Реферат по предмету "Языкознание, филология"


История дискурс-анализа

Средипредшественников дискурсивного анализа как особой научной дисциплины следуетупомянуть, по крайней мере, две исследовательских традиции. Во-первых, этотрадиция этнолингвистических исследований, ориентированных на запись и анализустных текстов разных языков; среди наиболее известных представителей этойтрадиции — школа американской этнолингвистики, основанная Францем Боасом.Во-вторых, это чешская лингвистическая школа, созданная Вилемом Матезиусом, котораявозродила интерес к таким понятиям, как тема и коммуникативная организациятекста.
Какуже было замечено, термин discourse analysis впервые был использован в 1952Зеллигом Харрисом. Однако оформление дискурсивного анализа как дисциплиныотносится скорее к 1970-м годам. В это время были опубликованы важные работыевропейской школы лингвистики текста (Т. ван Дейк, В.Дресслер, Я.Петефи и др.)и основополагающие американские работы, свя-зывающие дискурсивные штудии сболее традиционной лингвистической тематикой (У.Лабов, Дж.Граймс, Р.Лонгейкр, Т.Гивон,У.Чейф). К 1980-1990-м годам относится уже появление обобщающих трудов, справочникови учебных пособий — таких, как Дискурсивный анализ (Дж.Браун, Дж.Юл, 1983), Структурысоциального действия: Исследования по анализу бытового диалога (редакторы — Дж.Аткинсони Дж.Херитидж, 1984), четырехтомный Справочник по дискурсивному анализу (подредакцией Т. ван Дейка, 1985), Описание дискурса (под редакцией С.Томпсон иУ.Манн, 1992), Транскрипция дискурса (Дж.Дюбуа и др., 1993), Дискурсивныеисследования (Я.Ренкема, 1993), Подходы к дискурсу (Д.Шиффрин, 1994), Дискурс, сознаниеи время (У.Чейф, 1994), двухтомный труд Дискурсивные исследования:Междисциплинарное введение (под редакцией Т. ван Дейка, 1997).
Дискурс- объект междисциплинарного изучения. Помимо теоретической лингвистики, сисследованием дискурса связаны такие науки и исследовательские направления, каккомпьютерная лингвистика и искусственный интеллект, психология, философия илогика, социология, антропология и этно-логия, литературоведение и семиотика, историография,теология, юриспруденция, педагогика, теория и практика перевода, коммуникационныеисследования, политология. Каждая из этих дисциплин подходит к изучениюдискурса по-своему, однако некоторые из них оказали существенное влияние налингвистический дискурсивный анализ. Особенно это касается социологии.
Дискурс-анализ как парадигма в изучении языковогообщения
Вначале XX века лингвистику прежде всего занимал вопрос Как устроен язык?, то вовторой его половине больше внимания уделяется вопросу Как функционирует язык?
Наэтот вопрос невозможно ответить с позиции только лингвистики ==> расширениепредмета лингвистики и создание ряда двоичных дисциплин (когнитивной, психо-, социо-,прагма- и прочих лингвистик).
Кконцу века заметно восстановление в правах интуиции и интроспекции; причинаэтого — рост внимания к человеческому фактору, субъективности в лингвистике.
Functionalism vs. formalism debate
Формализм: autonomy и modularity
Отсутствиеу языка точных определяемых функций;
Полнаянезависимость формы от функции (язык в себе / его структурные особенности)
Функционализм:
Языккак система знаков, которая служит или используется для достижения каких-либоцелей, выполнения каких-то функций;
Изучениеи структуры, и функционирования языка с целью выявления соответствий междуними;
Взаимозависимостимежду формой и функцией; учет влияния употребления языка на его структуру.
Дискурс-анализ,будучи представителем функционализма, интегрирует достижения и данные всейпредшествующей формально-структурной лингвистики.
Дискурс-анализ- самостоятельное научное направление в изучении язы-ка и языкового общения; — имеетформальные и структурные корни.
Триподхода к трактовке содержания понятия «дискурс»:
 Формалистыстроят иерархию единиц «дискурса», типов отношений между ними и правил ихконфигурации [Stubbs, Звегинцев]
Функциональноеопределение «дискурса» как всякого «употребления языка». Изучение функций языкав широком социокультурном контексте [Fasold, Brown, Yule, Р.О. Якобсон]
— выделение ряда функций и соотнесение форм дискурса (высказыва-ний и ихкомпонентов) с той или иной функцией;
— исследуется весь спектр функций конкретных форм и элементов дискурса
 [D.Schiffrin]взаимодействие формы и функции
Дискурсявляется не примитивным набором изолированных единиц языковой структуры «большепредложения», а целостной совокупностью функционально организованных, контекстуализированныхединиц употребления языка.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта yazykoznanie.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.