Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Терцины

Терцины– строфическая организация произведения в единую цепь трехстиший со схемойрифмовки aba bcb cdc ded… Терцины как форма строфики исторически связаны с“Божественной комедией”, в которой они были впервые применены ее автором, ДантеАлигьери:  
Земнуюжизнь пройдя до половины,
Яочутился в сумрачном лесу,
Утративправый путь во тьме долины.
Каковон был, о, как произнесу,
Тотдикий лес, дремучий и грозящий,
Чейдавний ужас в памяти несу!
Такгорек он, что смерть едва ль не слаще.
Но,благо в нем обретши навсегда,
Скажупро все, что видел в этой чаще.
(Ад.Песнь первая. Пер. М.Лозинского)
Вкаждом трехстишии крайние строки рифмуются между собой, а средний стихрифмуется с крайними строками следующего трехстишия. В результате всетрехстишия оказываются связанными в цепь. Но для того чтобы ее закончить,требуется дополнительная строка, иначе средний стих последнего трехстишияостанется холостым. Поэтому каждая песнь “Божественной комедии” и большинствообразцов терцин следующих эпох заканчивались графически выделенным одностишием(это завершающее одностишие – возможность выделить важные по смыслу слова):
Ижалким нашим нуждам не причастный,
Случайныйотблеск будущих веков,
Онсквозь толпу и шум прошел, как властный.
Мгновеннозамер говор голосов,
Какбудто в вечность приоткрылись двери,
Ия спросил, дрожа, кто он таков.
Нототчас понял: Данте Алигьери.
(В.Я.Брюсов.Данте в Венеции)
Такимобразом, все строки произведения, кроме первой и последней, включались не впару, а в триаду рифмующихся стихов. Это и определило имя формы: “терцина”(итал. ед. ч. “terzina”) происходит от итальянского “terza rima” (“третьярифма”).
“Терцину”как звено в цепи подобных трехстиший следует отличать от “терцета” (итал.“terzetto” — трехстишие). В узком смысле “терцеты” – трехстишия с рифмовкой aaabbb ccc… (примеры из русской поэзии – стихотворения “Ночью” В.Г.Бенедиктова,“На весеннем пути в теремок…” А.А.Блока). Впрочем, нередко “терцетами” (вшироком смысле) именуют любые трехстишия, например, те, что являются частямисложной строфы сонета (см. одноименную статью). В этом случае и романская форма“ритурнель” (с рифмовкой axa bxb cxc…), и произошедшие от нее “терцины”являются разновидностями “терцетов”.
Популярность“Божественной комедии” определила влияние ее формы на итальянскую поэзию. Ктерцинам, в частности, обращались такие известные авторы, как Дж.Боккаччо иМикеланджело. Позднее подражания строфике знаменитой поэмы начали появляться вдругих европейских литературах.
Вэтих подражаниях строфическая форма оригинала оказалась связанной сопределенной тематикой. Во-первых, с картинами “Божественной комедии”, особенноее первой части “Ад”, с изображением ужасных чудовищ и мучающихся грешников.Во-вторых, с фигурой самого Данте, его творчеством и фактами его биографии.Наконец, с Италией времен позднего Средневековья и вообще со средневековой иликакой-либо “древней” тематикой.
В1820-1830 гг., в период появления первых русских терцин, отечественная поэзиястояла перед выбором силлабо-тонического размера, адекватного форме стихаДанте, – силлабического одиннадцатисложника. Наиболее удобными формами казалисьямб 5-стопный и 6-стопный (подобный александрийскому стиху). Так, П.А.Плетневнаписал терцины 6-стопным ямбом, а П.А.Катенин пробовал переводить Дантеямбическими стихами в 5 стоп.
Содной стороны, старофранцузский двенадцатисложник, прообраз александрийскогостиха (следовательно, 6-стопного ямба), служил аналогом итальянскогоодиннадцатисложника. С другой стороны, 5-стопный ямб с женскими клаузуламиуравнивался по числу слогов с оригинальной итальянской формой. В итоге русскимипоэтами был выбран 5-стопный размер. Русские терцины походили на итальянские,но имели особенную черту: одиннадцатисложник писался с женскими окончаниями, арусских стихотворцев установленное М.В.Ломоносовым правило альтернанса(чередования окончаний) обязывало перемежать строки с женскими и мужскимиклаузулами. От этого правила большинство поэтов не отступили и в терцинах.
Дваждыобращался к форме терцин А.С.Пушкин, хорошо знавший оригинальный текститальянского источника: в незавершенном стихотворении “В начале жизни школупомню я…” (5-стопный ямб) и в двухчастном стихотворении “И дале мы пошли – истрах обнял меня…” (6-стопный ямб). Последнее стихотворение по смыслу предельноприближено к дантовскому “Аду”, являет собой вольные фантазии на темы этойчасти “Божественной комедии”. Поэт представляет себя на месте Данте,путешествующего по кругам ада вместе с Вергилием, и потому стремитсяприблизиться к интонации великого предшественника:
Идале мы пошли – и страх обнял меня.
Бесенок,под себя поджав свое копыто,
Крутилростовщика у адского огня.
Горячийкапал жир в копченое корыто,
Илопал на огне печеный ростовщик.
Ая: “Поведай мне: в сей казни что сокрыто?”
Виргилиймне: “Мой сын, сей казни смысл велик:
Одностяжание имев всегда в предмете,
Жирдолжников своих сосал сей злой старик…”
Врусской поэзии XIX в. форма терцин ассоциировалась с творчеством Данте, вообщес Италией, даже в тех случаях, когда новый поэтический сюжет не имел связи с“Божественной комедией”. Сатирик Н.Л.Ломан, регулярно высмеивавший в пародияхэлегии К.К.Случевского, в одной из них, “Давно любовь в обоих нас остыла…”,применил терцины, так как заметил в пародируемом произведении сюжетный мотив(весть о смерти возлюбленной), напоминающий о сонетах Данте на смерть Беатриче.Обратился к терцинам и А.К.Толстой, создавая поэму “Дракон” и мистифицируячитателей определением ее жанра: “Рассказ XII века. (С итальянского)”. Форма небыла случайной: Толстой имитировал особенности речевого стиля Данте. Даже втерцинах А.А.Фета “Встает мой день, как труженик убогой…”, на первый взгляд,далеких от текста “Божественной комедии”, описывающих характерную для лирикипоэта ситуацию ночного свидания, воплощены мотивы 26-й песни “Рая”: героюявляется возлюбленная, от которой исходит волшебный свет.
Нарубеже XIX-XX веков неоднократно использовали терцины представители старшегопоколения в русском символизме, проявившие живой интерес к классическим формамевропейской поэзии. Так, к терцинам прибегали Д.С.Мережковский (“Микеланджело”,“Франческа Римини”, “Уголино”), З.Н.Гиппиус (“Терцины”), В.Я.Брюсов (“Данте”,“Аганатис”, “Голос города”) и др. Популяризация старшими символистами терцинуспехом не увенчалась. В начале ХХ в. терцины появляются все реже, а затем,по-видимому, уходят из больших жанров русской поэзии. Одним из последнихиспользовал форму терцин поэт-футурист Вел. Хлебников в поэме “Змей поезда”.
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.philol.msu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Этика, имидж по Дейлу Карнеги
Реферат Parallel constructions and their Translation
Реферат План первоначального продвижения товара на рынок
Реферат Планирование сбытовой деятельности предприятия
Реферат Физика и философия физики
Реферат План социальной рекламной кампании: женское курение
Реферат Принципы кодирования информации в нервной системе
Реферат Планирование рекламной кампании на примере ОАО "Вимм-Билль-Данн"
Реферат Інтерактивні методи навчання на уроках анлійськой мови
Реферат Планування ціни в системі маркетингу. Розробка маркетингових рішень
Реферат Планування бізнесу в сфері деревообробки та виготовлення столярних виробів
Реферат Державна регіональна економічна політика її суть мета та основні завдання
Реферат План маркетинга предприятия сферы услуг ООО "Чародейка"
Реферат Поведение и мотивация потребителя
Реферат Расчет тарельчатой ректификационной колонны для разделения бинарной углеводородной смеси бензол-толуол