Реферат по предмету "Экономическая теория"


Инфляция сущность, причины, методы борьбы

--PAGE_BREAK--     Внешние причины.
     Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала насыщенность внутреннего рынка и – при неизменном спросе – порождала рост внутренних, оптовых и потребительских цен.

      Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим их на примере России.

     Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явном гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

     Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких либо ограничений.

     Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.

     Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа – нарастающая диспропорция в самом производстве, углубление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.

     Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к двум ее типам: во-первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.

    Вернемся к модели AD-AS(совокупный спрос – совокупное предложение). Очевидно, что для начала инфляционных процессов достаточно, чтобы совокупный спрос превышал совокупное предложение. Такая ситуация возможна при следующих обстоятельствах:

         а) резко возрастает совокупный спрос, а совокупное предложение не меняется;

         б) совокупное предложение снижается при постоянном совокупном спросе;

         в) расширение совокупного спроса превышает рост совокупного предложения.

  


1.2 Виды инфляции
     Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения (рис. 1). Избыточный спрос приводит к взлету цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а, следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.






рис. 1

Но соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны – гораздо сложнее.
                Уровень цен




                                                                          III




                                                                    II                                       Потенциальный

                                                                                                              ВНП

                                                  I

                                                            

                                                                                      Реальный ВНП и занятость

                                                                   рис. 2

    На первом отрезке кривой общие расходы до такой степени низки, что объем валового национального продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.

    Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).

     По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.

    Третий отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен.

         Условия инфляции спроса:

·        рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.

·        увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.

·        рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

                                P

                              



   E1

                                                                                                     D1   

                                                                        E                                    

                                                                                             D                       

0                                                        Q

                                              рис. 3 (инфляция спроса)

    Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.
    продолжение
--PAGE_BREAK--        В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.) (рис. 4).





                                                                      рис. 4
рис. 4

    Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.

    Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

   Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 5).
        

                               P





                                                                                                         

                                                                                                            
                                                              E1                                        

                                        S1                                    E

                                                                                        

                                             S    

                                                                                                

                                  0                                                               Q                               

рис. 5

    Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.

   Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

1)     Умеренная инфляция,когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.

2)     Галопирующая инфляция– рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%; еще стремительнее рос индекс оптовых цен – 3400%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.

3)     Гиперинфляция– цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.

    Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

   Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается. Денежная эмиссия в нашей стране выросла с 28 млрд. рублей в 1990 г. до 89 млрд. в 1991 г. и 1513 млрд. в 1992 г. При этом денежная масса отставала от реальных потребностей в силу опережающего роста цен. Все это усиливало инфляционные процессы, вело к развалу денежно-кредитной системы.

    Приведенное нами определение инфляции как процесса обесценивания денег и переполнения каналов обращения бумажными деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние экономики. В некоторых случаях применяется даже специальный термин – инфляционная экономика, чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и кумулятивный, самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.

    Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.

    Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.

    Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.

     Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.

    Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--    Подавленная инфляция— это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
       В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

    Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» — нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
1.3  Последствия инфляции.

     Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:

1)     перераспределение доходов и богатства;

a)     между разными сферами производства и регионами, в силу неравномерного роста цен;

b)    между населением и государством, т.к. последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного  источника своих доходов;

c)     между классами и слоями населения: это быстрое  социальное расслоение, углубление имущественного неравенства;

2)    отставание цен государственных предприятий от рыночных;

3)     скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

4)      ускоренная материализация денежных средств;

5)     нестабильность экономической информации;

6)     падение реального процента;

7)     обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Перераспределение доходов и богатства. Понятно, что чем неожиданнее, быстрее и несбалансированные по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д.

Отставаниецен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудноосуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

 Третье последствиеинфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается.

 Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции. Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу.

Еще одно последствие инфляции — население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы.Фирмы разрабатывают планы по активизации использованияденежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок.

Очередное последствие инфляции — неста
бильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес — планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация--главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

И в завершение особо отметим, что воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от ее размеров: умеренная инфляция вреда не приносит, более того, ее сокращение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта. Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении.

     В 1958 году английский экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. Используя в своей работе данные английской статистики за 1850-1860 гг. он построил кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда уменьшить одну можно лишь увеличив другую. Причиной такой зависимости заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на низком уровне, что вызывает замедление роста цен. По кривой А. Филлипс установил, что увеличение безработицы в Англии сверх 2.5-3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Таким образом, правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей.

       Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью цен. 
P
P2




P3




P1

         U2     U3     U1          U

                                         рис
. 6

Кривая Филлипса (где
P
— темп роста товарных цен;  
U
— уровень безработицы).

   Он демонстрирует  инфляционные последствия попытки государства установить неестественно  низкую безработицу. Они заключаются в проведении бюджетных и денежно-кредитных мероприятиях, стимулирующих спрос. Так, увеличивая поток инвестиций, государство может побудить предприятия к расширению производства и сбыта, а значит, увеличению рабочих мест. Норма безработицы снижается до уровня U2, но одновременно темпы инфляции возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать «перегрев» экономики и как следствие кризисные явления. Такая ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен снизится до уровня РЗ а безработица возрастет и ее норма составит U3.

    Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств. М. Фридману принадлежит идея построения «вертикальной кривой Филлипса». В случае если государство пытается поддержать уровень безработицы на высоком уровне, повышаются инфляционные ожидания и требования к зарплате — кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает инфляция, снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их требования к зарплате. Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх.   Теперь при всяком уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что графически отображается «вертикальной кривой Филлипса» (см. рис. 7).











P






                                                              D

            С                     С




                В

                        A

                                                             U
                              рис. 7

    Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая не работает при неожиданных потрясениях — темп инфляции возрастает так же неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами, соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных периодов времени.

 

1.4  Измерение инфляции



     В макроэкономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен. Среди них наиболее распространенными являются индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров), индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения) и дефлятор ВНП.

    Все они выражают относительное изменение среднего уровня цен за определенный промежуток времени. Обычно цены базового года принимают за 100%, а цены других лет оцениваются к этим 100%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--    Индекс стоимости жизни
    С помощью индекса стоимости жизни изменяются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. В США такой индекс рассчитывается ежемесячно Бюро Статистики Труда. В потребительской корзине учитывается 400 видов товаров и услуг, приобретаемых средней городской семьей за определенный промежуток времени (месяц, год).


Индекс цен в данном периоде =




Цена «рыночной корзины» в данном периоде

Цена аналогичной корзины в базовом периоде


 

 Если раньше за базовый период в США принимался 1967 г., то сейчас – 1982 г. Это связано с тем, что с развитием общества изменяются человеческие потребности и, следовательно, меняется содержимое «потребительской корзины».

    В 1996 г. индекс стоимости жизни в США составил 129%. Это означает, что за тот же набор товаров и услуг потребители сейчас платят в 1,29 раза больше, чем в 1982 г., т.е. цены за 14 лет выросли на 29%.

    Индекс стоимости жизни используется при расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. В развитых странах раз в полгода происходит корректировка заработной платы: на 1% роста инфляции рост заработной платы составляет 0,5%.

     При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

    Два названных индекса тесно взаимосвязаны, т.к. рост промышленных товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.

    Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен ВНП – дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг.

                                                 Дефлятор ВНП =



номинальный ВНП



x100%

реальный ВНП


где номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП -  расходы в нынешнем году по ценам базового года. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен.

    

Глава 2.  Особенности инфляции в России

2.1 Проблема инфляции в России

    Экономика России имеет переходный характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых стран, протекание  инфляционных процессов. До 1992 года инфляция в России носила скрытый характер. Сфера проявления инфляционных процессов была ограничена  наличным денежным оборотом, так как в сфере безналичного оборота ситуация жестко контролировалась финансовыми органами государства. Инфляция издержек была отодвинута на задний план, так как государство  регулировало зарплату и цены на природные ресурсы, но проявлялась в форме отказа от выпуска дешевых товаров, снижению их качества без компенсирующего удешевления. Решающее значение  играли факторы, ведущие к превышению денежного спроса над товарным предложением – факторы инфляции спроса. Ведущая роль принадлежала эмиссии бумажных денег, потому что эта функция  полностью находилась в руках исполнительной власти  и отсутствовал такой важный сдерживающий фактор, как независимый Центральный банк. Это дополнялось выдачей безвозмездных или крайне дешевых кредитов, а также гигантским отвлечением материальных ресурсов от насыщения рынков, прежде всего потребительских товаров и услуг (гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса и отраслей тяжелой промышленности).

     Под действием вышеназванных факторов к началу 90-х годов в российской экономике сформировался мощнейший инфляционный навес, который включал три составляющие: общее превышение спроса над предложением; искаженные ценовые пропорции, вызванные деформированной структурой экономики; высокие инфляционные ожидания как следствие предшествующей экономической политики.

     С 1992 года инфляция в России переросла в стагфляцию. Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. –9,4 раза; в 1994 г. – 3,2 раза; в 1995 г. –2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций. Спад производства в России в 1992-1996 годах почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923-1933 годов. Динамика инфляции в России с началом осуществления политики либерализации экономики и цен в процентах к предыдущему году:

1993 – 840 %

1994 – 215%

1995 – 131 %

1996 – 21,8 %

1997 – 11-12 %

1998 – 70 %

1999 – 36,5 %

2000 – 20 %

2001 – 18,6 %

2002 – 15,1 %

2003 – 12,0 %

2004 – 11,7 %

2005 – 10,9 %

2006 – 9,0 %

2007 – 11,9 %

2008 – 13,3 %

2009 – 8,8 %

Источник - ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_России

Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег, бюджетного дефицита и нестабильного валютного курса. Антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами: ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ; сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов; сдерживание колебание курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции. Такая политика  привела не к подавлению или сдерживанию инфляции издержек, а к острой нехватке платежных средств. Денежная масса в период реформ Гайдара составляла 10-12 % от ВВП, что послужило к возникновению  бартерных сделок. Другим следствием проводимой политики стало кризисное сокращение производства.

    В период с 1996 года до конца августа 1998 года в России наблюдалось снижение темпа инфляции. Валютно-финансовый кризис, разразившийся вслед за другими странами в России в августе 1998 года, показал эфемерность  официально объявленной финансовой стабилизации и победы над инфляцией. Глубокие экономические и социальные потрясения  в их числе: замораживание выплат по внутренним и внешним долгам; крах рынка ценных бумаг и финансовых пирамид; блокирование вкладов в крупных банках, кризис банковской системы и безналичных расчетов; увеличение безработицы; «бегство» капитала за рубеж; девальвация рубля привели к усилению инфляции с 11 % в 1997 году до 70 % в 1998 году. В 1999 году темп инфляции составил 36,5 %. Замедление темпов инфляции было обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8 % по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. В июле 2002 года на потребительском рынке не произошло ожидавшегося сокращения динамики цен, не говоря уже об их абсолютном снижении. Хотя инфляция в общем-то невелика, обращает на себя внимание ее тенденция: вместо сезонного спада, индекс потребительских цен даже чуть вырос – со 100.5% в июне до 100.7% в июле (2001 г., соответственно: 101.6% и 100.5%).

   Потребительские цены на товары и услуги в 2009 году показали самый небольшой рост за всю новейшую историю России с момента распада СССР. По данным «Росстата», за весь год инфляция составила 8,8%. - ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_России

   Эксперты объясняют это не успехом антиинфляционной политики правительства, а падением уровня доходов россиян в период кризиса и, как следствие, резким снижением потребительской активности граждан. В большинстве развитых стран эти факторы привели к снижению инфляции до самых минимальных уровней, кое-где даже до отрицательных величин. В России же потребительские цены лишь побили предыдущий рекорд 2006 года, когда инфляция составила 9%.

   По сравнению с общим уровнем инфляции сильнее всего в России выросли тарифы на услуги — на 11,6%.  Впервые с 2000 года цены на продовольственные товары выросли меньше, чем на промышленные. В среднем по России товары продуктового минимума подорожали всего на 0,7%, тогда как в 2008 году цены на все продукты увеличились на 6,1%.

Из продовольствия больше всего цены выросли на сахар-песок (на 42,7%). Выше среднего подорожали рыба и морепродукты (на 10,6%), алкоголь (на 8,9%) и сливочное масло (на 7,9%). По итогам года снизились цены на плодоовощную продукцию (на 1,7%), крупу (на 2,5%), яйца (на 14,5%) и подсолнечное масло (на 19,8%).

Из непродовольственных товаров меньше всего подорожали стройматериалы (на 2,1%) и телерадиотовары (на 5,4%), а больше всего — табачные изделия (на 18,7%) и медикаменты (на 17,6%). Рост цен на услуги жилищно-коммунального комплекса составил 19,6%.

   Потребительские цены в России за период с 25 по 31 мая 2010 года выросли на 0,1%. При этом за май инфляция в стране составила 0,4%, а за истекший период года цены в стране выросли на 3,9%. Об этом говорится в сообщении Росстата.

Стоит отметить, что эти показатели существенно ниже значений минувшего года. Так, в 2009 году инфляция за май составляла 0,6%, а за аналогичный период прошлого года потребительские цены в России выросли на 6,8%.

За прошедший период подорожали гречневая крупа и сухие молочные смеси для детского питания — на 0,8% и 0,2% соответственно. Прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 0,7%. Картофель подорожал на 2,5%, морковь и репчатый лук — на 1,4% и 0,8%.

Вместе с тем на 3,7% и 1,2% подешевели яйца и сахар-песок. Цены на сыры, мороженую рыбу, молочный напиток, творог, рис, макаронные изделия и муку снизились на 0,2-0,4%.

Автомобильный бензин и дизельное топливо подорожали на 0,1%.

Ранее глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина отмечала, что инфляция по итогам мая может составить около 0,4%. По ее словам, тенденция снижения инфляции по итогам 4 месяцев текущего года носит устойчивый характер, однако к концу года «могут быть некоторые факторы ускорения».

Также глава Минэкономразвития  предлагает понизить прогноз по инфляции на текущий год до 6-7% при среднегодовом росте цен на 6,3%.

Прогноз на 2011год оставлен на уровне 6-7% при снижении среднегодовой инфляции с 7,4% до 6,5%. На 2012 год прогноз по инфляции повышен до 5,5-6,5% с 5-6,5% при среднегодовой инфляции на уровне 6,5%.

         Для сдерживания инфляции необходима  системная,  комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами. Цель такой политики – не подавление инфляции любой ценой, а управление  инфляционным процессом как рыночными, так и государственными методами в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа.
2.2  Антиинфляционная политика в России


Официальная антиинфляционная политика в России  строится на двух фундаментальных причинах роста инфляции :

1.     Повышении зарубежных цен, (особенно на продукты питания)

2.     Притоке иностранных капиталов.

Особая значимость, придаваемая данной  концепции инфляции, заставляет остановиться на ней подробнее. Прежде всего необходимо однозначно определиться с характером влияния международного ценового фактора.

По данным Росстата, соотношение инфляции в России и зарубежных странах складывается следующим образом. Цены на потребительские товары в России растут быстрее почти в 4 раза, чем в Европе, и в 5 раз быстрее, чем в США. При этом цены на продукты питания в России поднимаются по сравнению с Европой в 3.6 раза быстрее. Все происходит вопреки теории монетаризма: где валюта укрепляется, там инфляция выше, и, наоборот, где валюта слабеет, там цены растут медленнее.

Естественно, возникает вопрос: откуда распространяется инфляционная агрессия: из Европы и США в Россию или наоборот?  Цифры говорят

о том, что волна идет из России в Европу. Все иное – это «страшилки» отечественных и зарубежных СМИ, пролоббированные торговыми монополиями и, к сожалению, повторяемые сознательно или без умысла отдельными политиками и «учеными».

Из сказанного следует, что как гигантский рост цен за рубежом на продукты, так и его огромное влияние на инфляцию в России есть не что иное, как элементарный миф ценовой политики заинтересованных компаний и государственных структур.  Данное заключение наглядно подтверждается последними сведениями о динамике мировых цен на зерно, муку и отечественных цен на хлебопродукты, рис и другие продукты.

Второй внешний фактор – это приток иностранного капитала. Таким образом, оба фактора (мировые цены и приток капитала) должны были способствовать не росту, а снижению российской инфляции хотя бы до двойного европейского уровня (6–7% годовых). Однако все происходит совершенно по-другому, по иным принципам и правилам. Ярким доказательством независимости внутренних цен  России от международной конъюнктуры  является факт повышения отечественных цен на хлеб при снижении зарубежных цен на зерно и муку. Тонна отечественной

пшеницы в России стоит на 100 долл. дороже, чем на мировом рынке. Прогрессирующую динамику цен на жилье в Москве при общемировом падении стоимости недвижимости иначе как мистикой уже не называют.

Непосредственно к двум отмеченным внешнеэкономическим факторам российской инфляции можно отнести фактор притока дешевых нефтедолларов. Справедливости ради надо заметить, что большая часть нефтедолларов поступает в бюджет и отдельным состоятельным категориям населения, не обремененным ценовыми проблемами, а поэтому не доходит до широких слоев населения.

Таким образом, большинство приводимых в СМИ факторов роста инфляции в России носят тенденциозный, надуманный, декларативный и поверхностный характер. Это не означает, что они возникли спонтанно. Их распространение – прямой результат скрытой финансовой политики весьма влиятельных заинтересованных структур. Следовательно, российскую инфляцию определяют не внешние, а внутренние, порожденные отечественной финансовой политикой, причины.

Основными из них являются следующие:


1. Борьба с теневой зарплатой.

2. Борьба с нулевыми и отрицательными балансами индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса.

3. Монополизация рыночных отношений.

4. Специфика тарифной политики государства в отношении продукции и услуг естественных монополий.

5. Особенности денежной политики государства.

         1. Как известно, значительную долю общей заработной платы, получаемой работниками, особенно на средних и малых предприятиях составляет теневая оплата, или «зарплата в конвертах». В результате проведения жестких общих мероприятий заработная плата в части  легализации  теневой оплаты была повышена у наемных работников большинства негосударственных организаций, в основном обслуживающих население (оптовая и розничная торговля, услуги, посредническая деятельность, конечная переработка

продукции, строительство), в среднем на 40–50%.

2. Налоговые органы заинтересованы в максимальном поступлении доходов в бюджет. Неслучайно министр финансов РФ постоянно отмечает, что проблема инфляции относится не к Министерству финансов, а к ЦБ РФ или МЭР РФ. С общенациональной социально-экономической точки зрения, малый и средний бизнес обеспечивает:

– создание рабочих мест с достойной оплатой труда для значительной части населения;

– производство внутреннего валового продукта в виде заработной платы, косвенных налогов и возможной прибыли;

– формирование  среднего класса;

– быструю реализацию новаций;

– реализацию непосредственных интересов широких масс населения.

По сравнению с крупным бизнесом, средний и малый бизнес имеет три бесспорных преимущества. Во-первых, предприниматель инвестирует свои средства и, как правило, лично занимается продуктивной деятельностью вплоть до работы на собственном автомобиле без водителя. Отсюда он может получать заработную плату как руководитель и как водитель при отсутствии прибыли организации. Во-вторых, он лучше знает финансовые возможности и запросы широких масс населения. В-третьих, он непосредственно контактирует с потребителями. Именно поэтому во всем мире (США, Европа, Япония) средний и малый бизнес, в котором занято от 50 до 70% трудоспособного населения, составляет социально-экономический фундамент общества. На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба на разных фронтах: через повышение тарифов аренды, предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков, а также через неформальную бюрократизацию и коррумпирование всего процесса предпринимательской деятельности. Идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности, долю открытых рынков в России предполагается сократили  с 43% в 2006 г. до 15% в 2010 г. и соответственно увеличили  долю гипермаркетов, что привело  к росту цен на потребительские товары.

3. В научной литературе и ряде государственных программ в качестве естественного регулятора движения цен называется рынок как независимый, объективный механизм. Данное положение представляется несколько затеоретизированным, так как рынок – всегда органическое единство объективного и субъективного. Любая цена в конечном счете – это результат

субъективного соглашения продавца и покупателя. При этом ценовой договор выступает результатом предварительных соглашений между отдельными продавцами и отдельными покупателями.

В результате современный рынок становится организованной системой, включающей три вида борьбы за наиболее выгодную цену:

1) среди продавцов

 2) между покупателями

3) между продавцами и покупателями.

 Их результатом служат повсеместные сговоры (или заговоры) продавцов с целью повышения цен. Общеизвестны бензиновые сговоры. Самыми частыми нарушителями антимонопольного законодательства являются «Роснефть», «ЛукОЙЛ», «Газпром нефть». На Дальнем Востоке, в Сибири, по сообщению ФАС, выявлены картельные сговоры на рынке нефтепродуктов. Однако довести факт ценового сговора до наложения штрафных санкций так же трудно, как и

решить известную проблему «откатов». Для предотвращения негативных последствий ценовых сговоров в странах создаются государственные

антимонопольные организации, эффективность деятельности которых неодинакова, например в России она оставляет желать много лучшего.

4. Важнейшим принципом и возможностью деятельности государства в условиях рыночной экономики является проведение антиинфляционной политики путем сдерживания роста цен. Руководство России придерживается иной позиции. С 2008 по 2010 год увеличены тарифы на электроэнергию, газ, ЖКХ, железнодорожный транспорт примерно в 2 раза. Это мероприятие – закономерный результат, прогнозируемый еще при разработке приватизационной реформы в энергетике. Непопулярное, в корне противоречащие антиинфляционной политике, решение принято в результате неформального лоббирования отечественных и зарубежных собственников энергетических предприятий, а также в качестве условия вступления России в ВТО. К сожалению, решение об увеличении тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий принято без учета легко просчитываемых следующих последствий:

– ежегодный рост цен на все товары минимум на 25–30%;

– снижение рентабельности предпринимательской деятельности во всех сферах экономики, кроме энергетического комплекса, с соответствующим банкротством малых и средних организаций;

– падение спроса на отечественную энергоемкую бытовую технику, быстрый рост хищений товаров и услуг топливно-энергетического комплекса;

– увеличение бюджетных расходов на энергоносители в государственных учреждениях (особенно оборона, МЧС и т.д.);

– рост бюджетных поступлений от инфляционных процессов.

 Удвоение тарифов на газ и электроэнергию при сохранении затрат на производство автоматически увеличивает доходы собственников (миллиардеров) в 4 раза и государства в 5 раз. Ссылки на низкую оплату труда в данных сферах представляются неуместными.

 Главное негативное последствие повышения тарифов на товары и услуги естественных монополий – это почти автоматическое повышение себестоимости производства,  приводящее к утрате конкурентоспособности экономики России. Россия будет в состоянии оплачивать потребляемые товары и услуги только своими природными богатствами: дарами топливно-энергетического комплекса, землей, лесами, реками, озерами и т.п.

Данный процесс уже начался и наглядно наблюдается в сельской местности, банковской сфере,  г. Москве, а также отдельных отраслях промышленности. Крестьяне для элементарного существования вынуждены по бросовым ценам

продавать свои земельные паи крупным организациям или состоятельной категории городского населения. Итог – окончательное крушение

сельского хозяйства. Крайне негативное влияние дешевой зарубежной банковской и страховой деятельности давно поняли и просчитали отечественные банкиры и страховщики, категорически выступающие против свободного доступа иностранных банков и страховых компаний на территорию страны при вступлении в ВТО. Низкие проценты и эффективные кредитные ставки зарубежных банков вызовут быстрое банкротство многих отечественных кредитных учреждений.

Последовательное проведение современной политики тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий вызовет исключительно негативные социальные последствия, в том числе:

– относительное обнищание большей массы населения и дальнейшее усиление дифференциации бедных и богатых, с одной стороны, и отраслей, сфер и регионов экономики с другой;

– утечку обычной рабочей силы и снижение численности населения;

– резкое обострение социально-экономической напряженности в стране.

В их основе лежит ошибочная, близорукая финансовая политика соответствующих ведомств.

5.Влияние денежной политики государства на инфляцию – сложная и многогранная проблема.

При официальном утверждении об отсутствии эмиссии в стране, Россия

увеличила объем международных резервов. С учетом всего вышесказанного, для стабилизации и обеспечения уровня инфляции в рамках 8–10% годовых и развития малого и среднего бизнеса в России представляется необходимым осуществление следующих мероприятий:

1. Приостановление проведения жесткого курса на резкое осветление зарплаты, несмотря на то, что в конвертах до сих пор выплачивается почти треть оплаты труда.

2. Радикальное изменение борьбы с убыточным, нулевым и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной поддержки.

3. Установление прироста государственных тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий на уровне годового прогноза инфляции или ниже. Сейчас имеет место ситуация, когда «…государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен».

4. Качественное преобразование работы антимонопольного комитета, радикальное повышение уровня его действенности против монополизации производства и реализации продукции и услуг, в целях обеспечения свободного доступа на рынки всех желающих продавцов.

5. Кардинальное изменение механизма косвенного налогообложения.  На первом месте должно быть реальное, а не словесное обеспечение минимального благосостояния людей.  Прежде всего целесообразна отмена нулевой ставки НДС на экспортируемые дефицитные товары (особенно продукты питания). Данное мероприятие приостановит вывоз за границу продовольствия, электроэнергии и другой дефицитной продукции по бросовым ценам.        Целесообразно восстановить налог на наследование и дарение по ставке в 20%, предусмотрев в нем необлагаемый минимум, обеспечивающий сохранность имущества среднего класса.

Одновременно разработать и принять закон об именных фондах ведущих бизнесменов страны по аналогии с американской практикой.

6. Создание постоянно действующей комиссии по антиинфляционной политике под руководством премьера правительства (первого заместителя).                     В настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РБ, программы по инфляции составляет МЭР, цены и тарифы разрабатывает Министерство промышленности и торговли, а динамику важнейших косвенных стоимостных элементов цены определяет Минфин. Все ведомства действуют в своих интересах, зачастую игнорируя общенациональные интересы. Поэтому необходимо жесткое единое руководство на высшем уровне.

Последовательное осуществление указанных предложений позволит стабилизировать инфляцию, что даст возможность для разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем, создания условий для развития малого и среднего бизнеса и социально-экономического прогресса России в целом.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :