Реферат по предмету "Экономическая теория"


Экономический образ мышления и альтернативная стоимость

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
Кафедра «Экономика и внешнеэкономическаядеятельность».КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория».
На тему: «Экономический образ мышления.Альтернативная  стоимость».
Выполнилстудент гр.
Проверил:к.э.н., доцент
ИванинаНина Михайловна
Тольятти
2003г.

Содержание.
Введение. 3
Глава 1.  Экономический образмышления. 4
1.1. Экономика – зарождение. 4
1.2. Понятие «благо», «товар»,«услуги». 5
1.3. Производство и потребление. 6
1.4. Рынок. 7
1.5. Понятие спроса. 8
1.5.1. Влияние инфляции. 10
1.6. Предложение. 10
1.7. Цена. 11
Глава 2. Альтернативная стоимость. 12
2.1. Издержки производителя какстоимость альтернативы. 13
2.2.  Полезность как стоимостьальтернативы. 14
2.2.1. Закон убывающей предельнойполезности. 16
Заключение: 21
Литература. 23
Введение.
Экономическая теория – одна из древнейших наук, котораявсегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем,что изучение экономической теории – реализация объективной необходимостипознания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законовхозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней.Еще в XIX в А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, преждевсего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных дляизучения наук назвал политическую экономию.
Интерес к экономике все больше возрастает в наши дни, иэто объясняется теми глобальными переменами во всем мире и особенно в России.
Экономическиевоззрения возникли в глубокой древности. Человеческий разум осознавал процессыи закономерности хозяйственной жизни, познавал их причины. От примитивныхвзглядов до подлинно научных  теорий – таков трудный путь познания сутиэкономических процессов, явлений, тенденций.
При этом однатеория, одна школа сменяла другую, вступали в противоборство различныеконцепции, внося, как правило, какие-то рациональные зерна в общий  кладезьэкономической мудрости.
Становление экономическойнауки как самостоятельной академической  дисциплины произошло в XVIII веке. Начиная с 30х годов этого века, началсядлительный процесс переосмысления оснований экономической науки, который, повсей видимости, не закончится с наступлением следующего столетия.
Одним изглавных принципов экономики можно назвать взаимодействие теории и практики.
Теория естьрезультат рационального мышления, познания законов и закономерностейэкономического развития. Она является необходимым условием для выработкиграмотных решений, касающихся направлений использования материальных ресурсов,реализации товаров и услуг на внутренних и внешних рынках.
Теориярассматривает основные черты экономических систем, дает представление обосновных элементах хозяйственного механизма, характеризует важнейшиенаправления и школы экономических теорий.
Надоотметить, что без теснейшей связи с практикой теория теряет ценность. Именнопрактика формирует социальный заказ на теоретические исследования, даетматериал для научного анализа.
Овладениеэкономической теорией расширяет кругозор, облегчает путь к достижению деловогоуспеха, воспитывает экономическое мышление.
Экономическийобраз мышления – это подход к рассмотрению тех или иных проблем и процессовв экономике.
Альтернативнаястоимость – это проблема выбора наилучшей возможности.
Эти понятия более подробно мы рассмотрим в этойработе.
Глава1.  Экономический образ мышления.
Экономическийобраз мышления – что это? Что, собственно говоря, надо понимать под«экономическим образом мышления»? Прежде всего, то, чтоподразумевается самим термином: скорее подход, чем набор уже готовых выводов.Джон Мейнард Кейнс удачно сформулировал это в отрывке: «Экономическаятеория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно вхозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением,интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею,приходить к правильным заключениям». Но что такое «техникамышления»? В самых общих чертах — это некая предпосылка о том, чем человекруководствуется в своем поведении. За удивительно редкими исключениямиэкономические теории строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку, чтолюди предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую чистуюпользу. (Т. е. пользу за вычетом всевозможных затрат или потерь, связанных сэтими действиями.). Предполагается, что каждый поступает в соответствии с этимправилом: скупец и расточитель, святой и грешник, покупатель и продавец,политический деятель и руководитель фирмы, человек осторожный, полагающийся напредварительные расчеты, и отчаянный импровизатор.   [4.]
 Экономическийобраз мышления – это знание и понимание рыночных отношений и течений.  Этоопределение понятий как благо, товар и услуги, потребитель и производитель,спрос и цена связь их между собой и их влиянии друг на друга.
Однако,понимание настоящего без прошлого чревато ошибками. По словам Гёте,историческую хронику пишет тот, кому важно настоящее.
Для болееглубокого изучения  экономической теории важно знать её генезис, т.е.происхождение, возникновение, процесс образования и становления как науки.1.1.Экономика – зарождение.
Истокиэкономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, преждевсего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. [1. стр.14]   Древнеиндийские «Законы Ману» (IV – III вв.до н.э.)отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства иподчинения. В трудах Конфуция (551-479 гг. до н.э.) проводилось различиеумственного  и физического труда, причем первый объявлялся монополией «высших»,а второй уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы.Китайский филосов Сюнь Цзы (III в.до н.э.) высказывал мысль, что вселюди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все,люди из простого народа должны иметь право на землю. Поэтому уже тогдараздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.
 Дальнейшееразвитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческихмыслителей – Ксенофонта, Платона, Аристотеля, можно охарактеризовать кактеоретические исходные пункты современной науки. Они рассматривали правилаведения домашнего хозяйства и земледелия в рабовладельческом хозяйстве. Аристотельпервым выделил отдельные категории экономической теории, поставил вопросы осравнимости всего, что «подвергается обмену», стремится найти закон образованияи изменения (активная деятельность) и производство (продуктивная деятельность),высказал идеи о полезности как об основе хозяйственных благ, правильном обменехозяйственных благ как об обмене эквивалентов.
Считается, чтосам термин «экономика» появился в древней Греции. Это соединение двух слов:«ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означаетискусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства.  Экономическиевзгляды мыслителей Древнего Рима, таких как Варрона, Катона Старшего, Сенеки,Лукреция,  живших в III – II вв.до н.э., являлись своего родапродолжением экономической мысли Древней Греции.  Они еще обосновывалинеобходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок иразложение рабовладельчества. Дают рекомендации по нормированию труда и ставятпроблему качества труда.
Если жепопытаться  дать современное определение экономики одно фразой, то экономика– это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей иобщества путем создания и использования необходимых жизненных благ. [1.стр.15]1.2.Понятие «благо», «товар», «услуги».
Потребностилюдей многообразны. Человек,  имея малое всегда стремится к большему, ставитцели, поднимаясь по ступеням саморазвития. Не менее многообразны и средства ихудовлетворения. В экономической теории любое такое средство называется благом.
Благо – это всё то,что заключает в себе определённый положительный смысл, а именно предмет,явление, продукт труда, удовлетворяющий определённую человеческую потребность иотвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
По своимнатуральным характеристикам блага подразделяются на вещественные иинформационные объекты, частные и коллективные действия. Благо, имеющее вещнуюформу, называют продуктом, а если оно становится предметом сделки на рынке – товаром.Любое действие, направленное на удовлетворение человеческих потребностей,называют услугой. И продукты, и услуги в целом обозначают термином «продукция».Так же, благами считаются ресурсы, необходимые для производства потребительскихблаг.
Товар – это продукттруда, способный удовлетворять потребности и произведенный для обмена.
К.Менгерутверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от егоспособности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, отего материальности, от характера его как продукта труда, но обязательно предназначенодля обмена.
Способностьтовара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскуюстоимость, а способность товара к обмену в определённых количественныхпропорциях  — меновую стоимость.
История развитияобщества позволяет выделить две главные формулы общественного хозяйства:натуральную и товарную.
Натуральная – это такаяформа хозяйствования, в которой производство материальных благ и услугосуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельнойхозяйственной единицы. Эта форма отражает такой уровень развития производства,который обуславливает крайне ограниченную его цель, а именно удовлетворениенезначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей,что в конечном счете определяет инертность общественного хозяйствования, низкиетемпы его развития.
Товарное(рыночное) хозяйство– это общественная форма организации экономики, основанная на товарномпроизводстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредствомрынка. Товарная форма хозяйствования зародилась как противоположностьнатуральной, сначала в отношениях между общинами, а затем проникая внутрь их,постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный, и отмирающий элементэкономической жизни общества. Предпосылкой возникновения рынка сталообщественное разделение труда.
Услуги – этоцелесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект,удовлетворяющие какие-либо потребности человека. Специфика услуг как товаравыражается в следующем.
1.Потребительнаястоимость услуги не имеет вещественной формы.
2.Потребительнаястоимость услуги – это полезный эффект деятельности, живого труда.
3.Услугу нельзянакопить, она может быть потреблена в момент производства.
Понятие рынокмы рассмотрим в пункте 1.41.3.Производство и потребление.
Существеннойчертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материальногомира. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в такойформе и в таком количестве, что пользование ими оказывается для человекадоступным всюду, во все времена. Удовлетворения потребностей в них не требуетникаких усилий и жертв. Это свободные даровые блага. Другие материальные благаимеются в ограниченном количестве. Чтобы удовлетворить имеющиеся в нихпотребности и иметь их в достаточном количестве, необходимы усилия для ихдобывания и приспособления к использованию. Эти блага называютсяхозяйственными. Хозяйственная деятельность человека  — это сложный комплексразнообразных явлений и процессов, в которых теоретическая экономика выделяетчетыре стадии:
Производство – это процесссоздания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развитиячеловека.
Распределение – это процессопределения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъектпринимает участие в произведенном продукте.
Обмен – это процессдвижения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и формаобщественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественныйобмен веществ.
Потребление – это процессиспользования результатов производства для удовлетворения определенныхпотребностей.
Все эти связинаходятся во взаимодействии.
Производствовообще -  есть процесс воздействия человека на предметы и силы природы с цельюприспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.
Согласно марксистскому учению, производство – основа жизни и источник прогрессачеловеческого общества, это исходный пункт хозяйственной деятельности.Потребление – конечный пункт. Распределение и обмен выступают как сопутствующиестадии, связывающие производство с потреблением. Однако, не все экономисты этотеоретическое положение. Так, С.В.Брагинский, Я.А.Певзнер пишут:
«Первичностьпроизводства всегда трактовалась в марксизме как начало начал научнойполитической экономии и всей общественной науки. Насколько такой подходобоснован? Если иметь ввиду, что раньше, чем обменивать, распределять ипотреблять, нужно произвести, то такое утверждение представляет собойбанальность, лежащую за пределами науки. Экономическая наука как науканачинается не с производства, а с обмена, с торговли, с рынка…» [ 1. стр.34]
Автор считает,что низкий уровень жизни российского народа можно связать с политикой бывшегоСССР, где производство развивалось ради производства, в ущерб социальной сфере,сфере услуг, производства предметов потребления  (товара) – того, чточрезвычайно необходимо человеку. 1.4.Рынок.
Понятие «рынок»многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мереразвития общественного производства и обращения это понятие неоднократноменялось. Сегодня можно дать несколько определений рынка.
Рынок – это обмен,организованный по законам товарного производства и обращения, совокупностьотношений товарного обмена. Рынок – это механизм взаимодействияпокупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок– это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собойпроизводителей и потребителей продукции.
Как возникрынок? Важнейшим историческим условием возникновения рынка являются следующие:
 Первоеусловие – общественно разделение труда и специализация. История знает рядкрупных ступеней  общественного разделения труда. Первое из них – отделениескотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельнойотрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробится отрасли,углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, онобъективно связан с ростом производительности труда. Развитие труда неизбежнотребует обмена товара. Древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, аземледельцы в мясе и т.д. Обмен все больше расширялся и развивался, что привелок появлению денег. Именно появление денег расширило стимулы к производству техили иных товаров специально для продажи. Иными словами, появилось производствона рынок, для удовлетворения потребности других людей.
Второе условие – экономическаяобособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятиихозяйственных решений (что производить, кому и как продавать свою продукцию).Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Вдальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность (кооперативы,товарищества, акционерные общества, государственные предприятия  и т.д.).
Третье условие –самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Чем меньше скованпроизводитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяетсформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболееэффективных направлений их деятельности. 
Обратимся теперьк выяснению структуры рынка. Рынок как развитая система отношений товарногообмена представляет собой систему отдельный взаимосвязанных рынков, элементовбольшого рынка.

Рис.1. Структурарынка.
/> 


Таким образом,рынок охватывает, прежде всего рынки ресурсов, а так же другие. В свою очередь,эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.
Часто говорят,что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно,однако следует помнить, что возникновение рынка – это не результат достиженияразума, а следствие очень длительного исторического развития. [ 2. стр. 58]1.5.Понятие спроса.
При ближайшемрассмотрении «необходимости» оборачиваются простыми«потребностями». Это немаловажная разница, ибо если речь идет опотребностях, мы можем спросить: «Насколько они настоятельны?»Экономисты решают этот вопрос при помощи понятия спроса. Спрос — это понятие,которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которыеприходится делать для приобретения этих количеств. Спросом называется количествотовара или услуги, которое будет куплено по определённой цене за определённыйпериод. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется взависимости от неё.
Действует закон спроса: при прочих равных условияспрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости отцены.[2, стр. 118]   Рис.2 График спроса. 
 Рис2. А. Для большинства товаров.
/>

/>
Рис2.Б. Для престижных товаров.
Этопроисходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочетприобрести больше товара, во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеетотносительно других товаров и приобретать его становится выгоднее.
Законспроса не действует в трех случаях:
1.        При ажиотажном спросе, вызванноможидаемым повышением цен;
2.        Для некоторых редких идорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихсясредством вложения денег.
3.         При переключении спроса на болеекачественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргаринана масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).
На изменение спроса влияют и ценовые факторы:
а) изменения в денежных доходах населения. Например,рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (мебель, бытовую технику,высококачественные продукты питания и др.) при всех возможных ценах на них;
б) изменения в структуре населения, например,увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинскоеобслуживание;
в) изменения цен на другие товары-заменители(субституты). Так рост цен на сливочное масло вызовет повышение цен намаргарин;
г) экономическая политика правительства. Денежныепособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спросна вары, потребляемые этой группой населения;
д) изменение потребительских предпочтений подвоздействием рекламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортивнуюобувь в 80-х гг. было связано с тем, что среди молодежи стало модно носить этуобувь каждый день.
Большинствокривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии, как показано нарисунке 2А. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногдаимеет положительный наклон типа представленного на рисунке 2Б .
1.5.1.Влияние инфляции.
Неправильныепредставления, обусловленные инфляцией.
Одна из основныхпричин, из-за которой сегодня многие люди считают, что закон спроса неработает, заключается в том, что они не учитывают влияние инфляции. Быстраяинфляция последнего десятилетия в России и других странах сделала многиеповышения цен кажущимися, а не реальными. Инфляция настолько искажает нашепонимание изменений относительных цен и затрат, что нам следует подумать обэтом.
Инфляцияозначает повышение средних денежных цен всех благ. Но так как мыпривыкли считать ценой любого блага то количество денег, которое необходимоотдать за него, мы с легкостью приходим к выводу, что удвоение суммы денегозначает в два раза большие затраты или жертвы. Однако это вовсе не так, когдаудвоенное количество рублей обладает лишь половиной покупательной способности.Если увеличить вдвое денежные цены абсолютно всех благ, включая человеческийтруд и все прочее, что люди продают или сдают в аренду для приобретения денег,то ни на одно благо реальнаяцена не изменится — конечно, за исключением денег, цена которых сократитсянаполовину. Поэтому удвоение цены на бензин не обязательно побудит людейсокращать потребление бензина — еслив то же самое время удвоятся их доходы и цены всех прочих благ, которые они потребляют.
На самом деле врезультате инфляции денежные цены вовсе не изменяются в одинаковой пропорции - это одна из причин, превращающих инфляцию в проблему. Но они обнаруживаюттенденцию двигаться вместе. Поэтому, если мы хотим рассмотреть последствия некоторогоувеличения цены, то прежде должны отделить их от последствий общего увеличенияцен. Предположим, например, что некий институт, который в 1999 г. брал со своихстудентов 11000р. в год за образование, в 2003 г. стал брать 22000р. На скольковыросла плата за образование за четыре года? Ответ заключается в том, что онавообще не выросла. Ибо за период с 1999 по 2003 г. покупательная способностьденег сократилась вдвое, 22000р. за образование в 2003 г. эквивалентно 11000р.в 1999 г. 1.6.Предложение.
/>
Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определённой цене за определённый период. Законпредложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется впрямой зависимости от изменения цены.
 
Рис.3.График предложения.
Если ценаокажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его наскладе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когдаже цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производителипостараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованныеизделия.
Предложениеотображается графиком (рис.3).
Предложение,так же как и спрос, может меняться под влиянием неценовых факторов:
а) измененияиздержек производства в результате технических нововведений, измененияисточников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства.Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение – вправо;
б) выхода нарынок новых фирм, что увеличит предложение вне зависимости от цен;
в) изменениецен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов (уходу фирм из отрасли),что уменьшит предложение;
г) природныхкатастроф, политических действий, войн, разрушающих экономику, что вызоветсокращение предложения.
  1.7.Цена.
/>
В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена.Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D(англ. Demand) и предложения S(англ. Supply). Эта точка называется точкой равновесия,а цена – равновесной. Только в этой единственной точке цена устраиваетодновременно и покупателя, и продавца. Рис.4
Рис.4. Цена.
При этом действуют следующиезаконы:
1.        Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
2.        Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса принеизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, тоцена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится илипри неизменном спросе предложение увеличится – цена понизится.
Глава2. Альтернативная стоимость.
Альтернатива(от лат. alter — один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбородной из двух исключающих друг друга возможностей
В фокусеэкономических исследований находится процесс выбора между альтернативнымивариантами использования редких ресурсов. Так  считалось не всегда, однакосегодня это определение предмета экономической науки стало традиционным – онопризнается ведущими учеными-экономистами. /> />
Выбор всегда персонален, это определено биологически. Люди не могут «сливаться»в процессе выбора в некое единое существо. Никакой социальный организм не имеетцентра принятия решений, находящегося «вне» индивидов. Логика коллективнойорганизации может быть сведена к логике индивидуального расчета. Однако, различаюттри типа выбора: индивидуальный, двухсторонний и коллективный. (рис.5)
Рис.5 Классификация видоввыбора.
 
Индивидуальныйвыбор имеет место, когда человек сам принимает решения и сам их реализует,не взаимодействуя при этом с другими людьми.
Наиболеераспространен второй тип выбора – двухсторонний, — когда требуетсясогласование предпочтений двух индивидов. Воспользуемся примером ДжеймсаБьюкенена – покупка арбуза у предорожного лотка. Прохожему нравится арбуз,добровольно предлагаемый ему продавцом, и он покупает его. Выбор сделан и тем идругим. Они вступили в сделку и осуществили её «без детального знанияполичтических убеждений, сексуальных предпочтений или экономического положениясвоих реальных партнеров по обмену… В этом классическом смысле рыночный обменполностью обезличен и кажется совершенно идеальным типом взаимодействия,воплощенным в упорядоченной анархии. В таких отношениях каждый человекприниматся именно таким, какой он есть, и очень часто таким, каким он хочетвыглядеть. Торговец фруктами с лотка может бить свою лошадь, отстреливать собаки есть крыс. Но ни одна из черт его характера не должна влиять на мой чистоэкономический обмен с ним».   [ 3 стр. 10]
Двухстороннийвыбор имеет место, Когда для принятия решения и его реализации требуетсясогласование предпочтений двух индивидов.
Коллективныйвыбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами всоставе группы. Индивид всегда преследует свой «интерес», хотя, конечно, каждыйпонимает его по-разному. Но нет никаких оснований полагать, что индивид,действуя в составе коллектива, руководствуется исключительно общественнымдолгом, ставя перед собой вневременные, внеситуационные нравственные задачи,которые становятся для него внутренним обязательством. В свою очередьколлективный выбор делится на: «олигополистический» (в которой участникивзаимозависимы, т.е. поведение одного оказывает значительное влияние наповедение остальных) и «латентный» (в которой действие одного участника неотражается на других в такой степени, чтобы у них появились какие-либо причиныреагировать на это действие).
Общественныйвыбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составелатентной группы.
Но чтобыпринимать решения,  группа должна договорится, как делать выбор и какобеспечивать его реализацию. Общественный выбор правил выбора, правил «игры»был назван конституционным, общественный выбор в процессе «игры» — постконституционным.
Конституционныйвыбор – общественный выбор правил выбора.
Альтернативную стоимостьможно определить как ценность наилучшей из истраченных возможностей виспользовании данных ресурсов.
 2.1.Издержки производителя как стоимость альтернативы.
В экономическойнауке нет существенных различий между теорией предложения и теорией спроса. И таи другая предполагают, что лица, принимающие решения, могут выбирать, что выборпредполагает наличие альтернатив и что выбор основывается на сопоставленииожидаемых выгод, связанных с альтернативами. Логика экономии одинакова и упроизводителей, и у потребителей. Когда мы размышляем об издержкахпроизводителя — например, задаваясь вопросом, почему производстводесятискоростного велосипеда обходится дороже, чем деревянного столика дляпикника, то вначале мы обычно вспоминаем, что используется для их производства.Мы думаем о сырье и материалах, о затратах рабочего времени, а также, можетбыть, о необходимых машинах и инструментах. Мы выражаем ценность этих ресурсовв денежных единицах и предполагаем, что издержки на производство велосипеда илистола равны сумме этих денежных оценок. Здесь нет ошибки, но вопрос, почемуданные ресурсы имеют именно такую денежную оценку, остается при этом безответа. Концепция альтернативной стоимости утверждает, что эти оценки отражаютценность данных ресурсов при их наилучшем альтернативном  использовании, или,другими словами, ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходитсяжертвовать, когда данные ресурсы используют для производства велосипедов илистоликов для пикника.
Дляпроизводителя велосипедов издержки равны расходам на приобретениесоответствующих ресурсов. Но т.к. существуют другие возможности ихиспользования, то он должен заплатить за ресурсы по цене «лучшейальтернативы». Таким образом, ценность нереализованных альтернативныхвозможностей превращается в издержки производства велосипеда. В этом естьглубокий смысл, т. к. затраты на получение одного дополнительного велосипеда посамой своей сути равны ценности того, от чего приходится отказываться или чемприходится жертвовать, чтобы получить этот велосипед.
Рассмотримпример со столиком для пикника. Часть издержек его производства составляетстоимость древесины. Предположим, что увеличится спрос на новые жилые дома и,соответственно, строительные фирмы станут закупать гораздо больше древесины.Если вследствие этого повысится цена древесины, то вырастут издержкипроизводства столиков для пикника. Не произошло ничего такого, что изменило быфизический объем ресурсов, используемых для производства стола, но издержкиповысились. Так как жилые дома, при строительстве которых используетсядревесина, теперь ценятся выше, чем раньше, то производитель столиков долженоплачивать более высокую альтернативную стоимость древесины, из которой онхочет делать свои столики для пикника.
Концепцияальтернативной стоимости объясняет также, каким образом в производственныеиздержки входит труд. Наниматели должны предложить рабочим такую заработнуюплату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей.Квалифицированный рабочий будет получать больше неквалифицированного лишь потой причине, что в каком-нибудь другом месте его квалификация имеет большуюценность. Но наш владелец велосипедной фабрики не будет платить имдополнительного жалованья за эту квалификацию, если только, благодаря своемунеобычному таланту, они не окажутся более ценными в каком-нибудь другом месте. [4]2.2. Полезность как стоимость альтернативы.
Какпотребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор,при котором полезность была бы  максимальной, а затраты минимальными?Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно, на основе опыта,методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса не малосредств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать нанего.
Индивидуальная оценка полезности являетсясубъективной характеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной итой же вещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Болеетого, один и тот же потребитель оценивает полезность того же самогопродукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места,времени, моды и т.п.
Австрийская школа предельнойполезности дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позицииэкономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Людипотребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источникомудовлетворения (или удовольствия). Это свойство экономисты обозначили термином«полезность». Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами19 века, как  Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, а также его последователиОйген фон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер.
Теорияпредельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблемеэффективности производства на основе оптимального значения. Впервые былиспользован принцип предельности, который стал применяться в другихэкономически науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен сзатрат на конечные результаты. Произошла революция в теории стоимости. А такжеэкономическая теория впервые приняла в качестве исходного момента поведениепроизводителя и потребителя.
Представителиновой экономической концепции – теории предельной полезности – в качествеисходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи,субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ.
Такимобразом, было создано  особое направление в экономической науке, которое былоназвано «маржинализм» («предельность»). Основные положения данного течениянастолько отличались от представлений классической школы, что маржинализм былпризнан переворотом в науке.
Есликлассическая школа (Смит, Рикардо, Маркс) считала, что стоимость товараопределяется количеством труда, затраченного на его производство, и, значит,является объективной величиной, то маржиналистский подход противоположен. Егоключевое положение состоит в следующем: стоимость (ценность) товараопределяется не затратами на его производство, а полезным эффектом, который онспособен принести потребителю.
Таким образом, основные положениямаржинализма состоят в следующем:
— Стоимостьтовара не должна определяться затратами труда (или труда, земли и капитала);
— Стоимость(или ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемогоиндивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага;
— Стоимостьрассматривается как субъективная категория, отражающая субъективные оценкиполезности благ конкретными потребителями;
— Появилсятермин «предельная величина» и на основе этого различают совокупную (общую) ипредельную полезность благ;
— Стоимостьтруда и капитала. А значит, и издержки производства определяются какпроизводные от стоимости (предельной полезности) потребительных товаров.
Такимобразом, теорию предельной полезности можно считать субъективно-психологической теорией. Основанием этого служат убеждения маржиналистов в том,что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения квещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний.
Так,например, представитель австрийской школы Карл Менгер считал, что все благасами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придаетсоответствующее отношение к ним людей.
Данная мысльпослужила основной отправной точкой целого научного направления. В дальнейшеммаржиналисты обратили внимание на то, что потребление любого блага носит«приростный характер». Другими словами, потребитель постоянно увеличиваетколичество потребляемого блага, пока не почувствует себя сытым.
Отсюда следует 3 важных вывода:
1.      Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительнуюполезность, которую маржиналисты назвали «предельной полезностью» данногоблага. Таким образом, под предельной полезностью маржиналисты понимали величинудополнительной полезности, полученной от величины потребления, равного единиценекоторого блага (при прочих равных условиях). Отсюда следует, что предельнаяполезность – это не наименьшая и не средняя полезность, а именно наименьшаяпольза, ради которой эта вещь еще может рационально потребляться.
2.      Чем больше количество потребленного блага, тем меньше предельная (т.е.дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующейединицы этого блага. Иначе говоря, предельная полезность носит убывающийхарактер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельнуюпотребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Здесь маржиналистыобращают внимание на обратную связь между предельной полезностью и ценностьюблага. Она состоит в том, что благо тем более ценно, чем меньшим количествомединиц данного блага располагает человек, и наоборот. Например, стакан воды впустыне обладает огромной ценностью, в то время как у реки тот же стакан неимеет никакой ценности, хотя имеет полезность. Следовательно, «полезность» нето же самое, что «ценность». Всякое благо полезно, но не всякое – ценно.Ценность обладают лишь те блага, редки (ограничены) по сравнению с потребностьюв них. Следовательно, ценность данного блага определяется полезностью последнейимеющейся единицы данного блага, удовлетворяющего наименее настоятельнуюпотребность.
3.      Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов),человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающихпредельных потребностей. В экономической теории принято называть условныеединицы величины предельной полезности «ютилями». Если потреблениепервого бутерброда приносит человеку полезность, равную, предположим, 5 ютилям,второго – 4, третьего – 2, а четвертого – 1 утилю, то общая полезность этогоряда составит 12 утилей. Отказ от каждого последующего бутерброда будетозначать уменьшение общей полезности и одновременное увеличение предельнойполезности последнего бутерброда. Например, если отказаться от четвертогобутерброда, то общая полезность (TU) составит 11единиц, а предельная полезность (MU) будет равна 2, приотказе от третьего бутерброда общая полезность составит 9 единиц, а предельнаяполезность возрастет до 4 и т.д.
Общий принцип убывания предельной полезности можно изобразить награфике, рис.6.
Рис.6. Кривая предельнойполезности.
/>
 
 
 
2.2.1.Закон убывающей предельной полезности.
Пусть потребитель приобретает товар А. Еслипотребление остальных товаров не меняется, то по мере насыщения потребности втоваре А удовлетворение от  потребления последующей единицы этого товарападает, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара Аснижается. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь ивзаимозависимость экономических явлений получила название закона убывающейпредельной полезности. Первоначально данный закон был сформулирован как законнасыщения потребностей Г.Госсеном. Для большинства товаров этот закон действуетсо второй или третьей единицы товара, т.е. по мере приобретения очередныхединиц данных товаров их предельная полезность начинает снижаться. В отдельныхслучаях на начальных этапах потребления какого-то товара предельная полезностьможет возрастать. Например, в жаркий день удовлетворение, получаемое от второгостакана воды, как исключение, может превосходить удовлетворение от первого.
Максимизация общей полезности.
Денежный доход индивида ограничен. Поэтому потребительбудет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задачапотребителя в этом случае – найти такую комбинацию продуктов, которая в рамкахбюджета обеспечивала бы для него максимальную полезность. Поэтому следуетрассматривать не полезность от потребления отдельного товара, а полезность отвсего набора потребляемых товаров.
Правило максимизацииполезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, прикотором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого видапродуктов, приносила бы одинаковую предельную полезность. Правило максимизацииполезности может быть представлено в виде формулы
/>
Максимизация полезности происходит путем выбора такогонабора благ, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношениепредельной полезности к цене одинаково для всех благ. Если взвешенныепредельные полезности не равны, например, />, следовательно, потребительдолжен изменить количество данных благ в своем потреблении.
Потребительскийвыбор может быть объяснен с помощью карты кривых безразличия и линии бюджетныхвозможностей. Карта кривых безразличия демонстрирует предпочтения потребителя привыборе из двух товаров, а линия бюджетных возможностей – ценовые и бюджетныеограничения потребителя.
Рассмотримпостроение кривой безразличия и карты кривых безразличия на следующем примере.
Допустим, чтопотребитель располагает таким доходом, при котором он может позволить себеприобрести набор, состоящий из одежды и обуви. Причем существует нескольконаборов этих экономических благ, которые приносят ему одинаковую суммарнуюполезность:
одежда                                 обувьНабор А                                 8 единиц                               1единица    
Набор Б                                 5единиц                               2 единицы
Набор В                                 2единицы                             3 единицы
Набор Г                                 1единица                              6 единиц
С точки зрения суммарнойполезности потребителю безразлично, какой из наборов выбрать. Если по одной осиоткладывать количество одежды Qод, а по другой –количество обуви Qоб, то получатся точки, через которыеможно провести кривую, называемую кривой безразличия.

 
 
/>Рис.7. Криваябезразличия.
   
                           
Любая точкана данной кривой отражает разные количества двух товаров, но в то же времякаждая точка отражает одинаковую суммарную полезность этих двух благ.
/>Рис.8. Карта кривыхбезразличия.
Qоб  
Кривые, более удаленные от начала координат,соответствуют большей общей полезности потребленных благ.
Выборпотребителя связан не только с предпочтениями, которые можно выразить с помощьюкривых безразличия, но с уровнем дохода потребителя, ценами товаров. Бюджетнаялиния показывает набор товаров, который потребитель способен приобрести приданном доходе и данных ценах.

 
 
/>Рис.9. Бюджетная линия.
Любая точканиже линии означает возможный для потребителя набор благ при заданныхограничениях, но при условии, что часть дохода сохраняется, например, точка С.Любая точка выше бюджетной линии означает, что данный набор благ не доступенпотребителя, так как выходит за границы бюджетной линии, например точка D. Если доход увеличивается, то бюджетная линия сдвигаетсяпараллельно вправо, и наоборот. Если при неизменном доходе меняется соотношениецен, то меняется наклон линии бюджетного ограничения.
Совмещение линиибюджетного ограничения и карты кривых безразличия позволяют определитьравновесное положение потребителя. Точка Е – точка равновесия. Она обозначаетнаибольший по полезности набор товаров при полном израсходовании бюджета. Еслидоход потребителя растет, то точки равновесия смещаются вместе с бюджетнойлинией.
Еслипотребитель замещает один товар другим, то он руководствуется предельной нормойзамещения, от какого количества товара У отказался бы потребитель, чтобыполучить дополнительную единицу товара Х. Если замещение осуществляется сучетом изменения цен товаров, то для покупателя возникает эффект замещения.
Эффектзамещения – это та часть прироста величины спроса на подешевевший товар,которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менеедорогостоящими. Если цена на набор товаров снизится, потребитель приобретаеттот же товар, но у него остается некоторая сумма денег. Это равносильнореальному увеличению доходов, как если бы он стал получать эту суммудополнительно. Так возникает эффект дохода. Эффект дохода состоит в адаптацииобъема спроса к соответствующему изменению реального дохода. Даннуюдополнительную сумму потребитель, скорее всего, потратит на покупку большегоколичества нормальных товаров.
В заключениеможно сказать, что суть теории предельной полезности заключается в следующем.Человек живет в мире экономических благ, цена на которые устанавливается нарынке не в зависимости от затрат труда на их производство, а в зависимости отсубъективных определений потребителями ценности этих благ. Цена упредставителей австрийской школы не имеет никакой объективной основы, атрудовая теория стоимости полностью отрицается.
Основныеположения теории предельной полезности отражают экономические связи, которыеможно представить в виде формулы «потребитель – потребность – полезность блага– его ценность – цена».
Несмотря нато, что теория предельной полезности неоднократно подвергалась критике, онаявилась весьма плодотворной. Теория предельной полезности послужила отправнойточкой для разработки категорий «предельных величин» (предельные издержки,предельный продукт, предельный доход и т.д.). При этом учитываются не толькозатраты, но и полезные результаты производства и обращения. Учет предельныхвеличин нацеливает на минимизацию затрат и получение максимальных полезностей вэкономике.
Возникновениеи развитие теории предельной полезности в 70-80-е годы 19 века относится кпервому этапу маржиналистской революции. Второй этап маржиналистской революции начался в 90-е годы 19 века. На этом этапе формируется так называемаянеоклассическая экономическая теория, которая превращает маржинализм в стройноеучение. В настоящее время идеи теории предельной полезности широко используютсяв микроэкономике, раскрывая принципы рационального поведения потребителя,образования издержек фирмы и цен и т.д.
Заключение:
В ходенаписания данной курсовой работы мы выяснили, что экономический образмышления — это систематизация хорошо известных всем явлений с помощью такихпонятий, как спрос, предложение, альтернативная стоимость, предельный эффект исравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинствеслучаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Ноэкономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наукапозволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логичноразмышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей.
Экономическийвзгляд на вещи мало помогает нам понять взаимоотношения людей в семье или вдругой малой группе, все члены которой хорошо знают друг друга и сотрудничаютна личной основе. Экономисты же объясняют, как сотрудничают люди, вовсе незнающие друг друга, но, тем не менее, работающие согласно и чрезвычайноэффективно.
Эффективное распределение ресурсов увеличивает возможность развития цивилизации, но еще не гарантирует прогресса цивилизации.Хорошо координированное и бесперебойно функционирующее общество дает людямбольше возможностей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будетправильным. Экономический образ мышления, особенно в условияхдемократии, — важная предпосылка успешного развития. Но не более того.
Так же, мывыяснили, что выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей и естьальтернатива. Аальтернативную стоимость можно определить как ценностьнаилучшей из истраченных возможностей в использовании данных ресурсов.
Кривыепредложения, равно как и кривые спроса, отражают то, как люди оцениваютценность альтернативных возможностей. И количество блага, которое предлагаетсяна продажу, и количество, на которое предъявляется спрос, зависят от выбора,который делают люди после того, как они соотнесут доступные им возможности.
Кривыепредложения наклонены вправо вверх, т. к. владельцам ресурсов необходимопредложить более высокие цены, чтобы убедить их в возможности пожертвоватьсвоей предыдущей деятельностью.
Кривые спросанаклонены влево вверх, т. к. более высокие цены побуждают потребителей ресурсовотказаться от своей текущей деятельности из-за наличия лучшей альтернативы.
Такое понятиекак полезность играет важную роль при приобретении и выборе определенногоколичества товара. Человек живет в мире экономических благ, цена на которыеустанавливается на рынке не в зависимости от затрат труда на их производство, ав зависимости от субъективных определений потребителями ценности и полезностиэтих благ. Основные положения теории предельной полезности отражаютэкономические связи, которые можно представить в виде формулы «потребитель –потребность – полезность блага – его ценность – цена».
Предложениезависит от затрат. Но издержки поставщика — это ценность альтернативныхвозможностей, которые не реализуются из-за самой поставки. В экономическойтеории эта концепция издержек формулируется таким образом, что все издержки,связанные с решениями, являются альтернативными стоимостями — т. е. ценностьютех альтернативных возможностей, от которых пришлось отказаться, выбирая тот, ане иной образ действий.
Пока ресурсы,используемые для производства благ, можно приобрести только через конкуренцию,предлагая за них более высокую цену, производственные издержки будут отражатьценность альтернативного использования ресурсов для владельцев этих ресурсов.Отсюда следует, что производители будут стремиться избавиться от конкуренциидруг с другом за используемые ими ресурсы, если только найдут для этогоэффективный способ.
Ценыповышаются до уровня стоимости альтернативы, только если владельцы ресурсовнастаивают на их оплате по цене наилучшего альтернативного использования. Темсамым предотвращается небрежное использование ресурсов, и они направляются нате цели, которым люди дают наивысшую денежную оценку.
Спросучаствует в установлении издержек. Издержки вносят свой вклад в уровень цен.Цены одних благ затрагивают спрос на другие блага, потребление которых онидополняют или могут заменить. В рамках концепции альтернативной стоимости всезависит от всего.
Литература.
1.         Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред. акад. В.И. Видяпина,А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – 2001г
2.         Экономика: Учебник / Под ред.доц. А.С. Булатова – 1997г
3.         Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко,А.К.Большакова – 1998г
4.         Интернет издание «Экономический образ мышления». Пол Хейне.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.