Реферат по предмету "Экология"


Экотропа в Воронцовском парке г. Москвы

Конкурс
научно-экспериментальныхисследований и прикладных разработок школьников в области биоэкологии «БИОТОП»
Номинация:/>
«Охрана природы и рациональное природопользование»
Проект
«Экотропа в Воронцовском парке г. Москвы»
Выполнили:
Чернышев И., 7 класс Б
Галыгин Е., 7 класс Б
ученики ГОУ СОШ №121
Объединение «Юный натуралист», МГСЮН
Научный руководитель:
Авдеева Н.В.
учитель биологии, ПДО МГСЮН
Москва – 2010

Введение
 
Актуальность. Под экологической тропой понимаютэкскурсионный пешеходный маршрут, разработанный для ознакомления с ценнымиособенностями местного ландшафта, учитывающий задачи экологического образованияи природоохранной пропаганды [1].
Население г. Москвы частоне подозревает, что в городе могут произрастать ранневесенние эфемероиды,зимнезеленые виды, папоротники и много других видов растений. Нередко попадая взагородный лес, человек видит эти растения в первый раз. Это говорит о низкойэкологической культуре населения и об острой необходимости просветительскойработы в дополнение к работе озеленителей [2].
Важнейшимсредством экологического образования является организация разнообразных видовдеятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы.Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебнаяэкологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целяхприродная территория, на которой создаются условия для выполнения системызаданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природномокружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.
Выбирая трассу тропы,наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимостисоблюдения природоохранных требований. Маршрут следует планировать такимобразом, чтобы он по возможности обходил стороной места обитания редких видовфлоры и фауны, занесенных в Красную книгу или охраняемых специальнымипостановлениями.
Лучший способ защитыпочвы и растительности от уничтожения и деградации заключается в созданииблагоустроенных пешеходных дорожек с твердым покрытием. Поэтому предлагаемыймаршрут экологической тропы проложен с учетом имеющейся в парке тропиночнойсети или проходит по асфальтированным дорожкам.
Цель экологическойтропы: познакомитьшкольников с первоцветами парка и их биологическими особенностями, начатьпросветительскую работу среди населения.
Время проведения: весна.
Задачи:
· познакомитьучащихся с особенностями первоцветущих растений;
· расширить знанияучащихся по флоре Москвы;
· научить визуальноопределять растения Красной книги города Москвы;
· повторить правила поведения в природе.
Материал и методы. В 2008–2009 году была проведена работа по организации тропы вВоронцовском парке г. Москвы. Материал получен в результате обобщения доступнойдля изучения информации и собственных наблюдений методом маршрутных экскурсий.Исследован состав и структура растительности, выявлены редкие растения.
Оборудование: лупа, фотоаппарат, блокнот и ручка.

Характеристикаэкологических троп
Как отмечаетВ.П.Чижова, бывают разные виды экологических троп [5, 6]. Как и туристскиемаршруты, экологические тропы могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевымии радиальными (в последнем случае, путь туда и обратно проходит по одной и тойже тропе). С точки зрения восприятия ландшафта и получения информации первыетри типа (линейный, полукольцевой и кольцевой) предпочтительнее четвертого.
Тропы такжеразличают по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации.
Тропы можноподразделять по возрастным категориямнаселения. Тропы для дошкольникови учеников младших классов, а так же для посетителей в возрасте более 60 летдолжны быть короче и легче для прохождения, чем для молодежи и людей среднеговозраста. Однако сделать это достаточно сложно, особенно в данном случае, таккак мы ориентируемся на расположение уникальных растений в парке. Кроме того, вВоронцовском парке, по нашим наблюдениям, можно встретить представителей всехвозрастных категорий. Поэтому, сделать так, чтобы нашей тропой пользоваласьтолько определенная категория посетителей, практически нереально. Поэтому присоздании экологических троп приходится ориентироваться на «усредненногопосетителя», разрабатывая при этом варианты экскурсий для разных возрастных ииных категорий.
Есть еще рядкритериев для классификации экотроп, например, способ прохождения. Большинствогородских троп предназначены только для пешеходов, редко для велосипедистов.При наличии соответствующих природных условий можно создавать тропы также дляводных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды и т.д.Различные способы передвижения могут сменять друг друга на маршруте. В нашемслучае предлагается экологическая тропа для пешеходов.
Основнымкритерием классификации троп природы В.П. Чижова считает их назначение:познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебныеэкологические. Каждый тип имеет свою специфику.
Экологические тропырешают задачи просвещения, обучения и воспитания, а также способствуютохране природы. Они регулируют поток посетителей, распределяя его вотносительно безопасных для природы направлениях. Экотропы обеспечиваютвозможность природоохранного режима на определенной территории, так какоблегчают контроль величины потока посетителей и выполнение установленныхправил.
Функции экологических троп:
1.  Эколого-просветительская:
· сочетаниеактивного отдыха посетителей экотропы в природной обстановке с расширением ихкругозора;
· формированиеэкологической культуры как части общей культуры взаимоотношений между людьми имежду Человеком и Природой.
2.  Природоохранная:
· локализацияпосетителей природной территории на определенном маршруте.
Экологические тропыявляются одним из средств экологического воспитания и образования населения.Экологические тропы дают сведения об объектах, процессах и явлениях окружающейсреды, способствуют формированию экологической культуры человека. Важносоздавать экологические тропы в городе, так как природа здесь испытываетусиленную рекреационную нагрузку, которую можно регулировать с помощьюэкологических троп [3].
Впервыепонятие природная или экологическая тропа появилась в США. В начале векалесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника дляпешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К1922 году пешеходнаятропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии наюго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделаласьлюбимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки:сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные избольших троп – Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская назападном побережье США. Такие же тропы стали создавать в других странах мира:Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.
ВРоссии впервые пешеходная тропа появилась в 1916 году [9]. По указанию князяЛ.С. Голицына ее вырубили в Крымских скалах, в 7 километрах от Судака. С техпор эту тропу с каменными лестницами, смотровыми площадками и неповторимымивидами на море называют Голицынской. Особенно живописна ее прибрежная часть.Тропа начинается в поселке Новый Свет, ее длина – 5 тысяч 400 метров. Широкоераспространение познавательные экологические маршруты получили на территориибывшего СССР в начале 60-х годов прошлого века, причем в Эстонии онипользовались особой популярностью. Сегодня практически все зеленые территорииэтой Прибалтийской страны имеют тщательно спланированные сети экологическихтроп. Наиболее известны тропы Первого национального парка Эстонии Лахемаа сдвухсотлетними борами, ледниковым рельефом и озерами.
В 2002 годудля Национального парка «Лосиный остров» был созданисторико-экологический маршрут «Тропою Вятичей» (разработанЭкоЦентром «Заповедники») [8]. Это пешая экотропа протяженностью 3,5км, длительность экскурсии 2,5–3 часа.
Летом 2008 годаначалось оформление эколого-просветительских маршрутов Алтайского заповедника.Сотрудники поставили своей целью повысить удобство и комфорт эстетическоговосприятия красоты природы и сберечь её от возможных губительных последствийпосещения человеком. Главный принцип – использование натуральных материалов, сминимальным применением элементов искусственной обработки.
На кордонеБеле и на песчаной косе Карагай, силами сотрудников заповедника были оформленыместа отдыха эколого-просветительских маршрутов. «При оформлении мыиспользовали природные материалы» – рассказывает Шичков Яков, – «восновном это стволы деревьев и коряги, которые ежегодно выносит весеннимполоводьем на берега Телецкого озера». Эффект получился фантастический.Несколько сухих жердей, переплетенных между собой и покрытых лиственной корой –вот и готов удобный навес для костра. Пара распиленных пополам сухих бревен«топляка» – и ансамбль дополняют простые замечательные скамейки [7].
В Москвепервая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в Измайловскомпарке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под руководствомлаборатории экологического образования. Тропа действует в летне-осенний сезон.По ее маршруту проводятся программные экскурсии для учащихся этой и других школрайона и города. В порядке распространения опыта организаторы, истаршеклассники проводят экскурсии для зарубежных специалистов, директоров изавучей московских школ, методистов и учителей Москвы. Информационные щиты,установленные на тропе, привлекают внимание значительного числа посетителейлесопарка.
Организацияэкологических троп в Москве имеет давнюю эколого-просветительскую традицию. Внастоящее время для посетителей открыты экологические тропы на пяти особоохраняемых природных территориях г. Москвы:природный заказник «Воробьевы горы», памятник природы «Серебряный бор»,комплексный заказник «Петровско-Разумовское», природно-исторические парки«Битцевсий лес», «Кузьминки-Люблино». Сегодня в столице существуетэкологическая тропа в Измайловском парке. С августа этого года открыт дляпосещения экомаршрут в природном парке Серебряный бор.
Сейчасв комплексном заказнике «Петровско-Разумовское» готовится к открытию «Тропаюных лесоводов», предназначенная для знакомства школьников с леснымипрофессиями. На территории природного парка «Долина реки Сходни» в Куркинопроводятся экскурсии по необорудованному экомаршруту «Куркинское кольцо»,начаты работы по оформлению и благоустройству 1-й очереди экологической тропы [9].
За последниепять лет в нашей стране часто организуют тропы в окрестностях школ, пионерскихлагерей, где они создаются силами самих школьников. Такие маршруты получилиназвание учебных экологических троп.
Сам процесссоздания и последующего использования такого типа троп несет в себе большойвоспитательный и образовательный эффект.
Во-первых,сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителямсоздавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования ивоспитания.
Во-вторых,оборудованная тропа помогает организовать учебную деятельность, так как онастановится своеобразным учебным кабинетом в природе.
В-третьих,она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по нейсамостоятельно, без экскурсоводов.
Оборудованиетропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системеэкологического образования. «Учебный кабинет в природе» позволяет:
· сочетатьумственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающейприродной среды;
· применить знанияиз школьного курса;
· выработать навыкиправильного поведения – разумного, сознательного отношения к природе.
 

Предлагаемый маршрут экологической тропы в Воронцовском парке
Маршрут экологическойтропы начинается на территории парка у входа в Троицкий храм. Здесь обнаруженысразу два вида растений ландыш майский Convallaria majalis L. и мать – и– мачеха обыкновенная Tussilago farfara L (остановка 1).
Поляна ветреницы лютичнойAnemone ranunculoides L. расположенапод кустами лещины(остановка 2) в 5 метрах от асфальтированной дорожки в 30 метров от предыдущейточки.
Ещечерез десять метров можно встретить разбросанно расположенные экземплярымедуницы неяснойPulmonária obscúra (остановка 3),спрятанные среди прошлогодней листвы.
В наиболее дикой частипарка (остановка 4) встречается растение Красной книги Москвы перелескаблагороднаяHepatica nobilis Mill.Это достаточно красивое растение, оказывается, удалено от пешеходной зоны,делается незаметным на фоне листвы, вытаптывание данной территории непроисходит, поэтому растения находятся в достаточно хорошем состоянии.
КопытеньевропейскийAsarum europaeum L. можно обнаружить в двух точках (остановка5 и 6). Листья заметны за счет своей темно-зеленой окраски. Обнаружить цветкиочень сложно, необходимо запастись лупой.
Еще одно растение, накоторое стоит обратить внимание, расположено у границы парка, вдоль небольшогоовражка под кустами орешника ковром покрывает землю чистяк весенний Ficariaverna Huds, массовое цветение происходила немного раньше, но отдельныеэкземпляры все еще цветущих растений можно обнаружить (остановка 7).
 

Выводы
 
1.  В результате работы была разработанапримерная схема экологической тропы по первоцветам Воронцовского парка г.Москвы, с учетом особенностей данной территории.
2.  Выявлены 4 вида редких растений(медуница неясная, чистяк весенний перелеска благородная, ветреница лютичная) ипредложены меры по их сохранению.
3.  Экологическая тропа применяется приработе со школьниками в ГОУ СОШ №121, в 6 классе на уроках биологии в теме«Охрана растений».
4.  Подготовлены листовки с фотографиямипервоцветов для просветительской работы с населением.
 

Список источников информации
 
1. Чижова В.П.,Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: ВО «Агропромиздат», 1989. – 157 с.
2. Сафронова Ю.В.Многолетние травянистые растения неморального комплекса в озеленении Москвы.Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вып.5-6. Системная экология:Сб. науч. Трудов. – М.: Изд-во РДН, 2004. – 100 с.
3. Сун-ден-хо В.С.Организация экологической тропы на побережье озера Байкал. Актуальные проблемыэкологии и природопользования. Выпуск 5-6. Системная экология. Сб. науч.трудов. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 100 с.
4. Чижова В.П.Петрова Е.Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) – Сб.«общество и природа» МГУ, 1981.
5. Чижова В.П.«Тропа в гармонии с природой». Сборник российского и зарубежногоопыта по созданию экологических троп. М.: «Р. Валент», 2007. – 176 с.
6. http://www.ecosystema.ru/
7. http://www.altai-republic.com/
8. http://wildnetru.blogspot.com/
9. http://www.ecocity.ru/insertfiles/gorod_eko_marsh.pdf


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.