Реферат по предмету "Экономика"


Анализ хозяйственной деятельности ОАО "Бурёнка"

Содержание
Введение
I. Теоретическая часть
1. Характеристикапредприятия
2. Задачи и источникиэкономической информации
2.1. Бухгалтерскаяотчётность как источник информации для финансового анализа
2.1.1 Виды баланса.Структура баланса
2.1.2 Отчет о прибылях иубытках
2.1.3 Отчет о движениикапитала
2.1.4 Отчет о движенииденежных средств
2.1.5 Приложение кбухгалтерскому балансу
II. Аналитическая часть
1. Анализ и оценкаимущества предприятия и источников его образования
1.1 Аналитическаягруппировка статей актива
1.2 Аналитическаягруппировка статей пассива
2. Анализ основныхпоказателей по теме
2.1 Понятия и показателикачества и конкурентоспособности
2.1.1 Анализ показателейкачества продукции
2.1.1.1 Понятие качествапродукции
2.1.1.2 Показатели качествапродукции
2.1.1.3 Развитие системуправления качеством
2.1.1.3.1 Опыт управлениякачеством
2.1.1.3.2 Современныепроблемы управления качеством
2.1.1.3.3 Развитие системысертификации
2.1.1.3.4 Политикапредприятия в области качества
2.1.1.4 Японская иамериканская модели управления качеством
2.1.1.4.1 Опыт зарубежныхпредприятий
2.1.1.4.2 Методыобеспечения качества
3. Анализ показателейконкурентоспособности продукции
3.1 Понятиеконкурентоспособности
3.2 Показателиконкурентоспособности
3.3 Государственные имеждународные стандарты и системы качества
3.3.1 Понятие стандартов истандартизации
3.3.2 Система стандартов вРоссийской Федерации
3.3.3 Международныестандарты и системы качества
III. Выводы и предложения поповышению уровня качества и конкурентоспособности продукции
Список использованнойлитературы
Введение
Данная работапредполагает исследование предприятия как открытой социотехнической системы. Яостановила свой выбор на ОАО «Бурёнка», потому что, с моей точки зрения, этопредприятие имеет хорошую деловую репутацию, и зарекомендовало себя какразвивающееся с блестящими перспективами в будущем.
Данноеисследование представляет для меня особый интерес, поскольку дает возможностьприменить мои теоретические знания на практике, познакомиться с принципамиработы крупного предприятия, а также помогает сформировать общие представленияо современном бизнесе.
Изучениеявлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализпредставляет собой расчленения явления или предмета на его составные части(элементы) с целью изучения их внутренней сущности. В равной мере это жеположение относится и к экономическим явлениям и процессам. Так, для пониманиясущности прибыли требуется знать основные источники ее получения, а такжефакторы, определяющие ее величину. Чем детальнее они исследованы, темэффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов.
Однако анализне может дать полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза,т.е. без установления связей и зависимостей между его составными частями. Приизучении прибыли также нужно учитывать взаимосвязь и взаимодействие факторов,формирующих ее уровень. Только анализ и синтез в их единстве обеспечиваютнаучное изучение предметов и явлений.
Экономическийанализ – это научный способ познания сущности экономических явлений ипроцессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всеммногообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ можно рассматривать как деятельностьпо подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизацииуправленческих решений. Анализ тесно связан с планированием и прогнозированиемпроизводства.
Анализ является важным элементом в системе управленияпроизводством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов,основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Роль анализа заключается:
1.        необходимостью повышения эффективностипроизводства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышениемнаукоемкости и капиталоемкости производства;
2.        отходом от командно-административнойсистемы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям;
3.        созданием новых форм хозяйствования всвязи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочимимероприятиями экономической реформы.
Качествоработы производственных предприятий характеризуется конечным результатомпроизводственно-хозяйственной деятельности, ритмичностью выполняемых работ.
Повышениекачества выполняемых работ зависит не только от самой организации, но и отвнешних причин: поставщиков, заказчиков, своевременного поступления финансирования,от социально-политической и экономической ситуации в государстве.
Переход отплановой к рыночной экономике существенно повлиял на деятельностьпроизводственных предприятий, они стали более зависимы от внешних факторов.Постоянный недостаток денежных средств затрудняет заключение новых договоров напоставку сырья и материалов и вынуждает применять другие формы расчета.
Недостатокденежных средств у заказчика ставит под вопрос своевременность оплаты исоответственно не позволяет четко планировать сроки строительства. В этихусловиях экономический и финансовый анализ деятельности предприятия приобретаетособенно важное значение.
Экономическийанализ представляет собой системное исследование всех сторонфинансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основнаяфункция анализа — поиск резервов повышения эффективности производства. Основныерезервы производственных предприятий во всех их подразделениях связаны сприменением трех видов ресурсов, соответствующих структуре производственногопроцесса, резервы, связанные с применением рабочей силы, средств труда ипредметов труда. Мобилизация резервов осуществляется как путем совершенствованиятехнологии, так и путем ликвидации различных потерь. Также экономический анализставит перед собой задачи:
1.        Оценкарезультатов деятельности предприятий по выполнению планов, достигнутому уровнюразвития экономики, использованию имеющихся возможностей.
2. Разработка мероприятий по использованию выявленныхрезервов.
Значениеанализа в системе организационно-управленческой деятельности состоит в том, чтоон позволяет принимать оптимальные тенденции развития предприятий напоследующие периоды.
Экономическийанализ способствует улучшению плановой работы, повышению уровня всейхозяйственной деятельности, является неотъемлемой частью работы предприятия.
Анализом финансового состояния занимаются не толькоруководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители,инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки – дляоценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики – длясвоевременного поступления платежей, налоговые инспекции – для выявления планапоступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится навнутренний и внешний.
Внутреннийанализ проводится службами предприятия, и его результаты используются дляпланирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Егоцель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместитьсобственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия длянормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли иисключения риска банкротства.
Внешнийанализ осуществляется внешними пользователями на основе публикуемой отчетности.Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы получитьмаксимум прибыли и исключить риск потери.
Производствомолока является одной из наиболее важных отраслей пищевой промышленности.
Молоко является практически незаменимой основой питания в детскомвозрасте как людей, так и животных. В нем содержатся все необходимыепитательные вещества. По многообразному составу с ним не может конкурировать ниодин из известных человеку пищевых продуктов. В молоке имеются почти всеизвестные в настоящее время витамины.
В результатепереработки молока из него получают сметану, кефир, масло, сыр, творог и другиепродукты питания.
И молоко, имолочные продукты играют важную роль в питании человека.
Особенностями, которые характеризуют молочное производствоявляется: повсеместность производства молока и молочных продуктов длябесперебойного снабжения ими населения, необходимость органического сочетаниямолочного скотоводства с другими отраслями сельского хозяйства, значительнаятрудоемкость и большая доля продукции этой отрасли во всем объеме производствасельскохозяйственной продукции в большинстве регионов страны. Молочноеживотноводство оказывает большое влияние на экономику всего сельскогохозяйства, поэтому производство молока имеет большое народнохозяйственноезначение.
Однако, сложившаяся обстановка в животноводстве страны вызываетбольшую тревогу и озабоченность, требует серьезного анализа и определениястратегии и тактики в развитии отдельных отраслей.
Основные причины сокращения производства продукции –продолжающееся уменьшение численности скота, и продуктивности животных.
Необходимо направить все внимание на стабилизацию поголовьямолочных коров, на повышение интенсивности использования имеющегося поголовья,на рост молочной продукции за счет осуществления комплекса зоотехнических,организационных и экономических мероприятий.
Осуществление намеченных мер, возможно, при наличии всесторонней,объективной, оперативно поступающей информации. А основным источникоминформации являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.
Учетная информация занимает более 80% в общем объеме экономическойинформации в сельском хозяйстве. Все изменения в отрасли регистрируются вбухгалтерском учете с целью активного воздействия на результаты.
Учетная информация привлекается для принятия управленческихрешений. Таким образом, роль бухгалтерского учета в информационном обеспечениисистемы управления достаточно высока, но другая его важная роль – обеспечениеконтроля за сохранностью собственности предприятия, что особенно важно внынешних условиях.
Увеличение производства молока и повышение его эффективности –важная задача работников животноводства. Решение ее связано ссовершенствованием производственной деятельности. В этих условиях возрастаетзначение анализа и оценки результатов работы сельскохозяйственных предприятий иих подразделений. При анализе следует учитывать как количественные показателипроизводства молока (объем производства, продуктивность) так и качественные(жирность).
Важно обеспечить сопоставимость всех сравниваемых между собойбазисных и отчетных показателей по производству молока.
В этой связи задачей дипломной работы является изучение постановкибухгалтерского учета, проведение анализа производства молока, молочной икисломолочной продукции в ОАО «Бурёнка» г. Ростова-на-Дону, с целью внесенияконкретных предложений по улучшению бухгалтерского учета и повышениюэффективности отрасли.
I. Теоретическая часть 1 Характеристика предприятия
Объектомэкономического анализа в данной курсовой работе является предприятие ОАО«Бурёнка».
Местонахождение и юридический адрес:
344007, Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, д. 86/1 ,
тел.(8632) 223896 ,
факс.(8632) 223896,
р/с 40702810852090102618,
в/с 40702810407240000283,
ИНН 6168000925.
Предприятие создано 3 января 2000 года путем преобразования, основано наобщей долевой форме собственности с уставным капиталом 39420 тыс. рублей.
Производственнаябаза размещена на уже имеющихся площадях общей площадью 3000 кв. м.,расположенных в г. Ростове-на-Дону собустроенной системой коммуникаций и подъездными путями. Все помещенияготовы для налаживания производства и не требуют дополнительных средств дляремонта.
Оборудованиедля производства молочной промышленности поставляется австрийской фирмы SMALLER с которой достигнуто соответствующее соглашение. Стоимость оборудованиясоставляет 300000 рублей.
Амортизацияначисляется линейным способом, по формуле:
АО=(С об. * Н)*100%, где:
АО-Амортизационные отчисления;
С об.-Стоимость оборудования;
Н- Нормаамортизации.
Суммаамортизационных отчислений составляет 15000 рублей.
Промышленное предприятие ОАО «Бурёнка» является открытымакционерным обществом, сокращенное название ОАО «Бурёнка».
В уставепредприятия отражены следующие основные виды деятельности:
Ø    производствои реализация молочной продукции;
Ø    маркетингтоваров и услуг;
Ø    торгово-закупочнаядеятельность;
Ø    оптовая,мелкооптовая и розничная торговля;
Ø    внешнеэкономическаядеятельность;
ОАО «Бурёнка»обязано:
1.        нестиответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушениезаконодательства и иных правил хозяйствования;
2.        обеспечитьсвоим работникам безопасные условия труда;
3.        осуществлятьоперативный и бухгалтерский учет, вести статистическую отчетность.
Бухгалтерскийучет на предприятии ведется по журнально-ордерной форме учета. В учетнойполитике предприятия отражены следующие основные методы и способыбухгалтерского учета:
Начислениеамортизации осуществляется по Единым нормам, линейным способом.
Приопределении фактической стоимости материалов, списанных в производство,используется метод по средней себестоимости
Применяетсяметод определения выручки от реализации работ, услуг — по мере выполнения работи предъявления расчетных документов.
Учредителями являются граждане Российской Федерации — физические лица: 3человека:
Президент –Иванов И.В.
Генеральныйдиректор – Петров П.В.
Коммерческийдиректор – Сидоров С.В.
Они имеютбольшой опыт работы в продовольственной сфере, не только в сфере управления, но и непосредственно на рабочих местах вторговой и производственной сферах, где приобрели большой профессиональныйопыт, продвигаясь вперед по ступеням карьеры.
Управлениепредприятием осуществляет совет директоров, которому непосредственноподчиняются заведующая производством, главный бухгалтер и заведующая склада.Производственный отдел, подчиненный заведующей производством занимаетсявопросами производства и заключением договоров на поставку сырья и материалов.Гл. бухгалтер несет ответственность и пользуется правами, установленнымизаконодательством РФ для главных бухгалтеров предприятия, которому подчиняетсябухгалтерия, отвечает за осуществление бухгалтерского учета на предприятии.Проверка согласованности экономических показателей показала, что годовой отчетсоставляется верно, проверен и может использоваться для проведения анализафинансовой деятельности предприятия.
Увеличениеобъёмов производства молочной продукции в значительной степени способствуетдостаточная обеспеченность предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, ихрациональное использование.
Требования ксотрудникам и работникам достаточно высоки. Каждый из них имеет соответствующееобразование и опыт работы в данном делопроизводстве. На предприятии работают 86человек.
Напредприятии ОАО «Бурёнка» используется система должностных окладов. Общий ФОТсоставляет – 4784300 руб.
Рабочий день начинается в 9.00 изаканчивается в 19.00. Таким образом организован 10-ти часовой рабочей день с одной рабочей сменой, с двумя выходными (22рабочих дня в месяц).
На предприятии осуществлена линейно-функциональная структура управления,когда руководство фирмой осуществляется не только из центра, но инепосредственно на местах: в каждом хозяйственном подразделении ОАО «Бурёнка»действует тщательно подобранный управленческий персонал, координирующий работуконкретного субъекта управления в соответствии с генеральной стратегией фирмы.Руководителей хозяйственных объектов характеризует большой опыт работы в своейсфере деятельности и глубокое знание специфики конкретного объекта.
Учитывая, что ОАО «Бурёнка» представляет собой чрезвычайно разветвленнуюпроизводственную структуру, последнее немаловажно для эффективного управлениятаким сложным производственным комплексом.
Виддеятельности ОАО «Бурёнка» –производство молочной продукции и её реализация.
Дляосуществления производственного процесса требуется следующее сырьё:
-          молококоровье
-          молококобылиц
-молоковерблюдиц
Всё сырьёзакупается на агрофермах напрямую, без посредников.
Заказ наприобретение делается заранее, чтобы исключить все возможные причины недоставкисырья в срок. Его перевозка производится на транспорте нашего предприятия.
Последоставки нужных продуктов на молкомбинат проводится распределение в зависимостиот срока хранения. Часть хранится на складе, остальное в холодильных камерах.Все продукты с коротким сроком хранения вырабатываются сразу же, чтобыисключить их порчу и обеспечить будущему товару высокое качество.
Однако, кроме оборудования для производства молочной, кисломолочной,ацидофильной продукции, которые относятся к пищевым продуктам, необходимополучение сертификата качества и разрешения на производственную деятельность. Дляполучения такого разрешения был получен гигиенический сертификат на продукцию.После приобретения гигиенического сертификата, был получен сертификат соответствиянашей продукции нормам, указанным в гигиеническом сертификате. Для этого былиизготовлены образцы продукции, которые отдаются на экспертизу в одну изэкспериментальных лабораторий города. Однако процедуру подтверждения сертификатанеобходимо повторять не реже одного раза в квартал.
Особоезначение на предприятии придаётся санитарным нормам, чтобы исключить различныенеприятности, связанные с условиями производства товара.
Какие либовредные выбросы в окружающую среду исключены.
Продукция,выпускаемая фирмой ОАО «Бурёнка»занимает заслуженное место среди молочных продуктов, выпускаемых в России,благодаря используемым нами высококачественному сырью, новейшей аппаратуре иклассическим рецептам приготовления молочных, кисломолочных и ацидофильныхпродуктов.
Продукция, выпускаемая предприятием ОАО «Бурёнка» обладаетследующими достоинствами:
-          высокоекачество
-          гибкаясистема цен
-          всевозможныескидки
-          самыйширокий ассортимент
— качеством и привлекательностью упаковки
-          выпусктаких малоизвестных и экзотических видов как:
-чал
-кумыс
-курунга
выпуск таких давно забытых видов как:
-снежок
-любительскаясметана
-ацидофильныепродукты
Структура ассортимента продукции следующая:
— Молоко
— Сметана:
— любительская
— диетической сметаны
— Кисломолочные продукты:
— Простокваша:
— обыкновенная
— мечниковская
— южная
— украинская(ряженка)
— варенец
— южныйнапиток
— Йогурт
-Молочно-белковаяпаста «Здоровье»
— Ацидофильные продукты:
— ацидофильная простокваша
— ацидофильное молоко
— ацидофильная паста
— ацидофильно-дрожжевое молоко
— Кефир:
— обыкновенная
— кефир свитамином С
— Кумыс
— Чал (шубат)
— Курунга
Рынком сбыта продукции являются предприятия оптовой и розничной торговли,предприятия общественного питания г. Ростова-на-дону, Ростовской области.
Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкимивнутрипроизводственными издержками вследствие организации производства фирмы позамкнутому технологическому циклу — от производства молочных продуктов до ихреализации через собственную Торговую сеть.
Потенциальные конкуренты — ОАО «Тацинский молочный завод», Агрофирма«Кагальницкая», Молкомбинат «Ростовский», ОАО «Молочный комбинат» (г. Тимашевск).
Годовой объем выпуска готовой продукции – 2500000 л.,
общей стоимостью – 9815812 тыс. руб.
Затраты на выпуск продукции – 4496316 тыс. руб.
Прибыль до налогообложения – 675454 тыс. руб.
Налог на прибыль и иные обязательные платежи – 236409 тыс. руб.
Прибыль от продаж – 745044 тыс. руб.
Чистая прибыль – 439045 тыс. руб.
Рентабельность продаж – 37,17 %.

2.  Задачии источники экономической информации 2.1 Бухгалтерская отчётность как источник/> информации для финансового анализа
Собственники анализируютфинансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положенияфирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизироватьсвои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемыхрешений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.
Основным (а вряде случаев и единственным) источником информации и финансовой деятельности деловогопартнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетностьпредприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учетаи является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловымипартнерами – пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами анализавыступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельностипредприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственникисредств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты(покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъектанализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимоопределить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективностьиспользования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам –целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита;потенциальным собственника и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своихкапиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятияможет углубить анализ отчетности, используя данные производственного учете в рамкахуправленческого анализа, проводимого для целей управления.
Вторая группапользователей бухгалтерской отчетности – это субъекты анализа, которые хотя непосредственнои не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны защищать интересы первойгруппы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы,пресса, ассоциации, профсоюзы.
В определенныхслучаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использоватьлишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководствои аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственногои финансового учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являютсяединственным источником внешнего финансового анализа.2.1.1 Виды баланса.Структура баланса
Бухгалтерский баланс является богатым источником информации, набазе которого раскрывается финансово-хозяйственная деятельность экономическогосубъекта.
Не зря,поэтому среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс, значится на первомместе.
В зависимостиот стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначенияразличают разные виды бухгалтерских балансов: вступительный, текущий, заключительный(годовой), разделительный, передаточный, сводный (консолидированный),ликвидационный.
Балансирующимпоказателем во вступительном балансе выступает уставный капитал, поскольку на этомэтапе нет другого источника поступления из-за отсутствия хозяйственной деятельности.
Присоставлении заключительного баланса таким показателем выступает финансовыйрезультат (прибыль или убыток) организации.
Для всех другихвидов бухгалтерского баланса балансирующим показателем могут выступать как уставныйкапитал организации, так и финансовый результат ее деятельности.
Приведенный переченьбухгалтерских балансов по сути своей соответствует жизненному циклу юридическоголица. На этом пути трансформация в организационной структуре данного лица происходитглавным образом под воздействием его финансового состояния и места на соответствующемсегменте рынка товаров, работ и услуг.
Следует особовыделить понятие самостоятельного баланса. Его ведут субъекты, наделенные правамиюридического лица. При отсутствии таких прав составляется отдельный баланс.Такой подход распространяется на структурные подразделения экономического субъекта(цехи, филиалы, участки и пр.).
Для пониманияинформации, содержащейся в бухгалтерском балансе, важно иметь представление о структуребаланса.
Двусторонняя таблицабаланса в графическом изображении показывает на левой стороне состояние имуществав последовательности, соответствующей функциональной роли его составляющих, исходяиз степени ликвидности и характера участия хозяйственных средств в процессе воспроизводстваобщественного продукта. Это актив баланса. Актив раскрывает состав имущества,как оно действует, чем представлены его составные части. Источники данного имуществаотражены в правой стороне баланса – пассиве. Пассив показывает собственный капитал,а также совокупность долгов и обязательств экономического субъекта. Экономическиоднородный вид имущества в активе или источников его формирования в пассивепринято называть статьей баланса.
В интересах сближенияотечественной практики с требованиями международных бухгалтерских стандартов в последнеевремя бухгалтерский баланс стали составлять не в первоначальной (исторической) оценке(баланс- брутто), а в реальной оценке на дату составления баланса, «очищенном»от регулирующих статей (баланс – нетто). Такой подход распространяется как на имуществодлительного пользования, так и состав оборотных средств. Поэтому в балансе отсутствуюттакие статьи, как « Износ основных средств », «Амортизация нематериальных активов»,«Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов», «Торговая наценка » и некоторыедругие.
Итог по активубаланса на начало года и конец отчетного периода равен соответственно итогу егопассива. Это равенство, как уже указывалось, определяет сущность баланса: в немотражается имущество экономического субъекта в двух плоскостях, а именно влевой стороне – активе баланса – по видам, составу и размещению, а в правой –пассиве – по источникам формирования данного имущества.
Далее. В активеимущество приведено с учетом степени ликвидности. Наименее ликвидные статьи («Нематериальные активы», «Основные средства») размещены в начале, а легко реализуемыеактивы («Касса», «Расчетный счет») – в конце баланса.
Во многих странахс развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратнойстепени ликвидности, т.е. в начале показываются легко реализуемые виды имущества,а в конце баланса – наименее ликвидные активы.
В любом случаеимущество предприятия – актив (А) должен соответствовать его обязательствам (П)и собственному капиталу (К): А=П+К.
Разложение правойстороны баланса на две составляющие в указанной последовательности имеет глубокийэкономический смысл. В случае ликвидации экономического субъекта ввиду несостоятельности(банкротства) действующее законодательство в первую очередь предусматривает удовлетворениеобязательств кредиторов (П) в строго установленной очередности. Причем требованиякредиторов каждой очереди подлежат удовлетворению только после полного погашенияобязательств перед кредиторами предыдущей очереди. В то же время инвесторы на вложенныйкапитал (К) получают только ту часть, которая остается после платежей пообязательствам. Статьи баланса в зависимости от их экономической сущности распределенына пять разделов
Актив баланса включает два раздела, представленные поэкономической однородности с точки зрения ликвидности имущества следующимиосновными группами.
Первый раздел «Внеоборотные активы» содержит информацию онематериальных активах, движимом и недвижимом имуществе, представленными всоставе основных средств, а также долгосрочными инвестициями.
Второй раздел «Оборотные активы» представляет три блока наиболееликвидных активов. Это мобильные средства организации, так как в короткое времямогут быть обращены в наиболее ликвидную их часть – денежные средства.
Правая сторона баланса (пассив) раскрывает содержание собственногокапитала и обязательств как долгосрочного, так и краткосрочного характера.
Собственный капитал отражен в третьем разделе пассива «Капитал ирезервы».
Заемный капитал, исходя из сроков заимствования организацией,содержится в четвёртом разделе бухгалтерского баланса «Долгосрочные пассивы» ив пятом разделе «Краткосрочные пассивы».
Такова принципиальная схема и содержание бухгалтерского баланса. Преждечем читать баланс, необходимо убедиться, что он готов к чтению. Для этого проводятпредварительную его проверку: наличие подписей; соблюдение сроков сдачи поотметке налогового органа; соблюдение требуемой размерности единиц измерения;правильность арифметических расчетов (валюты баланса, промежуточных итогов, прямыхи косвенных контрольных соотношений), а также соблюдение Инструкции о порядке заполненияформ отчетности.
В бухгалтерском балансе информация представляется«На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа,сопоставления показателей, выявления их роста или снижения. Однако отражение вбалансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросысобственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробныесведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и ихисточников. Это достигается подготовкой следующих форм отчетности:
• форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»,
• форма № 3 «Отчет о движении капитала»,
• форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»,
• форма № 5 «Приложение к бухгалтерскомубалансу»,
•«Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетномгоду на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансовогосостояния. 2.1.2 Отчет о прибылях и убытках
Отчет о финансовых результатах содержит сравнение суммы всехдоходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов ипоступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания егодеятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения являетсяваловая (балансовая) прибыль или убытки за период.
Для инвесторов и аналитиков отчет офинансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланспредприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, адинамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течениегода и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.
Отчет о финансовых результатах даетпредставление о тенденциях развития предприятия, его финансовых ипроизводственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем. 2.1.3 Отчет о движении капитала
Состоит из двух разделов. В разделе «Собственный капитал»отражаются данные о наличии и движении его составляющих: уставного(складочного) капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фондовнакопления и социальной сферы, образуемых в соответствии с учредительнымидокументами и принятой учетной политикой, а также средств целевыхфинансирования и поступлений и нераспределенной прибыли прошлых лет.
Каждый показатель содержит по четыре графы (с третьей по шестую):»Остаток на начало года" (кредитовое сальдо по соответствующемубалансовому счету на начало года), «Поступило в отчетном году»(кредитовый оборот с начала года), «Израсходовано (использовано) вотчетном году» (дебетовый оборот с начала года), Остаток на конецгода".
Во втором разделе отражаются данные о наличии и движении фондовпотребления, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов. 2.1.4 Отчет о движении денежных средств
Представляется в валюте Российской Федерации. В случае наличия(движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет виностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета,составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банкаРоссийской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности.
В разделах 2 «Поступило денежных средств» и 3 «Направлено денежныхсредств» отражаются суммы денежных средств, фактически поступивших в кассу илина счета учета денежных средств за период с начала года, и фактически выданныхиз кассы или перечисленных с расчетного и иных счетов предприятия.
Движение денежных средств составляется в разрезе текущейдеятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельностипредприятия.
При этом для целей составления отчета о движении денежных средствпонимается:
по текущей деятельностью — деятельность предприятия, преследующаяизвлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибылив качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е.производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельскимхозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственнойпродукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видамидеятельности;
под инвестиционной деятельностью – деятельность предприятия,связанная с капитальными вложениями организации в связи с приобретениемземельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальныхактивов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлениемдолгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций идругих ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;
под финансовой деятельностью – деятельность предприятия, связаннаяс осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иныхценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до12 месяцев акций, облигаций и т.п. 2.1.5 Приложение к бухгалтерскому балансу
В разделе «Движение заемных средств» предприятие показываетналичие и движение средств, взятых взаймы как в виде кредитов банков, так и удругих организаций. По строкам «в том числе не погашенные в срок» отражаютсязаемные средства, просроченные и отсроченные к погашению.
В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» отражаетсясостояние и движение дебиторской и кредиторской задолженности, учитываемой насчетах учета расчетов, включая обязательства, обеспеченные векселями, и авансы.При этом к краткосрочной относится задолженность со сроком погашения до одногогода включительно, а к долгосрочной — более одного года.
В разделе «Амортизируемое имущество» расшифровывается составнематериальных активов, основных средств и малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов, принадлежащих предприятию. Данные приводятся по первоначальнойстоимости.
В разделе «Движение средств финансирования и долгосрочныхинвестиций и финансовых вложений» показываются наличие собственных ипривлеченных средств у предприятия и их использование на цели капитальных идругих долгосрочных финансовых вложений.
В разделе «Затраты, произведенные организацией» приводятся данныео затратах предприятия по их элементам, учтенные в соответствии с требованиями.
В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» приводитсярасшифровка отдельных видов прибылей и убытков, полученных предприятием втечение отчетного года и предыдущем отчетном году и включенных всоответствующие статьи отчета о финансовых результатах.
В разделе «Социальные показатели» отражаются отдельные социальныепоказатели: отчисления в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, вфонд занятости, на медицинское страхование; среднесписочная численностьработников, расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, доходы поакциям и вкладам в имущество предприятия.
II. Аналитическая часть 1. Анализ и оценка имуществапредприятия и источников его образования
 1.1 Аналитическая группировка статей актива
Таблица 1Группировка статей актива баланса Наличие средств Структура имущества, % На начало года На конец года Изменение На начало года На конец года Изменение в % 1. Имущество предприятия (валюта баланса) 3677407 4013306 335899 100% 100% X 1.1. Иммобилизованные средства (внеоборотные активы) 2096098 2050698 — 45400 57% 51% — 6%
1.2.Мобильные (оборотные (текущие) активы)
средства 1581309 1962608 381299 43% 49% 6% 1.2.1. Запасы и затраты 1010910 1124928 114018 27,49% 28,03% 0,54% 1.2.2. Дебиторская задолженность 7338 255455 248117 0,2% 6,36% 6,16% 2. Денежные средства и краткосрочные ценные бумаги 563061 582225 19164 15,31% 14,51% — 0,8%
Как видно изтаблицы 1, на конец года произошло увеличение всех статей актива, заисключением внеоборотные активы.
Общаястоимость имущества выросла на 335899 руб… На это повлияло значительноеувеличение стоимости (на 46181,59тыс.руб.). За отчетный год также возросластоимость оборотных средств предприятия на 381299 руб., или на 6%. Их доля вобщей стоимости имущества возросла и составила на конец года 49%. Внеоборотныеактивы уменьшились на 6% (45400руб.).
На увеличениеоборотного актива, в свою очередь, оказали влияние рост стоимости материальныхзапасов и величины банковского актива на 114018(т.е на 0,54%. ) и 19164 (что вобщей стоимости имущества составило — 0,8%), а также увеличение дебиторскойзадолженности на 6,16%%, что составило 248117руб.
В целом стольрезкое увеличение всех показателей можно объяснить очень высокими темпамиинфляции.1.2 Аналитическая группировка статейпассива
Таблица 2Группировка статей пассива баланса Наличие источников Структура источников финансирования, % На начало года На конец года Изменение На начало года На конец года Изменение в % 1. Источники формирования имущества 3677407 4013306 335899 100% 100% X 1.1. Собственный капитал 3389991 3821173 431182 92,18% 95,21% 3,03% 1.2. Заёмный капитал 287384 192101 — 95283 7,82% 4,79% — 3,03% 1.2.1. Долгосрочные пассивы (кредиты и займы) ________ ________ ________ ________ ________ ________ 1.2.2. Краткосрочные пассивы (кредиты и займы) ________ ________ ________ ________ ________ ________ 1.2.3.Кредиторская задолженность 287384 192101 — 95283 7,81% 4,79% — 3,02%
Из таблицы 1.2 видно, что увеличениестоимости имущества на 335899 руб. обусловлено, главным образом, ростомсобственного капитала на 431182 руб., (на 3,03%); заемного капитал при этомуменьшился на 45400 руб. (что составило — 3,03%). Увеличение собственныхоборотных средств на конец отчетного периода на 431182 руб. произошло, главнымобразом, за счет увеличения фонда социальной сферы на 402193 тыс. руб. Наизменение суммы оборотных средств обратно пропорционально повлияло изменение стоимостиосновных средств и незавершенное строительство на 335899 руб. и 44497 руб.соответственно.
2. Анализ основныхпоказателей по теме
 2.1 Понятия и показатели качества и конкурентоспособности
Качество продукции относится к числу важнейшихпоказателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции взначительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпытехнического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства,экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современныхусловиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на полекачества выпускаемой продукции. 2.1.1 Анализ показателей качества продукции2.1.1.1 Понятие качества продукции
Важным показателем деятельности промышленныхпредприятий является качество продукции. Его повышение — одна из формконкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровенькачества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличениюсуммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Понятие качества продукции регламентировано вРоссийской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управлениекачеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество —совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворятьопределенные потребности в соответствии с ее назначением»[1].
Покупатель считает качественной ту продукцию,которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфическиепотребности ей предназначалось удовлетворять.
Действительно, совокупность свойств продукцииможет быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя этапродукция может быть неприемлемой.
Совокупность свойств не может быть плохой илихорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо датьоценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупностьсвойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные илимеждународные образцы, требования, закрепленные в стандартах или техническихусловиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежнойлитературе — «относительное качество», «мера качества»).
Но любой документ или эталон узаконивает определенныйнабор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребностинепрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точномсоответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать еенекачественной, не устраивающей потребителя.
Таким образом, основное место в оценке качествапродукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в томчисле и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт,накопленный в области качества.
Следовательно,качество как экономическая категория — это общественная оценка, характеризующаястепень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления тойсовокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.2.1.1.2 Показатели качества продукции
Важным показателем деятельности промышленныхпредприятий является качество продукции. Его повышение — одна из формконкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровенькачества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличениюсуммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции — понятие, котороехарактеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские,технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации иунификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные икосвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всейпроизведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем еевыпуске;
б) удельный вес продукции высшей категориикачества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованнойпродукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировымстандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в томчисле в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качествапродукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля,содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность вработе);
в) технологичность, т.е. эффективностьконструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы занекачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции,удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Первая задача анализа — изучить динамикуперечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их измененияи дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
Как видно изтабл. 3, за отчетный год на предприятии проделана определенная работа поулучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чемсвидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества иэкспортируемой продукции.
Анализ обобщающих показателей качества продукции
Таблица 3Показатель Прошлый год Отчетный год план факт Средневзвешенный балл качества продукции 0,80 0,90 0,85 Удельный вес, %: продукции высшей категории качества 80 85 88 экспортируемой продукции 7,5 9,6 9,8 забракованной продукции 0,55 0,40 0,35 зарекламированной продукции 0,30 0,25 0,20 Потери от брака, тыс. руб. 22904,27 28624,26 25046,22
По продукции, качество которой характеризуетсясортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) вобщем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная ценаизделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первомупоказателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают сплановой, а для изучения динамики качества — с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определитьдвумя способами: отношением количества продукции I сорта к общемуколичеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимостипродукции Iсорта (табл. 4):
/>
Отсюдакоэффициент сортности: по плану — 0,909 (4015000 /4417475), фактически — 0,922(3926325/4256325). Выполнение плана по качеству — 101 % (0,922 /0,909).Средневзвешенная цена по плану — 1200 тыс. руб., фактически – 1212 тыс. руб.,что по отношению к плану также составляет 101 %.
Анализкачества продукции (молоко).
Таблица 4Сорт продукции Цена за 1 т. руб. Выпуск продукции (тон) Стоимость выпуска, тыс. руб. план факт план факт по цене I сорта план факт
I
II
III
5500
4500
3000
442730
332450
28000
481880
266670
25330
2435000
1496000
84000
2650325
1200000
76000
2435000
1828475
154000
2650325
1466685
139315 Итого 4500 803180 773880 4015000 3926325 4417475 4256325
Вторая задача анализа — определение влияниякачества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпусктоварной продукции (ΔТП), выручку от реализации продукции (ΔВ) иприбыль (ΔП). Расчет
производитсяследующим образом:
/>
где Цо и Ц1 — соответственно цена изделия до ипосле изменения качества; Со и С1 — соответственно уровень себестоимостиизделия до и после изменения качества; К1 — количество произведенной продукцииповышенного качества; VРП1 — объем реализации продукции повышенного качества.
Расчет влияния сортового состава продукции наобъем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четыремспособам, которые применяются при анализе структуры производства продукции.Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 5).
Влияние сортового состава продукции на объемвыпуска молока в стоимостном, выражении
Таблица 5Сорт продукции Оптовая цена 1 т. тыс. руб. Структура продукции, % Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб. план факт +, - I 5500 55 62 +7 + 385 II 4500 41 35 -6 -270 III 3000 4 3 -1 -30 Итого 4500 100 100 X +85
В связи с улучшением качества продукции(увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II а III сортов) средняя ценареализации по молоку выше плановой на 85 тыс. руб., а стоимость всегофактического выпуска — на 65779,8 млн. руб.(85 тыс. руб. * 773880 т.).
Косвеннымпоказателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый инеисправимый, внутренний, (выявленный на предприятии) и внешний (выявленныйпотребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции,уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака поабсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции;определяют потери от брака:
тыс. руб.
1. Себестоимость забракованной продукции 30000
2. Расходы по исправлению брака 4800,22
3. Стоимость брака по цене возможногоиспользования 8254
4. Сумма удержаний с виновных лиц 1500
5. Потери от брака (п.1+п.2-п.3-п.4) 25046,22 Дляопределения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровеньрентабельности. В нашем примере стоимость товарной продукции в действующихценах составляет 9815812 тыс. руб., а ее себестоимость. — 7156064 тыс. руб.Отсюда фактический уровень рентабельности равен +37,17 % ((9815812 — 7156064)/7156064* 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимостипродукции в 1,372 раза. Потери же товарной продукции равны 25046,22 * 1,372 =3436,41 тыс. руб., или 0,35 % от стоимости фактического выпуска.
Затемизучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам ихвозникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по ихустранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохоекачество сырья, низкий уровень технологии и организации производства,квалификации рабочих, аритмичность производства и др.2.1.1.3 Развитие систем управления качеством
В решении проблемы обеспечения качества выделяютпять этапов: индивидуальный контроль качества, цеховой контроль качества,контроль качества при приемке продукции, статистический контроль продукции(статистический контроль качества), комплексное управление качеством.

2.1.1.3.1 Опыт управления качеством
До недавнего времени при решении проблем качествапредприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учетапотребностей рынка. Вопросами управления качеством занимались отделытехнического контроля и анализа качества. В их функции входила проверкапараметров (свойств) изделий, применяемого сырья, материалов на каждой операциипроизводственного процесса, контроля точности работы оборудования, сборинформации по обнаруженным дефектам продукции, анализ и установление их причин.Обобщение информации позволяло разработать конкретные мероприятия, направленныена регулирование параметров качества продукции и координацию деятельности поповышению его уровня.
На ряде предприятий и объединений создавалисьсистемы комплексного управления качеством. В числе таких систем отметимСаратовскую БИП (бездефектное изготовление продукции), Львовскую КС УПК (комплекснаясистема управления качеством продукции), Краснодарскую КС УПЭП (комплекснаясистема управления эффективностью производства), Днепропетровскую КС УКП и ЭИРС(комплексная система управления качеством продукции и эффективнымиспользованием ресурсов). Однако из рассмотрения проблемы обеспеченияуправления качеством почти полностью были исключены вопросы маркетинга ипослепродажного обслуживания.
Современный анализ применяемых ранее системуправления качеством продукции акцентирует внимание на использовании принциповсистемного подхода к управлению качеством продукции, полностью проявившихся вКомплексной системе управления качеством продукции. Отечественная системавнесла существенный вклад в развитие системного подхода во всем мире. Процессуправления впервые был разделен на отдельные функции, в которые включалась ифункция определения потребности. Разработанные стандарты впервые использовалиськак средство правового и информативного обеспечения функционирования КС УКП.
Однако внедрение этих систем в практикупредприятий для решения проблемы качества не привело к значительному повышениюего уровня. Это объясняется тем, что монополизированный характер производства ипогоня за увеличением объема выпуска продукции не позволяли резко повыситьтребования к качеству продукции без модернизации техники, замены оборудования,внедрения новых технологий и автоматизированных средств регулирования иконтроля качества продукции. Созданный организационный механизм управлениякачеством на предприятиях не был ориентирован на потребителя продукции.Длительный срок внедрения достижений науки и техники, слабая материальнаязаинтересованность предприятий, отсутствие обратной связи потребителя спроизводителем резко снизили эффективность Комплексной системы управлениякачеством продукции. Вместе с тем сопоставление комплексных систем управлениякачеством продукции (КС УКП), действующих на отечественных предприятиях, сположением Международной системы ИСО 9004 показывает, что они, хотя ибазируются на общей методологии комплексного управления, имеют принципиальныеотличия:
1. Система КС УКП, главным образом, охватывалаорганизацию производственной деятельности предприятия для достижения плановогоуровня качества, слабо связанного с запросами потребителя. Система качества,регламентированная МС ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия отпроектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, какмаркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.
2. В системах качества, регламентированных МС ИСО,прослеживается прямая взаимосвязь между программой обеспечения качества иэкономическими результатами деятельности предприятия. В отечественных системахтакая взаимосвязь практически отсутствовала.
3. Система качества ИСО содержит такиеотсутствующие в КС УКП элементы, как политика предприятия в области качества,внутренняя проверка системы, организация учета и оценка затрат на качество.2.1.1.3.2Современные проблемыуправления качеством
Основными проблемами, стоящими перед отечественнымипроизводителями в направлении совершенствования управления качеством продукции,являются: включение в систему управления качеством продукции механизмамаркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всейпроизводственной деятельности, на потребителя; усиление механизма воздействиясистем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции.Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический,а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствиеквалифицированных кадров, ограниченность организационно-технической иматериальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использованиястатистических методов, отставание в автоматизации технологических иуправленческих процессов.
Опыт показывает, что внедрение международныхстандартов ограничивается не только высокими требованиями к организацииматериально-технического снабжения, финансирования, программного обеспечения,но и препятствиями социально-психологического характера, вызваннымистереотипами старого мышления. Предприятия, внедряющие стандарты, сталкиваютсяс непониманием необходимости осуществления этой работы в существующих условиях.Условия, принципы и требования, закрепленные в уже переработанных стандартах, напрактике выполняются не в полном объеме, что противоречит системному подходу врешении задач качества. Причины невыполнения состоят в нестабильностипроизводственных, сбытовых, экономических процессов, происходящих напредприятии. Большую трудность представляет организация маркетинговойдеятельности и осуществление прогноза необходимого уровня качества изделия.
Поэтому решить задачу достижения и поддержаниякачества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворениеустановленных или предлагаемых требований потребителя на внутреннем рынке, покадостаточно сложно. Кроме того, большинство промышленных предприятий России насегодняшний момент не могут обеспечить потребителю уверенность в том, чтонамеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто. 2.1.1.3.3Развитие системы сертификации
Совершенствование системы стандартизации,применение международных стандартов — неплохая предпосылка для созданияпредприятиями систем обеспечения качества, способных значительно повыситьконкурентоспособность отечественной продукции. Важно признание таких системпотребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации. Сертификацияпродукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиямстандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверенадостаточно объективно.
Сертификация — совокупность действий и процедур сцелью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знакасоответствия) того, что товар соответствует требованиям стандартов.
В развитии сертификации отмечается смещениеакцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятияхсистем обеспечения качества. В последнем случае она может осуществляться помоделям, установленным МС ИСО и соответствующими государственными стандартами.Российское предприятие может выбрать модель, сообразуясь с потребностями рынкаи конкретных потребителей.
В Российской Федерации в апреле 1992 г. былпринят Закон о защите прав потребителей, в котором нашли отражение и вопросысертификации, а в июле 1992 г. — постановление Правительства России по этапномувведению обязательной сертификации товаров и услуг.2.1.1.3.4 Политика предприятия вобласти качества
Современная политика передовых отечественных изарубежных предприятий в области качества заключается во взаимосвязанности инеотделимости ее от общей политики предприятия. Техническая, экономическая исоциальная политика рассматриваются как естественный результат или средствоуспешного решения задач качества. К таким задачам относятся:
• расширение или завоевание новых рынков;
• достижение технического уровня продукции,превышающего уровень ведущих предприятий;
• улучшение важнейших показателей качествапродукции;
• снижение уровня дефектности изготовляемойпродукции;
• развитие сети сервисных услуг;
• увеличение сроков гарантии на выпускаемуюпродукцию.
Для успешной реализации этих задач необходимовыделить основные направления и определиться в общих принципах действий вобласти качества.
Направления в области качества по существу иявляются стратегией развития, разработка которой даст возможность предприятиюхорошо взвесить реальные возможности в осуществлении своих планов.
Определение направлений подразумевает выделениеприоритетных направлений деятельности и расстановку акцентов в приложенииусилий работников предприятия при решении ранее обозначенных задач. Ихразработка осуществляется на основе альтернативных (прогнозных) вариантоврасчета прибыли, возможных издержек по каждому из направлений и выборуоптимального с учетом позитивных моментов.
Политика в области качества оформляетсядокументально, в виде основополагающего документа. Качество этого документа истепень детализации дают представление об общем отношении и придаваемомзначении этой проблеме на предприятии.
С позиций предприятия существует два подхода длядостижения определенного уровня качества. Первый подход заключается ввозможности достижения заданного уровня качества за один цикл, или этап. Второйподход — поэтапное финансирование повышения уровня качества по мере накопленияфинансовых средств на эти цели. В условиях рыночной экономики любой израссматриваемых подходов может быть тактически оправданным. Очевидно, чтореализация первого подхода подвержена большему риску в связи с большим периодомпрогнозирования и планирования и требует более тщательной проработки.
Обычно предприятие пользуется таким подходом налокальном рынке при модернизации изделий, внесении в конструкцию изменений сцелью постепенного улучшения уровня качества и удовлетворения специфическихпотребностей рынка. В условиях ограниченности средств предприятие не всостоянии выделить необходимые ресурсы для проведения крупномасштабных акций поулучшению качества. Поэтому выпускает на рынок определенный объем продукцииневысокого качества, но пользующейся спросом у определенной группыпотребителей, довольствуясь временным, небольшим успехом. Поэтапное достижениезаданного уровня качества связано с дополнительными затратами времени,необходимого для накопления финансовых средств и осуществления нового виткакачества на более высоком уровне. Такая стратегия в формировании необходимогоуровня качества содержит элемент «запаздывания» и используется далеко невсегда.
В последние годы первый подход становится болееактуальным, так как имеет достаточно весомые преимущества.
Во-первых, он обеспечивает большую централизациюи координацию всех стадий проектирования и производства изделий. Во-вторых,этот подход выводит предприятие на рубежи мирового уровня качества или егоопережения. В связи с этим предприятие может пользоваться всеми преимуществамиглобальной интеграции:
• снижением издержек, связанных с использованиеммеждународного разделения труда;
• ускоренными сроками внедрения на рынок;
• возможностью применения информационныхтехнологий;
• доступностью источников сырья;
• использованием совершенных технологий,изобретений и т.д. В-третьих, достигается «скачок» уровня качества, который
обеспечивает предприятию преимущества высшегопорядка в более длительном временном интервале.
Крупные фирмы могут применять также и смешаннуюстратегию, действуя глобально, где это возможно, и локально, где необходимо. Нагосударственном уровне практика финансирования и кредитования должна бытьнаправлена на отбор высокоэффективных проектов, разработку и освоение новойпрогрессивной продукции, предоставление предприятиям льгот по платежам в бюджетв случае освоения высокоэффективной продукции.
Современная стратегия финансирования заключаетсяв том, что высокое качество и удовлетворение потребителя должно сопровождатьсяснижением издержек производства при снижении степени риска и повышенииэффективности вложений средств на эти цели.
Реализация политики в области качества происходитчерез сформированную систему качества, главной функцией которой являетсяуправление качеством.

2.1.1.4 Японская иамериканская модели управления качеством
В качестве критериев в зарубежных моделяхиспользуются возможности реализации системы, получаемые результаты и ихсопоставление с затратами, связанные с функционированием системы. Главнойособенностью реализации моделей США и Японии является их ориентация напотребителя.2.1.1.4.1 Опыт зарубежныхпредприятий
В американских компаниях базовым элементом вформировании качества продукции является анализ требований потребителя. Системаобратной связи построена таким образом, что конечным элементом процессарегулирования качества также становятся требования потребителя. Выбранныепоказатели качества достигают своих планируемых значений в процессепроизводства. Эксплуатация, техническое обслуживание и гарантийный ремонт даютдополнительную информацию о степени удовлетворения потребностей в данном видепродукции.
Характерной особенностью функционированияяпонских систем управления качеством является всестороннее обучение персоналапредприятия методам бездефектного труда, жесткий контроль за соблюдениемтехнологии, привлечение рабочих к управлению качеством продукции с помощьюкружков качества.
Наибольшее распространение на промышленныхпредприятиях Европы, Америки и Японии получили две концепции: концепция TQC (англ… Total QualityControl) и CWQC (англ. Company-WideQuality Control). Концепция TQC предполагает построение хорошоструктурированного функционального подразделения, специализирующегося напроблемах качества. Вся полнота ответственности за качество продукциивозлагается на высший уровень руководства фирмы. Концепция СWQC основана надецентрализации функций управления и предполагает участие всего персонала фирмыв управлении качеством, включая рядовых работников.
Современный подход обусловливает всестороннееудовлетворение требований потребителей. Базируясь на системном подходе,основной акцент в управлении качеством смещается на реализацию мер,гарантирующих выпуск продукции стабильного уровня качества, при этомобеспечение качества рассматривается как главная стратегическая задачапредпринимательства. Этот принцип был реализован в концепции стандартов ИСОсерии 9000. 2.1.1.4.2Методы обеспечения качества
В процессе обеспечения качества обычноиспользуются экономико-математические методы: линейное, нелинейное,динамическое программирование, планирование эксперимента, имитационноемоделирование, теория игр, теория массового обслуживания, теория расписаний,функционально-стоимостный анализ, метод Тагути и метод структурирования функциикачества (СФК).
Метод Тагути базируется на понятии функции потерикачества, которая характеризует меру связи между качеством и потерями от егоснижения. Этот метод направлен на создание устойчивых технологических иуправленческих процессов системы качества, позволяющих быстро реагировать наизменение потребностей рынка и охватывать весь жизненный цикл изделия.
Метод структурирования функции качестваразработан доктором Мицуно (Токийский технологический институт) и заключается вформировании функции качества с помощью «голоса покупателей». Постепеннозапросы покупателей воплощаются в конкретные свойства продукции. Строитсяобъемная матрица, позволяющая соединить желаемые свойства изделия спотенциальными возможностями предприятия и потенциальными возможностямипредприятий-конкурентов. Этот метод указывает наиболее короткий путь кпотребителю и снижает затраты по достижению намеченного уровня качества.
При управлении улучшением качества долженреализовываться цикл: планируй — выполняй — контролируй — регулируй.
Методическим средством для этих целей служиткруговой цикл Деминга, или цикл PDCA: Р — план; D — выполнение работ всоответствии с планом; С — проверка соответствия полученного результатазапланированному; Л — принятие необходимых мер в случае отклонения полученногорезультата от запланированного. После достижения определенных результатов этотцикл повторяется, но на более высоком уровне. Круг Деминга — это метод управления,позволяющий руководству предприятия постоянно двигаться в направлениидостижения главной цели, получая важные промежуточные результаты, контролируясвои действия.
В планировании качества продукции широкоеприменение находит программно-целевой подход с использованием методов сетевогопланирования с разграничением стратегических и оперативных функций управлениякачеством и их раздельное финансирование, разработка нескольких ситуационныхпланов (многовариантность планирования) для обеспечения большей вероятности ихосуществления в меняющихся условиях рынка.
Большое значение придается методам оптимизацииработ по обеспечению качества и функционированию системы управления качеством,что в значительной степени снижает издержки. Особое место по степени использованиязанимают статистические методы обеспечения качества. Методы прикладнойстатистики дают возможность анализировать и интерпретировать получаемуюинформацию о потребительском спросе, нарушениях системы качества, динамикикачества изделий в разных сегментах рынка, тем самым повышая надежностьпроцесса получения стабильного уровня качества изделий и совершенствованиепроцесса управления.
В целом применение статистических методов сводится к анализу,прогнозу, выработке и реализации решения по проблемам качества. Эти методыклассифицируются на три основные группы: графо-аналитические методы, методыанализа статистических совокупностей и экономико-математические методы. Напередовых предприятиях Японии, США, ФРГ, Англии и других странграфоаналитическими методами владеют не только инженерно-технические работники,но и рабочие. С помощью простых методов-диаграмм Паретто, графиков разброса,графиков временного ряда, метода стратификации, причинно-следственных диаграмм,гистограмм и контрольных карт можно решать до 95% всех проблем качества.

3. Анализпоказателей конкурентоспособности продукции
 3.1 Понятие конкурентоспособности
Под конкурентоспособностью понимаютхарактеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурентакак по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и позатратам на ее удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукцииосновывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобытовар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствоватьопределенным параметрам:
техническим (свойства товара, область егоприменения и назначения);
эргономическим (соответствие товара свойствамчеловеческого организма);
эстетическим (внешний вид товара);
нормативным (соответствие товара действующимнормам и стандартам);
экономическим (уровень цен на товар, сервисноеего обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворенияданной потребности).
Но товары должны обладать не только наборомтехнических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечатьусловиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама ит.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских(качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особыеусловия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется нарынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверкуна степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами ипредпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтомупонятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыттовара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.
Каждый покупатель приобретает тот товар, которыймаксимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупателиприобретают тот товар, который более полно соответствует общественнымпотребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенностипокупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичныхпокупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любомэтапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходитострая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит отстепени удовлетворенности покупателя товаром.
Конкурентоспособность товара определяется (вотличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляютнесомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечиваетудовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукцииво внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может бытьменее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счетпридания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, длякоторых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может бытьконкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, инаоборот.
Многие компании индустриально развитых стран(Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаровлишь на внутреннем рынке, будучи уверенными, в возможности сбыта своих товарови на внешнем рынке.
Таким образом, при неизменности качественных характеристиктовара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя наизменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления другихвнутренних и внешних по отношению к товару факторов.
Задачи анализа:
— оценка и прогнозирование конкурентоспособностипродукции;
— изучение факторов, воздействующих на ееуровень;
— разработкамер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
Методикаанализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 1
/> 3.2 Показатели конкурентоспособности
Для оценки конкурентоспособности необходимосопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем,заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этойцелью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показателиконкурентоспособности продукции.
Единичные показатели отражают процентноеотношение уровня какого-либо технического или экономического параметра квеличине того же параметра продукта-конкурента:
/>
где q — единичный параметрический показатель; Р — уровень параметра исследуемого изделия; р100 — уровень параметра изделия,принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.
Групповой показатель (G) объединяет единичныепоказатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических,эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенныхэкспертным путем:
/>
Расчет группового показателя по экономическимпараметрам производится по формуле:
/>

где 3, 30 — полные затраты потребителясоответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Полные затраты потребителя состоят изединовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затратна эксплуатацию продукции:
/>

где Т— срок службы; i — год по порядку.
Смешанный метод позволяет выразить способностьтовара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексныйколичественный показатель — коэффициент конкурентоспособности:
/>

где i = 1,..., n — число параметровпродукции, участвующих в оценке; у = 1, ..., n — виды продукции; аi — коэффициент важности(значимости, предпочтительности) для покупателя i-го параметра посравнению с остальными существенными параметрами продукции; Пij — конкурентное значение i-го параметра для j-й продукции; Пin — желаемое значение i-го параметра, котороепозволяет полностью удовлетворить потребность покупателя; Bi = + 1, если увеличениепараметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например,надежности, производительности изделия и т.д.); Bi = — 1, если увеличениезначения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например,вес, габарит, цена и др.).
Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишьту группу свойств товара, которая служит базой для расчета. Тем не менее, приего расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые взначительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, ценапотребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Дляперевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкалаперевода в баллах от 1 до 5.
Интегральный показатель (J) представляет собойотношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателюпо экономическим параметрам (Gэ):

/>
Если J 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурентапо своим параметрам.
Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого израссматриваемых показателей в общем, объеме по каждому виду продукции не можетпревышать единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости ai является:
/>

Кроме рейтинговойоценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положенияизделия на определенном рынке можно использовать матричный метод (его мы ирассмотрим):
этапы оценкиконкурентоспособности товара матричным способом делятся на:
1.   формирование основныхпараметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемоготовара.
2.   разбиение параметров науровни качества. Я выбрала 3-х бальную шкалу — от «0» (отсутствие признака) до«3» (признак отлично выражен).
3.   построение матрицы-таблицы«Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт.
4.   расчет общего индексакачества К0 (как среднеарифметическое показателей качества), построениеграфического отображения матрицы.
5.   оценкаконкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по итоговымпоказателям индекса качества К0:
3,00 – 2,26: высокаяконкурентоспособность товара;
2,25 – 1,60: средняяконкурентоспособность товара;
1,50 – 0,76: низкаяконкурентоспособность товара;
0,75 – 0,00: отсутствиеконкурентоспособности товара.
В качестве основныхпараметров оценки конкурентоспособности рассматриваемого товара я выбраласледующие:
1.   Маркировка;
2.   Вкусовые качества;
3.   Упаковка;
4.   Экономическая стратегия;
5.   Рекламная стратегия;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.