Реферат по предмету "Экология"


Экологические основы природопользования

ФГОУ СПО
Новгородскийагротехнический техникум
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ВАРИАНТ №2
Экологические основы природопользования
Студента3 курса
заочногоотделения
ТимофеевойЮ.А.
ШифрБ-10-322

Контрольныевопросы
1.Природа как объект воздействия и среда обитания человека
Человечество,является биологическим видом, в то же время представляет собой сложнуюсоциально-политико-экономическую систему, которая называется человеческимобществом.
Человеккак организм живет и развивается благодаря не прерывному обмену веществами,энергией и информацией с природой (средой обитания).
Основнуюмассу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает изприроды: животные, растения, полезные ископаемые, ресурсы воды, энергия солнцаи др.
Потребляявещества и энергию из природной среды, человек одновременно выделяет в неедругие вещества и энергии. Непрерывный процесс обмена между человеком природойприводит к изменению и развитию, как самого человека, так и сферы его обитания.Этот процесс значительно усложняется, когда человечество выступает в природе непросто как биологический вид, а как общество.
Напервых этапах развития человечества обмен веществом и энергией имел характернепосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ(вода, воздух, растительная и животная пищи).
Впроцессе развития отношений человека с природой возник новыйкомпонент-инструмент (орудие добычи пищи и одежды).
Дальнейшееисторическое развитие человека привело к появлению производства (производствапищи и производства других предметов, необходимых для более усложняющейся жизничеловека). Производство же привело к общественной организации существованиячеловека, к появлению человеческого общества.
Такимобразом, человек стал активнее вмешиваться в природу, преобразовывать природныеобъекты.
Человекстал совершенствовать сельское хозяйство, тем самым создал угрозы разрушенияпочвы.
Припроизводстве и строительстве не рационально использовались леса, что привело ктак называемому «облысению планеты» и т.д.
Такимобразом, с развитием производственных сил общества более разнообразнымстановится взаимное действие общества и природы.
Человекпроделал длинный путь от охотничье-собирательного хозяйства донаучно-технической революции.
Сначалачеловек приспосабливался к природе, затем активно вмешиваться в естественныепроцессы бороться с природой.
Внастоящее время человеческое общество все больше сил и средств вкладывает вохрану природы. Разрабатываются неразрушающие природу производства, внедряютсямалоотходные и безотходные технологии, которые позволяют оказывать минимальноевоздействие на окружающую природу без ущерба для производственного процесса.
Средаобитания человека состоит из природных и общественных компонентов, т.е. имеетдве взаимосвязанные части.
Природнаясреда обитания – это природные тела и явления, с которыми организм находится впрямых или косвенных взаимоотношениях. В природную среду водят такие элементыкак атмосфера, гидросфера, литосфера, растения и животные. Атмосфера,гидросфера, литосфера составляют не живую природную среду. Растения, животные имикроорганизмы образуют живую природную среду.
Носреда обитания человека состоит не только, из общей для всех животных,природной среды, но так же включает в себя еще и созданную самим человекомматериальную и социальную среды.
Материальнаясреда включает в себя:
1)Элементы природной среды, измененные человеком. Например лес — в парк, реку – вводохранилище.
2)Искусственные элементы: здание, сооружения, разные средства производства ипотребления.
Социальнаясреда – это организованная совокупность связи людей – от семьи до государства.В социальной среде формируются психологические, культурные, социальные иэкономические потребности человека. Без социальной среды человек не станетчеловеком, т.к. лишается культурного наследия.
Всеэти среды образуют единую сложную систему – среда жизни современного человека.
среда обитание биосфера плодородие почва
2.Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере
Впонятие «биосфера» вошло в систему знаний сравнительно недавно, в начале XXвека. Ввел это понятие академик В.И. Вернадский. До этого было упоминание о«биосфере» в работах австрийского биолога Э. Зюсса, но, тем не менее, термин«биосфера» не прижился. И только после выхода книги 1926 года «Биосфера» В.И. Вернадскогопонятие «биосфера» прочно вошло и укрепилось в науке.
Биосфера– это совокупность частей земных оболочек, которая заселена живыми организмами,находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.
Вернадскийопределил грани биосферы, указав, что в нее входят вся гидросфера земли,верхняя часть литосферы до глубины 2 – 3 километра, где еще есть живыебактерии, и нижняя часть атмосферы с воздуха до высоты, на которой возможно ещепроявление жизни.
Биосфера– это глобальная экосистема. Как любая из экосистем, биосфера состоит изабиотической и биотической частей. Абиотическая часть состоит из литосферы,атмосферы, гидросферы. Биотическая часть состоит из живых организмов (животные,растения и микроорганизмы).
Вструктуре биосферы Вернадский выделял основные четыре вида вещества:
1) Живоевещество (современные живые организмы).
2) Биогенноевещество (возникшее из живого и подвергшее переработки), например: торф, уголь,нефть, газ.
3) Косноевещество (абиотическое, образованное вне жизни), например: горные породы, минералыне затронутые прямым биогеохимическим воздействием организмов.
4) Биокосноевещество (возникшее на стыке живого и не живого), например: почва ил и другое.
Напланете живое вещество предстает не как случайное явление, а как важная частьцелостной системы. Все компоненты биосферы взаимосвязаны. Где каждый компонентиграет свою определенную и незаменимую роль в поддержании целостности биосферыкак системы.
3.Основные приемы сохранения плодородия почв. Рекультивация земель
Почвенныйпокров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы земли. Почвенныйпокров выполняет функцию биологического поглотителя, разрушителя инейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет нарушено,то слаженное функционирование биосферы необратимо нарушится.
Загрязнениепочвенного покрова становится в мире экологической проблемой.
Загрязнениепочвы называется попадание в нее различных химических веществ, токсикантов,отходов в количествах больших, чем может быть переработано в почвенномкруговороте веществ.
Почвенныезагрязнения можно разделить по источникам поступления их в почву:
1) Сатмосферными осадками (кислотные дожди)
2) Ввиде пыли и аэрозолей (автомобильные выхлопы, сажа и др.)
3) Непосредственноепоглощение почвой газообразных соединений.
4) Срастительным опадом.
Основныеантропогенные загрязнения:
1) Твердыеи жидкие отходы от перерабатывающей и химической промышленности,теплоэнергетики и транспорта.
2) Отходыпотребления (твердые бытовые отходы человека).
3) Сельскохозяйственныеотходы и ядохимикаты.
4) Радиоактивныеотходы.
Всвязи со всеми видами загрязнений, а так же при нерациональном использованиипочв человеком, происходит ее разрушение, т.е. эрозия, засоление, заболачиваниепочв, осушение болот и прямое уничтожение почв.
Ипоэтому в настоящее время производятся работы по защите почв от загрязнений:
1) Утилизация(защита земель от промышленных отходов).
2) Рекупирация(уваливание и переработка отходов).
3) Переводнеиспользованных отходов в используемые.
4) Оттяжелых металлов:
А) известкование
Б)фитомелиорация
В)глубокая плантажная вспашка.
5)От загрязнений остаточными количествами пестицидов:
А)фитомелиорация.
Б)применение быстро разлагающихся пестицидов.
В)использование растений – индикаторов.
6)От эрозии:
А)почвозащитные севообороты.
Б)агротехнические противоэрозионные мероприятия.
В)лесомелиоративные мероприятия.
Г)использование гидротехнических сооружений.
7)От засоления:
А)дренаж территории.
Б)полив дождеванием.
В)внутрипочвенное капельное мелкодисперсионное орошение.
Г)промывка пресными водами.
8)От уплотнения:
А)внесение высоких доз органических удобрений.
Б)минимализация обработки почв.
В)использование на тракторах пневмогусениц, увеличение количества опорных катковв ходовых системах и др.
9)рекультивацияземель.
Рекультивацияземель – это восстановление нарушенных земель. Искусственное воссозданиеплодородия почвы и растительного покрова, нарушенного вследствие горныхразработок, строительства дорог и каналов.
Рекультивациявключает в себя:
1) Восстановлениерельефа (засыпка оврагов, карьеров, и тд.).
2) Восстановлениепочв и растительности.
3) Лесовосстановление
4) Созданиеновых ландшафтов.
Задача №3
Определите, во сколько раз меньшечервей живет на 5 сотках на глинистых и кислых почвах по сравнению с супесчанымии суглинистыми почвами, если в суглинистых и супесчаных почвах численностьчервей обычно составляет 450 особей на 1 кв. м, в глинистых почвах – 225особей, а в кислых почвах – 25 особей на 1 кв. м.
Решение:
5 соток = 500 кв.м.
Суглинистых и супесчаных почвах –450 особей на 1 кв. м.
Глинистых почвах — 225 особей на 1кв.м.
Кислых почвах – 25 особей на 1кв.м.
1) Количествочервей в суглинистых и супесчаных почвах на 5-ти сотках.
500 кв.м. х 450(особей) = 225000(особей)
2) Количествочервей в глинистых почвах на 5 сотках.
500 кв.м. х 225 (особей) = 112500(особей)
3) Количествочервей в кислых почвах на 5 сотках.
500 кв.м. х 25 (особей) = 12500(особей)
4) Восколько раз меньше червей на 5 сотках глинистых почвах, чем на супесчаных исуглинистых почвах?
225000(особей):112500(особей)=2 (раза)
Ответ: в 2 раза меньше червей на 5сотках глинистых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.
5) Восколько раз меньше червей на 5 сотках кислых почвах, чем на супесчаных исуглинистых почвах?
225000(особей):12500(особей)=18 (раз)
Ответ: в 18 раз меньше червей на 5сотках кислых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.
Задание №3.
Пищевая цепь – это ряд организмов(растения, животные, микроорганизмы), в котором каждое предыдущее звено служитпищей для последующего, связанные друг с другом отношениями: пища –потребитель. Каждое последующее звено крупнее предыдущего. Так же пищевая цепьописывает взаимоотношения растений и животных, которые гарантируют выживаниевсем. Каждая пищевая цепь начинается с Солнца –оно дает энергию, благодарякоторой возможна жизнь начальных звеньев (растения, фитопланктон и др. )
1. Приведитепримеры цепей питания, начинающихся с мертвых растительных остатков,одноклеточных водорослей, наземных растений и заканчивающихся человеком.
А) мертвые растительные остатки –бактерии – простейшие – мелкие рачки – рыбы – хищные рыбы – человек.
Б) одноклеточные водоросли – мелкиерачки – рыбы – человек.
В) наземные растения – травоядноеживотное – человек.
2. НаКрайнем Севере, где выпадает наибольшее количество радиоактивных осадков,лишайники поглощают почти 100 процентов радиоактивных частиц, попадающих наЗемлю. Постройте пищевую цепь, приводящую радиоактивные частицы (например,стронций – 90) в организм человека.
лишайники– животное (олень) – человек
3. Составьтесхему трофической структуры водоема (на примере пруда).
Солнечный свет – водные растения –рыбы – хищные рыбы

Литература
1. В.М.Константинов «Экологические основы природопользования» Издательство Асадема. Москва.2001 г.
2. В.М.Лиходет «Экология». Издательство Феникс. Ростов –на – Дону. 2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.