Реферат по предмету "Экология"


Экология и историческое развитие человечества

Содержание
Введение
1. Экологическиеособенности вида. Человек разумный
2. Историческое развитиечеловечества
3. Экологические типылюдей
Заключение
Список литературы
Введение
Своеобразиеэволюции человека заключается в том, что постепенно биологические эволюционныефакторы теряют свое ведущее значение и уступают место социальным факторам.Накапливался опыт изготовления орудий труда, совершенствовались сами орудия.Рука становилась не только органом труда, но и изменялась как продукт труда.Благодаря стадному образу жизни, у предков человека развивались сложные формыобщения, вначале в виде мимики, жестикуляции, звуков. Все это способствовалосовершенствованию высшей нервной деятельности предков человека. Огромноезначение в становлении человека сыграло использование в пищу мяса. Помимовысокой питательности мясной пищи, наличия в ней определенных незаменимыхаминокислот, которых нет или очень мало в растительных продуктах, использованиемяса стимулировало развитие охоты, а впоследствии и разведение домашних животных.Это в свою очередь усиливало взаимосвязи внутри группы и развитие общества.
В настоящеевремя на Земле проживает около 5 млрд. человек, говорящих более чем на 2,5 тыс.языках и разделяющихся на 3 или 5 больших рас. В первом случае этоэкваториальная (негроавстролоидная), евразийская (европеоидная),азиатско-американская (монголоидная) расы, во втором — негроидная,австралоидная, европеоидная, монголоидная, американская расы. Благодаряпостоянному смешению рас (межрасовым бракам), происходит сглаживание морфологическихразличий между ними. Это позволяет выделить внутри рас еще около 30антропологических типов или вторичных рас: индо-средиземноморскую, балтийскую,индейскую, малайскую, австралоидную и др.
Цель даннойработы – изучить экологические типы людей и условия их формирования в процессеразвития человечества.
Задачи:рассмотреть особенности вида Человек разумный, историческое развитиечеловечества и современную ситуацию с экологическими типами людей.
1. Экологическиеособенности вида Человек разумный
Раздел экологии, изучающий закономерности взаимодействия человекаи человеческого сообщества с окружающими природными, социальными,эколого-гигиеническими и другими факторами, называется экологией человека.
Человек — создание природы и остается ее частью. Организм человекаразвивается по общим для всех живых существ законам. Ч.Дарвин распространил начеловека основные положения эволюционной теории и доказал его происхождение от«ниже стоящей животной формы». Происхождение человека, становление его как виданазывается антропогенезом.
Движущими силами антропогенеза являются биологические факторы исоциальные факторы. Биологические факторы — это наследственность, изменчивость,борьба за существование и естественный отбор. Социальные факторы — трудоваядеятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.
Для человека свойственны не только биологические, но и социальныеадаптации к условиям окружающей среды. На первых этапах антропогенезаестественный отбор имел решающее значение. Под его действием формировалисьморфологические особенности человека (мозг, кисти рук, прямохождение). Вдальнейшем, овладев культурой изготовления орудий труда, воспроизводством пищи,устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатическихфакторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительнойстепени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческогообщества само формирование человека стало невозможным. Человек, изменяя средусвоего обитания, строит собственную экологическую систему.
Таким образом, человек имеет биосоциальную природу. Он растет иразвивается под воздействием двух программ. Биологическая программа определяетстроение и физиологические особенности человеческого организма. Онасформировалась в результате биологической эволюции, передается по наследству,ее материальным носителем являются хромосомы. Социальная программа —формирование личности человека под влиянием окружающих его условий. Онасформировалась в результате развития человеческого общества, не передается понаследству. Социальную сущность человека составляют культура, образование,мораль, совесть и т.п.
В современном человеческом обществе естественный отбор, хотя изамедлил свое действие, идет на всех стадиях онтогенеза. Сохранил свое значениев человеческом обществе мутационный процесс. В некоторых районах нашей планетычастота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами[1].2. Историческоеразвитие человечества
Филогенетическое дерево человека разумного построено еще только вобщих чертах. Основные стадии эволюции человека охарактеризованы в таблице 1.
Таблица 1
Основныестадии эволюции человекаПризнаки Антропоиды
  Дриопитек Австралопитековые Австралопитек Человек умелый Древнейшие люди Питекантроп Синантроп Древние люди Неандерталец 1 2 3 4 5 6 Возраст, лет 18 млн. 5 млн. 2-3 млн. 2 млн-200 тыс. 250-35 тыс. Внешний вид Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом; могут находиться в вертикальном положении Масса до 50 кг, рост до 150см, руки свободны, прямохождение Фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы не отведен в сторону Рост около 160 см, массивный костяк, положение тела полу- согнутое Рост 155-1 65 см, коренастые люди, ходили несколько согнувшись
 
Объем мозга, см3 550-650 750 700-1200 До 1400
  Череп Череп близок по строению черепу человекообразных обезьян Массивные челюсти, небольшие резцы и клыки Зубы человеческого типа Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены Скошенные лоб и затылок, большой надглазничный валик, подбородочный выступ развит слабо
  Орудия труда Манипуляция с окружающими предметами Систематическое использование естественных предметов Изготовление примитивных орудий труда Изготовление хорошо выделанных каменных орудий труда Изготовление разнообразных каменных орудий труда
  Образ жизни Стадность Стадность, охота, собирательство Кооперирование во время охоты и групповая защита Общественный образ жизни, поддержание огня, примитив-ная речь Коллектив-ная деятель-ность, забота о ближних, продвинутая речь
  /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Вид Человек разумный (Homo sapiens), которому относятсясовременные люди, в настоящее время разделен на 3 или 5 больших рас. В первомслучае это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) иавстрало-негроидная (экваториальная), во втором — европеоидная, монголоидная,американская, австралоидная и негроидная расы. Расы появились в результатерасселения и географической изоляции, видимо, популяций неоантропов, живших вразных природно-климатических условиях. С формированием социальныхвзаимоотношений и ослаблением действия биологических факторов темпы эволюциичеловека как вида резко снизились, и ни одна из рас не достигла видовогообособления.
Различия между расами заключается в морфологических особенностях:цвет кожи, волос, глаз, форма носа, губ и т.д. Эти различия, скорее всего,связаны с адаптацией к условиям окружающей среды. Так, темная кожа негроидовпредохраняла организм от ярких солнечных лучей, в шапке курчавых волоссоздаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Светлая кожа европеоидовпропускает ультрафиолетовые лучи и этим предохраняет от рахита, узкийвыступающий нос способствует согреванию вдыхаемого воздуха. Монголоидная расахарактеризуется прямыми жесткими волосами, уплощенностью лица, уменьшающейвозможность обморожения, сильно выдающимися скулами, наличием эпикантуса(складки в углу глаза) — адаптациями к суровому, с частыми пылевыми бурамиклимату Центральной Азии.
О единстве вида Homo sapiens свидетельствует то, что все расычеловека равноценны в биологическом и психологическом отношениях и находятся наодном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех рас в пределахнормы реакции способны к достижению больших высот в развитии культуры ицивилизации. Также о видовом единстве свидетельствуют неограниченныевозможности скрещиваний с образованием плодовитого потомства.3. Экологические типылюдей
История развития и распространения человечества по планете говорито том, что люди достаточно легко приспосабливаются (адаптируются) к новымусловиям среды. Разные условия жизни на Земле способствовали формированиюразличных адаптивных типов человека: арктического(жители Заполярья), тропического (население тропического и субтропического поясов), аридного (обитателипустынь), высокогорного (жители гор) и континентального (население умеренного пояса Земли).
Люди, принадлежащие к разным адаптивным типам, различаютсястроением тела, темпом развития и созревания организма, уровнем обмена веществи некоторыми особенностями работы дыхательной, опорно-мышечной, выделительной икровеносной систем. Самые высокие показатели скорости развития и уровняметаболизма характерны для арктического адаптивного типа, а самые низкие — длявысокогорного адаптивного типа. В течение жизни человека факторы окружающейсреды не всегда действуют постоянно и с одинаковой силой. Они могут резко инеожиданно меняться. Люди реагируют на такие влияния по-разному. Организм однихспособен выносить длительные нагрузки, например, во время пребывания в условияхнизких температур Заполярья. Зато у других он быстрее восстанавливается послекратковременного, но сильного воздействия неблагоприятных факторов, например,если человек вынужден отказаться от ночного сна во время поездки. Людей первойгруппы называют «стайерами», а второй — «спринтерами»(в спорте так называют бегунов на длинные и короткие дистанции). Существуют ите, кого нельзя строго отнести к какой-либо из групп[2].
Эволюция человека имела ряд особенностей, важных для пониманияэкологии человека:
-         предки человека неимели узкой морфологической, физиологической и экологической специализации, чтообеспечило повышенную адаптивность в эволюционном плане, гибкомуприспособительному поведению и занятию разных экологических ниш;
-         эволюция человеческоговида не только подтверждает правило ускорения эволюции, она намного превысиласкорость эволюции крупных млекопитающих, особенно на последних этапахантропогенеза, что обусловило незавершенность «подгонки» биологии вида кусловиям существования;
-         высокая адаптивность,отсутствие узкой специализации и разнообразная инструментальная деятельностьобусловили развитие высших форм поведения и интеллекта;
-         заключительные этапыантропогенеза сопровождаются возникновением культуры – совокупности средствсоздания материальных ценностей, речевой и знаковой передачи информации иобучения на основе подражания и сигнальной памяти. Культура становитсяопределяющим фактором эволюции человека, ослабляя давление факторовестественного отбора;
-         усвоение культурнойинформации происходит значительно быстрее, чем передача по наследствугенетической информации. Поэтому научно-технический и культурный прогресс нетолько опережают биологическую эволюцию человека, но и замедляют ее, ослабляяестественный отбор[3].
В отличие отэкологических ниш животных экологические ниши человека постоянно менялись,увеличиваясь с нарастающей скоростью.
Предкичеловека занимали нишу собирателей пастбищной пищевой цепи с относительно малойдолей животной пищи. Добыча пищи требовала больших затрат труда и освоениябольшой кормовой территории. Биологическое энергопотребление минимально. Длилсяэтот период около 200 тыс. лет.
Началоиспользования огня и увеличение потребления животной пищи расширилоэкологическое пространство человека до ниши первобытных охотников и рыболовов.К этому же периоду относится и применение огня для выжигания лесов, сначала дляцелей загонной охоты, затем для подсечно-огневого земледелия. Биологическоеэнергопотребление увеличилось в два раза. Длительность этого периода 10 тыс.лет.
Переход кземледелию значительно уменьшил необходимую индивидуальную кормовую площадь,одновременно потребовав увеличения затрат энергии на обработку земли,изготовление орудий труда и т.д.
Наограниченных территориях освоения человек не мог добыть нужное количествоживотной пищи, поэтому распространение земледелия сопровождалось развитиемскотоводства (в т.ч. кочевого) и пастбищного хозяйства. Биологическоеэнергопотребление в пять раз выше. Длительность этого периода около 1000 лет.
Географическоепространство экологической ниши человека занимает более ¾ площади суши(без Антарктиды) – около 105 млн. км2 и во много раз большелюбого другого видового ареала наземных животных. Причем более 70% населениясосредоточено на площади около 7% суши, составляющих наиболее густонаселенныерайоны мира[4].
Заключение
С биологическойточки зрения ныне живущее человечество представляет собой один вид,структурными единицами которого являются расы и популяции. При сравнительномизучении морфологических особенностей представителей различных рас заметначрезвычайная изменчивость по ряду признаков (цвет кожи, рост, форма черепа,пропорции тела и др.). Совершенно очевидно, что все эти признаки и различия неявляются принципиальными. Биология размножения, уход за потомством всущественных чертах одинаковы у различных рас. Межрасовые браки всегдаплодовиты, и потомство часто оказывается гетерозисным, с повышеннойжизнеспособностью. Все районы соприкосновения различных рас одновременноявляются и их смешением. Даже искусственно воздвигаемые преграды социальногопорядка, направленные на сохранение «чистоты» расы, не могут остановить этотпроцесс и препятствовать образованию промежуточных типов.
Человек легкоадаптируется к различным условиям среды, о чем свидетельствуют различныеадаптивные типы людей. Он приспособлен к воздействию различных по силе ипродолжительности неблагоприятных факторов среды. Человек обладает уникальнойстратегией приспособления к действию внешних факторов — стратегией активнойадаптации. Однако она оказывается не абсолютной перед лицом стихийных бедствийи чрезвычайных ситуаций, а также в условиях ускоряющегося ритма жизни изагрязненной среды.[5]
Список литературы
1.    АкимоваТ.А., Хаскин В.В.Экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
2.    Голубева Л.Г. Основы экологии. – Донецк: Издательство ДГТУ,2001.
3.    Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4.    Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. – М.:Вентана–Граф, 2004.
5.    Суханова Р.Т. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.