Реферат по предмету "Экономическая теория"


Зарождение экономического анализа во взглядах Аристотеля

Санкт-Петербургский Государственный Университет
 Экономики и Финансов
Реферат по истории экономических учений
Зарождение экономического анализа во взглядах Аристотеля
                                                                              
Выполнила: студентка 3 курса
Вечернего факультета
Курочкина О.Н.
 гр. 384
Проверил:Терентьев С.А.
Санкт-Петербург
2005 г.Оглавление
Введение… 2
Жизнь и творчество… 3
ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД… 3
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ… 4
ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД… 4
СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ… 6
Аристотель об обществе и государстве. 9
Условия формирования экономическихвзглядов Аристотеля… 11
Экономические взгляды Аристотеля… 13
Заключение… 17
Список использованной литературы… 18 />Введение
В начале  XXI  века наше  общество  находится  на  этапе  глубоких  социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление  людьми  окружающего мира,  возрождение  старых  и  становление  новых  философских  учений, поэтому  представляет  интерес  рассмотрение  творчества античного философаАристотеля, жившего  в  эпоху великих потрясений. Мир  Аристотеля – это  мир крушения  системы  греческих  городов-полисов  и  возникновения  империи Александра  Македонского.
С  этой  точки зрения  было  бы  интересно,  изучая  экономические  взгляды  Аристотеля,проследить за  тем,  как  бурные  события общественной  жизни  той  эпохи находили  свое  отражение  в  становлении  его  экономических  взглядов. Тем более,  что  особенный  стиль в изложении  взглядов   позволяет   не  только ознакомиться  с  конечными  результатами  его  творческих исканий,  но  и проследить  за  ходом    мыслей  и  рассуждений.
Интерес  к творчеству  этого философа не ослабевает, и, быть может,  даже усиливается внаше время ещё и потому, что мнение людей, живших  две с половиной тысячи летназад,  интересно само по себе.
Несомненно,  рассказывать об Аристотеле, как ученом,очень непросто  в  том  смысле,  что  слишком  большой  промежуток  времени отделяет  его от  нас.  Быть может, что-то в его взглядах нам покажетсябессмысленным, неверным, а  может  быть  и  слишком наивным. Конечно,  длясвоего времени  он  был крупнейшим ученым,  но  следует  учитывать, чтопредставления  о  мире  мыслителей,  живших  в IV в. до н.э., сильно  отличаются  от  нашего мнения.   />/>Жизнь и творчество
Годы жизни Аристотеля относятся к периодумакедонского завоевания, который характеризуется высочайшим внешним рассветомГреции, в отличие от ее высочайшего внутреннего расцвета, совпавшего с эпохой Перикла.
Аристотель родился в 384 г. до н. э. Его родина –город Стагир во Фракии, на северо-западном побережье  Эгейского моря. ОтецАристотеля Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил умакедонского царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь сосвоим сверстником – сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II.Аристотель, по словам очевидцев, с молодости  был невзрачного вида. Худощавый,он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носилпо несколько дорогих перстней и делал необычную  прическу. В 365 г.пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие годы онпомогал отцу в его медицинской практике и мог унаследовать его профессию. Ноопекун Проксен, человек разносторонне образованный и с большим интересомследивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367 г. до н. э. оставитьродину и отправиться для получения образования в центр культурной жизни Эллады– город Афины. Больше всего Аристотеля влекла в Афины необычайная популярностьоснователя Академии Платона./>/>/>ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД
Прибыв в Афины семнадцатилетним юношей в 367 г.,Аристотель поступил в существовавшую там уже в течение двадцати лет АкадемиюПлатона, где пробыл 20 лет сначала в качестве ученика, а затем и учителя. КогдаАристотель приобщился к философской школе Платона, последнему было уже 60 лет,и он находился на вершине своей прижизненной философской славы. Платон высокоценил Аристотеля и называл его «умом». Сравнивая Аристотеля с другим своимучеником – Ксенократом, Платон говорил, что «один (Ксенократ) нуждается вшпорах, другой (Аристотель) – в узде»; и «Аристотель меня брыкает, как сосунокжеребенок свою мать». Аристотель же всегда глубоко уважал своего учителя. 
Изучив многочисленные рукописи Платона и его учеников,прослушав беседы самого Платона по всем областям знания, Аристотель вначалепримкнул к идеям, господствовавшим в Академии. Но уже к 25-27 годам Аристотельбыл самостоятельным и оригинальным ученым, критически относящимся к учениюПлатона.
Платон скончался в 347 г. в возрасте 80 лет иАристотель окончательно убеждается в бесплодности направления, избранногоучениками основателя Академии, в частности Спевсиппом. Вместе с Ксенократом онпокидает Афины. К этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началому племянника Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своемудуховному превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платонаперешло имущество Академии./>/>/>ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
Покинув великий город, Аристотель находит себе убежищев малоазийском городе Ассосе в Троаде. Прибрежный Ассос был только что основанГермием – тираном малоазийского города Атарнея. Мыслитель провел в Ассосе тригода (348/7-345). Здесь он нашел себя, – его собственное мировоззрениеопределилось. К тому же племянница (приемная дочь) Гермия Пифиада становитсяженой Аристотеля и матерью его дочери, Пифиады-младшей. После казни Гермия,предательски захваченного персами и распятого, Аристотель вынужден был покинутьАтарней и последующие три года Аристотель живет в городе Митилена на соседнем сАссосом острове Лесбос, куда его пригласил Теофраст – друг и помощник, уроженецтех мест.
В 343 г. до н. э. Аристотель, по приглашению Филиппа II,переехал в новую столицу Македонии – город Пеллу, где в течение трех летпреподавал тринадцатилетнему Александру политические и философские науки. Ввыборе Филиппа сыграли роль, по-видимому, и старое знакомство с Аристотелем, ислава последнего как философа (учившего к тому же, что историческое предназначениегреков – стать властелинами мира). Трудно сказать, в чем состояла методикавоспитания Аристотеля, и насколько ему удалось облагородить характер будущего«завоевателя мира», отличавшегося безрассудной смелостью, вспыльчивостью,упрямством и безмерным честолюбием. Но конечно Аристотель не стремился сделатьиз Александра философа (чего желал бы на его месте Платон) и не мучил егогеометрией, а нашел главное средство воспитания в поэзии, и особенно в эпосеГомера. Говорят, что Аристотель специально для своего воспитанника «издал»гомеровскую «Илиаду», благодаря чему тот нашел свой идеал в Ахилле.Впоследствии Александр якобы сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом,так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю – тем, что дает ей цену».Преподавательская деятельность Аристотеля прекратилась вследствие того, чтоАлександр стал правителем огромной страны.
Аристотель возвращается на родину – в Стагир,разрушенный Филиппом II в войне против Афин. Там он провел три года(339-336). Пребывание Аристотеля в Стагире оказалось небесполезным для родиныфилософа. Придя к власти, Александр, из уважения к своему учителю, восстанавливаетгород, за что жители стали устраивать ежегодные праздники в честь Аристотеля.Сам же он с победой македонян в сражении при Херонее в 338 г. получаетвозможность вернуться в Афины./>/>/>ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД
Оказавшись в 335 г. (после двенадцатилетнего перерыва)снова в Афинах, уже пятидесятилетним мужем, Аристотель при поддержке македонян,и в первую очередь своего друга Антипатра, которого Александр, ушедший в походпротив персов, оставил наместником на Балканах, открывает собственнуюфилософскую школу. Правда, как иногородцу, ему разрешается открыть школу лишьза чертой города – к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликейбыл одним из афинских гимнасиев (местом для гимнастических упражнений). Оннаходился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и гимнасию, ишколе Аристотеля. В состав территории школы вошли соседние с гимнасием тенистаяроща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как «прогулка» и «крытаягалерея вокруг двора» по-древнегречески «перипатос» (peripatos), то школа Аристотеля получила второе название — «перипатическая»(мнение, что это название произошло оттого, что в тенистых аллеях парка ЛикеяАристотель имел обыкновение во время прогулок излагать своим ученикам различныепроблемы своей философии, ныне оставлено). От него происходит название членовЛикея – «перипатетики». Аристотель преподавал в Ликее более двенадцати лет.
Уже спустя несколько лет после открытия Ликеяпопулярность лекций Аристотеля по вопросам истории и теории государства,философии и естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа икиников. Аристотель и его школа приобрели широкую известность.
Второй афинский период целиком совпадает с периодомпоходов Александра Македонского, иначе говоря, с «эпохой Александра», котораябыла, как подчеркивает Маркс, временем «высочайшего рассвета» Эллады.Аристотель пытался внушить Александру мысль о принципиальном различии греков ине греков. Его открытое письмо Александру «О колонизации» успеха у царя неимело. Последний повел на Ближнем Востоке совсем иную политику: он непрепятствовал смешению пришлого, греческого, и местного населения. Кроме того,он вообразил себя восточным деспотом-полубогом и требовал от своих друзей исоратников соответствующих почестей. Племянник Аристотеля Каллисфен, бывшийисториографом Александра, отказался признать такое превращение македонскогомонарха в фараона, и был казнен, что привело к охлаждению отношений междубывшим воспитанником и бывшим воспитателем.
Неожиданная смерть тридцатитрехлетнего Александра вВавилоне (который он предполагал сделать столицей своей сверхдержавы) 13 июня323 г. вызвала в Афинах антимакедонское восстание, в ходе которогопредставители промакедонской партии были подвергнуты репрессиям. Не избежалобщей участи и Аристотель. Верховный жрец Элевсинских таинств предъявляет ему обвинениев кощунстве. Поводом для этого послужило давнишнее стихотворение Аристотеля насмерть Гермия. Оно квалифицируется как пеан – гимн в честь бога, что неподобало смертному, а потому считалось кощунством. Не дожидаясь суда,Аристотель передает управление Ликеем Теофрасту и покидает город, дабы избавитьафинян от вторичного преступления против философии (под первым преступлениеммыслитель подразумевал казнь Сократа в 399 г.).
Аристотель отправляется в Халкиду (на остров Эвбея),на виллу своей матери Фестиды. Там Аристотель продолжал свои научные изыскания.Он занимался изучением морских приливов и отливов, вел переписку с друзьями исоставлял планы ближайшей научной работы. Но великому ученому не удалосьосуществить новую программу работы. Через два месяца он умирает от мучившей еговсю жизнь болезни желудка, оставив после себя огромное литературное наследство.Возможно, Аристотель поспешил с бегством: его друг Антипатр вскоре подавил восстаниев Афинах, и власть промакедонской партии была восстановлена.
Диоген Лаэртский приводит завещание Аристотеля. В немисполнителем своей воли Аристотель назначает Антипатра. Философ просит, чтобырядом с ним похоронили останки его первой жены – Пифиады (она умерла молодой),что было также и ее предсмертным желанием. Аристотель оставляет содержаниесвоей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, и делает распоряженияотносительно обоих детей. Некоторых своих рабов Аристотель отпускает на волю.Сын Аристотеля Никомах, принявший было участие в издании оставшегося от отцаписьменного наследия, умирает молодым. Дочь же, Пифиада-младшая, была триждызамужем и имела трех сыновей, младший из которых (от третьего мужа – физикаМетродора) был тезкой своего великого деда. Теофраст, надолго переживший своегодруга и учителя и занявший после его смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитаниивнуков Аристотеля./>/>СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотелевские сочинения распадаются на три группы:
1.  Диалоги и другие произведения,созданные Аристотелем в период его пребывания в Академии или чуть позднее; этопроизведения, судя по сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные;
2.  Осуществленные под руководствомАристотеля коллективные труды его школы, в частности описания 158государственных систем из числа существовавших тогда в Элладе и за еепределами;
3.  Трактаты, представляющие собой толи Аристотелевы конспекты лекций, то ли записи слушателей; они неотредактированы и не систематизированы, состоят из частей, созданных Аристотелемв разное время и на разных этапах его философского развития, а потомупротиворечивы. Однако, несмотря на несовершенство формы, это основные трудыАристотеля – в них выражено его зрелое мировоззрение.
Судьба каждой из трехгрупп сочинений была различной. Все диалоги и другие ранние труды Аристотеляпогибли. Мы знаем более или менее об их содержании на основании некоторыхотрывков из них, приводимых в трудах более поздних античных авторов, а также впересказе. Погибли и все коллективные работы, в том числе описаниягосударственных устройств, исключая «Афинскую политию», связываемую обычно сименем самого Аристотеля. Ее папирусный список был найден в конце прошлогостолетия в песках Египта, где благодаря сухости климата непрочный папирусхорошо сохраняется. Уцелела и «История животных». Что касается третьей группысочинений, то в большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченномвиде.
Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся воснов­ном к ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки изболее ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности еговоззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов,относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Воп­рос о хронологическойпоследовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несутотпечаток разновремен­ности. Однако несомненно, что более ранние произведенияпрони­заны платонизмом. Так, фрагментарно сохранившийся диалог «Евдем», или «Одуше», содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументамиплатоновского «Федона». Следуя Платону же, он «провозглашает душу формой(eidos), и потому хвалит здесь (ср.: Арист. О душе, III, 429а) тех, кторассматри­вает ее как местонахождение идей» (Розе фр. 46). Опять-таки всоответствии с Платоном пишет он, что «жизнь без тела представ­ляется для душиестественным состоянием, [тогда как связь с те­лом — болезнью] » ( фр. 41).
Другое крупноесочинение, дошедшее до нас в значительном числе фрагментов — «Протрептик»(«Увещание» — впоследствии распространенный жанр философских произведений,приглашаю­щих к изучению философии и побуждающих к созерцательной жизни;значительная часть произведения Аристотеля содержится в «Протрептике»неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще плато­новскую теорию идей, Стагиритапеллирует к «созерцательной жизни», а высшим благом провозглашает «мышление»(рhгоne- sis). Причем слово это он употребляет в егоплатоновском значении проникновения философского ума в высшую реальность — миридей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто житейскую мудрость.
Лишь в сочинении «О философии», некоторыми исследовате­лямиотносимом ко второму периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются существенныеотклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя, подобноСпевсиппу, идеи к мате­матическим сущностям — числам. «Если поэтому идеиозначают какое-то иное. число, чем математические, — пишет он,-то это вовсенедоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять [какое-то] иноечисло?» (фр. 9). Вместе с тем, Аристо­тель опровергает и воззрение пифагорейцеви Платона, утверж­дая, что из бестелесных точек не могут образоваться ни линии,ни тем более тела. В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры вбогов: через вдохновение, нисходящее на душу во сне, и через наблюдениеупорядоченного движения светил. Показательно при этом переосмысление образа«пещеры». В своем «Государстве» (V 11, 51 4а — 51 7с) Платон уподобил наш мирпещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собою лишь тенивещей, существующих в «подлинном» мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего незнают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной иблагоустроен­ной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверх­ностьземли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги,и что все это — произведение богов» (Розе фр. 12). Таким образом, не созерцаниезапредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннегоземного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических устано­вокПлатона и Аристотеля составило главную основу их расхож­дения.
Сочинения Аристотеля перешли от его преемникаТеофраста к ученикам последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. вподземном хранилище, пока не были рассортированы в библиотеке АпелликонаТеосского в Афинах. Только после этого сочинения философа попали в Рим, где ибыли изданы главой тогдашней аристотелевской школы – перипатетиком АндроникомРодосским. Таким образом, согласно преданию, получается, что основные трудыАристотеля оставались неизвестными античному миру с середины IIIдо середины I века до н.э. И в самом деле, Эпикур знал лишь диалогиАристотеля.
Философские диалоги Аристотеля включают в себя такиесочинения, как «Грилл», «Евдем», «Софист», «Политик», «Менексен», «Пир»(«Симпосион»), «О философии». К ним примыкают «Увещевания» («Протрептикус»).«Грилл», по-видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсемеще молодым человеком после пятилетнего пребывания в Академии. Оно посвященориторике, с преподавания которой и началась там деятельность философа. В этомдиалоге Аристотель исследует вопрос о том, существует ли само искусствориторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар красноречия.
Зрелые произведенияАристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционнона восемь групп:
1. Логические труды(«Органон»): «Категории», «Об истолко­вании», «Аналитики» первая и вторая,«Топика», «О софистиче­ских опровержениях».
2. Философия природы:«Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «Овозникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных явлениях» («Метеорологика») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произве­дениявключается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно,уже в I в. до н. э.
3. Психология: «Одуше» в З-х кн., а также «Малые труды по естествознанию» (Parva naturalia),включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти ивоспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «Одлительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О ды­хании». Включаетсясюда также не подлинный труд «О духе», от­носящийся, видимо, к середине III в.до н. э.
4. Биологическиетруды: «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных»,«О происхождении животных». Эти аутентичные труды Аристотеля обычно дополня­ютсярядом трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены.Важнейший из них — «Проблемы», где рассматриваются разнородные вопросыфизиологии и медицины, а также математики, оптики и музыки.
5. Первая философия:сочинение в 14-ти книгах, получившее название «Метафизика». В издании Беккераему предшествует трактат «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».
6. Этика: « Никомахова этика» в 10-тикн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признаетсяне аутентичной, также не аутентичен трактат «О добродетельном и порочном»,относящийся ко времени между I в. до н. э. — I в. н. э.
7. Политика иэкономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. обычно считается неаутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школеАристотеля было описано государственное устройство 158 греческихгородов-государств. В 1890 г. был.найден папирус с текстом «Афинской политии»Аристотеля.
8. Риторика ипоэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за кото­рым печатается не подлинныйтрактат «Риторика против Александ­ра»-ранняя перипатетическая работа. За неюидет трактат «О поэзии».
Сочинения Аристотелясохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли кТеофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в подземномкниго­хранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали вбиблиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где ибыли изданы главой тогдашних перипате­тиков Андроником Родосским. Цитируютсясочинения Аристотеля (кроме «Афинской политии») соответственно изданию И.Беккера (1831).
Уже перечень произведений Аристотеля показываетэнциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнегознания, но и произведена его первичная классифи­кация, так что впервые изфилософии как таковой выделены спе­циальные науки. Каждой работе Стагиритапредшествует краткое изложение и критический разбор предшествующих учений подан­ному вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к пробле­ме, котораязатем решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает,поэтому и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требуеткритического подхода. />/>Аристотель об обществе и государстве.
Система политических взглядов изложена у Аристотеля более богато и развернуто, чем у его учителяПлатона. В отличие от Платона, Аристотель подчеркивал, что существует разницамежду обществом и государством. По его мнению, есть различные формы объединениялюдей, основными из которых являются семья, поселения, государство. «Аристотельсчитал человека общественным животным, который может жить только в обществе игосударстве. Государство, по его мнению, важнее семьи и отдельной личности,подобно тому, как целое важнее части. Созданию государства способствует обменмежду отдельными людьми»[1].
Взгляд  на  идеальное государство у Аристотеля также отличался от представлений Платона. Платон, всущности, создал  утопию, его  проект не имел шансов быть реализованным.Аристотель не замыкается на построении какого-то наилучшего государственногоустройства, а рассматривает основные принципы функционирования государства,описывая при этом несколько типов  как положительных, так и отрицательных, поего мнению, государственных систем.
По  мнению  Аристотеля,существовало три вида «правильных» форм правления в государстве: монархия,где  власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, гдевластвуют лучшие и демократия, где власть осуществляется гражданамигосударства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих«правильных» форм государственного устройства состоит в том, что ониимеют тенденцию вырождаться в «неправильные» формы, где  царят порок  и злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия – волигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересы общим), демократия – вохлократию (власть невежественной  и  темной толпы). Поэтому он выдвигал идеюформирования   «смешанного  государства», которое должно  сочетатьдостоинства демократии, аристократии  и  монархии. Аристотель называл эту формугосударства «политией».
  Идея «смешанногогосударства» получила популярность и повлияла, как полагают ученые, наформирование в XVIII веке идеи разделения власти на законодательную,исполнительную и судебную.
  В Греции в IV в. до н.э. наблюдалось обострение противоречийрабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательноговлияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Каксчитал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабствосуществует в силу экономической необходимости. Рабы способны восприниматьуказания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но есличеловек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе онстановится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому ипризнаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому уАристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.
Именно эти положенияАристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на тойстадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоитв том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда,принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическаяработа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтисьбез них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть телагосподина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа самараспорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «Упоследних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов;свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного родаработ, зато они пригодны для политической жизни»[2].
  Таким образом, основубогатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвалрабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретениихороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.
Аристотель, такимобразом, сохраняя платоновские убеждения в приоритете интересов общества вцелом над интересами личности, в то же время, большее значение придавал иинтересам личности, ответственности государства перед гражданами./>/>Условия формирования экономических взглядов Аристотеля
Значительного развитияэкономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупнымипредставителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслителиПлатон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия вДревней Греции повлияли на развитие взглядов одного из этих мыслителей.
Природные условия в Древней Грецииотличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь длянормального занятия земледелием нет необходимости строить сложныегидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавалисьблагоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельныйучасток, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царскиехозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческийаппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях,жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.
Социальная структура полисовпредполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев,свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной изважнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах былосуществование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность  полноправных граждан данного полиса. К гражданам полисапринадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколькопоколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие вдеятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженныхгоплитов.
Владение земельным участкомрассматривалось как полноценная гарантия выполнение гражданином своихобязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.
В Греции середины V в. до н. э.сформировалось экономическая система, которая без особых измененийпросуществовало до конца IV в. до н. э. и которую можно определить какклассическую рабовладельческую экономику.
Греческая экономика в целом не былаоднородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основныххозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.
Для первого типа полиса (аграрного)— было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитиеремесла и торговли. Другой тип полиса можно условно определить какторгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства иторговли была значительно выше, чем полисах первого типа.
Именно в полисах второго типа быласоздана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имеладовольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивалисьособенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.).Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственнымицентрами Греции V — IV вв. до н. э.
В целом сельское хозяйство Греции V- IV вв. до н. э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер,преобладание трудоемких интенсивных культур (виноградарство, маслиноводство),внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленностьрабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственногопроизводства.
Следует отметить, что описаннаяструктура крупного афинского землевладения должна была переживать серьезныйвнутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественноеположение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалосьбогатство афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза.Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикойматериального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизнии городского ремесла.
Экономическая система, сложившаясяв торгово-ремесленных полисах и в Греции V — IV вв. до н. э. в целом, не могласуществовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количествои удельный вес которых в греческом обществе V — IV вв. до н. э. непрерывновозрастал.
Система классического рабствасформировалась в более или менее законченном виде в развитыхторгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта)социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей. Наиболееярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяетпоказать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов,играющих ведущую роль в историческом развитии древней Греции V — IV вв. до н.э.
Таким образом, экономическиевзгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса,обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами ирабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это,конечно,  сильно отражалось в его работах./>/>Экономические взгляды Аристотеля
В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострениепротиворечий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не виделотрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительныхсил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабствосуществует в силу экономической необходимости. Рабы способны восприниматьуказания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но есличеловек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе онстановится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому ипризнаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому уАристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.
Именно эти положения Аристотеля отразилиэкономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабствобыло основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развиватьсвой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участиев государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполнятьсярабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как быпредставляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, котораяобслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобыдаже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное,пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же людидержатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато онипригодны для политической жизни».
 Таким образом, основу богатства и главныйисточник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первымпредметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов,которые способны долго и усердно трудиться.
По сути, Аристотель былодним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы всовременной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.
Аристотель с большимупорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процессзарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю.Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е.экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, воснове которого лежит факт общественного разделения труда.
Первоначальное развитиеменовой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладаютнеобходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими – в меньшемколичестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случаеобъектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примераАристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надеватьна ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое»[3].И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоити с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.
Аристотель с большимупорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обменпоявлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и сталиобслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновойторговлей возникли деньги»[4].Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражениетоварной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, этозначит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарныхотношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – егоцена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.
Аристотель одобрительноотносился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретенияблаг для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связанас производством продуктов, необходимых для жизни.
Деятельностьторгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовалкак противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистиканаправлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства.Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит кхрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы,необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарнойприбыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги.С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарнуюторговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делатьденьги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистикапостроена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.
Аристотель пыталсявыяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить ихисторическое место. На этом пути он первый смог установить различие междуденьгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Онпонимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.
Аристотель считал, чтоистинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве сосредним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должноограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благойжизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не можетобойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньгипредставляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда ониобесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.
Экономическая концепцияАристотеля:
1.     Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, чторабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободногогражданства.
2.     Примирение демоса и знати на базеограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотельпредлагает усилить «средний класс», так как это ведет «кпрекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих».
3.     Защитник частной собственности(отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.
4.     Натурализация хозяйства, переход кземледелию. Добродетель земледельца — прикован к своему участку,всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходитна собрания. Противоположность — ремесленник, который толчется на городскихплощадях.)
5.     Ограничение крупной торговли,запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономическихсвязей и разделения труда.
6.     Богатство — совокупность полезныхвещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.
7.     Теоретический анализ обмена,стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметическойпропорции. «Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении иобмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданнойвещи.» — но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров. Признаетсявлияние редкости «блага, которое отличается редкостью, превосходит благо,которое имеется в изобилии». Аристотель делал попытку решить проблемупроисхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей врезультате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечаетобъективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена,усложнению последнего, расширению рыночных связей. «Лишь деньги делаюттовары соизмеримыми», что явно завышает функции денег, отношения междутоваром и деньгами ставит с ног на голову.
8.     Аристотель исследует экономическуюорганизацию современного ему общества и приходит к выводу, что хозяйственнаядеятельность людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял ееКсенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика — естественная хозяйственнаядеятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов.Пределы этой деятельности — разумное личное потребление человека. Хрематистикаже является искусством наживать состояние. «В искусстве наживатьсостояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бываетпредела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельноебогатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами,стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности» Аристотель считаетзанятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен, чтобывидеть невозможность «чистой экономики».
Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономическиепроблемы.  Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристикуденег./>/>Заключение
Маркс называл Аристотеля«Александром Македонским греческой философии». Это сравнение имеет глубокийисторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широкихобобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему подсвоей властью весь античный мир.
Научная деятельность Аристотеляохватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедическийхарактер. Труды Аристотеля – важнейший источник наших знаний в областидоаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательныйматериал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубинапостановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделалиАристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии.Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, — политика, этика,эстетика, натурфилософия, логика, метафизика, экономика – получили благодарядеятельности Аристотеля новый вид. Стремясь найти единство и систему вмногообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытияиз одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи ивзаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самуювсеобъемлющую голову среди греческих философов.
Экономическая мысльАристотеля развивалась под влиянием  разложения общины, в условиях обостренияпротиворечий  рабовладельческого  строя в  период  расцвета  и  кризиса. На неетакже  оказывало  большое  влияние развитие  городов  и  связанный  с  этим рост  ремесла  и  торговли.  В  период  расцвета  экономической  мысли Аристотель  пытался  анализировать  товарно-денежные  отношения,  условияобмена,  деньги.  Он  не  только давал  советы  о  том,  как  вести хозяйство,  но  и  пытался  теоретически осмыслить  экономические  процессы. УАристотеля существовал  натурально-хозяйственный  подход  к  экономическим  проблемам.
В  дальнейшем  историческом   развитии  учения  Аристотеля стали  источниками  многочисленных школ  и   направлений.
/>/>Список использованной литературы
1.        Алексеев П.В., Панин А.В.Философия: Учебник для ВУЗов. – М., «ТЕИС», 1996 г.
2.        Богомолов А. С. Античнаяфилософия. – М.: МГУ, 1985 г.
3.        Костюк В.Н.  История экономическихучений. — М.: «Центр», 1997 г.
4.        Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. — М.: «ЭКСМО-Пресс», 1998г.
5.        Радугин А.А. Философия: Курслекций. – М.: «Центр», 1998 г.
6.        Чанышев А. Н. Аристотель. – М.: «Мысль», 1981 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Усилитель звуковой частоты для стационарной аппаратуры 2-й степени сложности
Реферат Шпаргалки к госэкзамену по теме "Экономическая теория, финансы и кредит"
Реферат Управління процесами створення об'єктів права інтелектуальної власності в наукових організаціях України
Реферат Journal On Rapoport Essay Research Paper Human
Реферат голодомор в Украине 1932-1933гг.
Реферат 300 лет испытаний, походов, побед К 300-летию регулярной армии, созданной Петром I
Реферат Патриотизм–источник духовных сил воина
Реферат Бухгалтерский учет на предприятии ООО Жилье для вас
Реферат Law Paper Essay Research Paper The plaintiff
Реферат Observer Review Underexposed Edited By Colin Jacobson
Реферат American Religion Essay Research Paper The American
Реферат Ending Racial Profiling Essay Research Paper Ending
Реферат Деловой Этикет и имидж делового человека
Реферат Товариство "Просвіта"
Реферат Планування та організація рекламної діяльності на підприємстві