Реферат по предмету "Экономика"


Анализ деятельности ОАО ТД "ТЦ – Поволжье"

1. Основные цели, задачи и виды деятельности предприятия
Переход экономики России на рыночные отношения исвязанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основеразных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и егохозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую,информационную и правовую среду функционирования предприятий.
Появилось многообразие видов организационно-правовых формпредприятий.
Я проходила практику на одном из крупных предприятийторговли ОАО ТД «ТЦ — Поволжье». Как хозяйствующий субъект, занимающийся темили иным видом деятельности, оно имеет определённую систему организацииколлектива работников, свою структуру и технологию управления. Предприятиеимеет обособленное имущество, которым самостоятельно распоряжается и используетпо своему усмотрению, а также несёт имущественную ответственность за своидействия и обязательства.
Основным видом деятельности «ТЦ – Поволжье» являетсярозничная торговля, то есть основными задачами являются:
— удовлетворение спроса населения как по ассортименту,так и по качеству товаров;
— организация соответствующего уровня обслуживанияпокупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Для реализации основной функции торговое предприятиевыполняет большое количество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей,заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товаров из мест ихпроизводства в места потребления, обеспечивает хранение товаров, формируеттоварный ассортимент и др.
Целью деятельности предприятия является получение прибылипутём удовлетворения потребностей покупателей и улучшение качества жизнинаселения.
ОАО ТД «ТЦ – Поволжье» — крупнейший торговый комплексПоволжского региона. На территории более 20 гектаров находятся 10специализированных торговых павильонов. «ТЦ» не похож ни на один другой большоймагазин. Его история началась в 1962 году, когда на месте ВДНХ региональногомасштаба было принято решение организовать торговый комплекс, где были быпредставлены все группы товаров.
Сегодня на благоустроенной территории с парком, прудом сфонтаном располагаются торговые павильоны, ресторан «Изба», кафе, автостоянки,автозаправка, фитнес-клуб, бильярдный клуб «Партия», жилой комплекс«Черёмушки». Здесь в одном месте, сразу, не отвлекаясь на поиски, можно купитьвсе необходимые товары. В «ТЦ» любят приходить всей семьёй. Этому способствуети корпоративная политика, позиционирующая образ «ТЦ», как друга семьи, кудаможно прийти с детьми, отдохнуть, хорошо провести время и купить всёнеобходимое. «ТЦ» находится вблизи центральных остановок общественноготранспорта на кольце развилки главной дороги на все направления.
В «ТЦ» всегда большая проходимость людского потока,большие торговые площади, позволяющие при эффективных продажах делатьдостаточный объём оборотных средств.
С 1995 года «ТЦ» входит в АРУ (Ассоциацию РоссийскихУнивермагов), постоянно имеет деловые контакты с представителями другихрегионов, что позволяет применить в своей работе самые современные технологии иметоды продаж, успешно опробованных в торговых домах других регионов.
«ТЦ – Поволжье» является открытым акционерным обществом.Акционерным обществом признаётся общество, уставный капитал которого разделённа определённое число акций; участники (акционеры) не отвечают по егообязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, впределах стоимости принадлежащих им акций.[1]
ОАО – общество, участники которого могут отчуждатьпринадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО обязано ежегоднопубликовать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс и т.д.
Учредительным документом является устав, утверждённыйучредителями (см. Приложение А). В уставе определяется наименованиеюридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью,условия выпуска акций, их номинальная стоимость и размер уставного капитала.Высшим органом управления является общее собрание акционеров.
Занимаемая мною должность непосредственно относится кторговому комплексу (ТК) «Успех», в котором представлен широкий ассортимент женскойи мужской одежды, молодёжной одежды известных брендов, обуви от известныхевропейских производителей, а также аксессуары.
Данный торговый комплекс ориентирован на обслуживаниепокупателей с весьма большими возможностями приобретения товаров. Это магазин сассортиментом высококачественных, престижных, брендовых, дорогостоящих товарови высоким уровнем обслуживания.
Персонал всего «ТЦ» и в частности ТК «Успех» проходитразличные программы обучения, конкурсы, психологические тренинги для повышенияуровня обслуживания. Обучение сотрудников проводят психологи компании во главес руководителем Департамента по управлению персоналом. Суть программы обучения,которая носит название «Психология успешных продаж», заключается в усвоенииновыми сотрудниками правил и технику обслуживания покупателей на высшем уровне.По окончании обучения персонал сдает 2 экзамена – теорию и практику пообслуживанию клиента, после чего ему присваивается категория, соответствующаяколичеству набранных балов по итогам экзаменов. Ежегодно работники проходятаттестацию на повышение квалификации. С 2009 года введена новая система оценкиперсонала – QPI. Впервые эта система появилась в Европе, затем в Москве, и воттеперь внедряется на нашем предприятии. Данная программа оценки позволяет выявитьлучших работников, повысить мотивацию труда путём премирования сотрудников,которые внесли больший вклад в деятельность предприятия. Иными словами, «ТЦ»постепенно выходит на новый уровень работы, т.е. по европейским стандартам.
Основными поставщиками в нашем магазине являютсямосковские торговые дома, которые являются посредниками между европейскимипроизводителями товаров и торговым комплексом. Это такие поставщики, как ТД«Нексит», «Эс би Компании», ТД «Кенгару», «Бареттес», «Велес», ОАО «Левел» и т.д.
Поставки товара осуществляются как собственнымтранспортом компании, так и транспортом поставщика.
Деятельность предприятия не стоит на месте и руководствокаждый раз придумывает всё новые и новые идеи.
2. Основные технико-экономические показатели торговогопредприятия
Персонал или кадры — это основной штатный составработников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственныефункции. Он характеризуется прежде всего своей численностью, котораяопределяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью рабочихпроцессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.
Все показатели, относящиеся к персоналу, отражаются втаких документах, как штатное расписание и табель.
Эти факторы задают нормативную численность работников,которую на практике почти никогда не удается обеспечить, поэтому кадровыйпотенциал более объективно характеризуется списочной численностью, то есть темисотрудниками, которые официально работают в организации в данный момент. Ксписочной численности относятся все категории работников: постоянные, сезонные,временные, оформленные не менее чем на пять дней. Так как не все работники потем или иным причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величинуперсонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность. Персоналне является чем-то застывшим: он находится в постоянном движении вследствиеприема на работу одних и увольнения других.
Состав персонала любой организации неоднороден, так каклюди различаются по естественным и приобретенным признакам — полу, возрасту,образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемойдолжности.
В целях эффективного управления процессом формирования ииспользования персонала на предприятии торговли ОАО ТД «ТЦ – Поволжье» применяетсяклассификация работников по следующим основным признакам:
1. По категориям. В составе персонала выделяют трикатегории работников:
а) Персонал управления. Сюда относятся работники,выполняющие функции управления: руководители предприятия, менеджеры, товароведы-эксперты,бухгалтеры и т.д.
б) Торгово-оперативный персонал. В эту группу включаютсяработники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: заведующие изаместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, контролеры,кассиры, продавцы торговых павильонов и мелкорозничной сети.
в) Вспомогательный персонал. К нему относятся работники,обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением товаров, подготовкой кпродаже, их перемещением, — фасовщики, комплектовщики, уборщики производственныхпомещений и др.
2. По должностям и профессиям. В составе персонала управлениявыделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов, служащих ирабочих.
3. По специальностям. В составе должностей специалистов выделяютэкономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров, планировщиков и т.п.
4. По уровню квалификации. Работники основных должностей,профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыковподразделены на ряд квалификационных категорий – 1, 2 и 3 категории.
5. По полу и возрасту. В соответствии с действующимпорядком учета на предприятии выделяются мужчины в возрасте до 30 лет; от 30 до60 лет; свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет;свыше 55 лет.
6. По стажу работы в торговле. Действующей практикой учетапредусматривается группировка работников со стажем работы в торговле до 1 года;от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управленияперсоналом эта группировка также может быть детализирована.
7. По отношению к собственности. В зависимости от этогопризнака выделяют работников — собственников его имущества и наемныхработников.
8. По характеру трудовых отношений. По этому признаку работникиподразделяются на постоянных и временных.
Проанализировать профессиональный состав,квалификационный и образовательный уровень кадров на предприятии ОАО ТД «ТЦ –Поволжье», непосредственно в павильоне ТК «Успех», можно с помощьювышеперечисленных критериев. Данные анализа представлены в таблице (см. Табл.1).
Планирование потребности в рабочих базируется на данныхоб имеющихся рабочих местах, а также об их численности и структуре в будущемпериоде с учётом развития предприятия и внедрения планаорганизационно-технических мероприятий, а численность служащих, специалистов ируководителей – на основе действующей структуры управления и работы по еёсовершенствованию, штатного расписания, плана замены вакантных должностей. Определениепотребности в рабочей силе представляет собой начальный этап кадровогопланирования.
Торговый комплекс «Успех» по типу предприятий розничнойторговли является универмагом — предприятие розничной торговли, в которомпредставлено на продажу большое разнообразие товарных групп, каждая из которыхпродается в специализированном отделе.
Таблица 1 – Система показателей, характеризующих трудовойпотенциал предприятия Показатель В том числе по категориям Персонал управления Оперативно-торговый Вспомогательный чел. % чел. % чел. % Персонал предприятия, всего 1 100 41 100 10 100
Структура персонала по полу:
Мужчины
Женщины
1
100
41
100
1
9
10,0
90,0
Возрастной состав персонала
До 18 лет
18-25
26-36
37-50
Старше 50 лет
1
100
13
25
3
31,7
60,9
7,4
1
1
6
2
10,0
10,0
60,0
20,0
Распределение персонала по стажу работы
До 1 года
1-2
2-5
5 и более
1
100
9
17
15
21,9
41,5
36,6
3
1
6
30,0
10,0
60,0
Квалификационный состав работников
1
2
3
1
100
16
8
17
39,0
19,5
41,5
1
9
10,0
90,0 Всего: 52
Финансы торговли это система экономических отношений,посредством которых осуществляются формирование и развитие финансовых ресурсовв условиях рыночных отношений, что обусловлено кругооборотом товарно-денежныхотношений в виде двух фаз: покупка товаров и их продажа в розничной торговле.Первая фаза связана с движением товаров, а вторая с движением денежных средств.
Финансовые ресурсы предприятий торговли предназначены длявыполнения финансовых обязательств, осуществления затрат и экономическогостимулирования персонала.
По экономическому назначению различают финансовыересурсы, обеспечивающие следующие направления деятельности предприятия:основную хозяйственную деятельность, воспроизводство основных фондов,материальное поощрение персонала, социальное развитие предприятия.
Так как предприятие торговли находится в сфере обращения,то характерная черта финансов – зависимость их показателей от скорости оборотасредств (от длительности реализации товаров покупателю).
Планирование является одним из трёх опорных элементовсистемы управления предприятием, к которым относятся также организацияуправления и контроль. Не имея четкого плана, мы не будем знать, что должнобыть сделано, когда, кем и как.
Составляющими системы планирования являются двавзаимосвязанных вида планирования: программно-целевое (стратегическое) итекущее.
Основными задачами стратегического планирования являются:
определение цели функционирования предприятия;
анализ альтернативных стратегий ее достижения и выборпредпочтительной с точки зрения эффективности использования имеющихся ресурсови времени реализации;
разработка блока целевых программ, направленных надостижение установленных целей;
составление текущих планов – этапов движения кстратегической цели в конкретных конъюнктурных условиях рынка.
Назначение текущего планирования – установлениекраткосрочных целей торговой компании и определение тактики их достижения.Текущие планы – инструмент гибкого непрерывного реагирования на возможноеизменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Разрабатываютсяпланы с учетом целей развития фирмы.
Процесс контроля – неотъемлемый инструмент реализациицелевых программ и текущих планов. Система контроля позволяет:
определять фактические результаты работы фирмы;
своевременно корректировать содержание мероприятий повыполнению плановых заданий;
выявлять слабые стороны коммерческой деятельности;
оценивать альтернативы развития;
устанавливать степень достижения целей.
Бизнес-план – это описание исходного состоянияэкономической системы и направлений ее изменения для достижения заранееустановленных результатов с указанием необходимых ресурсов, формы организации,предмета деятельности и этапов реализации.
Целью разработки бизнес-плана является план хозяйственнойдеятельности на кратко- и среднесрочную перспективу, отвечающей потребностямрынка и возможностям получения необходимых ресурсов. Кроме того, этот документнеобходим для получения финансовых ресурсов от инвесторов или кредиторов.
Бизнес-план помогает предпринимателю ясно представитьсвой бизнес, поскольку для его составления потребуется:
описать вид и тип предприятия;
определить конкретные направления деятельности(специализацию предприятия, рыночную нишу, возможное место на данном сегментерынка);
рассчитать финансовые потребности, определить источникиполучения финансовых ресурсов с указанием размера и сроков возврата;
уточнить направления использования денежных средств;
определиться с потребностью в кадрах, их количестве,квалификации и оплате труда;
оценить конкурентное окружение;
изучить рынок;
разработать программу продвижения товаров на рынок;
определить ценовую политику и др.
Основными налогами, уплачиваемыми ОАО ТД «ТЦ-Поволжье»являются налог на прибыль, налог на имущество организаций и страховые взносы вовнебюджетные фонды.
Налог на прибыль. Объектом обложения налогом являетсяприбыль организации. Прибыль в самом общем виде можно определить как сумму,составляющую разницу, на которую доход превышает затраты, связанные сполучением этого дохода. Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составляла24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджетысубъектов Российской Федерации. Налоговые декларации по налогу на прибыльпредставляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончаниясоответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), поитогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшимналоговым периодом (годом).
Налог на имущество организаций. Объектом налогообложениядля российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включаяимущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение илидоверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое набалансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленнымпорядком ведения бухгалтерского учета. Налоговая база по налогу на имуществоопределяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектомналогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемоеобъектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости,сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерскогоучета, утвержденным в учетной политике организации. Максимальная ставка налогана имущество установлена в размере 2,2%. Расчет суммы налога производитсяплательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала годаисходя из фактической среднегодовой стоимости имущества.
Страховые взносы во внебюджетные фонды. С 1 января 2010года отменяется единый социальный налог. Вместо него компания платит страховыевзносы во внебюджетные фонды. Они рассчитываются по тому же принципу, что иЕСН.
Объектом налогообложения для работодателей являются:
выплаты по трудовым договорам;
вознаграждения в пользу физических лиц погражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,оказание услуг, а также по авторским договорам;
Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплатысотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, темменьше налог. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится науровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фондРФ (на обязательное пенсионное страхования), 2,9 % — в фонд социальногострахования РФ и 3,1 % — в фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Розничный товарооборот – это количественный показатель,характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающиена заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферупотребления путем их обмена на денежные доходы.[2]
Проводя анализ, следует установить, как удовлетворяетсяспрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота,обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активновоздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, ихблагосостояние. [3]
Анализ выполнения плана и динамики розничноготоварооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за болеекороткие промежутки времени. Изучим ритмичность и равномерность развитиятоварооборота секции «Кожгалантерея» торгового комплекса «Успех», составивтаблицу (см. Табл. 2).
Таблица 2 — Ритмичность развития розничного товарооборотаОАО ТД «ТЦ — Поволжье» ТК «Успех» в действующих ценах, млн р.Месяц и квартал Фактически за прошлый год Отчётный год Отклонение В % к прошлому году план фактически % выполнения плана от плана от прошлого года Январь 2617 2966 3131 105,6 +165 +514 119,6 Февраль 2620 2847 2804 98,5 -43 +184 107,0 Март 2820 3182 3322 104,4 +140 +502 117,8 Итого заⅠквартал 8057 8995 9257 102,9 +262 +1200 114,9 Апрель 2791 3090 2957 95,7 -133 +166 105,9 Май 2814 3118 3183 102,1 +65 +369 113,1 Июнь 2888 3210 2996 93,3 -214 +108 103,7 Итого заⅡквартал 8493 9418 9136 97,0 -282 +643 107,6 Итого заⅠполугодие 16550 18413 18393 99,9 -20 +1843 111,1 Июль 2901 3106 3149 101,4 +43 +248 108,5 Август 2916 3402 3561 104,7 +159 +645 122,1 Сентябрь 3075 3353 3496 104,3 +143 +421 113,7 Итого за Ⅲ квартал 8892 9861 10206 103,5 +345 +1314 114,8 Итого за 9 месяцев 25442 28274 28599 101,1 +325 +3157 112,4 Октябрь 3604 3989 4184 104,9 +195 +580 116,1 Ноябрь 3429 3736 4050 108,4 +314 +621 118,1 Декабрь 3820 4251 4544 106,9 +293 +724 119,0 Итого за Ⅳ квартал 10853 11976 12778 106,7 +802 +1925 117,7 Итого заⅡполугодие 19745 21837 22984 105,3 +1147 +3239 166,4 Всего за год 36295 40250 41377 102,8 +1127 +5082 114,0
Торговое предприятие успешно выполнило план розничноготоварооборота во всех месяцах отчётного года, кроме февраля, апреля и июня.Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана в отдельные месяцысоставили 390 млн р. (43+133+214), что составляет 1,0% к плановому годовому егообъёму (390/40250*100). План розничной реализации товаров выполнен в трёхкварталах, перевыполнение плана в этих кварталах составило 1409 млн р.(262+345+802). В связи с недовыполнением плана во втором квартале потеритоварооборота составили 282 млн р. Основными причинами недовыполнения планаявляются недостатки в снабжении товарами, изучении покупательского спроса,организации торговли, рекламы, других аспектах маркетинга и менеджмента.
Товарными запасами называются предметы потребления,находящиеся в сфере товарного обращения, иначе говоря, «запасным» считаетсятовар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказываетсяпроданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом. Необходимостьформирования товарных запасов для предприятия, в основном, продиктована тем,что процесс обращения не должен прерываться в период между двумя завозамитоваров.
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываютсяв абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели выражаются встоимостных (денежных) и натуральных показателях. Более широкое распространениеполучили относительные показатели.
Первым относительным показателем является показательвеличины товарных запасов в днях товарооборота, который характеризуетобеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какоечисло дней торговли хватит имеющихся запасов. Данный показатель рассчитываетсяпо следующей формуле:
У т.з. = ТЗ/ОРТ, где (1)
У т.з. – товарные запасы в днях товарооборота;
ТЗ — размер товарных запасов на определенную дату;
ОРТ – объем товарооборота за период.
Вторым важнейшим показателем являетсятоварооборачиваемость, которая позволяет оценить и количественно измерить двапараметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота рассчитываетсяпо следующей формуле:
Об дн = ТЗ ср/ОРТ, где (2)
ОБ дн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;
ТЗ ср – средняя величина товарных запасов;
Р одн – однодневный товарооборот.
Товарооборачиваемость в числе оборотов, или скоростьтоварного обращения, рассчитывается по следующей формуле:
Об р = Р/ТЗ ср, где (3)
Об р – товарооборачиваемость в числе оборотов;
Р – товарооборот за период;
ТЗ ср – средняя величина товарных запасов.
Произведем вычисление вышеуказанных показателей поформулам на основе данных, представленных в таблице (см. Табл. 3).
Определим однодневный фактический товарооборот за годпутем деления фактического товарооборота на количество дней периода:
ОРТ (2007) = 25 051/365 = 68,6 тыс. руб.;
ОРТ (2008) = 30 301/365 = 83,0 тыс. руб.;
ОРТ (2009) = 32 534,2/365 = 89,1 тыс. руб.
Определим время обращения запасов:
Об дн (2007) = 2 969,5/68,6 = 43,3 дня;
Об дн (2008) = 2 479,9/83,0 = 29,9 дня;
Об дн (2009) = 2 349,7/89,1 = 26,4 дня.
Определим скорость обращения:
Об р (2007) = 25 051/2969,5 = 8,4 оборотов;
Об р (2008) = 30 301/2479,9 = 12,2 оборотов;
Об р (2009) = 32 534,2/2349,7 = 13,8 оборотов.
Таблица 3 – Показатели оборачиваемости товарных запасов ОАОТД «ТЦ-Поволжье» ТК «Успех» за 2007-2009 гг.Показатели 2007 2008 2009 Средние товарные запасы 2969,5 2479,9 2349,7 Однодневный товарооборот 68,6 83,0 89,1 Средний товарооборот 25 051 30 301 32 534,2 Время обращения 43,3 29,9 26,4 Скорость обращения 8,4 12,2 13,8
Как показали расчеты, розничный товарооборот имееттенденцию к увеличению, а средние товарные запасы к сокращению. Таким образом,скорость товарного обращения с каждым годом увеличивается, а время обращенияуменьшается, что свидетельствует о благоприятном финансовом состояниипредприятия.
Одной из наиболее важных задач торговых предприятийявляется правильное определение потребности в товарных ресурсах.
Расчёт нормы товарных запасов представляет собой процесснормирования товарных запасов. При использовании экономико-статистическогометода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится спомощью скользящей средней. Вводятся условные обозначения товарного запаса вднях (К1, К2,… ., Кпл), которые соответствуют значениям периодов (годам).Расчёт производится в несколько шагов: первый, второй и третий шаги заключаютсяв расчёте средних коэффициентах К1ср, К2ср,… ., Кnср по формуле среднейарифметической путём сглаживания:
К1ср = (К1 + К2) / 2 (4)
К2ср = (К2 + К3) / 2
Кnср = (К…ср + Кn-1ср) / 2.
Четвертый шаг – расчёт среднегодового изменения товарногозапаса (∆) за весь анализируемый период:
∆ = ( Кnср – К1ср ) / ( n – 1 ) (5)
Пятый шаг – обоснование норматива товарного запаса напланируемый год:
Кпл = Котч + ∆ (6)
Сумма планируемых товарных запасов будет рассчитыватьсякак произведение планируемого однодневного товарооборота на планируемый коэффициент,то есть:
ТЗпл = ОРТ * К пл, где (7)
ТЗ пл – планируемые товарные запасы;
ОРТ – планируемый однодневный товарооборот;
К пл – планируемый коэффициент.
Произведем расчет норматива товарного запаса, используяэкономико-статистический метод с помощью скользящей средней. Но для началанеобходимо рассчитать плановую сумму товарооборота на 2009 год. Будемпользоваться этим же методом. Составим таблицу для расчета (см. Табл. 4).
Найдем К пл и ОРТ, используя формулы 4-7.
К1ср = (42,4 + 13,6) / 2 = 28,0
К2ср = (13,6 – 19,5) / 2 = -2,95
К3ср = (-19,5 + 21,0) / 2 = 0,75
Д = (0,75 – 28,0) / (3 – 1) = -13,63%
Кпл = 21,0 + (-13,63) = +7,37%
РТОпл = 30 301,0 * (7,37 + 100) / 100 = 32 534,2 тыс.руб.
Таблица 4 – Расчет плановой суммы товарооборота ОАО ТД«ТЦ-Поволжье» ТК «Успех», тыс. руб.Годы товарооборот фактический, тыс. руб. темп прироста, % условные обозначения А 1 2 3 2005 27 032,9 42,4 К1 2006 30 720,5 13,6 К2 2007 25 051,9 -19,5 К3 2008 30 301,0 21,0 К4 2009 пл 32 534,2 7,37 Кпл
Таким образом, плановый объём товарооборота на 2009 годсоставил 32 534,2 тыс. руб.
Рассчитаем норматив товарных запасов на 2009 год. Дляэтого составим таблицу (см. Табл. 5).
Таблица 5 – Расчет норматива товарного запаса на 2009 год экономико-статистическимметодомГоды товарооборот, тыс. руб. товарные запасы условные обозначения тыс. руб. дни А 1 2 3 4 2006 30 720,5 2 973,6 35 К1 2007 25 051,9 2 969,5 43 К2 2008 30 301,0 2 479,9 29 К3 2009пл 32 534,2 2 349,7 26 Кпл
К1ср = (35 + 43) / 2 = 39
К2ср = (43 + 29) / 2 = 36
Д = (36 — 39) / (2 – 1) = -3%
Кпл = 29 + (-3) = +26%
Норма товарных запасов на планируемый год составила 26дней, что на 3 дня меньше отчетного 2008 года. Это говорит о том, что, еслитоварооборот увеличится, то товарооборачиваемость ускорится в 2009 году на 3дня.
Рассчитаем плановую сумму товарных запасов на 2009 год,используя формулу:
ТЗ пл = ОРТ пл * Н тз пл, где (8)
ТЗ пл – плановая сумма товарных запасов;
ОРТ пл – планируемый однодневный товарооборот;
Н тз пл – норма товарных запасов в днях.
ТЗпл = 32 534,2 / 360 * 26 = 2 349,7 тыс. руб.
Итак, исходя из данных по ТК «Успех», плановая сумматоварных запасов составляет 2 349,7 тыс. руб.
Издержки обращения – это выраженные в денежной формерасходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя кпотребителю. Издержки обращения — один из основных оценочных показателейрезультатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяютопределить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия.Режим экономии издержек обращения способствует росту производительности труда иповышению уровня рентабельности.
Анализ издержек обращения торгового предприятия направленна выявление возможностей повышения его работы за счет более рациональногоиспользования трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
Разница между фактической суммой издержек обращения исуммой издержек обращения прошлого года называется абсолютным отклонением. Еслиабсолютное отклонение имеет положительное значение, то в этом случае говорят оперерасходе. Если же абсолютное отклонение имеет отрицательное значение, то вданном случае говорят об экономии. Данный показатель рассчитывается по формуле:
ΔИ = И1- И2, где (9)
ΔИ — абсолютная экономия (перерасход);
И1 — сумма издержек обращения в отчетном году, руб.;
И2 — сумма издержек обращения в базисном (прошлом) году,руб.
Однако оценка издержек в стоимостном выражении непозволяет судить об их объективности, так как и ростом товарооборота растет исумма издержек обращения. Поэтому следует оценивать издержки обращения нетолько по сумме, но и по уровню в процентах к товарообороту, который можнорассчитать по следующей формуле:
У = И/ТО х 100, где (10)
У — уровень издержек обращения,
ТО — товарооборот, руб.
Отклонение по уровню называется размером снижения(повышения) уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов ктоварообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного ирассчитывается следующим образом:
ΔУ=У1-У2, где (11)
ΔУ- отклонение по уровню.
У1 — уровень издержек обращения в отчетном году, %.
У2 — уровень издержек обращения в базисном (прошлом)году, %.
По размеру изменения уровня издержек обращения определяютсумму их относительной экономии или перерасхода. Сумма относительной экономии(перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размеризменения уровня издержек обращения и деление полученного результата на 100.Можно рассчитать данный показатель, использую следующую формулу:
Оэ(п) = (У1 – У0) х ТО1/100, где (12)
Оэ(п) — относительная экономия (перерасход), руб.
ТО1 — товарооборот в отчетном году, руб.
Относительная экономия имеет место, если полученотрицательный результат. Если же полученный результат имеет положительноезначение, то говорят об относительном перерасходе.
Для анализа издержек обращения торгового предприятия ОАОТД «ТЦ-Поволжье» необходимо составить таблицу, в которой имеются всенеобходимые данные для анализа (см. Табл. 6).
Таблица 6 – Система показателей, необходимых для анализа издержекобращения ОАО ТД «ТЦ-Поволжье»Показатели 2007 2008 2009 Розничный товарооборот, тыс.руб. 630 800 728 230 984 200 Издержки обращения, тыс.руб. 90 664 110 557 153 301 Уровень издержек обращения, % 14,37 15,18 15,58 Отклонение по уровню, % - +0,81 +0,4 Сумма относительной экономии (перерасхода), тыс.руб. - 5 898,7 3 936,8
В результате анализа издержек обращения по магазину«Успех» ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» за 2007-2009 годы были получены следующие данные.Издержки обращения в 2008 году увеличились по сравнению с прошлым и составили110 557 тыс. руб., а в 2009 году составили 153 301 тыс. руб. Средний уровеньиздержек обращения увеличился в 2008 году по сравнению с прошлым годом на 0,81% и составил 14,37 % обороту, а в 2009 году средний уровень издержек обращенияувеличился на 0,4 % и составил 15,58 % к обороту. Это явилось результатом того,что темп роста издержек обращения превысил темп роста товарооборота. Увеличениесреднего уровня издержек обращения привело и к относительному перерасходу — в 2008году на 5 898,7 тыс. руб., а в 2009 году на 3 936,8 тыс.руб. Итак, из таблицывидно, что за последние два года на предприятии сложилась устойчивая тенденцияк увеличению издержек обращения как в сумме, так и по уровню в % к обороту. Этосвязано, прежде всего, с увеличением товарооборота, с повышением тарифов натранспортировку товаров, с повышением заработной платы сотрудникам и рядомдругих факторов.
Цена в современной экономике – это не только индикатор соотношенияспроса и предложения, на который должна ориентироваться фирма, но прежде всего –важнейший элемент маркетинга фирмы.
Торговый Центр, как стабильная организация, прочнозакрепившаяся на рынке Поволжья, использует такую ценовую стратегию, как«стратегия рыночных цен». Данная стратегия характерна для товара, находящегосяна стадии «зрелости», когда уровень конкурентной борьбы стабилизировался и ценыконкурирующих фирм отличаются незначительно, также как и товары не имеютсущественных отличий. Цены на товар устанавливаются также с учетом торговойнадбавки, которая рассчитывается плановым отделом ежемесячно.
Финансовые результаты торгового предприятияхарактеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем большевеличина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционируетпредприятие и устойчивее его финансовое положение.
Валовой доход торгового предприятия – это показатель,характеризующий финансовый результат торговой деятельности. Определяют его каквыручку от продажи товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на ихприобретение за определенный период времени.
Прибыль является основным результирующим показателемхозяйственной деятельности торговой фирмы.
На объем прибыли оказывает влияние значительноеколичество внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам относятся политическая стабильность,состояние экономики, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, темпыинфляции, ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся объем валового дохода,размер расходов на ведение торговой деятельности, производительность трудаработников, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотныхсредств, эффективность использования собственных оборотных фондов.
Материалами для анализа прибыли являются годовойбухгалтерский баланс (см. Приложения Б, В, Г) и отчёт по форме № 2 «Отчёт оприбылях и убытках» (см. Приложения Д, Е, Ж).
Рассмотрим факторный анализ прибыли и рентабельноститоргового предприятия ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» (см. Табл. 7).
Из таблицы видно, что прибыль в 2008 году по сравнению с2007 годом увеличилась на 11 025 тыс. руб., а в 2009 году по сравнению спрошлым годом увеличилась на 16 075 тыс. руб. Этому способствовали, преждевсего, увеличение товарооборота в 2008 году на 97 430 тыс. руб. и в 2009 годуна 255 970 тыс. руб. А так же увеличение суммы валового дохода в 2008 году на30 918 тыс. руб., а в 2009 году на 58 819 тыс. руб.
Таблица 7 – Факторный анализ прибыли ОАО ТД «ТЦ-Поволжье»Показатель 2007 2008 2009 Отклонение (+,-) 2008 2009 Товарооборот (тыс.руб.) 630800 728230 984200 +97430 +255970 Сумма валового дохода (тыс.руб.) 94623 125541 184360 +30918 +58819 Сумма издержек обращения (тыс.руб.) 90664 110557 153301 +19893 +42744 Прибыль от продаж (тыс.руб.) 3959 14984 31059 +11025 +16075 Уровень валового дохода (%) 15,0 17,36 18,73 +2,36 +1,37 Уровень издержек обращения (%) 14,37 15,18 15,58 +0,81 +0,4 Уровень рентабельности продаж (%) 0,63 2,06 3,16 +1,43 +1,1
На основании этих данных можно сделать вывод, чтоувеличение прибыли произошло в основном за счёт повышения среднего уровнявалового дохода.
К основным направлениям использования прибыли относят:выполнение обязательств перед бюджетами; расчёты с банками, предприятиями,организациями; инвестиции в развитие предприятия; выплата дивидендов по акциям.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации,аккумулируется в нескольких фондах: накопления, потребления, резервном.Резервный фонд используется в основном для покрытия убытка за отчётный год.
3. Анализ обеспечения качества товаров и услуг
Качество продукции (товаров) – это совокупностьхарактерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должныбыть наделены товары (продукция) для соответствия своему истинному назначению.В настоящее время для оценки качества товаров применяют следующие показатели: показателиназначения товара, показатели надежности, показатели стандартизации иунификации, эргономические показатели, эстетические показатели, показателитранспортабельности, патентно-правовые показатели, экологические показатели,показатели безопасности и другие показатели.
Определение уровня качества товара производится припомощи специальных методов оценки, которых в настоящее время насчитывают три –это дифференциальный метод, комплексный метод и смешанный метод.
Дифференциальный метод оценки уровня качества товара(продукции) – это метод оценки качества продукции, основанный на сопоставленииединичных показателей ее качества. Уровень качества товаров (продукции)оценивается сопоставлением совокупностей относительных показателей качествабазового и оцениваемого образцов товара, при этом уровень качества оцениваемогообразца считается ниже базового, если хотя бы один из них ниже единицы.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции – этометод оценки уровня качества товара, основанный на сопоставлении комплексныхпоказателей качества оцениваемого и базового образцов товара При этомколичество рассматриваемых единичных показателей устанавливается требованияминормативных документов – стандартами номенклатуры показателей качества. Оценкауровня качества комплексным методом может быть произведена с использованием вкачестве коэффициентов весомости: технико-экономических показателей;средневзвешенных показателей; стоимостных показателей.
На каждом предприятии на качество продукции влияютразнообразные факторы, как внутренние, так и внешние. К внутренним относятсятакие, которые зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны,их классифицируют на следующие группы: технические, организационные,экономические, социально – психологические.
Технические факторы самым существенным образом влияют накачество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новыхматериалов, более качественного сырья – материальная основа для выпускаконкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованиеморганизации производства и труда, повышением производственной дисциплины иответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства исоответствующего уровня квалификации персонала.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск иреализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономическогостимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально – экономические факторы в значительной меревлияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за маркусвоего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важныесоставляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
На торговом предприятии ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» управлениемкачеством продукции занимается специальный отдел – Департамент качества. Вфункции сотрудников данного отдела входит анализ сертификатов, которыеприсылают поставщики вместе с товаром (см. Приложение З); решение споров,возникающих с потребителями по вопросам качества товара; рассмотрениепретензий; составление актов на отправку недоброкачественного товарапоставщику; составление актов списания бракованного товара.
Под конкурентоспособностью понимается совокупностькачественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданиюпревосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворенииконкретной потребности покупателя.
Задачи анализа:
оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
разработка мер по обеспечению необходимого уровняконкурентоспособности продукции.
4. Основные аспекты менеджмента на торговом предприятии
Под функцией управления понимается специфический видуправленческой деятельности, объективно необходимой для выполнения задачсистемы управления. Функции управления делят на общие и специфические. Общиефункции включают те виды деятельности, состав которых не зависит от спецификипредприятия и его структуры, т.е. они обязательны на любом предприятии. К нимотносятся планирование, организация, мотивация, контроль. Состав специфическихфункций зависит от хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятсяуправление персоналом, управление финансами, управление материальными итрудовыми ресурсами и т.д.
Планирование формирует основу для выбора структурыуправления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливаетнормы для контроля.
Организация предпринимательской деятельности включает всебя ряд видов работ: формирование предпринимательской идеи,технико-экономическое обоснование создания предприятия и составление егобизнес-плана, выбор организационно-правовой формы предприятия и т.д.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других кдеятельности для достижения личных целей и целей организации. Необходимостьмотивации обусловлена тем, что менеджерам приходится работать с людьми и средилюдей и им важно знать причины тех или иных поступков своих подчиненных, чтобыиметь возможность направлять их действия в русло, желательное для организации.
В составе персонала выделяют три категории работников:
а) Персонал управления. Сюда относятся работники,выполняющие функции управления: руководители предприятия, менеджеры,товароведы-эксперты, бухгалтеры и т.д.
б) Торгово-оперативный персонал. В эту группу включаютсяработники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: заведующие изаместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, контролеры,кассиры, продавцы торговых павильонов и мелкорозничной сети.
в) Вспомогательный персонал. К нему относятся работники,обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением товаров, подготовкой кпродаже, их перемещением, — фасовщики, комплектовщики, уборщикипроизводственных помещений и др.
Определение потребности в рабочей силе представляет собойначальный этап кадрового планирования.
При найме на работу устанавливаются трудовые отношениямежду собственником рабочей силы и её покупателем. Однако наём – это не простопроцедура зачисления. Изданию приказа предшествует большая работа по отборунаиболее подходящего претендента из желающих занять данное рабочее место.
Профессиональный подбор наиболее подходящего работника изнескольких кандидатов связан с проведением комплексного обследования,сравнительного анализ личных качеств данного человека с неким эталономтребований, предъявляемых профессией.
Вначале идёт поиск нескольких претендентов, из них врезультате отбирается 2-5 человек, которые представляются руководствупредприятия для окончательного решения.
Отбор является многоступенчатым, включая предварительноесобеседование, оценку анкетных данных, интервью, тестирование, оценку состоянияздоровья, испытательный срок и окончательное решение о найме.
Выбор претендента закрепляется контрактом о приёме наработу, но этому предшествует стажировка (испытательный срок) до 3 месяцев. Приположительной оценке деятельности работника, которую даёт руководитель,принимается окончательное решение о заключении контракта и его особых условиях.
Подготовка квалифицированных рабочих осуществляетсянепосредственно на предприятии. При групповой форме обучающиеся объединяются вучебные группы и выполняют работу согласно учебной программе под руководствомпсихологов.
В отличие от подготовки новых работников, т.е. обучениялюдей, не имеющих профессии, переподготовка означает освоение рабочими новойпрофессии. Переподготовка также осуществляется непосредственно на предприятии.Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождениеработников и их плановое продвижение, внутрифирменная текучесть работников.
Повышение квалификации направлено на последовательноесовершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства поимеющейся у работника профессии. Повышение квалификации осуществляется вразличных формах. В частности, это могут быть курсы при предприятиях с использованиемв качестве преподавателей, как собственных квалифицированных работников, так испециалистов со стороны. Организацию работы курсов осуществляет Департаментуправления персоналом, в частности психологи и отдел кадров.
Под структурой управления понимается упорядоченнаясовокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающихфункционирование и развитие организации как единого целого. Организационнаяструктура управления определяется также как форма разделения и кооперацииуправленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управленияпо соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач идостижение намеченных целей. Отношения между элементами структуры управленияподдерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальныеи вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает прииерархичности построения системы управления, то есть при наличии различныхуровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
В структуре управления организацией различаются линейныеи функциональные связи. Первые отражают суть отношений по поводу принятия иреализации управленческих решений и движения информации между так называемымилинейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельностьорганизации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаютсяс теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такоепонятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала ифункциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросыразвития вверенных им организаций и подразделений, а также отдаватьраспоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации(подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правомпланировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другимчленам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческогоаппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычновыполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональныеполномочия.
Изучив документы и материалы на предприятии ОАО ТД «ТЦ –Поволжье», мною был сделан вывод, что для этого предприятия характерналинейно-штабная организационная структура управления (см. Приложение И). Притакой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейныйруководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработкеконкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, плановпомогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений(управлений, отделов, департаментов и т.п.).
В данном случае функциональные структуры подразделенийнаходятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения онипроводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своихполномочий) непосредственно через соответствующих руководителейслужб-исполнителей.
Таким образом, линейно-штабная структура включает в себяспециальные функциональные подразделения (департаменты и отделы) при линейныхруководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Линейно — штабная структура включает в себяспециализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятиярешений и руководства какими — либо нижестоящими подразделениями, а лишьпомогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, преждевсего, функций стратегического планирования и анализа.
Достоинства линейно — штабной структуры:
более глубокая, чем в линейной, проработка стратегическихвопросов;
некоторая разгрузка высших руководителей;
возможность привлечения внешних консультантов иэкспертов;
при наделении штабных подразделений правами функциональногоруководства такая структура — хороший первый шаг к более эффективныморганическим структурам управления.
Недостатки линейно — штабной структуры:
недостаточно четкое распределение ответственности, т. к.лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
тенденции к чрезмерной централизации управления;
Вывод: линейно — штабная структура может являться хорошейпромежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным.Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современнойфилософии качества.
Методом управления называется совокупность способоввоздействия субъекта управления на управляемый объект для достиженияпоставленных целей.
К экономическим методам управления на ОАО ТД«ТЦ-Поволжье» относятся: планирование, экономическое стимулирование,технико-экономический анализ, материальные санкции (за опоздание на рабочееместо, за несоответствие стандартам по рабочей форме, за отсутствие на рабочемместе в неположенное время, за неграмотное обслуживание покупателей и т.д.),нормирование, ценообразование, финансирование, экономический контроль.
Организационно-распорядительные методы подразделяются надве группы:
Организационного воздействия. Организационноерегламентирование – осуществляется при помощи административных актов: уставапредприятия, должностных инструкций работников (см. Приложение К), правилвнутреннего распорядка. Организационное нормирование – сюда относитсяустановление норм и нормативов товарных потерь, расхода топлива иэлектроэнергии, численности работников, сроки предоставления отчетов.
Распорядительного воздействия – сюда относятся приказы,распоряжения, указания.
К социально-психологическим методам управления относят:формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, проведениеконкурсов, торжественных собраний, презентаций, стимулирование личнойинициативы, личный пример руководителя, передача подчиненным отдельных правруководителя, новаторство.
Согласно исследованиям руководитель тратит от 50 до 90%всего времени на коммуникации. Именно потому, что обмен информацией встроен вовсе основные виды управленческой деятельности, коммуникации являются связующимпроцессом.
Коммуникации – это обмен информацией между двумя людьми иболее. Коммуникации подразделяются на две большие группы: между организацией иеё средой и между уровнями управления и подразделениями.
К первой группе относятся коммуникации, которыепредставляют собой информационное взаимодействие с внешней средой: это средствамассовой информации, потребители, надзор за качеством продукции, органыгосударственного регулирования, политические группы, комитеты, поставщики ит.п. Возникновение коммуникаций внутри предприятия в виде собранной,обсуждений, телефонных переговорах, отчетов и т.д., как правило, являются реакциейна воздействие внешней среды.
В качестве коммуникаций для организации используютсяразличные формы. Так, для реализации товара используются программы маркетинга ирекламы. Для соблюдения норм государственного регулирования требуетсяписьменное оформление документов. Изучение рынка ведется при помощи специальныхорганизаций, т.е. существует множество способов коммуникаций.
Ко второй группе относятся межуровневые коммуникации,коммуникации между различными подразделениями, коммуникации «руководитель –подчиненный», коммуникации между руководителем и рабочей группой, неформальныекоммуникации.
В процессе управления осуществляются коммуникации повертикали и по горизонтали между подразделениями. По нисходящей передаетсяинформация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретныезадания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня надругой вплоть до рабочих исполнителей.
Не менее важными являются коммуникации и по восходящейлинии. Предприятие не может функционировать без информации о ходепроизводственного процесса. По восходящей передается информация о загрузкеоборудования, количестве работающих, поступлений сырья, выпуске продукции ит.д.
Для координации задач и действий подразделенийорганизации требуется обмен информацией между ними, поэтому устанавливаютсяпотоки информации между подразделениями по горизонтали. Таким образомкоординируется деятельность рабочих групп по контролю за издержками,распределением ресурсами, сбытом продукции. Руководители различных подразделенийинформируют друг друга о ходе внедрения новой техники.
Две трети всей деятельности на предприятии – этодеятельность, основанная на коммуникациях «руководитель – подчиненный». Ониотносятся к коммуникациям по вертикали, но выделяются в отдельную группу, таккак оказывают непосредственное влияние на производственный процесс. Это обменинформацией о способах деятельности, эффективности работы, вознаграждениях,способностях работников, проблемах, изменениях, результатах,усовершенствованиях и т.д.
Комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующихструктуру, задачи и функции предприятия, организацию его работы, права,обязанности и ответственность руководителей и специалистов предприятия,называется организационными документами. Организационные документы представленыуставами, положениями, в том числе о структурных подразделениях, инструкциями,в том числе должностными, правилами.
Распорядительные документы – это документы, в которыхфиксируются решения административных и организационных вопросов деятельностиорганизации. Эти документы регулируют и координируют деятельность, позволяюторгану управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач. К нимотносятся приказы, распоряжения, указания, решения, постановления.
К документам по личному составу относятся документы,которые составляются службой персонала организации и регламентируют отношенияработодателя и сотрудников организации. В настоящий комплект образцов включеныследующие документы:
трудовой договор (контракт);
приказ по личному составу;
анкета;
резюме;
характеристика с места работы;
командировочное удостоверение;
Процесс управления представляет собой совокупностьциклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организациейвыполнения принятых решений.
Принятие управленческих решений в ОАО ТД «ТЦ-Поволжье»представляет собой процесс, включающий выполнение нескольких процедур илиэтапов:
Стадия 1. Признание необходимости решения: восприятие ипризнание проблемы, интерпретация и формулирование проблемы, определениекритериев успешного решения.
Стадия 2. Выработка решения: разработка альтернатив,оценка альтернатив, выбор альтернатив.
Стадия 3. Выполнение решения: организация и выполнениерешения, анализ и контроль исполнения, обратная связь и корректировка.
Стиль руководства – устоявшаяся манера поведенияруководителя по отношению к подчиненным в целях оказания на них влияния ипобуждения их к достижению целей организации.
Стиль может быть автократичным и либеральным.
Автократичный стиль управления характеризуется чрезмернойцентрализацией власти, возникающие вопросы обычно не обсуждаются, руководительне терпит своей критики и часто прибегает к критике своих подчиненных.
Демократический стиль характеризуется стремлениемруководителя к коллегиальности в решении всех важных вопросов деятельностипредприятия. Директору торгового комплекса «Успех» ОАО ТД «ТЦ-Поволжье»характерен именно такой стиль управления. Руководитель-демократ поощряетактивность своих подчиненных, информирует своих подчиненных о положении дел вколлективе.
Этика деловых отношений является профессиональной этикой,регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Одним из основныхэлементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведениебазируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважениичеловеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности,чувстве долга, точности и др. Второй принцип: необходима справедливость принаделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами(денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требуетобязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кемоно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципоммаксимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаютсяэтичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) сморальной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа являетсяпятый — принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действиясотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушаютэтических норм. Сущность шестого принципа в следующем: этичным являетсятерпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр.,имеющим место в других организациях, регионах, странах.
В любом коллективе могут возникать спорные ситуации,влекущие за собой начало конфликта. Конфликт – столкновение противоречивых илинесовместимых интересов. Началом конфликта является инцидент, который можетвозникнуть случайно или преднамеренно.
Психологи выделяют четыре основных вида конфликтов:внутриличностные – когда интересы организации не совпадают с интересамиличности; межличностные – психологическое столкновение людей с разнымивзглядами, темпераментом, ценностями; конфликт между личностью и группой;межгрупповые конфликты.
Существует множество способов разрешения конфликтов:уклонение, доминирование, капитуляция.
Методы и способы разрешения конфликтов различны – отбесед, просьб, убеждений, до силового разрешения (подавление, перевод, приказ,решение суда).
Главная задача руководителя в том, чтобы вникнуть вконфликт и разрешить его, используя различные методы.
5. Особенности торговой деятельности предприятия
Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимаетособое место среди инструментов коммерческой деятельности торговогопредприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов ирычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная восновной деятельности по формированию ассортимента товаров.
Итак, при осуществлении сделок на поставку товаровторговому предприятию от поставщиков основным документом является договор,регламентирующий отношения партнеров.
Договор выполняет следующие функции:
закрепляет юридически отношения между партнерами;
устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;
предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.
Основными поставщиками торгового комплекса «Успех»являются следующие: ОАО ТД «Нексит», ТД «Кенгару», «Бенефис», ИП «Ялгушев», ТД«Де Риве», ТД «Арханг», «ИнкоБагаж» и др., которые являются посредниками междупроизводителем продукции и предприятием розничной торговли, с которыми уторгового предприятия положены рациональные хозяйственные связи на стабильнойдолговременной основе. Договора с этими поставщиками заключаются на год. Кромеэтого, в течение года возникают краткосрочные связи с различнымипоставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки нанебольшой срок, или на разовую поставку товаров. В хозяйственной практикедоговор является основой деловых отношений двух и многосторонних, обличенных вписьменную форму, с соответствующими правилами (см. Приложение Л).
Доставка товара в магазин осуществляется как собственнымтранспортом компании, так и машинами транспортных компаний. Сопроводительнымидокументами являются транспортные накладные, товарные накладные (см. ПриложениеМ) и счета-фактуры (см. Приложение Н).
Номенклатура, или товарный ассортимент, — это всясовокупность изделий, реализуемых предприятием. Она включает различные видытоваров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии сфункциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит изассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшуюступень классификации.
Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групптоваров, предлагаемых конкретным продавцом: женская и мужская одежда, женская имужская обувь, женские и мужские аксессуары.
Ассортимент продукции буквально означает подборпредметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точкизрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким.
Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группетоваров ряда видов. Например, обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки,туфли, босоножки; аксессуары включают такие понятия как платки, кошельки,обложки, ключницы, сумки, клатчи и т.д.
Под нормированием труда понимают процесс установлениянаучно-обоснованных норм затрат труда на выполнение работ.
Нормой труда называется установленный для работника объемработы в час, день (смену), неделю, месяц, год, который он обязан выполнить принормальных условиях работы. Различают следующие виды норм труда: нормывыработки; нормы времени; нормы обслуживания; нормы численности.
Норма выработки — это установленный в единицах рабочихопераций объем работы, который работник должен выполнить в час, день (смену),месяц, рабочий год.
Норма времени — это количество рабочего времени (в часах,минутах) для рабочей операции, служит для расчета, определения норм выработки идругих норм труда.
Нормы обслуживания — это установленный на одногоработника объем обслуживания площадей.
Норма численности работников — установленное количестворабочего персонала определенной профессии, квалификации для выполнения работ наданном участке отдела, предприятия, учреждения, организации.
Информационное обеспечение является одной из наиболееактуальных и сложных проблем, стоящих перед руководителями предприятия,работающего в условиях рыночной ориентации. Использование на предприятиикомпьютерной техники позволяет улучшить и ускорить процесс организации рабочеговремени. Учёт поступления и движения товаров осуществляется путем сканированияштрих-кода, нанесенного на упаковки или этикетки каждого товара. Наиболееинтересной для потребителя является информация о месте производства и странепроисхождения товара, которая шифруется штриховым кодом.
Штриховой линейный код представляет собой чередованиештриховки и промежутков разной ширины. Такими штрихами закодирована либоцифровая, либо буквенная информация. Для расшифровки штриховых кодов пользуютсяспециальным считывающим приспособлением – сканером.
Всеобщее распространение получил код Европейской системыкодирования, состоящий из 13 цифр. Первые 2 цифры показывают странупроисхождения товара. Следующие 5 цифр показывают предприятие, изготовившееданный товар, очередные 5 цифр – наименование товара, его потребительскиесвойства. Последняя цифра используется для проверки правильности считывания штриховсканером.
Что касается методов обслуживания покупателей, то в ТК«Успех» применяется метод продажи товаров с открытой выкладкой и свободнымдоступом покупателя.
При продаже товаров с открытой выкладкой и свободнымдоступом покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобратьвыложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках,стендах, в горках, вывешивают на вешалках и т. д. Функции продавца при этомметоде продажи сводятся к консультированию покупателей, помощи в отборетоваров, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетныеоперации могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или нарабочем месте продавца.
Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна посравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможностьодновременно знакомиться с выложенными образцами товаров, не отвлекая при этомпродавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией обих ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продажетоваров, увеличить пропускную способность магазина и повыситьпроизводительность труда продавцов. Как правило, этот метод применяется припродаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляетсячерез прилавки обслуживания. Покупатели имеют возможность самостоятельно или спомощью продавца-консультанта ознакомиться с моделями, размерами, цветом,проконсультироваться с продавцом-консультантом и сделать окончательный выбор.
Сервисным обслуживанием в ТЦ-Поволжье является бесплатнаядоставка мебели, бесплатный и несложный подгон одежды, раскрой одежды пожурналу.
6. Маркетинг
Маркетинг — это философия современного бизнеса,определяющая стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции. Она представляетсобой ориентированную на потребителя производственно-сбытовую деятельность,обеспечивающую фирме долгосрочную максимальную прибыль от реализации еепродукции.
Управление маркетингом — важнейшая функциональная частьобщей системы управления предприятием, направленная на достижениесогласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешнейсреды для обеспечения прибыли. Внутренние возможности предприятия — это егоматериальный и интеллектуальный потенциал. Внешняя среда — это рыночные условия,потребительский спрос, действия конкурентов, а также регулируемые государствомэкономические, социальные, политические и тому подобные условия развития.
Служба маркетинга в ОАО ТД «ТЦ-Поволжье» являетсясамостоятельным структурным подразделением предприятия, подчиняетсянепосредственно заместителю генерального директора по стратегическомупланированию и руководствуется в своей деятельности действующимзаконодательством, указаниями и приказами, утвержденными планами работ.
Работа службы ориентирована на гибкое приспособление всейхозяйственной деятельности предприятия к изменениям экономической ситуации вРоссии, учета требований потребителей и сочетает в себе комплексные работыэкономического, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательскогохарактера.
Основной задачей, стоящей перед службой маркетингаявляется фактический анализ реализации продукции предприятия и его основных конкурентовв групповом и развернутом ассортименте, включая:
анализ уровня и тенденций спроса, % обеспеченностипотребителей в разных отраслях нашей продукцией, размеров неудовлетворенногоспроса, в целом по России и по отраслям (регионам) в отдельности;
анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и методовстимулирования сбыта, используемых основными конкурентами в целом по России и вконкретных отраслях и регионах, выявление их сильных и слабых сторон;
определение сегментов рынка для основных групп продукции,их доли и позиций на каждом сегменте рынка;
анализ причин неудовлетворенного спроса на продукциюпредприятия и разработка предложений по снижению его размеров;
разработка предложений по освоению новых рынков/сегментоврынка и предложений по диверсификации;
разработка предложений по концепции ценовой стратегии,включая: систему скидок в рамках программ по стимулированию сбыта.
Маркетинговая среда фирмы — это совокупность активныхсубъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможностируководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевымиклиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственноеотношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е.поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами иконтактными аудиториями.
ТК «Успех» работает непосредственно с московскимипоставщиками, которые в свою очередь являются посредниками между «Торговымцентром» и фирмой-производителем. Клиентами данного магазина являютсяпокупатели со среднем и выше среднего уровнем достатка, проживающие как натерритории Ленинского района, так и прибывающие из центральных районов города.Конкурентами являются торговые комплексы, находящиеся в центре города. Однако,преимуществом данного комплекса являются более низкие цены на аналогичныетовары – около 10-15% и наличие на территории «Торгового Центра»разноассортиментных павильонов, что очень удобно для покупателей.
Макросреда представлена силами более широкого социальногоплана, которые оказывают влияние на микросреду такими, как факторыдемографического, экономического, технического, политического, культурногохарактера.
Информационное обеспечение маркетинга осуществляется наоснове разработки маркетинговой информационной системы (МИС), т.е. совокупностиприемов, методов, организационных и технических средств сбора, накопления и обработкиданных, необходимых для осуществления маркетинга на предприятии. МИСскладывается из трех частей:
внутренняя отчетная информация, создаваемая на самомпредприятии;
внешняя информация, публикуемая в печати;
исследовательская информация, формируемая на основемаркетинговых исследований силами самого предприятия или специализированнымиорганизациями.
Важным основанием для управления развитием товараявляется концепция «жизненного цикла товара». Такой цикл имеет несколькостадий. Первая стадия зарождение и внедрение — период появления товара нарынке. Вторая стадия — развитие и рост — период признания и распространениятовара на рынке.
Третья стадия — зрелость — период наибольшей стабильностиреализации товара, насыщения рынка. Четвертая стадия — старение, отмирание —период снижения продаж, исчезновения спроса.
При выведении нового товара на рынок маркетинговыерешения направлены на повышение информированности потенциальных потребителей.Используются методы стимулирования (бесплатные образцы, публичная демонстрация,получение отзывов и др.). Проводится реклама, формируются надежные каналыраспределения, производится окончательная модификация товаров и т.п.
На стадии развития и роста маркетинговые решения связаныс максимальным уровнем охвата рынка в условиях расширяемого спроса. Дальнейшеепроникновение на рынок связано с улучшением качества и расширением ассортиментатоваров, интенсификацией сбыта, усилением контроля выполнения заказов.
Маркетинговые решения на стадии зрелости направлены насохранение позиций товара на рынке, его рыночной доли, конкурентныхпреимуществ. Осуществляется дифференциация товара, происходит активный поискновых рыночных ниш, развивается ценовое продвижение товаров. Большое значениепридается анализу прибыльности ассортиментных групп, сокращению издержек.
На стадии спада решения направлены на поддержание позицийна остаточном рынке или на уход с рынка. Происходят снятие с реализациинерентабельной продукции и сокращение маркетинговых затрат.
Развитие товарного ассортимента является важнейшейфункцией маркетинга на предприятии. Решения по развитию товарного ассортимента(продуктового микса) принимаются на основе:
производственных ресурсов предприятия, его финансовыхвозможностей, системы сбыта, квалификации кадров и др.;
потребностей рынка, ожиданий потребителей в приобретенииполезных свойств товаров, их мотивации и поведения на рынке и др.;
нахождения возможностей создания прибыльных дляпредприятия продуктовых линий, соответствующих в то же время требованиям рынкаи динамике развития спроса.
Предприятие может управлять продуктовым миксом путемувеличения числа товарных единиц в рамках расширения ассортиментного ряда,модернизации товаров, а также сокращения их числа.
Каналы распределения характеризуются своей длиной ишириной. Длина канала распределения является основным показателем иопределяется числом звеньев. Ширина канала обусловливается числом участников вкаждом звене канала распределения. При этом производитель товара являетсяначальным, а потребители конечным звеньями канала. В ОАО ТД «ТЦ-Поволжье»используется одноуровневый канал распределения – от производителя товарпопадает в торговый зал через посредников.
Торговые посредники играют важную роль в продвижениитоваров предприятия на рынок. От правильного их выбора во многом зависитуспешная продажа товаров.
Торговые посредники подразделяются на простых посредникови торговцев. Торговцы — это организации, предприятия и лица, осуществляющиеперепродажу или продажу товаров и услуг промежуточным и (или) конечнымпотребителям. Торговые посредники приобретают товар в собственность, становятсяего владельцами и действуют от своего имени и за свой счет. Доходы торговцевобразуются как разница между ценой покупки и ценой продажи (торговая маржа). У«Торгового Центра» такими посредниками являются различные Торговые дома, ОАО,ООО, оптовые склады, которые производят отправку товара либо личнымтранспортом, либо транспортом компании.
Существуют различные критерии, с помощью которых можнооценить и выбрать торгового посредника:
финансовая надежность: источники финансирования,платежеспособность, опыт ведения бизнеса;
маркетинговая политика: стратегические решения,конкурентные преимущества, товарная, ценовая, коммуникативная политика;
состояние сбытовой сети: материально-техническая база,динамика продаж, товарные запасы, охват рынка;
известность и репутация: имидж и торговая марка,профессиональная подготовка персонала, членство в ассоциациях и объединениях.
При продвижении товаров на рынке предприятие использует 2вида контактов с потребителями – безличные (реклама) и личные (персональныепродажи). Определяющими моментами выбора безличных контактов, в частностирекламы, являются:
привлекательность: одновременный охват целевой аудитории;доступность сообщений для массового потребителя; низкие затраты на каждое«предъявление» информации;
ограничения: небольшое число аргументов; безличноеобщение; сложность оценки эффективности.
Выбор личных контактов, в частности персональных продаж,определяются:
привлекательность: интерактивный обмен информацией;возможность адаптации к конкретным требованиям потребителя; условия длябыстрого принятия решения;
ограничения: высокая стоимость каждого «предъявления»информации; незначительный охват потенциальных покупателей; неконтролируемаяформа контактов.
Основной маркетинговой стратегией рекламы в ОАО ТД«ТЦ-Поволжье» является стратегия «образа» — ориентированная на закрепленииположительного отношения, верности торговому предприятию. Используется дляусиления позитивного имиджа. И так же используется стратегия «новости», котораясодержит в себе информацию о новинках на предприятии – о поступлении новыхколлекций товара, скидках, акциях и т.д.
Существуют разные методы стимулирования сбыта. Они могутбыть ориентированы на различную целевую аудиторию: на покупателей, на персонали на саму торговлю. Все методы стимулирования сбыта имеют одну общую цель –увеличение продаж. В ТЦ «Поволжье» инструментами стимулирования сбыта,ориентированными на потребителя, являются: приобретение накопительныхдисконтных карт от 4 до 10 %, различные скидки и бонусная система, рассчитаннаядля владельцев 10 % дисконтных карт (постоянных покупателей). Суть этой системысостоит в накоплении бонусов – с каждых 15 000 руб. от покупок на дисконтначисляются бонусы в размере 500 рублей, из которых можно помимо дисконтаоплатить еще 20 % от стоимости товара. Даже небольшое снижение цены заставляетпотребителей покупать товар, потому что они думают, что тем самым экономятденьги. А проведение различных акций и сезонных распродаж заставляетпокупателей возвращаться вновь и вновь в данный магазин.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.