Реферат по предмету "Экология"


Экологическое сознание человека

--PAGE_BREAK--
II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

В данном случае можно выделить два теоретических объекта. Один из них собственно экологическое сознание, взятое в предположении о многослойности его внутренней структуры, порождаемой сложностью социальных и природных явлений, которые оно отражает; с другой — определяется на основе сообщений средств массовой коммуникации (СМК) — это искусственный или символический мир, с помощью которого внедряются в сознание аудитории представления, убеждения, знания, ценности и нормы, соотносимые с экологией современного человека. Оба объекта связаны между собой, прежде всего, как способы отражения единого реального мира в границах сферы тех явлений и процессов, которые являются источниками экологических проблем человека и общества. Конечно, по своему уровню и форме эти способы отличаются между собой, но элементы «общего» проявляют себя в данном случае с большей силой, чем элементы «особенного» или «единичного». Интересна взаимосвязь и взаимообусловленность действительных состояний теоретических объектов массового экологического сознания, репрезентируемого «миром мнений» по поводу экологических проблем человека, и «символического мира», представленного соответствующим классом сообщений печати, радио, телевидения .

Интенсивность, качество и особенности взаимодействия общественного мнения и каналов массовой коммуникации (далее МК) — можно изучать методом «наложения» двух полей. Одно из них — поле массового сознания или то пространство, в пределах которого высказываются оценочные суждения относительно состояния экологических проблем, второе — пространство, в границах которого телевидение, радио, печать отражают те же проблемы и отношение к ним, формируя и выражая мнение общественности. Взаимодействие тем интенсивнее, чем больше совпадают между собой конфигурации полей. Частичное совпадение полей (средняя или низкая эффективность), когда далеко не вся аудитория, а лишь определенная, большая или малая ее часть находится в относительном согласии с точкой зрения на экологические проблемы, характерной для отдельного канала МК или какой-то части сообщений, передаваемых по данному каналу. Реализация метода оказывается не простым делом. Принципиальные, «пороговые» сложности заключает в себе процедура измерения поля сознания, кроме того, протяженность и конфигурация этого поля зависят от действия ряда факторов. Определенные части содержания, передаваемые СМК, отфильтровываются в потоках личных впечатлений и в каналах межличностного общения и, только пройдя эти фильтры, закрепляются в сознании отдельных слоев и групп.

Здесь возникает несколько типичных ситуаций. Ситуация А. Формирование мнений всегда происходит при непосредственном участии повседневного опыта людей и тех отношений передачи социального влияния, которые существуют между ними, но в данном случае указанный опыт и указанные отношения действуют «заодно» с СМК. Ситуация Б. Она является альтернативой ситуации А. Это случаи, когда отношение к экологическим проблемам, формирование точек зрения, мобилизация общественного мнения образуются вне зависимости или при слабой зависимости от деятельности СМК. Личный опыт людей и оценки, складывающиеся в их непосредственном окружении, доминируют над официальными источниками и начинают перекраивать, переделывать, видоизменять структуру общественного мнения. Именно поэтому при анализе достаточно стабильных, устойчивых элементов общественного мнения и общественных взглядов на экологические проблемы следует найти условия, когда начинают действовать обособившиеся от СМК механизмы. Можно назвать наиболее важный случай. Он возникает тогда, когда из каналов МК по разным причинам вытесняются события, затрагивающие общественное мнение, т.е. высоко актуальные для массы людей. В итоге спонтанно действующие механизмы и формы передачи информации становятся едва ли не единственным источником сведений, находящихся в центре интересов общественности. И хотя их влияние поддается изучению с большими трудностями, общая оценка силы неформальных каналов, равно как и личного опыта, должна быть выявлена применительно к особенностям и контексту возникновения экологических проблем и их отражения в массовом сознании.

Здесь также дают знать о себе особенности исторического и национального сознания, если речь идет о том, как воспринимают экологические проблемы люди, принадлежащие к различным этническим общностям. Характер взаимодействия общественного мнения и средств массовой коммуникации во многом объясняется действием не только общественной идеологии, но и влиянием элементов общественной психологии и традиций, которые играют важную роль в отношениях человека и среды.

Следующая группа факторов — это мера совпадения содержания СМК и суждений общественного мнения с реальностью. Люди, смотрящие на повседневную действительность «сверху» и «снизу», видят разные ее лица. Различные социальные позиции, с одной стороны, претендуют на различные знания, на различные способности к коммуникации. С другой стороны, они не порождают новые типы воззрений, характерные образцы сравнений, оценок и присущие им коммуникационные потребности. Указанные различия порождены действием общественных закономерностей. Взгляд на ту или иную проблему социальной жизни обусловлен положением людей в социальной структуре. Одна из ключевых задач поэтому состоит в изучении экологического сознания на уровне различных социальных групп. Это позволит выявить не только многообразие взглядов носителей общественного мнения и каналов МК на существо проблем экологии человека, но и обнаружить борьбу мнений, точек зрения, столкновения позиций и социальных интересов. Отсюда открывается возможность установить, какие слои населения готовы к тому, чтобы разделить ответственность за судьбу сохранения и защиты окружающей среды и какие пути для этого они предлагают использовать. Еще одна сторона дела — соотнесение выявленных взглядов, позиций, идей, представлений, норм и ценностей с объективным состоянием экологических проблем. Слишком заметные несовпадения мира реального с мнением о мире и символическим отражением мира в содержании телевидения, радио, прессы указывают на то, что взаимодействие общественного мнения и системы МК осуществляется с серьезными помехами, идет по неправильному пути, а возможно является дисфункциональным в некоторых своих чертах и элементах. Экспертиза выявленных состояний общественного мнения и качества массовой экологической пропаганды опосредованно связывает качество мнений и качество экологической пропаганды с реальными проблемами окружающей среды. Учет перечисленных выше факторов является условием, без которого невозможно сопоставить восприятие проблем окружающей среды общественным мнением с отражением тех же проблем каналами МК.

Сама возможность введения типов экологических представлений основывается на идее, согласно которой МК выступает не в виде распространения каких-то отдельно вычленяемых и суммируемых «атомов» сознания, например, знаний, ценностей, норм, практических установок, эмоционально-чувственных установок, а в форме распространения моделей, связывающих человека (в том числе самого себя) как субъекта деятельности с окружающей средой. Модель восприятия понимается как некоторая обобщенная познавательно-оценочная схема, на основе которой субъектом признается существование и определяется значимость определенных явлений, например, экологических ситуаций и причинно-следственных связей между ними. Или это — модель (образец) отражения, постановки и решения экологических проблем, эталон их понимания и задания плана практической деятельности. На основе таких моделей восприятия экологической ситуации или способов интерпретации экологических проблем носителями общественного мнения трактуется также субъективная значимость самих проблем, прогнозируется направление их изменения и т.п. Конституирующим началом каждого конкретного способа интерпретации тех или иных экологических ситуаций может быть как рациональная система представлений (идеология, наука), так и эмоционально-образное отражение мира, синтезирующее нерационализируемые аспекты сознания. Например, ощущения опасности, неосознанные стремления и т.д. или донаучные мифологические представления в их символическом виде, а также различные социально-психологические стереотипы. Однако в сознании современной массовой аудитории и в передаваемых сообщениях СМК рациональные элементы обязательно присутствуют даже тогда, когда сам способ интерпретации основан на подчеркнутом преобладании какого-то эмоционально-образного элемента. И наоборот — доминирование рационального научно-идеологического начала совсем не исключает возможности включения в способ объяснения экологической проблемы эмоциональных и даже иррациональных компонентов. Степень совпадения экологических моделей массового сознания с моделями в текстах сообщений прессы, радио, телевидения выступает критерием успешности или неуспешности взаимодействия общественного мнения и МК, а в другом, весьма близком измерении служит мерилом эффективности массовой пропаганды по защите окружающей среды.

До последнего времени чаще всего эффективность МК рассматривалась в языке целеполагания, когда ее сопоставляли с тем, в какой мере коммуникатору (средству МК — социальному институту) удавалось реализовать цели производства, распро-странения и передачи информации. Роль показателей эффективности здесь выполняли предрассчитанные изменения в сознании и поведении аудитории под влиянием переданных и принятых сообщений. Целевой подход позволяет оценивать деятельность СМК с точки зрения создаваемого ими идеологического эффекта — результата распространения вполне определенной, социально обусловленной системы обобщенных взглядов на объективный мир, на место человека в природе и обществе, на характер взаимоотношений людей с окружающей действительностью. Такая система взглядов всегда выражается через заданную наперед структуру понятий, ценностно-нормативных высказываний. На этом уровне анализа различных образований общественного сознания, в том числе массового экологического, и эффективности влияния МК ведущим является принцип, или критерий, рациональности. Поскольку цели передачи информации связываются с изменениями в поведении, постольку целевой подход предполагает оценку воздействия каналов МК с точки зрения порождаемой ими социально-политической эффективности. Последняя выражается через уровень различных социальных проблем, включая, разумеется, проблемы экологии человека. Самая существенная сторона социально-политической эффективности — масштабы вовлечения самых широких слоев общественности в непосредственное решение этих проблем путем мобилизации общественного мнения, вовлечения подавляющего большинства населения в соответствующий вид практической деятельности. Рациональность как некоторый критерий эффективности пропаганды, всей деятельности каналов МК по формированию и выражению общественного мнения и здесь сохраняет за собой свое значение. Однако целевой подход и его применение связаны с рядом существенных ограничений.

Прежде всего целеполагание не является прерогативой коммуникатора. На цели передающего субъекта по мере развития и обогащения социальных отношений накладываются цели субъекта, воспринимающего информацию, т.е. аудитории. Изучение эффективности необходимо включает в себя анализ взаимодействия субъектов информационной деятельности, расчет оценок согласованности и рассогласованности целей, с которыми названные субъекты вступают в информационные отношения. Насыщенные и полнокровные социальные связи общественного мнения и СМК не сводимы к его формированию. Система массовой информации тем результативнее, чем интенсивнее она выражает позиции общественности.

Наконец, нельзя не видеть и того, что целевой подход обходит проблему дисфункциональности МК, когда результатом передачи информации является эффект, полностью противоположный или частично рассогласованный с заранее выбранной целью конкретного коммуникативного акта, или в другом измерении не соответствующий нормативным установкам, общественным ожиданиям, критериям общественно необходимого.

Второй аспект изучения экологического сознания населения — его поведенческая реализация в про- и антиэкологических поступках, в реальном участии в различных природоохранных мероприятиях. Пробуждение импульсов к такому участию, преграждение антиэкологического и поощрение проэкологического поведения несомненно является одной из основных целей массовой пропаганды охраны среды. С этим аспектом тесно связана и проблема увеличения реальных возможностей, доступных населению форм деятельности, создаваемых различными социальными институтами по охране окружающей среды.

Ключевым звеном в функционировании и формировании экологического сознания выступает способ интерпретации экологических проблем, который отражает как уровень знаний, так и ориентацию субъекта на определенный тип действий. Специфика подхода СМК к экологическим проблемам, различия в экологическом сознании разных социальных групп, близость массовых представлений к тем или иным групповым разновидностям экологического сознания требует поиска показателей, способных охватить интегральный характер отношения людей к экологическим проблемам. Это может быть парадигмальный подход. Он по отношению к фактам действительности означает, что любое явление интерпретируется как пример какого-то более общего отношения, тенденции: если это так, то наиболее вероятная причина состоит в том-то (или наиболее вероятным следствием будет то-то), поэтому следует поступить так-то, исходя из таких-то норм. Применительно к экологическим проблемам эту схему можно перефразировать: если состояние среды (ухудшается, улучшается), то причиной этого могут быть (такие-то общие закономерности, обстоятельства, люди, инстанции и т.д.), следствием этого могут быть (болезни, социальные бедствия и т.д.), поэтому нам (вам) следует делать (думать, решать) то-то, исходя из ценностей (равновесия природы, развития общества, интересов экономики, здоровья человека и т.д.). Система категорий, разработанная для описания различных парадигм экологического сознания, включает следующие классы признаков:

А. Осознание экологической ситуации как проблемной, ощущение противоречия

В. Характер оценки опасности ситуации, эмоциональный настрой. Г. Причины возникновения, факторы, детерминирующие ситуацию А.

Д. Предлагаемые меры, решения для улучшения ситуации А.

Е. Предписания, ожидания к деятельности социальных субъектов. Приведенные категории образуют «парадигму» отношения субъекта к экологическим проблемам.

Центральное место занимают базисные ценности, так как именно они являются основой как видения проблемы, так и поиска решений. Ценности, связанные с охраной среды, можно разделить по масштабу и содержанию. По масштабу мы различаем индивидуальный уровень (здоровье, развитие внутреннего мира личности, удовлетворение потребностей в эстетическом наслаждении, комфорте, безопасности), уровень функционирования отдельных общественных институтов (в сфере науки и техники, экономики, права, политики, управления), общенациональный уровень (культурное наследие, национальное богатство), глобальный уровень (будущее человечества, природное равновесие). При дифференциации ценностей по содержанию выделяется субъектное начало, исходящее из потребностей, воли, идей самого человека, и объективное начало, ставящее во главу угла независимые от человеческой воли, стоящие как бы над ним общественные и природные системы. В самом общем виде эти общие начала можно было бы определить как равнозначные цели «развития человека», цели «развития общества» и цели (или, вернее, законы) «развития природы». В «идеальной модели» экологического сознания все эти начала должны быть взаимно увязаны так, чтобы ни развитие человека, ни развитие общества не ставились бы в противовес друг другу и природе. Очень существенным, с точки зрения активного участия населения в охране среды, является наличие связей между субъективным и объективным началами: с одной стороны, между потребностями личности и сознанием того, что их удовлетворение наилучшим образом может быть обеспечено только в согласии с природным и общественным развитием, с другой стороны, признание того, что решение общезначимых проблем охраны среды может быть наиболее успешным тогда, когда оно сопрягается с созданием наилучших условий для обеспечения потребностей развития личности. В этом смысле антиэкологическими являются не только идеи господства человека над природой, но и пренебрежение естественными потребностями человека в физическом и душевном благополучии, в сохранении своих социальных связей и культурных корней. И, конечно, нельзя искусственно устранить и общественную специфику взаимодействия человека и природы через труд как основу развития не только общества, но и личности.

Одной из основных проблем развития экологического сознания можно считать соединение индивидуального, общественного и природного начал в системе ценностей, из которых люди исходят, оценивая серьезность экологических проблем и выбирая пути их решения. В соответствии с делением ценностей можно классифицировать также причины возникновения и меры для решения экологичес-ких проблем: а) зависящие от поведения и сознания личности и групп (недостаток знаний, неразвитость нравственных и эстетических начал, пренебрежение культурными традициями, преобладание потребительских установок и т.д.); б) зависящие от деятельности различных институтов нашего общества (недостатки техники, экономики, управления, законодательства и т.д.) и в) зависящие от обстоятельств, неподвластных личности, группе, конкретным социальным институтам.

Категориальная схема парадигмального подхода позволяет высветить следующие аспекты экологического сознания:
отношение к экологическим проблемам с индивидуальной или общественной точек зрения; осознание значения и роли деятельности различных социальных институтов как в ухудшении состояния среды, так и в решении экологических проблем; готовность к реальному изменению существующего положения как личным участием, так и в более общем масштабе.
Таким образом можно создать систему показателей, с помощью которых выясняется, какие основные тенденции наблюдаются в массовом отношении к экологическим проблемам, какую роль при этом играет экологическое воспитание и МК, а какую — столкновение людей с реальным проявлением экологической опасности. Это позволяет выявить как общее, так и особенное в способе восприятия и интерпретации экологических проблем, нащупать закономерности формирования экологического сознания.

Использование понятий «парадигма экологического сознания» или «способ объяснения экологической ситуации» помогает дополнить традиционность целевого подхода и достроить систему оценок эффективности процессов МК, которая рассчитывалась на его базе. Целью воздействия МК на общественное мнение, в частности, является распространение среди населения проэкологической и научно обоснованной модели восприятия проблем экологии человека. Какие свойства этой модели восприятия могут считаться критериями надлежащей идеологической эффективности информационного процесса, формирующего общественное мнение? Этими критериями, коль скоро речь идет о диагностике состояний общественного мнения, являются:
распространение экофильных ценностных ориентаций; передача и акцентирование сведений о реальной экологической ситуации и связанных с ней основных общественно значимых проблемах, факторах, мерах, последствиях; повышение субъективной вовлеченности, эмоциональной и практической направленности парадигм экологического сознания; достижение динамичности, разносторонности, внутренней целостности массовых экологических представлений.
Социально-предпочтительная тенденция состоит в росте эффективности путем снижения неполноты, нерасчлененности, рассогласованности способов объяснения экологических ситуаций соответствующими группами и слоями аудитории, в уменьшении влияния на их структуру стихийных элементов массового сознания. На базе сопоставления характера парадигм, распространяемых СМК, и парадигм, которые содержатся в суждениях и оценках общественного мнения, может быть получена информация о социально-политической эффективности. Эволюционируют не только проэкологические (экофильные) начала во взглядах, позициях, мнениях людей, но также и экофобные представления. Например, чисто потребительские взгляды на природу могут получать теоретические обоснования, научную базу со стороны сциентистских, или технократических, точек зрения на природу и окружающую среду. Нельзя не заметить, что при этом сама эволюция совершается на фоне позитивных социальных изменений: роста грамотности, повышения образованности, культуры, других тенденций, в конечном счете свидетельствующих о развитии человека. Основная идея парадигмального подхода к анализу эффективности состоит в том, что виды эффективности и типы экологических представлений должны в идеале рационализированным образом соотноситься между собой: проэкологическая ориентация должна усиливаться соответственно на идеологическом, социально-политическом и психологическом уровнях, а антиэкологические позиции — преодолеваться на тех же уровнях. Теоретически эффективность может считаться тем более высокой, чем ближе к идеалу (общественному нормативу) истинное положение вещей. Можно сказать, что экологическое сознание продолжает оставаться во многом ситуативным. Это качество отражает стадию его развития, на которой оно само руководствуется не только культурными нормами, сколько непосредственным восприятием ситуаций в окружающей среде. Выработка культурных норм, адекватных новым масштабам взаимоотношения общества с природой, интенсивная социализация экологического мышления и поведения людей происходят на наших глазах, однако они еще не стали органической частью экологического сознания. Отмечаемая черта не только характеризует аудиторию СМК (население), но и экологические представления коллективного субъекта, в роли которого выступают эти средства. Формирование «идеальных» парадигм у всего населения не является целью, которую можно было бы выдвинуть перед каким-либо отдельным каналом МК. Такая задача зависит от других институтов воспитания, просвещения, участвующих равноправно с СМК в формировании экологического сознания. Кроме того, каналы МК в реальности приближаются к такой цели с разных сторон, исходя из своих возможностей и условий, и добиваются успеха с разной степенью вероятности.

III. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

В свете концепции устойчивого развития идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологической необходимости — таковой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества общество призвано задавать через образовательные системы.

В зависимости от специфики понимания кардинальных вопросов человеческого бытия возможны различные философии образования и, соответственно, различные концепции подготовки будущего специалиста. Однако целевая установка этих концепций имеет ряд общих черт. С одной стороны, любое образование всегда в той или иной степени соответствует реалиям времени, отражает уровень и структуру общественного сознания и воспроизводит ее. С другой, всякое образование ориентировано на будущее и призвано создавать интеллектуальные предпосылки для социального развития, проявления новых граней сущностных сил человека.

Выбор соответствующей концепции образования в общем и целом зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, богатства, многообразия потребностей общества. Сложность заключается в том, что не всегда однозначна и равносильна структура этих детерминирующих факторов. Неизбежно возникает поэтому проблема выбора, определения приоритетов как в выявлении общей стратегии, методологии образования, так и в многочисленных частных, методических вопросах преподавания отдельных дисциплин. В этом отношении разработка целостной концепции образования, его содержания, направлений сама по себе предстает как фундаментальная и комплексная проблема.

В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы, которая соответствовала бы целям цивилизации XXI века, а может быть и всего третьего тысячелетия.

В соответствии со стратегией устойчивого развития, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, отражающая перспективы XXI столетия. Акцент, таким образом, должен быть сделан на качественных сдвигах в образовании, ее ценностно-мировоззренческих основаниях, установках и содержании.

Ориентация на будущее может осуществляться путем реализации, например, опережающей модели образования.27 Качественный сдвиг в образовании вызовет цепные реакции в других сферах человеческой деятельности и ускорит переход к устойчивому развитию современной цивилизации.

Качественное изменение в образовании на основе внедрения модели опережающего образования позволит повысить эффективность образования, углубить его связи с наукой и социальной практикой. Это, несомненно, приведет к повышению уровня образовательных стандартов, социальной ответственности будущих специалистов.

При определении понятия «опережающего образования» нужно иметь в виду, что это не какой-то новый принцип образования, а важная составная часть той образовательной системы, которая именуется ноосферным образованием. Цель последнего — становление ноосферы и ноосферной личности. Поэтому понятия опережающего и ноосферного образования А. Д. Урсулом считаются синонимами.

Образование, таким образом, должно ориентироваться не столько на прошлое и настоящее, сколько на будущее, т. е. на грядущие события. Последние развиваются как независимо от человека и общества, так и согласно воле людей, что позволяет формировать будущее согласно желаемым моделям и образам, которые предлагает наука. Предсказания и нормативные прогнозы будут группироваться вокруг идей становления ноосферы и перехода к устойчивому развитию. Задача заключается в том, как эту образовательную инновацию реализовать в педагогическом процессе.

«Опережающий фактор» так или иначе должен сказаться на индивидуальном обучении каждого человека. Речь идет о таких знаниях, которые ему будут необходимы на протяжении всей жизни. Важно, чтобы обучение не только приближало обучаемого к современной жизни, но и давало бы ему возможность предвидеть и выбирать более адекватно свою профессиональную и общественную карьеру.

По мнению А. Д. Урсула, опережающее образование предполагает реализацию ряда новых образовательных технологий, выполнение ряда рекомендаций, которые могут обрести свое учебно-методическое сопровождение.

1. Пересмотр всех учебных материалов-программ, планов, специальностей, специализаций, государственных образовательных стандартов под углом зрения проблем будущего и среди этого спектра знаний особое внимание должно уделяться идеям устойчивого развития. Каждый читаемый курс должен все более ориентироваться на идеи становления сферы разума.

2. При рассмотрении исторического материала также могут быть использованы идеи и выявляться тенденции, которые способствуют выживанию человечества и переходу на путь устойчивого развития. Ведь исторический материал содержит не только факты, но и описания процессов и закономерностей, которые могут оказать влияние на решение глобальных проблем цивилизации.

3. При изучении современной тематики важно связать основные проблемы, направления реформ и тенденции развития со стратегией устойчивого развития. Именно в настоящем можно формировать не только практически, но и теоретически то будущее, к которому следует стремиться.

4. Чтобы реализовать перечисленные выше трансформации образовательного процесса, направить его по ноосферной траектории, необходимо провести подготовку и переподготовку преподавательских кадров всех уровней.

5. Ноосферный ракурс образования призван в конечном счете кардинально изменить сознание людей на протяжении нескольких поколений. Результатом ноосферно-опережающего образования и соответствующей системы воспитания, а также пропаганды идей устойчивого развития должны стать новые общецивилизационные ценности, которые во многом опровергают сложившиеся стереотипы мышления.

Итак, глубокие сдвиги в жизни современного общества, особенно в его социально-экономической структуре, ценностно-мировоззренческих установках делают необходимым всестороннее рассмотрение оснований образования, переосмысление его целей и содержания. В свете стратегии устойчивого развития коренным образом должны измениться социальные условия, в которых живет человек, формируется личность. Образование призвано сыграть в удовлетворении этой потребности особую роль, вооружая каждого знаниями о человеке, его месте в обществе и взаимоотношениях с окружающим миром, создавая реальную картину современной социальной действительности, раскрывая возможности и способы самореализации в ней.

Содержание образования в современных условиях должно, на наш взгляд, способствовать:
самоопределению личности, созданию условий для ее самореализации; развитию гражданского общества; формированию у каждого человека адекватной современному уровню знаний научной картины мира; формированию социальной, экологической, политической, правовой духовной культуры общества адекватной ноосферному развитию; формированию общей культуры личности, интеграции личности в системе мировой и национальной культуры; адаптации личности к жизни в обществе, формированию человека, гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование по пути устойчивого развития; взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.
При определении содержания экологического образования необходимо учитывать общие принципы:
гуманистический характер образования, приоритет ценностей, природы, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине, ее природе; защита системой образования ценностей мировой культуры и национальных культурных традиций.
Достигнуть всего этого можно лишь через новый подход к образованию, целью которого должно стать обучение осмысленному пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. В этом плане экологическое образование сегодня приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления.

Общая стратегическая цель экологического образования находится в зависимости от путей и возможностей решения экологической проблемы как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Экологическое образование — непрерывный многоступенчатый междисциплинарный педагогический процесс, еще далеко не реализованный в современных образовательных учреждениях. Экологическая направленность привносит в образование новый комплекс философско-методологических и педагогических идей, призванных обновить его традиционную систему, определить основное направление деятельности школы, университета будущего.

Цель экологического образования — формирование у обучающихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы.

Ответственность человека по отношению к природе характеризуется и как система отношений с природой и в то же время как качества личности.

Экологическая ответственность проявляется в:
ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности; ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность; активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.
Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями людей.

Показателем эффективности формирования экологической ответственности должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Принципы построения системы экологического образования

Принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф.

Этот принцип предписывает обязательное отражение в содержании экологического образования нравственных и правовых нормативов.

Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об орга-низованности биосферы как среде жизни человече-ства, раскрытие объективных законов и законо-мерностей устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем. Решение экологических проблем опирается на космопланетарные знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.

Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление истоков экологических проблем как следствие неадекватных действий людей, пренебрегающих экологическим императивом. Различный пространственный уровень экологических явлений рассматривается во взаимосвязи с экосистемной целостностью.

Принцип интеграции естественно-научных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи.

Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования экологической ответственности личности. Следовательно, он предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей человека среды на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования, в их преемственной связи и развитии.

Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей, содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.

Социальное и нравственное воспитание как воспитание прежде всего чувства ответственности за собственное поведение становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Право Украины в период десталинизации 1954 - середина 1960-х годов
Реферат Принятие управленческого решения по изменению организационной структуры в гостиничном бизнесе н
Реферат Принудительные меры медицинского характера 3
Реферат Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
Реферат Пределы действий нормативно-правовых актов
Реферат Правовое регулирование договора поставки на примере ООО ГАЛС Фирма Стайл
Реферат Правовой режим земель сельскохозяйственных коммерческих организаций
Реферат Принудительные меры медицинского характера 2
Реферат Прокуратура Российской Федерации история, современность
Реферат Производственная практика в юридической компании
Реферат Право собственности супругов в части законного и договорного режима их имущества
Реферат Развитие земледелия в Древнем Египте и Месопотамии
Реферат Правовые детерминанты правонарушений в органах внутренних дел Украины
Реферат Пушкин в роли министра образования
Реферат Приобретение наследства