Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Стабилизационный фонд РФ: состояние, назначение

Министерство образования и науки Российской Федерации
Казанский государственный финансово-экономическийинститут.
КафедраОбщего Менеджмента.
Реферат
по Дисциплине«Финансы и кредит»
на тему
«Стабилизационныйфонд РФ:
состояние, назначение»
                                                                                Проверил: Никонова Т.В.
     Выполнили: студенты      
     3 курса, группы 303
    Супрунова Т.Ю.,
    Абильмагжанова Э.Р.
    Шершунова М.А.
Казань, 2007
Содержание.
Введение.
1 Стабилизационный фонд РФ.
         1.1.Назначение
         1.2.Состояние
2. Разделение стабилизационного фонда
         2.1.Резервный фонд
         2.2.Фонднационального благосостояния
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
1.     Стабилизационный фонд: состояние,назначение.
1.1.Предназначение фонда.
Стабилизационный фонд РоссийскойФедерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижениицены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27долларов США за баррель сорта Юралс).
Фонд способствует стабильностиэкономического развития страны, является одним из основных инструментовсвязывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижаетзависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений отэкспорта сырьевых товаров.
Стабилизационный фонд выполняетследующие функции:
·                                являетсявстроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными иобщеупотребительными, как прогрессивный налоги пособие по безработице);
·                                обеспечиваетдополнительную устойчивость государственным финансам;
·                                можетслужить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающихснижение бюджетных расходов будущих периодов.
           Порядокформирования стабилизационного фонда.
Источникамиформирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходыфедерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены нанефть над базовой ценой, а также остатки средств федерального бюджета на началосоответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещениясредств Стабилизационного фонда.
Дополнительныедоходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд втекущем месяце, определяются как сумма:
·       фактических поступлений в федеральныйбюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце,умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывознойтаможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины прибазовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможеннойпошлины на нефть сырую;
·       фактических поступлений в федеральныйбюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце,умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога надобычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога прибазовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычуполезных ископаемых (нефть).
·       Расчет и перечисление в Стабилизационныйфонд средств, указанных в настоящем пункте, производятся в порядке,определяемом Правительством Российской Федерации.
ВСтабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным,зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, заисключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете наочередной финансовый год или международным договором Российской Федерацииустановлен иной порядок использования, а также свободных остатков средствфедерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерациидля покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года приисполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертойутвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета,включая платежи по погашению государственного внешнего долга РоссийскойФедерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фондаРоссийской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.
Правительство Российской Федерациипо итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета запредыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатковсредств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии сфедеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
           Использованиесредств стабилизационного фонда
СредстваСтабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицитафедерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иныецели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает500 млрд. рублей.
Объемыиспользования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным закономо федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект котороговносится Правительством Российской Федерации.
           Управлениесредствами стабилизационного фонда.
Структура управления
Средствами Фонда управляетМинистерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяетсяПравительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствамиФонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договорус Правительством Российской Федерации.
Согласно предназначению Фонда  — служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могутразмещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которыхутверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерациинаделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями пораспределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядокуправления средствами Фонда.
В соответствии с утвержденнымпорядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами(как каждым по отдельности, так и  одновременно):
·                                путемприобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранныхгосударств;
·                                путемприобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетахпо учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России.За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачиваетпроценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждаетсяМинистерством финансов Российской Федерации.
В настоящее время Министерствофинансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второмуметоду (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этомсогласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядкурасчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средствСтабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остаткина указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей,сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования ккоторым утверждены Правительством Российской Федерации.
 
Правила инвестирования средств Фонда
Правительство Российской Федерацииопределило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которыемогут размещаться средства Фонда, относятся:
·                                долговыеобязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии,Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов,Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, еврои английских фунтах стерлингов;
·                                долговыеобязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочнойкредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо нениже уровня «Ааа» по классификации рейтинговогоагентства «Мудис ИнвесторсСервис» (Moody's Investors Service);
·                                долговыеобязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска иобращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп(погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их квыкупу (погашению) эмитентом;
·                                долговыеобязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговыхобязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
·                                долговыеобязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет неменее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларахСША, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро,и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированныхв фунтах стерлингов;
·                                долговыеобязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными длячастного (непубличного) размещения.
Срок до погашения долговыхобязательств иностранных государств на день их приобретения (день формированияпортфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):
 
Минимальный срок
0,25
Максимальный срок
3
 
В настоящее время средства Фондаразмещаются согласно следующей валютной структуре:
 
Доллар США
45 %
Евро
45 %
Фунт стерлиногов
10 %
Министерство финансов РоссийскойФедерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока допогашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методовуправления Фондом
1.6. Результаты размещения средств стабилизационного фонда РФв 2007 г.
Доходы от размещения средствСтабилизационного фонда Российской Федерации в 2007 г. составили 151,89 млрд.руб. Об этом говорится в сообщении Минфина РФ от 17 декабря. Указанные доходыпредставляют собой рублевый эквивалент суммы $6,20 млрд., начисленной БанкомРоссии в виде процентов за пользование средствами Стабилизационного фонда виностранной валюте, размещенными на счетах в Банке России, по состоянию на 15декабря 2007 г.
Выплата указанных процентов будетосуществлена в соответствии с договором банковского счета по учету средствСтабилизационного фонда в иностранной валюте, заключенным между Федеральнымказначейством и Банком России во исполнение постановления ПравительстваРоссийской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управлениясредствами Стабилизационного фонда Российской Федерации». Согласно данномудоговору, сумма процентов, ежегодно уплачиваемая Банком России в федеральныйбюджет, эквивалентна сумме доходов по индексам, сформированным извысоколиквидных долговых обязательств иностранных государств. Требования куказанным долговым обязательствам утверждены Правительством РоссийскойФедерации, а порядок формирования из них индексов — Минфином России.
По состоянию на 15 декабря 2007 г.совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 3 697,38млрд. рублей, что эквивалентно $150,86 млрд., а остатки средств на отдельныхсчетах по учету его средств в иностранной валюте — $60,75 млрд., 46,71 млрд.евро и 7,03 млрд. фунтов стерлингов. Остаток средств на счете по учету средствСтабилизационного фонда в рублях по состоянию на 15 декабря 2007 г. составил183,09 млрд. руб.
Расчетная доходность размещениясредств Стабилизационного фонда за период с 15 декабря 2006 г. по 15 декабря2007 г., взвешенная в соответствии с его валютной структурой, составила 10,94%годовых в долларах США. Курсовая разница от переоценки остатков средств насчетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте зауказанный период составила отрицательную величину — (-) 58,59 млрд. руб. Всоответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «Овнесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в частирегулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетнымзаконодательством Российской Федерации отдельных законодательных актовРоссийской Федерации» Стабилизационный фонд будет преобразован в Резервныйфонд и Фонд национального благосостояния. Это повлечет за собой перечислениеденежных средств со счетов по учету средств Стабилизационного фонда на счета поучету средств указанных фондов до 1 февраля 2008 г. В соответствии с договоромбанковского счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валютемежду Федеральным казначейством и Банком России датой окончания текущегопроцентного периода будет являться дата перечисления денежных средств со счетовСтабилизационного фонда на счета новых фондов. Таким образом, срок размещениясредств Стабилизационного фонда в новом процентном периоде не превысит 1,5месяца. В целях минимизации риска отрицательного финансового результатаразмещения средств Стабилизационного фонда к моменту его преобразования вРезервный фонд и Фонд национального благосостояния Минфин России приказом от 5декабря 2007 г. № 737 сократил текущие сроки до погашения выпусков долговыхобязательств иностранных государств, номинированных в долларах США и евро,изменив их минимальный срок до погашения с 3 до 2 месяцев, а максимальный срокдо погашения — с 3 лет до 15 месяцев. В связи с относительно небольшим весомсредств Стабилизационного фонда, размещенных на счете в фунтах стерлингов,сроки до погашения долговых обязательств иностранных государств, номинированныхв данной иностранной валюте, были сохранены без изменений.
Глава 2. Резервный фонд
25 апреля 2007 годапрезидент РФ Владимир Путин выступил с обращением к обеим палатам российскогопарламента, и ключевой темой его послания стала концепция Стабилизационного фонда.С одной стороны, президент подтвердил разделение сверхприбылей отэкспорта углеводородов на три части, как предлагал изначально Кудрин:
·                    нарезервный фонд, призванный минимизировать риски экономики в случае резкогопадения мировых цен на энергоносители и направленный на поддержание макроэкономическойстабильности и борьбу с инфляцией;
·                    трансферт(выплата) федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальныхпрограмм;
·                    фонднационального благосостояния, или фонд сбережений, в который будут зачислятьсявсе нефтегазовые доходы, его средства должны идти на повышение качества жизнилюдей и развитие экономики, их необходимо направлять на улучшениеблагосостояния как будущих, так и нынешних поколений.
Идея разделения сверхдоходовна два фонда родилась в результате своеобразного компромисса между Минфином,выступавшим против расходования Стабилизационного фонда на какие-либо цели,кроме как на покрытие возможного бюджетного дефицита, и МЭРТом.Ведомство Германа Грефа, призванное решать задачиразвития страны, предлагало инвестировать часть сверхдоходовв приоритетные экономические проекты. В случае, если Фонд национальногоблагосостояния можно будет вкладывать в корпоративные бумаги, не исключено, чточасть этих средств может пойти на выкуп дополнительной эмиссий крупнейшихкорпораций типа «Газпрома» или компаний, создающихся на базе РАО «ЕЭС»,которые, в свою очередь, смогут пустить эти средства на развитие энергетическойинфраструктуры страны.
2.1. Предназначение резервного фонда
На базе Стабилизационного фондарешено создать Резервный фонд, который будет задействован для покрытиябюджетного дефицита в случае значительного снижения цен на нефть. РазмерыРезервного фонда, по замыслу Кудрина, должны быть на уровне 7–13,5% ВВП – тоесть примерно такими же, как и у нынешнего Стабилизационного фонда, – около 2,7трлн. руб. В случае, если цена нефти на мировом рынке рухнет ниже 30 долл. забаррель, этого запаса должно хватить на покрытие бюджетных издержек в течениетрех лет.
2.2.Состояние резервного фонда
По состоянию на 1 марта2008 г. совокупный объем Резервного фонда составил 3 082,28 млрд. рублей, чтоэквивалентно 127,81 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах поучету средств Резервного фонда в иностранной валюте по состоянию на 1 марта2008 г. составили:
·                    56,95млрд. долларов США;
·                    38,57млрд. евро;
·                    6,37млрд. фунтов стерлингов.
В соответствии сФедеральным законом № 63-ФЗ в феврале 2008 г. средства федерального бюджета вразмере 28,63 млрд. рублей поступивших в 2008 году в федеральный бюджет доходовот размещения средств Стабилизационного фонда за период с 15 декабря 2007 г. по30 января 2008 г. были зачислены в Резервный фонд. Доходы от размещенияСтабилизационного фонда представляют собой сумму процентов, начисленных БанкомРоссии за пользование средствами на счетах Стабилизационного фонда виностранной валюте по состоянию на 30 января 2008 г.
Во исполнениепостановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 “Опорядке управления средствами Резервного фонда” в феврале 2008 г. перечисленныевыше доходы федерального бюджета от размещения средств Стабилизационного фондав сумме 28,63 млрд. рублей были конвертированы в иностранную валюту.Конверсионные операции были осуществлены согласно утвержденной ранее валютнойструктуре и не оказали влияние на конъюнктуру валютного рынка.
Расчетная сумма дохода отразмещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары США, за период с30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила 0,90 млрд. долларов США, чтоэквивалентно 21,64 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатковсредств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте запериод с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила отрицательнуювеличину — (-)15,35 млрд. рублей. Указанные показатели рассчитаны по официальнымкурсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующуюотчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.
2.3. Предназначение фонда национального благосостояния
Фонд национального благосостояниябудет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результатепревышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд исредствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.
В Фонд Будущих Поколенийбудут поступать остатки нефтегазовых доходов. Предполагается, что средстваФонда могут быть использованы для софинансированиядобровольных пенсионных накоплений граждан. Инвестирование будет направлено вболее рискованные инструменты, в том числе акции и корпоративные облигации.
Фонд национального благосостояния   — это тот фонд, который можно будетиспользовать на соц. нужды. Прежде всего, на формирование пенсионной системы. Иразмещения его не столь консервативны как Резервный фонд, можно их размещать вболее доходные инструменты, имеющие более высокую надежность
2.4. Состояние фонда национального благосостояние
По состоянию на 1 марта2008 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 777,03млрд. рублей, что эквивалентно 32,22 млрд. долларов США. Остатки средств наотдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния виностранной валюте по состоянию на 1 марта 2008 г. составили:
·                    14,31млрд. долларов США;
·                    9,74млрд. евро;
·                    1,62млрд. фунтов стерлингов.
В целях приведения фактическойвалютной структуры Фонда национального благосостояния в соответствие с егонормативной валютной структурой, утвержденной Минфином России, в феврале частьсредств Фонда национального благосостояния в евро была конвертирована в долларыСША и фунты стерлингов и размещена на соответствующих счетах по учету средствуказанного фонда.
Расчетная сумма дохода отразмещения средств Фонда национального благосостояния, пересчитанного в долларыСША, за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила 0,24 млрд.долларов США, что эквивалентно 5,74 млрд. рублей. Курсовая разница отпереоценки остатков средств на счетах по учету средств Фонда национальногоблагосостояния в иностранной валюте за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля2008 г. составила отрицательную величину — (-)5,77 млрд. рублей. Указанныепоказатели рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленнымБанком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным наоснове указанных курсов.
В соответствии с Бюджетнымкодексом Российской Федерации в феврале 2008 г. на счет по учету средствфедерального бюджета поступили нефтегазовые доходы федерального бюджета заянварь 2008 г. в размере 303,36 млрд. рублей. В соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 “О проведениирасчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованиемнефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средствРезервного фонда и Фонда национального благосостояния” указанные вышенефтегазовые доходы были перечислены на счет по учету средств нефтегазовыхдоходов федерального бюджета, после чего были направлены на обеспечениенефтегазового трансферта в полном объеме.
Список использованных публикаций:
1. Материалы BusinessFM
2. Послание правительства Российской Федерации от 29 декабря2007 г. №955
3. Статья Эльвиры Чукмаровой: «Разделениестабилизационного фонда снимет Россию с «нефтяной иглы»
4. СтатьяСергея Куликова «Нефтегазовые доходы разделятся на три части»
03.12.20075. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесенииизменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулированиябюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательствомРоссийской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»
6. Информация с сайта www1.minfin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация контроля за сбытовым процессом на производстве и в торговле
Реферат Типологическая характеристика интернет ресурсов, отражающих борьбу с терроризмом
Реферат Организация обслуживания на предприятиях общественного питания
Реферат Организация процедуры проведения мероприятий по стимулированию сбыта
Реферат Проект совершенствования организации ремонта машин в колхозе Мир Дебёсского района Удмуртской
Реферат Организация работы торгового предприятия "Тройка"
Реферат Организация рекламного агентства ООО "Шанс"
Реферат Новый порядок учета в налоговых органах иностранных организаций
Реферат Учёт затрат на содержание и эксплуатацию машинно-тракторного парка
Реферат Управление основным капиталом СПК им. Калинина
Реферат Курсовая - Особенности Развития Экономики Нижегородской Области
Реферат Организация работы современных пресс-служб
Реферат Добрые сильные честные и умеющие в романе НЧернышевского Что делать
Реферат Правовые основы организации работы представительного органа местного самоуправления
Реферат Страховая деятельность РОСНО