Реферат по предмету "Экономика"


Анализ финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия СПК "Звениговский"

/>/>/>/>/>/>/>Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗАФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1. Рольприбыли в условиях развития предпринимательства
1.2. ПОРЯДОКФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.3. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2. Общая характеристикапредприятия и анализ основных технико-экономическихпоказателей его работы
2.1. Общие сведения опредприятии
2.2. Анализ показателейпроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия
3. Анализ финансовыхрезультатов деятельности СПК «Звениговский»
3.1. АНАЛИЗСОСТАВА И ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.2. Анализ рентабельности
3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНАПРАВЛЕНИЙ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Заключение
Список использованнойлитературы
/>/>/>/>/>/> 

Введение
Финансовый результат — главный критерий оценки деятельности длябольшинства предприятий. Однако так же, как множественны цели и задачипредприятия, существуют и различные методики определения финансовыхрезультатов.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммойполученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают,главным образом, от реализации продукции, а также от других видов деятельности.
Прибыль и рентабельностьявляются наиболее важными финансовыми показателями. Прибыль является не толькообобщающим стоимостным показателем, характеризующим результатыфинансово-хозяйственной деятельности фирмы, но и реальным источником денежныхнакоплений. Она создает определенные гарантии для дальнейшего существованияпредприятия, так как именно накопления прибыли помогают преодолеватьпоследствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке.
Анализ финансовых результатов основывается на данных финансовой отчетности,которая является по существу «лицом» предприятия. Она представляет собойсистему обобщенных показателей, которые характеризуют итогифинансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные финансовой отчетностислужат основными источниками информации для анализа финансовых результатовпредприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализироватьобеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность ихразмещения и использования. Оценка этих показателей нужна для эффективногоуправления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование,контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.
В рыночных условияхпроведение качественного анализа финансовых результатов имеет важное значениедля управления финансами предприятия.
Основные задачи анализа финансовых результатов, по общему мнению, состоятв оценке динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период,в изучении источников и структуры балансовой прибыли, в выявлении резервовповышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли, расходуемой навыплату дивидендов, в определении потенциала повышения различных показателейрентабельности.
Главнаяцель курсового проекта – проанализировать финансовые результаты сельскохозяйственногопредприятия СПК «Звениговский», выявить основные проблемы финансовойдеятельности и дать рекомендации по улучшению финансовых показателей.
Основными задачами работыявляются:
изучение теоретическихоснов проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
технико-экономическаяхарактеристика СПК «Звениговский»;
анализ конечныхфинансовых результатов деятельности СПК«Звениговский» за 2003-2005 гг.;
разработка предложений поувеличению суммы прибыли.
В качествеинформационно-аналитической базы использовались документыбухгалтерско-финансовой отчетности СПК«Звениговский» за 2003-2005 года деятельности предприятия. Данныебухгалтерской отчетности за 2006 год предприятие не выдало.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>1.Теоретические аспекты анализа финансовых результатов
 
/>/>/>/>/>1.1. Роль прибыли в условиях развитияпредпринимательства
Прибыль применяется вкачестве расчетно-аналитического показателя в целях углубленного анализа эффективностиработы организации ее подразделений. Она составляет основу экономическогоразвития предприятия. Получение прибыли – главная цель деятельности любогопредприятия.
Рост прибыли создаетфинансовую основу для самофинансирования, осуществления расширенноговоспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальныхпотребностей трудовых коллективов. В практике хозяйственной деятельностиприменяются различные показатели прибыли (балансовая, прибыль от реализации,чистая).
Прибыль как главный результат предпринимательской деятельностиобеспечивает потребности предприятия и государства в целом. Поэтому преждевсего важно определить состав прибыли предприятия.
Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. Навеличину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и независящих от предпринимательской деятельности.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий,являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями;снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшение ассортимента;повышение эффективности использования производственных фондов; ростпроизводительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся:изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию; влияниеприродных, географических, транспортных и технических условий на производство иреализацию продукции и др.
Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыльпредприятий.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов дея-тельности.Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции,исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции(работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат напроизводство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализациитоварной продукции — основная часть валовой прибыли. Во-вторых, в составваловой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услугнетоварного характера, т.е. прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств,автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансеосновного предприятия.
В состав валовой прибыли входит также прибыль от реализации основныхфондов и другого имущества.
Наконец, в составе валовой прибыли отражаются внереализационные доходы ирасходы, т.е. результаты внереализационных операций.
В связи с тем что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятияполучают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно бытьуделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие отдеятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализациипродукции.
Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыливключается, как отмечено ранее, прибыль от реализации прочей продукции и услугнетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентовваловой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными иотрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговыхорганизаций, находящихся на балансе предпри-ятия, могут иметь от реализациисвоей продукции, работ, услуг не только при-быль, но и убытки, чтосоответственно отразится на объеме валовой прибыли.
Последним элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы ирасходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством иреализацией продукции.
В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы(расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходыот сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другимценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченныхэкономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.). В тех случаях, когдасуммы санкций вносятся в бюджет, они не включаются в состав расходов отвнереализационных операций и возмещаются за счет прибыли, остающейся враспоряжении предприятия. Могут иметь место и другие внереализационные доходы(расходы), не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).Так, учитываются курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям виностранной валюте.
Итак, анализ состава валовой прибыли предприятия показал ведущее значениеприбыли от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую рольприбыли от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другогоимущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значениевнереализационных доходов и расходов.
/>/> 
/>/>/>1.2. Порядок формирования финансовых результатов на предприятии
Основными задачамианализа финансовых результатов деятельности являются:
— систематическийконтроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
— определениевлияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
— выявлениерезервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
— оценка работыпредприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
— разработкамероприятий по использованию выявленных резервов.
Решение этих задачдостигается с помощью ряда аналитических действий. В их составе:
— оценка выявленияплана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств,направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики; общая оценкавыполнения плана по балансовой прибыли, изучение ее динамики по сравнению с соответствующимбазовым периодом, рассмотрение ее структуры; определение выявления отдельныхфакторов на прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
— рассмотрениесостава внереализационных доходов, оставляемых в распоряжении предприятия, ирасходов и потерь, возмещаемых за счет балансовой прибыли;
— определениевлияния внереализационных доходов и потерь на балансовую прибыль; выявление факторов,влияющих на рентабельность продукции и производства;
выявлениерезервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплатудивидендов, устранение внереализационных потерь и расходов;
— выявлениерезервов повышения рентабельности.
Финансовыйрезультат — главный критерий оценки деятельности для большинства предприятия.Однако так же, как множественные цели и задачи предприятия, существуют иразличные методики определения финансовых результатов. Кроме того, здесьследует вспомнить о различных интересах партнерских групп предприятия. B связи с этим, анализфинансовых результатов представляет собой едва ли не ключевую проблему анализафинансово-хозяйственной деятельности.
Финансовыерезультаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли иуровнем рентабельности.
Прибыльпредприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от другихвидов деятельности (сдача в аренду основных средств, коммерческая деятельностьна финансовых и валютных биржах).
Объемреализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят отпроизводственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельностипредприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороныхозяйствования.
Финансовыерезультаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных иотносительных показателей. К абсолютным относятся прибыль (убыток от прочейреализации, доходы и расходы от внереализационных операций, балансовая(валовая) прибыль, чистая прибыль.
К числуотносительных показателей принадлежат различные соотношения прибыли и затрат(или вложенного капитала — собственного, заемного и т.д.). Важное место срединих занимают показатели рентабельности. Их экономический смысл состоит в том,что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала(собственного или заемного), вложенного в предприятие.
Выручка отреализации (валовой доход) представляет собой общий финансовый результат отреализации продукции (работ, услуг). Она включает в себя доходы от реализацииготовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг,покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных,научно-исследовательских работ, услуг по перевозке грузов и пассажиров напредприятиях транспорта и т.п.
Выручка отреализации может быть определена по моменту поступления денег на расчетный счетили в кассу. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счетапредприятия или кассовыми документами, на основании которых зачисляютсяналичные денежные средства.
Предприятиямогут также определять выручку от реализации и финансовый результат по моментуотгрузки продукции (выполнения работ, услуг), что оформляется соответствующимидокументами об отгрузке.
Даннаяструктура прибыли представлена на рис. 1.
/>
Рис. 1.Структура финансового результата
Разница междувыручкой от реализации продукции (работ, услуг), исключая налоги на добавленнуюстоимость, акцизы, и затратами на производство реализованной продукции (работ,услуг) называется валовой прибылью от реализации.
Общийфинансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату называют балансовойприбылью. Его получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всехубытков от основной и не основной деятельности предприятия.
В балансовуюприбыль включают прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг,товаров, материальных оборотных средств и других активов. К ней относят такжеприбыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств, доходы ипотери от валютных курсовых разниц, доходы от ценных бумаг и другихдолгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество другихпредприятий, расходы и потери, связанные с финансовыми операциями,внереализационные доходы (потери). Балансовая прибыль за вычетом налогов(обязательных платежей) называется чистой прибылью.
В процессе экономическогоанализа используются следующие показатели прибыли.
Маржинальнаяприбыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственнымизатратами по реализованной продукции.
Прибыль отреализации продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммоймаржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода.
Балансовая(валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работи услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности,внереализационные доходы и расходы.
Налогооблагаемаяприбыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемойналогом на доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии сналоговым законодательством.
Чистая(нераспределенная) прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжениипредприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочихобязательных отчислений.
Механизмформирования данных показателей представлен на рис. 2.
/>
Рис. 2.Модель формирования показателей прибыли
Анализваловой прибыли начинают с исследования ее динамики как по общей сумме, так и вразмере составляющих ее элементов. Это так называемый горизонтальный анализ. Вэтом случае каждая позиция отчетности сравнивается с аналогичным показателембазового периода. Затем проводят вертикальный анализ, который выявляетструктурные изменения в составе валовой прибыли и влияние каждой позицииотчетности на результат в целом.
При общейоценке динамики балансовой прибыли сравнивают ее сумму, полученную в отчетномпериоде, с балансовой прибылью за соответствующий базовый период и находятабсолютное отклонение.
Сравнениетемпов изменения таких составляющих элементов балансовой прибыли, как прибыльот реализации продукции, прибыль от финансово -хозяйственной деятельностипредставляется весьма важным. Оно позволяет определить факторы, оказавшиебольшее или меньшее влияние на конечный финансовый результат — балансовуюприбыль.
Чтобыпрогнозировать размеры прибыли, управлять ею, необходим объективный системныйанализ формирования, распределения и использования прибыли с целью выявитьрезервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешнихпартнерских групп, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальныхвозможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличиваетразмеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровьепредприятия.
/>/>1.3.Основные факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности предприятия
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятийпредставляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами напроизводство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственныхопераций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многихкомпонентов как с положительным, так и отрицательным знаком. Ведущее значениеприбыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельностипредприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующейроли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладаетстремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда вущерб производственному и социальному развитию коллектива.
Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е.образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путемизменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересахпотребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спроспродукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и болеедорогой высокорентабельной продукции.
В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен напродукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличенияфонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, необеспеченной товарными ресурсами. Отсюда — дальнейший рост цен, инфляции, аследовательно, эмиссии денег.
Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегдаобъективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовыхдостижений коллектива.
Для реальной оценки уровня прибыльности предприятия можно воспользоватьсяметодами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Этиметоды могут быть на вооружении налоговых органов, кредитных и финансовыхучреждений, органов контроля, арбитража и других, т.е. тех звеньев, которыевзаимодействуют с данным хозяйствующим субъектом.
Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определеннойпоследовательности. Прежде всего, валовую прибыль анализируют по ее составнымэлементам, главным из которых является прибыль от реализации товарнойпродукции. Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпускатоварной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико-экономическихфакторов снижения (повышения) затрат на денежную единицу товарной продукции.Кроме того, анализируются изменение объема и структуры реализации, изменениеуровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенное сырье,материалы, топливо, энергию и другие затраты. Сопоставляется уровеньматериальных затрат и затрат на оплату труда.
Под факторным анализомпонимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействияфакторов на величину результативных показателей. В факторном анализеиспользуются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль отреализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовыерезультаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистаяприбыль (рис. 3).
Основную часть прибылипредприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализаизучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции иопределяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции вцелом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровнясоподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры, себестоимости иуровня среднереализационных цен.

/>

/>/>/>/>Рис. 3. Блок-схема факторного анализаприбыли
Объем реализациипродукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на суммуприбыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит кпропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, топри увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменения прибыли отреализации продукции по каждому фактору, которые рассматривались выше.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции,является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объемреализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, инаоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямопропорциональная.
Падение объема производства при нынешних экономических условиях, несчитая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежновлечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о. необходимости принятия неотложныхмер по обеспечению роста объема производства продукции на основе техническогоего обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь,совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будетспособствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, роступрибыли.
Не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализациитоварной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции.
Связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем нижесебестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство иреализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор находится подвоздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимостидолжны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработатьмероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции,а следовательно, увеличению прибыли.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия отреализации продукции, служат применяемые цены. Свободные цены в условиях ихлиберализации устанавливаются предприятиями в зависимости отконкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичнойпродукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию вопределенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Кромеотмеченных факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияютизменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля болеерентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полнойсебестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие.Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.
Таким образом, рассмотренные основные факторы, воздействующие на объемприбыли от реализации товарной продукции как в сторону увеличения, так иуменьшения, должны явиться предметом тщательного анализа.
На прибыль, остающуюся враспоряжении предприятия кроме факторов, под влиянием которых она формируется,влияют и те факторы, действие которых обусловлено порядком их распределения.
Распределение прибылидолжно способствовать развитию инициативы трудовых коллективов и повышению ихзаинтересованности в выполнении напряженных производственных программ иизыскании резервов повышения эффективности производства.
/>/>/>/> 

2. Общаяхарактеристика предприятия и анализ основныхтехнико-экономическихпоказателей его работы
 
2.1. Общие сведения о предприятии
СПК«Звениговский» является коммерческой организацией, предметом деятельностикоторой является извлечение прибыли из производства и переработкисельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения материальных и иныхпотребностей членов кооператива, обеспечение продуктами питания,сельскохозяйственным сырьем.
Предприятиеосуществляет следующие виды деятельности:
— производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
— оптовая и розничная торговля сельскохозяйственной продукции;
— законченный цикл производства мяса: свиноводство и разведение КРС;
— производство мяса и мясных продуктов;
— производство готовых кормов для животных;
— оказание посреднических услуг и др.
Вапреле 2003 года была проведена реорганизация сельскохозяйственногопредприятия. МУП совхоз «Звениговский» преобразован в сельскохозяйственныйпроизводственный кооператив «Звениговский», что создало новые стимулы ивозможности для дальнейшего развития хозяйства.
Уставныйкапитал образован из вкладов членов кооператива в равных долях и полностьюоплачен.
Основнойотраслью предприятия остается свиноводство. На основе этой деятельности развитопроизводство вареных и полукопченых колбас до 70 наименований. Имеется дойноестадо, на основе чего в 2001 году стали выпускаться продукты на молочнойоснове: молоко, кефир, ряженка, масло, творог. СПК «Звениговский» занимаетсятакже производством растениеводческой продукции и обеспечивает собственнымикормами крупный рогатый скот и свиней. Для того, чтобы иметь крепкую кормовуюбазу в части обеспечения концентрированными кормами арендует земли в РеспубликеТатарстан.
Миссия СПК «Звениговский»- производство и реализация качественной продукции животноводства с цельюудовлетворения потребности в этой продукции населения и организаций, учитываяих требования к качеству и экологичности товара и установление надежных деловыхдлительных связей со всеми контрагентами рынка, что позволяет предприятиюдинамично развиваться и оставаться финансово независимым и устойчивым, такимобразом, обеспечивая справедливую максимальную прибыль участникам СПК «Звениговский»и справедливое отношение к сотрудникам предприятия, а также оказывать прямую икосвенную финансовую поддержку Звениговскому району, тесно сотрудничать сместными властями, решать общие, социальные и экологические проблемы.
Продукцияпредприятия отмечена дипломами и медалями российских выставок, получила высокоемеждународное признание. Главная задача СПК «Звениговский» — производитькачественную и прибыльную продукцию.
В тяжелых рыночныхусловиях, при постоянной нехватке сырья и денежных средств СПК «Звениговский»имеет постоянных клиентов в республике и ищет их за ее пределами (рис. 4).

/>Рис. 4. Структура сбыта порегионам России в 2005 году
Если в 2003 году объемыпродаж за пределы Республики Марий Эл составляли 56,2%, то в 2005 году — 69,1%.Это связано с выходом на новые регионы. То есть СПК «Звениговский» следуеториентироваться на те регионы, где наибольшие объемы реализации.
Продукцию СПК «Звениговский»можно встретить в Чебоксарах и Новочебоксарске, Казани, Нижнем Новгороде,Набережных Челнах, Кирове и Сыктывкаре. Благодаря разработанному графикупоставок в соседние регионы не возникает больших проблем в работе экспедиции.
Клиентов привлекаетвысокое качество продукции, ее широкий ассортимент, гарантия свежести иприемлемые отпускные цены.
Максимальный объем продажосновных видов мясной продукции приходится на республику Чувашия и Татарстан. В2005 году в этом направлении было реализовано 40% от объемов реализации запределами Республики Марий Эл. Также основными направлениями вывоза продукцииявляются республика Коми, города Киров, Нижний Новгород, Самара, Москва. Напредприятии ведется постоянная работа по расширению географии реализациипродукции.
В настоящее время длясохранения и роста объема продаж и рыночной доли в отрасли СПК «Звениговский» целесообразнообслуживать все возможные сегменты рынка сосредоточив основные усилия напостоянных и потенциальных потребителях.
СПК «Звениговский»занимает более предпочтительные позиции по сравнению с конкурентами, однакоуступает им в некоторых вопросах организации и управления, маркетинговыхисследованиях, подготовке персонала.
У СПК «Звениговский»имеются резервы повышения конкурентоспособности продукции. Это контроль закачеством используемых продуктов; ускорение процесса производства; контрольиздержек обращения, снижение себестоимости продукции.
Основную угрозу дляпредприятия сегодня представляет высокий уровень конкуренции, поэтомунеобходимо принять все меры для ее устранения:
— стараться удерживатьцены на уровне более низком, чем у конкурентов, но не забывая о достойномкачестве;
— обеспечить предприятиерекламой, чтобы потенциальные потребители имели представление о предприятии;
— расширять ассортиментпродукции.
Такие угрозы, как низкийуровень образования и повышение цен должны постоянно отслеживаться со стороныпредприятия, но не стоит задача ее первостепенного устранения.
Несмотря на тяжелейшиеэкономические условия в республике, всеобщий спад производства, предприятиепродолжает работать прибыльно, в то время, как многие другие предприятия давностоят или работают не первый год с убытком. Хотя 2005 год завершен неплохо,несмотря на кризис и нестабильную экономическую ситуацию в стране, передпредприятием стоят следующие проблемы:
— недостаток мясного сырьяв Республике Марий Эл и высокий уровень закупочных цен на него;
— рост цен на сырье ивспомогательные материалы, закупаемые за пределами Республики Марий Эл;
— конкуренция со стороныдругих товаропроизводителей, имеющих низкий уровень затрат на производство исоответственно более дешевую готовую продукцию;
— недостаток оборотныхсредств для расчетов с поставщиками сырья на условиях предоплаты; низкаяплатежеспособность основных потребителей.
Это привело кфактическому снижению объемов реализаций продукции внутри Республики Марий Эл,но в то же время вызвало увеличение спроса на местную продукцию со стороныпотребителей из за пределов республики.
2.2. Анализ показателей производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия
Основнымвидом деятельности СПК«Звениговский» является производство мяса и молока.Работа СПК «Звениговский» характеризуетсяданными, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Производствопродукции сельского хозяйстваНаименование 2003 г. 2004 г. 2005 г. План, т. Факт, т. План, т. Факт, т. План, т. Факт, т. Зерно 11652 9602 3245 2249 1167 203 Силос 5390 1983 12000 1285 - - Сенаж - - 5147 1845 5700 6864 Сено 1205 607 1500 1350 1200 795 Молоко 2160 2513 2600 2448 2716 3107 Мясо КРС выращивание 749 704 790 812 1544 1033 Мясо свиней выращивание 3832 4480 4593 4579 5152 6143

В хозяйствеотмечено снижение производства зерна и сена, увеличение производства молока имяса КРС.
Таблица 2
Реализацияпродукции сельского хозяйства за 2003-2005 гг.Наименование
2003 год,
Факт т. 2004 год 2005 год План, т. Факт, т. План, т. Факт, т. Молоко 2323 2501 2249 2540 2849 Мясо КРС 695 739 703 1280 922 Мясо свиней 4149 4500 4302 5134 5840
Основные показатели,характеризующие производственный потенциал СПК«Звениговский», представлены в табл. 3.
Таблица 3
Анализ результатовпроизводственной деятельности СПК«Звениговский»Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. Среднегодовой темп роста, %
1. Поголовье
— КРС
— свиней
2113
28337
2822
32849
3491
44105
128,5
124,8 2. Произведено мяса, тонн 5184 5391 7176 138,4 3. Надой на 1 фуражную корову, кг 5751 6857 8551 148,7 4. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 360656 317761 410056 106,6 5. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 141393 167509 224891 126,1 6. Фондоотдача, руб./руб. 2,55 1,90 1,82 84,5 7. Износ основных фондов, % 32 34 24 86,6
8. Численность, чел.
— работников
— рабочих
766
651
682
587
665
606
93,2
96,4 9. Среднегодовая выработка на одного работника, тыс. руб./чел. 508 726 770 123,1 10. Среднегодовая заработная плата одного работника, тыс. руб. 79 81 113 119,6 11. Прибыль от продаж, тыс. руб. 65770 70796 91161 117,7 10. Балансовая прибыль, тыс. руб. 57865 64270 77064 115,4
Поголовье животных в СПК «Звениговский» увеличивается из года в год. Вхозяйстве происходит повышение валового производства и среднесуточного приростаскота и надоя.
На основе данных таблицы 3видно, что за анализируемый период наблюдается постоянный рост объемареализации продукции.
Эффективность использованияосновных средств ухудшилась: уменьшилась выручка на 1 руб. основных средств с2,55 руб. в 2003 году до 1,82 руб. в 2005 году. Для повышения эффективностииспользования основных средств необходимо повышение степени их загрузки,обновление фондов, использование прогрессивного оборудования.
Изношенность основныхфондов в 2003 году была 32%, в 2005 году – 24%, что происходит благодаря заменеморально устаревших и физически изношенных основных фондов на более современныеи производительные.
Среднесписочнаячисленность всего персонала 665 человека, за соответствующий период прошлогогода 682 человек.
На протяжении периода(2003-2005гг.) наблюдается уменьшение среднесписочной численности рабочих, нопроисходит заметное увеличение заработной платы. За2005 год израсходовано средств на оплату труда работников СПК «Звениговский» 75035 тыс. руб. Среднемесячная зарплата одного работника за отчетный годсоставляет 9403 рублей, а за соответствующий период прошлого года 6683 рублей.Среднемесячная зарплата повысилась на 40,7%.
Выработкапродукции на одного работника составляет в 2004 году 22433рубля, в 2005 году — 23193 рубля. Темп роста производительности труда составил 103,4%. Повышениепроизводительности труда способствует дополнительному выпуску продукции,снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли.
Наблюдается рост массыприбыли предприятия.
Изучив основныепоказатели данной таблицы, можно сделать вывод, что СПК «Звениговский» имеет тенденцию к развитию производственногопотенциала. Значения показателей характеризуют и эффективную деятельностьпредприятия.
В 2005 годуналогов уплачено 41737 тыс. руб., по сравнению с 2004 годом уплачено на 382тыс. руб. меньше. На это в основном повлиял налог на прибыль с отклонением на5926 тыс. руб. Самый большой удельный вес в общей сумме уплаченных налоговимеет НДС, он составляет 36,2% и единый социальный налог с удельным весом33,2%.
В 2004 годуналогов уплачено 42119 тыс. руб., по сравнению с 2003 годом уплачено на 152тыс.руб. больше. На это в основном повлияли такие виды налогов: увеличениеналога на прибыль на 5274 тыс. руб., увеличение НДС — на 5369 тыс.руб.,уменьшение налога с продаж — на 12211 тыс.руб. (из-за того, что этот налогперестал использоваться). Самый большой удельный вес в общей сумме уплаченныхналогов имеет единый социальный налог, он составляет 34,4%, затем идет НДС судельным весом в 23%.
В табл. 4представлена структура доходов основной деятельности предприятия.
Таблица 4
Структурадоходов основной деятельности за 2003-2005 гг.Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % 1) Выручка от реализации продукции: 360662 100 317761 100 410056 100 Растениеводства 211 0,05 21 0,01 146 0,03 Животноводства, в т.ч. 334335 94,56 274441 86,37 373712 91,1 Молоко 16757 - 16436 5,17 19350 4,7 Мясо КРС 104468 0,01 45934 14,45 48373 11,8 Мясо свиней 152651 1,1 195579 61,55 304613 74,3 Лошади 8 - 190 0,07 404 0,1 Прочие 142 0,01 1949 0,61 972 0,2 Стоимость переработки 60309 93,41 14353 4,52 - - Переработки покупного сырья 16686 4,88 4192 1,32 - - Подсобных производств и промыслов 665 0,16 2171 0,68 - - Работ и услуг 8765 2,43 36936 11,62 25307 6,2 Промышленной - - - - 662 0,17 Товаров - - - - 10229 2,5 2) Затраты на производство и сбыт продукции: 294892 100 246965 100 318895 100 Растениеводства 206 0,07 13 0,01 98 0,03 Животноводства, в т.ч. 271761 92,15 211105 85,48 284975 89,36 Молоко 17605 5,97 16959 6,86 22229 6,97 Мясо КРС 83299 28,25 42175 17,07 64034 20,08 Мясо свиней 121568 41,22 129732 52,53 197404 61,9 Лошади 9 0,01 172 0,07 351 0,11 Прочие 258 3,14 9821 3,98 957 0,3
  Стоимость переработки 49022 16,62 12246 4,97 - -
  Переработки покупного сырья 14741 5,0 3667 1,48 - -
  Подсобных производств и промыслов 540 0,18 2906 1,17 - -
  Работ и услуг 7644 2,6 29274 11,86 22584 7,09
  Промышленной - - - - 833 0,26
  Товаров - - - - 10405 3,26
  Показатели Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % 3) Результат от реализации продукции: 65770 100 70796 100 91161 100 Растениеводства 5 0,01 8 0,01 48 0,05 Животноводства, в т.ч. 62574 95,15 63336 89,46 88737 97,33 Молоко -848 -1,3 -523 -0;73 2879 3,16 Мясо КРС 21169 32,18 3759 5,31 15661 17,18 Мясо свиней 31083 47,26 65847 93,0 70144 87,6 Лошади -1 -0,01 18 0,02 53 0,06 Прочие -116 -0,18 -7872 -11,12 15 0,01 Стоимость переработки 11287 17,2 2107 2,98 - - Переработки покупного сырья 1945 3,0 525 0#4 - - Подсобных производств и промыслов 125 0,2 -735 -1,03 - - Работ и услуг 1121 1,7 7662 10,82 2723 3 Промышленной - - - - -171 -0,19 Товаров - - -176 -0,19 - -

В 2005 годурастениеводческая отрасль в хозяйстве сработала прибыльно (прибыль отреализации растениеводческой продукции составила 48 тыс. руб.) От реализацииживотноводческой продукции была получена прибыль в размере 88737 тыс. руб., чтона 25401 тыс.руб.больше уровня прошлого года. Основная масса прибыли былаполучена за счет продажи свинины.
В табл. 5представлены показатели эффективности использования персонала предприятия.
Таблица 5
Эффективностьиспользования персоналаПоказатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. Выручка от реализации, т.р. 360656 317761 410056 Численность персонала, чел. 766 682 665 Затраты на персонал, т.р. 61923 54694 75035 Доход на одного работника, тыс. руб./чел. 470,8 465,9 616,6 Затраты на одного работника, тыс. руб./чел. 80,8 80,2 112,8
Увеличиваютсязатраты и доход на одного работника, то есть трудовые ресурсы на предприятиииспользуются более эффективно.
Основнойудельный вес в основных фондах занимают здания (36% в 2005 году и 29% в 2004году), машины и оборудование (33% в 2005 году и 42% в 2004 году). Наибольшееизменение доли в основных фондах наблюдается у зданий (+7,%), у машин иоборудования (-9%), сооружений (+5%).

Таблица 6
Динамикаэффективности использования основных производственных фондовПоказатели Среднее значение за год Изменение
Темп
роста, % 2003 2004 2005 Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 360656 317761 410056 92295 1,29 Стоимость основных производственных фондов, т.р. 141393 167509 224891 57382 1,34 Численность ППП, чел. 766 682 665 -17 0,97 Фондовооруженность, тыс. руб./чел. 185 245 338 93 1,38 Фондоотдача 2,55 1,90 1,82 -0,08 0,96 Фондоемкость 0,39 0,53 0,55 +0,02 1,04
Данныетаблицы 6 показывают, что качество использования основных производственныхфондов в 2005 году по сравнению с 2004 годом осталось на уровне и фондоемкостьсоставляет 0,55 руб., увеличилась фондовооруженность. Теперь на одногоработника предприятия приходится 338 тыс. руб. основных средств.
В 2005 году приростосновных средств составил 50% Изношенность основных фондов на начало года была34 %, а на конец года составила 24 %. Снижение изношенности и увеличениегодности происходит благодаря замене морально устаревших и физически изношенныхосновных фондов на более современные и производительные.
Таблица 7
Оборачиваемостьоборотных средствПоказатели 2003 год 2004 год 2005 год Общая выручка, тыс. руб. 360662 317761 410056 Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс. руб. 119955 146612 196210 Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала (ОбК) 3,01 2,16 2,09 Продолжительность оборота ОбК, дней 120 169 175
Результатытаблицы показывают увеличение продолжительности оборота оборотного капитала в2005 году по сравнению с 2004годом на 6 дней. Это говорит об улучшениииспользования оборотных средств.
К концуотчетного года у предприятия ухудшились показатели ликвидности. Но не смотря наэто, основным показателем является текущая ликвидность, которая в первуюочередь рассчитывается при оценке платежеспособности предприятия, а она в нашемслучае больше нормативного в несколько раз.
Стабильная работа СПК«Звениговский» неразрывно связана сположением дел в сельскохозяйственном производстве республики, которое насегодняшний день вызывает очень большую озабоченность. Ситуация на аграрномрынке характеризуется как нестабильная, товаропроизводителям наносится ущерб, взначительной мере связанный с макроэкономическими проблемами регионов.Разукрупнение сельхозпредприятий, ориентация на фермерство при отсутствииматериально-технических и финансовых ресурсов для его развития, дороговизна кредитныхресурсов, сокращение государственного финансирования во многом предопределилисоциально-экономическое положение аграрно-промышленного комплекса, привели ксокращению объемов производства сельхозпродукции. Все это, несомненно,отразилось на работе предприятия.
Пути улучшенияэкономической устойчивости:
— увеличение объемов производства и реализации за счет замены устаревшихморально и физически основных фондов на новые для повышения ихпроизводительности, а также доведение фактической производственной мощности доплановой;
— снижениесебестоимости продукции (оптимизация численности работников предприятия;экономия материальных ресурсов на единицу продукции);
— ускорениеоборачиваемости оборотных средств;
— улучшениекачества продукции.

3. Анализ финансовых результатов деятельности СПК«Звениговский»
 
/>/>/>/>/>3.1. Анализсостава и динамики показателей прибыли предприятия
Проведение анализапоказателей прибыли будем производить согласно методике Савицкой Г.В.
Различные стороныпроизводственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятияполучают законченную денежную оценку в системе показателей финансовыхрезультатов. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельностипредприятия представлены в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках». К нимотносятся:
— прибыль (убыток) отреализации продукции;
— прибыль (убыток) отпрочей реализации;
— доходы и расходы отвнереализационных операций;
— балансовая прибыль;
— налогооблагаемаяприбыль;
— чистая прибыль и др.
Показатели финансовыхрезультатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода крыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Ростприбыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенногопроизводства, решение проблем социальных и материальных потребности трудовогоколлектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятияперед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.
Таким образом, показателиприбыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовойдеятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности ифинансового благополучия.
Данные для проведениявертикального и горизонтального анализа приведены в табл. 8 и 9.
Таблица 8
Анализ финансовыхрезультатов деятельности за 2003 – 2005 годы, тыс. р.Наименование показателя 2003 г. 2004 г. 2005 г. Откл-ние (+,-) Темп роста, % 2004 г. К 2003 г. 2005 г. К 2004 г. 2004 г. К 2003 г. 2005 г. К 2004 г. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг 360662 317761 410056 -42901 92295 88,10 129,05 Себестоимость реалиизации товаров, продукции, работ, услуг 294892 246965 318895 -47927 71930 83,75 129,13 Валовая прибыль 65770 70796 91161 5026 20365 107,64 128,77 Прибыль (убыток) от реализации 65770 70796 91161 5026 20365 107,64 128,77 Прочие операционные доходы 534 37077 40289 36543 3212 6943,26 108,66 Прочие операционные расходы 2645 33646 46529 31001 12883 1272,06 138,29 Прочие внереализационные доходы 1467 2451 4355 984 1904 167,08 177,68 Прочие внереализационные расходы 6941 11658 12212 4717 554 167,96 104,75 Прибыль (убыток) отчетного периода 57865 64270 77064 6405 12794 111,07 119,91 Прибыль (убыток) от обычной деятельности 52054 62449 73604 10395 11155 119,97 117,86 Чрезвычайные доходы - 971 147 971 -824 - 15,1 Чрезвычайные расходы 3459 - - -3459 - - - Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода 48595 63420 73751 14825 10331 130,51 116,29
/>/>/>/>/>/>Финансовые результаты СПК«Звениговский» в виде прибыли из разных источников представлены в табл. 8./>
/>Как видно из таблицы, основнымсоставляющим балансовой прибыли предприятия, на протяжении рассматриваемых трехлет, являлась прибыль от реализации.
Из данных табл. 8 такжевидно, что балансовая прибыль в 2004 г. возросла по сравнению с 2003 г. на 6405тыс.р. или на 11,1%. Росту балансовой прибыли в 2005 г. (на 12794 тыс.р. или 19,9%)способствовало увеличение валовой прибыли прекдприятия.
Нераспределенная прибыльпредприятия увеличилась в 2004 г. на 30,5% по сравнению с уровнем 2003 г.Чистая прибыль 2004 г. составила 63420 тыс. р., что выше уровня прибыли 2003 г.на 14825 тыс. р.
Чистая прибыльпредприятия в 2005 году еще больше возросла (по сравнению с 2004 г. на 10331 тыс.р. или на 16,3%).
Таким образом, благодаря ростувыручки СПК «Звениговский» по итогам2005 г. до 410056 тыс. р. с 317761 тыс. р. в 2004 г. (рост на 29,05%), чистаяприбыль фирмы в 2005 году возросла до 73751 тыс. р.
Таким образом, мынаблюдаем улучшение финансовых результатов деятельности предприятия в 2005 г.,что говорит о росте устойчивого состояния предприятия.
Наглядно динамикапоказателей финансовых результатов деятельности СПК «Звениговский» 2003 – 2005 гг. представлена на рис. 5.
В 2004 г. наблюдается рост прибыли от реализации по сравнению с 2003 г. В2005 г. прибыль от реализации продукции возросла на 28,8% по сравнению с 2004г. Это произошло из-за снижения себестоимости реализованной продукции.
/>/>/>/>/>Балансовая прибыль в 2005 г. составила 73604 тыс.р. (на20% больше меньше по сравнению с 2004 г.). За 2003-2005 гг. предприятиеулучшило свои показатели: в 2005 году чистая прибыль возросла на 51,8% посравнению с 2003 годом. Данные изменения произошлиглавным образом вследствие наращивания объемов прибыли от основной деятельностипредприятия.

/>
Рис.5. Динамика изменения показателей прибыли />
 СПК «Звениговский» за 2003-2005 гг.
/> 
/>/>/>/>/>Такимобразом, деятельность СПК «Звениговский» являетсяприбыльной, наблюдается положительная динамика роста балансовой и чистойприбыли предприятия на конец рассматриваемого периода.
/>/>/>/>/>/>Прибыль от реализации на протяжении 2003-2005 гг.имела ярко выраженную тенденцию к росту, как следствие роста выручки отреализации. В 2005 год начался рост внереализационных расходов, при постоянном сниженииприбыли от прочей реализации (операционных доходов минус аналогичных расходов),что, в конечном итоге, />/>/>/>/>/>отразилось на тенденции роста чистой прибылипредприятия.
В табл. 9 представлено формирование показателей прибылиорганизации.
Рассматриваяизменения в структуре прибыли в подтверждение вышеизложенного, относительнодинамики отдельных составляющих балансовой прибыли, можно обратить внимание нато, что в 2004- 2005 годах произошли изменения в структуре прибыли,направленные, прежде всего, на снижение роли прибыли от прочей реализации иповышение роли прибыли от внереализационных мероприятий.
Таблица 9
Формирование прибыли СПК «Звениговский», тыс.р.Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. Темп роста, %
2004 г. к
2003 г.
2005 г. к
2004 г. Прибыль от реализации 65770 70796 91161 107,64 128,77 Прибыль (убыток) от прочей реализации -2111 3431 -6240 - - Прибыль (убыток) от внереализационных операций -5474 -9207 -7857 - - Прибыль отчетного года 57865 64270 77064 111,07 119,91 Прибыль от обычной деятельности 52054 62449 73604 119,97 117,86 Нераспределенная прибыль 48595 63420 73751 130,51 116,29
На основании табл. 9 видно,что прибыль от реализации в 2004 г. росла быстрее чем выручка от реализации,что свидетельствует об относительной экономии затрат на производство иреализацию продукции.
Прибыль отобычной деятельности растет медленнее, чем прибыль от реализации, что связано сее снижением в 2004-2005 гг., что также сказалось на отставании роста чистойприбыли от прибыли от реализации.
Итак,основными факторами, оказавшими отрицательное влияние на рост прибыли явилисьрост затрат при производстве продукции и получение убытка от внереализационных мероприятий.Отрицательное влияние на размер прибыли предприятия также оказало снижениеприбыли от прочей реализации и получение убытка от нее в 2003 и 2005 годах.
Проанализируемфинансовые результаты от прочей реализации, внереализационной деятельности ифинансовых вложений.
Врассматриваемом периоде с 2003 по 2005 год прибыль предприятия, кроме прибылиот реализации продукции (работ, услуг) включала в себя прибыль от прочейреализации (операционные доходы и расходы) и внереализационные доходы.
Предприятие втечение рассматриваемого периода занималось финансовыми вложениями и привлекалокредитные ресурсы, то и соответственно у него в 2004 году были убытки,связанные с ними.
Прочие операционныерасходы возрастают на протяжении 2003-2005 гг. так, если в 2003 г. онисоставляли всего 2645 тыс.р., то в 2005 г. уже 46539 тыс.р. (возросли более чемв 17 раз), что оценивается отрицательно в работе СПК «Звениговский». Прочие операционные расходы предприятия – этов основном убытки от выплаты штрафов, возникают в связи с нарушением отдельнымислужбами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями, атакже убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности. Данныетенденции обусловили рост убытка предприятия от прочей реализации.
Прочие внереализационныедоходы предприятия возрастают с 1467 тыс.р. в 2003 г. до 4355 тыс. р. в 2005 г.На предприятии это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях;прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; доходы по акциям,облигациям, депозитам; доходы от валютных операций и т.д.
Прочие внереализационныерасходы предприятия (суммы, уплаченные в виде возмещения убытков; а такжедругие расходы от операций, непосредственно не связанные с производством иреализацией продукции.) резко увеличились за период 2003-2005 гг. (с 6941тыс.р. в 2003 году до 12212 тыс.р. в 2005 году), в связи с чем убыток отвнереализационных операций предприятия возрастает.
Сальдо доходов и расходовот прочей внереализационной деятельности отрицательное. Это говорит о том, чтопредприятие не обращает внимание на этот немаловажный аспект получениядополнительной прибыли и отрицательное сальдо говорит об недостаточноэффективном использовании внереализационного потенциала СПК «Звениговский».
Таким образом, большаячасть прибыли СПК «Звениговский» полученаот продажи продукции от обычных видов деятельности. На увеличение выручкиположительно повлияло повышение покупательского спроса в связи в улучшениемкачества выпускаемой продукции. Прибыль использована на расширениепроизводства, введение новых основных средств в производство.
3.2. Анализ рентабельности
Система показателей финансовых результатов включает в себя не толькоабсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К нимотносятся показатели рентабельности.
Показатели рентабельностипродукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства.Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовыхрезультатов и эффективности деятельности предприятия.
Показатели рентабельностихарактеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различныхнаправлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, характеризуютокончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показываетсоотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
В условиях рыночныхотношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующихуровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельностиявляются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективностидеятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходностьпредприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различныхпозиций.
Основные показателирентабельности можно объединить в следующие группы.
Рентабельность всегокапитала предприятияпоказывает эффективность использования всего имущества предприятия. Ростпоказателя свидетельствует о росте спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность продаж товаров является важнейшимкачественным показателем работы любого предприятия, показывает, сколько прибылиприходится на единицу реализованной продукции. Увеличение свидетельствует оповышении спроса на продукцию предприятия.
Рентабельностьдеятельности показывает,сколько прибыли приходится на единицу затрат. Рост данного показателя являетсяследствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованнойпродукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянныхценах.
В таблице 10 рассчитаныпоказатели рентабельности деятельности СПК «Звениговский».
Таблица 10
Динамика показателейрентабельности деятельности предприятияНаименование показателя Формула 2003 г. 2004 г. 2005 г. 1. Общая рентабельность (убыточность) активов, %
Rа = (БП/Аср)*
100%
57865/283716*
100% = 20,40
64270/348027*
100% = 18,47
77064/423026*
100% = 18,22 2. Чистая рентабельность (убыточность) активов, %
R´а = (ЧП/Аср)*
100%
48595/283716*
100%= 17,13
63420/348027*
100% = 18,22
73751/423026*
100% = 17,43
3. Рентабельность
(убыточность) собственного капитала, % Rск = (БП/КРср)*100%
57865/259647*
100% = 22,29
64270/316847*
100% = 20,28
77064/385237,5*
100% = 20,00 4. Общая рентабельность (убыточность) продаж, %
R´п = (БП/В)*
100%
57865/360662*
100% = 16,04
64270/317761*
100% = 20,22
77064/410056*
100% = 18,79 5. Чистая рентабельность (убыточность) продаж, %
R´п = (ЧП/В)*
100%
48595/360662*
100%= 13,47
63420/317761*
100% = 19,96
73751/410056*
100% = 17,99 6. Рентабельность (убыточность) деятельности, %
Rд = (БП/С/с)*
100%
57865/294892*
100% = 19,62
64270/246965*
100% = 26,02
77064/318895*
100% = 24,17
где БП – балансоваяприбыль (форма №2, строка 140, графа 3);
ЧП – чистая прибыль(форма №2, строка 190, графа 3);
Аср –средняя стоимостьимущества (форма №1, строка 300, графы ∑ (3+4)/2);
КРср – средняя стоимостьсобственных средств (форма №1, строка 490, графы ∑ (3+4)/2);
В – выручка от реализациипродукции (форма №2, строка 010, графа 3);
С/с – себестоимостьпродукции (форма №2, строки ∑ (020+030+040), графа 3).
На основе таблицы 10можно сделать следующие выводы.
Показатель общейрентабельности продаж за отчетный период вырос с 16,04% в 2003 до 20,22% в 2004году. Рентабельность реализованной продукции снизилась к концу 2005 года исоставила 18,79%. Данное изменение связано с большими темпами изменения объемовпродаж 29% (410056/317761*100%) по сравнению с темпами наращивания балансовойприбыли 19,9 (77064/64270*100%).
Показатель рентабельностипродаж по чистой прибыли также вырос в 2005 году с 13,47% в начале отчетногопериода до 17,99% на конец отчетного периода (за счет роста цены на товары).Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос.
Рентабельностьдеятельности также возросла с 19,62% в 2003 году до 24,17% в 2005 году. Данноеизменение обусловлено более низкими темпами роста себестоимости (8,1%), чемвыручки от продаж (13,7%) за период 2003-2005 гг.
Как видно из вышесказанного, все показатели рентабельности продукции находятся на уровне, вышесреднего. Но по показателю общей рентабельности продаж на конец 2005 годапредприятие отстает. Причина этого в том, что балансовая и чистая прибыльувеличились за отчетный период более медленными темпами, чем выручка от продаж.
Динамика основныхпоказателей рентабельности, имеющих негативную тенденцию, представлена на рис. 6.
/> />
Рис. 6. Динамика основныхпоказателей рентабельности предприятия
Значения показателейобщей рентабельности активов имеют негативную тенденцию снижения: с 20,4% в2003 году до 18,22% в 2005 году.
В отчетном периоде данноепредприятие получило прибыль: балансовая и чистая прибыль выросли в 1,3 и 1,5раза соответственно.
Данный факт обусловленпоступлением чистой выручки от реализуемой продукции и выполняемых услуг,величина которой к концу 2005 года составила 410056 тыс. рублей, что на 13,7%больше, чем в 2003г., активы возросли на 49%.
Рентабельностьсобственного капитала в 2003 г. составила 22,29%, в 2004 г. – 20,28%, в 2005 г.– 20%. Несмотря на снижение данного показателя, его значение в пределах нормы,что характеризует достаточность собственного капитала предприятия.
Таким образом, в2003-2005 гг. СПК «Звениговский» получало прибыль. Рентабельность деятельностипредприятия в 2005 г. составила 24,17%, что свидетельствует об эффективнойдеятельности предприятия. Успешную деятельность предприятия в 2005 г. такжехарактеризует показатель чистой рентабельности продаж предприятия – 17,99%.
Проанализировавпоказатели рентабельности СПК «Звениговский», можно сделать вывод, что в2003-2005 гг. предприятие работало эффективно, а в дальнейшем также возможнауспешная работа.
/>/>/>3.3. Определение резервов роста прибыли предприятия инаправлений их использования
Для определения резервовроста прибыли предприятия используем методику подсчета резервов ростарентабельности по Савицкой Г.В. Данная методика предполагает определениевеличины резерва – прибыли, как явного фактора увеличения рентабельности.
Основными источникамирезервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммыприбыли от реализации продукции (Р ­ П) и снижение себестоимости строительной продукции (Р ¯ С). Для подсчета резервов может бытьиспользована следующая формула:
Пф + Р ­ П               Пф
/>/>Р ­ R = Rв – Rф = *100- ,
VРПвi * Свi            Иф
где Р ­ R – резерв роста рентабельности;
Rв – рентабельностьвозможная;
Rф – рентабельностьфактическая;
Пф – фактическая суммаприбыли;
Р ­ П – резерв роста прибыли отреализации продукции;
VРПвi – возможный объем реализации продукции с учетом выявленныхрезервов его роста;
Свi — возможный уровень себестоимости продукции с учетомвыяв-ленных резервов снижения;
Иф – фактическая суммазатрат по реализованной продукции.
Резервы увеличения суммыприбыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными из нихявляются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости, повышениекачества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.7).
/>

/>/>/>Резервы увеличения суммы прибыли
/>

Увеличение объема                Повышение        Снижение себестои-
/>/>/>/>реализации                                       продукциицен    мости продукции/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Повышение качества              Поискболее        Реализация в более
/>/>продукции                                        выгодных           оптимальные сроки
/>рынков сбыта
Рис. 7. Блок-схема подсчетарезервов увеличения прибыли от реализации продукции
Для определения резервовроста прибыли по первому источнику (Р ­ Пvрп) необходимовыявленный ранее резерв роста объема реализации продукции (Р ­ VРП) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицупродукции (П едф):
Р ­ Пvрп = Р ­ VРП * П едф
Резервы увеличенияприбыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг (Р ­ Пс) подсчитывается следующимобразом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости продукции (Р ­ С) умножается на возможный объем еепродаж с учетом резервов его роста (VРПф + Р ­ VРП):
Р ­ Пс = Р ­ С (VРПф + Р ­ VРП)
Для определения резервароста прибыли по первому источнику (табл. 11) необходимо выявленный ранее резервроста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете наединицу продукции соответствующего вида.
Фактическая прибыль врасчете на единицу сельскохозяйственной продукции определена на основе данныхтабл. 4.
Таблица 11
Резервы роста прибыли засчет увеличения объема реализации продукции
Вид
продукции Резерв увеличения объема реализации, тонн Фактическая сумма прибыли за 1 тонну, тыс. р. Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. р. А. Молоко 420 1,0105 424,4 В. Мясо КРС 235 16,986 3991,7 С. Мясо свиней 950 12,011 11410,5 Итого 15826,6
В ходе проведенногоанализа выяснилось, что СПК «Звениговский» имеет резервы прибыли в размере15826,6 тыс. р. за счет увеличения объема реализации продукции и снижениясебестоимости продукции.
Резервы увеличенияприбыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг подсчитывается наоснове показателей, запланированных бизнес-планом развития предприятия. Так, напланируемый период СПК «Звениговский» имеет возможность сократить затраты напроизводство и реализацию продукции при уровне продаж 2005 года на 3% за счетснижения расходов на корма (покупные корма заменяются на корма собственногопроизводства, предприятие имеет возможность наращивать объемы продукциирастениеводства – зерно, кормовые корнеплоды, многолетние травы).
Резервы роста прибыли засчет увеличения объема реализации продукции и снижения себестоимости продукциипредставлены в табл. 12.
Таблица 12
Резервы роста прибыли засчет увеличения объема реализации продукции и снижения себестоимости продукцииНаименование Сумма, тыс. руб.
1. Объем реализации 2005 года
2. Себестоимость продукции 2005 года
3. Прибыль от реализации 2005 года
410056
318895
91161
4. Резерв увеличения объема реализации продукции, тонн
5. Резерв увеличения суммы прибыли за счет увеличения объема реализации продукции
6. Резерв снижения себестоимости продукции
1605
0,0656
15826,6
9567 Итого резервов 1120,6
Определим резервповышения рентабельности продукции предприятия:
91161 + 15826,6      91161
/>/>Р ­ R = — = 0,3458 – 0,2858 = + 0,06.
318895 * 0,97 318895
Таким образом, за счетувеличения суммы прибыли и снижения себестоимости продукции в плановом годувозможно увеличение рентабельности основной деятельности предприятия на 6%.
Управление финансовымирезультатами СПК «Звениговский» должно осуществляться спомощью контроля и анализа сбыта, структуры товарооборота, структуры и уровняиздержек, рынка сбыта предприятия.
Предприятие СПК«Звениговский» должно и в дальнейшем стремится развивать новые видыдеятельности для получения максимальной величины прибыли, что позволит емуулучшить свое финансово-хозяйственное положение и повысить общую прибыльностьпредприятия.
Руководству предприятияСПК «Звениговский» необходимо принимать конкретные меры либо по увеличению ценна реализуемую продукцию и оказываемые услуги за счет качества, маркетинговыхисследований, либо уменьшения затрат за счет экономии.
Таким образом, разработкаи реализация практических рекомендаций могут помочь СПК «Звениговский» улучшитьсвое финансовое положение и позиции на рынке.

/>Заключение
Рост прибыли создаетфинансовую основу для самофинансирования, осуществления расширенноговоспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальныхпотребностей трудовых коллективов.
Втеоретической части работы была раскрыта сущность анализа финансовыхрезультатов предприятия, рассмотрены задачи анализа и источники информации, атакже изучены методические основы анализа финансовых результатов предприятия.
Объектом анализа работыявляются показатели финансовых результатов СПК «Звениговский», сферой действиякоторого является производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Во втором разделе работы быладана экономическая характеристика исследуемого предприятия. Проведенный анализосновных экономических показателей свидетельствует о наличии положительнойтенденции роста общего объема реализации продукции, работ и услуг.
Положительными моментамив деятельности СПК «Звениговский» можно считать достаточнуюматериально-техническую базу, достаточно крепкие связи с поставщиками. Чтобыреализовать заложенный потенциал организации необходимо привлечение новыхквалифицированных работников.
В течение анализируемогопериода СПК «Звениговский» обеспечивает ежегодный рост реализованной продукции.Уменьшение затрат на 1 рубль реализованной продукции предприятия в 2005 г.связано со снижением стоимости материальных затрат, заработной платы и суммыамортизации СПК «Звениговский».
Превышение темпов ростареализованной продукции над темпами роста затрат в 2004-2005 гг. связано сэффективной политикой предприятия по сокращению издержек обращения.
Вместе с тем, во-первых, СПК«Звениговский» медленно наращивает объемы продаж продукции, они остаютсянизкими. Предприятие имеет соответствующие ресурсы, как материальные, так ифинансовые, для наращивания выручки от продаж.
Анализ показателейпредприятия показывает, что оно в состоянии увеличить объемы продаж в течениегода не менее чем на 30 процентов. Это позволило бы снизить затраты на рубльпродаж, что позволило бы получить в совокупности дополнительную прибыль.
Во-вторых, предприятиеполучает большие убытки от прочих операций. Они в 2005 г. составляют 6240тыс.р., или на 4129 тыс.р. больше к уровню 2003 г. Это говорит о том, чтопредприятие не обращает внимание на этот немаловажный аспект получениядополнительной прибыли и рост отрицательного сальдо говорит о неэффективномиспользовании внереализационного потенциала предприятия.
Анализ показывает, чтовнереализационные расходы были допущены из-за недостаточной работы предприятияпо изысканию резервов увеличения прибыли от прочих видов деятельности. Имеетсяреальная возможность уменьшить отрицательное сальдо доходов и расходов.
На изменение суммы прибылипо сравнению с прошлым годом оказывает влияние отклонение цен на потребляемоесырье и материалы, комплектующие изделия, топливо и другиематериально-технические ресурсы, оптовые цены на реализованную продукцию, атакже коррективы, связанные с изменением в отчетном году методологии учета показателяприбыли.
Анализ прибыли отреализации продукции свидетельствует о том, что решающим фактором, влияющим насумму прибыли, является объем реализованной продукции предприятия.
Рост затрат на реализациюпродукции и оказание услуг происходит за счет увеличения цен на сырье иматериалы. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию нужно найти резервыснижения себестоимости затрат за счет детального анализа их технологий.
Такимобразом, рассматривая общие тенденции для всего рассматриваемого периодавремени работы торгового предприятия, следует заметить, что в течение 2005 г.рост прибыли происходил под преимущественным влиянием режима экономии инаращивания объемов реализации.
На величину прибыли отреализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на началои конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполномупоступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.
В соответствии срезультатами анализа необходимо применить следующие мероприятия по стабилизацииположения на предприятии:
1) увеличение объемовпредоставляемых услуг и реализации продукции;
2) снижение себестоимости(затрат на реализацию продукции).
Показатели рентабельностипродукции достаточно высокие за исследуемый период, что является положительнымфактором, это объясняется высоким уровнем себестоимости реализованнойпродукции. Высокий уровень конкуренции не позволяет производить значительныеповышения цен, что соответственно сказывается на уровне рентабельности иснижении прибыльности продаж.
В целом можно отметить,что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на достаточновысоком уровне, что говорит о достаточно эффективном вложении средств СПК«Звениговский».
Таким образом, в работена основе выявленных проблем деятельности СПК «Звениговский» обоснованыпредложения и рекомендации по ее совершенствованию для укрепления финансовогосостояния предприятия. В итоге были сделаны предложения по улучшению сбытовойдеятельности, использование которых даст положительные финансовые результаты вработе не только службы сбыта, но и всего предприятия.
 

/>/>/>/>Список использованной литературы
1. Абрютина Н.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономическойдеятельности предприятий.- М.: Бизнес-центр, 2000. – 256 с.
2. Адамов В.И. Экономика и статистика фирмы. – М.: Финансы истатистика, 2000. – 367с.
3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности:Учебник/ Под общ.ред. В.И. Стражева. – Мн.: Высш.шк., 2000. – 398 с.
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственнойдеятельности. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2000.- 414с.
5. Бланк И.А. Управление прибылью.- Киев:Нанацентр ЛТД, 2003.-543 с.
6. Бороненкова С.А. Управленческийанализ: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с.
7. Буров В. П., Морошкин В. А., Ушаков В. А. Стратегияуправления фирмой: Моделирование. Практикум. — М.: ЦИПККАП, 1997. — 64 с.
8. Бухалков М.И. Внутрифирменноепланирование. – М.: ИНФРА-М, 2004. — 567 с.
9. Графова Н.Н. Планирование и прогнозирование деятельностипредприятия. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 283с.
10. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебноепособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208с.
11. Ефимова О.В. Анализ финансовых результатов иэффективности использования имущества // Бухгалтерский учет. – 2004. — №12. –с.22.
12. Ковалева В.В., Волкова О.Н… Анализхозяйственной деятельности предприятия.- М.: Проспект, 2003. – 367 с.
13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом,выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 456 с.
14. Кондратова Л.Ю. Основы управленческого учета:Учебное пособие.-.М. Бизнес-центр., 2000. – 298 с.
15. />/>/>/>/>/>/>КондратюковН.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. – М.: Издательство«Дело», 2004. – 233с./>/>/>/>/>
16. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализфинансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб.Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 720 с.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>17. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельностипредприятия –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-471 с.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности: 5-е издание, переработанное и дополненное. Мн.: ИП«Экоперспектива», 2005.– с. 498.
19. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализдеятельности предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 296 с.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>20. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред..Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 718с.

/>Приложения
Рассчитанные коэффициентырентабельности свидетельствуют о необходимости частичного пересмотрапроизводственной политики ведения хозяйства. В дальнейшем предприятиюнеобходимо наращивать объем продаж не за счет повышения цен на реализуемуюпродукцию, продукцию, а за счет снижения издержек, повышения качества идиверсификации производства, т.е. расширение спектра предлагаемых продукции иуслуг, а также ускорения оборачиваемости производственных запасов.
Рассматриваяобщие тенденции для всего рассматриваемого периода времени, следует заметить,что в течение его рост прибыли происходил под преимущественным влиянием режимаэкономии и наращивания объемов реализации, так же выявились и факторы,воздействующие на рост прибыли отрицательно: неблагоприятное изменениеструктуры продукции и структуры затрат; влияние роста (снижения) цен напродукцию носит циклический характер и обусловлен изменением рыночнойконъюнктуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.