Реферат по предмету "Экономическая теория"


Инфляция основные виды и методы регулирования

--PAGE_BREAK--
3.1. История денежного обращения и инфляции в России. Историю денежного обращения на Руси подробно описал Н. Карамзин: «От IXдо XIVвека предки наши не имели собственной металлической монеты, а единственно кожаные, правительством заклейменные лоскутки называе­мые кунами, т.е. ассигнациями, и торговали  с востоком и западом: с Гре­цией, с Пруссией, с немецкой ганзой; от IXвека до 1228г. лоскутики сие не унижались в цене относительно к серебру: ибо правительство не рас­точало их; но унизились до крайности, быв после того размножены не­умеренно.

Достойно примечания, что сие кожаные лоскутки были заменены у нас серебряную и медную монетою в самые мятежные и варварские вре­мена ига ханского, когда баскаки уважались более князей.

Татары не хотели брать кун, а требовали серебра. Русский мог отку­питься от мук, от смерти, от неволи, куском сего металла; отдавая за него все, что имел, и с презрением отвергал куны, так что они сами собою долженствовали исчезнуть… »

Монетное обращение в России (в Киевской Руси) возникло в IX-Xвеках. Быстрое развитие чеканка монет получила после создания Россий­ского государства в XVвеке.

Бумажные деньги (ассигнации) в России появились в 1769г. в пери­од царствования Екатерины II(1762-1796). Первые ассигнации мало по­ходили на деньги в современном понимании. Это были, скорее всего, бан­ковские обязательства — расписки на получение монеты. Как писал Н. Ка­рамзин, «… Наконец, Екатерина IIизданием ассигнаций сперва изумила, но скоро облегчила народ во всех платежах и торговых сделках».1

Выпуск ассигнаций был обусловлен рядом причин:

во-первых, монетное обращение в период царствования Елизаветы (1741-1761) и в последующие годы базировалось на медных деньгах, так как золота и серебра в то время было недостаточно;

во-вторых, расширение торговых связей, охвативших огромную тер­риторию России, требовало большего количества денег и более удобных, чем медные монеты, которые были непригодны для крупных торговых сделок. Платеж в сумме 100 рублей в пятикопеечных медных монетах весил в то время более 6 пудов (около 100 кг.)

Введение в обращение бумажных денег оказалось столь выгодным для казны, что ассигнациями стали восполнять бюджетный дефицит. Сначала все выпущенные ассигнации были обеспечены монетой и, при­носимые частными лицами в банк, они немедленно обменивались на мед­ные серебряные и золотые монеты. Но вскоре количество ассигнаций, в связи с чрезмерным их выпуском в период войны с Турцией, стало пре­вышать запасы монет, и курс ассигнаций по отношению к монетам стал падать. В последний год царствования Екатерины IIза ассигнационный рубль давали 68 копеек.

Качество первых ассигнаций было невысоким как из-за плохой бу­маги, так и по полиграфическому исполнению. Ввиду простоты выделки ассигнаций вскоре после их выпуска началась подделка денежных знаков. Распространение фальшивых ассигнаций заставило правительство ввести бумажные деньги нового образца. Выпущенные в 1786г. новые ассигна­ции оставались примитивными. Кроме купюр достоинством 100, 50 и 25 руб. стали выпускать ассигнации 10 руб., которые печатались на крас­ной бумаге, и 5 руб., которые печатались на синей бумаге.



    1 Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост-9, 2000 г., с. 153.
Отсюда пошли народные термины «красненькая» и «синенькая». Ассигнации образца 1786г. также широко подделывались некоторыми приближенными фаво­ритами Екатерины IIи простыми людьми.

В результате, в первые годы своего правления Павел I(1796-1801) обнаружил, что ему в наследство досталась безудержная инфляция. И то­гда император объявил, что согласится «до тех пор не есть на серебре, а на олове, покуда не восстановит нашим деньгам надлежащий курс и не доведет до того, чтобы рубли наши ходили рублями». Дворцовые сервизы из серебра немедленно пошли на монетный двор. Собранная по всей стране серебреная посуда также направлялась на чеканку серебреных рублей, на которые затем обменивались ассигнации. Собранные ассигна­ции Павел Iприказал сжечь и лично присутствовал на церемонии унич­тожения бумажных денег. По свидетельству историков в тот день было сожжено ассигнаций на сумму около 6 млн. рублей. Инфляция была по­беждена.

В предреволюционный период 1897-1914 гг. бумажные деньги име­ли полное обеспечение золотом. Серебряные монеты были вспомогатель­ным средством платежа как разменные деньги. Бумажные деньги свобод­но обменивались на золотые монеты, которые в большом количестве на­ходились в обращении. Кредитные билеты стали деньгами в их классиче­ской форме. Эти годы в истории России были периодом экономического процветания.

Однако с первых дней вступления России в Первую мировую войну правительство для покрытия дефицита государственного бюджета нача­ло использовать эмиссию кредитных билетов. Закон Российской империи от 27 июля 1914г. приостановил размен бумажных денег на золото. Тем самым наступил крах системы золотого монометаллизма в России. Кре­дитные билеты превратились в инфляционные бумажные деньги. Из об­ращения исчезли золотые и серебряные монеты.

Очередной виток инфляции в России начался с резкого падения кур­са рубля весной 1915г., когда русская армия потеряла западные террито­рии империи. В годы первой мировой войны официально разрешался вы­пуск кредитных билетов для финансирования военных расходов государ­ства. В результате к февралю 1917г. покупательная способность рубля упала в 3,5 раза. За восемь месяцев правления Временного правительства рубль обесценился и к середине октября стоил всего 6-7 копеек.

Окончательно расстроил денежное обращение в России Октябрьский переворот и последовавшая за ним Гражданская война. Правительство большевиков сначала пыталось вообще ликвидировать деньги. Унаследо­ванная от старого режима инфляция считалась «союзницей» диктатуры пролетариата в деле экспроприации не подверженных контролю денеж­ных накоплений непролетарских слоев населения и средством устранения «капиталистических» товарно-денежных способов хозяйствования — то­варного производства, рынка, денег. Предполагалось, что эмиссионное финансирование государственных расходов приведет к абсолютному обесценению денег, их самоликвидации и переходу к социалистическому безденежному хозяйству. Здесь сказались как романтическая убежден­ность во всесилии коммунистических идей, так и низкий уровень подго­товки большинства революционных марксистов в области теории денег и финансов.

Главными теоретиками инфляционного уничтожения денег был член Президиума Госплана Ю. Ларин и председатель финансовой комиссии ЦК и СНК Е. Преображенский. В частности, Е. Преображенский являлся одним из авторов и толкователей принятой в 1919г. программы РКП(б), предусматривавшей постепенное «изгнание» денег из социалистической экономики. Он допускал, что «государству в один прекрасный момент придется, быть может, придушить умирающее денежное обращение».1

В свою очередь, Ю. Ларин с начала 1918г. неоднократно пытался провести через законодательные органы власти соответствующий декрет. Именно эти деятели и стали в 1921г. инициаторами и организаторами по­следней «красногвардейской» атаки на денежную систему. Большевики пытались выработать у народа крайнее

недоверие к обесценивающимся деньгам. Весьма характерно в этом отношении предложение В.Ленина председателю финансовой комиссии ЦК и СНК Е. Преображенскому при проведении деноминации рубля (ноябрь 1921г.) использовать для изго­товления новых денег плохую бумагу, чтобы ускорить их самоликвида­цию. Поэтому эмиссия и рост цен за исключением короткого периода (1918г.), когда наркомом финансов был И. Гуковский, не сдерживались, а поощрялись властью. Если в 1916г. уровень инфляции составил 93,5%, в 1917г. — 683,3, в 1918г. — 597,5, то в 1919г. — уже 1375,6%. В 1922г. цены выросли на 7300%.2

Теоретические споры о судьбе денег, стремление устранить их из жизни советского общества отразились на наименовании новых денеж­ных знаков, выпущенных правительством РСФСР в марте 1919г. и в ию­ле 1921г. Они получили название «Расчетные знаки РСФСР» и «Обяза­тельства РСФСР». Прилагательного «денежный» не было в тексте, напе­чатанном на купюрах.

 Безудержная инфляция требовала все большего и большего количест­ва денежных знаков, увеличения их номинала. В мае 1919г. Совет народ­ных комиссаров (СНК) вообще отменил все ограничения на эмиссию. В период с июля 1918 по январь 1921 гг. Народным банком России было на­печатано 2,5 триллиона рублей, обеспеченных не золотом, а всем «достоянием республики». Выпуск бумажных денег производился в «пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках».

       В 1921г. был выпущен аналог ГКО — «Обязательства РСФСР» в 100 тыс., 500 тыс., 1 млн., 5 млн., и 10 млн. рублей, что значительно увеличи­ло в обращении количество бумажных денег. К 1922г. ценность купюры достоинством 100 000 руб. составляла 1 довоенную копейку. Основной денежной единицей стали миллион и миллиард рублей, которые в народе называли «лимонами» и «лимандами».



1   Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма: популярное объяснение программы Российской Коммунистической партии (большевиков). М; 1920. С. 285.

2  Атлас З.В. Деньги и кредит (при капитализме и в СССР). М., 1930., стр. 81. Финансовая
энциклопедия. 2-е изд. М., 1927., стр. 452.
В период Гражданской войны на территории бывшей Российской империи обращалось свыше 2000 разновидностей денежных знаков. В качестве платежного средства использовались не только денежные знаки, выпущенные при царе («царские»), Временном правительстве («думские» и «керенки»), многотысячные и миллионные «совзнаки», но и различные денежные суррогаты (чеки, боны, облигации государственных займов, обязательства казначейства, почтовые знаки).1

В Якутии вместо денег принимали даже винные этикетки. Этикетка мадеры служила эквивалентом одного рубля, водки — трех рублей и конь­яка — двадцати пяти рублей.

Однако нуллификации денег, их самоликвидации не произошло, по­скольку оборот нуждался в средстве обмена. Только убедившись в бес­почвенности надежд на самоликвидацию денег, правительство боль­
шевиков пришло к выводу о необходимости крутого изменения эко­номической политики и поворота к реальному оздоровлению денеж­ного обращения даже на основе золотого обеспечения.

Научного анализа инфляции в советской литературе периода граж­данской войны и военного коммунизма не было, да и не могло быть. Про­блема инфляции переместилась в центр внимания экономической теории и практики лишь после создания при Президиуме Госплана специальной комиссии по ее изучению. Вопросами инфляции занимались такие вы­дающиеся российские экономисты, как Е. Варга, Н. Кондратьев, А. Чая­нов и др.

В 1922 г. была разработана концепция денежной реформы, в основе которой лежало введение «внутренней валюты» — очередного золотого червонца. Один червонец приравнивался к 10-ти рублевой золотой моне­те дореволюционной чеканки. Инфляция в Советском Союзе была побе­ждена лишь в 1925 г., через три года после денежной реформы.




1История мировой экономики, Издательское объединение «ЮНИТИ», М.:2003, с.152.
Постепенно в конце 20-х начале 30-х годов прошлого столетия в советской экономической науке утвердилась точка зрения о неприме­нимости термина инфляция в условиях социализма. Некоторые экономи­сты пришли к выводу о том, что в связи с изменением социально-экономической природы общества, переходом от стихийного к планомерному хозяйствованию, превращением денег в расчетные знаки возникают новые закономерности денежного обращения. Считалось, что социали­стическая экономика приобретает «иммунитет» против инфляции.

Эта позиция стала господствующей, в советской экономической ли­тературе. Возобладало понимание инфляции как классового явления исключительно капиталистической экономики, специфического спо­соба финансирования непроизводительных государственных расходов и перераспределения доходов в пользу господствующих классов.

Примечательно определение инфляции, данное в «Советской энцик­лопедии» 1953 года издания: «Инфляция — характерное для капиталисти­ческих стран обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в раз­мерах, превышающих размеры товарооборота. Инфляция сопровождается ростом товарных цен и падением реальной заработной платы. С помощью инфляции капиталисты увеличивают свое богатство и перекладывают на трудящиеся массы издержки войн, потери, связанные с экономическими кризисами и др. В период общего кризиса капитализма инфляция стала постоянным явлением. После Второй мировой войны инфляция в капита­листических странах неуклонно растет в связи с усилением паразитизма и загнивания капитализма».

Тем не менее, в период существования Советского Союза прави­тельство целенаправленно и осознанно неоднократно прибегало к помощи печатного станка для решения финансовых проблем, не опа­
саясь роста потребительских цен. В частности, в период с 1929-1937 гг. в связи с резким увеличением расходов на содержание армии масса наличных денег в обращении возросла в 8 раз. После Великой Отечест­венной войны денежная эмиссия использовалась как средство увеличения капиталовложений на восстановление народного хозяйства, а в 60—70-е годы прошлого столетия для покрытия растущего бюджетного дефицита.

Однако в условиях жесткой административной системы управ­ления экономикой и централизованного контроля над ценами рост денежной массы в Советском Союзе не приводил к видимой инфля­
ции. Инфляция носила скрытый характер. Государственное регулиро­вание цен приводило к товарному дефициту, исчезновению товаров.

3.2. Инфляция в современной России. Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х годов в период перехода от централизованно планируемой к рыночной экономи­ке, который начался с резкой либерализации цен. Отсутствие антиин­фляционной программы, ориентация преимущественно на монетарист­ские методы регулирования экономических процессов, привели к гало­пирующей инфляции.

       Пик инфляции в России пришелся на 1992г., когда цены за год вы­росли в среднем на 2508%. В 1993г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинст­ва для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10, и 50 тыс. руб­лей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребитель­ских цен, который в годовом исчислении составил, соответственно, 215,0% и 131,3%. В этот период Россия переживала стагфляцию— соче­тание экономического спада (стагнации) с высоким уровне инфляции.

Благодаря введению валютного коридора и других мер по укрепле­нию национальной валюты в 1996г. правительству удалось снизить уро­вень инфляции до 21,9% и в 1997г. до 11%.

В дальнейшем правительство планировало уменьшить уровень ин­фляции до 9,1% к 1998г., до 7,2% к 1999г. и до 6,6%  к 2000г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998г. и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень ин­фляции в этом году составил 84,4%.

В бюджете Российской Федерации на 1999г. рост потребительских цен прогнозировалась уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты Международного валютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999г. не менее чем на 56%. В реальности, по официальным данным, уровень инфляции в России в 1999г. составил 36,5%.

В период с 2000 по 2004г. в результате проведения последователь­ной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за ука­занный период с 20,2% до 10,0%. В 2005г. правительство прогнозирова­ло уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в про­гнозных рамках не удалось и он составил 10,9%.

Таблица 1

Динамика среднегодового уровня инфляции в России

Годы

Инфляция (%)

Годы

Инфляция (%)

1990

5,3

1998

84,4

1991

92,6

1999

36,5

1992

2508,8

2000

20,2

1993

844,2

2001

18,6

1994

215,0

2002

15,1

1995

131,3

2003

12,0

1996

21,9

2004

10,0

1997

11,0

2005

10,9

Источники. Россия
в цифрах. Росстат (за соответствующие годы).

     В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения относи­тельно высоких (по сравнению с другими странами мира) годовых темпов инфляции (7%-8%), поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен.

В Программе социально-экономического развития Российской Фе­дерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной Правительством РФ в январе 2006., поставлена задача добиваться сни­жения уровня инфляции с 7,0 — 8,5% в 2006г. и 6,0 — 7,5% в 2007г., до 5,0 — 6,0% в 2008г.,  5,0 в 2009г. и 3,0% в 2010 году.1




1   «Программа  социально-экономической развития   Российской Федерации на средне­срочную перспективу (2006 — 2008 годы)», Москва, 2006 г., с. 64.
Однако следует отметить, что в 2006г. существуют значительные риски превышения целевых ориентиров по инфляции, зафиксированных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). При инерционном тренде развития рост индекса потребительских цен в России в 2006г. может превысить 10%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
4. Методы регулирования инфляции

  Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Американский  экономист-монетарист                 М. Фридмен справедливо отмечал в своей книге «Капитализм и свобода», что контроль над деньгами может явиться мощным средством контроля над экономикой.

Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания
соответствующей функциональной экономической системы (ФЭС).

Под функциональными экономическими системами автор по­
нимает совокупность институтов и институциональных организаций,
образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают под­держание равновесия вокруг определенных заданных макроэконо­мических параметров и индикаторов. Всякое отклонение от заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной моби­лизации многочисленных механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.

4.1. Уровень инфляции

  Значения самих показателей, большинство из которых имеют коли­чественные параметры, можно разделить на три категории: оптимальное; пороговое; критическое. На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, кото­рые необходимо поддерживать на определенном уровне:

 •      оптимальным параметром можно считать годовой уровень инфля­ции в размере 2%-3%, что позволяет поддерживать устойчивый эко­номический рост;

•              при годовом уровне инфляции в 5-10 % сохраняется возможность
поддержания относительно стабильных темпов роста экономики;

•              пороговым параметром можно считать уровень инфляции в 20-
30%, при котором может начаться замедление темпов экономическо­го роста;

•              если годовое увеличение индекса цен превышает 40%, то экономи­ческий рост, как правило, прекращается — это критическое значение данного показателя;

•              при годовом уровне инфляции свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП.
Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию уровня

инфляции являются инструменты денежно-кредитной политики цен­тральных банков или аналогичных им учреждений. Наиболее активно ис­пользуются инструменты, образующие функциональную экономическую систему по регулированию уровня инфляции, которую можно условно изобразить в виде следующей абстрактной схемы:

Уровень инфляции

Государственный орган или органы, отвечающие за денежно-кредитную политику



уровень про­
центной ставки

политика
обязательных

резервов

операции
на от­
крытом
рынке

рефинансирование
коммерческих банков

Рынок

Рисунок 1. Функциональная экономическая система
по регулированию уровня инфляции

4.2. Политика процентной ставки или ставки рефинансирования цен­
тральных банков. В современной рыночной экономике основным и наи­более эффективным инструментом регулирования денежной массы и ин­фляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам. Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориен­тиром для коммерческих банков. Изменение ставки позволяет Центрально­му банку проводить политику «дорогих» или «дешевых денег».

В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков — это издержки избыточных резервов.

Поэтому, когда национальный банк понижает эту ставку, он по­ощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Снижение процентных ставок стимулирует предпри­нимательскую деятельность, инвестиционный процесс и тем самым эко­номический рост.

В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей производится понижение уровня процентных ставок.

В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Цен­тральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, соответственно, предложение денег. С точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного ка­питала в форме так называемых «горячих денег», как правило, для крат­косрочных спекулятивных операций.

1Economic Report of the President Transmitted to the Congress, February, 1994, Washington, 1994, p. 21.

Такой механизм влияния на инфляционные процессы был найден не сразу. В частности, долгое время в США не могли справиться с инфляци­ей, несмотря на разработку, начиная с 60-х годов прошлого столетия, це­левых государственных программ по борьбе с ней. Советники президента США Р. Никсона в 1974г. называли инфляцию «гидроголовым монстром, у которого вырастают две новые головы каждый раз, когда ей отрезают одну».1

В большинстве стран мира ответственными за проведение денежно-кредитной и валютной политики являются центральные банки или при­равненные к ним финансовые институты. Например, в США таким ин­ститутом является Федеральная резервная система.

Справочно: Федеральная резервная система (ФРС) — Центральный банк США, была создана в 1913 г., на основании закона именуемого Фе­
деральным резервным актом.

ФРС имеет статус независимого государственного агентства. В
организационном плане ФРС состоит из совета управляющих ФРС, 12-
ти федеральных резервных банков и около 6 тыс. коммерческих банков -членов ФРС, на долю которых приходится свыше 75% общего объема
банковских депозитов в стране.

В ФРС входят два комитета: Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и Федеральный консультационный совет.

Общее руководство ФРС осуществляет совет управляющих, кото­
рый состоит из семи постоянных членов, назначаемых президентом США с одобрения Сената. Фактически совет определяет всю денежно-кредитную политику США, которая реализуется через федеральные ре­зервные банки, расположенные во всех 12-ти федеральных округах и объ­единяющие все американские штаты. Только совет управляющих может устанавливать нормы обязательного резервирования депозитных учре­ждений США, определяет агрегаты денежной массы, уровень ставок по федеральным фондам.

Возглавляет совет управляющих председатель, который назнача­
ется президентом США с одобрения Сената. С августа 1987 г. бессмен­
ным председателем ФРС был Алан Гринспэн, который внес значитель­
ный вклад в создание механизма контроля за уровнем роста цен.

Новым председателем ФРС с 1февраля 2006 г. стал Бен Бернанке,
(родился 13 декабря 1953 г. в штате Джорджия) бывший председатель
экономического совета при президенте США.

Бен Бернанке является сторонником установления целевого уровня
инфляции, как это делает Европейский центральный банк и Банк Англии.1

При возникновении инфляционного давления на рынок сложившаяся ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования. Самая высокая ставка по федеральным фондам в прошлом веке была за­фиксирована в США в 1981г. на уровне 19% и в последующие годы в це­лом имела тенденцию к понижению. В зависимости от экономической ситуации учетная ставка может изменяться несколько раз за год. Напри­мер, в течение 1994г. Федеральная резервная система США повышала процентную ставку по федеральным фондам пять раз с 3 до 6%.

Чтобы помочь американской экономике пережить негативные по­следствия финансового кризиса в России осенью 1998г. ФРС провела три понижения процентной ставки в целом на четверть пункта. Снижение учетной ставки позволило достичь рекордно низкого уровня инфляции в размере 1,6%. Это был самый низкий показатель, зафиксированный в Америке с 1965г.

1 OECD Economic Outlook, № 67, June 2002, p. 260.
За период с июня 1999г. по май 2000г. Федеральная резервная сис­тема четыре раза пересматривала учетную ставку, повысив ее до 5,75%. Повышение учетной ставки рефинансирования использовалось с целью затормозить чрезмерно высокие темпы роста национальной экономики.

В 2001г. ситуация в американской экономике резко изменилась — началась стагнация. Для стимулирования роста экономики Федеральная резервная система около пятнадцати раз снижала базовую процентную ставку, которая к июню 2004г сократилась до самого низкого показателя за последние сорок шесть лет — 1,0%.

Затем начался обратный процесс. Экономика США вошла в фазу устойчивого роста, и ставка рефинансирования 30 июня 2004г. была по­вышена до 1,25%. Повышение процентной ставки явилось началом изме­нения направления валютно-финансовой политики проводимой ФРС США. Руководство ФРС заявило, что процесс повышения ставки будет умеренным и постепенным. С июня 2004г. по декабрь 2005г. ФРС три­надцать раз повышало ставку в среднем на 0,25%, доведя ее до 4, 25% к концу 2005г. В конце января 2006г. ставка была повышена еще на 0,25% и достигла 4,5%.

В последние годы экономисты ФРС заговорили о так называемой нейтральной ставке, при которой экономика сможет расти оптимальны­ми темпами, не стимулируя инфляционные процессы. Однако определить уровень нейтральной ставки пока не представляется возможным, по­скольку он складывается из конъюнктурных факторов, которые подвер­жены значительным колебаниям.

Следует подчеркнуть, что стоимость кредитных ресурсов в США
имеет большое значение не только для самой Америки, но и для дру­
гих стран, использующих доллар в качестве резервной валюты.

Поскольку мировые финансовые рынки стали более интегрирован­ными, то валютно-финансовая политика США оказывает существенное влияние на положение с ликвидностью и на колебания уровня мировой инфляции, имеет существенное влияние на изменение курсов иностран­ных валют, цен на нефть и ситуацию на фондовых рынках.

Решение об изменение учетной ставки во многом определяет реше­ния, принимаемые Европейским центральным банком, банком Велико­британии и другими аналогичными учреждениями в других странах мира.

В Европейском союзе функции, аналогичные функциям Федераль­ной резервной системы выполняет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Однако в отличие от ФРС Европейский центральный банк действует по принципу установления целевого уровня инфляции.

Главной функцией Европейского центрального банка (ЕЦБ), как это неоднократно подчеркивается в Маастрихтском договоре, является «под­держание стабильности цен». Под стабильностью цен понимается уро­вень инфляции, не превышающий 2 процента в год. Все остальные функции ЕЦБ могут реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди.

В первой половине декабря 1998г. центральные банки Европейского валютного союза (ЕВС) впервые одновременно понизили процентные ставки с 3,3% до 3,0%, кроме Италии, где данный показатель составил 3,5%. Вслед за странами ЕС до такого же уровня процентные ставки по­низила и Великобритания.1Следует подчеркнуть, что одновременное снижение ставок в 11 европейских странах, а затем и в Великобритании свидетельствовало о формировании единого механизма регулирования инфляционных процессов в объединенной Европе.

В связи с риском роста уровня инфляции, связанного с повышатель­ной тенденцией в мировых ценах на нефть, слабостью евро и возросшим спросом на кредиты ЕЦБ в период с января 1999г. по июль 2000г. осу­ществил пять повышений уровня кредитной ставки, доведя ее до 4,25%.2




1  Коммерсант № 226, 5 декабря 2002.

2  Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ), № 70,22 июня 2005 г., с. 16.
В период с июля 2000 по июнь 2003 гг. ставка снизилась до 2% и сохранялось на столь низком уровне вплоть до декабря 2005г., когда на­чалось плавное повышение ставки. В марте 2006г. ставка была повыше­на на 0,25% до 2,5%.

В большинстве стран Еврозоны удается сохранять рост цен на доста­точно низком уровне, соблюдая условия конвергенции. Согласно прогно­зу, инфляция в 2006г. может составить в Еврозоне в целом 2,0%, в Евро­пейском союзе — 1,6%, во Франции — 1,3%, в Бельгии — 2,0, Австрии — Швеции — 1,6, Германии — 1,8, Италии — 2,0, Дании — 2,0, Испании — Нидерландах -1,5, Великобритании — 2,1%.

Создание единой европейской валюты повысило экономический ре­сурс Европейского союза и, соответственно, устойчивость всей системы, и ее способность к саморегуляции, в том числе в сфере контроля за ростом цен.

Справочно: Важным достижением Европейского Союза является создание одиннадцатью государствами единой коллективной валюты — евро. Днем рождения евро считается 1 января 1999г. В течение первых
трех лет до 2002г. она существовала лишь в неосязаемой, электронной
форме. Но затем в обращении появились новые банкноты и монеты.

Знакомые всем в течение длительного исторического периода не­
мецкая марка, французский франк, итальянская лира, голландский гуль­
ден, бельгийский и люксембургский франк, испанская песета, португаль­ский эскудо, ирландский фунт, австралийский шиллинг, и финская марка
бесследно исчезли, оставшись лишь в анналах экономической истории.

Следует подчеркнуть, что номинальная учетная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях де­фляции, то есть снижения цен на большинство потребительских товаров.

Процессу дефляции в определенной мере способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдается товарам, производимым странами с наименьшими издержками производства и, соответственно, более низкими ценами.


Историческая справка: Законы капиталистической конкуренции диктуют необходимость внедрения новой техники, повышение произво­дительности труда, что в конечном итоге приводит к снижению стои­
мости товара и его цены.

Однако эта закономерность в полной мере проявлялась лишь в эпоху
свободной конкуренции, до монополистической стадии капитализма. В частности, в период с 1814 по 1896 гг. цены в США на промышленные и
продовольственные товары снизились в 3,3 раза, в Великобритании с
1810 по 1896гг. — в 3, 2раза, во Франции с 1820 по 1896гг.- в 1,9раза.1

В Советском Союзе периодически проводились компании по сниже­
нию розничных цен на отдельные категории потребительских товаров.

     В Японии дефляция составляла в 2002г. 0,9%,  в 2003г. -  0,5%, в 2005г. — 1,6%, в Китае в 2002г. — 0,8%, в Гонконге 2002г. — 3,0%, 2003г.2,6%, в Сингапуре 2002г. — 0,4%, на Тайване в 2002г. — 0,2%, в 2003г.-0,3%.

В частности, чтобы выйти из стагнационно-дефляционной спирали японское правительство проводило так называемую политику «количест­венного смягчения». В 2006г. Банк Японии разместил на счетах в ком­мерческих банках порядка 250-300 млрд. долл., что должно было стиму­лировать процесс кредитования. Ожидается, что объем беспроцентных депозитов в коммерческих банках начнет постепенно снижаться и дос­тигнет уровня 50-60 млрд. долл. Только тогда Банк Японии сможет вновь использовать инструмент изменения ставки рефинансирования для регу­лирования процесса ценовой динамики.

        Анализ изменения учетной ставки в России   в период с 1990 по
2006
   гг.   говорит о том, что реального воздействия на уровень инфля­ции и стимулирование экономического роста этот инструмент пока не оказывает.


В 90-е годы в России уровень учетной ставки оставался достаточно высоким по сравнению с мировой практикой. По уровню учетной ставки среди других

 стран мира Россия в тот период уступала лишь Бразилии, переживавшей глубокий финансовый кризис.

  

 1C.И. Иванов: Современная инфляция в капиталистическом мире, Д.-. Знание, 1990, с.91.

   В Бразилии ставки рефи­нансирования в течение всего 1993г. превышали 3000%. В России ставка колебалась в интервале 80-180%. Своего максимального уровня про­центная ставка в России достигла в апреле 1994г. и составила 210%. По­скольку Бразилии в 1994г. удалось значительно снизить этот показатель, то Россия имела самую высокую в мире ставку рефинансирования и, соответственно, процентную ставку по кредитам, векселям и депозитам. К октябрю 1994г. правительству России удалось понизить уровень про­центной ставки до 130%. Однако, в том же месяце после резкого падения курса рубля по отношению к доллару США в «черный вторник» учетная ставка вновь была резко повышена до 170%. На протяжении 1995г. уро­вень учетной ставки Центрального банка России колебался в пределах от 170 до 200%. В результате проведения комплекса мер по финансовой ста­билизации к началу 1996г. правительству России удалось вновь снизить учетную ставку до 120%, а к октябрю того же года до 60%. В 1997г. про­должалось плавное понижение уровня учетной ставки, которая к октябрю достигла своего минимального значения за весь период экономических реформ в России и составила 21%.

В начале 1998г., в связи с нарастанием кризисных явлений в финан­совой сфере, правительство вынуждено было опять пойти на повышение учетной ставки до 50%. Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошел в августе 1998г. В результате учетная ставка была вновь резко увеличена до 150%.

В середине 1999г. ставку удалось снизить до 60%. С этого времени наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанно­го показателя. За период с 1999 по 2005г. ставку рефинансирования уда­лось снизить до 12%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
В России ставка рефинансирования до сих пор остается более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинанси­рования не является инструментом денежно-кредитной политики и непо­средственно не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Изменение ставки влияет лишь на размер штрафов и пеней, кото­рые в соответствии с налоговым кодексом привязаны к ставке Централь­ного банка.

В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если учесть, что годовой уровень инфляции в России в период с 2006 по 2008 гг. пла­нируется сократить примерно до 6-7%, а в экономике сохранится тен­денция к росту, то теоретически можно предположить, что ставка рефи­нансирования в 2006-2008 годах может быть понижена до 5-6%.

4.3. Политика обязательных резервов. Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчис­лений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).

В мировой практике изменение норм обязательных резервов не от­носится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного ре­гулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции:

•      создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;

·        повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;

•              определение верхнего предела роста денежной массы;

•              ограничение волатильности ставок денежного рынка.

Как показывает международный опыт, даже незначительные колеба­ния этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложе­ния денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег ре­зервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

Необходимо обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом эко­
номики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем, соответственно, ниже темпы роста цен.

Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато сни­жением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тор­мозом развития банковской системы и одной из предпосылок для возник­новения ее общего кризиса.

Введение обязательной нормы резерва в России в начале 90-х годов было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфля­ции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля  за их деятельностью.

В России с начала 90-х годов были установлены достаточно высокие по мировым стандартам нормы обязательных резервов: по счетам до вос­требования — 20% и по срочным обязательствам — 15%. Связано это было с необходимостью противодействовать увеличению денежной массы коммерческими банками в условиях высокой инфляции и осуществления антиинфляционных мер.

Нормы обязательных резервов в России не пересматривались до сере­дины 90-х годов, совершенствовалась лишь база резервирования и техника его осуществления. В феврале 1995г., Центральный банк ввел норму обя­зательного резервирования по текущим валютным счетам в размере 2%.

В апреле 1996г. в целях облегчения деятельности коммерческих бан­ков и укрепления российской банковской системы Центральный банк по­низил размер обязательных резервов с 20 до 18% по рублёвым активам и до 1,125% по валютным активам. Общий объём централизованных ре­зервных отчислений снизился почти в 2,5 раза.

После финансового кризиса в России в конце 1998г. средства, нако­пленные в фондах обязательного резервирования, использовались для помощи отдельным банкам и санации банковской системы в целом.

В период с 2000г. по начало 2004г. ставка отчисления в ФОР по рубле­вым вкладам населения составляла 7% и 10% по средствам юридических лиц и валютным вкладам. Общий объем средств ФОР в начале 2004г. оце­нивался в 160 млрд. руб. (5,6 млрд. долл.).

В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале третьего тысячелетия значительно превышали аналогичные пока­затели ведущих индустриально развитых стран. В начале 2004 года ставка отчислений в обязательные резервы составляла в России 7-10%, в Шве­ции — 2,5, Японии — 0,125-2,5, Германии — 2, Франции — 2, США — 1,25, Великобритании — 0,45%

Европейский центральный банк и центральные банки стран Еврозоны стремятся не допустить, чтобы обязательные резервы стали бременем для банковской системы или препятствовали эффективному распределе­нию ресурсов.

Следует подчеркнуть, что некоторые страны с достаточно развитой банковской системой и низким уровнем инфляции исключили ФОР из состава инструментов денежно-кредитной политики. В частности это от­носится к Австралии, Канаде, Швеции, Швейцарии, Мексике и др.1

В России уровень отчислений ФОР в начале третьего тысячелетия был слишком высок. Это значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными, особенно в условиях либерализации валютного законодательства. Центральный банк России в отличие от национальных банков стран Еврозоны не платит коммерче­ским банкам процентов по остаткам средств на резервных счетах, что де­лает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Вместе с тем Центральный банк России использует эти средства в своих активных операциях, в частности для покупки госу­дарственных ценных бумаг, предоставления кредитов, которые приносят ему доход. По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валют­ным вкладам, которая составила 9%.




1Подробнее см. Ю.А.Бабичева: Инфляционная составляющая операций банков: пробле­мы регулирования. М.: Экономика, 2005г., с.272.



4.4. Операции на открытом рынке. В качестве одного из главных ан­тиинфляционных механизмов в мировой практике используются опера­ции на открытом рынке.

   Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы,прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлека­ет резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту.

Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бу­маг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцент­ные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка.

Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы — ссуды или ценные бумаги. В свою очередь, это способствует понижению про­центных ставок и расширению предложения денег через механизм муль­типликатора.

Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе.

В мировой практике можно выделить два типа операций на откры­том рынке — защитные и динамические.

4.5. Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физического объема и доли золотого запаса в общем объеме официаль­ных резервов.

4.6. Динамические операции проводятся для обеспечения экономиче­ской стабильности или стимулирования экономического роста.

В арсенале Центрального банка России операции на открытом рын­ке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из еди­ного центра и, соответственно, влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место.

В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.

4.7. Рефинансирование коммерческих банков. Важным составным элементом функциональной системы, поддерживающей определенный уровень инфляции, является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность банковской системы.

Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и про­блемы с ликвидностью.

Поэтому центральные банки, как правило, используют систему спе­циальных кредитов (вспомогательный кредит, ломбардный кредит и др.) для решения проблемы временной неплатежеспособности коммерческих банков.

По мнению большинства специалистов, современная система
рефинансирования коммерческих банков является одним из самых
слабых звеньев в банковской системе России, что сдерживает ком­мерческие банки в увеличении объемов кредитования.

Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объемах. В частности, объем ломбардных кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам в 2005г., составил всего 1,4 млрд. руб., что составляет десятые доли процентов от активов ЦБ.

Рефинансирование осуществляется под залог ценных бумаг. В каче­стве залога могут служить облигации самого ЦБ, валютные облигации по суверенному долгу, субфедеральные, корпоративные облигации, векселя и кредитные требования заемщика высокого рейтинга, поручительства. Такого рода обеспечение могут позволить только достаточно крупные банки.
Кредиты выдаются на разные сроки и под разные проценты: внут­ридневной (беспроцентный), «овернайт», то есть на один рабочий день (12%), ломбардный на 7 или 14 дней (7,1%), под залог и поручительство от 90 до 180 дней (7,2-10%).

Поскольку в последние годы Центральный банк проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остается достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки.

Кредиты ЦБ не являются для коммерческих банков важным источ­ником финансовых ресурсов. Поэтому для поддержания ликвидности коммерческие банки предпочитают занимать друг у друга на межбанков­ском рынке.

Следует подчеркнуть, что проблема рефинансирования не является сугубо банковской. Руководители кредитных организаций отмечают значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Особен­но это заметно по динамике заимствований крупных российских компа­ний. За последние пять лет около 75% общего объема эмиссии долговых ценных бумаг приходилось на иностранные заимствования. Доминирую­щим сегментом в секторе российских еврооблигаций являются еврообли­гации госкомпаний, составляющие 58% объема рынка корпоративных ев­рооблигаций. Кроме того, госкомпаниями активно используются заимст­вования в виде «синдицированных кредитов» у западных банков. Только в 2005г. такие заимствования составили 23 млрд. долл., что в конечном итоге приводит к росту денежного предложения.
5.  Подведем некоторые итоги.


В России с 1992г. проводилась девальвационно-инфляционная политика, несмотря на то, что она доказала свою экономическую и соци­альную несостоятельность. В результате такой политики обесценение рубля имело катастрофические последствия для отечественной экономи­ки и основной массы населения страны.

Как показывает мировой опыт, ползучая девальвация и обесценение национальной валюты на определенном этапе могут стимулировать рост экономики за счет повышения экспортной конкурентоспособности отече­ственных товаропроизводителей. Однако девальвация, имеет весьма краткосрочный эффект. Происходящее под влиянием ползучей девальва­ции удорожание импорта, рост внутренних цен и издержек производства быстро сводят на нет выигрыш предприятий экспортеров от девальвации национальной валюты. Ибо поднятая девальвацией инфляционная волна быстро доходит до них.

При высокой инфляции детонирующая ее девальвация неизбежно приобретает ползучий характер, постоянно провоцируя рост цен. Таким образом, экономика страны попадает в девальвационно-инфляционную ловушку, выбраться из которой очень сложно даже странам с развитой рыночной системой и эффективным государственным регулированием. Нескончаемый цикл постоянных девальваций и высокой инфляции спо­собен разрушить даже самую процветающую экономику. Именно в этот порочный круг постоянного обесценения национальной валюты была втянута экономика Россия в период экономических реформ.

Очень резко о девальвационно-инфляционной политике высказывал­ся Л. Эрхард. В частности, он утверждал, что «инфляция не обрушивает­ся на нас как проклятие или трагически роковое событие, ибо она всегда вызывается легкомысленной или даже преступной политикой. Нуж­но заклеймить всякое потворство инфляционной политике перед лицом всей общественности и этим воспрепятствовать всякой такой попытке».1

1Людвиг Эрхард. Благосостояние для всех ., М.: 1999, с. 242.
       Примерно таких же взглядов на инфляцию придерживался и фран­цузский экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики (1988г.), М. Алле, который ряд своих работ посвятил исследованиям в области денежной динамики. Он считал, что в неустойчивой в денежном плане экономике не может быть ни эффективности, ни справедливости в распределении доходов.

В одном из основных своих трудов «Налог на капитал и денежная реформа», анализируя процесс инфляции и кредитный механизм, он писал: «Эта система (имеется в виду инфляция)приводящая к гигантскому ограблению одних другими, опирается в своей основе на обман и мистификацию… Как и в любой период, ускоренной инфляции в прошлом, развивался нездоровый капитализм; возникли скандальные состояния, чаще всего в силу сговора плутократии, политократии и технократии».1

Высокая инфляция подрывает экономические основы общества. Со­хранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции фор­мирует высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер, формируют высокую склонность населения к потреблению.

В последние годы, несмотря на процесс стабилизации, и некоторого укрепления внутреннего валютного курса рубля по отношению к амери­канскому доллару и другим свободно-конвертируемым валютам, в эко­номике России сохраняется значительный инфляционный потенци­ал. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной и неэффективной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы дает лишь вре­менный эффект снижения инфляции.




1М. Allais. L'import sur le capital et la reforme monetaire. Paris, 1976, p. 15.

Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать
комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной поли­
тики и государственной политики по стимулированию экономиче­
ского роста, структурной политики и социальной политики.

Прежде всего, необходимо преодолеть межведомственные разногла­сия и определиться с методикой подсчета роста цен. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предлагает сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется де­кабрь месяц

предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года.


Министерство финансов Рос­сии предлагает перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно анало­гичного показателя предыдущего года

В целях более объективного отражения ситуации с ростом цен в эко­номике целесообразно рассчитывать инфляцию не только по росту по­требительских цен, но и по росту оптовых цен.

Далее, Центральный банк Российской Федерации, так же как и Ев­ропейский центральный банк, должен действовать по принципу уста­новления целевого уровня инфляции.

   В Конституции Российской Федерации (часть 2 статья 75) записано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет неза­висимо от других органов государственной власти».

Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохра­нять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платеже­способность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги. Данное положение дает нам основание полагать, что главной функцией Банка России должно стать поддержание стабильности цен. Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции не пре­вышающий 2 процента в год.

Следует вести жесткий контроль за соответствием денежных агрега­тов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России должна исключать механи­стический подход к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса. Все остальные функции Банка России долж­ны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Дан­ное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, то есть внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.

Основные направления и параметры единой государственной де­нежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством Российской Федерации и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.

Необходимо изменение акцентов в сложившихся ориентирах денеж­но-кредитной политики, использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.

В частности, ставка рефинансирования должна стать эффектив­ным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. В перспективе этот показатель так же как в США, Европейском сообществе и многих других странах должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регуля­тором финансового рынка.

Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязатель­ных резервов не были существенным ограничителем кредитных воз­можностей коммерческих банков.

Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих бан­ков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности бан­ковского кредитования.

Следует усовершенствовать систему рефинансирования ком­
мерческих банков, которая не должна сдерживать коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а, наоборот, должна стимулировать расширения кредитование реального сектора экономики.

Необходимо переломить негативную тенденцию превышения объе­ма заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны.

Правительству следует рассмотреть вопрос о возможности введе­ния нормативного регулирования за осуществлением внешних заим­
ствований государственных компаний и предприятий с существен­ным государственным участием и замещение их внутренними заимство­ваниями.

Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управ­лять объемом денежной массы из единого центра и, соответственно, вли­ять на динамику роста цен должны, наконец, занять достойное место в ар­сенале антиинфляционных механизмов Банка России.

Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги есте­ственных монополий. В этой связи, представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы монито­ринга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Не допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, стиму­лировать развитие конкуренции между отечественными товаропроизво­дителями.

В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и «связывания» свободной денежной ликвидно­сти необходимо содействовать росту финансового рынка и банков­ской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей инвестирования внутренней экономики. Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных ин­вестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.

Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облига­ции, купонные выплаты и выплаты основной суммы по которым автома­тически увеличивались бы на величину изменения индекса потребитель­ских цен.

В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функ­циональную систему поддержания уровня инфляции в заданных парамет­рах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Наличие таких систем позволит в режиме саморегуляции решать ука­занные задачи.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.