Реферат по предмету "Экономика"


Анализ проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства

Содержание
Введение
1. Исторические и социальные корни предпринимательства
2. Определение и сущность «предпринимательства»
3. Виды предпринимательства, их взаимосвязь иособенности участия в бизнесе
3.1 Производственное предпринимательство и технология егоосуществления
3.2 Коммерческое предпринимательство
3.3 Финансовое предпринимательство
4. Организационно-правовые формыпредприятия
4.1 Коммерческие организации
4.1.1 Хозяйственные товарищества иобщества
4.1.2 Общество с ограниченнойответственностью
4.1.3 Общество с дополнительной ответственностью
4.1.4 Акционерное общество
4.1.5 Другие организационно-правовыеформы коммерческих организации
4.2 Некоммерческие организации
4.2.1Потребительский кооператив
4.2.2Общественные и религиозные организации
4.2.3 Фонд
4.2.4Учреждения
4.2.5Объединения юридических лиц
Заключение
Список используемой литературы
 

Введение
Современная цивилизация,как современная экономика, начало которой положил капитализм и индустриальнаяреволюция, невозможна без предпринимательства. Предприимчивость — их движущиймеханизм. Предпринимателем (или бизнесменом) называют человека, организовавшегоили организующего какое-либо важное дело, человека, имеющего для этогонеобходимые средства (собственные или заемные). Предпринимателем может бытьединоличный собственник небольшого предприятия, управляющий акционернымобществом либо руководитель кооператива.
В большинстве стран мирапредпринимательство служит мощным двигателем экономического и социальногоразвития. Без предпринимателей потребности людей не могут быть удовлетворены вполной мере. Кроме того предпринимательство выполняет управленческую,организационную, рыночную функции; формирует элементы творчества в социально –экономической жизни общества. Посредством предпринимательства реализуютсянововведения в торговле, управления, информационных технологиях.
Актуальность выбраннойтемы курсовой работы подтверждается тем, что сегодня интерес образованных людейк экономике не только не иссяк, но даже возрастает. Объясняется это темиглобальными переменами, которые происходят во всем мире и в России в частности.Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономическойдеятельности.
Предпринимательской являетсядеятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная насистематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве вустановленном законом порядке.
Любая нация гордитсяплодами деятельности своих предпринимателей. Нолюбая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностьюк воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных формпроявления общественных отношений способствует не только повышениюматериального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятнуюпочву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, нои ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальнойгордости.
Целью курсовой работыявляется рассмотрение термина предпринимательство и его сущности.
Для достижения целикурсовой работы поставлены следующие задачи:
1.  Дать определение понятия «предпринимательство».
2.  Проанализировать как предпринимательство развивалось в истории.
3.  Изучить формы предпринимательства.
При написании курсовой работы были использованы работы следующих авторов: Грузинов В.С., Грибов В.К., Коровкин В. В., Кузнецова Г.В., Суханов Е.А. Радаев В. В. Чернышев В.М. и других. Также были использованы законодательные и подзаконные акты Российской Федерации. Такие, как: Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный Закон «Об акционерных обществах».
309253
предпринимательство бизнес производственный организационный

1. Исторические и социальные корни предпринимательства
По свидетельствамисториков, средневековый предприниматель довольно сильно отличался отсовременного, причем не только по характеру своих предприятий, но и по типухозяйственных действий.
Средневековоепредпринимательство представлено целой галереей весьма колоритных фигур. Этовоинствующие торговцы наподобие не расстававшихся с мечом варяжских купцов. Эторыцари, кормившиеся «из стремени», и аристократы, промышлявшие морским разбоем,пиратствовавшие первооткрыватели типа сэра Уолтера Рейли или Френсиса Дрейка,миссионеры и искатели несметных богатств. К крупнейшим «мирным» предприятиям вту пору следует отнести подряды на строительство государственных и культовыхучреждений. Средневековый архитектор, как правило, занимался не толькопроектом, но и организацией всей работы, неся перед заказчиком полнуюответственность за готовый объект. Другого рода крупный предпринимательскийподряд был связан с откупом налоговых сборов. Среди фигур помельче находим разногорода сомнительный люд — полубродячих торговцев и ремесленников, изобретателей иавантюристов, первых биржевых спекулянтов, увлекаемых волнами грюндерскихлихорадок. Родоначальник теории предпринимательства Р. Камтильон, например,вообще включал в число предпринимателей бродяг и разбойников. Все эти фигуры ссовременной точки зрения трудно отнести к «чистому» предпринимательскому типу.
В период средневековьяпредпринимательство оставалось на обочине основной экономики. Базовыепотребности большинства населения удовлетворялись без помощи рынка.Сколько-нибудь крупные купцы специализировались на поставках предметов роскошивысшим общественным классам. А, сколотив состояние, многие из них оставлялихозяйственное поприще. Прожектерство, игорно-спекулятивная страсть, жаждабыстрого обогащения непосредственно еще не были обращены на практикухозяйственной деятельности. И если кто и проявлял устойчивуюпредпринимательскую наклонность, так это крупнейший распорядитель ресурсов —государство.
Силуэт современного предпринимателяначал вырисовываться в Новое время с появлением экономических субъектов, укоторых древняя жажда богатства соединяется с предприятием, принимая формунепреодолимого стремления к прибыли на вкладываемый капитал как универсальнойхозяйственной стратегии. В противоположность традиционным добуржуазнымсубъектам они обладают не только личной независимостью, но также законодательноподкрепленными возможностями капитализации собственности.
Вместе с достижениеминституциональной стабильности и юридической защищенности предпринимательствовсе более специализируется и одновременно обретает цивилизованное обличие. Духриска и авантюризма, который ранее требовался даже для обычного торгового дела,теснится духом устойчивого развития и рационального использования возможностейрынка. Средневековый торговец — вечный странник, путешественник, погруженный вмир случайного. Новое время приносит ему развитую систему коммуникаций,позволяя перейти к оседлой жизни, вести дела «из дома» или из конторы. А вместес оседлостью появляется и забота о репутации. Бродячий торговец пребывает ввечном движении, он сегодня здесь, а завтра там; он не стеснен местными нормамии зачастую избегает расплаты за невыполненные обязательства. Оседломупредпринимателю приходится сторониться явно неприглядных сделок; опасаясьпоследующего раскрытия обмана, он вынужден становиться более «консервативным».Рисковые (а то и авантюрные) формы предпринимательства тоже сохраняются, нопереносятся больше в сферу финансовых манипуляций и «фиктивного капитала».
Сам предпринимательскийтип тоже не остается неизменным. По свидетельству В. Зомбарта,раннекапиталистический предприниматель еще соизмеряет свою активность судовлетворением естественных человеческих потребностей. Он дорожит спокойствиеми далек от того, чтобы убивать себя работой. Зачатки конкуренции подавляются,коммерческая реклама под строгим запретом. И только у современногопредпринимателя дело способно полностью поглотить жизнь, обратив все окружающеев инструмент приращения капитала.
По мере завоеванияхозяйственного и социального пространства происходят серьезные сдвиги всоциальной базе предпринимательства. В раннебуржуазных обществах большинствосоздателей новых предприятий не только были собственниками этих предприятий, ночастенько и сами трудились на них своими собственными руками. То был своегорода «золотой век» для «старого среднего класса», когда в весьма обширныхпредпринимательских слоях более или менее гармонично сочетались разныестатусные позиции: наличие собственности и уровень дохода, профессиональнаяквалификация и социальный престиж, организационно-хозяйственные полномочия иполитическое влияние.
Но если такой «золотойвек» когда-либо и существовал, то он остался в далеком прошлом. Нарастающееакционирование капитала, ведущее отсчет со времен Ост-Индской Компании, а затемпоявление в середине XIXстолетия обществ с ограниченной ответственностью подготавливают почву дляперелома, который происходит в ведущих западных странах в первой трети XX века. Семейные фирмы все болееуступают место корпорациям, собственность которых распылена среди тысяч и сотентысяч вкладчиков. Начиная с 30-40-х годов эта собственность все болееобезличивается и концентрируется в руках разного рода юридических лиц.Наблюдается уменьшение числа и доли независимых собственников. Пропасть междукрупным и мелким бизнесом неумолимо расширяется. Одновременно «раскалывается» ифигура молодого буржуазного предпринимателя[1].
В итоге на одной сторонеоказывается основатель мелкой фирмы, формально сохраняющий за собой позициинезависимого собственника. Его предприятие сталкивается с жесткими проблемамивыживания; свобода принятия хозяйственных решений на поверку оказывается весьмаограниченной; инновации же — часто просто не под силу из-за нехватки ресурсов.К тому же в этой сфере концентрируются далеко не самые образованные слои, покрайней мере, до всплеска технологического предпринимательства в 70-х годах.Будучи зажатой между тремя крупными силами: государством, крупным капиталом иорганизованным наемным трудом, эта «стесненная группа» мелких собственников(городских и сельских) становится на все более консервативные политическиепозиции. И даже если присущие им в этой борьбе на три фронта вспышки отчаянногорадикализма принимают облик революционности, то нацелены они бывают не насоциальные изменения, а скорее на сохранение «статус кво».
На другой стороне мыобнаруживаем организаторов крупного производства. Владельцы крупных капиталов(не говоря уже об основной массе мелких рантье — держателей одной-двухстодолларовых акций) «освобождаются» от проблем реальной организации. Многиепрерогативы в принятии хозяйственных решений переходят в руки менеджеров,которые, занимая свое место в рационально выстроенной бюрократической иерархии,вынуждены подчиняться корпоративному интересу. Персональная ответственностьменеджера в значительной степени размывается бюрократической коллегиальностью,а мотив извлечения прибыли отступает перед мотивами устойчивости финансовыхпоказателей и личного карьерного продвижения. Вслед за мелким собственником,организатор крупного производства начинает утрачивать подлиннопредпринимательские черты.
Помимо изменений всоциальной базе предпринимательства происходит также расчленениепредпринимательской функции. Вместо одной фигуры появляются несколько:
— финансист (поставщиккапитала);
— «изобретатель»технической или маркетинговой идеи (поставщик нового знания);
— эксперт с юридическимили экономическим образованием, предлагающий организационно-правовые формы длясоздания или трансформации предприятия (поставщик организационной схемы)
— менеджер, выстраивающийструктуру внутренних и внешних связей нового предприятия (поставщикуправленческих технологий).
Конечно, возможно совмещениенекоторых функций. Так, механик-изобретатель Г. Форд смог когда-то вырасти воснователя автомобильной империи. Но с течением времени такое совмещение ролейвсе более затрудняется даже для организаторов не слишком крупных предприятий.Функция предпринимателя расщепляется на специальные сферы деятельности, труднеестановится обнаружить действительного лидера и инициатора инноваций. Порою, они вовсе не показывается на поверхности.

2. Определение исущность «предпринимательства»
В римском праве «предпринимательство»рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Подпредпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественноестроительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось внескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешнейторговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло,путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем.Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт скупцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долюпредпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по егоокончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателямтакже относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того,это понятие использовалось применительно к руководителям крупныхпроизводственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем нирисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используяпредоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы.
Понятие«предпринимательского риска» получило свое развитие в 17 веке, когдапредпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контрактна выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимостьконтракта оговаривалась ранее, размеры прибылей или убытков определялаудачливость самих предпринимателей.В экономической литературе понятие«предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном вПариже в 1723г., где под ним понимался человек, берущий на себя «обязательствопо производству или строительству объекта».
В качестве научноготермина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английскогоэкономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепциюпредпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего вусловиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкиесобственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.
Француз К. Бодо пошелдальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладатьопределенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями. Другойфранцузский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать нетолько определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служитосновой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развитияпроизводства.
А. Маршалл и его последователибольшое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, чтоне каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательскиеспособности.
Современные экономистыпрактически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малоепредпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, какявление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела
На сегодняшний день вмире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американскийученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесссоздания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — какчеловека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет насебя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в наградуденьги и удовлетворение достигнутым». В американской учебной и научнойлитературе дается множество и других определений, характеризующихпредпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической,психологической, управленческой и других точек зрения.
Английский профессор АланХоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, котороеведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личнуюответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельнопринимает решения». Его вознаграждением является полученная в результатепредпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое ониспытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим ондолжен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.
Ни за рубежом, ни у наспока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотяпотребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны»развития теории предпринимательской функции — так условно можноохарактеризовать развитие процесса научного осмысления практикипредпринимательства.
«Первая волна», котораявозникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несениипредпринимателем риска. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательствасвязана с выделением инновационности, как его основной отличительной черты.«Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествахпредпринимателя (способность реагировать на изменения экономической иобщественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличиеуправленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующегоначала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развитиятеории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появлениекоторой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализедействий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарныйуровень анализа проблем предпринимательства.
В настоящее время втеоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательствукак способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменномупредпринимательству, или интрапренерству. Термин «интрапренер»был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервыеиспользовал и другой термин, производный от первого, —«интракапитал».
Появление интрапренерствасвязано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходятна предпринимательскую форму организации производства. Посколькупредпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, топодразделения целостных производственных структур получают право на свободудействий, что подразумевает и наличие интракапитала — капитала, необходимогодля реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.
Предпринимательство — этоособый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразнуюдеятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана насамостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательскойидее[2].
Экономическая активностьпредставляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способполучения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого ичленов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производствеявляется одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когдаон выступает в качестве:
• собственника каких-либо объектов,недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход(собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
• наемного работника, продающего своюрабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
• индивидуального производителя(«свободный» художник, живущий на доходы от реализации своихпроизведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущийна доходы от такой деятельности, и т. д.);
• государственного или муниципальногослужащего;
• менеджера (управляющий чужимпредприятием);
• пенсионера (пассивная форма участияв общественном производстве как следствие прошлой активности);
• учащегося или студента (какподготовительный этап к участию в будущем общественном производстве вкакой-либо конкретной форме);
• безработного (как вынужденная форманеучастия или приостановки участия в общественном производстве);
• занятого оборонно-охраннойдеятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
• вовлеченного в экономическипреступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательствовыступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальныйэтап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности,впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательствохарактеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь топроизводство нового товара, смена профиля деятельности или основание новогопредприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новыхметодов организации производства или новых технологий — это тоже инновационныемоменты.
Основным субъектомпредпринимательской активности выступает предприниматель. Однакопредприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужденвзаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также сгосударством, которое в различных ситуациях может выступать в качествепомощника или противника. И потребитель и государство также относятся ккатегории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник(если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу(если производство не носит изолированного от общественных связей характера)(схема 1).
/>
 

Схема 1. Субъекты предпринимательской деятельности
/>
Во взаимоотношенияхпредпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активногосубъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализестороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикаторапредпринимательского процесса.Это понятно, поэтому все то, чтосоставляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализациютолько в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такаяоценка осуществляется потребителем и выступает, как готовность последнегоприобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организациисвоей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания,интересы, ожидания, оценки потребителя.
Таким образом, цельюпредпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать кругсобственных потребителей.
Основными средствамивоздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
• новизна товара и его соответствиеинтересу потребителя;
• качество;
• цена, доступность товара;
• степень универсальности товара;
• внешний вид и упаковка;
• позитивные отличительныехарактеристики товара от товаров других производителей и возможностьпотребителя ознакомиться с такими отличиями;
• возможность воспользоваться услугамипослепродажного сервиса;
• соответствие общепринятым илигосударственным стандартам;
• престижность и привлекательностьрекламы товара и т. д.
Вывод, который можно былобы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точкизрения общественного производства именно предприниматель выступает в ролиактивного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, егосодержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предпринимательне может игнорировать этот факт.
/>Роль государства как субъекта предпринимательского процессаможет быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации,складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит передсобой государство.
В зависимости отконкретной ситуации государство может быть:
• тормозом развитияпредпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку дляразвития предпринимательства или даже запрещает его;
• посторонним наблюдателем, когдагосударство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то жевремя и не способствует этому развитию;
• ускорителем предпринимательскогопроцесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечениюв предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такаяцеленаправленная деятельность государства вызывает «взрыв»предпринимательской активности и приводит к «буму»предпринимательства).
/>Наемный работник как реализатор идей предпринимателя такжеотносится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от негозависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.
Известно, что каждомуэкономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касаетсяпредпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем вышеприбыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярнопротивоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплатетруда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынужденыидти на поиск компромиссных вариантов, что, в общем-то, и составляет основувзаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.
/>В современных условиях хозяйствования каждый предпринимательфункционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства,возникшей на основе разделения труда[3].
Любой предпринимательнуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он можетэффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостногопроизводственного процесса. Идеальной является ситуация, когда всепредприниматели образуют относительно изолированную от общего экономическогопроцесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесспроизводства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которыхфокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.
В условиях рынка отпредпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать всоюзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективныхпартнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентациюсвоей деятельности[4].
Таким образом, припланировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера(партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношенийс которым зависит уровень эффективности его деятельности.
Целью предпринимательскойактивности является производство и предложение рынку такого товара, на которыйимеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль— это излишекдоходов над расходами, получаемый в результате реализации принятогопредпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, вотношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытыйспрос потребителя.
Однако получение прибылисвойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловойактивности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такойэкономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательскийдоход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов иприемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Подпредпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход,доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря егоприродным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинироватьфакторы производства в зависимости от внешних условий.
Другими словами, прибыльпредпринимателя складывается как бы из двух элементов:
• обычная прибыль делового человека;
• излишек над обычной прибыльюделового человека.
Всякий предприниматель,таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловойчеловек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительномфеномене предпринимателя.

3. Видыпредпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе
В отличие от устоявшихсяформ экономической деятельности предпринимательство характеризуется тем, чтопредприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня заплатитьденьги. Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова: это могут бытьздания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары,информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.п.), деньги,валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобыреализовать любой из указанных товаров, надо его иметь. Этот товарпредприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этогопредпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое ифинансовое. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно,свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видамипредпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е.один вид деятельности может содержаться в другом[5].
 
3.1Производственное предпринимательство и технология его осуществления
К производственному предпринимательству относится деятельность,направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор,обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п.,подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения егоусилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие,торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.
Круг интересовпроизводственного предпринимательства довольно разнообразен, и для егореализации требуются финансовые и материальные ресурсы, порой довольнозначительные. Стремление получить, как можно большую прибыль при меньшем рискепредполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементомэтой технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательнаясторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностямипредпринимателя. Выбор вида деятельности предполагает проведениепредварительного маркетинга, т.е. изучения, насколько предлагаемый товар илиуслуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, его величина итенденции развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара,издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.
Результатомпроизводственно-предпринимательской деятельности является производствопродукта, который требует своей реализации. Мероприятия по его реализациисоставляют третью стадию технологии предпринимательства. Реализация возможна: спомощью посредников — агентов, брокеров и т.п. или своими собственными силами.Это наиболее ответственная стадия технологии предпринимательства, отпродуманности, осуществления которой зависит успех всего начатого дела. Усилияпредпринимателя еще на второй стадии (установление величины финансовых средств,необходимых для ведения выбранной предпринимательской деятельности) должны бытьсосредоточены на заключении сделки на поставку изготовляемого продукта доначала его производства и лучше всего на долгосрочной основе, что позволитснизить риск банкротства. На этой стадии технологии предприниматель внимательноследит за конъюнктурой, чтобы вовремя отреагировать на изменения, происходящиев спросе. Эта реакция находит свое выражение в индивидуализации производимоготовара (услуг) и в установлении на него соответствующего уровня цены.
Поскольку на рынке появляются все новые и новые товары и услуги, то впредпринимательской деятельности в условиях недостатка финансовых средствчрезвычайно важно, чтобы товары не залеживались, чтобы высвобождающиесяфинансовые средства вкладывались снова в дело, т.е. предприниматель долженстремиться к ускорению оборачиваемости денег. Считается, что сделка должнадавать годовую прибыль не менее 20-22% затрат.
Ситуация заставляетпредпринимателя держать в центре своего внимания каналы распределения товаров иуслуг (оптовая и розничная сеть, дилеры, агенты и т.д.). Это и представляетсобой четвертую стадию технологии. Дело в том, что в зависимости от выбранныхканалов (форм) доведения товаров до потребителей в значительной степениопределяется скорость оборота вложенных средств.
 
3.2 Коммерческоепредпринимательство
Этот вид деятельностихарактеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежныеотношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров иуслуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нетнеобходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпускомпродукции и др. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор — чтопокупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов, прежде всего,следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна бытьзначительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен бытьдостаточным, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки. Но чтобы бытьуверенным, что эти условия выполнимы, предприниматель должен провеститщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и навыработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары и услуги будутпользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Этишаги составят вторую стадию технологии.
Зная предварительнуюпрогнозную оценку движения товаров и услуг, предприниматель вырабатывает днясебя конкретный план действий (бизнес-план). В нем определяются мероприятия попроведению сделки купли-продажи, делаются расчеты цен по закупке и продажетовара, затрат и результатов. В нем также определяется необходимое количествоработников, объем транспортных работ, проведение рекламной кампании, работ пооформлению коммерческих документов. В бизнес-плане также рассматриваются:
• закупка товаров дляпоследующей продажи;
• получение услуг отсторонних организаций и их оплата;
• наем помещений искладов для хранения, торговых точек для реализации;
• формы реализациитовара;
• обоснование получениякредитов или других заемных средств;
• выплата налогов иплатежей государственным и местным финансовым органам.
Важно, чтобы многиемероприятия были увязаны по срокам и исполнителям. На основе бизнес-планарекомендуется проводить укрупненные балансовые оценочные расчеты, на основаниикоторых предприниматель может получить представление о выгодности илиубыточности сделки.
 
3.3 Финансовоепредпринимательство
Является разновидностьюкоммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продаживыступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации,векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой иликосвенной форме.
С переходом к рыночнымотношениям рынок денег, валюты и ценных бумаг становится реальностью, егоучастниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия,организации и физические лица-предприниматели. Поскольку финансовоепредпринимательство — это разновидность коммерческого, то технология финансовойпредпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишьразницей, что товаром являются финансовые активы. Предприниматель, вступающий вэтот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг имаркетинговой деятельности. Последняя связана с поиском и привлечениемпотенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг. Одновременно с этим онустанавливает источник получения денег, валюты и ценных бумаг. В данном случаепервичным обладателем «финансового товара» может быть сам предприниматель (имранее были накоплены деньги, валюта, ценные бумаги). Он выступает как бы в ролипродавца или ростовщика, предоставляющего деньги, валюту и другое потребителювзаймы за определенную плату или под определенный процент.
Еще одной формойфинансового предпринимательства является своеобразная эмиссия ценных бумаг,таких, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценныебумаги (денежные обязательства, векселя). Ценные бумаги предпринимательпродает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве«финансового товара». Эту форму предпринимательства ведут, как правило,предприятия, банки, а не отдельные предприниматели.
Наиболее распространеннаяформа — покупка ценных бумаг самим предпринимателем. Смысл ее состоит в том,что предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определеннуюсумму (Дф), а затем продает их другому покупателю за большую сумму (Дв), а разницамежду Дв и Дф дает доход.
Если у предпринимателянет денег для покупки ценных бумаг, то он осуществляет покупку в кредит, либообращается в банк за кредитом (Дк).
Финансовоепредпринимательство как никакой другой вид предпринимательства нуждается вналичии хорошо поставленной информации, в обеспечении вычислительной иорганизационной техникой. За все предприниматель должен платить. При проведениифинансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту,ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большуюсумму на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особоевнимание уделить проверке финансовой состоятельности покупателя, установитьгаранта, который поручается за покупателя.
Считается, что финансоваясделка целесообразна, если при ее продолжительности сроком до одного годарасчетная чистая прибыль составляет не менее 5% от объема сделки (денежнойвыручки), а при долговременных сделках этот процент повышается до 10-15%.

4.Организационно-правовые формы предприятия
Организационно-правоваяформа предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия,которая создает этому предприятию определенный правовой статус. По правовомустатусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на:хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы,государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальныхпредпринимателей без образования юридического лица. Из всех типов предприятий(фирм) в России наиболее распространены хозяйственные товарищества и общества.
 
4.1Коммерческие организации
 
4.1.1 Хозяйственныетоварищества и общества
Полноетоварищество
Полное товарищество –это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии сзаключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностьюот имени товарищества и несут ответственность по его обязательствампринадлежащим им имуществом. На основании определения можно выделить следующиепризнаки полного товарищества: 1) договорный характер объединения; 2)обязательность личного участия в деятельности организации; 3) цель создания — осуществление предпринимательской деятельности; 4) неограниченнаяответственность участников по обязательствам товарищества.
Участникамиполного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или)коммерческие организации. Граждане, не обладающие статусом предпринимателя,некоммерческие организации, а также государство и муниципальные образования немогут участвовать в полном товариществе. Поскольку полное товарищество — договорное объединение, оно не может быть создано одним лицом. Лицо может бытьучастником только одного полного товарищества.
Товариществоможет быть создано без указания срока либо на определенный срок. Сроксуществования товарищества может быть обусловлен достижением определенной цели.Как правило, при создании товарищества срок его деятельности не ограничивается.
Единственнымправоустанавливающимдокументом полного товариществаявляется учредительный договор.Учредительный договор составляется в виде единого документа и подписываетсявсеми участниками товарищества.
Гражданский кодекс Российской Федерациипредусматривает три варианта ведения дел полного товарищества:
1)представительство товарищества без доверенности каждым из участников;
2) совершение всехдействий от имени товарищества совместно;
3) передачаполномочий по представительству товарищества одному или нескольким участникам.
Участники полного товарищества солидарнонесут субсидиарную ответственностьсвоим имуществом по обязательствамтоварищества. Солидарный характер ответственности означает, что кредитортоварищества вправе предъявить требования как одновременно ко всем участникам,так и к любому из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будетисполнено полностью.
Свободавыхода участника из полного товарищества зависит от того, создано товариществона определенный срок или без указания срока. Если товарищество создано нанеопределенный срок, участник имеет безусловное право на выход из него.
Помимо общихоснований ликвидации юридических лиц, существуют специальные основанияликвидации полного товарищества. К ним можно отнести: 1) выход или смертького-либо из участников, признание участника безвестно отсутствующим,недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) несостоятельность (банкротство)участника, открытие в отношении его реорганизационных процедур по решению суда;3) ликвидация участвующего в товариществе юридического лица; 4) обращениекредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующуюего доле в складочном капитале.
Полныетоварищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг;обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия и ихдеятельность контролировать достаточно просто.
Товарищество на вере
Товариществом на вере (коммандитнымтовариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками,осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность иотвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полнымитоварищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков(коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностьютоварищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия восуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
В товариществе на вере объединяются двекатегории участников — полные товарищи, и вкладчики (коммандитисты), Так каквкладчики не принимают личного участия в деятельности товарищества на вере, онив отличие от полных товарищей не должны обладать статусом предпринимателя.Только полные товарищи наделяются правом действовать от имени товарищества.
Товарищество на вере действует наосновании учредительного договора. Требования к содержанию этого договора схожис требованиями, предъявляемыми к учредительному договору полного товарищества.Единственным отличием является то, что в учредительный договор товарищества навере включаются сведения о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками. Вкладчиктоварищества на вере обязан внести вклад в складочный капитал.
Товарищество на вере может бытьликвидировано по общим основаниям ликвидации юридических лиц, такжетоварищество на вере ликвидируется по основаниям, предусмотренным дляликвидации полного товарищества, т.е. товарищество на вере ликвидируется вслучаях: 1) выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества; 2)признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченнодееспособным либо несостоятельным (банкротом); 3) открытия в отношении одногоиз участников реорганизационных процедур по решению суда; 4) ликвидацииучаствующего в товариществе юридического лица либо 5) обращения кредиторомодного из участников взыскания на часть имущества, соответствующую его доле вскладочном капитале, если только возможность продолжения деятельноститоварищества не предусмотрена учредительным договором. Товарищество на вереможет продолжать свою деятельность, если в нем остались один полный товарищ иодин вкладчик.
 
4.1.2 Общество сограниченной ответственностью
Общество с ограниченнойответственностью(ООО)– учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которогоразделен на доли определенных учредительными документами размеров; участникиобщества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам инесут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимостивнесенных ими вкладов.
Общество с ограниченной ответственностьюявляется коммерческой организацией с уставным капиталом, разделенным на долиучастников. ООО может быть учреждено одним лицом или несколькими лицами. Вкачестве учредителей могут выступать граждане и (или) юридические лица.
ООО самостоятельно отвечает по своимобязательствам. Участники общества по его обязательствам ответственности ненесут, но существует риск потери ими внесенных вкладов. Если вклад участниковполностью ими не оплачен, то на участников общества возлагается солидарнаяответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченнойчасти вклада каждого. Солидарная ответственность участников носитдополнительный (субсидиарный) характер по отношению к обязательству общества,являющегося основным должником. Общество обязано иметь полное и вправе иметьсокращенное фирменное наименование на русском языке. ООО является организациейс ограниченным количеством участников. Число участников общества не должно бытьболее 50.
Учредительными документами общества сограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный егоучредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом,его учредительным документом является устав.
Уставный капиталобщества сограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников.Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определеннойзаконом об обществах с ограниченной ответственностью.
Высшим органом общества с ограниченнойответственностью является общее собрание его участников. В обществе с ограниченнойответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или)единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью иподотчетный общему собранию его участников.
ООО может прекратить свою деятельностьпутем как ликвидации, так и реорганизации. Общество может быть ликвидированодобровольно либо по решению суда по общим основаниям принудительной ликвидации,предусмотренным для любых организационно-правовых форм юридических лиц. Спредложением о ликвидации может выступить совет директоров (наблюдательныйсовет общества), исполнительный орган или любой участник общества. Решение оликвидации должно приниматься единогласно.
Закон устанавливает ограничения дляпреобразования ООО в иную организационно-правовую форму. Согласно Гражданскомукодексу Российской Федерации ООО может быть преобразовано либо в акционерноеобщество, либо в производственный кооператив. Закон устанавливает возможностьдля ООО преобразоваться также и в общество с дополнительной ответственностью.Закон закрепляет безусловное право участника на выход из ООО, при этом участникобщества не ограничен ни временем, ни согласием других участников либо самогообщества. Выход участника из общества осуществляется на основании егописьменного заявления. Участник может быть исключен из общества при наличиидостаточных оснований: либо когда он грубо нарушает свои обязанности, либокогда он своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельностьобщества или существенно ее затрудняет[6].
 
4.1.3 Общество сдополнительной ответственностью
Общество с дополнительнойответственностью– учрежденное одним или несколькимилицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительнымидокументами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарнуюответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всехкратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документамиобщества. Общество с дополнительной ответственностью наряду с обществом сограниченной ответственностью является самостоятельной организационно-правовойформой юридического лица.
Общества с ограниченнойответственностью, и общества с дополнительной ответственностью имеют многообщего. Однако отличительной особенностью таких обществ является наличиедополнительной ответственности у участников общества, которые принедостаточности имущества у общества могут быть привлечены к дополнительной(субсидиарной) имущественной ответственности по долгам общества их личнымимуществом в солидарном порядке. Размер этой ответственности ограничен: онопределяется не всем их личным имуществом, а только его частью — одинаковым длявсех кратным размером к сумме внесенных ими вкладов (в пятикратном, семикратноми т.д.). Размер уставного капитала и учредительные документы общества сдополнительной ответственностью такие же как и у ООО. Специфика обществ сдополнительной ответственностью заключается также в том, что в случаебанкротства одного из его участников его дополнительная ответственностьраспределяется пропорционально вкладам остальных участников общества или в иномпорядке, установленном в учредительных документах, как бы прирастая к их долям.
 
4.1.4 Акционерноеобщество
Акционерное общество(АО) – общество, уставный капиталкоторого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества(акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных сдеятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры,не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность пообязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимостипринадлежащих им акций.
Отличительнымичертами акционерного общества являются:1) деление уставного капитала надоли (вклады) участников (акционеров) равного размера; 2) доли участия вуставном капитале воплощаются в специальные ценные бумаги — акции, изноминальной стоимости которых составляется этот капитал; 3)ограниченность для акционеров риска убытков, связанных с деятельностью АО,стоимостью принадлежащих им акций.
Акционерное общество, участники которогомогут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров,признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправепроводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу наусловиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерноеобщество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерскийбаланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которогораспределяются только среди его учредителей или иного заранее определенногокруга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправепроводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образомпредлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытогоакционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций,продаваемых другими акционерами этого общества.
Количество участников ОАО не ограничено.Для ОАО предусмотрен более высокий минимальный размер уставного капитала.
ЗАО создается путем учреждения вновь илиреорганизации уже существующего юридического лица. Количество участников ЗАО недолжно превышать 50. В противном случае общество должно быть преобразовано вОАО или ликвидировано. У ЗАО меньше легальный минимальный размер уставногокапитала.
В ЗАО, так же как в ОАО, действуетпринцип свободного обращения акций, который является закономерным следствием иодновременно гарантией соблюдения принципа ограничения предпринимательскогориска. Акционеры как ОАО, так и ЗАО могут отчуждать принадлежащие им акциилюбым способом (продажа, мена, дарение, залог и т.д.) без согласия другихакционеров и самого общества[7].
Учредительным документом акционерногообщества является его устав, утвержденный учредителями. Учредителями АО могутбыть как физические, так и юридические лица, а также Российская Федерация,субъекты РФ, муниципальные образования в порядке, установленном законом
Высшим органом управления акционернымобществом является общее собрание его акционеров.
В обществе с числом акционеров более 50создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный органобщества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным(директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководстводеятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету)и общему собранию акционеров.
Акционерное общество может бытьреорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собранияакционеров. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество сограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также внекоммерческую организацию в соответствии с законом.
 
4.1.5Другие организационно-правовые формы коммерческих организации
Производственныйкооператив(артель)– добровольное объединение граждан на основе членства для совместнойпроизводственной или иной хозяйственной деятельности (выполнение работ,торговля, бытовое обслуживание), основанной на их личном трудовом и иномучастии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.Учредительным документом производственного кооператива по существу является егоустав, который утверждает общее собрание его членов. Имущество, котороенаходится в собственности производственного кооператива, делится на части (паи)его членов в соответствии с уставом данного предприятия.
Унитарноепредприятие –коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное заней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия являетсянеделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе междуработниками предприятия. В Российской Федерации в форме унитарных предприятиймогут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Ониуправляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным)имуществом. Предприятие называется федеральным казенным предприятием, если оноуправляется государственными органами (т.е. основано на праве оперативногоуправления федеральным имуществом).
Индивидуальныйпредприниматель(ИП)без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть такжеорганизационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское)хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, а его глава признаетсяпредпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского(фермерского) хозяйства. Преимущества данной организационно-правовой формызаключаются в следующем: 1). Предприятие легко зарегистрировать,бюрократические процедуры незначительны; 2). Владелец предприятиярасполагает полной свободой действий по сравнению с обществами илитовариществами и поскольку доход предпринимателя непосредственно зависит оттого, насколько успешно он действует в области бизнеса, таким образом,появляется стимул к эффективному ведению бизнеса; 3). Достаточно низкиепо сравнению с юридическими лицами ставки налогообложения: предприниматель неплатит налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль и т.д., он платиттолько индивидуальный подоходный налог, который относится к прогрессивнымналогам.
 

4.2 Некоммерческиеорганизации
 
4.2.1 Потребительский кооператив
Потребительским кооперативом признаетсядобровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с цельюудовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемоепутем объединения его членами имущественных паевых взносов. Потребительскиекооперативы, хотя и отнесены законом к разряду некоммерческих организаций, вдействительности занимают промежуточное положение между коммерческими и некоммерческимиорганизациями. В то время как для большинства некоммерческих организацийосновная цель деятельности заключается в достижении общественных благ,деятельность потребительских кооперативов направлена на удовлетворениематериальных и иных потребностей их членов.
Потребительские кооперативыклассифицируются на потребительские общества и специализированныепотребительские кооперативы (сельскохозяйственные, кредитные,жилищно-строительные, гаражные и т.д.). Потребительское общество представляетсобой потребительский кооператив, созданный, как правило, по территориальномупринципу и осуществляющий торговую, заготовительную, производственную и инуюдеятельность Специализированные потребительские кооперативы различаются посвоему функциональному назначению и субъектному составу членов (учредителей).
Учредительным документомпотребительского кооператива является устав. Учредителями (членами)потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16 лет, а такжеюридические лица. Учредители потребительского кооператива считаются принятыми вего члены с момента государственной регистрации кооператива.
Члены потребительского кооперативавправе: 1) свободно выйти из него; 2) участвовать в управлении потребительскимкооперативом; 3) участвовать в хозяйственной деятельности потребительскогокооператива.
Члены потребительского кооперативаобязаны соблюдать его устав, выполнять решения органов управления кооператива,исполнять взятые на себя обязательства по участию в хозяйственной деятельностикооператива и т.д. Одной из основных обязанностей членов кооператива являетсявнесение имущественных взносов.
Как юридическое лицо потребительскийкооператив обладает на праве собственности обособленным имуществом и несетсамостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам в размереэтого имущества. Еще одним исключением из принципа самостоятельнойимущественной ответственности потребительского кооператива является возложениена его членов субсидиарной (дополнительной) ответственности по обязательствам кооператива.
4.2.2 Общественные и религиозныеорганизации
Общественными и религиознымиорганизациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, вустановленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересовдля удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественныеи религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправеосуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, радикоторых они созданы, и соответствующую этим целям. Они не отвечают пообязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют вкачестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своихчленов.
Основная цель деятельности общественныхи религиозных объединений заключается в удовлетворении духовных и иныхнематериальных потребностей граждан, объединившихся на основе общности ихинтересов.
Учредителями (участниками, членами)общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридическиелица — общественные объединения. Создание общественного объединения одним лицомпо общему правилу недопустимо. Учредителями местной религиозной организациимогут быть совершеннолетние граждане РФ в количестве не менее 10 человек, атакже юридические лица — религиозные организации.
Структура, состав, порядок формированияи компетенция органов управления религиозной организации определяются ееуставом.
Помимо доходов от предпринимательскойдеятельности источниками формирования имущества общественных объединений являютсявступительные и членские взносы (если их уплата предусмотрена уставом),добровольные взносы, пожертвования и другие не запрещенные законом поступления.Общественные и религиозные объединения несут самостоятельную ответственностьпо собственным обязательствам всем принадлежащим им имуществом: членыобщественных и религиозных объединений не привлекаются к ответственности пообязательствам соответствующих объединений.
Прекращение деятельности (реорганизация,ликвидация) общественных и религиозных объединений имеет ряд особенностей,предусмотренных специальным законодательством. Прежде всего, расширенустановленный перечень оснований принудительной ликвидации общественных ирелигиозных объединений по решению суда (нарушение общественным объединением прави свобод человека и гражданина).
 
4.2.3 Фонд
Фондом признается не имеющая членстванекоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицамина основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезныецели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), являетсясобственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного имифонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд обязанежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Основные цели деятельности фонда носятобщеполезный характер (например, социальные, благотворительные, образовательныеи иные цели).
Учредительным документом фонда являетсяустав, содержащий помимо общих для всех некоммерческих организаций сведенийтакже сведения о попечительском совете фонда, о судьбе его имущества в случаеликвидации и другие сведения.
Учредителями фонда могут быть не толькограждане и юридические лица, но также и муниципальные образования. Закон неопределяет количество учредителей фонда, допуская тем самым создание фондаодним учредителем.
Высший орган управления фондом можетбыть как коллегиальным (состоящим из нескольких лиц), так и единоличным (состоящимиз одного лица). Помимо органов управления в фонде формируется попечительскийсовет, осуществляющий надзор за деятельностью фонда, принятием другими органамифонда решений и обеспечением их исполнения. Создание попечительского советафонда обязательно.
Решение о ликвидации фонда может принятьтолько суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей ивероятность получения необходимого имущества нереальна;2) если целифонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могутбыть произведены;3) в случае уклонения фонда в его деятельности отцелей, предусмотренных уставом;4) в других случаях, предусмотренныхзаконом.
 
4.2.4 Учреждения
Учреждением признается организация,созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурныхили иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью иличастично.
Учреждение отвечает по своимобязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При ихнедостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несетсобственник соответствующего имущества.
Учреждения в зависимости от субъектногосостава их учредителей подразделяются на государственные и иные учреждения (втом числе муниципальные, общественные и т.д.). Как правило, статусгосударственного (муниципального) учреждения сопряжен со значительныминалоговыми и иными льготами. По функциональному назначению государственные ииные учреждения классифицируются на образовательные учреждения, учрежденияздравоохранения, учреждения социального обслуживания, учреждения культуры ит.д.
В качестве учредителей учреждений могутвыступать государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Единственным учредительным документомучреждения является устав. В отличие от большинства юридических лиц (заисключением религиозных организаций) учреждение отвечает по своимобязательствам не всем принадлежащим ему имуществом. Предметом взыскания попретензиям кредиторов могут быть лишь находящиеся в распоряжении учрежденияденежные средства. Прекращение деятельности учреждения путем ликвидации либореорганизации осуществляется по общим правилам гражданского законодательства.
 
4.2.5 Объединения юридических лиц
Коммерческие организации в целяхкоординации их предпринимательской деятельности, а также представления и защитыобщих имущественных интересов могут по договору между собой создаватьобъединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Ассоциация (союз) не отвечает пообязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарнуюответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренныхучредительными документами ассоциации.
Учредительными документами ассоциации(союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденныйими устав. Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условияо составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядкепринятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаютсяединогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации(союза).
Член ассоциации (союза) вправе по своемуусмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этомслучае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации(союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.
Член ассоциации (союза) может бытьисключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке,установленных учредительными документами ассоциации (союза).
С согласия членов ассоциации (союза) внее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участникаможет быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствамассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Заключение
Таким образом, рассмотревтему курсовой работы, проанализировав научные труды, а также законодательныеакты Российской Федерации по выборной теме, выполнив цель и задачи исследованияможно сделать выводы:
Предпринимательство тесносвязано с цивилизацией. Таким образом, мы исходим из цивилизационного подхода кпредпринимательству, что означает не только рассмотрение самого феноменапредпринимательства в максимально широком, глобальном контексте, но иопределение предпринимательства как главной созидательной основы всякойцивилизации. Именно предпринимательство, а не политика, религия, искусство илиправо является такой строительной силой.
Сталкиваясь с миромсоциальных связей, предпринимательство сначала приспосабливается к нему, затемпытается использовать его, затем взрывает его ради оптимизации условий своегоосуществления, затем стабилизирует его ради собственной стабильности, затемвновь вынуждено приспосабливаться к нему.
В данной работе былирассмотрены современные организационно-правовые формы предприятий в РоссийскойФедерации, некоторые преимущества и недостатки правовых форм. Таким образом, вРоссийской Федерации существует такие понятия как коммерческие и некоммерческиеорганизации.
Основной цельюдеятельности коммерческих организаций является получение прибыли и возможностьее распределения между участниками. Основной целью деятельности некоммерческихорганизаций является выполнение функций, не связанных с получением прибыли. Приэтом источники финансирования деятельности некоммерческой организации не имеютзначения. Некоммерческая организация может находиться и на самофинансированииза счет получаемых ею доходов от своей деятельности.
Коммерческие организациив свою очередь делятся на хозяйственные товарищества и общества, общества сограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью,акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, ит.д., а Некоммерческие организации делятся на потребительские кооперативы,общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, объединенияюридических лиц (ассоциации и союзы). Каждая из вышерассмотренныхорганизационно-правовых форм имеет свои преимущества и недостатки. В условияхрыночной экономики и ныне действующего каждый предприниматель добровольно можетвыбирать ту или иную организационно-правовую форму предприятия.
Также в данной курсовойработе был дан анализ видов предпринимательства. Предпринимательство можноразделить на: производственное, коммерческое и финансовое. Каждая форма имеетсвою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучиотносительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, онипронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности можетсодержаться в другом.
Видимо, было бы неверносоглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее России — запредпринимательством. Будущее России — за всеми нами и во многом будетопределяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения.Но будущее России — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональныйподход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, кисполнению своих предпринимательских функций./>

Список используемойлитературы
 
1. ГражданскийКодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №53-ФЗ.
2. Федеральный законот 26 декабря 1995г. N208-ФЗ “Об акционерных обществах”
3. Грузинов В.С.,Грибов В.К. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательскойдеятельности.- М.: Наука, 2000. – 276с.
4. Дорин А.В.Экономическаясоциология. – М.: Экоперспектива, 1999.-259с.
5. Коровкин В. В.,Кузнецова Г.В. Предприятия малого бизнеса. — М.: ПРИОР, 2001. — 384с.
6. Паловкин П.,Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержанияпредпринимательства. // Вестник МГУ. — 1999. — сер.6, №2. — с. 21-25.
7. Пелих А.С. Основыпредпринимательства. — Ростов н /Д.: Феникс, 2001. — 512с.
8. Подвинская Е.С.,Жиляева Н.И. Все об акционерных обществах. М.: Наука, 2003. – 254с.
9. Радаев В. В.Экономическая социология. Курс лекций.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 280с.
10. Скляренко В.К.,Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2005. — 208с.
11. Суханов Е.А.Гражданское право. — М.: Победа, 2001. – 453с.
12. Фалько С.Г.Экономика предприятия – М.: Дрофа, 2005. — 368с.
13. Чернышев В.М. Производствоорганизации. — С-П.: МЕРА, 1999. – 387с.
14. Яковчук В.Н.Экономическая социология. Сокращённый курс: Учебно-практическое пособие.- М.:Наука, 2002.- 226с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.