обязан выяснить источники и цели поступления валютных средств. Для этого он открывает организациям транзитный валютный счет. Все поступающие в адрес организации валютные средства зачисляются в первую очередь на транзитный счет. С этого счета организация обязана осуществить продажу валютных поступлений. Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы экспортных поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, в том числе в качестве авансов или предварительной оплаты.
      Установленное изменение в абзац первый п. 5 ст. б Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 12 февраля 2003 года, где сумма обязательной продажи валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется в объеме, установленном Центральным банком Российской Федерации, но не свыше 30 процентов суммы валютной выручки.
      Обязательная продажа валютной выручки осуществляется через
уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через

семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации.
      Не подлежат обязательной продаже поступившие от резидентов платежи в иностранной валюте, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах предприятий), а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.[29]
Снятие наличной иностранной валюты со специального транзитного валютного счета не допускается, за исключением случаев оплаты
командировочных расходов.
Покупка иностранной валюты за рубли на валютном рынке осуществляется резидентом на основании его Поручения на покупку.
Операции по покупке валюты не проводятся через счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Покупка валюты оформляется следующими бухгалтерскими записями. Перечисление средств для покупки:
Д — т сч. 57 «Переводы в пути», субсчет 57-3 перечисленные для
покупки валюты”, или 76 с разными дебиторами и кредиторами”,
К — т сч. 51
Зачисление приобретенной валюты по курсу на день зачисления:
Д — т сч. 52-4 «Специальный транзi4тный валютный счет»,
К — т сч. 57 «Переводы в пути”, субсчет 57-3 «Средства, перечисленные для покупки валюты», или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Сумма превышения рубленой суммы, снятой на покупку валюты, над рубленым эквивалентом приобретенной валюты списывается на
внереализационные убытки:
Д — т сч. 99 «Прибыли и убытки»,
К — т сч. 57 «Переводы в пути», субсчет 57-3 «Средства перечисленные для покупки валюты», или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

      Превышением рублевого эквивалента приобретенной валюты над суммой, израсходованной на ее покупку, зачисляется во внереализационные доходы:
Д — т сч. 57 «Переводы в пути», субсчет 57-3 «Средства, перечисленные для покупки валюты или 76 с разными дебиторами и кредиторами»,
К — т сч. 99 «Прибыли и убытки».
      Комиссионное вознаграждение банка за операции по покупке валюты можно списать либо на себестоимость приобретаемых товаров, материалов, либо на увеличение первоначальной стоимости основных средств (через счет 08), либо на убытки в зависимости от принятой учетной политики.
Для определения результата от продажи валюты используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета записывается стоимость иностранной валюты по курсу Банка России на день продажи, а также расходы, связанные с указанными операциями, по кредиту- сумма в рублях, полученная за проданную валюту. Поскольку счет 91 закрывается, после каждой операции определяется ее результат, который списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
Счет 52 увязан со счетом 57 «Переводы в пути», при том субсчетом 3, следовательно счет 57 имеет такие субсчета:
«57-1» — денежные средства, перечисленные для продажи.
«5 7-2» — денежные средства, для покупки валюты
«57-З» — денежные средства для продажи.
      В случае если валюта продается или покупается уполномоченным банком не сразу, а спустя несколько дней после перечисления денежных средств, то для учета перечисленных денежных средств используют отдельный субсчет, открываемый к счету 57 «Переводы в пути».[З]
При этом в учете выполняются следующие бухгалтерские проводки:
Д — т сч. 57-1 «Валютные средства, перечисленные для продажи».
К — т сч. 52 «Валютный счет».
Д т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,
К — т сч. 57-1 «Валютные средства, перечисленные для продажи»
списание проданной валюты по курсу Банка России на день продажи;

Д -т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,
К — т сч. 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
расходы, связанные с продажей;
Д — т сч. 51 «Расчетный счет»,
К — т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,
зачисление рубленого эквивалента проданной валюты;
Д — т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»,
К — т сч. 99 «прибыли и убытки»
прибыль от продажи валюты;
Д — т сч. 99 «Прибыли и убытки»,
К — т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
убыток от продажи валюты.
      Следует отметить, что до сих пор не отрегулирован вопрос о признании в целях налогообложения услуг банка, связанных с продажей валюты. В настоящее время организации при определении результата от продажи валюты могут использовать разъяснения МНС РФ, данные в его письме от 02.03.00, № 02-01-16 /27. В соответствии с названным письмом в состав себестоимости продукции (работ, услуг) включается комиссионное вознаграждение банку за обязательную продажу валюты.
      Таким образом, можно сделать вывод о том, что комиссионное
вознаграждение по необязательной продаже валюты также можно списать на себестоимость, но при расчете налогооблагаемой базы сумму такого вознаграждения следует восстановить.
Необходимо подчеркнуть, что разъяснения МНС РФ касаются определения себестоимости в целях налогообложения, а не в целях бухгалтерского учета.

2.5
Учёт расчётов по пластиковым картам.

      В настоящее время в Российской Федерации активно распространяется новая для юридических и физических лиц форма расчетов — расчеты с использованием банковских пластиковых карт. Такие расчеты позволяют уменьшить объем

используемой в расчетах наличности, обеспечивают удобные расчеты для клиентов банка, когда услуги либо товар можно получить до получения денег поставщиком. Банковская пластиковая карта представляет собой
персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, работ, услуг, а также получения наличных денег в банковских учреждениях и банкоматах.[8]
      Кредитная организация осуществляет эмиссию банковских карт, как для физических, так и юридических лиц. При этом для организации, принимающей карту для расчетов, нет разницы в том, какую карту ей представили: личную или корпоративную. Порядок расчетов и отражения их в учете не отличается.
      Физическое лицо открывает личную банковскую карту за счет собственных средств и производит по карте расходы для собственных нужд.
      Физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам, эмитент может выдать банковские карты следующих типов:
       расчетная карта — банковская карта , использование которой позволяет ее держателю распоряжаться денежными средствами, находящимися на ее счете, для оплаты товаров и услуг и получения наличных денежных средств в пределах расходного лимита, установленного эмитентом;
       кредитная карта — банковская карта, использование которой позволяет держателю банковской карты осуществлять операции оплаты товаров и услуг и получения наличных денежных средств в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита установленного эмитентом.
      Юридические лица могут открыть корпоративную карту для осуществления расходов на нужды организации.
      Держателями корпоративной банковской карты являются один или несколько сотрудников организации. Для обслуживания такой карты организация заключает договор с банком —эмитентом, который открывает для нее один счет в банке. Количество держателей карт не ограничивается и регулируется по согласованию между руководством организации и обслуживающим банком.
      Юридическим лицам эмитент выдает банковские карты двух типов:

расчетно-корпоративная карта — банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, по перечню разрешенных операций, указанных в п. 4.6 Положения Банка России от 09. 04.98 № 23 —П;
      Кредитная-корпоративная карта — банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, согласно перечню разрешенных операций п. 4.6 Положения Банка России от 09.04.98 № 23- П.
      Следует иметь в виду, что запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других выплат социального характера. Для проведения таких расчетов сотрудники как физические лица могут открыть карты, на которые организация будет перечислять их заработную плату.
      Расчеты с использованием карт это сложная расчетная схема с участием нескольких сторон: банка — эмитента карты, держателя карты, банка — агента, банка — эквайрера, процессингового центра, организаций обслуживающих клиентов по картам.
      Банк — эмитент — это банк, который занимается эмиссией карт,
распространением или обслуживанием карт различных платежных систем.
держатель карты — лицо, уполномоченное совершать операции по карте, т.е. покупатель товаров, работ, услуг.
      Банк — агент — это банк, осуществляющий взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт.
      Банк — эквайрер — кредитная организация, осуществляющая расчеты с предприятиями торговли по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и операции наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации.  Система расчетов с использованием банковских карт достаточно сложна, поэтому для обеспечения информационного и технологического взаимодействия

между участниками расчетов создаются процессинговые центры. Процессинг — это деятельность, включающая в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществляемым процессинговым центром. Такие центры берут соответствующие комиссии за оказываемые услуги.
      Организации, обслуживающие клиентов по картам — организации торговли, бытового и медицинского обслуживания, гостиницы, туристические агентства, т.е. продавцы товаров, работ, услуг.
      Для того чтобы стать держателем банковской карты, организация должна представить заявление на ее приобретение в соответствии с условиями использования, которые оговариваются банком. В заявлении обычно указывают тип карты; вид валют, вносимой на специальный карточный счет; желаемый порядок получения выписок со счета; имя и паспортные данные будущего пользователя карты. Все условия пользования картой затем оговариваются в договоре между банком и держателем карты.
      Рассмотрим организацию и ведением учета у двух участников этой сложной системы расчетов: поставщика товаров, работ, услуг и их покупателя.
      Обычно в качестве продавцов выступают юридические лица (магазины, гостиницы), в качестве покупателей могут выступать физические и юридические лица. Собственником карты, как правило, является банк, выпустивший карту в пользу юридического или физического лица (банк —эмитент).
      Для осуществления расчетов по операциям с использованием карты банк открывает так называемый «Специальный карточный счет» (СКС), при этом сумма средств, которая должна храниться на данном счете, оговаривается в договоре. За счет указанных средств будут осуществляться расчеты по картам.
для перечисления средств с расчетного счета на специальный счет в банк — эмитент организация подает в свой обслуживающий банк платежное поручение на перевод средств.
   Учет средств, перечисленных на специальный карточный счет, следует вести на счете 55 «Специальные счета в банках», к которому целесообразно открыть

субсчет «Специальный карточный счет». При этом аналитический учет карт следует вести по банкам — эмитентам; валюта, в которых открыты карты; видам карт и сотрудникам. По дебету данного субсчета будут показаны суммы, поступившие на СКС с расчетного счета держателя карты, по кредиту — суммы, списанные в оплату расходов, произведенных по карте, и суммы комиссии, уплаченной банку — эмитенту за обслуживание. Сальдо по субсчету показывает остаток средств, не использованных по картам на конец месяца.
      На основании выписки с расчетного счета на дату снятия средств с расчетного счета организации — держателя карты делается запись:
Д —т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Специальный карто4ный счет»,
К- т сч. 51 «Расчетный счет».
      Если списание денежных средств с расчетного счета и зачисление на СКС производятся в один день, то в использовании счета 57 «Переводы в пути» не имеется необходимости, если в разные дни — то до зачисления средств на СКС они должны быть учтены как денежные средства в пути. Таким образом, выполняется следующая проводка:
Д —т сч. 57 «Переводы в пути»,
К —т сч. 51 «Расчетный счет».
      На основании выписки банка со специального карточного счета в бухгалтерском учете на дату зачисления средств делается запись:
Д —т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Специальный карточный».
К —т сч. 57 «Переводы в пути».
      После зачисления средств на специальный карточный счет банк — эмитент выдает карточки представителям организации в соответствии с условиями договора.
      Сотрудник, который получил карту, получает возможность приобретать материальные ценности или услуги с оплатой через карту. В месте обслуживания он получает документы, свидетельствующие о расходах, произведенных по карте.

Таким документом, в первую очередь, является бланк специальной формы (так называемый «слип»), а также товарные чеки, накладные, квитанции, счета-фактуры.
      О произведенных расходах сотрудник, как обычно, представляет авансовые отчеты, к которым прилагаются оправдательные документы, в том числе документы, подтверждающие приобретение материальных ценностей, оказание услуг или снятие наличных денег.
      На основании авансовых отчетов сотрудников о произведенных расходах по пластиковым картам бухгалтерия делает записи:
Д—т сч. 10,12,26,44,
К —т сч… 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
      Банк, обслуживающий расчеты по карте, представляет в организацию выписки со специального карточного счета в сроки, оговоренные в договоре. Суммы, указанные в выписках, должны быть подтверждены первичными документами (слипами). На основании выписок делают записи:
Д- т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,
К —т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Специальный карточный счет» оплата по карте, открытой на конкретного сотрудника фирмы.
Учёт расчётов по пластиковым картам на ОАО «Приаргунском маслозаводе» не ведётся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.