Реферат по предмету "Экономическая теория"


Система налогов Российской Федерации

--PAGE_BREAK--1.4 Классификация налогов


Группировка налогов по разным классификационным призна­кам представлена в

Приложении В. Классификация нужна для упорядо­чения знаний о различных видах

налогов. Основными классификационными признаками являются: субъект налога;

объект налого­обложения; вид ставки; способ обложения; источник уплаты;

на­значение; принадлежность к уровням власти и управления; право

использования сумм налоговых поступлений; возможность пере­ложения.

Наиболее популярной является классификация налогов по при­надлежности к

уровням власти и управления: федеральные; реги­ональные; местные.

Первой частью Налогового кодекса РФ установлены следую­щие налоги и сборы: 16

федеральных, 7 региональных и 4 местных (Приложение Г).

     Федеральные налоги в Российской Федерации определены на­логовым

законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.

Перечень региональных налогов уста­новлен Налоговым кодексом РФ, но эти

налоги вводятся в дей­ствие законами субъектов Федерации и являются

обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации.

Вво­дя в действие региональные налоги, представительные (законодательные)

органы власти субъектов Федерации определяют нало­говые ставки по

соответствующим видам налогов (но в пределах, определенных федеральным

законодательством), налоговые льго­ты, порядок и сроки уплаты налогов. Все

остальные элементы ре­гиональных налогов установлены соответствующим

федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той

лишь разницей, что они вводятся в действие представительными орга­нами местного

самоуправления.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

     Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество

налогоплательщика. В связи с этим при прямом налого­обложении денежные

отношения возникают непосредственно меж­ду налогоплательщиком и государством.

Примером прямого нало­гообложения в российской налоговой системе могут служить:

на­лог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на иму­щество как

юридических, так и физических лиц и ряд других на­логов. В данном случае

основанием для обложения являются владе­ние и пользование доходами и

имуществом.

     Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в про­цессе

движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену

товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

Владелец товара, работы или услу­ги при их реализации получает с покупателя

одновременно с це­ной и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на по­требление и

предназначаются для перенесения реального налого­вого бремени на конечного

потребителя. Субъектом налога в дан­ном случае является продавец товара,

выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком

налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную

стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их

взимания. Эти налоги привлекательны для го­сударства еще и тем, что их

поступления в казну прямо не привя­заны к финансово-хозяйственной

деятельности субъекта налого­обложения и фискальный эффект достигается даже в

условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

2.            Система налогов Российской Федерации 2.1 Виды налогов
В РФ впервые все налоги разделены на три группы:

федеральные налоги; налоги  республик  в  составе РФ, краев, областей,  автономных образований; местные налоги.
        К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость;

1.       акцизы на отдельные группы и виды товаров;

2.       налог на доходы банков;

3.       налог  на доходы от страховой деятельности;

4.       налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

5.       налог на операции с ценными бумагами;

6.       таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих

    налогов зачисляются в федеральный бюджет);

7.       отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,  зачисляемые  в  специальный внебюджетный фонд РФ;

8.       платежи за пользование природными ресурса-

    ми,  зачисляемые  в федеральный бюджет, в республиканский,          краевой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами России;

9.  налог на прибыль  с  предприятий

    (подоходный налог);

10. подоходный налог с физических лиц.
         Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог  с  физических лиц  являются регулирующими доходными источниками, суммы отчислений по ним зачисляются непосредственно в  республиканский бюджет,  краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах, определяемых при утверждении республиканского бюджета в  составе России и бюджетов других уровней.

         К  федеральным налогам относятся: налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на основе соответствующих актов; гербовый сбор; государственная  пошлина; налог  с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

   

       Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты  налогообложения,                  плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ и действуют на всей территории России.
       К налогам республик в составе России, краев, областей и округов относятся следующие:

налог на имущество предприятий, (суммы платежей по этому налогу равными долями зачисляются в  республиканский
бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения плательщика);

·         лесной доход;

·         плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

    

         К этой группе налогов относятся республиканские платежи  за

    пользование природными ресурсами.

         Перечисленные налоги устанавливаются законодательными актами  РФ  и  взимаются  по всей ее территории, а конкретные ставки этих налогов определяются законами республик  в  составе  России или решениями органов государственной власти краев и областей.
К местным налогам относятся:

         — налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по этому налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения 

       (регистрации) объекта налогообложения;

-  земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому

    налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

-    регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся

    предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в       бюджет по месту их регистрации;

-    налог на строительство объектов производственного

      назначения в курортной зоне;

-          курортный сбор;

-           сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается

     местными органами власти и уплачивается  путем  приобретения  разового талона или временного патента и полностью зачисляется в

     соответствующий бюджет;

-            целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на  содержание милиции,  на  благоустройство  территорий  и другие цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и  юридических лиц имеют определенные ограничения;

-    налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и физические лица, но не более 5 % от стоимости услуг по рекламе;

         -  налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники

    и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физические

     лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не  превышающей 10 % суммы сделки;

-  сбор  с  владельцев  собак. Сбор вносят физические лица,

    имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не  превышающем     1/7  установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изде- лиями.

 Сбор вносят юридические и физические лица;

         — лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10 % стоимости заявленных к аукциону товаров или  суммы,  на  которую выпущены лотерейные билеты;

-  сбор за выдачу ордера на квартиру вносят физические лица

    при получении права на заселение отдельной квартиры  в  размере, не  превышающем  3/4 минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

         — сбор за парковку автотранспорта в специальных местах вносят

 юридические и физические лица в размерах, установленных местными органами власти;

          — сбор за право использования местной символики. Сбор  вносят производители  продукции,  на  которой использована местная символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в размере, не превышающем 0,5 % стоимости реализуемой продукции;

 -       сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением

законодательно оформленных операций с ценными бумагами).                   

        Сбор вносят участники сделки в размере не более 0,1 % суммы сделки;

-          сбор за право проведения кино- и телесъемок. Вносят коммерческие кино- и теле-организации, проводящие съемки с осуществлением организационных  мероприятий,  в размерах, установленных местными органами власти;

-          — сбор за уборку территории населенных пунктов. Сбор вносят юридические  и  физические  лица (владельцы строений) в размере, установленном местными властями.
К этой группе налогов относятся и вновь введенные налоги на

    содержание жилого фонда и  объектов  социально-культурной  сферы (1,5 %  от  стоимости работ и услуг) и налог на нужды образования    (1 % фонда оплаты труда).
         Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными  актами  республик  или решением органов государственной власти краев, областей и т.д.

             Отдельные  из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2Общие сведения об основных видах налогов
Входящие в систему налогов платежи можно условно разделить на группы по

субъектам платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с

пред­приятий, смежные и социальные налоги.

Налоги с физических лиц. Элементы налогов, взимаемых с физических лиц,

приведены в Приложении Д.

Подоходный налог с физических лиц взимается по всей территории страны и

построен на резидентском принципе. Налогообложению подлежит доход,

получен­ный в денежной и натуральной формах. Совокупный доход облагается

налогом по единым ставкам, использующим метод сложной прогрессии. Учет

налогооблагае­мой базы производится по кассовому методу. Источники уплаты —

начисленная оплата труда по всем основаниям, при этом предусматриваются

разнообразные и многочисленные льготы. Расчет и взимание налога про­изводятся

по кумулятивной системе. Плательщик предоставляет декларацию о со­вокупном

доходе за отчетный год.

Налог на наследование или дарение — местный налог. Его уплачивает новый

собственник. Оценка имущества осуществляется на момент открытия наследства или

заключения сделки дарения. Льготы по налогу есть в формах изъятий и на­логовых

кредитов. Не облагаются налогом: стоимость имущества, переходящего от одного

супруга к другому; стоимость домов и паев ЖСК. передаваемых между совместно

проживающими липами; наследство лиц. погибших при защите нашей Родины: жилые

дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследо­вания инвалидам и

др. Ставки налога зависят от степени родства наследников и дарополучателей. В

России доля этого налога в доходах бюджета не достигает даже 1 %.

Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном прин­ципе.

Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры, дачи,

пропорциональный, шедулярный. Обязанность исчислить налог возлагается на

на­логовые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога

полно­стью освобождаются инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся

радиации, военнослужащие и военные пенсионеры. Налог также не уплачивают

пенсионе­ры, воины-интернационалисты и др.

Налоги с организаций.

Основными являются:

• налог на прибыль (доход) организаций;

• НДС;

• акцизы;

• налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

• налог на имущество организаций.

Элементы некоторых видов налогов приведены в Приложении Е.

Налог на прибыль (доход) организаций — прямой, пропорциональный и

регули­рующий налог. Основное предназначение налога на прибыль -

обеспечивание эф­фективности инвестиционных процессов, а также юридически

обоснованное нара­щивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная

функция данного налога вторична.

Налог на прибыль занимает ведущее место среди доходных источников бюджетов после

косвенных налогов. В период с 1994 по 1997 г. наблюдается тенденция к

уменьшению его доли в доходах бюджета с 19,8 до 17,5 %. Объектом обложения этим

налогом является «валовая прибыль», под которой понимается балансовая прибыль,

скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. По разным

ставкам облагается прибыль (доходы): от основной деятельности (35 %); от

посреднической деятельности (43 %); от капитала (дивиденды, проценты -

15%); от видеопоказа, видеопроката (70 %); от игрового бизнеса (90 %).

Система льгот по налогу на прибыль включает: инвестиционные (инновацион­ные),

социальные, благотворительные и другие виды льгот. Однако полный перечень

льгот никакая организация использовать не может, ибо утвержден предельный

размер налогооблагаемой прибыли при применении льгот. Так, льготы не должны

уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без их учета, более чем на 50

%.

Общепринятая форма оплаты налога на прибыль предусматривает авансовые

платежи. Однако организации могут перейти на ежемесячную уплату налога исходя

из суммы фактической прибыли, полученной за предшествующий месяц.

Налог на прибыль исчисляется на основании годового бухгалтерского отчета не

позднее 15 марта следующего за отчетным года. Уплата налоговых платежей

производится в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления

бухгал­терского отчета.

Существуют особенности налогообложения совместной деятельности (простое

товарищество), некоммерческих организаций и фондов, субъектов малого бизнеса,

крестьянских и фермерских хозяйств, банков и страховых фирм, а также

иностран­ных юридических лиц.

Налог на добавленную стоимость — косвенный многоступенчатый налог, обло­жение

которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складываю­щийся

при осуществлении внешнеторговых операций.

Данный налог играет наиболее существенную роль в составе и косвенных нало­гов, и

доходных источников бюджета[1]. За период

с 1994 по 1997 г. удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в бюджет

увеличился с 24,9 до 39,5 %. Налоговые платежи в 1999 г. распределились

следующим образом: 85 % НДС поступает в федеральный бюджет, а 15 % — в бюджеты

субъектов РФ.

Плательщиками НДС являются субъекты хозяйствования, производящие то­вары

(работы, услуги), и сфера розничной торговли, общественного питания,

аук­ционная торговля.

Объект налогообложения при уплате НДС — выручка от реализации. Существу­ют

две ставки налога: стандартная (20 %) и пониженная (10 %). Расчетные ставки,

применяемые к сумме реализованных ценностей, содержащей НДС, определяются

следующим образом: 16,67% (20-100:120) и 9,09% (10 • 100: 110).

Имеется ряд особенностей формирования облагаемого НДС оборота с учетом

применяемых цен, когда они больше или меньше фактической себестоимости, а

также содержания финансово-хозяйственных операций (например, товарообмен­ные

операции, безвозмездная передача на сторону).

Освобождаются от обложения НДС продажа некоторых товаров, реализация работ и

услуг и денежные взносы. В частности, это:

а) товары на экспорт, для пользования иностранными представительствами,

продукция школьных столовых и детских учреждений, бюджетные науч­ные

исследования, конфискованное имущество, товары народных промыс­лов и др.;

б) банковские, страховые и патентно-лицензионные операции, услуги

пасса­жирского транспорта, ритуальные услуги, услуги вневедомственной охра­ны

и др.;

в) квартирная плата, пошлинные и лицензионные сборы, платные медицинские

услуги, плата за содержание и обучение детей в кружках и секциях и др.

Для расчета НДС с 1 января 1997 г. в налоговое производство было введено

применение счетов-фактур. Это приблизило отечественную практику

налогообло­жения к инвойсному методу (методу зачета по счетам). При

этом установлены достаточно жесткие требования, предъявляемые к оформлению

счетов-фактур, для контроля за правильностью исчисления НДС (обязательные

реквизиты, коли­чество экземпляров, сроки оформления и доставки).

Методика формирования сумм налога такова: НДС для уплаты в бюджет равен НДС

от покупателей минус НДС, уплаченный поставщикам. Условиями возмеще­ния из

бюджета уплаченных поставщикам сумм НДС являются:

1) документальное оформление операций (наличие счетов-фактур по установленной

форме, выделение в них сумм НДС, регистрация счетов-фактур книгах покупок-

продаж);

2) учет полученных от поставщиков ценностей (оприходование ценностей и

отнесение их стоимости на издержки производства и обращения).

Существуют отраслевые особенности применения порядка ведения счетов фактур, а

также особенности определения НДС в сфере внешнеэкономической деятельности.

Акцизы — вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров

преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются

один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его

потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных

источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и

предложения, а также средство ограничения потребления. Наблюдается устойчивая

тенденция к росту сумм акцизных поступлений. Так, за период с 1994 по 1997 г.

они увеличивались с 5,2 до 17,4 %.

Акцизом облагаются:

а) товары народного потребления (продукты, алкоголь, табачные изделия,

драгоценности, золотые слитки, автомобили);

б) природно-минеральное сырье и продукты переработки (природный газ, нефть,

уголь, бензин, ГСМ);

в) ввозимые в РФ, и вывезенные из РФ отдельные виды товаров.

Различают плательщиков акцизов по товарам отечественного производства, по

товарам из давальческого сырья и по товарам, ввезенным в РФ.

Акцизом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты. По

подакцизным товарам действуют как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так

и твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории

РФ.

Расчет суммы акциза (А) ведется по формуле:

     A=N*S/(100%-S),

где N — объект налогообложения (отпускная цена без учета акциза или

таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы),

a S — ставка акциза в процентах.

В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует

система льгот. Например, выведены из-под обложения легковые автомобили с

ручным управлением, включая ввезенные на территорию РФ для реализации

инвалидам

Акцизные платежи распределяются следующим образом:

• поступают полностью в федеральный бюджет (нефть, газ, легковые автомобили,

бензин, спирт этиловый);

• распределяются поровну между федеральным и местным бюджетами (водка,

ликеро-водочные изделия);

• полностью поступают в местный бюджет, например в бюджет Санкт-Петер­бурга

(пиво, табачные и ювелирные изделия).

Особое место занимают акцизы, взимаемые на таможне. Существует особый порядок

облагания налогами вывозимых товаров или услуг в страны ближнего и дальнего

зарубежья.

Налог на имущество организаций, за исключением денежных средств, начис­ляется

на собственное имущество. В состав налогооблагаемой базы входят суммы

элементов запасов и затрат предприятий. К таким элементам, присущим рыночным

условиям хозяйствования, относятся: рыночная стоимость основных фондов и

не­материальных активов, применение механизма ускоренной амортизации, а также

залог имущества и другие формы его движения.

Данный налог можно рассматривать как трансформированную форму платы за фонды

и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Занимая цен­тральное

место в системе имущественного налогообложения России, этот налог иг­рает

незначительную роль в доходных источниках бюджета (примерно 2,5-3,5 %).

Налог на имущество является собственностью субъектов РФ и распределяется

поровну между ними и органами местного самоуправления, на территории кото­рых

действуют организации — плательщики налогов. Налог уплачивается по мес­ту

расположения облагаемых объектов.

Налогооблагаемая база определяется следующим образом. Рассчитывается

среднегодовая стоимость облагаемого имущества (по методике определения

средне-хронологической), и из этой величины вычитается стоимость

льготируе­мого имущества. Затем путем умножения полученной стоимости

имущества к налогообложению и налоговой ставке — до 2 % (конкретный размер

ставки оп­ределяет субъект РФ) получают налог на имущество.

Полностью от налогообложения освобождается имущество бюджетных органи­заций,

предприятий по производству сельскохозяйственной продукции и народ­ных

промыслов и имущество, используемое исключительно для нужд образования и

культуры. Существуют также льготы в виде скидок, т. е. уменьшения налоговой

базы на балансовую стоимость (например, объектов жилищно-коммунальной и

социально-культурной сферы).

Налогоплательщик рассчитывает налог при составлении ежеквартальных

бух­галтерских отчетов. Сумма налога исчисляется нарастающим итогом с начала

года. Уплата налога в бюджет производится по квартальным расчетам в 5-дневный

срок, а по годовым расчетам — в 10-дневный срок со дня, установленного для

представ­ления бухгалтерского отчета.

Формирование налога на имущество кредитных учреждений и страховых

орга­низаций отличается лишь тем, что они используют иной план счетов

бухгалтерского учета. Некоторые особенности имеет система налогообложения

имущества иностранных юридических лиц, деятельность которых осуществляется

через по­стоянные представительства и филиалы.

Налогообложение доходов от капитала. В данном случае речь идет о

налогооб­ложении доходов от эмиссии, размещения, купли-продажи и иных операций

с ценными бумагами и валютой[2]. Налоговое

регулирование этих правоотношений за­труднено из-за широкого спектра условий

выпуска и обращения разнообразных ви­дов ценных бумаг и операций с иностранной

валютой.

Согласно действующему заколу налог па операции с ценными бумагами

уплачи­вается при регистрации проспекта эмиссии, а также при купле-продаже

ценных бумаг. В первом случае величина налога составляет 0,8 % от номинальной

суммы эмиссии. Во втором случае покупатель и продавец уплачивают налог в

процентном отношении от суммы сделки.

Налоговый регламент исчисления и уплаты налога на доходы от операций на рынке

ценных бумаг предусматривает, что эти доходы вычитаются из валовой при были и

облагаются в особом порядке. При распределении чистой прибыли погашаются

долговые обязательства перед акционерами и владельцами ценных бумаг и

появляются налоговые обязательства по исчислению и уплате налога на капитал

Налог по ставке 15 % удерживается на момент выплаты источником суммы

начисленных доходов.

В 1997 г. был введен налог на покупку иностранных денежных знаков и

платежных документов, выраженных в иностранной валюте.Плательщиками налога

ста ли субъекты, покупающие валюту, кроме бюджетных организаций и Центробанка

на сегодняшний день налогооблагаемой базой выступают:

а) сумма в рублях, уплачиваемая при покупке валюты;

б) сумма погашения депозитов, открытых в рублях (при погашении их в валюте).

В 1997 г. налог взимался по ставке 0,5 % от налоговой базы, в 1998 г. – 1%,

включая и безналичные операции с покупкой валюты. Налоговые поступления

распределялись между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в

соотношении 60:40. Это соотношение сохраняется и сейчас.

Налоги — источники формирования дорожных фондов. В настоящее время ним

относятся: налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ)

[3]: налог на пользователей автодорог[4]

; налог с владельцев транспортных средств; налог на приобретение

автотранспортных средств.

В соответствии с Налоговым кодексом в систему налогообложения введены два

региональных налога — дорожный и транспортный.

     Налог с владельцев автотранспортных средств уплачивается один раз в год

по месту регистрации и проведения технического осмотра в сроки, установленные

органом власти субъекта РФ. Ставки налога зависят от вида транспортного

средства и мощности двигателя. Субъектам РФ дано право повышать общероссийские

или устанавливать собственные ставки налога. Предоставляются льготы Героям,

общественным организациям инвалидов, крестьянским хозяйствам, организациям

автотранспорта общественного пользования и др.

В Санкт-Петербурге 100 % данного налога поступает в Территориальный до­рожный

фонд. Размер годового налога (с каждой лошадиной силы) мотоциклов и

мотороллеров в 1999 г. составлял 1,19 руб., а автобусов — 8,46 руб.

     Налог на приобретение транспортных средств в качестве объекта обложения

может предусматривать:

• стоимость покупки без НДС и акцизов;

• величину рыночной оценки (договор мены);

• таможенную стоимость (импорт);

• балансовую стоимость (договор лизинга);

• стоимость не ниже балансовой за минусом амортизации (средства, бывшие в

употреблении).

По налогу предоставляются льготы различным категориям плательщиков (Ге­рои,

автотранспортные организации, осуществляющие пассажирские перевозки и

техническое обслуживание автодорог, крестьянские и фермерские хозяйства). С

учетом этих льгот определяется стоимость автотранспортных средств,

принимае­мая к обложению по обычной ставке (грузовые, легковые специальные

автомоби­ли, пикапы, фургоны) или по пониженной ставке (прицепы и

полуприцепы).

Источниками налоговых платежей с юридических лиц являются:

• выручка от реализации продукции: налог на добавленную стоимость,

акци­зы, экспортная таможенная пошлина, налог на реализацию ГСМ;

• себестоимость продукции (товаров, услуг): земельный налог, налоги на

пользователей автодорог, налоги с владельцев транспортных средств, плата за

право пользования недрами, платежи за загрязнение окружающей среды, плата за

воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• финансовый результат деятельности предприятия (балансовая прибыль):

налог на имущество предприятий, налог на рекламу, налог на содержание жилищного

фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на нуж­ды образовательных

учреждений;

• чистая прибыль: налог на прибыль, платежи за сверхнормативные потери

полезных ископаемых и за загрязнение окружающей среды, местные налоги за счет

чистой прибыли.

Смежные и социальные налоги. Эти налоги взимаются с физических и юриди­ческих

лиц. Среди смежных налогов особенно значимым является земельный.

Земля из государственного фонда отчуждается на платной основе (земельный

налог, арендная плата). Бесплатное отчуждение допускается только для

конкрет­ных целей (развитие фермерства, животноводства, садоводства,

строительство дач).

Земельный налог — поимущественный налог рентного типа. Налоговую базу

составляет площадь земельных участков, находящихся в собственности

платель­щика.

К факторам, определяющим дифференциацию ставок земельного налога, отно­сятся:

• место расположения земельной площади;

• цель использования;

• степень освоения земельной площади;

• статус и число жителей поселения.

Ставка определяется местными органами на основе установленных законом базовых

ставок и поправочных коэффициентов. Юридические лица самостоятель­но

рассчитывают сумму налога, в отношении физических лиц это делают налого­вые

органы. Существуют различные льготы в виде изъятий и скидок. В Санкт-

Пе­тербурге распределение между бюджетами следующее:

• федеральный бюджет — 30 %:

     •бюджет города — 20 %;

• бюджеты муниципальных образований — 50 %.

Уплачивают налог к 15 сентября и 15 ноября равными долями.

     Социальные налоги — это целевые налоги в виде внебюджетных социальных

фондов РФ. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд

занятости населения и Фонд обязательного медицинского страхования.

Вне­бюджетные социальные фонды РФ характеризуются следующими особенностями:

• контролируются государством;

• отчисления в эти фонды производятся от всех сумм оплаты труда;

• по своей сути они являются страховыми.

Для каждого из перечисленных российских фондов существует инструкция,

регламентирующая порядок начисления страховых взносов. Размер взносов в эти

фонды ежегодно устанавливается федеральным законом.

Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования и

Государственный фонд занятости населения начисляются на вес виды оплаты

труда, включая выплаты по договорам подряда и поручения.

В Фонд социального страхования взносы начисляются на все виды оплаты труда,

кроме выплат по договорам подряда и поручения. Предприниматель по согласованию

с отделением Фонда может самостоятельно расходовать на определенные

законодательством цели до 74 % начисленной суммы страховых взносов.

Все указанные платежи рассчитываются на единой базе. Основой служит:

• для работодателей — сумма выплат в денежной и (или) натуральной форме,

начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников

финансирования;

• для индивидуальных предпринимателей — доход от их деятельности за вычетом

расходов, связанных с его извлечением;

• для адвокатов — выплаты, начисленные в их пользу;

• для граждан (физических лиц) — сумма выплат (вознаграждения), начисленных в

их пользу по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Размер социальных платежей в 2000 г. приведен в Приложении Ж.

Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов

Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих

субъектов. Плательщиками этого налога являются все юридические лица и частные

предприниматели без статуса юридического лица, самостоятельно реализующие

товары (работы, услуги).

Объект обложения — стоимость реализуемых в розницу или оптом за наличный

расчет товаров (работ, услуг), кроме ряда продуктов питания (хлеб, молоко,

сахар, соль и др.), детской одежды и обуви, лекарств и жилищно-коммунальных

услуг. При определении налоговой базы стоимость товаров включает НДС и акцизы

(введен как бы «налог на налог»).

Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 %. Сумма налога

включается в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю.

Конкретную ставку налога, порядок и сроки уплаты, льготы и другие элементы

определяют своими законодательными актами органы субъектов Российской

Федерации. Например, налог с продаж, введенный в Санкт-Петербурге с 1 января

1999 г., предусматривает ставку 5 %; распределяется между бюджетом СПб

(4,85%) и бюджетами муниципальных образований (0,14 %). Объектами

налогообложения не являются хлеб, молоко, масло, крупы, детская одежда и

обувь, лекарства, a также жилищно-коммунальные услуги, услуги в области

культуры, спорта и т. д.

С введением в действие данного налога перестают взиматься: сбор на нужды

образовательных учреждений, налог на строительство объектов производственного

назначения в курортной зоне, налог на перепродажу автомобилей и компьютеров,

а также некоторые другие сборы (за право торговли, с владельцев собак, с

биржевых сделок и т. д.).

    

    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3               Анализ основных видов налогов
Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход — это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы — необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей ( в РФ — каждому из родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.

Таким образом, Облагаемый доход = Валовый доход — Вычеты

При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.

Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции — 75%, в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Таким образом, кривая Лаффера, скорректированная в соответствии с реальностью, приобретает следующий вид.

Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 — 70% налога.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом. Порядок налогообложения населения регулируется Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц”.

Подоходной налог с граждан дает возможность обеспечить госбюджет устойчивым и возрастающим источником дохода. В этом Законе видится и одно из средств достижения социальной справедливости именно в связи с заложенным в него принципом прогрессии в налогообложении. Если по старому закону ставка налога была неизменной, что с дохода в размере 700 руб., что с 5000 руб. С недавних пор введен так называемый прогрессивный налог: 12% с дохода до 12 млн. руб., 1,440 млн.руб. +20% ссуммы превышающей 12млн.руб. при доходе до 24 млн.руб., 3,840 млн.руб.+ 25% с суммы превышающей 24 млн.руб. при доходе до 36 млн.руб.,6,840 млн.руб. с суммы превышающей 36 млн.руб. при доходе до 48 млн.руб. и 10,440 млн.руб.+35% с суммы превышающей 48 млн.руб. при доходе свыше 48 млн.руб.

В США также действует система прогрессивного личного налогообложения. Законом о налоговой реформе 1986 года предусмотрены две налоговые ставки (15 % и 28 %) вместо четырнадцати существовавших ранее. Ставка 15% применяется ко всем налогоплательщикам, имеющим доход ниже 29750 долларов в год, любой, превышающий этот уровень доход облагается в основном налогом 28%. Кроме того, личный подоходный налог в США индексируется по отношению к темпам инфляции, то есть к её уровню корректируются не только размеры стандартных скидок и льгот, но и налоговые группы (с целью предотвратить переход налогоплательщиков в группу с более высоким уровнем налогообложения только из-за роста цен).

Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов.Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево ( до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов .

Линия А отображает неравенство в распределении доходов до уплаты налогов. Линия Б показывает, что прогрессивные налоги приводят к более равномерному распределению доходов, остающихся после уплаты налогов. Влияние их представлено на рисунке, естественно, в преувеличенном виде, чтобы лучше выявить суть вопроса.

Подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, объединений, организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая прибыль. Ставки налогообложения устанавливаются законодательным путем.

Закон определяет единый, не зависящий от формы собственности и модели хозяйствования, объект налогообложения — прибыль предприятия, которая облагается налогом, состоящим из двух частей. Часть, зачисляемая в республиканский бюджет РФ, рассчитывается по ставке 13%. Вторая часть, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ, рассчитывается в размере не более 22% для организаций и предприятий, и не более 30 % для банков и страховщиков.

Законом определены также льготы, которые стимулируют развитие малых предприятий, определенных отраслей промышленности, использование труда инвалидов. Одной из подобного рода льгот является недавно опубликованный “Закона об упращенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательтва”.

Кроме того, Закон стимулирует направление средств предприятия в развитие производства, а не на потребление. Такие же ставки налога действуют при превышения определенного законом норматива на оплату труда (6 минимальных зарплат на работающего).

В США налогообложение прибыли корпораций регулируется Законом о налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом существенно снижена максимальная ставка налога на прибыль корпораций и уменьшена степень прогрессивности налогообложения. Максимальная ставка понизилась с июля 1987 г. с 46% до 40%, а с июля 1988 г. — до 34%. Об изменениях в шкале обложения подоходным налогом свидетельствует следующая таблица:

Облагаемый налогом Ставки налогообложения

годовой доход до реформы 1986 г. введены в 1988г.

первые $25000 15 15

$25001-$50000 18 15

$50001-$75000 30 25

$75001-$100000 40 34

свыше $100000 46 34

Вместо четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл., действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки — в 15% на первые 50 тыс. долл. и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует максимальная ставка — 34%. Эти изменения уменьшили объем выплачиваемых корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд.долл.

Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых преференций корпорациям, но отменена, например, социальная налоговая льгота на новые инвестиции, действующая в той или иной форме почти во всех развитых капиталистических странах.

В других странах ставка налога на прибыль предприятий следующие:

Страна

Ставка налога (в %) на уровне центрального правительства

Аргентина

33

Бразилия

35

Великобритания

35 (для малых компаний — 25)

Греция

40 (по торговым корпорациям — 46)

Нидерланды

42

Египет

40

Ирландия

50 (для малых компаний — 40)

Португалия

30 — 35

Франция

42

ЮАР

50 (в пром — ти по добыче алмазов — 56)

Япония

35 — 40

Акцизы — вид косвенных налогов, аналогичный налогу с продаж, но распространяется на избранные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика, услуги по путешествиям, на театральные билеты и т.д.).

Налог на добавленную стоимость.Впервые введен во Франции в 1954 г. Используется в США, Великобритании и др. Налог на добавленную стоимость взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товара, таким образом, в исчислении продажной цены исключается так называемый “двойной счет”. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт.

Многие страны используют НДС в качестве важного источника дохода. Следует отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно избежать уплаты НДС, направляя большую часть средств в сбережения, а не на потребление. Известно также, что сбережения (средства высвобождаемые из потребления ) будут высвобождать ресурсы из производства потребительских товаров и, таким образом, сделают их доступными для производства товаров производственного назначения.

С 1992 года в РФ, вместо налога с оборота, введен налог на добавленную стоимость, который составлял 28%, а с 1993 года он равен 20% от стоимости реализованных товаров и услуг.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В 1994 году, кроме налога на добавленную стоимость, введен специальный налог с предприятий, учреждений, организаций для финансовой поддержки и обеспечения устойчивой работы предприятий важнейших отраслей в размере 3% от налогооблагаемой базы, установленной для налога на добавленную стоимость.
3.            Оценка российской налоговой политики
Рассмотрим различные налоги и налоговые системы с точки зрения их соответствия 5 основным критериям  оценки налоговой системы. Налоговая система бывает унитарной, двух или трех уровневой. Например, в Российской Федерации трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на:
федеральные, налоги республик в составе России, краев и областей, местные налоги.
Современный этап развития налоговой системы – это этап реформирования. В 1998г. была принята и с 1 января 1999г. вступила в действие первая, или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001г. вступила в действие специальная часть Кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В 2002г. должна завершиться работа по принятию оставшихся глав Налогового кодекса, и в 2003г. российская экономика вступит с полностью обновленной налоговой системой.

Налоговый кодекс– это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в целом в России будет окончательно сформирована единая налоговая система.
В мире накоплен значительный опыт использования разных налоговых систем. Есть и серьезные исследования их сравнительной эффективности. Экономические расчеты, проведенные компетентными специалистами, свидетельствуют о том, что наиболее распространенная в практике развитых стран и действующая в России налоговая система, основанная на налогообложении заработной платы, добавленной стоимости и капитала, является далеко не самой эффективной, поскольку подавляет стимулы к производственной деятельности и замедляет экономический рост. Все эти налоги искажают мотивацию субъектов налогообложения, тем самым не достигается Парето-оптимальное распределение ресурсов. Учитывая решающую роль научно-технического прогресса в обеспечении экономического роста, а также ожидаемое в ближайшие годы массовое выбытие основных производственных фондов вследствие их износа, затраты на инновационную деятельность, внедрение новой техники и технологий, фундаментальные и прикладные исследования должны освобождаться от налогов. Это способствовало бы увеличению предложения новых знаний и новых технологий, их ускоренному внедрению в производство. Таким образом, базовые налоги российской налоговой системы: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог с продаж и единый социальный налог (налог на труд) – замедляют темпы экономического развития и следовательно нарушается нейтральность.

Чем компенсировать налоговые сборы в государственный бюджет при снижении этих налогов? Разработки ученых и мировая практика налогообложения подсказывают очевидный ответ. Поскольку в российской экономике две трети прироста национального дохода дает природная рента и наша страна выступает на мировом рынке как экспортер сырьевых ресурсов, бремя налогообложения должно быть переориентировано на рентные доходы. Сейчас их доля в бюджетных доходах составляет 10,64%.

Как известно, рента – это сверхприбыль, получаемая предпринимателями не от затрат труда, капитала или применения новых технологий, а от владения уникальными производственными возможностями.

В отличие от налогов на труд и капитал, налогообложение рентных доходов не оказывает дестимулирующего влияния на рост производства. Более того, изъятие сверхприбыли позволяет эффективнее использовать природные ресурсы в ходе предпринимательской деятельности.

К налогам, полностью или частично изымающим в доход государственного бюджета природную ренту, относятся: платежи за используемые и эксплуатируемые природные ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды и т.д. Поскольку все указанные ресурсы находятся в государственной собственности, рентные платежи, являясь юридически разновидностью налогов, экономически аналогичны плате за использование государственных ресурсов. Поэтому, в отличие от налогов на результаты экономической деятельности, рентные налоги могут изымать до 100% рентного дохода, т.е. потенциально достижимой сверхприбыли природопользователей, возникающей как результат использования ограниченного ресурса.

НДС

В этом разделе я на примере НДС рассмотрю критерии оценки налоговых систем, а также насколько НДс соответствует этим критериям Далее я вкратце рассмотрю соответствие остальных налогов этим критериям.

НДС – самый важный налог. Его доля в налоговых поступлениях составляет 44%, поэтому очень важно, чтобы этот налог был достаточно эффективен и справедлив.


Плательщики   Объект налогообложения   Налоговая база Налоговый период Ставка Срок уплаты
1) организации;
2) индивидуальые предприниматели;
3) лица, признаваемые налогопла-
тельщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.   

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

1) при реализации товаров (работ, услуг);
2) при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии);
3) при получении дохода на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров;
4) при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи;
5) при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса;
6) при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
7) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
8) определение налоговой базы налоговыми агентами;
9) определение налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

календарный месяц

0%
10%
20


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.