Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Основные аспекты анализа фонетико-графической окрашенности художественного текста

М.Н. Кулаковский
Прианализе художественного текста традиционно большое внимание уделяется описаниюего цветовой гаммы, выявлению доминирующих цветов, связанных с созданиемопределенного образа. Следовательно, подтверждается, что цвет является одной изважнейших составляющих художественного образа. Однако данный анализ в большинствеслучаев ограничивается описанием лексических средств цветовой окраски текста(лексем, служащих для непосредственной номинации цвета, и образов, традиционновоспринимаемых в определенной цветовой гамме), не затрагивая другие уровниязыка. В этой связи актуальными, на наш взгляд, представляются исследования,связанные с рассмотрением фонетико-графической окрашенности художественноготекста. В частности, подобные проблемы ставятся нами в рамках спецсеминара, атакже являются объектом рассмотрения в курсовых, бакалаврских и дипломныхработах студентов по русскому языку. В качестве базы для подобных наблюденийвыступают исследования А.П. Журавлева (в частности — работы “Фонетическоезначение”, “Звук и смысл”), в которых выдвигается гипотеза о том, чтосуществует непосредственная связь между окраской стихотворения на лексическомуровне и выбором определенных фонетико-графических средств, ассоциативноокрашенных для большинства воспринимающих в определенные цвета. При этом даннаязакономерность позволяет поставить ряд частных задач, которые могут быть решеныв рамках студенческих научных работ. Определению основных аспектов такогоанализа и посвящено наше исследование.
Посколькутенденция, описанная в работах А.П. Журавлева не всегда прослеживается на материалелюбого текста (а следовательно — не является универсальной), первый возможныйаспект анализа — проследить, насколько последовательно проявляется даннаязакономерность в творчестве конкретного автора (или в каком-либо конкретномпроизведении). При этом, чтобы результаты исследования были объективными,цветовая гамма в анализируемом отрывке должна быть отчетливо представлена налексическом уровне (поскольку эмоциональная окрашенность в значительной степенииндивидуальна). Таким образом, на первом этапе сопоставляется лексическая ифонетико-графическая окраска всего произведения в целом и делается вывод осоответствии или несоответствии полученных данных, а затем подобный анализпроводится на материале отдельных микрокартин текста, что позволяет проследить,отражается ли изменение цветовой гаммы отрывка на уровне фонетико-графическом,координируется ли динамика цвета на разных уровнях языка.
Вкачестве образца подобных наблюдений приведем анализ цветовой гаммыстихотворения Даниила Андреева “Устье жизни”. Используя методику А.П.Журавлева, мы провели количественный анализ гласных звукобукв в тексте. Данныерезультаты можно представить в виде таблицы, в которой приведены:
анализируемыезвукобуквы,
количествозвукобукв в тексте,
процентноеприсутствие звукобукв в тексте,
среднеепроцентное присутствие звукобукв,
отношениепроцентного присутствия звукобукв к норме,
местозвукобуквы
(прианализе ударные гласные считались за две; общее количество звукобукв — 312). 1 2 3 4 5 6 Э + Е 37 11,8 8,5 1,38 2 О +Ё 28 8,9 10,9 0,81 6 Ы 5 1,6 1,8 0,88 5 У + Ю 12 3,8 3,5 1,08 3 И 30 9,6 5,6 1,71 1 А + Я 37 11,8 11,7 1,01 4
Такимобразом, доминирующими оказываются цвета звукобукв “И” (синий), “Э + Е”(зеленый, зеленоватый), что в целом гармонирует с преобладающей окраской налексическом уровне (“синева”, “даль синеет”). Относительно высокая долязеленого цвета мотивирована в меньшей степени и может восприниматься только какоттеночная характеристика.
Посколькув стихотворении наблюдается отчетливо выраженная динамика цвета (на лексическомуровне), представлялось интересным проследить, отражаются ли данные измененияна уровне фонетико-графическом. Для этого текст стихотворения был условноразделен на 6 микрокартин, которые были проанализированы аналогичным образом.Не приводя полностью количественные данные, отметим наиболее существенныесоответствия.
1-якартина (“Поздний день мой будет тих и сух: Синева безветренна, чиста...”).Преобладающие цвета — лиловый (“У”, отношение к норме — 2,02), синий (“И” — 1,91) — соотносимы с “чистотой синевы”, менее мотивирован зеленый (“Е” — 1,67)- возможно, “сухостью дня”.
2-якартина (“На полянах сердца — горький дух, Запах милый прелого листа”).Существенное изменение гаммы. Преобладание красного цвета (“А + Я” — 1,54) — соотнесение с “горечью” и “прелым листом”. Сохраняется сине-лиловый фон, однакосущественно уменьшается зеленый (0,84) при возрастании темно-коричневого (“Ы” — от 0 до 1) — знак угасания природы.
3-якартина (“Даль сквозь даль синеет, и притин Успокоился от перемен”).Мотивированная лексической окраской доминанта синевы (2,05) с оттенком зелени(1,57).
4-якартина (“И шелками белых паутин Мирный прах полей благословен”). Преобладаниечерно-коричневого цвета (“Ы” — 2,11), соотносимое на лексическом уровне с“прахом полей”, при сохранении сине-зеленого фона. Однако номинация белогоцвета не находит подтверждения на фонетико-графическом уровне (“О” — 0,52 — наименьшая представленность).
5-якартина (“Это Вечной Матери покров Перламутром осенил поля”). Преобладание зеленого(1,67) и белого, светло-желтого цвета (1,49), соотносимого со сверкающим“перламутром”, чистотою “покрова”.
6-якартина (“Перед бурями иных миров Отдохни, прекрасная земля”). Доминированиечерного цвета (2,27) в сочетании с возрастающим до нормы красным (1,06) связанос созданием образа “бурь иных миров”, а традиционное сохранение сине-лилового — с образом “прекрасной земли”.
Вторымвозможным аспектом анализа является выявление динамики каждого цвета, то естьопределение того, как меняется присутствие цвета на фонетико-графическом уровнев последовательно сменяющихся микрокартинах. Так, в рассматриваемом намистихотворении Д.Андреева были получены следующие результаты (в таблицепредставлено отношение процентного присутствия звукобукв к норме в каждой изшести микрокартин, при этом таблица для большей наглядности может бытьтрансформирована в график)./> 1 2 3 4 5 6 И (синий) 1,91 1.28 2,05 2,05 1,08 1,85 У + Ю (сиреневый) 2,02 1,02 0,54 0,54 1,14 1,17 Э + Е (зеленый) 1,67 0.84 1,57 1,57 1,67 0,97 О + Ё (белый, желтый) 0,48 0,82 0,88 0,52 1,49 0,76 Ы (черный) --- 1 --- 1 --- 2,27 А + Я (красный) 0,76 1,54 0,82 0,98 0,87 1,06
Данныерезультаты позволяют выявить некоторые закономерности. Синий цвет стабильнопредставлен выше нормы. При этом в его динамике наблюдается определеннаясимметричность: в отрывках 1 — 6 и 3 — 4 норма превышена почти в два раза, вотрывках 2 — 5 наблюдается падение. Обрамление сиреневого в целом совпадает сдинамикой синего цвета: падение в начале стихотворения и возрастание в конце.Однако в середине наблюдается прямо противоположная тенденция — падение ниженормы (своеобразная компенсация возрастающего синего цвета). В целом похожадинамика желтого и зеленого цветов (с противоположными тенденциями в началестихотворения: картина осени логично мотивирует падение зеленого и возрастаниежелтого цвета). Определенная координация наблюдается между черным и краснымцветом: возрастание в четных и падение в нечетных картинах. При этом есличерный при полном отсутствии в нечетных отрывках появляется в четных снарастающей силой, то у красного цвета проявляется противоположная тенденция — затухание амплитуды.
Такимобразом, проведенный анализ показал, что в рассматриваемом стихотворенииД.Андреева в целом прослеживается определенная взаимосвязь лексических ифонетико-графических средств выражения цвета.
Однакоподобный анализ позволил говорить лишь об ассоциативной авторской окраскезвукобукв (возможно, проявляющейся интуитивно и в целом не осознаваемойавтором). Поэтому интересно было сопоставить осознанную автором, намеренноактуализированную окрашенность звукобукв с традиционно воспринимаемой окраской,отражающейся в данных количественного анализа и связанной с увеличениемчастотности данной звукобуквы в тексте. Следовательно, следующим аспектоманализа является описание индивидуально-авторской окраски звукобукв, выявлениеособенностей восприятия звукобукв конкретным автором.
Вкачестве примера возьмем стихотворение А. Белого “Утро”, в подзаголовкекоторого автор намеренно актуализирует те гласные звукобуквы, частотностькоторых значительно увеличивается в последовательно сменяющихся фрагментахтекста (и — е — а — о — у). При этом наличие ярких цветовых образов налексическом уровне позволяет определить осознанную автором закрепленность цветаза определенной звукобуквой.
Приведемосновные соответствия, которые прослеживаются в условно вычленяемых нами пятикартинах.
Перваякартина строится на увеличении частотности “и”, традиционно окрашенной длябольшинства воспринимающих в синий цвет. Данная закономерность в целомнаблюдается и в стихотворении А.Белого: гармонирующим является образ “высисиней”. Однако последовательно прослеживается и связь данной звукобуквы соттенками белого цвета (“извивы лилий”; “изливы лебединых крылий” — белый с голубизной,“серебристый иней” — блестяще-белый).
Вовторой картине наблюдается традиционное восприятие “е” как окрашенной в зеленыйцвет (“зеленеют земли перелеском”, “небо зеленеет”).Ассоциативнаяметафорическая связь зеленой гаммы прослеживается и с окказиональным глаголом“юнеет”. Другие же образы (выдержанные в иной цветовой гамме) или отражаютпереходные тона (“снежный месяц”), или характеризуются незначительнойинтенсивностью (“бледный блеск”, “нежное небо”).
Втретьей картине увеличивается частотность “а”, традиционно окрашенной в красныйцвет, номинация которого полностью отсутствует на лексическом уровне. При этомхарактерен повторяющийся образ “синевы ночной” (темно-синий цвет), а такжеобраз “блистающей стаи”, отражающий увеличение яркости цвета. Данныеколичественного анализа показывают, что со значительным увеличением частотности“а” (в 2,6 раза), увеличивается и присутствие звукобуквы “и”, традиционноокрашенной в синий цвет (в 1,4 раза).
Четвертаякартина в целом отражает традиционное восприятие “о” как желтой (повторяющийсяобраз “золота”). Однако отличительной особенностью А.Белого является восприятиеданного цвета как насыщенного, яркого, что метафорически ассоциируется сгромкостью звука (“хохочущие очи”, грохочущие ночи”), а также присутствиеоттенка красного (“очи огненные”).
Впятой картине увеличивается присутствие “у” (традиционно — лиловое,темно-синее). На лексическом же уровне цвет представлен разнообразнымиоттенками: “все из перламутра” (серебристо-розовый), “лазуревое утро” (светло-синий),“пурпур” (темно- или ярко-красный). При том цвет характеризуется насыщенностью(метафорическая связь с образами “бурное утро”, “заликует”).
Такимобразом, проведенный анализ показал, что в лирике А.Белого традиционнуюфонетико-графическую окраску имеет звукобуква “е” (зеленый). Большей степеньюнасыщенности характеризуется “о” (желтый). Индивидуально-авторской окраскойопределяется восприятие звукобукв “и” (белый с оттенком синевы), “а”(темно-синий), “у” (разнообразие оттенков).
Итак,мы выявили осознанную автором окрашенность звукобукв. А теперь проведем прямопротивоположный эксперимент, а именно — проследим, увеличивается ли частотностьданных звукобукв в текстах с соответствующей окраской на лексическом уровне (тоесть выявим, насколько осознанная окрашенность звукобуквы соответствуетинтуитивной)
Начнемс традиционно воспринимаемого желтого цвета.
Солнцемсердце зажжено.
Солнце- к вечному стремительность.
Солнце- вечное окно в золотую ослепительность. (“Солнце”).
Количественныйанализ показывает, что частотность звукобуквы “о” (окрашенной в желтый цвет)возрастает в 1,66 раза. При этом подтверждается и индивидуально воспринимаемаяавтором большая степень интенсивности (насыщенности) цвета.
Теперьобратим внимание на индивидуально воспринимаемый А.Белым синий цвет.
Надполями легла,
заливаяокрестность,
бледно-синяямгла. (“В полях”).
Количественныйанализ показывает, что увеличивается частотность только двух гласных звукобукв:в 2,09 раза — “А+Я” (окрашенной для Белого в темно-синий цвет) и в 1,34 раза“И” (белый с оттенком синевы), что в целом подтверждает установленнуюзакономерность.
Вто же время, в следующем отрывке:
Врозах золото лучей
краснымжаром разливается (“Солнце”) -
увеличениев 1,67 раза частотности звукобуквы “А+Я” связано с традиционной передачейкрасного цвета (одновременно увеличивается в 1,39 раза желтая “О”).
Следовательно,осознанная автором закрепленность звукобуквы за определенным цветом не всегдапоследовательно связана с интуитивным увеличением частотности данной звукобуквыв тексте (так, увеличивающаяся частотность может отражать традиционноевосприятие цвета или свидетельствовать об отсутствии какой-либо закономерностив конкретном отрывке).
Такимобразом, рассмотренные нами различные аспекты анализа фонетико-графическойокраски художественного текста позволяют не только проверить предложеннуюгипотезу, но и выявить особенности стиля конкретных авторов, проявляющихся наразличных языковых уровнях. При этом должна быть расширена и проблематикаанализа. В частности, актуальным представляется рассмотрение данныхзакономерностей на уровне прозаического текста, а также сопоставление тенденцийокрашенности лирического и прозаического текста одного автора.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философия искусства
Реферат Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 12
Реферат Кодекс Наполеона 1804 года. Римское право древнейшего периода
Реферат Computer Crime Essay Research Paper The technological
Реферат Общеразвивающие упражнения, их понятие, общая характеристика
Реферат Совет украинского казачества
Реферат Удосконалення процесів пам'яті на уроках англійської мови
Реферат Пятиэтажный односекционный 15-квартирный жилой дом
Реферат Hазработка системы регулирования, контроля и регистрации потребления энергоносителей печью скоростного
Реферат Маркетинговое управление и государственная региональная политика России
Реферат Проект предприятия общественного питания при промышленном предприятии в соответствии с действующ
Реферат Evolution Essay Research Paper Evolution The process
Реферат Теоретические основы алгоритмизации процесса обучения младших школьников
Реферат Современная интернет-философия
Реферат Речевые приемы доказательства в монологической речи 2