Реферат по предмету "Экономика"


Анализ себестоимости и рентабельности предприятия

Введение
Переход к рыночнойэкономике требует от предприятий повышения эффективности производства,конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-техническогопрогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, ухода отбесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы работниковтрудового коллектива.
Важная роль вреализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектовхозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развитияпредприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляетсяконтроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства,оцениваются результаты деятельности предприятия, его отдельных подразделений иработников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор долженпрекрасно владеть и применять на практике современные методы экономическихисследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, бытьмастером точного, своевременного, всестороннего анализа результатовхозяйственной деятельности. Поэтому основной целью курсовой работы являетсяовладение техникой и методикой экономического анализа деятельности предприятия.
Решению поставленнойцели помогло реализация следующих поставленных задач:
а) изучитьтеоретические основы анализа хозяйственной деятельности предприятия;
б) провести анализфинансово-экономической деятельности выбранного мной предприятия;
в) дать рекомендации поулучшению и развитию хозяйственной деятельности фирмы.

1.Анализсебестоимости и ценообразования продукции
Формирование рыночнойэкономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и ихвнутренних структурных подразделений, так как эти звенья (при любой формесобственности) составляют основу рыночной экономики.
Исследование экономическихпроцессов начинается с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которыев совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственнойдеятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы.Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий,объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные результатыих деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов,получающие отражение через систему экономической информации. Характерными особенностямиметода экономического анализа являются: использование системы показателей,всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причинизменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними вцелях повышения социально-экономической эффективности. К характернымособенностям метода экономического анализа относятся выявление и измерениевзаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективнымиусловиями производства и обращения товаров. Рационально организованный исоответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базойдля экономического анализа, а следовательно, и для принятия оптимальныхуправленческих решений.
Внедрение действенногокоммерческого расчета во все отрасли хозяйства, обеспечение лучших результатов принаименьших затратах, соблюдение строжайшего режима экономии требуют постоянногонаблюдения за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализазатрат по статьям и элементам. При этом тщательно должны анализироватьсянепроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль за такимирасходами и потерями, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогутисключить нерациональные траты живого и овеществленного труда. Соблюдениережима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличиваетприбыль и расширяет возможности материального стимулирования.
1.1Общая оценка уровня затрат предприятия и анализ их эффективности
Под себестоимостьюпродукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всехвидов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топливаи энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукциии выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и егосовершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, ихклассификация по статьям определяются государственным стандартом, а методыкалькулирования — самими предприятиями.
Себестоимость — один изобобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.
Задачами анализасебестоимости продукции являются:
— оценка обоснованностии напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращенияна основе анализа поведения затрат;
— установление динамикии степени выполнения плана по себестоимости;
— определение факторов,повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величиныи причины отклонений фактических затрат от плановых;
— анализ себестоимостиотдельных видов продукции;
— выявление резервовдальнейшего снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимостипродукции и направлен на выявление возможностей повышения эффективности использованияматериальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения исбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильнуюоценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому напредприятии.
1.2Анализ себестоимости продукции предприятия и резервы ее снижения
Снижение себестоимостипродукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия.
Под себестоимостьюпродукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всехвидов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топливаи энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукциии выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и егосовершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции,определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самимипредприятиями.
Себестоимостьпродукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение,служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости-основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость-один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребленияресурсов.
В системе показателей экономическойэффективности производства в отраслях материального производства планируются и анализируютсятакие показатели, как производство продукции на 1 д.е. затрат, а также снижениезатрат на 1 д.е. продукции (работ).
При планировании и анализеэкономии от снижения себестоимости продукции рассчитывают экономию по следующимгруппам факторов:
1.Повышениетехнического уровня производства.
2.Улучшение организациипроизводства и труда.
3.Изменение объема,структуры и размещения производства.
4.Улучшениеиспользования природных ресурсов.
5.Развитиепроизводства.
Получение наибольшего эффектас наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсовзависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимостипродукции.
Непосредственнойзадачей анализа являются:
проверка обоснованностиплана по себестоимости, прогрессивности норм затрат;
оценка выполнения планаи изучения причин отклонений от него, динамических изменений;
выявление резервовснижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономическийанализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства,использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов,рабочей силы, хозяйственных связей.
Технико-экономическиефакторы и резервы снижения себестоимости
В настоящее время прианализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявление резервов и экономическогоэффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономическиефакторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства-средства,предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективовпредприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда,внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования,удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческихи других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительныхрасходов и потерь.
Экономия, обусловливающаяфактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовомуперечню) факторов:
Повышение технического уровняпроизводства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизацияпроизводственных процессов;
Улучшение использованияи применение новых видов сырья и материалов;
3 Изменение конструкциии технических характеристик изделий;
4 Прочие факторы,повышающие технический уровень производства.
Снижение себестоимостиможет произойти при создании автоматизированных систем управления, использованияЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии.Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, примененияэкономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большойрезерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости итрудоемкости, снижение ее веса машин и оборудования, уменьшение габаритныхразмеров и др.
Совершенствование организациипроизводства и труда
Снижение себестоимости можетпроизойти в результате изменения в организации производства, формах и методах трудапри развитии специализации производства; совершенствования управления производствоми сокращением затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшениематериально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочихфакторов повышающих уровень организации производства.
Снижение текущих затратпроисходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например,развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядоченияподсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства,совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции), измененияобъема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшениюусловно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационныхотчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества.
Условно-постоянные расходыне зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличениемобъема производства их количество на единицу продукции уменьшается, чтоприводит к снижению ее себестоимости.
Улучшение использованияприродных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья;изменение продуктивности месторождений, объема подготовительных работ при добыче,способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторыотражают влияние естественных (природных) условий на величину переменныхзатрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основеотраслевых методик добывающих отраслей промышленности.
Отраслевые и прочиефакторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц ипроизводств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и напредприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимостив результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на болеевысокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.
Пути снижениясебестоимости
Решающим условием снижениясебестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники,комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствованиетехнологии, внедрение прогрессивных материалов позволяют значительно снизить себестоимостьпродукции.
Серьезным резервом снижениясебестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированныхпредприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительнониже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.Развитие специализации требует установления и наиболее рациональныхкооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимостипродукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда.С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете наединицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платыв структуре себестоимости.
 
1.3Анализ материальных затрат предприятия
Задачами анализаиспользования предметов труда являются:
определение уровняобеспеченности предприятия, объединения необходимыми материальными ресурсами;
выявлениесверхнормативных или дефицитных видов материальных ценностей;
установление степени ритмичностипоставок, а также их объема, комплектности, качества, сортности;
выяснениесвоевременности заключения хозяйственных договоров на поставки средствпроизводства;
исчислениетранспортно-заготовительных расходов;
изучение показателейрациональности использования материальных ресурсов в производстве;
выявление потерь вследствиевынужденных замен материалов, а также простоев оборудования и рабочих из-заотсутствия нужных материалов;
оценка влияния организацииматериально-технического снабжения и использования материальных ресурсов на объемвыпуска и себестоимости продукции и т.д.
Рациональное использованиематериалов (предметов труда) — один из важнейших факторов роста производства иснижения себестоимости продукции, а следовательно, роста прибыли и уровнярентабельности.
Обобщающуюхарактеристику использования предметов труда позволяет дать отношение величины ихзатрат на производство продукции к стоимости продукции, произведенной из этих предметовтруда, в виде показателей материалоотдачи и материалоемкости.
Об эффективности использованияматериальных ресурсов в отраслях материального производства судят по следующимпоказателям:
— динамике материальныхзатрат(без амортизации)на 1 руб. продукции (работ и услуг);
— относительнойэкономии материальных затрат (без амортизации);
— расходу важнейшихвидов материальных ресурсов в натуральном выражении на стоимостную суммупродукции;
— отношению темпов приростаматериальных затрат(без амортизации) к темпам прироста продукции.

 
1.4Анализ эффективности трудовых затрат предприятия
 
В основные задачианализа использования труда и заработной платы входят:
в области использованиярабочей силы — исследование ее численности, состава и структуры, уровняквалификации и путей повышения культурно- технического уровня;
проверка данных об использованиирабочего времени и разработка необходимых организационно — технических и другихмероприятий с целью достижения наилучших результатов ;
изучение форм, динамикии причин движения рабочей силы, дисциплины труда;
анализ влияниячисленности работающих на динамику продукции;
в области производительноститруда — установление уровня производительности труда по предприятию, цехам и рабочимместам, сопоставление полученных показателей с показателями предыдущих периодови достигнутыми на аналогичных предприятиях или в цехах;
определение интенсивныхи экстенсивных факторов роста производительности труда и на этой основе выявление,классификация и расчет влияния факторов, исследование качества применяемых нормвыработки, их выполнения и влияния на рост производительности труда;
выявление резервовдальнейшего роста производительности труда и расчет их влияния на динамикупродукции;
в области оплатытруд-проверка степени обоснованности применяемых форм и систем оплаты труда;
определение размеров и динамикисредней заработной платы отдельных категорий и профессий работников;
выявление отклонений вчисленности работников и в средней заработной плате на расход фонда заработнойплаты;
изучение эффективностиприменяемых систем премирования;
исследование темпов ростазаработной платы, их соотношения с темпами роста производительности труда;
выявление и мобилизациярезервов повышения эффективности использования фонда заработной платы.
В широком смысле словапод оплатой труда понимаются не только расходы на заработную плату и премии персоналу,но и расходы на социальное, медицинское страхование и другие затраты, связанныес использованием рабочей силы на предприятии.
Обобщающим показателемиспользования труда на предприятиях является доля средств на оплату труда персоналав стоимости продукции. Важнейшим показателем эффективности использования труда являетсяпроизводительность труда. Уровень производительности труда может быть выражен показателемреализованной продукции на одного работающего и показателем трудоемкости единицыпродукции. Об эффективности использования труда в отраслях материальногопроизводства судят по таким показателям, как:
-темп ростапроизводительности труда;
-доля приростапродукции за счет повышения производительности труда;
-относительная экономияживого труда (работников в расчете на год) в сравнении с условиями базисногогода;
-относительная экономияфонда оплаты труда;
-отношение темповприроста производительности труда к приросту средней заработной платы.
Значение приращениячисленности работающих и их производительности труда неодинаково. Первый фактор- количественный, характеризующий экстенсивность использования труда; увеличениеработающих мало сказывается на показателях экономичности производства — себестоимости и других, так как дополнительные работники означают и дополнительныезатраты на оплату труда. Второй фактор- качественный; на годовую выработку работающеговлияет использование рабочего времени в течение года (экстенсивность труда), нов основном она зависит от «чистой» производительности, характеризуемойсреднечасовой выработкой одного рабочего (интенсивность труда). Если ростпроизводительности труда обгоняет рост средней заработной платы, то этоозначает прямое снижение себестоимости производства продукции, а следовательно,и повышение его рентабельности.
1.5Система показателей по себестоимости: методика их расчета и анализа
На предприятии планируютсяи учитываются следующие основные показатели издержек производства:
затраты на производство;
себестоимость товарнойи реализованной продукции;
затраты на один рубль товарнойи реализованной продукции;
себестоимость сравнимойпродукции;
себестоимость отдельныхважнейших изделий.
При анализе издержек производстваиспользуются также показатели:
затраты предметов трудана один рубль товарной продукции, затраты трудовые (заработная плата и расходы насоциальное страхование) на один рубль товарной продукции, производство на рубльзатрат (полной себестоимости) и др.
Себестоимость продукцииможет исчисляться двумя способами:
. по экономическиоднородным элементам затрат;
. по статьямкалькуляции.
При расчетесебестоимости по элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы:
. материальные затраты;
. затраты на оплатутруда;
. отчисления насоциальные нужды;
. амортизация основныхсредств;
. прочие затраты.
1.6Содержание управленческого и финансового анализа
В современной рыночнойэкономике бухгалтерский учет все более делится на две отрасли: финансовый учети управленческий учет.
Финансовый учет решает проблемывзаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информациио деятельности предприятия. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетностьрегламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересывнешних пользователей (корреспондентов) информации.
Управленческий учетсостоит из систематического традиционного учета и проблемного учета, направленногона выработку управленческих решений в интересах собственников и администрациипредприятия. Управленческий учет не регламентируется государством. Его организацияи методы определяются руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельностибухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не толькознаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулированиясебестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования,статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математическогоаппарата и современной вычислительной техники. Управленческий, бухгалтерский
учет организуетвнутрихозяйственные связи на предприятии, т.е. связи между лицами, работающими насамом предприятии, поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие отфинансового -внешнего. В содержание как внешнего финансового, так и внутреннегоуправленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но егоорганизация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческогоучета имеют свою специфику.
Субъектами анализавыступают как непосредственно заинтересованные, так и непосредственнозаинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первойгруппе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы,поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация(руководство). Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходяиз своих интересов. Вторая группа пользователей финансовой отчетности — это субъектыанализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатахдеятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группыпотребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационныефирмы, биржи, юристы, ассоциации, профсоюзы и др.
Информационной базой управленческогоанализа является вся система информации о деятельности предприятия — о техническойподготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет,в том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняяпубличная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации,в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, прессаи т.д.
Управленческий анализ включаетв свою систему не только производственный анализ, без которого руководство предприятияне может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико-экономическихобоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы какпроизводственного, так и финансового анализа.

2.Анализ рентабельности предприятия
 
2.1 Экономическая характеристика показателей рентабельности
Экономическаяцелесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютнымии относительными показателями. Относительными являются системы показателейрентабельности.
В широкомсмысле рентабельность означает прибыльность, доходность. Предприятие считаетсярентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) кроме тогообразуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционированияпредприятия.
Экономическаясущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системыпоказателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рублявложенного капитала. И поскольку это относительные показатели, они практическине подвержены влиянию инфляции.
Рынокпредъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в планеорганизации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночныхотношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовымирезультатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемыйрезультат – прибыль – сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.
Показателирентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования скаждого рубля средств, вложенных в активы.
Вся предпринимательскаядеятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:
•операционную (основную),
•инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальныевложения),
•финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.) [14].
Всоответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующиегруппы показателей относительной доходности:
•рентабельность продукции, работ, услуг,
•рентабельность производственных фондов,
•рентабельность всего имущества (всех активов),
•рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.
Доходностьпродукции (работ, услуг) характеризуется показателями:
•рентабельность реализации (оборота, продаж),
•рентабельность выпущенной продукции,
•рентабельность отдельных изделий.
Эффективностьхозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность егофункционирования напрямую связаны с его рентабельность, о которой можно судитьпо прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукциипредпринимательской фирмы. Рентабельность – это относительный показатель уровнядоходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия вцелом, доходность различных направлений деятельности (производственной,коммерческой, инвестиционной и т.д.).
Рентабельность,в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования,так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребительнымиресурсами. Показатель абсолютной суммы прибыли при анализе результатовдеятельности предприятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохооно работало, так как неизвестен выполненный объем работ. Только соотношениеприбыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности,позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия вотчетном году, сравнить с результатами отчетных периодов, а также определитьместо анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли. Показателирентабельности предприятия используют для оценки деятельности предприятия и какинструмент в инвестиционной политике и ценообразования .
Основнымипоказателями рентабельности являются следующие:
1)Рентабельность активов (имущества) (Ра). Показывает, какую прибыль получаетпредприятие с каждого рубля, вложенного в активы: где А – средняя величинаактивов (валюта баланса); Пч – прибыль чистая.
2)Рентабельность текущих активов (Рта). Показывает, сколько прибыли получаетпредприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы:
где Та –текущие активы.
3)Рентабельность инвестиции (Ри). Отражает эффективность использования средств,инвестированных в предприятие. В странах с рыночной экономикой этот показательвыражает оценку «мастерства» управления инвестициями, где П – балансовая суммаприбыли за период; СК – средняя величина собственного капитала;
ДО- средняявеличина долгосрочных обязательств.
4)Рентабельность собственного капитала (Рск). Отражает долю прибыли в собственномкапитале .
где СК –средняя величина собственного капитала.
5)Рентабельность основной деятельности (Рд). Показывает, какова доля прибыли отреализации (работ, услуг) основного вида деятельности в сумме затрат напроизводство. где Пр – прибыль от реализации; З – затраты на производствопродукции.
6)Рентабельность производства (фондов) Рпф. Показывает, на сколько эффективнаотдача производственных фондов.
где ОПФ –средняя величина основные производственные фонды;
МОС –средняя величина материальных оборотных средств.
7)Рентабельность реализуемой продукции (Рп). Показывает размер прибыли на рубльреализуемой продукции.
где Vр –выручка от реализованной продукции (работ, услуг).
Этотпоказатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственнойдеятельности, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитыватькак общему объему, так и по отдельным видам.
8) Рентабельностьобъема продаж (Рпрод): где Пр – прибыль от реализации.
Оценкарентабельности предприятия может производиться с помощью следующих показателей:
1.Рентабельность продукции (Рпр) – исчисляется как отношение прибыли от продажпродукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателярентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитическихрасчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий,внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производстванеэффективных изделий.
Рентабельностьпродукции исчисляется по формуле :
Рпр =(Пп/Сп) * 100%,
где Пп –прибыль от продаж продукции, работ, услуг, руб.;
Сп – полнаясебестоимость реализованной продукции, руб.
Учитывая,что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой онореализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношениеприбыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемымценам, т.е. к выручке от продаж. Поэтому следующий показатель рентабельностиназывается рентабельностью продаж.
2.Рентабельность продаж (оборота) – Рп:
Рп = Пп/ В* 100%,
где В –выручка от продажи продукции, работ, услуг.
Данныйкоэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемойпродукции. Рост показателя является свидетельством или роста цен на продукциюпри постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижениязатрат на производство при постоянных ценах. Соответственно снижениерентабельности продаж свидетельствует о росте затрат на производство припостоянных ценах на продукцию либо о снижении цен на реализованную продукциюрассматриваемого предприятия, т.е. о падении спроса на нее.
Показателирентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуютизменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так иотдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимойпродукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять нарентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структурупроизводимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий сбольшей или меньшей рентабельностью, с тем чтобы в целом повысить эффективностьпроизводства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
3.Показатели рентабельности капитала:
а)рентабельность собственного капитала (Рск):
Рск = (Пч /Кс) * 100%,
где Пч –чистая прибыль;
Кс –средняя величина собственного капитала .
Этотпоказатель характеризует эффективность использования собственного капитала ипоказывает, сколько прибыли приходится на единицу собственного капиталапредприятия. Изменение значений коэффициента рентабельности собственногокапитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акцийпредприятия на бирже, однако следует учитывать, что учтенная цена акций невсегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффициентарентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачуинвестируемого в предприятие капитала;
б)рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри):
Ри = Пч /Кик * 100%,
где Кик –средняя величина инвестиционного капитала, которая равна сумме средней запериод величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочныхкредитов и займов .
Показательхарактеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительныйсрок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерскогобаланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов;
в)рентабельность всего капитала предприятия (Рок):
Рок = Пп /Бср * 100%,
где Бср — средний за период итог баланса-нетто.
Данныйкоэффициент показывает эффективность использования всего капитала предприятия,т.е. рост значения коэффициента свидетельствуют об увеличении эффективностииспользования имущества предприятия и наоборот. Снижение значениярентабельности всего капитала предприятия может также свидетельствовать опадении спроса на продукцию предприятия или о перенакоплении активов.
4.Рентабельность оборотных активов (Роб):
Роб = (ПП /АОСР) * 100%,
где АОср –средняя величина капитала и активов определяется по данным бухгалтерскогобаланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.
5. Рентабельностьосновных средств и прочих внеоборотных активов (Рв):
Рв = Пп /АВср,
где АВср –средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов .
Рентабельностьосновных средств и прочих внеобортных активов отражает эффективность использованиявнеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицустоимости средств. Этот коэффициент взаимосвязан с коэффициентом рентабельностивсего капитала предприятия. Так, при снижении коэффициента рентабельности всегокапитала рост рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активовсвидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может бытьследствием образования излишних запасов, затоваренности готовой продукцией наскладах в связи с падением спроса на нее, чрезмерного роста дебиторскойзадолженности или денежных средств.
Однакоследует отметить, что из перечисленных показателей рентабельности впрактической деятельности чаще применяются не все, а только основные из них .
Основныепоказатели рентабельности
1.Рентабельностьпродаж (Рп)
Рп = Пп / В
В– выручкаот продаж
Пп –прибыль от продаж
Показывает,сколько прибыли приходится на единицу продукции. Рост коэффициента – следствиероста цен при постоянных затратах на производство или снижение затрат на производствопри постоянных ценах.
2.Рентабельность всего капитала предприятия (Рок)
Рок = П/Бср
Бср –средний за период итог баланса
П – можетвыступать как валовая прибыль (Пб), так и прибыль от продаж Показываетэффективность использования всего имущества предприятия. Снижение коэффициента– следствие падающего спроса на продукцию.
3.Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных актив (Рв)
Рв = П/АВср
АВср –средняя величина внеоборотных активов за период Показывает эффективностьиспользования основных средств. Рост коэффициента при снижении коэффициентарентабельность всего капитала свидетельствует об увеличении мобильных средств.
4.Рентабельность собственного капитала Р(ск)
Рск = П /Кс
Кс –средняя величина источников собственных средств по балансу за период. Показываетэффективность использования собственного капитала.
5.Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала Р(и)
Ри = П / Ки
Ки –средняя величина долгосрочных кредитов и займов за период Показываетэффективность использования инвестиционного капитала, вложенного в деятельностьпредприятия на длительный срок
Рост любогопоказателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов.Прежде всего, это совершенствование системы управления производством в условияхрыночной экономики, повышение эффективности использования ресурсовпредприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системырасчетно-платежных отношений, индексация оборотных средств и четкое определениеисточников их формирования .
Важным факторомроста рентабельности в современных условиях является работа предприятий поресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, и роступрибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов наданном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение впроизводство новых ресурсов. Снижение себестоимости должно стать главнымусловием роста прибыльности и рентабельности производства.
 
2.2 Факторный анализ показателей рентабельности
 
Рентабельность— это степеньдоходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Показатели рентабельности болееполно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к.их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом илипотребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия икак инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показателирентабельности можно объединить в несколько групп:
❑показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции,рентабельность деятельности);
❑показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность продаж);
❑показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупныхактивов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала,рентабельность собственного капитала).
Рентабельностьпродукции (услуг) (Rп) исчисляется путем отношенияприбыли от реализации (Прп) к сумме затрат пореализованной продукции (услуг) (3рп):
/>
Данная величинапоказывает, какую прибыль имеет организация с каждого рубля, затраченного напроизводство и реализацию продукции (услуги). Этот показатель можетрассчитываться как в целом по организации, так и по отдельным ее сегментам ивидам продукции.
Рентабельность продаж(оборота) (Rоб) рассчитывается делением прибыли от реализациипродукции, работ и услуг до выплаты налогов (Прп) насумму полученной выручки (Врп) и характеризуетэффективность производственной и коммерческой деятельности (какую прибыль имееторганизация с рубля продаж). Рассчитывается в целом по организации и отдельнымвидам продукции:
/>
Рентабельность капиталаисчисляется отношением прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистойприбыли), к средней стоимости всех активов данной организации. Этот коэффициентпоказывает эффективность использования всего имущества организации.
Рентабельностьвнеоборотных активов можно определить как отношение прибыли (чистой прибыли)организации к средней стоимости внеоборотных активов.
Рентабельностьсобственного капитала исчисляется отношением прибыли (чистой прибыли) к среднейвеличине собственного капитала. Этот коэффициент показывает, какое количествоприбыли приходится на один рубль собственного капитала.
Расчет показателейрентабельности предприятия МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1»за 2008 год.
Рентабельность капитала(активов) или экономическая рентабельность
Прибыль доналогообложения: ср.год.стоимость активов * 100 = 1179 /(0,5*(45042+46352))*100= 1179/45697*100=2,58
Рентабельность заемногокапитала
Прибыль доналогообложения: ср.год. стоимость капитала * 100 = 1179 /(0,5*(330+439))*100=1179/384,5*100=306,63
Рентабельностьвнеоборотных активов
Прибыль доналогообложения: ср.год.стоимость внеоборотных активов * 100=1179/(0,5(32903+27001))=1179/29952*100 = 3,94
Рентабельность продаж
Прибыль от продаж:Выручка * 100 = 1409/245922*100 = 0,57
Рентабельностьоборотных активов
Прибыль доналогообложения: ср.стоимость об.активов *100 = 1179/(0,5*(12139+19351))*100=1179/15745= 7,49
Рентабельностьсобственного капитала
Чистая прибыль:ср.год.стоимость собственного капитала * 100 = 92/(0,5*(11386+11480)) *100=92/11433*100=0,80
Рентабельность расходовпо обычным видам деятельности
Прибыль от продаж:(Себестоим.+коммерч. +управл.расходы)*100= -1409/(212234+35097)*100 = — 0,57 –отчетный год
1945/227905*100 = 0,85– предыдущий год
Производственнаярентабельность
Прибыль от продаж:Себестоимость *100 = -1409/212234*100= -0,66
Рентабельностьуправленческих расходов
Прибыль от продаж:Управленческие расходы*100= -1409/35097*100 = -4,01 — отчетный год

Заключение
Подводя итог курсовойработы, можно сделать следующие выводы: что в связи с переходомэкономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение кполучаемой от экономических субъектов информации. Информация о финансовомсостоянии организации, его финансовых результатах становится очень важна дляширокого круга пользователей, как внешних – налоговые инспекции, коммерческиебанки, акционеры и т.д., так и внутренних – администрация, менеджеры,внутренние финансовые службы организации. Результаты проведенного анализадолжны быть использованы для принятия правильных управленческих решенийадминистрацией организации и обоснованных инвестиционных решенийакционерами-собственниками. Рентабельность – это важный показатель деятельностипредприятия, дающий более полную, чем прибыль, картину и хорошо поддающийсяразного рода анализу.

Списоклитературы
1.   ДробозинаЛ.А. Финансы. – М.: Юнити, 2000. – 479 с.
2.   КолчинаН.В. Финансы предприятий. – М.: Юнити, 2000. – 413 с.
3.   КруглякВ. П. Финансы. — 2002. — №11


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.