Реферат по предмету "Экономика"


Анализ хозяйственной деятельности ОАО "Нефтекамский автозавод"

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 Общая характеристикапредприятия
2 Рынок предприятия
3 Технико-организационныйуровень предприятия
4 Организацияобслуживания населения
5 Качество оказываемыхуслуг и сервисное обслуживание населения
5.1 Анализ потери из-занекачественного выполнения заказов
6 Расчет объемареализации и услуг
7 Использование основныхфондов и производственных мощностей
7.1 Обеспеченностьресурсами
8 Организация труда изаработной платы
8.1 Формы и методы работыс персоналом
8.2 Применяемые системыоплаты труда
8.3 Социальная политика иосновные показатели социальных программ
8.4Соотношение темпов ростазаработной платы и производительности труда
9 Состояние финансовпредприятия
10 Маркетинг предприятия
11 Менеджмент
11.1 Практикуемые ворганизации стили руководства
11.2 Используемы методыоценки
трудового вклада иаттестация работников
11.3  Организация повышениеквалификации персонала на предприятии и за его пределами
11.4 Способы повышениемотивированности персонала
12. Выводы и предложения

Введение
Управленческую практику я прошла на предприятии ОАО «НефаЗ»,который располагается в РБ на территорий города Нефтекамска, по адресу улицаЯнаульская, 3.
По ходу прохождения практики я более подробно изучала рынокпредприятия, технико-организационный уровень, организация обслуживаниянаселения, качество оказываемых услуг населению, объем реализации услуг,использование основных фондов и производственных мощностей, организация труда,заработной платы и финансовое состояние предприятия, а так же маркетинг именеджмент предприятия.
В своем отчете я более подродно раскрою работу предприятияОАО «НефаЗ».
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1Общая характеристика ОАО «НефАЗ»
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 
Открытоеакционерное общество «Нефтекамский автозавод» является преемником Нефтекамскогозавода автосамосвалов, спутника крупнейшего в мире автогиганта Камскогоавтозавода. День ввода Нефтекамского завода в эксплуатацию – 11 октября 1977года – вошел в историю Республики Башкортостан как день рождения одной изотраслей промышленности – автомобильного машиностроения.
В 1978 годуна заводе начался, плановый выпуск автосамосвалов сельскохозяйственногоназначения КамАЗ-55102 с конвейера сходило около 40 тысяч машин в год. Позднеебыло налажено производство вахтовых автобусов высокой проходимости и цистерндля перевозки светлых нефтепродуктов.
Переходстраны к рыночной экономике повлек за собой новые подходы и решения. Статусоткрытого акционерного общества (1993 г.) более всего соответствовал многоплановойдеятельности предприятия и давал ему большую экономическую самостоятельность, авыбор оптимальных путей хозяйствования позволял функционировать стабильно.
Оснащенностьтехнологических цехов современным оборудованием, внедрение прогрессивныхтехнологий позволяет коллективу достичь стабильности и высокого качества производимойпродукции.
Наряду страдиционными автосамосвалами и вахтовыми автобусами на всех видах грузовыхшасси предприятие выпускает большегрузные самосвальные полуприцепы грузоподъемностью16 и 30 тонн; полуприцепы для перевозки нефтепродуктов вместимостью 16, 20, 23,и 30 м3; уникальную по производительности и технологии обработкисельскохозяйственную технику – косилки ротационные, грабли — ворошилки ирулонные пресс-подборщики.
Одно изперспективных направлений производства – выпуск полуприцепов для перевозки различныхнароднохозяйственных грузов. Это бортовые тентованные полуприцепы длиной 10-14метров грузоподъемностью 18-20 тонн, изотермические контейнеры с холодильно — обогревающей установкой; идет активное освоение полуприцепа длиной более 13метров, соответствующего стандарту «ЕВРО».
2001 годуна предприятии начал функционировать производство по выпуску автобусов на шассиОАО «КамаЗ», различной модификаций. Директором которого является Гарипов З.А.
В настоящеевремя продукция предприятия поставляется в промышленные центры и регионыРоссийской Федерации, в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Задачи, которые сегодня ставит перед собой руководствопредприятия – это удовлетворение самых высоких требований потребителей,сохранение рабочих мест и обеспечение социальной защиты коллектива в периодэкономических преобразований.
Открытое акционерное общество «Нефтекамский Автозавод»,сокращенно ОАО «НефАЗ». Расположен в Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, Янаульскоешоссе, 3.Руководителями автозавода являются:
председатель совета директоров – Самаренкин Анатолий Константинович;
генеральный директор – Маликов Раиф Салихович,
главный бухгалтер – Исламов Мухатетгалий Мухаматнурович.
Основными видами деятельности ОАО «НефАЗ»:
Ø  Производство автомобилей на шасси «КАМАЗ»;
Ø  Производство пассажирских автобусов нашасси «КАМАЗ»;
Ø  Производство вахтовых автобусов на шасси«КАМАЗ»;
Ø  Производство полуприцепов цистерн иприцепов цистерн;
Ø  Производство сельскохозяйственной техники;
Ø  Производство товаров народногопотребления.

2 Рынок предприятия
 
По данным сводного департамента промышленности инауки Минпромнауки РФ, экономическая ситуация в России улучшается. Ростпромышленного производства за первое полугодие 2004 года составил около 6,5процентов, а в целом за год предполагается около 4,5 процентов роста. Общееэкономическое состояние которых оценивается как хорошее и удовлетворительное,увеличился с 80 процентов в январе до 84 процентов в июне.
В январе-июле 2004 года индекс промышленного производства посравнению с январем-июлем 2003 года составил 105,4 процента, в июле 2004 годапо сравнению с июлем прошлого года –104,5 процента. Если посмотреть нааналогичные показатели прошлых месяцев, то темпы роста промышленногопроизводства также снижаются: за январь – май они составляли 105,9 %, а запервое полугодие в целом лишь 105,5 процента. В отрасли производства грузовыхавтомобилей наблюдается снижение выпуска. За первое полугодие нынешнего года ихвыпуск снизился на 11,1 %. В количественном выражении основную лепту в падениеобъемов производства внес Горьковский автозавод. За шесть месяцев там собралипримерно на 6000 автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2000 года. Вомногом это объясняется тем, что новые хозяева нижегородского завода из группы«Сибирский алюминий» пытаются оздоровить финансовое состояние предприятия иотказываются от широко распространенного бартера в пользу денежных расчетов споставщиками и покупателями. На фоне падения выпуска малотоннажных автомобилейсемейства «Соболь» и «Газель» довольно значительно, на 50,3 процента,увеличился выпуск среднетоннажников ГАЗ-3307, которые оснащаются бензиновымидвигателями Заволжского моторного завода.
По большим грузовикам ситуация неоднозначная. С одной стороныслабый рост цен на автомобили ЗИЛ, с другой – незначительное удешевлениебортовых КАМАЗов. КАМАЗовские самосвалы и тягачи медленно, но растут в цене.Крупнейший белорусский производитель увеличил производство на 27 процентов. Вобщем объеме выпуска лидируют седельные тягачи (3000 шт.), затем — грузовикиобщего назначения (около 2400 шт.) и самосвалы (около 2200 шт.).
Выпуск автобусов также сократился. Наиболее значительноснизили производство ЗИЛ и КавЗ, соответственно на 63,7 и 50,3 процента. Затовыпуск больших городских автобусов, ежегодная потребность в которых для Россииоценивается в 7000 – 8000 шт., постепенно увеличивается. Главную лепту здесьвнес подмосковный ЛиАЗ, нарастив выпуск с 350 до 700 автобусов ЛиАЗ-5266. Всегов 2001 году ЛиАЗ планирует собрать 1500 автобусов. Неплохо идут дела и настоличном Тушино-Авто, где собирают «Икарусы» – 360 против 170 в первомполугодии 2000 года. АО «Мичуринский автобус» почти вдвое увеличило выпуск –220 шт. против 140 шт. Автобусный филиал МАЗа продолжает планомерно наращиватьпроизводство автобусов. Львиная доля приходится на большие городские автобусы.Здесь лидирует модель низкопольного автобуса МАЗ-103 (95 шт.), за ним следуетМАЗ-104 (84 шт.). Туристических автобусов МАЗ-152 собрано 16 шт.
По автобусам малого класса уверенно лидирует ПАЗ, нынепринадлежащий группе «Сибирский алюминий». Общие объемы производства выросли на39,2 процента. Основу выпуска составляет уже довольно старая модель ПАЗ-3205.Но помимо нее ПАЗ также освоил производство больших городских автобусовПАЗ-5272, каких собрано уже около 40 шт.
Украинский ЛАЗ выпустил только 56 автобусов. Из них 36приходится на модель-ветеран – ЛАЗ-695.
По прогнозам Минпромнауки, к 2006 году спрос на автомобили вРоссии увеличится на 20-30 %, в связи с чем почти все отечественныепроизводители объявили об увеличении выпуска продукции и измененииассортиментной политики. Те же эксперты утверждают, что 2005 год станетрешающим для автомобильных предприятий. Именно к этому сроку должны завершитьсяпроцессы глобализации мировой автомобильной промышленности, и выживут лишь те,кто сумеет построить свое производство по классической технологической цепочке:штамповка – сварка — окраска – сборка — испытание. Безусловно, значение будутиметь также качество, безопасность и соответствие требованиям евростандартов.
Основные тенденции сегодняшнего российского автомобильногорынка можно сформулировать следующим образом:
ü  большинство автозаводов сменили своюсбытовую политику, отказавшись от считавшихся ещё недавно привычными бартерныхи зачетных схем. Дилеры начали закупать машины за живые деньги;
ü  отпускные цены продолжают опережать рострозничных цен на большинство массовых моделей автомобилей;
ü  на популярные модели дилерские наценкисоставляют порядка 5-10 процентов. Более высокое процентное соотношениеговорило бы о малой ликвидности рынка (низком спросе);
ü  несколько снизился спрос на специализированныеавтомобили (самосвалы, фургоны, микроавтобусы и т.д.).
ОАО «НефАЗ», построенный как спутникКамского автогиганта, за годы своего существования вырос в крупное промышленноепредприятие, специализирующееся на выпуске самосвалов, вахтовых (специальных)автобусов, топливоперевозчиков.
Многопрофильная номенклатура продукции, выпускаемая заводом,позволяет маневрировать в отношении выпуска той или иной группы изделий вслучае, если спрос на какую-либо автотехнику снижается или растет.
Предприятие обладает уникальными технологическими линиями иогромным опытом производства. Исходя из этого, завод может выполнить всетребования заказчиков, как в плане номенклатуры, так и в плане качества и цены.

3 Технико-организационный уровень предприятия
 
Ежегодно на автозаводе ведется покупка оргтехники, отделы ицеха обеспечиваются новым оборудованием. Идет постоянное обновление программ,которые упрощают работу делая ее более быстрой и качественной.
Помимо оргтехники, так же обеспечиваются цеха — новымоборудованием, станками и передвижной техникой.
Помимо оргтехнике, так же обеспечиваются цеха — новымоборудованием, станками и передвижной техникой.
Для повышение качество услуг, на предприятий внедряют новуютехнику, которая повышает производительность труда и сне6жает дефекты ввыпускаемой продукции.
Например: на автозаводе внедрили новую лазерную установку длярезки и гибки металла, а так же установку для резки бокового и потолочногопластика на автобусы. Так же в 22 цехе автобусного производства организованнаконвейерная сварка автобусов модификаций VDL.
Для работников предприятия существует полный пакет социальныхусловий.
üЕжемесячноне позднее 15 и 25 числа выплачивается работнику заработная плата;
üЕжегоднопредоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
üМатериальнаяпомощь молодым семьям в приобретение жилой площади;
üВыдаютсябезвозмездные субсидии в размере 200 – 600 тыс. рублей;
üРаботникамимеющие звания «Заслуженный работник завода» ежемесячно выплачиваетсяматериальная помощь в размере 3000 рублей;
üОказываетсяпомощь работникам вышедшем на пенсию, а так же в размере 2000 рублей на оплатуопераций.

4 Организация обслуживание населения
 
Продукция выпускаемая на ОАО «НефаЗ» полностью удовлетворяетспрос потребителей. Наша продукция широко применяется во всех отрасляхдеятельности человека.
Это грузоперевозки, пассажирские перевозки, сельскоехозяйство и т.д.
Для розничных потребителей существует магазин «Деловыеотходы» где реализуют мелкую продукцию, которая не применялось в производстве.В ассортименте данного магазина присутствуют такие позиции как:
ü Автолин
ü Ковроли
ü Пластик
ü Клея
ü Фонарии многое другое.
Заказы поступающие на автозавод всегда выполняются в заранееобговоренные сроки. Возникают случай отказов от клиентов в редких случаях. Этобывает из – за конструкторской не доработки в проектирование технике, но вомногих случаях вся это продукция приходит на завод дна доработку.
На предприятии в составе управление Управления службыкачества (УСК) создан отдел гарантийного и сервисного обслуживания. Цельюданного отдела является выявление и устранение недостатков продукцийконструкторского и технического характера, тесная связь с покупателями и дилерамипродукций завода, приводит к совершенствованию и улучшения выпускаемойпродукций, что подтверждает разработанная отделом анкетирование покупателейпродукций завода, (Приложение А). В различных регионов России созданы пунктытехнического и сервисного обслуживания техники выпускаемой заводам «НефаЗ»,которые снабжаются запасными частями, и по необходимости специалисты заводавыезжают на устранение обнаруженных дефектов.
5 Качество оказываемых услуг и сервисноеобслуживание населения
 
Качество – основное направление деятельности ОАО «НефаЗ»,оказывающие решение влияет на имидж предприятия, повышениеконкурентоспособности продукций. Политика ОАО «НефаЗ» в области качествоучитывает усилия руководство и всего коллектива стать предприятиям европейскогокласса, удовлетворить потребности и ожидание потребителей, обеспечить стабильностьвысокое качество.
Внутренними контролями качество на предприятия являютсяслужбы УСК (управление системой качества). Они следят за ходом сборки и выпускапродукций, изготавливаемой на предприятий.
Внешнем контролем качество являются аудиты и инспекционныепроверки, которые выдают сертификат соответствия (Приложение Б). Сертификатдается на службу управление качеством.
5.1 Анализ потери из-за некачественноговыполнения заказов
От потребителей нашей продукций приходит рекламационные акты– это документ оповещающий производителя об обнаружение брака покупателем впроцессе эксплуатаций (Приложение В), который оформляют в протокол.
Решением экспортной комиссии рекламационный акт принимают коплате или отклоняют. Если вдруг возник дефект в шасси, то продукциюпереадресовывают на предприятия ОАО «КамаЗ», т.к. шасси приобретается на их немпредприятий. По принятым рекламационным актом делают анализ дефектов покорпусам автобусного производства, корпуса авто самосвалов и корпуса вахтовыхавтобусов и цистерн. Конечный итог анализа – это сравнение уровнейдефективности процентов текущего и предыдущего года.
/>
Гарантийный парк складывается из количество отгруженнойтехники за 18 месяцев.
Реализационная политика ОАО «НефаЗ» через достижениеустановленных целей в области качества на 2006 позволило снизить:
üУровеньрекламаций с 0,85 % (в 2005 году)
с0,82 % (в 2006 году);
ü Уровень дефектностипоступивших на завод шасси
с12,6 % (в 2005 году)
с 8,2 % (в 2006 году);
üУровеньдефектности поставленной заводом в ОАО «КамаЗ» автотехникой
с 5,9 % (в 2005 году)
с1,5 % (в 2006 году).
Для обеспечения выпуска качественной продукций реализуетсяразработанная на заводе программа «Качество – 2006»:
üПоуправлению внешними поставщиками;
üПовнурикорпоративнным поставкам;
üПовнутрицеховым поставкам.
Дальнейшее совершенствование системы менеджмента качество в2006 году предусматривает:
üПроведениеинспекционного контроля и оценки СМК ОАО «НефаЗ»
üНасоответствие ГОСТР ИСО 9001-2001Органом по сертификаций системы качества «САТР-Фонд» г. Москва;
üПроведениеинспекционного контроля СМК ОАО «НефаЗ» на соответствие международномустандарту ИСО 9001:2000 Ассоциацией по сертификаций «Русский Регистр» г. Санкт-Петербург;
üРеализациюдоговора с консалтинговой фирмой по подготовки и внедрению СМК ОАО «НефаЗ» всоответствии с требованиями международного стандарта ИСО/ТУ 16949:2002 (ГОСТ Р51814.1 — 2004).

6 Расчет объема реализаций услуг
Для решения сбытовых задач на заводе созданы:
ü отделпродаж,
ü отделсбыта,
ü отделпродаж автобусов,
ü маркетинга
ü внешнихсвязей.
Указанные отделы непосредственно подчиняются директору по маркетингуи сбыту.
В состав отдела продаж входят:
üбюрореализации;
üбюрорекламы и выставок;
üгруппыпо работе с ТЭК.
В состав отдела продаж автобусов, маркетинга и внешних связейвходят:
- бюромаркетинга;
- бюропродаж автобусов;
- бюровнешних связей;
- бюропродаж серийной техники;
В состав отдела сбыта входят.
üбюро по работе с поставщиками шасси ипродажам автотехники;
üбюро оформления документации на отпускпродукции;
üгруппа по оформлению документов строгойотчетности.
üВ рамках изучения и формирования спроса натоварную продукцию, выпускаемую заводом, отделами выполняются следующие видыработ:
üподготовка отчета о реализации;
üпостоянный учет денежных поступлений;
üподготовка справки по остаткам готовойпродукции на складе завода; рассылка коммерческих предложений;
üподготовка отчета о рыночных ценах;
üподготовка прайс-листа на продукцию завода.
Подготовка отчета о реализации.
В целях оперативного учета отделом сбыта ежедневно готовитсясправка (сверенная с бухгалтерией завода) о реализации продукции завода суказанием суммы реализованной в текущем месяце продукции (нарастающим итогом) (ПриложениеГ), справка предоставляется директору по маркетингу и сбыту и в ПЭО, атакже используется для подготовки аналитических материалов и в маркетинговыхисследованиях, проводимых бюро маркетинга отдела продаж автобусов, маркетинга ивнешних связей (далее по тексту бюро маркетинга). Данная справка готовится всоответствии с учетной политикой на предприятии — по «отгрузке», наосновании счетов-фактур.
Учет денежных поступлений.
Учет денежных поступлений осуществляется отделом сбытаежедневно, и заносится в компьютерную базу данных с указанием названияорганизации плательщика, суммы и даты поступления денежных средств на расчетныйсчет завода. Компьютерная распечатка поступления денежныхсредств (Приложение Д) подается ежедневно директору по маркетингу и сбыту.
Ежедневно отделом сбыта готовятся справки по остаткам готовойпродукции на складе завода (Приложение Е Приложение Ж). Справки предназначеныдля оперативного управления отгрузкой, реализацией, и производством продукциизавода и предоставляются начальникам ОП, ОС, ОПАМиВС, директору по маркетингу исбыту, директору по продажам и поставкам. На основании данной справкиеженедельно отдел продаж готовит справку для ОАО«ТФК КАМАЗ» по остаткам готовой автотехники на заводе (ПриложениеЗ).
В целях изучения и формирования спроса на продукцию завода,на основе данных маркетинговых исследований, ОП, ОС, ОПАМиВС осуществляетсярассылка коммерческих предложений. Коммерческие предложения готовятся в произвольнойформе в виде письма или телеграммы и рассылаются потенциальным покупателям попочте, телеграфу, электронной почте, факсу, и, кроме того, практикуются устныетелефонные переговоры.
Обзор рынка.
Под обзором рынка понимается сбор, сведение в систему ианализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря этомустановится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляютсясложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработкасбытовой политики на предстоящий период.
Бюро маркетинга готовит обзор и предоставляет начальникам ОП,ОС, ОПАМиВС, ПЭО, директору по маркетингу и сбыту, директору по продажам ипоставкам. На основании данного обзора готовятся предложения по определению оптимальнойцены на продукцию завода, также обзор используется при проведении анализарыночных цен и проведении маркетинговых исследований.
Подготовка прайс – листа.
Прайс-лист на продукцию завода (Приложение И) готовится бюромаркетинга совместно с планово – экономическим отделом ежемесячно, с учетоманализа рыночных цен, расчетно — минимальных затрат и на основании протоколасогласования цен на автотехнику и прицепную технику с ОАО «ТФККАМАЗ». Прайс – лист подписывается зам. директора по маркетингу и внешнимсвязям, согласовывается начальником планово – экономического отдела иутверждается генеральным директором.
Подготовка решения по скидкам.
В целях стимулирования спроса на продукцию завода иувеличения объемов реализации бюро маркетинга ежемесячно готовится«Решение по скидкам» (Приложение К). Решение по скидкам на продукциюзавода готовится на основании анализа рыночных цен, анализа объемов продаж(спроса) и шкалы скидок, существующей на ОАО «ТФК КАМАЗ».
Важным инструментом в решении задач стоящих перед управлениемсбыта является организация работы дилерской и агентской сети, т.к. дилеры иагенты связаны с заводом определенными обязательствами в рамках дилерского(агентского) соглашения. Выполнение условий дилерских и агентских соглашенийобеспечивает отдел продаж.
Дилерское соглашение (Приложение Л)заключается с юридическими лицами, на основании анализа документовпредставленным кандидатом на завод согласно установленного перечня (Приложение М),сроком до 1 года.
Агентское соглашение заключается как сюридическими, так и с физическими лицами на срок до 1 года (Приложение Н).Вознаграждение по агентскому соглашению заложено в цене реализуемой заводомагенту продукции.
Ежемесячно отделом продаж подводятся итогиработы дилеров и готовится соответствующая справка (за месяц и нарастающимитогом) (Приложение О), которая предоставляется директору по маркетингу исбыту. По истечении срока дилерского (агентского) соглашения руководствомзавода по итогам работы дилера (агента) принимается решение о продлении соглашения.
В свою очередь завод является дилером ОАО«КАМАЗ». Выполнение условий дилерского соглашения с ОАО«КАМАЗ» и подготовку дилерского отчета осуществляет отдел продаж.
Подготовка портфеля заказов, управление ассортиментом.
Ежемесячно, в срок до 20 числа, бюро маркетинга готовит ипредоставляет в производственно – диспетчерский отдел завода план продаж (ПриложениеП). Справка готовится на основе наработок по реализации отделов дирекции попродажам и поставкам, а также заявок ОАО «КАМАЗ», ОМТС, ОСМ, ОВК, ОГКи др. служб завода.
Одна из задач, стоящих перед отделамидирекции маркетинга и сбыта (ОП, ОС и ОПАМиВС) — реализация продукции,производимой заводом.
Работа по реализации продукции заводасостоит из следующих этапов:
- поискпокупателей, ведение предварительных переговоров;
- оформлениеконтракта (договора);
- оформлениедокументов на отпуск оплаченной продукции, таможенное оформление.
Работа по поиску покупателя, состоит изследующих этапов:
Определяется круг потенциальныхпокупателей (регионы, отрасли, конкретные предприятия) на основе данныхмаркетинговых исследований.
Готовится коммерческое предложение в формеписьма (телеграммы) которое содержит основные технические характеристикипредлагаемой продукции, цену, сроки и условия оплаты и поставки.
Рассылка коммерческого предложенияпроизводится письмом, телеграммой, по сети «Internet», по факсу, атакже путем устной передачи по телефону.
В случае положительной реакции какого-либопотенциального потребителя проводятся предварительные телефонные переговоры иобмен письмами (телеграммами) в которых уточняются основные моменты предстоящейсделки.
Оформление контракта (договора) проводитсяв соответствии с СТП 37.172.1.160.
Оформление документов на отпуск оплаченнойпродукции, таможенное оформление осуществляются в соответствии с СТП37.172.1.035 и СТП 37.172.1.061.
Оформленный контракт (договор)регистрируется в журналах регистрации договоров (Приложение Р):
- ОАОТД «НефАЗ» – в отделе продаж;
7Использование основных фондов и производственных мощностей7.1 Обеспеченность ресурсамиВ целях привлечения дополнительных денежныхсредств и целенаправленного использования финансовых ресурсов особое вниманиеруководство завода уделяет ускорению оборачиваемости запасов.
Для ускорения оборачиваемости запасов продолжается работа понаправлениям:
ü  Обеспечение жесткого нормирования запасовпо подразделениям в разрезе видов материальных ресурсов;
ü  Выявление залежалых ТМЦ, находящимися наскладах без движения более 1 года пришедших в негодность или подлежащихреализации запасов при проведении ежеквартальных инвентаризаций (контрольосуществляет центральная инвентаризационная комиссия ОАО «НефАЗ»);
ü  Утверждение для подразделений задания пореализации неликвидов и еженедельный контроль над выполнением;
ü  Предварительный и последующий контроль состороны юридической и экономических служб за проектами договоров;
ü  Синхронизация поставок ТМЦ напроизводство.
ü  Ежемесячный анализ объемов запасов искорости их оборота, оценка деятельности ответственных работников.
Результатом этих мероприятий ускорение оборачиваемостизапасов. На 01.09.2004 года длительность оборота запасов составляла 88 дней, ана 01.09.2005 г. – 83 дня.
Таблица №1- Состояние запасов (тыс. руб.)Наименование видов запасов
Код стр.
баланса Остатки на: Изменения 01.01.2002 г. 31.08.2002 г. Всего запасов 210 487 753 455 148 — 32 605 в том числе: -сырье и материалы 211 402 864 304 697 -98 167 -затраты в незавершённом производстве 213 43 344 40 947 -2 397 -готовая продукция и товары для перепродажи 214 37 082 88 139 +51 057 -товары отгруженные 215 -прочие 217 4 463 21 365 +16 902
В ОАО «НефАЗ» разработан и введен в действие стандартпредприятия СТП 37.172.1.067-2001 «СМК. Сырье, материалы, полуфабрикаты икомплектующие изделия. Выбор поставщиков». Для улучшения качества поставляемыхматериалов, снижения себестоимости выпускаемой продукции и урегулирования процессазакупок выбор поставщиков ведется с учетом следующих критериев:
ü  стратегическое значение поставщика;
ü  соответствие продукции установленнымстандартам;
ü  приоритетность закупок узаводов-изготовителей, минуя посредников;
ü  приемлемость цены, условия оплаты,готовность к возмещению потерь от брака;
ü  соблюдение договорных обязательств;
ü  место размещения предприятия, транспортныеусловия.
При поступлении на завод ТМЦ, металлы и комплектующие изделияпроходят входной контроль в соответствии с СТП 37.172.1.033-2001 «СМК. Входнойконтроль материалов и комплектующих изделий». В случаях возникновения спорныхвопросов по применению того или иного материала составляются карты разрешенияна использование ТМЦ с незначительными отклонениями.
Для обеспечения высокого качества материалов и комплектующихпланируется стимулировать поставщиков, обеспечивающих соответственное качествопродукции, путем закупки у них большего объема сырья, материалов напроизводственную программу, за счет уменьшения закупок у поставщиков, проявившихнедобросовестность.
Таблица №2 — Поставка материалов для выполнения производственнойпрограммы из следующих регионов страныРегион Наименование предприятия Материалы Свердловская обл. г. Первоуральск ЗАО ТО «Первоуральсктрубосталь» Трубы Калужская обл., г. Малоярославец ООО «Агрисовгаз» Профильные трубы Московская обл., г. Видное ООО «Русалюмстрой» Алюминиевый профиль Челябинская обл., г. Магнитогорск ЗАО «МагЧерМет» Листовой прокат Удмуртия, г. Ижевск ОАО «Ижсталь» Сорт. прокат, метизы Башкортостан, г. Белебей ОАО «Автонормаль» Метизы г. Киржач, пос. Красный Октябрь З-д «Автосвет» Электроосв. аппаратура г. Наб. Челны ТФК КАМАЗ Литье Пермская обл., Чусовой Чусовской металлургический з-д Рессоры г. Заинск ОАО «КАМАЗ-Автоагрегат» Кран управления, рычаги г. Москва ООО «Хелмос» ЛКМ Башкортостан, г. Салават ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» Сольвент, ЛКМ г. Ниж. Новгород «Оргсинтез» РТИ Башкортостан, г. Салават ООО «ТПК-Интеграл» ЛКМ г. Ярославль ОАО «ЯрНИИ ЛПК» ЛКМ г. Уфа ООО «Нугуш» Строительные материалы г. Нефтекамск НЗНО Кислород г. Уфа УЗЭМИК РТИ г. Уфа ООО «Ансар» РТИ г. Владимир ОАО НВП «Владипур» РТИ Белоруссия, г. Борисов З-д РТИ Профиля резиновые г. Асбест АО «Асбест» Асботехнические изделия г. Кирово-Чепецк Химкомбинат Хладон г. Переславль-Залесский ООО «Лит-Изоляция» Пенофоп г. Ижевск ООО «Союз-Бис» Пластмасс. профиля г. Ниж. Тагил ОАО «Уральская хим. компания Смолы г. Нефтекамск НЗЖБИ МУП СМТ БУЭС Цемент, бетон Башкортостан, п. Асян Арланский кирпичный завод Кирпич Башкортостан, п. Ник.-Березовка ООО «Гидровец» ПГС, песок, гравий г. Нефтекамск ОАО БНПС Бетон г. Нефтекамск НГДУ «Арланнефть» Строит. материалы г. Нефтекамск ЗАО ПО «Искож» Автолин, бархат г. Иваново ОАО «Искож» Теза, ВИК г. Оренбург Гелевый завод Гелий г. Уфа ОАО «Башкирнефтепродукт» Бензин, диз. топливо г. Нефтекамск ОАО «Газ-сервис» Пропан г. Соль-Илецк ОАО «Илецксоль» Соль г. Волгоград АО «Химпром» Хим. продукция Башкортостан, г. Уфа ЗАО «Стефан» С/одежда
Таблица №3 — Объёмы, поставщики и структура поставок материальныхресурсовНаименование Поставщики (кол-во) в 2003 г.
Закупки по годам,
млн. руб.
Доля закупок (%)
от общего объёма всего в том числе изготовитель посредник дилер 2001 2002 2003 2001 2002 2003
1. Объем закупок 205 172 24 9 830,4 894,2 1076,9 100 100 100 1.1. в Российской Федерации, в т.ч.: 197 164 24 9 819,0 867,6 1046,1 98,6 97,1 97,3 -комплектующие 70 57 7 6 229,6 301,2 379,6 27,6 33,7 35,3 -металлы 33 22 8 3 340,6 378,9 419,8 41,0 42,4 39,1 -материалы 94 85 9 248,8 187,5 246,7 30,0 21,0 23,0 1.1.1 в Республике Башкортостан, в т.ч.: 76 61 15 266,0 195,8 220,3 32,0 21,9 20,5 -комплектующие 13 9 4 31,3 42,7 46,8 3,8 4,8 4,4 -металлы 5 5 18,9 31,0 40,0 2,3 3,5 3,7 -материалы 58 52 6 215,8 122,1 133,5 26,0 13,7 12,4 1.2 в СНГ (без России), в т.ч.: 7 7 6,1 21,6 23,5 0,7 2,4 2,2 -комплектующие 6 6 4,8 19,6 21,4 0,6 2,2 2,0 -металлы 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -материалы 1 1 1,3 2,0 2,1 0,2 0,2 0,2 1.3 импорт (без СНГ), в т.ч.: 1 1 5,3 5,0 5,2 0,6 0,6 0,5 -комплектующие 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 -металлы 1 1 5,3 5,0 5,2 0,6 0,6 0,5 -материалы 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Объемметаллоотходов и металлолома черных и цветных металлов, образующихся в ходепроизводства, за 2002 года составит 8 090 тонн согласно имеющейсянормативно-технической документации.
За 9 месяцевкоммерческой службой завода реализовано 5 946,7 тонн металлолома иметаллоотходов, в т.ч.:
ü  отходы черного металла – 182,5 тонн;
ü  лом черного металла – 5 700 тонн;
ü  лом цветного металла – 64,2 тонн.
Образовавшиесяотходы используется в производстве: 85% отходов полиэтилена и полипропилена, 76% отходов АСБ пластика, 61% отходов полиамида. Отработанный уголь и отходыпенопласта полностью вновь используются в ходе производства.
Населению длясобственных нужд через заводской магазин «Отходы производства» реализуютсястроительные отходы: отходы фанеры и ДВПО, мебельные отходы и древесные опила.
- ОАО«НефАЗ» – в отделе сбыта.
8 Организация труда изаработной платы
 
8.1 Формы и методы работы с персоналом напредприятии
 
Инструментом реализации кадровой политики на 2008-2012 годыявляется развитие Комплексной системы управления персоналом по следующимнаправлениям:
1) оценка профессионального и интеллектуальногопотенциала руководителей и специалистов с целью оптимального использования ихделовых способностей (аттестация ИТР в 2009 г.);
2) приведениечисленности и профессионального состава персонала в точное соответствие спотребностями производства (оптимизация численности персонала);
3) подготовкарезерва руководящих кадров, коммерческая специализация резерва среднего звенауправления;
4) восполнениедефицита в высококвалифицированных рабочих кадрах и рабочих особо учитываемыхпрофессий за счёт:
ü выпускниковПТУ и технического колледжа;
ü подготовкив УКК высококвалифицированных специалистов и рабочих;
ü отборна рынке труда;
ü повышениеквалификации (подготовка, переподготовка) персонала, продолжение работы повнедрению системы непрерывного обучения персонала;
ü планированиеслужебной карьеры управленческого персонала на основе рекомендаций ОАО «КАМАЗ»;
ü укреплениетрудовой дисциплины;
ü решениесоциально-бытовых вопросов персонала, исходя из экономических возможностей;
ü работас профсоюзом и другими общественными формированиями граждан.
Увеличение объемов производства и номенклатуры выпускаемойпродукции дало возможность дополнительного укомплектования завода кадрами.
Общая численность работников на 25.03.2008г. составляет 12112человек, а промышленно-производственного персонала — 11 473человек, в том числе:
ü руководителейи специалистов – 2180 человек (19 процентов);
ü рабочих– 9 293 человек (81 процент).
(Для справки: из числа22 800 человек, работающих в промышленности города Нефтекамска, 40процентов заняты на нашем заводе).
Прирост численности с 2000 года составил более 7 000 человек.
При значительном увеличении выпуска продукции в 2008-2012годах дефицит в высококвалифицированных рабочих кадрах будет возрастать.
Дефицит в рабочих кадрах планируется восполнить за счёт ихподготовки в ПТУ, колледжах, техникумах, в УКК завода и за счёт приёма со стороны.
Дефицит некоторых категорий руководящих иинженерно-технических работников (менеджеры, специалисты по маркетингу,конструкторы, технологии) будет восполняться за счёт приёма наиболее грамотныхвыпускников ВУЗов, подготовки резерва на руководящие должности и, частично, засчёт вольного найма.
Средний возраст работающих на заводе 39 лет. Структуруперсонала по возрасту можно наблюдать в ниже приведенном рисунке.
/>
Важнейшим требованием к молодым и квалифицированнымработникам – постоянно обновлять и расширять свой свои знания. В 2006 году 1500работники завода будут вовлечены в разные системы обучения как на учебной базеОАО «НефаЗ», так и иногородних учебных заведениях.
Таблица № 4 Повышение квалификации, подготовка и переподготовкаперсонала ОАО «НефАЗ» в 2004-2005 гг.Показатели и период Всего в том числе РСиС рабочие план ожид. % план ожид. обуч. % план ожид. обуч. % Обучение персонала (человек) 2002 г. 1 220 1 516 124,3 350 452 129,1 870 1 064 122,9 2003 г. 1 255 - - 350 - - 905 - -  в том числе по базам обучения: отдел технического обучения ОАО «НефАЗ» 2002 г. 1 210 1 506 124,4 340 442 130,0 870 1 064 122,9 2003 г. 1 245 - - 340  - - 905 - - Иногородние учебные заведения 2002 г. 10 10 100 10 10 100 - - - 2003 г. 10 - - 10 - - - - - Всего затрат, (тыс. руб.) 2002 г. 2 292,5 2 365,3 103,2 2003 г. 2 500  х х

8.2 Социальная политика и основные показатели социальных программ
Социальная программа, разработанная и утвержденнаяруководством Общества, в числе наиболее важных задач предусматривает сохранениеимеющихся и создание новых рабочих мест, обеспечение социальной защиты членовколлектива в период экономических преобразований.
На социальные гарантии и льготы работникам завода,предусмотренные Коллективным договором ОАО «НефАЗ», в 2003 году ожидаетсяизрасходовать 3,6 млн. рублей.
         Работа по решению социально-бытовых проблемперсонала осуществляется в следующих направлениях:
ü  обеспечение медицинских, лечебно — профилактических услуг работникам;
ü  организация отдыха и санаторно-курортноголечения работников и членов их семей;
ü  решение жилищных вопросов;
ü  организация общественного питания ирозничной торговли;
ü  реализация программы адресной социальнойподдержки (пенсионеры, инвалиды, участники ВОВ).
В 1999-2001 гг. по итогам Всероссийского конкурса «Российскаяорганизация высокой социальной эффективности» коллектив акционерного обществаудостаивается Почетной грамоты Правительства Российской Федерации «Задостижения в организации социальной работы».
 
8.3 Применяемые системы оплаты труда
На предприятии труд работника оплачивается на основе трудовогодоговора, систем и положений об оплате труда, утвержденных по согласованию с профсоюзнымкомитетом, и согласно тарифному соглашению. Тарифное соглашение вводится в пределахутвержденного Советом директоров бизнес – плана.
Предприятие определяет формы и системы оплаты труда всех лиц,работающих в них. Заработки каждого члена трудового коллектива обусловливаютсяего трудовым вкладом и размером той части полученного дохода, которая направляетсяна оплату труда. Формы оплаты труда отличаются большим разнообразием. Широкоприменяются повременная (простая повременная, повременно — премиальная),сдельная (индивидуальная, коллективная), аккордная оплата труда.
На предприятии существует стимулирующие материальные доплаты,надбавки к зарплате, на которые работник имеет право
при:
ü выполнениеработ в условиях труда;
ü совмещениепрофессии и исполнения обязанностей временно отсутствующих работников;
ü работеза пределами нормальной продолжительности рабочего времени;
ü работев ночное время;
ü работев выходные и нерабочие, праздничные дни;
на:
ü премиии поощрительные выплаты (премия по итогам года, тринадцатая з/п);
ü ежегодныеотпускные;
ü оплатыучебных отпусков (предоставляется работникам обучающихся в образовательных учреждениях).
На предприятии действует положение о вознагражденииработников за многолетнюю плодотворную работу, активное участие в общественнойжизни коллектива и в связи с юбилейными датами.
За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительноститруда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу,новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются в следующем поощрении:
ü объявлениемблагодарности;
ü выдачаденежных премий;
ü награждениеценными подарками;
ü награждениепочетной грамотой завода, Почетной грамотой Республики Башкортостан;
ü присвоениев Книгу Почета и на Доску Почета;
ü присвоениепочетных званий:
— « Заслуженный работник завода»;
— «Лучший рабочий» (по своей профессии);
— «Лучший начальник подразделения»;
— «Лучший мастер»;
— «Лучший конструктор»;
— «Лучший технолог»;
Поощрения объявляются в приказе или распоряжении, доводятся досведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.
За особые трудовые заслуги работника представляются в установленномпорядке в вышестоящего органа к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетнымиграмотами, нагрудными значками, значками и к присвоению почетных званий лучшегоработника по данной профессии.
Ежегодно ко дню «машиностроителя» производитсяпремирование отдельных работников достигших наилучших производственныхпоказателей.
Кроме того, применяют поощрения через область социально-культурногои жилищно – бытового обслуживания (путевки в санаторий и дома отдыха, улучшенийжилищных условий и.т.п.)
На предприятии разрабатываются на основании отраслевых типовыхрекомендаций по моральному стимулированию рабочих, ИТР и служащих местные условияи положения по моральному стимулированию. Поощрения применяются администрацией совместноили по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия.
 
8.4 Соотношение темпов роста заработной платы ипроизводительности труда
 
Таблица № 5 Динамика и структура фонда заработнойоплаты труда и средней зарплаты в 2004-2005 гг.Наименование показателей 2003 год 2004 год ожид. 2005 год план в % к 2004 г. 1.Фонд заработной платы ППП 281 650 357 376 409 975 114,7 в т.ч. рабочие 201 258 244 095 296 944 121,6 ИТР и служащие 80 392 113 281 113 031 99,8 2.Выплаты из прибыли, входящие в ФЗП 6 317 8 649 8 850 102,3 в т.ч. рабочие 1 779 2 433 2 600 106,9 ИТР и служащие 4 538 6 216 6 250 100,5 Фонд заработной платы, всего (с учетом выплат из прибыли, входящими в ФЗП): 287 967 366 025 418 825 114,4 в т.ч. рабочие 203 037 246 528 299 544 121,5 ИТР и служащие 84 930 119 497 119 281 99,8
Таблица № 6 Динамика средней зарплаты
1 работника в 2004-2005 гг. (руб.)Наименование показателей 2003 год 2004 год ожид. 2005 год план в % к 2004 г. Средняя заработная плата ППП 3 735 4 553 5 061 111.1 в т.ч. рабочие 3 408 4 019 4 644 115,5 ИТР и служащие 4 919 6 378 6 845 107,3 Средняя заработная плата, всего (с учетом выплат из прибыли, входящими в ФЗП): 3 819 4 663 5 167 111,0 в т.ч. рабочие 3 438 4 059 4 644 114,4 ИТР и служащие 5 196 6 728 7 247 107,7
Таблица 7 Производительность трудаНаименование показателей 2003 год 2004 год ожид. 2005 год план в % к 2004 г. Объём товарной продукции тыс. руб. 2 244 900 2 566 879 2 354 629 91,7 Собственная продукция 1 355 724 1 594 000 1 959 853 123,0 Выработка на 1 работника ТП 357,3 392,4 348,8 88,9 Выработка на 1 работника собственного производства 215,8 243,7 290,3 119,1

9 Состояние финансов предприятия
По состоянию на 20.10.05 введенные годовые производственные мощностина ОАО “НефАЗ” составляют:
ü 40,0 тыс. автосамосвалов;
ü 60, тыс. вахтовых автобусов;
ü 8,0 тыс. автоцистерн.
В составе активной части основных фондов на балансе предприятиянаходится широкая гамма оборудования. Средний возраст оборудования завода составляет18 лет. Оборудование основного производства, имеющее “нулевую” остаточную стоимостьсоставляет 51 %. В первом полугодии 2002 года удалось существенно повысить коэффициентзагрузки оборудования.Коэффициент загрузки оборудования 2003 год 2004 год
По предприятию,
том числе
по КАС
по КВАиЦ
0,22
0,25
0,26
0,41
0,41
0,39
Завод располагает пластинчатыми механизированными конвейерами:
ü- конвейерпо сборке автосамосвалов на шасси КамАЗ, пропускная способность до 40,0 тыс. шт.в год длина конвейера — метров;
ü- конвейерпо сборке полуприцепов – цистерн и автоцистерн пропускная способность до 8,0 тыс.шт. в год, длина конвейера – 90 метров;
ü конвейер по сборке вахтовых автобусов на шассиУрал, КамАЗ, ГАЗ, пропускная способность до 6,0 тыс. шт. в год, длина – 84 метра.
Анализ финансовогосостояния начинается с общей оценки структуры средств хозяйствующего субъекта иисточников их формирования, изменения ее на конец года в сравнении с началом поданным баланса.

Таблица № 8Анализ динамики и структуры активов№ п/п Актив
Абсолютная сумма
тыс. руб. Удельный вес, % Изменение (+, — ) на н/г на к/г на н/г на к/г тыс. руб. уд. вес, % темп роста, % 1
Внеоборотные активы,
всего
в т.ч.: 637952 700770 52,8 46,6 +62,818 -6,2 +9,9 — основные средства 536000 548742 44,4 36,5 +12742 -7,9 +2,4 2
Оборотные активы,
всего
в т.ч.: 569455 802012 47,2 53,4 +232557 +6,2 +40,8 — запасы 419165 487753 34,7 32,5 +68558 -2,2 +16,4 — дебиторская задолженность 116510 233064 9,7 15,5 +116554 +5,8 100
-краткосрочные финансовые вложения
-НДС по приобретенным ценам
-
30208
-
72867
-
2,5
-
4,9
-
+42659
-
+2,4
-
141,2 -денежные средства 3572 8328 0,3 0,5 +4756 +0,2 133,1 Всего активы 1207407 1502782 100 100 +295375 - 24,5
Структурастоимости имущества дает общее представление о финансовом состояниипредприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношениезаемных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах.
В структурестоимости имущества отражается специфика деятельности предприятия. Из таблицывидно, на сколько увеличилось имущество предприятия +295375 тыс. руб. или на24,5%. У предприятия произошло резкое изменение структуры стоимости имуществапредприятия в сторону увеличения удельного веса в нем оборотных средств, но засчет роста дебиторской задолженности (100%) – это негативный момент.Положительным моментом следует отметить, что на конец года по сравнению сначалом года увеличились денежные средства (133,1%).
Таблица № 9 Анализ динамики и структуры пассивов№ п/п Пассив Абсолютная сумма, тыс.руб. Удельный вес,% Изменение (+,-) на н/г на к/г на н/г на к/г тыс.руб
уд.
вес,% темп роста,%
1
2
3
Капитал и резервы, всего
-уставный капитал
-добавочный капитал
-резервный капитал
-фонд накопления
-фонд социальной сферы
-нераспределенная прибыль
Долгосрочные пассивы
Краткосрочные пассивы,
всего
в т.ч.:
-займы и кредиты
-кредиторская задолженность
-доходы будущих периодов
-резервы предстоящих расходов
Всего пассивы
608582
5908
442263
886
13689
130150
15686
-
598825
61590
531851
-
5384
1207407
579314
5908
565296
886
-
-
7224
-
993468
152798
761051
7728
1891
1502782
50,4
0,5
36,6
0,1
1,1
10,8
1,3
49,6
5,1
4,1
-
0,5
100
38,6
0,4
37,7
0,1
-
-
0,5
61,4
10,2
50,6
0,5
0,1
100
-29268
-
+123033
-
-13689
-130150
-8462
+324643
+91208
+229200
7728
-3493
+295375
-11,8
-0,1
+1,1
-
-1,1
-10,8
-0,8
+11,8
+5,1
+6,5
+0,5
-0,4
-
-4,8
-
+27,8
-
-100
-100
-54
+54,2
148,1
43,1
-
-64,9
+24,5
Таким образом, изтаблицы видно в структуре пассивов увеличиваются краткосрочные обязательства наконец года по сравнению с началом года на 324643 тыс.руб., за счет увеличениязаймов и кредитов на 91208 тыс.руб. или на 148,1%, кредиторская задолженностьна 229200 тыс.руб. или на 43,1%. Недостатком в работе предприятия являетсяувеличение задолженности по оплате труда на 2948 тыс.руб., увеличениезадолженности поставщикам на 153484 тыс.руб. Положительным моментом являетсято, что уменьшилась задолженность перед государством, внебюджетными фондами на–28174 тыс.руб. и уменьшилась задолженность перед бюджетом –14347 тыс.руб.
Анализимущественного положения предприятия можно провести также с помощьювертикального и горизонтального анализа.
Аналитическийбаланс сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляетаналитик при ознакомлении с балансом. Схемой аналитического баланса охвачено многоважных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации.Это баланс включает показатели как горизонтального так и вертикального анализа.
Вертикальныйанализ показывает структуру средств экономического субъекта и их источников. Вертикальномуанализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо агрегированную отчетность.Непосредственно, например, из аналитического баланса – нетто можно получить рядважных характеристик имущественного и финансового состояния организации.
Горизонтальныйанализ дает характеристику изменений показателей отчетности за отчетный период илидинамику их изменений за ряд отчетных периодов.
Анализируя сравнительныйбаланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственногооборотного капитала в стоимости имущества, на соотношение темпов роста собственногои заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторскойзадолженности.
Вывод: как мывидим из таблицы за отчетный период имущество организации возросло на 295375 т.руб.,или на 24,5 %, в том числе за счет увеличения объема основного капитала – на 62818т.руб., или на на 21,3 % и прироста оборотного капитала – на 232537 т.руб., илина 78,7 %. Иначе говоря, за отчетный период в оборотные средства было вложено средствболее чем в два раза больше, чем в основной капитал. При этом материальные оборотныесредства увеличились на 111247 т.руб., а денежные средства и краткосрочные финансовыевложения увеличились на 4756 т.руб. Данные колонки 10 таблицы показывают, за счеткаких средств и в какой мере изменилась стоимость имущества организации.
Пассивная часть баланса характеризуетсяуменьшением удельного веса собственных источников средств, причем их доля в общемобъеме уменьшилась в течение года на 11,9 %. Структура заемных средств в течениегода претерпела ряд изменений. Так, доля кредиторской задолженности поставщиками др. увеличилась на 6, 6 %.
 

10 Маркетинг предприятия
Структуры организаций маркетинга на предприятие можнорассмотреть в схеме (Приложение С).
Рынок потребления продукции ОАО «НефАЗ» охватывает всю Россию ичасть стран СНГ
/>

Рис.1 Основные потребители и регионы сбыта товара
Основными потребителями продукции, основываясь на данных запериод с 2002 года до середины 2005 года, являются: (по группам продукции)
 
Самосвалы
ОТРАСЛЬ
% от общего объема продаж Металлургическая и угольная 25 Нефтегазоперерабатывающая 25 Строительная (вкл. дорожную) 30 Сельскохозяйственная 5 Прочие 15
 

Вахтовые автобусы
ОТРАСЛЬ
% от общего объема продаж Нефтегазодобывающая 60 Угольная 10 Организации, обслуживающие магистральные трубопроводы 15 Лесная и деревообрабатывающая 10 Прочие 5
Топливоперевозчики
ОТРАСЛЬ
% от общего объема продаж Нефтегазоперерабатывающая 60 Транспортная 20 Строительная 10 Прочие 10
Сельскохозяйственная техника
Регион
% от общего объема продаж Республика Башкортостан 70 Республика Удмуртия 10 Пермская область 10 Прочие 10 АВТОСАМОСВАЛЫ
Доли производства автосамосвалов класса КАМАЗ за 7 месяцев 2002года
/>
ü  РУП «МАЗ», Белоруссия, г. Минск
Самосвалы Минского автозавода хорошо известны в странах СНГ идовольно широко распространены. «МАЗ» был и остается одним из самых серьезныхконкурентов для ОАО «НефАЗ». У МАЗа развита дилерская сеть, охватывающаяпрактически все регионы. Особой популярностью пользуются автомобили маркиМАЗ-5551.
ü  «УралАЗ», г. Миасс, Челябинская область
Полноприводные автомобили «Урал» создавались для нуждвооруженных сил и имеют многочисленных ценителей в гражданских отраслях.Славятся своей уникальной проходимостью, приспособленностью к безгаражномухранению.
Самосвал с задней разгрузкой Урал-55571, грузоподъемностью 10тонн, высокой проходимости (6х6) применяется для отсыпки дорог, кустовыхоснований нефтегазодобычи, при строительстве сооружений в условияхслаборазвитой дорожной сети.
Завод отличает высокое качество и надежность, активная работас потребителем, сотрудничество с РАО «Газпром».
ü  «КрАЗ», Украина, г. Кременчуг
Отличительные черты КрАЗа:
— высокая удельная мощность автомобиля;
— относительно высокая надежность;
— наличие тяжелого шасси и тяжелого самосвала.
Создает представительства по продаже своих грузовиков встранах СНГ и ведет активную рекламу своей продукции.
ü  АМО «ЗИЛ», г. Москва
АМО «ЗИЛ» предлагает потребителю большую гамму самосвальнойтехники различной грузоподъемности.
При поддержке администрации г. Москвы ЗИЛ ориентируется нагородские, развозные и коммунальные автомобили. При этом отмененоналогообложение регистрации автомобиля ЗИЛ на территории Москвы и Московскойобласти.
Самосвальные установки для автомобилей «ЗИЛ» производит«Мытищинский машиностроительный завод» г. Мытищи.
ПАССАЖИРСКИЕ АВТОБУСЫ
Доли производства больших и особо больших автобусов за 7 месяцев2002 года
/>
ü  АО «ЛиАЗ», г. Ликино-Дулево.
Изготавливаеткрупными сериями автобусы большой вместимости, которые эксплуатируются во всехрегионах России, а также поставляются в страны СНГ. Конвейерное производствоосновной модели ЛиАЗ-5256 рассчитано на выпуск 5000 автобусов в год. Данныйавтобус отвечает всем современным требованиям. ЛиАЗ — широко известная ираспространенная марка автобуса, что делает его основным конкурентом.
ü  ОАО «ПАЗ», г. Павлово-на-Оке, Нижегородскаяобласть.
Павловскийзавод имеет 70-летний опыт производства автобусов. Является одним из крупнейшихпредприятий в России по производству автобусов, мощности завода составляют11 000 автобусов в год. Завод производит автобусы малого, среднего ибольшого класса.
ü  ОАО «ГолАЗ», г. Голицино, Московская область.
Голицынскийзавод является относительно молодым заводом, но вместе с тем, он оборудован попоследнему слову техники. На заводе выпускаются автобусы среднего и большого иособо большого класса. Автобусы комплектуются шасси, двигателем и другимиузлами фирмы Mercedes. Завод предоставляет 15-летнюю гарантию на автобусы.
ü  ОАО «Волжанин», г. Волжский, Волгоградская область.
Основноймоделью, представляющей продукцию этого завода, является Волжанин-52702,который эксплуатируется на городских и Волжанин 52701 на пригородных маршрутах.
ü  «МАЗ», Республика Беларусь, г. Минск.
ü  Большие городские автобусы МАЗ-103, МАЗ-104 соответствуютевропейским стандартам и приспособлены к местным условиям эксплуатации.Устанавливаются двигатели различных фирм: «Рено», «МАН», а также ярославскийдвигатель ЯМЗ-236.
ü  «МАРЗ», г. Мичуринск, Тамбовская область.
Базовыемодели: МАРЗ-52661 и МАРЗ-5266 городские автобусы большого класса вместимостью88 и 111 пассажиров. Показательно, что МАРЗ не только самостоятельно выпускаетнесколько модификаций автобусов, но и организовал автосборочное производствосвоих машин в Красноярске.
КомплектацияМАРЗов достаточно стандартна, двигатель ЯМЗ-236НЕ, коробка передач – ЯМЗ. Темне менее, преуспели и сейчас осваивают производство еще одной модели автобуса,вместимостью 120 чел.
ВАХТОВЫЕАВТОБУСЫ
Доли производствавахтовых автобусов за 7 месяцев 2002 года
/>
ü  УралАЗ», г. Миасс, Челябинская область.
Основныемодели: Урал-32551 и Урал-3255. Проектная мощность – 1000 вахтовых автобусов вгод. УралАЗ является нашим основным и серьезным конкурентом по выпуску вахтовыхавтобусов.
ü  «Курганский автобусный завод», г. Курган
Основнаямодель: КАВЗ-4224. КАВЗ производит вахтовые автобусы в основном на шасси Урал.Выпущены образцы новых моделей на шасси ЗИЛ. Новая модель имеет обозначениеКАВЗ-422990 с бензиновым двигателем и КАВЗ-422991 с дизельным двигателем.Прицепная техника
Доли производства транспортных прицепов за 7 месяцев 2002 года
/>
Сегодня нарынке прицепной автотехники работает около 50 предприятий с различными объемамипроизводства. Наиболее крупные из них «СЗАП», «КЗАП», «НефАЗ», «УАП», «САРМАТ»,«МТМ», «МАЗ» и другие.
Основныминашими конкурентами при этом являются «СЗАП» и «КЗАП», как наиболее близкие нампо номенклатуре, объемам и ценам.
ü «Автоприцеп КАМАЗ», г. Ставрополь. Занимается выпуском транспортных прицеповболее 40 наименований.
Основныемодели:
-  Прицеп СЗАП – 8357, г.п. 10 т.;
-  Прицеп-самосвал СЗАП – 8551, г.п. 7 т.;
-  Прицеп-самосвал СЗАП – 85431, г.п. 10 т.;
-  Полуприцеп СЗАП – 9327, г.п. 20 т., 12 м.
ü  «Красноярский завод автомобильныхприцепов», г.Сосновоборск, Красноярский край.
Занимаетсявыпуском транспортных прицепов и полуприцепов, всего более 30 наименований.
Основныемодели:
-  Прицеп-самосвал ГКБ – 8527, г.п. 7 т., в 2002 г. перевелипроизводство на изготовление прицепа-самосвала 85241, г.п. 11 т.;
-  Полуприцеп 9385, г.п. 20,5 т., 10 м.;
-  Полуприцеп 938503, г.п. 20,5 т., 12 м.
ü  «САРМАТ», Орский завод прицепнойтехники, Оренбургская область. Предприятие имеет очень большой номенклатурныйперечень, около 70 наименований, в том числе и тракторные прицепы.
ü  «УралАвтоПрицеп», Челябинский механический заводавтомобильных прицепов.
ü  Завод изготавливает широкую гамму прицепов, около 50 наименований.Одно из ведущих предприятий, производящих прицепную технику большойгрузоподъемности до 80 т. для перевозки строительных машин и другой техники.Особой конкуренции не составляет, в виду производства двух аналогичных моделей,объемы продаж которых весьма не значительны (4 единицы за 6 месяцев).
ü  «Могилевтрансмаш», г. Могилев и «МАЗ», г. Минск,Белоруссия.
ü  Заводы-изготовители находятся за пределами РФ, но имеют большой
Прицепы и полуприцепы для перевозкинефтепродуктов

Доли производства прицепов и полуприцепов для перевозкинефтепродуктов за 7 месяцев 2002 года
/>
Средипредприятий России — производителей прицепной автотехники можно выделитьследующих основных производителей: ОАО «ГРАЗ» Пензенская обл.; ОАО «КАПРИ»г. Санкт-Петербург; ОАО «НефАЗ»; ОАО «»ЭРМЗ» Тверская обл.; ОАО «САРМАТ»Оренбургская обл.; ОАО «БЕЦЕМА» Московская обл.
ü  По итогам 2001 г. ОАО «ГРАЗ»отгрузило порядка 40 единиц полуприцепной техники. Производство переведено навыпуск автоцистерн на шасси. ОАО «ГРАЗ» использует в производстве модели ссечением цистерны типа «чемодан», которое было выбрано не случайно: это снижаетцентр тяжести, следовательно, повышает устойчивость при движении техники. Априменение плосковогнутых днищ исключило плоские гидроудары при разгоне иторможении.
ü  ОАО «КАПРИ» изготавливает цистерны на импортнойподвеске, вся запорная арматура производства Германии, наружное покрытие — акриловое.
ü  ОАО «БЕЦЕМА» производит цистерны по голландскойтехнологии, работает с покупателями по определенной схеме: получают заявку — определяютцену.
ü  ОАО «САРМАТ» занимается выпуском топливоперевозчиковна базе прицепов и полуприцепов. Производственная мощность завода – до 20единиц. Завод имеет возможность изготавливать цистерны на любом из производимыхшасси, включая тракторные. Навесного оборудования не устанавливают.
ü ОАО «ЭРМЗ» производит цистерны для транспортировки нефтепродуктов(широкий номенклатурный ряд). Основными заводами-производителями прицепнойтехники для перевозки битума являются: ОАО «Кургандормаш» (г. Курган); ОАО «Дормаш»(г. Верхний Уфалей, Челябинская область); ОАО «Иркутский завод дорожных машин»(г. Иркутск); ОАО «Спецмаш» (г. Заречный Пензенской области); ОАО «ЭРМЗ»(г. Ржев Тверской области).
Стратегический подход ОАО «НефАЗ» к проблеме ценообразованиязависит от взаимоотношений с ОАО «КАМАЗ» в части производства и реализацииавтотехники на шасси КАМАЗ, а также сложившейся конъюнктуры на рынке прицепнойи полуприцепной техники и на рынке пассажирских автобусов.
Цены, сложившиеся на данный период времени на надстройки нашасси КАМАЗ (самосвальные установки, вахтовые салоны, корпуса цистерн)производства ОАО «НефАЗ», вполне конкурентоспособны и удовлетворяют игенерального заказчика — ОАО «КАМАЗ» и остальных потребителей. В 2003 году поданной группе продукции планируется проведение единой ценовой политики с ОАО«ТФК «КАМАЗ».
Цены на прицепную технику (бортовую и цистерны) производстваОАО «НефАЗ» сопоставимы с ценами заводов – основных производителей поаналогичной продукции. Стратегическая задача на 2003 год состоит в том, чтобысохранить сложивший паритет цен на прицепную и полуприцепную технику.
Цены напассажирские автобусы будут формироваться исходя из задачи внедрения на рынокэтой техники в условиях жесткой конкуренции со стороны уже существующихпроизводителей автобусов аналогичного класса («РусАвтоПром», «МАРЗ»,«Волжанин»).

11 Менеджмент
Высшим органом управления ОАО«НЕФАЗ» является общее собрание акционеров.
Руководствотекущей деятельностью и выполнением решений, принимаемых Общим собраниемакционеров и Советом директоров ОАО «НЕФАЗ», осуществляется коллегиальнымисполнительным органом – Правлением и единоличным исполнительным органом–Генеральным директором. Функции исполнительного единоличного органаосуществляет генеральный директор ОАО «НЕФАЗ» Маликов Раиф Салихович.
В течение 2000г. велась работа по размещению облигаций, конвертируемыхв акции, начатая в соответствии с Указом Президента РБ № 232-УП от 19 апреля1999 года «О мерах по финансовому оздоровлению ОАО «НефАЗ» и решениями собранияакционеров от 28 апреля 2000 года.
Согласно отчета Свердловского регионального отделения ФКЦБ Россииоб итогах выпуска облигаций, зарегистрированного 12 июля 2000 года и отчета обитогах выпуска акций –6 октября 2000 года, было выпущено и размещено 1 383 223обыкновенных акций. В результате уставный капитал на 01.01.2002 г составляет 5907 571 рубль.
Таблица №10 — Наиболее крупные акционеры
ОАО «НЕФАЗ» на 2004 годНаименование акционера Доля в уставном капитале, % 1. ОАО «КАМАЗ» 35,22 2. Госкомсобственность РБ 27,28 3. г. Нефтекамск в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью 11.5 4.ООО «Элифилд» 3,0
Из таблицы видно что наиболее крупным держателемакций ОАО НЕФАЗ является предприятие ОАО КАМАЗ находящееся в республикеТатарстан, и то что оно может оказать влияние на предприятие ОАО НЕФАЗ, котороев свою очередь может влиять на ОАО КАМАЗ.
 
11.1 Практикуемые в организации стили руководства
 
На заводе применяется линейно – функциональная структурауправления. Уровнями управления выступают:
1. инструкционныйуровень (генеральный директор). Деятельность руководителя обусловлена целями истроениями развития предприятия.
2. управленческиеуровень, объединяет руководителей определенного звена и их аппарата (менеджер).
3. производственнотехнически уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящиеся непосредственно над рабочими (мастера участка).
Учет зрелости и готовности исполнителя
Подчиненный – это должностные лица, находящиеся в подчиненийстарших по должности.
 
11.2 Используемы методы оценки трудового вклада иаттестация работников
Оценка степени эффективности каждого работника – обязательныйэлемент системы контроля предприятия. На автозаводе оценка деятельности трудаведет к таким реакциям как:
ü повышениепо службе;
ü направлениена обучения, повышение квалификации;
ü поощрение;
ü наказание;
ü понижениепо службе;
ü прекращениетрудового договора.
Оценка на «НефаЗе» осуществляется с частотой – два раза вгод, на данном предприятии используется балльная оценка труда, используюттермин «аттестация работников».
Аттестация проходит следующим образом:
1) аттестационнаякомиссия назначает день и час аттестации;
2) вназначенный день руководитель аттестационный комиссии (в комиссию входят 6 – 7человек), выдает бланки, где приводится перечень вопросов, на которые следуетответить (либо письменно, либо устно);
3) послепроверки вопросов комиссия устанавливают соответствие занимаемой должностиработником.
При аттестации работников на предприятии используютсяспециально разработанные отделом обучения перечень вопросов.
 
11.3 Организация повышение квалификации персоналана предприятии и за его пределами
Организации необходимы различные методы повышенияквалификации:
ü приобретениеновых знаний, умений, навыков;
ü передачаболее эффективного опыта работы;
ü восполнениенеобходимых для выполнение профессиональных обязанностей на рабочем местеотсутствующих знаний, умений. навыков из-за пробелов в образовании.
Недостатки существуют в подготовке любого специалиста.
Для организации повышения квалификации отделу подготовки ипереподготовки кадров необходимо выяснить отсутствующие знания. Для этогодостаточно провести соответствующую аттестацию.
Те работники, которые не прошли проверку на проф. пригодностьнаправляются на курсы повышения квалификации (Приложение Т), в отделеобучения, который расположен на предприятии.
Данным отделом разработаны определенные программы, которыепозволяют переквалифицироваться обучаться передовым методам работы. Приподготовке особое внимание уделяется непрерывному обучению молодыхруководителей. В связи с освоением новых моделей выпускаемой продукции иосвоение новых прогрессивных методов работы, предприятие направляет ведущихспециалистов за рубеж, чаще всего в Голландию на завод автомобильногопроизводства «VDL», где работников готовят по нескольким специальностям.
 
11.4Способы повышение мотивированности персонала
Длятого чтобы все задачи поставленные перед предприятием были достигнуты, недостаточно только набора квалификационных кадров. Необходимо так организоватьтруд для того чтоб каждый работник прилагал максимум усилий для выполненияпоставленных задач, не зависимо от своих личных проблем. Главное значение дляруководителей любого уровня – обеспечить исполнение работы, чтобы достичьпоставленных целей. Основным способом, который используется для мотивациитруда, для привлечения человека к активной деятельности, являетсявознаграждение. В связи с этим на автозаводе издаются приказы о размере доплатыосновным рабочим.
Атак же существуют статьи оплаты за сверхурочные работы, оплачивается отпроработанного времени или выработки, а так же по желанию работникасверхурочная работа может компенсироваться дополнительным временем отдыха.Работа в выходные дни и праздники оплачивается в двойном размере.

12 Выводыи предложения
Выгодноегеографическое положение, в котором находится ОАО «НефАЗ» позволяетохватывать рынки Приволжского, Уральского и Сибирского округов, где практическиотсутствует конкуренция со стороны других производителей. Однакоувеличивающаяся разница между минимальными ценами продаж завода и конкурентовне позволяют расширять рынки сбыта в Южном, Северо-Западном и Центральномокругах, а также существует угроза перетока дилеров ОАО «НефАЗ» натехнику других заводов, поскольку есть возможность экономии на доставке приприобретении 3-х и более единиц. Для сохранения существующих объемов реализациипревышение минимальной цены на продукцию производства ОАО «НеФАЗ», над другимипроизводителями, должно быть не более 10 тыс. руб., вследствие чего необходимпоиск резервов снижения прямых затрат. При несоблюдении этого условия возможендальнейший спад объемов реализации с разделением доли предприятия междуконкурентами.
Дальнейшаяперспектива производства новых более модернизированных моделей техники в светевступления России в ВТО, возможна лишь при условии проведения технологическойподготовки производства, вариант, применяемый ОАО «НефАЗ» ранее, уже не пройдетпо причине того, что изделие будет иметь высокую себестоимость и относительнонизкое качество.
Дляувеличения реализации новых моделей необходима широкая рекламная кампаниявключая публикации в средствах массовой информации, а также более активноеучастие в специализированных выставках.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Женские судьбы в романе МАШолохова Тихий Дон
Реферат Достоевский и Гоголь О повести Дядюшкин сон
Реферат Органы управления связью. Особенности дел об административных правонарушениях
Реферат Анализ эпизода Чичиков у Манилова Мертвые души
Реферат Державне втручання в економіку
Реферат Афанасий Фет - поэт и человек
Реферат Food Stamps Essay Research Paper while others
Реферат Анализ сказки Дикий помещик Салтыкова-Щедрина
Реферат АС Пушкин как исследователь в работе над Историей Пугачёвского бунта
Реферат Василь Барка Укр.
Реферат Анализ рассказа В В Набокова Круг
Реферат Використання штампів, кліше, стандартів в українській мові
Реферат Вивчення творчості С Жадана в школі
Реферат Английский язык для студентов университетов. Чтение, письменная и устная практика
Реферат Налоговые проверки и производство по делу о налоговом правонарушении