Реферат по предмету "Философия"


Значение философии Фомы Аквинского для современной философии

Содержание Введение 2 Томизм - философия Фомы Аквинского 3 Неотомизм одно из ведущих течений современной западной философии 12 Значение философии Фомы Аквинского для современной философии 18 Заключение 23 Библиография 24 Введение Для нашего реферата мы выбрали следующую тему Значение философии Фомы Аквинского для современной философии.

Данная тема является актуальной, так как томизм в наши дни признается как один из важнейших духовных факторов современности. У этого философского направления много приверженцев не только среди католического мира, но и внецерковных кругах. А значит, томистская школа развивается и в наши дни. Выбор темы продиктован личным интересом, а также важностью данного этапа в истории философской мысли. Цель определить значение томизма для современной философии.

Задачи 1. Проанализировать литературу по данной теме 2. Систематизировать изученный материал 3. Раскрыть такие философские направления как томизм и неотомизм. Многие философы, такие как Жак Маритен, Дезире Мерсье, Антуан Д.Сертийянж, Жозеф Гредт, Жак Маритен, Этьен Жильсон, занимались изучением томизма. По данной теме написано много философских трудов, публикаций

и книг. Среди всех источников хочется отметить работу А.А. Миголатьева Неотомизм. Он подробно освещает наиболее важные аспекты развития неотомизма, рассказывает о выдающихся философах этого направления. Также в нашей работе были использованы труды французского философа Жака Маритена. В своей работе Философ и теология он называет Фому Аквинского великим классиком и аргументирует сво высказывание доводами в пользу философии

Св. Фомы. В процессе работы над рефератом использовался традиционно-описательный метод, основанный на приемах анализа, систематизации, классификации и обобщения исследуемого материала по данной проблеме. Томизм - философия Фомы Аквинского Личность св. Фомы в трх важнейших е аспектах выходит за рамки нашего исследования. Как святой, он представляет собой предмет агиографии как теолог требует специального изучения соответствующими методами, результаты которого по праву заняли бы первое место в комплексном исследовании

личности св. Фомы как мистик, с его сокровенной внутренней жизнью, он также в значительной степени недоступен нашим усилиям. Нашим непосредственным предметом могут быть лишь философские размышления св. Фомы, поставленные им на службу теологии. К счастью, дело обстоит так, что один из аспектов его жизненного поприща затрагивает примерно в равной степени все стороны этой многогранной личности и, по-видимому, отвечает той главной точке зрения, с которой мы можем е рассматривать

Жильсон Э. Томизм. Введение в философию Св. Фомы Аквинского. Спб. Культурная инициатива,2000 с.4. Философия Фомы Аквинского, как и его последователей, является не реализмом, а объективным идеализмом. В поле притяжения объектов идеализма находятся различные оттенки спиритуализма, утверждающего, что вещи и явления - это лишь проявления душ. На вопрос о том, что является первичным, томизм отвечает,

что первичен дух - бог, а материя - это его творение и является чем-то вторичным. Философия Аквинского признает существование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, или ангелов. Томизм признает существование материального мира независимо от субъекта, но не отрицая существование объективной действительности, признает также существование нематериального мира, который является первичным. Идеалистический характер философии Аквинского слишком очевиден, ибо он недвусмысленно вытекает из самой

идеи креационизма - сотворения мира из ничего Боргош Ю. Фома Аквинский. М. Мысль, 1975 с.91. Томистская школа, развивающая основные идеи Фомы Аквинского 12245-1274 одно из крупнейших философских течений современности. Томизм рекомендуется католической церковью энциклика Aeterni Patris, 1879, и его приверженцы по большей части католики.

Но это не единственное философское направление в лоне католического мира и, с другой стороны, у него немало крупных сторонников среди некатоликов к ним относятся, например, американский философ М.Адлер и английский - Е.Л.Маскалл. Если до первой мировой войны томизм мало привлекал внимание во внецерковных кругах, то теперь он повсюду признается как один из важнейших духовных факторов современности. Действительно, вряд ли какое другое философское течение располагает таким большим количеством мыслителей

и исследовательских центров. Достаточно указать, что его библиографический орган Bulletin Thomiste ежегодно упоминает около 500 книг и рецензий и что выходит не менее 25 научных томистских журналов. Томизм получил наибольшее распространение во Франции и Бельгии, но его представители и исследовательские центры имеются почти во всех странах. К числу важнейших таких центров относятся основанный

Дезире Мерсье 1851-1926 Institut superieur de Philosophic Высший философский институт - ред. при Лувенском университете, Парижский католический институт, католический университет в Милане, римский Angelicum, Фрейбургский университет в Швейцарии. В последние годы томистская школа стала развиваться и в англосаксонских странах, особенно

в Соединенных Штатах Америки. Акт и потенция. В центре томистской философии находится метафизика, отождествляемая с онтологией и имеющая своим предметом бытие как таковое. Понятие бытия не однозначно, а аналогично. Это значит, что когда слово бытие относится к двум различным предметам, оно имеет различный, но пропорционально идентичный смысл. Важнейшее учение, касающееся бытия, это учение об акте и потенции.

Это центральное учение системы, в которой все с ним так или иначе связано. Дело в том, что в бытии различается актуальное и потенциальное бытие. Актуально в каком-либо отношении или в акте, actu то, что есть в этом отношении. Потенциально или в потенции, potentia то, что не есть, но действительно может стать. Например, ребенок, который может стать математиком, потенциально математик.

Всякое бытие, кроме Бога, состоит из акта и потенции. Их взаимное отношение в конкретном бытии заключается в том, что Потенция есть определяемая основа Unterlage, a акт - ее определение. Свое первое важное применение учение об акте и потенции находит в теории так-бытия Sosein и тут-бытия Dasein. Всякое бытие кроме Бога состоит из так-бытия сущность, essentia и тут-бытия

существование, existentia. Тут-бытие есть акт так-бытия, которое его актуализирует. В конкретном бытии оба момента неразделимы, но по сути они различны. Другим важным применением учения об акте и потенции является теория категорий. Основная категория - это субстанция, бытие, которое одно только характеризуется в-себе-бытием. Все другие категории, так называемые акциденции accidentia, представляют собой определения субстанции

- в том смысле, что они относятся к субстанции как акт к потенции. Томистское учение о субстанции часто понимали совершенно превратно. Поэтому необходимо подчеркнуть, что в этом учении субстанция никоим образом не рассматривается как неизменяемый субстрат изменений, а просто как в-себе-сущее бытие, бытие в полном смысле, тогда как акциденции это лишь определения, бытие которых есть бытие-в-другом.

На учение об акте и потенции опирается также томистская теория становления. Становление - это переход от потенции к акту и как таковое оно - неполное бытие, умаленная действительность. Соответственно этому всякое становление предполагает становящуюся субстанцию, полное сущее. Высказывание Бергсона, что в становлении имеется больше, чем в бытии, с этой точки зрения прямо-таки абсурдно. В то же время от становления в указанном смысле следует четко отличать деятельность, являющуюся

метафизическим следствием актуальности бытия чем больше бытия, тем больше деятельности. Соответственно, Бог как полнота бытия есть также полнота деятельности. Еще одно учение, связанное с теорией акта и потенции, которого мы можем лишь коротко коснуться, это учение о четырех факторах causae. Эти факторы таковы материал то, из чего что-то состоит или делается, форма определение материала, действующая причина и цель.

Эти четыре фактора выступают в определенной последовательности, причем цель оказывается высшей причиной Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М. Научный мир,2000. с.195-196. Дело в том, что всякая действующая причина действует - сознательно или бессознательно - ради какой-то цели, тогда как форма привносится в материал лишь через действующую причину. Натурфилософия. Становящееся сущее располагается иерархически в зависимости от степени актуальности,

то есть полноты бытия. Здесь основополагающим является томистское учение о гилеморфизме от греческого вещество, материя и форма. Дело в том, что всякое материальное сущее состоит из материи materia и определяющей эту материю формы. При этом материя относится к форме так, как потенция к акту. Если анализировать сущее с этой точки зрения, то после мысленного отделения всякой оформленности в конечном итоге натыкаешься на первоматерию materia prima - элемент бытия, полностью лишенный всякой

определенности и стоящий как чистая потенциальность на грани небытия. Первоматерия - это принцип множественности и делимости материальных вещей. Их единство исходит только от формы, являющейся также принципом активности для сущего. Форма пронизывает сущее, находясь в самой теснейшей связи с материей, какую только мы вообще можем видеть в природе между двумя различными элементами.

Самая низшая из всех форм - это форма неодушевленных тел. Здесь отсутствует органическое единство и собственная деятельность мертвое тело это самое пассивное сущее, деятельным его делает лишь другое сущее. В жизни обнаруживается большее единство и деятельность у организмов всегда есть собственная целенаправленная, хотя часто еще неосознаваемая деятельность. Жизнь нельзя объяснить чисто механически, но с другой стороны, нельзя и признавать две различные субстанции

материальную и жизненную у растений и у животных. Жизненное начало - это скорее форма, то есть более высокое содержание, определяющее совокупное бытие живого. У животных появляется еще более высокая ступень бытия. Животные не только деятельны, но их деятельность направлена к цели, которую они знают. Их самостоятельность и тем самым их собственная деятельность более высоки, что служит верным признаком

их большей полноты бытия. Наконец, у человека, который выше неодушевленных, растительных и животных форм, появляется такая духовная форма, как душа, которая охватывает единой высокой духовной формой полноту всех низших форм. Человек не только знает цели своей деятельности, но он может также их свободно полагать. Тем самым он обладает величайшей полнотой бытия, какая только есть на земле Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия.

М. Научный мир,2000. с.196-197. Дух. Высшую ступень бытия образует дух. Он характеризуется своей нематериальностью, состоящей в его неделимости и главным образом в его самостоятельности. Он не привязан к пространственно-временному порядку, но может, пронизывая материальные явления, познавать нематериальные умопостигаемые сущности и стремиться к сверхматериальным целям. У него две основные функции - познание и хотение.

Познание либо созерцательно, и тогда оно обозначается как рассудок intellectus, либо дискурсивно, и в этом случае называется разумом ratio. Хотение - это реакция, подобная всем другим известным реакциям, но оно относится к духовному порядку и поэтому как реакция следует за умственным познанием. Подобно тому, как рассудок может познавать сверхматериальные сущности, воля может их хотеть. Так как благодаря своей нематериальности воля открыта к бесконечному, она не привязана ни к каким конечным

предметам, но свободна по отношению к ним. Ее не может определять никакое конечное благо. Поэтому она свободна не только в том смысле, что она спонтанно решает, но и поскольку она может когда все условия для действия налицо действовать или же не действовать. В то же время дух в человеке всегда теснейшим образом связан со всем психофизическим организмом духовная душа - это единственная форма человеческого бытия.

По своему телесному строению и жизненным функциям человек примыкает к животным, как существо он включает в себя вегетативные и физико-химические функции. Дух у него явно зависит от организма его может парализовать легкое нарушение в нервных центрах. Впрочем, эта зависимость многосторонняя. В сфере познания чувства и сила воображения поставляют объекты для умственного познания, в сфере хотения сильное давление на волю оказывают инстинкты. Очень важным в сфере познания является тот факт, что эта

зависимость не субъективна, а объективна. Так, нарушение нервных центров воздействует непосредственно субъективно на силу воображения и делает невозможной ее работу, но тогда в силу отсутствия объекта и дух может перестать действовать. С другой стороны, нет субъективной зависимости духа от тела. Хотя духовная душа есть форма тела, она возвышается над материей. Она бессмертна, ибо, будучи целиком сверхматериальной, она не имеет частей и не может распадаться со

смертью Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М. Научный мир,2000. с.197-198. Познание. У большинства томистов теория познания не является предметом особой дисциплины, она лишь глава метафизики, как и у Александра и Гартмана. Не может быть и речи о том, чтобы она была основой философии бытия, скорее наоборот - она на ней основывается. Ибо познавать -это не что иное, как быть другим.

Это положение может сначала показаться загадочным, но оно объясняется, если учесть духовный характер души поскольку душа не материальна, она не ограничена и может, не переставая быть тем, что она есть, стать интенционально чем-то другим. Это верно уже в отношении чувственного познания, коль скоро ему присуща определенная нематериальность. Но между чувственным и умственным познанием имеется существенное различие. Чувственное познание схватывает только материально конкретное, чувственную акциденцию, и никогда

не может познать ни бытие как таковое, ни какое-либо умопостигаемое содержание. Напротив, умственное познание нацелено на бытие и схватывает непосредственно только всеобщее, которое одно и является полностью познаваемым. Из этого, однако, нельзя заключать, что в мире имеются универсалии как таковые. Всякое действительное бытие целиком индивидуально и конкретно. Но всякое бытие имеет умопостигаемую сущность иррационально лишь небытие всякое бытие есть возможный

объект рассудка. Эта сущность существует конкретно в конкретном. Только рассудок поднимает ее до всеобщности - с помощью абстракции. Сначала он отделяет ее от условий индивидуализации, а затем сравнивает с другими индивидами, придавая ей таким образом всеобщность. Иначе говоря, умопостигаемое содержание действительно существует в вещах, но сама всеобщность есть продукт духа - мысленное бытие, коренящееся в действительности.

Абстракция исходит из предложенных воображением чувственных образов, из образов фантазии. Априорных знаний в кантовском смысле не существует. Но как только сформировались понятия, можно, не обращаясь снова к чувственному познанию, формулировать общие законы путем анализа понятий. А отталкиваясь от этих законов, удается с помощью дальнейших рассуждении открыть новые законы, которые, как показывает развитие математики, могут обогащать наши знания.

Ибо мышление позволяет извлечь из предпосылок нечто такое, что хотя и содержалось в них, но лишь в потенции. Ясно, что томистская теория познания - реалистская в непосредственном смысле слова субъект не производит предмет, но лишь его умственное отображение, называемое species. Познавать это значит не создавать познаваемую вещь, а схватывать ее как сущую саму по себе. Томизм-это также интеллектуалистское учение. Только рассудок, поддержи-ваемый разумом, может обеспечить

нам настоящее познание истины. Конечно, это познание не может быть получено априорно, помимо опыта, его надо добывать на путях разума. Это не противоречит опыту и жизни, ибо умственное познание - это высшая форма опыта и высшее воплощение жизни - жизнь духа Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М. Научный мир,2000. с.199-200. Бог. Изучение философии заканчивается метафизикой, которую венчает теология.

Таким образом, проблема существования и природы Бога рассматривается лишь в конце. Это соответствует и самой природе человеческого познания, которое от чувственного постепенно восходит к абстрактному и умопостигаемому. Священная наука поступает обратным образом будучи основана на слове Божием, она по необходимости отправляется от самого Бога и затем спускается к человеку как одному из Его творений

Жильсон Э. Томизм. Введение в философию Св. Фомы Аквинского. СПб. Культурная инициатива,2000. с. 57. Существование Бога должно быть признано. Поскольку иррациональное невозможно, то нельзя признать существование эмпирически известного сущего, не признавая Творца. В самом деле, во всяком таком сущем сущность реально отличается от существования, и нельзя найти достаточного основания для их связи, если не дойти до такого сущего,

в котором сущность и существование тождественны. В нем нет никакого ограничения сущности, которая, таким образом, должна быть бесконечной, должна быть чистым актом, полнотой бытия и, следовательно, также полнотой добра, красоты и всякой ценности. В то же время Бога нельзя представлять себе как увеличенное до бесконечности тварное сущее. Он есть сущее в аналоговом смысле слова, то есть не в том смысле, что творения.

Тем самым уже показывается несостоятельность пантеистических теорий, исходящих из представления о том, что невозможно допустить бесконечного Бога и еще мир. Кроме того, против пантеизма следует выдвинуть то возражение, что Бог, будучи полнотой бытия, должен характеризоваться тем, что мы называем духом, волей, любовью, познанием, то есть, что он должен быть личностью, хотя также в аналоговом смысле слова.

Отношение Бога к миру может быть охарактеризовано следующим образом. Во-первых, что касается так-бытия, то всякая конечная сущность есть участие в сущности Бога, который должен мыслиться как образец и источник всякого так-бытия. Таким образом, вместо платоновского мира идей мы имеем здесь реальное бытие Бога. Во-вторых, и тут-бытие всех вещей есть тоже участие в его бытии.

Сотворенное, составленное из акта и потенции сущее представляет собой, таким образом, в двояком отношении участие в бесконечном чистом акте. Но если Бог определяет всякое так-бытие с сущностной необходимостью так, что и сам Бог не может сущности изменять, то тут-бытие всех вещей зависит от свободной воли Бога. С этой точки зрения, всемирная история предстает как осуществление вечного, свободно положенного плана Бога. Тем самым становится ясно, что мировая история имеет цель.

Этой целью не может быть ничто другое, как то, что имеет целью и Бог и притом с сущностной необходимостью, а именно - сам Бог. С другой стороны, теперь становится понятно, что истина в логическом, человеческом смысле - это производная истина в основе ее лежит онтологическая истина - совпадение тварного бытия с мышлением Бога. Философия знает Бога только как принцип мира, она ничего не может сказать о его внутренней жизни.

Но, с другой стороны, философия не дает никаких оснований для отрицания возможности откровения. К тому же содержание откровения не может вступить в противоречие с философскими и научными учениями, поскольку мир и откровение происходят от одного и того же правдивого и всеведущего Бога. В то же время философия может, полностью отвлекаясь от всякого откровения, построить теорию естественной религии, каковую томизм разрабатывал издавна, но особенно основательно в последнее время

Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М. Научный мир,2000. с.195-196. Этика. У человеческого духа есть две возможности отношения к сущему. Как предмет познания сущее образует основу истины, а по отношению к воле оно дает основание для блага. Благо бывает троякого рода. Различаются безусловное благо honestum, приятное благо delectabile и полезное благо utile. Последнее, правда, есть лишь функция первого.

Томистское учение о ценностях - это учение о благе, и оно очень похоже на томистское учение об универсалиях. Ведь и ценности имеют свое основание в бытии, но существуют как таковые только в оценивающем субъекте. Различаются две большие сферы ценностей - сфера эстетических ценностей, в которой отношение к благу созерцательное, и сфера практических ценностей, отношение к которым активно. Во второй сфере в свою очередь различаются две области - область техники, в которой объект деятельности

внешний facere, и область морали, в которой таковым является само действующее лицо agere. Религиозные ценности, которые не были бы как таковые одновременно моральными ценностями, с точки зрения томистов не существуют. Томистская этика - это этика цели. В постоянном споре с кантовским учением, томисты снова и снова подчеркивают, что этика есть по сути учение о человеческой деятельности и, как таковая, должна основываться на учении о цели.

Этой целью является блаженство человека, причем оно понимается как длительная и совершенная деятельность совершенного субъекта. Так и в этике обнаруживается динамический характер томистской философии. Поскольку длительная деятельность возможна лишь в том случае, если субъект во всех своих способностях дисциплинируется постоянным прилежанием, в томистской системе придается большое значение добродетелям. Томистская этика - это по существу характерологическая и воспитательная этика.

С ее точки зрения, человек обладает прирожденными задатками, но он должен их совершенствовать путем самовоспитательной работы. Добродетель, обретенная в результате такой работы, делает его в полном смысле слова свободным. Речь не идет о том, чтобы, как у Канта, насильственно, силой воли, подчинять чувства моральным законам. Напротив, идеал всегда состоит в дисциплинировании всей психофизической структуры человека, так, чтобы человек мог не просто поступать хорошо, но чтобы ему было легко и радостно поступать

хорошо. Главная добродетель это мудрость, заключающаяся в готовности рассудка вынести правильное практическое суждение о конкретном поступке, а это тоже характерно для томистского интеллектуализма. Однако мудрость способна лишь в том случае правильно воздействовать, если воля дисциплинирована справедливостью в самом широком смысле, а чувства - силой и самообладанием. Важную роль в томистской системе играет учение о нравственном законе.

Непосредственно человеческое поведение регулируется совестью. Но эта совесть есть лишь выражение естественного права, т.е. нравственных законов, имманентных самой человеческой природе. Так, например, нарушение супружеской верности осуждается нравственным законом потому, что природа человека требует целостности брака. Естественный закон находит в позитивном законе свое объяснение и применение.

Он сам есть выражение вечного закона, божественного плана, лежащего в основе строения мира. Однако томистское учение нельзя понимать так, что последнее основание нравственного порядка заключается в воле Бога. Сам Бог не мог бы изменить моральные принципы, поскольку их основанием является не его воля, а его бытие. Очень важным в томистской этике является также учение об обществе. Отдельный человек есть высшее сущее в мире, все остальное сущее должно ему служить.

Тем не менее, общество это не фикция. Оно представляет собой нечто большее, чем совокупность людей, так как помимо людей оно охватывает и реаль-ные отношения. К тому же человек от природы общественное существо, и общее благо является в общем порядке добродетелей определяющим для поведения людей. Так, воспитание даже чисто личностных добродетелей, таких, как умеренность, требуется по сути социальной справедливостью, поскольку цен-ность человека представляет собой ценность

для общества Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М. Научный мир,2000. с.201-202. Неотомизм одно из ведущих течений современной западной философии Неотомизм - философское учение Фомы Аквинского было канонизировано Ватиканом в качестве единственно истинной философии католицизма, возникли условия для формирования обновленной доктрины католической церкви неотомизма. Одним из его международных центров стал созданный в 1889 г.

в г. Лувен Бельгия Высший институт философии. Основа неотомизма религиозные идеи Фомы, адаптированные к современным условиям. Философские проблемы католической церкви активно разрабатываются папским двором Ватиканом. В 60-80-е гг. появились и стали теоретической основой современного томизма важные документы, которые на десятилетия вперед определили стратегию и тактику деятельности католической конфессии лат. соnfessionalis вероисповедный, церковный.

Среди них итоговые документы Вселенского собора 1962 1965 и ряд энциклик лат. encycliса общий, для всех посланий Римского папы ко всем католикам. Выделяются энциклики Пацем ин террис 196З Популорум прогрессио 1967, Редемптор хоминис 1979, Лаборем экзерценс 1981, Соллицитудо реи социали 1988 и др. Все энциклики пишутся на латинском языке. Неотомизм развивается также другими религиозными центрами

и их представителями, светскими учеными и специалистами. Известны своими работами в данной области во Франции Ж. Маритен и Э. Жильсон, в Швейцарии Ю. Бохеньский, в Бельгии К. Ранер, в Австрии Г Веттер и др. Современные интерпретации средневековой томистской философии обусловлены многими обстоятельствами. Они коренятся в громадных изменениях, которые претерпела цивилизация

к концу ХX в. Более конкретно эти обстоятельства выводят неотомистику на современный уровень развития философской теории и методологии науки. Сказываются также последствия раскола христианства и на католицизм, православие и протестантизм и их в значительной степени автономное развитие со своими иерархическими религиозными центрами, культовыми особенностями, характером социально-этнического состава верующих и т.д. Хотя схоластическая система религиозно-философских взглядов

Фомы Аквинского Ватиканом официально признана и постулирована, нынешние доминанты воззрений идеологов католицизма не могут не претерпеть изменений по сравнению тем, что было более 700 лет назад и значительно позже, во времена святой инквизиции, вплоть до ХVII1в Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философииСоциально-гуманитарные знания- 2002. -2 с.93. В философском плане на томизм существенное влияние оказали гуманистические идеи эпохи

Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени, благодаря чему в ХХ в. развивались концепции теократического гуманизма. Современный томизм вобрал в себя также мировоззренческую проблематику экзистенциализма и персонализма, вследствие чего возникла неотомистская разновидность данных философских течений. Отмеченные особенности современной философии католицизма присущи и

Маритену главному теоретику неотомизма, в частности, одной из последних его работ Краткий очерк о существовании и существующем. В ней подчеркивалось, что в целостном видении философии томизма экзистенциальное и персоналистское толкования понятия субъект играют важнейшую роль. Более того, субъекты занимают все пространство томистского универсума, в том смысле, что для томизма существуют только субъекты с присущими им чертами, только индивидуальные субъекты осуществляют акт существования

Подлинное основание метафизики Фомы Аквинского понятие бытийствования, или конкретного единства сущности и существования. В языке нет ничего более привычного, чем слово бытие, но оно составляет величайшую тайну философии. Бог творит существующие субъекты или основания, бытийствующие в своей индивидуальной природе. В движении по лестнице бытия к более высоким его ступеням мы имеем дело с субъектами существования, с основаниями, все более и более богатыми в своей внутренней сложности.

Мы познаем субъекты, и мы никогда до конца их не познаем По Маритену религия по существу является тем, чем ни какая философия быть не может. Объяснял он это способностью религии учитывать человеческие аффекты во всей их сложности отношение личности к личности с заключенным в нем риском, тайной, страхом, доверием, восхищением и томлением. Только личность свободна, только у нее одной есть в полном смысле слова внутренний мир и субъективность,

поскольку она движется и развивается в себе. Разрабатывая далее в персоналистском плане неотомистскую теорию личности, французский религиозный философ устанавливает ее отношения с богом и другими личностями. Не Я, а Бог является центром всего. Любя божественный Субъект больше, чем себя, я люблю себя для него не имея значимости в мире, я являю ему значимость. Что касается взаимоотношений с другими людьми, то они знают меня в качестве объекта, а не субъекта.

Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философииСоциально-гуманитарные знания- 2002. -2 с.94 Они игнорируют мою субъективность как таковую, им неведомы ее неисчерпаемая глубина и целостность, ее экзистенциальная комплексность. Это означает, что мне не воздастся должное мое существование будет погружено в несправедливое знание обо мне всех других и мира, а также и мое самонепонимание Я не открыт самому себе. Чем более я познаю мою субъективность, тем более она остается скрытой для меня.

Я ведом богу, он все знает обо мне как о субъекте. Ему нет нужды объективировать меня с целью познания. Если бы меня бог не знал, то я был бы никому неведом, никто бы не знал меня в моей истине. Познать другого при помощи разума невозможно. Эта не возможность взламывается через любовь. Она непреходящее удовольствие, или более или менее интенсивная эмоция, любовь представляет собой радикальную

тенденцию и врожденное основание, заключенное в самом бытии. Маритен сопоставлял позиции и возможности атеистического философского экзистенциализма и христианской его разновидности. Он не верил, что в процессе эволюции философской мысли христианский экзистенциализм сможет подняться выше второстепенного места и сокрушить исторический порыв, который дает сегодня атеистическому экзистенциализму широкую власть над умами. Это многолетняя традиция, уходящая корнями в наследие

Декарта. Однако эта власть эфемерна. Атеистическая трактовка существования, оторванного от бога, абсурдна, хотя такого рода экзистенциализм занимает свое место в универсуме духа и обладает разработанной метафизикой условий существования человека. Философия приняла на себя роль уникального высшего знания, заменяющего теологию. При этом философия в течение трех столетий освоила наследие и бремя богословия, и ее великие современные системы лишь внешне свободны от теологии, что столь очевидно проявилось в философии

Гегеля. Две противоположные философии рационализм и иррационализм развиваются в свете отрицания теологии, по отношению к которой они остаются ancillae зависимыми Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем, с. 251-252 В неотомизме проблема соотношения содержания, функций философии и религии - одна из центральных. Маритен считал, что автономия философии была установлена

Фомой Аквинским в принципе. После него обстановка изменилась. Философский империализм великих мыслителей, которые пришли после Декарта, скомпрометировали философию, лишили ее автономности. Так, учение Лейбница о монадах есть не что иное, как метафизическая интерпретация учения об ангелах мораль Канта переложение десяти христианских заповедей позитивизм

Конта пришел к религии человечества панлогизм Гегеля был направлен на погружение мирового духа в абсолютном разуме. В роли теологов современной атеистической философии выступили Фейербах и Ницше. Таким образом, имеется странная аналогия между современной эпохой и ХII в. Обрести собственную автономию не только в принципе, но и фактически философия сможет лишь благодаря Аристотелю и Фоме Аквинскому. Философия не станет подлинно автономной, если она не признает важность

существования и ценность теологии и своей вторичности по отношению к превосходящей ее божественной мудрости, на чем настаивал Аквинат. Он провозглашал внутреннее превосходство теологической мудрости над метафизической мудростью. В этой сфере ничего нельзя сделать, ибо она независима от нас. Уважая ее, мы спасаем все ступени каждой из форм познания. С неотомистских позиций Маритен доказывал высокий рационализм философской системы

Фомы в сочетании с ее нравственностью, благоразумием, перспективами на вечные предначертания. А Декарт и вся рационалистистическая философия с тех же позиций проводит линию непреодолимой враждебности между интеллектом и тайной, и здесь, без всякого сомнения, кроется глубинный источник крайней бесчеловечности, базирующийся на рационализме цивилизации. Неотомизм, по Маритену, наследует не идеи Гегеля, который все разъединяет и сводит к состоянию борьбы и к единству

противоположностей, в котором отождествляются Бытие и Небытие. Гегелю противостоит Фома Аквинский, в учении которого признаны свойственные им места и права природа и благодать, вера и разум, теология и философия, добродетели, мудрость и наука, метафизика и этика, мир познания, поэзии и мистики. Гуманизм исходит из того, что для человека и его мысли мир всегда есть победа над раздором, а единство цена выстраданного и преодоленного разлада.

В рамках неотомизма самостоятельные, критического характера позиции занимал выходец из Польши, профессор Фрибурского университета Швейцария Ю. Бохеньский 1902 1995. Он автор ряда работ, в том числе по философии религии, истории философии, логике, советологии. Представляет интерес его необычная для философа книга словарь терминов Сто суеверий. В ней изложено авторское понимание многих актуальных понятий общественных наук, догматов

политики, идеологии, религии Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философииСоциально-гуманитарные знания- 2002. -2 с.95-96 . Так, философ указывал на то, что в религии накопилось множество предрассудков и заблуждений. Предупреждая их, он в религии выделял способы поведения обряды и др сакральный язык, религиозные чувства и совокупность взглядов. Последнее или кредо центр и основа целостности той или иной религии

Бохеньский Ю. Религия. Сто суеверий. Пер. с польск. М 1993. с.149 Помимо этого в религии выделялись отношение к святыням, богу и божественным ценностям экзистенциальные проблемы смысл жизни и др. моральные предписания, мировоззренческие проблемы картина мира и др К наиболее распространенным религиозным предрассудкам были отнесены смещение религии с магией сведение религии к обрядности, заклинаниям и ее отдельным составным частям отождествление религии с

наукой. Бохеньский полагал правомерным говорить и писать о христианской философии как исторически возникшей системе взглядов. Однако было бы предрассудком считать, что христианская философия должна обосновывать утверждение о существовании бога, бессмертии души о свободе воли и т. д. философия, по определению, не зависит от какого-либо мировоззрения и она не может служить обоснованием христианских догматов. Тем более поразительно, что сторонники такой философии ссылаются на

Фому Аквинского, который первым провел четкое разграничение веры и науки и, следовательно, отделил веру от философии Бохеньский Ю. Религия. Сто суеверий. Пер. с польск. М 1993. с.165. Для понимания того, что представляет собой неотомизм в интерпретации Бохеньского, важно иметь в виду, что он отнес к суевериям и предрассудкам многие положения современных философских течений, которые служат теоретической и общеметодологической базой католической доктрины

ХХ в. Так, заблуждением была объявлена герменевтика в ее трактовке. Вероятно, самый распространенный сегодня предрассудок - гуманизм, когда человека пишут с большой буквы. Это нас-тоящее идолопоклонство. Демократию вообще невозможно определить насколь-ко здесь все запутано. Психоанализ нельзя считать научным мировоззрением. Это очередной предрассудок, ибо такого мировоззрения нет и быть не может.

Само понятие является недоразумением. В действительности экзистенция-это абстракция. Таким образом, рассуждения об экзистенции есть не что иное, как предрассудок. Отстаивая идеи схоластической системы взглядов, созданной Фомой Аквинским, швейцарский философ резко выступил против пренебрежительного отношения к схоластике как таковой. По его мнению, она относится к наиболее ярким эпохам в развитии философской мысли.

Это время блестящего расцвета логики, онтологии, философии языка, философии человека антропологии и других философских дисциплин. Тем самым и неотомизм имеет глубокие традиции развития религиозной и социально-философской мысли в Европе, развивавшейся в течение нескольких столетий Бохеньский Ю. Религия. Сто суеверий. Пер. с польск. М 1993. с.167. Значение философии Фомы Аквинского для современной философии

У других направлений современной философии все время обнаруживалась ограниченность их основной позиции, представляющаяся определяющей для взглядов этих философов. У метафизиков же нет такой ограниченности. Причина здесь в том, что они представляют философию бытия, для которой характерен выход за пределы всех особенных точек зрения и способность вобрать в свою систему все частичные достижения других школ. Поэтому, современную метафизику нельзя просто так сопоставлять

или противопоставлять другим философским направлениям. Скорее она находится над ними, так же как философия как таковая находится над частными науками. Но в результате метафизики смогли самым основательным образом учесть вечные, но особенно настойчивые сегодня устремления человека. Их философия это философия конкретного бытия и прежде всего философия личности. Они не отвергают ничего позитивного, что было выработано представителями других течений.

Так, в частности, они признают результаты естественных наук как подлинное знание, но при этом включают их, как и все остальное, в общую органическую картину, в которой подобающее ему место занимает и человек, понятый во всем богатстве своего бытия и во всей полноте его проблем лучше, чем в других философских направлениях. Этим персонализмом не наносится никакого ущерба другим областям действительности. Ни одна философская система не сравнится по уравновешенности, реалистичности и рациональности с системами

метафизиков. Самые разнообразные проблемы исследованы у них самым тщательным образом. Не вдаваясь в детали, упомянем лишь в качестве примера анализ познания у Уайтхеда, исследование психофизиологических проблем у томистов, рассуждения Гартмана о свободе. Одни только постановки вопросов у них более глубоки, чем все разработки философов других направлений. Каждая из философских систем, о которых здесь говорилось, имеет, естественно, свои

слабости. Но при оценке этих систем следует прежде всего учитывать, насколько они смогли продвинуться в том, к чему философия конца ХIХ столетия оказалась полностью неспособна в онтологии и органическом понимании всей действительности. Если посмотреть на современную метафизику с этих двух точек зрения, то Гартман выступает как выдающийся онтолог, который, однако, принципиально отказывается от метафизических объяснений правда, сам он не всегда верен этому принципу.

В некотором роде на другом конце оказывается Александер с его во многом успешными попытками синтеза, но очень слабыми подходами к онтологии. Системы же Уайтхеда и томистов занимают срединное положение, поскольку они содержат и онтологию, и метафизику. При этом онтология томистов нисколько не уступает онтологии Гартмана и к тому же она обосновывает представление о всей действительности более стройное и более масштабное,

чем у Гартмана. В то же время гораздо более важным, чем разногласия между отдельными направлениями философии бытия, оказывается их согласие по основным вопросам. Это согласие тем более примечательно, что истоки этих направлений далеки друг от друга эйнштейновская физика, марбургская школа неокантианства, схоластика. Именно в решающих пунктах, таких, как природа познания, ступенчатое устройство мира, дух и его свобода,

отдельные представители философии бытия в значительной мере сходятся между собой. А эти результаты философского исследования, несомненно, представляют собой лучшее, что есть в современной мысли Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М. Научный мир,2000. с.202-204. Апостол разума, знаток истины, реставратор разумного порядка, св. Фома писал не для XIII в. он писал для нашего времени.

Его время это время духа, который доминирует на протяжении веков. Св. Фома открывает нам секрет подлинного гуманизма, высшего развития человеческой личности и интеллектуальных добродетелей, но в своей святости, а не в вожделении, с помощью духа и креста, а не силой плоти. Метод св. Фомы является позитивным и универсальным по своей сути. Он действительно направлен на сохранение всего добытого человечеством, его объединение и совершенствование,

и предназначен для обретения личности философа полноты перед лицом истины объекта. Св. Фома сохраняет за истиной вс е величие, как подобает Сыну Божию. Философ и богослов, он признает только истину. И даже идя таким путм, особым образом отвечает на потребности нашего времени. Если говорить только о философии, это особенно ощутимо, когда речь идт об основных вопросах, таких

как различие между сущностью и существованием либо об аналогии бытия, о природе мыслительного процесса, о значении интуиции, направленной во вне, либо об отношении между разумом и волей. Томизм-это ещ один довод, в силу которого св. Фома должен быть назван апостолом современности. Философам вообще, а современным философам в особенности, делает честь то, что они, несмотря на все их заблуждения, любят разум, даже когда сами его разрушают

Маритен Ж. Знание и мудрость Знание и мудрость. М. Научный мир,1999. с218-231 Современный томизм по-своему интерпретирует и использует также последние достижения естественных наук вторгается в такие области общественной жизни, как культура, политика христианские политические партии и движения, в социальные структуры христианские профсоюзы, католические крестьяне, молодежные, женские и другие массовые организации и объединения.

В ряде стран современного мира клерикализм лат.сlericalis церковный неотомисткого характера выступает существенным фактором социально-политической и культурной жизни Миголатьев А.А. Ведущие течения современной западной философии Социально-гуманитарные знания. 2002 2. с.99. Христианство внушило людям, что любовь стоит большего, чем интеллект. Оно изменило понятие созерцания, которое отныне усматривается не в интеллекте, а лишь

в любви к созерцаемому Богу. Оно придало деятельности земное значение, состоящее в служении ближнему, и реабилитировало труд, вменив ему в качестве ценности естественное искупление, и в качестве естественного предназначения - взаимное милосердие людей. Оно призвало святых к созерцанию, именно всех людей, которые все одинаково подчинены закону труда, а не какой-либо особой группы избранных к совершенствованию. Человек есть одновременно и человек действующий, и человек разумный.

И прежде чем быть человеком разумным, чтобы стать им, он должен быть человеком действующим Маритен Ж. Философ в мире. М. Высшая школа, 1994, с.7-8. Нам не следует забыть об Аквинате и предоставить его историкам. На это есть следующие причины Во-первых, великого классика нельзя забывать никогда. Такие мыслители, как Платон, Аристотель и, может быть, еще бл.

Августин, оказывают на нас через века огромное влияние. Аквинат, несомненно, принадлежит к числу четырех или пяти величайших классиков философии. Во-вторых, Фома величайший и самый систематичный мыслитель христианской традиции. В христианском богословии никогда не было философа лучше Фомы, никто другой так последовательно и ясно не разобрал большинство богословских проблем.

Папы были правы, напоминая время от времени, что нельзя противоречить св. Фоме, не рискуя своим правоверием. Он продумал до конца то, во что христианин призван верить следовать его образу мыслей необязательно, но игнорировать его опасно для вашей веры. В-третьих, мысль Фомы оказала колоссальное влияние на интеллектуальную и богословскую традицию Запада. С начала XIV в. до середины XVIII в. все европейские университеты преподавали философию и основы

теологии по Аквинату в этом отношении учебники истории философии отчасти вводят нас в заблуждение они описывают хронологическую последовательность философов нового времени так, словно это - последовательность философий, преподававшихся в европейских университетах. В действительности же даже в протестантских университетах Северной и Восточной Германии, не говоря уже о Скандинавии, вплоть до 1750 г. преподавалась схоластическая

философия в духе Фомы, то есть поколение или два после смерти Локка, Юма и даже Лейбница. Правда, изучались не сами тексты Аквината как правило, это были учебники, написанные университетскими профессорами и повторявшие уроки их собственных преподавателей. Таким образом, преподавался не томизм в чистом виде, но общее влияние Фомы ощущается постоянно. Кроме того, на языке и понятиями

Фомы говорила сама Церковь понять историю богословской мысли с XIV в. до II Ватиканского собора, не познакомившись с образом мыслей Аквината, невозможно. Но без истории богословия сегодня невозможно изучать и преподавать догматику. Поэтому Фому необходимо штудировать везде, где преподается богословие. И, наконец, 80 или 90 лет неотомизма, порожденного

Львом XIII, не прошли бесследно для современной философии Неотомизм - достояние прошлого. Однако это не аргумент против изучения Аквината хорошая философия всегда была привилегией немногих, пытающихся идти путем мудрости Лобковиц Н. Что случилось с томизмом От энциклики до Второго Ватиканского собора Вопросы философии. 1997. 1.

С. 99-106. Ответ на вопрос, какие формы пpиобpетт христианская философия в грядущих веках, может дать только время. Существуют весомые основания для того, чтобы такой нормой была признана теология св. Фомы. Важнейшее среди этих оснований с точки зрения христианского философа и в перспективе христианской философии заключается в том, что метафизика св. Фомы Аквинского построена на концепции первого принципа, что, удовлетворяя требованиям даже буквально понятого

Откровения, эта концепция вместе с тем делает возможной самую глубокую интерпретацию понятия бытие, какую когда-либо предлагали философы. Исходя из личного опыта, я всего лишь утверждаю, что, если бы мне посчастливилось найти более разумное и истинное определение бытия, чем определение св. Фомы, я поспешил бы поделиться этим открытием со своими современниками. Однако я напротив, пришел к выводу, что метафизика св.

Фомы истинна, глубока и плодотворна именно об этой, не претендующей на оригинальность истине я и хочу им рассказать. В то же время, я не собираюсь игноpиpовать их усилия и тем более пpезpительно отзываться о них. Могу ли я сказать, что христианская философия не будет развиваться в чисто философском смысле Вовсе нет. Напротив, я думаю, что у нее в запасе неограниченные возможности для будущего развития, только бы она сохранила нерушимую верность своим принципам во всей их истинности

Жильсон Э. Философ и теология. М Гнозис, 1995 - стр. 177-178. Заключение В данной части реферата мы остановимся на тех выводах, к которым пришли, работая над темой нашего исследования. Основа томизма и неотомизма - это Бог, чистое бытие, духовное первоначало. Данная основа находит современное прикладное применение религиозное постижение естественно-научных теорий, обоснование существования высшего существа с помощью космологических

аргументов, пересмотр традиционной иерархии католических ценностей с позиций приоритета проблемы человека и др. В настоящее время неотомизм продолжает развиваться, включая в себя отдельные положения экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и других течений современного идеализма. Таким образом, философия Фомы Аквинского послужила отправной точкой для дальнейшего развития современной философии, проявившейся в таком философском направлении как неотомизм, которое на данный момент имеет

огромное количество последователей и продолжает развиваться. Цель реферата достигнута. Библиография 1. Боргош Ю. Фома Аквинский. М. Мысль,1975 184 с. 2. Бохеньский Ю. Религия. Сто суеверий. Пер. с польск М. Научный мир, 1993 254 с. 3. Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия.

М. Научный мир, 2000 233 с. 4. Жильсон Э. Томизм. Введение в философию Св. Фомы Аквинского. СПб. Культурная инициатива, 2000 345 с. 5. Жильсон Э. Философ и теология. М. Гнозис, 1995 89 с. 6. Лобковиц Н. Что случилось с томизмом От энциклики до Второго Ватиканского собора Вопросы философии.

1997. 1 с. 99-106 7. Маритен Ж. Знание и мудрость Знание и мудрость. М. Научный мир,1999. -256с. 8. Маритен Ж. Избранное Величие и нищета метафизики. М. Российская политическая энциклопедия, 2004 607 с. 9. Маритен Ж. Философ в мире. М. Высшая школа, 1994 192 с. 10. Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философииСоциально-гуманитарные

знания- 2002. -2 с.95-96



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.