Реферат по предмету "Экономика"


Анализ механизмов и путей совершенствования развития малого бизнеса в Казахстане

Введение
Малое предпринимательство – один из ведущихсекторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояниязанятости населения, структуру и качество валового национального продукта.Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкойсмешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им моделихозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизмаи государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Иесли крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то всемногообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая тканьхозяйственного организма. Именно этот факт побудил нас выбрать для курсовойработы тему «Развития малого бизнеса в РК», которую мы посчитали наиболее актуальнойна сегодняшний день.
Изучение этой темы также значительно для развитиямалого предпринимательства в Казахстане, так как оно возродилось в нашей странесравнительно недавно – в конце 1988 года.
Итак, целью курсовой работы является раскрытиеосновных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик,роль малых фирм в экономике и их развитие в разных странах мира.
В первойглаве курсовой работы даются определение малого бизнеса и критерии отнесенияпредприятий к данному субъекту рыночной экономики в развитых странах мира, атакже содержит обзор организационно-правовых форм, существующих в РК изарубежный опыт развитых стран.
Во второйглаве даются данные анализа развития малого бизнеса в РК.
В третьейглаве представлены проблемы и пути совершенствования малого бизнеса в РК иосновные меры государства, направленные на создание условий для бизнеса.

1. Теоретическиеосновы малого бизнеса
1.1Сущность и критерии малого бизнеса
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – этопредпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономикипри определенных установленных законами, государственными органами или другимипредставительными организациями критериях, конституционирующих сущность этогопонятия.
Как показывает мировая практика, основным критериальнымпоказателем, на основе которого предприятия различных организационно правовыхформ относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первуюочередь средняя численность работников, занятых за отчетный период напредприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность,осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое однимсобственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которыхпредприятия относятся к малому бизнесу, является:
- численностьперсонала;
- размеруставного капитала;
- величинаактивов;
- объемоборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которымпредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса),превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, чтоописаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием являетсячисленность работников за отчетный период.
Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу,применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейскомсообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которыене превышают следующих показателей:
- количествозанятых работников до 50 чел.;
- годовойоборот менее 4 млн. ЭКЮ;
- суммабаланса менее 2 млн. ЭКЮ.
К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:
- количествозанятых работников от 50 до 250 чел.;
- годовойоборот менее 16 млн. ЭКЮ;
- суммабаланса менее 8 млн. ЭКЮ.
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровнестран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могутиспользовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. ДругиеЭкономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категориималого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества иРазвития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны,определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел.как крупные.
Рассмотрим, как относят предприятия к малым страны с развитойэкономикой, и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнесаосновывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслямэкономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., кмелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаютсяфирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятиес годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «Окомпаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум изследующих критериев:
1. оборотне более 2,3 млн. ЭКЮ;
2. активыне более 1,5 млн. ЭКЮ;
3. средняячисленность занятых до 50 чел.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численностьзанятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов,оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем вразличных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если всельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел.считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности –500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа сфранцузской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста,отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфическиехарактеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы),типы проблем характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но всоответствии с классификацией государственного министерства хозяйства к мелкимотносят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридическисамостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве.,полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность,как правило, без привлечения кредитных средств.
В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесеустановлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или несколькихвладельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов небольше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимостиот количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
- наименьшие– 1 – 24 занятых;
- малые– 25 – 99 занятых;
- промежуточные– 100 – 499 занятых;
- крупные– 500 – 999 занятых;
- крупнейшие– 1000 и более занятых.
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играетроль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играетопределяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающаяпромышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги).Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отрасляхэкономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимымисобственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В казахстанской практике существование малого предпринимательствабыло разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнеслигосударственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых непревышало 50 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к маломубизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о маломпредпринимательстве.
Преждевсего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду стермином предпринимательство употребляется английский аналог – бизнес) вРеспублике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридическихлиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистогодохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная начастной собственности (частное предпринимательство) либо на правехозяйственного ведения государственного предприятия (государственноепредпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени,за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
Всвою очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лицабез образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек иобщей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетногопоказателя (месячный расчетный показатель устанавливается в республиканскомбюджете, на 2010 год он определен в размере 1413 тенге).
Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательстваопределяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту идоговорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств идругих обособленных подразделений данного субъекта. В случае превышениясубъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот,предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.
Субъектымалого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательскойдеятельности в соответствии с действующим законодательством РеспубликиКазахстан, которые определяет не попадающие виды. Однако, коммерческиеорганизации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельность на страховомрынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфере игорного ишоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональную деятельностьна рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства.Субъекты малого бизнеса не могут также заниматься и некоторыми другими видамидеятельности, для которых предусмотрены специальные организационно-правовыеформы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства.
1.2 Организационно-правовыеформы малого бизнеса в Казахстане
 
Субъектмалого предпринимательства может осуществлять свою деятельность в форме индивидуальногопредпринимателя без образования юридического лица или в форме юридическоголица.
Индивидуальноепредпринимательство, как вид частного предпринимательства – это инициативнаядеятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная насобственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и подих имущественную ответственность.
Субъектамииндивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица и приотсутствии признаков юридического лица (о признаках смотри ниже).
Видамииндивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и совместноепредпринимательство. Личное предпринимательство осуществляется однимгражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на правесобственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и(или)распоряжение имуществом. Совместное предпринимательство осуществляется группойграждан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего имна праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместноепользование и(или) распоряжение имуществом.
Формами совместного предпринимательства являются:
1)предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместнойсобственности супругов;
2)семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместнойсобственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместнойсобственности на приватизированное жилище;
3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельностьосуществляется на базе общей долевой собственности.
Предпринимательствосупругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов
Имущество,нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Кимуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятсядоходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательскойдеятельности и результатов интеллектуальной деятельности, доходы с общегоимущества супругов и раздельного имущества каждого из супругов, полученные имипенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специальногоцелевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещениеущерба в связи с утратой трудоспособности, вследствие увечья либо иногоповреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются такжеприобретенные за счет общих доходов супругов движимое и недвижимое имущество,ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учрежденияили в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в периодбрака имущество, независимо от того, на чье имя оно приобретено либо кем изсупругов внесены денежные средства.
Правона общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период бракаосуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другимуважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
Владение,пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются пообоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки пораспоряжению общим имуществом супругов предполагается согласие другого супруга.Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществомсупругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствиясогласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, еслидоказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать онесогласии другого супруга на совершение данной сделки.
Длясовершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки,требующей нотариального удостоверения и(или) регистрации в установленномзаконом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласиедругого супруга. Супруг, нотариально удостоверенное согласие которого насовершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделкинедействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал илидолжен был узнать о совершении данной сделки.
Приосуществлении предпринимательства супругов в деловом обороте от имени супруговвыступает один из супругов с согласия другого супруга, которое может бытьподтверждено при регистрации индивидуального предпринимательства или выраженописьменно и нотариально заверено, в случаях, когда деятельность индивидуальногопредпринимателя осуществляется без государственной регистрации. При отсутствиитаким образом выраженного согласия одного из супругов на выступление другогосупруга в деловом обороте от их имени предполагается, что супруг, выступающий вделовом обороте, осуществляет предпринимательскую деятельность в виде личногопредпринимательства.
Семейноепредпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственностикрестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности наприватизированное жилище
Имуществокрестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на правесовместной собственности, поскольку договором между ними не установлено иное. Всовместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятсянасаждения на земельном участке, хозяйственные и иные постройки, мелиоративныеи другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная ииная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другоеимущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды,продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского(фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского(фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними. Приосуществлении семейного предпринимательства, связанного с использованием вкачестве объекта предпринимательской деятельности приватизированного жилища,выступление в деловом обороте одного из собственников жилища производитсятолько с согласия других собственников, нотариально удостоверенного.
Простоетоварищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется набазе общей долевой собственности
Простоетоварищество образуется на основе договора о совместной хозяйственнойдеятельности. По договору о совместной хозяйственной деятельности (договорупростого товарищества) стороны (индивидуальные предприниматели) обязуютсясовместно действовать для осуществления индивидуального предпринимательства.
Например,граждане, получившие в собственность земельные участки для садоводства идачного строительства, вправе в общих интересах объединиться в простыетоварищества.
Дляосуществления индивидуального предпринимательства участники простоготоварищества вносят взносы имуществом или иными имущественными правами, включаяправо на результаты интеллектуальной деятельности, либо путем трудового вклада.
Взносыучастников предполагаются равными по стоимости, если иное не предусмотренодоговором простого товарищества. Денежная оценка имущественного или трудовоговзноса производится по соглашению между участниками товарищества.
Денежныеили иные имущественные взносы участников договора, а также имущество, созданноеили приобретенное в результате совместного осуществления предпринимательскойдеятельности, являются их общей долевой собственностью.
Порядокпокрытия общих расходов по совместной предпринимательской деятельности ивозможных в ее результате убытков определяется договором участников. Еслидоговором такой порядок не предусмотрен, общие расходы и убытки покрываются засчет общего имущества участников договора, а недостающие суммы раскладываютсямежду ними пропорционально их долям в этом имуществе.
Доход(прибыль), полученный участниками товарищества в результате совместнойпредпринимательской деятельности, распределяется пропорционально их долям вобщем имуществе, если иное не предусмотрено договором простого товарищества.Соглашение об отстранении кого-либо из участников в распределении прибылиявляется недействительным.
Участникитоварищества не вправе распоряжаться своей долей в общем имуществе исоответственно передавать право на участие в товариществе без согласияостальных участников.
Участниктоварищества имеет право по своему усмотрению отказаться от участия всовместной деятельности. Убытки участников, вызванные отказом кого-либо из нихот участия в товариществе, взыскиваются в полном объеме, если договоромпростого товарищества не предусмотрено иное.
Юридическиелица
Позаконодательству Казахстана юридическим лицом признается организация,которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативногоуправления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своимобязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественныеи личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическоелицо имеет печать со своим наименованием.
Юридическимлицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качествеосновной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющаяизвлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистыйдоход между участниками (некоммерческая организация).
Юридическоелицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в формегосударственного предприятия, хозяйственного товарищества, акционерногообщества, производственного кооператива.
Носубъекты малого предпринимательства – юридические лица, могут существоватьтолько в следующих организационно-правовых формах:
· Полноетоварищество
· Коммандитноетоварищество
· Товариществос ограниченной ответственностью
· Товариществос дополнительной ответственностью
· Производственныйкооператив
Производственнымкооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членствадля совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личномтрудовом участии и объединении его членами имущественных взносов. Членовкооператива должно быть не менее двух. Члены производственного кооперативанесут по обязательствам кооператива дополнительную (субсидиарную)ответственность.
Апервые четыре формы охватываются понятием «хозяйственное товарищество».
Хозяйственнымтовариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли(вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное засчет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенноехозяйственным товариществом в процессе его деятельности принадлежит товариществуна праве собственности.
Хозяйственноетоварищество может быть создано одним лицом, которое становится его единственнымучастником.
Участникамиполного товарищества и полными товарищами в коммандитном товариществе могутбыть только граждане.
Основныеособенности отдельных видов хозяйственного товарищества следующие.
Полнымпризнаетсятоварищество, участники которого при недостаточности имущества полноготоварищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всемпринадлежащим им имуществом. Участники полного товарищества образуют уставныйкапитал, размер которого должен быть не менее двадцати пяти размеров расчетногопоказателя, законодательно установленного в Республике Казахстан на моментвнесения участниками вкладов в уставный капитал.
Коммандитным признается товарищество,которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительнуюответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полнымитоварищами), также одного или более участников, ответственность которыхограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества(вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществомпредпринимательской деятельности. Уставный капитал коммандитного товариществасоставляется из вкладов полных товарищей и вкладчиков и должен быть не менеепятидесяти размеров месячного расчетного показателя, законодательно установленногов Республике Казахстан на момент внесения участниками вкладов в уставныйкапитал.
Товариществомс ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькимилицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченнойответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных имивкладов. Число участников товарищества с ограниченной ответственностью недолжно превышать 50 для МБ. Товарищество с ограниченной ответственностью неможет иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное товарищество,состоящее из одного лица.
Первоначальныйразмер уставного капитала ТОО для МБ равен сумме вкладов учредителей и не можетбыть менее суммы, эквивалентной ста тенге на дату представления документов длягосударственной регистрации товарищества.
Товариществомс дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которогоотвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а принедостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в размере,кратном внесенным ими вкладам. Предельный размер ответственности участников предусматриваетсяв уставе. При банкротстве одного из участников его ответственность пообязательствам товарищества распределяется между остальными участникамипропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности непредусмотрен учредительными документами. В остальном, к товариществу сдополнительной ответственностью применяются правила настоящего Кодекса(Гражданского Кодекса) о товариществе с ограниченной ответственностью,поскольку иное не предусмотрено настоящей статьей.
 
1.3 Зарубежныйопыт
малый бизнеспредпринимательство
Малое предпринимательство играет исключительноважную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, гдена его долю приходится до 70% валового национального продукта.
Одной из первых западноевропейских стран,обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования,проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общеготоварооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас вВеликобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.
В США функционирует более 15 млн. малых предприятий,которые производят около 40% ВВП и ? валового продукта частного сектораи обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнесосваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.
В Германии насчитывается около 2 млн. мелких исредних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономическиактивного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (счисленностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек,тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки врозничной торговле и 62,1% – в оптовой торговле.
Малые предприятия играютважную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран.Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок,так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организациясбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующихпроизводственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и онипередают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США далоколо 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которыеопределяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупногооткрытияXX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малыепредприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер,копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национальногонаучного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательскиеработы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятияпо статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупногопредприятия
В рыночной экономикеразвитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупныхи малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавлениемалого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтомукрупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфереспециализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупноепроизводство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпускбольших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют нанебольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатуройизделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всеговысокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос наопределенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малойемкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнутьтакого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке.Тенденции современного производства и международной торговли способствуютвозникновению подобных ниш.
Нарастает дифференциацияи индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играютспецифические потребности сравнительно небольших групп покупателей.Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как длякомпаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции этоможет быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке новогопродукта, малая фирма может превратиться в Крупную. Если спрос относительностабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгоговремени, как например, в случае с производством медицинского оборудованияфирмами Дании.
Для крупных предприятийнеобходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом;продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка;аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малыепредприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиямрынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры,обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей.Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных,при более высоком качестве производимой продукции и услуг.
Малые предприятия и ихтехническое оснащение во многом зависят от крупныхпроизводственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятиявыступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет имиспользовать специализацию и кооперирование не только в области производства,но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средниепредприятия – субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной,поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высокихрезультатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берутна себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе,который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках техническогосотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовуюпродукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своимсубпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средствапроизводства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы,обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своихсборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.
Широкое распространение всотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условияхсистема контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том,что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использоватьсвой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирмаобычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различногорода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзингспособствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малогобизнеса.
Особенностью малогобизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция впроизводственные сети крупных промышленных структур. Организационными формамитакой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочныеконтракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовыегарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формойхозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемомпродаж 632 млрд. долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга можетвозрасти к 2010 г. до 1 трлн. долл.
Малые предприятия,окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разрядсредних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служатнепременным условием их последующего выхода на арену самостоятельнойконкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малыепредприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации ивыпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются вперспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблемзанятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональнойполитике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Ониорганизуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупнымипредприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетомместных традиций, с использованием новейших технологий и развитойинформационной сети.
Теперь переходим к целями основным направлениям государственного регулирования и содействия развитиюмалого предпринимательства за рубежом.
Во всех странах сразвитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование иподдержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальныегосударственные организации, выражающие и защищающие интересы малогопредпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственныхпрограмм. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается назаконодательную правовую и финансовую базу, а также наорганизационно-методическую систему и систему различных исследований.
Особый интересгосударство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивнуюнаучно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейшихзадач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса сталазадача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных,междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовыхсредств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии.Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях неменее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.
Государственноерегулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:
§  создание правовых иорганизационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
§  реализацию экономическойполитики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
§  реализацию налоговой икредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малогобизнеса;
§  оказание малымпредприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
§  применение по отношению кмалым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждойотрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности:поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организациидеятельности;
§  упрощение порядкарегистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видовдеятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметьразрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрироватьторговое имя;
§  снижение расходов посоциальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательствапризвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, аименно:
§  поддержание занятости,социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
§  интенсификациюинвестиционных процессов;
§  стимулирование инновацийпутем финансирования разработок новой продукции.
В странах с развитойрыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается насоответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальныегосударственные организации, выражающие и защищающие интересы малогопредпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственныхпрограмм. Получили распространение две формы государственной поддержки:
§  законодательноеустановление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
§  включение малого бизнесасоставной частью в государственные экономические и социальные программы.
В США малый бизнесинституционально организован и интегрирован в государственные структуры черезспециальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, системурегиональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Япониирегулирующая роль государства отражена в законах об основах политики поотношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации,руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке дляторговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательнопринят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса,предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, иПрограмма гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ кбанковским кредитам.
Государственноесодействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующимосновным направлениям:
§ создание стабильных государственных инегосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
§ использование рациональных механизмовконтроля за расходованием выделенных средств;
§ обеспечение деятельности контрольных исудебных органов по защите интересов малых предприятий;
§ создание сети специализированныхинститутов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействиямалому предпринимательству, включающей: государственные органы власти;неправительственные объединения и организации; специализированные организацииинфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения,технологические парки, бизнес – инкубаторы, промышленные зоны и полигоны,учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
§ осуществление прямого финансированиядеятельности малых предприятий на основе специальных законов путемпредоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот,компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещениягосударственных заказов:
§ разработка целевых программ государственнойподдержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
§ оказание консультационной помощипредпринимателям; организация системы подготовки и переподготовкипредпринимателей;
§  предоставление малымпредприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельныхучастков.
§ содействие внешнеэкономическойдеятельности малых предприятий.
Рассказав о малом бизнесеза рубежом, теперь приведём некоторые статистические данные, показывающиеуровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежныхстранах, которые показаны в таблице 1.
Таблице 1. Развитиямалого и среднего предпринимательства в зарубежных странахСтраны Количество малых и средних предприятий (тыс.) Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.) Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%) Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно) Великобритания 2630 460 13,6 49 50–53 Германия 2290 370 18,5 46 50–52 Италия 3920 680 16,8 73 57–60 Франция 1980 350 15,2 54 55–62 Страны ЕС 15770 450 68,0 72
63–67 США
19300
742
70,2 54 50–52 Япония 6450 496 39,5
78 52–55

Как видно из таблицы 1, по количествумалых и средних предприятий занимает первое место США – 19300 тыс. Также СШАзанимает первое место по количеству малых и средних предприятий на 10 тыс.жителей – 742 тыс. и по занятости на малых и средних предприятиях (млн. чел.) –70,2 тыс.
По доле малыхи средних предприятий в общей численности занятий (в%) первое место занимаетЯпония – 78%. Страны ЕС получили первое место в доле малых и среднихпредприятий в ВВП (%, оценочно) – 63% – 67%.
ДляКазахстана можно использовать опыт зарубежных стран в частности:
– уделятьособый интерес к той части малого бизнеса, которая ведёт интенсивнуюнаучно-производственную деятельность;
– упрощениепорядка регистрации и форм отчётности, сокращение перечня лицензируемых видовдеятельности.

2. Анализсостояния малого бизнеса в Казахстане
 
2.1 Анализсостояния субъектов малого предпринимательства
 
Поданным Агентства РК по статистике на 1 января 2010 года в стране наблюдаетсяснижение числа зарегистрированных субъектов малого предпринимательства (МП), посравнению с прошлыми годами (2005, 2006, 2007, 2008 гг.)
Таблица2
Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2010 года
 
 
  единиц
 
Всего
в том числе
юридических лиц
индивидуальных предпринимателей
крестьянских (фермерских) хозяйств
Республика Казахстан
1084170
213454
676 736
193 980 Акмолинская 47097 6314 35 997 4 786 Актюбинская 41534 8494 28 343 4 697 Алматинская 113389 9418 51 778 52 193 Атырауская 38886 6012 30 815 2 059 Западно-Казахстанская 35104 4238 26 386 4 480 Жамбылская 49965 5533 28 173 16 259 Карагандинская 69764 13401 49 588 6 775 Костанайская 56260 7395 42 778 6 087 Кызылординская 28508 3867 21 952 2 689 Мангистауская 44620 6533 36 892 1 195 Южно-Казахстанская
164068 18383 76 664
69 021 Павлодарская 37486 9073 24 756 3 657 Северо-Казахстанская 30455 4578 22 264 3 613 Восточно-Казахстанская 94990 12006 66 597 16 387 г. Астана 73299 24335 48 948 16 г. Алматы 158745
73874
84 805 66

Таблица3
Численность занятых в малом предпринимательстве человек
 
Всего
в том числе
предприятия малого предпринимательства
индивидуальные предприниматели
крестьянские (фермерские) хозяйства
2005
Республика Казахстан
1 610 054
533 777
571 620
504 655 Акмолинская 68 175 26 253 29 343 12 579 Актюбинская 57 325 24 649 20 665 12 011 Алматинская 175 094 29 866 37 020 108 208 Атырауская 48 321 18 490 26 652 3 179 Западно-Казахстанская 45 666 14 814 18 862 11 990 Жамбылская 91 153 15 909 32 315 42 929 Карагандинская 105 022 37 514 45 325 22 183 Костанайская 85 304 27 772 43 418 14 114 Кызылординская 30 990 12 959 14 697 3 334 Мангистауская 32 221 14 859 16 495 867 Южно-Казахстанская
312 328 48 479 50 008
213 841 Павлодарская 68 906 25 285 34 159 9 462 Северо-Казахстанская 59 758 19 586 28 237 11 935 Восточно-Казахстанская 139 827 41 817 60 078 37 932 г. Астана 86 323 47 319 38 995 9 г. Алматы 203 641
128 208
75 351 82
2006
Республика Казахстан
1 684 814
557 884
622 667
504 262 Акмолинская 70 594 25 117 33 233 12 244 Актюбинская 60 255 26 004 22 008 12 243 Алматинская 191 557 32 168 42 033 117 356 Атырауская 52 000 18 811 29 590 3 599 Западно-Казахстанская 50 288 15 303 21 308 13 677 Жамбылская 112 885 16 462 43 638 52 785 Карагандинская 110 449 40 904 47 113 22 432 Костанайская 93 087 29 092 48 904 15 091 Кызылординская 34 110 13 541 16 342 4 227 Мангистауская 35 073 15 431 18 698 944 Южно-Казахстанская
287 263 50 964 42 198
194 101 Павлодарская 69 024 23 549 36 160 9 315 Северо-Казахстанская 64 257 21 207 30 488 12 562 Восточно-Казахстанская 139 502 43 280 62 620 33 602 г. Астана 99 204 51 828 47 355 21 г. Алматы 215 266
134 223
80 980 63
2007
Республика Казахстан
1 862 076
585 866
733 456
542 754 Акмолинская 78 048 26 973 38 567 12 508 Актюбинская 64 220 25 902 27 737 10 581 Алматинская 226 629 33 750 54 344 138 535 Атырауская 59 990 19 254 37 425 3 311 Западно-Казахстанская 55 996 16 486 26 530 12 980 Жамбылская 127 208 19 536 49 855 57 817 Карагандинская 113 599 40 769 50 574 22 256 Костанайская 89 877 28 461 45 995 15 421 Кызылординская 45 947 16 533 26 133 3 281 Мангистауская 42 380 21 029 20 261 1 090 Южно-Казахстанская
309 012 55 296 48 265
205 451 Павлодарская 80 554 27 833 42 693 10 028 Северо-Казахстанская 63 167 18 985 30 188 13 994 Восточно-Казахстанская 153 350 45 343 72 582 35 425 г. Астана 128 069 56 649 71 416 4 г. Алматы 224 030
133 065
90 893 72
2008
Республика Казахстан
1 755 356
464 622
828 963
461 768 Акмолинская 75 371 20 868 42 272 12 231 Актюбинская 60 826 21 942 27 598 11 286 Алматинская 212 778 28 041 57 677 127 060 Атырауская 66 685 14 522 47 861 4 302 Западно-Казахстанская 60 190 16 123 33 355 10 712 Жамбылская 124 358 22 171 55 057 47 130 Карагандинская 121 085 43 498 56 525 21 062 Костанайская 98 427 27 026 59 092 12 309 Кызылординская 40 696 15 571 20 132 4 993 Мангистауская 37 188 17 362 18 168 1 658 Южно-Казахстанская
241 134 25 841 55 191
160 102 Павлодарская 79 892 24 367 47 555 7 970 Северо-Казахстанская 54 424 18 175 27 913 8 336 Восточно-Казахстанская 168 112 47 974 87 683 32 455 г. Астана 93 128 31 868 61 249 11 г. Алматы 221 062
89 273
131 638 151
Поданным статистики на 1 января 2010 года количество зарегистрированных субъектовмалого предпринимательства в РК стала 1 084 170, 2005 год –
1610 054, 2006 год – 1 684 814, 2007 год – 1 862 076, 2008 год –1 755 356. Как видно из данных таблиц с 2005–2008 гг., с каждымгодом увеличивалось количество субъектов малого предпринимательства, но к 2010году количество зарегистрированных резко снизилось по сравнению с 2008 годом на61%.
Также данные в таблице 2 показывают, что из всех субъектовмалого предпринимательства первое место по количеству зарегистрированных всехсубъектов малого предпринимательства занимает Южно – Казахстанская область –164068. Если рассмотреть отдельно субъекты малого предпринимательства, то пообразованию юридического лица первое место занимает г. Алматы –73 874, по образованию индивидуального предпринимательства, также первоеместо занимает г. Алматы – 84 805. По образованию крестьянских(фермерских) хозяйств занимает Южно – Казахстанская – 69 021.
Из таблицы 3 видно,что с 2005 года по 2008 год, что из всех субъектов малого предпринимательствапервое место по количеству зарегистрированных всех субъектов малогопредпринимательства занимает Южно – Казахстанская область:
· 2005год – 312 328
· 2006 год– 287 263
· 2007год – 309 012
· 2008год – 241 134
Пообразованию юридического лица с 2005 года по 2008 год первое место занимает г. Алматы:
· 2005год – 128 208
· 2006 год– 134 223
· 2007год – 133 065
· 2008год – 89 273
Пообразованию индивидуального предпринимательства, также первое место занимает г. Алматы:
· 2005год – 75 351
· 2006 год– 80 980
· 2007год – 90 893
· 2008год – 131 638
/>По образованию крестьянских (фермерских) хозяйствзанимает Южно – Казахстанская:
· 2005год – 213 841
· 2006 год– 194 101
· 2007год – 205 451
· 2008год – 160 102
Следуетотметить, что г. Алматы занимает первое место по образованию юридическоголица, индивидуального предпринимательства – во всех прошедших годах инастоящего года. По образованию крестьянских (фермерских) хозяйств первое местозанимает Южно – Казахстанская, также во всех годах, приведённых в таблице.

Рисунок 1. Количествозарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2010 года
/>
 

3. Путисовершенствования развития малого бизнеса
 
3.1Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления
 
В последнеевремя предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикойроста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональнаяструктура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управлениястановлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучныйхарактер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и егособственности от посягательств.
Причины этогоне только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержкупредпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но ив том, что вовремя не была выработана последовательная государственнаястратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые,региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивногороста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъемэкономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскимиструктурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификацияи системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты какстратегического, так и тактического характера. Также проблемой малогопредпринимательства является не правильное управление бизнесом, принятиярешений, кадровая политика.
Любой видпредпринимательства требует довольно гибкого управления и постоянного поискановых решений, технологий и рынков сбыта. Одной из основных проблем, с которымисталкивается владелец небольшого предприятия, является совершенствование малого бизнеса навсех этапах его развития.
Еслипервоначально небольшое предприятие, которое было создано частнымпредпринимателем, может управлять «стихийными методами», то, при увеличенииколичества сотрудников или объемов заказов, необходимо проводить мероприятия,направленные на совершенствование малого бизнеса. Одним из главных недостатковмногих малых предприятий является отсутствие чёткого планирования финансовыхпоказателей. Несмотря на то, что многие частные предприниматели имеютсоответствующее образование, необходимое для проведения работ по планированиюбизнеса.
Еще однимнаправлением совершенствования малого бизнеса является применение новыхтехнологий производства. Многие владельцы малых предприятий вынужденыприобретать устаревшее оборудования, которое используется до тех пор, пока ононе придет в полную негодность. К сожалению, деньги на покупку или модернизациюоборудования для своего бизнеса может выделять далеко не каждыйпредприниматель, что плачевно сказывается на продукции, которая производитсямалым предприятием.
Совершенствование малого бизнесатакже должно затрагиватькадровую политику. Если на первоначальном этапе развития предприятия можнонанять работников, рассказав о вашем бизнесе знакомым, то в процессе расширениямалого бизнеса необходимо обратиться в кадровое агентство или разместитьобъявления в сети Интернет о поиске «рабочей силы». Возможно, стоит создатьнекий костяк профессионалов, которые будут заниматься развитием бизнеса, аостальных сотрудников нанимать временно при наличии необходимых заказов.
Одним из важнейшихэтапов совершенствования малого бизнеса является распределение полномочий.Владелец малого предприятия физически не может решать все проблемы, которыевозникают при управлении предприятием. Часть работы, например, составление исдачу бухгалтерской отчетности, можно поручить другому малому предприятию,специализирующемуся на предоставлении услуг аутсорсинга, которое гораздобыстрее и качественнее справится с этой задачей.
Каждыйвладелец малого предприятия рассчитывает на то, что его бизнес значительнорасширится и, возможно, превратиться в огромную корпорацию, которая будетприносить солидный доход. Единственным правильным направлением развитияпредприятия является постоянное совершенствованиемалого бизнеса и применение новых технологий, как при производствепродукции, или предоставлении услуг, так и при управлении предприятием.
Путипреодоления проблем малого бизнеса в Казахстане:
§  создание правовых иорганизационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
§  реализацию экономическойполитики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
§  реализацию налоговой икредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малогобизнеса;
§  оказание малымпредприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
§  применение по отношению кмалым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждойотрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности:поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организациидеятельности;
§  упрощение порядкарегистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видовдеятельности.
§  снижение расходов посоциальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательствапризвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, аименно:
§  поддержание занятости,социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
§  интенсификациюинвестиционных процессов;
§  стимулирование инновацийпутем финансирования разработок новой продукции.
3.2Основные меры государства, направленные на создание условий для бизнеса
1.      Введениеморатория на проверки малого и среднего бизнеса;
2.      Выделение4 млрд. долл. США на поддержку казахстанского бизнеса ввиду сокращениявозможностей банков второго уровня по кредитованию экономики;
3.      Разработканового Налогового кодекса, предусматривающего кардинальное снижение налоговогобремени на не сырьевые сектора экономики и упрощение налоговогоадминистрирования;
4.      Проведениеадминистративной реформы, основной целью которой является устранениявозможностей для коррупции со стороны недобросовестных чиновников;
5.      Снижениеадминистративных барьеров;
6.      Привлечениеассоциаций предпринимателей к законотворческой деятельности, касающейсяинтересов бизнеса;
7.      Реализацияпрограммы «30 корпоративных лидеров», в рамках которой оказываетсягосударственная поддержка прорывным проектам, которые, в свою очередь, создадутвокруг себя сотни малых и средних предприятий;
8.      Улучшение,доработка закона «О конкуренции», создание профильного Агентства;
9.      Совершенствованиезакона «О государственных закупках», использование ресурса государственных закупокдля развития отечественного машиностроения;
10.    Совершенствованиецентров поддержки предпринимательства и других объектов инфраструктуры;
11.    Учебно-методологическоеи информационное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства, болеерасширено.
12.    Политическаяволя – особое внимание проблемам предпринимательства со стороны Главы государстваи Премьер-министра Республики Казахстан.
13.Реализация Стратегического плана 2020 года – «Дорожная карта бизнеса – 2020».
Подробнеео «Дорожной карте бизнеса – 2020»
В «Дорожнойкарте бизнеса 2020» Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев говорил: «Ядромдиверсификации будет предпринимательство. Мы хотим видеть мощныйпредпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки,внедрять инновации.
Именнопредприниматели, являются движущей силой модернизации экономики.
В этой связипоручаю Правительству с 2010 года обеспечить введение единой бюджетнойпрограммы по развитию предпринимательства в регионах.
Предлагаюназвать ее «Дорожная карта бизнеса – 2020».
Целью этойпрограммы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слояпредпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса.
Использованиесредств этой программы должно осуществляться по следующим направлениям:
– субсидированиепроцентной ставки по кредитам;
– частичноегарантирование кредитов малому и среднему бизнесу;
— сервиснаяподдержка ведения бизнеса;
– переподготовкакадров и повышение квалификации, молодежная практика и социальные рабочиеместа.
«Дорожнаякарта бизнеса – 2020» открывает новые возможности, как для предпринимательства,так и для банков и инвесторов по финансированию несырьевых проектов.
Правительствосовместно с акимами должно разработать в рамках трехлетнего бюджета общиелимиты финансирования в разбивке по годам, основанные на расчетахэкономического потенциала каждого региона. Эти средства передаются регионам.
Акимы будутнести полную ответственность за проекты МСБ финансируемые по программе.
ПоручаюПравительству передать СПК местным исполнительным органам, которым предстоит наделе стать региональными корпорациями по развитию бизнеса».

Заключение
/> 
Ив заключении, перед предпринимательством в Казахстане стоит целый ряд проблем:недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствиесистемы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причинывозникновения, все их можно решить.
Выявивпроблемы развития предпринимательства, можно порекомендовать такие решения как:
1.Разработкакодекса предпринимателя в Казахстане.
2.Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлениикредитов и займов для бизнеса, особенно для малого бизнеса.
3.Создание условий для расширения сети юридических, консультационных иаудиторских фирм, для малого бизнеса бесплатно.
4.Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленныекурсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего,высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегоднойпереподготовки специалистов, повешение квалификации, обучение их за рубежом.
5.Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом,инновационных кластеров.
6.Дальнейшее обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введениеупрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерскогоучета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.
7.Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти,задействованных в сфере малого и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий иконтролирующий орган должен иметь список необходимых документов, которыйвывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельныхгосударственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренныхзаконодательством Республики Казахстан.
8.Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующихгосударственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах идр.
9.Создание структур по защите собственности и бизнеса, открытие интернетпорталов.
10.Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ и в сети электроннойинформации.
11.Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов,создание больше страничек малого бизнеса в сети Интернет.
12.Организация специальных циклов передач по радио и телевидению с привлечениемуспешных предпринимателей.
13.Подготовка и публикация газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросампредпринимательства.
Развитыйпредпринимательский сектор – это основа экономики любой страны.

Список использованной литературы
1. Бусыгин А.В. Предпринимательство.Основной курс т. 1 М.: «Экономика», 2001 г.
2. Гайнутдинов Э.М.«Основы предпринимательства», Минск, «Высшая школа», 2000 г.
3. Горфинкель В.Я.«Предпринимательство», Москва, «Банки и биржи», 2009 г.
4. ГражданскийКодекс Республики Казахстан (общая часть), Алматы: «Юрист», 2010 г.
5.  //Экономика и статистика, 2000, №4. Статьи «Проблемы развития малого бизнеса ипути их решения.», «Современное состояние малого бизнеса в РК». – 52 стр.
6. А.К. Кантарбаева«Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000 г.
7. Мамыров Н.К.«Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 2000 г.
8. Сборник«Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы, 2007 г.
9. Закон«О частном предпринимательстве» 31 января 2006 год.
10.  www.stat.kz
11.  www.fund-damu.kz
12.  «Дорожная карта бизнеса2020»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.